Художник двух континентов. Фешин Николай Иванович (1881 — 1955 г.г.). Фешин картины
Художник Фешин Николай Иванович — картины, биография, выставка работ с названиями
В сообщении, посвященном 148 годовщине со дня рождения Валентина Серова, мы не скупились на эпитеты «известный, талантливый, выдающийся…». Все — справедливо. Серова знают, о нем говорят, им гордятся. Однако, есть художники, которые, обладая большим талантои, остаются для многих и многих неизвестными. К таким художникам относится Николай Фешин.
Фешин Николай Иванович
(1881-1955)
Николай Иванович Фешин родился 9 декабря 1881 года в Казани. Отец художника Иван Александрович Фешин — был владельцем иконостасной мастерской. Мать его — Прасковья Викторовна — была родом из Костромы.
Публичную школу художник закончил в 1895 году. 1900 год ознаменовался получением отзывов в прессе на свои первые работы, выставленные на ученической выставке. В1901 году Фешин закончил отделение живописи художественной школы Казании, имея необходимые рекомендации, поступил в Высшее художественное училище, относящееся к Академии художеств. Там он проучился с 1901 г. по1909 г.Одновременно с обучением в училище Фешин Николай Иванович посещал мастерскую Ильи Ефимовича Репина (1902–1907 гг.).
Мальчик
Мальвы
1923, Миссис Крейг
Портрет Веры Фокиной
Дама с сигаретой
В 1906 г. на Весеннюю выставку, устраиваемую в Академии художеств, цензура не пропустила работу Фешина «Из окна».В1907 г. учитель Фешина И.Е. Репин ушел из Академии. Пятьдесят его учеников (Фешин в том числе) написали Репину письмо, прося его вернуться в Академию художеств.
В 1908 года официальным постановлением Фешина оставили на год в Высшем художественном училище с целью продолжения работы над картиной, которая планировалась на конкурс. За этот период Фешин получил первую премию имени Куинджи за выставленную на Весенней выставке в Академии «Черемисскую свадьбу». Музей Академии Художеств приобрел картину «Портрет неизвестной».Наконец,в 1909 г. Николай Иванович получил официальное звание художника за написанную им ранее картину «Капустница». Помимо этого, он был наделен правом пенсионерской заграничной поездки. В ноябре этого же года художник окончил Высшее художественное училище и получил диплом. Приняв участие в международной Мюнхенской выставке, Фешин за картину «Дама в лиловом» получил золотую медаль.
Николай Фешин портреты
Дама в лиловом (Портрет неизвестной)
Капустница
Портрет С.Т. Коненкова
В 1910 г. Фешин совершил пенсионерскую поездку по нескольким европейским странам: Австрии, Германии, Италии и Франции. В поездке его сопровождала Н. М. Сапожникова (1877—1944) — представительница казанской купеческой династии, которая сама занималась живописью, и была моделью и меценатом Фешина. По собственным воспоминаниям, он настолько устал от новых впечатлений, что по результатам поездки не смог представить Академии отчётной работы, и был лишён пособия на следующий год.«Портрет Н.М. Сапожниковой»
В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба»(1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3,3 млн долл.) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани.С 1910 годахудожник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В 1913 году он женился на Александре Белькович — дочери директора Казанской художественной школы, в 1914 году у них родилась дочь Ия.
Николай Фешин картины с названиями
Миссис Фешина с дочерью
Ия
Наиболее значительные произведенияхудожника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца»(1918). С 1919 года произведения Фешина начинает приобретать Казанский музей изобразительного искусства: по инициативе П. М. Дульского было приобретено три полотна. Дульский же в 1921 году издал первую биографию Фешина, содержащую также анализ его живописи. В годы Гражданской войны Фешин в основном зарабатывал писанием портретов, а также росписью кустарных шкатулок. Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП(б), помогли Фешину перебраться в США. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей.
С 1923 года художник жил в Нью-Йорке. Он имел большой успех как портретист, в частности, написав Лиллиан Гиш в образе Ромолы — героини Джордж Элиот. В Нью-Йорке у него развился туберкулёз, и врачи посоветовали ему переехать в местность с более сухим климатом. С 1927 года художник поселился в Таосе (штат Нью-Мексико),где построил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственногоисполнения. В 1931 году Фешин получил американское гражданство.
В 1936 году И. Ильф и Е. Петров во времясвоей поездки по США случайно встретились в Таосе с супругой Фешина, беседу с которой они описали в книге «Одноэтажная Америка»:«Она уехала в двадцать третьем году из Казани. Муж ее — художник Фешин, довольно известный в свое время у нас. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге, и они устроили ему приглашение в Америку. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Этому главным образом способствовал успех в делах. Картины продавались, денег появилась куча. Фешин, как истинный русак, жить в большом американском городе не смог, вот и приехали сюда, в Таос. Построили себе дом, замечательный дом. Строили его три лета, и он обошелся в двадцатьтысяч долларов. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити. Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Миссис Фешина осталась в Таосе одна. «
В конце 1930-х годов Фешин стал путешествовать по Мексике, Японии и Индонезии, снимал студию в Пасадене, затем в 1947 году окончательно переселился в Санта-Монику.Умер Николай Фешин в Санта-Монике (ныне пригород Лос-Анджелеса) 5 октября1955 года во сне. Американская печать откликнулась на смерть фразой «умер бог живописи…».
Усилиями его единственной дочери Ии НиколаевныФешиной-Бренхам (1914—2002) в 1976 году прах Н. И. Фешина был перезахоронен в Казани
Обратите внимание
www.na-vasilieva.ru
Нью-Йорк. Аукцион Sotheby's. Живопись Николая Фешина.
Живопись Николая Фешина.
01 ноября, Нью-Йорк, Аукцион Sotheby's "Important Russian Art".Автопортрет. 1920.1 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's будут выставлены на продажу не менее трех картин русского художника , скульптора, эмигрировавшего в 1923 году в Америку Николая Фешина.Лоты включают работы из National Cowboy & Western Heritage Museum. Общая оценка всех лотов составляет $ 3,4–5,6 млн., что явно превосходит оценку 130 лотов Александра Бенуа (€1–1,4 млн.)!
Черемисская свадьба. 1908.На аукционе лот представлен как "Bearing away the bride. 1908". Эстимейт - 3,000,000-5,000,000 USDwww.sothebys.com
О непростой жизни и творчестве Николая ФешинаТворчество Николая Ивановича Фешина (1881 - 1955)Ни в России, ни в США имя Николая Фешина не имеет особо громкой известности. Причина этого проста: его творчество плохо знают. Так уж сложилось, что и в России, и в Америке он по большей части жил в провинции, что отчасти послужило причиной недостаточного внимания к творчеству художника. Еще более существенным фактором для Советского Союза явилась эмиграция художника в США в 1923 году, которая предопределила игнорирование имени Фешина на родине. В США работы художника ценились среди коллекционеров, приверженцев реалистических традиций.
Беспризорник. 1890-е.Первое упоминание имени Фешина можно найти в отзыве не выставку учеников Казанской художественной школы в 1900 году: "Большую толпу останавливают работы еще молодого ученика Фешина "Христос" и два его пейзажа.
Зимний пейзаж (с плетнем) (1900-е)
Зимний пейзаж (1900-е)
Распутица (1900-е)
Сельский пейзаж. Этюд (1900-е)
За время учебы в Санкт-Петербурге появление работ Фешина на весенних выставках в Академии художеств также обращало на себя внимание критиков. Из воспоминаний художника: "...Моя сверхзанятость искусством поглощала все мое время и не оставляла сил на что-нибудь другое... В Казани мы, учащиеся, варились в собственном соку и не видели ни приличных выставок, ни хорошей живописи. Не трудно представить каким волшебным показался мне Петроград, с его первоклассными музеями, театрами и так далее..."
Выход из катакомб после моления. Этюд (1903)Один из сохранившихся учебных эскизов первого года учебы в репинской мастерской - отмеченный академическим советом первой премией "Выход из катакомб после моления". Эскиз многофигурной композиции должен был отвечать определенным правилам. Расположение фигур Фешин подчиняет W-образной линии. В этом эскизе проявилось качество, впоследствии свойственное всем многофигурным композициям Фешина, - отсутствие главного героя.
Выход с фабрики (1904)Революционные события 1905 года захлестнули и Академию. Фешин не остался в стороне. Художник обращался к социальной тематике еще в 1904 году (Выход с фабрики), наибольшую остроту получили работы о революции 1905 года:1905 год на заводе
Искусство Фешина лежит в русле поиска современников не только идейных основ творчества, но и в области художественной формы. Поиски Фешина в области выразительных средств живописи показвают присущие ему черты: ему присущи высветление палитры, увлечение широким мазком, создающую рельефную, вибрирующую поверхность.
Неудачная шутка (1911)
Обливание (1914)
Фешин становится Фешиным с создания в 1908 году принципиальных в его творчестве произведений - "Черемисская свадьба" и "Дама в лиловом".
Черемисская свадьба. 1908.Привлекательность сюжета картины предопределялась красочностью самого действа. Брачные обряды даже у крещеных черемисов (народа мари) сохранялись языческие. Подругу жизни приобретали большей частью через сватовство, но иногда невеста и похищалась. На картине изображен момент, когда свадебный поезд увозит похищенную невесту на глазах у всей деревни.
Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд (1908)На весенней академической выставке "Черемисская свадьба" была удостоена I премии имени Куинджи и вместе с "Дамой в лиловом" была послана на выставку в Мюнхен.
В 1908-09 годах - последних, связанных с Академией художеств и началом преподавания в Казанской художественной школе, - Фешин создает произведения, в которых уже в полной мере проявляется его собственная манера. Такие портреты, как портрет Е.К. Маковской, дочери художника К.Е. Маковского, портрет художника К.М.Лепилова, выполнены уже с большей степенью артистической свободы.
Портрет Е.К.Маковской (дочери художника К.Е.Маковского) (1908)
Портрет архитектора С.О.Овсянникова (1907—1908)
Портрет художника К.М.Лепилова (1909)
С 1909 года Фешин начинает участвовать в международных выставках. "Я начал получать приглашения участвовать в международных выставках повсюду. В этот же год я получил приглашение на выставку в Институт Карнеги (Питсбург) и с этого момента началась моя связь с Америкой".
Портрет жены (1918—1922)
Задачу композиционного портрета художник решает в "Даме в розовом": поза с ее спиралевидным движением вносит внутреннее напряжение.Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской) (1912)
Портрет Вари Адорадской, в котором в полной мере воплотился образ детства - одно из самых гармоничных созданий художника.
Портрет Вари Адоратской (1914)
С началом Первой мировой войны оборвались связи с заграницей, в 1917 году начались, как известно, революционные преобразования. Художник пишет: "Нужно сказать, что я моя семья меньше других пострадали от жестокостей революции... Некоторые мои ученики неожиданно оказались на ответственных постах в новом правительстве. Один из таких учеников в самый разгар войны побеспокоился обо мне и попросил своих товарищей проследить, чтобы меня не трогали, и я был под защитой... В 1919 году людей безжалостно косили голод и тиф. В этом году я потерял отца, он умер от тифа. Через несколько месяцев умерла моя мать..."Фешину пришлось писать портреты и политических лидеров той эпохи.
Портрет В.И.Ленина (1918)
Портрет Карла Маркса (1918)
Последней большеформатной многофигурной картиной художника стала "Бойня" (1919 год). Фешин выбрал сюжетом совершение акта убоя скота.Бойня (1919)Последние эскизы - "Голод", "Восстание в тылу Колчака", близки по настроению к "Бойне". Тенденция экспрессионизма в творчестве художника достигает в них крайнего предела.
Голод. Эскиз (1921)
Восстание в тылу Колчака. Эскиз (1923)
"...В 1921 году в Казань прибыла А.Р.А. (Американская администрация помощи). На фоне окружавшей нас нищеты и разрушения они произвели на нас ошеломляющее впечатление своими автомобилями, чистой одеждой и сытым видом...". Благодаря А.Р.А. после восьмилетнего перерыва Фешин снова связался со своим покровителем в Питсбурге Уильямом Стиммелом. Благодаря его усилиям были подготовлены все документы для эммиграции Фешина с семьей из большевистской России. 1 августа 1923 года они уже были в Нью-Йорке. Фишин начал писать почти немедленно. В Нью-Йорке он впервые увидел чернокожих людей и пришел в абсолютный восторг, тут же попросив найти ему чернокожую модель.
Портрет "Негритянка с апельсином" стал первой работой Фешина в Америке.Негритянка с апельсином (1923)
В художественную жизнь Нью-Йорка Николай Иванович включился моментально. Буквально через несколько месяцев после переезда Бруклинский музей включает 18 его работ в состав зимней выставки современного русского искусства, в которой участвовали Б. Григорьев, Л. Бакст, В. Кандинский. Лучшие полотна этого времени - "Ия с дыней (1923)", "Лето (1924)", "Мать и дочь (1923)".
Моя дочь Ия (Ия с дыней) (1923)
Ия (1923—1926)
Портрет Ии (1923)
Портрет Веры Фокиной (1923—1926)
Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы (1925)Нью-йоркский период, несмотря на краткость, был одним из самых плодотворных. Но открывшийся туберкулез вынудил Фешина искать другое место. С лета 1926 года семья переехала в Таос - небольшой город на севере штата Нью-Мексико.
Ранчито (1927—1933)
Таос (1927—1933)
Первый снег (1927—1933)Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке.
С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. В 1936 году он шесть месяцев пробыл в Мексике, в 1938 году он был в Бали. Девочка с острова Бали (1938)
Храмовая танцовщица (1938)На аукционе лот представлен как "Temple Dancer. 1938". Эстимейт - 200,000-300,000 USD.
Высшими достижениями в рисунке Фешина являются штудии обнаженной натуры, в которых он раскрывается как один из самых интересных мастеров своего времени, творчески развивавшим академические традиции.Штудия обнаженной женской натуры (1920)
Штудия обнаженной женской натуры (1935—1955)
Лежащая натурщица (1913)
Лежащая натурщица (1919)
Сидящая натурщица (1913)
Этюд обнаженной натуры (1919)
Сидящий натурщик (1911)
Параллельно рисуночным штудиям в живописи у Фешина развивается жанр ню. Чувственная красота плотного, осязаемого тела, усложненность поз или взятых ракурсов проявляют виртуозность отточенного мастерства.
Натурщица (1910-е)
Натурщица (1913)
Купальщица (Не ранее 1913)
Ню (1911)
Ню (1920-е)
Обнаженная в ванной комнате (1916)
Обнаженная с раковиной (1923—1926)
Стоящая обнаженная модель (1925—1926)
Сидящая натурщица (1934—1955)
Баня (До 1923)
Натюрморты.Эффектны, полны брызжущей, радостной экспрессии натюрморты Николая Фешина. С яркими цветами - маками, подсолнухами, калами, настурциями. Взрывная энергия художника вырывалась в рискованных цветовых контрастах и торопливом широком мазке, которые вместе с тем твердая рука мастера приводила к общей гармонии.
Бабье лето (1927—1933)
Лилии и маргаритки (1940-е)
Лилии с раковиной (1934-1955)
Маки (1934—1955)
Мальвы (1934—1955)
Маргаритки (1934—1955)
Натюрморт (1910-е)
Натюрморт (1920)
Натюрморт (1934—1955)
Натюрморт (1934—1955)
Натюрморт (1934—1955)
Натюрморт (1934—1955)
Натюрморт (1934—1955)
Натюрморт с апельсинами (1925)
Натюрморт с подсолнухами (1934—1955)
Натюрморт с цветами (1934—1955)
Натюрморт с чайником (1948)
Подсолнухи (1934—1955)
Портрет Вари Адоратской. Фрагмент (1914)
Фуксии (1934—1955)
Текст по книге Г.П. Тулузаковой "Николай Фешин". "Золотой век". Санкт-Петербург. 2007 г.
art-tourism.livejournal.com
Живопись Николая Фешина. - ru_art links
Живопись Николая Фешина.
01 ноября, Нью-Йорк, Аукцион Sotheby's "Important Russian Art".Автопортрет. 1920.1 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's будут выставлены на продажу не менее трех картин русского художника , скульптора, эмигрировавшего в 1923 году в Америку Николая Фешина.Лоты включают работы из National Cowboy & Western Heritage Museum. Общая оценка всех лотов составляет $ 3,4–5,6 млн., что явно превосходит оценку 130 лотов Александра Бенуа (€1–1,4 млн.)!
Черемисская свадьба. 1908.На аукционе лот представлен как "Bearing away the bride. 1908". Эстимейт - 3,000,000-5,000,000 USDwww.sothebys.com
О непростой жизни и творчестве Николая ФешинаТворчество Николая Ивановича Фешина (1881 - 1955)Ни в России, ни в США имя Николая Фешина не имеет особо громкой известности. Причина этого проста: его творчество плохо знают. Так уж сложилось, что и в России, и в Америке он по большей части жил в провинции, что отчасти послужило причиной недостаточного внимания к творчеству художника. Еще более существенным фактором для Советского Союза явилась эмиграция художника в США в 1923 году, которая предопределила игнорирование имени Фешина на родине. В США работы художника ценились среди коллекционеров, приверженцев реалистических традиций.
Беспризорник. 1890-е.Первое упоминание имени Фешина можно найти в отзыве не выставку учеников Казанской художественной школы в 1900 году: "Большую толпу останавливают работы еще молодого ученика Фешина "Христос" и два его пейзажа.
Зимний пейзаж (с плетнем) (1900-е)
Зимний пейзаж (1900-е)
Распутица (1900-е)
Сельский пейзаж. Этюд (1900-е)
За время учебы в Санкт-Петербурге появление работ Фешина на весенних выставках в Академии художеств также обращало на себя внимание критиков. Из воспоминаний художника: "...Моя сверхзанятость искусством поглощала все мое время и не оставляла сил на что-нибудь другое... В Казани мы, учащиеся, варились в собственном соку и не видели ни приличных выставок, ни хорошей живописи. Не трудно представить каким волшебным показался мне Петроград, с его первоклассными музеями, театрами и так далее..."
Выход из катакомб после моления. Этюд (1903)Один из сохранившихся учебных эскизов первого года учебы в репинской мастерской - отмеченный академическим советом первой премией "Выход из катакомб после моления". Эскиз многофигурной композиции должен был отвечать определенным правилам. Расположение фигур Фешин подчиняет W-образной линии. В этом эскизе проявилось качество, впоследствии свойственное всем многофигурным композициям Фешина, - отсутствие главного героя.
Выход с фабрики (1904)Революционные события 1905 года захлестнули и Академию. Фешин не остался в стороне. Художник обращался к социальной тематике еще в 1904 году (Выход с фабрики), наибольшую остроту получили работы о революции 1905 года:1905 год на заводе
Искусство Фешина лежит в русле поиска современников не только идейных основ творчества, но и в области художественной формы. Поиски Фешина в области выразительных средств живописи показвают присущие ему черты: ему присущи высветление палитры, увлечение широким мазком, создающую рельефную, вибрирующую поверхность.
Неудачная шутка (1911)
Обливание (1914)
Фешин становится Фешиным с создания в 1908 году принципиальных в его творчестве произведений - "Черемисская свадьба" и "Дама в лиловом".
Черемисская свадьба. 1908.Привлекательность сюжета картины предопределялась красочностью самого действа. Брачные обряды даже у крещеных черемисов (народа мари) сохранялись языческие. Подругу жизни приобретали большей частью через сватовство, но иногда невеста и похищалась. На картине изображен момент, когда свадебный поезд увозит похищенную невесту на глазах у всей деревни.
Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд (1908)На весенней академической выставке "Черемисская свадьба" была удостоена I премии имени Куинджи и вместе с "Дамой в лиловом" была послана на выставку в Мюнхен.
В 1908-09 годах - последних, связанных с Академией художеств и началом преподавания в Казанской художественной школе, - Фешин создает произведения, в которых уже в полной мере проявляется его собственная манера. Такие портреты, как портрет Е.К. Маковской, дочери художника К.Е. Маковского, портрет художника К.М.Лепилова, выполнены уже с большей степенью артистической свободы.
Портрет Е.К.Маковской (дочери художника К.Е.Маковского) (1908)
Портрет архитектора С.О.Овсянникова (1907—1908)
Портрет художника К.М.Лепилова (1909)
С 1909 года Фешин начинает участвовать в международных выставках. "Я начал получать приглашения участвовать в международных выставках повсюду. В этот же год я получил приглашение на выставку в Институт Карнеги (Питсбург) и с этого момента началась моя связь с Америкой".
Портрет жены (1918—1922)
Задачу композиционного портрета художник решает в "Даме в розовом": поза с ее спиралевидным движением вносит внутреннее напряжение.Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской) (1912)
Портрет Вари Адорадской, в котором в полной мере воплотился образ детства - одно из самых гармоничных созданий художника.
Портрет Вари Адоратской (1914)
С началом Первой мировой войны оборвались связи с заграницей, в 1917 году начались, как известно, революционные преобразования. Художник пишет: "Нужно сказать, что я моя семья меньше других пострадали от жестокостей революции... Некоторые мои ученики неожиданно оказались на ответственных постах в новом правительстве. Один из таких учеников в самый разгар войны побеспокоился обо мне и попросил своих товарищей проследить, чтобы меня не трогали, и я был под защитой... В 1919 году людей безжалостно косили голод и тиф. В этом году я потерял отца, он умер от тифа. Через несколько месяцев умерла моя мать..."Фешину пришлось писать портреты и политических лидеров той эпохи.
Портрет В.И.Ленина (1918)
Портрет Карла Маркса (1918)
Последней большеформатной многофигурной картиной художника стала "Бойня" (1919 год). Фешин выбрал сюжетом совершение акта убоя скота.Бойня (1919)Последние эскизы - "Голод", "Восстание в тылу Колчака", близки по настроению к "Бойне". Тенденция экспрессионизма в творчестве художника достигает в них крайнего предела.
Голод. Эскиз (1921)
Восстание в тылу Колчака. Эскиз (1923)
"...В 1921 году в Казань прибыла А.Р.А. (Американская администрация помощи). На фоне окружавшей нас нищеты и разрушения они произвели на нас ошеломляющее впечатление своими автомобилями, чистой одеждой и сытым видом...". Благодаря А.Р.А. после восьмилетнего перерыва Фешин снова связался со своим покровителем в Питсбурге Уильямом Стиммелом. Благодаря его усилиям были подготовлены все документы для эммиграции Фешина с семьей из большевистской России. 1 августа 1923 года они уже были в Нью-Йорке. Фишин начал писать почти немедленно. В Нью-Йорке он впервые увидел чернокожих людей и пришел в абсолютный восторг, тут же попросив найти ему чернокожую модель.
Портрет "Негритянка с апельсином" стал первой работой Фешина в Америке.Негритянка с апельсином (1923)
В художественную жизнь Нью-Йорка Николай Иванович включился моментально. Буквально через несколько месяцев после переезда Бруклинский музей включает 18 его работ в состав зимней выставки современного русского искусства, в которой участвовали Б. Григорьев, Л. Бакст, В. Кандинский. Лучшие полотна этого времени - "Ия с дыней (1923)", "Лето (1924)", "Мать и дочь (1923)".
Моя дочь Ия (Ия с дыней) (1923)
Ия (1923—1926)
Портрет Ии (1923)
Портрет Веры Фокиной (1923—1926)
Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы (1925)Нью-йоркский период, несмотря на краткость, был одним из самых плодотворных. Но открывшийся туберкулез вынудил Фешина искать другое место. С лета 1926 года семья переехала в Таос - небольшой город на севере штата Нью-Мексико.
Ранчито (1927—1933)
Таос (1927—1933)
Первый снег (1927—1933)Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке.
С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. В 1936 году он шесть месяцев пробыл в Мексике, в 1938 году он был в Бали. Девочка с острова Бали (1938)
Храмовая танцовщица (1938)На аукционе лот представлен как "Temple Dancer. 1938". Эстимейт - 200,000-300,000 USD.
Высшими достижениями в рисунке Фешина являются штудии обнаженной натуры, в которых он раскрывается как один из самых интересных мастеров своего времени, творчески развивавшим академические традиции.Более подробно об этой стороне творчества Николая Фешина: art-tourism.livejournal.com
Текст по книге Г.П. Тулузакова. Николай Фешин. "Золотой век". Санкт-Петербург. 2007 г.
art-links.livejournal.com
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ФЕШИН. Графика: ziggyibruni
Автопортрет. 1933-1955Автопортрет. 1933-1955
Сидящая натурщица. 1913
Женский портрет (Сидорченко). 1915
Натурщица (обнаженная). 1917
Лежащая натурщица. 1919
Этюд обнаженной натуры. 1919
Салаватулла. 1921 (?)
Женская голова. Руки. (Набросок к неосуществленной композиции "Голод"). 1922
Александра Фешина. 1923-1927
Миссис Фешина. 1923-1927
Портрет пожилой женщины. 1926
Александра. 1927—1933
Индеец. 1927—1933
Рисунок для портрета Джеронимо. 1927-1933
Элла Янг. Ок. 1930
Портрет М.И.Коненковой. 1934
Портрет С.Т.Коненкова. 1934
Женщина с брошью. 1930-1940-е
Ия. Середина 1930-х
Мексиканская девушка. 1930-1940-е
Молодая женщина. 1930-1940-е
Мужской портрет. 1930-1940-е
Портрет мальчика. 1930-1940-е
Портрет миссис Монтгомери. 1930-1940-е
Портрет молодого человека. После 1936
Мексиканская бабушка. После 1936
Мексиканский ковбой в шляпе. После 1936
Девочка с серьгой с острова Бали. После 1938
Девушка с острова Бали. После 1938
Женщина с острова Бали. После 1938
Житель острова Бали. После 1938
Мальчик с повязкой с острова Бали. После 1938
Мануэлита. После 1938
Старик с острова Бали. 1938
Портрет девушки. 1940-е - начало 1950-х
Смеющийся мужчина с усами. 1940-е
ziggyibruni.livejournal.com
Художник двух континентов. Фешин Николай Иванович (1881 — 1955 г.г.).
«Автопортрет» (1920)
Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». Очень точно об удивительной атмосфере фешинского творчества сказал наш соотечественник С.Т. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке, и в Европе».
Николай Фешин - художник, мастер живописи и графики, представитель импрессионизма и модерна. Он родился в Казани 26 ноября (8 декабря) 1881 в семье владельца позолотно-столярной мастерской. Учился в Казанской художественной школе (1895-1900), а затем в петербургской Академии художеств (мастерская И.Е.Репина), которую окончил в 1909. Был членом «Товарищества передвижников». С 1909 жил в Казани и преподавал в местной художественной школе.
Николай Фешин автор динамичных по живописной лепке, красочных картин, посвященных быту народов Поволжья (Капустница, 1909, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Петербург; Черемисская свадьба, 1908, Институт Карнеги, Питтсбург; Обливание, 1911, Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань).
«Капустница»
Фешин становится Фешиным с создания в 1908 году принципиальных в его творчестве произведений - "Черемисская свадьба" и "Дама в лиловом".
«Черемисская свадьба»
«Дама в лиловом (портрет неизвестной)»
«Обливание»
С 1909 года Фешин начинает участвовать в международных выставках. "Я начал получать приглашения участвовать в международных выставках повсюду. В этот же год я получил приглашение на выставку в Институт Карнеги (Питсбург) и с этого момента началась моя связь с Америкой".
«Портрет художника К.М.Лепилова» (1909)
«Женский портрет» (1907)
Задачу композиционного портрета художник решает в "Даме в розовом": поза с ее спиралевидным движением вносит внутреннее напряжение.
«Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской)» (1912)
«Рыжие волосы». (1914)
«Портрет студентки Маши Быстровой». (1917)
Импрессионистический раздельный мазок в его полотнах укрупнился, соединившись с масштабной ритмикой модерна, порой — с элементами протоэкспрессионизма (Бойня, 1910-е годы). Писал и портреты, проникновенно соединяющие острую экспрессию с живописностью (Варя Адоратская, 1914; Отец художника, 1918;).
«Отец художника»
«Портрет Е.М.Конуриной»(1917)
«Дама за маникюром (Портрет m-lle Жирмонд)» (1917)
Получив предложение преподавать в Нью-Йорке, уехал в США (1923). Отъезд Фешина в США был во многом подготовлен влиятельным американским коллекционером Уильямом С. Стиммелом, приобретшим еще до революции несколько работ Фешина. По некоторым данным в стиммеловской коллекции было более дюжины фешинских полотен. В 1921 году Фешин получает через представителей Американской администрации помощи (АРА) в Казани письмо от Стиммела, в которое были вложены деньги – в порядке помощи художнику в условиях разразившегося в Поволжье массового голода.
Портрет "Негритянка с апельсином" стал первой работой Фешина в Америке.
«Негритянка с апельсином»
В том же году проводит персональную выставку в Художественном институте Чикаго и участвует в выставке русских живописцев и скульпторов в Бруклинском музее. Его сразу признали и публика, и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы. Вскоре добился известности как портретист: частные заказы позволили отказаться от преподавания. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портрет Д.Д. Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н.Н. Евреинова, В.П. Фокиной и других.
«Ия с дыней»
«Портрет Веры Фокиной»
«Русская певица (портрет Е.И. Хатаевой)»(1924)
Жена художника Александра была главной моделью для портретов, ню и в рисунке, и в живописи. И главной женщиной в его жизни. Вообще, семья для него была очень важна. Так же бессчетное число раз он писал отца и особенно дочь Ию с первого ее дня.
«Мать и дитя (Портрет А.Н.Фешиной с дочерью)» (1914)
«Александра Фешина с дочерью»
«Портрет Ии» (1923)
«Лето (портрет А.Н. Фешиной с дочерью Ией)»
«Ия» (1923—1926)
«Ия в кимоно» (Кон.1930-х)
«Ия Фешина»
Николай Фешин жил в Нью-Йорке, а с 1927 — в Таосе (шт. Нью-Мексико), где выстроил по собственному проекту дом-студию, украсив его «неофольклорной» резьбой. С 2002-го здесь располагаются фонд его имени и музей.
Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке.
С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. Картины Фешина хорошо продавались, заказов было много, так всё и продолжалось до 1934 года, пока госпожа Фешина не решила бросить своего мужа. При разводе Фешин оставил жене дом и картины, а сам с дочерью (Ия осудила мать за этот поступок и осталась с отцом) переехал сначала в Нью-Йорк, а несколько позднее перебрался в Лос-Анджелес. Отец для Ии был всем миром. С матерью отношения были сложные. Ия была балериной. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив. После смерти матери дом в Таосе, построенный Николаем Фешиным, украшенный им потрясающей деревянной резьбой, превратила в музей, организовала институт Фешина. И, самое главное, ей удалось внести дом Фешина в Таосе в Национальный Реестр исторических мест США, что гарантирует сохранение облика здания при смене владельцев.
В 1936 году он шесть месяцев пробыл в Мексике, в 1938 году он был в Бали.
«Девочка с острова Бали» (1938)
«Храмовая танцовщица» (1938)
«Девочка с острова Бали» (После 1938)
Художник путешествовал по Японии, побывал на о.Ява. В поздний период переселился в район Лос-Анджелеса. Плодотворно работал в разных жанрах, оставив большой цикл ярких этнографических зарисовок, которые часто переводил в литографию. Имел сенсационный успех как светский портретист. Однако эти элегантные работы существовали как бы на обочине большого искусства, представляя цветистые наборы салонных комплиментов. Более серьезен и драматичен в образах людей искусства (портреты Д.Д.Бурлюка и его жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США).
Высшими достижениями в рисунке Фешина являются штудии обнаженной натуры, в которых он раскрывается как один из самых интересных мастеров своего времени, творчески развивавшим академические традиции.
Параллельно рисуночным штудиям в живописи у Фешина развивается жанр ню. Чувственная красота плотного, осязаемого тела, усложненность поз или взятых ракурсов проявляют виртуозность отточенного мастерства.
« Ню» (1920-е)
«Купальщица» (Не ранее 1913)
«Маргаритки»
Умер Фешин в Санта-Монике (ныне в составе Лос-Анджелеса) 5 октября 1955. В 1981 в его доме в Таосе был основан Институт Фешина — с музеем и образовательным центром.
В 1976 году Ия Фешина перезахоронила прах отца в Казани, а в 2011 году рядом с этой могилой перезахоронили и прах Ии Николаевны Фешиной.
«Ия в крестьянской рубахе». (1933)
Внучка художника - Никоэла Доннер. Девочка на портрете - её мать Ия Фешина-Бренхам.
«Подсолнухи»
«Маленький ковбой»
Эта картина является одним из самых блестящих портретов Николая Ивановича.
Образ ковбоя - это не просто дань американской среде. Он знал не понаслышке о жизни ковбоев, которые время от времени ему позировали.
Считается, что этот портрет Николай Иванович написал «в один присест», учитывая целостность и непосредственность, с которой он фиксирует в позе ребенка страсть к верховой езде и внутренний динамизм. Лошадь не видна, но её присутствие ощущается в плотно сжатых вожжах.Художник полностью сосредоточен на образе мальчика. Он наслаждается кротким лицом и пухлыми губами. Яркие пятна джинсового комбинезона и красного шарфа приглушаются серым фоном. И это говорит о Фешине, как о потрясающем колористе, который может из трех основных цветов получить всё богатство вибрирующих оттенков игры со светом.
Он любил писать детские портреты. Его не пугали даже проблемы, возникающие при работе с юными натурщиками.
"Портрет Катеньки". (1912)
«Мальчик»
«Мальчик» (После 1936)
«Индейская девочка»
«Мануэлита» (После 1938)
«Мексиканская бабушка» (После 1936)
«Портрет Коненковой»
«Портрет Коненкова»
«Александра» (1927-1933)
«Ия» (Сер.1930-х)
"Я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению,что люди не должны покидать своей страны. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместес окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве"Н.И.Фешин
«Автопортрет».
...................
Источники.
http://www.fechin.com/
http://www.taosartmuseum.org/fechin.html
http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=2779
http://graphic.org.ru/feshin.html
http://honeytn.blogspot.com/2013/09/blog-post.html
Графика:
http://ziggyibruni.livejournal.com/35996.html
http://www.ryltat.ru/v_mire_prek_feshin.htm
http://www.artsait.ru/art/f/feshin/art1.php?m=0
Музеи, Библиотеки & Архивы
http://www.pv-gallery.ru/author/1430/Feshin-N-I/
Самое большое собрание работ Николая Фешина, в основном включающее его дореволюционные работы, находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле).
(wikipedia.org)
Музеи: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Козьмодемьянский историко-культурный музейный комплекс, Художественный музей Фрай (Сиэтл), Художественный музей Нью-Мексико (Санта-Фе), Музей американских индейцев и западного искусства Эйтельонга (Индианаполис).
art.mirtesen.ru
Художник Николай Иванович Фешин. Часть 1: vakin
Николай Иванович Фешин (26 ноября (8 декабря по старому стилю) 1881, Казань — 5 октября 1955, Санта-Моника, Калифорния; в 1976 перезахоронен в Казани) — русский и американский художник. Живописец, график, скульптор, резчик, представитель импрессионизма и модерна. Крупнейший представитель казанской школы живописи, в США считается национальным американским живописцем.Автопортрет (1920)Николай Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по новому стилю) в семье резчика иконостасов. В четырнадцать лет он поступил в Казанскую художественную школу, где проучился до 1900 года, в 1901 году по рекомендации школы был принят в Академию художеств в Петербурге, в мастерскую Репина, которую окончил в 1909 году. В годы учения изучал жизнь и культуру местных народов, — чувашей и марийцев, — не раз бывал в г. Чебоксары у своих родственников Тепловых, писал их портреты. Его картина «Портрет неизвестной» (1908) в 1909 году была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене и приобретена музеем Академии Художеств, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Николаю Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу. Художник ограничился заграничной поездкой летом 1910 года, окончившейся в Париже, в поездке его сопровождала Н. М. Сапожникова (1877—1944) — представительница казанской купеческой династии, которая сама занималась живописью, и была моделью и меценатом Фешина. По собственным воспоминаниям, он настолько устал от новых впечатлений, что по результатам поездки не смог представить Академии отчётной работы, и был лишён пособия на следующий год.
В 1909 году Фешин вернулся в Казань и стал преподавателем в местной художественной школе.
В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3,3 млн долл.) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани.
С 1910 года художник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В 1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В 1913 году он женился на Александре Белькович — дочери директора Казанской художественной школы, в 1914 году у них родилась дочь Ия.
Наиболее значительные произведения художника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918). С 1919 года произведения Фешина начинает приобретать Казанский музей изобразительного искусства: по инициативе П. М. Дульского было приобретено три полотна. Дульский же в 1921 году издал первую биографию Фешина, содержащую также анализ его живописи. В годы Гражданской войны Фешин в основном зарабатывал писанием портретов, а также росписью кустарных шкатулок. Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП(б), помогли Фешину перебраться в США. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей.
С 1923 года художник жил в Нью-Йорке. Он имел большой успех как портретист, в частности, написав Лиллиан Гиш в образе Ромолы — героини Джордж Элиот. В Нью-Йорке у него развился туберкулёз, и врачи посоветовали ему переехать в местность с более сухим климатом. С 1927 года художник поселился в Таосе (штат Нью-Мексико), где построил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственного исполнения. В 1931 году Фешин получил американское гражданство.
В конце 1930-х годов Фешин стал путешествовать по Мексике, Японии и Индонезии, снимал студию в Пасадене, затем в 1947 году окончательно переселился в Санта-Монику.
Умер Николай Фешин в Санта-Монике (ныне пригород Лос-Анджелеса) 5 октября 1955 года во сне. Усилиями его единственной дочери Ии Николаевны Фешиной-Бренхам (1914—2002) в 1976 году прах Н. И. Фешина был перезахоронен в Казани.
Источник - Википедия
Распутица (1900-е)
Зимний пейзаж (с плетнем) (1900-е)
Оттелель (1900-е)
M-lle Сапожникова (в шали) (1908)
Черемисская свадьба (1908)
Капустница (1909)
Осенний пейзаж (1910-е)
Натюрморт (1910-е)
Русский дом (1910-е)
Деревенский дом (1910-е)
Натурщица (1910-е)
Ню (1911)
Катенька (1912)
Портрет архитектора Петра Абрамычева (1912)
Молодая женщина (1912)
Александра Белькович (А Н Ф ) (1912)
Дама в розовом (Портрет Н Подбельской (1912)
Весна в степи (Портрет А Н Фешиной) (1913)
Натурщица (1913)
Купальщица (Не ранее 1913)
Портрет Вари Адоратской Фрагмент (1914)
Обливание (1914)
Женщина с зеркалом (1915)
Женщина с сигаретой (1917)
Портрет дочери Ии (1917)
Елка (1917)
Зимний пейзаж с санями Этюд (1917)
Натюрморт (1920)
Березки (До 1923)
Полностью fotki.com
vakin.livejournal.com
Биография НИ Фешина, портреты его кисти
Продолжение записей о Фешине, навеянных посещением картинной галереи в Чебоксарах (20 июля 2010).
Николай Иванович Фешин родился 9 декабря (26 ноября по новому календарю) 1881 года в Казани. Отец художника — Иван Александрович Фешин — был владельцем иконостасной мастерской, занимающейся позолотно-столярными работами. Мать его — Прасковья Викторовна (в девичестве Чистова) — была родом из Костромы и приходилась дочерью строительного подрядчика. В 1885 году художник перенёс менингит, причём какое-то время находился в коме. Для его спасения родители просили свершение обряда с поднесением к постели Николая чудотворной иконы.В течение трёх лет (с 1893 по 1895 гг.) Фешин летом совершал поездки по Поволжью совместно с артелью отца. Публичную школу художник закончил в 1895 году. В этот же период Фешин изготавливает для одной из церквей в Казани чертёж иконостаса и получает первые деньги — комиссионные за работу. Продолжить обучение Фешин решил в художественной школе по месту рождения — в Казани.1900 год ознаменовался получением отзывов в прессе на свои первые работы, выставленные на ученической выставке. В 1901 году Фешин закончил отделение живописи художественной школы Казани и, имея необходимые рекомендации, поступил в Высшее художественное училище, относящееся к Академии художеств. Там он проучился с 1901 г. по 1909 г.Одновременно с обучением в училище Фешин Николай Иванович посещал мастерскую Ильи Ефимовича Репина (1902–1907 гг.). Уже в 1902 г. художник за свой этюд получил «Похвалу Совета», а в 1903 г. вторую премию за этюд (75 рублей), затем «Похвалу Совета» опять же за этюд, первую премию в размере 100 рублей за эскиз и вновь «Похвалу Совета» за этюд.Фешин с удовольствием посещал рисовальные вечера, организуемые Е.С Зарудной-Кавос, сотрудничал с многими журналами в разные годы обучения: в 1904 г. — с журналом «Шут», в 1906 г. — с журналом «Леший», в 1907 г. — с журналами «Скоморох» и «Вольница». Совместно с А. Депальдо и И. Бродским Фешин в 1905 г. принимал участие в редактировании и издании журнала «Пламя» сатирического жанра.В 1904 г. в составе экспедиции под руководством инженера Н.Л. Ижицкого Фешин совершил поездку в Сибирь в район Южного Енисея. Результатом её стала первая премия за эскиз. Летом художник работал во Владимирской губернии в слободе Мстера совместно с К.И. Мазиным и Н.К. Евлампиевым.В 1906 г. на Весеннюю выставку, устраиваемую в Академии художеств, цензура не пропустила ряд работ, выполненных на революционную тематику — «Обыск» И. Штуглейта, «Похороны» И. Бродского, а также работу Фешина «Из окна». Попытка ходатайствовать о разрешении выставить работу на конкурс оказалась безуспешной.В этот же период Фешин был приглашен как руководитель для рисовальных классов при стекольном и фарфоровом императорских заводах, но отказался от этого приглашения. Летом работал в деревнях Морки и Кушни Царёво-Кокшайского уезда [нынче Йошкар-Ола] Казанской губернии.В 1907 г. учитель Фешина И.Е. Репин ушел из Академии. Пятьдесят его учеников (Фешин в том числе) написали Репину письмо, прося его вернуться в Академию художеств. 10 мая этого же года художник закончил научные классы и летом работал под Арзамасом в деревне Пушкарке, собирая материал для картины «Капустница», планируемой для конкурса.В 1908 году заведующий художественной школой в Казани Г.А. Медведев предложил Фешину занять место преподавателя по живописи и рисунку, художник принял это приглашение.5 ноября 1908 года официальным постановлением Фешина оставили на год в Высшем художественном училище с целью продолжения работы над картиной, которая планировалась на конкурс. За этот период Фешин получил первую премию имени Куинджи за выставленную на Весенней выставке в Академии «Черемисскую свадьбу». Музей Академии Художеств приобрел картину «Портрет неизвестной». Помимо прочего, Николай Иванович написал несколько портретов, в том числе Лепилова К.М. и Сапожниковой Н.М. (в шали).Наконец, 30 октября 1909 г. Николай Иванович получил официальное звание художника за написанную им ранее картину «Капустница». Помимо этого, он был наделен правом пенсионерской заграничной поездки. В ноябре этого же года художник окончил Высшее художественное училище и получил диплом. Приняв участие в международной Мюнхенской выставке, Фешин за картину «Дама в лиловом» получил золотую медаль.С 1909 по 1923 гг. Николай Иванович принимал участие в различных выставках: в Москве, в Петербурге, в Казани; экспонировался на выставках ТПХВ («Товарищество передвижных художественных выставок»).1909–1915 гг. — период участия в зарубежных выставках. На международной выставке в Мюнхене Фешин был в 1909, 1910 и 1913 гг. Каждый год (с 1910 по 1914 включительно) принимал участие в выставках в Питсбурге, организуемых Институтом Карнеги. В 1911 г. Фешин побывал на выставке в Нью-Йорке, проводимой Национальной академией дизайна, и Интернациональной Римской выставке. В 1915 году выставлялся на Международной Панамской выставке — Пасифик, проводимой в Сан-Франциско.В 1910 г. Фешин совместно с Н.М. Сапожниковой совершил пенсионерскую поездку по нескольким европейским городам: Вена в Австрии, Берлин и Мюнхен в Германии, Верона, Венеция, Падуя, Милан, Рим, Флоренция и Неаполь в Италии и Париж во Франции.Педагогический совет Художественной школы в Казани решил послать ходатайство в Императорскую Академию художеств с просьбой с 1 ноября 1909 г. ввести Фешина в штат преподавателем по живописи и рисунку.В 1911 г. Фешин в имении Н.Н. Бельковича (село Надежино в Лаишевском уезде Казанской губернии) начал работу над картиной «Обливание». Также Николай Иванович принимал участие во Всероссийской съезде, состоявшемся в Петербурге. При съезде была организована выставка «Искусство в книге и плакате», где он экспонировал графику. В 1912 г. художник создал несколько портретов, среди них «Lady in Pink» («Дама в розовом»), «Весна в степи», портрет отца и архитектора П. Абрамычева.В 1913 г. Фешин сочетался браком с Александрой Белькович. 31 октября этого же года Попечительский комитет родной школы художника (Казанская художественная школа) обращался с просьбой в Академию художеств наградить Фешина почетным орденом Святого Станислава 3-й степени.У художника в 1914 г. родился дочь Ия. Она была единственным ребёнком. В губернском кустарно-промышленном музее Фешин состоял членом художественной комиссии, принимал участие в разработке устава для учебных мастерских художественно-ремесленной направленности Казанского губернского земства. К этим мастерским относились Пестречинская, Чебаксинская, Рыбнослободская. Фешин для Красного Креста пожертвовал эскиз в пользу больных и раненых воинов. Создал портрет Вари Адоратской.В 1916 г. Фешину присвоили звание академика живописи. Произошло это на собрании 24 октября в Императорской академии художеств. Также его избрали членом ТПХВ. Фешин принимал участие в организации выставки, которая называлась «Художественные сокровища Казани». Летом художник работал в местечке под названием «Швейцария» в доме Полуэктовых. Там он создал портреты Н.М. Сапожниковой, портреты В.Г. Тихова, Л.Л. Фофанова и портреты отца.В 1918 комиссия Казанской школы художеств была реорганизована, и Фешин принимал в ней участие. Он отвечал также за художественную часть журнала «К свету» (литературное, художественное, научно-популярное и общественное издание). Журнал издавался от Союза увечных воинов Казанской губернии. В этот же период Фешин вновь писал портреты отца.В 1919 г. Центральный музей Татарии первым приобрёл работы Фешина. В августе этого года Фешин выступал на собрании с докладом по предложению касаемо организации структуры государственных художественных свободных мастерских Казани. А в 1920 г. он исполнял обязанности заведующего учебной частью этих мастерских. Затем его избрали Председателем совета мастерских. Фешин также занимался эскизами типовых декораций для постановок театра рабочих и крестьян. Заказ на эскизы исходил от Казанского отдела народного образования. Также Фешин работал по заказу Г.М. Залкинда, который был заведующим музеем Кустпромсоюза, и выполнил набор портретных миниатюр.Первую монографию, написанную П.М. Дульским о художнике Фешине, опубликовали в 1921 г.В октябре 1922 г. Фешин закончил преподавание в художественной школе Казани. В 1923 г. благодаря заботам Уильяма С. Стиммела (американца-коллекционера) и Дж. Хантера (художника) Фешин получил визы на возможность въезда в США. Кстати, с Хантером Фешин поддерживал отношения и связь через краевого уполномоченного Американской Администрации Спасения Д.У Уоррена. Предполагается, что получению необходимых для выезда из России бумаг активно помогали П.А. Радимов и бывший ученик Николая Ивановича — А.В. Григорьев.В 1923 г. 1 августа Фешин Николай Иванович с семьей приехал в Нью-Йорк. Первая написанная им работа в США — картина «Негритянка с апельсином». Фешин начал преподавание в художественных классах Большой Центральной галереи Нью-Йорка (Grand Central Galleries), также вел обучение для профессионалов, которое организовал Дин Корнуэл — один из художников. Фешин поддерживал общение с Бурлюком и написал его портрет. Когда в Бруклинском музее была организована выставка русского современного искусства, художник экспонировал там 18 своих работ. Среди участников выставки были С. Судейкин, Л. Бакст, В. Чернов, А. Архипенко, С. Сорин, Б. Анисфельд, В. Кандинский, Д. Бурлюк, А. Яковлев, Б. Григорьев.1924 год был очень плодотворным. Результатом его стали картины «Мать и дочь», портрет Д.Д. Бурлюка, «Ия с дыней», ряд портретов — Н.Н. Евреинова, В.П. Фокиной и других. Отдыхая в Пенсильвании, Фешин создал «Таппи с кошкой», «Лето» и «Гравёр (Уоттс У.Д.)».В Нью-Йорке прошла и первая персональная выставка художника в Arden Galleries. За портрет «Гравёр» в разряде портретной живописи Николай Иванович удостоился приза Р. Проктора Томаса. Это произошло в национальной Академии дизайна на выставке.1925 г. был не менее насыщен событиями, чем предыдущий. Фешин написал портреты звезды Голливуда Гиш Лиллиан, писательницы Кэйсер Уиллы, У.Л. Кларка — основателя Grand Central Galleries — и других. В Чикаго в институте искусств прошла ещё одна персональная выставка художника. Лето Фешин провел в Южной Калифорнии, куда его пригласил Д. Бёрнем.В 1926 г. в Филадельфии на Международной выставке Фешин за портрет дочери и жены «Лето» получил серебряную медаль (золото досталось Б. Анисфельду). Летом этого же года с художником и другом Дж. Янг-Хантером, Фешин впервые отправился в Нью-Мексико, в Таос. Там он создал портреты «Таосский знахарь», «Д-р Берд» и другие.Переезд в Таос состоялся в 1927 г. Сначала Фешин остановился в гостевом домике у Мэйбл Д. Люхан, покровительницы художественной колонии в Таосе. Затем Фешин с семьей приобрели участок земли размером 7 акров. Разработав свой личный проект, Фешин построил дом со студией. Параллельно с этим он написал несколько портретов: художницы Бретт Дороти, Д.Х. Лоуренс (супруга известного писателя), и Мэйбл Люхан. Этот период также характерен тем, что именно тогда Николай Иванович создал большинство портретов индейцев.В 1931 г. Фешин получил американское гражданство, а в 1933 г. его жена Александра Николаевна потребовала развода. Фешин и его дочь Ия провели зиму в Нью-Йорке, а потом переехали в Лос-Анжелес, где Николай Иванович экспонировался на выставках, организованных Stendahl Galleries.В 1935 г. Фешин удостоился чести получить первый приз от Академии художников Запада. Совместно с художниками братьями Барроуз и Уильямом Б. Блэком, а также со своей ученицей Кэтрин Б. Шакелфорд Николай Иванович путешествовал по Мексике в 1936 г. В Оахаке художник виделся с Диего Риверой. Путешествие по Японии и островам Бали и Ява состоялось в 1938 г., куда Фешин ездил с приятелем Миланом Рупертом.В 1946 г. издательство Норсридж в Калифорнии выпустило первый персональный альбом Фешина — рисунки углём. В 1948 г. Фешин приобрел в Санта-Монике студию. Приняв участие на выставке в художественной галерее Окленда, Фешин выиграл Приз Адели Х. Моррисон. Совместно с Гленом Лукенсов Фешин занялся изучением керамики. В 1955 г. были организованы две персональные выставки: одна — в Сан-Диего, в Художественном музее, вторая — в Ла Джолла (Центр Искусств).Николай Иванович скончался во сне 5 октября 1955 г. за месяц до своего семидесятипятилетнего юбилея. В 1976 г. прах великого художника был перенесён в Казань.==================ЖЕНСКИЕ ПОРТРЕТЫ==================
Дама в лиловом (портрет неизвестной)
==================Дама в розовом (портрет Н.Подбельской)
==================Дама за маникюром
==================Дама с сигаретой
==================Жена галерейщика
==================Портрет Веры Фокиной
==================Портрет Сапожниковой
==================Русская певица (портрет ЕИ Хатаевой)
==================Миссис Крэйг 1923
==================Портрет Нины Белькович
==================СЕМЬЯ==================Портрет Александры Белькович (Коралловые бусы)
==================Миссис Фешина с дочерью
==================Лето (портрет АН Фешиной с дочерью Ией)
==================Ия (Середина тридцатых)
==================КОНЕНКОВЫ==================Портрет Коненковой 1934
==================Портрет Коненкова 1934
==================ДЕТСКИЕ ПОРТРЕТЫ==================Портрет Вари Адоратской
=================Ия с дыней
==================Мальчик 1927
==================Рекомендую также посмотреть репродукции картин и рисунков Фешина на:
==================Наконец, оцените фантастическое сочетание красок и экспрессивность «nature mort»Подсолнухи==================egul.livejournal.com