Объем и пространство в картинах Джотто ди Бондоне. Картины джотто


Джотто: картины, фрески Падуи

Картины известных художников - Яркие личности в искусстве
11.05.2011 18:07

Фрески капеллы дель Арена в Падуе. Художник Джотто

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266/1267 - 1337), итальянский живописец. Представитель Проторенессанса.

 С именем Джотто связан поворот в развитии итальянской живописи, её разрыв со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийского искусства XIII в. Джотто внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Во многом этому способствовало знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини. К выдающимся произведениям проторенессансной живописи относятся росписи Капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-06). Посвящённые жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами росписи отличаются драматизмом, жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства и лепкой пластического объёма, простотой и выразительностью жестов и ракурсов, соблюдением в каждой композиции цикла единства времени и места, светлым, праздничным колоритом. Фрески капеллы Падуи искусствоведы считают самыми важными и совершенными произведениями Джотто. Творчество Джотто оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства Раннего и Высокого Возрождения.

Капелла дель Арена

джотто фрески

фрески джотто

джотто

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена

джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла

фрески ди бондоне

фрески в Падуи

капелла дель Арена в Падуи

фрески

фрески капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

фрески джотто ди бондоне капелла дель Арена в Падуи

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Реформатор живописи Джотто - agent_40

Джотто ди Бондоне (ок. 1267—1337) — итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса,родился близ Флоренции,по-видимому, сначала был учеником художника Каваллини. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства.Джотто ди Бондоне еще при жизни достиг славы и пользовался большим уважением у своих современников. Данте говорит о нем в своей "Божественной Комедии", как о самом замечательном живописце его времени.  Еще при жизни великого художника Данте говорил в "Чистилище" (Х1, перевод Голованова):

Чимабуэ в художестве одинБыл царь, но появился Джотто, — новыйВ той области возникнул властелин.

PhotobucketПортрет Джотто ди Бондоне работы Джорджо Вазари

Так же отзываются о нем Петрарка и Боккаччо,бывшие его современниками и общавшиеся с ним лично.По свидетельству Боккаччо, Джотто имел самую заурядную, невыразительную внешность, «маленького роста, безобразный». Трудно было поверить, «что природа скрывает в нем чудеснейшее дарование». В новеллах того времени Джотто выступает как острослов и весельчак, задорный, жизнерадостный, почти озорной, всегда имеющий «словечко под рукой и острый ответ наготове» (Вазари).

4nzpet (320x300, 28Kb)

( 2 Тондо молодого Джотто)  Апостол Пётр   Церковь Сан-Франческо в Ассизи

С именем Джотто связан переворот в развитии итальянской живописи. Преодолев средневековые итало-византийские традиции готического средневековья, Джотто создал облик мира, приближенный к реальному по материальности и пространственной протяженности.Творения Джотто произвели сильное впечатление  на его современников,им вдохновлялись Леонардо да Винчи,Рафаэль,Микеланджело. Петрарка писал, что перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения,а Боккаччо называл его лучшим в мире живописцем. Спустя сто лет прославленный флорентийский скульптор Гиберти отзывался о нем: «Джотто видел в искусстве то, что другим было недоступно. Он принес естественное искусство..." Его естественное искусство основано на изображении окружающего мира таким, каким его видит наш глаз.

4nzpav (320x300, 27Kb)

Апостол Павел

Во времена Джотто еще не была разработана теория перспективы,не была изучена анатомия человека. Он творил,не зная ни анатомии, ни научной перспективы; полагаясь на интуицию и зрительную память, и сумел передать на плоскости иллюзию реального пространства, а в образах людей – реальные чувства и страсти. По его произведениям видно, что пейзаж и обстановка интересовали его мало, а изображения зверей оставляют желать лучшего в смысле их природного правдоподобия,но всё это кажется нам несущественным, настолько им достигнутое - полновесно и незабываемо.Начиная с Джотто, природа и человек переместились в центр внимания,а художники стали заняты только человеком, человеческими переживаниями и задачей их монументального воплощения.

4svavg (420x600, 101Kb)

Иероним  Фреска в Ассизи

Джотто, сохраняя традиции готического искусства, впервые в истории итальянской живописи вынес точку зрения за пределы картины, создав, таким образом, независимое от зрителя живописное пространство, чем немало удивил своих современников. Исследования последних лет все больше раскрывают подробности жизни и творчества художника, с его именем и поныне связан миф о рождении современного искусства. Этот человек один, почти совершенно независимо от других, перестроил отношения между художником и обществом, между взглядами общества и художественными произведениями.Он стал новатором в характере построения объемов и пространства.

5ari021b (650x600, 131Kb)

Иоаким среди пастухов   Фреска капеллы дель Арена (Скровеньи) Падуя

.Джотто впервые  добился того, что его фрески утратили иконный характер, они больше не ориентированы на зрителя как моленный образ, но представляют событие, происходящее само по себе. Схемы революционных для своего времени фресок Джотто в большинстве случаев построены по принципу «сюжетного диалога» между двумя персонажами или группами персонажей.

Джотто преобразовал темные, византийские тона красок в светлый, веселый и теплый колорит, он перешел к натуре и ввел в религиозные сюжеты философские начало и мысль, подвергая анализу душу человека;его чувства, характер. Никто из художников не пошел дальше Джотто в философском анализе.

5arh041b (590x600, 116Kb)

Бегство в Египет  Фреска в Падуе

Религиозные сцены он стал изображать в земной обстановке; вместо золотого грунта византийцев у него появляются пейзаж , здания. С Джотто натурализм входит в итальянское искусство, и после Джотто художником мог считаться лишь тот, кто превращал свои произведения в выражение своего художественного представления о мире, а не подражал стилю предшественников, следуя традиционным канонам. Джотто становится самостоятельным и свободным истолкователем исполняемых им сюжетов религиозного толка. При помощи несложных, хорошо известных современникам Джотто средств — ракурсов и античной перспективы — он придает формам почти скульптурную объемность, моделируя их постепенным высветлением основного красочного тона. И этот принцип светотеневой моделировки,позволяющий сообщать формам ощутимую рельефность, стал господствующим в итальянской монументальной живописи вплоть до 16 века.

5arh011b (590x600, 125Kb)

Рождество Иисуса  Фреска в Падуе

Каждая фигура Джотто — монумент человеку, утверждающему своё человеческое достоинство. В джоттовской концепции главной темой является человек и его поступки. Человек на изображениях Джотто — герой, исполненный чувства собственного достоинства,который противостоит ударам судьбы, как древний стоик. Он готов постоянно сносить свои невзгоды, не падая духом, не отступая от правды, не ожесточаясь против людей.

5arh021b (580x600, 111Kb)

Поклонение волхвов  Фреска в Падуе

Переехав в начале XIV века в Падую, Джотто расписал капеллу дель Арена, которую по имени заказчика - богатого купца - называют ещё капеллой Скровеньи,на цоколе которой он в технике гризайли изобразил 14 аллегорий «Пороков» и «Добродетелей», а на входной стене – монументальный «Страшный суд» со сценами из жизни Христа.

Фрески капеллы в Падуе искусствоведы считают самыми важными и совершенными произведениями Джотто,определившими пути дальнейшего развития живописи в Европе. До него живопись в церквах существовала отдельно от архитектуры ,он естественно вписал свои сюжеты в проемы между окнами,первым изобразил реальные здания,разрушил иконописную застылость фигур,первым заставив  их двигаться и выражать чувства, у него первого появилась улыбка на картине.

5arh221b (540x600, 108Kb)

Предательство Иуды  Фреска в Падуе

Фрески Джотто, сплошным ковром устилающие стены и свод капеллы, включают в себя 34 (37) сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три регистра на продольных стенах. Евангельский цикл продолжен и на алтарной стене, где справа и слева от алтарной ниши предстают архангел Гавриил и внимающая благой вести коленопреклоненная Мария, а ниже — еще две евангельские сцены — "Встреча Марии и Елизаветы" и "Иуда", получающий сребряники. В верхней части алтарной стены предстает "Саваоф в окружении ангелов", а входную, западную стену капеллы целиком заполняет огромная композиция "Страшный Суд". Декор капеллы завершает роспись коробового свода, имитирующая синее небо с золотыми звездами, украшенное круглыми медальонами с изображениями Мадонны, Христа и святых..

5arm021b (640x600, 127Kb)

ВВедение Марии во Храм   Фреска Джотто в Падуе

Один из наиболее знаменитых сюжетов Джотто в Падуе – фреска «Поцелуй Иуды». Вот как передает ее М. Алпатов: "Иуда подходит к Христу и вытягивает губы, чтобы его поцеловать. В ответ на это Христос смотрит ему прямо в глаза пристальным и многозначительным взглядом… Этот проникновенный и невыразимый словами взгляд вскрывает глубочайшие недра человеческой души. При этом Христос сохраняет исключительное спокойствие, хотя он, видимо, знает о предательстве ученика. Это спокойствие в соединении с ясным сознанием своей судьбы придает ему характер возвышенного героизма, настоящего стоического мужества."

029 (600x595, 75Kb)

Поцелуй Иуды  Фреска в Падуе

Судя по отзывам Петрарки и других, так же смелы были не дошедшие до нас его работы в Неаполе. Там Джотто поднялся еще выше в социальном статусе, войдя в “ближний круг” короля Роберта Анжуйского, поэта и покровителя искусств, общаясь с лучшими умами неаполитанского двора.

"По возвращении во Флоренцию в 1334 году он был назначен руководителем строительства кафедрального собора , сосредоточил в своих руках административный, финансовый и художественный контроль над всеми работами. Это при том, что Джотто был не архитектором, а живописцем - невиданный почет, огромный авторитет. Впрочем, архитектором он тоже стал: по его чертежам построили соборную колокольню “Башня Джотто”, про которую Джон Рескин сказал: “Среди существующих христианских сооружений нет ни одного столь совершенного”. Облицованная цветным мрамором, непривычно прямоугольная, стройная, она и вправду дивно хороша, эта флорентийская кампанилла, и забраться на нее стоит,чтобы взглянуть на город и, что еще важнее, на собор, удивительный в таком ракурсе." Пётр Вайль

640px-CampanileGiotto-01 (466x700, 121Kb)

Семь столетий горели в капелле свечи, семь столетий их копоть покрывала фрески. В 2000 году христианство праздновало свой юбилей – 2000 лет от рождества Христова. В связи с этим событием фрески Джотто были тщательно очищены и отреставрированы первоклассными специалистами. Теперь они сияют красотой и первозданной свежестью, уже восьмое столетие рассказывая языком живописи историю Девы Марии и Иисуса Христа.

История Девы Марии и Иисуса Христа,рассказанная Джотто языком живописи (фрески отреставрированные) в капелле дель Арена в Падуе, с параллельными текстами из евангелий и апокрифов : http://modernproblems.org.ru/art/124-giotto.html

http://www.art-giotto.ru/txt/1ref.shtml

agent-40.livejournal.com

Джотто ди Бондоне - Лучшие картины художников

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (ок.1266-1337). Родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ, который был потрясен художественным талантом двенадцатилетнего мальчика, увидев, как тот рисует овцу на плоском камне. Чимабуэ уговорил отца одаренного ребенка позволить обучать его живописи. Однако о годах ученичества и раннем периоде творчества художника ничего не известно.

Первое упоминание о Джотто относится к 1298 году в связи с выполнением им мозаики «Навичелла» в старом соборе Св. Петра в Риме. (К сожалению, она утратила свой первоначальный облик при перенесении из собора.) Самые ранние из сохранившихся работ художника — сцены жития св. Франциска в верхней церкви в Ассизи (1300-1304). Однако эти фрески сильно переписаны, и многие исследователи не признают их подлинными работами мастера.

Стиль Джотто достиг зрелости во фресках Капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306). Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, умелая пластическая моделировка, четкость в построении пространства, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит, а также внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи.

Среди других упоминающихся в документах и приписываемых Джотто фресок сохранились только росписи капеллы Св. Марии Магдалины в нижней церкви Св. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317). Во фресках Санта Кроче, обнаруженных под слоем штукатурки уже в XX веке, представлены сцены жития св. Франциска, композиционно перекликающиеся с фресками в Ассизи, а также эпизоды житий святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Из алтарных образов Джотто сохранился лишь один — «Мадонна во славе» (ок. 1310).

Джотто был состоятельным человеком и хорошим семьянином: у него было шестеро детей. В последние годы жизни художник достиг вершины славы. В 1330 году неаполитанский король Роберт пожаловал ему титул придворного живописца, а в 1334 году художник был назначен главным архитектором Флорентийского собора.

Джотто признан величайшим художником Раннего итальянского Ренессанса и истинным новатором живописи. Именно ему принадлежит честь основания итальянской школы живописи, преодолевшей жесткие каноны средневекового искусства.

Художник умер во Флоренции 8 января 1337 года.

vissage.ru

Описание картины Джотто ди Бондоне «Принесение во храм»

Описание картины Джотто ди Бондоне «Принесение во храм»

Итальянский художник Джотто-ди-Боне изобразил принесение во храм Христа. Джотто западно-европейский живописец средневековья. Художник никогда не придерживался канонам живописи того времени. Он стал первым в истории художником, который внёс в свои произведения реализм.

В основе серии сюжетной росписи Джотто лежат библейские истории. Именно их с высокой степенью реалистичности художник представляет в своих произведениях. С перового же взгляда картина открывает зрителю своё содержание. Сразу можно осознать характер и роль персонажей, уловить сущность изображённого действия. Композиция носит многофигурный характер. Основному действию сопутствует несколько побочных эпизодов, что создаёт особенный фон сюжету. Изображение выполнено в мягких тёплых желто-оранжевых, пурпуных тонах.

Картина написана в период с 1320 – 1325 годы. Слева от алтаря изображена юная Мария, которая с переживанием и трепетом вручила младенца в руки старцу. Изображённое тревожное чувство Марии, выдаёт всю скорбь переживаний Богаматери за судьбу её ребёнка. За Марией стоит Иосиф, держащий двух голубей, как символ приношения храму.

Справа от алтаря Симеон Богаприемец, бережно держащий на руках младенца Иисуса Христа. Он стоит на пороге Нового завета, переступить который он не может. Симеон сообщает Марии от всего Ветхозаветного человечества пророчество об оружии, которое пройдёт в её душу. Сказанные им слова стали молитвой и повторяются каждую вечерню. Младенец протягивает свою маленькую ручку к матери, буд-то бы просит её забрать его.

За старцем стоит Анна Пророчица. В руке у неё длинный свиток. Она с переживанием наблюдает за происходящим и возвещает Марию и Иосифа об опасности и необходимости спасать ребёнка. Впереди Марию, Иосифа и младенца Иисуса ждёт бегство в Египет.

opisanie-kartin.com

Джотто ди Бондоне Картины биография Giotto di Bondone

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266 или 1267–1337) Итальянский живописец, основоположник проторенессанса. Родом из Колле да Веспиньяно в Тоскане. Учился в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290), работал главным образом во Флоренции (где с 1334 руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений) и Парме. В начале 14 века Джотто посетил Рим. С именем Джотто связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской живописи со средневековыми художественными канонами и традициями так называемого итало-византийского искусства.

Джотто Оплакивание Оплакивание, 1304–1308Капелла дель Арена, Падуя

На этой фреске Джотто группа мужчин и женщин, окруживших тело Христа, оплакивают его смерть, парящие над ними ангелы ожидают возвращения Спасителя на небеса. Скорбь Марии, склонившейся над мертвым сыном, находит отзвук в драматизме жестов других персонажей композиции, в ее напряженной экспрессии и звучном колорите. Джотто был решительным реформатором живописи. Художник первым начал ориентироваться на изображении реальности, передавая на двухмерной живописной поверхности глубину пространства, пластику фигур и человеческие переживания. Работа Джотто «Оплакивание», относящаяся к циклу фресок на тему жизни Марии и Христа, представляется одним из самых замечательных произведений в истории европейского искусства.

Знакомство Джотто с позднеантичной живописью и произведениями Пьетро Каваллини способствовало становлению его творческого метода, созданию такого выдающегося памятника проторенессансной живописи, как росписи капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304–1308). Фрески Джотто, посвященные жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами, отличаются драматизмом и жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства, почти скульптурной лепкой пластического объема, простотой и в то же время выразительностью жестов и ракурсов, светлым, праздничным колоритом.

Искусство Джотто отличалось огромной изобразительной силой и драматической выразительностью своих образов. Воздействие его на зрителя было тем сильнее, чем естественнее и реалистичнее были художественные приемы Джотто, поставившего перед собой задачу изображения реального трехмерного пространства, построенного на перспективно-линейном основании. Не обладая знанием научной перспективы, примитивными, казалось бы, средствами Джотто достиг небывалого для искусства своего времени эффекта, одним из первых введя в живопись изображение интерьера. Одновременно с этим вторым завоеванием Джотто было создание пластической, округлой человеческой фигуры, причем каждая из изображенных им фигур обладала и чисто материальной весомостью и в силу этого глубокой жизненной, реалистической убедительностью.

Собственно, росписи капеллы дель Арена в Падуе в творческом наследии Джотто занимают центральное место. Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря.

Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера, построенное на насыщенных красочных тонах цветовое решение сообщает всему ансамблю праздничный характер. Земная жизнь Марии и Христа предстает в этих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапы патриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупо обозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками, светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Но самым замечательным открытием Джотто являются его персонажи — коренастые, широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки.

В 1310-х годах Джотто работает во Флоренции. К этому времени относится созданная им «Мадонна Оньиссанти», украшавшая главный алтарь францисканской церкви Оньиссанти (ныне хранится в Галерее Уффици). По стилю она непосредственно связана с фресками капеллы Дель Арена, поэтому может быть отнесена к 1306-1310 годам. Францисканская базилика Санта Кроче, капеллы Перуцци и Барди во Флоренции хранят основные произведения позднего периода творчества Джотто. Роспись капеллы Перуцци, представляющая сцены из жизни Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, выполнена почти исключительно в технике альсекко, поэтому плохо сохранилась, но, несмотря на это, она и сегодня еще демонстрирует расцвет творческих сил художника. Пространство этих картин глубже и просторнее, в них словно больше воздуха. Пропорции фигур и архитектуры более реалистичны, движение фигур свободнее.

На некоторых картинах представлено по две сцены, как, например, рождество и наречение Иоанна Крестителя. Все достигается сильным укорачиванием перспективы. Сдержанность, экспрессивная драматическая выразительность образов знаменуют собой дальнейшее развитие художественных тенденций фресок капеллы Дель Арена. Цвета здесь более глубоких тонов и более мягкие, чем на падуанских фресках. В капелле Барди в сценах жития св. Франциска архитектурные формы стройнее, скульптурность контуров несколько смягчается. В изображениях в большей мере ощущается готический стиль, чем в капелле Перуцци, где наследие античности играет более заметную роль. Свет в обеих капеллах падает на изображения со стороны окна, источника естественного света. Укорачивание перспективы ориентировано на зрителя, стоящего у входа в капеллу.

В алтарных образах Джотто, сохраняя во многом традиционную композиционную схему, по-новому строил пространственные отношения фигур, стремился к внутренней значительности образов («Мадонна во славе» или «Мадонна Оньиссанти», 1310–е, Уффици). В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320–1325) в церкви Санта-Кроче во Флоренции мастер достиг органической связи живописи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, благородной сдержанности колорита. В 1328-1332 годах Джотто работал в Неаполе придворным живописцем у короля Роберта Анжуйского. Цикл «Знаменитые мужи» из большого зала замка Кастель Нуово и фрески дворцовой капеллы, созданные там художником, также утрачены. В 1334 году Джотто вновь работает во Флоренции, где руководит строительством собора. По его проекту было начато возведение знаменитой флорентийской звонницы, Кампанилы, и сегодня являющейся символом и гордостью Флоренции.

Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций. Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, т. н. античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.

Джотто был известен также как архитектор — создатель кампанилы (колокольни) Флорентийского собора. Состоящее из пяти ярусов, это стройное и легкое сооружение, украшенное рядом рельефов, над некоторыми из которых Джотто работал совместно с Андреа Пизано, является одним из лучших украшений архитектурного ансамбля Флоренции. Скончался Джотто ди Бондоне 8 января 1337 во Флоренции. Джотто оказал влияние на формирование ведущих школ итальянской живописи 14 века, прежде всего флорентийской, а также на ряд мастеров, работавших в Сиене и Падуе. К его наследию неоднократно обращались мастера итальянского Возрождения от Мазаччо до Микеланджело. Художественные реформы Джотто были глубоки и значительны, и его историческое значение было осознано не только в последующие века, но и его современниками. В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное», и следовал в своих изображениях природе. Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — великие мастера Возрождения — обращались к искусству Джотто как к живительному и вечно свежему источнику глубоко этических, человечных образов.

smallbay.ru

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone). 3 (заключительная) часть.

Cогласно некоторым источникам, Джотто был в Риме в 1300 году. Возможно именно тогда он создал по заказу кардинала Якопо Стефанески монументальную мозаику Навичелла, прославившую художника на всю Италию (теперь ее, правда, чаще датируют 1310г.). Она находилась в атриуме старой церкви (IV века) Святого Петра. К сожалению, мозаика погибла при постройке нового собора Св. Петра, но, благодаря описаниям, оказалась возможной ее реконструкция, в настоящее время отреставрированная работа находится в новом соборе Св. Петра. От первоначальной мозаики сохранились лишь две головы ангелов, но и они настолько искажены переделками, что не дают представления о первоначальном виде этого произведения.

giottoТондо* с Ангелом. 1310г. Джотто ди Бондоне. Рим.

Среди других упоминающихся в документах и приписываемых Джотто фресок сохранились только росписи в нижней церкви св. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317).

Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи.

Сначала росписи велись в Нижней церкви св. Франциска - в них принимал участие Чимбауэ, учитель Джотто, затем расписывалась Верхняя церковь (в том числе и молодым Джотто в 1290-1300гг.), затем художественные работы проводились в Нижней церкви и пристроенных к ней новых криптах, вновь с участием Джотто (ок. 1310). В целом украшение церкви Сан-Франческо длилось более ста пятидесяти лет.

giottoФранцисканские аллегории. 1330г. Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фрески. Фрески крестового свода.

giottoФранцисканские аллегории. Святой Франциск во славе. 1330. Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фреска. Фрески крестового свода.

giottoФранцисканские аллегории. Аллегория целомудрия. 1330. Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фреска. Фрески крестового свода.

giottoФранцисканские аллегории. Аллегория бедности. 1330г. Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фреска. Фрески крестового свода.

giottoФранцисканские аллегории. Аллегория послушания. 1330г. Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фреска. Фрески крестового свода.

giottoРаспятие. 1310г.Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Фреска. Фрески северного трансепта.*

giottoNoli me tangere. 1310г.Джотто ди Бондоне. Нижняя церковь святого Франциска в Ассизи. Капелла Магдалины. Фреска.

Очень многие фрески в Нижней церкви, выполнялись мастерской Джотто, а не самим мастером, поэтому достаточно заметны некоторые "стилевые" различия.

Церковь Санта Кроче.

В конце 1310-х годов, вероятно, Джотто расписал флорентийскую церковь Санта Кроче, но сохранились лишь фрески небольших семейных капелл Барди и Перуцци (ок. 1320-25), принадлежавших семьям самых могущественных банкиров тогдашней Европы — Барди и Перуцци. Эти сильно пострадавшие от времени фрески являются последними из уцелевших картин Джотто, были обнаружены в 50-60 гг 20 в. в результате удаления более поздних наслоений красок - они вполне оправдывают то восхищение, которое вызывали у мастеров Ренессанса. Выполненные в пору творческой зрелости, эти росписи свидетельствуют и о том, какой отточенности достигает мастерство Джотто.

giottoВид капелл Перуцци и Барди. (слева) Джотто ди Бондоне. Санта Кроче, Флоренция. Фрески.

giottoВид капелл Перуцци и Барди. (справа) Джотто ди Бондоне. Санта Кроче, Флоренция. Фрески.

Во фресках Санта Кроче, представлены сцены из жития св. Франциска, композиции которых с небольшими изменениями заимствованы из фресок в Ассизи, а также эпизоды из житий Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В капелле Перуцци уцелели шесть фресок: три - с изображением Иоанна Крестителя, и еще три - посвященные жизни Иоанна Богослова. В капелле Барди сохранились семь фресок с изображением сцен из жизни Святого Франциска. Из алтарных образов Джотто сохранился только один — Мадонна во славе (Маэста) (ок. 1310, Уффици).

Историки искусства приписывают росписи капеллы Перуцци в базилике Санта Кроче, выполненные в технике секко (по сухой штукатурке), руке Джотто. Вероятно, созданы они около 1320 года, так как в рельефах бронзовой двери баптистерия (1330) Андреа Пизано повторяются мотивы росписи. Капелла посвящена Иоанну Крестителю и Иоанну Евангелисту. Отличительная особенность росписей — размещение композиций на картинах необычайно широкого формата, что усилило впечатление монументальности и позволило художнику показать свободное движение персонажей на фоне сложных архитектурных комплексов. Выполненные в нестойкой технике, картины, серьёзно пострадавшие от наводнения и пережившие несколько неудачных попыток реставрации, большей частью утратили верхний красочный слой.

giotto"Рождение и наречение имени Иоанна Крестителя". 1320г.Джотто ди Бондоне. Капелла Перуцци, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.

giotto"Пир Ирода". 1320г.Джотто ди Бондоне. Капелла Перуцци, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.

giotto"Святой Иоанн Евангелист на Патмосе". 1320г.Джотто ди Бондоне. Капелла Перуцци, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.

К сожалению, цикл Перуцци неоднократно переписывался вплоть до недавнего времени. После последней реставрации он представляет собой нечто до такой степени призрачное и не позволяющее извлечь что-либо, проясняющее его значение в художественной эволюции Джотто и в истории итальянской живописи треченто.

Фрески капеллы Барди написаны в сочетании с живописью секко. Их создание относят к 1325—1328 годам. Тема цикла из семи сцен — легенда о святом Франциске. Размеры капеллы позволили создать монументальные композиции, задуманные как единое целое. Стилистически фрески несколько отличаются от живописных произведений капеллы Перуцци, Ассизи и Падуи, это может быть объяснено тем, что росписи выполнялись разными членами мастерской Джотто.

giotto"Сцены из жизни святого Франциска. Стигматизация святого Франциска". 1325г. Джотто ди Бондоне. Капелла Барди, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.

giotto"Сцены из жизни святого Франциска. Отказ от имущества". 1325г. Джотто ди Бондоне. Капелла Барди, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.

giotto"Сцены из жизни святого Франциска. Смерть и вознесение святого Франциска". 1325г. Джотто ди Бондоне. Капелла Барди, Санта Кроче, Флоренция. Фреска.

Станковые произведения.

Наряду с большими фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений. Это расписные кресты, отдельные алтарные картины, и полиптихи, которые он писал сам, либо совместно с ассистентами из своей мастерской. Некоторые из этих работ имеют подпись Джотто, авторство других установлено благодаря сохранившимся историческим свидетельствам и стилистическому анализу. Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1320-25 годов до 1306-12 годов).

Станковые картины в XIII-XIV веках писались на деревянных досках (в Италии это, как правило, был тополь). На доску с помощью клея, приготовленного из кожи животных, наклеивался холст, на холст наносилась грунтовка в виде гипса, разведённого всё тем же животным клеем, а поверх гипса налагалась позолота. Далее, по заранее процарапанным контурам фигур наносилась роспись темперной краской. Такая технология производства иконы была распространена в Византии, её придерживались и итальянские мастера, включая Джотто.

"Стигматизация Святого Франциска" представляет собой большую алтарную икону размером 3,14х1,62 м. Произведение было создано около 1300 года для церкви Сан Франческо в Пизе. На нижней части оригинальной рамы сохранилась подпись OPUS IOCTI FIORENTINI. Однако, несмотря на подпись, в течение длительного времени авторство Джотто оспаривалось многими исследователями. Справа и слева есть изображения гербов, которые одни исследователи интерпретируют как принадлежащие семейству Уги, другие, как принадлежащие семейству Чинквини. Вполне вероятно, что кто-то из них был заказчиком этого алтарного образа. Джотто изобразил один самых важных моментов в жизни Святого Франциска - обретение стигматов от Христа во время молитвы на горе Альверно. Иисуса художник написал в виде серафима. Картина имеет пределлу, на которой изображены три сцены из жизни святого Франциска: «Сон Иннокентия III», «Утверждение устава францисканского ордена» и «Проповедь птицам».

giotto"Стигматизация святого Франциска". 1300г. Джотто ди Бондоне. Париж, Лувр. Темпера, дерево.

"Мадонна Оньисанти" является самой известной алтарной картиной Джотто. Этот большой алтарный образ, размером 3,25х2,04 метра художник написал для Умилиатского братства церкви Оньисанти во Флоренции. Стилистическая близость к падуанским фрескам позволяет отнести его создание к первому десятилетию XIV века. По своему иконографическому типу это «Маэста», то есть такая разновидность изображения Мадонны с младенцем, когда фигуры священных протагонистов обращены к верующему фронтально, при этом младенец изображён благословляющим. Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ («Мадонна» из церкви Санта Тринита) и Дуччо («Мадонна Ручеллаи»). Однако, за одно, или два десятилетия, отделяющие произведения этих мастеров от «Мадонны Оньисанти», изменилось многое. Загадочные и возвышенные образы иного мира, воплощенные в Мадоннах эпохи дученто, уступили место человечной матери семейства со светлым и открытым лицом, и даже с чуть заметной улыбкой в складке губ, позволяющей увидеть белизну зубов, в то время как Мадонны дученто всегда были отчуждены и печальны. Земная природа Марии заявляет о себе весомостью её тела, ещё более очевидной из-за контраста с хрупкими архитектурными деталями трона. Приземлённое упрощение образа по сравнению с великими художниками XIII века не означает его обеднения. Ткани широкого шерстяного плаща и прозрачной туники Мадонны в картине Джотто ещё более рафинированны и драгоценны. Равным образом и в изображение трона, ставшего роскошным, но вместе с тем более правдивым и убедительным. Группы ангелов и святых здесь наполняют реально существующее пространство, и похожи на торжественных и любезных персонажей королевского двора.

giotto"Мадонна Оньисанти". 1320г. Джотто ди Бондоне. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.

giotto"Мадонна Оньисанти". Деталь. Джотто ди Бондоне. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера по дереву.

"Триптих Стефанески" был создан для главного алтаря базилики Святого Петра в Риме. Заказчиком произведения является Якопо Каэтани дельи Стефанески – римский кардинал, который в первой половине XIV века был ведущим меценатом папского двора. В Риме при папе Бонифации VIII, а затем в Авиньоне, куда переехала папская курия, Стефанески делал заказы на создание самых значительных произведений искусства того времени. Джотто он дал заказ на изготовление прославленной мозаики Навичелла и главного алтаря базилики Св. Петра. Этот алтарь упоминается в сохранившемся завещании кардинала Стефанески как произведение Джотто. Он представляет собой большой двусторонний триптих с пределлой, его размеры 2,20х2,45м. Алтарь хранится в Ватиканской пинакотеке, и дошёл до наших дней почти полностью – не сохранились только две панели пределлы.

giotto"Триптих Стефанески". 1330г. Джотто ди Бондоне. Пинакотека, Ватикан. Темпера.

giotto"Триптих Стефанески. Мученичество святого Петра". 1330г. Джотто ди Бондоне. Пинакотека, Ватикан. Темпера.

giotto"Триптих Стефанески. Мученичество святого Павла." 1330г. Джотто ди Бондоне. Пинакотека, Ватикан. Темпера.

«Расписной крест», около шести метров в высоту, был создан для флорентийской церкви Санта Мария Новелла между 1290 и 1300 годами, и вскоре стал образцом для подражания.

giottoРаспятие. 1290-1300гг.Джотто ди Бондоне. Санта Мария Новелла, Флоренция

giottoРаспятие. 1310-1317гг.Джотто ди Бондоне. Темпио Малотестиано, Римини.

К самым последним произведениям Джотто приписывают два больших полиптиха (ок. 1334) - Болонский полиптих с Мадонной на троне, архангелами Гавриилом и Михаилом и Святыми Петром и Павлом (Пинакотека, Болонья) и полиптих Барончелли - Коронование Марии со святыми и ангелами (церковь Санта Кроче, Флоренция).

giottoПолиптих Барончелли. 1334г. Джотто ди Бондоне. Санта Кроче, капелла Барончелли, Флоренция. Темпера по дереву.

giottoПолиптих Барончелли. Коронование Девы. Деталь. 1334г. Джотто ди Бондоне. Санта Кроче, капелла Барончелли, Флоренция. Темпера по дереву.

Джотто был человеком светским и практичным. У него было шестеро детей. В последние годы жизни Джотто достиг вершины славы; в 1330 король неаполитанский Роберт пожаловал ему титул придворного, а в 1334 он был назначен главным архитектором Флорентийского собора. В этом же году был заложен фундамент кампанилы, которую обычно называют кампанилой Джотто, хотя, насколько известно, рисунки мастера сыграли крайне незначительную роль в сооружении этой постройки. Умер Джотто во Флоренции 8 января 1337.

giottoРисунок кампанилы. 1334 г. Джотто ди Бондоне. Музей Дуомо, Флоренция.

1. * Тондо - (итал. tondo, буквально — круглый), произведение живописи или рельеф, имеющие круглую форму.

2. * Трансе́пт (от позднелатинского transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда») — поперечный неф (корабль) в базиликальных и крестообразных в плане храмах, пересекающий под прямым углом основной (продольный) неф и выступающий концами из общей массы сооружения.трансепт

3. * Ба́рди (Bardi)— старинный род флорентийских банкиров. Барди возглавляли одну из крупнейших в Европе банковско-торговых компаний (с середины XIII в. до середины XIV в.). Они выступали кредиторами пап и королей. На деньги Барди велась Столетняя война. С конца XIII в. Барди принимали участие в политической жизни Флоренции.

4. * Перу́цци — знатная семья Флоренции. Она возглавляла торговую компанию (вторая половина XIII — первая половина XIV в.), занимавшуюся экспортом шерсти из Англии и хлеба из Неаполитанского королевства, а также обменными операциями на Шампанских ярмарках. Перуцци обладали значительным капиталом, занимались банковскими операциями. На деньги семьи Перуцци, как, впрочем, и других банкиров Флоренции, велась Столетняя Война. Перуцци ссужали деньгами как королей, так и римскую курию, монашеские ордены. Филиалы компании Перуцци находились в Венеции, Генуе, Пизе, Неаполе, Авиньоне, Брюгге, Лондоне, Париже и т. д. Перуцци потерпели крах в 1343 году ввиду отказа королей погасить долги.

das-gift.livejournal.com

Объем и пространство в картинах Джотто ди Бондоне

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), более известный как Джотто, является величайшим итальянским художником и архитектором.

С его именем связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства под названием Проторенессанс, который явился переходным между Средневековьем и эпохой Возрождения.

Одной из его неоспоримых заслуг, как родоначальника Проторенессанса, является попытка придать картинам эффект глубины и пространства, разработка нового метода светотеневой передачи, что позволило, используя уже известные в то время приемы, придать формам на картинах почти скульптурную объемность.

Джотто стал первым западноевропейским живописцем, сумевший отойти от канонов Средневековья и внести в искусство оттенок реализма, благодаря чему, даже на его картинах с библейским сюжетом изображены не восковые, бесчувственные лица, а живые люди, личности.

Основная масса творческого наследия Джотто складывается не из картин, а из фресок, которые художник пытался сделать трехмерными.

К его выдающимся работам относятся росписи Капеллы Скровеньи (Капелла дель Арена) в Падуе. Посвящённые жизни Марии и Христа и расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами, фрески поражают исходящим от них драматизмом и убедительностью образов, своей объемностью и построением пространства.

 

Не менее известны его росписи капелл Перуцци и Барди во флорентийской церкви Санта-Кроче, где Джотто удалось добиться потрясающей убедительности и монументальности образов, их связи с внутренней архитектурой здания.

 

При этом творчество Джотто не ограничивается многочисленными фресковыми циклами. Нельзя не сказать о его многочисленных станковых картинах, выполненных на деревянных досках.

«Расписной крест» - шестиметровая картина, написанная в духе реализма и вызвавшая немало противоречивых мнений у современников в связи с представленным на нем телом Христа.

  

«Полиптих» - трехметровое полотно с изображением Мадонны с младенцем и святых, дошедшее до нас, к сожалению, в очень плохом состоянии, но всё равно поражающее своей мощью и величием.

  

«Полиптих Стефанески» - картина, написанная для римского кардинала и состоящая из двустороннего триптиха. Как уверены искусствоведы, в этой картине Джотто отошел от своего стиля, уступив просьбе заказчика. Поэтому она отличается от других произведений художника и замыслом, и самим методом исполнения.

 

Живопись | Джотто | Триптих Стефанески, Лицевая сторона, около 1330 г.Живопись | Джотто | Триптих Стефанески, Оборотная сторона, около 1330 г.

Ближе к концу жизни Джотто была присвоена должность главного архитектора Флоренции, но не отказывался он и от выполнения важных и дорогостоящих заказов, поступающих от богатых и уважаемых граждан Италии. В этот период художником были созданы такие картины, как «Болонский полиптих» и «Полиптих Барончелли».

 

Живопись | Джотто | Болонский Полиптих, 1330-35Живопись | Джотто | Полиптих Барончелли, около 1334

На сегодняшний день живопись Джотто вполне может показаться нам достаточно примитивной, но для своих современников он был новатором, сумевшим плоскость превратить в объем, придав ей пространство и перспективу.

Именно с Джотто начался новый этап в развитии искусства, на картины которого в дальнейшем ориентировались такие величайшие художники эпохи Ренессанса, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

artifex.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта