Описание картины Джузеппе Арчимбольдо «Лето». Картины арчимбольдо


Джузеппе Арчимбольдо, или Натурфилософия в красках

Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо после смерти был надолго забыт. Его полотна хранились в частных коллекциях, и только в ХХ веке они стали доступны широкой публике. Поначалу их сочли курьезом или шуткой мастера, составлявшего портреты из цветов, овощей, книг, корней деревьев. Но затем устойчивый интерес к его картинам открыл миру великого художника.

Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо, изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.

Двадцатидвухлетним юношей Джузеппе помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Из его росписей в сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе.

Эти работы не имеют ничего общего с прославившими художника произведениями, кроме пышного декоративного оформления.

В 1562 году Джузеппе был приглашен в Вену на должность придворного портретиста. Многолетняя придворная жизнь художника включала в себя различные занятия: он изобретал и строил различные гидравлические механизмы, музыкальные машины, у которых звук соответствовал тому или иному цвету, содержал в порядке экспонаты знаменитого кабинета, где хранилась коллекция произведений искусства и разных редкостей, и конечно, писал портреты.

До нас дошло 14 картин Арчимбольдо. Обычно — это портреты по грудь, в профиль, реже — в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же — музыкальных и иных инструментов. Например, голова «Повара» составлена из жаркого и кухонной посуды.

Повар

Библиотекарь, понятно, — книжный червь.

На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом мастера, имеется надпись: «Природа, выраженная искусством Арчимбольдо». Эти слова свидетельствуют, что современники не относили искусство художника к разряду курьёзов. Арчимбольдо действительно был гениальным выразителем природы и удивительно правдиво умел передавать на своих холстах ее краски, изобилие, вечно умирающее и рождающееся великолепие.

Автопртрет

В то время новая наука натурфилософия завоёвывала образованные умы европейцев. Одна из ее главных идей — учение о живом космосе и единстве человека и природы. При этом времена года и стихии сопоставлялись с органическими процессами, происходящими в человеке. У Арчимбольдо, который безусловно был знаком с этими идеями, на картине «Весна» цветы и травы сплетают образ юности, чистоты и радости.

Весна

Картина «Лето» создает ощущение знойного полдня, который соответствует расцвету человеческой жизни.

Лето

"Осень" изобилует земными плодами, подобно тому, как зрелый возраст — мудростью и добродетелями.

Осень

Зима неприветлива и сурова, ее скудные плоды безрадостны и сводят смертным скулы...

Зима

Портрет императора Рудольфа II Арчимбольдо назвал «Вертумн» — по имени этрусского божества садов. Королю так понравилось собственное изображение, сплетенное из садовых цветов, овощей и злаков, что он пожаловал художнику титул пфальцграфа — придворного сановника, что для выходца из ремесленной среды было чрезвычайно почетной наградой.

Рудольф II в образе Вертумна

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 году вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи гульденов.

11 июля 1593 года живописец умер. Причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Творчество Арчимбольдо стало столь популярно, что породило множество подражателей. Но стилизаторы, чьи полотна называли «арчимбольдесками», заимствуя лишь его внешние приемы и не понимая идей, заложенных художником в свои творения, так и не поднялись до высот мастера. Арчимбольдо навсегда остался непревзойденным художником натурфилософской школы.

Верхоланцев М. М. Арчимбольдеска

В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. В его творчестве также усматривают предвосхищение сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь», см. выше) считается триумфом абстрактного искусства в XVI столетии.

sergeytsvetkov.livejournal.com

Арчимбольдо

archimboldo9После смерти Джузеппе Арчимбольдо был забыт на долгих четыре века, но, воскрешенный усилиями сюрреалистов в начале века двадцатого, он сразу встал рядом с великим Леонардо да Винчи, не уступающим ему ни по широте эрудиции, ни по универсальности талантов, ни по гениальности.

Сегодня Арчимбольдо в числе тех немногих художников, что оказали наиболее сильное  влияние на европейскую живопись, задав ей новое направление.

Джузеппе начал первым  изображать  уродливое, тем самым поставив под сомнение утверждение, что предметом искусства является только прекрасное. Потом эту линию продолжат другие художники, а потом и поэты, писатели,  музыканты, режиссеры...

Однако чудаковатость его картин современники оценивали  как курьезы, шутки,  перевертыши, веселящие императорский двор, подобно пышным праздничным церемониям, фейерверкам и водным представлениям в императорском дворце, мастером организовывать которые был Арчимбольдо.

На современном языке его можно было бы назвать арт-директором императорского двора, но в первую очередь он был все-таки художник, каким и вошел в историю европейской живописи. Его необычные  картины восхищали не только императора Священной Римской империи, любивших одаривать ими своих  друзей и врагов, но удивляли художников, уже не такого далекого века двадцатого.

Сальвадор Дали называл его первым художником, стоявшим у истоков сюрреализма,  приходя в восторг от  знаменитых серий «Времена года» и «Стихии». В какой момент произошел переворот в стиле художника, никто уже не узнает, поскольку о его жизни известно не так много. Но начинал Джузеппе как вполне традиционный художник, творивший в русле средневекового храмового искусства.

archimboldo10

Витражи св. Екатерины в Миланском соборе, изготовленные Д.Арчимбольдо

Вместе с отцом он украшал Миланский собор витражами с изображением жития св. Екатерины. И ничто не выдавало в нем будущего очень странного художника. От этого периода у Арчимбольдо осталась только любовь к ярким краскам. После витражей был короткий период изготовления эскизов для гобеленов, которые тоже были выполнены во вполне традиционном  стиле.

Перелом произошел после приглашения Фердинандом I его, уже известного художника, в императорский дворец в Прагу. К тому времени ему исполнилось уже тридцать пять лет. Началась долгая двадцатипятилетняя служба в качестве  придворного императорского художника.

Здесь Арчимбольдо попадает в  совершенно иную среду, в которой почитались науки, ученые, маги, астрологи, ценились книги и музеи с лучшими произведениями искусства, создавалась знаменитая кунсткамера с причудливыми животными и всем занимательным,  собиравшимся со всех концов света.

archimboldo14

"Времена года": "Зима - Весна"

Возможно, именно тогда он познакомился с картинами Босха, Кранаха и Брейгеля,  оказавшими на него огромное влияние и изменившими его стиль. Уже через год у Джузеппе Арчимбольдо появилась первые картины, в которых никто бы не узнал художника времен Миланского собора.

Это были  картины  серии «Времена года»: «Лето» и «Зима». Позднее серия пополнилась картинами «Весна» и «Осень». Картины настолько поразили и понравились императору, что художника просили написать такие же в качестве подарков знаменитым особам. Так появилось несколько картин этой серии, отличающимися друг от друга, но все выполненные в одной художественной концепции и одном стиле.

Серия «Времена года», а потом серии «Стихии», "Профессии", "Перевертыши" и  картины, не входящие в серии, необычны тем, что  стихии представлены в образе людей, но людей необычных, составленных из элементов, соответствующих представлениям эпохи Возрождения о природе, четырех стихиях, о прекрасном и безобразном. Элементы, из которых художник лепит свои образы времен года и стихий, поражают разнообразием и тонкостью исполнения.

archimboldo13

"Времена года": "Лето" - "Осень"

Ученые пытаются составить полный список морских животных, цветов, фруктов, овощей и птиц, из которых Арчимбольдо создавал свои причудливые образы. Помимо необычности материала, из которых он лепит своих героев,  художник встраивает в них знаки императорского отличия, возвеличивающие дом Габсбургов и показывающие его силу и могущество.

Художественная концепция картин Джузеппе уникальна. Она положила основу его успеху на много веков вперед, а документы того времени говорят,  с каким энтузиазмом монархи и современники отзывались о творчестве Арчимбольдо. Посмотрим внимательнее его серию «Времена года», которая достаточно типична для стиля художника.

Для понимания общей концепции серии необходимо знать, что в то время  отсчет года начинался с зимы, а год делился на две половинки - на два полугодия. Соответственно, два рядом стоящих сезона, составляющих одну половинку года (зима – весна; лето-осень), обращены профилем друг к другу. А вместе они - единое целое.

archimboldo15

Диалог Сезонов и Стихий: "Лето" - "Огонь"

Два сезона, относящиеся к разным половинкам года, написаны художником повернутыми спиной друг к другу: весна – лето; осень- зима: весна заканчивала зимний период, а осень - летний. Как человек эпохи Возрождения, Арчимбольдо был не только художником, но еще и ученым, инженером, изобретателем, архитектором и сценографом, что ярко проявилось в его причудливых картинах.

«Зима» аллегорически  изображена в виде древнего трухлявого пня с трещинами коры, которая в некоторых местах уже отпала. Пень похож на жалкого, чуть живого старика. Его нос разбит, опух и шелушится, беззубый рот  – гриб – сидит криво, а подбородок усыпан бородавками. Все лицо покрыто щетиной, шрамами и струпьями,  маленькие глазки глубоко скрываются в трещине коры. В качестве уха – сучок, оставшийся от сломанной ветки. Старик мерзнет от холода и его защищает соломенная циновка.

Но о том, что зима – это не навсегда, говорят два лимона -  желтого и оранжевого цвета, контрастирующих с общим темным фоном. Они вносят в унылую атмосферу проблеск солнечного света и тепла. Символом грядущей весны являются зеленые листочки плюща, растущие на затылке старика, а также клубок переплетенных лиан  над головой, напоминающий корону. На циновке виден герб как знак того, что картина выполнена по заказу  императора.

archimboldo16

Диалог Сезонов и Стихий: "Зима" - "Вода"

«Весна» - прямая противоположность «Зиме»: ее профиль развернут влево, в отличие от зимы, чей профиль развернут вправо. Весна - это буйство красок и множество цветов, из которых составлена голова молодой девушки с нежной улыбкой на губах. Она  олицетворяет весну. На картине Арчимольбо  проявляет себя как большой знаток флоры.

Кожа, волосы, платье составлены из нежных лепестков и стеблей весенних цветов, выписанных в мельчайших деталях. Щеки и кожа девушки состоят из белых и розовых бутонов, волосы – великолепная шапка из множества красочных цветов, платье – из трав и цветов зеленого цвета. Нос – бутон лилии, ухо – тюльпан, глаза – пара паслёновых в момент их цветения, ярко-розовые губы и подбородок – цветы розы. Шею украшает воротник из белых цветов. Весь образ дышит свежестью, юностью и благоуханием.

«Лето» открывает вторую половину года. Год вступает в пору зрелости, весеннее цветение юности закончилось. Пору плодоношения   художник изображает в образе молодой женщины, состоящей уже не из нежных весенних цветов, а из летних фруктов, овощей и ягод. Здесь уже совсем другая цветовая гамма: нежно-белая и розовая гамма весны сменяется насыщенными желтым, коричневыми, красным и оранжевым, символизирующими жаркое солнце. Яркие, светящиеся краски подчеркиваются темным фоном.

archimboldo18

Диалог Сезонов и Стихий: "Воздух - "Весна"

Щеки молодой женщины состоят из нежного персика, нос – из кабачка, рот – из молодого стручка гороха, подбородок – из красной груши, зрачок глаза – из яркой вишенки, серьги – из чеснока, а прическа  - из винограда, маслин, груш, колосьев пшеницы и других даров лета, а платье соткано из колосьев хлеба. На одном из вариантов картины на воротнике платья видно имя художника, а на плече - год написания – 1573.

