ТАТЛИН Владимир Евграфович – Галерея произведений (78 изображений). Татлин картины
ТАТЛИН Владимир Евграфович – Галерея произведений (78 изображений).
В.Е.ТАТЛИН
(1885 – 1953)
Владимир Татлин – одна из ключевых фигур русского авангарда, дерзновенный изобретатель новых форм искусства и художественного языка.
С его именем связаны самые смелые и фантастические эксперименты в русском изобразительном искусстве 20 века, объединившие пластические и пространственные формы, художественные и утилитарные свойства материалов, давшие возможность полностью разрушить иллюзорность живописной плоскости и вывести её в трёхмерное пространство.
Изобретенные Татлиным живописные контррельефы, модель грандиозного Памятника III Интернационалу – Башня Татлина, утопический проект летательного аппарата Летатлин – вот ключевые точки его художественных открытий, сделавшие его имя всемирно известным.
Владимир Евграфович Татлин родился 16 (28) декабря 1885 года в Москве в дворянской семье. В 1898 году убежал из дома, плавал юнгой в Турцию, работал с иконописцами и театральными декораторами.
Недолгое пребывание в МУЖВЗ (1902-1903), учеба в Пензенском художественном училище (1905-1907) и в частных студиях Москвы и Петербурга, общение с Ларионовым сформировали Татлина как блестящего живописца и рисовальщика.
Тонкий наблюдатель природы и исследователь натуры, коснувшийся иконописи и древнерусской фресковой живописи в начале своего пути, «глубоко зачерпнувший кубизм» и почувствовавший стихию народного театрального действа, он создал свой синтетический язык живописи, выделивший его среди всех современных ему «измов».
1910-е — время активного участия Владимира Татлина в авангардном движении, он выставляется на выставках «Бубнового валета», «Союза молодежи», Первой футуристической выставке «Трамвай В», «0,10» и других.
В 1911 оформил спектакль «Царь Максемьян» в Московском литературно-художественном кружке. В 1913 году Татлин без внешнего заказа и без расчета на определенный театр работал над эскизами декораций к опере М.И.Глинки «Жизнь за царя»
Увлекшись экспериментами и «материальными подборами», Татлин в 1914 году перестал заниматься живописью (вплоть до 1930-х годов, когда вновь возвратился к ней после завершения работы над Летатлином). В 1919-1920 создал проект «Памятника III Интернационала» (Башня Татлина).
В 1925-1927 жил и работал в Киеве, руководил фотокинотеатральным отделением в Киевском художественном институте. В 1927-1930 годах преподавал в ВХУТЕИНе.
В 1931 Татлину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1932 состоялась персональная выставка в Музее изящных искусств.
Но уже в 1933 искусство Татлина подверглось гонениям, он был причислен к формалистам. В 1938 панно Татлина, сделанные для ВСХВ, были уничтожены как «политически вредные».
С 1935 художник работал в области театрального искусства, оформив несколько спектаклей в разных московских театрах. С конца 1940-х подрабатывал в архитектурной бригаде Л.Руднева и возглавлял бригаду художников, делавших наглядные пособия для МГУ.
Умер 31 мая 1953 года в Москве.
Владимир Евграфович Татлин (1885 -1953)Татлин принадлежал к когорте мечтателей, стремившихся реализовать в искусстве свои самые дерзкие мечты. Его творчество впечатляет и многообразием проявлений, и присущим ему внутренним единством. Татлин был проектировщиком летательного аппарата и автором знаменитого «Памятника III Интернационала», живописцем, графиком, театральным декоратором, книжным иллюстратором и дизайнером. Все его произведения несут на себе печать духовности и страстного порыва в будущее. Владимир Бвграфович Татлин родился в Москве, его отец был инженером, мать — поэтессой. Свою самостоятельную жизнь он начал со службы юнгой на парусном судне. Потом занимался сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, позже — в Пензенском художественном училище, а в промежутках — служил матросом, побывал на Средиземном море. Свою влюбленность в море и корабли художник сохранит до конца жизни, а впечатления, почерпнутые в морских странствиях, наблюдения над жизнью природы, строением птиц и рыб пригодятся ему в будущей творческой работе. В 1908—1911 годах Татлин сближается с левыми художниками и поэтами (М. Ларионовым, Н. Гончаровой, А. Весниным, В. Хлебниковым и др.) и в последующие несколько лет создает самые значительные свои живописные произведения, такие как «Матрос», «Продавец рыб», «Букет», «Натурщица». Написанные в характерном для тех лет экспрессивно-обобщенном, близком к кубофутуризму стиле, эти работы несли на себе печать ярко выраженной творческой индивидуальности. Пожалуй, главной их особенностью было сочетание ясной конструктивности и захватывающего порыва. В широте и духовности образов художника, во всем их пластическом и цветовом строе прочитывалась не только устремленность в будущее, но и прямая связь с древнерусским искусством, которое Татлин усердно копировал в предшествующие годы. Но хотя Татлин показал себя в работах 1910-х годов прирожденным живописцем, он не смог ограничиться сферой станкового искусства. С середины 1910-х годов и вплоть до 1930-х живопись уступает в его творчестве место иным видам искусства. В 1913 году после поездки в Париж и знакомства с Пикассо художник начинает серию «контррельефов», беспредметных, неутилитарных комбинаций форм, в которых материалу как бы предоставлялось право говорить своим голосом. Лишенные прикладных функций, эти работы являлись в те годы своеобразным «антидизайном», в котором закладывался язык будущего дизайна и прикладного искусства. Октябрьскую революцию Татлин встретил с энтузиазмом. Он активно включается в общественную деятельность, становится одним из главных организаторов охраны старых памятников и создания новых — в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды. Его собственным вкладом в монументальную пропаганду стал проект «Памятника III Интернационала». Памятник этот, воскрешавший древнерусскую традицию здания-монумента, был задуман в виде башни 400-метровой высоты, внутри которой крепились четыре стеклянных архитектурных объема. В основу образного решения была положена идея «сквозной динамичности». Стеклянные объемы в проекте медленно вращались вокруг своей оси, мощные спирали несущей конструкции устремлялись вверх навстречу друг другу, а вся башня была наклонена параллельно земной оси. Татлин задумал свой памятник как символ единства мирового пролетариата и всех народов земли — как бы в противовес разделившей их библейской «Вавилонской башне». Но в не меньшей мере его произведение стало символом тогдашней эпохи — нищей и голодной, но штурмующей небеса. В творении художника как бы оживала также хлебниковская мечта о движущихся и прозрачных городах будущего. В свою очередь, Велимир Хлебников посвятил Татлину стихи, в которых называл его «тайновидцем лопастей и винта певцом суровым из отряда солнце- ловов...» Пятиметровая модель «Памятника III Интернационала» была показана в 1925 году на парижской Международной выставке декоративного и промышленного искусства; она принесла ее создателю широкую известность и вызвала бурные споры. Сам Татлин был недоволен своим творением из-за усложнившейся несущей конструкции, которая заслонила собой главные части сооружения. Он сделал еще один, более цельный и лаконичный проект, оставшийся в эскизном варианте... В историю современного искусства татлинская башня вошла как памятник «железного» 20 века, одно из первых произведений конструктивистского стиля, возникшего на стыке искусства и инженерии. Предполагалось, что в союзе с техникой искусство должно стать более современным и действенным, а техника — более одухотворенной и гуманистичной. Для Татлина и его единомышленников конструктивизм был не просто стилем, а своеобразной романти ко-техницистской утопией, мечтой об активном и быстром преобразовании жизни с помощью художественного творчества. В 1920-е годы он отдает все свои силы этому внедрению искусства в жизнь — оформляет театральные спектакли и массовые уличные действа, создает новые типы мебели, посуды, одежды, осветительных приборов. В тат- линском дизайне главным был не столько комфорт, сколько создание «живых» вещей, способствующих духовному освобождению человека. В этом плане высшим его достижением стала модель летательного аппарата (конец 1920-х— начало 1930-х гг.), предназначенная для полета человека, точнее, планирования с помощью мускульной силы. Художник не случайно дал ей имя, как бы символизирующее все его творчество — «Летатлин». В основу проекта был положен уже не чисто конструктивистский, а биоконструктивистский метод, сочетавший рациональную конструктивность с подражанием органической природе. Создавая свой аппарат, Татлин, подобно Леонардо да Винчи, опирался на наблюдения над строением и полетом птиц. Его «Летатлин» в самом деле напоминает остов птицы — и при этом кажется подлинно живым. Как и в рисунках Леонардо, источником жизненности является здесь не простая имитация природы и не технический расчет, а целостная художественная интуиция. Подобно всем остальным работам Татлина, его аппарат «для свободного парения» — прежде всего художественное произведение. И если в функциональном плане он, как и ряд других замыслов художника, остался утопией, то в художественном отношении «Летатлин» обладает подлинной реальностью, воплощающий и ясную логику конструкции, и не поддающуюся рациональному анализу органическую жизнь природы, и свободный полет человеческого духа. В последующие десятилетия творчество Татлина приняло другое направление. Он отдает почти все свои силы театру, много работает также в области книжной иллюстрации, сочетая прежние конструктивистские принципы с углубленным и зачастую окрашенным в драматические тона психологизмом. Н. АПЧИНСКАЯ Картины ТатлинаКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Художник Владимир Татлин. Биография. Картины
Родился 28 декабря 1885 года в Киеве. Будущий художник рано начал самостоятельную жизнь, сбежав из дома в 13 лет. Чтобы заработать средства к существованию, он помогал декораторам театра, иконописцам, служил юнгой на кораблях, путешествующих в Турцию, перебивался случайными заработками. Этот этап своей биографии Татлин запечатлел в картине «Автопортрет», изображающей моряка.
Полноценного художественного образования Татлин не получил. Он обучался урывками, сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Пензенском художественном училище. Из училища в Москве его отчислили в 1903 году за неподобающее поведение и неуспеваемость.
Еще до 1914 года художник принимал участие в выставках различных объединений («Ослиный хвост», «Бубновый валет», «Мир искусства»). В это время большое влияние на художественную манеру Татлина оказал М.Ф. Ларионов. Художник создает картины, посвященные жизни рыбаков и моряков, так хорошо ему знакомой. К этому периоду относятся также картины «Натурщица», «Лежащая натурщица», «Огород». Татлин особенно выделял пространственную композицию и цвет в полотне.
Несмотря на то, что за границей Владимиру приходилось бывать часто, образования там он не получал. Оказавшись в Париже в 1914 году впервые, он общался с Пикассо как с равным. Исследователи считают, что эта встреча сыграла важную роль в становлении художника и послужила толчком к переходу от манеры живописи, связанной с кубизмом и ларионовским влиянием, к так называемым «контррельефам». Эти произведения представляли собой конструкции из дерева и железа. Впервые Татлин представил их на выставке, состоявшейся в 1914 году. Эти композиции стали основой конструктивистской линии русского авангарда.
Некоторое время художник занимается сценографией, оформляя оперы «Жизнь за царя», «Летучий Голландец». Театр вообще очень увлекает артистичного Татлина. Он выступает в спектакле «Зангези» по произведению Хлебников в качестве актера, сценографа и режиссера.
Общественная деятельность стала основным родом занятий художника в революционные годы. Он занимался вопросами монументальной пропаганды, охраны памятников. В 1923 году Татлин начинает работать над проектом аппарата «Летатлин». Общественная работа органично вписывается в художественную деятельность Татлина. Самым важным критерием ценности искусства художник всегда считал его живую связь с самой жизнью.
В последние годы Татлин работает над композициями для театра, камерными полотнами, консультирует студентов архитектурного института в Москве.
Владимир Татлин умер 31 мая 1953 года в Москве.
Картины художника Татлина В.Е.
www.avangardism.ru
Владимир Татлин: биография, фото, личная жизнь
Владимир Татлин был мастером художественного эксперимента. Он восхищался творчеством Пабло Пикассо, создавал авангардные работы в разных стилях и искал необычные ходы для оформления спектаклей. В 1920 году художник сконструировал памятник Третьему интернационалу — знаменитую башню Татлина. И хоть проект не был реализован, башня стала визитной карточкой архитектуры эпохи конструктивизма.
ХУДОЖНИК-БУНТАРЬ ВЛАДИМИР ТАТЛИН
Владимир Татлин родился в Москве 28 декабря 1885 года. Мать умерла, когда мальчику было четыре года. Вскоре отец женился вновь, и семья переехала в Харьков. Владимир Татлин с детства хорошо рисовал и, поступив в реальное училище, начал изучать основы рисунка и живописи. Отношения с мачехой у него не сложились, и в 13 лет подросток сбежал из дома. Он нанялся юнгой на пароход, плывущий в Стамбул.
В Москву Владимир Татлин вернулся в 17 лет. Здесь он поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Однако авторитет педагогов — известных русских живописцев Константина Коровина и Валентина Серова — ничего не значил для него. В 1903 году за плохую успеваемость и плохое поведение Татлина отчислили. Он поступил в Одесское морское училище. Свой мореплавательный опыт художник позже воплотил в акварельных композициях «Флотские формы», «Рыбное дело», а на автопортрете художник предстал матросом шхуны «Стерегущий».
«В промежутках между художественным училищем и училищем живописи, ваяния и зодчества я направлялся в дальнее плавание для заработка, а также это давало мне возможность видеть корабли, море, разные иные земли, людей, рыб и птиц, за чем я уже тогда зорко наблюдал, и это наталкивало меня на разные мысли, которые в дальнейшем я осуществлял».
Вернувшись из очередного морского плавания в 1905 году, Татлин отправился в Пензу: он вновь поступил в художественное училище. Летние каникулы он проводил в Москве, где познакомился с молодым художником-авангардистом Михаилом Ларионовым. Его творческие работы повлияли на стиль начинающего художника: Татлин написал картины «Натурщица», «Лежащая натурщица», «Огород». На своих полотнах он особенно выделял пространственную композицию и цвет.
Владимир Татлин. Продавец рыб. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Татлин. Портрет художника. 1912. Изображение: wikiart.org
Владимир Татлин. Матрос (Автопортрет). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Благодаря Ларионову Татлин стал посещать собрания художников творческих объединений «Ослиный хвост», «Бубновый валет», «Мир искусства», а также встречи поэтов-футуристов: братьев Бурлюков, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского. Они провозглашали отказ от старых ценностей, эпатируя публику стихами и скандальными театральными постановками. Эти бунтари были близки Татлину по духу: художник остро реагировал на все, что происходило в стране. Но политическая активность не мешала творческим поискам, и вскоре он стал одним из лидеров русских авангардистов.
В начале 1914 года Владимир Татлин отправился в Берлин. Там он играл в ансамбле бандуристов на выставке русского народного искусства. После этого художник отправился в Париж: он мечтал познакомиться здесь с Пикассо и изучить его работы. О том, как Татлин попал в дом знаменитого мастера, доподлинно неизвестно. Существует предположение, что встречу помог организовать Марк Шагал. По другой версии, Татлин незаконно проник в дом Пикассо одним из поздних вечеров. Молодой художник застал Пикассо за работой и был настолько потрясен его техникой, что до конца дней считал его своим учителем.
БАШНЯ ТАТЛИНА
После заграничной поездки Татлин понял, что в изобразительном искусстве уже произошла революция. Теперь в его основе — материал, объем и конструкция. Эти три понятия объединялись в одно художественное направление — конструктивизм. Татлин начал работать над собственным произведением в новом стиле — контррельефом. Он представлял собой абстрактную объемно-пространственную композицию из меди, железа и дерева.
Впервые Татлин представил «Угловой контррельеф» на выставке 1914 года. Проект вызвал ярость консерваторов, но стал настоящей сенсацией среди коллег. Вскоре вслед за Татлиным начали экспериментировать и другие передовые художники того времени.
Модель башни Татлина. 1919. Фотография: wikipedia.org
Модель башни Татлина во дворе Королевской Академии в Лондоне. Фотография: yablor.ru
Модель башни Татлина. 1919. Фотография: alyoshin.ru
Революцию 1917 года Владимир Татлин принял с восторгом. Он стал председателем художественной коллегии Наркомпроса, а затем — Отдела материальной культуры. В 1919 году Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата по просвещению поручил Татлину создать проект памятника Третьему интернационалу. И художник немедленно приступил к заданию.
Внешне памятник напоминал башню. Несущую конструкцию архитектор вынес наружу, а функциональные помещения из стекла подвесил внутри нее один над другим: куб, пирамиду, цилиндр и полусферу. Куб предназначался для проведения конференций съездов; цилиндр — для всемирного исполнительного комитета; пирамида — для будущих СМИ; в верхней полусфере — синематограф. По задумке архитектора помещения должны были вращаться вокруг своей оси с разной скоростью, а гигантский проектор на вершине здания — передавать проекцию коммунистических лозунгов прямо на облака. Башня стала одним из важных символов нового искусства и визитной карточкой конструктивизма.
Однако в послереволюционном Петрограде идеи Татлина казались утопией. Проект башни воплотился лишь в макете из дерева и металла. В конце 1920 года художник представил его на VIII съезде Советов. Руководители страны башню не оценили: Троцкому она напомнила каркас недостроенного здания, а Ленин назвал ее уродливой.
«Проект так и остался проектом. Макет его не сохранился, но спираль надолго вошла основным конструктивным элементом во многие театральные постановки тех лет, в оформление праздничных демонстраций, в быт. Проект как бы растащили по частям, по винтикам — так случается часто: новая идея, слишком смелая для своего немедленного воплощения, несколько изменившись, приняв компромиссные формы, отдельными решениями торжествует свою маленькую, тихую победу».
В 1925 году макет Татлина отправили на Всемирную выставку искусства в Париже. Башня произвела там настоящий фурор. В том же году конструкцию представили на первомайской демонстрации в Ленинграде. Осознание, что его башня так и останется макетом, разрушило все надежды архитектора. Он стал вспыльчивым и неуравновешенным: однажды сломал дверь в музей и с кулаками накинулся на Казимира Малевича. Свои идеи Татлин берег с маниакальной бдительностью: он забил окна мастерской фанерой и никого не впускал.
ДИЗАЙНЕР, СЦЕНОГРАФ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬ
Владимир Татлин постоянно искал свой творческий путь: архитектор легко переквалифицировался в дизайнера. Он разрабатывал одежду, создавал образцы новой посуды и конструировал мебель. Его модель пальто даже была одобрена для производства трестом «Ленинградодежда». Параллельно Татлин преподавал в учебных заведениях Москвы, Петрограда, Киева и Харькова. Он учил художественной обработке металла, дерева, керамики, заведовал театрокинофотоотделением.
«Не к старому, не к новому, а к нужному! — призывал он. — Вещь должна быть прочной, полезной и красивой». Этим же принципам следовали и мастера эпохи Возрождения. И словно в ответ изобретателю того времени Леонардо да Винчи, в 1929 году Владимир Татлин начал работу над новым проектом — летательным аппаратом. В своей мастерской в колокольне Новодевичьего монастыря Татлин изучал чертежи да Винчи и препарировал птиц.
Владимир Татлин. Концептуальное произведение искусства «Летатлин». 1929-1932. Центральный музей Военно-воздушных сил РФ. Монино, Россия
Владимир Татлин. Летатлин. 1929-1932. Музей современности в Стокгольме. Фотография: aviarestorer.ru
Владимир Татлин. Летатлин. 1929-1932. Музей современности в Стокгольме. Фотография: aviarestorer.ru
Работа над механизмом — махолетом — заняла четыре года. Татлинская конструкция-птица была выполнена из гнутого дерева, тканевых бинтов, алюминия и кожи. У нее был 10-метровый размах крыльев. Аппарат должны были опробовать под Звенигородом, но пробный полет так и не состоялся: при транспортировке птице повредили крыло. Месяц спустя сломанный татлинский аппарат подвесили под потолком Московского музея изобразительных искусств. Поэт Велимир Хлебников назвал конструкцию «Летатлином».
«Так завершился еще один поворот этой печальной судьбы. Снова, как и в случае с макетом памятника, инженеры не поддержали художника. Не сделали рабочих чертежей, не составили технической документации. Татлину не помогли специалисты, заранее уверенные в невыполнимости его замысла. Птица, так и не набрав высоту, не увидев поднебесья, навсегда повисла под потолком музея ДОСААФ».
Владимир Татлин решил снова сменить сферу деятельности и стал работать в театре. Художник оформил оперы «Жизнь за царя», «Летучий голландец», а в спектакле «Зангези» по произведению Хлебникова выступил не только как сценограф, но актер и режиссер. Особенно оригинальным было оформление пьесы «Капитан Костров». Роль водной поверхности сыграл круг из белой жести. Он вращался и отражал в себе все сценическое пространство. Фоном стала обычная серая ткань, однако именно она создала эффект обширного пространства. В 1931 году Татлин получил звание почетного деятеля искусств РСФСР.
В 1932 году состоялась первая персональная выставка Татлина, она же стала и последней. Под руководством Иосифа Сталина советское искусство пошло по пути соцреализма, и Татлин остался не у дел. «Это художник, умерший за 20 лет до своей смерти», — позже писали о нем.
В конце 1940-х — начале 1950-х годов Владимир Татлин возглавлял бригаду художников, делавших наглядные пособия для Московского государственного университета. Также в это время он писал натюрморты и пейзажи, иллюстрировал книги и оформлял спектакли для московских театров.
Владимир Татлин умер у себя в мастерской 31 мая 1953 года. Художника кремировали и похоронили в колумбарии Новодевичьего кладбища.
www.culture.ru
Воспоминания о художниках. Владимир Евграфович Татлин
Владимир Евграфович Татлин родился 28 декабря 1885 года в Киеве. Будущий художник рано начал самостоятельную жизнь, сбежав из дома в 13 лет. Чтобы заработать средства к существованию, он помогал декораторам театра, иконописцам, служил юнгой на кораблях, путешествующих в Турцию, перебивался случайными заработками. Этот этап своей биографии Татлин запечатлел в картине «Автопортрет», изображающей моряка.
Полноценного художественного образования Татлин не получил. Он обучался урывками, сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Пензенском художественном училище. Из училища в Москве его отчислили в 1903 году за неподобающее поведение и неуспеваемость.
Первый раз я увидел Владимира Евграфовича Татлина у Лентулова. Худой молчаливый человек в широко разношенной, как тогда говорили, фуфайке неопределенного сероватого цвета. Как живописец он уже несколько лет не выставлялся. И, по словам Аристарха Васильевича, поддерживали его в очень нелегких материальных обстоятельствах главным образом театральные режиссеры. Я слышал имя А.Я. Таирова, позже узнал, что были еще И.Н. Берсенев и А.Д. Попов. Лицо Татлина в крупных складках, с крупным носом, с налившимися мешками под глазами говорило о тяжелой усталости. На шутки Аристарха Васильевича он не отвечал и только иногда чуть кивал головой.
Владимир Татлин. «Натурщица». 1913 г. Холст, масло. 143 x 108 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
По-настоящему мне удалось узнать Владимира Евграфовича Татлина в подвале на Мясницкой, где он жил в бывшей дворницкой, располагавшейся на уровне много ниже земли. В подвал вело несколько ступенек, куда постоянно заливалась вода. О многих подробностях жизни Мастера позже мне рассказывала Сарра Дмитриевна Лебедева, знакомая с Татлиным с конца 1900-х годов, когда приходила по субботам в наш дом вместе с Робертом Рафаиловичем Фальком и Еленой Михайловной Фрадкиной. Но никогда Сарра Дмитриевна не говорила, почему Татлин оказался в этом подвале, хотя очень много и подробно рассказывала о его мастерской на Остоженке, в бывшей усадьбе Тургеневых. Там он с 1911 года преподавал живопись и рисунок, а среди его учеников были А.А. Веснин, Л.С. Попова, Н.А. Удальцова, В.М. Ходасевич и Р.Р. Фальк. Весной 1914 года, за несколько месяцев до начала первой мировой войны, там же состоялась Первая выставка живописных рельефов.
Владимир Татлин. «Портрет артиста». 1914 г. Холст, масло. 104 х 88 см.
Увидев в дворницкой лицо Татлина, я был потрясен. Передо мной был великий художник, переживающий за весь мир, исполненный такого разочарования, которого не мог вместить. Это была не личная трагедия, хотя в 43-м он потерял сына, а видение страны, которой он посвятил жизнь, своей земли. Создатель самого талантливого архитектурного произведения, чьи идеи и в начале XXI столетия остаются новаторскими, с новыми технологиями, новыми пластическими открытиями, он не был печален. Даже, пожалуй, не потерял веры, что когда-то что-то из его надежд может свершиться. В нем жило огромное разочарование в людях, коллегах, которое и захлестывало его веру в искусство.
Владимир Татлин. «Спасские ворота». Эскиз декорации к эпилогу неосуществленной оперы М.И.Глинки "Жизнь за царя" 1913 г. Картон, клеевая краска.Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Разговаривая с ним, я все время ощущал эту тяжесть, которая была в его глазах, жестах, общей меланхолии. Человек, для которого язык современного искусства был естественным разговорным языком, вдруг столкнулся с партийной машиной, с представляющими ее роботами, которые не хотели ни слушать, ни понимать, но только исполнять «высшую» относительно них волю. Человек, который верил, что с помощью искусства можно изменить психологию людей, который в год празднования первой годовщины революции раскрасил, как невиданный сад, деревья перед Большим театром, для которого искусство было нравственным служением народу, узнал, что все это невозможно, что все это входит в понятие формализма, а значит, вредно и наказуемо.
Владимир Татлин. «Контр-рельеф». 1916 г. Дерево, палисандр, ель, металл.
Но как же оживал, менялся Владимир Евграфович, когда начинал говорить о смысле своих поисков, о поисках новых контактов с эмоциями и внутренним миром человека. И он был по-настоящему рад гостю. При всей явной стесненности в средствах и еде он непременно ставил чай, раз у него находилось несколько пряников, другой — бублики. Та печаль, которая таилась в его глазах, все время сталкивалась с внутренней, безоглядной верой в то, что подлинное искусство все равно победит, утвердится в окружающем, заявит о себе.
Когда я уходил, он долго жал мне, еще мальчишке, руку, полуобнимал и повторял: «Надо верить. Надо. И идти дальше».
artageless.com
ТАТЛИН Владимир Евграфович – Галерея произведений (78 изображений). - Страница 3 из 4
admin 08.01.2015 Галерея, Новости, Топ-20 6,542 Показы
Открыть доступ 41. Татлин Владимир Иван Сусанин, крестьянин села Домнино. Эскиз костюма к опере М.И.Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» 1913 Бумага, карандаш, акварель, темпера, гуашь 46,7х32,2 Государственный Русский музей 42. Татлин Владимир «Рында. Эскиз костюма к опере М.И.Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» 1913 Картон, карандаш, гуашь 47,7х31,7 Государственный центральный театральный музей им.Бахрушина, Москва 43. Татлин Владимир «Эскиз костюма к опере М.И.Глинки «Жизнь за царя» 1913 Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель 47,5х32 Собрание И. и Т.Манашеровых 44. Татлин Владимир «Морская бухта. Эскиз декорации к опере Р.Вагнера «Летучий голландец» 1915 Холст, масло 87х156 Государственный центральный театральный музей им.Бахрушина, Москва 45. Татлин Владимир «Дом Даланда. Эскиз декорации к опере Р.Вагнера «Летучий голландец» 1915 Темпера, холст 49,5х73,5 Российский государственный архив литературы и искусства 46. Татлин Владимир «Голубой контррельеф» 1914 Дерево, металл, кожа, окраска 79,5х44х7,3 Частное собрание 47. Татлин Владимир «Май месяц» 1916 Дерево, темпера, смешанная техника 52х39 Национальная галерея, Берлин 48. Татлин Владимир «Доска №1. Старо-Басманная» 1916 Дерево, яичная темпера, бронза (позолота) 100х57 Государственная Третьяковская галерея 49. Татлин Владимир «Контррельеф» 1916 Подбор: цинк, палисандр, ель 100х64х27 Государственная Третьяковская галерея 50. Татлин Владимир «Контррельеф (Живописный рельеф)» 1914-1916 Дерево, металл, кожа 62х53х13 Государственная Третьяковская галерея 51. Татлин Владимир Модель проекта «Памятник III Интернационалу» (реконструкция) 52. Татлин Владимир «Вперёдсмотрящий. Эскиз костюма к опере Р.Вагнера «Летучий голландец» 1915 Бумага, карандаш 65,1х49,5 Государственный центральный театральный музей им.Бахрушина, Москва 53. Татлин Владимир «Смех. Эскиз костюма к спектаклю «Зангези» по сверхповести Велимира Хлебникова» 1923 Бумага, уголь 55,2х37,6 Государственный центральный театральный музей им.Бахрушина, Москва 54. Татлин Владимир «Плоскость. Декорация к спектаклю «Зангези» по сверхповести Велимира Хлебникова» 1923 Дерево, масло Частное собрание, Германия 55. Татлин Владимир «Угловой контррельеф (авторское повторение произведения 1915 года)» 1925 Железо, медь, дерево, тросы, крепежные детали 71х118 Государственный Русский музей 56. Татлин Владимир «Проект уличного киоска» 1924 Бумага, уголь, гуашь, наклейки 70,8х93,5 Государственный центральный театральный музей им.Бахрушина, Москва 57. Татлин Владимир «Обложка книги Д.Хармса «Во-первых и во-вторых» 1929 Цинкография 26х40 Государственная Третьяковская галерея 58. Татлин Владимир Летатлин. Аппарат без обтяжки 1929-1932 Центральный музей Военно-воздушных сил России 59. Татлин Владимир «Комната геолога Мориса. Макет декорации к спектаклю «Глубокая разведка по пьесе А.А.Крона» 1941 50х80х35 Музей МХАТ 60. Татлин Владимир «Ветки рябины в глиняном кувшине» 1948-1951(?) Холст, масло 106х142 Российский государственный архив литературы и искусства Страницы: 1 2 3 4cultobzor.ru
Владимир Татлин | Artifex.ru
Владимира Татлина можно смело назвать «безумным гением» современности. Художник, дизайнер, декоратор – кажется, он знал об искусстве все и даже больше. Его творческая и неординарная личность порой пугала окружающих, критики резко высказывались в отношении его идей и произведений, а жизнь была полна загадок и странных случайностей.
Владимир начинал свой путь в искусство с Московского училища живописи, ваяния и зодчества, из которого его отчислили через год за неимением у молодого человека достаточной подготовки. Неугомонный студент бросился на другую амбразуру, он поступил в Одесское училище торгового мореплавания, где служил юнгой на парусном судне и даже побывал в Турции. После восточного путешествия Владимир Татлин написал автопортрет «Матрос», для создания которого использовал традиционные композиционные принципы русской иконописи.
Отправной точкой для развития творческого потенциала стало поступление в Пензенское художественное училище, где Владимир познакомился с русскими авангардистами. Они же «заразили» его импрессионистским настроением, которое потом переросло в пристрастие к традициям неопримитивизма. Духом этого направления были окутаны ранние произведения мастера «Цветы пижмы», «Ноготки» и «Гвоздика».
Свои художественные предпочтения Владимир сменил, когда во второй раз поступил и уже надолго задержался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Теперь его увлекал конструктивизм, а основным средством выразительности Татлин избрал натянутую линию. Тогда же художник создал настоящий шедевр – серию картин «Натурщицы», которая стала отличным примером того, как мастер бытового изображения достиг осознания конструктивного устройства человеческого тела.
Для развития своих творческих возможностей Владимир Татлин отправился вслед за Русской кустарной выставкой в Берлин, а затем уехал во Францию. В Париже художник бывал в гостях у самого Пикассо. Перед выдающимся мастером Татлин предстал во всей «красе» своей подозрительности. Он не признался в том, что имеет отношение к живописи, играл на бандуре и распевал ненавязчивые мелодии, но внимательно наблюдал за теми полотнами, которые показывал ему Пикассо. Владимир до ужаса боялся, что великий художник не продемонстрирует ему свои лучшие картины.
Но страхи были напрасны, а художественные эксперименты главного основоположника кубизма вдохновили Татлина на создание контррельефов - так Владимир называл объемные и абстрактные композиции, выполненные из совершенно не сочетаемых друг с другом материалов.
Художник не уставал подчеркивать, что каждая вещь должна обладать несколькими важными качествами: она должна быть удобной, практичной, прочной и любимой. Поэтому с 1920 года Владимир Татлин приступил к созданию предметов, необходимых в быту, стараясь сделать то, что будет характеризовать повседневную жизнь как отдельную среду обитания. Следуя своим установкам, Владимир создал множество новых моделей простой русской печи, кроватей и даже посуды. Она имела «органическую форму», отличалась отсутствием ручек и вообще всего, что мешало бы максимальному контакту с человеческой рукой. Знаменитой работой этого периода был «стул Татлина», который до сих пор служит примером для современных дизайнеров. В этой конструкции Владимир использовал трехуровневую систему из ножки-опоры, консоли для сидения и спинки.
В годы, когда страна страдала от разрухи и голода, Владимир упорно работал над проектом, который поражал своим размахом. Новоиспеченный проектировщик находился в поиске нового типа монумента, который бы стал отражением революционной эпохи. Здание должно было стать вместилищем «Совета рабочих и крестьянских депутатов земного шара» - всемирного социалистического государства. Такие мечты оптимиста-социалиста не могли быть претворены в жизнь, потому что по проекту башня «Памятник III Интернационала» достигала 400 метров в высоту, имела металлический каркас с висячими конструкциями внутри и должна была вращаться.
Другими словами, в небе над нерушимым Союзом граждане рисковали увидеть железную, постоянно движущуюся гигантскую спираль. Татлин не видел в этом никакой странности и утверждал, что нельзя применять в архитектуре только канонические формы. Он был противником простейших геометрических фигур и ратовал за то, чтобы внедрить в «язык» архитектуры понятия о «сложной кривизне».
Годами позднее Татлин начал разработку еще одного несбыточного проекта – летательного аппарата «Летатлин». Это творение должно было приводиться в движение мускульной силой человека и полностью повторять принцип полета птицы, для чего Владимир строго следовал строению крыльев у пернатых. Но аппарат был изготовлен из непрочных материалов и подвергся повреждению при транспортировке, поэтому его испытания не состоялись.
В последние годы жизни Татлин решил попробовать себя в новом амплуа и стал театральным художником. Тут он вновь сумел проявить свою незаурядность, придумав для спектакля «Дело» деревянный занавес и украсив спектакль «Укрощение строптивой» гобеленами в манере Ренессанса.
Самым оригинальным было оформление пьесы «Капитан Костров». Специально для постановки Владимир придумал вращающийся жестяной круг, который под определенным углом наклонил к плоскости пола. Перед ним располагалась лодка, которая отражалась в жести, как в воде. А для того, чтобы у зрителя возникло ощущение обширности пространства, Татлин использовал простую серую ткань. После этого спектакля все заговорили о том, что свои тайны мастеру раскрывает сам материал.
Но однажды он перестал слушаться рук декоратора. Для оформления постановки о героях-челюскинцах Владимир захотел сделать из стекла декорации, представляющие собой лед. Ночью мастер по привычке остался в театре и вдруг услышал странный шум. Стеклянное изваяние дало трещину, а через пару минут глыбы превратились в груду мельчайших осколков.
За несколько лет до смерти Татлин ушел из театра, занялся рисованием на деревянных досках и стал невероятно одинок. Доказательством тому стало то, что на его похоронах присутствовали всего восемь самых верных и преданных ему друзей.
artifex.ru