Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" и других работ художника. Хруцкий картины


Художник Иван Хруцкий (1810 - 1885)

Художник Иван Хруцкий (1810 - 1885)

 И. Ф. Хруцкий, поляк по национальности, белорус по месту рождения, окончательно сформировался как художник в русле русской академической школы. Его дарование было скромным, однако весьма характерным для мастера салонно-академического направления, работавшего на рынок и ориентировавшегося на вкусы широких слоев публики. В историю русского искусства Хруцкий вошел своими натюрмортами - эффектными композициями, где предметы выписаны с иллюзионистической точностью. Эти его работы, выполненные в 1830-х гг. - период формирования и распространения натюрморта в России, имели большой успех у публики и породили волну подражаний. О ранних годах жизни Хрупкого известно не много. Был сыном униатского священника и в 1830-х годах посещал классы Императорской Академии Художеств на правах постоянного, вольноприходящего ученика.Самый старший сын униатского священника, в принципе, должен был продолжить дело отца. Именно для этого в 10 лет его отправляют из родной Усайи в Полоцк в лицей пиаров - монашеского ордена, занимающийся обучением юношества. Образование там давали блестящее, ведь лицеисты изучали математику, физику, метафизику, латынь, риторику, стихосложение. Правда, русский язык для польскоговорящих учеников шел как иностранный, наравне с французским и немецким языками.Но в 17 лет Иван решается ехать в Петербург, чтобы учиться на художника. Почему Петербург, ведь в Вильно уже был университет с кафедрой искусств? Но плохо говорящий по-русски юноша отправляется в столицу, которая, как известно, никого не ждет. Поддерживал ли его кто-то, был ли у него покровитель или меценат, об этом ничего не известно. Но, судя по всему, пришлось ему несладко.Среднее художественное образование он получил в Полоцком лицее. В 1827 г. Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830 г. поступает в АХ. Здесь прямо или опосредованно он усваивает уроки таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьев, К П. Брюллов, Ф. А. Бруни.К 1832 г. относятся первые датированные этюды художника - "Натюрморт с вазой" и "Натюрморт с птичкой". К ним примыкает группа других подобных же работ ("Плоды и птичка", 1833; "Фрукты", 1834; "Виноград и фрукты", "Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном", оба б. г.), отличающихся довольно простыми композициями.Так обозначается главное направление творчества Хруцкого этого периода - работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как "живопись цветов и фруктов". От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов ("Цветы и плоды", 1836, 1839; "Натюрморт со свечой", "Цветы и фрукты", "Плоды, фрукты, битая дичь", все 1830-х, и др.).Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя "новые" предметы: подсвечник с горящей свечой либо тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Это вносило в композицию атмосферу человеческого присутствия.Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836 г. он был удостоен большой серебряной медали. В том же 1836 г. ему было присвоено звание свободного художника "во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи". Ученик М. Н. Воробьева, Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества ("Вид на Елагином острове в Петербурге", 1839; "Вид в имении", 1847, и др.).

 

"Цветы и плоды" 1838.

 

"Натюрморт со свечой"

Роскошь и натуральность натюрмортов Ивана Фомича Хруцкого были столь привлекательны, что число художников, ставших работать в этом виде живописи в середине XIX века возросло многократно. Приехавший из Полоцка в Петербург семнадцатилетний юноша свое стремление стать живописцем осуществлял, занимаясь у писавшего портреты героев войны 1812 года английского мастера Дж. Доу и посещая посторонним учеником Академию художеств. С 1830 года И. Хруцкий учится в Академии и начинает писать свои известные цветы, фрукты, овощи и грибы. Именно за их качественное написание спустя три года после окончания обучения (1836) художнику присваивают звание академика (1839). В начале 1840-х годов И.Ф. Хруцкий покидает Петербург и поселяется в родовом имении Захареничи под Полоцком. Изменяется тематика его работ. Он много и охотно пишет портреты (в том числе религиозных руководителей западных губерний России), семейные портреты, интерьеры своей усадьбы, пейзажи, иконостасы для униатских церквей Вильнюса, Каунаса, Полоцка. Его работы соответствуют требованиям официального академического искусства. И это означает, что они выверены в рисунке, композиции, цветовой тональности, хотя это и приводит во многих картинах к известной статичности. Впрочем, есть у И.Ф. Хруцкого отдельные творения (Портрет Миколая Малиновского, 1855; Автопортрет, 1884), обладающие всеми признаками высокого искусства.

"Битая дичь"

"Цветы и плоды"

"Фрукты"

"Фрукты"

"Плоды и дыня"

"Плоды" (фрагмент).1839.

"Натюрморт с грибами"

"Мясо и овощи"1842

«Натюрморт с птичкой"

"Натюрморт с вазой"

 Императорской Академии Художеств Господину Академику Ивану Хруцкому.Императорская Академия Художеств в торжественном Собрании своём 24 сентября сего (1839) года бывшим, признала вас Академиком во внимании к отличным трудам вашим в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей.Поздравляя вас с сим избранием в Члены Академии, я не сомневаюсь, что будущими трудами своими вы не оставите оправдать внимание к вам Академии и что Диплом на звание Академика вы получите по изготовлении.Президент. Оленин.(фонды НПИКМЗ, Полоцк)

"Портрет мальчика"

«Портрет неизвестной в белом платье с книгой» (сер. XIX в.)Кстати, неизвестная очень похожа на Уленьку,Ульяну Клодт, жену знаменитого скульптора , но это только моё личное мнение.Пересекались ли они в жизни? По времени - возможно...

«Вид на Елагином острове в Петербурге» (1839)

«Семейный портрет»

 

«Старуха, вяжущая чулок»

Портрет молодой женщины с корзиной. 1835.

Портрет неизвестной с корзиной в руках. 1830-е

 "В комнате"

 Иван Хруцкий - самый знаменитый белорусский художник. Его картины знают все. Еще бы - фрагмент одного из натюрмортов белорусы каждый день держат в руках по многу раз. Ведь именно он расположен на тысячной купюре.

 

Серебряная монета Белоруссии номиналом 20 рублей, посвящённая 200-летию со дня рождения И. Ф. Хруцкого (2010)

 

           Польские исследователи успели расспросить внука художника незадолго до его смерти. Но 84-летний старик поведал им скорее семейные легенды, чем факты. К примеру, что Хруцкий в Петербурге стал брать уроки у Джорджа Доу - блистательного английского живописца, который был приглашен в Зимний дворец для написания 327 портретов героев войны 1812 года. С какой стати ему давать уроки пареньку из Полоцка? Скорее всего, Хруцкий просто подносил англичанину краски. Да и в Академию художеств он поступает «посторонним» учеником.Но молодой человек, похоже, обладал сильным характером и безмерными амбициями. Ведь чтобы выжить, нужно было зарабатывать, а чтобы зарабатывать, нужно было иметь связи и признание. Впрочем, за прошедшие почти 200 лет ничего не изменилось.Связи Иван Хруцкий нашел в среде земляков, обосновавшихся в Петербурге. Академик Академии художеств, шляхтич Минской губернии, масон и добряк Езеф Олешкевич пробил ему посещение Эрмитажа, который еще не был музеем. Попасть в царский дворец можно только по рекомендации.- Именно там он делает копии с натюрмортов голландцев, причем адаптирует их под академический вкус и романтические тенденции, - рассказывает Надежда Усова.Вскоре натюрморты, вышедшие из-под кисти художника Ивана Хруцкого, украшают салоны и гостиные столичной публики. И это притом что жанр натюрморта был уже в упадке, Хруцкий возвращает на них моду и становится ее законодателем. Ему приходится делать по 6 - 7 повторений каждого натюрморта, настолько они становятся популярными. Так к нему приходят первые деньги и первое признание. За натюрморт «Цветы и плоды» он получает первую награду - малую серебряную медаль Академии художеств. И это в 26 лет. Через два года у него уже малая золотая медаль. Оставалось получить большую золотую медаль, чтобы сбылась мечта любого русского художника того времени. Обладатель золотых медалей мог претендовать на шесть лет в Италии за казенный счет. Академия художеств составляла для художников программу, написанные по ней работы они должны были присылать на родину. Именно так в Италию попал Александр Иванов, который 20 лет писал там «Явление Христа народу».Но этим грандиозным планам не суждено было сбыться.

 

Почтовая марка СССР. И. Ф. Хруцкий «Цветы и фрукты» (1839), 1979

 

    Отец Хруцкого Фоман Хруцкий выступил против объединения униатской церкви с православной. Кстати, одним из инициаторов такого объединения был епископ Иосиф Семашко, который позже сыграл значительную роль в судьбе художника. В приход священника Хруцкого тут же нагрянула ревизия, на него накладывают епитимью и отправляют на хлеб и воду в монастырь, так как в тюрьму священников не сажали.Иван Хруцкий сразу же пишет письмо митрополиту Иосафату Булгаку, отца освобождают. А Иван, очевидно, в благодарность за это освобождение пишет портреты всего руководства униатской церкви.Но как только в 1839 году униатская церковь оказалась под запретом и священник Фома Хруцкий оказался без прихода, он умирает. Остается мать и пятеро младших братьев и сестер Ивана. Он должен взять все заботы о семье. Прощай, Италия!В 29 лет Иван добивается звания академика Академии художеств «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей». Это звание давало дворянство, причем не только личное, но и потомственное. Хруцкий стал, по сути, дважды дворянином, ведь примерно в это же время он смог подтвердить дворянский титул его семьи. Подтверждение дворянского сословия у шляхты Российская империя потребовала после восстания 1830 года.Но что делать с семьей? Младших братьев он забрал в Петербург, где были сестры и мать, неизвестно. Возможно, жили по родственникам. Хруцкий работает очень много. За три года он написал 21 портрет, то есть каждые 2 - 3 месяца. Сегодня таких людей называют трудоголиками. Причем пишет он сильных мира сего вроде городского головы Петербурга или издателя Пушкина и Лермонтова Ильи Глазунова. Ему очень нужны деньги.

   

 Усадьба Хруцких. Захарничи (1910-е годы; ныне не сохранилась)

   И вот в 1844 году, в 34 года, он покупает под Полоцком землю. На такую покупку в те времена имел право только православный, русскоговорящий дворянин. Хруцкий строит дом на берегу озера по собственному проекту, разбивает сад, что тогда считалось роскошью. Художник и тут налаживает связи - пишет портреты предводителей дворянства Витебской губернии, Полоцкой губернии, Лепельского уезда…Через год женится на соседке Анне-Катарине Бембновской и… вскоре уезжает. Тот самый епископ Семашко приглашает его в Вильно оформлять архиерейский дом, писать портеры священнослужителей.- Кто-то из исследователей считал, что Хруцкий попал в кабалу, - рассказывает Надежда Усова. - На самом деле это было большой удачей. Он обрел мецената, который регулярно давал ему заказы, обеспечивал жильем и деньгами.Наверное, эти десять лет, которые художник прожил на два дома, и объясняют, почему у него было только двое детей. Спустя годы Семашко перед своей смертью «отпускает» Хруцкого. Он возвращается в Захарничи и превращается в настоящего помещика. Он активно занимается хозяйством, хотя и продолжает писать портреты детей и свои любимые плоды, грибы и овощи. Но нам известно крайне мало работ того периода.- У меня есть своя версия, отчего так случилось. Во-первых, в 30-х годах появился дагерротип, и все бросились фотографироваться. На портреты уже не было такого спроса. А во-вторых, прошло кровавое восстание 1863 года, которое затронуло многих землевладельцев - кого-то сослали, кого-то расстреляли, кто-то эмигрировал. Но аполитичный и лояльный Хруцкий в нем никак не участвовал. Мне кажется, ему просто перестали давать заказы.Последние двадцать лет жизни Иван Хруцкий провел в полном забвении. Он, наверное, даже не узнал, что его натюрморт на одном из аукционов в Москве купил для своей галереи сам Третьяков. А попасть к Третьякову означало признание несомненного художественного достоинства картины.Перед смертью Хруцкий пишет два автопортрета - для сына и дочки. Это единственное изображение художника, которое дошло до нас. После его смерти в 1885 году некролога на смерть академика Академии художеств не появилось ни в Полоцке, ни в Витебске, ни в Петербурге. Полное забвение.Наследники художника жили в Захарничах еще в 20-х годах прошлого века. После имение было национализировано, дом сгорел, кладбище снесли, могила Ивана Хруцкого исчезла. Памятник стоит на месте, указанном по воспоминаниям правнучки.

 

     ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА

Неизвестная с цветами - жена или сестра?

  Очаровательных женских портретов у Хруцкого множество. Но до сих пор остается загадкой - кто эти женщины. Многие искусствоведы недоумевают, отчего ни на одном полотне художник не запечатлел свою жену, хотя писал всех родственников.- Но задолго до женитьбы он писал все время одну и ту же женщину, которую мы хорошо знаем по картине «Неизвестная с цветами и фруктами». Есть она на его полотнах маленькой девочкой, взрослой, беременной, постаревшей. В семье потомков Хруцких живет легенда, что это все-таки его жена, которую он знал еще 8-летней девочкой, а когда построил имение, женился на ней. Предполагают, что «Неизвестная» - его младшая сестра. И все девочки-женщины на его полотнах в образах «прекрасных садовниц» - его сестры. Ведь они похожи друг на друга.

 

Таинственную незнакомку Хруцкий писал много десятилетий - юной...
Таинственную незнакомку Хруцкий писал много десятилетий - юной...
...молодой и...
...молодой и...
...повзрослевшей.
...повзрослевшей.

 

 

 

 

 

nikole-t.livejournal.com

ХРУЦКИЙ Иван Фомич – Галерея произведений (44 изображения).

admin 20.08.2014 Галерея, Новости 1,619 Показы

Открыть доступ

И.Ф.ХРУЦКИЙ

(1806 – 1885)

Стремление с наибольшей точностью изображать различные предметы, поверхности, материалы, фактуру свойственно живописи Ивана Фомича Хруцкого, художника близкого к школе Венецианова. Он с удовольствием писал интерьеры, любовно воспроизводя все подробности обстановки, но прославили его в основном натюрморты – эффектные композиции из экзотических цветов и фруктов. 

Иван Хруцкий родился 27 января (8 февраля) 1810 в местечке Улла Лепельского уезда Витебской области. Профессиональное образование получил на факультете свободных художеств в Полоцком лицеуме, по окончании которого переехал в 1827 в Петербург.

Здесь он брал уроки у Джорджа Доу, посещал как вольноприходящий ученик занятия в Академии Художеств. Был награжден большой серебряной и малой золотой медалями. В 1839 «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика.

В 1844 купил имение Захарничи под Полоцком и с 1845 постоянно жил там. С 1845 по 1855 выполнил большое количество работ по заказам литовского митрополита Иосифа Семашко: иконостасы для церквей в Вильно и Ковно, 32 портрета лиц духовного звания, виды Вильно и его окрестностей для городской и загородной резиденций митрополита.

 

 

1. Хруцкий Иван "Портрет молодой женщины с корзиной" 1835 Холст, масло 88х66,5 Государственный Русский музей 1. Хруцкий Иван «Портрет молодой женщины с корзиной» 1835 Холст, масло 88х66,5 Государственный Русский музей2. Хруцкий Иван "Старуха, вяжущая чулок" 1838 Холст, масло 55,5х43,3 Государственная Третьяковская галерея 2. Хруцкий Иван «Старуха, вяжущая чулок» 1838 Холст, масло 55,5х43,3 Государственная Третьяковская галерея 3. Хруцкий Иван "Портрет униатского епископа Иосифа Семашко" 1838 Холст, масло 67х58 Государственный Русский музей 3. Хруцкий Иван «Портрет униатского епископа Иосифа Семашко» 1838 Холст, масло 67х58 Государственный Русский музей4. Хруцкий Иван "Портрет неизвестного" 1839 Холст, масло 31,5х26,9 Государственный Русский музей 4. Хруцкий Иван «Портрет неизвестного» 1839 Холст, масло 31,5х26,9 Государственный Русский музей 5. Хруцкий Иван "Цветы и плоды" 1836 Холст, масло 60,6х71,5 Государственная Третьяковская галерея 5. Хруцкий Иван «Цветы и плоды» 1836 Холст, масло 60,6х71,5 Государственная Третьяковская галерея6. Хруцкий Иван "Натюрморт" 1852 Холст, масло 78х107 Севастопольский художественный музей 6. Хруцкий Иван «Натюрморт» 1852 Холст, масло 78х107 Севастопольский художественный музей 7. Хруцкий Иван "Цветы и плоды" 1839 Холст, масло 65,9х88,8 Государственная Третьяковская галерея 7. Хруцкий Иван «Цветы и плоды» 1839 Холст, масло 65,9х88,8 Государственная Третьяковская галерея8. Хруцкий Иван "Натюрморт с цветами и фруктами" 1839 Холст, масло 66х57,7 Государственный Русский музей 8. Хруцкий Иван «Натюрморт с цветами и фруктами» 1839 Холст, масло 66х57,7 Государственный Русский музей 9. Хруцкий Иван "Вид на Елагином острове в Петербурге" 1839 Холст, масло 48,5х65,5 Государственный Русский музей 9. Хруцкий Иван «Вид на Елагином острове в Петербурге» 1839 Холст, масло 48,5х65,5 Государственный Русский музей10. Хруцкий Иван "Натюрморт со свечой" Около 1839 Холст, масло 66х88 Государственный Русский музей 10. Хруцкий Иван «Натюрморт со свечой» Около 1839 Холст, масло 66х88 Государственный Русский музей 11. Хруцкий Иван "Цветы и фрукты" Около 1839 Холст, масло 66,5х49,5 Государственный Русский музей 11. Хруцкий Иван «Цветы и фрукты» Около 1839 Холст, масло 66,5х49,5 Государственный Русский музей12. Хруцкий Иван "Мясо и овощи" 1842 Холст, масло 138,5х117 Государственная Третьяковская галерея 12. Хруцкий Иван «Мясо и овощи» 1842 Холст, масло 138,5х117 Государственная Третьяковская галерея 13. Хруцкий Иван "Фрукты" Не ранее 1840 Холст, масло 71,5х88,5 Государственный Русский музей 13. Хруцкий Иван «Фрукты» Не ранее 1840 Холст, масло 71,5х88,5 Государственный Русский музей14. Хруцкий Иван "Битая дичь, овощи и грибы" 1854 Холст, масло 54,2х71,7 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 14. Хруцкий Иван «Битая дичь, овощи и грибы» 1854 Холст, масло 54,2х71,7 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 15. Хруцкий Иван "Фрукты и цветы" 1850 Холст, масло 46х59 Государственная Третьяковская галерея 15. Хруцкий Иван «Фрукты и цветы» 1850 Холст, масло 46х59 Государственная Третьяковская галерея16. Хруцкий Иван "Амуры с гирляндами" 1844 Холст, масло 61х49 Государственная Третьяковская галерея 16. Хруцкий Иван «Амуры с гирляндами» 1844 Холст, масло 61х49 Государственная Третьяковская галерея 17. Хруцкий Иван "Портрет неизвестного молодого человека" 1842 Холст, масло 67,8х54 Государственная Третьяковская галерея 17. Хруцкий Иван «Портрет неизвестного молодого человека» 1842 Холст, масло 67,8х54 Государственная Третьяковская галерея18. Хруцкий Иван "Портрет Потираловской" 1842 Холст, масло 85х67,5 Государственный Русский музей 18. Хруцкий Иван «Портрет Потираловской» 1842 Холст, масло 85х67,5 Государственный Русский музей 19. Хруцкий Иван "К святому месту" Конец 1840-х Холст, масло 40,7х50,5 Государственная Третьяковская галерея 19. Хруцкий Иван «К святому месту» Конец 1840-х Холст, масло 40,7х50,5 Государственная Третьяковская галерея20. Хруцкий Иван "Вид в имении" 1847 Холст, масло 17,5х25,5 Государственный Русский музей 20. Хруцкий Иван «Вид в имении» 1847 Холст, масло 17,5х25,5 Государственный Русский музей

cultobzor.ru

Хруцкий Иван Фомич Картины биография Khrutsky Ivan

Хруцкий Иван Фомич — российский живописец белорусско-польского происхождения, художник-портретист, мастер натюрморта и пейзажа. Родился в 1810 году в семье греко-католического священника из старинного рода белорусской мелкопоместной шляхты герба "Лелива". Иван Хруцкий получил превосходное образование в Полоцком лицее католического ордена пиаров.

Мальчик в соломенной шляпе Портрет мальчика в соломенной шляпе, 1830-е годы, НМРБ Портрет неизвестной Портрет неизвестной, середина1830-х, НМРБ Портрет мальчика Портрет мальчика,1834, НМРБ Девочка в голубом платье Девочка в голубом платье, 1840-е, Национальный художественныймузей Республики Беларусь

В 1827 году он прибыл в Санкт-Петербург. В столице до 1833 года Иван Хруцкий занимался и работал в мастерской английского живописца Джорджа Доу, также копировал в Эрмитаже мировые шедевры живописи. В 1833 году Хруцкий поступил в Императорскую Академию Художеств в качестве "постороннего" ученика. Он обучался в пейзажной мастерской Михаила Воробьева, кроме этого посещал портретный класс Александра Варнека.

В 1836 году за картину "Цветы и плоды" Хруцкий был награжден академическим Советом большой серебряной медалью. В том же году ему было присвоено звание свободного художника. Картина Хруцкого "Старуха, вяжущая чулок" (1838) близка по стилю к работам художников, не имевших академического образования, к картинам Алексея Венецианова и Василия Тропинина. В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт "Цветы и плоды" Иван Хруцкий был награжден малой золотой медалью.

В 1839 году Хруцкий "за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей" был удостоен звания академика. Пейзажной живописью Иван Хруцкий занимался на протяжении всего последующего творчества ("Вид на Елагином острове в Петербурге", 1839; "Вид в имении", 1847; "К святому месту", 1849). В 1839 году в связи со смертью отца Иван Фомич Хруцкий покинул Санкт-Петербург.

