Батальная живопись, картинки, военное фото.... Батальные картины
Батальный жанр в изобразительном искусстве. Художник-баталист. Картины
Искусство всегда существовало и будет существовать. Это не просто проявление творчества, это душа одного человека и целого народа. Здесь могут отображаться повседневные эмоции и то, что можно почувствовать лишь раз. Картины, скульптуры, музыка – все это может рассказать нам об истории народа, о его переживаниях и сомнениях. Ярче всего это передает батальный жанр в изобразительном искусстве.
Понятие
Этот термин появился в эпоху Возрождения. Наибольшей популярности достигает в 17-18 веках. Батальный жанр в изобразительном искусстве повествует о войне и военной жизни. На картинах такого рода отображаются бои на суши, в море, а также походы солдат. Главной задачей художника не просто показать сцены или героику войны, но и раскрыть истинный смысл и исторический контекст событий.
Косвенно батальный жанр в изобразительном искусстве является историческим. А вот сцены военного быта можно отнести к бытовому жанру. Кроме того, художественная баталистика содержит пейзажи, портреты, анимализм, натюрморт. Картины не просто передают характер сражений, но и показывают всевозможные мельчайшие детали, о которых зритель не знает.
Исторический фундамент
Как уже говорилось ранее, батальный жанр в изобразительном искусстве появился в 16 веке. Хотя изображение боев было известно очень давно: Восток, Древняя Греция, Древний Рим. Тогда можно было найти необычные рельефы, на которых отображались непобедимые и грозные правители и виднелись осады крепостей или шествия воинов.
Позже стали находиться росписи ваз Древней Греции, которые также оформляли художники батального жанра. Изображение боя можно найти и на триумфальных арках, коврах, книжных миниатюрах, гобеленах и т.д.
Реальные попытки
Именно в эпоху Возрождения попытки работать с баталистикой стали более эффективными. Особенно это удавалось художникам из Италии. Помимо вымышленных батальных сцен, здесь стали появляться запечатленные реальные события сражений.
В России этот жанр появился в 18 веке, во времена правления Петра I. Художники старались передавать не только историческое основание боя, но главным образом показать патриотизм, мужество воинов и поклонение перед их героизмом. Эту же тему продолжали русские художники до 20 века. Немудрено и то, что именно Великая Отечественная война стала новым витком в развитии баталистики. Причем не только в изобразительном искусстве, но и в музыке, литературе и архитектуре.
Представители
В свое время батальный жанр в изобразительном искусстве имел большое значение. Ни с чем хорошим это связано быть не могло. Тем не менее войны вдохновляли творцов. Каждый пытался создать нечто эпохальное, колоссальное, такое, что могло бы запомниться навсегда.
Конечно, за все время существования этого направления появлялся не один художник баталист, который смог передать не просто историческое событие, но и его характер и мощь. Среди популярных живописцев можно выделить Александра Зауервейда, Богдана Виллевальде, Альфонса де Невиля, Василия Верещагина, Николая Каразина, Ивана Никитина и, конечно же, Франца Рубо. Этот список можно продолжать бесконечно. О некоторых творцах, кто решил прославить историческо-батальный жанр, мы поговорим подробнее.
Художник с рождения
Русская академическая батальная живопись подарила нам многих выдающихся художников. Каждый из них прославился своими творениями. Наиболее успешного и известного в этой сфере принято считать Франца Рубо. Он родился в 1856 году в Одессе и с самого детства пошел по пути художника. Обучался в Мюнхенской академии, а по приезду домой отправился на Кавказ творить.
Франц Алексеевич Рубо в 1885 году занялся целой серией произведений для военного музея. Сразу же после выполнения 17 картин он принялся за следующую работу. Наиболее известным и батальным полотном стал «Штурм аула Ахульго». Эта не единственная известная панорама живописца. Есть также два потрясающих произведения «Оборона Севастополя» и «Бородино».
Эпохально и со вкусом
Франц Алексеевич Рубо автор картины «Штурм аула Ахульго». Эта панорама была написана в 1888 году. Основой сюжета полотна служит сборный пункт Шамиля – Ахульго. В 1839 году сюда подошли русские войска. Они начали осаду аула, но смогли её успешно завершить лишь через полгода. Картина отображает штурм Ахульго.
Главная изюминка панорамы - её потрясающий пейзаж. Этому моменту художник уделил много времени. Перед зрителями необычайные ущелья утесов. Главные события происходят по бокам и наверху. В левом углу виднеется огражденный аул. С противоположной стороны находится русская пехота, пересекающая узкий мост. У одного из солдат выпадает оружие, и живописец смог точно и правдоподобно передать его эмоции.
Со скал на русских воинов стреляют горцы, а женщины кидают камни. Есть на полотне и наиболее активное место. Тут сразу заметно старика, который до фанатизма пытается защищаться, размахивая знаменем. Недалеко от места битвы уже виднеются убитые и раненые бойцы. Картина отображает экспрессивные и волнующие события очень ярко и эффектно.
Портретист-баталист
Иван Никитин предположительно родился в 1688 году в Москве. О его судьбе известно не много. Живописец учился настойчиво и в свое время стал известен Петру I. Царь гордился им и возлагал большие надежды. Ему нравились работы Никитина, который на тот момент занимался портретами. Наиболее ранней картиной художника считается изображение Натальи Алексеевны, сестры Петра I. После он писал портреты многих родственников и близких царя.
Казалось бы, что его феноменальные умения в портретном жанре не могли прославить его в большей мере. Тем не менее Никитину успешно удалось себя попробовать в баталистике. Так появилась картина «Куликовская битва».
Красота в деталях
Предполагается, что первым полотном Никитина в этом жанре стала «Полтавская баталия». Его художник написал приблизительно в 1727 году. Картина занимала полотно квадратной формы размером «близ трех аршин». Работа на ней заняла у живописца около 2-х месяцев. За неё он получил 80 рублей. И все же она не такая известная как картина «Куликовская битва».
Вообще эта панорама очень своеобразно показывает художника. Он не только писал свое виденье, но и использовал работы других творцов. Он также был образованным человеком, а поэтому знал знаменитые классические произведения. Основой его «копирования» стала гравюра Антонио Темпеста.
Художник-баталист не пытался подражать кому-то другому. Видно, что он осмысленно использовал необходимый ему материал для того, чтобы создать великолепное произведение. Очевидно, что «Куликовская битва» не является копией гравюры Темпеста с библейским сюжетом. Никитин смог убрать все ему не нужное, переделать персонажей и добавить своего стиля.
Перед зрителем возникает знаменитое сражение. Сразу мы замечаем Дмитрия Донского, Воронцова, Прозоровского. Рядом видно несколько известных князей: Белозерских и Пересвет. Последний сражает врага Челубея. Вообще существует много легенд по поводу этой парочки. Есть сведения, что они оба уничтожают друг друга копьями. Есть и история, в которой Пересвет проявляет свои боевые способности и убивает Челубея.
Все детали на картинах соблюдены. Никитин старается обозначить героев. На их щитах и одеждах виднеются надписи и гербы. Можно заметить и изречения, с которыми солдаты идут в бою. Но главной задачей Никитина было передать мысль о том, что победу в Куликовской битве одержали не только князья, а и огромная толпа воинов, сражающаяся на заднем плане. Их бесчисленное количество. Воинство устремляется в бой. Именно эти персонажи, которых еле видно, главные герои битвы.
Выдающиеся художники
Примеры батального жанра можно встретить у многих художников, которых затронула какая-либо война. Николай Каразин был выдающимся живописцем, который работал военным корреспондентом. Именно это и помогло ему насытиться военным настроением и со временем «вылить» его на полотна. Ценители могут узнать его в картинах «Взятие Ташкента», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе» и т.д.
Василий Верещагин не только баталист, но и известный литератор. Он получил художественное образование во время поездок по миру. Самой популярной его картиной считается полотно «Апофеоз войны». Он был первым, кто пытался противостоять академической баталистике. Ему не нравилось то, что эпохальные панорамы пишут ради прославления патриотизма и героизма. Верещагин был против войны и в его работах этот протест видно четко.
fb.ru
Историческая батальная живопись
Масштабный и эпический батальный жанр в живописи занимает особую нишу. Он целиком и полностью посвящен войне и всему, что с ней связано: морские и сухопутные сражения, походы и т. д. Жанр отличает прежде всего высокая динамика, большое количество человеческих фигур и пристальное внимание к деталям, которые придают историческую достоверность всему происходящему на полотне.
Возникновение жанра и его развитие в Средние века
Официальное отделение батальной живописи в самостоятельный жанр произошло в 16-м веке, однако творить в данном направлении живописцы всего мира начали гораздо раньше. Так, уже на амфорах, барельефах, стенах храмов Древней Греции можно увидеть сцены исторически важных битв. В Римской империи и на Востоке часто изображали императоров и великих полководцев, правителей в бою. В данном случае батальная живопись также выполняла функцию исторической хроники.
В Средние века жанр нашел отражение на коврах, в книгах, гравюрах, на гобеленах и даже иконах. Или, к примеру, созданный на ткани «Ковер из Байе» с сюжетами из истории о завоевании нормандскими феодалами Англии (1073-1083 гг.), представленный на фото.
Но по-настоящему впечатляющими и масштабными можно назвать работы живописцев периода Ренессанса в Италии. Батальный жанр обрел свои характерные черты, реалистичность и динамику. С этого времени начинается его официальный хронологический отсчет. В это время изображения битв были созданы Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.
18-20-е века
Новой вехой развития можно назвать 18-й век. В это время на фоне войны за независимость появляются полотна американских художников, а также рождается русская батальная живопись (гравюры Зубкова А. Ф., картины Никитина И. Н., мозаика Ломоносова М. В и т. д.). Под влиянием французской революции и наполеоновских войн в жанре наметилось романтическое направление, наиболее ярко выразившееся в творчестве Э. Делакруа, О. Верне. В России в это время «расцветает» морская тематика и батально-бытовая. Ярчайшими представителями первой являются Айвазовский И. К. и Боголюбов А. П., второй – Поленов В. Д., Ковалевский П. О. Беспощадными и реалистичными создает свои картины Верещагин В. В., участвовавший во многих войнах и походах в качестве добровольца.
В 20-м веке историческая батальная живопись формировалась на фоне освободительных и социальных революций, разрушительных войн. Произошли кардинальные изменения жанра, расширившие его художественный смысл и границы. Во многих произведениях прослеживаются социальные и историко-философские вопросы, проблемы войны и мира, фашизма, человеческого общества. Заметно единство, ведь, как в искусстве стран социалистического лагеря, так и в капиталистических государствах живопись батального жанра посвящена антифашистским и революционным битвам, самым крупным историческим событиям не только отдельного народа, но и всего мира.
Батальная живопись: особенности
Живопись на тему войны и взаимосвязанных с ней вопросов имеет определенные особенности, ее нельзя спутать с работами из какого-либо иного жанра искусства. Ее уникальность заключается в следующем:
- Наглядная демонстрация важности битвы или определенного исторического момента, быта солдат, войны в целом.
- Отражение на полотнах наиболее знаковых и важных моментов сражения.
- Демонстрация солдатского героизма.
- Привитие и взращивание чувства долга, патриотизма.
Следует отметить, что исторический и батальный жанры в живописи крайне близки. Это связано с тем, что на полотнах отражаются не просто военные действия, они привязаны к определенному исторически важному событию. Часто можно встретить картины, где демонстрируется быт солдат, обычная жизнь за пределами поля боя, однако тесно связанная с войной.
Без наглядности и рассказа о выдающихся художниках-баталистах информация о данном жанре живописи воспринимается не в полной мере. Недаром одна из пословиц говорит о том, что лучше увидеть один раз, чем услышать об этом сотню раз.
Верещагин Василий Васильевич
Имя этого русского художника-баталиста, живописца 19-го века и путешественника известно всему миру. Он посвятил практически всю свою жизнь различным поездкам, военным походам, в том числе по Туркестану, Семиречью, Индии, Кавказу, Европе и России. Верещагин окончил морской кадетский корпус, участвовал в военных действиях, в том числе выдержал в составе небольшого русского гарнизона осаду Самарканда, за что получил орден Святого Георгия четвертой степени, которым крайне гордился. О войне он знал не понаслышке, поэтому совершенно логично, что в определенный момент его призванием стала батальная живопись.
Художник имел свое собственное видение военных действий, отношение к гибели обычных солдат. На своих полотнах он отразил, какова настоящая цена амбиций императора в ближневосточных компаниях. Картины, наполненные особой философией и критическим отношением к войне, часто были причиной осуждения со стороны государя и его приближенных. Наиболее известные работы: «Апофеоз войны» (на третьем фото), «Наполеон в России» (фото выше), Туркестанская и Балканская серии, «Перед атакой. Под Плевной».
Рубо Франц Алексеевич
Имя Ф. А. Рубо знакомо всем: от профессионалов в сфере до любителей. Он является основоположником российской школы панорамной живописи и автором более двух сотен полотен, в числе которых три наиболее монументальные: «Бородинская битва», «Оборона Севастополя» (фото выше) и «Штурм аула Ахульго». Он происходит из семьи французского коммерсанта, обосновавшегося в Одессе. С 1903 г. художник работает в качестве руководителя в мастерской при Петербургской академии художеств, имея при этом звание профессора. В числе его учеников был Греков М. Б. В преддверии революции в России Рубо в 1912 году окончательно переехал в Германию. Однако в последние годы жизни не имел крупных заказов, живя практически в полном забвении.
Греков Митрофан Борисович
Художник-баталист, имевший русско-казачье происхождение, родившийся в Ростовской области, стал основателем жанра в Советском Союзе. Бесценный опыт он получил во время Первой мировой войны, а затем и Гражданской. В этот период им было сделано большое количество тематических зарисовок. Его батальная живопись представлена такими картинами, как «Тачанка» (фото ниже), «Замерзшие казаки генерала Павлова», «Бой при Егорлыкской», «Трубачи Первой конной», также он возглавлял работу над панорамой «Штурм Перекопа» в 1934 г.
Зауервейд Александр Иванович
Профессор батальной живописи, известный русский и немецкий художник создавал свои полотна в первой половине 19-го века, родом был из Курляндии. Получил отличное образование в академии Дрездена. Еще в молодости он писал картины по заказу Наполеона Бонапарта, а в 1814 г. его пригласил в Санкт-Петербург Александр I для написания полотен военного содержания, а также рисунков обмундирования солдат русских войск. При Николае I он преподавал рисование великим князьям. Картины Зауервейда отличаются суховатым письмом, не совсем идеальной композицией, но при этом отличным рисунком. Наиболее известные работы: «Лейпцигское сражение» (фото ниже), «Штурм крепости Варна», «Битва под Лейпцигом».
Виллевальде Богдан Павлович
Сын состоятельного иностранца из Баварии родился в Павловске в 1818 г., а спустя двадцать лет стал одним из учеников Карла Брюллова. Получив звание художника, он работал не только в России, но и по всей Европе, занимался преподавательской деятельностью, был награжден орденами. Полотна Виллевальде выставлялись в Париже и Вене, Берлине и Антверпене, в них нашли отражение события войны 1812 г., польского восстания 1831 г., венгерского похода, военных действий 1870-х годов и др. Наиболее известные работы в жанре батальная живопись: «Сражение при Грохове», «Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице», «Генерал Блюхер и казаки в Бауцене», «Они попали в плен в 1814 г.»
Петер фон Гесс
Баварский придворный художник-баталист и мастер исторической живописи Петер фон Гесс родился в 1792 г. в Дюссельдорфе. Как и многие другие мастера жанра, войну он знал не понаслышке. Гесс участвовал в походах против Наполеона I в 1813-1814 гг. Он начинал свое творчество с небольших зарисовок сцен из жизни солдат и простонародья. После поездки в Грецию в свите короля Оттона в 1831 г. он создал целую серию картин, посвященных борьбе греков за независимость. В 1839 г. он отправился в Россию для того, чтобы собрать материал для создания полотен, заказанных самим Николаем I. Двенадцать масштабных картин было посвящено битвам 1812 г., в том числе сражение при Бородине, Смоленске, Вязьме.
Немногие художники батальной живописи могут похвастаться такой оживленностью композиции, как у Гесса. Отдельные фигуры или сложные группы на полотнах продуманы и проработаны до мелочей, наполнены драматизмом. Лучшие его работы – это «Битва при Аустерлице», «Разбойник Барбоне, отбивающийся от карабинеров», «Ловля лошадей в Валахии», «Сражение при Вёргле», «Бивуак австрийцев». На фото - картина о сражении под Смоленском.
Альфонс де Невиль
Ярким представителем французской батальной живописи является Альфонс де Невиль, дебют которого состоялся в 1859 г. картиной «Батальон стрелков на батарее Жерве». Принимал участие в войне 1870 г. подпоручиком в парижском батальоне мобилей, а затем в штабе генерала Кайе. Он досконально изучил характер военных действий, а затем воплотил их на своих картинах.
Полотна французского мастера батальной живописи отличаются искренним патриотичным воодушевлением, здоровым реализмом. Он редко писал масштабные картины боев, массовых походов и пр., отдавая предпочтение отдельным эпизодам. Его работы полны движения, проникновенности при полном отсутствии слащавости. Изредка можно наблюдать веселые нотки, являющиеся проявлением черты национального характера, и они не только не портят впечатления, но, напротив, добавляют картинам жизни. Наиболее известные полотна: «Последние патроны» (на фото), «Шпион», «Сражение у Роркс-Дрифт», «Сражение при Шампиньи».
Батальная живопись русских художников и европейских, американских мастеров - это довольно молодой жанр, проявивший себя в течение 3-4 последних столетий. Он невероятно динамичен, ярок, порой жестоко реалистичен. Ясно одно, что он не оставляет равнодушными. Кто-то восхищается грамотно выстроенной композицией из сотен людских фигур, лошадей и орудий, другие – мастерством прорисовки мельчайших деталей, а третьи - энергетическим посылом, который несут в себе картины.
fb.ru
Батальный жанр: история художники картины
В изобразительном искусстве термин «батальный жанр» относится к картинам, изображающим сцены войны. На полотне отображены люди в динамике, отмечается высокий уровень внимания к деталям. Батальный жанр посвящен всем событиям, связанным с войной: походы, сражения – сухопутные и морские.
Цели
Задачи и цели художников, работающих в этом жанре:
- Демонстрация важности исторического момента, битв, быта солдат времен войны;
- Запечатление наиболее знаковых моментов сражений;
- Демонстрация героики солдат;
- Развитие чувства патриотизма, долга.
Отображение на полотне реальных военных действий и исторических событий, связанных с ними, сближает батальный жанр с историческим. Присутствуют черты бытового направления – демонстрация обычной жизни, вне поля битвы, но связанной с боевыми действиями.
История формирования
Официальное формирование направления произошло в 16 веке, но работы, демонстрирующие сцены баталий, характерны для искусства древних времен:
- Живопись и искусство Древней Греции: сцены битв отображены на амфорах, рельефах, декорирующих стены храмов.
- На территории Древнего Востока встречаются изображения великих полководцев и правителей, сражающихся на поле битвы.
- Батальный жанр представлен на изображениях на рельефах храмов времен Римской империи. Герои сюжетов – императоры и великие завоеватели.
- Во времена Средних веков батальная живопись представлена гобеленами, миниатюрами в книгах, коврами, иконами.
- В период Ренессанса в Италии впервые появляются работы, в который батальный жанр представлен многочисленными шедеврами с реалистичной, динамичной передачей сцены сражения. С 16 века официально начинается отсчет развития жанра в привычном понимании.
- Отдельный этап развития направления – русская батальная живопись. Она отличается от аналогичных работ художников из других стран особым духом патриотизма, реалистичностью, динамикой, детализацией изображений. Цель российских живописцев – передать почтение и уважение к героизму военных. Традиция возвышения военных подвигов продолжилась в 20 веке. Особенно это видно в работах послевоенного времени – плакаты, графика, живопись. Позже появилась тематическая скульптура.
Художники
Известные художники представители батальной живописи:
Александр Зауервейд
Художник первой половины 19 века, баталист, работы отличаются большим вниманием к общему расположению объектов на картине. Руку художника легко узнать по изображению лошадей. Работы: «Битва у Лейпцига», «Осада Варны». Изображения считаются слишком обобщенными, без деталей – мастер передавал общую картину, без внимания к нюансам.
Богдан Виллевальде
Баталист, профессор, типичный представитель направления первой половины 19 века. В творчестве находился под большим влиянием немецких живописцев. Его работы не имеют особых отличий от аналогичных полотен художников батального жанра. Картины: «Кульм», «Перед Парижем», «Лейпциг», «Фершампенуаз».
Альфонс де Невиль
Известный иллюстратор романов Жюля Верна, французский баталист. Полотна отличаются выразительным духом патриотизма, реалистичностью передачи объектов, динамичностью. Особенности работ – практически все картины передают тревожность, погоню, внезапное нападение, преследование. Работы: «Бурже», «Кладбище Сен-Прива», «Защита ворот Лонгбуайо».
Василий Верещагин
Один из ярчайших баталистов России, литератор. Путешествовал по миру, получил отличное художественное образование. Его перу принадлежит одна из известнейших работ в батальном направлении изобразительного искусства – «Апофеоз войны». Батальный жанр представляют работы: «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше», «Бывшее укрепление Кош-Тигермень», «Въезд в город Катта-Курган», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Подавление индийского восстания англичанами».
Николай Каразин
Баталист и писатель. Внимание уделял деталям быта, обстановке. Рисовал с натуры, будучи военным корреспондентом во время Сербско-турецкой и Русско-турецкой кампаний. Каразин считается творцом особого стиля акварельной живописи – его работы легко узнать, благодаря особой манере создания световых эффектов, контрастов, построению композиции, мрачности. Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г.», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе».
Франц Рубо
Профессор живописи, баталист, панорамист, основатель российской школы панорамной живописи. Он создал около 200 гениальных монументальных работ. Масштабность – главная черта живописи Рубо. Картины художника: «Оборона Севастополя», «Штурм аула Ахульго», «Бородинская битва».
Митрофан Греков
Баталист, один из наиболее известных представителей направления. Большинство работ принадлежит к советскому времени. Он сам был непосредственным участником сражений Первой мировой и Гражданской войн, откуда привез зарисовки, сделанные с натуры. Работы: «Трубачи Первой конной», «Бой при Егорлыкской», «Замерзшие казаки генерала Павлова», «Штурм Перекопа». Над последней панорамной работой трудился творческий коллектив, возглавляемый Грековым.
Михаил Авилов
Советский художник-баталист. Воевал на фронтах Первой мировой войны. Его картины были удостоены высочайших оценок за реалистичность, идейность, дух патриотизма, внимание к деталям. Авилов был членом студии, которую основал Митрофан Греков – в ее составе участвовал в создании работы «Штурм Перекопа». Создавал плакаты, графические рисунки. Работы Михаила Авилова: «Прорыв польского фронта Первой Конной армией в 1920 году», «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле».
Рудольф Френц
Советский живописец, баталист, педагог, руководитель мастерской, которая занималась батальной живописью – ЛИЖСА имени И.Е.Репина. занимался разными направлениями живописи, но известность принесли именно батальные работы. Создавал диорамы, панорамные картины, акварельные работы, пейзажи, портреты. Батальный жанр представлен картинами: «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года», «Штурм Зимнего дворца», «Совместные действия танков, авиации и кавалерии. Комбинированная атака», «М. В. Фрунзе руководит переправой через Сиваш», «Штурм Зимнего», «Сталинград. 2 февраля 1943 года».
Батальный жанр также представляют: Н.Самокиш, И.Владимиров, Р.-К.Зоммер, Ю.Коссак, В.Мазуровский, А.Соколов.
Характерные черты
Батальные картины характеризует:
- Масштабность.
- Особое внимание уделяется деталям.
- Реалистичность передачи объектов.
- Напряженность, эмоциональность, динамичность.
- Историческая достоверность.
- Идейная направленность.
Значение
Батальный жанр называют разновидностью исторической живописи. Это одновременно и правда, и ложь. Правда в том, что батальные полотна отображают реальные события истории, отличия – разная идейная наполненность. Рассматриваемое направление тяготеет к пропаганде патриотизма, геройства, чем к развитию моральных и религиозных норм.
Рекомендуем публикации
- Бытовая живопись
- Историческая живопись
- Мифологическая живопись
- Религиозная живопись
- Китайская живопись Гохуа
- Живопись эпохи северного возрождения
artrecept.com
Батальная живопись, картинки, военное фото....
RONIN 218 airborne 26-10-2015 15:36В данной теме предлагаю выкладывать и обсуждать батальную живопись, картинки и интересные фотографии с войны. Период: с мезозоя до наших дней. Только без фанатизма! (свастика и пр.)И не забываем добавлять описание к опубликованному материалу!
RONIN 218 airborne 26-10-2015 15:39Атака 2-го Северо-Британского Гвардейского Драгунского полка ( Шотландские Серые) французской батареи. Ватерлоо,18 июня 1815 г.
Шотладия навсегда! Атака шотландцев при Ватерлоо - самая известная и эффектная картина Елизабет Батлер
В ходе битвы при Ватерлоо генерал Аксбридж, командовавший британской кавалерией, приказал бригаде драгун генерала Понсонби (полки: Королевский, Иннискилингский и 'Шотландские Серые') атаковать французские колонны д'Эрлона. Королевский драгунский полк привел в беспорядок бригаду Буржуа, ирландские драгуны обрушились на колонну Донзело. 'Шотландские Серые' прибыли к батальонам Пэка, которые расступились, пропуская кавалерию. Горцы и 'Шотландские Серые' приветствовали друг друга криком: 'Вперед, Шотландия!' и драгуны устремились на дивизию Марконье. Однако дальше произошла катастрофа. Увлекаемые своими лошадьми, хотя имелся приказ не преследовать отступающего противника, опьяненные легкой первой победой и захваченные лихорадкой боя, шотландские драгуны неслась вперед, на французские батареи. Напрасно лорд Аксбридж приказывал играть отступление, кавалеристы не услышали сигнала:Шотландцы рубили французских канониров и ездовых, сбрасывали в ров пушки, затем атаковали Большую батарею. Здесь они были контратакованы и полностью разгромлены уланами полковника Бро (4-й легкоконный).По воспоминаниям очевидца-англичанина, 'Опрокинув французскую пехоту, бригада утратила почти всяческий порядок: словно в припадке безумия, она помчалась к французским позициям, не обращая внимания на все усилия офицеров остановить ее, и начала рубить саблями артиллеристов и колоть штыками лошадей вражеской батареи. Однако их атаковал отряд французских улан, и на своих выдохшихся, изможденных лошадях они серьезно пострадали при беспорядочном отступлении к британским позициям'.'Никогда еще, - вспоминает француз Дюрютт, - я не видел воочию такого превосходства пики над саблей'. (Уланы вооружены пиками).
В этой схватке погиб и генерал Уильям Понсонби. Он был выбит из седла унтер-офицером 4-го легко-конного полка Юрбаном. Генерал хотел сдаться. Но несколько шотландских драгун повернули коней, чтобы освободить своего командира. Юрбан, испугавшись, что пленника освободят, заколол его пикой, после чего положил еще троих.В этом сражении 'Шотландские Серые' потеряли 104 человека убитыми и 97 ранеными, а также 228 лошадей.Герцог Веллингтон был крайне недоволен действиями своей кавалерии.
RONIN 218 airborne 26-10-2015 15:45'Орел французского 45-го линейного полка, захваченный Королевскими 'Шотландскими Серыми'. Картина Стенли Беркли.
RONIN 218 airborne 26-10-2015 15:55"Все что от них осталось" - картина художника R Caton WoodvilleBlack Watch после сражения при Магерсфонтейне:
RONIN 218 airborne 26-10-2015 15:57Взятие высоты русской пехотой. Автора к сожалению не знаю. 1914-1917 г.г.
RONIN 218 airborne 26-10-2015 16:10Эпизод битвы на реке Воже:
RONIN 218 airborne 26-10-2015 16:12Легионеры армии Цезаря в центральной Галлии, 52 г. до н.э
Uzel 26-10-2015 17:03Айвазовский - Морское сражение при Наварине и Чесменский бой
Uzel 26-10-2015 17:47quote:Originally posted by RONIN 218 airborne:Британские гвардейцы закрывают ворота quote:Originally posted by RONIN 218 airborne:Британские гвардейцы открывают ворота Похоже на историю с избушкой лесника RONIN 218 airborne 26-10-2015 17:55quote:Изначально написано Uzel:Похоже на историю с избушкой лесника RONIN 218 airborne 27-10-2015 11:14Перед атакой. Под Плевной. 1877-1878 Холст, масло. Верещагин В.В.
Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года. 1891. Холст, масло. Л. Лагарио
Дело Лейб-гвардии Гусарского полка при селении Телише в 1877 году. 1888. Холст, масло. В. Мазуровский
12 октября 1877 года Егерскому и Лейб-Гвардии Гусарскому полкам приказано овладеть селением Телишем, 5 часов продолжается кровопролитный бой, несколько раз гусары идут в атаку.Храбрый поручик Снежков во главе эскадрона перескакивает через траншеи, занятые турками, рубит направо и налево и этим производит панику и переполох в Турецкой армии. Гусары везде выказывают удивительную храбрость. К вечеру гусары выдвигаются вперед, прикрывают отступление егерей и, спешившись под градом пуль, собирают раненных и убитых. За это дело Государем Императором пожаловано отличие полку: на шапках надпись "За Телиш 12 октября".
У крепостной стены. 'Пусть войдут'. 1871. Холст, масло. В.В. Верещагин
Сдача крепости Никополь 4 июля 1877 года. 1883. Холст, масло.Н. Дмитриев-Оренбургский
Последний бой под Плевной 28 ноября 1877 года. 1889. Холст, масло. Н. Дмитриев-Оренбургский
Voron65 28-10-2015 07:11quote:Похоже на историю с избушкой лесника Для некоторых и в темную комнату зайти подвиг RONIN 218 airborne 03-11-2015 12:04Атака Лейб-гвардии Казачьего полка в сражении при Лейпциге. 1813 год.Автор: Рехлин Карл 1945 год.
В центре, на белой лошади, с поднятой саблей, изображён командир Казачьего лейб-гвардии полка В.В. Орлов-Денисов. Картина была написана в 1845 по заказу потомков Василия Орлова-Денисова.
....В истории каждого полка есть сражение, которое стало его звездным часом. У гвардейских казаков это была 'Битва народов' у Лейпцига. В разгар сражения Наполеон бросает ударные силы на прорыв центра позиции союзников. В ближнем тылу с высокого холма наблюдали за ходом битвы три союзных монарха; император России Александр I, австрийский император Франц I и король Пруссии Фридрих-Вильгельм III' Под холмом расположились лейб-казаки, составлявшие их конвой. Других частей з этот момент поблизости не было. Яростной атакой части французской кавалерии удалось прорвать фронт, и неприятельские всадники стали приближаться к холму. Тут их и встретили гвардейцы. Вихрем налетели лейб-казаки на передовые группы французских кирасир, тяжело скакавших уже к возвышенности на лошадях, утомленных продолжительною скачкою по болотистому грунту... и, - словно вихрем сдунуло латников, - мгновенно опрокинули их казаки к пруду, затем в пруд и овладели узкой плотиной. Казаки на этом не остановились, перешли плотину и врезались в массу сражавшихся всадников, сминая неприятеля ударом своих страшных пик. Их неожиданное вмешательство определило исход боя на этом участке - французы дрогнули и побежали, а гвардейцы повернули к исходному месту. Шли казаки с песнями...буквально растерзанные: кто без кивера, кто в разорванном мундире и с окровавленными лицами и руками; но на лице у каждого можно было прочесть, что он честно выполнил свой долг присяги. Восхищенный увиденным, Александр подозвал к себе полковника И. Е. Ефремова, руководившего этой атакой, и прикрепилк его мундиру орден св. Георгия. Для остальных офицеров император выбрал необычный способ награждения. Вечером он приказал подать ему лист бумаги, на котором каждый должен был написать, что он хочет: чин или орден. Все офицеры (21 человек) получили желаемое, а 24 казака - знаки отличия Военного ордена. Потери полка в тот день составили 56 человек, в том числе 4 офицера.
RONIN 218 airborne 03-11-2015 12:24Аустерлиц, 2 декабря 1805. Атака конногренадер на кавалергардов.Художник Ежов А.
Придя на выручку русской гвардейской пехоте, теснимой гвардейской кавалерией Раппа к Раусницкому ручью, кавалергарды смяли эскадроны мамелюков и конных егерей. Рапп был сброшен с коня и отбивался обломком сабли. В это время на полном галопе в ряды кавалергардов под командованием Репнина и подоспевшей подмоге в виде 2х эскадронов конногвардейцев под начальством Оленина вломились конные гренадеры маршала Бессьера - 2 эскадрона атаковали левый, 4 - правый фланг. Через несколько минут всеобщей свалки русская кавалерия была опрокинута, причем Репнин попал в плен. Широко известен следующий эпизод, описанный в полковой истории и художественной литературе: На левом берегу Раузницкого ручья стоят остатки Кавалергардского полка. На противоположном берегу, на холме, стоит Наполеон, окруженный многочисленной свитой. У подножия холма - его гвардия с мамелюками, только что вернувшимися из своей последней атаки. Рапп приказывает подвести пленных офицеров к Наполеону. На вопрос Наполеона: "Кто старший?" - ему назвали князя Репнина. "Ваше имя?" - спросил Наполеон. - "Князь Репнин". - "Вы командир Кавалергардского полка императора Александра?" - "Я командовал эскадроном Кавалергардского полка". - "Ваш полк честно исполнил долг свой". - "Похвала великого полководца есть лучшая награда солдату". - "С удовольствием отдаю ее вам. А что это за молодой человек с вами?" - "Это сын генерала Сухтелена. Он служит корнетом у меня в эскадроне". - "Он слишком молодым вздумал тягаться с нами". "Молодость не мешает быть храбрым!" - смело ответил Сухтелен. - "Хороший ответ, молодой человек! Вы далеко пойдете".Кавалергарды потеряли в этот день убитыми, ранеными и пленными 13 офицеров, 226 нижних чинов и 13 нестроевых из примерно 800 человек общего состава. Но русская гвардейская пехота успела перебраться через ручей и была спасена.
Атака генерала Раппа под Аустерлицем.
Схватка императорских гвардий при Аустерлице. Джузеппе РАВА
RONIN 218 airborne 03-11-2015 12:27Возвращение русских кавалергардов после атаки на французов под Аустерлицем 1805 года. Художник Самокин Н.С. 1885 год.
RONIN 218 airborne 03-11-2015 12:42Виктор Викентиевич Мазуровский. Бой за знамя (Подвиг Конной Гвардии при Аустерлице). 1910-1912
В сражении при Аустерлице два эскадрона конногвардейцев (Лейб-гвардии Конный полк)опрокинули батальон 4-го линейного полка французов. На картине показано, как двое русских конногвардейцев добывают важный трофей - французское знамя.
Захват французского орла русской гвардейской кавалерией. Художник Б. Виллевальд, 1884
RONIN 218 airborne 05-11-2015 14:56Рубо Франц: Живой мост
Картина 'Живой мост' иллюстрирует подвиг русских солдат в походе полковника Карягина в Мухрат в 1805 году. Сюжетом этого произведения послужило реальное событие, произошедшее во время русско-персидской войны 1804- 1813 гг.Небольшой отряд русской армии в 350 штыков, ядро которого составлял шефский батальон 17-го егерского полка, отступал под натиском 30-тысячной армии Аббас-Мирзы. Путь преградила глубокая промоина, преодолеть которую две имевшиеся в отряде пушки не могли.Ни времени, ни материалов для строительства моста не было. Тогда рядовой Гаврила Сидоров со словами: 'Пушка - солдатская барыня, надобно ей помочь' первым лег на дно ямы. За ним устремились еще человек десять устроив таким образом живой мост. Пушки перевезли по телам живых солдат, при этом сам Сидоров погиб от полученной черепной травмы...
Uzel 05-11-2015 18:04Кто это творил , Ден?
Урядник1996 05-11-2015 18:23Бой Забайкальских казаков с немецкими драгунами.Урядник1996 05-11-2015 18:24Донские казаки Корнилова во время Брусиловского прорыва 1916 год.Картины художника Костромина:
Урядник1996 05-11-2015 18:31Картина Войцеха Коссака - "Стычка с казаками"
Урядник1996 05-11-2015 18:34Урядник1996 05-11-2015 18:39Трёхдневный бой казаков под Иканом.Урядник1996 05-11-2015 18:43Урядник1996 05-11-2015 18:45
Бой казаков с конвоем и свитой Наполеона под Городней.
Урядник1996 05-11-2015 18:48
Картина А. Шелумова 'Группа донских казаков атакует артиллерийские позиции германских войск' (ок. 1920 г.)
Урядник1996 05-11-2015 18:50Урядник1996 05-11-2015 18:52Урядник1996 05-11-2015 18:53Атака донских казаков М.И.Платова около г.Несвижа 27 июня 1812 г.
Урядник1996 05-11-2015 18:56Урядник1996 05-11-2015 18:58Урядник1996 05-11-2015 19:00Урядник1996 05-11-2015 19:01Урядник1996 05-11-2015 19:02Урядник1996 05-11-2015 19:05Урядник1996 05-11-2015 19:05Урядник1996 05-11-2015 19:07Урядник1996 05-11-2015 19:11Азовское сидение донских казаков (1637-1642).
Урядник1996 05-11-2015 19:17Урядник1996 05-11-2015 19:18Урядник1996 05-11-2015 19:22Урядник1996 05-11-2015 19:23Урядник1996 05-11-2015 19:24
М. Б. Греков. 'Бой при Егорлыкской'. 1928-1929.
Урядник1996 05-11-2015 19:26Урядник1996 05-11-2015 19:31Ермак Тимофеевич
Урядник1996 05-11-2015 19:34
Греков - 'Замерзшие казаки генерала Павлова'
Урядник1996 05-11-2015 19:36Урядник1996 05-11-2015 19:38Урядник1996 05-11-2015 19:40Андрей Петрович Лях.Донские казаки.
Урядник1996 05-11-2015 19:43
РУБО Франц - Казаки у горной речки
Урядник1996 05-11-2015 19:49
"Ледяной поход" Д.А. Шмарин
Урядник1996 05-11-2015 19:52Д.А. Шмарин "Рассказачивание"
Урядник1996 05-11-2015 19:54Д.А. Шмарин "За Русь Святую"
Урядник1996 05-11-2015 19:56Урядник1996 05-11-2015 20:02Урядник1996 05-11-2015 20:04Урядник1996 05-11-2015 20:11Урядник1996 05-11-2015 20:13А. Лях "Пластуны"Урядник1996 05-11-2015 20:16Б.П. Виллевальде "Казаки в Бауцене"
Урядник1996 05-11-2015 20:18А. Монастирський "В погоне за татарином"
Урядник1996 05-11-2015 20:20Урядник1996 05-11-2015 20:22"Молитва перед дорогой"Урядник1996 05-11-2015 20:24Урядник1996 05-11-2015 20:25Урядник1996 05-11-2015 20:27С. Гавриляченко,"Убитый"
Урядник1996 05-11-2015 20:29Андрей Лях."Бобыль. Где же вы, сыночки"?
Урядник1996 05-11-2015 20:30Урядник1996 05-11-2015 20:32Урядник1996 05-11-2015 20:36Франц Рубо "Похищение".
Урядник1996 05-11-2015 20:37Урядник1996 05-11-2015 20:42Урядник1996 05-11-2015 21:35RONIN 218 airborne 05-11-2015 21:45quote:Изначально написано Урядник1996:Трёхдневный бой казаков под Иканом.Здорово дневали!На уральцев не похожи. Больше на Лейб-гвардии Казачий Его Величества. Да и под Иканом уральцы в конном то строю не воевали.
RONIN 218 airborne 05-11-2015 21:53quote:Изначально написано Урядник1996:Картина А. Шелумова 'Группа донских казаков атакует артиллерийские позиции германских войск' (ок. 1920 г.)
Автор картины перепутал казаков с конногвардейцами. До Самокиша ему далеко....Это знаменитая атака эскадрона Лейб-гвардии Конного полка под Каушеном. Командовал эскадроном барон Врангель.
RONIN 218 airborne 05-11-2015 21:55quote:Изначально написано Uzel:Кто это творил , Ден?Не знаю Серег. Наткнулся случайно в сети.Завтра фоток накидаю.
Урядник1996 05-11-2015 21:57quote:Изначально написано RONIN 218 airborne:Здорово дневали!На уральцев не похожи. Больше на Лейб-гвардии Казачий Его Величества. Да и под Иканом уральцы в конном то строю не воевали.
"Слава Богу"!Так и есть, Лейб-гвардии Казачий Его Величества.
RONIN 218 airborne 05-11-2015 22:07В моей теме про 1812 год есть картины с описанием.
MAX.X.X 06-11-2015 09:11quote:Урядник1996В 79 посте на картине Яков Петрович Бакланов изображен?------------------С уважением MAX.X.X. P/S Лучше пусть двенадцать судят, чем шестеро несут.
RONIN 218 airborne 06-11-2015 10:02quote:Изначально написано MAX.X.X:В 79 посте на картине Яков Петрович Бакланов изображен?Это он.
RONIN 218 airborne 06-11-2015 14:23quote:Изначально написано RONIN 218 airborne:Не знаю Серег. Наткнулся случайно в сети.Завтра фоток накидаю.
Нашел!Это работы французского баталиста Даниэля Бишенне.
RONIN 218 airborne 06-11-2015 14:56quote:Суордфиши и БисмаркКонец линкора 'Тирпиц'. RONIN 218 airborne 06-11-2015 15:00Операция "Катапульта".Атака на Французский флот.Линкор "Дюнкерк".Мерс-эль-Кебир,Алжир 6 июля 1940г.
Урядник1996 06-11-2015 15:58quote:Изначально написано MAX.X.X:В 79 посте на картине Яков Петрович Бакланов изображен?Да,это Яков Петрович
Урядник1996 06-11-2015 16:12Гибель Мараварской ротыВ ожесточенном бою героически погиб 31 спецназовец. В плен никто не сдался.
Бой на лысой горе. ]
Камчадал73 06-11-2015 16:32отличная тема!
RONIN 218 airborne 06-11-2015 17:07Это первая компания. Бой на Лысой горе. По моему ОСН ВВ "РУСЬ"
Урядник1996 06-11-2015 17:13quote:Изначально написано RONIN 218 airborne:Это первая компания. Бой на Лысой горе. По моему ОСН ВВ "РУСЬ"Да,это пластилиновая страна.Не стал убирать,потом перенесу.
Урядник1996 06-11-2015 17:53Урядник1996 06-11-2015 17:59Бой на 12-й заставе Московского пограничного отряда.Художник С. Смирнов.
kenao 06-11-2015 18:27
Хорошая тема
Урядник1996 06-11-2015 18:34Урядник1996 06-11-2015 18:35"Русский танк"
RONIN 218 airborne 06-11-2015 18:46quote:Русский танк"По мотивам фото из Беслана.....Урядник1996 06-11-2015 18:47quote:Изначально написано RONIN 218 airborne:По мотивам фото из Беслана.....Да.
Урядник1996 06-11-2015 18:56Урядник1996 06-11-2015 19:38
RONIN 218 airborne 07-11-2015 12:07
Мамай
Joker.udm 07-11-2015 07:38Про штурм К. спасибо. Не щнал, надо изучить тему.По куликову полю - сомнения по всем картинам. Явно живописцы набрасывали эскизы не в месте событий.
RONIN 218 airborne 07-11-2015 11:09quote:По куликову полю - сомнения по всем картинам. Явно живописцы набрасывали эскизы не в месте событий.По этому вопросу мы в теме дискутировать не будем.Joker.udm 09-11-2015 20:03Сплав авантюризма и еще присутствовавших в те времена рыцарских законов ведения войны. Ну и плюс мегашоу для тысяч собравшихся на мероприятие зрителей на берегу и соседних плавсредствах.
RONIN 218 airborne 09-11-2015 23:41Познавательно!Продолжайте.
Андреев 10-11-2015 12:28Красота!Подпишусь.
RONIN 218 airborne 10-11-2015 10:29Русско-японская война глазами Н.С. Самокиша
Всадник на коне
Схватка.
Отряд Забайкальского казачества
На сопке после штурма. 1904
Joker.udm 14-11-2015 12:05Возможно ли тут размещение фотографий миниатюр военных?
RONIN 218 airborne 14-11-2015 12:25Например?
Gurian II 24-11-2015 13:38quote:Схватка.В РЯП, по-моему каваллерийских боёв не было?Uzel 24-11-2015 17:00У отряда Мищенко были. А так , хз.
RONIN 218 airborne 25-11-2015 17:56Были конечно. Но не такие как например бой 10 кав. дивизии под Ярославовым в ПМВ. Стычки разъездов в основном. Японская кавалерия не имела опыта и как кавалерия вообще не была так развита как в Европе.
Gurian II 25-11-2015 20:07quote:У отряда Мищенко были. А так , хз.Ну это знаменитый рейд на Инкоу, закончившийся опрокидывание вагонов на самурайской тяге, рубкой телеграфных проводов и другими "подвигами"Скорей всего
quote:Originally posted by RONIN 218 airborne:Стычки разъездов в основном.PILOT_SVM 30-11-2015 23:48в журнале "Юность" печатали картины одного офицера по событиям в Афгане.У него была очень интересная техника.Что-то вроде чёрно-белой акварели и получался эффект фотографии с резкими тенями.Я долго всматривался, всё казалось, что это фото.
Lionid_g 02-12-2015 13:14quote:Изначально написано Gurian II:В РЯП, по-моему каваллерийских боёв не было?В воспоминаниях кого-то из участников читал,что во время Мукденского сражения штаб генерала Кропоткина был спасен от неминуемого пленения самовольной (в смысле без приказа на атаку и без участия офицеров) атакой наступающих японцев кавалерийской полусотней, то ли казаков, то ли драгун.
guns.allzip.org
Батальная живопись - Русская Антикварная Галерея
БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, или баталистика (от фр. bataille — битва ) - жанр живописи, посвященный военной тематике. К батальному жанру относятся не только сцены непосредственно сражений, но и сцены воинского быта. Баталистика является разделом исторической живописи. Также она соприкасается с бытовым (сцены воинского быта), портретным (портреты военачальников, солдат), пейзажным, анималистическим (при изображении конницы) жанрами, а также с натюрмортом (изображение оружия и других атрибутов воинской жизни). Формирование батального жанра началось в ХVI веке, однако сцены битв и сражений встречаются уже в наскальных росписях, в античных фресках и мозаиках, средневековых книжных миниатюрах, на коврах и гобеленах. Подлинный расцвет жанра начинается в эпоху Возрождения, когда возрос интерес к истории и появилось стремление изобразить ожесточение схватки, прославить подвиг и совершившего его героя. Среди авторов, обращавшихся к баталистике в эпоху Возрождения, были такие художники как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто. В ХVII веке к задачам, стоявшим перед мастерами БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ, добавился интерес к человеческой психологии ("Сдача Бреды" Д.Веласкеса, 1634 г.), а в эпоху романтизма - негодование против жестокости завоевателей и сочувствие к борцам за свободу ("Резня на острове Хиос" Э.Делакруа, 1826 г.).В России сцены сражений встречаются уже в иконах и книжных миниатюрах. В ХVIII веке очень популярными были гравюры, посвященные Северной войне, созданные А.Ф.Зубовым. Батальный жанр в России переживает расцвет во второй половине ХIХ века. В монументальных полотнах эпопеях В.И.Сурикова ("Покорение Сибири Ермаком", 1895 г.; "Переход Суворова через Альпы", 1899 г.) героем предстает весь народ. Несмотря на то, что основной целью БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ является воспевание воинской доблести, торжества победы, героической готовности сражаться, многие художники обращались и к другой стороне войны - бесчеловечной, забирающей жизни. Среди таких художников был и живописец В.В.Верещагин, сам принимавший участие в военных действиях. В его картинах Туркестанской (1871-74 гг.) и Балканской серий (1877 - 1880-е гг.) представлена не героика побед, а неприкрашенная правда о войне ("Апофеоз войны", 1871 г.). Мастерами батального жанра, изображающего морские сражения, в России были И.К.Айвазовский и А.П.Боголюбов. В ХХ веке традиции батального жанра продолжили М.Б.Греков и основанная им Студия военных художников, а также мастер панорам Ф.Рубо. Новый подъем БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ в России пришелся на время Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и "Окнах ТАСС", фронтовой живописи и графике.В разделе картин, посвященных БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ, представлены предметы, касающиеся военной тематики, с изображением сцен сражений, войн, военных походов, а также портреты военных. В данном разделе Вы найдете не только живопись, но и плакаты, литографии и акварели на военные темы. Мы предлагаем Вам купить предметы из раздела БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ в нашем Комиссионном Антикварном Магазине. Раздел БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ постоянно обновляется, следите за новыми поступлениями.
rus-gal.ru
Батальная живопись | aquarells.ru
Батальная живопись – это жанр изобразительного искусства, который полностью посвящен всему, что связано с военными действиями и военной жизнью.
А.Ю. Аверьянов «С пакетом»
Название жанра происходит от французского слова bataille, что означает «битва». Основной темой батальной живописи являются сцены, изображающие военные сражения на суше и на море. Также это могут быть военные походы и другие военные действия.
А.Ю. Аверьянов «Маршал Ней в сражении под Фридландом 2 (14) июня 1807 г.»
Запечатлевая реальные события той или иной войны, художник сближается с историческим жанром в живописи.
Н.Н. Каразин «Переправа туркестанского отряда через Аму-Дарью в 1873 году» 1889 г.
Часто задачей художника является показ героических действий людей во время военных действий, изображение романтического, патетического аспекта побудительных мотивов героев. Военный быт, изображенный художником-баталистом, часто сближает произведения батальной живописи с картинами бытового жанра.
Б.П. Виллевальде «Блюхер и казаки в Бауцене» 1885 г.
С незапамятных времен люди изображали битвы, в которых участвовали они сами или их соплеменники. Древние рельефы изобилуют сценами военных походов, изображениями осажденных городов, реально существовавших армий и мифических героев, сражающихся с врагами.
В.В. Верещагин «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» 1878-79 гг.
В период Средневековья батальные сцены часто изображали на коврах и гобеленах, на иконах, они становились частью книжных иллюстраций (миниатюр).
«Взятие Антиохии крестоносцами». Средневековая миниатюра
Наиболее реалистичные изображения военных действий относятся к периоду итальянского Возрождения. Формирование же батальной живописи как жанра относится к XVI столетию.
А.Ф. Зубов «Гренгамское сражение. Торжественный ввод пленных шведских судов в Санкт-Петербург»
В русской живописи расцвет батального жанра связан с победами армии Петра I, которые пришлись на XVIII век.
А.Ф. Зубов «Баталия при Гренгаме 27 июля 1720 г.» 1721 г.
Отличительной особенностью русской батальной живописи является то чувство патриотизма, которым проникнуто большинство произведений отечественных художников-баталистов. Отвага и бесстрашие воинов – предмет особой гордости живописцев, посвятивших себя этому жанру.
В.В. Верещагин «Нападают врасплох» 1871 г.
В ХХ веке русская и советская батальная живопись получила свое новое дыхание по окончании Великой Отечественной войны.
Ф. Усыпенко «Ночной бой» 1958 г.
Об этом свидетельствуют многочисленные графические и живописные работы советских художников, графиков, скульпторов, посвятивших свое творчество теме войны и подвига наших соотечественников, отстоявших свободу Родины.
П. Кривоногов «Победа» 1945-48 гг.
Похожее
aquarells.ru
батальная живопись - это... Что такое батальная живопись?
(баталистика) (от франц. bataille – битва), жанр живописи, посвящённый военной тематике: войнам, сражениям и сценам воинского быта. Художников, работающих в батальном жанре, называют баталистами. Изображение будней солдат и офицеров относится одновременно к бытовому жанру («Бивуаки» А. Ватто и П. А. Федотова). Баталистика является разделом исторической живописи, круг сюжетов которой составляют важные события в жизни народов (такими событиями часто становятся сражения и воинские подвиги). Соприкасается также с портретным жанром: правители всех времён желали представать победителями на поле битвы. Наряду с прославлением воинских подвигов и побед, с эпохи Возрождения наметилось второе направление в батальной живописи: произведения, создававшиеся как протест против войны, осуждавшие её бесчеловечность; акцент в них сделан на страданиях, горе, ужасах, которые несёт с собой война (офорты Ж. Калло, Ф. Гойи; «Апофеоз войны» В. В. Верещагина, 1871; «Война» О. Дикса, 1929—32; «Герника» П. Пикассо, 1937).А. П. Боголюбов. «Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке». 1866 г. Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. Саратов
Сцены сражений появляются уже в первобытных наскальных росписях. Битвы и военные походы изображали в античных фресках и мозаиках («Битва Александра Македонского с Дарием» из Помпей, копия древнегреческой мозаики 4–3 вв. до н. э.), в средневековых книжных миниатюрах, на коврах (ковёр из Байё, Франция, 11 в.). Подлинный расцвет жанра начинается в эпоху Возрождения, когда возрос интерес к истории, и появилось стремление прославить величие подвига и совершившего его героя, показать ожесточение схватки (фреска «Битва при Сан Романо» П. Уччелло, сер.
1450 х гг.; картоны «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1503—06, и «Битва при Кашине» Микеланджело, 1504—06, и др.). В 17 в. тема прославления доблести героев сочеталась с интересом к человеческой психологии. В «Сдаче Бреды» Д. Веласкеса (1634) благородство и чувство собственного достоинства подчёркнуто и в победителях, и в побеждённых; тонко показаны оттенки чувств. К батальному жанру обращались «малые голландцы», и прежде всего Ф. Вауверман: небольшие, яркие эпизоды сражений полны динамики и меткой наблюдательности, хотя и лишены масштабности. Представители романтизма создавали драматические полотна, полные страстного негодования против жестокости завоевателей и горячего сочувствия к борцам за освобождение («Резня на острове Хиос» Э. Делакруа, 1826, посвящённая борьбе Греции против турецкого ига). Надежды и разочарования наполеоновской эпохи отразились в полотнах Т. Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812; «Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814).А. Гро. «Наполеон в битве при Эйлау 9 февраля 1807 г.» 1808 г. Лувр. Париж
В России сцены сражений встречаются уже в иконах («Битва суздальцев с новгородцами», 15 в.; «Церковь воинствующая», посвящённая взятию Казани Иваном Грозным, 1552—53) и в книжной миниатюре («Сказание о Мамаевом побоище», 17 в.). В 18 в. гравюры на темы сражений Северной войны создавал А. Ф. Зубов, мозаики – М. В. Ломоносов («Полтавская баталия», 1762—64). Жанр переживает расцвет во второй пол. 19 в. В монументальных полотнах эпопеях В. И. Сурикова («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899) героем представал весь народ. Морские сражения писали И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов. Выдающимся баталистом был В. В. Верещагин, сам принимавший участие в военных действиях. В картинах Туркестанской (1871—74) и Балканской (1877—80 е гг.) серий представлена не героика побед, а неприкрашенная правда о войне. В 20 в. традиции батального жанра в России продолжили М. Б. Греков и мастер панорам Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», 1902—04; «Бородинская битва», 1911). Особое место в советской баталистике занимает тема Великой Отечественной войны (А. А. Дейнека, С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Кукрыниксы).
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
dic.academic.ru