Описание картины Сандро Боттичелли «Мадонна с книгой». Мадонна картины


Пять историй о "Сикстинской Мадонне"

В эти выходные Дрезденская картинная галерея открывает выставку, посвященную "дню рождения" одного из своих главных сокровищ - "Сикстинской Мадонны" Рафаэля. Уже пять столетий на этом полотне по белым облакам, словно с неба, спускается женщина в простой одежде и несет на руках младенца, а пара легкомысленных херувимов, облокотившись на раму поглядывает на них из нижнего края картины. "Сикстинская Мадонна" - символ эпохи Возрождения - за века, как и положено шедевру, успела обрасти своими тайнами - реальными и мнимыми.

В эти выходные Дрезденская картинная галерея открывает выставку, посвященную "дню рождения" одного из своих главных сокровищ - "Сикстинской Мадонны" Рафаэля. Уже пять столетий с полотна по белым облакам, словно с неба, спускается женщина в простой одежде и несет на руках младенца, а пара легкомысленных херувимов - героев всевозможных  плакатов и открыток - поглядывает на них с нижнего края картины, облокотившись на раму. Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба... "Сикстинская Мадонна" - символ эпохи Возрождения, его строгости и нежности, - за века, как и положено шедевру, успела обрасти своими тайнами - реальными и мнимыми.

1. Мадонна из Пьяченцы

Картина "Мадонна с младенцем" ("Мадонна Конестабиле") итальянского художника Рафаэля Санти. 1500-1503 годы. Холст, темпера, перенесено с дерева. Государственный Эрмитаж. Репродукция.

За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков "Мадонн", написав первую, "Мадонну с младенцем", в 15 лет. С тех пор тема любви и самоотречения Богоматери стала одной из главных в творчестве мастера: первые, простые и лирические картины, создавались им не без влияния учителя - Перуджино, следующие - флорентийские - несли отпечаток живописи Леонардо, и, наконец, "Сикстинская Мадонна" - самая величественная и известная из всех, появилась в 1513-1514 годах, всего за несколько лет до смерти художника. "Сикстинскую Мадонну" Рафаэль писал по заказу Папы Римского Юлия II для монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Художник отправился туда, будучи признанным мастером, и, очевидно, понимал, что эта работа станет чем-то вроде итога его долгого творческого поиска.

"Сикстинская Мадонна" стала последней картиной, полностью написанной рукой Рафаэля без чьей-либо помощи, и едва ли не первой, с которой Мадонна словно спускается к зрителю и смотрит прямо в его глаза, в то время как на других работах взгляд Богоматери, как правило, отведен в сторону или сосредоточен на младенце.

Особенно прекрасно и величественно это выглядело в церковной обстановке, когда возвышавшаяся в пространстве Богоматерь с младенцем в окружении папы Сикста II и святой Варвары была видна задолго до того, как посетитель приближался к алтарю - в далекой перспективе храма.

2. Святые и натурщица

"Сикстинская Мадонна", Рафаэль Санти

Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет. Зато существует знаменитая легенда о возлюбленной и натурщице художника Форнарине, с которой его связывали долгие отношения. Ее художник изобразил на картинах "Форнарина" и "Донна Велата", многих своих фресках и, возможно, полотне для монастыря в Пьяченце. Считается, что свое прозвище - Форнарина - возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno - это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути. "Согласья нет" и по поводу того, была ли Форнарина верной возлюбленной гения или просто использовала его, чтобы устроить собственную жизнь, а версии того, что стало с красавицей после смерти художника, колеблются от ухода в монастырь до "карьеры" римской куртизанки.

Впрочем, образ Форнарины, возможно, и вовсе не имеет к "Сикстинской Мадонне" никакого отношения - в письме к другу Бальдассаре Кастильоне Рафаэль писал, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствовался множеством впечатлений от разных красавиц.

Свидетельство о продаже "Сикстинской мадонны" Августу III.

А вот Святая Варвара справа и Сикст II, расположенный слева с тиарой у ног, персонажи реальные. Кстати, один из мифов о картине гласит, что Рафаэль изобразил римского епископа, жившего в третьем веке, шестипалым, то ли потому что ошибся, то ли решил обыграть таким странным образом имя епископа - Сикст (по-латыни - "шестой"). На самом же деле шестой палец - это внутренняя сторона ладони, а не палец, но чтобы убедиться в этом, нужно хорошенько приглядеться к картине, так правдоподобна эта иллюзия.

 

 

3. Дороже монаршьего трона

 

В 1754 году "Сикстинскую Мадонну" после двухлетних переговоров и за баснословные деньги - 20 000 цехинов - купил король Август III Саксонский и перевез ее в свою дрезденскую резиденцию, где та сразу стала звездой живописной коллекции. Если верить легенде, ради того, чтобы выгоднее расположить полотно, монарх передвинул свой трон.

4. Гений чистой красоты

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

"Сикстинская Мадонна" на 500 день рождения получила в подарок новую раму

Особенный, проницательный взгляд "Сикстинской Мадонны", делающий ее одновременно такой близкой зрителю и такой неземной, восхищал и современников, и следующие поколения. Исключение, пожалуй, составляет Лев Толстой, который обмолвился как-то, что "Мадонна Сикстинская: не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется". Совсем иначе думал Жуковский, который писал: "Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни: вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею".

Так что фраза "гений чистой красоты", которую впоследствии Пушкин позаимствовал для своего знаменитого стихотворения, относится не только к Анне Петровне Керн, но и к ней - Сикстинской Мадонне.

5. Десять лет в Советском Союзе

Возвращение "Сикстинской мадонны" в Дрезден 27 апреля 1955 года.

Десять лет после Второй мировой войны вместе с другими шедеврами "Сикстинская Мадонна" находилась в Советском Союзе, в Музее изобразительных искусств. Дело в том, что перед крахом гитлеровцы прятали шедевры в сырых известняковых шахтах, менее всего подходящих для того, чтобы хранить там картины. После прихода советских войск солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров галереи, в одном из ящиков, в рамке, обитой войлоком, находилась "Мадонна". После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Картина «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта) Леонардо да Винчи. Описание картины

Эта картина Леонардо да Винчи относится к числу произведений, с появлением которых ознаменовался новый этап в искусстве ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Картина названа по фамилии своего прежнего владельца - герцога Антуанна Литта.

Краткая история создания

Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.

Описание и анализ

Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. При этом он не является бесстрастным. Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела.

Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке. Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень.

В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой. На эту тему существует несколько мнений. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.

Отдельного упоминания заслуживает пейзаж, которому Леонардо всегда отводит в своих произведениях особую роль. И при сопоставлении двух картин он также может рассматриваться как подтверждение их парности. Если в «Мадонне Бенуа» зритель наслаждается кристальной чистотой и ясностью неба, то в «Мадонне Литта» художник изобразил горный пейзаж, символизирующий красоту земного мира.

Предлагаемая теория о взаимосвязи двух знаменитых картин Леонардо не снискала единодушного признания, однако в любом случае она интересна тем, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на давно ставшие известными великие произведения искусства.

Л. Винчи «Мадонна с младенцем»

Эта картина Леонардо да Винчи относится к числу произведений, с появлением которых ознаменовался новый этап в искусстве ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Картина названа по фамилии своего прежнего владельца - герцога Антуанна Литта.

Краткая история создания

Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.

Описание и анализ

Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. При этом он не является бесстрастным. Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела.

Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке. Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень.

В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой. На эту тему существует несколько мнений. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.

Отдельного упоминания заслуживает пейзаж, которому Леонардо всегда отводит в своих произведениях особую роль. И при сопоставлении двух картин он также может рассматриваться как подтверждение их парности. Если в «Мадонне Бенуа» зритель наслаждается кристальной чистотой и ясностью неба, то в «Мадонне Литта» художник изобразил горный пейзаж, символизирующий красоту земного мира.

Предлагаемая теория о взаимосвязи двух знаменитых картин Леонардо не снискала единодушного признания, однако в любом случае она интересна тем, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на давно ставшие известными великие произведения искусства.

5sec.info

Боттичелли "Мадонна с книгой" описание картины, анализ

botichelli-sandro-madonna-s-knigoj

«Мадонна с книгой» — величайшее произведение Сандро Боттичелли, жившего в одно время с Леонардо да Винчи и Рафаэлем Санти.

Боттичелли в своём творчестве очень часто прибегал к изображению образа Мадонны. Картина «Мадонна с книгой» стоит особняком в творчестве художника.

В 15 веке книга являлась предметом роскоши, немногие могли её купить, и ещё меньше было тех, кто умел читать. В средневековье считалось, что человек, умеющий читать, был либо святым, либо колдуном. По одной версии искусствоведов, на картине изображена Мария, которая обучает маленького Христа читать. Также исследователями была установлена книга, которую изобразил Боттичелли. Это «Часослов Марии», этим художник показывает главенство церкви и её значение.

Картина «Мадонна с книгой» полна символами. Гвозди и терновый венец предвещают испытания, которые уготованы младенцу судьбой. Также символичны ягоды вишни. Они символизируют вечную жизнь в раю человеку, ведущему праведную жизнь.

В поздний период творчества Боттичелли образы на картинах становятся более сложными, на их лицах появляются эмоции: печаль, неуверенность.

В изображении Мадонны художник ищет идеал красоты. Он создает её светлой, возвышенной, весь её облик излучает гармонию и духовную красоту.

Год написания картины: 1479.

Размеры картины: нет данных.

Материал: нет данных.

Техника написания: нет данных.

Жанр: религиозная живопись.

Стиль: раннее Возрождение.

Галерея: Музей Полди Пеццоли, Милан, Италия.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта