Живопись Жан Беро. Париж ХIХ века. Часть 1. Картины жан беро
Беро, Жан — википедия орг
Жизнь
Жан Беро и его сестра-близнец Мелани появились на свет в Петербурге. По юлианскому календарю, принятому в Российской империи, это произошло в последний день 1848 года[4]; по григорианскому же, действовавшему на родине его семьи, во Франции — 12 января 1849 года. Кроме Мелани, у Жана было ещё две сестры, Адриенна и Эстелль. Их отец, которого тоже звали Жан Беро, был скульптором[1], которого, как полагают, пригласили участвовать в постройке и оформлении Исаакиевского собора. В 1853 году Жан Беро-старший умер, и его вдова с четырьмя детьми вернулась в Париж[5].
В Париже Жан Беро учился в лицее Бонапарта (ныне Лицей Кондорсе), после чего хотел углубиться в юриспруденцию, чтобы стать адвокатом. Однако после Франко-прусской войны он переменил свои намерения, и решил получить художественное образование. С 1871 года на протяжении двух лет Беро учился в Школе изящных искусств (фр. École Beaux-Arts), где посещал рисовальные классы известного портретиста Леона Бонна́ (фр. Léon Bonnat, 1833—1922)[1][4]. Позже, с 1882 года, в мастерской Леона Бонна́ учился и другой известный французский импрессионист — Анри де Тулуз-Лотрек[6].
В 1887 году Жан Беро становится рыцарем[7][8], и в 1894 году[9] — офицером ордена Почётного легиона.
В 1889 году награждён золотой медалью Общества французских художников, и в том же году золотой медалью Всемирной выставки в Париже[10][11].
Беро был старшим по возрасту другом для писателя Марселя Пруста (1871—1922). В феврале 1897 года Пруст пригласил Беро секундантом на свою дуэль с поэтом, романистом и критиком Жаном Лорреном, которая состоялась в Мёдоне — юго-западном пригороде Парижа[12]. В числе тех, с кем художник дружил с молодости, называется имя парижского актёра Коклена-старшего (1841—1909)[5].
К концу XIX века Беро всё меньше отдаёт времени собственной живописи, активно участвуя в многочисленных выставочных комитетах и жюри, в организации выставок Общества изящных искусств, вице-президентом и сооснователем которого он был[13][14].
Жан Беро никогда не сочетался браком и не имел детей. Похоронен на кладбище Монпарнас рядом с матерью, урождённой Ж.-Е. Жакен (фр. Geneviève Eugénie Jacquin, умерла в 1886 году), и сестрой-двойняшкой Мелани (умерла в 1927 году)[5].
Творчество
Кондитерская Gloppe на Елисейских Полях (1889)Закончив учёбу в Школе изящных искусств, Беро открыл собственную мастерскую в квартале художников на Монмартре. С 1873[4] (по др. данным, 1872[9]) по 1889 год[9][9] он регулярно выставлялся в Парижском салоне. Будучи учеником Бонна, Беро начинает свою карьеру художника как портретист[1]. Образ Леды (1875) принадлежит мифологической тематике, но в 1876 художник совершает прорыв в другой области. Признание ему принесла картина «Возвращение с похорон» («фр. Le Retour de l’enterrement»), выставленная в салоне в 1876 году[9]. На холсте изображена группа людей, объятых общей печалью после погребения. Один из мужчин прикуривает сигару, другие углубились в беседу. Эта уличная сценка положила начало серии многочисленных работ с похожими мотивами.
Изображения Елисейских Полей, кафе, Монмартра и берегов Сены являются точно детализированными иллюстрациями парижских будней времён Belle Époque — «Прекрасной эпохи». Примером этому может служить картина 1889 года «Кондитерская Gloppe». Постепенно стиль живописи Беро сдвигается от академического в сторону импрессионизма. Однако, в то время как крупнейшие импрессионисты бежали от сумбурного Парижа и рисовали ландшафты его окрестностей, Беро — как и его друг Эдуард Мане (1832—1883), и, в некоторых своих образцах, Эдгар Дега (1834—1917), обращался к мотивам именно городской жизни[15]. Художественные приёмы, использованные Беро, в частности, при рисовании так называемых кафешантанов (фр.), впоследствии стали классическими. Верхнюю часть картины Беро скрывал лёгкой дымкой, музыкантов и зрителей ставил на передний план, а исполнителей — на задний, контрастно выделяя их на более тёмном фоне.[15]
В 1890 году Беро впервые обращается к религиозной тематике[1]. Картины этого ряда напоминают нидерландскую живопись XVII века. На Парижском салоне 1891 года Беро выставил свою «Магдалину в доме фарисеев». Классические библейские сцены, персонажи которых одеты в современное платье[16], вызывали в то время скандальную критику. Среди лиц, окруживших Спасителя, современники узнавали Ж.-Э. Ренана — автора не менее скандальной в те годы монографии «Жизнь Иисуса», а для Магдалины позировала куртизанка Лиана де Пужи[16].
В 1885 году Беро принял участие в создании Общества пастелистов (фр. Société Pastellistes, впоследствии его президентом был избран Анри Жерве). Общество пастелистов выставило произведения своих художников в отдельном павильоне Всемирной выставки 1889 года, и здесь работы Беро были отмечены золотой медалью[10]. С 1890 по 1929 год Беро выставлялся в салоне Национального общества изящных искусств (фр. Salon de la Société Nationale), который он основал вместе с Огюстом Роденом, Ж.-Л.-Э.Месонье и П. С. Пюви де Шаванном. Посмертную выставку его работ провёл в 1936 году парижский музей Карнавале[4].
Беро в ряду салонных живописцев
Симфония красного и золота (1895).Частное собраниеБеро относился к числу так называемых салонных живописцев. В основе салонной живописи лежала академическая манера: «совершенство рисунка, изящество линий, тонкая проработка цвета, тщательная детализация, „возвышенный“ и понятный сюжет, а главное — рационалистически выверенная система правил, предписывающая подход к изображению того или иного объекта»[17]. От живописца требовалась эффектная композиция и виртуозность, а также стремление отражать некий идеал.
Характеризуя направление, которому принадлежит творчество Беро, В. Калмыкова и В. Тёмкин пишут в «Энциклопедии современной живописи»: «Мастера не столько выражали себя, сколько создавали образ красоты, который удовлетворял хорошему вкусу их современников; увы, порой „хороший вкус“ понимался как нечто раз навсегда данное и не развивающееся, неизменное. Оттого многие картины выглядят искусственными, застывшими, надуманными, порой слащавыми — и техническое мастерство их не спасает»[17].
Название «салонное искусство» возникло потому, что члены жюри официальных живописных выставок Парижа, от которых зависел отбор произведений, выставляемых на обзор широкой публики, поддерживали академистов и «неоклассиков», выставлявшихся в «Квадратном салоне». Впоследствии оно распространилось далеко за пределы этого круга живописцев. Среди художников этого направления — Амори-Дюваль, Глейр, Шопен, Кутюр, Кабанель, Бугро, Делоне, Доре, Лефевр, Каролюс-Дюрана, Перро, Ленуар, Синьяк, Годвард, Блаас, Больдини, Беро, Жерве, Тиссо[17].
Критика Беро
Во Франции Беро пользовался популярностью[18], в частности, Ги де Мопассан называл его «очаровательнейшим выдумщиком» (фр. le plus charmant des fantaisistes)[19]. Однако, его творчество совершенно игнорировалось искусствоведами того периода[20]. Русские художники воспринимали работы Беро с иронией, если не сарказмом, видя в них воплощение лубочности, неискренности и очевидную коммерческую направленность, потакающую, по их мнению, низким мещанским вкусам. Так или иначе, ни Пушкинский музей, ни Эрмитаж, — две крупнейшие в России коллекции французской живописи рубежа XIX—XX веков — не числятся в мировых реестрах держателей работ Беро. Также нет и посвящённых ему статей ни в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, ни в Большой Советской энциклопедии.
Ещё до посещения музея, живший в Париже пенсионером Академии художеств Илья Ефимович Репин уже был наслышан: «гвоздём выставки Марсова поля, если уже необходим гвоздь по парижским нравам, считаются две вещи: Дорога креста — Голгофа, куда несёт свой крест Христос, сопровождаемый современными нам людьми, Ж.Беро; другая — „Всё умерло“[21]» (точное название картины бельгийца Л.Фредерика: «Тризна похорон», фр. Le Repas de funérailles). Беро — почти что ровесник Репина, и русский художник внимательно рассматривает и технику, и сюжетную подачу своего французского коллеги. В своих мемуарах «Далёкое близкое»[2] он вспоминает картину, выставленную Беро на той выставке: Иисус Христос в окружении людей из века XIX-го. «…публика разделена на два лагеря. С левой стороны буржуа всяких состояний выражают Христу свою ненависть жестами, криками и поднятием камней на великого страдальца. Справа, напротив, — коленопреклонённые, со сложенными благоговейно, по-католически руками, ждут его благословения»[2]. Этот сюжетный приём не вызывает восторга у русского художника: Беро в этой подаче материала не пионер, и Репин напоминает, что мода на рисование Христа в обществе и обстановке современного художнику XIX века пошла «с лёгкой руки немецкого художника Уде», да и сам «Ж.Беро уже не первый раз сводит Христа в обстановку нашего времени». Репин сетует:
Готовые под венец жених с невестой, израненный солдат, удручённый бедняк составляют совсем особую сцену в картинке г. Беро, — надо сказать, картинке лубочной, тенденциозной и совсем не художественной[22].
Резюмируя, что не видит в творчестве Беро искренности и таланта, Репин критикует остальные картины этого художника, показывая как «ловкий расчёт на массу делает своё дело»:
Рядом стоит его картинка совсем другого пошиба: перед лежащим на пригорке молодым человеком в шляпе и пиджаке, курящим беззаботно папироску, дефилируют прямо по воздуху, даже без облаков, современные девы разных характеров и положений: аристократка с лорнетом, гризетка с улыбкой, канканёрша с закинутой на небо ногой и так далее, до простых разносчиц и служанок. Все эти девицы в современных костюмах. А если это не по вкусу иному зрителю, то рядом стоит маленький портретец старичка писателя (Armand Silvestre), курящего и осенённого по плечам двумя голенькими музами. Эта картинка написана особенно старательно. Есть и ещё три портрета, уже без всяких претензий и такой же маленькой величины[22].
В примечаниях к воспоминаниям Репина К. И. Чуковский уточняет: «портретец старичка писателя» (Армана Сильвестра) — это картина Беро «Искушение св. Антония», о которой М. М. Антокольский в статье «Правда и ложь в искусстве» писал[23], что св. Антоний — «просто современный портрет известной парижской личности, человека средних лет, толстого, сладострастного, который сидит за письменным столом, пишет и курит, а на плечах у него поместились две соблазнительницы — бульварные феи, ехсusez-moi — совсем без костюмов…»
Галерея работ
В экспозициях музеев мира
Во Франции Жан Беро представлен в парижских музеях Орсе (8 работ) и Карнавале, в тулузском музее Августинцев[24], в музее изящных искусств в Ницце, в Иль-де-Франс[25] и нескольких других. В Англии — одна работа в лондонской Национальной галерее. В Бельгии — одна картина в музее изящных искусств (нидерл. Museum voor Schone Kunsten) города Гента. В США — одна работа в нью-йоркском музее Метрополитен и одна — в музее искусств Уолтерса в Мериленде.
Все нижеприведённые картины Жана Беро, если иного не указано, находятся в частных собраниях:
Улицы Парижа…
…его кафе…
-
Парижское кафе.
…и театры
Портреты
-
Портрет элегантного мужчины.
-
Оруженосица (вариант).
Сцены парижской жизни
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 Jean Béraud, 1849 - 1936 (англ.). Лондонская Национальная галерея. Проверено 15 июня 2010. Архивировано 29 января 2012 года.
- ↑ 1 2 3 Репин И. Е. Далёкое близкое. — Художник РСФСР, 1982. — С. 517.
- ↑ Adcock, Michael. Remaking Urban Space. Baron Haussmann and the Rebuilding of Paris, 1851-1870 (англ.) (pdf). The University of Melbourne. Проверено 15 июня 2010. Архивировано 29 января 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 Resource Library: Béraud, Jean (англ.). The Grove Dictionary of Art. Macmillan Publishers. Проверено 17 июня 2010. Архивировано 29 января 2012 года.
- ↑ 1 2 3 Offenstadt, P. Jean Béraud (1849—1935), La Belle Epoque, une époque rêvée; catalogue raisonné. — Köln: Taschen Verlag, 1999. — ISBN 3-8228-6513-3.
- ↑ Ревальд Дж. История импрессионизма. — М.: Искусство, 1959. — 20 000 экз.
- ↑ Béraud, Jean (англ.). Felix Rosenstiel´s Widow & Son Ltd (2010 год). Проверено 17 июня 2010. Архивировано 29 января 2012 года.
- ↑ DeNunzio Fine Art collection: Jean Beraud biography (англ.). DeNunzio Inc.. Проверено 17 июня 2010. (недоступная ссылка)
- ↑ 1 2 3 4 5 Jean Béraud: Biography at www.spiritus-temporis.com Архивировано 22 декабря 2010 года.
- ↑ 1 2 Jean Béraud (French, 1849-1936) on artnet (англ.). artnet.com. Проверено 17 июня 2010. Архивировано 29 января 2012 года.
- ↑ Jean Beraud. Richard Green Fine Paintings. Est.1955
- ↑ Пруст М. В поисках утраченного времени. — М.: Крус, 1992. — Т. 1. — P. 379. — (По направлению к Свану). — ISBN 978-5-88264-001-8.
- ↑ Жан Беро. Биографическая справка на www.artnet.com
- ↑ Jean Béraud. Биографическая справка (англ.). www.artcyclopedia.com. Проверено 15 июня 2010.
- ↑ 1 2 Foster, Carter E. French Master Drawings: From the Collection of Muriel Butkin. — Hudson Hills Press, 2002. — 146 с. — P. 182. — ISBN 0940717670.
- ↑ 1 2 Powell, Anthony. Some poets, artists and «A reference for Mellors». — Timewell Press, 2005. — P. 210. — 400 p. — ISBN 1857252101.
- ↑ 1 2 3 Калмыкова В. В., Тёмкин В. А. История мировой живописи. XIX век. Ориентализм и Салон. — Ярославский полиграфкомбинат, 2009. — Т. 23. — 128 с. — (История мировой живописи). — ISBN 978-5-7793-1658-3.
- ↑ Cooke, Victoria. Femme, femme, femme: Paintings of Women in French Society from Daumier to Picasso from the Museums of France // Arts Quarterly. — 2007. — Т. XXIV, вып. 1. — С. 6. Архивировано 27 ноября 2010 года.
- ↑ Guillemin, Alain. Quelle volupté que la peinture // Enquête. — 1993. — ISSN 1953-809X.
- ↑ Esner, Rachel. Rachel Esner reviews The Troubled Republic: Visual Culture and Social Debate in France, 1889–1900 by Richard Thomson (англ.). Nineteenth-Century Art Worldwide. Проверено 15 июня 2010. Архивировано 29 января 2012 года.
- ↑ Репин И. Е. Далёкое близкое. Письмо десятое.
- ↑ 1 2 Репин И.Е. Далёкое близкое. — М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1964.. — с. 427—428.
- ↑ цит. по: Репин И. Е. Далёкое близкое. — с. 493—494.
- ↑ Музей августинцев. Жан Беро. Портрет Армана Сильвестра. (недоступная ссылка)
- ↑ «Шале велосипедистов в Булонском лесу»
Библиография
- Ревальд, Джон. История импрессионизма. — М., 1994.
- Вера Калмыкова, Виктор Темкин. Том 23 // История мировой живописи. XIX век. Ориентализм и Салон. — Белый город, 2009. — 128 p. — (История мировой живописи). — ISBN 978-5-7793-1658-3.
- (нем.) Günter Meissner, K. G. Saur Verlag. Allgemeines Künstlerlexikon: die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker (AKL). — Munich: Walter de Gruyter, 1983. — ISBN 9782598227400.
- (фр.) Balteau, J., M. Barroux, and M. Prévost, eds. Dictionnaire de biographie française. — Paris: Letouzey et Ané, 1933.
- (фр.) Bénézit, Emmanuel, ed. Dictionnaire critique et documentaire des Peintres, Sculpteurs, Dessinateurs et Graveurs. — Paris: Librairie Gründ, 1976 Первое издание в 1911—1923.. — ISBN 3-7647-0444-6.
- (нем.) Ursula Bode, Villa Hèugel e. V., Kulturstiftung Ruhr, Ute Kleinmann, Jèurgen Schultze. Paris, Belle Epoque, 1880–1914. — Recklinghausen: Bongers, 1994. — ISBN 3-7647-0444-6.
- (нем.) Thieme, Ulrich and Felix Becker, editors. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — Reprint of 1907 edition. — Leipzig: Veb E.A. Seemann Verlag, 1980—1986.
- (фр.) Offenstadt, P. Jean Béraud (1849—1935), La Belle Epoque, une époque rêvée; catalogue raisonné. — Köln: Taschen Verlag, 1999. — ISBN 3-8228-6513-3.
- (нем.) Vollmer, Hans. Allgemeines Lexikon des bildenden Künstler des XX. Jahrhunderts. — Leipzig: E. A. Seemann, 1953–1962. — Т. 6.
Интернет-ресурсы
www-wikipediya.ru
Живопись Жан Беро. Париж ХIХ века. Часть 2
Жана Беро можно назвать художественным репортером Парижа конца XIX - начала ХХ века. Его картины это в основном парижские сценки с улиц французской столицы, жизнь салонов и кафе, театров и казино. Это еще и мода эпохи Арт нуво, женский гламур, столь похожий на тот самый лубок. Видимо поэтому картин Жана Беро нет в собраниях Эрмитажа в Петербурге или в Музее изящных искусств имени А.С. Пушкина. Китч? Но мир имеет гораздо более худшие варианты живописи и считает их... шедеврами. Итак немного Жана Беро в цвете , а вернее Парижа Жана Беро. По его картинам некоторые любители истории Парижа изучают архитектуру улиц и бульваров, и сравнивают с современными видами.
Живопись Жан Беро. Париж ХIХ века. Часть 2
Краткая биографическая справка. Жан Беро родился в России, в Санкт-Петербурге 31 декабря 1849 года в семье французского скульптора, приглашенного в Северную столицу для отделки Исакиевского Собора. Однако в четыре года мальчик осиротел, умер его отец и мать увезла мальчика в 1853 году в Париж, где он получил хорошее образование в лицее Бонапарта. Затем Беро изучал право, участвовал во франко-прусской войне и наконец-то пришел к тому, что решил заняться серьезно живописью. В 1872 году он начал учебу в первом художественном ателье Леона Бонна, где пробыл два года. Это ателье был домом для многих художников: здесь учился Анри де Тулуз-Лотрек, русский художник Алексей Харламов и даже принц Евгений, герцог Нерке - четвертый и младший сын шведского короля Оскара II и его жены Софии. Постепенно Жан Беро входит в круг импрессионистов , его работы высоко оценивают Эдгар Дега и Эдуард Мане. Работы художника регулярно выставляются на парижском Салоне. В 1887 году Беро получил Орден Почетного Легиона и золотую медаль на Парижской выставке в 1889 году. В течение 1890-х годов Беро несколько меняет свой стиль для создания религиозных композиций в современном весьма эпатажном виде. Эти полотна он продемонстрировал в 1892 и 1894 годах широкой публике и они вызвали значительные дискуссии среди критиков и современников.
Живопись Жан Беро. Париж ХIХ века. Часть 2
vilingstore.net
Беро Жан - все картины художника
Алфавитный указатель живописцев:
- а
- Аа Питер Ван дер
- Абрахамссон Эрик
- Абстракция фото
- Аверкамп Хендрик
- Агард Карл Фредерик
- Адамс Джон Клейтон
- Адриансен, Александер
- Адрион Люсьен
- Айвазовский Иван Константинович
- Алексеев Федор Яковлевич
- Аллом Томас
- Алотт Роберт
- Алслот Денис ван
- Алст Виллем ван
- Алтамурас Иоаннис
- Альберт Эрнест
- Альт Якоб
- Альтенкопф Йозеф
- Амен и Леон Хуан Ван дер
- Анвиль Жан Батист Бургиньон де
- Андерссон Нильс
- Анеси Паоло
- Апол Луи
- Арельяно Хуан де
- Арнегер Алоис
- Арнтениус Флорис
- Артсен Питер
- Архоманди Бесад
- Аскеволд Андерс
- Асселин Ян
- Аст Бальтазар ван дер
- Ахенбах Андреас
- Ахенбах Освальд
- Аш Анри Ван
- б
- Бааде Кнут Андреессен
- Бабюрен Дирк ван
- Бакхейзен Жерардина Джакоба из Санде
- Бакхейзен Людольф
- Баннистер Эдвард Митчелл
- Барбарини Густав
- Барбарини Франс
- Барбарини Эмиль
- Барбьери Паоло Антонио
- Баркер Томас
- Баррет Джордж
- Барро Ейми
- Баскенис Эваристо
- Баттаглиоли Франческо
- Баттем Геррит
- Баттерсворт Джеймс Эдвард
- Баттерсворт Томас
- Бауер Николас
- Башинджагян Геворк Захарович
- Бега Корнелис Питерс
- Беггров Александр Карлович
- Бегейен Абрахам
- Беерен Абрахам ван
- Беерстратен Ян Абрахамс
- Бейкелар Иоахим
- Беклин Арнольд
- Белли Давид
- Беллин Жак-Николас
- Беллотто Бернардо
- Бельведер Андреа
- Бельвью Джейкоб Адрианесс
- Белэнджер Луи
- Бем Эдуард
- Бемер Генрих
- Бенеденсен Йенс Кристиан
- Бентам-Динсдейл Джон
- Бенуа Альберт Николаевич
- Берг Гиллис Гиллиш Де
- Берг Иоганн Эдуард
- Берггольц Ричард Александрович
- Берге Кристоффель ван ден
- Беренц Кристиан
- Беркос Михаил Андреевич
- Беркхейде Геррит
- Бернаскони Лаура
- Беро Жан
- Берт Осиас
- Бертиус Петрус
- Бертри Николя Анри Жура де
- Берхем Николас Питерс
- Берч Сэмюэл
- Бессонов Борис Васильевич
- Беттера Бартоломео
- Бива Анри
- Биду Жан Жозеф Ксавье
- Биенвету Гюстав
- Бирштадт Альберт
- Бичи Ричард Бриджес
- Блаклок Ральф Альберт
- Бланшар Антуан
- Блау Ян
- Блехен Карл
- Блинов Леонид Демьянович
- Бломфилд Чарльз
- Блот Питер де
- Блумарт Абрахам
- Блумен Ян Франс ван
- Блумерс Арнольдус
- Бо Сэм
- Богаевский Константин Федорович
- Богет Николас-Дидье
- Боголюбов Алексей Петрович
- Боддингтон Генри Джон
- Бодеман Уильям
- Боем Эдуард
- Бозелли Феличе
- Бойс Томас Шоттер
- Бок Адольф
- Болоньер Ханс
- Болтон Хью Джонс
- Боммел Элиас Питер ван
- Бонавия Карло
- Бонвен Франсуа
- Бонингтон Ричард Паркс
- Бонне Ригобер
- Бонсиньори Стефано
- Боплан Гийом Левассер де
- Борман Йоханнес
- Борселен Ян Виллем ван
- Боссоли Карло
- Боссюет Франсуа-Антуан
- Босхарт Амброзиус Старший
- Босхарт Ян Баптист
- Бот Андрис
- Бот Ян
- Бохмер Генрих
- Брайт Генри
- Бракелер Фердинанд де
- Бракенбург Рихард
- Брандес Генрих Георг
- Брандт Альберт Йонас
- Брандт Карл
- Браувер Адриан
- Браун Уильям Мейсон
- Бреански Альфред де
- Бредаль Ян Франс ван
- Брей Дирк де
- Брей Йозеф де
- Брейгель Абрахам
- Брейгель Авраам
- Брейгель Питер младший
- Брейгель Питер старший
- Брейгель Ян старший
- Брекеленкам Квирин ван
- Бреретон Джеймс
- Бретт Джон
- Бричер Альфред Томпсон
- Броун Георг Лоринг
- Брук Элиас ван ден
- Брукинг Чарльз
- Брэдфорд Уильям
- Брэндеис Антониэтта
- Брюссель Пол Теодор ван
- Бувар Антуан
- Бувар Ноэль Жорж
- Буден Эжен
- Буланже Луи
- Бургарицки Йозеф
- Бусири Джованни Баттиста
- Бухнер Ханс
- Буше Франсуа
- Бюркел Генрих
- в
- Вагеманс Питер
- Вагнер Фриц
- Вайент Александр Хельвиг
- Вакк Жерар
- Валайе-Костер Анна
- Валансьен Пьер-Анри де
- Валкенборх Фредерик ван
- Валскапелл Якоб ван
- Вальдмюллер Фердинанд Георг
- Васильев Федор Александрович
- Васильковский Сергей Иванович
- Вауверман Питер
- Вауверман Филипс
- Вауверман Ян
- Везерол Джорж
- Вейнантс Ян
- Вейнгарт Антони Якобус ван
- Вейсенбрух Иохан Хендрик
- Вейсенбрух Ян
- Вельде Адриан ван де
- Вельде Виллем ван де младший
- Вельде Виллем ван де старший
- Вельде Эсайас ван де
- Вельде Ян ван де
- Вельц Иван Августович
- Веникс Ян Баптист
- Венн Адольф ван дер
- Вербрюгген Гаспар Пеетер Младший
- Вербукховен Шарль-Луи
- Вербум Адриан Хендрикс
- Вервир Саломон
- Вервлоет Франс
- Верендаль Николас ван
- Верещагин Петр Петрович
- Вермеер Ян
- Вермюлен Андрис
- Верндл Эдмунд фон
- Верне Клод Жозеф
- Верне Орас
- Вернер Карл
- Вертин Питер Герардус
- Веруш-Ковальски Альфред фон
holsta.net
Живопись Жан Беро. Париж ХIХ века. Часть 1
Жана Беро можно назвать художественным репортером Парижа конца XIX - начала ХХ века. Его картины это в основном парижские сценки с улиц французской столицы, жизнь салонов и кафе, театров и казино. Это еще и мода эпохи Арт нуво, женский гламур, столь похожий на тот самый лубок. Видимо поэтому картин Жана Беро нет в собраниях Эрмитажа в Петербурге или в Музее изящных искусств имени А.С. Пушкина. Китч? Но мир имеет гораздо более худшие варианты живописи и считает их... шедеврами. Итак немного Жана Беро в цвете , а вернее Парижа Жана Беро. По его картинам некоторые любители истории Парижа изучают архитектуру улиц и бульваров, и сравнивают с современными видами.
Живопись Жан Беро. Париж ХIХ века. Часть 1
Краткая биографическая справка. Жан Беро родился в России, в Санкт-Петербурге 31 декабря 1849 года в семье французского скульптора, приглашенного в Северную столицу для отделки Исакиевского Собора. Однако в четыре года мальчик осиротел, умер его отец и мать увезла мальчика в 1853 году в Париж, где он получил хорошее образование в лицее Бонапарта. Затем Беро изучал право, участвовал во франко-прусской войне и наконец-то пришел к тому, что решил заняться серьезно живописью. В 1872 году он начал учебу в первом художественном ателье Леона Бонна, где пробыл два года. Это ателье был домом для многих художников: здесь учился Анри де Тулуз-Лотрек, русский художник Алексей Харламов и даже принц Евгений, герцог Нерке - четвертый и младший сын шведского короля Оскара II и его жены Софии. Постепенно Жан Беро входит в круг импрессионистов , его работы высоко оценивают Эдгар Дега и Эдуард Мане. Работы художника регулярно выставляются на парижском Салоне. В 1887 году Беро получил Орден Почетного Легиона и золотую медаль на Парижской выставке в 1889 году. В течение 1890-х годов Беро несколько меняет свой стиль для создания религиозных композиций в современном весьма эпатажном виде. Эти полотна он продемонстрировал в 1892 и 1894 годах широкой публике и они вызвали значительные дискуссии среди критиков и современников.
Живопись Жан Беро. Париж ХIХ века. Часть 1
vilingstore.net
Беро, Жан - Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Беро.Жан Беро́ (фр. Jean Béraud; 31 декабря 1848 (12 января 1849), Санкт-Петербург — 4 октября 1935, Париж) — французский салонный живописец, приобретший известность многочисленными жанровыми работами, изображавшими жизнь Парижа (в том числе ночного) и парижского светского общества, и картинами на евангельские сюжеты в современной обстановке[2][3].
Жизнь[ | ]
Жан Беро и его сестра-двойняшка Мелани появились на свет в Петербурге. По юлианскому календарю, принятому в Российской империи, это произошло в последний день 1848 года[4]; по григорианскому же, действовавшему на родине его семьи, во Франции — 12 января 1849 года. Кроме Мелани, у Жана было ещё две сестры, Адриенна и Эстелль. Их отец, которого тоже звали Жан Беро, был скульптором[1], которого, как полагают, пригласили участвовать в постройке и оформлении Исаакиевского собора. В 1853 году Жан Беро-старший умер, и его вдова с четырьмя детьми вернулась в Париж[5].
В Париже Жан Беро учился в лицее Бонапарта (ныне Лицей Кондорсе), после чего хотел углубиться в юриспруденцию, чтобы стать адвокатом. Однако после Франко-прусской войны он переменил свои намерения, и решил получить художественное образование. С 1871 года на протяжении двух лет Беро учился в Школе изящных искусств (фр. École Beaux-Arts), где посещал рисовальные классы известного портретиста Леона Бонна́ (фр. Léon Bonnat, 1833—1922)[1][4]. Позже, с 1882 года, в мастерской Леона Бонна́ учился и другой известный французский импрессионист — Анри де Тулуз-Лотрек[6].
В 1887 году Жан Беро становится рыцарем[7][8], и в 1894 году[9] — офицером ордена Почётного легиона.
В 1889 году награждён золотой медалью Общества французских художников, и в том же году золотой медалью Всемирной выставки в Париже[10][11].
Беро был старшим по возрасту другом для писателя Марселя Пруста (1871—1922). В феврале 1897 года Пруст пригласил Беро секундантом на свою дуэль с поэтом, романистом и критиком Жаном Лорреном, которая состоялась в Мёдоне — юго-западном пригороде Парижа[12]. В числе тех, с кем художник дружил с молодости, называется имя парижского актёра Коклена-старшего (1841—1909)[5].
К концу XIX века Беро всё меньше отдаёт времени собственной живописи, активно участвуя в многочисленных выставочных комитетах и жюри, в организации выставок Общества изящных искусств, вице-президентом и сооснователем которого он был[13][14].
Жан Беро никогда не сочетался браком и не имел детей. Похоронен на кладбище Монпарнас рядом с матерью, урождённой Ж.-Е. Жакен (фр. Geneviève Eugénie Jacquin, умерла в 1886 году), и сестрой-двойняшкой Мелани (умерла в 1927 году)[5].
Творчество[ | ]
Кондитерская Gloppe на Елисейских Полях (1889)Закончив учёбу в Школе изящных искусств, Беро открыл собственную мастерскую в квартале художников на Монмартре. С 1873[4] (по др. данным, 1872[9]) по 1889 год[9][9] он регулярно выставлялся в Парижском салоне. Будучи учеником Бонна, Беро начинает свою карьеру художника как портретист[1]. Образ Леды (1875) принадлежит мифологической тематике, но в 1876 художник совершает прорыв в другой области. Признание ему принесла картина «Возвращение с похорон» («фр. Le Retour de l’enterrement»), выставленная в салоне в 1876 году[9]. На холсте изображена группа людей, объятых общей печалью после погребения. Один из мужчин прикуривает сигару, другие углубились в беседу. Эта уличная сценка положила начало серии многочисленных работ с похожими мотивами.
Изображения Елисейских Полей, кафе, Монмартра и берегов Сены являются точно детализированными иллюстрациями парижских будней времён Belle Époque — «Прекрасной эпохи». Примером этому может служить картина 1889 года «Кондитерская Gloppe». Постепенно стиль живописи Беро сдвигается от академического в сторону импрессионизма. Однако, в то время как крупнейшие импрессионисты бежали от сумбурного Парижа и рисовали ландшафты его окрестностей, Беро — как и его друг Эдуард Мане (1832—1883), и, в некоторых своих образцах, Эдгар Дега (1834—1917), обращался к мотивам именно городской жизни[15]. Художественные приёмы, использованные Беро, в частности, при рисовании так называемых (café сhantant), впоследствии стали классическими. Верхнюю часть картины Беро скрывал лёгкой дымкой, музыкантов и зрителей ставил на передний план, а исполнителей — на задний, контрастно выделяя их на более тёмном фоне.[15]
Магдалина в доме Симона фарисея (1891)Музей Орсе, ПарижВ 1890 году Беро впервые обращается к религиозной тематике[1]. Картины этого ряда напоминают нидерландскую живопись XVII века. На Парижском салоне 1891 года Беро выставил свою «Магдалину в доме фарисеев». Классические библейские сцены, персонажи которых одеты в современное платье[16], вызывали в то время скандальную критику. Среди лиц, окруживших Спасителя, современники узнавали Ж.-Э. Ренана — автора не менее скандальной в те годы монографии «Жизнь Иисуса», а для Магдалины позировала куртизанка Лиана де Пужи[16].
В 1885 году Беро принял участие в создании Общества пастелистов (фр. Société Pastellistes, впоследствии его президентом был избран Анри Жерве). Общество пастелистов выставило произведения своих художников в отдельном павильоне Всемирной выставки 1889 года, и здесь работы Беро были отмечены золотой медалью[10]. С 1890 по 1929 год Беро выставлялся в салоне Национального общества изящных искусств (фр. Salon de la Société Nationale), который он основал вместе с Огюстом Роденом, Ж.-Л.-Э.Месонье и П. С. Пюви де Шаванном. Посмертную выставку его работ провёл в 1936 году парижский музей Карнавале[4].
Беро в ряду салонных живописцев[ | ]
Симфония красного и золота (1895).Частное собраниеБеро относился к числу так называемых салонных живописцев. В основе салонной живописи лежала академическая манера: «совершенство рисунка, изящество линий, тонкая проработка цвета, тщательная детализация, „возвышенный“ и понятный сюжет, а главное — рационалистически выверенная система правил, предписывающая подход к изображению того или иного объекта»[17]. От живописца требовалась эффектная композиция и виртуозность, а также стремление отражать некий идеал.
Характеризуя направление, которому принадлежит творчество Беро, В. Калмыкова и В. Тёмкин пишут в «Энциклопедии современной живописи»: «Мастера не столько выражали себя, сколько создавали образ красоты, который удовлетворял хорошему вкусу их современников; увы, порой „хороший вкус“ понимался как нечто раз навсегда данное и не развивающееся, неизменное. Оттого многие картины выглядят искусственными, застывшими, надуманными, порой слащавыми — и техническое мастерство их не спасает»[17].
Название «салонное искусство» возникло потому, что члены жюри официальных живописных выставок Парижа, от которых зависел отбор произведений, выставляемых на обзор широкой публики, поддерживали академистов и «неоклассиков», выставлявшихся в «Квадратном салоне». Впоследствии оно распространилось далеко за пределы этого круга живописцев. Среди художников этого направления — Амори-Дюваль, Глейр, Шопен, Кутюр, Кабанель, Бугро, Делоне, Доре, Лефевр, Каролюс-Дюрана, Перро, Ленуар, Синьяк, Годвард, Блаас, Больдини, Беро, Жерве, Тиссо[17].
Критика Беро[ | ]
Во Франции Беро пользовался популярностью[18], в частности, Ги де Мопассан называл его «очаровательнейшим выдумщиком» (фр. le plus charmant des fantaisistes)[19]. Однако, его творчество совершенно игнорировалось искусствоведами того периода[20]. Русские художники воспринимали работы Беро с иронией, если не сарказмом, видя в них воплощение лубочности, неискренности и очевидную коммерческую направленность, потакающую, по их мнению, низким мещанским вкусам. Так или иначе, ни Пушкинский музей, ни Эрмитаж, — две крупнейшие в России коллекции французской живописи рубежа XIX—XX веков — не числятся в мировых реестрах держателей работ Беро. Также нет и посвящённых ему статей ни в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, ни в Большой Советской энциклопедии.
Фриц Уде. «Пустите детей приходить ко Мне» (нем. Lasset die Kindlein, ср. Мк.:10,14). 1883Ещё до посещения музея, живший в Париже пенсионером Академии художеств Илья Ефимович Репин уже был наслышан: «гвоздём выставки Марсова поля, если уже необходим гвоздь по парижским нравам, считаются две вещи: Дорога креста — Голгофа, куда несёт свой крест Христос, сопровождаемый современными нам людьми, Ж.Беро; другая — „Всё умерло“[21]» (точное название картины бельгийца Л.Фредерика: «Тризна похорон», фр. Le Repas de funérailles). Беро — почти что ровесник Репина, и русский художник внимательно рассматривает и технику, и сюжетную подачу своего французского коллеги. В своих мемуарах «Далёкое близкое»[2] он вспоминает картину, выставленную Беро на той выставке: Иисус Христос в окружении людей из века XIX-го. «…публика разделена на два лагеря. С левой стороны буржуа всяких состояний выражают Христу свою ненависть жестами, криками и поднятием камней на великого страдальца. Справа, напротив, — коленопреклонённые, со сложенными благоговейно, по-католически руками, ждут его благословения»[2]. Этот сюжетный приём не вызывает восторга у русского художника: Беро в этой подаче материала не пионер, и Репин напоминает, что мода на рисование Христа в обществе и обстановке современного художнику XIX века пошла «с лёгкой руки немецкого художника Уде», да и сам «Ж.Беро уже не первый раз сводит Христа в обстановку нашего времени». Репин сетует:
Готовые под венец жених с невестой, израненный солдат, удручённый бедняк составляют совсем особую сцену в картинке г. Беро, — надо сказать, картинке лубочной, тенденциозной и совсем не художественной[22].
Резюмируя, что не видит в творчестве Беро искренности и таланта, Репин критикует остальные картины этого художника, показывая как «ловкий расчёт на массу делает своё дело»:
Рядом стоит его картинка совсем другого пошиба: перед лежащим на пригорке молодым человеком в шляпе и пиджаке, курящим беззаботно папироску, дефилируют прямо по воздуху, даже без облаков, современные девы разных характеров и положений: аристократка с лорнетом, гризетка с улыбкой, канканёрша с закинутой на небо ногой и так далее, до простых разносчиц и служанок. Все эти девицы в современных костюмах. А если это не по вкусу иному зрителю, то рядом стоит маленький портретец старичка писателя (Armand Silvestre), курящего и осенённого по плечам двумя голенькими музами. Эта картинка написана особенно старательно. Есть и ещё три портрета, уже без всяких претензий и такой же маленькой величины[22].
В примечаниях к воспоминаниям Репина К. И. Чуковский уточняет: «портретец старичка писателя» (Армана Сильвестра) — это картина Беро «Искушение св. Антония», о которой М. М. Антокольский в статье «Правда и ложь в искусстве» писал[23], что св. Антоний — «просто современный портрет известной парижской личности, человека средних лет, толстого, сладострастного, который сидит за письменным столом, пишет и курит, а на плечах у него поместились две соблазнительницы — бульварные феи, ехсusez-moi — совсем без костюмов…»
Галерея работ[ | ]
В экспозициях музеев мира[ | ]
Во Франции Жан Беро представлен в парижских музеях Орсе (8 работ) и Карнавале, в тулузском музее Августинцев[24], в музее изящных искусств в Ницце, в Иль-де-Франс[25] и нескольких других. В Англии — одна работа в лондонской Национальной галерее. В Бельгии — одна картина в музее изящных искусств (нидерл. Museum voor Schone Kunsten) города Гента. В США — одна работа в нью-йоркском музее Метрополитен и одна — в музее искусств Уолтерса в Мериленде.
Все нижеприведённые картины Жана Беро, если иного не указано, находятся в частных собраниях:
Улицы Парижа…[ | ]
…его кафе…[ | ]
-
Парижское кафе.
…и театры[ | ]
Портреты[ | ]
-
Портрет элегантного мужчины.
-
Оруженосица (вариант).
Сцены парижской жизни[ | ]
-
Женщины, катающиеся на коньках.
Примечания[ | ]
- ↑ 1 2 3 4 5 Jean Béraud, 1849 - 1936 (англ.). Лондонская Национальная галерея. Проверено 15 июня 2010. Архивировано 30 января 2012 года.
- ↑ 1 2 3 Репин И. Е. Далёкое близкое. — Художник РСФСР, 1982. — С. 517.
- ↑ Adcock, Michael. Remaking Urban Space. Baron Haussmann and the Rebuilding of Paris, 1851-1870 (англ.) (pdf). The University of Melbourne. Проверено 15 июня 2010. Архивировано 30 января 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 Resource Library: Béraud, Jean (англ.). The Grove Dictionary of Art. Macmillan Publishers. Проверено 17 июня 2010. Архивировано 30 января 2012 года.
- ↑ 1 2 3 Offenstadt, P. Jean Béraud (1849—1935), La Belle Epoque, une époque rêvée; catalogue raisonné. — Köln: Taschen Verlag, 1999. — ISBN 3-8228-6513-3.
- ↑ Ревальд Дж. История импрессионизма. — М.: Искусство, 1959. — 20 000 экз.
- ↑ Béraud, Jean (англ.). Felix Rosenstiel´s Widow & Son Ltd (2010 год). Проверено 17 июня 2010. Архивировано 30 января 2012 года.
- ↑ DeNunzio Fine Art collection: Jean Beraud biography (англ.). DeNunzio Inc.. Проверено 17 июня 2010.
- ↑ 1 2 3 4 5 Jean Béraud: Biography at www.spiritus-temporis.com
- ↑ 1 2 Jean Béraud (French, 1849-1936) on artnet (англ.). artnet.com. Проверено 17 июня 2010. Архивировано 30 января 2012 года.
- ↑ Jean Beraud. Richard Green Fine Paintings. Est.1955
- ↑ Пруст М. В поисках утраченного времени. — М.: Крус, 1992. — Т. 1. — P. 379. — (По направлению к Свану). — ISBN 978-5-88264-001-8.
- ↑ Жан Беро. Биографическая справка на www.artnet.com
- ↑ Jean Béraud. Биографическая справка (англ.). www.artcyclopedia.com. Проверено 15 июня 2010.
- ↑ 1 2 Foster, Carter E. French Master Drawings: From the Collection of Muriel Butkin. — Hudson Hills Press, 2002. — 146 с. — P. 182. — ISBN 0940717670.
- ↑ 1 2 Powell, Anthony. Some poets, artists and «A reference for Mellors». — , 2005. — P. 210. — 400 p. — ISBN 1857252101.
- ↑ 1 2 3 Калмыкова В. В., Тёмкин В. А. История мировой живописи. XIX век. Ориентализм и Салон. — Ярославский полиграфкомбинат, 2009. — Т. 23. — 128 с. — (История мировой живописи). — ISBN 978-5-7793-1658-3.
- ↑ Cooke, Victoria. Femme, femme, femme: Paintings of Women in French Society from Daumier to Picasso from the Museums of France // Arts Quarterly. — 2007. — Т. XXIV, вып. 1. — С. 6.
- ↑ Guillemin, Alain. Quelle volupté que la peinture // Enquête. — 1993. — ISSN 1953-809X.
- ↑ Esner, Rachel. Rachel Esner reviews The Troubled Republic: Visual Culture and Social Debate in France, 1889–1900 by Richard Thomson (англ.). Nineteenth-Century Art Worldwide. Проверено 15 июня 2010. Архивировано 30 января 2012 года.
- ↑ Репин И. Е. Далёкое близкое. Письмо десятое.
- ↑ 1 2 Репин И.Е. Далёкое близкое. — М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1964.. — с. 427—428.
- ↑ цит. по: Репин И. Е. Далёкое близкое. — с. 493—494.
- ↑ Музей августинцев. Жан Беро. Портрет Армана Сильвестра.
- ↑ «Шале велосипедистов в Булонском лесу»
Библиография[ | ]
- Ревальд, Джон. История импрессионизма. — М., 1994.
- Вера Калмыкова, Виктор Темкин. Том 23 // История мировой живописи. XIX век. Ориентализм и Салон. — Белый город, 2009. — 128 p. — (История мировой живописи). — ISBN 978-5-7793-1658-3.
- (нем.) Günter Meissner, K. G. Saur Verlag. Allgemeines Künstlerlexikon: die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker (AKL). — Munich: Walter de Gruyter, 1983. — ISBN 9782598227400.
- (фр.) Balteau, J., M. Barroux, and M. Prévost, eds. Dictionnaire de biographie française. — Paris: Letouzey et Ané, 1933.
- (фр.) Bénézit, Emmanuel, ed. Dictionnaire critique et documentaire des Peintres, Sculpteurs, Dessinateurs et Graveurs. — Paris: Librairie Gründ, 1976 Первое издание в 1911—1923.. — ISBN 3-7647-0444-6.
- (нем.) Ursula Bode, Villa Hèugel e. V., Kulturstiftung Ruhr, Ute Kleinmann, Jèurgen Schultze. Paris, Belle Epoque, 1880–1914. — Recklinghausen: Bongers, 1994. — ISBN 3-7647-0444-6.
- (нем.) Thieme, Ulrich and Felix Becker, editors. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — Reprint of 1907 edition. — Leipzig: Veb E.A. Seemann Verlag, 1980—1986.
- (фр.) Offenstadt, P. Jean Béraud (1849—1935), La Belle Epoque, une époque rêvée; catalogue raisonné. — Köln: Taschen Verlag, 1999. — ISBN 3-8228-6513-3.
- (нем.) Vollmer, Hans. Allgemeines Lexikon des bildenden Künstler des XX. Jahrhunderts. — Leipzig: E. A. Seemann, 1953–1962. — Т. 6.
Интернет-ресурсы[ | ]
encyclopaedia.bid