Персональная выставка первого национального художника. Картины кастеева


Абылхан Кастеев - Великий художник.

В Казахстане был великий человек, его талантом по сей день восхищаются миллионы людей.

Больше ста лет назад появился на свет великий человек - Абылхан Кастеев.

 

Награжден орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета».

Удостоен Государственной премии КазССР за серию акварелей «На земле Казахстана»

Заслуженный деятель искусств Казахской ССР.

Получил премию имени Ч. Валиханова.

Народный художник Казахской ССР.

Этот человек поистене был талантом. Талант раболтал в разных жанрах, начиная от карандаша и заканчивая акварелью. Абылхан виртуозно владел цветом, он работал в акварели словно скульптор, мазок за мазком выстраивая пространство произведения.

Хочу представить вам несколько картин.

 

Речка

Турксиб

Озеро Кок Томар.

Атака отряда Амангельды.

Бракосочетание.

 

Иностранные послы у Абылхаир Хана.

Походная юрта чабана.

Девушка-казашка.

В 2004 году была выпущена монета в честь 100 летия со дня рождения Абылхана Кастеева.

Абылхан Кастеев умер в  1973 году. Он оставил после себя огромное наследие...

yvision.kz

15 интересных фактов из жизни и творчества Абылхана Кастеева

Абылхан Кастеев — казахский живописец и акварелист, народный художник, основоположник казахского изобразительного искусства. Предлагаем вашему вниманию 15 интересных фактов из жизни и творчества мастера.

1. Абылхан Кастеев родился в 1904 году в селе Чижин Талдыкурганской области в семье бедного чабана. Его отец рано умер и Абылхан должен был помогать семье, потому пошел работать чабаном у местного бая, а затем стал рабочим на стройке Турксиб.

2. Будучи работником на строительстве железной дороги, он нарисовал бюст Ленина на скале. Руководство заметило его талант, и Кастеева отправили на учебу в Алматы. 2 года Абылхан учился у русского художника Хлудова.

3. Сперва художник был засватан за девушку, которая отказалась идти под венец, потому что он был беден. После возвращения с учебы из Москвы Кастеев зашел к ней в своем новом костюме, покрасовался и ушел. Глупая девушка осталась кусать локти. Потом появилась Сакыш, которая была приведена по казахским обычаям в семью будущего жениха. Новая невеста была младше на 10 лет. Несмотря на то, что молодые познакомились лишь перед свадьбой, Абылхан и Сакыш полюбили друг друга и прожили счастливую жизнь.

4. Абылхан Кастев отец 9 детей. Они с супругой вырастили 6 сыновей и 3 дочери.

5. Сакыш часто говорила, если бы она не уехала из колхоза в Алма-Ату и не вышла замуж за Абылхана, то стала бы Героем Труда. Ее не хотели отпускать, потому что она была очень хорошей работницей. Вместо этого супруга художника посвятила себя семье.

6. До конца 40-х семья Кастеевых не имела собственного жилья, пока не въехали в квартиру знаменитого писателя и драматурга Мухтара Ауезова.

7. Дочь художника говорит, что он был очень добрым человеком. Единственное, что он мог сделать, когда сыновья проказничают, в трубочку свернет газету, замахнется и все.

8. В 50-х годах в республику приехала делегация иностранных документалистов. Они захотели посетить известного художника, но так как он жил в небольшой и практически пустой квартире, специально для этого привезли мебель и ковры. После того, как делегация уехала всю утварь вывезли обратно.

9. Свой собственный дом Кастеев получил в 1958 году. Супруга отвечала за чистоту внутри, а сам Кастеев взял на себя уход за двором. Кастеев любил вставать рано, поливал цветы, наводил порядок. Однажды когда он подметал двор, соседка через забор попросила его подойти и сказала:

- Все время говорили, что этот дом строят для знаменитого художника, но я никогда его не видела. Он живет здесь или нет?

А Кастеев ей в ответ:

- Это я.

Она удивились и выронила:

- Извините, пожалуйста, я думала вы дворник.

10. Несмотря на славу и статус, Абылхан Кастеев был простым человеком. Он на самом деле вел обычный образ жизни, и одевался как все. Старался лишний раз не привлекать к себе внимания, не кичился своим положением.

11. Его рабочий день начинался далеко засветло и заканчивался поздней ночью.

12. Работая над портретом одного из лидеров революционного движения Амангельды Иманова, он отправился на родину героя в Тургайскую область, чтобы найти живой образ для портрета. В этой поездке молодой еще Абылхан попал под снежный буран, упал с лошади и чуть ли не замерз. Его нашли местные жители, откачали, обогрели. Когда пришел в себя первым делом спросил, знают ли они Амангельды. Он опросил практически все селение. Кастеев собирал портрет Иманова буквально по крупицам. Сделав несколько портретов, он запускал по-одному соратников, чтобы узнать похож или нет. Одна из его родственниц, увидев один из портретов расплакалась. Так была создана одна из лучших работ мастера.

13. Героями полотен Кастеева были простые люди: пастухи, учителя, рабочие и передовики. Трудился он в своей мастерской, работал стоя, несмотря на то, что приходилось писать картину по 8-10 часов. Писал художник как маслом, так и акварелью. Современники всегда поражались, как такими сильными, рабочими руками можно делать такие шедевры акварелью, ведь писать картины такой техникой достаточно сложно. Если масло прощает ошибки, то здесь все должно быть вымерено с точностью и в тишине.

14. Трудное полуголодное детство, бурная творческая жизнь и напряженная общественная деятельность не прошли бесследно. Абылхан Кастеев перенес несколько инфарктов. Художник скончался 2 ноября 1973 года, оставив после себя большое наследие. Последняя работа Кастеева – портрет известного просовода Шыганака Берсиева так и остался незаконченным.

15. Именем Кастеева назван Государственный музей искусств Республики Казахстан. Один из крупнейших художественных музеев страны. В нем хранится более 23 000 экспонатов.

Подробнее в выпуске проекта «Загадки времени»

 

Материал подготовила Айгуль Айтмуханова

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

kazakh-tv.kz

Внук Абильхана Кастеева идет по стопам деда

В Алматы открылась выставка “Бабалар аңсаған тәуелсіздік” – “Независимость, завещанная предками”. На ней представлены работы, которые участвовали в одноименном республиканском конкурсе. Год назад на инициативу Музея имени А. Кастеева откликнулись порядка 90 авторов со всего Казахстана. Недавно были определены лучшие творения.

Первую премию комиссия присудила Даурену Кастееву за триптих “Ақтабан шұбырынды” (“Годы великого бедствия”), вторая досталась Меиржану Нургожину за картину “Посещение кузницы Касым Султаном”, третья премия присуждена Асету Жакыпбеку за картину “В преддверии образования Золотой Орды”. Поощрительных премий удостоились Даурен Макин за работу “Голодомор-Хлеб” и Нурлан Килибаев за работу “Елім-ай”.

Работа Кастеева-младшего состоит из трех частей: “Молитва. Плач народа. Первое ополчение” и, как считает жюри, в полной мере отражает трагизм народа тех лет. Более того, на нее можно смотреть и с позиции сегодняшних дней, чтобы понять ужас беженцев, которые спасаются от войны. 001

Даурен Кастеев. Молитва.

002Даурен Кастеев. Плач народа.

003

Даурен Кастеев. Первое ополчение

– Символ первой части – маленькая девочка, у нее все благополучно, но в какой-то момент ее привычный мир рушится полностью. Я хотел передать ощущение одиночества, словно она просит о защите для своих родных, – комментирует победитель. – Мне хотелось отобразить и трагедию, и то, что, несмотря на это, у нас есть сила духа, и впереди все будет хорошо. Есть защитники, те, кто отвоюет наши земли. Через триптих, мне казалось, эта тема будет полнее раскрыта для зрителя.

Руководитель Центра Научной Экспертизы Государственного Музея Искусств Имени А. Кастеева, Член Жюри Конкурса Амир Джадайбаев рассказал об основных критериях выбора призеров:

– Во-первых, историческая достоверность. Факты, эпизоды, должны быть подтверждены в летописях, научных исследованиях. Во-вторых, высокий профессиональный технический уровень, в-третьих, желательно было раскрыть темы, которые до этого были мало показаны в искусстве. Исторический живописец – это художник самого высокого уровня, так было всегда. Потому что сам жанр – синтетический, включает в себя все другие жанры. Он считается сложным, трудоемким. Поэтому не случайно вы видите, какие большие полотна, это чисто физически очень сложная задача.

Произведения действительно поражают своими масштабами – это широкоформатные многофигурные, со сложным композиционным построением работы. Художник, монументалист, обладатель третьей премии Асет ЖАКЫПБЕК признался, что работал над “В преддверии образования Золотой Орды”, где на первом плане, как на черно-белой архивной фотографии, выступают Чингисхан, его сын Джучи и внук Бату, почти год. Интересно, что для него исторический жанр – родная стихия, и это не первое его признание.

– Если я показываю древность, то, как правило, цвета убираю, у меня многие работы – коричневатые, черные. Конкретно эта тема меня всегда волновала, – признается автор.

Источник: Караван.кzФото: Андрея Халина ЭК

alemgallery.com

Внук Абильхана Кастеева представил работы на выставке к 550-летию Казахского ханства - новости искусства

В Алматы открылась выставка изобразительного искусства, посвященная празднованию 550-летия Казахского ханства, передает корреспондент Tengrinews.kz. На ней представлены работы более 10 художников, среди которых один из основоположников казахского изобразительного искусства Абильхан Кастеев, а также его внук Даурен Кастеев.

В выставке "Эхо великой степи" участвуют работы современных мастеров и картины из фондов музея имени Кастеева. Главная тема произведений - значимые события в истории формирования нового государства, ханы и батыры Казахского ханства. К примеру, одна из картин Даурена Кастеева посвящена Кабанбай батыру. "История Казахстана очень интересна, многолика и сложна. Мы - потомки великой тюркской культуры. Батыры олицетворяют нашу силу, независимость, они были защитниками нашей земли. Думая об этом, просыпается гордость и патриотизм", - отметил художник.

По словам мастера, перед тем, как написать эти картины, он изучил множество исторических книг, побывал в музеях, чтобы достоверно изобразить воинов Казахского ханства. "Приходится опираться не только на свою интуицию, но и на исторические описания известных личностей. Если о батыре рассказывают как о волевом человеке, естественно, интуитивно стараюсь придать ему соответствующие черты лица". Художник отметил, что не готовился специально к выставке, но рисовал картины подобной тематики на протяжении последних лет.

"В картине "Утро перед битвой" мне хотелось показать воина. Молодого, но в его глазах чувствуется, что он познал и горечь потерь, и вкус победы. Он понимает, что за ним родная земля, его близкие. (...) Я хотел передать атмосферу того времени - холодного дождя, гор, жайляу, воинов, которые уходят на бой с надеждой вернуться. Бирюзовый цвет олицетворяет очищение перед боем", - рассказал художник.

По словам Кастеева, выставка отличается многообразием жанров, она всецело показывает дух прошлого. Некоторые работы наполнены метафорическими образами, другие показывают быт казахов, третьи посвящены баталиям. "Это мост между прошлым и настоящим. Мы изучаем прошлое, через эту призму мы смотрим на наше время и начинаем ценить свою независимость", - подчеркнул художник. Он добавил, что в дальнейшем намерен представить другую серию жанровых работ, посвященных истории, традициям казахского народа.

Добавим, что на выставке можно увидеть работы таких мастеров, как Аубакир Исмаилов, Агимсалы Дузельханов, Макум Кисамединов, Евгений Сидоркин, Нурлан Килибаев и Николай Гаев и других. Также представлены архаические и классические скульптурные композиции Нурлана Далбая, Адилета Жумабая и Павла Шорохова. Все эти работы можно увидеть в Государственном музее искусств имени Абильхана Кастеева.

"Семь сокровищ". Нурлан Килибаев.

 

Гобелен "Коркыт-ата". Абдрашит Сыдыханов.

 

"Баян". Талгат Тлеужанов.

tengrinews.kz

Знаменитые художники Казахстана и их картины

До начала ХХ века живопись у казахов существовала в виде декора национальной одежды, инструментов, предметов быта. ХХ столетие — период становления и расцвета национальной школы живописи. Давайте узнаем, какие знаменитые художники Казахстана прославили страну.

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Картина Бахтияра Табиева. Источник фото: antika.kz

Знаменитые художники Казахстана ХХ века

Пионер живописного искусства Казахстана — историк и этнограф Чокан Валиханов. Будучи служащим Генштаба царской России, в поездках он делал карандашные зарисовки и писал акварели.

Первые профессиональные художники Казахстана (А. Исмаилов, К. Ходжиков, Х. Ходжиков) проявили свой талант в 1920–1930-х годах. Эпоха революционных изменений, становление нового мира, история народа — главные темы их творений.

В развитии живописи Казахстана в этот период особое значение играет Абылхан Кастеев (1904–1973). Именно он заложил основы национальной живописи.

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Абылхан Кастеев «На колхозной молочной ферме»

Талантливый мастер появился на свет в ауле Чижин вблизи Джаркента (сейчас Алматинская область). Тайны изобразительного искусства познавал в студии Хлудова. Его прославили такие произведения, как «Молодой Абай», «Портрет Амангельды Имановой», «Сбор хлопка». Его кисти принадлежат акварели «Горный пейзаж», «Зимовка» и «Летнее пастбище».

Известные художники 1960–1980-х годов передавали сюжеты из народной жизни — отображали тесную связь человека с окружающим миром, стремились через портретные детали передать его внутренний мир.

Среди талантливых мастеров этого периода яркой звездой сияет портретистка Гульфайрус Исмаилова. Этот псевдоним выбрала себе Кульпаш Конарбаева — алматинка, выпускница студии М. Бобышева — преподавателя Ленинградского института живописи им. И. Репина.

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Гульфайрус Исмаилова «Казахский вальс». Источник фото: mix.tn.kz

Кульпаш Конарбаева написала триптих «Народная мастерица», «Портрет А. Кастеева», «Портрет Дины Нурпеисовой», «Автопортрет с семьей».

Казахстан прославила художница Айша Галимбаева. Ее натюрмотры («Белые цветы», «Натюрморт с яблоками», «Цветы. Этюд» и пр.), сюжетные картины («Бабушка», «Три подруги») поражают игрой красок, живостью и своеобразием сочетания света и тени, темных и светлых тонов. Ее творения — уникальный вклад в развитие школы изобразительного искусства Казахстана.

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Айша Галимбаева «Натюрморт с цветами и яблоками». Источник фото: bonart.kz

Особой аурой любви к родному краю и его народу овеяны творения Сабура Мамбеева. Живописец Казахстана родился в 1928 году в Южно-Казахстанской области (с. Абайбазар). Его талант проявился во всем своем блеске в картинах: «В горах», «Чилик. Степь», «Капчагай», «Каратау», «На джайляу».

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Жанатай Шарденов «Весна». Источник фото: bonart.kz

В 1960–1970-х живопись Казахстана была представлена именами Канафия Тельжанова («Жамал, «Мирные огни», триптих «Тишина»», «Кокпар»), Жанатая Шарденова («Осенний мотив», «Пруд в парке», «Капчагайское море» и «Кок-Тюбе»), Камиля Шаяхметова («Белый город в степи» и «Гани Муратбаев»).

Читайте также: Ильяс Жансугуров: биография и наследие

Современные знаменитые художники Казахстана

Картины казахстанских художников ХХІ века — воплощение поисков современного изобразительного искусства. Живописцы экспериментируют с красками и формами, тонами и полутонами. Благодаря этому рождаются уникальные по своей эмоциональной насыщенности произведения.

С творчеством каких современных художников Казахстана стоит познакомиться?

Акжана Абдалиева — обладательница звания доктора изящных искусств, присужденного ей Стамбульским университетом, автор нескольких успешных выставок. Она имеет свой неповторимый стиль и манеру, которые наполняют картины легкостью и откровенностью.

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Картина Акжаны Абдалиевой. Источник фото: www.liveinternet.ru

Сюжеты повествуют о единении людей, поиске гармонии и умиротворения, тихой радости. Славу художнице принесли картины, в которых переосмыслены вечные темы любви, взаимопонимания: «И ты попробуй», «Адам и Ева», «Гранат», «Подружки», «Нежность».

Акмарал Абулхаир реализовалась в стиле нуар. Образы ее символических картин воплощают идею женственности. Художница открывает миру древнюю языческую богиню Умай, возродившуюся в душе современной женщины.

Ее картины поэтичные и многоплановые. В них переплетаются золотые и черные тона — прекрасное и стихийное в женщине. Эти смыслы реализованы в серии картин под общим названием «Воплощение Умай».

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Акмарал Абулхаир «Умай». Источник фото: vecher.kz

В произведениях Нелли Бубэ воссоздана история и настоящее Шелкового пути. Художница использует своеобразную манеру письма, в которой сочетаются приемы графики, живописи и коллажа. В ее работах преобладает внимание к деталям. Она передает с помощью импрессионистических приемов теплоту и солнечность древности (серия «Великий Шелковый путь»).

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Нелли Бубэ «Творчество». Источник фото: unikaz.asia/ru

Тем, кто предпочитает картины, выполненные в классической манере, придутся по душе творения пейзажиста Максима Ведерникова. Его картины «Алмарасан», «Затерянный мир», «Натюрморт с сиренью» — воплощение реализма.

Любителям авангардизма понравятся концептуальные произведения художника-экспериментатора Вячеслава Люй-ко. В картинах «День и Ночь», «Harvest Festival», «Круиз» многообразие мира сжато передано в центральном образе-символе.

Знаменитые художники Казахстана и их картины

Вячеслав Люй-ко «Осенние игры». Источник фото: timeout.ru

Необычайно талантливая художница, пишущая в стиле сюрреализма, Лиза Рэй воссоздает в своих картинах чувственный образ мира. Ее полотна эмоциональные, наполнены тишиной и чувственностью.

Оптимизмом и радостью исполнены импрессионистические творения Ирины Яремы («Аромат лета», «Поселок Куптеп», «Лунная ночь»), акварели Юрия Харченко и городские пейзажи Евгения Фридлина.

Картины казахстанских художников прошлого и современности — органичная составляющая сокровищницы мирового искусства. Богатство цвета, своеобразие манер делают неповторимым мир живописи Казахстана.

Узнавайте больше о талантах своей страны!

Читайте также: Олжас Сулейменов: биография

www.nur.kz

Персональная выставка первого национального художника

Тяга к прекрасному в Абылхане была заложена с детства, еще будучи мальчиком он любил созерцать красоты казахстанских просторов. Эту любовь к национальному пейзажу он пронес через всю свою жизнь и через все свое творчество. Он родился в ауле Чижин вблизи города Джаркента ныне Алматинской области в семье бедняка-кочевника. В двадцати пятилетнем возрасте поступил в художественную студию Н.Г. Хлудова, приехавшего в Казахстан из России в составе этнографической экспедиции в Алма-Ату. В 1935 году Абылхан едет в Москву, где обучается на художественных курсах при Доме народного творчества им.Н.К. Крупской. Именно там Кастеев получил первый опыт работы с масляными красками.

В музее представлены  две работы, датируемые 1937 годом, которые были созданы художником после пребывания в Москве. На картинах изображен пейзаж алматинских предгорий - вид Заилийского Алатау. Это были его первые шаги в  написании  масляными красками. Так как картины долго хранились в музее и были выполнены на бумаге низкого качества (картон) им требовалась капитальная реставрация.

«Эти работы недавно вернулись к нам после реставрации, – рассказывает  хранительница Музея современного искусства Татьяна Шалунбаева. – Это самые дорогие экспонаты нашего музея. И  мы счастливы, что картины получили второе рождение. Рядом с полотнами мы специально разместили их фотографии до реставрации, чтобы зрители могли оценить труд и мастерство алматинских специалистов».

8dbfa77dd09ffb628c5a3f1fbeef6a62.jpg

Вид парка культуры с прудом, 1937 г.

46f18c6ffc87b46d9398de93f90527db.jpg

Вид на горы из парка культуры, 1937 г.

Также в  музее столицы бережно хранятся  еще  12 акварельных работ художника 40–60-х годов: «Джайлау», «Колхозное поле», «Летнее пастбище Чалкуды», «Дорога Чимкент–Ташкент», «Каратау. Добыча руды», «Река Талас» и другие.

43586f8220149bff78df4fb35d7d6fdd.JPG

Колхозное поле, 1963 г.

52dc24da8f4f53ff3d18e42d9ad14c0b.JPG

Колхоз им. XXI партсъезда, 1960 г.

02782c745285c2f1b0eb10cdf5af8162.JPG

Джайляу, 1944 г. 

34697c04e1b62d4d63f22a8653ee75b9.JPG

Портрет К. Кунанбаева, чабана, депутата Верховного Совета КазССР, 1961 г.

Рассматривая картины Абылхана Кастеева понимаешь, что они все наполнены философской глубиной, степной  певучестью, свойственной песне айкына. Я.П.Затенацкий писал: «Абылхан Кастеев с полным правом может быть назван одним из основоположников казахского советского изобразительного искусства и бесспорно выдающимся мастером казахского национального пейзажа».

e-history.kz

Абылхан Кастеев. Жизнь и искусство

Творчество Абылхана Кастеева – уникальное достояние национальной культуры Казахстана. Ему заслуженно уделяется серьезное внимание на уровне государственной культурной политики, в его честь назван самый крупный в стране Государственный музей изобразительного искусства РК, не так давно открыт Дом-музей А.Кастеева в Алматы, на уровне научной, художественной активности – регулярно проводятся юбилейные выставки, международные конференции, Институтом литературы и искусства им. М.О.Ауэзова изданы книги и пишутся статьи о его творчестве. Все мы понимаем, что для Казахстана и казахской культуры бережное и неуклонное внимание к наследию Абылхана Кастеева – дело национальной чести и гордости.

Абылхан Кастеев – первый профессиональный казахский художник, работавший в живописи маслом по холсту, в акварели. Он, безусловно, является первооткрывателем, первопроходцем в новых для казахской культуры видах искусства. Для всех нас – наследников культурного богатства оставленного Кастеевым – важно, что он стал первым казахом, отразившим в своем творчестве мир современной ему казахской культуры – еще сохранившийся в своей цельной красоте традиционный кочевой быт, образы современников, преобразования и перемены, пришедшие в степь.

Первые серьезные опыты Абылхана Кастеева в изобразительном искусстве относятся к 20-30-м годам ХХ века. В этот же период начинали работать такие талантливые казахские художники, как А.Исмаилов, братья К. и Х.Ходжиковы. Почему же, высоко оценивая и признавая их заслуги, в искусствознании Казахстана все же именно за Абылханом Кастеевым утвердились роль и место главного основоположника профессионального изобразительного искусства Казахстана? Почему именно к его творчеству очевиден столь глубокий интерес не только у искусствоведов, у широкой культурной общественности и среди художников Казахстана всех последующих поколений? Почему, признавая или отрицая то или иное явление в искусстве, или даже как часто бывает в последние годы, отрицая все подряд, наши критики и художники всегда единодушны в своем позитивном восприятии и уважении к творчеству Абылхана Кастеева?

Богатейшее творчество замечательного художника, его жизнь, безоговорочно и преданно отданная искусству, дают все основания для попыток понять и объективно сформулировать, благодаря каким факторам именно Абылхан Кастеев считается первым профессиональным казахским художником и основателем национальной художественной школы Казахстана.

Характерна для того исторического периода сама биография Абылхана Кастеева. В ней неуловимо переплетаются случайности и закономерности, казалось бы, совсем ненароком, но его необыкновенный художнический дар ведет его, пусть извилистыми путями, но все же решительно и верно к его успешной творческой судьбе.

Родившийся в 1904 году в местечке Чижин недалеко от Джаркента, художник рано остался без отца. В 8-летнем возрасте он уже помогает семье, работая пастухом у богатого односельчанина. Проводя долгие часы наедине с прекрасной природой южного Казахстана, впитывая в себя великолепие его рек и гор, долин и холмов, А.Кастеев с детских лет начинает постигать её величие, силу и первозданную красоту.

Уже тогда начинает прорезаться природный дар художника. Как его древние предки, создавшие уникальные графические комплексы Тамгалы, Мангыстау и Прииртышья, юный Кастеев рисует на камнях. Первыми, но несохранившимися еще полудетскими образцами творчества Кастеева становятся его композиции на самых подручных парнишке материалах – камне, бересте, резьба по дереву. Вырезал способный пастушок и казахский орнамент, изображал и то, что окружало и было таким родным и близким – пологие холмы и округлые купола юрт, силуэты деревьев, пасущихся барашков.

Одаренный от природы редким даром художественного творчества, подросток поначалу не находил прямого отклика в среде своего близкого окружения. Аульные старики подчас даже осуждали его «греховные занятия», но будущий художник не соглашался с ними, защищаясь, он выдвигал сравнение своих рисунков с пением акына. Появись такой заметный дар на поколение ранее, он мог бы вылиться в традиционные ремесла или даже вовсе угаснуть, но художественному образному дарованию Абылхана Кастеева было суждено раскрыться во всем своем великолепии.

Время крутых перемен диктовало перемены и изменения в жизни каждого, и даже в таком, казалось бы, отдаленном от социальных катаклизмов эпохи ауле как тогдашний Чижин. Возможно, сейчас считается хорошим тоном осуждать достижения советского периода в истории нашей страны, но говоря по справедливости, безусловно, нужно, признать, что этот резкий социальный круговорот имел и свои позитивные стороны, и свои результаты. Ведь благодаря новым социальным установкам у многих наделенных художественными, актерскими, музыкальными и другими талантами, людей из народа появились широкие возможности собственной реализации, более того активного участия в создании национальных школ и новых видов искусства.

В культуре Казахстана тех лет царила атмосфера созидания, энергия творческого энтузиазма била ключом. На новую художественную арену из самой толщи народной жизни выдвигались такие блистательные таланты как Амре Кашаубаев, покоривший своим искусством взыскательного парижского зрителя, прославленная певица – казахский соловей Куляш Байсеитова, великолепная танцовщица Шара Жиенкулова, актер Калыбек Куанышбаев, артист, драматург, режиссер Канабек Байсеитов и многие другие.

Это была поистине золотая плеяда пионеров казахской культуры, время, окрыленное идеальной утопической мечтой, творчество, наполненное безмерным радостным вдохновением. Все участники этого творческого подъема по праву стали первопроходцами искусства, каждый в своей сфере творческой деятельности. Уже по одному перечислению их имен можно судить о неисчислимом и богатейшем потенциале культурных ресурсов нации, влившемся в творческую жизнь Казахстана 20-30-х годов ХХ века.

Активизация культурных ресурсов происходила и в масштабе культурного социума республики. На глазах одного поколения создавался новые культурные институции, возникал новый культурный слой казахского общества, формировались и профессионально росли новые прежде неведомые области творческого самовыражения.

Создавались студии и музыкальные театры, ставшие впоследствии лучшими и знаменитыми сценами страны (в 1926 году открылся первый национальный казахский театр, во главе с Ж.Шаниным, в 1934 году открыт музыкальный театр, ныне Государственный академический театр оперы и балета им. Абая, в этом же году создан оркестр им. Курмангазы, под руководством А.Жубанова), возникали творческие союзы (в 1933 было создано Оргбюро, ставшее затем базой Союза художников Казахстана), открывались художественные галереи (в 1935 году открыта Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г.Шевченко, впоследствии, а именно в 1976 году преобразованная в Государственный музей искусств и названная именем первого казахского художника Абылхана Кастеева).

До сих пор редкие музыкальные записи, уникальные воспоминания современников, сохранившиеся картины и рисунки доносят до нас удивительное обаяние этого времени. Периода первопроходцев и первооткрывателей, охваченных особым энтузиазмом и горячими патриотическими чувствами, ведь все что ими делалось и что двигало их вперед, было в первую очередь посвящено родному народу, и словно по волшебству тут же становилось бессмертным вкладом в национальную культуру.

Также неожиданно и, кажется, подчас действительно просто волшебно, складывается и судьба молодого пастуха Абылхана из прекрасного благодаря своей природе и традиционной культуре, но далекого от новых социальных путей казахского аула. Родившись в небольшом спокойном ауле, жившем от века заповеданным предками укладом, будущий народный художник СССР Абылхан только в 1925 году, будучи уже 21-летним юношей впервые берет в руки карандаш. При этом он до сих пор рисует тайком, все еще опасаясь осуждения местного духовенства и родных 11 . Но уже вскоре, ощутив внутренним чувством неотрывную тягу к рисованию, он понимает, что уже больше не отступит от этого занятия, осознает что рисование – это его жизненное призвание. Перед тем как прочно связать свою жизнь с искусством молодому Кастееву пришлось идти неизведанными путями, чтобы выйти на свою прямую дорогу к профессии художника он испробовал разные занятия и виды деятельности.

В 1926 году Абылхан впервые выезжает из родного аула в Джаркент, нынешний Панфилов, где устраивается чернорабочим, но все свободное время посвящает рисованию, впервые пытается писать масляными красками. Вокруг него закипает совсем другая жизнь, встречаются все новые и разные люди, другие национальности и типажи, характеры и жизненные привычки, и вот уже их лица рядом с лицами родных и односельчан постепенно появляются в тщательных зарисовках внимательного к жизни художника.

Сила его дара оказывается, настолько велика, что, даже мало представляя себе реальность профессии и творческой деятельности художника, молодой Абылхан интуитивно, но уже прочно связывает свои жизненные интересы и устремления именно с изобразительным искусством. Он, кажется, рисует все, что видит и как может, как чувствует, практически ничего не зная ни о профессиональной грамоте, ни о возможности учиться.

Природное чутье к цвету и масштабу, умение ощутить и передать фигуру и предметы в пространстве, даже органично присущая ему потребность широкого композиционного охвата отличает уже эти почти самые ранние серьезные произведения художника («За шитьем» 1927, «Внутренний вид юрты», 1929). Будучи чутким и бережным к красоте традиционного казахского быта, он с любовью и тщательностью передает цветовой строй текеметов и алаша, тускиизов и баскуров, украшающих интерьеры юрты, где трудятся казахские мастерицы. Чаще всего он изображает своих сестер или родственниц, черты их сосредоточенных с трогательной бережностью переданных художником лиц, зачастую обращают на себя внимание своим сходством с самим автором этих портретов.

В разных судьбах людей часто проявляется одна приметная особенность. Почти всегда, преподносящая свои сюрпризы жизнь предпочитает одаривать своей благосклонностью тех, кто проявляет верность себе, тех, кто пусть даже неосознанно, но, все же, неуклонно идет по пути, предназначенному ему судьбой. Тех, кто безотчетно, но преданно верит в свое призвание. Так и с Кастеевым, подчас, кажется, что кто-то свыше ведет молодого талантливого самоучку к предопределенной ему удивительной роли и важнейшему месту в изобразительном искусстве родной страны. В 1927 году в Казахстане разворачивается строительство важнейшего объекта тех лет – железнодорожной магистрали Турксиб. Новая реальность и возможность получить новые впечатления притягивают внимание будущего художника, и в 1928 году он отправляется работать на эту знаменитую гремящую своей трудовой славой на всю страну стройку. Нужно сказать и то, что тяга Кастеева к расширению своего кругозора не ограничивается только рисованием. Устроившись простым землекопом на строительстве железной дороги, в 1928 году будущий художник оканчивает вечернюю школу для взрослых. Конечно, круг его знакомых, жизненных впечатлений резко расширяется и его талант и тяга к рисованию не могут остаться незамеченными окружающими людьми. Внимательные друзья и новые знакомые не могут равнодушно пройти мимо такого заметного дара. Прислушавшись к советам новых друзей, как будто угадавших его внутреннюю целеустремленность, Кастеев отправляется в Алма-Ату и поступает учиться в частную художественную студию Н.Г.Хлудова (1929-1931).

Открывшаяся в 1920-м году частная художественная школа Николая Хлудова постепенно превратилась в центр притяжения многих молодых талантов региона. Творчество Н.Г.Хлудова, для которого Казахстан стал настоящим источником вдохновением и постоянной темой его искусства, занимает особое место в истории отечественного искусства. С момента его приезда в г.Верный в качестве чертежника межевого отделения Семиреченского областного правления, на протяжении многих лет и благодаря работе на разных казенных должностях, связанных с поездками по краю, Н.Г.Хлудов смог увидеть, узнать и полюбить природу Казахстана и казахский народ. Воздействие и даже влияние, оказанное Н.Г.Хлудовым на творчество его прямых учеников, коими, безусловно, можно назвать, обучавшихся в частной школе-студии будущих художников и опосредованное влияние, оказанное им в целом на реалистические приоритеты и траектории движения изобразительного искусства Казахстана периода становления и формирования стали по-своему стратегическими и на долгие годы предопределили его пути.

Привитые Хлудовым уроки реализма, внимание к этнографическому богатству культуры казахского народа, виды излюбленных им горных пиков и густо поросших лесом ландшафтов Заилийского Алатау можно встретить в пейзажах и жанровых картинах почти всех поколений художников Казахстана. Отголоски с любовью разработанных им композиционных приемов при изображении казахской природы, горных кручей и предгорных аулов, джайляу и степных пейзажей накрепко сохранились как некая базовая основа мотивов и приемов в живописи Казахстана.

Преданность Хлудова реалистической манере, а также переданная им ориентированность первых казахских национальных художников на реалистические установки также сыграла свою определяющую роль на ранних путях формирования национальной художественной школы нашей страны. Частная художественная школа Н.Г.Хлудова просуществовала чуть больше десяти лет, но её примечательная роль, как маленькой, но живой и яркой творческой искры в живописи Казахстана ХХ века, трудно переоценить. Здесь получили свои первые специальные знания и навыки многие прекрасные живописцы, ставшие затем гордостью казахского и кыргызского искусства ХХ века, такие как С.Чуйков, А.Бортников, В.Уфимцев и другие. Частная школа Николая Гавриловича Хлудова, открывшая дорогу многим талантам Казахстана и Центральной Азии в целом, стала и для Абылхана Кастеева первым шагом в мир изобразительного искусства, открывшим ему не только первые секреты профессии.

Здесь Кастеев практически впервые знакомится с классикой мирового искусства в репродукциях картин русских и западноевропейских художников. Он понимает, что в своем даре, в своей тяге к рисованию, он вовсе не одинок и не «греховен», что существовали поколения художников, работавших над отображением красоты мира и человека. Осознает все возможности и все сложности своего призвания и будущей профессии – художника.

Перед молодым самоучкой, шедшим в искусстве вперед только благодаря своему природному таланту и упорству, приоткрывается огромный мир изобразительного искусства, увлекая его своими неисчерпаемыми возможностями. Здесь Абылхан Кастеев открывает для себя технику и возможности акварельной живописи, любовь и постепенное блестящее овладение которыми станут его верными спутниками на протяжении всей творческой жизни. Пусть пока только в репродукциях, но он уже видит и понимает реалии избранного им пути, начинает понимать, как много прекрасного и еще незнакомого другим заложено в культуре его родной страны.

Будущий художник чувствует потребность передать в таких же чудесных, в таких же узнаваемых художественных образах то, что он любит и знает как никто другой. Задумывается о том, как средствами изобразительного искусства рассказать о своем талантливом и добром казахском народе, о его уникальной культуре и образе жизни, поведать всему миру о красоте казахских гор, широких долин и безбрежности синего неба над свежими предгорными лугами.

Доброжелательный интерес, искреннее внимание, проявленные известным в Алма-Ате художником Хлудовым к молодому коллеге помогли Абылхану Кастееву принять окончательное решение. Жадно внимая советам и указаниям своего первого учителя, Кастеев шаг за шагом осваивает его уроки. По сути, эти занятия в студии Хлудова были первым приобщением Кастеева к обучению изобразительному искусству, томй сфере деятельности, которая кажется вчера еще была запретной и не одобрялась стариками-аксакалами. Сейчас же в студии будущий художник понимает, что такая профессия действительно существует и ей надо упорно учиться.

Уроки в студии Хлудова включали обычные ступени освоения рисунка – рисование с гипсовых орнаментов и слепков, простые постановочные натюрморты, выезды на этюды. Но для молодого Кастеева – это был совершенно новый чудесный мир, заключавший в себе реализацию всех его давних желаний и мечтаний. По существу Хлудов останется первым и единственным учителем в жизни Кастеева. Через всю свою жизнь благодарный Кастеев пронесет добрые чувства и признательность Николаю Гавриловичу Хлудову, ставшему первым добрым наставником будущего основоположника искусства Казахстана.

Сохранились воспоминания Абылхана Кастеева о его первой встрече с Хлудовым. «Увидя меня и узнав о цели моего посещения, Хлудов был очень удивлен и обрадован. По его словам, за всю долгую жизнь в Казахстане, он первый раз видел казаха-художника. Хлудов долго расспрашивал меня о моих родных, о том, как я начал рисовать, хвалил мои рисунки, но посоветовал не разводить масляные краски керосином, а рисовать акварелью. На прощанье он подарил мне коробку акварельных красок, кисти и бумагу и сказал, чтобы я приходил к нему два раза в неделю» — вспоминал Кастеев в беседе с казахстанским искусствоведом Е.Вандровской.

Приведем еще одну выдержку из статьи искусствоведа Е.Вандровской, содержащие слова Н.Хлудова, сказанные им молодому Кастееву и ставшие практически добрым напутствием будущему художнику: «Ты – первый, за тобой пойдут другие, — говорил он. – Перед тобой трудная, но широкая дорога, и ты не имеешь права с нее сворачивать». Сказанные Кастееву Хлудовым в те далекие и еще неясные своими перспективами годы учения, эти слова, полные веры, надежды, но вселяющие ответственность, стали пророческими. Абылхан Кастеев действительно стал первым профессиональным художником Казахстана, за ним потянулись другие, и их общая творческая деятельность способствовала созданию великолепной самобытной национальной художественной школы Казахстана.

Значение творчества Н.Г.Хлудова для творчества Абылхана Кастеева не исчерпывается обучением последнего в частной школе и его ролью как внимательного педагога. В произведениях Хлудова, долгие годы, работавшего над казахской тематикой, сложились определенные композиционные, колористические решения, сюжетные мотивы и ходы, эмоциональные интонации и трактовки, сыгравшие свою роль на разных этапах развития казахского профессионального изобразительного искусства. Им он и обучал молодого пытливого самоучку, стараясь привить ему понимание правильного композиционного построения, передачи пространства и перспективы в картине. Первичное и прямое влияние творческих приемов и метода Хлудова можно выявить и в творчестве Кастеева, его непосредственного ученика.

Но самым главным влиянием, оказанным Хлудовым на Кастеева станет постоянная приверженность будущего основоположника казахского изобразительного искусства к реалистическому отображению мира и человека. Хлудовский реализм, запечатлевшись в сознании молодого художника как первичный образец станковой картины, развиваясь и совершенствуясь в его творчестве не оставит его уже никогда. С 1931 года жизнь Абылхана Кастеева все последовательнее и неразрывнее сближается с художественной культурой. Он начинает работать как художник в Казахском Центральном Музее, затем в 1932 году вернувшись в родной колхоз, пишет вывески и портреты для родных аульчан и уйгурского клуба в Джаркенте. В родном ауле, работая в кузнице, он не оставляет занятий рисованием, мечтает о возвращении в Алма-Ату.

Кропотливый в искусстве и внимательный к жизни начинающий художник в этот период осваивает технику масляной живописи, она поможет ему в будущем создать шедевры, открыть всему миру красоту и поэзию жизни родного казахского народа.

Наконец предоставляется удобный случай. В 1934 году объявлен республиканский конкурс на создание портрета казахского поэта – просветителя Абая Кунанбаева. Будущий художник с энтузиазмом принимается за работу над этим важным и дорогим казахскому народу образом. Из нескольких акварелей, представленных Кастеевым на конкурс сохранился один рисунок, запечатлевший Абая у юрты на фоне родной казахской природы.

При всей незамысловатости композиции, это уже был портрет в пейзаже, что затем станет характерной особенностью искусства Кастеева. Акварель отличает свежесть красок, эмоциональная непосредственность отношения к герою произведения. Художника награждают почетной грамотой конкурса и правом участия в первом слете народных талантов в Алма-Ате.

Общеизвестно, что А.Кастеев считал себя в какой-то степени самоучкой, так обозначая себя в личном листке 44 , но и степень его профессиональной выучки на то время, и дальнейшее постоянное настойчивое овладение им художественными приемами и навыками, и вклад, внесенный им в развитие художественной школы Казахстана, не позволяет принимать это самоопределение. Постепенно, участвуя в художественных выставках и оттачивая свое мастерство, Абылхан Кастеев начинает завоевывать свой авторитет и место в художественной жизни страны. Как будто накрепко связанная с Кастеевым вместе с его ростом как художника начинает подниматься и активизироваться в республике и художественная жизнь.

В 1932-1933 гг. было создано Оргбюро, в 1936 году уже Оргкомитет казахстанских художников при Совнаркоме Казахской ССР. Профессия художника, её смысл становится постепенно понятнее для родных аульчан, медленно, но верно завоевывает авторитет в сознании самого народа. Абылхан Кастеев принимает активное участие во всех мероприятиях Оргкомитета, в проведении выставок, работе художественных студий. А пока мир изобразительного искусства захватывает и увлекает молодого человека, желание совершенствовать свои знания и умения в этой сфере приводят будущего художника в столицу советского искусства Москву, где он обучается в художественной студии им. Н.К.Крупской (1934-1936). Есть сведения, что Абылхан Кастеев был рекомендован на учебу в Москву Первым Всеказахстанским слетом деятелей народного искусства (1934)55 .

Живое участие в жизни и учебе Абылхана Кастеева в Москве приняла в те годы супруга известного писателя Д.Фурманова. Она устроила его в общежитие Театрального института, познакомив с учившимися там земляками. Тепло встретившие соотечественника московские студенты, во многом облегчали повседневную жизнь будущего художника, морально и материально поддерживая его.

Завершая творческий очерк о жизни и искусстве художника, еще раз подчеркнем реальное значение фигуры Абылхана Кастеева как основоположника национальной школы изобразительного искусства Казахстана. Его судьба и творчество демонстрируют силу и возможности природного таланта, ценность подвижнического труда и безграничной преданности искусству.

Уйдя из жизни в 1973 году, в расцвете своего таланта, Абылхан Кастеев оставил нам огромное, драгоценное художественное и духовное наследие. Предельная искренность отношения к своему труду, титаническая работоспособность способствовали созданию Абылханом Кастеевым богатейшего художественного наследия. Его наследие многогранно и неисчислимо, к примеру, только один, изданный в 2005 году ГМИ РК каталог основных его работ включает 1143 произведения. Это наследие требует своего последовательного изучения по жанрам, по динамике, по особенностям развития стиля и характера творчества, национальной самобытности, по многим творческим, художественным, реставрационным параметрам.

И сейчас, и в далеком будущем нашей страны роль, значение и высочайшая ценность творчества Абылхана Кастеева, его вклада в сокровищницу отечественной культуры невозможно будет переоценить. Жизнь, судьба и творчество Абылхана Кастеева навсегда останутся великолепной вершиной национальной культуры Казахстана ХХ века.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Мой мир

ikaz.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта