Русский авангард в живописи — художники, направления, характерные черты. Картины авангардные


Авангард в живописи - художники, направления, значения

Авангард как художественное явление

Одно из крупных явлений XX века —  Авангард — зародилось в середине XIX века во Франции. Слово avant-garde — пришло в искусствоведческую терминологию из военной лексики, означающее «передовой отряд».

Термин «русский авангард» объединяет радикально настроенные течения русского искусства, появившиеся 1907-1914 годы и достигшие зрелости в послереволюционные годы.

На самом деле авангардные явления характерны для любых переломных эпох. Но в ХХ веке Авангард стал мощным явлением культуры, обозначившего грандиозные изменения в мировой художественной культуре. ХХ век характеризовался глобальными культурно-цивилизационными процессами, затронувшими не только культуру, но и науку, а также человеческое общество.

Первые шаги русских авангардистов

Первый шаг по направлению к авангардистскому искусству совершили участники художественного объединения «Голубая роза» в 1907 году, стиль живописи которых был близок к символизму и неопримитивизму, который оказал очень сильное влияние на творчество крупных представителей авангарда: Ларионова, Малевича, Гончарову и др.

Первым употребил в России слово «авангард» Бенуа, этим словом с некоторой иронией он охарактеризовал ряд художников, представивших картины на выставке «Союза художников» 1910 года, примыкавших в основном к объединению «Бубновый валет». В этом же году «Бубновалетцы» громко заявили о новом искусстве на своей выставке, и с этого времени принято считать, что всё новаторское в мире создаётся русскими художниками. В 1912 году возникает новое объединение «Ослиный хвост», а через год открывается выставка «Мишень», на которой свои работы показали художники-футуристы. На этой же выставке Ларионов впервые представил зрителю свои знаменитые «Лучистые произведения».

В Петербурге 1910 году было образованно объединение «Союз молодёжи», в него входили представители разных направлений (Альтман, Шагал, Экстер и др.). Также в Петербурге возникает новый стиль в живописи — кубофутуризм (соединение итальянского футуризма и кубизма). Петербург стал столицей ещё одного нового стиля — «Заумного реализма», соединившего стихи и живопись.

Эстетика и художественные черты авангарда

Для Авангарда характерно:

  • эксперимент (чаще осознанный) как манифест и как практическое направление творчества
  • отрицание традиционного искусства, а также эстетических и моральных норм обывательского, «буржуазного» мира
  • революционный и подчас разрушительный пафос творчества
  • отказ от канонов 19 века в изобразительном искусстве, т.е. отказ от изображения видимой действительности
  • стремление создать новое в формах, приемах, средствах художественного мира
  • эпатажный характер поведения и презентации
  • признание и преклонение пред достижениями научно-технического прогресса
  • поиски Духа как панацеи от материализма
  • с одной стороны, рационализм в искусстве (например, конструктивизм),
  • с другой – иррациональность художественного творчества (например, в сюрреализме)
  • приветствие любых социальных изменений в обществе (русская революция)

Если европейские  авангардисты вдохновлялись творчеством «примитивных» народов, то художники русского авангарда свои приёмы черпали из древнерусского и крестьянского искусства, городского народного промысла: лубочных картинок и магазинных вывесок. В то же время во многом русские художники опирались на модернистские направления европейского искусства (кубизм, футуризм, фовизм и т.д.).

Искусство авангарда проникнуто духом нигилизма, революционной агрессией и соединяет в себе деструктивное и созидательные начала.

Авангард нацелен на изменение человеческого сознания и, возможно, самой человеческой природы.

Направления художественного Авангарда в России

Авангард — это многогранный и пёстрый феномен, объединивший несколько крупных течений русского искусства XX века, созданных и теоретически обоснованных известными мастерами, такими как В.Кандинский К. Малевич, П.Филонов, М.Ларионов и др.

Абстракционизм

Или беспредметное искусство использовало ассоциативное восприятие, художники этого направления, работали в основном с цветом, создавая абстрактные формы.

В 1910 годы главный теоретик этого направления Кандинский создаёт своё первое абстрактное полотно (он называл их композициями).

Суть абстракционизма заключается на решении абстрактных живописных задач — гармонии цвета и формы.

Кандинский уподоблял живопись музыке, и главная его цель — выразить на холсте звучание «Духовного мира». В то же время абстракционизм возвел в идеал эстетическую значимость цвета и формы.

Можно сказать, что и другие направления русского Авангарда относятся к абстракционизму (супрематизм К.Малевича, лучизм М.Ларионова, «беспредметничество» О.Розановой и Л.Поповой)

Супрематизм

Как направление он зародился в 1910, главенствующее положение в нем занимает К.Малевич.

Основным для Супрематизма является изображение реальности, выраженной в простых формах, сочетании цветных кругов с квадратами и треугольниками, прямыми линиями.

В полотнах супрематистов краска, с точки зрения Малевича, стала первым шагом «чистого искусства», которое уравнивает в творчестве человека и Природы (Бога).

Футуризм

Это в большей мере литературное направление, но оно нашло свое выражение и в живописи.

Для футуризма в живописи характерна энергия движения, раздробленность фигур на фрагменты, движение передается наложением различных последовательных фаз на полотно.

Первыми русскими футуристами стали братья Бурлюки.

Лучизм

Это напареление М.Ларионова и Н.Гончаровой трактовало творчество как стремление изобразить не предмет, а его отражение в лучах, т.е. художник на полотне изображает не предмет, а только падающие на него лучи.

Лучизм был основан на смешении цветовых спектров, а также возможностях свето—и цветопередачи.

М.Ларионов писал:

«Это почти тоже, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни».

С 1910 года Филонов начинает отстаивать принципы аналитического искусства, в основе которых лежали сложные, калейдоскопические композиции. В основе аналитического искусства П.Филонова лежит принцип «органического роста художественной формы». Художественное полотно возникает от частного к общему, как бы прорастает, как прорастает зерно. В произведениях этого художника были выражены духовно-материальные закономерности истории, он воплощал в них свои мечты об идеальном будущем, в котором восторжествует справедливость добра.

Примитивизм

Он в России возник в начале XX века, первыми к нему обратились участники объединения «Голубая роза».

Примитивизм основан на намеренном упрощении изображение, т.е. такого изображение, которое подобно русскому лубку или рисунку ребенка.

Отдали дань примитивизму и Ларионов, Гончарова и Малевич. Примитивисты обращались к формам первобытного, древнерусского и средневекового искусства, народного и детского творчества, они использовали чистые цвета и орнаментальные элементы.

Конструктивизм

Течение возникло под влиянием технического прогресса. Наибольшее распространение получило в архитектуре. Как направление появилось в 20-е годы ХХ века.

Представители конструктивизма считали основным принципом организации произведения — конструкцию.   Для данного направления важна функция, геометризм, лаконичность форм, индустриальность.

Ярко конструктивизм проявил себя в искусстве плаката (А.Родченко, В. Степанова).

 Историческое значение русского художественного авангарда

Авангард в России имел недолгую, но достаточно насыщенную жизнь: образовывались новые художественные объединения, каждый художник стремился создать новое течение, и все эти направления сосуществовали одновременно.

Значение данного течения заключается в следующем — он:

  •  открыл относительность форм, средства и способов художественного мышления
  • выработал огромное количество новых форм, приемов, подходов к решению художественных проблем и задач
  • привел к возникновению новых видов искусства (кино, фотографии и др)
  • показал важность экспериментальной работы в художественном творчестве
  • показал исчерпанность основных видов новоевропейского искусства

Многие идеи, наработки, находки этого художественного направления русского искусства до сих пор находят свое применение в художественной жизни современной России.

И еще у нас есть кроссворд по этой теме — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

velikayakultura.ru

Картины в стиле Авангард!!! (Авангардизм)

Сортировать по:

Картины (живопись) : Серия Живая природа

2018 г. / 50x40 см

15 000 Руб

Картины (живопись) : Серия Живая природа

2018 г. / 50x40 см

15 000 Руб

Картины (живопись) : Серия Живая природа

2018 г. / 50x40 см

15 000 Руб

Картины (живопись) : Серия Живая природа

2018 г. / 50x40 см

15 000 Руб

Картины (живопись) : Серия Живая природа

2018 г. / 50x40 см

15 000 Руб

Картины (живопись) : Серия Живая природа

2018 г. / 50x40 см

15 000 Руб

Картины (живопись) : Серия Живая природа

2018 г. / 50x40 см

15 000 Руб

Картины (живопись) : Серия Живая природа

2018 г. / 50x40 см

15 000 Руб

Картины (живопись) : Серия Живая природа

2018 г. / 50x40 см

15 000 Руб

Картины (живопись) : Серия Живая природа

2018 г. / 50x40 см

15 000 Руб

Картины (живопись) : Серия Живая природа

2018 г. / 50x40 см

15 000 Руб

Картины (живопись) : Утренний вид на горы

2011 г. / 107x156 см

170 000 Руб

Картины (живопись) : Октябрь. Пост-кубофутуризм

2018 г. / 80x60 см

345 000 Руб

Картины (живопись) : Город вязевый. Пост-кубофутуризм

2018 г. / 70x80 см

345 000 Руб

Картины (живопись) : Камышовый кот

2018 г. / 30x40 см

50 Долларов

Картины (живопись) : В стране эфира. Пост-кубофутуризм

2018 г. / 80x70 см

345 000 Руб

Картины (живопись) : Мои мысли, мои скакуны...

2018 г. / 67x30 см

150 Долларов

Картины (живопись) : Старые друзья

2018 г. / 40x30 см

50 Долларов

Картины (живопись) : Встретил старого друга

2018 г. / 40x30 см

50 Долларов

Картины (живопись) : страна призраков

2018 г. / 78x48 см

13 000 Руб

www.picture-russia.ru

Художницы, которые заслуживают большего — Wonderzine

Кураторы «Амазонок авангарда» сделали хорошее дело, уговорив коллекционеров на полтора года расстаться с работами авангардисток, чтобы их наконец-то увидел мир. Но сумма оказалась меньше слагаемых: одной Гончаровой, которая была вовсе не «музой» Михаила Ларионова, а партнёршей и коллегой, можно посвятить гигантскую выставку — так и сделала в 2013 году Третьяковка, собрав экспозицию из четырёхсот (!) работ невероятно трудоспособной художницы.

Гончаровой, которую и так знают и любят за рубежом благодаря «Русским сезонам» и другим её работам в эмиграции, досталось не так сильно, как остальным пяти «амазонкам»: вряд ли все зрители, увидевшие «Зелёную полосу» Ольги Розановой среди семидесяти других полотен на выставке Гуггенхайма, осознали, что это икона беспредметной живописи — не менее значимая, чем «Чёрный квадрат». Умершая совсем молодой Розанова разрабатывала своё собственное направление супрематизма, отличавшееся от метода Малевича, и даже обвиняла его в плагиате. Её «Зелёная полоса» — первое абстрактное произведение, выходящее за пределы рамы, и пример новаторского подхода к работе с цветом. Сравните беспредметные работы Гончаровой и Розановой с картинами Марка Ротко, которые он начал делать на тридцать лет позже русских авангардисток, — и увидите, как сильно эти художницы обогнали своё время. 

Но если о шести «амазонках», не совсем удачно сплавленных в одно целое, в мире хотя бы узнали, то их современницы, не попавшие на выставку Гуггенхайма, вообще остались за бортом. Веру Мухину, которая начинала как авангардная художница, мы знаем по монументальным скульптурам, но кто, кроме искусствоведов, без подсказки вспомнит Нину Генке, Ксению Богуславскую, сестёр Синяковых, Веру Пестель, Екатерину Зернову, Веру Ермолаеву, Анну Лепорскую и других художниц того времени? «Амазонки авангарда» задвинули их ещё дальше, в самый тёмный угол — зрители запомнили, что если и были в русском авангарде выдающиеся художницы, то это Гончарова, Розанова, Экстер, Попова, Степанова и Удальцова.

В общем, и «амазонкам», и их современницам чудовищно не повезло: их творческий расцвет пришёлся на эпоху, когда спасать свою жизнь было важнее, чем писать картины, потом их искусство на полвека оказалось под запретом, а после реабилитации русского авангарда их объединили в «дамский клуб» — как будто только вшестером художницы могут значить столько же, сколько их мужья по отдельности. 

Фотографии: Guggenheim (1), Tretyakov Gallery, MoMA, ММОМА, Wikimedia Commons (1, 2, 3)

www.wonderzine.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта