Биография Виктора Гюго. Картины гюго


Виктор Гюго - биография, фото и видео

Виктор Мари Гюго — великий французский писатель, драматург, поэт, один из ярких представителей романтического направления в литературе. Родился Гюго 26 февраля 1802 года в Безансоне. Он был третьим ребенком в семье капитана Ж. Л. С. Гюго, позже отец получит звание генерала. Родители Виктор Мари Гюго плохо ладили между собой, часто разъезжались. После официального разрешения жить раздельно мать забрала сына к себе. Роялистские и вольтерианские взгляды матери сыграли заметную роль в формировании Гюго как личности. Чтобы мальчик получил системное образование, его отдали в 1814 году в пансион Кордье, откуда он в числе наиболее способных учеников перешел в лицей Людовика Великого. К этому времени относятся его ранние поэтические опыты. Окончив в 1818 году лицей, Виктор Гюго вместе с братьями начинают издавать журнала «Литературный консерватор». В журнале были опубликованы его самые ранние стихи и начальная версия романа «Бюг Жаргаль» (1821 г.). В этот период он серьезно увлекся подругой детства Адель Фуше. Однако, мать крайне не одобряла это увлечение и лишь после ее смерти в 1821 году отец разрешил влюбленным встречаться. Отец сумел вернуть любовь сына после смерти матери.

В 1822 году выходит его первый сборник «Оды и разные стихотворения», который понравился Людовику XVIII. В качестве награды молодой поэт получил ежегодную ренту в сумме 1200 франков, что позволило Гюго жениться на Адель.Виктор Гюго с семьей От этого брака у них будет пятеро детей. В 1823 году выходит в свет второй роман Гюго «Ган Исландец». Написанный в готическом стиле он был близок к романтизму. В 1827 году Гюго пишет свое знаменитое «Предисловие» к пьесе «Кромвель», ставшее манифестом французской романтической драматургии. Благодаря ему и вышедшим в 1829 году поэтическому сборнику «Восточные мотивы» и повести «Последний день осужденного», Гюго получает заслуженную известность и славу. 1829 год положил начало невероятно плодотворному периоду в творчестве Виктора Гюго, длившемуся до 1843 года.

В 1829 году из-под его пера выходит пьеса «Марион Делорм», а уже через месяц выходит романтическая драма «Эрнани», ознаменовавшая победу романтизма и триумф автора. Окончательную победу закрепил успех романа «Собор Парижской Богоматери», ставшим одним из наиболее популярных романов Виктора Гюго.Рисунок Виктора Гюго Здесь он впервые предстал перед читателем как потрясающий прозаик. Благодаря драматургическим опытам Гюго приобрел не только славу, но и приличное состояние. Тесно сотрудничая с театрами, он познакомился с прекрасной актрисой Жюльеттой Друз, ставшей его музой и любовницей более чем на тридцать лет. Благодаря большим заслугам в области литературы в 1841 году Гюго был избран членом Французской Академии. В 1842 году выходят его путевые заметки «Рейн», где автор призывает к выгодному сотрудничеству между двумя державами — Францией и Германией. В 1843 году трагически погибает его любимая дочь и зять. Это заставило Гюго отойти от активной общественной жизни и заняться написанием социального романа, получившего условное название «Невзгоды».

Работа над романом была приостановлена в результате революции 1848 года, когда Гюго вернулся к активной общественно-политической жизни. Его избрали членом Национального собрания. В декабре 1851 года во Франции произошел государственный переворот, в результате к власти пришел Наполеон III, Дом-музей Виктора Гюгопротив которого выступал Гюго. Писатель был вынужден провести на чужбине около двадцати лет. Несмотря на свои скитания, Гюго переработает и расширит задуманный ранее роман «Невзгоды» и выпустит его в 1862 году под другим названием — «Отверженные». Он создаст свои потрясающие романы «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Все эти произведения принесут автору всемирную известность. После свержения императора Наполеона III в 1870 году Гюго возвращается в Париж. В 1871 году его избирают депутатом в Национальную Ассамблею. Но несогласие с политикой консерваторов вынуждают его оставить депутатский пост. Он продолжает свою литературную деятельность.

В 1874 году выходит его исторический роман «Девяносто третий год». Памятник Виктору Гюго в Саду ЭрмитажВ 1877 году вышла вторая часть «Легенды веков», а также замечательный сборник «Искусство быть дедом», созданный благодаря общению с внуками. В 1883 году вышла заключительная часть «Легенды веков». В этом же году умерла его любовь, его муза, его верная спутница последних тридцати лет — Жюльетта Друэ. Для Гюго это была тяжелейшая утрата, он проживет еще два года и 22 мая 1885 года этого великого человека не стало. Великий писатель был удостоен государственных похорон, его прах покоится в Пантеоне рядом с останками Вольтера и Руссо.

Похожие записи:

velikielyudi.ru

Кофейная живопись Виктора Гюго: Неизвестный талант известного писателя

Кофейные рисунки Виктора Гюго.Виктор Гюго вошел в историю французской и мировой литературы, как гениальный писатель. Однако не многие знают, что он также был одарен художественным талантом и писал чудесные картины, используя вместо красок – кофе и другие подручные материалы. Сегодня эти работы находятся в коллекции Лувра.

Осьминог, нарисованный кофе.

За свою жизнь Виктор Гюго написал более 4 тысяч картин. Он часто экспериментировал в процессе работы над рисунком: мог писать картину левой рукой или не смотря на холст. Когда не было возможности использовать краски, он охотно пробовал писать сажей, углем или кофейной гущей. Есть свидетельства, что для некоторых картин Виктор Гюго даже использовал собственную кровь.

Кофейный пейзаж.

Несмотря на увлеченность живописью, Виктор Гюго думал, что его картины не идут ни в какое сравнение с литературным талантом. Возможно, именно поэтому он редко показывал картины кому-то, кроме семьи и самых близких друзей. Кстати, Гюго рисовал для себя визитные карточки.

Живопись Виктора Гюго.

Интересно, что живопись Гюго высоко ценили современники. Так, живописец Эжен Делакруа был убежден, что если бы Виктор Гюго не посвятил себя литературе, он мог бы стать выдающимся художником XIX столетия.

Картина написана Виктор Гюго.

К слову, опыты с кофейными рисунками были не случайны для Виктора Гюго. Писатель был заядлым кофеманом, и с удовольствием употреблял крепкий напиток.

Портрет Виктора Гюго, выдающегося французского писателя.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250118/37567/

worldartdalia.blogspot.com

Замки и чудовища Виктора Гюго

Виктор Гюго известен во всем мире, как писатель – но мало известен, как художник. Выставка *Виктор Гюго-человек-океан* открыта в Национальной Библиотеке Франции.

Миранда

Он делал наброски пером и чёрной тушью на обычной бумаге. Больше всего рисунков Гюго создал в тот период, когда решил прекратить писательскую деятельность и посвятить себя политике.

 

Гюго иллюстрировал свои книги (к примеру, в 1856 году вышел сборник, в котором под одной обложкой были “Эрнани”, “Марион Делорм” и “Король забавляется” с иллюстрациями автора), но он не хотел быть иллюстратором. Рисунки оставались для него способом выразить то, что не помещалось в текст. Когда у него было время, он рисовал что угодно – продолжал упавшие на лист чернильные пятна, видел и зарисовывал воображаемых чудовищ, делал очень точные рисунки зданий. Но если писать Гюго мог постоянно, то рисовать – не всегда.

Рисунки Виктора Гюго

 

 

Рисунки Виктора Гюго

Любопытный факт: Гюго считают предвестником такого направления, как Art brut, хотя он об этом и не подозревал – и его рисунками восхищались сюрреалисты.

Многие его картины довольно мрачны. Он отдавал предпочтение темным тонам и сепии. По рисункам видно, что Гюго делал прекрасные рисунки тушью и владел несколькими техниками рисования.

Суть романтизма Гюго объяснил как «странное смятение души, никогда не знающей покоя, то ликующей, то стенающей».

 

В период с 1856 по 1858г. Гюго оставил четыре альбома рисунков, которые не были иллюстрациями к его книгам, а содержали что-то еще. У них довольно интересная история. Два из них, хранящиеся в Национальной Библиотеке, называются «спиритическими альбомами». В 50-е годы писатель увлекался спиритизмом и занимался столоверчением, и карандашные следы, остающиеся от сеансов на листах бумаги, потом дорисовывал до конца. Другие две тетради содержали не менее загадочные рисунки.

Рисунки Виктора Гюго

Две карикатуры: на первой из них – сам Гюго.

Естественно, в этом участвовали не “духи”, как могли в свое время заявлять поклонники писателя – увлечение спиритизмом продлилось недолго – но та часть души, которая у постоянно занятого человека просит выхода наружу, обычно гораздо интереснее, чем какие-нибудь мистические духи. На листе бумаги форматом чуть больше альбомного мог поместиться целый мир.

 

А вот и карикатура на спиритическую жизнь:

На его рисунках почти нет людей. Детально изображенные дома, деревья, солнце сквозь тучи, паук и петухи, странные чудовища. Видимо, это зависело от того, что Гюго, как мы знаем из его биографии, не очень-то интересовался людьми, а больше – персонажами: мир его романов был устроен точно так, как ему хотелось, чего никогда не удавалось добиться живым людям.

Тем не менее он оставил нам два мира – тот, что описал в романах, и тот, что остался в набросках и рисунках. Второй был бы неплохой книгой… Или – нет: этого бы хватило еще не десяток книг.

www.uzaliva.com

краткая биография, фото и видео, личная жизнь

Виктор Гюго

Виктор Мари Гюго (Victor Marie Hugo, 28 февраля 1802 – 22 мая 1885) – французский поэт, писатель и драматург. С 1841 года является почетным членом Французской академии. Гюго считают одним из талантливейших людей своего времени, а также одной из наиболее значимых фигур французского романтизма.

Детство

Виктор Гюго родился 28 февраля во французском городишке Бензасон. Его отец служил в наполеоновской армии, а мать преподавала музыку в одной из школ города. Помимо Виктора, в семье было еще два брата – Абель и Евгений, который впоследствии также пошли по стопам отца и были убиты в одном из сражений.

Из-за того, что отцу Виктора приходилось часто уезжать в командировки, семья переезжала с места на место раз в несколько недель. Так, мальчик и его старшие братья практически с самого рождения путешествовали по Италии, крупным городам Франции, были на Корсике, Эльбе и во многих местах, где на тот момент проходили службу военные армии Наполеона.

Многие библиографы считают, что постоянные поездки лишь сломали судьбу маленького Виктора, однако сам писатель нередко упоминал о том, что именно путешествия позволяли ему смотреть на жизнь неоднообразно, учиться подмечать мельчайшие детали и впоследствии сравнивать их в своих произведениях.

С 1813 года Виктор вместе с матерью переезжает в Париж. На тот момент у матери был бурный роман с генералом Лагори, который согласился перевезти возлюбленную и её отпрыска поближе к себе. Так, Виктор был оторван от остальных братьев, которые остались с отцом, и перевезен в Париж, где он начал образование.

Виктор Гюго

Юность и начало писательской карьеры

По заверениям многих библиографов, мать Виктора никогда не была влюблена в Лагори и согласилась выйти за него замуж только ради сына. Женщина понимала, что, оказавшись рядом с отцом-военным, который был обычным солдатом, сын рано или поздно примкнет к армии, а значит, навсегда сломает свою судьбу и карьеру.

Она не могла выносить того, что муж «отобрал» у неё двух других сыновей, поэтому, познакомившись с Лагори, она решает хотя бы попытаться спасти судьбу Виктора. Так, будущий писатель и драматург оказывается в столице Франции.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

В 1814 году, благодаря связям и авторитету генерала Лагори, Гюго принимают в Лицей Людовика Великого. Именно здесь проявляется его талант к созданию уникальных произведений. Гюго создает такие трагедии, как «Yrtatine», «Athelie ou les scandinaves» и «Louis de Castro», но поскольку Виктор не был уверен в своём таланте, произведения достигли публикации лишь спустя несколько месяцев после создания.

Впервые же заявить о себе он решает на лицейском конкурсе на лучшее стихотворение – специально для мероприятия написано «Les avantages des études». К слову, Виктор получает заветный приз, после чего участвует в еще двух конкурсных мероприятиях, на которых также одерживает победу.

Виктор Гюго

В 1823 году выходит первое полноценное произведение Виктора Гюго под названием «Ган Исландец». Несмотря на то что сам автор уверен, что его творение будет оценено публикой, оно получает лишь несколько положительных отзывов. С основной же критикой по этому произведению выступает Шарль Нодье, с которым Гюго впоследствии станет лучшими друзьями вплоть до 1830 года, когда литературный критик начнет позволять себе чрезмерно резкие негативные отзывы о произведениях товарища.

Виктора Гюго называют одной из ключевых личностей романтизма отнюдь не случайно. Этому способствовал выход в свет в 1827 году произведения «Кромвель», где автор открыто выступает в поддержку французского революционера Франсуа-Жозефа Тальма.

Однако признание и положительные отзывы произведение получает даже не за революционный настрой драматурга, а скорее, за то, что автор отошел от классических канонов единства места и времени. На тот момент это был единственный подобный прецедент, поэтому «Кромвель» стал поводом для дебатов и ожесточенных дискуссий не только многих литературных критиков, но и даже других писателей.

Виктор Гюго

Работа в театре

С 1830 года Виктор Гюго работает преимущественно в театре. Этому периоду принадлежат такие работы автора, как «Лучи и тени», «Внутренние голоса» и несколько других пьес, которые практически сразу же показываются широкой публике.

За год до этого Гюго создает пьесу «Эрнани», которую ему удается поставить на сцене с помощью одного из влиятельных друзей. Сюжет и общая картина произведения вновь становятся причиной для баталий между критиками, ведь Гюго напрочь изменяет каноны и смешивает так называемое классическое (по его мнению, старое) искусство с новым. Результат практически полностью отвергается как критиками, так и самими актерами. Но находится и сторонник Гюго – Теофиль Готье, который выступает за новизну в искусстве и добивается того, что «Эрнани» ставят в еще нескольких городских театрах.

Виктор Гюго

Личная жизнь

Осенью 1822 года Виктор Гюго знакомится со своей первой и единственной любовью – француженкой Адель Фуше. В отличие от писателя, Адель происходит из аристократической семьи, которая была вынуждена скрываться некоторое время в связи с подозрением в убийстве одного из королей. Тем не менее предков Фуше оправдали, после чего аристократам полностью возвратили их привилегии в обществе.

В этом же году пара тайно поженилась. В браке родилось пять детей: Франсуа-Виктор, Леопольдина, Адель, Леопольд и Шарль. Семья всегда являлась для Гюго опорой и поддержкой. Он всегда стремился к близким и до последней минуты с нежностью вспоминал все моменты, проведенные вместе с родными для него людьми.

stories-of-success.ru

Портрет Виктора Гюго - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Главный сайт Портала
www.arts-museum.ru
Японская гравюра XVIII-XIX веков
www.japaneseprints.ru
Меценаты нового искусства
www.artmaecenas.ru
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
www.newpaintart.ru
Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя
www.germanprints.ru
Официальный интернет-магазин
www.artsmuseumshop.ru
Отдел личных коллекций
www.artprivatecollections.ru
Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею
www.virtual.arts-museum.ru
Отдел нумизматики
www.coins-and-medals.ru
Мемориальная квартира Святослава Рихтера
www.sviatoslav-richter.ru
Технология виртуальной реальности VR
www.vr.arts-museum.ru
Отдел реставрации и консервации музея
www.museumconservation.ru
Итальянская живопись VIII-XX веков
www.italian-art.ru
Музей. Пространство внимания
www.heatmap.arts-museum.ru
Центр эстетического воспитания «Мусейон»
www.museyon.ru
Шедевры античного искусства
www.antic-art.ru
Человек как птица. Образы путешествий
www.venice.arts-museum.ru
Британская гравюра XVIII—XIX веков
www.britishprints.ru
Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.
www.shroud.arts-museum.ru
Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ)
www.newestmuseum.ru
Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия
www.russianprints.ru
Музейный городок
www.quarter.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

www.arts-museum.ru

Гюго, Виктор — википедия фото

Детство

Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие — Абель[fr], (1798—1865) и Эжен[fr], (1800—1837)). Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго[fr] (1773—1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше[fr] (1772—1821) — дочь нантского судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803—1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж[6]. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.

В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

Юность и начало литературной деятельности

  Виктор Гюго в молодости

С 1814 по 1818 год Гюго учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет он начал творческую деятельность: пишет свои неопубликованные трагедии — «Yrtatine», которую посвящает своей матери; и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия. В 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études», в 1819 — две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri IV), положившие начало его «Легенде веков». Затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819—1821 издаёт Le Conservateur littéraire[fr], литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur[fr]. Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго закрепившую за ним репутацию монархиста[6].

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше[fr] (1803—1868), в этом браке родилось пятеро детей:

В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец»[fr] (Han d’Islande), получивший сдержанный приём. Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала — колыбели романтизма, которое оказало большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго.

Дружба Гюго и Нодье продлится с 1827 по 1830 год, когда последний станет всё более критично высказываться по поводу произведений писателя. Несколько ранее Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» (Odes à mon père, 1823), «Два острова» (1825) и «После битвы» (Après la bataille). Его отец скончался в 1828 году.

Пьеса Гюго «Кромвель»[fr] (Cromwell), написанная специально для великого актёра французской революции Франсуа-Жозефа Тальма и, опубликованная в 1827 году, вызвала бурные споры. В предисловии к драме автор отвергает условности классицизма, особенно единство места и времени, и закладывает основы романтической драмы.

Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа.

С 1826 по 1837 год семья писателя часто проживает в Шато де Рош[fr], в Бьевре[fr], поместье Луи-Франсуа Бертена, редактора Journal des débats. Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les Orientales, 1829) и «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831). Тема «Восточных мотивов» — Греческая война за независимость, где Гюго выступает в поддержку родины Гомера.

В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Dernier Jour d’un condamné), в 1834 — «Клод Ге» (Claude Gueux). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни. Роман «Собор Парижской Богоматери» был опубликован в промежутке между этими двумя произведениями, в 1831 году.

Гюго становится признанным вождём французского романтизма и его теоретиком.

  Карикатура Бенжамена Рубо «Большая дорога в будущее» (1842). Впереди колонны одетый драгуном Гюго, с лозунгом «Уродливое — это прекрасное». За ним следуют Т. Готье, Кассаньяк, Ф. Вей, Ламартин, некто П. Фуше, Э. Сю, А. Дюма, Ф. Сулье, Л. Гозлан, К. Делавинь, Ж. Мери, А. Карр, А. де Виньи.

Годы, посвящённые театру

С 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только для театра. Тем не менее, он публикует в это время несколько сборников поэтических произведений:

  • «Осенние листья»[fr] (Les Feuilles d’automne, 1831),
  • «Песни сумерек» (Les Chants du crépuscule, 1835),
  • «Внутренние голоса» (Les Voix intérieures, 1837),
  • «Лучи и тени» (Les Rayons et les Ombres, 1840).

В «Песнях сумерек» Виктор Гюго с великим восхищением возвеличивает Июльскую революцию 1830 года.

Уже в 1828 году он поставил свою раннюю пьесу «Эми Робсарт». 1829 — год создания пьесы «Эрнани» (первая постановка в 1830 году), которая стала поводом для литературных баталий между представителями старого и нового искусства. Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль Готье, c воодушевлением воспринявший это романтическое произведение. Эти споры остались в истории литературы под названием «битва за „Эрнани“». Пьеса «Марион Делорм», запрещённая в 1829 году, была поставлена в театре «Порт-Сен-Мартен»; а «Король забавляется» — в «Комеди Франсэз» в 1832 году (снята с репертуара и запрещена сразу же после премьеры, показ возобновлён только спустя 50 лет).

Запрет последней побудил Виктора Гюго написать следующее предисловие к первоначальному изданию 1832 года, которое начиналось так: "Появление этой драмы на сцене театра дало основание неслыханным действиям со стороны правительства. На следующий день после первого представления автор получил записку от мсье Жуслена де ла Саля, директора сцены в «Театр-Франсе». Вот её точное содержание: «Сейчас десять часов тридцать минут, и я получил распоряжение остановить представление пьесы „Король забавляется“. Мне передал это распоряжение мсье Тэлор от лица министра».

Это было 23 ноября. Тремя днями позже — 26 ноября — Виктор Гюго обратился с письмом к главному редактору газеты «Le National», в котором говорилось: «Мсье, меня предупредили, что часть благородной учащейся молодежи и художников собирается сегодня вечером или завтра явиться в театр и требовать показа драмы „Король забавляется“, а также протестовать против неслыханного акта произвола, из-за которого пьеса была закрыта. Я надеюсь, мсье, что есть другие средства наказать эти незаконные действия, и я их употреблю. Позвольте мне воспользоваться вашей газетой для поддержки друзей свободы, искусства и мысли, и не допустить жестоких выступлений, которые могут привести к бунту, столь желаемому правительством в течение долгого времени. С глубоким уважением, Виктор Гюго. 26 ноября 1832 года».

В основе сюжетного конфликта во всех драмах Гюго лежит жестокий поединок между титулованным деспотом и бесправным плебеем. Таково столкновение безвестного юноши Дидье и его подруги Марион со всесильным министром Ришелье в драме «Марион Делорм» или изгнанника Эрнани с испанским королём доном Карлосом в «Эрнани». Иногда подобное столкновение доведено до гротескной заостренности, как в драме «Король забавляется», где конфликт разыгрывается между баловнем судьбы, облеченным властью, — красавцем и бессердечным эгоистом королём Франциском, и обиженным богом и людьми горбатым уродом — шутом Трибуле.

В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра[7], в 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 году он вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором[7].

  Квазимодо (герой романа «Собор Парижской Богоматери») — Люк-Оливье Мерсон. Гравюра из книги Альфреда Барбу «Виктор Гюго и его время» (1881)   Козетта — героиня романа «Отверженные». Иллюстрация Эмиля Баяра

Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал Франсуа Шатобриан, известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся — во Франции начала XIX века. В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем», а также что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет занимать весомое место в политике как лидер республиканизма, и будет сослан в ссылку из-за своих политических взглядов.

Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ принесли Гюго успех и славу ещё в ранние годы жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет. Королём Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости. За этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» (Odes et Ballades), написанное в 1826 году, через четыре года после первого триумфа. Оно представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы, «Последний день приговорённого к смерти» (Le Dernier jour d’un condamné), была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, которое продолжилось в его последующих работах. Повесть оказала большое влияние на таких писателей, как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский[8]. Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 году и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости — романа-эпопеи «Отверженные» (Les Miserables). Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris («Собор Парижской Богоматери»), опубликованный в 1831 году и быстро переведённый на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов появления романа было последующее привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

«Отверженные»

«Собор Парижской Богоматери»

«Человек, который смеётся»

  Иллюстрация Даниеля Вирга во французском издании романа «Человек, который смеётся» (1876)

«Человек, который смеётся» (фр. L'Homme qui rit) — один из самых известных романов Виктора Гюго, написанный в 60-х годах XIX века. Точкой отсчёта в сюжете романа является 29 января 1690 года, когда в Портленде при таинственных обстоятельствах оказывается брошен ребёнок.

К работе над романом Гюго приступил в июле 1866 года в Брюсселе. В письме к парижскому издателю Лакруа Виктор Гюго предлагает название произведения «По приказу короля», но позже, по совету друзей, останавливается на окончательном заглавии «Человек, который смеётся».

Роман был закончен 23 августа 1868 года, а 19 апреля — 8 мая 1869 года вышел в свет у Лакруа. Действие сюжета происходит с 1688 по 1705 год. Перед написанием Гюго в течение нескольких месяцев собирал материалы по истории Англии с конца XVII до начала XVIII века.[9]

Виктор Гюго начал рисовать в возрасте 8 лет. Сейчас у частных коллекционеров и в музеях находится около 4000 работ писателя они по сей день имеют успех и продаются на аукционах). Большинство работ были написаны чернилами и карандашами в период с 1848 года по 1851 год. Он делал наброски пером и чёрной тушью на обычной бумаге. Делакруа заявлял Гюго: «Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности» (Делакруа делал эскизы костюмов для первой пьесы Гюго «Эми Робсарт»)[15].

Гюго был знаком со многими художниками и иллюстраторами, братья Девериа, Эжен Делакруа, так его близким другом был Луи Буланже. Восхищение писателем и поэтом вылилось в глубокую взаимную дружбу, ежедневно бывая в доме Гюго, Буланже оставил массу портретов людей, группировавшихся вокруг писателя.

Его привлекали сюжеты фантастические, навеянные все теми же поэмами Гюго: «Призрак», «Ленора», «Дьявольская охота». Мастерски выполнена литография «Ночной шабаш», где в жутком и стремительном хороводе несутся черти, обнаженные ведьмы, змеи и прочая «нечистая сила», фигурирующая в балладе Гюго. На целую серию литографий вдохновил Буланже роман «Собор Парижской богоматери». Конечно, нельзя исчерпать творчество Буланже всеобъемлющим влиянием Гюго. Художник вдохновлялся сюжетами истории прошлого и настоящего, Библией, итальянской литературой… Но лучшими остаются работы, навеянные искусством Гюго. Талант писателя был родствен художнику, в его творчестве он находил наиболее верную поддержку своим исканиям. Их преданная дружба, длившаяся всю жизнь, была предметом восхищения современников. «Месье Гюго потерял Буланже»,— сказал Бодлер, узнав о смерти художника. А в отзыве на «Салон 1845 года» (изданной в том же году брошюры объёмом около 50 страниц, подписанной «Бодлер-Дюфаи»). Бодлер дает такую характеристику Луи Буланже: «перед нами последние обломки старого романтизма — вот что значит жить в эпоху, когда считается, будто художнику достаточно вдохновения, заменяющего все остальное; вот та пропасть, куда увлекает Мазепу его дикая скачка. Г-н Виктор Гюго, погубивший столь многих, погубил и г-на Буланже — поэт столкнул в яму живописца. А между тем г-н Буланже пишет вполне прилично — достаточно взглянуть на его портреты; но где, черт возьми, выудил он диплом исторического живописца и вдохновенного художника? Уж не в предисловиях ли и одах своего знаменитого друга?»

  Шесть персонажей Виктора Гюго. Холст, масло. Музей изящных искусств, Дижон

В марте 1866 года вышел в свет роман «Труженики моря» с иллюстрациями Гюстава Доре. «Молодой, даровитый мэтр! Благодарю вас, — пишет ему Гюго 18 декабря 1866 года. — Сегодня, несмотря на бурю, до меня дошла ничуть не уступающая ей в силе иллюстрация к „Труженикам моря“. Вы изобразили на этом рисунке и кораблекрушение, и корабль, и риф, и гидру, и человека. Ваш спрут страшен. Ваш Жильят велик».[16]

Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Кандидатура Родена была выбрана в том числе и потому, что ранее он создал бюст писателя, принятый положительно. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.

Самым известным иллюстратором книг Гюго, пожалуй, является художник Эмиль Байар («Отверженные»). Эмблемой мюзикла «Отверженные» является картина, на которой покинутая Козетта метёт полы в кабаке у Тенардье. В мюзикле эта сцена соответствует песне «Castle on a Cloud» (Замок на облаке). Обычно используется обрезанная версия картины, где видны только голова и плечи девочки, часто в эмблему вплетается фоном развевающийся французский флаг. Это изображение основано на гравюре Густава Бриона, который в свою очередь взял за основу рисунок Эмиля Байара.

В СССР оформлял его книги Пинкисевич П. Н., последней книгой которую иллюстрировал Кравченко А. И. известный мастер гравюры, был «Собор Парижской богоматери» (1940).[17] Также известностью пользуются иллюстрации современного французского художника Бенжамена Лакомба (Benjamin Lacombe) (род. в 1982). (Victor Hugo, Notre-Dame de Paris, Partie 1 - 2011, Partie 2 - 2012. Éditions Soleil).

org-wikipediya.ru

Персоны и личности (интересное о известных): Виктор Гюго

  Стихотворения Виктора Гюго

Он не знал сколь долгой будет его разлука с родиной, знал лишь, что не вернется во Францию, пока там будет во власти Луи Бонапарт, Наполеон3- так он стал называться год спустя. "Я побежден, но счастлив. Удовлетворенная совесть- это безоблачное небо нашей души. Скоро со мной будет моя семья, и я спокойно стану ждать, когда Бог вернет мне родину. Но я хочу получить ее только свободной". Свое слово Гюго сдержал, отказавшись от амнистии на девятом году своего изгнания и снискав тем самым уважение французов. Его доверенным лицом в Париже была жена. Правительство не хотело выставлять себя на посмешище , преследуя известного поэта, поэтому  Адель Гюго удалось добиться временного (декрет об объявлении Гюго изгнанником появился лишь год спустя) сохранения за Виктором Гюго авторских прав и жалования академика. А в Брюсселе быт Виктора налаживала Жюльетта Друэ. Тем временем он задумал  "Историю одного преступления"- описание государственного переворота. Его политическим оружием было перо. "Чернильница против пушек",- шутил он. Но материала было недостаточно, и он всего за несколько недель написал памфлет "Наполеон малый"-потрясающую обвинительную речь в духе классических римских традиций. Поскольку Гюго предупредили: если он позволит написать что-то предосудительное о Наполеоне3, его тотчас-же  вышлют их Бельгии, "Наполеон Малый" был издан в Англии. Он сразу же поступил в продажу и прогремел на всю Европу. Во Францию книга ввозилась нелегально. "Моя книжечька просачивается во Францию нелегально и, капля за каплей, бьет по Бонапарту,- писал автор будоражащей умы книги.- Быть может, она в конце концов пробьет в нем дыру... Этот болван велел выстроить целый лес штыков, чтобы помешать высадиться на берег одной книге..." Виктор Гюго вместе с семьей и Жульетой Друэ поселился на острове Джерси, расположенном в проливе Ла-Манш. Некоторое время он просто отдыхал, а потом принялся за работу. Из под его пера вышел сборник стихов "Возмездие", и это был совершенно новый Гюго. Любой изгнанник, лишенный возможности действовать, теряет чувство  меры, что часто делает его плохим политиком, ни- иногда- великим поэтом. Гюго излил свой гнев в стихах и ошеломил читателей. Вдали от светской жизни он стал самим собой. Не надо было ходить в Академию, не было парламентских дебатов, исчезли поглощавшие его силы и время женщины. Жульета Дреэ, конечно не в счет. Она давно жила по установленным для нее самим Гюго правилам- рядом но не вместе. Удивительно насколько эта женщина была способна годами и десятилетиями приносить себя в жертву собственной любви. В то время произошло событие, заставившее Гюго на время прервать работу и покинуть Джерси. Известно, что доля политического изгнанника нелегка: его терпят, но своим не считают. Виктор Гюго, всегда осуждавший смертную казнь, со справедливым негодованием выразил  протест против исполнения смертного приговора, когда неумелый палач, вешая приговоренного,  подверг его мучительной предсмертной пытке. Гюго был прав, но иностранцу не положено быть правым, к тому же это был не единственные его открытый протест против действий властей, и писателю было предложено покинуть остров. Виктор Гюго отправился на соседний остров Норманского архипелага.
Дом -музей Виктора Гюго
Гернси, на который он переселился, был меньше острова Джерси, берега его выше и круче- "Скала затерянная в море". Но Гюго нравилась эта суровость. Нравился и город, в котором он жил.- Сен-Питер-Порт, главный город острова. Ему отлично там работалось, и он превосходно себя чувствовал. "Я пишу стихи, всевозможные стихи, одни, для моей родины, другие- для себя..." Двухтомник "Созерцания" завоевал неожиданно громкий успех у читателей и вызвал многочисленные отклики парижских друзей. Свое восхищение выразили Мишле, Дюма, Жоорж-Санд, Луи Буланже..."Эту книгу надо читать так, словно ее написал человек, которого уже нет в живых, - объяснял в предисловии Гюго .- Двадцать пять лет заключено в этих двух томах. Коммерческий успех "Созерцаний"  был столь же значительным, и Виктор Гюго впервые в жизни приобрел недвижимость- дом №38 по улице Отвиль. "От первой балки до последней черепицы "Созерцания" оплатят все. Эта книга дала мне крышу над головой..." Теперь он стал собственником и налогоплательщиком, и его нельзя уже было выслать с острова. Таков был местный закон. К тому же Гюго не возлагал особых надежд на скорые перемены во Франции. "Отвиль-Хауз"- так он назвал свой дом- обеспечил ему независимость и возможность работать. Несколько лет ушло на его перестройку по собственному проекту Гюго. По словам  Шарля, его  отец создал "трехэтажный автограф, поэму из нескльких комнат". На крыше дома возвышался кабинет, сквозь застекленные окна которого было видно море. В этом доме Гюго прожил четырнадцать лет. Потомки Виктора Гюго подарили его Парижу, и сейчас там музей. В Отвиль-Хаузе родилась "Легенда веков" над которой Гюго работал до конца жизни. " Черт подери, какой поэт!- восторгался Флобер. - Я залпом проглотил два тома... Папаша Гюго вскружил мне голову. Ну и силач!" .Даже недружелюбно настроенные литераторы уже не сомневались в величии Гюго.
Жюльетта Друэ
После многолетнего перерыва он вновь взялся за "Отверженных" и на полях рукописи написал, что прервал работу "Пер Франции, а продолжил изгой". Он обдумывал и писал этот роман в течении почти тридцати лет, а Жюльета Друэ, его неоценимый помощник, переписывала рукопись и делала это с огромным удовольствием. Ведь это ее жизнь, жизнь бывшей пансионерки монастыря  Сен-Мадлен, описана в рассказе о детстве Клозеты. "Это ни хорошо ни плохо, - сказал об "Отверженных" Теофиль Готье, твотение это создано не руками человека. оно, можно сказать, порождение стихии". Вслед за "Отверженными появились "Труженики моря". Француа Виктор писал тогда отцу: "Ты пользуешся огромным, всеобщим успехом... Тебя поняли, этим все сказано... Твое имя мелькает во всех газетах. на всех стенах, во всех витринах, оно у всех на устах..." Свое восхищение романом пресса выразила устами молодого критика Эмиля Золя:"Мы присутствуем при грандиозном сновидении могучего мыслителя, который сталкивает человека с бесконечностью..." Гюго уже было далеко за шестьдесят,  а он работал с рассвета до сумерек. Так появилась очередная книга- "Человек, который смеется". Он по прежнему писал достойные восхищения стихи, неизменно оставаясь творчески сильным и плодовитым. "Я хорошо знаю, что не старею, а наоборот, расту... Тело стареет, а мысль растет. Подо моей старостью таится расцвет..." Деятельность Гюго изгнанника  завоевала ему огромную популярность. Но поглощенный творчеством и общественной деятельностью, он не замечал насколько его близким тяжело. Нельзя сказать, что он не любил свою семью, но для него жалобы и семейные ссоры не имели никакого значения. Значение имела только его работа. Он мог рассуждать о "величественных эгоистах бесконечности" и человеческих страданиях на страницах своих произведений, но  милосердие не касалось его собственного дома. Для троих его детей и их матери жизнь на острове была невыносима.
Семья Виктора Гюго
 "Постепенно "Отвиль-Хауз" опустел, сначала уехала Адель Гюго с дочерью, затем и сыновья. Они еще не раз наведывались к отцу, но ненадолго. Мать пыталась по мере сил оправдать детей в глазах отца, раздраженного их отсутствием. В записной книжке Гюго сохранилась полная горечи запись: "Дом- твой, ты будешь там один". Верной и безропотной спутницей оставались лишь Жюльета Друэ: "Если бы я осмелилась, я молила бы небеса продлить наше пребывание до конца днец наших." Летом все собирались в Брюселе, где жил Шарль со своей семьей. Тысяча восемьсот шестьдесят восьмой год был непростым для Гюго: умер его годовалый внук Жорж, первенец Шарля;  вскоре родился второй внук, когорого тоже назвали Жоржем; через полгода ушла из жизни жена Виктора- Адель Гюго... По-прежнему не было никаких вестей от дочери Деде(Адели). Она, уже давно внушавшая родным опасения по поводу своего психического здоровья, тайком уехала за окиан в погоне за своим мнимым женихом лейтенантом Пинсоном (к тому времени, как 33-летняя Адель его разыскала, не подозревавший о своем "жениховстве" Пинсон оказался уже женатым и даже успел стать отцом) зато в следующем году Виктора Гюго ждала радость- появилась на свет внучка Жанна. Внуки станут утешением писателя на закате его жизни. Возвращение Известие  о падении империи и восстановлении республики застало Виктора Гюго в Брюсселе. и уже на следующий день он отправился на родину. Переезжая границу Бельгии и Франции, сын генерала Гюго не смог удержаться от слез. "Девятнадцать лет я ждал этой минуты", - сказал он сопровождающему его молодого писателю. На Северном вокзале Парижа его встречала огромная толпа. Звучала Марсельеза, крики: "Да здравствует Гюго!", "Да здравствует Франция!" Потрясенный встречей, шестидесяти-восьмилетний Виктор Гюго обратился к народу с пламенной речью: "Один этот день вознаградил меня за двадцать лет изгнания!" Популярность его не знала границ, и он, вполне естественно, надеялся, что ему найдется место у кормила власти. Но этого не произошло- он оказался не у дел. Гюго не дали никаких официальных поручений, временное правительство, которое в народе называли "правительством национальной измены", его будто не замечало. Конечно он испытывал некоторую обиду, впрочем, роль поэта и патриота республики, считал он, гораздо выше роли президента. Его боевому духу удивлялись те, кто уже примирился с поражением Франции. "Мы еще воспрянем, -уверял Гюго, Мы не можем погибнуть". Он обратился с воззванием к немцам: "Идите, штурмуйте стены Парижа... А я , старик, останусь в нем безоружным. Я предпочитаю быть с народами, которые умирают, и мне вас жаль, идущих с королями, которые убивают...." Он записался в национальную гвардию, и никто не улыбался, глядя на старика в штатском и в кепи гвардейца. Авторский гонорар за зборник стихов "Возмездие" он отдал на отлив новых орудий, одно из которых назвали "Виктор Гюго". В осажденном Париже Комуна пыталась свергнуть временное правительство. Ее сторонники настойчиво уговаривали Гюго помочь им, обещая взамен предсидательство" в новом правительстве. Он ответил отказом. После заключения перемирия во Франции проходили всеобщее выборы. Гюго избрали депутатом от сотлицы в Национальное собрание, оно заседало в Бордо. Трижды он поднималя на трибуну, и трижды ему не давали говорить. Тогда Виктор Гюго демонстративно отказался от мандата: "Я удовлетворю Вас, господа... Три недели тому назад вы отказались выслушать Гарибальди...Сегодня Вы отказываетесь выслушать меня. Я подаю в отставку.." Неожиданно от кровоизлияния в мозг , скончался его старший сын Шарль. "Жесток удар судьбы. Немыслим горя гнет..." Виктор Гюго решил похоронить его на парижском кладбище ПерЛашез, в могиле генерала Гюго. Траурный кортеж прибыл в столицу в разгар восстания  комунаров. Рабочие разбирали баррикады чтобы пропустить процессию, и отдавали последние почести покойному, увидев идущего за гробом Гюго. Национальные гвардейцы брали на караул и салюровали знамени. За событиями в Париже Виктор Гюго внимательно следил из Брюсселя, куда пришлось отправиться, чтобы привести в порядок дела умершого сына. Писатель не одобрял крайностей коммуны, власть в руках пролетариата испугала его, но он убеждал версальское правительство, не отвечать на насилие репрессиями. Коммуна расстреляла шестьдесят четыре    заложника, Национальное собрание шесть тысяч заключенных. Сто за одного. Жестокость правительства ужаснула Гюго. Понимая, что любая революция требует крови и жертв, в душе своей он противился насилию, ведь он, прежде всего поэт, даже более поэт, нежели политик. Когда побежденные коммунары устремились в Бельгию, он предоставил им в своем доме убежище:"Я всем поверженным и угнетенным друг". В этот же день на дом совершили нападение, и бельгийское правительство предписало  " господину Виктору Гюго, литератору шестидесяти восьми лет покинуть королевство и впредь не возвращаться сюда". По всей стране последовали горячие протесты против этой высылки "Считая для себя честью длительное гостеприимство, оказанное мне Бельгией, - с присущим ему достоинством ответил Гюго,- а я прощаю правительство и благодарю народ..." Возвращение Гюго в полуразрушенную столицу Франции было весьма драматичным. Почти все дома, где он когда то жил лежали в руинах. За политические взгляды его ненавидела знать и мелкая буржуазия. В записной книжке Гюго появилась запись: "Год тому назад я возвратился в Париж. Какой был тогда восторженный прием! И какое отношение ко мне теперь! А что я такого сделал? Просто выполнил свой долг..." Он потерпел поражение на выборах, потому что ему не простили снисходительности к  коммунарам. Жизнь  казалась мрачной как никогда, а тут еще в дом привели полубезумную нищенку, в которой Гюго узнал свою несчастную дочь Адель. Ее поместили в психиатрическую клинику, где она в  состоянии тихого помешательства оставалась до самой своей смерти в 1915 году. Как и во времена болезни брата Ежена, Гюго мучительно страдал. В поисках душевного спокойствия он решил отправитьяся на Гернси.  К тому же туда его звала его верная подруга Жюльета Друэ. В "Отвиль-Хаузе" за несколько месяцев  он написал один из лучших своих романов- "Девяносто третий год" Последние годы Не успел Гюго оправиться после смерти старшего сына, как судьба нанесла ему еще один удар,  по-видимому самый страшный. Умер второй сын, Франсуа Виктор и у Гюга, если не считать помешаной дочери, из семьи не осталось никого, кроме внуков- Жоржа и Жанны. Кто мог предвидеть, что этот отец большого семейства переживет почти всех своих детей?... Заглушая боль от обрушившихся на него ударов судьбы, Гюго много работал."Вот  уже полвека, как я воплощаю свои мысли в стихах и прозе, но чувствую, что я не выразил и тысячной доли того, что есть во мне". Часами он стоял за конторкой, и из-под его пера выходили все новые шедевры. "Искувство быть дедом" он посвятил своим внукам. Первое издание было распродано за несколько дней, а Жорж и Жанна стали знаменитыми детьми, и Париж восхищался ими, как Лондон своими наследными принцами.
Внуки Гюго
 Они были утешением старости Виктора Гюго, а он играл с ними, рисовали их портреты, записывал их словечки и  был с ними куда более строг, чем когда-то с собсвенными детьми. "Как он был необъятен, весь черный снизу, с очень белым улыбающимся лицом сверху!- вспоминал Жорж Гюго.- Играя, мы все перемещали и ломали; мы делали леса из стульев, пещеры из столов; леса он заставлял нас пробегать, а в пещерах он прятался и рычал, как насроящий лев... Или же при свете лампы мы смотрели с восхищением на эквилибристические  игры, которые дедушка устраивал с пустыми бутылками... Они вращались долго и никогда не падали..." Гюго возобновил свою политическую деятельность на родине. В семьдесят четыре года его избрали в сенат, и  в первой же своей речи он потребовал полной и безоговорочной амнистии коммунарам. Большинство сенаторов было против. "Если бы публика имеет право голосовать, - писала ему Жюльета Друэ,- сразу же была объявлена амнистия, и тебя с триумфом понесли бы на руках за то, что ты так великодушно и так прекрасно потребовал ее..." Он изнурял себя и общественной деятельностью: то выступал с похвалой Вольтеру  на празднествах по случаю столетия  со дня его смерти, то председательствовал на Международном литературном конгрессе. Это было слишком много даже для такого титана. В ночь с 27 на 28 июня 1878  года, в страшную жару, у Гюго случилось легкое кровоизлияние в мозг. Оправившись от болезни, он после длительных уговоров  Жюльетты Друэ уехал с ней на Гернси.
Собор Парижской Богоматери
 Болезнь фактически вынудила его расстаться с творческой деятельностью. Он мало с кем из современников поддерживал отношения, его старые друзья и соратники ушли из жизни, но гостей он принимал всегда с удовольствием, и охотно читал им свои стихи. "Любопытно посмотреть как читал Гюго!- вспоминал Эдмунд Гонкур- На камине все приготовлено, как для чтения в театре. - горят четырнадцать свечей, они отражаються  в зеркале, позади поэта сияет яркий свет, а на блистающем фоне выделяется лицо,- призрачный лик, как сказал бы он сам, окруженный ореолом, сиянием, которое озаряет коротко остриженные волосы, белый воротничок поэта и пронизывает розовым  светом  его остроконечные уши сатира..."Сатира? Да, у примерного когда-то отца семейства до конца жизни "не угасала требовательная, неутолимая мужская сила". Более всего от этого страдала Жюльетта Друэ,  она заклинала его не ронять достоинства: "Гордое преклонение души моей пред тобою относится к божественной твоей сущности, а вовсе не к грубому идолу животной любви и циничного распутства, которым ты не можешь быть. Твоя ослепительная всемирная слава озаряет и твою личную жизнь. Заря твоей жизни была чиста, надо, чтобы ее сумерки были достойны уважения. Были священны. Ценой оставшихся мне дней жизни я хотела бы уберечь тебя от ошибок, недостойных твоего гения и твоего возраста..." Семьдесят девятый год рождения Викотора Гюго был отмечен как национальное празднество. На авеню Эйлау, где он тогда жил, воздвигли триумфальную арку. Провинциальные города прислали многочисленные делегации и море цветов. Премьер-министр накануне чествования лично поздравил писателя от имени правительства. Во всех лицеях и школах провинившимся были отменены наказания. Мимо дома Гюго  в тот день прошло более пятисот тысяч человек. Писатель з глазами, полными слез, целый день стоял вместе со своими внуками у открытого окна, словно не замечая февральского холода. Торжественно кланяясь, он благодарил проходивших мимо людей. В тот же день состоялось сотое представление его драмы "Эрнани" с Сарой Бернар в роли доньи Соль. Когда на следующей неделе он вошел в зал Люксембургского дворца, сенат, стоя, аплодисментами приветствовал его. Франция чтила этого крепкого как скала, старца. А впрочем, и на восьмидесятом году жизни он, по словам его современников Сен-Санса, "не производил впечатления старика, а скорее существа без возраста, существа вечного, которого время не смеет коснуться..." Триумф Гюго разделяла Жюльетта Друэ, теперь лишь номинальная, но наконец признанная его возлюбленная. Она угасала от рака, и знало, что ее смерть близка, однако "еще могла по ночам, стояло Виктору Гюго закашлять, встать с постели, чтобы приготовить ему лекарственный отвар". Они почти не расставались, но сохранили обычай по всякому поводу писать друг другу. В первый день нового 1883 года она написала Виктору последнее письмо: "Дорогой, обожаемый мной, не знаю, где я буду в эту пору на следующий год, но я счастлива и горда, что могу подписать свидетельство своей о жизни в истекшем году двумя словами: "Люблю тебя. Жюльетта" Ей было семьдесят семь лет, но разве возраст помеха любви?.. В мае  Жюльетта Друэ умерла. Пятьдесят лет она была рядом с Гюго и приняла на себя немалую долю испытаний. Был ли он достоин ее жертв? Говорили о его "чудовищном гюгоизме" , о его многочисленных свиданиях на склоне лет, но чтобы внушить такую любовь, нужно иметь, кроме гениальности, еще и человеческие достоинства. "Ничто так не говорит в пользу Гюго, как нерушимая любовь к нему этой женщины высокой души" Как жить когда ее уж больше нет? Мне тяжко время предстоящих лет... Он все еще говорил о том, что скоро увидит Бога, а в своем завещании написал: "Я отказываюсь от погребальной службы любых церквей. Прошу все души помолиться за меня. Я верую в Бога". Земной путь Виктора Гюго окончился 22 мая 1885 года. Гибельной случайностью оказалось для него воспаление легких. Простившись с Жоржем и Жанной, он скончался со словами: "Я вижу черный свет". "В тот час, когда старый Бог расставался с жизнью,- писал Ромен Роллан, - в Париже бушевали буря, гремел гром и падал град". Прощались с Виктором Гюго ночью 31 мая. Двенадцать молодых французских поэтов стояли в почетном карауле . Народ устроил грандиозное шествие, какого Париж не знал со дня смерти Вольтера, - за гробом шло два миллиона человек. По словам очевидца, хоронили "поэта-пророка, старого человека, который своими утопиями заставлял трепетать сердца". Виктор Гюго упокоился в Пантеоне, на фронтоне которого высечена надпись: "Великим людям- благодарная родина".
Надгробье Гюго

personaknown.blogspot.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта