Предтеча экспрессионизма и сюрреализма. Джеймс Энсор. Джеймс энсор картины


Предтеча экспрессионизма и сюрреализма. Джеймс Энсор

Джеймс Энсор (James Ensor) - выдающийся художник-символист, яркий представитель авангардного искусства XX века. У себя на родине он возведен в ранг национального героя и удостоен баронского титула. И такие почести ему воздаются не случайно: так Бельгия выражает свою признательность самому известному национальному живописцу, заслужившему мировое признание.

 

Джеймс родился 13 апреля 1860 года в небольшом городе Остенд на берегу Северного моря. Отца он почти не знал, следы родителя затерялись где-то в Америке, куда тот поехал по делам. Зато отношения с матерью были очень теплые. Она была владелицей устричной лавки, где продавались не только дары моря, но и карнавальные маски, мелкие индийские безделушки, яркие китайские веера и так далее.

Возможно, постоянное общение с пусть примитивными, но все-таки предметами искусства, рано пробудило в мальчике желание самому создавать прекрасное. Он увлекся рисованием, его первыми работами стали очень точные зарисовки живописных окрестностей.

 

В 17 лет юноша перебрался в Брюссель, где посещал занятия в Академии художеств. Он быстро понял, что его привлекает не академическая живопись, а творчество Халса, Рембрандта, Гойи, Калло, и начал самостоятельно изучать их манеру письма.

К середине 80-х годов XIX века Энсор стал довольно известным художником у себя на родине. Он принял участие в нескольких выставках, где представлял свои пейзажи и интерьерные картины, которые сам называл «impression», подчеркивая тем самым приверженность к новому направлению парижского авангарда.

В 1884 году в Брюсселе сложилось общество представителей искусства, которое вошло в историю европейской культуры под названием «Группа ХХ» или «Двадцатка». Энсор был одним из ее создателей. Члены этого объединения организовывали художественные чтения, концерты и выставки живописи, где дебютировали картины таких авторов европейского авангардного направления, как Сёра, Писсаро, Тулуз-Лотрек, ван Гог, скульптор Роден.

Не раз экспонатами этих выставок становились и работы Энсора. Он сразу обратил на себя внимание картинами, которые можно назвать одним словом – маски.

 

Английский писатель Оскар Уайльд как-то заметил, что «маска всегда выразительнее лица». Эти слова как нельзя точнее отражают суть творчества художника того периода. Он «приклеивает» грубые балаганные маски, символизирующие всевозможные пороки, на благопристойные лица персонажей своих картин. И сразу же хитрость, жадность, похоть, трусость, лицемерие - одним словом, все, что обычно старательно прячется от посторонних глаз, - становится явным.

Тема маски присутствует и в самой известной картине Энсора «Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года». На известный библейский сюжет он взглянул глазами художника-символиста. Его Христос выступает в роли свидетеля и зрителя пошлого, мелкого и бездарного спектакля человеческий жизни, который разыгрывается прямо на улице.

  

На огромной по размерам картине изображены люди разных возрастов, слоев общества, характеров: добродушный юноша и зловеще ухмыляющийся субъект в котелке, самодовольный епископ и экзальтированная дама и так далее. И все они сливаются в огромную и бесформенную толпу, которой руководит военный оркестр. Единственный персонаж, которому маска оказалась не нужна,- это Христос.

Картина не получила признания у художников из «Двадцатки», на нее ополчилась пресса. Но это было вполне в духе традиций: еще со времен Босха и Брейгеля «соседство» библейской темы и социальной сатиры вызывало неприятие и резкую критику.

  

Энсор умер в 1949 году, прожив почти 90 лет. Последние полвека художник практически не писал ничего нового, все его работы - в основном это были офорты - повторяют сюжеты его же картин.

 

Но за то относительно недолгое время, которое судьба отпустила ему на творчество, он успел сказать свое слово в нескольких авангардных направлениях живописи: импрессионизме, экспрессионизме и сюрреализме.

artifex.ru

Джеймс Энсор - Лучшие картины художников

Джеймс Энсор (1860-1948). Родился в Остенде. Сын английского инженера и продавщицы из Бельгии, Энсор учился с 1877 по 1879 год в брюссельской Академии художеств у Я.Порталса, который воспитал его в традициях фламандской живописи XVII века. Его творчество можно достаточно определенно разделить на два периода: ранний (1870—1880-е) и поздний (конец 1880-х -1940-е). В 1880 году художник совершил путешествие в Лондон, Париж, Голландию, имевшее огромное значение для формирования его живописного стиля. Пейзажи, натюрморты, портреты, интерьерные сценки, создаваемые Энсором в это время, индивидуальны по тематике, отмечены передачей светотеневых эффектов, воздушной атмосферы, живым и острым восприятием человеческой натуры. Написанные большей частью в темной колористической гамме, его интерьеры завораживали мягким лиризмом образов и одновременно высоким эмоциональным настроем. А пейзажи мастера, обращавшегося в основном к морской теме, передавали ощущение пустынных пространств и щемящего чувства одиночества, одолевавшего его («После бури», 1880). В Париже Энсор увлекся творчеством Эдуара Мане, под влиянием которого начал создавать жанровые композиции и натюрморты. В этих картинах воедино соединились острое видение натуры в любых ее проявлениях и великолепная живописная культура, восходящая к манере старых мастеров. Вообще национальная живописная традиция красной нитью проходит через все творчество художника. Его натюрморты с разнообразными сосудами, дичью, овощами, фруктами и цветами, воскрешают в памяти знаменитые голландские натюрморты-«завтраки» и лавки со снедью («Раковины и фарфоровые безделушки», 1882). Ранним портретам кисти Энсора присущ чуть насмешливый гротеск (неотъемлемая составная фламандской живописи), который в более поздних работах приобретает утрированный характер. Тема «художник в мастерской», столь любимая живописцами прошлого, находит новое звучание в произведениях Энсора, который зачастую использует прием «картина в картине», смешивает жанры (портрет и натюрморт) и всячески стремится к поиску нового («Автопортрет в шляпе с цветами», 1883). Вернувшись в свой родной Остенде, в середине 1880-х годов художник обратился к другим темам и образам в искусстве, где с особой силой проявилась его бурная, неуемная фантазия.

Он вводит в свои картины фантастические элементы: карнавальные маски (излюбленные образы-символы Энсора), гротескные фигуры, скелеты, чудовищные образы, черпая сюжеты в творчестве Босха и Брейгеля, народной жизни, ярмарочных балаганах. Живопись Энсора, а в большей степени графика, полны блестящего фламандского гротеска и насмешливого юмора, едко высмеивающего власть, политиков, судей в карикатурном виде. Впрочем, художник не обходит стороной и себя («Автопортрет с масками», 1899). Весь свой талант и воображение Энсор вкладывает в картину «Въезд Христа в Брюссель в 1889 году» (1888-1889), вызвавшую бурю негодования даже среди его товарищей-художников. Сюжет библейской истории и образ современной действительности выступают как два антагониста, два чуждых мира — возвышенный и бездушный. Автор проводит идею о том, что с древних времен ничего не изменилось в этом мире, неизменном в своем неприятии подлинных духовных ценностей. Мир масок предстает на полотне художника как мир людей, лишенных индивидуальных чувств, мыслей и страстей.

Оригинальное дарование Энсора не сразу обрело признание: его рассматривали как эксцентричного художника-одиночку. В 1898 году выставка мастера в Парижском Салоне потерпела фиаско, а через год галерея Альбертина в Вене приобрела около ста работ Энсора. В 1929 году ретроспективная экспозиция художника в Брюсселе имела оглушительный успех. К концу жизни он обрел долгожданную славу и получил дворянский титул.

vissage.ru

Джеймс Энсор: картины, биография бельгийского художника

Джеймс Энсор (1860-1949)

Джеймс Энсор

Среди западноевропейских художников, начавших свой творческий путь в последние десятилетия 19 столетия, мож­но назвать нескольких живописцев, чьи художественные поиски в известной мере предвосхитили и даже определили за­дачи и устремления искусства 20 века. Они принадлежали к разным национальным школам — голландец Ван Гог, французы Сезанн и Гоген, норвежец Мунк, швейцарец Ходлер и, наконец, бельгиец Энсор. Эти художники стреми­лись обновить язык живописи, открывая неизвестные дотоле возможности композиции, фактуры, цвета, углубляясь в изу­чение специфических свойств ее выразительных средств. Дерз­кое новаторство привело их к конфликту с господствовав­шими тогда художественными вкусами.

Отец Джеймса Энсора был подданным Британской импе­рии, мать — уроженкой Бельгии. Почти всю свою долгую жизнь художник провел на берегу Северного моря в Остенде, где и поныне сохранился его дом, превращенный городскими властями в музей.

Энсор поселился в Остенде в 1881 году, пройдя четырех­летний курс обучения в Академии художеств в Брюсселе. По натуре молчаливый и нелюдимый, он предпочитал вести одинокий образ жизни, целиком посвятив себя творчеству. Как многие европейские живописцы, Энсор поначалу заинте­ресовался новыми задачами, поставленными перед живо­писью Гюставом Курбе. Вслед за этим следуют сильное увле­чение и внимательнейшее изучение открытий французских им­прессионистов. Палитра Энсора высветляется, композиция в его картинах принимает характер случайно подсмотрен­ного в потоке жизни кадра, воздух как бы вибрирует бла­годаря положенным раздельно мазкам («Дама в голубом» 1881, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; «Завтрак с устрицами1882, Королевский музей изящных искусств, Антверпен). Тем не менее Энсор сохраняет в большей степени роль рисунка при создании объемов, подчиняет чистые цвета задачам тонального колорита, пишет жанровые сцены в интерьере, пронизанные мечтательным лирическим настроением («Русская музыка», 1883, Королевский му­зей изящных искусств, Антверпен). В произведениях этих лет подспудно ощущаются неудовлетворенность, стремле­ние вырваться из плена не ставшей «своей» системы живопис­ных образов и представлений, противоречие между силь­ным творческим темпераментом и спокойным движением кисти, воссоздающей банальные эпизоды домашней жизни. Выход из этого тупика Энсор находит, обратившись к нацио­нальной традиции. У фламандских живописцев 17 ве­ка, особенно у Рубенса, художник открывает для себя мощ­ную полнозвучность цветовых аккордов, способную выразить напряженный накал эмоций. В его «Автопортрете среди ма­сок» (1883, частное собрание, Антверпен) намечается но­вый путь художественных исканий.

Изображение худож­ника несколько напоминает автопортреты Рубенса — те же чувство достоинства и независимости, элегантность и внешняя сдержанность светского человека. Но окружают его на по­лотне карнавальные маски — мир необузданных человече­ских страстей, порождения причудливой фантазии. В этой работе легко угадывается влияние гротескной иронии Иеронима Босха, в частности его известной картины «Несение креста», хранящейся в музее Гента. В картине Босха фигу­ру Христа окружают уродливые фигуры, воплощения челове­ческих пороков. Подобные маски Энсор мог наблюдать и в жизни — в бельгийских городах во время ежегодных карнавалов.

У Босха Энсор нашел и особый колорит, построенный на сочетании пронзительно-ярких созвучий желто-лимонно- го, розово-красного, сине-зеленого цветов. Эту способность цвета вызывать определенные чувства и настроения худож­ник использует для активного воздействия на зрителя.

Въезд Христа в Брюссель

В 1888 году Энсор создает свое самое известное произ­ведение — «Въезд Христа в Брюссель» (музей Энсора, Остен­де), монументальное полотно, в котором городская толпа, окружающая Христа, представляет собой отвратительное скопище уродливых масок. Подобно Босху, развивая его идею, проецируя ее на современность, Энсор с беспощадным сар­казмом отвергает буржуазный мир, в котором царят пош­лость, расчет, цинизм, тщеславие. Однако ирония Энсора на­правлена на раскрытие не столько социальных, сколько глав­ным образом индивидуальных человеческих пороков. На шутовском человеческом маскараде частой гостьей оказы­вается насмешница Смерть, прячущаяся под различными масками, зловещий образ быстротечности жизни. Искусство Энсора наполняется символами, становясь сопричастным новому направлению в европейской живописи.

Энсор работал в разных жанрах живописи, особенно он любил писать морские пейзажи, серебристо-серую холодную воду. Художник создал также много натюрмортов, срди которых лучшими являются «Натюрморт с капустой» и «Скат» (оба в Королевском музее изящных искусств, Брюс­сель).

Морская рыба привлекает внимание своим пронзи­тельно-розовым цветом, но есть что-то неприятное и стран­ное, как бы некая тайна природы, в ее завораживающем, устремленном на зрителя взгляде.

Графика в творчестве Энсора занимала равноправное место с живописью. Оригинальные, полные импульсивной нерв­ной энергии офорты художника в высшей степени экспрес­сивны, в них также находят выражение драматизм его миро­ощущения, его гнев и печаль, внутренний глубокий разлад с окружающим миром. Особенно трагичны по настроению городские пейзажи «Вид Мариакерке» (1887) и «Собор» (1886). Композиция последнего построена на остром и пара­доксальном контрасте величественного создания человеческих рук и ничтожной, копошащейся, как муравейник, встре­воженной толпы у подножия готического храма.

Соединение иронии и фантазии в творчестве Энсора являются характерной национальной традицией бельгий­ского искусства, восходящей к Иерониму Босху и глубже — к народной культуре средневековья.

Т. СЕДОВА

 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Предтеча экспрессионизма и сюрреализма Джеймс Энсор: gorbutovich

Актуальное для текущего исторического момента изобразительное искусство.

Джеймс Энсор /James Ensor (1860-1949) – бельгийский живописец и гравер, один из самых оригинальных художников своего времени. Он был одним из тех, кто способствовал возникновению экспрессионизма. Сюрреалисты также считали его своим предтечей, но произведения Энсора не принадлежат к какой-либо школе или группе.

Джеймс Энсор. Банкет голодающих, 1915 / The Banquet of the Starved. 1915. James Ensor, Belgian. Oil on canvas. 67.187.68 © 2011 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source: metmuseum.org

В последние десятилетия жизни Джеймс Энсор стал всемирной знаменитостью, официально почитаемой в родной Бельгии, но в 1880-90-е годы, молодой Энсор являл собой скандальную и дерзкую фигуру. Он прославился работами с фантастическими зловещими сценами, населенными фигурами в масках и скелетами.

2.Джеймс Энсор. Интрига. 1890 / The Intrigue, 1890, James Ensor, oil on canvas. Royal Museum of Fine Arts Antwerp. Image © Lukas-Art in Flanders, vzw. Photo Hugo Maertens. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source

Это был период великих социальных и политических волнений в Бельгии, а также невероятного культурного брожения. Для своего безумного творчества Энсор использовал художественные источники как высокие, так и низкие, старые и новые, знакомые и экзотические. Он работал в живописи, графике и печатной графике.

3.Джеймс Энсор. Борьба скелетов за копченую сельдь. 1891 / James Ensor. Skeletons Fighting Over a Smoked Herring, 1891

Творчество Энсора превратилось в нечто фантастическое, причудливое, гротескное и сатирическое. Это было настолько ново, что даже его авангардным сверстникам было трудно принять такое.

4.Джеймс Энсор. Человек печалей. 1891 / The Man of Sorrows, 1891, James Ensor, oil on panel. Royal Museum of Fine Arts Antwerp. Image © Lukas-Art in Flanders, vzw. Photo Hugo Maertens. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source

По сей день искусство Энсора продолжает сбивать с толку своей психологической сложностью, внутренними противоречиями и просто эксцентричностью.

5.

Родился Джеймс Энсор в 1860 году в бельгийский курортном городе Остенде /фр. Ostende, на берегу Северного моря, где его родители держали сувенирную лавку, и, если не считать учебы в Брюсселе, он редко покидал родной город.

6.Шестнадцатилетний Джеймс Энсор. Купальный вагон. 1876 / La caseta de baño. 1876

Отец Джеймса был англичанином, а мать фламандкой. Отец – инженер приехал в Остенде развеяться, познакомился здесь с хозяйкой устричной лавки, где продавались еще и всякие сувениры – восточные безделушки, карнавальные маски, и женился на ней, но вскоре уехал по делам в Америку, потерпел там фиаско, запил и умер по дороге в Европу. Так что Джеймс его почти не знал. Зато к матери был очень привязан, и помогал ей в лавке.

7.Джеймс Энсор. Пьяницы. 1883 / James Ensor. The Drunkards. 1883. Source

Энсор рано проявил способности к рисованию. С 15 лет он оставил школу и брал уроки у двух художников в Остенде, затем в 1877-1880 годах учился в Академии художеств в Брюсселе. Поняв, что официальное образование ему не подходит, Энсор изучал старых мастеров.

Ранние работы Энсор – это преимущественно буржуазные интерьеры, написанные густо и энергично. Когда в 1883 несколько из них были отвергнуты брюссельским Салоном, Энсор присоединился к прогрессивной группе “Ле Вен” /“Двадцать”.

8.Джеймс Энсор. Скелеты пытаются согреться. 1889 / Skeletons Warming Themselves

В 1880-х выбор сюжетов художника изменился, он начал вводить фантастические, зловещие элементы в свои картины, и именно они в первую очередь и ассоциируются теперь с его именем.

9.Борьба скелетов за тело повешенного. 1891 / Esqueletos disputándose un ahorcado. 1891

Художник часто использовал карнавальные маски, гротескные фигуры, скелеты, странные и чудовищные образы, своим язвительным и мрачным юмором напоминающие Босха и Брейгеля.

10.Скелет-художник. 1896 / The Skeleton Painter, about 1896, James Ensor, oil on panel. Royal Museum of Fine Arts Antwerp. Image © Lukas-Art in Flanders, vzw. Photo Hugo Maertens. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source

Интерес к карнавальным маскам, вероятно, возник в лавке родителей, в которой Джеймса с детства окружали маски, морские раковины, разнообразные сувениры. Однако, Энсор был также одним из первых художников Европы, который оценил африканские маски.

11.Плохие доктора. 1895 / 'DIE SCHLECHTEN ÄRZTE', 1895 /'Los malos médicos' (1895), obra de James Ensor. Las obras del pintor belga combinan la ironía con la agresividad, resultan todavía más turbadoras por los elementos divertidos y fantásticos. Las escenas tienen parte de ingenuidad, comedia y crítica social (Kunstmuseum Basel - © 2014, Lukas-Art in Flanders vzw, Foto Hugo Maertens und d/arch / ProLitteris, Zürich). via

Энсор смотрел на человеческое общество как на маскарад.

12.Джеймс Энсор. Удивление маски Wouse. 1889 / Astonishment of the Mask Wouse, 1889. 131 cm x 109 cm. Royal Museum of Fine Arts Antwerp

Слова Оскара Уайльда о том, что «маска всегда выразительнее лица», в полной мере отражали мировоззрение Энсора.

13.Странные маски. 1892 / Máscaras singulares. 1892

В реальной жизни люди скрывают чувства, мысли, желания за масками благопристойности, воспитания или хитрости.

14.Опасные повара. 1896 / James Ensor. The Dangerous Cooks. 1896

Следовательно, балаганная маска может выразить все тайные пороки и движения души, необходимо только подобрать соответствующее выражение «лица».

15.Автопортрет с масками. 1899 / James Ensor. Self-Portrait with Masks. 1899. Oil on canvas, 120 x 80 cm. Menard Art Museum, Komaki, Japan. Public domain

«Маска означает для меня свежесть тона, пронзительную экспрессию, пышный декор, неожиданные жесты, беспорядочные движения, особую взволнованность», — говорил художник.

16.Искушение святого Антония, 1887 / The Temptation of Saint Anthony, 1887, James Ensor; colored pencils and scraping, with graphite, charcoal, pastel, and watercolor, selectively fixed, with cut and pasted elements on fifty-one sheets of paper, mounted on canvas. The Art Institute of Chicago, Regenstein Endowment and the Louise B. and Frank H. Woods Purchase Fund. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source

Его живопись, и еще больше графика, обладала дидактическим или сатирическим налетом, предполагающим социальную или религиозную критику.

17.Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года. Музей Гетти, Малибу, 1888. 252,7 x 430,5 см / Christ's Entry into Brussels in 1889, 1888-early1890s, James Ensor, oil on canvas. The J. Paul Getty Museum. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source

Самая прославленная работа Энсора – гигантский "Въезд Христа в Брюссель". Размеры картины очень велики. Ее невозможно охватить одним взглядом и приходится рассматривать по частям. Подробно рассмотреть картину и прочитать комментарии можно на сайте Музея Гетти: getty.edu/art/exhibitions/scandalous_ensor.

В правой части картины изображены театральные подмостки с актерами. Лицедеи прервали пьесу для того, чтобы Христос увидел спектакль человеческой жизни, происходящий прямо на улице. Здесь можно найти все характеры, все социальные типы: на переднем плане рядом с добродушным юнцом зловеще ухмыляется субъект в котелке, епископ пыжится от самодовольства, судачат лавочники, восторженная дамочка что-то выкрикивает. Над толпой развеваются лозунги: «Да здравствует социальная...» (конец надписи не виден), «Да здравствует Иисус, король Брюсселя». Все маски на полотне индивидуальны, но вместе они сливаются в безвольную толпу, которой управляет военный оркестр. Единственный персонаж без маски – Христос, но Его облик словно размыт столпотворением.

18.Въезд Христа в Иерусалим, 1885. Рисунок / Christ's Entry into Jerusalem, 1885, James Ensor, graphite and conté crayon on off-white wove paper. The J. Paul Getty Museum. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels

Художник считал полотно "Въезд Христа в Брюссель" своей лучшей работой и до конца жизни не расставался с ней.

19.Вступление Христа в Брюссель. 1898, гравюра / Christ's Entry into Brussels, 1898, James Ensor, etching and drypoint on paper. The Getty Research Institute, gift of Dr. Richard Simms. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source

Но новаторская религиозная картина вызвала такой взрыв негодования среди его товарищей, что Энсор был исключен из группы.

20.Гротескные певцы. 1891 / James Ensor. The Grotesque Singers. 1891

21.Месть прыгающей лягушки. 1898, раскрашенная вручную гравюра / Hop Frog's Revenge, 1898, James Ensor, hand-colored etching on paper. The Getty Research Institute, gift of Dr. Richard A. Simms. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source

После этого Энсор сделался отшельником.

22.Король-вредитель (паразит). 1895 / James Ensor, King pest, 1895. The Getty Research Institute, Los Angeles. © 2012 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. via

Художник замкнулся, ушел от мира, оставшись среди своих масок и психологических пейзажей.

23.Доктринальное питание. 1889/1895 / Doctrinal Nourishment, 1889/1895, James Ensor; etching printed with tone and hand-colored with white gouache and with red, yellow, and blue chalk and watercolor on paper. Los Angeles County Museum of Art, purchased with funds generously provided by the Joan Palevsky Bequest. Image licensed by Art Resource, NY. Artwork © 2014 Artists Rights Society (ARS), New York / SABAM, Brussels. Source

Его взгляд на жизнь стал мизантропическим.

24.Смерть преследует людскую толпу. 1896 / James Ensor. La muerte persigue al rebaño humano (1896) via

25.Купальщики в Остенде. 1890 / Los bañistas de Ostende. 1890

26.Раскручивание/Развитие(?) белых и красных клоунов. 1890 / White and Red Clowns Evolving. James Ensor. 1890. Musées Royaux des Beaux-Arts de Belgique. Brussels. Height: 24.1 cm, Width: 29.7 cm. Drawing - pencil, ink and gouache on paper. via

После 1900 работы Энсора несколько изменились.

27.Лень. 1902 / James Ensor. Sloth

Художника вполне стало удовлетворять простое повторение любимых тем.

28.Гнев. 1904 / James Ensor. Anger

29.Наполеон, играющий в бильярд. 1903 / James Ensor. Napoleon Playing Billiards. 1903

30.Песня вина или Томимые жаждой маски. 1935 / James Ensor. The Song of the Wine, also known as Thirsty Masks. 1935. Copyrighted

Он воспроизводил уже найденные решения и не искал новых путей.

31.Джеймс Энсор. Автопортрет с масками. 1936 / James Ensor (1860-1949). Self Portrait with Masks. 1936. Oil on panel. Private Collection

Слава пришла к нему поздно, в 1929 г. За двадцать лет до смерти мастера в Брюсселе прошла его первая большая ретроспективная выставка, на которой “Въезд Христа в Брюссель” был публично выставлен.

32.Триумф Венеры / James Ensor. The Triumph of Venus, 1940

После той выставки предвозвестник экспрессионизма получил титул барона.

В его родном Остенде имеется Музей Джеймса Энсора.

Источники и дополнительные материалы:

Oxford. Путеводитель по искусству / Под редакцией Яна Чилверса/Пер. с англ.: М.: Радуга, 2004Джеймс Энсор // Энциклопедия для детей. [Т. 7.] Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 веков. М.: АВАНТА+, 2008и другиеhttp://www.getty.edu/art/exhibitions/scandalous_ensor/getty.edu - James Ensor jamesensor.vlaamsekunstcollectie.be - James Ensor and the Old Mastersindependent.co.uk - Great Works: Christ's Entry into Brussels in 1889 1888 (252.7cm x 430.5cm), James Ensorhttp://pixelteca.com/poramoralarte/ensor/ensor_obra.htmlhttp://www.20minutos.es/fotos/artes/el-grotesco-james-ensor-10306/http://www.metmuseum.org/connections/masks#/Feature/http://en.wikipedia.org/wiki/Christ's_Entry_Into_Brussels_in_1889http://rockkent.narod.ru/Ensor/ensor.htm

Больше работ Энсора:

http://www.the-athenaeum.org/art/list.php?m=a&s=tu&aid=1888 - 142 workshttp://www.wikiart.org/en/james-ensorjamesensor.vlaamsekunstcollectie.be - James Ensor and the Old Mastershttp://www.taringa.net/posts/imagenes/17914232/James-Ensor-el-arte-escandaloso.html - без дат и названийhttp://ziggyibruni.livejournal.com/52207.html ДЖЕЙМС ЭНСОР (James Ensor)

gorbutovich.livejournal.com

Джеймс Энсор. Художники-экспрессионисты. Биографии. Картины

0В свое время критика постоянно устраивала жесткие нападки на творчество бельгийского художника Джеймса Энсора, методично выискивая в его работах недостатки; живописец по-философски реагировал на эти выпады, а со временем, за вклад в развитие бельгийского искусства, его произвели в рыцари ордена Леопольда, король пожаловал ему титул барона, но главное, он заслужил звание национального героя, а его творчество способствовало признанию Бельгии страной, имеющей свою живопись.

Отцом Джеймса Сиднея Эдуарда Энсора был инженер из Англии, познакомившийся в курортном городе Остенде с коренной фламандкой, содержавшей устричную лавку. Семейная жизнь продолжалась недолго, и вскоре Энсор отправился в США, где после неудачных торговых операций пристрастился к спиртному, а возвращаясь в Европу, умер. Джеймс, появившийся на свет 13 апреля 1860, практически не знал своего родителя. В лавке, подрастающий Энсор помогал торговать экзотическими диковинками, сувенирами из дальних стран, карнавальными масками, и в будущем, эти предметы, ассоциировавшиеся у него с детскими годами, стали основой для ряда его будущих картин.

Способности к рисованию проявились у мальчика в раннем возрасте, мать оплачивала его частные занятия у двух художников. В 15 лет он рисовал на обычном картоне пейзажи и виды родного города, при этом точная передача атмосферы, а главное – точность видения, свидетельствовали о наличии таланта.

Понимая, что избранный путь служения живописи невозможен без академического образования, в 1877 Энсор поступает в брюссельскую Академию Художеств, в которой занимается до 1881. Здесь он тяготится учебой, поняв, что официальное обучение не позволяет ему реализоваться как живописцу, и начинает самостоятельно развивать свой творческий потенциал. Занимаясь «самообразованием», Энсор посещает музеи, выставки, тщательно изучая стиль мастеров прошлого, а также делая наброски с произведений старых фламандцев и голландцев. Постепенно, его работы приобретают импрессионистскую линию, но не в чистом виде, с ее четкой передачей цвета, а в смягченном варианте, с упором на полутона; иногда этот вариант импрессионизма называют «бельгийским».

Среди ранних работ, созданных во время учебы, известность Энсору принесли такие работы как «Орест, мучимый фуриями», «Портрет отца художника». Анализируя этот период творчества, иногда называемый «темным» (1879-1882), следует выделить три автопортрета небольшого формата, в которых зритель может почувствовать тревогу и напряжение.

После окончания Академии, Энсор возвращается в родной Остенде, и продолжает заниматься любимым делом, устроив мастерскую на втором этаже, над той самой устричной лавкой. Здесь и пройдут все его оставшиеся дни, а покидать родной город художник будет только три раза, для краткосрочного посещения Голландии, а также Лондона и Парижа.

Своеобразный бунт, вызванный не только житейскими, но и творческими проблемами, способствовал возвращению Энсора в Брюссель, его живопись отдаляется от импрессионизма, сюжетов на бытовые темы, а также реализма Курбе; кардинально осветляется палитра. Художник начинает выставлять свои работы, хотя дается ему это с определенным трудом.

В феврале 1884 состоялась первая выставка брюссельской группы «XX», и одним из ее основателей выступил Энсор. Критика жестко отреагировала на работы двадцати художников и скульпторов, но зато стало ясно, что собственная живопись Бельгии – состоявшийся факт.

4

В 1885-м творчество Энсора уходит на позиции символизма; появляются сюжеты, в которых нашли отражение художественные поиски нового содержания, в произведениях становится заметным дар чувственного восприятия. В полотнах мистической направленности, в особенности в работе «Въезд Христа в Брюссель», отразилась вся суть его творчества. Эта картина не была воспринята группой «XX»; к Новозаветному сюжету Энсор добавил тему маски, уже появлявшуюся в 1879, правда, использовав ее тогда как атрибут карнавала. Зловеще – гротескное содержание работы показало ряд абсолютно противоположных миров – истины и лжи, возвышенности и бездушия, а также мифа и современности. Оркестр, толпа разъяренных горожан, лица-маски которых стали отвратительными из-за внутреннего уродства, созданы художником в экспрессивно-утрированном стиле.

В «сломанном мире», изображаемом Энсором, высмеивались люди, которые могли бы изменить жизнь в лучшую сторону: духовенство, врачи, политики, но художник обнажил их внутреннюю гниль, как бы сводя этим счеты с современным ему обществом.

В мире живописи творчество Джеймса Энсора связывают, прежде всего, с символизмом, при этом многие искусствоведы находят в его стиле ярко выраженные черты экспрессионизма. Также манера его более поздних работ сходна с направлением, которое будет называться сюрреализмом, хотя это течение развивалось вне его влияния.

После 1900-го, Энсор не только не смог работать в обычном для него, интенсивном ритме, но и перестал искать новые творческие пути, лишь обращаясь к старым решениям.

В возрасте 89 лет, проболев непродолжительное время, 19 ноября 1949 Джеймс Энсор умер в родном Остенде, и был похоронен на кладбище возле церкви, которую он часто изображал в своих произведениях.

Ещё картины Джеймса Энсора

expressionists.ru

ДЖЕЙМС ЭНСОР (James Ensor): ziggyibruni

 Автопортрет с масками

Выдающийся живописец и график Джеймс Энсор (1860-1949), предтеча сюрреализма и экспрессионизма, родился в бельгийском портовом городе Остенде. Его отец, англичанин, держал лавку, в которой продавались экзотические товары. Морские раковины, карнавальные маски, разнообразные сувениры с детства окружали будущего художника. Энсор рано проявил способности к рисованию, он брал уроки у двух художников в Остенде. С 15 лет Энсор исполняет на картоне небольшие виды окрестностей города, отличающиеся точностью видения. В 1877 году Энсор поступил в Брюссельскую академию художеств, где учился у Яна Порталса, который ввел в бельгийское искусство ориентализм. Также Энсор увлеченно изучает старых мастеров, делает многочисленные наброски с произведений Халса, Рембрандта, Гойи, Калло, а также Тернера, Домье, Мане.В 1880 году он вернулся домой и начал работать самостоятельно. Вначале он увлёкся импрессионизмом. В бельгийском варианте импрессионизма придавалось большее значение полутонам, чем четким цветам. Энсор смягчает буржуазные интерьеры, образы которых навеяны повседневной жизнью Остенде. В 1882 году Энсор, страдающий от посредственности культурной среды Остенде он уезжает в Брюссель, где находит приют и понимание у Эрнеста и Марьетт Руссо, которые стали первыми покупателями его картин. Энсор отказался от импрессионистической манеры и незатейливых бытовых сюжетов. Начиная с 1883 года, особое место в тематике его картин занимают маски карнавала с их психологическими и эстетическими отношениями. «Маска означает для меня свежесть тона, пронзительную экспрессию, пышный декор, неожиданные жесты, беспорядочные движения, особую взволнованность», – говорил художник. В реальной жизни люди скрывают чувства, мысли, желания за масками благопристойности, воспитания или хитрости. Балаганная маска может выразить все тайные пороки и движения души, необходимо только подобрать соответствующее выражение «лица». Как развитие темы масок появляется скелет, который часто играет роль травести, или оказывается неизбежным завершением человеческой жизни. Энсор был одним из организаторов «группы XX-ти» – художников-авангардистов, которые организовывали ежегодные выставки своих работ и приглашали каждый год других художников, чаще всего иностранных. Благодаря этой группе, бельгийцы смогли познакомиться с французскими импрессионистами в 1886 и постимпрессионистами в следующем году. Однако даже в кругу единомышленников Энсор не всегда находил понимание. К несчастью, этот предельный и раздражающий других художник чувствовал себя все более и более невостребованным и презираемым. Публика откровенно смеялась над его картинами, критика обходила их молчанием. Энсор оказался в изоляции, его картины никто не покупал, ему не на что было жить. На фоне утонченного и манерного югендстиля его картины стали восприниматься как грубые поделки. Лишь в 1908 году друг художника бельгийский поэт-символист Эмиль Верхарн посвятил его творчеству серьёзное исследование, где оценил не только живописные, но и графические произведения Энсора. В итоге, мистицизм и черный юмор Энсора принесли ему славу: в 1929 году он получил титул баронета, а его портрет украшал 100-франковый билет.

Пляжный домик

Кэб

Портрет отца художника

Натюрморт с уткой

Крыши в Остенде

Ребенок с куклой

Женщина с красным зонтом

Полдник в Остенде

Гостиная

Бродяга

Грустная женщина

Изгнание падшего ангела. 1889

Капуста

Скат

Энсор с масками

Пожилая женщина с масками

Скелет, смотрящий на японизм

Удивление

Натюрморт в мастерской художника. 1889

Умывающиеся мальчики

Скелеты, пытающиеся согреться

Музыка на улице Фландрии. 1891

Певцы 1891

Человек печалей

Странные маски

Мерзкие вивисекторы

Мудрые судьи

Плохие доктора

Опасные повара

Карнавал во Фландрии

Театр масок

Фигуры перед афишей "Гаммы Любви"

Обжорство

Похоть

Скелет в студии

Мать художника на смертном одре

Отчаяние Пьеро

Скандалящие маски

Скелет-художник

Японизм

Веера и предметы

Натюрморт с петухом. 1894

Месть лягушки. 1896

Страшные музыканты. 1891

Мадонна утешения

Энсор и генерал Леман обсуждают живопись. 1890

Борьба скелетов за маринованную сельдь

ziggyibruni.livejournal.com

Скелеты Джеймса Энсора - С(л)ияние чистого разума

Борьба скелетов за тело повешенного. 1891Энциклопедия называет Джеймса Энсора выдающимся художником-символистом, одним из величайших представителей художников авангарда 20 века. Но кроме этих прописных истин мы ничего о нем не узнаем из энциклопедии, а между тем у него была интересная биография, которая, безусловно, отразилась и в его творчестве.

Родился Джеймс Энсор 13 апреля 1860 года, в курортном городке Остенде, на берегу Северного моря. Отсюда до Англии рукой подать. Впрочем, Джеймсу не надо было ездить за море, чтобы познакомиться с жителями Альбиона. Англия присутствовала в его доме – его отец был англичанином, а мать фламандкой. Отец - инженер приехал в Остенде развеяться, познакомился здесь с хозяйкой устричной лавки, где продавались еще и всякие сувениры - восточные безделушки, карнавальные маски, и женился на ней, но вскоре уехал по делам в Америку, потерпел там фиаско, запил и умер по дороге в Европу. Так что Джеймс его почти не знал. Зато к матери был очень привязан, и помогал ей в лавке.

Дама с красным зонтом. 1880Энсор рано проявил способности к рисованию, он брал уроки у двух художников в Остенде. С 15 лет он пишет на картоне небольшие виды окрестностей города, которые точно передают атмосферу местности. В 1877-1880 Энсор посещал Академию художеств в Брюсселе, где учился в основном у ее директора Яна Порталса, который ввел в бельгийское искусство ориентализм. Поняв, что официальное образование ему не подходит, Энсор внимательно изучал старых мастеров, делал многочисленные наброски с произведений Халса, Рембрандта, Гойи, Калло а также Тёрнера, Домье, Мане. В 1879 году начинается «темный период» его творчества, который продлится приблизительно до 1882. В это время он пишет три небольших автопортрета для которых характерна тревожная острота видения подчеркнутая нарочитой пастозностью.

Пьяницы 1883

Бельгийский вариант импрессионизма который придавал больше значения полутонам чем четким цветам смягчает буржуазные интерьеры Остенде. Эта же реалистичность и мастерство исполнения характеризуют и натюрморты Энсора созданные в те годы

В 1882-м осветление палитры сопровождается быстрой эволюцией самого духа творчества художника. Энсор страдающий от посредственности культурной среды своего родного городка находит приют и понимание в Брюсселе у Эрнеста и Марьетт Руссо, которые стали первыми покупателями его картин. Он начинает выставляться хотя и не без трудностей и принимает участие в нескольких выставках. В 1884-м он становится одним из основателей группы «ХХ». На протяжении десяти лет именно это общество задавало ведущий тон в бельгийской художественной и культурной среде. Позднее Энсор утверждал, что независимо от французских традиций, в то время он пытался передать работу света в новой радикальной форме. Он выставлял полотна с пейзажами и интерьерами под названием «impression». Таким образом, он намеренно подчеркивал свою приверженность к новому направлению парижского авангарда. Его чувствительное и тонкое мировоззрение раскрывает, трансформирует и раскрепощает свет, форму и цвет.

Автопортрет в шляпе с цветами. 1883

Многогранный художник работает то свободно, то сжато, но все его работы свидетельствуют о даре чувственного восприятия. Энсор избегал радостных или сентиментальных сюжетов, поэтому консервативные критики и любители искусства считали работы художника недостаточно содержательными, остроумными или трогательными.

Особое место в тематике его картин занимают маски. Маска появляется в 1879-м году как атрибут карнавала, но наиболее значительные картины на эту тему были созданы в 1887-1891 годах.

Энсор скрылся - как на старом чердаке, за сувенирные маски, которыми торговали в родительской лавке. «Я с радостью спрятался в одиночестве, где миром правит могущественная и сверкающая маска. Маска кричит мне: Свежесть тона, яркая мимика, пышный декор, неуправляемые движения, восхитительная вибрация!». Его картины - как театральный занавес, скрывающий темноту пустой сцены. Художник - скелет в рабочем пиджачке - тщится зарисовать открывшуюся ему бездну, как будто заранее зная о событиях следующего века. Вот он - в центре масочного карнавала, на другой картине - подглядывает за сражающимися скелетами, делящими один труп.

Борьба скелетов за копченую сельдь. 1891

Снова «macabre», можно было бы сказать - только если бы не были эти все образы цитатами из Босха, Гойи, Рембрандта. Энсор бесповоротно скрылся за «восхитительными вибрациями», за масками и чужими высказываниями, он оставил зрителя стоять в недоумении перед чувственной живописью, мало что говорящей рассудку.

Странные маски. 1892

В 1887-1890 Энсор пишет религиозные картины, отмеченные смелостью и богатым звучанием тонов, ирреалистической манерой и подвижным пространством.

Картина «Въезд Христа в Брюссель» отвергнутая группой «ХХ» отражает всю суть творчества Энсора, но здесь сатирическая язвительность не сочетается с пленительностью. В картине к религиозному сюжету добавлена тема маски. Полотну предшествовало шесть больших этюдов углем названных «Ореолы Христа или чувствительность света». Картина является развитием третьего «ореола» - «Живой и лучистый вход в Иерусалим». Но художник значительно изменил несколько мистический и символистский эскиз. В некотором роде Энсор здесь сводит счеты с обществом в котором он вынужден жить. Это выражается в форме фламандских «моралите» XVI в. Босха, Брейгеля и маньеристов в которых библейская тема соседствует с социальной сатирой. Хрупкая и миниатюрная фигура Христа похожа на проблеск безмятежности, который уносит огромная волнующаяся толпа. Лица на первом плане похожи на маски и символизируют ложь. Шероховатая фактура и пестрота карнавальных масок позволили художнику расширить выразительные средства живописи диссонансом красок и гротескными преувеличениями. Энсор писал: «Маска дает мне свежесть тонов сверхострую выразительность пышный декор неожиданные широкие жесты хаотичность движений изысканную неугомонность». Лучшие картины Энсора написанные после 1888 продолжают тему въезда Христа.

Вьезд Христа в Брюссель. 1888-1889«Въезд Христа» был исключительным явлением и не нашел последователей в Бельгии. Его отзвуки появились позже у Ван ден Берге. В течение всего этого плодотворного периода Энсор не оставляет занятия пейзажем (виды пляжа и порта Остенде) и натюрмортом, которые он пишет в очень светлых тонах часто используя белую краску. Энсор был и замечательным рисовальщиком и офортистом (первые офорты исполнены в 1886). Офорты тех лет не уступают живописным произведениям художника. Он использовал рембрандтовские линию и эффекты светотени. Его офорты часто повторяют сюжеты его картин, хотя возможно наоборот картины писались на сюжеты гравюр.

Критики относились к нему весьма жестко, постоянно указывая на недостатки его творчества, на что он отвечал: «Недостатки лишены банальности и одинаковости совершенств. Недостатки многообразны - они сама жизнь, в них отражена личность художника, его характер, все заключено в них, они спасут произведение».

Художник-скелет. 1896-97После 1900 богатство воображения и твердость руки изменили Энсору. Его творчество укладывается в двадцать лет, но художнику оставалось прожить еще полвека. Лихорадочная работа лишила его возможности восстановить свои силы; отныне он «систематически занимается автоплагиатом». Он живет в Остенде окруженный поздно пришедшим уважением, ценности которого он не переоценивает. Часами он играет на пианино, и задолго до своей смерти он оставляет живопись.В конце жизни художник превратился в национального героя, доказавшего, что в Бельгии есть своя живопись. В 1903-м он был произведен в рыцари ордена Леопольда, а в 1930-м бельгийский король Альбер даровал ему титул барона.

Греющиеся скелеты. 1899

Умер Энсор в 1949 году. После смерти художника в Остенде открыли его музей, возникла даже Ассоциация друзей Джеймса Энсора. Духовное родство с ним, играющим историей литературы, искусства и религии, в большей или меньшей мере обнаруживают сегодня все художники независимо от того, посвятили они себя живописи, видео, фото, скульптуре или инсталляции. Насмешки над всем и вся - даже над религией - стали нормой для европейской культуры.

Энсор с масками. 1899

Еще несколько лет назад Джеймс Энсор был известен всем поголовно бельгийцам и гостям их страны: его автопортрет был вытиснен на стофранковой купюре. Безличное евро, конечно, подточило авторитет этого имени, но все же не настолько, чтобы об Энсоре забыли. Забыть трудно: от него во многом идет отсчет собственно бельгийского искусства, что для страны, ведущей историю своей государственности всего-то с 1830 года, чрезвычайно важно.

zabzamok.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта