Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова. Картина снова двойка
История одного шедевра: «Опять двойка» Решетникова
Картина Федора Решетникова «Опять двойка» была в жизни каждого советского школьника: репродукции висели в классах и мелькали в книгах, и сочинения по этой теме не избежал никто. Успех полотна как нравоучителя понятен: сюжет трактуется легко и мысль о том, что такое хорошо и плохо, считывается прямо. Но и у этой картины есть свои секреты.
Сюжет
Семья встречает мальчика, который принес очередной неуд. Внешний вид ребенка выдает, чем он занимается вместо уроков: дворовые баталии, коньки, беготня. Мальчика радостно встречают собака и младший брат, которые хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая сестра — с осуждением.
«Опять двойка» — показательное произведение «академического бытового жанра». Герои четко делятся на хороших и плохих, поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные, сочувствующие персонажи — по другую.
Наш взгляд от мальчика переходит на его сестру, затем на мать и, следуя уже за ее взглядом, возвращается к мальчику. В центре композиции оказывается не конкретный объект, а нависшее чувство разочарования и тоски.
На картине нет отца. По всей видимости, он погиб на войне, и мать одна воспитывает троих детей. Примечательные детали — ковер, велосипед и часы. Для 1952 года все это было показателем хорошего материального положения семьи.
«Прибыл на каникулы», 1948
На стене висит репродукция другой картины Решетникова (написанной четырьмя годами ранее) — «Прибыл на каникулы». Это полотно о предновогоднем приезде мальчика-суворовца домой. Несмотря на оптимизм и праздничный антураж, полотно глубоко драматично: скорее всего, мальчик — сирота, ведь после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте.
Контекст
Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба. У нее случались двойки, и в такие момента она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо, виноватый взгляд Решетников и сохранил для героя картины. Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребенка, но и родных, и близких, и всей страны.
Прототипом главного героя картины была дочь РешетниковаКартина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить ее стоять в нужной позе.
«Переэкзаменовка», 1954
«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии» Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». И точно так же, как на картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».
Судьба художника
Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В 3 года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным художником. У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом, с юмористическими шаржами. Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.
Крюково. Лесная поляна. 1946
Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий. А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние 13 лет жизни художник был вице-президентом Академии.
автор: Снежана Петрова
источник: diletant.media
aeslib.ru
Опять двойка (картина) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Картины 1952 годаХранится в Третьяковской галерее. Ранняя авторская версия картины находится в собрании фонда Art Russe[2].
Благодаря близости сюжета к реалиям ученической жизни, картина использовалась в школьной программе СССР как образец жанра бытовой живописи (в программе по изобразительному искусству), в программе по русскому языку в разделе «Развитие устной и письменной речи» предполагалось написание сочинения по данной картине. Картина была хорошо знакома советской публике.
Эта картина до сих пор печатается на учебниках русского языка.
«Опять двойка» — вторая часть художественной трилогии Решетникова, первая часть которой — «Прибыл на каникулы» (1948), а третья — «Переэкзаменовка» (1954[3]), которая не приобрела такой известности, как первые две (работа находилась в частном владении, в конечном итоге была вывезена в США, где хранилась у торговца предметами искусства во Флориде; позже ее выкупил на аукционе и возвратил в РФ российский арт-фонд Филатовых). Примечательно, что в левом углу картины «Опять двойка» видна репродукция более раннего полотна «Прибыл на каникулы», а в левом углу «Переэкзаменовки» — репродукция картины «Опять двойка».
Интересные детали
- Композиция картины, образованная расположением фигур, представляет собой треугольник. Его вершина приходится на висящую в комнате репродукцию более раннего произведения художника «Прибыл на каникулы», воспроизведенную на картонке, к которой прикреплен отрывной календарь. С помощью этой говорящей детали Решетников показывает положительный типаж, к которому должен стремиться главный герой картины.
- По мотивам сюжета картины был создан одноимённый эпизод 124-й серии детского киножурнала «Ералаш». Также это произведение показано в одноимённом мультфильме из цикла «Приключения Мурзилки», где мальчика зовут Колей.
- Сюжет картины "Опять двойка" повторяет сюжет картины "Провалился" 1885 г. художника Дмитрия Егоровича Жукова (1841-1903). При всей похожести картин они совершенно разные. На досоветской картине неудача гимназиста показана как общий крах. Ведь он старший мужчина в семье. На советской картине мы видим лодыря и неудачника, которого осуждает с детства старшая сестра, над ним смеется младший брат.
Примечания
Видео по теме
Ссылки
wikipedia.green
Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова
Федор Павлович Решетников — талантливый советский живописец. Многим известны его жанровые картины на темы Великой Отечественной войны, пейзажи, портреты и шаржи. Особое место в его творчестве занимает тема детства и семьи, которая позволила художнику приобрести славу увлекательного рассказчика историй о повседневной жизни простых советских людей. А самой узнаваемой и многими любимой картиной из этого цикла является «Опять двойка».
Чтобы написать это произведение, Решетников часто бывал на уроках в московских школах. Ему было интересно наблюдать за реакцией и эмоциями учеников, которые были не очень прилежны в учебе. И не менее интересно было попытаться представить и отобразить на полотне то, как таких горе-учеников встречают дома.
Прекрасным зимним днем мальчик пришел домой из школы. Судя по всему, он ученик городской начальной школы. На вид ему лет восемь-девять, щупленький, белобрысый, коротко стриженый и, вероятно, шустренький. Дома его встречают мама, старшая сестра и младший брат. Уроки давно закончились, деревянные ходики на стене показывают уже четвертый час дня, а он только явился. Как тяжело ему было переступить порог дома! Это досадное чувство на душе ему знакомо — двойку в школе пришлось получить не в первый раз. И он, наверное, изо всех сил старался оттянуть этот неприятный момент, гулял, как обычно, на улице с друзьями-товарищами. В этом можно не сомневаться. Он держит в руках старый кожаный видавший виды портфель, который в теплую погоду служил ему в качестве футбольного мяча, а зимой на нем так удобно съезжать с ледяной горки. Поэтому и замок у него сломался, да и сам он поистрепался до такой степени, что пришлось перевязать его длинной прочной веревкой, чтобы учебники и тетради не рассыпались по дороге. А сегодня из портфеля, так предательски выглядывают коньки! Как весело было на них скользить по замерзшему пруду, когда лицо обжигает легкий морозец! Щёки мальчика слегка раскраснелись, а вот уши пылают, наверняка, от стыда: ведь теперь надо держать ответ перед мамой. Герой ещё не успел раздеться с улицы. На нем длинное, ниже колен, зимнее коричневое пальто с меховым воротничком. Верхние пуговицы расстегнулись. На мальчике темно-синяя школьная форма, а на ногах сапожки или валеночки с новенькими, блестящими, словно лакированными, галошками. Вот он вошел в комнату и встал, понурый, в ожидании упреков. Весь его внешний вид изображает трагизм ситуации: он слегка опустил свою светлую взъерошенную голову, взгляд грустных темных глаз устремлен вниз — он не смеет взглянуть на своих родных, лоб сморщился, брови сдвинулись, губы сложились бантиком, щеки чуть надулись, а плечи безвольно опустились, будто на них положили невидимый тяжкий груз. В очередной раз члены семьи услышат его виноватую речь: «Сам не понимаю, как так получилось…. Мне очень стыдно. Я так больше не буду, я исправлюсь». Композиционно картина построена так, что главный герой уже стоит в углу, правда, пока ещё картины. Все остальные герои этого сюжета расположены в глубине комнаты. Поэтому невольно внимание приковано именно к нерадивому ученику.
Мама детей — молодая простая советская женщина. Она уже пришла с работы, переоделась в домашнюю одежду и хлопотала по хозяйству. На ней полосатый коричнево-оранжевый передник, на голове по-простому завязан темно-синий с небольшим желтым рисунком платок, чтобы волосы не мешали заниматься делами. Она заботливая мама и хорошая хозяйка: все дети опрятно одеты, а в доме чистота и порядок. Когда сын вошел в квартиру, ей пришлось оторваться от домашних дел. Она сразу поняла по его внешнему виду, что хороших новостей ждать не приходится, и в расстройстве присела на стул у большого обеденного стола. Её руки сложены на коленях и сцеплены в замок. Она с грустью смотрит на горе-ученика, её губы плотно сжались в тонкую линию. В который раз она спрашивает сына: «Ну и что мне с тобой делать, горе ты мое луковое?».
Старшая сестра — серьезная девочка, примерная ученица среднего звена, пионерка. Она выучила все уроки на завтра и собирает в новенький портфель учебники и тетради. На ней опрятная школьная коричневая форма с повседневным черным фартуком, на шее — алый пионерский галстук. Волосы аккуратно заплетены синими лентами в две тугие косички. Она стоит у обеденного стола с открытым учебником и, склонив голову набок, укоризненно смотрит на своего младшего брата. В её глазах решительное осуждение и непонимание: «Ну что — опять двойка? Как же так можно безответственно относиться к учебе? Сколько ты ещё будешь расстраивать маму своими оценками?».
Младший братишка главного героя ещё не ходит в школу и ему неведомы учебные проблемы. Он весело катается по квартире на новеньком двухколесном велосипеде. На нем широкие коричневые домашние брючки, бело-голубой свитерок, из-под которого выглядывает светлая рубашка, на ногах домашние тапочки. Его забавляет сложившаяся ситуация. Он знает, что сейчас его старшему брату достанется, как бывало уже не раз. С детской непосредственностью и интересом он смотрит на него и улыбается: «Эх, попадет тебе сейчас!».
Единственный, кто с радостью встречает мальчика из школы, — это верный пес. Дворняжка светлого окраса с большими коричневыми пятнами бросилась встречать своего маленького хозяина, стала запрыгивать на него лапами и вилять хвостом. Она целый день его ждала, наконец-то дождалась и теперь уверена, что сейчас они вместе пойдут на улицу гулять, бегать по сугробам, как вчера.
Живет семья главного героя просто, в относительном, по советским меркам, достатке. Большая двухкомнатная квартира. В светлой детской комнате на окне стоит модный по тем временам цветок фикус, на стене — огромная карта мира. В парадной комнате, где происходит основное действие, на полу постелен пусть старенький и вытертый, но настоящий шерстяной узорчатый ковер. На стене висят деревянные ходики, в углу стоит швейная машинка, на которой по ночам мама при свете настольной лампы шьет детям одежду. Есть деревянный буфет. На темно-синих стенах развешаны репродукции с картинами. Интересно, что на одной из них — работа самого Ф.П. Решетникова, выполненная им несколькими годами раньше. Называется она «Прибыл на каникулы». Только сюжет этой картины более жизнерадостный: на ней мальчик-курсант прибыл домой и бодро, с задором отчитывается перед своим дедушкой за успешную учебу. Наверное, это намек всем нерадивым ученикам: вот к чему надо всем стремиться, постигая азы науки.
Мне очень нравится эта картина, ведь художник так точно сумел отобразить эмоции и главного героя, и членов его семьи. Этот запечатленный сюжет такой трогательный, простой и всем понятный. Жаль нерадивого ученика. Хочется верить, что это — его последняя двойка, и дальше его учеба пойдет на лад.
sochinyalka.ru
Опять двойка (картина) - это... Что такое Опять двойка (картина)?
Опять двойка — картина Фёдора Павловича Решетникова, созданная в 1952 году.
Хранится в Третьяковской галерее.
Написана эта картина была в Москве.
Благодаря близости сюжета к реалиям ученической жизни, картина использовалась в школьной программе СССР как образец жанра бытовой живописи, и была хорошо знакома советской публике.
Сюжет картины
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. |
На заднем плане, на стене, висит отрывной календарь с репродукцией другой картины Ф. П. Решетникова — «Прибыл на каникулы», написанной в 1948 году. На ней изображена радостная встреча бравого мальчика - суворовца, приехавшего в гости к дедушке. И вот перед нами картина Решетникова "Опять двойка". На ней изображено отношение к двоечнику в семье.
На картине мы видим семью, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой. Мальчик - двоечник одет в пальто, брюки, чёрные ботинки. В правой руке он держит перевязанный портфель. У мальчика огорчённое лицо с оттопыренными ушами, светлые, мятые волосы. У него грустное настроение. Рядом с мальчиком прыгает его собака.Она очень любит своего хозяина. Она будто просит: "Поиграй со мной". В стороне сидит мама. Она играла с младшим сыном. Когда увидела его с грустным и раскрасневшимся от мороза лицом, она поняла, что он получил двойку. В старом потрёпанном портфеле, который служил мячом и санками своему хозяину, торчали старые коньки. С тревогой и укором смотрит мама на сына. Поза мамы расстроенная, растерянная. У неё опустились руки от горя. Рядом с мамой младший брат на велосипеде. Он ждёт, когда можно будет поиграть со старшим братом. За кухонным столом сидит и учит уроки сестра. Её отношение к брату-двоечнику строгое. Ей больше жаль маму, чем брата.
Интересные детали
Ссылки
biograf.academic.ru