«Осень» завершает вторую половину года и летний период. Она изображена в образе мужчины, чья голова торчит из разбитой кадушки. Это голова грубого парня, состоящая из пышных осенних плодов: сочная груша – нос, щека – спелое яблоко, подбородок – граната, ухо – большой гриб-сыроежка, волосы – розовый, красный и темно-синий виноград. И весь образ напоминает Вакха, бога виноделия, возлияний и разгула. Год закончился, можно насладиться плодами трудов своих и повеселиться.

archimboldo17

Диалог Сезонов: "Земля" - "Осень"

Как ученый и художник в одном лице, Арчимбольдо сопоставляет  серии «Времена года» и «Стихии», выстраивая между ними соответствие и своеобразный диалог: зима – холодная и влажная как вода; весна – теплая и влажная как воздух; лето – жаркое и сухое как огонь; осень – холодная и сухая как земля. Каждая такая пара (время года-стихия) тоже обращена профилем друг к другу: лето и огонь, зима и  вода,  осень и земля, весна и воздух. При этом лето и огонь – олицетворяют Солнца, а осень и земля – Луну.

Четыре стихии изображаются художником в том же антропоморфном ключе, только здесь меняется морфология образов. Их материя соткана из  животных, обитающих в соответствующей стихии: земная - из земных животных:  быка, оленя, верблюда, льва, тигра, газели, собаки, обезьяны, носорога, медведя, слона, кабана и т.д.; воздушная – из  птиц: орла, павлина, утки, гуся, индюка, петуха и т.д.; огонь – из разного вида огня  от свечи и лампы до пушки и пистолета, символизирующие кроме всего прочего еще и военную мощь императора.

archimboldo20

Серия "Професии": "Юрист" и "Библиотекарь"

Вода представлена разными видами морских животных, перечислить которые невозможно. Здесь и акула, и скат, и крабы, и осьминоги, и черепахи, и мидии и даже жемчуг, украшающий шею и уши. И рассматривать их - одно удовольствие. Не зря этого художника очень любят дети. Для них его картины - это всегда игра, разгадка ребуса, и наслаждения от угадывания.

Потому что все птицы, звери, морские твари очень реалистичны, начиная от окраски и кончая зубами акулы, хотя размеры некоторых животных  не соответствуют реальным. И главное - несмотря на такое многообразие живности, во всех картинах Арчимбольдо нет хаоса, здесь все продумано и царит гармония, подчиненная идее художника.

archimboldo

Серия "Перевертыши": "Корзина с фруктами"

Известна и популярна одна из самых увлекательных серий Арчимбольдо, которая называются "Перевертыши". С первого взгляда - кажется просто корзина с плодами, но в перевернутом виде – это профиль конкретного персонажа. Кстати, сам художник был очень неплохим садовником и хорошо знал то, что писал.

Сегодня некоторые художники пишут картины, сделанные под Арчимбольдо, но, в отличие от картин классика, они действительно из серии шуток и курьезов, не несущих никакой другой смысловой нагрузки, напоминающие шутливое стихотворение Бориса Заходера "Из чего только сделаны мальчики?" Но Джузеппе Арчимбольдо был ученым и философом, он пытался по-своему осмыслить мир и представить его так, как он его видел.

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

АРЧИМБОЛЬДО – ПРЕДТЕЧА СЮРРЕАЛИЗМА | ARTотека еды

джузеппе арчимбольдо 600 х 340

Джу­зеп­пе Арчим­боль­до (1526–1593)  был при­двор­ным худож­ни­ком трех импе­ра­то­ров —  Фер­ди­нан­да I, Мак­си­ми­ли­а­на II и Рудоль­фа II и, как бы сей­час ска­за­ли, уни­вер­саль­ным арт-дирек­то­ром. Он созда­вал костю­мы для при­двор­ных празд­ни­ков, зани­мал­ся оформ­ле­ни­ем и поста­нов­кой раз­но­об­раз­ных тор­жеств, тур­ни­ров и коро­на­ций, раз­ра­ба­ты­вал и усо­вер­шен­ство­вал раз­лич­ные меха­низ­мы, про­ек­ти­ро­вал фон­та­ны и созда­вал вит­ра­жи. Имен­но служ­ба в Пра­ге при дво­ре ярко­го и амби­ци­оз­но­го Рудоль­фа II ста­ла пери­о­дом рас­цве­та худож­ни­ка.

Рудольф II, меце­нат и покро­ви­тель наук и искус­ства, при­влек к сво­е­му дво­ру мно­же­ство неор­ди­нар­ных лич­но­стей – худож­ни­ков, поэтов, уче­ных, а так­же магов, оккуль­ти­стов  и алхи­ми­ков. При нем в Пра­ге рабо­та­ли аст­ро­но­мы Иоганн Кеплер и Тихо Бра­ге, худож­ни­ки Бар­то­ло­ме­ус  Шпран­гер и Ханс фон Аахен,  скуль­пто­ры Адри­ан де Врис и Джам­бо­ло­ньи.  Им была осно­ва­на одна из пер­вых кунст­ка­мер – пред­ше­ствен­ни­ца совре­мен­ных музеев. Ста­ра­ни­я­ми Арчим­боль­до она попол­ни­лась мно­ги­ми ред­ко­стя­ми и дико­вин­ка­ми, а так­же кар­ти­на­ми Дюре­ра и Брей­ге­ля.

Арчим­боль­до – ярчай­ший визу­а­лист эпо­хи позд­не­го Воз­рож­де­ния, создал свой соб­ствен­ный при­чуд­ли­вый стиль. Его порт­ре­ты – это вир­ту­оз­ные кол­ла­жи из ово­щей, фрук­тов, цве­тов, рыб, живот­ных и пред­ме­тов. Затей­ли­вая и фан­тас­ма­го­ри­че­ская фор­ма осно­вы­ва­ет­ся на  педан­тич­ной точ­но­сти дета­лей.

Арчимбольдо Флора 760 х 980Арчимбольдо Вода 640 х 843

-

Каж­дое рас­те­ние, каж­дая тра­вин­ка, каж­дый цве­ток узна­ва­ем с науч­ной точ­ки зре­ния. Его кар­ти­на “Вес­на”, напри­мер, содер­жит 80 иден­ти­фи­ци­ру­е­мых рас­те­ний, а “Вода” — 60 реч­ных и мор­ских видов.Пер­вые извест­ные порт­ре­ты-кол­ла­жи были пред­став­ле­ны импе­ра­то­ру Мак­си­ми­ли­а­ну на Новый 1569 год. Один цикл кар­тин назы­вал­ся “Вре­ме­на года”, а дру­гой, в кото­рый вошли зем­ля, вода, огонь и воз­дух, “Четы­ре эле­мен­та”. Алле­го­ри­че­ские кар­ти­ны пол­ны визу­аль­ных калам­бу­ров, а так­же лест­ных наме­ков на вели­чие

Арчимбольдо Зима 720 х 882Арчимбольдо Осень 723 х 864

-

Габс­бур­гов, спо­соб­ных управ­лять даже при­ро­дой и сти­хи­я­ми. Мак­си­ми­ли­а­ну так понра­ви­лись эти обра­зы, что в 1571 году был устро­ен костю­ми­ро­ван­ный празд­ник, где импе­ра­тор и при­двор­ные были оде­ты в костю­мы эле­мен­тов и вре­мен года. Импе­ра­тор играл зиму.Джу­зеп­пе Арчим­бол­до – мастер опти­че­ской иллю­зии. В его вре­мя осо­бен­ной попу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись

Арчимбольдо Садовник 680 х 450кар­ти­ны-пере­вер­ты­ши — повер­ни­те их на 180 гра­ду­сов и пред вами пред­ста­нет совер­шен­но дру­гое изоб­ра­же­ние. Так на кар­ти­нах Арчим­боль­до повар сам ста­но­вит­ся блю­дом, а садов­ник пре­вра­ща­ет­ся в кор­зи­ну с пло­да­ми.

Наи­бо­лее извест­ная рабо­та Арчим­боль­до – порт­рет Рудоль­фа II, при­ем­ни­ка Мак­си­ми­ли­а­на, в обра­зе Вер­тум­на, Арчимбольдо портрет Рудольфа II 651 х 800древ­не­ита­лий­ско­го бога вре­мён года, рас­ти­тель­но­сти и пре­об­ра­зо­ва­ний. Инте­рес­но, что на порт­ре­те изоб­ра­жен поча­ток куку­ру­зы, на ту пору экзо­ти­че­ско­го рас­те­ния толь­ко при­ве­зен­но­го из Ново­го Све­та. Кар­ти­на настоль­ко понра­ви­лась импе­ра­то­ру, что он награ­дил худож­ни­ка титу­лом пфальц­гра­фа и зна­чи­тель­ным денеж­ным содер­жа­ни­ем.

Арчим­боль­до слу­жил семье Габс­бур­гов на про­тя­же­нии более 25 лет.  В 1587 году после мно­го­чис­лен­ных просьб он был отпу­щен импе­ра­то­ром Рудоль­фом со служ­бы и вер­нул­ся в род­ной Милан, где и умер в 1593 году.

Попу­ляр­ность Арчим­боль­до была огром­на, но про­шло вре­мя, кунст­ка­ме­ра была раз­граб­ле­на во вре­мя Трид­ца­ти­лет­ней вой­ны (1618–1648), ряд кар­тин Арчим­боль­до были выве­зе­ны в Шве­цию, неко­то­рые осе­ли в част­ных кол­лек­ци­ях, а неко­то­рые попро­сту исчез­ли. Худож­ник и его рабо­ты были забы­ты более чем на 300 лет.

Сюр­ре­а­ли­сты спас­ли Арчим­боль­до от пол­но­го забве­ния и даро­ва­ли ему посмерт­ное член­ство в сво­ем клу­бе. В 1930 году фран­цуз­ский жур­нал сюр­ре­а­ли­стов  Minotaure опуб­ли­ко­вал репро­дук­ции его работ, а Аль­фред Барр — исто­рик искус­ства и пер­вый дирек­тор Музея совре­мен­но­го искус­ства в Нью-Йор­ке, орга­ни­зо­вал показ работ худож­ни­ка на выстав­ке под назва­ни­ем “Фан­та­сти­че­ское искус­ство, дадизм и сюр­ре­а­лизм”. Ман Рэй, Рене Магритт и Дали утвер­жда­ли, что рабо­ты Арчим­боль­до  ста­ли для них источ­ни­ком вдох­но­ве­ния. По сло­вам Саль­ва­до­ра Дали, Джу­зеп­пе Арчим­боль­до явил­ся пред­те­чей сюр­ре­а­лиз­ма.

В 21 веке попу­ляр­ность Арчим­боль­до про­дол­жа­ет рас­ти, а его идеи нахо­дят после­до­ва­те­лей и под­ра­жа­те­лей. Так в 2012 году  в лон­дон­ском музее изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства — Dulwich Picture Gallery экс­по­ни­ро­ва­лась серия скульп­тур  “Четы­ре сезо­на”.  Автор арт-про­ек­та  аме­ри­кан­ский худож­ник, сце­на­рист и режис­сер  Филипп Хаас (Philip Haas), вдох­нов­лен­ный рабо­та­ми вели­ко­го манье­ри­ста, создал свою вер­сию вре­мен года. Трех­мет­ро­вые Зима, Вес­на, Лето и Осень были впер­вые пред­став­ле­ны ауди­то­рии на поляне музей­но­го пар­ка, после чего начал­ся трех­лет­ний тур по музе­ям и бота­ни­че­ским пар­кам США.

арт-проект Four Seasons 720 х 467арт-проект Four Seasons Зима 540 х 723

Дру­гой нью-йорк­ский фото­ху­дож­ник Klaus Enrique Gerdes создал серию фото­ра­бот под общим назва­ни­ем “Арчим­боль­до”, где попы­тал­ся повто­рить рабо­ты вели­ко­го масте­ра, исполь­зуя реаль­ные фрук­ты, ово­щи и цве­ты.

Klaus_Enrique_Arcimboldo_Vertumnus 450 х 547Klaus_Enrique_Arcimboldo_Winter 450 х 723

 

Klaus_Enrique_Arcimboldo_Summer 450 х 667Klaus_Enrique_Arcimboldo_Autumn 450 х 614

.carl worner 2Стиль “а-ля Арчим­боль­до” не раз исполь­зо­вал в сво­их экс­пе­ри­мен­тах извест­ный англий­ский фото­ху­дож­ник Карл Уор­нер. Хотя, в основ­ном, он спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на “про­дук­то­вых пей­за­жах” или как он их назы­ва­ет -“Foodscapes”, то есть «ланд­шаф­ты из еды»(комбинация слов еда (food) и ланд­шаф­ты (Landscapes). Кро­ме это­го, он созда­ет заме­ча­тель­ные ани­ма­ци­он­ные корот­ко­мет­раж­ки, где в каче­стве пер­со­на­жей и мате­ри­а­лов исполь­зу­ет то же про­дук­ты. С опи­са­ни­ем его твор­че­ства мож­но озна­ко­мить­ся в ста­тье “Карл Уор­нер и его кар­ти­ны из еды”.

www.art-eda.info

Портреты Арчимбольдо из реальных овощей и фруктов |

Портреты Арчимбольдо из реальных овощей и фруктов

Нью-йоркский фотограф Клаус Энрике Гердес, вдохновленный итальянским художником Джузеппе Арчимбольдо, создал реальные портреты с помощью фруктов, овощей и цветов. Арчимбольдо (читайте о нем здесь) рисовал уникальные живописные портреты в период между 1564 и 1576.  Практически Клаус Энрике Гердес сейчас сделал то же самое, за исключением того, что фотография позволяет ему «заморозить» картину в одно мгновение, до того, как любой из ингредиентов начинает портиться.

Портреты Арчимбольдо из реальных овощей и фруктов

Кликните для увеличения изображения

Говорит Клаус: «Я работал над серией фотографий, в которой я окружал какую-то часть человеческого тела большим количеством различных предметов. Когда я фотографировал руку среди листьев, то подумал, что можно создать эту руку из тех же листьев. Я посмотрел, не создавали ли другие художники что-то подобное, и обнаружил, что, как обычно бывает, кто-то где-то уже сделал нечто подобное. В данном случае это был художник Джузеппе Арчимбольдо, который рисовал картины в этой концепции более 400 лет назад.

Я решил воссоздать работы Арчимбольдо, и в конечном итоге создать свои собственные изображения на основе его картин. Оформление каждого портрета занимает около трех дней, и эмоционально этот процесс очень напряженный.

Портреты Арчимбольдо из реальных овощей и фруктов

В начале, когда картина начинает обретать форму, все идет более-менее гладко. Однако, как только работа доходит до деталей, и нужно четко сверятся с оригинальной живописью, начинают вылезать несоответствия.

Портреты Арчимбольдо из реальных овощей и фруктов

Критики много рассказывают о том, что предметы в картинах Арчимбольдо являются пропорционально правильными, но каждый из этих элементов является вымышленным, и, как показывает мой эксперимент, художник немного деформировал их для своих целей. Например, в одной из картин роль носа играет небольшая груша прекрасной формы. Когда я не смог найти подходящей, то решил заменить грушу небольшим сладким картофелем.

Портреты Арчимбольдо из реальных овощей и фруктов

После того как я делаю все изменения, мало-помалу начинает вырисовываться скульптурная композиция. Несколько дней спустя она, наконец, напоминает оригинального Арчимбольдо, и это невероятное удовольствие.

Хотя большинство людей сразу же идентифицирует изображения как портреты, многие видят только отдельные части изображения: фрукты, цветы, овощи. Но, рассматривая фото некоторое время, они понимают, что это портрет человека».

Портреты Арчимбольдо из реальных овощей и фруктов

Источник: dailymail.co.uk

Сайт фотографа: www.klausenrique.com/art/67/gallery.html

terra-z.com

Картины Джузеппе Арчимбольдо

Картины Джузеппе АрчимбольдоНа старинной гравюре, которая считается "автопортретом" Джузеппе Арчимбольдо (1527 - 1593 гг.) в правом углу виднеется надпись, которая якобы принадлежит самому художнику.

 

Надпись гласит:"Я в образе горы, и это мой портрет,Природа, выраженная искусством".

Всю поверхность листа занимает изображение огромной скалы, которая сверху поросла густым лесом и кое-где виднеющимися домишками; мост вздыбился поперек скалы, под мостом - поднятая решетка, она открывает дорогу потоку воды, который мчится из-под скалы.

 

Всматриваясь в изображение, зритель начинает замечать, что постепенно скала превращается в лицо человека, где плоские дома - глаза, поднятая решетка - рот, вздыбленный мост - усы, древняя башня - нос, деревья - волосы. Заинтригованный зритель желает познакомиться с автором.

Сохранился лишь один автопортрет Джузеппе Арчимбольдо, который был написан в 1570 году (его местонахождение неизвестно), если не брать в учет рисунка пером, который хранится в Народной галерее в Праге.

На "Автопортрете" лицо мыслителя, философа, человека большого интеллекта. Высокая шапка ученого, густая борода с проседью, пристальный, проницательный взгляд - все обличает яркую, незаурядную личность.

Император Священной Римской империи Рудольф II, возвел художника Арчимбольдо в титул пфальцграфа в 1592 году.

Родился Джузеппе Арчимбольдо в 1527 году в Милане. В 22 года он уже вместе со своим отцом Бьяджо работает как художник, украшая миланский собор.

Арчимбольдо расписывает в 1551 году пять гербов, которые Милан преподнес королю Богемии Фердинанду I.

Отец Арчимбольдо дружил с семьей Луини (живописцы), хранивших рисунки и рукописи Леонардо. Поэтому Джузеппе имел доступ к работам великого флорентийца. Эти работы поразили Арчимбольдо и врезались в его память.

Император Фердинанд I в 1562 году пригласил художника в Вену на должность придворного копииста и портретиста. С 1562 по 1587 гг. (царствовали Фердинанд I, Максимилиан II, Рудольф II) Арчимбольдо живет при дворе в Праге и в Вене. За все это время он всего лишь несколько раз ездил в Италию и Баварию.

Художник Джузеппе АрчимбольдоОбязанностью художника было написание королевских портретов, а также он должен был привести в порядок и украсить знаменитый "Кабинет", который включал в себя коллекцию редкостей, или "курьезов" и коллекцию произведений искусства. Современник описал эту коллекцию так: "Вазы в виде драконов и животных, музыкальные автоматы, мозаики из перьев колибри, квадранты, астролябии, корень мандрагоры".

На творчество Джузеппе Арчимбольдо повлияли индийские миниатюры "Кабинета", которые изображали животных, особенно антилоп, лошадей и слонов, составленных из человеческих фигур или фигур других животных. Здесь же находились инкунабулы и манускрипты, листы которых представляли композиции из человеческих фигур, растений и животных, которые сохранили форму букв.

Титул "Мастера Празднеств" носил Джузеппе Арчимбольдо. Как и Леонардо, он изобретал и строил различные музыкальные автоматы и гидравлические механизмы. Нам известны два его изобретения, которые зафиксированы в мемуарах современников: "Цветовой клавикорд" и "Перспективная лютня". Первое фигурирует в "Мантуанском диалоге" Г. Команини, ближайший друг художника в период возвращения в Италию. Второй - в инвентарной описи за 1621 год Градчанского замка.

Джузеппе Арчимбольдо является автором семнадцати станковых картин. Самыми известными можно считать два больших цикла: "Стихии" ("Земля", "Воздух", "Огонь" и "Вода") и "Времена года" ("Зима", "Весна", "Лето" и "Осень"). К 1563 году относится первый вариант серии "Времена года" Музей истории искусств в Вене обладает только двумя картинами из этой серии ("Зима" и "Лето"). В мадридской Академии Сан-Франциско находится "Весна", а "Осень" - утеряна. 1573 годом датируется второй вариант этой серии. Его в 1964 году приобрел Лувр.

К 1566 - 1571 году относится серия "Стихии". В 1648 году картины из этой серии вывез из Праги маршал Карл Густав Врангел, предводитель шведских войск. В Швеции в замке Шоклостер (бывшая резиденция маршала) до сих пор находятся некоторые из этих картин.

Итак, "Времена года" Арчимбольдо. Еще в средневековой арабской философии времена года и стихии, сравнивались с процессами, которые происходят в организме человека. Восход солнца - улыбка, гром - речь, ветер - дыхание. Лето сравнивали с молодостью, весну - с детством, осень со средним возрастом, зиму - со старость.

В серии "Времена года" художник, используя художественные приемы, раскрывает эти идеи.

"Весна" (1573 год; Лувр). В этой картине тема утренней зари, рассвета, молодости определяет весь художественный строй образа. Ярко сверкают растения на темном фоне, который символизирует ночь. Разнообразные цветы, которые осветили первые лучи солнца, раскрываются навстречу ему. На щеках "Весны" заря полыхает алым цветом, сгущаясь в тюльпанах и розах, растекаясь теплым потоком в лепестках кувшинок и лилий. Здесь такой цвет, каким бывают цветы и травы на утренней заре. Краски весенние: тепло-желтые и алые цветы, нежно-зеленые листья.

"Лето" (1573 год; Лувр). В этой картине развивается тема жаркого летнего полдня, который символизирует молодость. Плоды "Лета" вырастают из золотых колосьев пшеницы. Здесь преобладает насыщенный "летний" цвет, "знойный". Наливающиеся груши и яблоки, изумрудные огурцы, спелые малиновые вишни - вот колорит "Лета". Одна деталь в картине "Лето" дает возможность нам более подробно остановиться на некоторых аспектах искусства Джузеппе Арчимбольдо. Это латинская надпись на шее у "Лета": "Givseppe Arcimboldo. F", ниже "1573".

Здесь Арчимбольдо следует за неоплатониками в понимании художественного гения: поэт созидает, творит, оживляет неживую природу; человек, индифицируя себя с природой, оживляет и одухотворяет ее. Мысль Арчимбольдо понятна: несмотря на качественные различия и количественное многообразие, единство природы сохраняется.

"Осень" (1573 год; Лувр). В картине находит свое развитие тема "среднего возраста" в изображении плодов осени, которые освещены лучами заходящего солнца. Отсюда и красновато-желтый колорит картины. Сочные спелые яблоки и груши, тяжелые грозди золотистого винограда, рыжеватые осенние листья, овощи и грибы - это все создает картину богатства и изобилия природы.

"Зима" (1573 год; Лувр). Картина, замыкающая цикл. Тема старости, ее иллюстрирует сухое дерево в образе старика, который зябко кутается в накидку из соломы. На ветке - зимние плоды: апельсин и лимон. Тему увядания раскрывает и цвет - желтовато бурый с фиолетовыми пятнами. Сухое дерево, изрытое морщинами, переплетающиеся красиво сухие ветки на "голове", разной формы пни, листья, сучья - это все придает образу живописность и оригинальность.

Работу "Зима" можно рассматривать как иллюстрацию к изречениям естествоиспытателя Парацельса (1493 - 1541 гг.): "Дерево - то же тело. Кора его подобна коже, ветви - волосам. Оно благоухает плодами и цветами, и подобно человеку, способно видеть, слышать, ощущать".

Такая натурфилософская идея, находит развитие в цикле "Стихии". В этом цикле раскрываются все особенности гения Джузеппе Арчимбольдо.Во всей Европе, а также при дворе Рудольфа II была очень популярна магическая теория Агриппы Неттесгеймского (1456 - 1535 гг.).

 

Построена она была на мысли, что как высшее влияет на низшее, так и наоборот - все низшее влияет на все высшее, но в меньшей степени. Дальше, все стоящее на одной ступени влияет одно на другое взаимно, на основании действия закона, в котором говорится, что всякий предмет притягивает подобное себе и обратно - своим всем существом притягивает к себе силы его.

 

В своей работе "О тайной философии" (1510 г.) Агриппа пишет: "Есть всего четыре элемента или стихии, т. е. четыре основания для всех телесных вещей. Это суть земля, воздух, огонь и вода. Из них все образуется, но образуется не путем смешения, а путем соединения и преобразования, и обратно, все, что пришло к концу, разлагается на четыре элемента. Каждый элемент имеет два особых свойства, из которых одно принадлежит этому элементу, а другое - переход к следующему элементу. Огонь горяч и сух, земля - суха и холодна, вода - холодна и влажна, воздух - влажен и горяч. Так элементы противостоят друг другу по своим противоположным свойствам: земля - воздуху, огонь – воде".

Наиболее ярко отразилась эта идея в картине Арчимбольдо "Огонь" (1566 год; Вена), которая входит в цикл "Стихии". В ней мы видим четыре вида пламени, о которых писал Агриппа. Продукты первого типа пламени можно отнести к неорганической природе, второго типа - к растительной сфере, третьего - к животной сфере, четвертого - к человеческому миру. Художник интересно решил третий и четвертый типы.

 

Для третьего он выбрал изображение барана из ордена Золотого Руна, для четвертого - аркебузу и пушки.

"Огонь" Джузеппе Арчимбольдо по терминологии Агриппы "сух и горяч", а "Вода" (1568 г., Вена) - "холодна и влажна". Решена картина "Вода" в розовато-холодной, жемчужно-серой гамме, настолько соответствующей изображенным скользким, влажным обитателям водной стихии, которые переданы "сверхточно" и "сверхосязательно". Однако это далеко не натюрморт, глаза рыб и морских животных открыты, они полны жизни.

В 1588 году в Милане была написана одна из поздних картин Джузеппе Арчимбольдо "Флора". Творец отослал картину в Прагу, позже ее оттуда вывезли в Швецию. Последнее что о ней было известно, это что она в частной коллекции в Лондоне.

На обратной стороне картины, кем-то оставлена старая надпись: "La Flora dell'Arcimboldo".

Джузеппе АрчимбольдоВ этой картине Джузеппе Арчимбольдо предвосхищает идею Новалиса (1772 - 1801 гг.): "Все поэтически созданное должно быть живым индивидом. Это все равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Природа это одновременно бесконечное растение, бесконечное животное и бесконечный камень". Согласно Новалису, поэт обуздывает первобытные хаотические стихийные силы. Лишь поэт, художник может выразить "дух природы", ее "внутренний разум". Человек и природа объединяются воедино. Так, в "Флоре" разнообразные, многочисленные цветы, изображенные в сотнях цветовых нюансов, лепестки сливаются в единый женский образ, загадочный и таинственный.

"Натюрморты" Арчимбольдо помимо виртуозности и мастерства, всегда "одушевлены", это можно объяснить его натурофилософскими идеями.

Для последней его картины "Вертумн" эти идеи являются характерными. Друзья художника, Команини и Ломаццо называют эту картину "Портретом Рудольфа II". Они также сообщают и дату ее создания - 1590 год.

Вместе с этой картиной в Прагу была послана большая поэма Команини (опубликованная 1591 году), которая была посвящена этой картине. Рудольф II был восхищен картиной, и шестидесятичетырехлетний Джузеппе Арчимбольдо был возведен в титул пфальцграфа.

Вертумн это этрусское божество садов. Древние римляне считали Вертумна покровителем торговли. Изображали его в виде юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной, наполненной плодами, в другой. Любой образ мог принимать Вертумн, согласно мифу.

Арчимбольдо же изображает Вертумна в образе существа, состоящего из цветов, злаков, овощей, спелых плодов и одновременно обнаруживающего сходство с Рудольфом II. Мы видим императора: выпуклый лоб (тыква), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), оттопыренные уши (початки кукурузы), круглые, черные, блестящие глаза (ежевика и вишня), подбородок, заросший бородой (колючие растения).

Однако "Вертумн" не шарж и не карикатура. Это могущественный плодоноситель, "астральный двойник" императора.

Картина "Вертумн" считается вершиной мастерства Джузеппе Арчимбольдо. Это образ, исполненный оптимизма, образ плодоносящей Природы. Отсюда сочность, яркость и насыщенность красок, изобилие овощей, цветов и плодов.

Композиции Арчимбольдо пользовались огромным успехом, а это породило большое количество подражателей, которых называли "арчимбольдесками".

vintagetorg.com

Необычайные картины Арчимбольдо | Zhilistar.Ru

Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году. В возрасте 22 лет он работал помощником своего отца, украшавшего Миланский собор. Через друзей отца юноша знакомился с живописью великих живописцев. Среди произведений встречались наброски Леонардо – это были изображения всяких гибридов растений и животных, составляющие человеческие лица. Карикатуры и наброски странных чудовищ для юноши были настоящим потрясением, он их запомнил, что и повлияло на его собственное творчество.Будучи уже сложившимся мастером 35 лет Арчимбольдо был приглашён германским императором Фердинандом Первым в Вену на должность придворного портретиста. 25 лет художник жил при дворах в Вене и Праге. Это был период царствования Фердинанда Первого, Максимиана Второго, Рудольфа Второго.

Рудольф Второй очень любил всё экзотическое, загадочное, парадоксальное. Картиной «Вертумн» он был восхищён и наградил 64-летнего художника титулом пфальцграфа. Вертумн – этрусское божество садов и обработки земли. В картине это существо очень похоже на короля Рудольфа Второго. Виртуозно переданы плоды, овощи и цветы, удивительно броские и декоративные.

До нашего времени дошли картины двух его циклов: «Времена года» и «Стихия». Эпоха, в которую творил художник, имела главную идею – идею о живом космосе. Времена года и стихии сопоставлялись с процессами, происходящими в организме человека. Ветер – дыхание, гром – речь, восход солнца – улыбка, осень – средний возраст, зима – старость и так далее. В картинах Арчимбольдо всё это ясно читается. Из цикла «Времена года» в работах «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» ярко выражены соответственные темы.

В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы. В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности. Краски нежные, как на утренней заре под первыми лучами солнца. В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем. Всё славит обильный урожай. Тема картины «Зима» выражена в образе старика, кутающегося в сплетённую из соломы накидку. Образ ствола сухого дерева подчёркивает тему увядания.Знаменитый Парацельс когда-то говорил: «Дерево – то же тело. Его кора подобна коже, ветви – волосам. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать.».

В цикле «Стихии» художник так же точно характеризует состояния природы. Холст «Вода» решён в холодной гамме, обитатели воды изображены с предельной достоверностью. Восхитительна картина «Флора», она полна разнообразнейшими цветами, все эти нежнейшие лепестки сливаются в загадочный женский образ. Этот холст вдохновил поэта Г. Команини на такой мадригал:

«Тысячи цветов, одна Флора.

Живые цветы, живая Флора.

Но если из цветов составлена Флора,

А из Флоры – цветы,

Понимаете ли Вы, как это получилось?

Цветы в Флору

Художник мудрый превратил,

А Флору – в цветы.»

Джузеппе Арчимбольдо носил придворный титул «Мастер Празднеств». Так же, как и знаменитый Леонардо, он изобретал и строил разные гидравлические механизмы, музыкальные автоматы. Например, его современники описывают «цветовой клавикорд», в котором звуки соответствуют тому или другому цвету на специальной шкале, составленной художником.

Его картины имели огромный успех, но не все понимали главный смысл его произведений. А поэтому многочисленные подражатели усвоили лишь внешние его приёмы. Масса картин, похожих на произведения Арчимбольдо, наводнили в 17 веке Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Но они не обладали глубиной мастера и были все заслуженно забыты.

This SimpleViewer gallery requires Macromedia Flash. Please open this post in your browser or get Macromedia Flash here. This is a WPSimpleViewerGallery

Самые комментируемые записи

  1. Медицинский центр Санатера. (168)
  2. Как путешествовать дешево. (15)
  3. Вкусный папоротник «Орляк». (11)
  4. Моя надежда: капли Скулачева (10)
  5. Зависимость питания и здоровья от группы крови. (10)
  6. Перекись водорода и водка с маслом. (10)
  7. Названия чисел больше миллиона. (10)
  8. Список опасных консервантов в продуктах питания. (9)
  9. Путешествие в Аркаим – страну ариев. (8)
  10. Картины (7)

zhilistar.ru

Описание картины Джузеппе Арчимбольдо «Лето»

Описание картины Джузеппе Арчимбольдо «Лето»

Создана в 1573 г. Материалы: холст, масло. Размеры: 76 на 63,5 см. Экспонируется в Лувре, Париж, Франция. Другое аналогичное, но написанное на десять лет раньше, полотно находится в венском Музее истории искусств.

Классиком художника назвали только в XX в., когда заново открыли его своеобразное творчество. Оно запоминается уникальными аллегорическими работами, в которых люди изображаются с помощью совершенно разных вещей, начиная от птиц или ракушек и заканчивая книгами и языками пламени. Уникальность в том, что до Арчимбольдо в XVI в. такого еще не делал никто, его даже считают прапрародителем сюрреализма.

Данная работа символизирует лето из цикла «Времена года», который состоит из четырех стилистических схожих антропоморфных портретов. Они в сложной и перенасыщенной элементами композиции доносят до зрителя самую суть каждого сезона. Этот в видении автора предстает в образе зрелой женщины с привлекательной фигурой и загадочной улыбкой, видной даже в раскрытом стручке гороха. Она одета в соломенную блузу, украшенную по вороту и рукавам колосьями спелой пшеницы, на них, если присмотреться, можно различить год написания и имя живописца.

Вместо нежных женских щек, изображен мягкий розовый персик, губы – сладкие малиновые вишни и виноград, нос – зеленый огурец, темная черешня – глаз, колосок – бровь… Лицо собрано подобно самой необычной мозаике, но еще больше всего содержит высокая прическа. В ней хорошо различимы початок кукурузы, баклажан, налитые сливы и сладкие груши, еще больше вишенок и виноградных лоз, крупные ягоды ежевики и т. д. Все вместе передает аллегорию роста и сбора богатого урожая, который зреет три месяца и начинает убираться в конце августа.

На холсте преобладают соответствующие летнему времени теплые и насыщенные оттенки, за счет которых женский профиль сияет посреди черной заливки. Каждый плод прорисован с большой тщательностью и реалистичностью, верно расположенные тени и блики создают сильный эффект объема изображения, усиливающийся контрастом с темным фоном.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта