ЯРОШЕНКО Николай Александрович – Галерея произведений (70 изображений). Картины ярошенко


ЯРОШЕНКО Николай Александрович – Галерея произведений (70 изображений). - Страница 3 из 4

admin 08.01.2013 Галерея, Новости 4,572 Показы

Открыть доступ 41. Ярошенко Николай "Кисловодск. Этюд" 1880-90-е Холст, масло 24,5х42,5 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 41. Ярошенко Николай «Кисловодск. Этюд» 1880-90-е Холст, масло 24,5х42,5 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 42. Ярошенко Николай "На качелях" 1888 Картон, масло 58,3х40,5 Государственный Русский музей 42. Ярошенко Николай «На качелях» 1888 Картон, масло 58,3х40,5 Государственный Русский музей 43. Ярошенко Николай "Всюду жизнь" 1888 Холст, масло 212х106 Государственная Третьяковская галерея
43. Ярошенко Николай «Всюду жизнь» 1888 Холст, масло 212х106 Государственная Третьяковская галерея 44. Ярошенко Николай "Портрет А.Я.Герда" 1888 Холст, масло 93х70 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 44. Ярошенко Николай «Портрет А.Я.Герда» 1888 Холст, масло 93х70 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 45. Ярошенко Николай "Портрет художника Н.Н.Ге" 1890 Холст, масло 92,5х73,5 Государственный Русский музей 45. Ярошенко Николай «Портрет художника Н.Н.Ге» 1890 Холст, масло 92,5х73,5 Государственный Русский музей 46. Ярошенко Николай "В теплых краях" 1890 Холст, масло 107х81 Государственный Русский музей
46. Ярошенко Николай «В теплых краях» 1890 Холст, масло 107х81 Государственный Русский музей 47. Ярошенко Николай "Ольховая балка" 1888 Картон, масло 20х39 Государственный Русский музей 47. Ярошенко Николай «Ольховая балка» 1888 Картон, масло 20х39 Государственный Русский музей 48. Ярошенко Николай "Портрет неизвестной" 1880-е Холст, масло 34,7х27 Государственная Третьяковская галерея 48. Ярошенко Николай «Портрет неизвестной» 1880-е Холст, масло 34,7х27 Государственная Третьяковская галерея 49. Ярошенко Николай "Портрет дамы с кошкой" Холст, масло 89х71 Калужский художественный музей
49. Ярошенко Николай «Портрет дамы с кошкой» Холст, масло 89х71 Калужский художественный музей 50. Ярошенко Николай "На приеме у врача" Холст, масло 41х56 Челябинская картинная галерея 50. Ярошенко Николай «На приеме у врача» Холст, масло 41х56 Челябинская картинная галерея 51. Ярошенко Николай "Полевые цветы. Этюд" 1889 Холст, масло 47х65 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 51. Ярошенко Николай «Полевые цветы. Этюд» 1889 Холст, масло 47х65 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 52. Ярошенко Николай "Мальчик в саду (Мальчик)" 1892 Картон, масло 58х40,5 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск
52. Ярошенко Николай «Мальчик в саду (Мальчик)» 1892 Картон, масло 58х40,5 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 53. Ярошенко Николай "Проводил" 1891 Холст, масло 125х150 Омский музей изобразительных искусств 53. Ярошенко Николай «Проводил» 1891 Холст, масло 125х150 Омский музей изобразительных искусств 54. Ярошенко Николай "Девушка-крестьянка" 1891 Холст, масло 71х48 Нижегородский государственный художественный музей 54. Ярошенко Николай «Девушка-крестьянка» 1891 Холст, масло 71х48 Нижегородский государственный художественный музей 55. Ярошенко Николай "Голова старика крестьянина" 1893 Холст, масло Астраханская государственная картинная галерея
55. Ярошенко Николай «Голова старика крестьянина» 1893 Холст, масло Астраханская государственная картинная галерея 56. Ярошенко Николай "Девочка с куклой" Вторая половина 1890-х Холст, масло 96х68,5 Государственная Третьяковская галерея 56. Ярошенко Николай «Девочка с куклой» Вторая половина 1890-х Холст, масло 96х68,5 Государственная Третьяковская галерея 57. Ярошенко Николай "Девдаракский ледник" 1894 Холст, масло 24х36,5 Архангельский музей изобразительных искусств 57. Ярошенко Николай «Девдаракский ледник» 1894 Холст, масло 24х36,5 Архангельский музей изобразительных искусств 58. Ярошенко Николай "В горах. Этюд" 1890-е Холст, масло 20,7х38 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск
58. Ярошенко Николай «В горах. Этюд» 1890-е Холст, масло 20,7х38 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 59. Ярошенко Николай "Берёзовая балка. Кисловодск. Этюд" 1892 Картон, масло 19,5х38,7 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 59. Ярошенко Николай «Берёзовая балка. Кисловодск. Этюд» 1892 Картон, масло 19,5х38,7 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 60. Ярошенко Николай "Пятигорск. Этюд" 1893 Дерево, масло 24,5х36,5 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск 60. Ярошенко Николай «Пятигорск. Этюд» 1893 Дерево, масло 24,5х36,5 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск Страницы: 1 2 3 4

cultobzor.ru

«Портретист гор». Ко дню рождения Николая Ярошенко

Автопортрет 1895 года

Николай Александрович Ярошенко (1846-1898) – выдающийся русский художник второй половины XIX века родился 13 декабря 1846 года в Полтаве, в семье отставного генерала, мечтавшего о военной карьере для своего первенца. Когда сын подрос, отец отдал его в Полтавский кадетский корпус, где служил сам. Вскоре мальчик был переведён в Петербург, где и окончил Михайловское артиллерийское училище, а затем Михайловскую артиллерийскую академию. Одновременно Николай Александрович посещал Академию художеств.

«По окончании курса наук в Михайловской артиллерийской академии, – говорит запись в послужном списке, – ... произведён за отличные успехи в науках в штабс-капитаны, назначен заведующим штамповальной мастерской Петербургского патронного завода...».

На военном заводе Н. А. Ярошенко проработал более двадцати лет, и оставил его генерал-майором на сорок шестом году жизни. Многолетнее, постоянное, ежедневное общение с рабочими помогло художнику понять жизнь простого народа. Именно в заводских мастерских Ярошенко нашёл своего героя, своего «Кочегара».

«Кочегар», 1878

В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка».

 
«Старик с табакеркой», 1873
По окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.

«Портрет М.П. Ярошенко», нач.1880-х

В 1875 году за картину «Невский проспект ночью», выставленную впервые на 4-й передвижной выставке, Н.А. Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества художников-передвижников. Затем он был избран в правление, принимал активное участие во всей его деятельности, стал душой этого общества. После смерти И.Н. Крамского Николай Александрович возглавил Товарищество.

Главенствующую роль в живописи передвижников второй половины XIX века играет бытовой жанр, позволяющий точно расставить акценты, выразить свою гражданскую позицию по отношению к наболевшим вопросам времени. Картина «Слепцы» экспонировалась на 7-й передвижной выставке.

«Слепцы», 1879 (Самарский художественный музей)

Композиционно она близка репинским «Бурлакам на Волге»: появляясь из глубины, цепочка нищих-слепцов следует с богомолья из Киево-Печерской лавры по берегу Днепра. Здесь нет ярких, запоминающихся образов – однообразие проходящих перед нашими глазами незрячих лиц воспринимается как осознанный приём, подчёркивающий двойную обделённость (природой и обществом) этих людей. Картина хранится в Самарском художественном музее.

«Портрет Н.Н. Обручева», 1898

Картины Н.А. Ярошенко провозглашают человечность, чувство справедливости, сострадание к простым людям. Он был весьма разносторонним художником, и особую любовь почитателей искусства ему принёс талант портретиста-психолога. Им создана великолепная портретная галерея передовых деятелей русской науки, литературы и искусства. Его кисти принадлежат известные портреты М.Е. Салтыкова-Щедрина, Д.И. Менделеева, П.А. Стрепетовой, Г.И. Успенского и других. Мастерски и любовно написанные портреты дают нам полное представление не только о внешнем облике людей, но и об их внутренней, духовной жизни, их стремлениях, борьбе и страданиях.
«Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина»,1886

В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Ярошенко проводили лето именно здесь. В доме на «Ярошенковских субботах» играл С.В. Рахманинов, звучали могучий бас Ф.И. Шаляпина, светлый и лучезарный тенор Л.В. Собинова.

Бывали друзья-единомышленники художники И.Е. Репин, А.М. Васнецов, М.В. Нестеров, Н.Н. Дубовской, Н.А. Касаткин, А.И. Куинджи, артисты К.С. Станиславский, Е.И. Збруева, писатель Г.И. Успенский, учёные Д.И. Менделеев, И.П. Павлов. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны.

Радушные хозяева пристроили к своему уютному пятикомнатному дому несколько флигелей для гостей. Усадьбу назвали Белой виллой. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России.

Разносторонне образованный, Николай Александрович был блестящим, остроумным собеседником. Литература, искусство, археология, экономика, природа Кавказа и быт горцев были материалом для бесед. Всё волновало и увлекало художника и его друзей.

Особое внимание стоит обратить на портреты горцев, которые, несмотря на запреты шариата, позировали художнику из уважения к его мастерству, любви и бережному отношению к истории и традициям Кавказа. Николай Александрович изъездил весь Кавказ. Забирался в отдалённые горные аулы – и везде его встречали гостеприимно и уважительно.

«Горец Дагестана», 1894

Картина 1888 года «Всюду жизнь» стала венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на 16-й передвижной выставке. Композиционно картина решена оригинально и представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решёткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной.

«Всюду жизнь», 1888 (Третьяковская галерея)

Очень любил художник и пейзажи. В своих картинах он раскрывает нам красоту и прелесть природы, её живописность и очарование. Неутомимый путешественник, Н.А. Ярошенко много ездил по России, по Западной Европе. Но именно Кавказ явился его счастливым открытием, последней любовью. Его захватывала и привлекала суровая красота и величие белоснежных гор. Художник объездил глухие ущелья Кавказского хребта, пробирался пешком через снежные перевалы и заходил в такие дебри, до которых в то время «ещё не добирался ни один становой».

«Шат-гора », 1884

stavropollibblind.blogspot.com

Ярошенко Николай Александрович - Каталог картин. Цены.

Н. А Ярошенко - одна из наиболее типичных и одновременно своеобразных фигур в передвижничестве. Именно ему после смерти И. Н. Крамского (1887) суждено было стать идейным руководителем ТПХВ. "Он был большим либералом, интеллигентом-художником и военным, генералом в отставке, - писал о нем Я. Д. Минченков. - Ярошенко был папашей у передвижников, и его побаивались".

Ярошенко получил образование военного инженера, но, испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). В круг личных знакомств художника входили выдающиеся представители народнической интеллигенции - писатели Г. И. Успенский, В. Г. Короленко, В. М. Гаршин и др. Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко.

Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины "Кочегар" (1878). Первым среди русских живописцев Ярошенко представил образ заводского рабочего, показав его не только жертвой изнуряюще тяжелого труда, но и новой могучей социальной силой. Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя.

Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878; "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881; "Курсистка", 1883). В этих работах художник стремится представить обобщенный образ нового поколения - мыслящего, целеустремленного, деятельного. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876; В. М. Максимова, 1878; И. К. Зайцева, 1886; Н. Н. Ге, 1890; писателей Г. И. Успенского, 1884; М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886; А. Н. Плещеева, 1887; В. Г. Короленко, 1898, и др.). Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир.

Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884). В образе, созданном художником, выступает на первый план не знаменитая актриса, о которой И. Н. Крамской говорил, что она может быть "не только интересной, но замечательно красивой", а простая русская женщина, со строгим, чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах. Она точно вобрала в себя черты героинь А. Н. Островского, которых великолепно воплощала на сцене. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). С искренней теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни арестантов, узников тюремного вагона. В подобревших лицах этих людей, кормящих через решетку слетевшихся голубей, в печальном облике молодой матери на первом плане заключен основной смысл произведения - показать высокую человечность в людях, отвергнутых обществом. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. - "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894). Последние годы жизни Ярошенко посвятил поездке на Урал, где на угольных рудниках искал прототипы для задуманной картины из жизни рабочих. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника.

Ярошенко Николай Александрович

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Усадьба художника Н.А. Ярошенко БЕЛАЯ ВИЛЛА в Кисловодске, Ставропольский край: deadokey

Усадебный комплекс, расположенный среди прекрасных садов, долгое время считали центром культурной жизни Северного Кавказа. В гостях у Ярошенко и его супруги Марии Павловны бывали Дмитрий Менделеев, Сергей Рахманинов, Илья Репин, Константин Станиславский и многие другие выдающиеся персоны. Именно на «Белой вилле» хотел найти приют и укрытие Лев Толстой, планируя свой первый побег из Ясной Поляны.

Ярошенко сумел передать атмосферу и культуру Северного Кавказа в самых невероятных гранях. Ему, вопреки строгим законам шариата, позировали даже горцы. Чем же художник заслужил такое доверие? Почему его называли «портретистом гор»? Какова судьба наследия Ярошенко? Почему музей, расположенный ныне на территории усадьбы, следует посетить всем любителям тихих уединенных мест? Ответы на все эти вопросы вы найдете в моем рассказе про усадьбу выдающегося художника!

Николай Александрович Ярошенко по праву считается одним из самых значимых и талантливых российских художников. На его творческом пути долгое время вставало множество препятствий, которые он смог преодолеть благодаря упорству, стремлению к мечте и бесконечной силе своего таланта.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

2. Нижний домик, в нем сейчас продаются сувениры.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

План усадьбы Ярошенко.

 
 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

3. Вид на партер усадьбы и Сосновую гору.

 

Николай Александрович родился в семье отставного генерал-майора в 1864 года. Его исторической родиной является Полтава. С детства мальчика готовили к военной карьере. Строгий и принципиальный отец, всю жизнь посвятивший себя военному делу, не видел будущее своего сына ни в какой иной сфере, кроме службы на благо Отечества.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

Н.А. Ярошенко. Автопортрет, 1895 год.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

4. Парковые затеи в усадьбе.

 

Юный Николай по достижении положенного возраста поступил в Полтавский кадетский корпус, а по его окончании – отправился в Петербург, чтобы продолжить обучение в Павловской училище. Николай Александрович с раннего детства ощущал свою тягу к изобразительному искусству. И вот, оказавшись в «городе муз» - Петербурге, он начал брать частные уроки рисования.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

5.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

1934-1935 г. Общий вид с Сосновой горы на западную часть. Фото Н. Сысоева. Над цветником возвышаются два усадебных флигеля.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

6. Два усадебных флигеля.

 

Он с отличием окончил училище, и, исполнив волю отца, приступил к работе на Санкт-Петербургском патронном заводе. Николай Александрович продолжил свое обучение изобразительному искусству, постепенно знакомясь с художниками-передвижниками и писателями, публиковавшимися в журнале «Отечественные записки».  Круг его общения был очень неоднороден: в числе его товарищей были и представители интеллигенции, и простые рабочие с завода. Во многом, это сформировало его художественное мировоззрение. Николай Александрович видел красоту и в нарочито возвышенном, и в простоте обыденного.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

7.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

8.

 

На курсах Общества поощрения художников он познакомился с самим Иваном Ивановичем Крамским, который преподавал ему. После этого Ярошенко начал посещать знаменитую петербургскую Академию художеств. Так и начался творческий путь великого художника.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск
Портрет Крамского. Н.А. Ярошенко, 1876 год.Холст, масло. 89,5 x 69,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

9. Ледник.

 

Одним из самых интересных памятных мест, связанных с его судьбой, является усадьба в Кисловодске, в которой Ярошенко долгое время жил и создавал свои шедевры.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

10.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

11.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

12.

 

История создания усадебного комплекса причудливо переплетается с огромной любовью художника к Кавказу. Первое знакомство Николая Ярошенко с Кисловодском состоялось  во время его свадебного путешествия с новоиспеченной супругой – Марией Павловной, в девичестве – Навротиной.  Молодожены были настолько очарованы красотой местных пейзажей, что решили посещать Кисловодск каждый год. Когда такие визиты стали доброй семейной традицией, супруги Ярошенко приняли решение - обзавестись собственным жильем в курортном городе.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

13. Белая вилла.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск
Н.А.Ярошенко. Бештау.1882 г. Холст, масло. 73х110
 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

Портрет М.П. Ярошенко.Нач. 1880-х. Холст на картоне, масло. 44х36 (овал)

 

Они приобрели участок недалеко от Курортного парка и начали возведение на нем собственного дома. Проект «Белой виллы» - творение самого Ярошенко. В те годы эта местность называлась Кисловодской слободой и состояла всего из семи улиц. Одноэтажный деревянный дом с двумя флигелями был построен по эскизам великого художника. Около дома Мария Павловна и Николай Александрович разбили живописный парк.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

14.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

1960-е г.

 

В 1885 году чета Ярошенко решила покинуть Петербург и окончательно обосноваться на Северном Кавказе. Именно тогда и начались «золотые страницы» в истории кисловодской усадьбы.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

15. Вид от "Белой виллы" на Свято-Никольский собор.

 

Будучи видным художником и знаменитым общественным деятелем, Николай Ярошенко имел много друзей. В числе близких друзей и единомышленников художника были: Дмитрий Менделеев, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Илья Репин, Константин Станиславский. Эти культовые личности неоднократно навещали своего друга в кисловодской усадьбе. Они  подчеркивали необычайную простую красоту «Белой дачи» и живописность ее окрестностей. Поток гостей, желающих навестить художника, был настолько велик, что супруги Ярошенко решили пристроить к своему собственному пятикомнатному дому несколько гостевых флигелей. Любопытно, что и гости не оставались в стороне от вопросов благоустройства усадьбы. Сохранились сведения о том, что уникальные помпейские росписи, были созданы друзьями Ярошенко, гостившими в усадьбе.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

16. Крыльцо "Белой Виллы".

 

Природа Северного Кавказа служила для Николая Александровича источником бесконечного вдохновения. Он мог уходить из дома на несколько дней с красками и мольбертом, гулять по окрестностям в поисках идеальной натуры и полностью терять ощущение реального времени, работая над своими шедеврами.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

Шат-гора.1884 г. Холст, масло. 70х159

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

17. Служебный флигель.

 

Ярошенко в буквальном смысле изъездил весь Кавказ. Помимо популярных природных достопримечательностей, ему нравилось посещать и те места, в которые обычный турист никогда бы не забрел. Он с большим удовольствием путешествовал в отдаленные горные аулы. Николай Борисович был очень тактичен, уважителен и подчеркнуто талантлив. Именно эти качества помогали ему быть принятым представителями любых народов и конфессий. В его биографии есть удивительный факт: Ярошенко позировали кавказские горцы. Ни для кого не секрет, что нормами шариата запрещены любые изображения человека. Однако, для Николая Александровича делали исключение даже гордые и религиозные горцы. Художник обожал культуру Кавказа во всех ее ипостасях, а местные жители очень ценили это качество и принимали его как дорогого гостя. В среде художников Ярошенко даже получил звание «портретиста гор».

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

Предгорье. Осенний пейзаж1882 г. Холст, масло. 35,5х51

 

Несколько лет Ярошенко жил на Кавказе, пребывая в состоянии абсолютной творческой идиллии. Но жизнь художника оборвалась трагически и пугающе «символично». Летом 1898 года он в очередной раз пошел в горы, на этот раз его выбор пал на живописную гору Большое седло. Возвращаясь домой, художник попал под сильный ливень. Он пробежал около 10 километров, пытаясь найти хоть какое-то укрытие от дождя. Ярошенко еле дошел до дома, замёрзнув и сильно промокнув. На следующее утро он скоропостижно скончался в «Белой вилле» от сердечного приступа. Он прожил всего 51 год.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

Кисловодск. Водопад.1889 г. Этюд. Картон, масло. 19,5х39

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

18.

 

Убитая горем вдова, Мария Павловна Ярошенко, даже несмотря на свою скорбь по мужу, сумела взять в себя в руки и выполнить свой главный долг перед памятью покойного супруга – сохранить его творческое наследие. Мария Ярошенко была разносторонне образованной женщиной. Она выступала в роли музы, критика и главной опоры своего супруга.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

19.

 

Современники так описывали ее стремления: «После смерти Н.А. Ярошенко, — пишет С. Караскевич, — Мария Павловна имела одну заботу – сберечь и сохранить картины Ярошенко и его товарищей в разное время ими подаренные. Не имея ничего кроме небольшой пенсии и доходов от дач в Кисловодске, она жила очень скромно  в Петербурге. Любимой ее мечтой было создать музей имени Н.А. Ярошенко в Кисловодске, чтобы это был музей 80-х гг., глухих и обидно забытых, по ее словам, хотя в них родились и созрели все яркие мысли и события последовавших за ними боевых десятилетий. Для музея она хотела завещать «Белую виллу», в которой поместить все картины не только самого Николая Александровича, но и всех его современников и товарищей по передвижным выставкам, портреты, письма, книги, с автографами всех писателей, которые были близки к ее кружку, свою обширную переписку, дневники, заметки»

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

20.

 

В 1900 году Мария Ярошенко объявила, что она пожертвует уникальную галерею ее покойного мужа общественности, но только при одном условии – полотна, авторами которых являлись как сам Ярошенко, так и более 80 известнейших художников России, должны быть выставлены на территории Кавказских Минеральных Вод. Но, к сожалению, в пределах указанной территории не нашлось необходимого выставочного пространства. Вдова вынуждена была передать картины в Полтаву, на родину ее покойного супруга. Полотна были выставлены в здании Городской думы, положив начало Полтавскому художественному музею.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

21.

 
Мария Ярошенко скончалась в 1915 году. С ее смертью «Белая вилла» опустела.
 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

22.

 

Первый музей Ярошенко в бывшей его усадьбе планировали создать в 1918 году. По инициативе профессора Александра Павловича Нечаева, занимавшего должность наркома просвещения. А Павлу Александровичу Утякову удалось сохранить интерьеры усадебного дома.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

23.

 
На официальном сайте музея размещена любопытная историческая информация. Вот о чем она гласит:

«В воскресенье, 8 декабря с.г. отдел народного просвещения Кисловодского Совдепа устраивает народный праздник – чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался… На могиле Ярошенко будут произнесены речи о жизни и деятельности художника, после чего оркестр на площади исполнит соответствующие моменту пьесы. От собора процессия направится к дому Ярошенко. На углу улицы члены отдела Народного просвещения прибьют новую доску с надписью: «Улица Ярошенко».  Подойдя к самому дому, участники церемонии повесят над входной калиткой вывеску «Народный научно-художественный музей в память художника-гражданина Н.А. Ярошенко», а рядом со входом доску с указанием, что в этом доме жил и скончался Н.А. Ярошенко.»Однако, светлым планам не суждено было сбыться.  Во время гражданской войны усадьба была осквернена и разграблена. Она находилась в запустении до 1948 года. К пятидесятой годовщине со дня смерти великого художника по инициативе небезразличных общественных деятелей, было принято решение открыть в «Белой вилле» музей Николая Александровича Ярошенко. Начался длительный процесс формирования музейного фонда. К тому времени часть картин Ярошенко располагалась в других государственных музеях, некоторые полотна пополнили частные коллекции, а некоторые – бесследно исчезли.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

24.

 

Музей в Кисловодске создавали «всем миром». По решению Совета Министров РСФСР от 16 декабря 1968 года два флигеля на территории бывшей усадьбы Н.А. Ярошенко были признаны памятниками истории и архитектуры государственного значения. С этих пор усадьба постепенно начала обретать вторую жизнь.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

25.

 

На сегодняшний день Мемориальный музей-усадьба художника Николая Александровича Ярошенко представляет собой многофункциональное музейно-выставочное и рекреационное пространство. В музее хранится около 150 работ самого великого художника. В одном из гостевых флигелей располагается выставка картин художников-передвижников, другой гостевой флигель предназначен для проведения тематических выставок и культурных мероприятий для жителей и гостей города.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

26.

 

Кроме того, усадьба является полноценным музеем. Здесь отлично передан дух дворянской усадьбы того времени и очень хорошо ощущается гений места, царивший здесь. Среди экспонатов музея представлены личные вещи и предметы мебели четы Ярошенко.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

27.

 

Другой примечательной частью музейного комплекса является прекрасный сад, состоящий из двух уровней. Первый уровень занимают фруктовый сад и миниатюрный дендрарий, в котором собраны экзотические деревья.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

28.

 

Второй уровень занимает прекрасный парк с фонтанами.  Парк усадьбы Ярошенко является излюбленным местом отдыха туристов и горожан, предпочитающих тишину, творческую атмосферу и неповторимую камерность старинной усадьбы.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

29. По соседству с усадьбой располагается санаторий им. В.И. Ленина.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

30.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

31.

 
усадьба Ярошенко, Кисловодск

32. В следующем путешествии по Кисловодску мы продолжим гулять в Верхнем парке и подойдем к санаторию им. Орджоникидзе.

deadokey.livejournal.com

Художник Н. А. Ярошенко: allerleiten

Ярошенко Николай Александрович (1846-1898)Автопортрет. 1895

Николай Александрович Ярошенко родился 1 декабря (13 декабря по новому стилю) 1846 года в Полтаве. Отец его, Александр Михайлович, был военным, дослужившимся до чина генерал-майора. Мать, Любовь Васильевна, также происходила из офицерской семьи. Способности мальчика к рисованию проявились достаточно рано, но никак не повлияли на принятое отцом решение отдать его в военную службу. О несгибаемом характере Александра Михайловича наш герой впоследствии вспоминал: "Честь и служение долгу были для него святыней, перед которой должно было преклоняться все в жизни".

Таким образом, по десятому году Николая отдали в Полтавский кадетский корпус. Несмотря на то, что это заведение находилось поблизости от его родного дома, жизнь "кадета Ярошенки" мало отличалась от жизни его товарищей, привезенных из дальних уездов. То же казарменное житье. Разве что родителей можно было навещать почаще.

В кадетском корпусе мальчик не оставил занятий рисованием. И немногие сохранившиеся от этого времени рисунки позволяют сделать вывод, что он делал изрядные успехи. Усидчив и прилежен был будущий художник и в других науках, поэтому, окончив в 1863 году корпус, он безо всяких затруднений поступил в Павловское военное училище в Санкт-Петербурге. Вскоре его перевели в Михайловское артиллерийское училище, где он также шел среди первых учеников.

Занятия "художествами" Ярошенко, однако, в это время по-прежнему не оставлял. Сначала он занимался у А. М. Волкова, а чуть позже поступил в вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художеств, где его наставником стал Иван Николаевич Крамской. В 1867 году, одновременно со "вступлением" в Михайловскую артиллерийскую академию, Ярошенко начинает в качестве вольнослушателя посещать Академию художеств.

Следует отметить, что "не отдавался" искусству полностью молодой художник не только из боязни нарушить волю отца. Обладая возвышенной душой, он был в то же время юношей весьма прагматическим и прекрасно понимал, что удачный дебют на живописном поприще еще не обеспечивает успеха. Рассчитывать же на материальную поддержку семьи он не мог. Напротив, предвидел, что в недалеком будущем ему самому придется "лелеять старость" своих родителей. Продвигаться по службе в ущерб искусству наш герой, тем не менее, не хотел. Его жена вспоминала: "От чина полковника Николай Александрович отказывался в течение пяти лет, так как с этим чином ему предлагали такие места, которые не давали ему возможности заниматься живописью..."

Портрет Марии Павловны Ярошенко. 1875Портрет Марии Павловны Ярошенко, жены художника. 1880-eВероятно, будь Ярошенко несколько смелее (и даже не столько смелее, сколько "безогляднее"), то уже к концу 1860-х годов художественные критики заговорили бы о нем в полный голос. Но совмещать военную службу с занятиями живописью было не так-то легко, и первые заслуживающие внимания ярошенковские "пробы кисти" относятся лишь в 1874 году. Этот год вообще стал поворотным в судьбе художника. В начале лета он женился на Марии Павловне Навротиной (между прочим, бывшей курсистке), затем провел месяц на даче Крамского, а после этого отправился на Кавказ. Но - по порядку.Шат-гора (Эльбрус). 1884Холст, масло. 70 x 159 см. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.ЯрошенкоЛето 1874 года выдалось неласковым. Крамской вспоминал, что едва ли десять солнечных дней можно было насчитать за весь сезон. Дождь лил как из ведра, и молодая супруга Ярошенко, должно быть, провела немало томительных часов на сырой даче Крамского (печи топили каждый день), ожидая своего мужа, в ту пору гвардии штабс-капитана, со службы. Отпуск был положен Ярошенко в конце лета, а пока приходилось почти каждый день ездить в Петербург со станции Сиверская Варшавской железной дороги.

Месяц, проведенный на Сиверской, сыграл большую роль в сближении обитателей дачи (Ярошенко уже давно знал Крамского, но столь "долгим" его гостем был впервые). 26 августа, уже после отъезда молодого живописца с женой на Кавказ (через Малороссию, чтобы повидаться с родителями), Иван Николаевич писал передвижнику Константину Савицкому: "Жил со мной здесь один месяц Ярошенко Николай Александрович; Вы знаете, офицер, уехал уже полтора месяца в Киев, а парень хороший". Если бы не это письмо, мы бы, возможно, не обратили внимания на самый факт пребывания Ярошенко в гостях у Крамского. Нужно сказать, что наш герой, будучи человеком прямым и честным, в то же время не слишком был расположен распространяться насчет подробностей своей жизни. Так, известно, что он сжигал все письма, которые писались ему, и просил, чтобы его адресаты делали то же самое в отношении его корреспонденции. В силу этой "установки" у нас практически не осталось эпистолярных свидетельств жизни Ярошенко - а ведь письма, вкупе с дневниками, являются ценнейшими "человеческими документами", позволяющими достаточно точно восстановить не только биографию писавшего их, но и атмосферу самой эпохи. Увы, подобной возможности в случае Ярошенко мы практически лишены.

Корреспонденты художника, за редким исключением, следовали его воле, уничтожая полученные письма. Но те из них, что сохранились, представляют немалый интерес. Так, чрезвычайно "поучительно" письмо Ярошенко, сохраненное хозяйственным Павлом Михайловичем Третьяковым. В нем мастер объясняет свой взгляд на взаимоотношения живописца с "экономической частью" его ремесла. "По моему положительному убеждению, - пишет он, - художник не должен отступать от цены, раз назначенной, даже в том случае, если он, назначив по ошибке цену слишком высокую, рискует вовсе не продать свою картину. Я не стану затруднять Ваше внимание изложением причин, почему сложилось у меня такое убеждение, - прибавлю только, что, прежде чем остановиться на определенной цене, я опросил мнение всех знакомых мне художников и окончательно назначил цены - самые низшие из тех, какие мне были заявлены". Еще более безапелляционным и по-военному четким тоном отличаются "диспозиции" художника, писанные им тем, кто сопровождал очередную передвижную выставку: "Со дня открытия в Полтаве Вы продержите там выставку 14 дней; переедете в Елисавет-град и тоже будете там держать выставку 14 дней; оттуда поедете в Кишинев и пробудете там с выставкой столько времени, чтобы между 1 и 10 декабря открыть выставку в Одессе. Ко времени приезда вашего в Одессу я Вам сообщу дальнейший маршрут..." Многие из участников Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) вспоминали о "силе характера" Ярошенко и "некотором деспотизме", присущем ему...

Портрет Веры Глебовны Успенской ~ Портрет Г.И. Успенского. 1884

Портрет художника Ивана Николаевича Крамского. 1874Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой. 1884

Портрет Д.И. Менделеева. 1885Портрет Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. 1886

Портрет М.А. Плещеева. 1887 ~ Портрет И.А. Гончарова. 1888

Портрет художника Николая Николаевича Ге. 1890Портрет философа и поэта Владимира Сергеевича Соловьева. 1895

Портрет Николая Николаевича Обручева. 1898Портрет С.В. Паниной. 1892

Мужской портрет. 1875 ~ Женский портрет. 1880

Старик с табакеркой. 1873 ~ Портрет молодого человека. 1886

Впрочем, этот ярошенковский "деспотизм", проявившийся в полной мере после того как он занял после смерти Крамского место "вождя" передвижников, служил, по мнению подавляющего числа его соратников, к укреплению "моральных и идеологических основ Товарищества", а потому воспринимался ими благосклонно. Но некий покровительственно-доброжелательный деспотизм в обращении мастера с "товарищами по цеху" все-таки имел место быть. "Мне сдается, - пишет он Н. Касаткину, приглашая того к себе в Кисловодск (дом здесь он приобрел в 1885 году), - что Вы напрасно проводите летнее время по городам, вместо того, чтобы хорошенько отдохнуть и укрепиться физически и морально где-нибудь на лоне природы".

Но не только кисловодский дом Ярошенко был всегда полон гостей, а и его петербургская квартира на Сергиевской улице. Михаил Нестеров, хорошо знавший семью художника, вспоминал, что у него часто бывало до полусотни "посетителей". Некоторые из них гостили подолгу, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Однако Николая Александровича, по свидетельству близких, это более смешило, чем огорчало.

В 1892 году мастер вышел в отставку (дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора). За два года до этого врачи заподозрили у него чахотку, и Ярошенко понял, что "пора собираться". Он даже составил завещание, по которому все его картины оставались Марии Павловне. Когда она, всегда и во всем желавшая справедливости, попыталась возразить, что часть их необходимо передать его родственникам, художник строго возразил: "Это была не их жизнь, а наша". 25 июня (7 июля по новому стилю) 1898 года Ярошенко умер в Кисловодске. Но не от чахотки, а от паралича сердца, на состояние которого доктора, озабоченные развитием процесса в легких, не обратили внимания.

Ярошенко«Ярошенко» на Яндекс.Фотках. Кисловодск. Могила Ярошенко на территории Храма

Свято-Никольский собор в Кисловодске«Свято-Никольский собор в Кисловодске» на Фото.Сайте. 06.07.2009 (c) Александр С. Аксенов

Свято-Никольский кафедральный собор в Кисловодске«Свято-Никольский кафедральный собор в Кисловодске» на Яндекс.Фотках

Свято-Никольский кафедральный собор в Кисловодске освящен 22.05.2008 г. Первая православная церковь в городе-курорте появилась вместе с его основанием. В конце 1888 г. главный Храм города был освящен в честь одного из самых почитаемых святых - Святителя и Чудотворца Николая. В 1900 г. рядом с собором, в том же архитектурном стиле, была сооружена пятиярусная колокольня. В 1936 г. собор был взорван. 12 сентября 1993 г., в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, состоялась закладка собора. В качестве основы были использованы сохранившиеся фотографии, чтобы максимально воплотить прежний облик. Высота храма — 54 метра. Собор рассчитан на 3500 человек.Любимый город в синей дымке тает«Любимый город в синей дымке тает» на Фото.Сайте. 13.01.2009 (c) Шурыгин АлександрКисловодск. Вид на город и его окрестности с отрога Джиналского хребта. На ПП внизу – вершина Красное Солнышко с одноимённым кафе, один из живописнейших уголков огромного кисловодского парка, пользующийся особой популярностью у отдыхающих и жителей города-курорта.Свято-Никольский собор. Кисловодск.«Свято-Никольский собор. Кисловодск.» на Фото.Сайте. 15.07.2009 (c) Александр С. Аксенов

Свято-Никольский кафедральный собор в Кисловодске«Свято-Никольский кафедральный собор в Кисловодске» на Яндекс.Фотках

Историческая справка. В 1792 году у Кислого источника, как тогда называли источник Нарзан, был сооружен пятиугольный редут на возвышении между речками Ольховкой и Березовкой. Командующий войсками Кавказской линии генерал Ираклий Иванович Марков в 1798 году провел с семьей все лето у источника Нарзан. В составе его свиты был адъютант Ребров. По распоряжению генерала Маркова на горе Святого Духа был установлен каменный крест из серого песчаника — символ Православной веры, которую русские принесли на Кавказ, и гору стали называть Крестовой.с увеличением населения и возникновением слободы, появилась необходимость в строительстве приходского храма. Для создания проекта были приглашены Джузеппе и Иоганн Бернардацци, главные устроители Кав-минвод.

По распоряжению командующего войсками Кавказской линии генерала А.П. Ермолова один из братьев отправился в горы для разыскивания православных храмов древних алан. Им был создан альбом зарисовок храмов, дано их описание и сделан обмер. Все эти данные были использованы при строительстве храмов на Кавказских Минеральных Водах. В 1824 году братья Бернардацци создали проект храма в Кисловодске. В 1826—27 гг. церковь была возведена из дерева, без применения гвоздей, на пожертвования слобожанки Толмачевой. Новый храм, как и прежняя крепостная церковь, был освящен архимандритом Товией в честь Святителя и Чудотворца Николая..."

"...Никольский храм стали называть — «Белый собор». Строительство было закончено в 1888 году, освящение состоялось 22 октября (4 ноября по н. ст.). Главный Престол был посвящен Святителю Николаю, южный придел — Архистратигу Божию Михаилу, северный — святому благоверному князю Александру Невскому.

Центральный иконостас был высоким, сооруженным из дерева, и отличался искусной резьбой. Никольский собор повторял традиционную схему пятиглавого храма, выработанную в XII веке зодчими Успенского собора во Владимире, но от древнерусских храмов отличался тем, что четыре малых барабана были декоративными, а не световыми. Собор имел прекрасную акустику и был рассчитан на 500 человек. На уровне второго яруса были устроены обширные хоры, центральный купол и барабан богато украшены росписью. Величественный храм расписывали знаменитые художники России — братья Васнецовы, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, М.В. Нестеров, который и венчался в этом соборе. Великие сыны России Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов пели в хоре Свято-Никольского собора."!http://www.pravoslaviekmv.ru/index.php?page=66&art=114

Дом Шаляпина«Дом Шаляпина» на Яндекс.Фотках. Кисловодск

Кисловодские этюды (1)«Кисловодские этюды (1)» на Фото.Сайте. 30.12.2008 (c) Шурыгин Александр

Дача Ф.И.Шаляпина в Кисловодске, сейчас - музей "Дача Шаляпина". Здесь регулярно проводятся концерты известных музыкальных коллективов и солистов (классическая музыка, вокал), пользующиеся большой популярностью у отдыхающих и жителей города.Кисловодск«Кисловодск» на Яндекс.Фотках. Дача Шаляпина

Кисловодск«Кисловодск» на Яндекс.Фотках. Виды Кисловодска. 10.12.2007

Недавно это был дом Брынцалова«Недавно это был дом Брынцалова» на Яндекс.Фотках

Бывшая дача Твалчрелидзе (она же дача Кшесинской). Кисловодск.«Бывшая дача Твалчрелидзе (она же дача Кшесинской). Кисловодск.» на Яндекс.Фотках

Антон Иванович Твалчрелидзе (1858-1930) - очень известный в своё время на Ставрополье человек, бывший инспектор народных училищ края. Побывав во всех уголках губернии, составил справочник о Ставрополье, своеобразную энциклопедию краеведческих знаний почти на 700-х страницах. Он был женат на дочери не менее известного своими ратными делами терского казака Тимофея Астахова (о нём много можно и должно рассказать отдельно), которому и принадлежал участок земли, на котором Твалчрелидзе была построена эта дача.У Твалчрелидзе в 1915 году здание приобрел для своей больной жены (дочери Н.И.Прохорова, хозяина "Трёхгорной мануфактуры") Н.В.Лежнев, владелец Еланского конного завода в Саратовской области.Что касается Кшесинской, то известно, что она очень недолгое время жила в Кисловодске в 1918 году, но был ли местом ее пребывания здесь этот особняк, с достоверностью не известно.Кисловодские этюды (3)«Кисловодские этюды (3)» на Фото.Сайте. 06.01.2009 (c) Шурыгин Александр

Особняк М.Кшесинской в Кисловодске«Особняк М.Кшесинской в Кисловодске» на Фото.Сайте. 08.07.2009 (c) Александр С. Аксенов

Кисловодск«Кисловодск» на Яндекс.Фотках. Нарзанные ванны

Главные нарзанные ванны«Главные нарзанные ванны» на Яндекс.Фотках

Главные нарзанные ванны расположены недалеко от Нарзанной галереи. Название «Главные» они получили не случайно: еще в конце XIX века в Кисловодске были выстроены ванны Скальковского - деревянное одноэтажное строение, которое, конечно, ни по внешнему виду, ни по пропускной способности не могло сравниться с новым красивым зданием ванн, которые так и назвали - Главные нарзанные ванны.Здание отличается богатой отделкой фасада с использованием архитектуры, главным образом характерной для северной Индии.Ванны выстроены в 1901-1903 годах к столетию курорта. Об авторе и о времени постройки напоминает мемориальная доска: "Проектировал и построил инженер А.Н. Клепинин. 1901-1903".Старое здание«Старое здание» на Яндекс.Фотках

Нарзанная галерея«Нарзанная галерея» на Яндекс.Фотках

Здание Нарзанной галереи расположено в центре Кисловодска, здесь же находится и источник нарзана, существовавший еще во времена пребывания в Кисловодске М. Ю. Лермонтова.Раньше галерея называлась Воронцовской и предназначалась для прогулок в ненастье после питья нарзана.Сейчас здесь расположен главный питьевой центр (здесь 16 бюветов), где отпускается нарзан трех разновидностей — общий, доломитный и сульфатныйПосмотреть на Яндекс.Фотках

Ж/д вокзал«Ж/д вокзал» на Яндекс.Фотках

В 1895 году было закончено строительство Курзала. Рядом в этом же году было закончено строительство легкого ажурного здания вокзала, который вместе с Курзалом представляет как бы один архитектурный ансамбль. Здания эти прекрасны и являются памятником старинной архитектуры. В свое время русский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк писал о Кисловодске: «Город чудесный, разметавший свои улицы по крутым берегам реки. Общий вид был очень красив, а великолепный вокзал мог бы украсить любую столицу».Кисловодск«Кисловодск» на Яндекс.Фотках. Дом-музей художника Ярошенко

Музей Ярошенко Н.А. в Кисловодске.«Музей Ярошенко Н.А. в Кисловодске.» на Яндекс.Фотках (c) vik6169 (Железногорск, Курская обл.)

Музей был основан в 1959 году. Он расположен на территории усадьбы с садом, парком и постройками, включающими четыре мемориальных здания, принадлежавших семье Н.А.Ярошенко с 1885 по 1915 годы. Здесь великий русский художник прожил свои последние годы жизни. Усадьба была широко известна как «Белая вилла», Очень необычна и биография самого художника. Он был генерал-майором артиллерии и одновременно руководил Товариществом передвижных художественных выставок. На территории его усадьбы по субботам собирались известные деятели искусств России: А.И.Куинджи, А.М.Васнецов, И.Е.Репин, Л.Н.Толстой, Ф.И.Шаляпин. Эти встречи получили название «ярошенковских суббот».

- У меня с Кисловодском связаны самые радужные воспоминания о летнем отдыхе с родителями в 1958 году- Кисловодск жемчужина КМД. Сейчас там все налаживается и благоустраивается, приводится в порядок. А пробьют тоннель в горах до моря полчаса езды будет

- О! Похоже, очередная фото-экскурсия ожидает нас с появлением нового альбома ;-) Уже приготовилась смотреть и читать :-)- Прошлогодние фотографии считал не совсем удачными, была плохая погода. Но вот решился насобирать на альбом

Музей Ярошенко Н. А. в Кисловодске«Музей Ярошенко Н. А. в Кисловодске» на Яндекс.ФоткахУсадьба была сложившимся комплексом жилых, служебных и хозяйственных построек и занимала одно из лучших мест в Кисловодской слободке – форштадте при старой крепости. Месторасположение усадьбы было очень удачным, она занимала край верхней террасы над речкой Ольховкой и Ольховой балкой, где располагались надворные постройки и фруктовый сад, который примыкал к Курортному парку.Со стороны слободки усадьба ограничивалась улицей Нижней Ольховкой (с 1903 г. – Дондуковская, переименована в улицу Ярошенко в 1918 г.), слева находилось имение полковника Аглинцева, а затем шла казенная земля здания Слободского Управления, справа располагалось имение помещика Бондарева, другой же стороной усадьба была обращена к курортному Кисловодскому парку.Эта часть города начала заселяться в конце 1830-начале 1840-х гг. преимущественно солдатами и офицерами крепостного гарнизона, а после упразднения по Высочайшему Повелению 1861 г. Кисловодской крепости (когда форштадт был переведен в статус казачьей Слободы), существующая застройка вместе с землей отошли в частное владение домохозяев.

- Чистенько, уютно. Как и должно быть в усадьбе. Спасибо за подробное описание. Я там не была, так с Вами попутешествую!- В трех зданиях выставки самого Ярошенко, его современников и новые картины.

Музей Ярошенко Н.А. в Кисловодске.«Музей Ярошенко Н.А. в Кисловодске.» на Яндекс.ФоткахВ своих мемуарах «Давние дни» М.В. Нестеров, впервые побывавший в Кисловодске в 1890 г. писал. «У собора, в двух шагах, находилась усадьба Ярошенко. Мария Павловна купила ее случайно за бесценок, постепенно обустроилась там, заменив белые хатки небольшими домами, в коих стали летом проживать знакомые Ярошенко: В.Г. Чертков с семьей, большая семья историка С.М. Соловьева. Сами Ярошенко поместились в ближнем домике, где была и небольшая мастерская Николая Александровича. К домику примыкал балкон, очень вместительный; на нем, как на балконе доктора Средина в Ялте, постоянно были посетители. Николай Александрович задумал расписать балкон в помпейском стиле по увражам; ему в этом помогала дочь историка Соловьева Поликсена Сергеевна (Аллегро).

- Просторная терраса. Это и есть балкон?- Да. Они называют её балконом.

Музей Ярошенко Н.А. в Кисловодске.«Музей Ярошенко Н.А. в Кисловодске.» на Яндекс.ФоткахФлигель №1. Это здание возведено в 1888 г. на месте служебной постройки прежних владельцев и является первым сооружением, осуществленным Ярошенко в процессе переделки и благоустройства усадьбы. Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный). Своеобразие внутренней планировки говорит о том, что первоначально этому зданию отводилась роль главного усадебного дома с парадной и жилой частями, а также внутренним служебным коридором для прислуги. Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «белую виллу». Характерно, что при этом они пристроили к новому Главному дому две комнаты того же размера, что были выстроены для жилья в первом доме, обращенном потом в гостевой (в 1890-х гг. здесь жила, по свидетельству М.В. Нестерова, «большая семья историка Соловьева»).Музей Ярошенко Н.А. в Кисловодске.«Музей Ярошенко Н.А. в Кисловодске.» на Яндекс.ФоткахФлигель №2. Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы. Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название ее – «турлук». Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью). Первоначально здание имело традиционный для этих мест вид белой мазанки под соломенной крышей. Примерно в 1890 г. при благоустрой­стве усадьбы флигель получил новый внешний вид: мазаные глинобитные стены были оштукатурены, соломенная крыша заменена железной кровлей, по коньку устроен гребень из металлической решетки.

- Во всех усадьбах-музеях не хватает "жилого духа". А?- Хозяина. Это точно.

Музей Ярошенко Н.А. в Кисловодске.«Музей Ярошенко Н.А. в Кисловодске.» на Яндекс.ФоткахНиколай Александрович Ярошенко родился в 1846 г. в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Выполняя волю отца, он с отличием окончил военную академию и был распределен на Санкт-Петербургский патронный завод. Однако несение службы не мешало юному Николаю в течение четырех лет посещать по вечерам классы Академии художеств. Прослужив на заводе более 20 лет, Ярошенко вышел в отставку в чине генерал-майора и полностью посвятил себя живописи.Наиболее известные картины Ярошенко - "Кочегар", "Заключенный", "Всюду жизнь", "Студент", "Сестра милосердия" , "Курсистка", "Старое и молодое", "Причины неизвестны" и "Невский проспект ночью".Летом 1898 года, как и во все прежние годы, супруги из Петербурга приехали в Кисловодск на дачу. Во время одной из прогулок по любимому парку Николай Александрович Ярошенко попал под дождь и стал быстро спускаться с гор. Уже вечером он почувствовал недомогание.25 июня утром сердце замечательного человека остановилось, прервав жизнь сидящего за мольбертом Ярошенко.

- Древние камни...Сколько же они повидали на своём веку.- Этой дорогой хозяева и гости спускались в нижний парк усадьбы и через городской парк шли пить нарзан.

- Понятно :-) Теперь и продолжение рассказа появилось :-) Интересно.- Вы как раз попали на установку. Кстати есть любопытный факт Борис Савенков был племянником Ярошенко.

Музей Ярошенко Н.А. в Кисловодске.«Музей Ярошенко Н.А. в Кисловодске.» на Яндекс.ФоткахЗдесь находился когда-то «менделеевский» флигель, ещё в годы гражданской войны разобранный на топливо. Ходил миф, согласно которому в этом флигеле имел обыкновение работать, в окружении колб и реторт великий химик. Позднее стало понятно, что этого не могло быть, так как Менделеев побывал у Ярошенко в Кисловодске только однажды, проездом в Баку, куда вместе с ним через три дня отправился и художник. Кроме того, согласно данным сотрудников Музея-квартиры Д. Менделеева в Петербурге, в последние десятилетия жизни учёный занимался теоретической работой, и химическая посуда ему не требовалась. Название флигеля, как думается сейчас, скорее было связано с именем вдовы химика, которая действительно гостила у Л.П. Ярошенко.

- Милая и скромная архитектура :-) Замечательный рассказ.- Благодарю. На этой фотографии и закончу этот короткий рассказ

* Практика 2008. Северный Кавказ. Часть Вторая (c) pavlyukРайон Кавказских Минеральных Гор включает в себя семь городов: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Лермонтов, Минеральные Воды и Георгиевск. Мы посетили их все.

Вид на КавМинВоды с горы БештауПолевые цветы. 1889«Полевые цветы». 1889 (c) Н.А.Ярошенко

allerleiten.livejournal.com

Русская живопись. Художник Ярошенко Николай Александрович. Биография. Картины

Ярошенко Николай Александрович

Сын военного. Учился в Павловском военном училище в Петербурге, затем в Михайловском артиллерийском училище. Посещал вечернюю школу Общества поощрения художеств, являлся слушателем Академии художеств. Член Товарищества Передвижников. Среди произведений художника портреты и картины на жанровую тему. Много путешествовал по России и Европе. Просмотреть картины Ярошенко

Биография и творческая деятельность

Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. Отец его - Александр Михайлович Ярошенко, был высокообразованным человеком, сделал блестящую военную карьеру, дослужился до генерал-майора. Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. В раннем детстве у мальчика проявилась склонность к рисованию, однако отец хотел, чтобы сын, по сложившейся семейной традиции, стал военным, и в девять лет устроил Николая в Полтавский кадетский корпус, после окончания которого в 1863 году будущий художник переехал в Петербург. В Петербурге Ярошенко поступает в Павловское военное училище, затем переводится в Михайловском артиллерийское училище. Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А.М. Волкова, посещает вечернюю школу Общества поощрения художеств, занимаясь под руководством И.Н. Крамского. В 1867 году после окончания Михайловского артиллерийского училища Николай поступает в Михайловскую артиллерийскую академию и, кроме того, становится слушателем Академии Художеств. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью.

Посещая занятия в академии Художеств, Ярошенко сближается с Товариществом передвижных художественных выставок, что оказало влияние на социальную направленность творчества художника. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). На этом холсте изображен безлюдный проспект в дождливую ночь и две несчастные женщины, которых нужда заставила пойти на панель. Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны.

За эту картину Ярошенко 7 марта 1876 года был принят в Товарищества передвижных художественных выставок. Вскоре художник был избран в состав правления, после чего вместе с И.Н. Крамским десять лет руководил Товариществом. В 1886 году, после смерти Крамского, Ярошенко стал его преемником, хранителем традиций и передовых идей передвижничества.

На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. В этом образе прослеживается мысль об ответственности капиталистического общества Российской Империи за нечеловеческую эксплуатацию простых рабочих. Но образ кочегара, созданный Ярошенко в данном произведении, - это не только жертва капиталистического общества, - это еще и сила, противостоящая ему. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера.

1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году, и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. В основе сюжета данной картины лежало реальное политическое событие - покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Д.Ф. Трепова. Это событие общественность восприняла как протест против нечеловеческих условий содержания людей, находившихся в заключении в Литовском замке по политическим мотивам. Городские власти запретили выставлять это произведение на выставке Товарищества передвижников. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом.

В произведении «Старое и молодое» (1881), художник отразил характерный для второй половины XIX века конфликт консервативной идеологии «отцов» и бунтарской идеологии «детей».

Важное значение в творчестве художника занимали портреты. В своих работах Ярошенко изображал в основном людей интеллектуального труда, среди которых были писатели, художники, ученые, актеры. При написании портретов своей задачей художник считал прежде всего познание и отражение психологии человека. Об этом говорила жена художника М.П. Навротина: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». Ярошенко хорошо понимал жизнь, характер, психологию молодого поколения.

Среди портретов наиболее известны произведения «Студент», написанное в 1881 году, «Курсистка» (1887), портреты Г.И. Успенской, И.Н. Крамского, Д.И. Менделеева (1885), В.Г. Короленко (1898), Н.Н. Ге (1890). Одной из лучших работ художника в данном жанре является портрет П.А. Стрепетовой, написанный в 1884 году. Ярошенко раскрыл внутреннюю силу духа актриссы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины, тоскующей о свободной жизни.

Далее Ярошенко создает несколько жанровых произведений, среди которых следует отметить «На качелях» (1888), «Девушка-крестьянка» (1891). В популярной жанровой картине «Всюду жизнь», написанной в 1888 году, художник повествует о коротком светлом мгновении в жизни узников тюремного вагона, показывая, что за решеткой окна находятся несчастные жертвы социальной действительности, а не бездушные преступники.

В последние годы жизни несмотря на болезнь Ярошенко много путешествовал как по России, так и за границей (Италия, Сирия, Палестина, Египет). В 1892 году Ярошенко получает чин генерала-майора. Через год уходит в отставку, продолжая при этом участвовать в выставках Товарищества передвижников. Умер художник 25 июня (7 июля) 1898 года от паралича сердца в Кисловодске. Там же открыт художественный музей Николая Александровича Ярошенко.

Картины Ярошенко  

art19.info

Ярошенко Николай, художник – картины шедевры великих художников

Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко (1 [13] декабря 1846, Полтава — 26 июня [8 июля] 1898, Кисловодск) — русский живописец и портретист.

 

Николай Александрович Ярошенко родился 13 декабря 1846 года в Полтаве (Российская Империя) в семье отставного генерал-майора. Родители будущего художника хотели, чтобы старший сын продолжил военную карьеру (отец вышел в отставку генерал-майором, мать была дочерью отставного поручика) и не придавали особого значения художественному таланту мальчика. 

В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году, он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Обучение будущий военный инженер в 1867 году продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Еще он брал частные уроки рисования, работал в мастерской Андриана Марковича Волкова (1829-1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской.

 

Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805-1887).

 

Окончив с отличием Академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет.

 

В 1874 году он экстерном окончил Академию художеств. За годы обучения он сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции. 

 

В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной "Невский проспект". Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление[1]. Оставаясь его ведущим представителем вместе с Иваном Николаевичем Крамским, более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Если Крамского называли «разумом» передвижничества, то Ярошенко – его «совестью».

 

В 1874 году он женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевки, общественной деятельницы[1]. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».

 

В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, называемый «Белой Виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья и гости - писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, актриса Полина Стрепетова.

Не забывали коллегу и художники: Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи[3]. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны[2]. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей, а с росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На "Белой Вилле" Ярошенко жил и работал вплоть до самой смерти.

В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора.

 

В 1897 году, несмотря на мучивший его туберкулёз трахеи, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.

Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры[2]. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на  чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В.Позен.

artrussia.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта