Картина Рождение Афродиты Константина Маковского. Картина рождение афродиты


Афродита Анадиомена - Gpedia, Your Encyclopedia

Афродита Анадиомена (др.-греч. Ἀφροδίτη Ἀναδυομένη, «выныривающая, выходящая из моря») — эпитет богини Афродиты, рождающейся из морской пены и выходящей на сушу, и иконографический тип её изображения в этот момент.

Данная иконография прославилась во времена Античности благодаря несохранившейся картине Апеллеса и неоднократно повторялась мастерами последующих эпох. Варианты её названия: Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Venus Marina.

Сюжет мифа

Рождение богини Афродиты, согласно одному из древнегреческих мифов, было необычным: оно случилось, когда Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Тот оскопил отца серпом. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а от капель крови (вариант — крови в сочетании семенем), упавших в море — богиня Афродита.[1]

Таким образом, произошло девственное[2] зачатие в патриархальном варианте: кровь Урана, в тот момент ещё бывшего верховным богом, попав в море, образовала белоснежную пену, из которой появилась на свет Афродита. Отсюда её эпитет — Пенорожденная, и даже, согласно одной из версий этимологии, само имя — от др.-греч. ἀφρός — «пена»).

Служанки Афродиты помогают ей подняться из моря. «Трон Людовизи», ок. 470—460 до н. э.

Богиня возникла из морской пены обнажённой и на раковине (античном символе вульвы), добралась до берега. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы[3]:

Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принес её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием.

— Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»

Иконография

Терракотовая статуэтка

Иконографический тип изображения рождающейся Афродиты, включал, таким образом, следующие элементы, которые могли использоваться в различных комбинациях:

  • обнажённая богиня,
  • морское побережье, вода, волны, пена,
  • выжимание богиней своих мокрых волос,
  • ракушка — одновременно средство передвижения и символ вульвы, то есть рождения и любви (ср. йони),
  • атрибуты морской стихии — напр. дельфины, нереиды,
  • помощники богини — служанки, оры, хариты, ветра (Борей, Зефир, проч.), купидоны.

Античные Анадиомены

Картина Апеллеса

Помпейская фреска «Афродита Анадиомена». Предположительная копия с Апеллеса «Венера Сиракузская»

Картина Апеллеса, написанная на сюжет рождения Афродиты (4 в.до н. э.), не сохранилась. Известна по описанию в «Естественной Истории» Плиния Старшего, кн. 35. Работа пользовалась невероятной славой и вызвала множество подражаний в искусстве эллинизма.

История создания художником полотна связана с именами двух женщин — Фрины и Кампаспы. Фрина была прославленной гетерой, натурщицей Праксителя. Она была знаменита своим великолепным телом, но увидеть её в обнажённом виде было практически невозможно, за исключением праздника Посейдона в Элевсине. В этот день она раздевалась донага и, распуская волосы, входила в море. Как рассказывал Афиней[4], именно это зрелище подсказало художнику сюжет картины. Саму же богиню, пишет Плиний, некоторые считают, что Апеллес писал не с Фрины, а со своей рабыни Кампаспы, подаренной ему Александром Македонским.[5]

Источники описывают картину так: новорожденная богиня, выходя из волн, отжимала волосы.

«Афродита Анадиомена» считалась лучшим произведением Апеллеса. Она находилась на острове Кос, в храме Асклепия Асклепионе. Около рубежа нашей эры её приобрел император Август, простив жителям острова налогов на сумму в 100 талантов. Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря.

К этому времени картина была уже повреждена в нижней части, но за реставрацию её никто не брался. Нерон заменил погибающее произведение одной из работ мастера Доротея[6].

Великий искусствовед XX столетия Эрнст Гомбрих считал «Афродиту Анадиомену» не только главной картиной Апеллеса, но и произведением, предопределившим пути развития европейского искусства. Одну из своих самых известных книг, посвящённых живописи эпохи Возрождения, Гомбрих так и назвал — «Апеллесово наследство»[7].

Фрески

«Афродита Анадиомена», Ватиканские музеи

Сохранившаяся живопись с изображением сюжета Venus Marina дошла до нас благодаря росписям помпейской виллы [7].

Вазопись

На краснофигурной вазе более раннего периода богиня предстаёт появляющейся непосредственно из створок ракушки [8].

Скульптуры

  • Венера Сиракузская — статуя, представляющая богиню, выходящую из воды, хранится в Сиракузском Археологическом музее. Венеру сопровождает дельфин (отбит), а складки одежд подобны раковине. (Иногда статую также называют Venus Landolina по имени обнаружившего её в развалинах сицилийского нимфея археолога Saverio Landolina). 2 в. н. э.[8][9]
  • Венера Киренская — статуя Афродиты Анадиомена из Кирены [10], нагую богиню сопровождает дельфин. Фигура из Национального музея Рима представляет собой копию более ранней эллинистической статуи [11].
  • Венера с поздней галлоримской виллы, Лувр [12]/ Повторение мотива богини, выжимающей волосы.
  • еще торс [13], ещё статуя в Лувре [14].
  • Афродита Анадиомена, Рим (Aphrodite Chiaramonti)[15].
  • Рождение Афродиты. Коптский рельеф 4 в. н. э. в Лувре [16]
  • Трон Людовизи

Ренессансные Анадиомены

Ренессансные художники тщательно читали описания произведений искусства, оставленные античными писателями, и исследовали сохранившиеся образцы. Обращение этого материала — один из главных признаков эпохи Возрождения, поэтому ничего удивительного в том, что итальянские мастера пытались создавать свои варианты самой знаменитой картины Древней Греции:

Более лаконичными в использовании атрибутики оказались другие мастера, более буквально следовавшие описанию Плиния, в котором не упоминается раковина. Их работы изображают просто женскую фигуру, отжимающую волосы:

Афродита Анадиомена в Новое время

Рокайльные произведения на эту тему были сдержанными — бёдра богини обычно драпировались, присутствовали купидоны и проч.:

Классицизм и академизм XIX в. был более откровенен в трактовке ню и не отвлекали от женского тела чрезмерной атрибутикой:

  • 1835 — Теодор Шассерио написал «Венеру Анадиомену»
  • 1848 — Энгр закончил свою «Венеру Анадиомену», которая стала одной из самых известных его работ
  • 1863 — Александр Кабанель написал своё «Рождение Венеры» опираясь на недавно открытую помпейскую фреску того же сюжета (см.фото выше). Картина была показана на Парижском Салоне 1863 г., пользовалась успехом и была куплена Наполеоном III для своей личной коллекции.
  • 1868 — рисунок Бёклина [21]
  • ок.1870 — Густав Моро[22], акварель и гуашь.
  • 1879 — Уильям-Адольф Бугро создаёт «Рождение Венеры», перееосмысляя композицию Боттичелли.

В конце XIX века наступает реакция на слащавость академизма и его любовь к этой теме. Артюр Рембо создаёт свои сатирические стихи «Венера Анадиомена», в которых выпячивает женскую физиологичность [23].

  • 1907 — Пабло Пикассо перетолковывает тип Анадиомены в центральной фигуре своего полотна «Авиньонские девицы» — модернистской деконструкции привычной иконографии, родоначальницы кубизма [9].
  • 1912 — Одилон Редон, символист и член группы Наби пишет пастелью «Венеру Анадиомену», целиком помещая её фигуру внутрь ракушки. Второй вариант, профильный [24].
  • 1922 — «Венера Анадиомена», Джордж Сэбба (Georges Sabbagh), изображает женщину в закрытом купальном костюме 1920-х гг., выходящую из моря (осовременивание сюжета)[25]
  • скульптуры: Уильям Стори[26], Пол Меншип[27].

Галерея

Картины
  • Ф. Буше, «Рождение Венеры», ок. 1750г.

  • Д. Энгр, «Рождение Венеры», Музей Конде

Скульптурные изображения
  • Антонио Ломбардо, «Венера Анадиомена»

В поэзии

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Гесиод, «Теогония»
  2. ↑ Зачатие.
  3. ↑ Информация о проекте.
  4. ↑ Афиней, Deipnosophistae, кн. XIII
  5. ↑ Плиний Старший. «Естественная история», кн. 35.
  6. ↑ Там же.
  7. ↑ Журнальный зал |
  8. ↑ Plastik, weiblich, stehend, bekleidet, Aphroditen
  9. ↑ http://www.sicilytourist.net/syracuse/images/Pag178-foto6.jpg
  10. ↑ Культура Портал: Статуя Венеры Киренской
  11. ↑ Plastik, weiblich, stehend, unbekleidet
  12. ↑ Site hors ligne | Musée du Louvre | Paris Архивировано 2 мая 2008 года.
  13. ↑ [1] Архивировано 27 июля 2009 года.
  14. ↑ Архивированная копия  (недоступная ссылка — история). Проверено 13 августа 2007. Архивировано 30 сентября 2007 года.
  15. ↑ [2] (недоступная ссылка)
  16. ↑ [3], статуэтка [4]
  17. ↑ Архивированная копия  (недоступная ссылка — история). Проверено 13 августа 2007. Архивировано 30 сентября 2007 года.
  18. ↑ NGA Sculpture Galleries Архивировано 5 июля 2006 года.
  19. ↑ http://abardel.free.fr/recueil_de_douai/venus/venusrubens.jpg
  20. ↑ Архивированная копия  (недоступная ссылка — история). Проверено 13 августа 2007. Архивировано 20 декабря 2007 года.
  21. ↑ Мифы Древней Греции: Древнегреческие мифы в полотнах великих художников
  22. ↑ ギュスターヴ・モロー《アフロディテ》
  23. ↑ Журнальный зал |
  24. ↑ Geburt der Venus, Odilon Redon
  25. ↑ espace Landowski - Musée des années 30 (collection du musée)
  26. ↑ Архивированная копия  (недоступная ссылка — история). Проверено 13 августа 2007. Архивировано 25 июля 2009 года.
  27. ↑ [5], фонтан в Барселоне [6]

www.gpedia.com

Репродукция картины "Рождение Афродиты" Константина Маковского

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Константина Маковского.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Константина Маковского  на натуральном  холсте.

 

Константин Егорович Маковский родился в 1839 году в Москве в семье Егора Ивановича Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, куда и поступает в 1851 году Константин. Его преподавателями были последователи Карла Брюллова, и под их влиянием формируется романтический и декоративный стиль Константина Маковского.

В 1858 году Маковский поступает в Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Первый большой успех ему принесла историческая картина «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова» Но Академию он не закончил, он был одним из четырнадцати выпускников, которые отказались писать картины на предложенную тему. К тому времени Иван Крамской создал Артель художников, куда и вступает Маковский.

С 1870 года Маковский занимается вместе с другими художниками основанием Товарищества Передвижных Художественных выставок.

В этот период он много работает над портретами, жанровой живописью, уделяет внимание сценам из быта простых людей.

К концу 70-х в центре внимания художника – исторические события.

На выставке в Париже в 1889 году Маковский получил большую золотую медаль за картины «Демон и Тамара», «Суд Париса», «Смерть Ивана Грозного».

В последний год жизни 1915 он принимает участие в создании Общества возрождения художественной Руси.

17 сентября 1915 года он погиб: в его пролетку въехал трамвай.

 

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Константина Маковского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Рождение Венеры - Википедия

Афродита Анадиомена (др.-греч. Ἀφροδίτη Ἀναδυομένη, «выныривающая, выходящая из моря») — эпитет богини Афродиты, рождающейся из морской пены и выходящей на сушу, и иконографический тип её изображения в этот момент.

Данная иконография прославилась во времена Античности благодаря несохранившейся картине Апеллеса и неоднократно повторялась мастерами последующих эпох. Варианты её названия: Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Venus Marina.

Сюжет мифа[ | ]

Рождение богини Афродиты, согласно одному из древнегреческих мифов, было необычным: оно случилось, когда Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Тот оскопил отца серпом. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а от капель крови (вариант — крови в сочетании семенем), упавших в море — богиня Афродита.[1]

Таким образом, произошло девственное[2] зачатие в патриархальном варианте: кровь Урана, в тот момент ещё бывшего верховным богом, попав в море, образовала белоснежную пену, из которой появилась на свет Афродита. Отсюда её эпитет — Пенорожденная, и даже, согласно одной из версий этимологии, само имя — от др.-греч. ἀφρός — «пена»).

Служанки Афродиты помогают ей подняться из моря. «Трон Людовизи», ок. 470—460 до н. э.

Богиня возникла из морской пены обнажённой и на раковине (античном символе вульвы), добралась до берега. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы[3]:

Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принес её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием.

— Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»

Иконография[ | ]

Терракотовая статуэтка

Иконографический тип изображения рождающейся Афродиты, включал, таким образом, следующие элементы, которые могли использоваться в различных комбинациях:

  • обнажённая богиня,
  • морское побережье, вода, волны, пена,
  • выжимание богиней своих мокрых волос,
  • ракушка — одновременно средство передвижения и символ вульвы, то есть рождения и любви (ср. йони),
  • атрибуты морской стихии — напр. дельфины, нереиды,
  • помощники богини — служанки, оры, хариты, ветра (Борей, Зефир, проч.), купидоны.

Античные Анадиомены[ | ]

Картина Апеллеса[ | ]

Помпейская фреска «Афродита Анадиомена». Предположительная копия с Апеллеса «Венера Сиракузская»

Картина Апеллеса, написанная на сюжет рождения Афродиты (4 в.до н. э.), не сохранилась. Известна по описанию в «Естественной Истории» Плиния Старшего, кн. 35. Работа пользовалась невероятной славой и вызвала множество подражаний в искусстве эллинизма.

История создания художником полотна связана с именами двух женщин — Фрины и Кампаспы. Фрина была прославленной гетерой, натурщицей Праксителя. Она была знаменита своим великолепным телом, но увидеть её в обнажённом виде было практически невозможно, за исключением праздника Посейдона в Элевсине. В этот день она раздевалась донага и, распуская волосы, входила в море. Как рассказывал Афиней[4], именно это зрелище подсказало художнику сюжет картины. Саму же богиню, пишет Плиний, некоторые считают, что Апеллес писал не с Фрины, а со своей рабыни Кампаспы, подаренной ему Александром Македонским.[5]

Источники описывают картину так: новорожденная богиня, выходя из волн, отжимала волосы.

«Афродита Анадиомена» считалась лучшим произведением Апеллеса. Она находилась на острове Кос, в храме Асклепия Асклепионе. Около рубежа нашей эры её приобрел император Август, простив жителям острова налогов на сумму в 100 талантов. Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря.

К этому времени картина была уже повреждена в нижней части, но за реставрацию её никто не брался. Нерон заменил погибающее произведение одной из работ мастера Доротея[6].

Великий искусствовед XX столетия Эрнст Гомбрих считал «Афродиту Анадиомену» не только главной картиной Апеллеса, но и произведением, предопределившим пути развития европейского искусства. Одну из своих самых известных книг, посвящённых живописи эпохи Возрождения, Гомбрих так и назвал — «Апеллесово наследство»[7].

Фрески[ | ]

«Афродита Анадиомена», Ватиканские музеи

Сохранившаяся живопись с изображением сюжета Venus Marina дошла до нас благодаря росписям помпейской виллы [11].

Вазопись[ | ]

На краснофигурной вазе более раннего периода богиня предстаёт появляющейся непосредственно из створок ракушки [12].

Скульптуры[ | ]

  • Венера Сиракузская — статуя, представляющая богиню, выходящую из воды, хранится в Сиракузском Археологическом музее. Венеру сопровождает дельфин (отбит), а складки одежд подобны раковине. (Иногда статую также называют Venus Landolina по имени обнаружившего её в развалинах сицилийского нимфея археолога Saverio Landolina). 2 в. н. э.[8][9]
  • Венера Киренская — статуя Афродиты Анадиомена из Кирены [10], нагую богиню сопровождает дельфин. Фигура из Национального музея Рима представляет собой копию более ранней эллинистической статуи [11].
  • Венера с поздней галлоримской виллы, Лувр [12]/ Повторение мотива богини, выжимающей волосы.
  • еще торс [13], ещё статуя в Лувре [14].
  • Афродита Анадиомена, Рим (Aphrodite Chiaramonti)[15].
  • Рождение Афродиты. Коптский рельеф 4 в. н. э. в Лувре [16]
  • Трон Людовизи

Ренессансные Анадиомены[ | ]

Ренессансные художники тщательно читали описания произведений искусства, оставленные античными писателями, и исследовали сохранившиеся образцы. Обращение этого материала — один из главных признаков эпохи Возрождения, поэтому ничего удивительного в том, что итальянские мастера пытались создавать свои варианты самой знаменитой картины Древней Греции:

Более лаконичными в использовании атрибутики оказались другие мастера, более буквально следовавшие описанию Плиния, в котором не упоминается раковина. Их работы изображают просто женскую фигуру, отжимающую волосы:

Афродита Анадиомена в Новое время[ | ]

Рокайльные произведения на эту тему были сдержанными — бёдра богини обычно драпировались, присутствовали купидоны и проч.:

Классицизм и академизм XIX в. был более откровенен в трактовке ню и не отвлекали от женского тела чрезмерной атрибутикой:

  • 1835 — Теодор Шассерио написал «Венеру Анадиомену»
  • 1848 — Энгр закончил свою «Венеру Анадиомену», которая стала одной из самых известных его работ
  • 1863 — Александр Кабанель написал своё «Рождение Венеры» опираясь на недавно открытую помпейскую фреску того же сюжета (см.фото выше). Картина была показана на Парижском Салоне 1863 г., пользовалась успехом и была куплена Наполеоном III для своей личной коллекции.
  • 1868 — рисунок Бёклина [21]
  • ок.1870 — Густав Моро[22], акварель и гуашь.
  • 1879 — Уильям-Адольф Бугро создаёт «Рождение Венеры», перееосмысляя композицию Боттичелли.

В конце XIX века наступает реакция на слащавость академизма и его любовь к этой теме. Артюр Рембо создаёт свои сатирические стихи «Венера Анадиомена», в которых выпячивает женскую физиологичность [23].

  • 1907 — Пабло Пикассо перетолковывает тип Анадиомены в центральной фигуре своего полотна «Авиньонские девицы» — модернистской деконструкции привычной иконографии, родоначальницы кубизма [13].
  • 1912 — Одилон Редон, символист и член группы Наби пишет пастелью «Венеру Анадиомену», целиком помещая её фигуру внутрь ракушки. Второй вариант, профильный [24].
  • 1922 — «Венера Анадиомена», Джордж Сэбба (Georges Sabbagh), изображает женщину в закрытом купальном костюме 1920-х гг., выходящую из моря (осовременивание сюжета)[25]
  • скульптуры: Уильям Стори[26], Пол Меншип[27].

Галерея[ | ]

Картины[ | ]
  • Ф. Буше, «Рождение Венеры», ок. 1750г.

  • Д. Энгр, «Рождение Венеры», Музей Конде

Скульптурные изображения[ | ]
  • Антонио Ломбардо, «Венера Анадиомена»

В поэзии[ | ]

См. также[ | ]

Ссылки[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Гесиод, «Теогония»
  2. ↑ Зачатие.
  3. ↑ Информация о проекте.
  4. ↑ Афиней, Deipnosophistae, кн. XIII
  5. ↑ Плиний Старший. «Естественная история», кн. 35.
  6. ↑ Там же.
  7. ↑ Журнальный зал |
  8. ↑ Plastik, weiblich, stehend, bekleidet, Aphroditen
  9. ↑ http://www.sicilytourist.net/syracuse/images/Pag178-foto6.jpg
  10. ↑ Культура Портал: Статуя Венеры Киренской
  11. ↑ Plastik, weiblich, stehend, unbekleidet
  12. ↑ Site hors ligne | Musée du Louvre | Paris
  13. ↑ [1]
  14. ↑ [2]
  15. ↑ [3]
  16. ↑ [4], статуэтка [5]
  17. ↑ [6]
  18. ↑ NGA Sculpture Galleries
  19. ↑ http://abardel.free.fr/recueil_de_douai/venus/venusrubens.jpg
  20. ↑ [7]
  21. ↑ Мифы Древней Греции: Древнегреческие мифы в полотнах великих художников
  22. ↑ ギュスターヴ・モロー《アフロディテ》
  23. ↑ Журнальный зал |
  24. ↑ Geburt der Venus, Odilon Redon
  25. ↑ espace Landowski - Musée des années 30 (collection du musée)
  26. ↑ [8]
  27. ↑ [9], фонтан в Барселоне [10]

encyclopaedia.bid

Афродита, Венера · II часть · Галерея изображений · Энциклопедия античной мифологии

Афродита  Венера

галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий галереи Венеры: 1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 · 7 · 8 · 9 · 10 · 11 · 12 · 13 · 14

Первая часть галереи Афродиты-Венеры Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.
Венера и Адонис

Венера и Адонис

Франсуа Лемуан, 1729 г.

Венера, обезоруживающая Купидона

Венера, обезоруживающая Купидона

Франсуа Буше, 1751 г.

Рождение Афродиты

Рождение Афродиты

Античная керамика Аттический краснофигурный пелик, 460 г. до н.э.

Берег, где родилась Афродита

Берег, где родилась Афродита

Кипр, Пафос

Изображение Венеры на ракушке

Изображение Венеры на ракушке

Античные предметы быта и интерьера I в. н.э. Помпеи.

Спящая Венера и Купидон

Спящая Венера и Купидон

Никола Пуссен, 1630-1631 г. Дрезден, Картинная галерея

Афродита Урания

Афродита Урания

Кристиан Грипенкерл

Туалет Венеры

Туалет Венеры

Диего Веласкес, 1649-51 г. Лондон, Национальная галерея (Единственная уцелевшая картина работы Веласкеса, изображающая обнаженную женщину)

Афродита

Афродита

Античная скульптура

Третья часть галереи Афродиты-Венеры

greekroman.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта