Описание картины Антона Лосенко «Авель». Лосенко картины
Антон Лосенко – первый российский исторический живописец
Антон Лосенко – первый российский исторический живописец
Антон Лосенко, один из самых значимых художников России XVIII века, родился в 1737 году в городе Глухов (Украина) в казацкой семье, осиротев в семилетнем возрасте. Еще при жизни родителей Лосенко обучался в Глуховской школе песни и инструментальной музыке, а после их смерти пел в Придворной певческой капелле. В 16-летнем возрасте вынужден был ее покинуть из-за изменений в голосе, после чего был направлен учиться живописи у крепостного живописца Ивана Аргунова, «принадлежавшего» графу Петру Шереметьеву. Молодой художник обучался этому тонкому искусству почти шесть лет, после чего был зачислен в 1758 году в Академию искусств (Петербург). Приемом студентов занимался основатель этой академии и Московского университета, фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф Иван Шувалов.
Учителям учебного заведения, где учился Лосенко, в основном были французы. Под их руководством молодой живописец создал первые свои две серьезные работы: портреты Шувалова и поэта Ивана Сумарокова. Тогда же, спустя два года обучения, был отправлен во Францию для усовершенствования своей техники живописи. Там в течение двух лет он создавал одну из крупнейших своих работ – полотно «Чудесный улов рыбы» (евангельский сюжет). В этой работе начала проявляться индивидуальность автора. Хоть он и писал в пропагандируемом тогда стиле классицизма, Лосенко смог вписать в жесткие каноны человеческий, смягченный образ Спасителя.
Вернувшись в Петербург в 1762 году, художник получил заказ на создание «Портрета Великого князя Павла Петровича в детстве». В дальнейшем этот человек стал императором Павлом I. В этот же период к нему обратились основатель первого публичного театра в России Федор Волков и актер Яков Шумской. Выполнив заказы, Антон Лосенко вернулся в Париж, чтобы продолжить свое обучение, обучаясь исторической живописи в Жозефа-Мари Виена. В 1764 году им написаны картины «Андрей Первозванный» и «Смерть Адониса», а годом позже, в конце обучения, написал «Жертвоприношение Авраама», перебравшись в Италию. В те же годы молодого художника заинтересовала античность. Впрочем, эта заинтересованность продиктована временем и модой – классицизм поощрял обращение к древнегреческим сюжетам, и в 1769 году появилась картина «Зевс и Фетида». Глядя на творчество Лосенко, заметно влияние тех или иных стилей на его мастерство. До середины 1760-х мастер красок рисовал библейские сюжеты в стиле позднего барокко, а в конце десятилетия он обратился к классицизму, что хорошо заметно в картинах «Каин» и «Авель». В «итальянский» период творчества художник много времени уделял рисованию голых тел, с точностью пропорций и анатомических особенностей человека. Закончив эти две картины, художник вернулся в Петербург. 60-е годы в творчестве автора особенно богаты портретными работами, посвященными современникам. Герои его картин величественны, одухотворены, от них веет человеческой добротой и доброжелательностью.
К 1770 году Лосенко заинтересовался древнерусской культурой, создав «Владимира и Рогнеду». Крупная работа доказала справедливость утверждения, что русская история имеет право стоять на одной ступеньке с историей античности по крайней мере в культурном плане. За эту картину живописец получил звание академика. Согласно истории, Новгородский князь Владимир просил князя половцев Рогвольда отдать за себя замуж его дочь. Последний отказал Владимиру, вызвав его гнев. Вскоре Владимир завоевал Полоцк, убил князя с сыновьями, а его дочь, Рогнеду, взял в жены силой. Картина Лосенко изображает кульминационный момент, когда Владимир вторгается в покои только что осиротевшей девушки. Но здесь художник отошел от истории, к картине идеалы эпохи просвещения – гуманизм и нравственность. Князь Владимир как бы кается перед Рогнедой в содеянном. Он больше не вероломный князь, начинающий войну в угоду своим амбициям. Больше чем такое перевоплощение князя критиков порадовал антураж картины – национальное прошлое. С тех пор, история русского народа входит в высший свет живописи, занимая место наравне с античностью и Библией, становится сюжетом исторической картины.
Пионером Лосенко стал и в другом направлении искусства в России. Он создал первый в стране учебник по художественной анатомии человека, назвав его «Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии художеств профессора живописи господина Лосенка для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное». Для нескольких поколений художников, особенно классицистов, этот труд стал главным помощником в развитии и оттачивании их художественных навыков. Следующим шагом Лосенко стал труд, в котором он изложил азы исторической живописи. Работы талантливого художникабвли написаны и изданы в годы его преподавательской деятельности. Сначала он был назначен адъюнкт-профессором Императорской Академии художеств, профессором, и, в конце концов, ее директором.
Последней работой автора стала незаконченная картина «Прощание Гектора с Андромахой» (1773 год). Оригинальный сюжет из «Илиады» Гомера рассказывает о подвиге самопожертвования ради любви к Родине. Гектор, сын царя Трои Приама, прощается с женой и своим ребенком перед сражением. Художник изобразил героев будто знавших, что из этого сражения им не вернуться живыми, поэтому вся сцена изображена как патетическая. Примечательно, что наигранно патетичен лишь Гектор. Остальные люди персонажи величественны, сдержанны, суровы. Они контрастируют с центральной фигурой полотна, создавая гармоничность композиции.
Увы, талантливый художник умер рано – в возрасте 36 лет. Причиной смерти стала «водяная болезнь» – водянка. Современники отмечали, что Лосенко не место в преподавательском деле – не из-за отсутствия таланта, как раз наоборот. Скульптор Этьен Морис Фальконе писал императрице Екатерине II, что Лосенко не может реализовать себя как художник на преподавательской должности, а будучи вечно вовлеченным в «подковерные интриги дворян», чувствовал, что ему не место среди этих людей. Фальконе также отмечал, что эти люди погубят «первого искусного художника нации». Императрица обещала отреагировать и перевести Лосенко в Эрмитаж, но этого не случилось. Возможно, из-за подорванного морального состояния и высосанных этими интригами сил, Антон Лосенко и не смог справиться с тяжелым недугом. Согласно другой версии, он якобы перенес ряд унижений, лишился заказов, был стеснен материально, и из-за захлестнувшего его отчаяния спился. Противники этой редкой теории отмечают, что живописец напротив вел здоровый, «воздержанный» образ жизни, а вино применял только как лечебное средство. Интересно, что версия о пьянстве появилась только в 50-е годы прошлого века, в то время как обратную этой версии высказал еще Петр Петров – писатель и искусствовед XIX века.
Не смотря на слухи и домыслы, в историю России Антон Павлович Лосенко вошел как искусный портретист и основоположник исторической национальной живописи. Живописец стал первым русским художником, признанным европейскими мастерами, искусствоведами и высшим светом как истинный русский мастер картины.
russia.rutut.ru
Биография художника Лосенко Антон Павлович
30 июля 1737 (Глухов Черниговской губернии) — 23 ноября 1773 (Санкт-Петербург)
Живописец, график.
Происходил из купеческой семьи. В раннем детстве осиротел. В 1744 был принят в придворный хор в Петербурге. В августе 1753 отчислен из певчих как «спавший с голоса» и направлен обучаться живописи к И. П. Аргунову. В 1758–1760 учился в ИАХ у Л.-Ж. Ле-Лоррена, Ж.-Л. де Велли, Л.-Ж.-Ф. Лагрене. Одновременно начал преподавать в Академии. В сентябре 1760 в качестве пенсионера Академии уехал в Париж, где совершенствовал свое мастерство под руководством директора Королевской Академии живописи и скульптуры Ж. Ресту. Осенью 1762 вызван И. И. Шуваловым в Россию. В том же году произведен в адьюнкты. В 1763 снова отправился в Париж, занимался у Ж. М. Вьена. Пользовался покровительством русского посла в Париже князя Д. А. Голицына, в доме которого некоторое время жил. В 1763, 1764, 1765 удостаивался серебряных медалей Королевской Академии живописи и скульптуры за рисунки.
С 1765 по 1769 находился в Италии. В 1769 возвратился в Россию. В том же году за картины «Авель» и «Каин», а также копию с ватиканской фрески Рафаэля «Правосудие» удостоен звания «назначенного» в академики. В 1770 за картину «Владимир и Рогнеда» избран академиком, назначен адьюнкт-профессором и в том же году — профессором ИАХ. С 1770 до конца жизни руководил классом исторической живописи. Среди его учеников — И. А. Акимов, П. И. Соколов. С 1772 наряду с Н. Жилле занимал пост директора Академии.
В 1772 написал работу «Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй…для пользы юношества, упражняющегося в рисовании», которое служило учебным пособием для нескольких поколений воспитанников Академии художеств.
В 1987–1988 в Государственном Русском музее в Ленинграде прошла ретроспективная выставка произведений художника.
Лосенко — выдающийся русский живописец и рисовальщик раннего классицизма. Его творческое наследие невелико, а период активной художественной деятельности насчитывает всего около пятнадцати лет. Ему принадлежат лавры основоположника исторической живописи в России. Среди наиболее известных полотен мастера — «Зевс и Фетида» (1769), «Владимир и Рогнеда» (1770), «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Помимо исторической живописи занимался портретом, создав в этой области несколько выдающихся произведений, в частности портреты И. И. Шувалова, А. П. Сумарокова (оба — 1760), великого князя Павла Петровича в детстве, Ф. Г. Волкова (оба — 1763).
Индивидуальной манере художника присущи декоративизм и некоторая архаичность художественных приемов, характерные для многих мастеров середины XVIII столетия (в меньшей степени это проявилось в портрете). Вместе с тем в его живописной лексике уже нет столь очевидных признаков перехода от средневековой системы к новой, как у И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Лосенко ввел новые соотношения между объемно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим строением полотна, он тяготел к более сложной и натуральной трактовке лица и рук, хотя и не достиг той степени трепетности живой материи, которая есть в работах его современника Ф. С. Рокотова.
Произведения Лосенко находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.
Показать цены на работы художника
artinvestment.ru
Лосенко, Антон Павлович — википедия фото
Родился в 1737 году в семье русского купца Павла Яковлевича Лосева, по торговым делам часто бывавшего в Малороссии и Польше и поселившегося наконец в Глухове. Когда ему было четыре года, умирает мать, потом и отец, и семилетний мальчик отдаётся в Санкт-Петербург в придворный хор.
После "спадения" голоса с 1753 учился живописи у Ивана Петровича Аргунова, а с 1759 начинает преподавательскую деятельность во вновь образованной Санкт- Петербургской академии художеств. Вскоре его отправляют пансионером в Париж к Ж. Рету и (позднее) к Ж.М. Вьену (где ему покровительствовал Д. М. Голицын), а затем он продолжил совершенствоваться во Французской академии в Риме. Считается (наряду с Баженовым) первым пенсионером Академии.
После возвращения в Россию снискал известность полотном «Владимир и Рогнеда» (1770) — несколько наивным и мелодраматичным, но впервые представившим русскую древность наглядно, на принятом в то время художественном языке.
Программа на звание академика: «Владимир, утвердясь на новгородском владении, посылает к полоцкому князю Роговльду, чтобы ему отдал дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздраженный Владимир подвигнул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Роговольда с двумя сынами лишив жизни, с высокосмысленною Рогнедою неволею сочетался». |
За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, вскоре он стал профессором. В 1772 году Лосенко становится директором Академии художеств, разделив эту должность с Н. Жилле.[1]
Портреты кисти Лосенко немногочисленны, но отличаются выразительностью и чётким следованиям принципам классицизма.
Скончался от водянки в 1773 году. Художник похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.[1] В советской литературе встречается информация, что из-за отсутствия заказов и стеснённого материального положения нестарый ещё художник «от унижений и отчаяния спился»[2]. Другие авторы, напротив, отмечают «воздержный образ жизни» художника и то, что белое вино он употреблял как лекарство от болезни[3].
org-wikipediya.ru
Описание картины Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда»
Лосенко – русский живописец, положивший начало русской исторической живописи. До него её, как таковой, не существовало – были религиозные и мифологические сюжеты, но преимущественно западные, не имевшие к России никакого отношения. Только после Лосенко история родной страны выделилась во что-то, что можно отражать в картинах, тем самым увековечивая.
«Владимир и Рогнеда» – картина исключительно сюжетная. На ней изображен один из кульминационных моментов предания о князе Владимире и его первой жене. Полюбив её за её красоту – Рогнеда была дочерью князя и сестрой княжичей, веселой и жизнерадостной – Владимир посватался к ней и получил отказ. Тогда он с войском вторгся в земли её отца, сжег город, убил братьев Рогнеды и её родителя, а её саму «силой взял в жены» – именно этот момент и отражен на картине.
В центре её две фигуры, притягивающие взгляд. Рогнеда сидит в кресле, глаза у неё слепые и белые, одной рукой она ещё пытается оттолкнуть Владимира, второй держится за случайную ткань.
Владимир над ней, в богатых одеждах, в короне, но лицо его не соответствует сложившемуся в легенде образу насильника и язычника – он смотрит на Рогнеду с чем-то вроде ужаса и сострадания, держит её отталкивающую руку, свою вторую руку прижимает к груди, к сердцу, словно желая достать его и показать, какая в нем заключена тоска. Возможно, это излишняя романтизация. Возможно, художник полностью меняет смысл легенды, но одновременно в этом жесте есть своеобразная красота.
Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица, с лицом смиренным и скорбным. За Владимиром толкутся его солдаты, смотрящие на сцену безразлично и серьезно – похоже, им не терпится начать делить добычу.
Благодаря изменению на лице Владимира, вся сцена кажется двойственной. Да, женщину здесь собираются силой сделать женой, но в князе чувствуется предчувствие раскаяния, к которому он придет однажды.
opisanie-kartin.com
Описание картины Антона Лосенко «Авель»
Год создания – 1768г. Картину можно увидеть в Харьковском музее изобразительного искусства.
Художник несколько лет изучал классическую живопись за границей, совершенствуя навык письма. Создавая копии с картин великого Рафаэля, он сумел достичь высокого уровня рисования. К моменту написания картины Лосенко досконально изучил натурную школу, поэтому приступал к изображению человека в полный рост с большим знанием дела.
Картина «Авель», так же как другая работа живописца – «Каин», не имеет контекста. Библейские имена лишь обозначили натурщиков, позировавших для полотна, однако они идеально соответствуют сюжету картин. Интересно, что закрепившееся название появилось позже, сам автор так свою работу не называл.
Художник поставил перед собой задачу показать сильного человека в момент страдания, с чем великолепно справился.
Пространство картины идеально организовано: обнаженная натура, искусно задрапированная красной тканью, расположена строго по диагонали. Тщательно выписаны каждая анатомическая деталь, идеально соблюдены пропорции.
Фигура упавшего навзничь Авеля полна боли и отчаяния. Мышцы свела судорога, явно ощущается внутреннее движение в побледневшем теле. Глаза закрыты, открытые уста издают прощальный стон умирающего. Рука последним усилием тянется к месту смертельного удара.
Мрачный общий тон произведения созвучен происходящему событию. Приковывает к себе внимание красное пятно вокруг лежащего Авеля: зритель постепенно перестает видеть на картине отрез ткани, воспринимая его как расплывающееся кровавое пятно.
Отсутствие второго плана, пейзажного окружения, что было так принято изображать вокруг человеческой фигуры, подчеркивает
Художественное мастерство живописца было не только замечено, но и отмечено: за «Авеля и «Каина» талантливый художник удостоился звания академика.
opisanie-kartin.com
Картины, описание картин — Лосенко, Антон Павлович
Описани е картины Антона Лосенко: Владимир и Рогнеда.Лосенко – русский живописец, положивший начало русской исторической живописи. До него её, как таковой, не существовало – были религиозные и мифологические сюжеты, но преимущественно западные, не имевшие к России никакого отношения. Только после Лосенко история родной страны выделилась во что-то, что можно отражать в картинах, тем самым увековечивая.«Владимир и Рогнеда» — картина исключительно сюжетная. На ней изображен один из кульминационных моментов предания о князе Владимире и его первой жене. Полюбив её за её красоту – Рогнеда была дочерью князя и сестрой княжичей, веселой и жизнерадостной – Владимир посватался к ней и получил отказ. Тогда он с войском вторгся в земли её отца, сжег город, убил братьев Рогнеды и её родителя, а её саму «силой взял в жены» — именно этот момент и отражен на картине.В центре её две фигуры, притягивающие взгляд. Рогнеда сидит в кресле, глаза у неё слепые и белые, одной рукой она ещё пытается оттолкнуть Владимира, второй держится за случайную ткань.Владимир над ней, в богатых одеждах, в короне, но лицо его не соответствует сложившемуся в легенде образу насильника и язычника – он смотрит на Рогнеду с чем-то вроде ужаса и сострадания, держит её отталкивающую руку, свою вторую руку прижимает к груди, к сердцу, словно желая достать его и показать, какая в нем заключена тоска. Возможно, это излишняя романтизация. Возможно, художник полностью меняет смысл легенды, но одновременно в этом жесте есть своеобразная красота.Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица, с лицом смиренным и скорбным. За Владимиром толкутся его солдаты, смотрящие на сцену безразлично и серьезно – похоже, им не терпится начать делить добычу.Благодаря изменению на лице Владимира, вся сцена кажется двойственной. Да, женщину здесь собираются силой сделать женой, но в князе чувствуется предчувствие раскаяния, к которому он придет однажды.www.art-drawing.ru
Лосенко А.П. Владимир и Рогнеда. 1770
Лосенко Антон Павлович (1737 – 1773)Владимир и Рогнеда1770Холст, масло. 211,5х177,5Государственный Русский музей
Эта картина является очень важным звеном в истории русской живописи – это первое полотно, посвященное древнерусской истории. До этого все исторические сюжеты черпались либо из мифологии – греческой, римской, скандинавской или раскрывали яркие страницы античной или западноевропейской истории.
Крещение Руси – всегда считалось поворотным моментом в развитии Руси. Это событие всегда было окутано легендами, домыслами, даже летописные источники подчас идеологически приукрашены. Один из самых жестких сюжетов, посвященных Владимиру, рассказывает о тех временах, когда он, будучи еще новгородским князем (следовательно, язычником) посватался к полоцкой княжне Рогнеде, но был отвергнут ее отцом — князем Рогвольдом. Тогда Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», пошел войной на Полоцк, убил отца и двух братьев княжны и насильно взял ее в жены. Летописцы не скрывают жестокости и бесчинств молодого Владимира, тем сильнее на контрасте должно предстать его преображение после принятия христианства. Но художник пытается найти оправдание поступку Владимира – для него он уже устойчивый национальный герой. На картине представлен момент раскаяния князя, изъясняющего свои чувства убитой горем Рогнеде. Он кажется таким нежным и любящим влюбленным романтическим героем – жертвой обстоятельств.
Все изображение на полотне Лосенко построено в духе театрального классицистического действа. В композиции соблюдено единство трех планов и трех цветов, а также выдерживается иерархия действующих лиц. Чувства главных героев переданы языком театрализованных жестов, их лица освещены возвышенной патетикой. Известно, что Владимира художник писал с актера И. А. Дмитриевского.
Антураж картины — обстановка, костюмы — не столько исторический, сколько театральный. Однако в ХVIII веке история материальной культуры не была достаточно разработана в отечественной исторической науке и художнику негде было почерпнуть точные знания о далекой эпохе Х века, которую он изображал.
Автор текста: Н.М.Михайловская
virtualrm.spb.ru