kolybanov. Картины семирадского


Художник Генрих Семирадский 18+ - Журнал обо всём

. Это цитата

Художник Генрих Семирадский | 1843-1902гг.

Художник Генрих Ипполитович Семирадский (Henryk Hektor Siemiradzki). Родился 12 октября 1843 году в Ново-Белгороде, Харьковская губернии. Умер 23 августа 1902 года в Стшалково, (Петроковская губерния). Русско-польский художник, один из крупнейших представителей позднего академизма. Учился в Харькове и Петербурге, но большую часть активной творческой жизни провёл в Риме. Наиболее известен монументальными полотнами на сюжеты из античной истории Греции и Рима; также успешно работал в жанре камерной идиллии, пейзажа и портрета. Занимался оформлением театров и частных интерьеров. Академик и профессор Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина, член-корреспондент французской Академии изящных искусств. Произведения в основном рассеяны по музеям Польши, Украины и России, а также частным собраниям европейских стран. Персональные выставки художника проходили в Польше в 1903, 1939, 1968 и 1980 годах, но сводной экспозиции, которая создавала бы энциклопедическое представление о Семирадском, до сих пор не проводилось. Многие работы утрачены, например росписи храма Христа Спасителя в Москве.

* картины по клику можно увеличить

Опасный урок.

Сцена из римской жизни. 1883.

У водоёма. 1895.

Гонители христиан у входа в катакомбы

Грешница. 1873.

Первой картиной, завершённой Семирадским в Риме, была «Грешница». Она была написана по заказу президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, сюжет — поэма «Грешница» А. К. Толстого — был задан заказчиком ещё в Мюнхене. Поэма и картина созданы на основе апокрифа, данный сюжет отсутствует в канонических Евангелиях: под воздействием силы личности Христа происходит духовное перерождение красавицы-блудницы. Композиция картины чётко делится на две части: слева Христос и апостолы в строгих белых одеяниях, справа — разряженная куртизанка с толпой праздных мужчин и женщин. Семирадский старался не отступать от текста Толстого, выписывая главную героиню и сообщая ей избыточное «обилие красы». Картиной «Грешница» Семирадский открыл в своём творчестве тему противостояния христианства и язычества, на этом конфликте основана драматургия его основных полотен. В «Грешнице» Семирадский сознательно не делал выбора в пользу христианства, показывая свою красоту у представителей обоих миров. Также он впервые в русской живописи соединил масштабность исторического сюжета и пленэрные эффекты. В 1873 году картину демонстрировали в Вене, где на Всемирной выставке она была удостоена Золотой медали — это была первая зарубежная экспозиция Семирадского. Далее картину перевезли на академическую выставку в Петербург, где её ожидал шумный успех; полотно было приобретено цесаревичем за 10 000 руб. Семирадский удостоился титула академика Императорской Академии Художеств.В.В. Стасов в статье, специально посвящённой «Грешнице», неоднократно повторял термины, которые потом будут сопровождать характеристику творчества Семирадского: «эффекты» и «виртуозность». Этим он подчёркивал, что внешние эффекты второстепенны, а картина Семирадского лишена подлинного психологизма и глубины. В статье «Двадцать пять лет русского искусства» Стасов называл грешницу — «современной парижской кокоткой Оффенбаха», а также заявлял, что «Христос и апостолы состоят из одного костюма». И. Е. Репин открыто назвал Семирадского «шарлатаном» и заявил, что «Грешница» — «легковесная, альбомная вещь, хотя и громадная по размеру». Таким образом, в лексиконе передвижников имя Семирадского стало нарицательным, а его творчество стало своего рода «пугалом», как главная ударная сила косной Академии, к которой однако по недоразумению принадлежат вкусы широкой публики; с ним следовало вести бескомпромиссную борьбу. Контрастом выглядело на этом фоне одобрение австрийского критика Лемана, который писал: «Его (Семирадского) способ трактования библейского материала во всех отношениях нов и, быть может, единственно пригодный для европейских картин». Характерно, что сам Семирадский в эти споры не ввязывался.Успех «Грешницы» привёл к конфликту между Семирадским и Репиным: они одновременно были выдвинуты на звание академика живописи (Репин — за картину «Бурлаки на Волге»). Всё решили позиция ректора Академии Ф. Бруни, назвавшего картину Ильи Ефимовича «великой профанацией живописи», и президента великого князя Владимира Александровича, который заказал Семирадскому копию «Грешницы» сепией. Хотя И. Е. Репин удостоился золотой медали «За экспрессию», он от огорчения заболел, и с тех пор неизменно противопоставлял «правду» в живописи её «красоте», критикуя Семирадского.

Игра в кости. 1889.

Отдых. 1890.

Похороны знатного руса.

Рим. Деревня.

Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882.

Новая большая работа Семирадского была основана на сюжете, изложенном в «Анналах» Тацита: император Нерон обвинил в большом пожаре Рима первых христиан и обрёк их на мучительную казнь. Эта работа получила название «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Семирадский, однако, не желал иллюстративности, а поместил сюжет Тацита в широкий философский и исторический контекст. Это выразилось в том, что изображённая лестница Золотого дворца Нерона перпендикулярна вереницам столбов с привязанными мучениками-христианами, образуя композиционный центр картины — крест. Крест, помимо всего прочего, символизирует пересечение двух путей развития мира — старого языческого, погрязшего в пороке, и в муках рождающегося христианского мира. Оптическая ось, на которой расположены фигуры Нерона и окружения, упирается в ряд жертвенных столбов, образуя тупик. Столбов на картине 13, они прямо символизируют число апостолов и Христа. Семирадский выступил в обычном для себя амплуа художника-историка и эрудита. Образованную публику в картине привлекли и точные археологические детали; художник основывался на монографии Луиджи Канина «Здания античного Рима» (1848—1856), а также собственных впечатлениях от раскопок Помпей. На эмоциональное восприятие эпохи Семирадским могла повлиять повесть И. Крашевского «Рим при Нероне», опубликованная в 1866 году в Кракове. Художник писал родным, прося выслать ему в Рим книги Крашевского, а в начале работы над картиной даже поехал в Дрезден, чтобы встретиться с живущим там писателем.Работа над монументальным полотном потребовала в итоге четырёх лет труда. За это время была создана большая серия графических набросков и как минимум три эскиза основной композиции, которые экспонировались на выставке в Варшаве в 1939 году. Картина стала известна в Риме ещё до своего окончания, Семирадский с гордостью писал в Петербург, что в 1876 году его навестил Альма-Тадема, а, кроме того, его избрали в жюри ежегодной выставки Римской Академии живописи Св. Луки. В Римской Академии «Светочи христианства» были впервые представлены ещё до отправки в Петербург. Студенты Академии увенчали Семирадского лавровым венком, а король Италии наградил его орденом Короны. По подсчётам, только в последний день выставки картину увидели 5000 человек. По пути в Петербург картина была выставлена в Мюнхене и Вене, а в 1878 году была отправлена в Париж на Всемирную выставку, где Семирадский был удостоен Золотой медали, а правительство наградило его кавалерством Ордена почётного легиона. Успех «Светочей христианства» сильно осложнил отношения Семирадского с Императорской Академией художеств. Пенсионер нарушил правило, согласно которому командированные в Европу художники не имели права участвовать в зарубежных выставках. В Петербурге картину выставили в отдельном зале, и она вновь вызвала ожесточённые споры публики и критиков. Отрицательные рецензии написали В. В. Стасов и В. М. Гаршин. П. П. Чистяков, мечтавший написать картину на тот же сюжет, сокрушался, что Семирадский его «испортил». Ещё более безжалостными были польские критики, так, С. Виткевич обвинил Семирадского в том, что трагический сюжет предстал под его кистью как едва ли не праздник. Тем не менее, Совет Академии удостоил Семирадского звания профессора и официально заявил, что «его деятельность приносит честь Академии и русскому искусству»

Танец среди мечей. 1881.

Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году.

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889.

Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898.

Христос и самарянка. 1890.

Христос у Марфы и Марии. 1886.

© Генрих Семиградский

kolybanov.livejournal.com

Художник ГЕНРИХ СЕМИРАДСКИЙ - Любовь к жизни

    Не являясь большим поклонником академического направления в живописи, все же хочу посвятить отдельный пост творчеству крупнейшего представителя позднего академизма, российского художника польского происхождения ГЕНРИХА ИППОЛИТОВИЧА СЕМИРАДСКОГО (1843 - 1902).   Наверно, ни один из крупнейших художников своего времени не подвергался такой уничижительной критике со стороны художников-соотечественников, а с другой стороны - пользовался неизменным успехом за рубежом, являясь неоднократным победителем международных выставок и обладателем всевозможных наград за свое творчество (напрмер, знаменитая галерея Уффици заказала ему автопротрет, что может быть более почетным для художника?).

    На протяжении всей своей жизни Генрих Семирадский оставался верен избранному им художественному направлению - академическому классицизму, и это во второй половине XIX века, когда различные направления в изобразительном искусстве появлялись словно грибы после дождя.    Русские художники-передвижники не принимали искусство Г. Семирадского, М. П. Третьяков принципиально не покупал его картин для своей галереи, отказывая ему в праве называться русским художником (кстати, в Польше ему точно также отказывали в праве именоваться польским художником), а когда в моду вошел импрессионизм, один из критиков назвал художника "восставшим из гроба призраком блаженной памяти академического искусства".    Лишь после смерти художника российские художники - представители модерна (как это не странно!)  М. Врубель, Л. Бакст и А. Бенуа отмечали значительный вклад Г. Семирадского в искусство, и даже некоторое новаторство (!). Однако в советский период творчество Г. Семирадского надолго было забыто. Вероятно, главной причиной этого было то, что большинство картин художника написаны на сюжеты античной истории и раннего христианства, а в государстве, провозгласившим себя атеистическим, понимание истории в котором сводилось исключительно к борьбе классов, искусство Г. Семирадского оказалось "классово чуждым". Странно даже то, что в Государственном историческом музее сохранились две картины художника, написанные им в 1880-е годы по заказу инициатора учреждения этого музея императора Александра III: "Похороны знатного руса в Булгаре" и "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом".

"Похороны знатного руса в Булгаре"

"Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году"

    Лишь в последнее время возродился интерес к творчеству Генриха Семирадского (и в России, и в Польше, и на его родине - Украине).    Уверен, что Г. Семирадский заслуживает того, чтобы его творчество заняло надлежащее ему место в истории мирового изобразительного искусства.

    Под катом вы сможете посмотреть наиболее интересные и значительные картины Генриха Семирадского.

    Приятного просмотра.

"Диоген разбивающий чашу" (1868)

"Французский художник времен Людовика XVпишет портрет маркизы" (1868)

"Нимфа" (1869)

"Доверие Александра Македонского врачу Филиппу" (1870)

"Римская оргия блестящих времен цезаризма" (1872)

"Грешница" (1873)

"Гонители христиан у входа в катакомбы" (1874)

"Светочи христианства" (1876)

"Христанская Дирцея в цирке Нерона" (1897)

"Женщина или ваза?" (1878)

"Танец среди мечей" (1887)

"Оргия времен Тиберия на острове Капри" (1881)

"Исаврийские пираты, продающие добычу" (1880)

"Христос у Марфы и Марии" (1886)

"Фрина на празднике Посейдона в Элевсине" (1886)

"Мученичество святого Тимофея и его жены Мавры" (1885)

    Здесь представлены далеко не все интересные картины Генриха Семирадского, а лишь малая их часть. Наследие этого художника очень велико для одного, пусть даже и большого поста. Но надеюсь, я заинтересовал любителей изобразительного искусства.

    Благодарю за внимание.    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Картины Генриха Ипполитовича Семирадского, биография художника

Генрих Ипполитович Семирадский (24 октября 1843 года, Ново-Белгород (ныне Печенеги), Харьковская губерния — 23 августа 1902, Стшалково, Петроковская губерния) — польский и русский художник, один из самых выдающихся представителей академизма. Семирадский в первую очередь известен своими монументальными работами, посвященными истории Рима и Греции, а также пейзажами и портретами. Работал над росписью Храма Христа Спасителя. Несмотря на острую критику русских искусствоведов, в Европе талант Семирадского признавали; художник имел ученые звания не только Петербургской Академии художеств, но и Академий живописи Берлина, Рима, Стокгольма, Турина, а также Французской академии изящных искусств.

Особенности творчества художника Генриха Семирадского: Хотя во второй половине XIX века изобразительное искусство активно развивалось в самых различных направлениях, Генрих Семирадский всегда оставался сторонником академического классицизма. Художники-передвижники бранили его подходы к построению композиции и выборе тем, импрессионисты называли его академические приемы «восставшим из гроба призраком», а Павел Третьяков принципиально не покупал картин Семирадского для своего собрания. Вопреки критике искусствоведов, картины Семирадского практически всегда восторженно принимались публикой. Его излюбленными темами были сюжеты античной истории и раннего христианства; художник тяготел к монументализму, многоплановости композиций, игре красок и светотени.

Самые известные картины Генриха Семирадского: «Доверие Александра Македонского к своему врачу Филиппу во время тяжелой болезни», «Христос и грешница», «Римская оргия блестящих времен цезаризма», «Светочи христианства», «Танец среди мечей», «Сожжение трупа вождя руссов в Булгаре», «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году», «Христос у Марфы и Марии», «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»

Детство и юность художникаОтец Генриха Семирадского, польский дворянин Ипполит Эулевтерьевич Семирадский, был выпускником военного училища в Варшаве и строил свою карьеру, служа русскому Императору на юге России; он был врачом. Мать вела хозяйство и воспитывала троих детей. Ранние годы Генриха Гектора, его брата Михаила и сестры Марии прошли в небольшом местечке Ново-Белгороде Харьковской губернии. Когда настало время отдавать детей на обучение, семья перебралась в Харьков. Дети воспитывались в национальном польском духе, а дом Семирадских был культурным средоточием местной польской интеллигенции. Здесь, в Харькове, Генрих поступил в гимназию, и в гимназии встретил своего первого и главного учителя рисования — Дмитрия Ивановича Безперчия (1825 — 1913). Ученик Карла Брюллова, Безперчий привил Семирадскому любовь к живописи и стал его наставником на долгие годы обучения в гимназии, а позже — и в период учебы в Харьковском университете, куда Семирадский поступил по настоянию отца. Защитив в 1864 году диссертацию на тему «Об инстинктах насекомых», Генрих сообщил родителям о желании ехать поступать в Императорскую Академию художеств. Он прибыл в Санкт-Петербург осенью того же года и сдал вступительные экзамены, поступив вольнослушателем с оплатой в 25 рублей годовых.

Годы учебы в Академии и первые успехиВ мае 1865 года за работу «Избиение младенцев» Семирадский награждается Малой серебряной медалью — выдающееся достижение для студента первого года обучения. По рекомендации ректора Федора Бруни, Семирадский год спустя подает прошение о переводе в постоянные ученики: так он мог претендовать на Большую золотую медаль и пансионерскую поездку в Европу. Совет Академии удовлетворил прошение.

За композицию «Диоген, разбивающий чашу» Семирадский был удостоен Малой золотой медали, что давало ему возможность принять участие в конкурсе на соискание Большой золотой медали. Тема будущей картины звучала так: «Доверие Александра Македонского к своему врачу Филиппу во время тяжелой болезни». В исполнении Семирадского работа была решена без излишней патетики и нарочитых поз, чувства главных героев художник передал пластическими средствами. Совет Академии и публика отнеслись к картине благосклонно, и 4 ноября 1870 года Семирадскому была присуждена Большая золотая медаль и звание классного художника I степени. В настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Беларуси.

Европа: Краков, Мюнхен, ФлоренцияНесмотря на волокиту с бумагами и недосданными в прошлом экзаменами, Совет Академии одобрил пансионерскую поездку на шесть лет, и в конце лета 1871 года Генрих Семирадский начал свое путешествие, посетив вначале польский Краков, отдав дань одному из величайших польских городов, а после этого сделав остановку в Мюнхене. Здесь он начал работу над картиной «Римская оргия блестящих времен цезаризма», сюжет которой был взят из романа «Сатирикон» Гая Петрония. В картине впервые прозвучала тема театрального действа, которая станет одним из стойких мотивов творчества художника. Показанная местной публике, картина была принята хорошо, а после экспозиции в Санкт-Петербурге ее приобрел Великий князь Владимир.

В апреле 1872 года Семирадский прибыл во Флоренцию, где снял мастерскую, предвкушая плодотворную работу. Однако извержение вулкана Везувий внесло свои коррективы — Генрих отправился в Неаполь взглянуть на редкое проявление природных сил; после были Помпеи, остров Капри и Рим. Встретив в Риме множество знакомых, художник принял решение переехать в «вечный город» и снял себе жилье на via Sistina. Как вспоминали позже родственники художника, как только он познакомился с Римом, все остальное перестало для него существовать.

Рим — любовь всей жизни СемирадскогоПогрузившись в художественную среду итальянской столицы, Семирадский подыскал себе мастерскую вблизи Испанской лестницы, где в то время собирались натурщики и натурщицы Рима, а также торговали цветами. Художник пишет картину «Христос и грешница» («Грешница») по заказу Великого князя Владимира, работу над которой начал еще в Мюнхене — относительно недорогие римские натурщики пришлись весьма кстати. Альбом с 32 набросками к картине «Грешница» хранится в краковском Национальном музее, а сама картина находится в Государственном русском музее. Колорит и техника исполнения пришлись по вкусу публике Санкт-Петербурга — в 1873 году «Грешница» имела большой успех на академической выставке и, вместе с тем, подверглась критике одного из ведущих историков искусств того времени Владимира Стасова (1824 — 1906), одного из главных вдохновителей «Товарищества передвижных выставок». Приклеившаяся с легкой руки Стасова к Семирадскому слава художника, в работах которого нет души и экспрессии, преследовала мастера всю жизнь. Стасову все было не так: пейзаж — «итальянский», «тени душевного мира» отсутствовали, критик считал тонкое звучание света и красок «делом второстепенным», виртуозностью без души.

Семья художникаХудожник женился в 1873 году; его спутницей жизни стала кузина, 18-летняя Мария Прушиньсая. Чтобы обвенчаться с близкой родственницей, Семирадскому понадобилось специальное разрешение. Свадьба прошла в Варшаве. У супругов родилось трое сыновей — Болеслав (1874), Казимир (1876; мальчику прожил только один год) и Леон (1883). В 1878 году в семье Семирадских появилась дочь — Ванда.

«Светочи христианства»Следующим после «Грешницы» грандиозным трудом Генриха Семирадского стало огромное (3,85×7,04 м) полотно «Светочи христианства» («Факелы Нерона»), завершенное в 1876 году. При работе над этой картиной художник много времени гулял по античным развалинам Рима, вглядываясь в разрушенный дом Нерона. Он много читал — как римских классиков, так и книги, посвященные их творчеству, стараясь максимально точно изобразить архитектурные и исторические моменты, присущие периоду гонений на христиан. Шесть композиционных планов, более сотни фигур, бесконечные наброски и эскизы — работа над «Светочами христанства» поглотила художника. Первый показ прошел в Риме — публика была в восторге, критики — нет. Далее картину показали в Мюнхене и Вене, и с тем же результатами: публика превозносила художника, критики же ужесточали свои эпитеты.

Написанная в этот же период картина «Гонители христиан у входа в катакомбы» подвергнута Советом Академии порицанию, а художник получил официальный выговор: обидный момент. Продолжая работу над «Светочами христианства», Семирадский пишет ряд произведений «для заработка», темой которых становится «история древней греко-римской жизни». В том же году он создает четыре эскиза для росписи храма Христа Спасителя.

Признание ЕвропыПансионерство Семирадского закончилось. Весной 1877 года «Светочи христианства», невзирая на трудности, связанные с русско-турецкой военной компанией, благополучно прибыли в Санкт-Петербург. Советом Академии картина была принята восторженно, а Семирадскому, имевшему к тому моменту звание академика, было присвоено звание профессора. Критики, как обычно, были беспощадны.

В 1878 году картина «Светочи христианства» получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже, а художнику присвоили звание Кавалера почетного легиона. Год спустя он подарил эту работу городу Кракову, в котором перед этим инициировал создание национальной галереи искусств на месте бывших суконных рядов.

Роспись храма Христа СпасителяПосле «Светочей христианства» Семирадский приступил к росписи храма Христа Спасителя в Москве. Ему заказали исполнить четыре сцены из жизни св. Александра Невского на хорах северного придела храма; художник работал над ними летом 1876 года. Росписи не сохранились, поскольку храм был взорван в декабре 1931 года, однако эскизы дошли до наших дней в собрании Государственного Русского музея. Год спустя Семирадскому предложили еще один заказ по росписи храма Христа Спасителя — он выполнил запрестольную роспись «Тайная вечеря», а годом позже — росписи «Крещение Господне» и «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим». По окончании работ Семирадский вернулся в Италию. В 1879 году он создал картину «Танец среди мечей», которую сразу же купил граф Александр Орловский. Эта работа дошла до современников в реплике (1881), заказанной художнику московским предпринимателем и коллекционером Козьмой Солдатёнковым; картина хранится в Третьяковской галерее.

Жизнь художника в РимеВ начале 1880х Генрих Семирадский выстроил себе виллу почти в центре Рима. На via Gaeta под его руководством был возведен трехэтажный особняк, в котором он поселился с женой и детьми. Просторная мастерская с прекрасным освещением была разделена на две части. В первой, парадной, Семирадский принимал заказчиков и гостей; здесь же были выставлены его готовые картины. Во второй части все было устроено для работы, в том числе смонтированы специальные механизмы для подъема больших полотен.

В римских путеводителях дом Семирадского был указан как одна из местных достопримечательностей: художник принимал публику два дня в неделю. На узкой улочке толпились коллекционеры и представители царских семей, польские магнаты и русские меценаты, художники и поэты — все торопились полюбоваться новыми картинами.

Период монументализмаВ этот период Семирадский получил заказ на монументальные полотна для Музея древностей в Москве: «Сожжение трупа вождя руссов в Булгаре» и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году». Работая над их созданием, художник консультировался с графом Уваровым — археологом и директором Музея, изучал литературные источники и национальный костюм. Несмотря на негативные публикации в прессе, работа продвигалась достаточно быстро: художник был увлечен возможностью проявить себя в композиционных решениях монументальных полотен. Зрители увидели обе картины в ноябре 1884 года. Два года спустя Семирадский создает еще два плафона — «Весна» и «Аврора». Эти композиции украсили санкт-петербургский дом фабриканта и мецената Юрия Нечаева-Мальцова — человека, фактически подарившего Москве Музей изящных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина).

В 1886 году Генрих Семирадский закончил работу над полотном «Христос у Марфы и Марии», Перед выставкой в Берлине художник представил картину в своем римском ателье.

«Фрина»Несколько картин, созданных после «Христа» и посвященных тишине и покою монашеской жизни, не вызвали большого эмоционального отклика ни у публики, ни у самого художника. Тем радостнее было возвращение к традиционной для Семирадского эллинской тематике в картине «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Художник писал: «Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в ее представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, — восторг народа-художника, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток…»

Зимой 1889 года «Фрина» предстала перед зрителями Санкт-Петербурга. Выставленная в рафаэлэвском зале Академии художеств, картина была дополнительно подсвечена электрическими лампами («свечами») Яблочкова. Это вызвало у прессы массу вопросов, и Семирадскому пришлось оправдываться — мол, он применил искусственное освещение, чтобы звучание красок не угасло. Вставка имела грандиозный успех, картина была приобретена Императором и отправилась в выставочное турне по городам Европы. А Семирадский продолжил работать над полотнами, выбирая сюжеты в историко-бытовом жанре: «У фонтана» (1893), «После купания» (1895), «Игра в кости» (1899) и др.

На склоне жизниВ феврале 1894 года публика увидела грандиозный театральный занавес, созданный Генрихом Семирадским для Краковской оперы — перед отправкой в Краков его показали римской публике. В качестве платы за создание занавеса художник попросил лишь возместить фактические расходы: эта монументальная работа стала его подарком Кракову. Еще один театральный занавес — для львовского Городского театра — был создан в 1899 году.

Для Варшавской филармонии Семирадский создал два панно — «Музыка светская» и «Музыка духовная». Приехав в 1901 году на их монтаж, художник выразил сожаление, что теперь долго не сможет работать. Он чувствовал, что жить ему осталось недолго. В конце октября 1901 года доктора подтвердили печальный диагноз — рак языка. Семирадский быстро угасал; летом 1902 года семья переехала в имение Стшалково на юге Польши.

23 августа 1902 года Генрих Семирадский скончался. Его похоронили в Варшаве, рядом с могилами родителей. Позже, по просьбе общественности, гроб с телом Генриха Семирадского был перезахоронен в Кракове, в костеле паулинов «На Скалке», среди могил выдающихся сынов Польши.

artchive.ru

Русская живопись. Генрих Семирадский (115 работ)

October 25th, 2016, 07:10 pm

Русская живопись. Генрих Семирадский (115 работ)

Оригинал взят у aloban75 в Русская живопись. Генрих Семирадский (115 работ)Изображение картин русского художника Генриха Ипполитовича Семирадского. (1843 – 1902 гг.)

rama909.livejournal.com

Художник Генрих Семирадский. - ru_art links

Генрих СЕМИРАДСКИЙ (1843-1902)

Генрих Ипполитович Семирадский родился 24 октября 1843 года в ново-белгородской слободе, недалеко от города Харькова.

Польско-русский художник, крупнейший представитель в России. Будущий живописец . Отец Семирадского был врачом в царской армии. Обучение Генрих начал во второй харьковской гимназии. Именно здесь он получил свои первые уроки живописи. Учителем Генриха стал Безперчий Д.И. – ученик Брюллова.Пастушок, играющий на свирелиВ 1860 году окончив гимназию, поступает в Харьковский университет, на физико-математический факультет. Несмотря на выбранную специальность, Генрих продолжает брать уроки у Безперчия, которого называет своим единственным наставником. В 1864 году Генрих оканчивает Харьковский университет, получив степень кандидата. Генрих решает связать свою судьбу с живописью и он отправляется в Петербург, где поступает в вольные слушатели Академии Художеств.Наяды. 1880-еСпустя некоторое время он перечисляется в академисты и продолжает обучение. Генрих заканчивает Императорскую Академию Художеств в 1870 году. За время учебы Генрих показал свои способности и получил пять серебряных и одну золотую медаль за свои произведения. В 1870 году Генрих получает большую золотую медаль за картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» и право на поездку за границу.Доверие Александра Македонского к врачу ФилиппуОргия времен Тиберия на острове Капри.Художник уезжает в Мюнхен, где берет уроки у Карла фон Пилоти. Именно там он пишет свою первую крупную картину, которая называется «Римская оргия блестящих времен цезаризма». Полотно покупает петербургская Академия Художеств. В 1873 году Семирадский переезжает в Рим. Город дает художнику большое вдохновение. В Риме живописец провел большую часть своей жизни, и он лишь изредка приезжал в Россию. Несмотря на это, петербургская Академия Художеств ценит Генриха и удостаивает его различных наград. Так, в 1873 году живописцу был присужден титул академика за картину «Христос и грешница», которая сделала его всемирно известным.Римская оргия блестящих времен цезаризмаГрешница. 1873. Холст, маслоВо время участия в международных выставках Семирадский представлял русскую живописную школу. При этом творчество художника является ярким примером позднего академизма. Но, следуя этому направлению, живописец сумел привнести в него собственные идеи. Благодаря этому академические мотивы и позы выглядели у Семирадского по-новому, что делало художника новатором. К излюбленным сюжетам мастера относились эпизоды античной истории и евангельские сюжеты.Из античной жизни. По дороге на праздник урожая. 1890-еВ 1876 году Семирадский пишет картину «Светочи Нерона». На гигантском полотне изображено гонение христиан. Император Нерон и его приближенные смотрят за тем, как слуги поджигают факела, представленные в виде христианских мучеников, обмазанных смолой. Картина вызвала неоднозначную реакцию. Одни критиковали Семирадского, говоря, что исполнительство погубило отличный замысел. Другие восторгались полотном. Академия Художеств присудила художнику за картину звание профессора, а правительство Франции наградило кавалерским орденом почетного легиона.0022Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882. Холст, маслоСледующей успешной картиной Семирадского становится «Фрина на празднике Посейдона в Элевзисе». За это произведение живописец получил звания корреспондента французского института и члена Туринской академии. Четвертное известнейшее полотно мастера – «Дирцея на римском цирке», которое выставлялась в 1898 году в Петербурге.Генрих Семирадский умер в 1902 году, оставив после себя величайшее художественное наследие.0020Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. Холст, масло

Святое семейство0030Христос у Марфы и Марии. 1886. Холст, маслоУ водоёма. 1895. Холст, маслоИсаврийские пираты, продающие свою добычу 1880.Эскиз плафона (панно)0023

Танец среди мечей. 1881. Холст, масло0024Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898. Холст, масло0025Рим. Деревня. Холст, масло0032Опасный урок. Холст, масло0033Христос и самарянка. 1890. Холст, масло

0027Отдых. 1890. Холст, маслоВосточный пейзажПесня рабыни. 1884Сцена из римской жизни. 1883. Холст, маслоРимский пейзажИтальянский дворикБлудный сын

Девушки на террасе у бюста Гомера. 1890-е0029Игра в кости. 1889. Холст, маслоГреческий торговец (Дорога к святыне)Греческий торговец (Дорога к святыне)Занавес Львовской оперы. Аэндорская волшебница вызывает тень СамуилаЗанавес Львовской оперы. Аэндорская волшебница вызывает тень СамуилаМаленький ОрфейМаленький ОрфейНочь в Помпеях. 1879Ночь в Помпеях. 1879Ночь накануне Ивана Купалы. 1880Отдых патриция. 1881Отдых патриция. 1881Суд Париса. 1892Суд ПарисаОтъезд Катерины Корнаро, королевы Кипра. 1878Отъезд Катерины Корнаро, королевы Кипра. 1878 

По дороге на праздник урожая. 1890-еПо дороге на праздник урожая. 1890-еПреследователи христиан у входа в катакомбы. 1874Преследователи христиан у входа в катакомбы. 1874Приносящие комфорт и помощь. 1885Приносящие комфорт и помощь. 1885Юный рыболовЮный рыболовТанцовщица на канате. 1898Танцовщица на канате. 1898Продавец ваз . 1880Продавец ваз . 1880 

Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры. 1875Сцена у колодца. 1890Сцена у колодца. 1890У источника. 1898У источника. 1898У источникаУ источникаШопен, играющий на фортепьяно в салоне князя Радзивилла. 1887Шопен, играющий на фортепьяно в салоне князя Радзивилла. 1887По примеру богов 2По примеру богов 1

Римская идиллия 1885-90

Женщина или вазаТалисман 1881Жанна д’АркДве фигуры у статуи сфинксаБаловник

0028Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 годуВ лавке гробовщика. 1860-е0021Похороны знатного руса. Холст, маслоУ храма. (Идиллия)Отдых Праздник Вакха. 1890Праздник ВакхаПруд ФавнаПруд ФавнаНимфа. 1869НимфаВодонос в античном ландшафтеВодонос в античном ландшафтеАлександр Невский принимает папских легатов Вдохновение ГомераВдохновение Гомера

Орфей в подземном царстве. Конец 80-хОрфей в подземном царстве

Женский портрет. 1866

4723908_0_4a4e8_b4ee4204_XXL (350x30, 4Kb)[url]http://buhanovserg.narod.ru/zhivopis/genrih_semiradskii[/urlhttp://gallerix.ru/  http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post222065326/

art-links.livejournal.com

Русский музей. Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме»

Танец на мечах. Генрих Семирадский. фрагмент

В Государственном Русском музее открылась масштабная выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме.

В октябре 2018 года исполняется 175 лет со дня рождения Генриха ИпполитовичаСемирадского (1843-1902) - выпускника Петербургской Академии художеств и одного из наиболее выдающихся представителей позднего европейского академизма.

На выставке в Русском музееНа выставке в Русском музее.

Любопытных моментов на выставке хватает, как и картин Генриха Семирадского, а также Марка Антокольского, Степана Бакаловича, Владимира Беклемишева, Михаила Боткина, Федора Бронникова, Николая Лаверецкого, Александра Риццони, Александра и Павла Сведомского, Василия Смирнова, Павла Чистякова и других.Суд Париса. Генрих Семирадский. 1892.jpgСуд Париса. Генрих Семирадский. 1892

Выставка впервые представляет в рамках единой экспозиции около 125 произведений Генриха Семирадского и его современников - русскихживописцев и скульпторов академического направления, работавшихв «вечном городе» во второй половине XIX - начале XX веков.

С. В. Бакалович. Вопрос и ответ. 1900Степан Бакалович. Вопрос и ответ. 1900

Зрители увидят яркие образцы пейзажного, бытового, портретного и историческогожанров, ставшие классикой отечественного искусства.

Танцовщица на канате. Генрих Семирадский. 1898Танцовщица на канате. Генрих Семирадский. 1898

Творческий путь Семирадского был тесно связан с Римом, чей облик, история и неповторимая художественная атмосфера неизменно влекли к себе мастеров из разных стран.

«…Художники-передвижники бранили его подходы к построению композиции и выборе тем, импрессионисты называли его академические приемы «восставшим из гроба призраком», а Павел Третьяков принципиально не покупал картин Семирадского для своего собрания. Вопреки критике искусствоведов, картины Семирадского практически всегда восторженно принимались публикой…».

Игра в кости. Генрих Семирадский. 1899Игра в кости. Генрих Семирадский. 1899

Вечные темы, Вечный город, вечные споры: за что картины этих мастеров ругали одни и превозносили другие?

По словам Павла Климова, ведущего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX - XXI веков Русского музея, фамилии художников, чьи работы представлены на нынешней выставке, как правило «не на слуху, но они обижены вниманиемсовершенно незаслуженно, потому что творчество каждого из них высокопрофессионально.

Фрина на празднике Посейдона в Элевсине. Генрих Семирадский. 1889Фрина на празднике Посейдона в Элевсине. Генрих Семирадский. 1889

Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» развернулась в корпусе Бенуа.

Процесс демонтажа картины «Фрина на празднике Посейдона»

Для того, чтобы переместить туда великолепную «Фрину на празднике Посейдона»из Михайловского дворца, потребовались большие усилия музейных сотрудников: при высоте 390 см длина картины превышает 760 см. Полотно пришлось демонтироватьи транспортировать, намотав на вал.

Женщина или ваза? (Сложный выбор). Генрих Ипполитович Семирадский. 1878Женщина или ваза? (Сложный выбор). Генрих Ипполитович Семирадский. 1878

Сюжеты представленных работ преимущественно посвященыримской, греческой и египетской истории и мифологии.

Ф. А. Бронников. Освящение гермы. 1869Ф. А. Бронников. Освящение гермы. 1869

Такой выбор тем художниками, работавшими в конце XIX века, был обусловленбольшим интересом к новой, недавно зародившейся науке - археологии, в связи с которойинтеллигентная публика увлеклась чтением произведений древних классиков. А где лучше всего создавать картины на подобные сюжеты, как не в сердце бывшей Римской империи?

Праздник Вакха. Генрих Семирадский. 1890Праздник Вакха. Генрих Семирадский. 1890

О Риме как замечательном, практически идеальном месте для творческих художественных изысканий, знали все русские поэты, художники и архитекторы. В Италию ехали учиться, работать, отдыхатьмногие поколения творческих людей.

В мастерской масок. Павел Александрович Сведомский. 1894В мастерской масок. Павел Александрович Сведомский. 1894

И пусть в конце XIX века, особенно на фоне передвижников, исторический итальянскийжанр не являлся приоритетным как в художественном, так и в идейном смысле, произведениямастеров позднего классицизма, без сомнения, заслуживают внимания.

Павел Сведомский. «Оргии императора»Павел Сведомский. «Оргии императора»

Кураторы выставки постарались выстроить представленные работы так, чтобы зрители прошли путь «от тьмы язычества к свету христианства». Экспозиция открывается достаточно мрачной работой Генриха Семирадского «Римская оргия блестящихвремен цезаризма», созданной в 1872 году. А финал экспозиции - редкие работы Семирадского, его эскизы к росписям храма Христа Спасителя и знаменитая, большаяпо размерам картина «Христос у Марфы и Марии» (1886).

Христос у Марфы и Марии. Генрих Ипполитович Семирадский. 1886Христос у Марфы и Марии. Генрих Ипполитович Семирадский. 1886

Самый крупный раздел выставки, посвященный творчеству Генриха Семирадского,включает знаменитые полотна художника из коллекций Русского музея и Третьяковской галереи,а также произведения из провинциальных и частных собраний, менее известные и оттого весьма привлекательные для публики.

На выставке в Русском музее. 2.jpgНа выставке в Русском музее.

Сюжет картины Генриха Семирадского «Римская оргия блестящих времён цезаризма» основан на античном романе Гая Петрония «Сатирикон». Посвятив свое первое многофигурноеполотно жизни древних римлян, Семирадский писал эту картину в Мюнхене во время своейпенсионерской поездки по странам Европы.

Римская оргия блестящих времен цезаризма. Генрих Семирадский. 1872.Римская оргия блестящих времен цезаризма. Генрих Ипполитович Семирадский. 1872

Совет Академии благосклонно отнесся к работе: ее приобрели у художника за две тысячи рублей, а вскоре «Римскую оргию» приобрел будущий император, великий князь Александр Александрович. Семирадский приобрел высокого покровителя и заказчика, а великий князь - прекрасную работу для своей коллекции, которая в будущем легла в основу собрания Русского музея.

Оргия. Павел Александрович Сведомский. 1883Оргия. Павел Александрович Сведомский. 1883

Вообще, сюжетная линия римских оргий была популярна у художников во второй половине XIX века. В экспозиции представлена «Оргия» Павла Сведомского, а такжееще одна картина на эту тему - картина «Римская оргия» Вильгельма Котарбинского.

Римская оргия. Вильгельм Александрович Котарбинский. Конец XIX векаРимская оргия. Вильгельм Александрович Котарбинский. Конец XIX века

Полотно стало одним из самых ярких открытий выставки в Русском музее. Эта монументальная работа Котарбинского (3×5 метров) 100 лет пролежала в запасниках Русского музея, заклеенная грубой оберточной бумагой и накатанная на вал.Благодаря уникальным реставрационным работам, длившимся больше полугода, великолепноеживописное произведение было спасено от разрушения и сегодня показывается публике.

Процесс реставрации картины Вильгельма Котарбинского «Римская оргия»Процесс реставрации картины Вильгельма Котарбинского «Римская оргия».

«Оргия» стала открытием не только для публики, но и для музейного сообщества, ведь даже в генеральном каталоге Русского музея данная работа была представлена в черно-белой фотографии начала 1900-х годов. Реставрационная работа сотрудников Русского музея над «Римской оргией» Котарбинского была номинирована на VI премию газеты The Art Newspaper Russia.

Процесс реставрации картины Вильгельма Котарбинского «Римская оргия» 2.Процесс реставрации картины Вильгельма Котарбинского «Римская оргия».

В новом фильме Русского музея «Вильгельм Котарбинский. Искусством ... мечтать» научные сотрудники и реставраторы Русского музея рассказывают об этапах реставрации работы «Оргия», а также о том, как создавалась выставка о русских художниках середины XIX - начала XX века, чья жизнь и творчество были тесно связаны с Италией. Вместе со съемочной группой зритель попадет в реставрационные мастерские Русского музея и станетучастником большой подготовительной музейной работы, которая, как правило, всегда остается «за кадром» музейной экспозиции. Тизер к новому фильму, который можно посмотретьна выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме».

Для тех, кто следит за международными аукционами русского искусства, на выставке будет любопытно увидеть авторскую копию картины Генриха Семирадского «Танец среди мечей» (1881) из коллекции Государственной Третьяковской галереи. Один из вариантов этого полотна недавно был выставлен на торгах аукционного дома Sotheby’s.Картина была снята с продажи по настоянию польского правительства.

Танец среди мечей. Генрих Ипполитович Семирадский. 1881Танец среди мечей. Генрих Ипполитович Семирадский. 1881

Считается, что первое полотно было закончено в 1878 году. Его купил граф Александр Орловский, но в настоящее время местонахождение этой работы неизвестно.Второй вариант, заказанный московским фабрикантом и коллекционером Козьмой Солдатёнковым,был передан Музею Румянцева после смерти последнего и ныне входит в коллекцию Третьяковки.

Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков. Василий Смирнов. 1890.Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков. Василий Сергеевич Смирнов. 1890

Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» в Государственном Русском музее работает до 2 апреля 2018 года.

Источники: сайты artchive.ru и Русский музей

Павел Сведомский. «Фульвия с головой Цицерона». 1898

Павел Сведомский. «Фульвия с головой Цицерона». 1898. 28.gif

lyarder.livejournal.com

Семирадский Генрих Ипполитович - Журнал обо всём

. Это цитата

Семирадский Генрих Ипполитович

 Семирадский Генрих Ипполитович

 PL_Henryk_Siemiradzki_Autoportret_nieukonczony[1] - Семирадский Генрих Ипполитович

 Портрет римлянки. 1890

 Портрет римлянки. 1890 - Семирадский Генрих Ипполитович

 Портрет молодой римлянки. 1889

 Портрет молодой римлянки. 1889 - Семирадский Генрих Ипполитович

 Женский портрет. 1866

 Женский портрет. 1866 - Семирадский Генрих Ипполитович

 Семирадский Генрих Ипполитович (1843 - 1902) - выдающийся художник позднего академического направления. Выдающийся русский художник-портретист.

 Христос у Марфы и Марии. 1886

 Христос у Марфы и Марии. 1886. Холст, масло. 191х303 см - Семирадский Генрих ИпполитовичСемирадский родился в семье полкового врача-поляка. Детство и юность провел в Харькове. Первые навыки в живописи получил в местной гимназии под руководством ученика К. П. Брюллова Д. И. Безперчия, которого позже называл единственным своим учителем.

 Христос и самарянка. 1890

 Христос и самарянка. 1890. Холст, масло. 101х183 см - Семирадский Генрих Ипполитович

В своем творчестве отдавал предпочтение античным и библейским сюжетам. Произведения Семирадского при жизни мастера пользовались самым широким зрительским признанием. Отношение к ним критики было менее однозначным. Последовательный сторонник академизма, Семирадский подвергался резкой критике со стороны «реалистов» за свою твердую приверженность темам далекого прошлого.

 У источника. 1898

 У источника. 1898 - Семирадский Генрих Ипполитович

В советский период творчество Семирадского было практически вычеркнуто из истории русского национального изобразительного искусства. К художнику был прилеплен ярлык «космополита», а его картины признаны «идеологически чуждыми».

 У храма (Идиллия). 1881

 У храма (Идиллия). 1881 - Семирадский Генрих ИпполитовичВ 1860 г. по настоянию отца Семирадский поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет по разряду естественных наук. Спустя четыре года будущий певец античной красоты получил степень кандидата за "рассуждение" на тему "Об инстинктах насекомых". И тут же уехал в Петербург, где определился вольно-приходящим в АХ. Вскоре, показав блестящие успехи, Семирадский сумел стать учеником .

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889

 Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. Холст, масло. 366х544 см - Семирадский Генрих ИпполитовичВ 1870 г. ему присудили большую золотую медаль за конкурсную картину "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" с правом на шестилетнее пребывание за границей. Семирадский отправился в Мюнхен - второй после Парижа художественный центр Европы. Здесь он написал первое свое крупное произведение - "Римскую оргию блестящих времен цезаризма" (1872). Картина имела успех, ее приобрела Петербургская АХ, что позволило художнику переехать в Италию.

 Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898

 Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898. Холст, масло - Семирадский Генрих ИпполитовичВ Риме, где все живет и дышит искусством, воспоминаниями об античности, он остался на долгие годы и в России бывал лишь изредка. И все же Петербургская АХ присвоила живописцу все возможные звания (причем заочно), он получал большие официальные заказы. На всемирных выставках его работы представляли русскую школу живописи. Однако искусство Семирадского невозможно отнести к какой-либо национальной художественной школе, оно интернационально. Сам же художник - один из ярчайших представителей позднего европейского академизма. Правда, он внес в академическую традицию живописность, пленэрные начала, не случайно в его картинах большую, а иногда главенствующую роль играет пейзаж.

 У водоёма. 1895 У водоёма. 1895. Холст, масло - Семирадский Генрих ИпполитовичСемирадский - мастер создания атмосферы, атмосферы природной и атмосферы действия. К тому же он умел соединить их с занимательным сюжетом. Вот почему академическая риторика, мотивы и позы, равно знакомые и привычные публике, давно ставшие штампами, выглядели у него по-новому, а сам художник казался чуть ли не новатором.

 Тени волос. Последняя четверть XIX века  Тени волос. Последняя четверть XIX века - Семирадский Генрих ИпполитовичКруг излюбленных сюжетов Семирадского был достаточно узок. Это евангельские сюжеты, эпизоды античной истории и сцены из повседневной жизни античных времен - популярный в конце XIX в. античный жанр. Вторая крупная картина Семирадского "Христос и грешница" (1872) принесла художнику шумный успех и всеевропейскую известность. В ней хорошо видны основные особенности его искусства: композиция в целом весьма эффектна, однако фигуры сами по себе банальны и малоинтересны как по характерам, так и по живописи. Важен пейзаж, помогающий создать общее впечатление...

 Танец среди мечей. 1881  Танец среди мечей. 1881 - Семирадский Генрих ИпполитовичВ другой картине "Христос в доме Марфы и Марии" (1886) пейзаж уже главенствует. А лучшая картина художника на евангельскую тему "Христос и самаритянка" (1890) почти совсем лишена повествовательности. Это пронизанный солнцем пейзаж, в который мастерски вписаны фигуры Христа и женщины у колодца. Гигантская (3,85х7,04 м) картина, одна из двух наиболее знаменитых исторических композиций художника, "Светочи христианства. Факелы Нерона" (1876) официально завершила пенсионерство Семирадского. На ней изображен заключительный эпизод первого гонения на христиан (1 в. н. э.). Император Нерон с приближенными наблюдают, как слуги зажигают огромные факелы, в которые превращены опутанные паклей и обмазанные смолой христианские мученики. К сожалению, интересный замысел был безнадежно погублен исполнением.

 Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры. 1875

 Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры. 1875 - Семирадский Генрих ИпполитовичДостаточно сумбурная композиция вызвала резкую критику. Семирадского упрекали в холодности и отсутствии экспрессии в изображении действующих лиц. Зато зрители восторгались тем, как написаны разноцветные мраморы, ткани и прочие аксессуары. 

Сцена из римской жизни. 1883

 Сцена из римской жизни. 1883 - Семирадский Генрих ИпполитовичДостоинства и недостатки Семирадского проявились в "Светочах..." (в силу сложности замысла) особенно наглядно. Семирадский не был мастером психологической и пластической характеристики, не был даже оригинальным рассказчиком, но он умел "поставить" зрелище в целом, создать общее впечатление. Он был как бы пейзажистом исторического жанра. Картина принесла Семирадскому академическое звание профессора и Гран-при на Всемирной выставке в Париже, однако продать он ее не смог и подарил Краковскому музею.

 Талисман. 1884

 Талисман. 1884 - Семирадский Генрих ИпполитовичКульминацией творческой деятельности Семирадского стала прославленная "Фрина на празднике Посейдона в Эливсине" (1889). Это не просто огромная (только на переднем плане более 30 фигур в натуральную величину) картина, это программа, своего рода художественный манифест Семирадского. Представлен реальный исторический эпизод. В Эливсине на празднике Посейдона греческая красавица гетера Фрина на мгновение сбросила одежды и предстала перед народом как земное воплощение богини любви и красоты Афродиты (позже Фрину привлекли к суду за "оскорбление богов").

 Сельская идиллия. 1886

 Сельская идиллия. 1886 - Семирадский Генрих ИпполитовичЯвление, откровение красоты в мире было вожделенной целью и задачей всего творчества Семирадского. Наконец найден сюжет, найден безошибочно. Что же получилось? Вот мнение И. Е. Репина: "Большая картина... несмотря на всю академическую риторику, производит "веселое" впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления". Очень точный и, если учесть размах замысла, убийственный отзыв. К этому следует добавить, что позы фигур весьма условны, их живопись, особенно в тенях, маловыразительна. Что же касается фигуры Фрины (натурщицы Праксителя), ради которой и создавалась композиция, к которой направлены все взгляды присутствующих, то она может показаться деревянной не только в сравнении с пленительной пластикой Афродиты Книдской, но и рядом с женскими фигурами на картинах другого знаменитого поклонника классики - Энгра ("Источник", "Венера Анадиомена" и др.).

 Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882

 Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882. Холст, масло - Семирадский Генрих Ипполитович

И все же "Фрина..." почиталась среди современников бесспорным шедевром. Молодому К. С. Петрову-Водкину даже пришлось провести целое исследование, дабы доказать товарищам по ЦУТР, что эта картина не является одним из величайших созданий в истории живописи, а ее творец вовсе не гений.

 Римский пейзаж

 Римский пейзаж - Семирадский Генрих ИпполитовичПользовались успехом и другие работы художника: монументальные росписи в храме Христа Спасителя в Москве (1876-79), картины для Исторического музея - "Похороны вождя руссов в Булгаре" и "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году" (обе в 1883).

 Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872

 Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872 - Семирадский Генрих ИпполитовичВ перерывах между исполнением больших полотен Семирадский писал многочисленные "античные жанры": "По примеру богов" (1879), "Танец среди мечей" (1881), "Песня рабыни" (1884) и др. На фоне прекрасной природы показана жизнь, какой, вероятно, никогда не было в действительности. Жизнь-мечта...

 Портрет неизвестной

 Портрет неизвестной - Семирадский Генрих ИпполитовичДо конца своих дней Семирадский продолжал активно трудиться. Писал монументальные произведения для любимой Польши (для театров в Кракове, Львове и для Варшавской филармонии). Семирадский был отзывчив на нужды других. Материально помогал молодым польским художникам, искал мастерские для пенсионеров в Италии.

 Похороны знатного руса

 Похороны знатного руса. Холст, масло - Семирадский Генрих ИпполитовичУмер Семирадский в 1902 г. Был похоронен в Варшаве, но годом позже останки художника были перевезены в Краков и перезахоронены в костеле "На Скалке", где покоятся многие знаменитые поляки. 

 Дорога из Рима в Альбано. 1873

 Дорога из Рима в Альбано. 1873 - Семирадский Генрих Ипполитович

Гречанка. 1877

 Гречанка. 1877 - Семирадский Генрих Ипполитович

 Грешница. 1873

 Грешница. 1873. Холст, масло. 250х499 см - Семирадский Генрих Ипполитович

 Две фигуры у статуи сфинкса. 1870

 Две фигуры у статуи сфинкса. 1870-е - Семирадский Генрих Ипполитович

 Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870

 Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870 - Семирадский Генрих Ипполитович

 Итальянский дворик

 Итальянский дворик - Семирадский Генрих Ипполитович

 Из античной жизни. По дороге на праздник урожая. 1890

 Из античной жизни. По дороге на праздник урожая. 1890-е - Семирадский Генрих Ипполитович

 Игра в кости. 1889

 Игра в кости. 1889. Холст, масло - Семирадский Генрих Ипполитович

 Корсары. 1880

 Корсары. 1880 - Семирадский Генрих Ипполитович

 Красота и любовь. 1894

 Красота и любовь. 1894 - Семирадский Генрих Ипполитович

 Ночь накануне Ивана Купалы. 1880-е

 Ночь накануне Ивана Купалы. 1880-е - Семирадский Генрих Ипполитович

 Отдых. 1890

 Отдых. 1890. Холст, масло. 51х81 см - Семирадский Генрих Ипполитович

 Оргия времен Тиберия на острове Капри. 1881

 Оргия времен Тиберия на острове Капри. 1881 - Семирадский Генрих Ипполитович

 Опасный урок

 Опасный урок. Холст, масло - Семирадский Генрих Ипполитович

 Пастушок, играющий на свирели

 Пастушок, играющий на свирели - Семирадский Генрих Ипполитович

 Песня рабыни. 1884

 Песня рабыни. 1884 - Семирадский Генрих Ипполитович

 По примеру богов

 По примеру богов - Семирадский Генрих Ипполитович

 Портрет графини Тышкевич. 1889

 Портрет графини Тышкевич. 1889 - Семирадский Генрих Ипполитович

 Рим. Деревня

 Рим. Деревня. Холст, масло - Семирадский Генрих Ипполитович

 Цыганка. 1877

 Цыганка. 1877 - Семирадский Генрих Ипполитович

 Шопен в салоне князя Антона Радзивилла в Берлине в 1829 году

 Шопен в салоне князя Антона Радзивилла в Берлине в 1829 году - Семирадский Генрих Ипполитович

 Сцена у колодца. 1890

 Сцена у колодца. 1890 - Семирадский Генрих Ипполитович

 Орфей в подземном царстве. Конец 1880-х

 Орфей в подземном царстве. Конец 1880-х - Семирадский Генрих Ипполитович

 Итальянский пейзаж

 Итальянский пейзаж - Семирадский Генрих Ипполитович

kolybanov.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта