Художник Владимир Лукич Боровиковский. - ru_art links. Картины боровиковского
Владимир Боровиковский – биография и картины художника в жанре Рококо, Неоклассицизм – Art Challenge
Владимир Лукич Боровиковский (1757—1825) — русский художник, мастер портрета.
Владимир Боровиковский родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Гетманщине в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.
С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.
В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.
В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем. Несколько лет занимался живописью у И. Б. Лампи.
В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.
Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.
Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.
Владимир Лукич Боровиковский (1757—1825) — русский художник, мастер портрета.
Владимир Боровиковский родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Гетманщине в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.
С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.
В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.
В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем. Несколько лет занимался живописью у И. Б. Лампи.
В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.
Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.
Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.
Сохранитьartchallenge.ru
В. Боровиковский: портреты » Выдающиеся художники
И.В. Бугаевский-Благодатный «Портрет художника В.Л. Боровиковского» (фрагмент)
В. Л. Боровиковский – один из самых известных русских портретистов. И хотя художник успешно работал в других жанрах живописи, именно портрет является вершиной его творчества. Работы Боровиковского хранятся в крупнейших музеях и картинных галереях России: в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, являясь национальным достоянием.
О художнике
В начале пути
Владимир Лукич Боровиковский родился 4 августа 1757 г. в украинском городе Миргороде, который позднее прославил в своих произведениях Н.В. Гоголь. Художественные способности проявились у него уже в детстве, и переданы они ему были от отца и дяди, которые писали иконы, расписывали церкви, обращались и к портретной живописи. Всех своих четырёх сыновей он приобщил к искусству.
Но это занятие считалось тогда просто увлечением, а потомки казаков, следуя семейной традиции, должны были посвятить себя военному делу. Шесть лет (1774-1780) служил В. Боровиковский в Миргородском казачьем полку, но не оставлял занятия живописью. Тяга к творчеству всё-таки одержала верх, и подающий надежды молодой поручик бросает военную службу, полностью посвятив себя живописи. Как отец, дядя и братья, он пишет иконы для украинских храмов и церквей.
И.В. Бугаевский-Благодатный «Портрет художника В.Л. Боровиковского»
Однажды его пригласили выполнить роспись стен особняка В.В. Капниста в Кременчуге, который должна была посетить императрица Екатерина II, следуя в Крым. Она была поражена искусством, с которым была выполнена роспись, и творческой фантазией художника: на одной картине она была изображена в образе крестьянки, засевающей поле, а Пётр I– простым пахарем. На другой императрица увидела себя в образе богини Минервы. Это событие и сыграло решающую роль в судьбе Боровиковского: Екатерина II пригласила его в Петербург.
В Петербурге
В 1788 г. Боровиковский переезжает в Петербург, здесь начинается его карьера придворного художника. Он пишет парадные и камерные портреты, миниатюры – благодаря ему мы сейчас можем видеть, как выглядели известные люди того времени: Павел I, Екатерина II, князь Куракин, князь Волконский, поэт Державин и многие другие известные и неизвестные личности конца XVIII в.
Академического художественного образования он не получил, т.к. в Академию художеств уже не мог поступить в силу своего возраста, но самообразованием занимался постоянно: брал частные уроки у русского художника Д. Левицкого и австрийского художника И. Лампи.
В 1794 г. перед комиссией Академии художеств была выставлена его картина «Портрет Екатерины II на прогулке». За неё художник был удостоен звания академика живописи. После этого он становится советником при Академии художеств и одним из самых востребованных портретистов.
«Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» (1794)
В. Боровиковский «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»
Холст, масло, 94,5х66 см. Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.
Данный портрет не был заказан, его задумали для Боровиковского друзья из кружка Н. А. Львова, чтобы продемонстрировать талант художника, показав потом портрет во дворце. Это камерный портрет (частный, когда натура изображается в домашней или бытовой обстановке).
Художник писал императрицу не с натуры, для этого ему позировала её камер-фрау. История говорит о том, что на Екатерину II портрет не произвел особого впечатления, но, видимо, это было связано с тем, что для того времени портрет был не совсем обычным – он написан в стиле сентиментализма, тогда как императорские и придворные портреты писались обычно в стиле классицизма. Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов».
Екатерине 65 лет. На прогулке она опирается на посох из-за своего ревматизма. Её одежда подчеркнуто неофициальна: шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласным бантом, и кружевной чепец. У её ног собака, комнатная левретка (собака декоративной породы) императрицы по кличке Земира, которую Екатерина очень любила. Императрица показана простой «казанской помещицей», без всякого официоза и торжественности.
В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён.
Но поза императрицы полна достоинства, она жестом указывает на памятник своих побед – Чесменскую колонну. Чесменская колонна имеет символическое значение. Она обозначает силу и славу русского флота, напоминая о победе в Чесменском сражении в 1770 г., благодаря которой граф Алексей Орлов получил титул «Чесменского».
Последние годы жизни
Он написал несколько икон для Казанского собора и для храма при Смоленском кладбище в Петербурге. Его учениками были А. Венецианов, И. Бугаевский-Благодатный. Но с годами заказы стали поступать всё реже, и художник всё больше стал избегать встреч, стал отшельником и 18 апреля 1825 г. тихо скончался в своём доме в Петербурге, оставив завещание: раздать его имущество нищим.
Похоронен художник в Александро-Невской лавре.
Парадные портреты
Как мы уже отмечали выше, В. Боровиковский создал целую галерею парадных портретов. Один из самых известных – «Портрет Павла I в белом далматике».
«Портрет Павла I в белом далматике» (1799-1800)
В. Боровиковский «Портрет Павла I в белом далматике»
Холст, масло, 49×33,8 см. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Император Павел I изображён на ней в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена, к которому он в ту пору принадлежал.
Портрет Павла I являлся эскизом к большому парадному изображению императора, написанному Боровиковским для конференц-зала Императорской Академии художеств. В 1799 г. в Зимнем дворце Павел возложил на себя корону великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского. Император на портрете в торжественном одеянии, в котором он желал видеть себя на парадных изображениях. Возвышение у трона, на котором стоит Павел I, подчёркивает его величие. В глубине виднеется часть дворцовой архитектуры. Он изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, со скипетром в руке, цепью и звездой ордена Святого апостола Андрея Первозванного, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Далматик из бархата – древняя одежда византийских императоров.
«Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801-1802)
В. Боровиковский «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера»
Холст, масло, 259х175 см.Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
В. Боровиковский виртуозно владел кистью и умел изобразить на полотне фактуру материала: мягкость бархата, блеск золота, волну струящегося атласа, сияние драгоценных камней – всё, что может подчеркнуть богатство и знатность. Он также умел виртуозно льстить богатым и влиятельным персонам, но без этого придворному художнику обойтись было нельзя. Но художник хорошо усвоил слова своего учителя Д. Левицкого: «Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат…». Особенно этот совет пригодился художнику для изображения князя Куракина, которого Державин прозвал «павлином» за его пристрастие к побрякушкам и украшениям.
На огромном портрете князь Куракин изображен на фоне обстановки, каждая деталь которой «характеризует» его личность. А личность эта – хитрый царедворец, интриган и льстец.
Рядом с фигурой Куракина – бюст императора Павла I, слева – вид на Михайловский дворец и мантия рыцаря Мальтийского ордена. Обстановка говорит о том, что вельможа занимает высокое положение при дворе. Логическим центром портрета становится лицо князя, некогда очень красивое, но сейчас, по словам Боровиковского, «эпикуреизм его был виден во всех его движениях».
Справка
Александр Борисович Куракин (1752-1818), член Государственного совета, воспитывался вместе с великим князем Павлом Петровичем под руководством своего дяди, графа Н.И. Панина. В то время их связывала тесная дружба.
Затем Куракин учился в Киле и Лейдене. Екатерина за близость к цесаревичу удалила его в деревню, где он собрал громадную библиотеку. По восшествии на престол Павел I назначил его вице-канцлером.При Александре I он был послом в 1806 г. в Вене и в 1808-1812 гг. в Париже.
Боровиковский создал много портретов членов императорской семьи: «Портрет Анны Павловны и Николая Павловича детьми», «Портрет Александры Павловны», «Портрет Елены Павловны», «Портрет Марии Павловны».
Портреты Г.Р. Державина
«Портрет поэта Г.Р. Державина» (1795)
В. Боровиковский "Портрет поэта Г.Р. Державина"
Картон, масло, 28,7х23,5смКартина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Xудожник показал поэта энергичным и державным. Он сенатор, член Российской академии и прославленный поэт. Увлечен общественными делами, просветительскими идеалами и творчеством. Художник с уважением относится к Державину, и это чувство умело передаёт в портрете.Полный силы и энергии, с румяным лицом, Державин изображен сидящим в кресле у письменного стола, заваленного рукописями. Он полон сил и энергии. Его образ живой и реалистичный, хотя творчество художника получило становление в эпоху классицизма, переходящую в сентиментализм. Искусствоведы отмечают, однако, что в портрете недостаёт психологичности, но он восполнит её в другом, более позднем портрете Державина.
«Портрет поэта Г.Р. Державина» (1811)
В. Боровиковский "Портрет поэта Г.Р. Державина"
Холст, масло, находится в Государственном музее им. А.С. Пушкина в Москве.
Этот портрет более проникновенный и близкий к классическому идеалу. Мы не видим уже здесь принципа натюрморта – не окружающие натуру предметы говорят о ней, а сама натура говорит о себе. Умный, проникновенный и чуть насмешливый взгляд человека, прошедшего уже значительную часть своего жизненного пути и не потерявшего живое восприятие мира. Награды, знаки отличия и достоинства, парадный мундир – всё присутствует на картине, но главное – присутствует сам человек, неповторимая личность Державина.
Женские портреты В. Л. Боровиковского
Конечно, самым знаменитым из них является портрет Марии Лопухиной.
«Портрет М.И. Лопухиной» (1797)
В. Боровиковский "Портрет М. Лопухиной"
Холст, масло, 72х53,5 см. Находится в Третьяковской галерее в Москве.
На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779-1803), из графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого, жена егермейстера С. А. Лопухина, которая через год после свадьбы cкончалась от чахотки.
Художник использовал принцип натюрморта – окружение персонажа, помогающее раскрыть его образ. Боровиковский показывает не общественный статус Лопухиной, а личные черты её характера: живой ум, ироничность, нежность, сознание своей женской привлекательности. Гармоничное слияние человека с природой характерно для эстетики конца XVIII в., это черты сентиментализма. Лопухина изображена на фоне пейзажа, он перекликается с обликом молодой женщины: её чуть склонённая фигура повторяет форму склоненных колосьев, берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Необычайная поэтичность передана в этом женском портрете, которым восхищались не только современники, но продолжаем восхищаться и мы.
Через сто лет русский поэт Я. Полонский написал об этом портрете:
Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье – тень любви, и мысли – тень печали,Но красоту её Боровиковский спас.Так часть души ее от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать,Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Портрет М. Лопухиной долгое время хранился у родственников и ценился как семейная реликвия. В доме дочери Ф. Толстого, супруги московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов. Так картина попала в собрание Третьяковской галереи.
«Лизонька и Дашенька» (1794)
В. Боровиковский "Лизонька и Дашенька"
Холст, масло 31,8 x 26,1. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.На портрете изображены горничные семьи Львовых, в доме которого Боровиковский поселился в первое время жизни в Петербурге. Юность и нежная красота девушек переданы с любовью и простотой. Ничего лишнего, подчёркнута только неповторимая пора расцвета: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец и робкая надежда счастья.
Запечатлены в работах художника и его немногочисленные друзья: Д. Левицкий, И. Бугаевский-Благодарный, В. Капнист, А. Менелас.
«Портрет художника Д. Левицкого» (1796?)
В. Боровиковский "Портрет художника Д. Левицкого"
Картон на дереве, масло, картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Справка
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) – выдающийся русский портретист, академик. Учился в Академии художеств. С 1779 г. преподавал в портретном классе Академии художеств, оказал влияние на развитие творчества П.И. Соколова, В. Боровиковского.
Портрет этот остался незаконченным, но, тем не менее, считается самым замечательным среди мужских портретов. По причине незаконченности он, вероятно, не подписан и не датирован. Но по некоторым признакам его относят к 1796-1803 гг. Лицо Левицкого значительно и говорит о том, что человек познал жизнь. Темные и очень живые глаза являются центром портрета – это изучающий взгляд художника. Огромный лоб и вся тонкая и нервная структура лица художника передают зрителю образ талантливого и чрезвычайно эмоционального человека.
Портрет – призвание Боровиковского. Созданные им образы русских людей – знаменитых и неизвестных – интересны тем, что выражают правдивый взгляд на человека. Он изобразил не вымышленную красоту, а ту действительную красоту русского человека, которая опирается на национальные традиции и являет русскую жизнь во всей её полноте.
Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.
Н. Заболоцкий
www.palitra.co
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич – Галерея произведений (226 изображений).
Открыть доступВ.Л.БОРОВИКОВСКИЙ
(1757 – 1825)
«… Красоту её Боровиковский спас» — эти поэтические строки Я.Полонского, обращенные к портрету М.И.Лопухиной, вполне могут стать эпиграфом к творчеству одно из выдающихся мастеров отечественной живописи В.Л.Боровиковского.
Художник жил и работал на рубеже 18 – 19 столетий, волею судьбы оказавшись в водовороте важных исторических событий. Как мастер Боровиковский сформировался в просветительскую эпоху царствования Екатерин Великой. Расцвет творчества пришелся на краткое и противоречивое правление Павла I. Боровиковский видел «дней александровых прекрасное начало», нашествие Наполеона и Отечественную войну 1812 года. Скончался он в апреле 1825 года, не дожив нескольких месяцев до восстания декабристов.
Искусство Боровиковского полностью соответствует философским, эстетическим и религиозным представлениям своего времени, он отдал дань различным, сменявшим друг друга стилистическим течениям. В истории русской живописи он остается непревзойденным мастером сентиментализма. Вместе с тем художник ярко проявил себя и как представитель позднего классицизма.
Его наследие обширно и насчитывает более 300 произведений. Прежде всего, художник реализовался как непревзойденный портретист. Был мастером миниатюры. Отдал Боровиковский дань и аллегорическим картинам, был автором многочисленных икон для огромных соборов и небольших церквей.
Родился же будущий художник 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде, в семье живописца и иконописца. Служил в Миргородском полку, вышел в отставку в чине поручика. Счастливый случай – императрице Екатерине Великой понравились две картины, украшавшие путевой дворец во время его путешествия по югу России. И вот молодой художник в 1788 году приезжает в Петербург, где становится учеником Левицкого и Лампи Старшего, входит в кружок архитектора Н.Львова, получает заказы, становится известным и модным портретистом.
В 1795 году удостоен звания академика, с 1802 – советник Академии Художеств. Имел частную школу в Петербурге, из его учеников наиболее известны А.Г.Венецианов и И.В.Бугаевский-Благодарный.
1. Боровиковский Владимир «Царь Давид» 1785 Холст, масло 63,5х49,5 Государственный Русский музей 2. Боровиковский Владимир «Богоматерь с младенцем Христом и ангелом. Копия с работы неизвестного художника 18 века» Холст, масло 74х60,5 Государственная Третьяковская галерея 3. Боровиковский Владимир «Иосиф с младенцем Христом» 1791 Дерево, масло 12х9 Государственная Третьяковская галерея 4. Боровиковский Владимир «Товий с ангелом» Около 1791 Дерево, масло 12х9 Государственная Третьяковская галерея 5. Боровиковский Владимир «Портрет торжковской крестьянки Христиньи» Около 1795 Картон, масло 24х19 Государственная Третьяковская галерея 6. Боровиковский Владимир «Портрет Муртазы Кули-хана. Эскиз портрета» Холст, масло 66,8х49,5 Тверская областная картинная галерея 7. Боровиковский Владимир «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с обелиском «Румянцева победам» на фоне)» Конец 1800-х — начало 1810-х Холст, масло 99х68 Государственный Русский музей 8. Боровиковский Владимир «Портрет великой княжны Елены Павловны» Вторая половина 1790-х Холст, масло 72х57 Государственная Третьяковская галерея 9. Боровиковский Владимир «Портрет великой княжны Александры Павловны» Вторая половина 1790-х Холст, масло 71,6х56,7 Государственная Третьяковская галерея 10. Боровиковский Владимир «Явление Иисуса Христа с Голгофским крестом молящейся Е.Ф.Татариновой(?). Эскиз-вариант» Картон, масло 44х34 Государственная Третьяковская галерея 11. Боровиковский Владимир «Христос во гробе» 1810-е — первая половина 1820-х Картон, масло 30,5х47 Государственный Русский музей 12. Боровиковский Владимир «Портрет О.К.Филипповой» 1790 Холст, масло 66,5х51,5 Государственный Русский музей 13. Боровиковский Владимир «Портрет Е.М.Олениной» 1791 Картон, масло 20,8х16,5 Государственная Третьяковская галерея 14. Боровиковский Владимир «Портрет Е.А.Новосильцевой» 1794 Холст, масло 94х69 Новгородский объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 15. Боровиковский Владимир «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне)» 1794 Холст, масло 94,5х66 Государственная Третьяковская галерея 16. Боровиковский Владимир «Дети с барашком» Начало 1790-х Холст, масло 60х47 Рязанский областной художественный музей 17. Боровиковский Владимир «Портрет Е.А.Нарышкиной в детстве» Начало 1790-х Холст, масло 48,5х37,5 Государственный Русский музей 18. Боровиковский Владимир «Портрет В.И.Арсеньевой» 1795 Холст, масло 68х54,3 Киевский музей русского искусства 19. Боровиковский Владимир «Портрет Г.Р.Державина» 1795 Холст, масло 28,7х23,5 Государственная Третьяковская галерея 20. Боровиковский Владимир «Лизынька и Дашинька» 1794 Цинк, масло 31,8х26,1 Государственная Третьяковская галерея Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
cultobzor.ru
Портрет императрицы Марии Федоровны Portret Pavla Semenovicha MasiukovaВторая половина XVIII века явилась для русского искусства временем расцвета портретной живописи, а многие представители этого жанра в России становились в один ряд с лучшими художниками-портретистами Европы. Портреты В.Л. Боровиковского — яркое тому подтверждение. Перечислим несколько, взятых почти что наугад: безусловный шедевр «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794), поэтичнейший «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» (1797), насыщенный нежностью и обаянием «Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной» (1802), не вызывающий уважение к изображенному помпезный «Портрет князя Александра Борисовича Куракина» (1801—1802), полный почтения к изображенному «Портрет кн. Г.С. Волконского» (1806), величественный «Портрет Дарьи Алексеевны Державиной» (1813) и др.Portret velikoiy kniagini Eleny Pavlovny А начинал учебу молодой В. Боровиковский у своего отца — иконописца. С ним и своими братьями он делал росписи близлежащих храмов. И лишь случай (наверное, много души вкладывал молодой иконописец в свою работу) способствовал тому, что небывалый дар живописца раскрылся в будущем в полной мере. Екатерине II во время поездки в Крым кто-то из ее свиты указал на безусловный талант мастера, написавшего две картины в одном из дворцов по пути следования императрицы. Этим мастером и был тридцатилетний В. Боровиковский. Через год он появляется в Петербурге, где берет уроки (в Академию не попадает по возрасту) у придворного живописца И.-Б. Лампи и, возможно, пользуется советами прославленного портретиста Д.Г. Левицкого. Далее работа и слава великого живописца. Воспитал двух учеников. Одним из них был А.Г. Венецианов. Что же боле? В конце жизни В.Л. Боровиковский возвращается к истокам своего мастерства — религиозной живописи.Anna Bezborodko and daughtersВладимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 г. в небольшом украинском городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли. Следуя традиции, четверо его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи.Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей, и династия Боровиков славилась в местной художественной артели. В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся иконы, написанные молодым живописцем.Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине.Случай помог ему расстаться с глухой провинцией.Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины , выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II.Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой — императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции.Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург. Кто-то из свиты императрицы обратил внимание на эти картины и на их автора. Скорее всего, это был Н.А.Львов (архитектор, музыкант, поэт и художник), потому что уже в сентябре 1788 г. Боровиковский оказался в Петербурге (где он сменил фамилию на Боровиковский), и именно в доме Львова.В Академию Художеств 30-летний живописец поступить уже не мог и потому получал частные уроки у своего прославленного земляка Д. Г. Левицкого, а с 1772 г. — у известного австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II, И. Б. Лампи, а также копировал лучшие образцы европейской живописи и работы своих наставников. Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладеть профессиональным мастерством. Около 4 декабря 1794 года Лампи обратился в Совет Академии Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику В.Л.Боровиковскому звание академика. Очевидно, был представлен “Портрет Екатерины II на прогулке”. Эта просьба говорит о высокой оценке дарований русского ученика, которую дает ему художник-иностранец. После своего четырехлетнего пребывания в северной столице Лампи отдал Боровиковскому свою мастерскую, что говорит о добром отношении учителя к ученику.От своих учителей он перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому. В кружке известного архитектора, поэта и музыканта Н.А.Львова, в доме которого он прожил десять лет, Боровиковский оказался среди видных деятелей художественной России, проникаясь идеями символизма. Новое течение было созвучно спокойному, элегически настроенному художнику, на простой образ жизни которого не повлияли ни слава, ни деньги. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством, и его мастерство быстро оценили заказчики. К 1790 г. он стал одним из самых знаменитых художников-портретистов, в 1795 г. получил звание академика, а семь лет спустя стал советником Академии художеств.Он сделался известным и даже модным портретистом, на него сыпались заказы от самых высокопоставленных особ, вплоть до членов императорской фамилии.Третий великий русский портретист, пришедший вслед за Ф. С. Рокотовым и Д. Г. Левицким, Боровиковский работал очень много, и наследие его обширно и разнообразно. Он преуспевал и в парадном портрете (многие его произведения в этом жанре почитались за образцы), и в интимном, и в миниатюрном. Он был добросовестен и трудолюбив и все делал отлично: и многочисленные копии, которые ему заказывали не раз, и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу.Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII - XIX вв., — но прекрасным. Именно тогда он создал портрет Павла I, статссекретаря Д.П.Трощинского, передающий внутреннюю силу этого незаурядного человека, выбившегося из низов, а также парадные портреты — удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-xана, пышный портрет А.Б.Куракина, выразительно представляющий человека, которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостную спесь — «павлином», портрет Державина, сидящего в кресле у письменного стола, заваленного рукописями. Все же наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов, исполненных в те же годы. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство. Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж. Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая! Свое блестящее мастерство и зоркость глаза художник сохранял долго.К 1810 г. в творчестве Боровиковского наметился поворот к романтическому направлению, но его активность ослабла. B душе художника поселились усталость и равнодушие. Он тосковал по родине, предоставлял свой дом приехавшим в Петербург землякам и оказывал им помощь. Замкнутый, не любящий шума и суеты, Боровиковский не преподавал в академии и не открыл свою школу, хотя известно, что у него всегда жили ученики. Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя. Старость Боровиковского была грустной. На смену прежним вкусам пришли новые, и имя Боровиковского отходит в тень, уступая место молодым именам: уже блистал О. А. Кипренский.Екатерина II в Царскосельском парке 1794Одинокий человек, он и раньше довольствовался узким кругом друзей, а теперь совсем сделался нелюдимым, даже избегал писать письма. Добровольное отшельничество художника все больше принимало болезненный характер. Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг.Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс», и в филантропии, и конечно же в искусстве. Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища, иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». Но и здесь его ждало горькое разочарование — отсутствие искренности и показуха.Редкие заказные портреты того времени исполнены сухо и прозаически жестко, их краски поблекли. Словно что-то надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. Только отцовские гусли, под тихий перебор которых он пел украинские песни, иногда оживляли художника.6 апреля 1825 г. В. Л. Боровиковский внезапно скончался от разрыва сердца. Похоронен он был на Смоленском кладбище. Ушел из жизни тончайший поэт сентиментального женского образа, но величайшие образцы его мастерства открыли дорогу творческим достижениям художников романтизма. |
18century-ru.livejournal.com
Художник Владимир Лукич Боровиковский.
Портрет императрицы Марии Федоровны
Portret Pavla Semenovicha Masiukova Вторая половина XVIII века явилась для русского искусства временем расцвета портретной живописи, а многие представители этого жанра в России становились в один ряд с лучшими художниками-портретистами Европы. Портреты В.Л. Боровиковского — яркое тому подтверждение. Перечислим несколько, взятых почти что наугад: безусловный шедевр «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794), поэтичнейший «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» (1797), насыщенный нежностью и обаянием «Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной» (1802), не вызывающий уважение к изображенному помпезный «Портрет князя Александра Борисовича Куракина» (1801—1802), полный почтения к изображенному «Портрет кн. Г.С. Волконского» (1806), величественный «Портрет Дарьи Алексеевны Державиной» (1813) и др. Portret velikoiy kniagini Eleny Pavlovny А начинал учебу молодой В. Боровиковский у своего отца — иконописца. С ним и своими братьями он делал росписи близлежащих храмов. И лишь случай (наверное, много души вкладывал молодой иконописец в свою работу) способствовал тому, что небывалый дар живописца раскрылся в будущем в полной мере. Екатерине II во время поездки в Крым кто-то из ее свиты указал на безусловный талант мастера, написавшего две картины в одном из дворцов по пути следования императрицы. Этим мастером и был тридцатилетний В. Боровиковский. Через год он появляется в Петербурге, где берет уроки (в Академию не попадает по возрасту) у придворного живописца И.-Б. Лампи и, возможно, пользуется советами прославленного портретиста Д.Г. Левицкого. Далее работа и слава великого живописца. Воспитал двух учеников. Одним из них был А.Г. Венецианов. Что же боле?
В конце жизни В.Л. Боровиковский возвращается к истокам своего мастерства — религиозной живописи. Anna Bezborodko and daughtersВладимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 г. в небольшом украинском городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли. Следуя традиции, четверо его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи.Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей, и династия Боровиков славилась в местной художественной артели. В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся иконы, написанные молодым живописцем.Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине.Случай помог ему расстаться с глухой провинцией.Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины , выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым.
К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II.Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой — императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции.Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург.
Кто-то из свиты императрицы обратил внимание на эти картины и на их автора. Скорее всего, это был Н.А.Львов (архитектор, музыкант, поэт и художник), потому что уже в сентябре 1788 г. Боровиковский оказался в Петербурге (где он сменил фамилию на Боровиковский), и именно в доме Львова.В Академию Художеств 30-летний живописец поступить уже не мог и потому получал частные уроки у своего прославленного земляка Д. Г. Левицкого, а с 1772 г. — у известного австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II, И. Б. Лампи, а также копировал лучшие образцы европейской живописи и работы своих наставников.
Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладеть профессиональным мастерством.
Около 4 декабря 1794 года Лампи обратился в Совет Академии Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику В.Л.Боровиковскому звание академика. Очевидно, был представлен “Портрет Екатерины II на прогулке”. Эта просьба говорит о высокой оценке дарований русского ученика, которую дает ему художник-иностранец. После своего четырехлетнего пребывания в северной столице Лампи отдал Боровиковскому свою мастерскую, что говорит о добром отношении учителя к ученику.От своих учителей он перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому. В кружке известного архитектора, поэта и музыканта Н.А.Львова, в доме которого он прожил десять лет, Боровиковский оказался среди видных деятелей художественной России, проникаясь идеями символизма. Новое течение было созвучно спокойному, элегически настроенному художнику, на простой образ жизни которого не повлияли ни слава, ни деньги. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством, и его мастерство быстро оценили заказчики.
К 1790 г. он стал одним из самых знаменитых художников-портретистов, в 1795 г. получил звание академика, а семь лет спустя стал советником Академии художеств.Он сделался известным и даже модным портретистом, на него сыпались заказы от самых высокопоставленных особ, вплоть до членов императорской фамилии.Третий великий русский портретист, пришедший вслед за Ф. С. Рокотовым и Д. Г. Левицким, Боровиковский работал очень много, и наследие его обширно и разнообразно. Он преуспевал и в парадном портрете (многие его произведения в этом жанре почитались за образцы), и в интимном, и в миниатюрном.
Он был добросовестен и трудолюбив и все делал отлично: и многочисленные копии, которые ему заказывали не раз, и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу.Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII - XIX вв., — но прекрасным. Именно тогда он создал портрет Павла I, статссекретаря Д.П.Трощинского, передающий внутреннюю силу этого незаурядного человека, выбившегося из низов, а также парадные портреты — удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-xана, пышный портрет А.Б.Куракина, выразительно представляющий человека, которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостную спесь — «павлином», портрет Державина, сидящего в кресле у письменного стола, заваленного рукописями.
Все же наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов, исполненных в те же годы. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.
Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж. Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая!
Свое блестящее мастерство и зоркость глаза художник сохранял долго.К 1810 г. в творчестве Боровиковского наметился поворот к романтическому направлению, но его активность ослабла. B душе художника поселились усталость и равнодушие. Он тосковал по родине, предоставлял свой дом приехавшим в Петербург землякам и оказывал им помощь. Замкнутый, не любящий шума и суеты, Боровиковский не преподавал в академии и не открыл свою школу, хотя известно, что у него всегда жили ученики.
Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя.
Старость Боровиковского была грустной. На смену прежним вкусам пришли новые, и имя Боровиковского отходит в тень, уступая место молодым именам: уже блистал О. А. Кипренский. Екатерина II в Царскосельском парке 1794Одинокий человек, он и раньше довольствовался узким кругом друзей, а теперь совсем сделался нелюдимым, даже избегал писать письма.
Добровольное отшельничество художника все больше принимало болезненный характер. Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг.Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс», и в филантропии, и конечно же в искусстве. Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища, иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». Но и здесь его ждало горькое разочарование — отсутствие искренности и показуха.Редкие заказные портреты того времени исполнены сухо и прозаически жестко, их краски поблекли. Словно что-то надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. Только отцовские гусли, под тихий перебор которых он пел украинские песни, иногда оживляли художника.6 апреля 1825 г. В. Л. Боровиковский внезапно скончался от разрыва сердца. Похоронен он был на Смоленском кладбище.
Ушел из жизни тончайший поэт сентиментального женского образа, но величайшие образцы его мастерства открыли дорогу творческим достижениям художников романтизма.
Дети с барашком. 1790 Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной. 1802 Портрет Амвросия Подобедова Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797 Цитата сообщения ЯННА_КОТПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Боровиковский Владимир Лукич (1757—1825)
art.mirtesen.ru
Художник Владимир Лукич Боровиковский. - ru_art links
Портрет императрицы Марии ФедоровныPortret Pavla Semenovicha Masiukova Вторая половина XVIII века явилась для русского искусства временем расцвета портретной живописи, а многие представители этого жанра в России становились в один ряд с лучшими художниками-портретистами Европы. Портреты В.Л. Боровиковского — яркое тому подтверждение. Перечислим несколько, взятых почти что наугад: безусловный шедевр «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794), поэтичнейший «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» (1797), насыщенный нежностью и обаянием «Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной» (1802), не вызывающий уважение к изображенному помпезный «Портрет князя Александра Борисовича Куракина» (1801—1802), полный почтения к изображенному «Портрет кн. Г.С. Волконского» (1806), величественный «Портрет Дарьи Алексеевны Державиной» (1813) и др. Portret velikoiy kniagini Eleny Pavlovny А начинал учебу молодой В. Боровиковский у своего отца — иконописца. С ним и своими братьями он делал росписи близлежащих храмов. И лишь случай (наверное, много души вкладывал молодой иконописец в свою работу) способствовал тому, что небывалый дар живописца раскрылся в будущем в полной мере. Екатерине II во время поездки в Крым кто-то из ее свиты указал на безусловный талант мастера, написавшего две картины в одном из дворцов по пути следования императрицы. Этим мастером и был тридцатилетний В. Боровиковский. Через год он появляется в Петербурге, где берет уроки (в Академию не попадает по возрасту) у придворного живописца И.-Б. Лампи и, возможно, пользуется советами прославленного портретиста Д.Г. Левицкого. Далее работа и слава великого живописца. Воспитал двух учеников. Одним из них был А.Г. Венецианов. Что же боле?
В конце жизни В.Л. Боровиковский возвращается к истокам своего мастерства — религиозной живописи. Anna Bezborodko and daughtersВладимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 г. в небольшом украинском городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли. Следуя традиции, четверо его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи.Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей, и династия Боровиков славилась в местной художественной артели. В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся иконы, написанные молодым живописцем.Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине.Случай помог ему расстаться с глухой провинцией.Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины , выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым.
К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II.Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой — императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции.Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург.
Кто-то из свиты императрицы обратил внимание на эти картины и на их автора. Скорее всего, это был Н.А.Львов (архитектор, музыкант, поэт и художник), потому что уже в сентябре 1788 г. Боровиковский оказался в Петербурге (где он сменил фамилию на Боровиковский), и именно в доме Львова.В Академию Художеств 30-летний живописец поступить уже не мог и потому получал частные уроки у своего прославленного земляка Д. Г. Левицкого, а с 1772 г. — у известного австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II, И. Б. Лампи, а также копировал лучшие образцы европейской живописи и работы своих наставников.
Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладеть профессиональным мастерством.
Около 4 декабря 1794 года Лампи обратился в Совет Академии Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику В.Л.Боровиковскому звание академика. Очевидно, был представлен “Портрет Екатерины II на прогулке”. Эта просьба говорит о высокой оценке дарований русского ученика, которую дает ему художник-иностранец. После своего четырехлетнего пребывания в северной столице Лампи отдал Боровиковскому свою мастерскую, что говорит о добром отношении учителя к ученику.От своих учителей он перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому. В кружке известного архитектора, поэта и музыканта Н.А.Львова, в доме которого он прожил десять лет, Боровиковский оказался среди видных деятелей художественной России, проникаясь идеями символизма. Новое течение было созвучно спокойному, элегически настроенному художнику, на простой образ жизни которого не повлияли ни слава, ни деньги. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством, и его мастерство быстро оценили заказчики.
К 1790 г. он стал одним из самых знаменитых художников-портретистов, в 1795 г. получил звание академика, а семь лет спустя стал советником Академии художеств.Он сделался известным и даже модным портретистом, на него сыпались заказы от самых высокопоставленных особ, вплоть до членов императорской фамилии.Третий великий русский портретист, пришедший вслед за Ф. С. Рокотовым и Д. Г. Левицким, Боровиковский работал очень много, и наследие его обширно и разнообразно. Он преуспевал и в парадном портрете (многие его произведения в этом жанре почитались за образцы), и в интимном, и в миниатюрном.
Он был добросовестен и трудолюбив и все делал отлично: и многочисленные копии, которые ему заказывали не раз, и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу.Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII - XIX вв., — но прекрасным. Именно тогда он создал портрет Павла I, статссекретаря Д.П.Трощинского, передающий внутреннюю силу этого незаурядного человека, выбившегося из низов, а также парадные портреты — удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-xана, пышный портрет А.Б.Куракина, выразительно представляющий человека, которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостную спесь — «павлином», портрет Державина, сидящего в кресле у письменного стола, заваленного рукописями.
Все же наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов, исполненных в те же годы. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.
Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж. Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая!
Свое блестящее мастерство и зоркость глаза художник сохранял долго.К 1810 г. в творчестве Боровиковского наметился поворот к романтическому направлению, но его активность ослабла. B душе художника поселились усталость и равнодушие. Он тосковал по родине, предоставлял свой дом приехавшим в Петербург землякам и оказывал им помощь. Замкнутый, не любящий шума и суеты, Боровиковский не преподавал в академии и не открыл свою школу, хотя известно, что у него всегда жили ученики.
Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя.
Старость Боровиковского была грустной. На смену прежним вкусам пришли новые, и имя Боровиковского отходит в тень, уступая место молодым именам: уже блистал О. А. Кипренский. Екатерина II в Царскосельском парке 1794Одинокий человек, он и раньше довольствовался узким кругом друзей, а теперь совсем сделался нелюдимым, даже избегал писать письма.
Добровольное отшельничество художника все больше принимало болезненный характер. Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг.Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс», и в филантропии, и конечно же в искусстве. Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища, иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». Но и здесь его ждало горькое разочарование — отсутствие искренности и показуха.
art-links.livejournal.com
Русская живопись. Художник Боровиковский Владимир Лукич. Биография. Картины
Работал в области портрета. Среди работ художника интимные лирические образы, в которых отразились идеи сентиментализма, и правдивые парадные портреты. Получал заказы от членов императорской семьи, знатных дворян. Удостоился звания Академика. Одним из учеников живописца был А.Г. Венецианов. Просмотреть картины Боровиковского
Биография и творческая деятельность
Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 года на Украине, в городе Миргород. Семья будущего художника, была небогатой: отец, Лука Боровик, имел в собственности дом в Миргороде и два небольших земельных участка. Почти все родственники Боровиковского служили в Миргородском полку. Владимир также, следуя семейной традиции, поступил на службу в этот полк.
Первый опыт в живописи Боровиковский получил в семье: его отец и братья занимались иконописью. Первыми художественными работами Боровиковского также были иконы. Наиболее ранние сохранившиеся произведения художника датируются 1785 годом, - иконы Богоматери и Христа, а также образ «Царь Давид», - находятся в Музее украинского искусства в Киеве. На Украине же Боровиковский пробовал писать и первые портретные работы, однако в целом в тот период его творчество представляло собой полуремесленное искусство. Резко изменило судьбу худогжника путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Для одной из воздвигнутых на пути следования императрицы «потемкинских деревень» Боровиковский написал две картины, увидев которые Екатерина II повелела позаботиться об авторе. Так художник в 1788 году попал в Петербург, где должен был усовершенствовать свое мастерство. Однако в Академию художеств тридцатилетний живописец поступить уже не мог, да и не нуждался в этом.
Одним из самых ранних произведений, написанных Боровиковским в Петербурге, является «Портрет О.К. Филипповой» (1790). Даная картина, несмотря на некоторую неуверенность кисти, отличается нежной мечтательностью женского образа. К началу 1790-х годов относится миниатюрный портрет поэта В.В. Капниста, тогдашнего предводителя миргородского дворянства. В 1794 году художник пишет портрет Лизаньки и Дашеньки — дворовых девушек родственника Капниста Н.А. Львова, находившегося в свите Екатерины II во время ее поездки по Крыму. Вообще в этот период Боровиковский написал множество портретов и портретных миниатюр, которые были очень популярны на рубеже XVIII-XIX веков в качестве подарка друзьям.
Некоторое время художник учился живописи под руководством известного австрийского портретиста Лампи, который после отъезда из России оставил Боровиковскому свою мастерскую. Постепенно мастерство художника крепло, и через несколько лет Боровиковский стал одним из самых известных художников в России. Он получал заказы от членов императорской семьи, самых знатных дворян. Положение художника укрепилось после написания портрета с натуры императрицы Екатерины II.
В 1795 году Петербургская Академия художеств удостоила его звания академика, а в 1802 году Боровиковский получает почетное звание советника Академии художеств.
Вторая половина 1790-х – начало 1800-х годов – период наибольшего расцвета творчества художника. В это время Боровиковский написал несколько произведений, поставленных в один ряд с лучшими полотнами мировой портретной живописи. Среди этих картин портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой и портрет Марии Ивановны Лопухиной, написанный в 1897 году. Из мужских портретов стоит отметить портрет Д.П. Трощинского, написанный между 1793 и 1796 годами, портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана, написанный в 1796 году, портрет генерала-майора Ф.А. Боровского, созданный в 1799 году и портрет князя А.Б. Куракина (1801). В 1082 году Боровиковский написал одну из своих лучших картин - портрет сестер Анны Гавриловны и Варвары Гавриловны Гагариных.
Боровиковский, как многие другие художники конца XVIII — начала XIX века, писал семейные портреты. Среди них «Портрет Графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми», написанный в 1803 году. Позы портретируемых естественны и свидетельствуют о нежности отношений матери и детей. Живописец намекнул и на семейную трагедию: в руках у одной из дочерей медальон с портретом умершего сына графини.
Из всех женских портретов Боровиковского выделяется портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. На холсте изображена сильная и сдержанная женщина с крупными и резкими чертами умного лица. В ней отсутствует нежность и мечтательность, присущая большинству женских портретов художника.
Боровиковский, как и большинство знаменитых художников, имел учеников. По распространенному обычаю, ученики в то время жили в доме своего наставника, и становились членами семьи. Среди них был А.Г. Венецианов, ставший впоследствии знаменитым художником.
Художник, хоть получил прижизненную славу и имел достаточно денег, жил замкнуто и одиноко. Он никогда не был женат, у него не было детей, друзей у него было немного. С годами творческие силы Боровиковского начали таять, у художника появились усталость и равнодушие. Всегда подверженный религиозным настроениям, Боровиковский увлекся распространенным в то время религиозным мистицизмом: в 1819 году он вступает в «Духовный союз». Однако и здесь он не нашел утешения: художник окончательно замыкается и посвящает себя религиозной живописи, написав несколько икон для строящегося Казанского собора. Единственный в творчестве Боровиковского предполагаемый автопортрет — это одновременно религиозное полотно: «Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину», написанное в 1824 году. Последней известной работой художника стал иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге.
Таким образом, творческая деятельность Боровиковского принадлежит сразу двум столетиям. Являясь последним художником эпохи Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков. Боровиковский в своем творчестве тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет на смену художникам его поколения.
Умер художник 6 апреля 1825 года в Петербурге.
Еще о Боровиковском: Владимир Лукич Боровиковский. Мужские и женские портреты
Картины Боровиковского art19.info