Портрет неизвестной с цветами и фруктами Портрет неизвестной с цветамии фруктами, 1838, Национальныймузей Республики Беларусь Митрополит Иосафат Булгак Иосафат Булгак, митрополитгреко-униатской церквиРоссийской империи, 1838 Неизвестная Портрет неизвестной, 1843,Третьяковская галерея,Москва

В 1844 году художник приобрел имение Захарничи неподалеку от Полоцка, где по собственному проекту построил дом и заложил сад. С 1845 по 1855 годы Хруцкий выполнил большое количество работ по заказам своего покровителя — литовского митрополита Иосифа Семашко. Он писал иконы для Александро-Невского собора в Ковно, для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе, пещерной церкви Трех Мучеников в Вильно. Для архиерейского дома в Вильно художником был исполнен цикл из 32 портретов лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов).

Цветы и фрукты Цветы и фрукты, 1840 Плоды и свеча Плоды и свеча, 1839 Битая дичь Битая дичь, овощи и грибы, 1854

Все три натюрморта находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске

Для городской и загородной резиденций митрополита художник исполнил множество картин по мотивам произведений религиозной тематики великих мастеров живописи, а также городских видов. В последующие годы Хруцкий продолжал писать портреты духовных лидеров греко-униатской церкви Российской империи, семейные портреты, интерьеры своей усадьбы, городские и деревенские пейзажи, иконостасы для униатских церквей. Умер Иван Фомич Хруцкий в 1885 году, похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи.

Миколай Малиновский Миколай Малиновский, 1847, Национальный музей, Варшава Святое место К святому месту, конец 1840-х годов, Государственная Третьяковская галерея Иеромонах Викентий Лисовский Иеромонах Викентий Лисовский, 1847, Национальный музей Беларуси

smallbay.ru

Мастер натюрморта Иван Фомич Хруцкий: картины, биография.

Хруцкий

Имя Ивана Фомича Хруцкого не много говорит совре­менному зрителю — он принадлежит к малоизвестным художникам середины 19 века, и его натюрморты, много­кратно репродуцированные и тиражированные, обычно не вызывают в памяти имени автора. Тем не менее характер его творчества показателен для эпохи и в какой-то мере отражает весь спектр тенденций развития искусства 30— 50-х годов.

 

Биографические данные о художнике скудны (лишь в по­следние годы уточнены его отчество и даты жизни). Был вольноприходящим учеником Академии художеств. В 1839 году получил звание академика. Имел известность: натюрморты по образцу голландских и фламандских обе­спечили ему прочную популярность. Пожалуй, это все.

Еще совсем недавно творчество художника рассматривалось в русле венециановской школы, и при всей приблизительности и условности такого сближе­ния основания для него все же были.

Хруцкий — эклектик, и тем интересен. Жанровый диапазон его искусства широк. Написанные им портреты мастеровиты и академичны («Портрет жены», 1835; «Портрет униатского епископа Иосифа Семашко», 1838; «Портрет Потираловской», 1842), а иногда обнаруживает формальное, композиционное влияние венециановского круга («Семейный портрет», 1854). Венециановское воздействие, впрочем, весьма внешнее; оно сводится лишь к жан­ровой типологии — среди работ Хруцкого можно обнару­жить излюбленные учениками Венецианова интерьерные сцены («Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем ка­бинете доклад секретаря», 1854; «Мастерская художника»), панорамные пейзажи («Вид на Елагином острове в Пе­тербурге», 1839; «Вид в имении», 1847). Однако он ис­пытывал воздействие и иных традиций — так, «Старуха, вяжущая чулок» (1838) кажется сколком с тропининских «мещанских жанров», «Портрет молодой женщины с кор­зиной» (1835) может быть принят за произведение одного из эпигонов К. П. Брюллова. Так что восприимчивость Хруцкого не была ограничена рамками определенной стилистики или художественного круга.

Однако славу художнику принесли вовсе не эти разно­образные подражания. Для современников Хруцкий был в первую очередь автором натюрмортов, и в этом жанре круг вдохновлявших его импульсов был, во всяком случае, определенным и однозначным. Это — голландский и фла­мандский натюрморт XVII века, от Питера Класа до Франса Снейдерса.

Нередко натюрморты Хруцкого представляют собой сво­его рода живописные парафразы на тему выбранного ори­гинала, выполненные методом, близким к копированию — вплоть до спиралевидно сползающей кожуры лимона, не­медленно обнаруживающей голландский прототип, или же громоздящейся битой дичи, сразу вызывающей в памяти не менее точный «адрес» — Снейдерса, Жана-Батиста Удри или Яна Веникса-младшего.

Но есть у Хруцкого и иные натюрморты, позволяющие говорить о самостоятельном преломлении той же худо­жественной традиции. Через весь этот ряд натюрмортов проходят одни и те же предметы: громоздкий и нелепый по форме кувшин, облепленный натуралистическими рельефными собачками, выплывающие из романтического полумрака неправдоподобно роскошные, раскрытые бутоны 12 цветов, лоснящиеся фрукты, больше похожие на муляжи — тыквы, груши, виноград, клубника («Цветы и плоды», «Цветы и фрукты», «Цветы, фрукты, битая дичь»). Вещам тесно, они заполняют все пространство холста, заслоняя и «задавливая» друг друга. В их расположении нет со­подчинения или иерархии, но есть продуманность свето­теневой композиции, уверенное, выдающее руку мастера (правда, иногда механистическое) распределение бликов и цветовых пятен. Именно поэтому рядом с «плодово- ягодным» и цветочным изобилием может вдруг оказаться неизвестно откуда взявшийся перламутровый театральный бинокль — он нужен для показа еще одной фактуры, пре­ломляющей свет. Предметы не сопряжены никакими ассоциативными связями, за их постановкой не ощущается человек, которому они принадлежат и который пользуется ими и любит их. Голландский натюрморт был натюрмор­том «о людях» более, чем «о вещах» — просто эти люди умели дорожить вещами. То же можно сказать о натюр­морте венециановцев — там вещи значимы лишь своей человеческой обжитостью, неотделимостью от владельцев. В этом отношении подход Хруцкого венециановцам про­тивоположен: здесь господствует чисто декоративный прин­цип постановки, и салонная, равно мастерская и обезли­чивающая кисть живописца равнодушна к своему объекту. Вещи лишены не только бытового контекста, но зачастую и пластической фактурной определенности — от этих на­тюрмортов идет прямой путь к тиражированному салону второй половины 19 века. Быть может, не случайно не­которые натюрморты Хруцкого охотно воспроизводятся и теперь — они стали фактом современной массовой куль­туры.

С позднего автопортрета Хруцкого (1884) на нас смотрит человек, менее всего похожий на художника — скорее, это произведение вызывает в памяти образцы купеческих портретов 19 века. Но сквозь благообразие и «чинность» облика пробивается и иное — спокойная уверенность, да­лекая от самодовольства, строгость, полнота самоосуществ­ления. В известной мере этот итоговый автопортрет вносит необходимый корректив в оценку творчества художника. Не так уж мало — прожив долгую творческую жизнь, вы­сказаться в ней до конца, даже не будучи мастером крупным, отразить какие-то черты своего времени (пусть те, что в перспективе времени приобрели негативный оттенок) и ос­таться в истории искусства величиной не столь значитель­ной, сколь характерной.

Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ

Khrutsky_8 Khrutsky_15

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" и других работ художника

Художников много, но по-настоящему талантливых, мастерски владеющих своим ремеслом и вкладывающих душу в произведения можно пересчитать по пальцам. Тем ценнее их произведения.

Иван Фомич Хруцкий: краткая биография

Будущий художник был рожден в 1810 году 27 января. Место его рождения сегодня известно как Беларусь. Однако в те годы она входила в Российскую империю, поэтому его малая родина - Витебская губерния - была частью России. Родители относились к католической церкви, были очень набожны.

Сам художник с детства проявлял интерес к живописи, поэтому рано начал развивать способности в этом направлении. Он получил образование в ИАХ (Императорской академии художеств) и там же долгое время работал. В свое время имел доступ к картинам Эрмитажа с правом их копирования.

Основные стили живописи, в которых он работал, следующие:

  • академическое направление;
  • классицизм;
  • барокко.

описание картины хруцкого цветы и плоды

Как в России, так и в Польше Хруцкий известен как прекрасный живописец, специализирующийся в основном на красивых и сочных по краскам натюрмортах. Помимо них, он писал и пейзажи, и портреты, и другие картины. Однако широкую известность в художественных кругах ему принесли именно его прекрасные натюрмортные работы. "Цветы и плоды" ("Цветы и фрукты") - самая известная картина Хруцкого. Натюрморт вызывает массу обсуждений по всему миру до сих пор.

Картина "Цветы и плоды"

Была написана Иваном Фомичем в 1836 году. Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" сегодня находит выражение не только в устных высказываниях, но и в школьных сочинениях детей, описаниях в художественных статьях и так далее.

художник хруцкий картины

За данную картину художник получил очень хорошую и вполне заслуженную награду - большую серебряную медаль от Академического совета. Это подтвердило практически то общее впечатление немого восхищения, которое было вызвано у публики полотном.

Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды"

Картина изображает в центре полотна вазу с цветами. Шикарный букет красивых и очень милых полевых цветов: мелкие сиреневые и белые цветочки сочетаются с крупными розовыми и голубыми бутонами и раскрывшимися цветами. Пышность букету придают веточки ковыля и какие-то красивые широкие длинные листья полевых трав.

Общее впечатление от вазы с цветами радостное, хорошее. Картина вызывает ощущение свежести и приподнимает настроение.

Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" сможет сделать даже ребенок. Настолько она проста, доступна, но в тоже время глубока и емка на изображенные предметы. Помимо вазы с цветами, на картине четко прорисован стакан с водой. Совершенно прозрачная чистая вода, в которой плавает лимонная долька.

картина хруцкого цветы и фрукты

Корзина с цветным виноградом и плетеный ящик с сочными персиками, тыква и груши также выдвинуты на первый план в произведении. На заднем же фоне виднеется графин с водой.

Яркие акценты в картинах

Картина Хруцкого "Цветы и фрукты", написанная в 1838 году, практически полностью повторяет сюжет натюрморта "Цветы и плоды". На обеих картинах яркие акценты - ваза с цветами, сочные, будто настоящие, фрукты и ручной работы плетеные ящики под них.

Если описание "Цветы и плоды" сводится к таким ярким пятнам, как стакан с водой с долькой лимона и яркие синие и розовые бутоны цветов в вазе, то "Цветы и фрукты" отличается лишь одним. Фрукты несколько иные, а ваза под цветы совершенно прозрачная, и находится не в центре, а сбоку картины.

Но, несмотря на такую схожесть сюжета и содержания, обе картины заслуживают отдельных рецензий, отдельных обсуждений и описаний. Ведь и различия очевидны, и общее впечатление от картин разное.

картина хруцкого натюрморт

Натуральность написания фруктов

Художник Хруцкий картины старался написать максимально естественно. И ему это, несомненно, удавалось. Глядя на сочные персики, крупные виноградины и блестящий соком лимон, сложно не ощутить их вкуса и не захотеть сию же минуту попробовать.

Работа живописца заслуживает отдельной похвалы за нативность, натуральность изображенных предметов. Вот лежит груша. Румяная с одного бока, будто только что сорванная с дерева, где с одной стороны она была прикрыта тенью листвы, а другой обращалась к солнцу. Рядом можно видеть вторую грушу, но уже разрезанную пополам. Она сочная, блестящая от сладкой влаги. Даже семена прорисованы настолько четко и точно, что в натуральности не остается сомнений.

Именно благодаря такой особенности великого художника, как естественность написания натюрмортов, он и сумел прославиться и стать очень знаменитым. Таких людей мало, ведь в XVIII-XIX веках немногие писали натюрморты, тем более такие качественные и прекрасные по исполнению и содержанию.

описание цветы и плоды

Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" можно свести и к моменту построения композиции для работы над картиной. Очевидно, что художником были продуманы все мельчайшие подробности расположения каждого предмета, поворот каждого фрукта и плода, положение всех предметов на поверхности стола.

Популярность произведения искусства

Насколько популярны натюрморты Ивана Фомича Хруцкого, судить не так уж и сложно. Ведь сегодня его работы "Цветы и фрукты", "Цветы и плоды" являются темами для сочинений школьников. Полотна находятся в Третьяковской галерее и пользуются неизменным вниманием и любовью публики.

В 1838 году Хруцкому была присуждена золотая медаль в области живописи за прекрасную работу "Цветы и плоды". До сих пор его натюрморты копируются и используются для украшений помещений, ресторанных и творческих залов. Любой желающий (а таких немало) может приобрести уменьшенную копию прекрасных работ художника. Но, естественно, натуральные полотна радуют глаз только на стенах знаменитой галереи.

fb.ru

искусство в диалоге культур» в Третьяковской галерее

Выставка посвящена 200-летнему юбилею выдающегося мастера натюрморта Ивана Фомича Хруцкого (1810–1885). В экспозиции представлено более тридцати полотен из собраний Третьяковской галереи и Национального художественного музея Республики Беларусь

Сегодня, 30 ноября, в Третьяковской галерее (Лаврушинский, 10, залы № 46–48) открывается выставка «Иван Хруцкий: искусство в диалоге культур», посвященная 200-летнему юбилею Ивана Фомича Хруцкого (1810–1885), выдающегося мастера натюрморта. Выставка художника, поляка по происхождению, родившегося на белорусской земле в Витебской губернии, воспитанного на традициях русской академической школы, приурочена к завершению Года культуры Республики Беларусь в Российской Федерации. Это один из наиболее значимых совместных проектов Года, объединяющий музеи национального искусства двух стран.

Выставка художника, с именем которого в отечественном искусстве связан наибольший расцвет живописи «цветов и плодов» и получившего общественное признание и любовь публики еще при жизни, — первая в истории Третьяковской галереи. В экспозиции представлено более тридцати полотен из собраний Галереи и Национального художественного музея Республики Беларусь. Коллекции двух музеев позволяют показать творчество И. Ф. Хруцкого во всей полноте — не только натюрморты, но также портреты, пейзажи, изображения интерьеров.

И. Ф. Хруцкий родился в семье униатского приходского священника, учился в Полоцком высшем пиарском училище (учебном заведении католического ордена пиаров), где получил первые профессиональные навыки. По его окончании, в 1827 году, он переехал в Санкт-Петербург для дальнейшего обучения; брал уроки живописи у Джорджа Доу, знаменитого английского портретиста, работавшего в России.

В 1830 И. Ф. Хруцкий поступил «вольноприходящим учеником» в Императорскую Академию художеств, где существовал класс «цветочный с фруктами и насекомыми». Художник учился у А. Г. Варнека, М. Н. Воробьёва, К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни. Он копировал в Эрмитаже произведения европейских мастеров XVII — XVIII века, в том числе натюрморты фламандских и голландских живописцев. Композиционное и колористическое решение, живописная иллюзионистическая манера воспроизведения предметов в натюрмортах И. Ф. Хруцкого идет прежде всего от академических «штудий цветов и плодов». Как факт признания достижений художника в 1839 году он получил звание академика «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей».

На выставке представлены произведения, созданные как во время обучения в Академии («Виноград и фрукты» (начало 1830-х, НХМРБ), «Фрукты» (1834, НХМРБ)), так и периода расцвета его творчества. Среди них — «Цветы и плоды» (1836, ГТГ), картина, в которой И. Ф. Хруцкий использовал мотивы (предметы, фрукты, овощи, цветы, переходившие из одного натюрморта в другой) и композиционное решение, ставшие характерными для его натюрмортов. В 1836 году художник получил за эту работу большую серебряную медаль Академии художеств и звание неклассного (свободного) живописца. Приобретенное П. М. Третьяковым в коллекцию Галереи в 1884 году полотно «Цветы и плоды» (1839, ГТГ) станет центральным на выставке. С приходом признания к И. Ф. Хруцкому стало поступать много заказов, что объясняет обилие вариантов и повторений (с небольшими изменениями) его натюрмортов. Так, «Натюрморт с биноклем» (1839, Национальный музей, Варшава), был настолько популярен у современников, что на сегодня известно восемь его повторений под разными названиями. Среди них — представленный на выставке «Плоды и свеча» (конец 1830-х — начало 1840-х, НХМРБ).

В эти же годы И. Ф. Хруцкий создает ряд женских портретов, в трактовке образа которых сочетаются душевная теплота и достоинство. В них художник органично соединял свое представление о женской красоте с характерными для времени романтическими настроениями. Значительная роль в портретах отводилась натюрморту. «Старуха, вяжущая чулок» (ГТГ) и «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (обе — 1838, НХМРБ) — произведения, за которые И. Ф. Хруцкий в 1838 году был удостоен малой золотой медали. В «Портрете неизвестной...» художник особенно близок к европейскому стилю бидермейер, с его избыточной детализацией, повествовательностью и поэтизацией повседневности.

Жанр интерьера в творчестве И. Ф. Хруцкого связан с приобретенным в 1844 году имением Захарничи в Полоцком уезде, где художник по собственному проекту построил дом и жил в нем после женитьбы со своей семьей. В картине «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого «Захарничи» Полоцкой губернии» (1855, ГТГ) живописец изображает своих детей, а на стенах анфилады — копии с полотен его знаменитых современников — фрагмент «Последнего дня Помпеи» К. П. Брюллова, «Спящая римлянка» Ф. А. Бруни, «Поцелуй» Ф. А. Моллера.

К произведениям, созданным И. Ф. Хруцким по заказам литовского митрополита Иосифа Семашко во второй половине 1840-х — 1850-х годах, относится «Портрет В. Лисовского» (1847, НХМРБ), духовника митрополита. Портреты духовных лиц отличает некоторая сухость и натуралистичность, характерная для западной традиции.

На выставке будет представлена последняя поступившая в фонды музея в 1999 году картина И. Ф. Хруцкого «К святому месту» (конец 1840-х, ГТГ). Впервые экспонируется обычно хранящееся в запасниках полотно «Амуры с гирляндами» (1844, ГТГ) — вольная копия с картины «Статуя Цереры» (Государственный Эрмитаж), исполненной П. П. Рубенсом в соавторстве с А. Я. Снейдерсом, написавшем фигурки амуров.

Выставка И. Ф. Хруцкого — большой подарок для публики, никогда ранее не имевшей возможности столь широко ознакомиться с творчеством известного художника.

Выставка продлится до 16 января 2011 года.

Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи

artinvestment.ru

Художник Иван Хруцкий. - Куда податься в выходные?

Эту картину я помню столько же, сколько себя. Она (вернее копия) висела в коридоре нашей коммунальной квартиры. Позже я узнал, что это знаменитая работа  И.Ф.Хруцкого «Цветы и плоды». Все её детали, включая стакан недопитого чая, врезались в мою память на всю жизнь.

О ранних годах жизни Хрупкого известно не много. Среднее художественное образование он получил в Полоцком лицее.  В 1827 г. Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830 г. поступает в Академию художеств. Здесь прямо или опосредованно он усваивает уроки таких мастеров, как А.Г.Варнек, М.Н.Воробьев, К П.Брюллов, Ф.А.Бруни. К 1832 г. относятся первые датированные этюды художника - "Натюрморт с вазой"                             и "Натюрморт с птичкой".                             К ним примыкает группа других подобных же работ ("Плоды и птичка", 1833;"Фрукты", 1834; "Виноград и фрукты", "Плоды и дыня", )

Так обозначается главное направление творчества Хруцкого этого периода - работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как "живопись цветов и фруктов". От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов ("Цветы и плоды", 1836, 1839 –на заставке "Натюрморт со свечой", "Цветы и фрукты", все 1830-х, и др.).

Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя "новые" предметы: подсвечник с горящей свечой либо тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Это вносило в композицию атмосферу человеческого присутствия.

Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836 г. он был удостоен большой серебряной медали. В том же 1836 г. ему было присвоено звание свободного художника "во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи".Пейзаж часто служил фоном в его портретах и жанровых полуфигурах. Так, в наиболее значительной работе 1830-х гг. - "Портрете жены с цветами и фруктами" (1838) - молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решенный в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань своеобразному порождению русской живописи романтической эпохи. За эту свою работу Хруцкий получил малую золотую медаль.

В 1839 г. Хруцкий был удостоен звания академика живописи. Причем остается неясным, получил ли художник звание за конкретную работу, или же его удостоили звания "как известного Академии отличными трудами в портретной, пейзажной и особенно живописи плодов и овощей". Так или иначе, но с этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты-картины. Происходят в жизни художника и другие, гораздо более важные события. После смерти отца он оставляет Петербург и около 1840 г. возвращается в Белоруссию в родительское имение Захареничи Полоцкой губернии. Однако он не оставляет занятий живописью, хотя теперь в его работах преобладает иная ориентация, иные направления. Много внимания художник отдает выполнению церковных заказов.  Еще одна новая тема в его творчестве -  в это время представлена изображением интерьеров - своеобразным жанром "в комнатах"  "В комнате",  1854;                     "В комнатах усадьбы художника И.Ф. Хрупкого Захареничи", 1855.

Но, пожалуй, чаще всего наряду с религиозной живописью он пишет портреты. Портретные изображения, как правило, введены художником и в его "интерьеры". В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и натуралистичным, выучеником скорее западной, чем русской школы. Таковы портреты архиепископа  Иосифа Семашко,            Викентия Лисовского(все 1842).       

 Портрет Миколая Малиновского (1850-е) - может быть, лучший из созданного им в портретном жанре.       

  В "Автопортрете" (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения - прием, к которому художник прибегал довольно часто.                   

В этот период  Хруцкий пишет много портретов неизвестных молодых женщин.             

                   

Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет групповые портреты. Образцом произведений такого рода может служить "Семейный портрет" (1854)                     

Умер художник 13 января 1885 (74 года) в своем имении в Полоцком  районе Витебской губернии.

doc-chaev.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта