Николя Пуссен: жизнь и творчество художника. Пуссен картины


Пуссен, Никола. Все картины художника

Биография и творчество

Нормандец по происхождению, Никола Пуссен (1594-1665 гг.) родился в Лез-Андели, небольшом городке на берегу Сены. Юному Пуссену было обеспечено хорошее образование и возможность изучить начальные этапы искусства художника. Более подробное знакомство с секретами мастерства он узнал уже после переезда в Париж, где учился у мастеров.

Портретист Фердинанд Ван Элле стал первым наставником молодого живописца, позднее же Пуссен учился у мастера, расписывающего церкви – Кентена Варена, и придворного художника Жоржа Лаллемана, который придерживался относительно нового в то время стиля маньеризма. «Набить руку» ему помогло и копирование картин признанных мастеров живописи, этим он мог свободно заниматься в Лувре.

Первый период творчества в Италии

В 1624 г. имя Пуссена уже было известно среди ценителей живописи, а его самого все больше увлекало творчество итальянских мастеров. Решив, что у французских наставников он узнал всё, что мог, Пуссен перебрался в Рим. Помимо итальянской живописи Пуссен высоко ценил и поэзию, во многом благодаря знакомству с Джиамбаттиста Марино, представителем галантной поэзии. Они подружились ещё в Париже, и Никола иллюстрировал поэму своего друга «Адонис». Из раннего парижского период творчества художника до нашего времени сохранились только иллюстрации.

Пуссен изучал математику и анатомию, скульптуры времён античности служили ему образцами для зарисовок, а научные труды Дюрера и да Винчи помогали в понимании того, как пропорции человеческого тела должны быть перенесены в художественное искусство. Теоретические познания он приобрёл в геометрии, оптике, законах перспективы.

Карраччи, Тициан, Рафаэль и Микеланджело – работы этих мастеров глубоко впечатлили французского живописца. Первые годы жизни в Риме были временем поиска собственного стиля, а его работы тогда характеризовались резкими ракурсами, мрачными тонами и обилием теней. Позднее его художественный стиль изменился, цветовая гамма стала более тёплой, а элементы картин подчинялись единому центру. Темой творчества того времени были героические сюжеты и действия античной мифологии.

По заказу одного из римских покровителей Пуссена, Кассиано дель Поццо, художником была создана серия картин «Семь таинств», а «Разрушение Иерусалима» и «Похищение сабинянок» принесли ему более широкую известность. К мифологической тематике своих картин он добавлял веяния современности, упорядочивая композицию и перенося действие на передний план картины. Пуссен стремился добиться естественности положений действующих лиц и придать их жестам и выражениям лиц ясное значение. Гармония и единство с природой, характерные для античных мифов, вдохновляли художника, это прослеживается в картинах «Венера и сатиры», «Диана и Эндимион», «Воспитание Юпитера».

«Метаморфозы» Овидия послужили основой для «Царства Флоры», картина стала своеобразным гимном возрождению и весеннему обновлению природы. Приобретённые ранее теоретические познания позволили ему точно следовать принятым законам композиции, а тёплые, ясные цвета делали картины по-настоящему живыми («Танкред и Эрминия», «Венера и пастухи»). Дополнительную точность изображениям придавала предварительная подготовка: он изготавливал модели фигурок из воска, и, прежде чем приступить к работе над картиной, экспериментировал с игрой света и положением этих фигурок.

Парижские интриги и возвращение в Рим

Наиболее успешными в карьере Пуссена были годы, которые он провёл в работе над украшением Луврской галереи по приглашению кардинала Ришелье (вторая половина 30-х гг.). Получив звание первого королевского живописца, он работал и над галереей, и над множеством других заказов. Такой успех не прибавил ему популярности среди коллег-живописцев, а особенно недовольны были те, кто также претендовал на работу в Лувре.

Интриги недоброжелателей вынудили художника оставить Париж и в 1642 г. снова перебраться в Рим. В этот период творчества (до 50-х гг.) источником тем для картин Пуссена стали Библия и Евангелие. Если в ранних произведениях царствовала природная гармония, то теперь героями картин стали библейские и мифологические персонажи, одержавшие победу над своими страстями и обладающие силой воли (Кориолан, Диоген). Знаковая картина того периода – «Аркадские пастухи», композиционно говорящая о неизбежности смерти и мирном принятии этого осознания. Эта картина стала образцом классицизма, манера художника приобрела более сдержанный характер, не такой эмоционально-лиричный, как в работах первого римского периода. В цветовой гамме преобладающим стал контраст нескольких цветов.

Последнюю свою работу, «Аполлон и Дафна», художник завершить не успел, но именно в его картинах было сформировался французский классицизм.

gallerix.ru

Никола Пуссен: картины, биография художника

Никола Пуссен (1594-1665)

Создателем и крупнейшим представителем классицизма во французской живописи был Никола Пуссен. Он родился в Нормандии близ городка ле Анделис в семье военного. Первые уроки живописи Пуссен получил у заезжего фла­мандского художника-маньериста Варена. Восемнадцати лет Пуссен отправился искать ючастья в Париж. Благодаря (покровительству художника Ж. Куртуа ему удалось полу­чить доступ к королевкжим художественным собраниям.

 

Однажды Пуссен познакомился с проживавшим в ту по­ру в Париже итальянским поэтом Дж. Б. Марино и сделал иллюстрации к его поэме «Адонис». Рекомендации Марино помогли молодому художнику поехать в 1624 году в Ита­лию и обосноваться в Риме. Здесь Пуссен с увлечением продолжил изучение античного наследия. Античное искусство стало для него образцом в его творческой деятельности. Наряду с ним он также высоко ценил искус­ство Рафаэля и Тициана, работы современных ему худож­ников болонсксй школы.

В 20-е—30-е годы Пуссен создает много полотен. Сюжеты для них он черпает из античной мифологии, библии, из произведений поэтов Возрождения. Они служат художнику поводом для выражения высоких идей гуманизма. Пуссен стремится показать в своих картинах значительность чело­века, мужественного и прекрасного, величие его благород­ных и героических поступков.

Наиболее значительным произведением Пуссена, таким, как «Ринальдо и Армида» (1625—1627), «Смерть Германи- ка», «Танкред и Эрминия» (1625—1627), «Снятие с креста» (ок. 1630 г.), «Царство Флоры» (ок. 1628 г.), «Вакхана­лия» (1636), «Аркадские пастухи»* (1638) и др., присущи черты, характерные для всего направления классицизма.

В 1640 году широкая известность Пуссена побудила кар­динала Ришелье вызвать художника в Париж, для украше­ния Луврской галереи. Людовик XIII возвел его в звание своего первого живописца. В Париже Пуссен имел много за­казов, но у него появилась партия противников. Она состоя­ла из художников, ранее трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговал против Пуссена поль­зовавшийся покровительством королевы, живописец С. Bye. В 1642 году Пуссен навсегда покинул Францию. Однако, живя в Риме, он продолжал работать на французских заказ­чиков: кардиналов Ришелье и Мазарини, мецената Шанелу.

В поздний период своего творчества Пуссен значительное внимание уделял пейзажу. Полный величия и мощи образ природы создан художником в картинах «Пейзаж с Поли­фемом» (1648), «Пейзаж с Геркулесом» (1648).

В классически простом и строгом «Автопортрете» (1650) Пуссен изобразил себя в виде ученого с книгой.

До конца жизни Пуссен продолжал упорно работать. В 1657 году он писал одному из своих друзей и заказчиков: «Говорят, что лебедь поет наиболее нежно накануне своей смерти; я постараюсь, подражая ему, сделать лучшее, чем когда-либо, произведение, и, возможно, это будет последняя служба Вам». Эту творческую мечту художнику удалось выполнить. Он создал серию «Четыре времени года». В этой серии, подводящей итоги жизненного опыта и многолетних философских раздумий гениального художника, особое место занял завершающий пейзаж «Зима» («Потоп»). Пус­сен работал над ним больным, полупарализованным, по его собственному выражению «нащупывающим конец жизни кончиком своего пальца». Он изобразил на полотне полную трагического пафоса картину смерти всего человечества, гибели всего живого на земле. Однако в этой картине не бы­ло безвольного примирения с неизбежностью смерти, а зву­чал страстный крик протеста претив торжества стихии и хаоса над разумом.

Искусство Пуссена легло в основу теории и практики все­го академизма и классицизма. Множество художников видели в нем свой идеал.

Картины Пуссена

Святое Семейство в Египте (1655-1657) (105 x 145) (С-Петербург, Эрмитаж)

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Николя Пуссен: жизнь и творчество художника

Никола Пуссе́н (фр. Nicolas Poussin, 1594, Ле-Андели, Нормандия — 19 ноября 1665, Рим) — французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма. Долгое время жил и работал в Риме. Практически все его картины — на историко-мифологические сюжеты. Мастер чеканной, ритмичной композиции. Одним из первых оценил монументальность локального цвета.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Николя Пуссена

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском городке Лез-Андели. Уже в молодости получил неплохое общее образование и тогда же начал учиться живописи. В 18 лет отправился в Париж, где продолжил занятия под руководством известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров. Очень помогли ему оттачивать технику — посещения Лувра, где он копировал полотна итальянцев эпохи Возрождения.

В этот период Пуссен обретает некоторое признание. Для дальнейшего совершенствования мастерства он отправился в Рим, бывший в то время Меккой для живописцев всех стран. Здесь он продолжил оттачивать свои знания, изучая трактаты Да Винчи и Микеланджело, подробно изучая и измеряя пропорции античных скульптур, общаясь с другими художниками. Именно в этот период его творчество обретает черты классицизма, одним из столпов которого Никола Пуссен считается до сих пор.

Художник черпал вдохновение в творчестве классических и современных поэтов, в театральных представлениях, в философских трактатах, в библейских темах. Но даже канонические сюжеты позволяли ему изображать окружающую его действительность, наполняя полотна безукоризненно выполненными характерными образами, пейзажами и планами. Мастерство и уже сложившийся собственный стиль принесли художнику признание в Риме, его стали приглашать расписывать соборы, заказывали ему полотна на классические и исторические сюжеты. Именно к этому периоду относится программное полотно «Смерть Германика», собравшее воедино все присущие европейскому классицизму черты.

В 1639 году по приглашению кардинала Ришелье Пуссен снова приезжает в Париж, украсить Луврскую галерею. Через год Людовик XIII под впечатлением таланта художника назначает его своим первым живописцем. Пуссена признали при дворе, у него стали наперебой заказывать картины для своих замков и галерей.

Но интриги завистливой местной художественной элиты вынудили его в 1642 году снова покинуть Париж и отправиться в Рим. Здесь он и прожил до конца своих дней, и последние годы жизни, безусловно, стали самым плодотворным этапом в эго творчестве. Пуссен в это время стал больше уделять внимания изображению окружающей природы, проводя много времени за рисованием с натуры. Безусловно, одним из лучших воплощений этого направления в его творчестве стал цикл «Времена года», завершенный незадолго до смерти.

Зима (Потоп) 1664 Зима (Потоп) 1664 Осень (Дары земли обетованной) 1664 Осень (Дары земли обетованной) 1664 Весна (Земной Рай) 1664
Весна (Земной Рай) 1664 Лето (Руфь и Вооз) 1664 Лето (Руфь и Вооз) 1664

Как и другие картины живописца, эти полотна гармонично объединили натуралистичность и идеализм, на протяжении всей творческой жизни Никола Пуссена не покидавшие его произведения.

Умер художник осенью 1665 года в Риме.

ТВОРЧЕСТВО

Творчество Пуссена для истории живописи трудно переоценить.

Он является основателем такого стиля живописи как классицизм.

Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством итальянского Ренессанса. Но они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма, барокко, караваджизма. Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества (так называемый «академизм»).

Искания Пуссена прошли сложный путь.

Уже в одной из ранних картин «Смерть Германика» (1626—1628, Миннеаполис, Институт искусств) он обращается к приемам классицизма и предвосхищает многие свои поздние работы в области исторической живописи. Германик — мужественный и доблестный полководец, надежда римлян — был отравлен по приказу подозрительного и завистливого императора Тиберия. Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и верных воинов. Но не личное горе, а гражданственный пафос — служение родине и долгу — составляет образный смысл этого полотна. Уходящий из жизни Германик принимает клятву верности и мщения от римских легионеров, суровых, сильных и полных достоинства людей. Все действующие лица расположены подобно рельефу.

Смерть Германика 1627

Вступив на путь классицизма, Пуссен подчас выходил за его границы. Его картины 1620-х годов «Избиение младенцев» (Шантийи, Музей Конде) и «Мученичество Святого Эразма» (1628—1629, Ватикан, Пинакотека) близки к караваджизму и барокко преувеличенно драматической трактовкой ситуации и образов, лишенных идеальности. Напряженность мимики и стремительность движения отличает экспрессивное «Снятие с креста» в Эрмитаже (ок. 1630) и «Оплакивание» в мюнхенской Пинакотеке (ок. 1627). При этом построение обеих картин, в которых пластически осязаемые фигуры включаются в общий ритм композиции, безупречно. Цветовая гамма подчинена продуманному соотношению красочных пятен. В мюнхенском полотне господствуют различные оттенки серого, с которыми изысканно контрастируют сине-голубые и ярко-красные тона.

Избиение младенцев 1629 Избиение младенцев 1629 Снятие со креста 1630 Снятие со креста 1630 Плач над телом Христа 1629 Плач над телом Христа 1629

Пуссен редко изображал страдания Христа. Основной массив его произведений связан с библейскими, мифологическими и литературными сюжетами.

Античная тема его ранних работ, в которых сказалось увлечение колоритом Тициана, утверждает светлую радость жизни.

Фигуры смуглых сатиров, прелестных нимф, веселых амуров полны того мягкого и плавного движения, которые мастер называл «языком тела». Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами Метаморфоз Овидия, изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры. Гибель Аякса, бросающегося на меч, обреченность смертельно раненных Адониса и Гиацинта, страдания влюбленных Смилы и Крокона не омрачают царящего ликующего настроения. Струящаяся из головы Гиацинта кровь превращается в опадающие лепестки чудесных синих цветов, из крови Аякса вырастает красная гвоздика, Нарцисс любуется на свое отражение в вазе с водой, которую держит нимфа Эхо.

Подобно красочному живому венку персонажи картины окружают танцующую богиню. Полотно Пуссена воплощает мысль о бессмертии природы, дающей жизни вечное обновление.

Эту жизнь несут героям смеющаяся богиня Флора, осыпающая их белыми цветами, и лучезарный свет бога Гелиоса, совершающего свой огненный бег в золотистых облаках.

Царство Флоры 1631

Через все творчество Пуссена проходит тема жизни и смерти.

В Царстве Флоры она приобретала характер поэтической аллегории, в «Смерти Германика» связывалась с этической, героической проблематикой. В картинах 1640-х годов и более позднего времени эта тема насытилась философской глубиной. Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве. Но Пуссен выразил в этом идиллическом сюжете идею быстротечности жизни и неизбежности смерти. Художник изобразил пастухов, неожиданно обнаруживших гробницу с надписью «И я был в Аркадии…» — напоминание о недолговечности жизни, о грядущем конце. В раннем варианте (1628—1629, Чатсворт, собрание герцогов Девонширских), более эмоциональном, полном движения и драматизма, сильно выражено смятение молодых пастухов, которые словно предстали перед лицом смерти, вторгшейся в их светлый мир.Пастухи Аркадии 1627

Образ природы как олицетворения высшей гармонии бытия проходит через все творчество Пуссена. Прогуливаясь в окрестностях Рима, он с присущей ему пытливостью изучал ландшафты Римской Кампаньи. Его живые впечатления переданы в чудесных пейзажных рисунках с натуры, полных свежести восприятия и тонкого лиризма. Живописные пейзажи Пуссена лишены этого чувства непосредственности, в них сильнее выражено идеальное начало.

Пуссеновские пейзажи проникнуты ощущением грандиозности и величия мира.

Громоздящиеся скалы, пышные деревья, кристально-чистые озера, прохладные родники, текущие среди камней и тенистых кустов, соединяются в пластически целой, целостной композиции, основанной на чередовании пространственных планов, каждый из которых расположен параллельно плоскости холста. Сдержанная колористическая гамма обычно строится на сочетании холодных синих и голубоватых тонов неба, воды и теплых коричневатых тонов почвы и скал.

Пейзаж с Диогеном 1647

Насыщенные глубокой мыслью произведения Пуссена прежде всего покоряют жизненной полнотой образов. Его привлекала красота человеческих чувств, размышления о судьбах человека, тема поэтического творчества. Особенно важное значение для философско-художественной концепции Пуссена имела тема природы как высшего воплощения разумной и естественной гармонии.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Его отец был ветераном армии короля Генриха IV.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Пуссен, Никола // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
  • Cambry, «Essai sur la vie et les ouvrages du Poussin» (П., VII)
  • Gaul de St-Germain, «Vie de N. Poussin, consideré comme chef de l’école française» (П., 1806)
  • H. Bouchit, «N. Poussin sa vie et son oeuvre, suivi d’une notice sur la vie et les ouvrages de Ph. de Champagne et de Champagne le neveu» (П., 1858)
  • Poillon, «Nicolas Poussin, étude biographique» (2 изд., Лилль, 1875)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, muzei-mira.com, art-catalog.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Николя Пуссен: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Николя Пуссен: жизнь и творчество художника

3 (60%) 4 голос(ов)

allpainters.ru

Французский художник Николя Пуссен.

АвтопортретФранцузский художник Николя Пуссен.Великодушие СципионаФранцузский художник Николя Пуссен.

Триумф ФлорыФранцузский художник Николя Пуссен.

 Никола Пуссен (Poussin) (1594, июнь, Лез-Андели, Нормандия, - 19.11.1665, Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 века. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля, Тициана, художников маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией и математикой. В 1612 году приехал в Париж.Танкред и ЭрминияФранцузский художник Николя Пуссен.Из ранних работ Пуссена достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марина (бистр, перо, около 1622-1624, Королевская библиотека, Виндзор). В конце 1623 года Пуссен - в Венеции, а с весны 1624 года поселился в Риме.Пейзаж с ПолифемомФранцузский художник Николя Пуссен.Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма ("Смерть Германика", около 1628, институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко ("Мученичество свыше Эразма", около 1628-1629, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. ("Спящая Венера", Картинная галерея, Дрезден; "Нарцисс и Эхо", Лувр, Париж; "Ринальдо и Армида",Воображаемый пейзажФранцузский художник Николя Пуссен.Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; все три - около 1625-1627; "Царство Флоры", около 1631-1632, Картинная галерея, Дрезден; "Танкред и Эрминия"). Более четко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах 2-й половины 30-х годов. ("Похищение сабинянок", 2-й вариант, около 1635; "Израильтяне, собирающие манну", около 1637-1639; обе - в Лувре, Париж).Моисей высекает воду из скалыФранцузский художник Николя Пуссен.Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека. В 1640-1642 годах Никола Пуссен работает в Париже при дворе Людовика XIII ("Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора", около 1641-1642, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают Пуссена вернуться в Рим.Рождение Вакха

  Французский художник Николя Пуссен.

Ревекка у колодца с Елиезером, приехавшим сватать ее за ИсаакаФранцузский художник Николя Пуссен.Христос и неверная женаФранцузский художник Николя Пуссен.Смерть Сапфиры (Сепфоры)Французский художник Николя Пуссен.Отдых на пути в ЕгипетФранцузский художник Николя Пуссен.Мидас и ВакхФранцузский художник Николя Пуссен.Младенца Юпитера вскармливают молоком козы АмалфеиФранцузский художник Николя Пуссен.Нарцисс и ЭхоФранцузский художник Николя Пуссен.Оплакивание ХристаФранцузский художник Николя Пуссен.Орфей и ЭвридикаФранцузский художник Николя Пуссен.Св. ЦецилияФранцузский художник Николя Пуссен.Святое семейство на лестницеФранцузский художник Николя Пуссен.Тайная вечеряФранцузский художник Николя Пуссен.Поклонение золотому тельцуФранцузский художник Николя Пуссен.Триумф Нептуна (Вакханалия Ришельё)Французский художник Николя Пуссен.Вакханалия перед изваянием ПанаФранцузский художник Николя Пуссен.Ринальдо и АрмидаФранцузский художник Николя Пуссен.КрещениеФранцузский художник Николя Пуссен.Пан и СирингаФранцузский художник Николя Пуссен.Похищение сабинянокФранцузский художник Николя Пуссен.Пейзаж с евангелистом МатфеемФранцузский художник Николя Пуссен.АвтопортретФранцузский художник Николя Пуссен.Аркадские пастухи (Et in Arcadia ego)Французский художник Николя Пуссен.Святое семействоФранцузский художник Николя Пуссен.Последнее помазаниеФранцузский художник Николя Пуссен.Мор в АзотеФранцузский художник Николя Пуссен.Моисей высекает воду из скалыФранцузский художник Николя Пуссен.Переход через Чермное мореФранцузский художник Николя Пуссен.Акид и ГалатеяФранцузский художник Николя Пуссен.Эхо и НарциссФранцузский художник Николя Пуссен.Вдохновение поэтаФранцузский художник Николя Пуссен.Смерть ГерманикаФранцузский художник Николя Пуссен.Явление Девы Марии ИаковуФранцузский художник Николя Пуссен.Вакханалия с лютнисткойФранцузский художник Николя Пуссен.Цитата сообщения ЯННА_КОТПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Николя Пуссен

art.mirtesen.ru

картины с названиями, биография художника, пейзажи в творчестве

Никола Пуссен (1594 г., Лез-Адели, Нормандия — 1665 г., Рим) — величайший французский художник, основоположник стиля классицизм. Среди мастеров живописи XIV века он считается одним из наиболее значительных, влияние творчества которого на дальнейшее развитие искусства невозможно переоценить.Родители дали Пуссену хорошее образование: есть сведения, что в детстве он учился в Руане у иезуитов, далее Никола прошел обучение у Квентина Варена. Этот, в общем-то, достаточно рядовой живописец приехал в провинцию для росписи церкви. Мастерство столичного художника произвело большое впечатление на юного провинциала Пуссена, и он стал брать у Варена уроки. В возрасте 18 лет Никола уехал в Париж, где некоторое время учился у Жоржа Лаллемана, живописца-историка, а также у мастера портретной живописи Фердинанда ван Элле.

Наибольшее влияние на творчество Пуссена, а также на становление Никола как величайшего деятеля искусства оказала поездка в Рим. Там он получил необходимые знания и вдохновился работами гениев эпохи Возрождения.

Особенности творчества художника Никола Пуссена: его работы строго подчинены идеям рационализма, которые служат основой для классического направления в живописи. Наибольший интерес для живописца представляли сюжеты на мифологические, исторические и библейские темы. Соблюдая каноны античной живописи и искусства Ренессанса, на своих картинах Никола Пуссен старался избегать всего лишнего: композиционно его работы безупречны, каждая деталь находится на своем месте и выполняет четко обозначенную роль. Пребывание в Риме наложило свой отпечаток на манеру изображения светотени: пейзажи Пуссена наполнены мягким теплым светом, увидеть который и запечатлеть на полотне можно только в Италии.

Что касается цветового решения, для творчества Никола Пуссена характерны глубокие сильные тона, а расположение цветовых групп продумано до мелочей. Кроме того, именно Пуссен первым оценил художественную ценность использования локального света и широко использовал этот прием в своих произведениях. В дальнейшем художественные приемы живописца стали считаться эталонными и были заимствованы Академией Франции для выработки свода правил и норм, характерных для академизма.

Наиболее известные картины Пуссена: «Триумф Флоры», «Смерть Германика», «Вдохновение поэта», «Смерть Христа», «Святое семейство на лестнице», «Парнас». Для последнего периода творчества художника характерны полотна, изображающие сюжеты из мифологии или литературы. К знаменитым пейзажам Никола Пуссена этого времени можно отнести «Пейзаж с двумя нимфами», «Четыре времени года», «Отдых на пути в Египет». Значимой работой считается произведение «Мучения святого Эразма» — оно было написано для собора Святого Петра, главнейшего католического храма.

Картины Пуссена: выдающиеся произведения разных лет

Обучаясь в Париже, Никола быстро понял, что здесь ему, по сути, доступен только один источник вдохновения — Лувр. Весьма неплохо для начинающего живописца, однако этого ему было мало. В то время центром творческого мира по праву считался Рим, куда стремились попасть живописцы из разных стран.

Пуссен предпринял несколько попыток уехать туда, первая и вторая из которых не увенчались успехом. Отправившись в путь и добравшись до Флоренции, художник вынужденно вернулся во Францию, а чуть позже, когда он снова собрался в дорогу, его задержала работа в Лионе. Здесь была создана одна из известных картин Пуссена, долгое время считавшаяся утерянной — «Смерть Девы Марии». Ее можно назвать наиболее значимой работой Никола того времени, заказанной архиепископом Парижа для собора Нотр-Дам.

Третья поездка стала удачной: в 1624 году художник уехал в Рим и провел там долгие 20 лет. В то время Никола Пуссен создавал произведения на сюжеты из мифологии, изучал труды да Винчи и Дюрера, увлекался поэзией. На его творчество того периода оказали огромное влияние скульптуры, живопись и графика Тициана, Карраччи, Рафаэля и непревзойденного среди художников Ренессанса мастера изображения человеческого тела Микеланджело.

Благодаря связям, в Риме Пуссен приобрел полезное знакомство с кардиналом Барберини. Его заказ, картина «Разрушение Иерусалима», стал первой серьезной работой живописца в Италии. К сожалению, оригинал этой работы не сохранился: второй вариант в настоящий момент находится в венском Музее истории искусств.

Среди других известных полотен этих лет можно назвать «Смерть Германика», которое является знаковым для классицизма как направления. Четкость композиции, рациональность сюжетов и мягкий колорит — основные черты работ, написанных Пуссеном в Риме. Они же наиболее ясно характеризуют его творчество в целом и те мысли и идеи, которые художник хотел донести до зрителя.

Следующий период в биографии Никола Пуссена был гораздо короче: после Рима он вернулся во Францию и пробыл там всего лишь два года. Однако это время было проведено с пользой. В Париж он приехал по просьбе Сюбле де Нойе, тогдашнего суперинтенданта строений короля, и стал первым живописцем двора. Произведение Никола Пуссена для часовни во дворце Сен-Жермен было заказано по личной просьбе короля Людовика XIII, он же впоследствии приобрел для личной коллекции картину «Манна Небесная».

В Париже мастер стал необычайно успешен. У него было много заказов, однако здесь он приобрел и немало врагов. При дворе хватало недовольных Пуссеном и его творчеством художников, которые отчаянно интриговали против него не без поддержки королевы Анны Австрийской. Такое положение не устраивало Никола: в 1642 году он покинул Францию с обещанием вернуться, однако смерть кардинала Ришелье, а затем и короля избавила его от всех обязательств.

Пуссен уехал в Рим, где ему было гораздо комфортнее, поскольку там он находился под покровительством влиятельных людей: кардинала Барбарини и мецената даль-Поццо. Здесь Никола спокойно работает в привычной обстановке, вдохновляясь любимыми видами и шедеврами гениев прошлого. Он больше не берется за грандиозные заказы и пишет полотна среднего размера.

Среди известных произведений Никола Пуссена этого периода преобладают пейзажи и работы, посвященные библейским историям и мифам античности. В это время написаны «Пейзаж с Диогеном», «Экстаз святого Павла», серии «Семь таинств» и «Времена года». Это время было наиболее плодотворным в жизни художника, а его мастерство достигло своей наивысшей точки. Герои его идеальны и с художественной точки зрения, и в отношении их человеческих качеств — самоотверженности, патриотизма, жертвенности. Для картин Никола Пуссена с говорящими названиями, исчерпывающе описывающими сюжет, характерны гармоничность и идеальная точность рисунка. Великолепная композиция, четкость разделения планов с помощью цвета и форм способствовали созданию на полотне образа идеального мира, в котором все подчинено логике и разуму.

В 1664 году художника постигло большое горе — умерла его жена. Та же дата стоит на последней, оставшейся незавершенной работе «Аполлон и Дафна», впоследствии приобретенной Лувром. Умер гениальный живописец спустя год после смерти жены, в сентябре 1665 года.

artchive.ru

Пуссен Никола Картины биография Poussin Nicolas

Портрет Poussin

Пуссен Никола (Poussin Nicolas) (1594-1665), знаменитый французский живописец и рисовальщик эпохи позднего барокко и классицизма. Учился у К. Варена и других французских художников; с 1624 года Пуссен избрал постоянным местом жительства - Рим (только в период 1640-1642-х годов жил в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело. Художник также изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, серьезно занимался анатомией и математикой.

Пуссен Похищение сабинянок Похищение сабинянок, 1635,Метрополитен-музей, Нью-Йорк Пуссен Рождение Венеры Рождение Венеры, 1636,Музей искусств, Филадельфия Пуссен Танкред и Эрминия Танкред и Эрминия, 1629-1631,Эрмитаж, Санкт-Петербург Пуссен Разрушение Титусом храма Соломона Разрушение Титусом храма Соломона1635, Музей истории искусства, Вена Пуссен Парнас Парнас, 1630-1631,Музей Прадо, Мадрид Пуссен Селена и Эндимион Селена и Эндимион, 1628-1630,Институт искусств, Детройт

С 1620-х годов живописец Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина “Смерть Германика”, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью мягко сгармонизированного, интенсивного колорита (“Ринальдо и Армида”, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Танкред и Эрминия”, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Парнас”, 1630-1631, Прадо, Мадрид).

Пуссен Ганнибал пересекающий Альпы Ганнибал, пересекающий Альпына слонах, 1626, частная коллекция Пуссен Гелиос и Фаэтон Гелиос и Фаэтон с Сатурном исезонами, 1635, Музей, Берлин Пуссен Праздник Агонии Праздник Агонии (Танец к Янусу)1635, Собрание Уоллеса, Лондон Пуссен Поклонение золотому тельцу Поклонение золотому тельцу, 1634,Национальная галерея, Лондон Пуссен Мидас и Бахус Мидас и Бахус, 1624-1625,Старая Пинакотека, Мюнхен Пуссен Вдохновение эпического поэта Вдохновение эпического поэта1629, Лувр, Париж

Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (“Аркадские пастухи”, около 1629-1630, собрание герцога Девонширского, Чатсуорт; “Нахождение Моисея”, 1638, Лувр, Париж). С 1650-х годов в творчестве французского живописца усиливается этико-философский пафос.

Пуссен Аркадские пастухи Пастухи в Аркадии1637-1638, Лувр, Париж Пуссен Аполлон и Дафна Аполлон и Дафна1620, Старая Пинакотека, Мюнхен Пуссен Пейзаж с Орфеем и Эвридикой Пейзаж с Орфеем и Эвридикой,1648, Лувр, Париж Пуссен Триумф Флоры Триумф Флоры1631, Музей Лувр, Париж Пуссен Эхо и Нарцисс Эхо и Нарцисс1628-1630, Лувр, Париж Пуссен Смерть Poussin Смерть Германика, 1627,Институт искусств, Миннеаполис

Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, французский художник Никола Пуссен добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (“Отдых на пути в Египет”, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Великодушие Сципиона”, 1653, ГМИИ, Москва).

Пуссен Воспитание Бахуса Воспитание Бахуса, 1630,Музей Конде, Франция Пуссен Вакханалия у статуи Пана Вакханалия у статуи Пана, 1631-1633,Национальная галерея, Лондон Пуссен Марс и Венера Марс и Венера, 1630,Музей изящных искусств, Бостон Пуссен Пейзаж с вдовой Фокиона Пейзаж с вдовой Фокиона, 1648,Галерея Уокера, Ливерпуль Пуссен Подвиги Ринальдо Подвиги Ринальдо, 1633,Метрополитен-музей Пуссен Царство Флоры Царство Флоры, 1631,Картинная галерея, Дрезден

Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (“Пейзаж с Полифемом”, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; серия пейзажей “Времена года”, 1660-1664, “Аполлон и Дафна”, - все картины в музее Лувр, Париж). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии, используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.

smallbay.ru

Никола Пуссен | Artifex.ru

Поймать птицу счастья за разноцветный хвост получается далеко не у каждого. И, увы, не всем суждено прославить свое имя так широко, как это удалось талантливому человеку, который имел в арсенале только пару кистей, палитру и холст. Никола Пуссен (Nicolas Poussin) – выдающийся французский художник и один из отцов-основателей, стоявших у истоков классицизма.

 

В 1594 году в Нормандии, около города Ле Андели, на свет появился мальчик, который с детства демонстрировал удивительные успехи в рисовании. Достигнув совершеннолетия, Никола отправился во французскую столицу, чтобы посвятить себя упорным занятиям живописью. В Париже талант молодого человека разглядел портретист Фердинанд Ван Элле, который стал первым учителем Пуссена. Через некоторое время место педагога занял живописец Жорж Лалльман. Это знакомство принесло Никола двойную пользу: кроме возможности оттачивать мастерство под чутким руководством именитого наставника, Пуссен получил доступ в Лувр, где копировал картины итальянских художников эпохи Возрождения.

К тому времени карьера молодого художника набирала обороты, а его голова кружилась от осознания того, на какие вершины он может взобраться, если продолжит упорно трудиться. Поэтому для совершенствования мастерства Пуссен отправился в Рим – своеобразную Мекку всех художников тех лет. Здесь художник активно «грыз гранит науки», изучая работы Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи. Ориентируясь на великих предшественников и общаясь с современными художниками, Пуссен активно занимался античной скульптурой и учился измерять пропорции каменных изваяний с фантастической точностью.

Художник видел источник своего вдохновения в поэзии, театре, философских трактатах и библейских темах. Именно эта культурная база помогла ему завуалированно продемонстрировать образ современной ему эпохи в картинах. Герой работ Николы - идеализированная личность.

В Риме Никола Пуссен прославил свое имя, авторитетному мастеру доверяли роспись соборов, делали заказы на полотна с классическими или историческими сюжетами. Одной из таких стала картина «Смерть Германика», в основу которой положена работа историка Тацита. Она написана в 1627 году, художник изобразил на ней последние минуты жизни римского полководца.

  

Уникальность полотна состоит в том, что оно объединило абсолютно все черты классицизма, красота которого для Пуссена была отражена в соразмерности каждой части, ясности композиции и последовательности действий.

После «Смерти Германика» и вплоть до 1629 года художник создал еще несколько картин, среди которых особое место занимает полотно «Снятие с Креста».

  

На картине, находящейся ныне в Эрмитаже, Пуссен уделил большое внимание печальному лицу Марии, передающему скорбь всего народа по умершему Спасителю. Зловещий красный фон и темное небо – символы приближения скорого часа расплаты за содеянное. Но ещё сильнее контрастируют белоснежные одежды Иисуса Христа с багряным фоном картины. Ноги Спасителя скорбно обхватили невинные ангелы.

В последующие несколько лет мастер отдавал предпочтение мифологическим сюжетам. За непродолжительное время была написана картина «Танкред и Эрминия», в основу которой была положена поэма «Освобожденный Иерусалим» Торкватто Тассо и полотно «Царство Флоры», написанная под влиянием произведений Овидия.

 

Живопись | Никола Пуссен | Танкред и Эрминия, 1631Живопись | Никола Пуссен | Царство Флоры, 1630-31

Вскоре после завершения работы по приглашению кардинала Ришелье Никола Пуссен возвращается в Париж, чтобы украсить галерею Лувра. Спустя год талантом художника заинтересовался Людовик XIII. Вскоре он сделал Пуссена первым живописцем при дворе. Художник получил желаемую славу, и заказы посыпались на него как из рога изобилия. Но сладкий вкус триумфа Пуссену испортили завистливые сплетники из художественной элиты, которые в 1642 году вынудили Николу покинуть Париж и взять обратный курс на Рим.

С того времени и до конца своих дней Пуссен жил в Италии. Этот период стал для художника самым плодотворным и богатым на яркие работы, среди которых особое место занимает цикл «Времена года».

 

В основе сюжета лежали события, описанные в Ветхом Завете, которые художник аллегорически сравнивал со временами года, отождествляя каждый с периодом зарождения, взросления, старения и гибели. В одной работе Пуссен показал и гористый пейзаж Ханаанской земли, славившейся своим плодородием, и собиравших виноград Авраама с Лотом, как символ Божественной щедрости. А конец грешной жизни художник изобразил на последней картине цикла, вид которой может поразить даже самых стойких зрителей.

  

В последние годы Пуссен активно рисовал пейзажи и работал быстро, чтобы успеть закончить начатие картины. Художник не успел завершить только полотно «Аполлон и Дафна».

Свое имя Никола Пуссен вписал в один ряд со славными мастерами, на опыте которых когда-то учился.

artifex.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта