Как художник Василий Пукирев предугадал свою судьбу картиной? Пукирев картины


Василий Владимирович Пукирев: картины, биография художника

Василий Владимирович Пукирев (1832, с. Лужники, Каширский уезд, Тульская губерния — 1890, Москва) русский художник, выходец из крестьянской семьи, ставший академиком и профессором живописи.

Особенности творчества Василия Пукирева: писал заказные портреты, создавал жанровые произведения, интересовался разными темами — это и крестьянский быт, и купеческая жизнь, и исторические сюжеты.

Известные картины художника Василия Пукирева: «Неравный брак», «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда», «Игрок», «Приданое (Прием приданного в купеческой семье по росписи».

Самая известная работа, сделавшая его знаменитым, — «Неравный брак». В каком-то смысле, Пукирев оказался заложником её, оставшись в памяти современников, да и потомков автором одной картины. И это не совсем справедливо, потому что интересных вещей у него и помимо этой полотна хватает.

О жизни художника Василия Пукирева известно немного, а то, что известно, — во многом овеяно романтическим флером, связанным с той самой знаменитой картиной «Неравный брак». Поначалу судьба к художнику Пукиреву была весьма благосклонна. Выходец из крестьян, учился в церковно-приходском училище в Лужниках Тульской губернии и был замечен в особой любви к рисованию. Вскоре мальчик попал в мастерскую могилевского иконописца, который и дал ему первые живописные уроки. Шестнадцати лет Пукирев поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занимался под руководством Сергея Зарянко.

Пукирев взял резвый старт — из крестьянского сына пробился «в люди» и уже к 18-ти годам получил звание учителя рисования, а к 23-м — звание неклассного художника. Через три года он закончил Училище в звании свободного художника.

Императорская Академия художеств высоко оценила достижения крестьянского сына: 28 лет — и уже академик. На следующий год Пукирев поселился в казенной квартире и начал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Картина художника Василия Пукирева «Неравный брак»

Значимый в его жизни момент: 1862 год — пик славы, вершина! Пукирев написал и выставил ставшую знаменитой картину с говорящим названием «Неравный брак», и она произвела фурор. Художник — в расцвете своей славы, у него много заказов, преподавательская работа в Училище тоже ладится. И мы же помним, что изначально всё это не было написано ему на роду. Наверняка он воспринимал успех острее, чем избалованный аристократ или любимый ребенок в семье художников и музыкантов, для которых с рождения все пути открыты.

В общем, живи да радуйся, лови момент и пользуйся удачей, казалось бы. Что же делает Василий Пукирев? На этом месте в его биографии, как правило, скупо сообщают, что художник подал прошение о заграничном путешествии «для обозрения картинных галерей… и художественных произведений». Причем уезжает он в разгар учебного года. Конечно, знакомство с живописью в Европе — не ссылка на Колыму, но все же слишком стремительно, толком на насладившись собственным триумфом, Пукирев тогда покинул Россию. Или даже бежал? Есть версия, что именно бежал, а от чего — читайте в описании картины. Без женщины здесь не обошлось, сразу скажем. А финансировал эту и следующую поездки Пукирева за границу его товарищ, московский коллекционер Александр Борисовский. Он, кстати, и стал первым владельцем картины, но позже «Неравный брак» перекупил у него за полторы тысячи рублей (весьма значительная сумма по тем временам) Павел Третьяков.

Фортуна отвернулась от художника

Дальнейшая личная жизнь художника Василия Пукирева покрыта тайной. Но в одном письме художника Неврева к Павлу Третьякову упоминается некая госпожа Пукирева. Ею была Софья Терехова, младше Пукирева на 13 лет.

Следует понимать, что в те времена отсутствие кольца и официального статуса ставило женщину в чрезвычайно уязвимое положение. Между тем, современники говорили, что Пукирев всегда был ухожен, обласкан, хорошо одет. Похоже, это еще одна драматическая страница — уже в жизни женщины, оказавшейся с ним рядом. Вероятно, она его любила. А он ее? Ну, нельзя же было не понимать, что значит для женщины в то время не иметь никакого статуса. Отказ дать его — явно не свидетельство в пользу Софьи, которой так и не суждено было на самом деле стать госпожой Пукиревой.

После «Неравного брака» Василий Пукирев не создал ни одной картины, которую поставили бы в один ряд с этой. Честно говоря, это не очень справедливо, у него есть весьма интересные работы. В частности, художнику великолепно, с тонким психологизмом, сарказмом и язвительностью удавалось передать двойные настроения, ироничный подтекст, так явно просвечивающий сквозь видимое на первый взгляд. Чего стоит прекрасный «Прием приданого в купеческой семье по росписи». А какая буря чувств во взгляде художника, выставляющего в мастерской свои картины и созерцающего высокомерную физиономию заказчика!

Но удача от него отвернулась, и его новые работы встречали равнодушно. Впрочем, неудачных среди них тоже хватало. С начала 1870-х годов здоровье художника ослабевало, и вскоре он вынужден был отказаться от преподавательской деятельности. Скромной пенсии едва хватало на жизнь. Пукирев распродал свою небольшую коллекцию картин, а потом он и его невенчанная жена вплотную столкнулись с нуждой. Улыбка фортуны в его жизни оказалась кратковременной, и автор «Неравного брака» скончался в бедности, позабытый почти всеми.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Пукирев Василий Владимирович Картины биография Pukirev Vasiliy

Пукирев Василий Владимирович — русский живописец, портретист, художник бытового жанра. Родился в 1832 году в крестьянской семье в селе Лужники Московской губернии. Получив церковно-приходское образование, поступил в учение к провинциальному иконописцу, в дальнейшем, благодаря счастливому случаю, смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Обучался живописи под руководством профессора Сергея Константиновича Зарянко.

Портрет Облеуховой Портрет М.Н. Облеуховой,1855, Русский музей Игрок Игрок, 1855, Николаевский художественный музей В мастерской художника В мастерской художника,1865, Третьяковская галерея Пукирев Неравный брак Неравный брак, 1862,Третьяковская галерея

Избрав своей специальностью портретную живопись, представил в 1853 году две своих работы в петербургскую Академию художеств и получил за них звание неклассного художника. Окончив курс в 1858 году, Пукирев стал зарабатывать на жизнь созданием портретов и писанием икон. За большой портретный этюд "Девушка" в 1860 году Пукиреву была присуждена степень академика.

В 1863 году на академической выставке художник представил картину "Неравный брак", и имя Пукирева вскоре узнала вся Россия, поскольку картина вызвала бурную полемику в прессе. Эта работа привлекла к себе всеобщее внимание и вызвала самые противоречивые суждения. В основу работы над картиной Пукиревым было положено действительное событие – история несчастной любви С.М. Варенцова, друга художника.

За год до создания картины состоялось обручение пожилого богатого фабриканта с молоденькой девушкой из бедной семьи, некоей С.Н. Рыбниковой, возлюбленной Варенцова. Девушке пришлось выйти замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе. Картину купил П.М. Третьяков, Академия художеств присвоила за эту работу Пукиреву звание профессора живописи народных сцен.

Строительство железной дороги Строительство железной дороги, 1871, Нижегородский художественный музей Пукирев Прием приданого
Прием приданого в купеческой семье по росписи, 1873, Третьяковская галерея Сбор недоимок Сбор недоимок, 1869-1870, музей политической истории России

После этого произведения Пукирев написал и другие картины: "В мастерской художника", "Прерванное венчание", "Приемная концессионера", "Ревность женщины", "Строительство железной дороги", "Дьячок, объясняющий картину Страшного Суда", "Размолвка", "Прием приданого в купеческой семье по росписи", "Сбор недоимок" и другие; однако все эти работы значительно уступали в достоинстве картине "Неравный брак", а некоторые из них были даже очень посредственными. В 1861-1873 годах Пукирев занимался преподавательской деятельностью в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1873 году художник тяжело заболел и вынужден был оставить преподавание. В конце 1870-х годов соратники добились для него скромной пенсии, но улучшения в жизни художника не произошло. В 1890 году Пукирев Василий Владимирович умер в Москве в крайней бедности и практически забытым общественностью.

smallbay.ru

ПУКИРЕВ Василий Владимирович – Галерея произведений (16 изображений).

Открыть доступ

В.В.ПУКИРЕВ

(1832 – 1890)

Василий Пукирев, наверное, навсегда останется в представлении любителей искусства как автор одного великого произведения – картины «Неравный брак». 

А между тем это был очень разносторонний живописец, Пукирев писал пейзажи, портреты, картины на исторические и евангельские сюжеты, иконы, занимался книжной иллюстрацией, обращался к технике литографии и росписи на стекле.

К сожалению, многие блестящие надежды, связанные с его именем не осуществились из-за рано подступившей к художнику болезни…

И всё же есть историческая правда в том, что Пукирева называют «художником одной картины». Мало какое произведение в отечественном искусстве произвело на современников такое впечатление. Как сейчас принято говорит – это был эффект разорвавшейся бомбы, настолько это необычно большое для жанровой живописи полотно соответствовало злободневности эпохи.

Картина всполыхнула и передовые просвещённые круги, и академическое болото. Те высокие чувства, которые художник, на основе факта из личной жизни, вложил Пукирев в свой труд, его мысли о пользе художества для общества получили подтверждение в реальности.

Илья Репин свидетельствовал, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу, а известный историк Н.И.Костомаров, увидев картину, взял назад своё намерение жениться на молодой особе».

 

Василий Владимирович Пукирев родился в 1832 году в селе Лужники Каширского уезда Тульской губернии в семье крепостного крестьянина. Учился в МУЖВ (1847-1855) У Е.Я.Васильева, М.И.Скотти, А.Н.Мокрицкого, С.К.Зарянко. За представленные в 1855 году портреты был удостоен звания неклассного (свободного) художника.

В октябре 1862 – январе 1863 и в мае – июле 1864 на средства члена МОЛХ А.А.Борисовского ездил за границу. В 1860 удостоен звания академика по живописи исторической и портретной. За картину «Неравный брак» получил звание профессора.

Жил в Москве, в 1861-1873 годах Пукирев преподавал в МУЖВЗ, в связи с болезнью оставил преподавание. Совместно с А.К.Саврасовым подготовил «Курс рисования» (1869). Занимался литографией, книжной иллюстрацией.

 

1. Пукирев Василий "Портрет Е.Д.Тюрина (?)" 1855 Холст, масло 91х75 Тюменский музей изобразительных искусств
1. Пукирев Василий «Портрет Е.Д.Тюрина (?)» 1855 Холст, масло 91х75 Тюменский музей изобразительных искусств2. Пукирев Василий "Портрет Тюриной (?)" 1854 Холст, масло 91х75 Тюменский музей изобразительных искусств 2. Пукирев Василий «Портрет Тюриной (?)» 1854 Холст, масло 91х75 Тюменский музей изобразительных искусств 3. Пукирев Василий "Портрет мужчины и девочки" 1854 Картон, акварель, белила, лак, графитный карандаш 30,2х23 Рыбинский музей-заповедник 3. Пукирев Василий «Портрет мужчины и девочки» 1854 Картон, акварель, белила, лак, графитный карандаш 30,2х23 Рыбинский музей-заповедник4. Пукирев Василий "Вид имения Давыдково вблизи реки Сетунь" 1860 Холст, масло 28,5х51 Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
4. Пукирев Василий «Вид имения Давыдково вблизи реки Сетунь» 1860 Холст, масло 28,5х51 Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени 5. Пукирев Василий "Неравный брак" 1862 Холст, масло 173х136,5 Государственная Третьяковская галерея 5. Пукирев Василий «Неравный брак» 1862 Холст, масло 173х136,5 Государственная Третьяковская галерея6. Пукирев Василий "Неравный брак. Эскиз одноименной картины" 1862 Картон, масло 34,7х26,9 Государственная Третьяковская галерея 6. Пукирев Василий «Неравный брак. Эскиз одноименной картины» 1862 Картон, масло 34,7х26,9 Государственная Третьяковская галерея 7. Пукирев Василий "Голова старика. Этюд для картины "Неравный брак" 1861-1862 Холст, масло 41,2х36 Государственная Третьяковская галерея 7. Пукирев Василий «Голова старика. Этюд для картины «Неравный брак» 1861-1862 Холст, масло 41,2х36 Государственная Третьяковская галерея8. Пукирев Василий "В мастерской художника" 1865 Холст, масло 59х73 Государственная Третьяковская галерея 8. Пукирев Василий «В мастерской художника» 1865 Холст, масло 59х73 Государственная Третьяковская галерея 9. Пукирев Василий "Спящий мальчик. Лист из "Альбома видов и сцен из русской жизни" 1867 Литография с тоном 41,9х32,5, 21х27,2 Государственный Русский музей 9. Пукирев Василий «Спящий мальчик. Лист из «Альбома видов и сцен из русской жизни» 1867 Литография с тоном 41,9х32,5, 21х27,2 Государственный Русский музей10. Пукирев Василий "Ревнивая жена" 1868 Холст, масло 28,3х22,7 Государственный Русский музей 10. Пукирев Василий «Ревнивая жена» 1868 Холст, масло 28,3х22,7 Государственный Русский музей 11. Пукирев Василий "Автопортрет" 1868 Холст, масло 86х69 Государственный Русский музей 11. Пукирев Василий «Автопортрет» 1868 Холст, масло 86х69 Государственный Русский музей12. Пукирев Василий "Портрет О.И.Кильдюшевской" 1868-1869 Холст, масло 76,1х62,2 Государственная Третьяковская галерея 12. Пукирев Василий «Портрет О.И.Кильдюшевской» 1868-1869 Холст, масло 76,1х62,2 Государственная Третьяковская галерея 13. Пукирев Василий "Строительство железной дороги" 1871 Холст, масло 84,8х63,3 Нижегородский государственный художественный музей 13. Пукирев Василий «Строительство железной дороги» 1871 Холст, масло 84,8х63,3 Нижегородский государственный художественный музей14. Пукирев Василий "Прием приданного по росписи" 1873 Холст, масло 66х83 Государственная Третьяковская галерея 14. Пукирев Василий «Прием приданного по росписи» 1873 Холст, масло 66х83 Государственная Третьяковская галерея 15. Пукирев Василий "Кунцево" 1880 Холст, масло 32,5х48,7 Государственная Третьяковская галерея 15. Пукирев Василий «Кунцево» 1880 Холст, масло 32,5х48,7 Государственная Третьяковская галерея16. Пукирев Василий "Иван Грозный в молельне" 1884 Холст, масло 74х93 Государственный музей истории религии, С.-Петербург 16. Пукирев Василий «Иван Грозный в молельне» 1884 Холст, масло 74х93 Государственный музей истории религии, С.-Петербург ПУКИРЕВ Василий Владимирович – Галерея произведений (16 изображений). ПУКИРЕВ Василий Владимирович – Галерея произведений (16 изображений).

cultobzor.ru

Как художник Василий Пукирев предугадал свою судьбу картиной? | Культура

«Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни, — писал известный критик Владимир Стасов. — Продажа и покупка невесты — это ли не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день?»

Сцену эту Пукирев не только видел, но и пережил лично. Что, впрочем, не удивительно: деньги и положение всегда имели немалое значение…

Бывший крепостной из села Лужники Каширского уезда Тульской губернии первые уроки рисования получил у деревенского иконописца, а продолжил учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, добывая средства к существованию частными уроками и продажей своих работ. Особенно удавались ему портреты. Уже на третьем году в училище Пукирев заслужил звание неклассного художника, дававшее право на преподавание, а один из педагогов предложил ему совместно работать с учениками, деля пополам скромную зарплату.

В. В. Пукирев, «Неравный брак», 1862 г.В. В. Пукирев, «Неравный брак», 1862 г.Фото: ru.wikipedia.org

Этого, однако, не получилось — есть версия, что Василий Владимирович отказался от предложения из гордости и продолжал жизнь впроголодь. Материальное положение его поправилось только после окончания учебы. За картину «Татьяна» Пукирев был удостоен звания «академика по живописи исторической и портретной», имел довольно много заказов, преподавал в училище.

Был Василий Владимирович человеком дружелюбным и общительным, поэтому не удивительно, что учившийся у него купеческий сын Сергей Варенцов поделился с Пукиревым историей своей любви к дочке купца Рыбникова. Родители девушки предпочли ему более старшего по возрасту «очень богатого и хорошего человека», вспоминал племянник Варенцова Николай, мемуары которого дошли до нашего времени. В довершение к этой обиде несостоявшемуся жениху пришлось быть шафером на свадьбе удачливого соперника, с которым Сергей состоял в родстве. В. В. Пукирев, «Неравный брак», фрагмент, 1862 гВ. В. Пукирев, «Неравный брак», фрагмент, 1862 гФото: ru.wikipedia.org

Пукирев «воспользовался рассказом приятеля для сюжета картины „Неравный брак“, изобразив… шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым вышла крупная ссора, когда Варенцов увидел изображение свое на ней. Художник был вынужден приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович бороды не носил».

Автор полотна и Варенцов были внешне довольно схожи, очевидно, поэтому появилась версия о том, что в образе шафера Пукирев написал себя.

Реальный прототип был и у «картинной» невесты. Это Прасковья Матвеевна Варенцова — однофамилица Сергея Михайловича, внучатая племянница княгини Щепиной-Ростовской, урожденной Варенцовой-Тарховской. Пукирев был влюблен в нее и хотел жениться, надеясь, что обретенные им известность и некоторое благосостояние обеспечат согласие родителей на брак. Однако те отказали, рассчитывая на более выгодную партию.

Дальнейшая судьба ее стала известна в начале 2000-х годов, когда в Третьяковскую галерею поступил портрет женщины с надписью на обороте:

«Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».

Личная драма, по существу предсказанная Пукиревым самому себе, сломала художника. По воспоминаниям современников, у него испортился характер, он стал выпивать, работа не шла — новые картины «значительно уступали в достоинстве „Неравному браку“, а некоторые из них вышли даже очень посредственными. Еще слабее были религиозные картины, писанные Пукиревым в конце его деятельности», — отмечает словарь Брокгауза и Ефрона. В. В. Пукирев, «В мастерской художника», 1862 г.В. В. Пукирев, «В мастерской художника», 1862 г.Фото: ru.wikipedia.org

Все больше впадая в бедность, Василий Владимирович распродал собранную им большую коллекцию живописи, а когда и эти деньги подошли к концу, обратился с прошением к председателю совета Московского художественного общества князю Долгорукову, московскому генерал-губернатору:

«Состоя на службе в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества преподавателем двенадцать лет, я захворал… и вышел в отставку. Невзирая на мой страшный недуг, вышедши из Училища, я продолжал работать; теперь же силы мне положительно изменяют, по нездоровью не могу заниматься искусством, почему средств к существованию не имею. Я обращаюсь к вашему сиятельству, как к председателю Училища, гуманному покровителю искусства, прося ходатайствовать мне о пенсионе».

Однако и здесь его ждал отказ.

Автор «Неравного брака» умер в крайней бедности, полузабытый. Но картина его не забылась. По словам Ильи Репина, она попортила «много крови… не одному старому генералу», а историк Николай Костомаров признавался друзьям, что под впечатлением от нее «отказался от намерения жениться на молодой девушке».

Да и в наше время полотно Пукирева не утратило актуальности, о чем ярко свидетельствуют многочисленные телешоу из категории «Богатые тоже плачут»… В. В. Пукирев, «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда», 1868 г.В. В. Пукирев, «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда», 1868 г.Фото: ru.wikipedia.org

Что еще почитать по теме?

Чем отличаются картины Василия Сурикова? «Боярыня Морозова»Илья Ефимович Репин — «трудолюбивая посредственность»? Ко дню рождения художникаПенаты. Почему последние годы жизни великий художник Илья Репин провел за границей?

shkolazhizni.ru

Художник Василий Владимирович Пукирев - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Цитата сообщения Булгакова_Татьяна

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ

Ссылка: Источник здесь

Неравный брак

Приём приданого по росписи

Игрок

Портрет М.Н. Облеуховой

Женский портрет

Автопортрет

В мастерской художника

Иван Грозный в молельне

Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда

Сбор руги

Строительство железной дороги

Дата рождения: 1832Дата смерти: 1890

Для того, чтобы в полной мере понять успех картины Василия Владимировича Пукирева Неравный брак, следовало бы оказаться в Петербурге начала 1860-х годов. Можно поступить иначе: внимательно перечитать впечатление современника о появлении на академической выставке 1862 года названного полотна. Лучшим же свидетелем этого события, возможно, является В.В. Стасов, видный деятель отечественной культуры второй половины XIX века: «Неравный брак Пукирева — одна из самых капитальных, но вместе с тем трагических картин русской школы. Что может быть проще взятого тут сюжета? Продажа и покупка невесты — это ли еще не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день? И, однако, никто раньше Пукирева не запечатлел ее на веки веков на полотне: так все заняты были греческими героями и христианскими мучениками, точно будто бы и тут не герои и не мученики… Все русское общество горячо схватилось за эту картину и сразу глубоко полюбило ее. Академия принуждена была поскорее присудить Пукиреву профессорский диплом, даром что тут явилось одно из самых вопиющих дел: изображение ничтожной “домашней сцены” в размерах самой натуры, в тех размерах, в которых имеют право являться на свет одни высокие сцены, изображаемые истинным искусством. Это ли не торжество новой школы?..»В.В. Пукирев в своих последующих работах едва ли приближался к своему шедевру. Наиболее известные из них (Мастерская художника, 1865; Сбор недоимок, 1873; Прием приданого в купеческой семье по росписи, 1873) не несли столь экспрессивного сюжета, технически могли быть исполнены с большим мастерством. Видимо, объективны слова из некролога на смерть художника: «Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе теплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и короткий след».

hist-etnol.livejournal.com

Пукирев Василий Владимирович,1832-1890-русский живописец-жанрист. - Журнал обо всём

. Это цитата

Пукирев Василий Владимирович,1832-1890-русский живописец-жанрист.

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

Неравный брак

В мастерской художника

Автопортрет

Пукирев Василий Владимирович — русский живописец, портретист, художник бытового жанра. Родился в 1832 году в крестьянской семье в селе Лужники Московской губернии. Получив церковно-приходское образование, поступил в учение к провинциальному иконописцу, в дальнейшем, благодаря счастливому случаю, смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Обучался живописи под руководством профессора Сергея Константиновича Зарянко.

Портрет М.Н. Облеуховой,

Избрав своей специальностью портретную живопись, представил в 1853 году две своих работы в петербургскую Академию художеств и получил за них звание неклассного художника. Окончив курс в 1858 году, Пукирев стал зарабатывать на жизнь созданием портретов и писанием икон. За большой портретный этюд "Девушка" в 1860 году Пукиреву была присуждена степень академика.

В 1863 году на академической выставке художник представил картину "Неравный брак", и имя Пукирева вскоре узнала вся Россия, поскольку картина вызвала бурную полемику в прессе. Эта работа привлекла к себе всеобщее внимание и вызвала самые противоречивые суждения. В основу работы над картиной Пукиревым было положено действительное событие – история несчастной любви С.М. Варенцова, друга художника.

Неравный брак

За год до создания картины состоялось обручение пожилого богатого фабриканта с молоденькой девушкой из бедной семьи, некоей С.Н. Рыбниковой, возлюбленной Варенцова. Девушке пришлось выйти замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе. Картину купил П.М. Третьяков, Академия художеств присвоила за эту работу Пукиреву звание профессора живописи народных сцен.

Прерванное венчание

После этого произведения Пукирев написал и другие картины: "В мастерской художника", "Прерванное венчание", "Приемная концессионера", "Ревность женщины", "Строительство железной дороги", "Дьячок, объясняющий картину Страшного Суда", "Размолвка", "Прием приданого в купеческой семье по росписи", "Сбор недоимок" и другие; однако все эти работы значительно уступали в достоинстве картине "Неравный брак", а некоторые из них были даже очень посредственными. В 1861-1873 годах Пукирев занимался преподавательской деятельностью в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1873 году художник тяжело заболел и вынужден был оставить преподавание. В конце 1870-х годов соратники добились для него скромной пенсии, но улучшения в жизни художника не произошло. В 1890 году Пукирев Василий Владимирович умер в Москве в крайней бедности и практически забытым общественностью.

Сбор недоимок

Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда

Иван Грозный в молельне

Игрок,

Строительство железной дороги

Прием приданого в купеческой семье по росписи

Мальчик с птичьим гнездом

Кунцево

 

 

http://smallbay.ru/artrussia/pukirev.html

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

Серия сообщений "***Русские художники 3":Часть 1 - Гау Владимир Иванович,1816-1895.Часть 1.Императорская семья.Часть 2 - Гау Владимир Иванович,1816-1895..Часть 2....Часть 28 - Прянишников Илларион Михайлович,1840-1894-русский художник и педагог,мастер жанровой живописиЧасть 29 - Максимов Василий Максимович,1844-1911-русский живописец жанрист.Часть 30 - Пукирев Василий Владимирович,1832-1890-русский живописец-жанрист.

kolybanov.livejournal.com

Пукирев Василий Владимирович — русский художник

Русский художник Пукирев Василий Владимирович . Автор картин: Автопортрет. 1868г; Игрок; Мастерская художника; Неравный Брак; Приданое; и многих других.

Пукирев Василий Владимирович (1832-1890)

Родился В. В. Пукирев в крестьянской семье. Учился у иконописца в Могилеве. Во второй половине 1840-х гг. он попадает в Москву и через некоторое время, в 1847 г., поступает в МУЖВ, где успешно занимается, становится прекрасным рисовальщиком.

Благополучно окончив курс в 1858 г., Пукирев зарабатывает на жизнь писанием икон и портретов. Вскоре возвращается в родное училище уже в качестве преподавателя рисунка. В 1860 г. получает звание академика за большой портретный этюд "Девушка".

А в 1863 г. на академической выставке появляется "Неравный брак" (1862), и имя Пукирева узнает вся Россия: картина вызвала бурную полемику в прессе. Позицию ее сторонников наиболее точно выразил В. В. Стасов: "Наконец-то". Наконец-то появилось крупное произведение (в прямом смысле тоже - фигуры изображены почти в натуральную величину) на тему, взятую из современной жизни. Действительно, Пукиреву удалось создать картину, которая была буквально обречена на успех. Сюжет, хорошо знакомый зрителям. Явно обличительный, в духе времени, настрой автора. Выразительность и ясность психологических характеристик. Классическая в своей простоте композиция, великолепный рисунок, виртуозная, доведенная почти до иллюзорности живопись (не случайно Пукирев был учеником С. К. Зарянко).

Следуя классической ренессансной традиции, художник изобразил в картине и самого себя (фигура шафера справа), сделавшись таким образом не просто свидетелем, но участником происходящего. Это было неожиданно и ново для русского искусства того времени. Картина приобрела обостренно-личное звучание: правый шафер явно выделяется среди персонажей второго плана, его фигура образует композиционный и смысловой треугольник с фигурами невесты и старого жениха. Вероятно, поэтому "Неравный брак" был воспринят как трагическая история любви самого художника. Легенда эта дожила до наших дней.

Однако существуют и другие, документально подтвержденные версии о замысле картины: история несчастной любви друга Пукирева С. М. Баренцева, сюжет одного из рассказов украинского писателя Е. П. Гребенки. Так или иначе, идея буквально носилась в воздухе и в Пукиреве нашла своего выразителя. Картину купил П. М. Третьяков, АХ присвоила Пукиреву звание "профессор живописи народных сцен".

И последующие работы художника ("В мастерской художника", 1865; "Дьячок объясняет крестьянам сцену Страшного Суда", 1868; "Сбор недоимок", "Потрава", обе 1870, и др.) пользовались успехом, но в них Пукирев уже не поднялся выше среднего уровня жанровой живописи тех лет.

В 1873 г. художник тяжело заболел и был вынужден оставить преподавание. В 1879 г. коллеги добились для него скромной пенсии. Но денег не хватало, живопись не удавалась. Пукирев распродал свою коллекцию картин, менял квартиры. Менялся и его характер, прежде доброжелательный и мягкий. В 1890 г. полузабытый художник умер в бедности.

Картины художника

Автопортрет. 1868г — Пукирев Василий Владимирович

Автопортрет. 1868г

Игрок — Пукирев Василий Владимирович

Игрок

Мастерская художника — Пукирев Василий Владимирович

Мастерская художника

Неравный Брак — Пукирев Василий Владимирович

Неравный Брак

Приданое — Пукирев Василий Владимирович

Приданое

Строительство железной дороги — Пукирев Василий Владимирович

Строительство железной дороги

wearts.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта