Борис Григорьев: картины, биография. Борис картины
Художник Борисов-Мусатов: картины и их описание
Лирическое настроение поиска истинной красоты, художественное воплощение мечты об идеале передал в живописи Виктор Борисов-Мусатов. Картины его сродни поэзии и музыке, они наполнены своеобразным колоритом утончённой грусти. Всё творчество художника пронизано чем-то призрачным и очень личным. Может, потому что писал он свои полотна с обожаемой сестры и любимой жены.
Появившись на свет в 1870 году в Саратове, он прожил недолгую, но творческую жизнь, оставив нам загадки романтических образов в изображаемом мире.
Взгляд через стекло уходящего времени
Увлекшись в юности живописью, Виктор Борисов-Мусатов картины начинает писать очень рано. В шестнадцатилетнем возрасте, пробуя передать своё художественное видение окружающего его домашнего быта, он создаёт один из первых своих шедевров – картину «Окно». Большую и загадочную жизнь, полную иллюзий и загадок, художник передает в образе огромного цветущего сада, уголок которого можно разглядеть сквозь окно дома.
Картины Виктора Борисова-Мусатова представляются нам как некий иллюзорный мир, в который мы смотрим издалека, сквозь потемневшее стекло прошедшей эпохи.
Художник повышает своё мастерство, обучаясь в Петербургской академии художеств, в частной мастерской П. Чистякова, позднее - в Париже, в мастерской исторического живописца Фернана Кормона. Во Франции он посещает Лувр, восхищается собранием шедевров, выставленных нём. Борисова-Мусатова восхищают работы Ботичелли.
Огромное влияние на него оказали полотна французского художника Пюви де Шаванна, близкие по духу и творческому настроению.
Пробуя различные техники рисования пастелью, темперой и акварелью, создавая пейзажные и портретные зарисовки, набираясь опыта и мастерства в самых передовых художественных студиях того времени, под влиянием импрессионизма формируется художник Борисов-Мусатов. Картины его имеют свой собственный неповторимый почерк творца, передают уникальное авторское видение мира.
Мир ушедший – призрачный и нежный
Распространённое на рубеже веков противостояние рациональной прозы действительности с романтическими настроениями грусти по уходящему столетию толкает творческих людей к идеям о возвращении в прошлое. Именно к этому склоняется и Борисов-Мусатов, картины которого, словно иллюстрации минувших дней, полны покоя и гармонии, свойственных воспоминаниям.
В поисках идеала
Бурный творческий расцвет в искусстве рубежа веков породил множество талантливых индивидуальностей, самобытных художников, среди которых Валентин Серов, Исаак Левитан и Михаил Врубель.
Творческое объединение «Мир искусства» сплотило авторов в стремлении через творчество выражать личность художника, воссоздавая при этом стиль времени.
Своим неповторимым путём в искусстве шёл Борисов-Мусатов. Виктор Эльпидифорович картины свои не пытался привязывать к конкретному историческому периоду. Рисуя старину, он называл её «просто красивая эпоха», в которой ему так уютно было продолжать поиски своего идеала.
Творческий расцвет, озарённый любовью
К тридцатилетнему возрасту художник обретает земное счастье. Сделав предложение Елене Владимировне Александровой, которую давно любил, он получает согласие. Рядом с ним теперь не только любимая женщина, но и талантливая художница, соратник и помощник. Осчастливленный Борисов-Мусатов картины создаёт одну за другой, наполняя их женскими обликами, которые пишет с натуры (позируют ему жена и сестра). В 1901 году появляется интереснейшее полотно «Гобелен», за ним следует «Водоём», а ещё через год - картины «Призраки» и «Изумрудное ожерелье».
Девушки из-под его кисти выходят, как поэтические грёзы: неясные неуловимые черты и почти прозрачные, волшебные, красочные сочетания. Старинные дворянские усадьбы выступают фоном для творческих видений и являются, по сути, тем образом огромного иллюзорного мира, в который автор смотрит через окно своего задумчиво-печального восприятия.
Мир, отражённый на воде
Зрелость художественного таланта, вершину его творческого расцвета являет собой картина Борисова-Мусатова «Водоём», написанная в 1902 году.
Вместе с супругой и сестрой художник посещает поместье князей Прозоровских-Голицыных в Саратовской губернии. Владельцы редко наведывались в имение, и оно находилось в запустении.
Именно там, в Зубриловке, в заросшем старом парке на фоне старинной усадьбы Борисов-Мусатов делает наброски и создаёт этюды к картине. Его вдохновенное восприятие пространства глухого поместья порождает простор для фантазии. Силой своего воображения автор придаёт налёт поэтичности и загадочности окружающему его увяданию.
Композиционные находки «Водоёма»
Картина вышла строго композиционной, четкие линии и сложные формы придают ей монументальность. Величавое спокойствие природы мы наблюдаем через отражение её на водной глади. Синева небес и зелень деревьев, написанных в импрессионистской манере, чередуются в строго задуманном художником ритме, создавая великолепный безмятежный фон для двух женских фигур. Нежно-сиреневые оттенки нарядов девушек великолепно вписываются в цветовую гамму полотна, создавая тем самым ощущение законченности и уравновешенности формы.
Легкий контраст покоя природы и волнения на лицах женщин подчёркивается композиционно: водоём имеет округлую форму, а человеческие фигуры слегка сдвинуты в сторону. Нереальности картине придают некоторые детали, овал пруда выходит за рамки холста, как и дублирующая его по форме юбка одной из девушек. Это сочетание напоминает ритм в музыке, делая структурным холст.
Ещё одной особенностью картины стало отсутствие линии горизонта. Использование этого приёма помогло художнику сблизить изображения переднего плана с фоном. Героини располагаются внизу картины, а водная гладь оказывается над ними, как в приподнятом зеркале.
Необычность цветовой палитры, свежесть красок и интимно-лирическая подача материала поразила современников, которые по достоинству оценили мастерство художника.
Краски угасающей осени
1905 год художник проводит в Тарусе, это последние дни его жизни и творчества. Именно там появляются пейзажи "На балконе. Таруса", "Куст орешника", "Осенняя песнь". Нежная палитра передаёт светлую печаль увядающей природы, этот уходящий ускользающий миг так близок внутреннему состоянию автора.
Картина «Осенняя песня» Борисова-Мусатова полна тихой задумчивости. Романтическое настроение передают изысканные краски и обобщённые образы. Сочные и яркие фрагменты чередуются с землистым серым цветом. В силуэтах видится музыкальный ритм.
Как черные и белые клавиши рояля рождают музыку, так осенняя листва и зеленоватые поля составляют основу полотна. Чуть размытые контуры, плавные переливы красок из одного цвета в другой, отражённые в воде небеса - всё это действует успокаивающе, но в то же время вызывает тоскливое настроение.
Картина «Осенняя песня» Борисова-Мусатова - загадочное полотно, поиск истинной красоты изображаемого времени года, огромная любовь к родной природе.
Холсты с настроениями
Никакой сюжетности и повествовательности не намечает в своих полотнах Борисов-Мусатов. Картины - это движения его души, выраженные через застывший на холсте момент, передающий настроение художника.
Природа не просто фон, она становится равноценной частью картин. В этом единении со стихией секрет творчества художника.
Борисов-Мусатов увлечён тайной, и завесы её - в каждом его творении. Романтическое восприятие мира толкает автора к написанию призрачных и потусторонних миров, проглядывающих через изображаемую действительность.
Художник верил во всепобеждающую силу искусства, стараясь передать в своих полотнах истинную красоту и стремление к идеалу и вечности.
Внезапная смерть оборвала недолгую творческую карьеру Виктора Борисова-Мусатова в октябре 1905 года. Оставив после себя небольшое, но своеобразное творческое наследие, этот художник оказал огромное влияние на дальнейшее развитие русского искусства.
fb.ru
Творчество Бориса Григорьевича Григорьева (1886-1939)
Самостоятельное и необыкновенно яркое дарование Бориса Григорьева проявилось очень рано — еще в годы ученичества, сначала в Строгановском училище у Д. А. Щербиновского (1903—1907), а затем в Академии художеств у Д. Н. Кардовского и А. А. Киселева (1907 —1912). Не случайно много лет спустя в тексте к альбому «Расея» (1918) Григорьев вспоминал о «божественной линии» своего первого учителя Д, А. Щербиновского — именно стремление к безупречности линейного очерка сделалось основой его собственной манеры, его индивидуального стиля. Сочетание гибкой, нарочито непредсказуемой в своем движении — и слегка кокетничающей этой непредсказуемостью — линии с неожиданно возникающими серебристыми пятнами карандашной растушевки, намекающей на объем, — признак, по которому безошибочно узнаются графические листы Григорьева. Слегка бравирующий артистизм, отточенное мастерство приема, прихотливая свобода линейных хитросплетений, оборачивающаяся абсолютной завершенностью и логической выверенностью целого, — эти черты свойственны как парижским работам 1912—1914 годов, вызывавшими восхищение А. Н. Бенуа («У зебр. Зоологический сад», «Гарсоны», «В ресторане», «Модный танец», «Музыканты»), так и листам более поздних серий «Расея» и «Женщина» (последние были изданы в альбоме «Intimite», 1918). Внимание к рисунку, рациональность композиционных построений выдают в Григорьеве ученика Кардовского, культивировавшего в своей педагогической системе уверенное владение прежде всего линейной формой, — правда, академическим штудиям, столь популярным среди учеников Кардовского, Григорьев предпочитал натуральный рисунок, привлекающий его раскрепощенностью возможностей, свободой варьирования образных средств. Будучи графиком, рисовальщиком по самому способу быстрого «схватывающего» восприятия мира, Григорьев с одинаковой свободой и раскованностью владел всеми техниками — маслом, темперой, акварелью; его живописные портреты, пейзажи и композиции не уступают в остроте и качестве произведениям графическим. В 1913 году Григорьев становится членом творческого объединения «Мир искусства». На мирискуснической выставке 1918 года, устроенной в античных залах Академии художеств, им было представлено 95 произведений живописи и графики, среди которых портреты М. Ясной, Д. Толстого, М. Добужинского, Б. Кустодиева, рисунки из циклов «Расея» и «Женщина». Однако творчество Григорьева далеко от мирискуснического «канона»: стадиально оно связано уже со следующим этапом развития русского искусства. В работах Григорьева романтическая ирония и романтическое прекраснодушие, столь свойственные мирискусникам «перво го этапа», сменяются откровенным гротеском, нередко окрашивающим как сцены российского быта («Расея»), так и лики Парижа в тона мрачной безысходности. Особую страницу творчества Григорьева составляют его многочисленные портреты — немалая часть их хранится в советских собраниях: портрет Ф. И. Шаляпина (1918, Музей-квартира И. Бродского), портрет А. М. Горького (музей А. М. Горького, Москва), портреты А. А. Коровина и В. Э. Мейерхольда (оба — 1916, ГРМ). Им свойственны зоркость и острота видения, а одновременно с тем — чуть позирующая эффектность пластических решений. Черный гротескный силуэт Мейерхольда на багровом фоне причудливых декораций впрямую связывает портрет с театрально-мисте- риальной поэтикой — перед нами актер, лицедей в плену собственной маски. Григорьев оказался на Западе в 1919 году. Для западного зрителя он стал воплощением истинно русского художника, создавшего авторский миф о своем народе. Теперь, из перспективы исторического времени, мы видим, что искусство Григорьева принадлежит русской культуре и при всей индивидуальной неповторимости и остроте связано с рядом тенденций в живописи и графике 1910-20х годов. Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ Галерея картин Бориса ГригорьеваКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
Борис Валеджио |
www.tfn9153.narod.ru