Якопо Тинторетто. Картины и биография мастера венецианской школы XVI века. Тинторетто картины
Тинторетто (Якопо Робусти). Все картины художника
«Самый крупный мастер второй половины XVI века – Якопо Робусти, по прозванию Тинторетто (1518 – 1594). Воспитанник венецианской школы, он также охладел к преподнесенным ею урокам классической гармонии, но за его неудовлетворенностью скрывалось нечто большее, чем желание удивлять. Он словно ощущал, что несравненная манера Тициана, пленявшая глаз красотой, была бессильна передать волнующий драматизм библейских историй и жизнеописаний святых. Во всяком случае, в своей живописи на религиозные темы Тинторетто выработал собственную систему приемов, вовлекающих зрителя в ход событий, пробуждающих в нем сильный эмоциональный отклик... Нас сразу поразит царящее в картине смятение. В отличие от рафаэлевских композиций с их мерным чередованием планов и фигур здесь пространство разверзается в глубину стремительными сокращениями сводов. Слева – фигура высокого человека в мерцающем ореоле, он поднял руку, словно намереваясь остановить то, что происходит по другую сторону зала. Переведя взгляд в указанном им направлении, мы замечаем группу людей: двое мужчин спускают труп из вскрытой гробницы, третий, в тюрбане, принимает его. В некотором отдалении человек в костюме дворянина, подняв свечу, читает надпись на другой гробнице. Похоже, что идет разграбление катакомб. Один мертвец лежит на ковре, пятками к зрителю, рядом стоит на коленях благородного вида старик в богатой мантии. На переднем плане справа – еще одна группа людей, очевидно потрясенных какой-то неожиданностью; все они в сильном волнении смотрят на стоящего напротив человека. По нимбу и книге под рукой мы догадываемся, что это – евангелист Марк, покровитель Венеции. Какие же события отражены в картине? Когда-то останки евангелиста Марка были перевезены из Александрии, города «неверных» мусульман, в Венецию, где их поместили в соборе Святого Марка, в специально изготовленной и ныне знаменитой раке. Тело Марка, епископа Александрии, прежде было захоронено в александрийских катакомбах. Когда венецианцы в благочестивом рвении проникли в них, они не знали, в которой из гробниц находятся святые мощи. Но как только они вскрыли ее, явился сам Святой Марк, указав на свои останки. Этот момент и представил Тинторетто. Святой повелевает прекратить поиски. Найденное тело лежит у его ног и, озаренное светом, уже творит чудеса: из бесноватого со струйкой выдыхаемого воздуха выходит злой дух. Коленопреклоненный старик – донатор, член религиозного братства, заказавшего картину. Современников такое полотно не могло не поразить своей эксцентричностью. Резкие контрасты света и тени, стремительное схождение перспективных линий, возбужденная жестикуляция персонажей – все это на первых порах вызывало шок. Однако со временем пришло понимание, что привычными средствами Тинторетто не смог бы создать впечатление мистического чуда, раскрывающегося перед нашими глазами. Во имя этого он отказался даже от величайшего богатства венецианской школы – теплого колорита, насыщенного цветами плодоносящей природы»
Эрнст Гомбрих
gallerix.ru
Тинторетто Якопо Картины биография Tintoretto Jacopo
Тинторетто Якопо (Tintoretto Jacopo, настоящая фамилия Робусти, Robusti) (29 сентября 1518, Венеция — 31 мая 1594, там же), итальянский живописец; наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе является одним из крупнейших художников, представителей венецианской школы. Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Еще в детстве пристрастился к рисованию углем и пользовался красками отца для своих живописных опытов на стене дома.
Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали, и часто принимал участие в работах маляров». Из источников известно об участии молодого Якопо Тинторетто в росписи ряда фасадов, он начинал также как декоратор свадебных кассоне. Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе.
Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов.
Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся венецианские гуманисты, ученые и музыканты — Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольчи, Джузеппе Царлино и другие. Известно также, что Якопо Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных музыкальных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-сценические инсценировки. В 1545-1546 Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, все остальные годы он безвыездно работал в Венеции. В 1550 Тинторетто женится на Фаустине деи Вескови, его дети от этого брака, рано умершая Мариэтта и старший сын Доменико, помогали отцу в мастерской и оставили самостоятельные работы, младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника Франческо Кассер, продолжившего традиции мастерской после смерти учителя. Имена учителей художника не подтверждены документально.
Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Пребывание художника в мастерской Тициана было, однако, кратковременным: через несколько дней после вступления Тинторетто в мастерскую, Тициан, увидев его рисунки, тотчас же предписал своему помощнику отпустить Тинторетто из мастерской. Что послужило причиной этого, как и последующей враждебности всего кружка Тициана, Пьетро Аретино и Якопо Сансовино, осталось неизвестным. Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие.
Быстрый темп работы, смелые и свободные приемы письма, то, что венецианский живописец в значительной степени был самоучкой, создали у многих его современников представление о якобы беглой, поверхностной и небрежной манере его живописи. Однако именно Тинторетто, в отличие от всей предшествующей практики венецианской живописи, чрезвычайно большое значение придавал рисунку. Тинторетто любил говорить, что «краски можно купить на Риальто, тогда как искусство рисования достигается лишь упорной работой». Известно также, что художник подробно изучал анатомию. С ранней юности до глубокой старости он упражнял свой глаз рисованием не только с натуры, но и со скульптуры и манекенов; при мастерской художника имелось богатое собрание слепков.
Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Однако манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера. В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, — прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность.
В 1548 по заказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). На картине изображен момент, когда святой Марк спускается с неба, чтобы спасти от пыток раба, ослушавшегося своего хозяина и пришедшего молиться на могилу святого. «Чудо святого Марка» является как бы итогом исканий молодого мастера и своего рода синтезом тех воздействий, которые на него оказали живопись Тициана и других венецианцев, искусство Микеланджело, римско-флорентийский маньеризм. Картина построена на диагоналях и кривых взлетах композиции, смелых ракурсах и неожиданных позах; колорит — на чисто венецианских противопоставлениях густых сверкающих тонов переднего плана и нейтрального фона. Тяга к трагическим конфликтам, пластической мощи и страстной динамике форм и цвета роднит Тинторетто с Микеланджело. Картина «Чудо святого Марка» помогла Тинторетто обрести широкую популярность в Венеции: он получает несколько официальных заказов, начинает работать в Прокурациях, во Дворце Дожей, в ряде венецианских церквей и для различных религиозных братств, пишет большое количество портретов, которые ему заказывают монархи, дожи, высшая знать Италии.
В портретах Тинторетто привлекает, как и в природе и в жизни, не столько телесное, внешнее, сколько внутреннее, эмоциональное. Они совершенно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного; в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах, им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция; «Себастьяно Вениер», Музей истории искусства, Вена). Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет Якопо Тинторетто», Лувр) у художника почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, потому что обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. Серия религиозных картин Тинторетто открывается одним из его шедевров — «Введением во храм» — на дверях органа в церкви Санта Мария дель Орто. Отныне самыми излюбленными приемами Тинторетто становятся выбор точки зрения с очень низким горизонтом, построение картины в крутых диагоналях, стройные, удлиненные пропорции фигур с маленькой головой, светящиеся, сдержанные в гамме цвета.
Впечатляющая, захватывающая дух мощь пространства, головокружительные расстояния вверх и вдаль, необозримость человеческих масс характерны и для гигантских картин Тинторетто самого конца 1550-х годов для алтаря Санта Мария дель Орто — «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд». Движения и жесты то внезапно обрываются, то переплетаются или продолжаются в другой фигуре, жесты и позы — недосказанные, движения — затрудненные и порывистые. В 1562 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке («Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия; «Опознание тела святого Марка», Галерея Брера, Милан). Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан Тровазо (1566). В 1566 Тинторетто вместе с Тицианом, Андреа Палладио, Сансовино и Франческо Сальвиати был избран членом Флорентийской Академии рисунка. В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей — большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует в украшении библиотеки святого Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французского короля Генриха III). В 1560-е годы происходит сближение художника с Веронезе — отныне их будет связывать крепкая дружба. В эти же годы Тинторетто пишет «поэзии» — картины на мифологические сюжеты («Млечный путь», Лондон). Некоторые из них были призваны аллегорически прославлять Венецию: как царицу морей («Обручение Вакха с Ариадной»), ее военную мощь («Кузница Вулкана»), мудрость ее дипломатии («Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия»), ее богатство и красоту («Меркурий и три Грации»).
Главной ареной деятельности Тинторетто в последние тридцать лет его жизни стали работы для братства Сан Рокко — 56 картин. Братство святого Роха (Скуола ди Сан Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. В 1564 братство решает приступить к украшению своего дворца и плафона большого зала и организует конкурс на лучший проект среди наиболее прославленных живописцев, в котором должны были принять участие Веронезе, Сальвиати и Таддео Цуккаро. Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Святой Рох во славе» безвозмездно. С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен.
В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». В 1577 он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок, и в том же году обращается к братству с новым предложением — обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. В 1578-1581 годах живописец выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»). Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице. На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей, источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий». Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения».
В десятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан Рокко Тинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580, Мюнхен), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей (1581-1584), «Битву при Заре» (1584-1587). Тогда же, в 1588-1590 годах, мастер создает свой шедевр «Битву архангела Михаила с сатаной». К последним годам жизни художника относится работа над картинами для церкви Санта Мария Маджоре. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан Маркуоло, 1547; Сан Симионе, около 1560; Сан Тровазо, около 1565; Сан Поло, 1578 и др.). Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Последняя картина «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием.
Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.
smallbay.ru
Якопо Тинторетто. Картины и биография мастера венецианской школы XVI века
Слова «итальянское Возрождение» звучат музыкой даже для начинающего любителя искусства. Венецианская живописная школа - один из самых выразительных мотивов в ней. Мощный, яркий аккорд этой мелодии – творчество Тинторетто. Картины данного мастера являют собой заключительную, наивысшую стадию художественного Ренессанса Венеции.
Начало
Жизнь Тинторетто полна тайн. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Робусти (robusto - крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Позднее к прозвищу Тинторетто стали добавлять эпитет Il Furioso – яростный, точно определяющий как сами творения мастера, так и процесс их создания.
Первыми полотнами для Якопо Комина стали стены красильни, и, увидев творения сына, Робусти отвел его на обучение к великому Тициану. Существует предание, что, поняв масштабы дарования Тинторетто, мастер в приступе ревности прогнал того прочь, убоявшись будущего конкурента. Сомнительно. Скорее всего, Тициан понял, что непокорный юноша станет великим художником, но не сможет быть хорошим учеником.
Неизвестно, у кого проходил обучение Тинторетто. Картины он писал, следуя девизу, начертанному на стене студии: «Il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano», что означает «Рисунок Микеланджело и цвет Тициана». Но первые же значительные работы показали, что наряду с освоением художественных традиций титанов Возрождения в них ясно виден поиск собственного пути.
«Чудо Святого Марка» (1548)
Христианин-раб без позволения хозяина совершил паломничество к мощам Святого Марка и вверил ему душу и тело. И когда хозяин решил в наказание сначала ослепить раба, потом четвертовать, Святой Марк явился с небес и придал телу юноши волшебную неуязвимость. Мечи и топоры ломаются о невидимую броню, и это вызывает страх и трепет у многочисленной толпы.
Многофигурная композиция из пластически точно проработанных персонажей пронизана невиданным движением времени и пространства. Тинторетто приглашает на своё полотно огромную венецианскую толпу, где можно увидеть гостей из разных стран, представителей разных сословий. Активная линия, мощные цвета, свободное движение кисти в светлых акцентах складок одежды - всё это уничтожает гармоническое спокойствие Ренессанса, рождает новые посылы маньеризма и будущего барокко.
Il Furioso Тинторетто
Наследие мастера огромно. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Страсть к работе была такой яростной, что он мало обращал внимание на величину вознаграждения, лишь бы получить новые заказы. Многие современники и искусствоведы последующих поколений отмечают неравноценность созданного Тинторетто. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Но силу эмоций, пульсирующую и в каждой детали, и в общем замысле, в его воплощении, признавали все.
Он был истинным человеком эпохи Возрождения. Расписывал стены и плафоны потолков церквей и общественных зданий Венеции и окрестностей. Его кисти принадлежат и огромные картины на религиозные сюжеты, и камерные полотна с мифологическими сюжетами. Готовясь к новым заказам, он лепил восковые модели, одевал их и искал наиболее выразительные ракурсы. Он упорно экспериментировал с светом, работая долгими ночами при свечах.
«Рай» (1588)
Созданная для украшения главного зала Дворца дожей картина Тинторетто «Рай» имеет размеры 7 метров в высоту и 22 метра в ширину. Она считается самым крупным в мире художественным произведением масляной живописи на холсте. «Рай» поражает бесконечной фантазией автора, мастерством рисунка и свободой цветового решения.
Некоторые персонажи проработаны минимально и приобретают физическую бестелесность, теряясь в огромной толпе типажей. Это считалось совершенно недопустимо у мастеров высокого Возрождения. Но колоссальная энергетическая составляющая, клубящееся движение красок и линий принадлежит уже новому этапу развития живописи.
Новый взгляд на классический сюжет
Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» - написан в 1592 году. Это последнее обращение художника к популярному сюжету, и оно всё меньше напоминает классическое творение эпохи Ренессанса. Динамический ракурс стола, за которым сидят Христос и апостолы, олицетворяет границу мира духовного и реального. Передний план наполнен абсолютно земными деталями и персонажами, а горний мир изображен невиданными до тех пор средствами. Мистический свет, излучаемый господом и его учениками, выхватывает в пространстве картины фигуры обитателей потустороннего мира. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции.
Картина Тинторетто «Тайная вечеря» некоторыми исследователями относится к итоговой вещи, показывающей высочайший уровень его художественного мастерства, в то же время носящей наибольшие признаки маньеризма в творчестве мастера.
Два автопортрета
Между двумя наиболее известными автопортретами лежит вся жизнь мастера. На картине 1547 года мы видим внимательный, чуть отстраненный молодой взгляд человека, осознающего своё дарование. Ему не до разговоров, его ждет долгая вдохновенная работа.
На автопортрете 1588 года – художник Тинторетто, картины которого украшают многие дворцы Венеции. Его взгляд по-прежнему где-то вдали. Он безмерно устал, он испытал славу и потери. Он уходит, но оставляет плоды огромного труда и высокого вдохновения - мудрость и красоту своих картин.
fb.ru
Тинторетто. Большой гений "маленького красильщика"
Тинторетто. Автопортрет. 1546-1548 гг. Художественный музей Филадельфии, США
Кто сегодня знает художника Якопо Робусти? А вот его звучный псевдоним знаком, наверное, каждому. Тинторетто.
Словно ритмичный аккорд, звонкий, танцевальный. А это всего лишь «маленький красильщик» в переводе. Такое прозвище никак не соответствовало масштабу этого художника позднего Возрождения (Венеция, 16 век).
Понимал ли сам Тинторетто свой гений? Ещё как! Он не очень-то отличался скромностью.
Хорошая реклама – залог успеха
Тинторетто (1518/1519-1594 гг.) родился в семье красильщика тканей. Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень.
Учился ли он у кого-нибудь, когда подрос? О, да! Целую неделю. У Тициана. Предположительно великий Тициан прогнал Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента.
Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто.
А пока, 20-летнему юноши надо было с чего-то начинать. Тинторетто открывает свою мастерскую. Но заказчики не выстраиваются в очередь.
Тогда мастер придумывает гениальный рекламный ход – на двери в мастерскую он размещает табличку: «Рисунок – как у Микеланджело, цвет – как у Тициана».
И он не сильно преувеличивал. Сравните фрагмент его картины тех лет “Чудо святого Марка” и одну из сивилл Микеланджело.
Слева: Тинторетто. Фрагмент “Чуда святого Марка”. 1848 г. Галерея Академии, Венеция. Справа: Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Часть росписи Сикстинской капеллы в Ватикане
Обе женщины написаны в сложных разворотах. А широкие спины и сильные плечи сразу выдают стиль Микеланджело, который Тинторетто заимствует.
А что же с колоритом? Мог ли на самом деле Тинторетто соперничать с великим Тицианом? Здесь все тоже было по-честному:
Слева: Тинторетто. Сусанна и старцы. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена. Справа: Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Лондонская национальная галерея
То есть он говорит потенциальным клиентам: я собрал всё лучшее, что есть в искусстве.
Заказчики пошли из праздного интереса. А убедившись, что молодой живописец не хорохорится, а действительно владеет мастерством, всё охотнее делают заказы.
Картины, принесшие славу
Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Потому что именно здесь во всей мощи раскрылись его новаторства.
Он был решительным и напористым в жизни. Такими же были его работы. Он не задумываясь, раз за разом отходил от принятых канонов. Легко соединяя земное и божественное. Бытовые сцены вплетая в священные сюжеты.
При этом его полотна могли быть огромны. Как, например, “Брак в Кане”. 4 на 5 метров. Десятки персонажей. А главные герои … на втором плане.
Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюта
Тинторетто был мастером пространства. До него, да и после него художники размещали главных героев на переднем плане.
У него же это не всегда так. Но за счёт поз фигур и преломленного света мы невольно следуем вглубь картины и сразу находим самое главное.
В работе «Чудо Святого Марка» второй план не играет роли. Но динамика фигур такая же поразительная. Чего только стоит влетающий в пространство святой Марк. По библейскому сюжету он спасёт мученика. Сделав его тело нечувствительным к орудиям пыток.
Тинторетто. Чудо святого Марка. 1548 г. Галерея Академии, Венеция
Кажется, что можно услышать стенания молодого человека, который ещё не осознал своего спасения. А ещё удивленный вздох толпы, которая видит, как копья ломаются о тело христианина, но не пробивают плоть.
Картина произвела большой эффект. Так, что известный искусствовед-острослов Аретино предупредил Тинторетто – не слишком-то зазнавайтесь.
Но Тинторетто не зазнавался на пустом месте. Он на самом деле много и быстро работал. Он понимал, что так просто в истории живописи на века не остаться. Нужно создать как можно больше грандиозных работ. И он делал все для этого.
Тинторетто. Сотворение животных. 1551-1552 гг. Галерея Академии, Венеция
Тинторетто напористый
Вазари, биограф художников Эпохи Возрождения описывает один интересный случай.
Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки. По ним и должны были решить, кто победитель.
Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и прикрепил свою работу ещё до начала конкурса.
Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция
Сначала члены общества негодовали, ведь требовались лишь рисунки. На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. И если они не готовы заплатить за его работу, он дарит ее им.
Художник пошёл ва-банк и выиграл. Ему были заказаны все остальные росписи в здании.
Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. Вот так многие его шедевры остались на века в многичесленных дворцах благотворительных организаций Венеции.
Тинторетто магический
У Тинторетто есть необыкновенная работа на один из сюжетов о ранних христианах-мучениках. Похищение тела святого Марка.
Молодой человек, как христианин, был схвачен и замучен до смерти язычниками. Его тело хотели сжечь на площади Александрии. Но тут произошло невероятное природное явление.
Почернело небо, грянул гром и вспыхнула такой силы молния, что собравшиеся на площади люди чуть не обезумели от страха, бросились врассыпную. В это время другие христиане смогли подобрать тело святого Марка, чтобы предать его земле.
Вот этот момент Тинторетто и изобразил. В секунду, когда молния осветила площадь.
Тинторетто. Похищение тела святого Марка. 1562-1566 гг. Галерея Академии, Венеция
Мы видим, как часть душ вылетели из тел язычников. Токи бегут по пространству в виде дымчатых волн. Площадь холодного белого цвета, освещённая вспышкой молнии.
Разряженный воздух, который сделал мир ирреальным. Чувствуется, как заложило уши от резкого перепада давления. Ещё мгновение, и все погрузится во тьму.
Ну кто ещё мог изобразить так это событие в истории живописи? Столько магии на одном полотне даже сюрреалистам не снилось, как выразился художник Григорий Брускин.
Тинторетто – импрессионист
Творчество Тинторетто не было равномерным. В молодости он с предельной внимательностью относился к рисунку, прорабатывал каждый штрих.
Вспомните его ранние работы, например, “Сусанну и старцев”. Насколько досконально выписаны аксессуары красавицы.
Тинторетто. Сусанна и старцы. Деталь. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена
В поздний период творчества Тинторетто был вынужден оправдываться: «У меня слишком много заказов, чтобы выписывать каждую мышцу лица».
Но среди этих поздних работ есть невероятные вещи. Которые, наоборот, выигрывают благодаря своей небрежности и быстроте мазка. Как в картине “Крещение Христа”.
Тинторетто. Крещение Христа. 1580 г. Церковь Сан-Сильвестро, Венеция
Трава, вода написаны единичными мазками. Тела героев очерчены небрежно и быстро. Но цвет такой всепроникающий, что можно долго простоять у работы, покрывшись мурашками.
Мастер сделал выбор. Не в пользу деталей, а в пользу света, цвета и пространства. Никакой красивости. Только эмоциональное воздействие на зрителя. Прямо как импрессионисты 300 лет спустя.
Последний шедевр
Нельзя не упомянуть последний шедевр мастера, написанный в последний год перед смертью. Тайная вечеря.
В ней весь Тинторетто. Полупрозрачные ангелы. А рядом кошка заглядывает в корзину, ищет, чем бы поживиться. Соседство удивительное.
А ещё невероятный свет. Такого мастерства Тинторетто добивался всю жизнь. В его мастерской было несколько коморок с маленькими отверстиями, в которые он направлял свет. Так он изучал свет, падающий на предметы под разным углом.
Вот откуда такая невероятная правдивость. Смотришь и понимаешь: да, именно так оно и было. Разве что ангелов было не разглядеть.
Тинторетто. Тайная вечеря. 1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
Тинторетто в России
Несколько картин хранятся в Эрмитаже. Мне больше всего нравится “Святой Георгий убивает дракона”. Она наиболее характерная для Тинторетто. Самый драматичный момент. Эмоции. Каскад событий в одной работе.
Тинторетто. Святой Георгий, убивающий дракона. 1561 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Вообще примечательно, что именно картина со святым Георгием попала в Россию. Произошло это давно. Работа входила в коллекцию барона Пьера Кроза. В 1772 году она и была куплена Екатериной II.
Подведем итог
Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил.
Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма.
Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро.
Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».
Автор: Оксана Копенкина
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
ТВОРЧЕСТВО ЯКОПО ТИНТОРЕТТО (1518-1594)Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Tintoretto; ) — один из величайших живописцев венецианской школы позднего Ренессанса. Искусство Тинторетто — как бы эпилог Возрождения, страстное, патетическое, подчас с мистической экзальтацией и маньеристской изощренностью форм. «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана» — такой девиз мог прочесть каждый над дверями мастерской Тинторетто. Но время диктовало свои законы, и мятущийся дух трудно было воплотить в классической гармонии красок и линий. Знаменитый живописец родился в Венеции, отец его был красильщиком шелка. Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой. Во всяком случае в мастерской Тициана он пробыл считанные дни и почему-то разочаровал учителя. Но подготовка любой картины Тинторетто была необычайно тщательной: много раз прикидывал он в рисунке композицию, изучал ракурсы, подвешивая к потолку гипсовые слепки, менял колорит. И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. О ранних работах художника достоверных сведений мало. Известность ему принесла картина «Чудо святого Марка», где изображено, как спускается с неба святой, чтобы защитить от палачей раба-христианина. С тех пор недостатка в заказах не было, у художника. Венецианские церкви, Дворец дожей, цеховые организации и филантропические братства становятся его главными заказчиками. В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. Головокружительные пространственные построения, мощные световые эффекты, изображение массы людей в динамическом порыве в экстазе удивления или восторга, — все это не только не страшило Тинторетто сложностью исполнения, а стало, так сказать, основной его специализацией. Больше всего удивляет эмоциональная глубина бурных, можно сказать, театральных композиций художника («Введение Марии во храм», ок. 1551 —1556 гг.; «Брак в Кане», 1561; «Похищение тела св. Марка», «Спасение сарацина», «Нахождение тела св. Марка», 1562—1566; «Тайная вечеря», 1566). Усиливающиеся с годами драматизм и психологическая разработанность образов вызывают изменения в колорите, переход от чистых сияющих красок к глубоким контрастирующим напряженным тонам. Некоторые подлинные шедевры Тинторетто, как, например, «Спасение Арсинои»* (1555) по силе романтической взволнованности и колористической красоте не имеют себе равных среди картин современников. В произведениях более позднего периода Тинторетто по-иному относится к пространству, пейзажу, как бы растворяющему в своей безграничности человека. Краски приглушаются, зато свет создает единую вибрирующую среду, благодаря чему все, что окружает героев картин, начинает жить с ними единой жизнью. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Эти новшества находят выражение прежде всего в капитальном труде художника — десятках огромных панно для филантропического братства — скуола ди Сан Рокко. Часть этих картин Тинторетто написал безвозмездно, он вообще порвал к этому времени со своими знатными заказчиками, недовольными его новой манерой. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Свет выхватывает из темноты отдельные фигуры, лучится нимбом на голове Христа, преломляется в хрустале, играет яркими бликами. Настроение беспокойства, напряженности в тревожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). В превосходных реалистических портретах этих лет старый мастер, казалось, предвосхищал Рембрандта, проникновенно внимая душевным движениям своих моделей. Заметный след оставило искусство Тинторетто в веках. Эль Греко, Рубенс, Веласкес, Делакруа, Суриков отдавали должное его непревзойденному дару в своих высказываниях и живописных исканиях. Галерея картин ТинтореттоКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Тинторетто | Artifex.ru
Великий живописец эпохи позднего Ренессанса Якопо Робусти более известен как Тинторетто (Tintoretto), что в переводе означает «маленький красильщик». Знаменитого художника нисколько не смущало такое прозвище, потому что он получил его по наследству от отца – красильщика шелка.
О детстве и юности Якопо сегодня известно очень мало, но самым ярким фактом из раннего периода его биографии принято считать попытку учиться художественному ремеслу у самого Тициана. В мастерской известного мастера Тинторетто задержался всего на десять дней, после чего именитый наставник приказал своему помощнику отпустить юного художника. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами.
Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. Вероятно, по этой причине, сам того не желая, Тициан оказал прямое воздействие на ранний этап творчества Тинторетто. В чисто тициановской манере художник писал свои первые портреты, а достичь совершенства в этом жанре ему помог врожденный талант и постоянное изучение анатомии. До самой старости он упражнялся в рисовании не только с натуры, но и со скульптур и манекенов, поэтому позже при его мастерской нашли богатое собрание слепков.
Художник писал смело, быстро и свободно, из-за чего многие упрекали его в поверхностной и небрежной манере живописи. Но, вопреки расхожему мнению, Тинторетто придавал колоссальное значение рисунку, постоянно повторяя одни и те же слова:
«Краски можно купить на Риальто, тогда как искусство рисования достигается лишь упорной работой»
Подготовка любой картины была необычайно тщательной: художник много раз продумывал композицию, изучал ракурсы, подвешивая к потолку гипсовые слепки, и менял колорит.
Такое упорство привело к тому, что сегодня большинство исследователей считают портреты Тинторетто одними из лучших произведений художника. В них привлекает не внешнее и телесное, а внутреннее и эмоциональное.
Благородная серьезность и аристократическое изящество наблюдаются в «Мужском портрете с золотой цепью», а насыщенное духовное выражение нашло свое место в работе «Альвизе Корнаро». Позднее у портретов Тинторетто появилась заметная особенность: персонажи по-прежнему смотрели прямо в глаза зрителя, но не видели его, потому что их внимание обращено в собственный внутренний мир. Подобная замкнутость окрашивалась оттенком меланхолии, заставляя угадывать настроение и причину глубоких размышлений героя картины.
Портреты Тинторетто только упрочили славу их создателя, но заговорили о нем еще в 1548 году, когда свет увидела картина «Чудо святого Марка». Она стала началом значительного подъема, и художник больше не чувствовал острой нужды в заказах.
В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». Композиция этой картины построена с использованием фосфоресцирующих пятен, с помощью которых передается ощущение морского шторма.
Через два года Тинторетто познакомился с членами Братством святого Роха, которые в то время приступали к украшению своего дворца. Для этого они организовали конкурс среди прославленных живописцев, в котором должны были принять участие Веронезе, Сальвиати и Таддео Цуккаро. Но «состязание великих» не состоялось. Дерзкий Тинторетто явился без предварительных эскизов, а показал свою уже законченную картину «Святой Рох во славе», которую пообещал отдать безвозмездно.
Было принято решение поручить заказ именно Тинторетто, и с тех пор между художником и Братством началось тесное сотрудничество.
Буквально через год после начала работы была закончена первая картина «Распятие», которая является одним из самых больших в мире живописных полотен.
Позднее в дополнение к ней были написаны «Восхождение на Голгофу» и «Христос перед Пилатом».
Но самой выдающейся картиной на религиозную тему стала «Тайная вечеря», окончательный вариант которой художник создал в последний год жизни. И сюжет, композиции, и ее персонажи – все здесь «работает» на замысел и в то же время отличается от канонической евангельской трактовки события. Впервые в искусстве итальянского Возрождения художник изображает не традиционный момент предчувствия предательства, а утверждение таинства плоти и крови Христа.
Эта последняя работа стала своеобразным творческим завещание живописца, который был настолько деликатен, что в своих творениях не счел возможным упомянуть свое имя. Отдавая дань великим предшественникам, он говорил: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».
artifex.ru
Якопо Тинторетто - картины: «Тайная вечеря», «Страшный Суд», «Юдифь», «Поклонение Золотому тельцу». Художник эпохи Возрождения :: SYL.ru
Якопо Тинторетто - мастер венецианской школы живописи эпохи Высокого Возрождения, который совершил удивительное открытие для своего зрителя в аспекте использования работ со светом для достижения необходимого эмоционально-образного эффекта в художественных произведениях. Его можно назвать предтечей художников стиля барокко по напряженности и динамике изображаемого. В 2018 году всеми почитателями творчества Тинторетто будет отмечаться круглая дата - 500 лет со дня рождения живописца.
Начало: художник эпохи Возрождения
Тинторетто - уроженец Венеции. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Сыну при рождении дал имя Якопо. Прозвище, под которым Якопо Робусти известен в истории искусства, дословно и означает "маленький красильщик". Такое прозвище он получил, вероятно, в связи с тем, что с раннего возраста помогал малярам в их работе, а еще очень любил рисовать углем и папиными красками на стенах домов. В качестве своих учителей называл своего первого реального учителя - Тициана, а также Леонардо да Винчи и Микеланджело, которых почитал за идеал художника.
Первые самостоятельные работы художник выполнил на мифологические темы. В 21 год Якопо стал хозяином художественной мастерской и на правах старшего получал наиболее выгодные заказы. Среди них - известное полотно Тинторетто "Тайная вечеря".
"Тайная вечеря": описание первой версии
На этот популярный у художников сюжет Тинторетто создал два полотна в разные периоды развития своего мастерства: в начале пути и ближе к его концу. Между их написанием прошло 45 лет. Есть и промежуточный вариант, датированный 1579-1581 годами, то есть через 34 года после первой и за 11 лет до последней. Сравнение этих картин дает возможность увидеть процесс становления творческого почерка художника.
Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Место, в котором разворачивается сюжет преломления хлеба Иисусом Христом в присутствии 12 апостолов, не похоже на дворец, как у многих живописцев, да и вообще мало просматривается. С трудом на заднем плане мы можем различить окна выше роста человека, начинающиеся от пола и образующие аркаду полуциркульных арок за спиной Иисуса. По центру небогатого помещения, пол которого вымощен квадратными каменными плитами, стоит прямоугольный недлинный стол, накрытый белоснежной скатертью. Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Иисус повернут к зрителю лицом. Большинство апостолов - в профиль. Трое повернуты к нам затылком, причем один из них одет в черные одежды и отделен от прочих пустыми табуретами. Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. С обеих сторон картины на переднем плане расположились молодые женщины, одетые в белоснежные одежды. Одна из них - в сопровождении пухленьких маленьких детей и черной собаки, спокойно сидящей на полу. Сценка могла бы вполне соответствовать бытовому сюжету, только неярко светящиеся нимбы вокруг голов Иисуса и апостолов напоминают об истинном событии. Все персонажи находятся в зоне освещенности. Иисус Христос еще не преломил хлеб, и даже не взял его - перед ним пока стоит полная тарелка. Он ведет беседу со своими учениками.
Вторая версия картины
Эта "Тайная вечеря" Тинторетто более развернута в вертикаль, а персонажи как бы отодвинуты от зрителя. К нижнему краю картины спускаются ступени, на которых сидит девушка, а подле лежит ее гитара и стоит дорожный узелок, возлежит мужчина. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Возможно, девушка, мужчина и собака путешествуют вместе и зарабатываю на кусок хлеба музыкой. Каждый созерцающий это событие становится как бы его участником благодаря "открытой" композиции. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими.
Место, в котором происходит трапеза, больше напоминает кабачок или таверну. Пол, как и в первой версии, выложен из квадратных плит двух цветов. Стол покрыт скатертью, но уже не белоснежной, а скорее сероватой. Он низкий, и сидящие разместились на перевернутых боком табуретах. У торцевого конца стола на коленях в красноватого оттенка одеждах - Иисус Христос. Он, в отличие от предыдущего полотна, повернут полупрофилем.
По левой стороне стола третьим сидит человек в белой одежде, отмеченной в районе лопаток розоватыми пятнами, и спущенном черном плаще. Он - единственный, кто повернут к зрителю спиной. Видимо, это Иуда. Иисус в левой руке уже держит хлеб, но еще продолжает вести беседу.
Стол уже не делает акцент на центре картины, он располагается по диагонали от левого нижнего к центру правой стороны полотна. Он находится как бы немного сбоку, скромно и изолированно, образуя отдельный мир Иисуса и его учеников.
На дальнем плане картины Тинторетто мы видим ступени, ведущие на внутреннюю террасу таверны, где стены украшены цветными росписями, люди - нарядны. Они находятся по социальной лестнице выше, чем прочие. И лестницы между уровнями-планами могут рассматриваться как символ социального размежевания общества.
В отличие от первого варианта, в этом полотне больше живой обыденности, динамики и реалистической составляющей. А вот колорит гораздо более сдержан, многозначен и приглушен. При этом Тинторетто продолжает совершенствовать работу по использованию света для создания эмоционального и смыслового акцента. И освещенный дверной проем на дальнем плане можно трактовать как выход из грядущей ситуации. Но что будет, если в него выйти?..
Последняя версия
Последний вариант картины Тинторетто совсем далек от первого и гораздо более близок к барочной живописи. При всей монохромности колорита художник использует цветовые символы, и особое значение приобретают световые акценты, создавая контрасты и атмосферу мистического характера.
Событие показано автором как бытовая трапеза в таверне, где в активное действие включены все персонажи - и главные, и второстепенные. Особого напряжения и динамичности Тинторетто достигает через необычные для эпохи ракурсы и позы.
Стол, покрытый белой скатертью, служит разделительной чертой полотна на две зоны, отделяя суетную мирскую жизнь от мира Иисуса и апостолов. Светом выделяется та часть, где расположились главные библейские персонажи. Иисус расположен не во главе стола, а среди своих учеников. Он уже разломил хлеб и раздает его апостолам. Ближе всех к зрителю, у самого края стола, располагается одетый в черный плащ Иуда. С ним никто из апостолов не общается, зато простолюдин что-то нашептывает на ухо.
Сверху, под тяжелым плоским потолком, вьются персонажи с крыльями: то ли ангелы, то ли демоны. Но они четко разделены на две группы соответственно зонам. Одни более призрачны, другие изображены более материально. Все происходящее под потолком добавляет мрачной мистичности произведению.
Тинторетто-портретист
Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Мастер выбирает форму поколенного портрета. При этом атрибуты почти исключает - в качестве средства художественной выразительности они ему не нужны. В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Все его персонажи словно статуи - недвижно застыли на полотне. Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Например, о благородстве и достоинстве Альвизе Корнаро или о дальновидности и мудрости венецианского дожа Лоренцо Соранцо. Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Сами изображения просты и лаконичны, цветовая гамма скупа и не отвлекает от восприятия личности. Есть в его коллекции и автопортрет, где из темного фона будто бы выплывает светлый овал испещренного морщинами лица глубокого и тонко чувствующего человека, много чего повидавшего в жизни.
Характеристика творчества
Ранним произведениям Тинторетто уже была свойственна классичность исполнительской манеры, но в дальнейшем художник нашел свой путь в живописи, совсем отличный от традиционного. Для его произведений характерны:
- широкий мазок;
- сложные ракурсы;
- высокий горизонт;
- богатый узор линий;
- сдержанный колорит;
- легкие и полупрозрачные образы на дальнем плане;
- использование сети легких мазков для создания дальнего плана;
- толстые, грубые линии;
- световые акценты;
- высокая динамика и энергетика;
- использование впечатлений и образов бытовой стороны жизни.
"Чудо святого Марка"
Это полотно можно по праву назвать первым шедевром в творчестве Тинторетто. Суть истории не нова: раб-христианин повержен толпою язычников на землю и избиваем ею. Его ожидает страшная казнь. Но вдруг с Неба спускается святой Марк и совершает чудо - тело христианина становится настолько прочным, что от него отскакивают все удары, а пакли и мечи разбиваются. Мы видим недоумение людей, узревших это чудо. Постепенно толпа начинает бежать с площади.
Автор использует приемы, которые потом станут "визитной карточкой" его творчества: динамику поз и ракурсов. За счет них направляются сюжетные потоки и внимание зрителей, разделение поля картины на зоны и выделение светом важных по смысловым акцентам моментов, персонажей, объектов. Самая динамичная фигура в этой, еще не лишенной традиционности средств художественной выразительности Возрождения картине - святой Марк, покровитель Венеции. При помощи поз людей из толпы внимание зрителя притягивается к центру холста, а затем постепенно перемещается к световым пятнам, которые формируют пустоты в оттекающей постепенно толпе. Яркая цветовая гамма композиции человеческих тел на переднем плане еще более выделяется при помощи контраста: на заднем плане мы видим освещенный солнцем городской пейзаж, выполненный в очень светлых и чистых тонах.
"Битва архангела Михаила с Сатаной"
Картины Тинторетто - это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Его работы - сплошной вихрь, водоворот, буйство! Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Особо интересно в этом плане полотно "Битва архангела Михаила с Сатаной". Стремительно налетает небесное воинство, и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Падают с ними и поверженные ангелы. И опять излюбленный прием деления полотна на зоны: стремительное копье, разящее сатанинское отродье, разделяет картину по диагонали: в одной части - Мадонна с младенцем Иисусом на руках взирает с небес на битву, опираясь ногою на перевернутый серп луны, а другою утопая в белоснежном облаке. Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи, исходящие от дланей Бога-Отца. Он воспарил над всеми и на просто благословляет архангела Михаила на битву, но и сам деятельно помогает ее исходу. И снова Тинторетто объединяет в своей технике материальность образов и призрачность свечения.
"Грехопадение Адама и Евы"
Это одно из ранних произведений Тинторетто. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения. В ней использованы плавные струящиеся линии, почти отсутствует свойственная художнику динамика, но вот особое владение светом насыщает пастельный монотонный пейзаж мягким и теплым свечением, как будто бы разливающимся на все благодатью Божьей.
"Юдифь"
Для создания удивительного произведения "Юдифь" Тинторетто использовал сюжет, не менее популярный, чем "Тайная вечеря". Полное название картины соответствует названию библейской легенды - "Юдифь и Олоферн". В этой истории рассказывается о военачальнике вавилонского царя Навуходоносора Олоферне, который был умерщвлен израильской вдовой по имени Юдифь. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. В вариации Тинторетто мы видим ту часть сюжета, в которой Юдифь и ее служанка собираются унести отсеченную голову Олоферна. В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения.
Очень материально выписана текстура тканей, использован насыщенный, сочный колорит. А фигура Юдифи, склоненная в сторону, является косой осью, делящей плоскость полотна на две части. Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. Тело Олоферна расположено таким образом, что кажется, будто он мирно спит, запрокинув голову, а Юдифь укрывает спящего. Вторая часть картины динамична и напряженна: автор использует для создания необходимого эффекта затененность и много черных пятен. Драматизма добавляет и сильно скрученная фигура служанки, прячущей голову Олоферна за спину в складки одежды.
Церковные заказы
Речь идет о картине "Поклонение Золотому тельцу", написанной для церкви Санта-Мариа-дель-Орто. Она размещается слева от центрального произведения, выполненного в форме полуциркульной арки, и передает содержание ветхозаветной легенды о том, как спасшиеся из Египта и бродившие по пустыне в поисках Земли обетованной иудеи разуверились в Боге и снова стали поклоняться языческим идолам, один из которых являл собою быка, выполненного из золота. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне - Моисей. Именно он передал своему народу скрижали от Бога, где были высечены заповеди, по которым люди должны были жить.
Условно картина делится на две части - большую нижнюю, выделенную затемнением, и верхнюю светлую. В нижней помещены все, кто погряз в грехах и ересях. В верхней - просветленный Моисей и те, кто пошел за ним. Вертикальной осью, вдоль которой идет деление и размещение персонажей, выступает гора Синай. Горизонтальной - темные облака и тенты над головами грешников. Картина вся пронизана активным движением и насыщена персонажами, что свойственно кисти живописца.
"Страшный суд"
Произведение из ряда библейских, продолжающее в его творчестве историю существования мира. Свой "Страшный суд" Тинторетто, как и упомянутую выше картину, писал для алтаря церкви Санта-Мариа-дель-Орто. Расположено произведение справа.
Многофигурное полотно, выполненное, как и предыдущее, в коричневато-охристой гамме с использованием цветовых пятен, помогает притягивать и перемещать взгляд зрителя в авторской логике. Явно в нем можно насчитать пять горизонтальных ярусов: снизу-вверх - от темного к светлому. Наверху на облаке - Деисус: в центре Иисус Христос, справа от него Дева Мария, слева - Иоанн Креститель. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Немного схоже с дантовскими "кругами". Чуть ниже - ангельское войско, исполняющее вердикт.
"Даная"
Еще один шедевр из мифологического творчества мастера - полотно "Даная". Тинторетто в основу произведения положил миф о дочери царя Аргоса, сын которой, по предсказанию оракула, должен был убить своего деда. Царь не решился на убийство дочери, но замуровал подальше от людских глаз, чтобы у нее не могло быть детей. Даная посвятила себя Зевсу. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. От этого союза у Данаи родился Персей, диск которого на спортивных состязаниях случайно попал в голову деда и убил его. Так сбылось предсказание оракула. Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае.
"Происхождение Млечного пути"
Картина, которая считается одной из звездных работ мастера среди всех произведений мифологического содержания. Сюжет его связан с мифом о Зевсе, который хотел одарить своего сына от земной женщины, Геракла, бессмертием. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. Из капель, пролившихся на небо, и образовался Млечный путь. Композиция, созданная Тинторетто, очень нарядна и выполнена в сочных ярких и в то же время чистых и нежных красках. Кроме главных участников истории, на полотне мы видим большое количество второстепенных персонажей. Но второстепенными они являются лишь с виду, а на самом деле все элементы и герои картины являются аллегорическими изображениями, раскрывающими скрытый смысл произведения. В построении композиции мастер использует свойственное ему деление полотна на зоны - в данном случае, как и в "Юдифи и Олоферне", наклонной осью является фигура спящей на небесном ложе Геры.
Таким образом, творчество Тинторетто стало пограничным между эпохой Возрождения и эпохой Нового времени в итальянской живописи.
www.syl.ru