Малевич Казимир Северинович (1878-1935). Малевич художник картины


малоизвестные факты о жизни и творчестве художника

Казимир Малевич – это не только «Черный квадрат». В чем смысл творчества Малевича? Почему он стал таким популярным? Оказывается, что Малевич работал дизайнером тканей и рисовал эскизы костюмов к пьесе. И многое другое... Вашему вниманию предлагается малоизвестное творчество художника.

Казимир Малевич

Малевич, а есть ли смысл?

Я говорю «Малевич» – вы представляете черный квадрат. Но Малевич нарисовал не только квадрат, а еще много разных цветных фигур. И не только фигур. Но сейчас поговорим о них. Когда смотрите на картины Малевича, возникает вопрос: «зачем он это нарисовал?» Кстати, на вопрос «зачем» Малевич отвечает – очень долго и скучно в своих философских трудах. Если сказать проще и короче – это был протест. Творчество, как протест. Попытка создать что-то абсолютно новое. И тут не поспоришь – Малевичу удалось удивить и шокировать. Прошло сто лет, как был создан «Черный квадрат», а он до сих пор не дает людям покоя, и многие считают своим долгом свысока бросить «и я так могу». И вы так можете, и Малевич смог. Малевич был первым, кто додумался до такого – и поэтому стал популярным.

Даже художница Ольга Чекотовская и та черпает вдохновение из полотен мэтра!

Творчество протеста

Малевич смог придумать новое направление. Это направление живописи называется «супрематизм». От слова «supremus», которое в переводе означает «самый высокий». Сначала «высоким» Малевич называл цвет. Ведь цвет – это главное в живописи. А потом, с приходом популярности, художник уже называл «высшим» свой стиль. Мог себе позволить. Теперь супрематизм – самый высокий, самый лучший, единственный настоящий стиль живописи.

Супрематизм

Художники-супрематисты рисуют разные геометрические фигуры, чаще всего квадрат, прямоугольник, круг и линию. Цвета простые – черный, белый, красный и желтый. Но могут быть исключения – каждый художник рисует так, как сам захочет.

Если хотите разобраться в направлениях современного искусства, то рекомендуем прочитать пару книг из этой подборки.

Как Малевич понимал живопись?

Об этом можно сказать одной цитатой:

«Когда пропадет привычка видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».

Супрематическая картинаЧем оно отличается от произведения «нечистого»? Тем, что живопись, по мнению Малевича, должна создавать то, чего никогда не было раньше. Создавать, а не повторять. Именно этим художник отличается от ремесленника. Ремесленник «штампует» товар. А произведение художника – одно такое. Без повторения уже созданного. Если мы видим на полотне пейзаж – это «повторение» природы. Если нарисованная человек – это тоже повторение, ведь люди уже существуют в жизни.

Геометрия Малевича

Малевич придумал термин – беспредметность. На картине мы должны видеть беспредметность, и только в этом случае картина настоящая. Потому что если видим предмет – значит, этот предмет существует в мире. Если же он существует – значит, художник не нарисовал ничего нового. Тогда зачем он вообще рисовал? Такая вот философия.

Кроме знаменитого «Черного квадрата» Малевич нарисовал еще белый и красный квадраты. Но они почему-то не стали настолько популярными.

Красный квадрат

Итак, смысл картин Малевича в том, что художник придумывает то, чего никогда не было и не будет. Этим он будоражит публику. Публике же нравится обсуждать, осуждать или наоборот – восхищаться. Вот поэтому к Малевичу пришла популярность, а споры о его творчестве не утихают до сих пор. Но Малевич – это не только супрематизм.

Что еще рисовал Малевич?

Все художники, прежде чем перейти к таким экспериментам – сначала выучили академическую живопись. Ту, которая по правилам, к которой мы привыкли. Малевич – не исключение. Он рисовал и пейзажи, и портреты, занимался фресковой живописью.

Эскиз фресковой живописи под названием «Торжество неба»:

Торжество неба

Пейзаж. «Весна»:

Весна

Портрет девушки:

Девушка

После этого Малевич перешел к экспериментам. Художник пробовал передать движение людей с помощью геометрических фигур. Одна из самых популярных картин в этом стиле называется «Лесоруб». Эффект движения достигается благодаря плавным переходам цвета.

А это – картины из «Крестьянского цикла» художника. «На жатву. Марфа и Ванька». На первый взгляд фигуры кажутся неподвижными, но еще миг – и мы увидим движение.

Еще одна «подвижная» картина – «Сбор урожая»:

А эта картина называется «Спортсмены». Здесь главное – цвет и симметрия. Это пример, как направление супрематизм можно использовать не только в рисовании квадратов и линий. Силуэты состоят из разноцветных фигур. Но при этом мы видим на картине людей. И даже замечаем спортивную форму.

Ткани от Малевича

Малевич создал эскизы вот таких тканей. Их орнаментовка придумывалась под влиянием все того же супрематизма: на ткани мы видим фигуры и типичные цвета – черный, красный, синий, зеленый.

Эскизы тканей

По эскизам Малевича и Александры Экстер (художницы и дизайнера) мастерицы села Вербовка делали вышивки. Вышивали платки, скатерти и подушки, а потом продавали их на ярмарках. Такие вышивки особенно популярными были на ярмарках в Берлине.

Вышивки

А еще Малевич нарисовал эскизы костюмов для спектакля «Победа над Солнцем». Это была пьеса-эксперимент, которая бросала вызов логике. Единственным музыкальным инструментом, который сопровождал пьесу, было расстроенное пианино. Слева направо: Внимательный рабочий, Спортсмен, Забияка.

Костюмы

Чем вдохновлялся Малевич?

Как Малевич смог придумать новое направление? Удивительный факт, но художник вдохновлялся народным творчеством. В автобиографии он называл своими первыми учителями искусства обычных крестьянок. Будущий художник смотрел на их творчество и понимал, что хочет научиться так же. Присмотритесь к вышивке – вот оно, начало супрематизма. Здесь мы видим ту же геометрию, которую позже создаст Малевич. Это орнаменты без начала и конца – разноцветные фигуры на белом фоне. Квадраты. На супрематических рисунках Малевича фон белый, ведь он означает бесконечность. И цвета узоров те же: используются красный, черный, синий.

Народная вышивка

ТОП-10 интересных фактов про Малевича

1. На заводе фарфора в Петрограде по эскизам Малевича и его учеников украшали столовые и чайные сервизы.

Сервиз

2. Малевич был дизайнером флакона одеколона «Северный». Художник придумал флакон по просьбе парфюмера Александра Брокара. Это прозрачный стеклянный флакон, по форме – как ледяная гора. А сверху – колпачок в виде медведя.

Одеколон

3. Привычное нам слово «невесомость» придумал именно Малевич. Развитие (хоть творческое, хоть техническое) художник понимал, как самолет, который преодолел свой вес и поднялся в небо. То есть невесомость у Малевича означала идеал. А вес – это рамки, тяжесть, которая тянет людей вниз. А со временем слово стало употребляться в привычном для нас значении.

4. У настоящего художника искусство – всюду. Даже в быту. Вот так выглядел рабочий кабинет Малевича. Мы видим черный квадрат, крест и круг. Посередине – одна из супрематических картин, которую в то время рисовал художник.

Кабинет Малевича

5. У Малевича было прекрасное чувство юмора. Некоторые картины он подписывал так: «Смысл картины автору неизвестен». Смешно, зато честно.

6. В мире до сих пор нет ни одного музея Малевича. Зато есть памятники.

Открытие памятника «Черному квадрату»:

Памятник черному квадрату

Памятник творчеству Малевича:

Памятник Малевичу

7. Малевич не только художник и дизайнер, но и писатель: он писал стихи, статьи и философские книги.

8. Малевич только один раз был за границей, но его творчество было популярно во всей Европе. И сейчас большинство его картин находятся в музеях Европы и Америки.

9. Всю жизнь художник думал, что родился в 1878 году. И только после празднования его 125-летия выяснилось, что настоящая дата рождения – 1879. Поэтому, 125-летнюю годовщину Малевича праздновали два раза.

10. Недавно программисты придумали «шрифт Малевича». Читается он сложно, зато выглядит интересно.  Шрифт Малевича

7 фактов о «Черном квадрате»

 1. Первое название «Черного квадрата» – «Черный четырехугольник на белом фоне». И правда: «Черный квадрат» на самом деле – не квадрат. Ведь ни одна его сторона не равна другой. Это почти незаметно – но можно приложить линейку и измерить.

2. Всего Малевич нарисовал 4 «Черных квадрата». Все они разные по размеру и находятся в музеях России. Сам художник называл свой квадрат «начало всего». Но на самом деле первый «Черный квадрат» – это закрашенная картина. Какая – мы не знаем. Было много споров – снять с квадрата краску и посмотреть или же оставить все как есть. Решили оставить. Ведь прежде всего – такая была воля художника. А под рентгеном видно, какой рисунок начинал рисовать Малевич. Скорее всего, это тоже что-то геометрическое:

Квадрат под рентгеном

3. Сам Малевич пояснял «закрашивание» по-другому. Говорил, что рисовал квадрат быстро, что идея возникла, как озарение. Поэтому не было времени искать чистое полотно – и он взял то, которое лежал под рукой.

4. «Черный квадрат» быстро стал символом нового искусства. Его использовали как подпись. Художники пришивали на одежду квадратный кусочек черной ткани. Это означало, что они – художники нового поколения. На фото: ученики Малевича под флагом в виде черного квадрата.

Ученики Малевича

5. Что означает «Черный квадрат»? Каждый может понимать картину по-своему. Некоторые считают, что в квадрате мы видим космос, потому что в космосе нет верха и низа. Только невесомость и бесконечность. Малевич же говорил, что квадрат – это чувство, а белый фон – ничто. Выходит, это чувство в пустоте. А еще – квадрат не встречается в природе, в отличие от других фигур. А значит, не связан с реальным миром. В этом – весь смысл супрематизма.

6. На первой своей выставке в Петербурге, Малевич демонстративно повесил «Черный квадрат» в угол, где обычно висели иконы. Художник бросил вызов публике. И публика сразу разделилась на противников нового искусства и его почитателей.

Выставка в Петербурге

7. Главная ценность «Черного квадрата» в том, что каждый почитатель творчества Малевича может повесить репродукцию картины у себя дома. Причем – собственного производства.

Напоследок предлагаю такую цитату Малевича, которая поясняет все его творчество:

«Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию».

Необычных картин вам!

miridei.com

биография, творчество, картины, личная жизнь художника.

Всемирно известный основоположник супрематизма родился в Киеве, в семье управляющего сахарного завода родом из польских дворян. В молодости в Курске Малевич работал чертежником Московско-Курской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. С 1907 года он жил в Москве, обучаясь в художественной студии Федора Рерберга, познакомился с другими художниками, начал участвовать в выставках. В 1910 году он принял участие в первой выставке «Бубнового валета», однако позже примкнул к футуристам.

В 1913 году состоялась премьера экспериментальной оперы «Победа над Солнцем» на музыку Михаила Матюшина и слова Алексея Крученых, с костюмами и декорациями Малевича. В оформлении сценографии оперы впервые возник «Черный квадрат», написанный как самостоятельное полотно в 1915 году. Он стал своеобразным живописным манифестом супрематизма, возникшего тогда же.

Революцию Малевич, как и многие авангардисты, приветствовал, принимая участие в организационной и образовательной деятельности Советов. В 1919 году он переехал в Витебск, где стал руководить мастерской в Народном художественном училище нового революционного образца Шагала. Там вокруг него сложилась художественная группа Уновис («Утвердители нового искусства»). В 1922 году он вернулся в Петроград, где занимался преподаванием. В 1930 году он был арестован как «германский шпион» и пробыл в тюрьме несколько месяцев. В 1933 году у него диагностировали рак, и через два года Малевич скончался.

Самые дорогие картины русских художников

Итоги аукционных торгов.

Многоликий Казимир Малевич

История творчества художника в семи автопортретах разных лет.

Натюрморты. Рисуем то, что под рукой

Топ-7 натюрмортов русских художников.

Самые гипнотизирующие картины русских художников

Окунемся в легкое безумие русского искусства.

Лекции по истории искусств: знаменитые русские художники XIX — начала XX века

От Брюллова до Самохвалова.

www.culture.ru

Малевич Казимир биография

Малевич Казимир Северинович родился 11 (23) февраля в 1878 году в сельской местности города Киева. Родители Малевича были коренными поляками. Отец Казимира, Северин Антонович Малевич, работал управляющим сахароваренного завода, владельцем которого был один из известных на то время предприниматель Терещенко. Мама Казимира, Людвига Александровна, была просто героической женщиной, она родила 14 детей. К сожалению, только 9 смогли войти в самостоятельную жизнь. Каземир Малевич был самым старшим: у него было 4 брата и 4 сестры.

В 15 лет У Казимира появился первый набор красок, который подарила ему мама. Она была творческой женщиной: вязала, вышивала. Из-за работы отца Малевичам приходилось часто переезжать с места на место. Казимир поэтому учился в разных местах, везде по чуть-чуть. Закончил агрономическое училище (5 классов) в селе Пархомовка, немного поучился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко.

В 1896 году семья Малевичей снова переезжает и останавливается в Курске. Там же, в 1899 году Малевич со своим братом Мечиславом женятся на сестрах Зглейц (Казимира и Мария). Казимира в 1901 году родила Малевичу сына Анатолия, а в 1905 году дочь Галину.

Чтобы расти семью, нужны были деньги, и Малевич устраивается работать в Управлении Курско-Московской железной дороги. Тем не менее про художество он не забывает. Совместно с другом Львом Квачевстким и другими единомышленниками Малевич организовывает художественный кружок в Курске. Больший упор делался на работу с натуры. Все шло хорошо, но для Малевича все эти процессы были слишком стандарты, как и во всех других школах. Ему захотелось чего-то большего. Казимир начал задумываться о поездке в Москву. Начал он с того, что подал заявку на обучение в Московское училище живописи, но его не зачислили. Тогда в 1905 году он приехал в Москву и стал жить в Лефорто в художественной коммуне. Но деньги быстро кончились и ему пришлось вернуться обратно в Курск в 1906 году, идти работать снова на те же должности. Летом Малевич попытался снова поступить в Московское училище, его снова постигла неудача. В 1907 году уже семья Казимиры и Казимира Малевича перебралась в Москву, где была предпринята третья попытка поступить в училище, но и она не увенчалась успехом.В этот период у Малевича появляются уже работы, преимущественно в стиле ипрессионизма и неоимпрессионизма. Это работы "Церковь", "Весенний пейзаж". Это ранние работы, где еще много нюансов, они тяжелы для восприятия. Но вот работы "Девушка без службы", "Бульвар", "Цветочница" и "На бульваре" выполненны уже в другом стиле и написаны непосредственно с натуры происходящих действий. Поскольку поступить в Московское училище Малевичу так и не удалось, он в 1905 году пошел учиться к Рербергу Ивану Федоровичу. В Москве он был достаточно известной фигурой в художественном обществе. В период с 1907 по 1910 годы Малевич регулярно выставлял свои картины на выставках Товарищества.

В период обучения у Рорберга Малевич познакомился с Клюнковым Иваном Васильевичем, более известным под прозвищем Клюн. Они стали близкими друзьями на столько, что Малевич переехал жить с семьей в дом Клюнковых.

Малевич пробует себя в религиозной живописи. ("Плащаница"). Так же вместе с Клюном они работают над Эскизами фресковой живописи в 1907 году. К 1909 году Малевич успевает развестись и снова жениться на Софье Михайловне Рафалович, детской писательнице. Дом ее отца в Немчиновке для писателя с того времени стал самым дорогим местом.

В 1911 году Малевич много выставлялся. Кроме московских выставок он участвовал и в Петурбурге на выставке "Союз молодежи". На московской выставке "Ослиный хвост" в 1912 Малевич выставил около 20 своих работ. Работы поражали своей экспрессивностью, яркостью красок. Композиционно и даже анатомически образы и сами картины были совершенно безумны. Но Малевич создавал свои законы и не собирался от них отступать. Затем была у него серия работ на тему крестьянства, выполненная в собственно придуманной техники неопримитивизма.

Работы Малевича начинают все больше напоминать футуристическую живопись, которая получила название "Кубофутуризм" или позднее "кубизм". В 1912 году выходит его картина "Точильщик (Принцип мелькания)", которая стала классическим примером кубофутуризма, Русского конечно же. В этом же стиле Малевич писал и портреты (Портрет Клюна,портрет Михаила Матюшкина). Малевич в 1912 году знакомится с Михаилом Васильевичем Матюшиным, большим человекаом в искусстве. В послдествии это знакомство перерастет в большую дружбу, а так же она повлияла на творчество самого Малевича.В 1913 году Малевич работает над декорациями к футуристическому спектаклю-опере "Победа над Солнцем". В этом же году он вступает в "Союз молодежи". Не смотря на активную деятельность Малевича, нехватка денег была главным мешающим фактором. Иногда даже на материалы для рисования не хватало. В один момент художник открывает для себя новые грани живописи. Таким камнем предкновения стала картина "Корова и скрипка". Через нее Малевич просто разорвал былые принципы устоявшегося искусства. Он даже написал на обоорте картины такие слова: "Алогическое сопоставление двух форм - “корова и скрипка” - как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками. К. Малевич". В петербургской выставке 1913 года его работы были поделены на две тематики: Кубофутуристический реализм и Заумный реализм.

В 1915 году произошло еще одно не маловажное событие. Состоялась футуристическая выставка "Трамвай В" в Петрограде. Малевич там выставил 16 работ. В 1915 году появляется одна из самых знаменитых картин Малевича "Черный квадрат". Это было совсем что-то необычное, черный квадрат на белом фоне. Идея такая Малевичу пришла, когда он готовил второе издание брошюры "Победа над солнцем" (она не вышла в свет). Этот рисунок вылился в целое направление, которое позже Малевич назвал "супрематизмом" (супрема - главенствующий, доминирующий).

По этому поводу Малевич написал небольшую книжку "От кубизма к супрематизму", распространяли ее на вернисаже.

17 декабря 1915 года состоялась последняя футуристическая выставка "0, 10" ноль-десять в Художественном бюро Надежды Добычиной.

Но друзья Малевича не поддержали его идею о супремативизме как наследнике футуризма. Не готовы они были примнуть к совершенно новому направлению. К тому же художники запрещали Малевичу называть свои картины супремитивизмом ни в катологах, ни на выставках.

Но Малевич стоял на своем. Он называл свое искусство "Новым реализмом". Отличительная черта супрематизма была в том, что фоном картины всегда была белая среда. Изображение на белом фоне давало ощущение глубины пространства, бездонности. На этом фоне изображались различные геометрические фигуры, использовалась техника чистого цвета.

Малевич разделил супрематизм на 3 ступени: черную, цветную и белую.

Черный этап: это формы квадрата, креста и круга. Картина "Черный квадрат" считается базисной. "Черный крест" и "Черный круг", следовательно, идут следующими элементами.

Цветной этап: начинался с "Красного квадрата". Это более сложные композиции, различное сочетание замысловатых геометрических фигур. Белая ступень: достиг ее Малевич 1918 году. Теперь он убрал из своих работ даже цвет.

После Октябрьской революции Малевич занимает посты в официальных органах Народного комиссариата просвещения. Больше всего он занимался развитием музеев в России. Так же он начал заниматься педагогической деятельностью, преподавал в московских Свободных государственных мастерских. В 1919 году в июле выходить большой труд Малевича "О новых системах в искусстве". К этому времени он уже переехал в Москву, оставив беременную жену в подмосковье - нехватка средств заставила. С работой ему помогали Марк Шагал и Лазарь Лисицкий.

В 1927 году Малевич совершает первый в своей жизни выезд за границу. Сначала это была Варшава, потом Берлин. Везде он выступает с персональными выставками. Внезапно Малевич резко уезжает в СССР после получения письма, содержание которого неизвестно. Даже картины он свои оставляет, собираясь вернуться через год. Видимо тогда у него было смутное предчувствие, что уезжая, он оставляет завещание на картины.

Приехав на родину, Малевича арестовывают и несколько дней держат в заключении. Друзьям кое-как удается вызволить художника. Картины его так же подверглись гонению, к счастью, большинство сохранилось, даже после Второй мировой при гитлеровском режиме.

Для Малевича наступает так называемый этап постсупрематизма. Поездка за границу дала ему новый взгляд, новые идеи, ведь до этого он хотел оставить живопись, полагая что супрематизм был конечной точкой в этом направлении. Появляются новые произведения. Среди них картина "Девушки в поле", написанная в 1912 году. На подрамнике картины была сделана надпись "Супранатурилзм". Малевич в своем новом термине объединил ранние понятия "Натурализм" и "супрематизм". Он снова пишет на крестьянскую тему, только уже в новом стиле. Теперь образы людей стали безликими: вместо лиц просто различные овалы. В картинах больше эмоций, трагизм и одновременно героизм и величие.

После 1927 года Малевич часто меняет места работы. С работой не ладилось, приходилось много ездить. Ему приходилось даже в Киев ездить преподавать. На Украине любили художника, даже писали о нем в газетах, целый цикл рассказов.

В 1928 году исполнилось 30 лет творческой работе Малевича. Он стал готовить персональную выставку в Третьяковской галерее. Это получился масштабный и эффектный проект.

В Киеве же в 1930 году проходит его персональная выставка, но она получает жесткую критику. После этого Малевича снова арестовывают и на несколько недель сажают в тюрьму.

В 1933 году его настигает неизлечимая болезнь. Умер Малевич в 1935 году. Его похоронили, как и завещал, в Немчиновке у дуба. Бул установлен памятник в виде куба с черным квадратом.

art-on-web.ru

Казимир Малевич - Художники

  1. Художники
  2. Фото: Хокусай Кацусика"Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
  3. Фото: Питер Пауль РубенсЗнаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!" В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…
  1. Художники
  2. Фото: Хокусай Кацусика"Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
  3. Фото: Питер Пауль РубенсЗнаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!" В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…
  4. Фото: Рембрандт ван РейнПервую биографию художника составил Ян Орлерс, бургомистр Лейдена. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Родители поместили его для изучения латинского языка в школу Лейденского университета, имея в виду поступление его впоследствии на…
  5. Фото: ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИНРепин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели... Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - оно…
  6. Фото: НИКОЛА ПУССЕНДелакруа так начинает исторический очерк о художнике: "Жизнь Пуссена отражена в его творениях и так же красива и благородна, как и они. Это прекрасный пример для всех, кто решил посвятить себя искусству". "Его творения служили для наиболее благородных умов примерами, коим…
  7. Фото: ДЖОЗЕФ ТЁРНЕРВ историю мировой живописи Тёрнер вошел как родоначальник принципиально нового отношения к цвету, создатель редких свето-воздушных эффектов. Знаменитый русский критик В.В. Стасов писал о Тёрнере: "...Будучи около 45 лет от роду, он нашел свою собственную дорогу и совершил тут великие чудеса.…
  8. Фото: МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВРУБЕЛЬБлистательному, самобытному художнику XIX - начала XX века М.А. Врубелю были подвластны монументальные росписи, станковая живопись, графика, скульптура. Судьба художника трагична: он много страдал и даже годы находился на грани безумия. Врубель много экспериментировал с красками, и поэтому часть его полотен…
  9. Фото: БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВИ.Е. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". "Большой русский художник - и с русской душой", - сказал о нем другой известный живописец - М.В. Нестеров. А вот что пишет Н.А. Саутин: "Кустодиев - художник разностороннего таланта. Великолепный живописец, он вошел в…
  10. Фото: ДЖОВАННИ ТЬЕПОЛОТворчество Тьеполо продолжало великие традиции венецианской живописи. Но только в двадцатом столетии он вновь получил то признание, которого заслуживает. Сегодня искусство Тьеполо считается самым значительным явлением в живописи позднего барокко. Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции 5 марта 1696 года. Его…
  11. Фото: Жан Батист Камиль КороФранцузский критик Эдмон Абу писал в 1855 году: "Месье Коро - единственный и исключительный художник вне всяких жанров и школ; он ничему не подражает, даже природе. Сам он неподражаем. Ни один художник не наделен таким стилем и не умеет лучше передать…
  12. Фото: ТИНТОРЕТТОТинторетто (настоящее имя - Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Он был сыном красильщика шелка. Отсюда и его прозвище Тинторетто - "маленький красильщик". Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих…
  13. Фото: Владимир Егорович МаковскийМаковский - один из популярнейших русских художников-жанристов второй половины XIX века. Он известен как автор многочисленных картин, правдиво и разносторонне показывающих жизнь самых различных слоев русского общества своего времени. Владимир Егорович Маковский родился 7 февраля 1846 года в семье Егора Ивановича…
  14. Фото: МАЗАЧЧО(1401 - ок. 1429) Творчество Мазаччо открывает XV век, который был веком наивысшего расцвета флорентийского искусства. Не будет преувеличением сказать, что наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо дал решающий импульс развитию ренессансного искусства. "...Флорентиец Томазо, прозванный Мазаччо, показал своим…
  15. Фото: АНРИ РУССОП. Элюар называл Руссо большим художником, который "заставил жить тучи и листья на деревьях и в то же время умел писать мечту". "К счастью для нас, - добавлял Элюар, - Руссо был убежден, что он должен показывать то, что он видит.…
  16. Фото: АМЕДЕО МОДИЛЬЯНИИзвестный критик Поль Юссон писал в 1922 году о Модильяни: "После Гогена он, несомненно, лучше всех умел выразить в своем творчестве чувство трагического, но у него это чувство было более интимным и обычно лишенным какой-либо исключительности. ...Этот художник носит в себе…
  17. Фото: Рафаэль СантиВыдающийся мастер барокко Л. Бернини считал Рафаэля первым среди великих и уподоблял его "большому морю, вбиравшему в себя воду всех рек". "Природа сделала миру этот дар, когда, будучи побеждена искусством Микеланджело Буонарроти, она захотела быть побежденной одновременно искусством и любезностью Рафаэля.…
  18. Фото: Джованни БеллиниДжованни Беллини (ок. 1433-1516) - выдающийся живописец, принадлежащий к венецианской школе, один из основоположников Высокого Возрождения. "В течение пятидесяти лет, - писал Бернсон в 1916 году, - Джованни вел венецианскую живопись от победы к победе. Он застал ее в тот момент,…

Казимир Малевич

Фото - Казимир Малевич«Казимир Малевич»

Основатель собственного абстрактного стиля - супрематизма - Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1878 (по другим данным - 1879) года в Киеве. Родители Северин Антонович и Людвига Александровна по происхождению были поляками. Позднее художник вспоминал: "Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь детства, были таковы: отец мой работал на свекло-сахарных заводах, которые по обыкновению строятся в глубокой глуши, в отдалении от больших и малых городов".

Около 1890 года отец переводится на завод, который находился в селе Пархомовка, около Белополья. Здесь Казимир оканчивает пятиклассное сельскохозяйственное училище: "Деревня... занималась искусством (такого слова я не знал тогда)... Я с большим волнением смотрел, как делают крестьяне росписи, и помогал им вымазывать глиной полы хаты и делать узоры на печке... Вся жизнь крестьян меня увлекала сильно... Вот на этом фоне во мне развивались чувства к искусству, к художеству". Спустя четыре года семья перебирается на завод в Волчке, а затем переезжает в Конотоп.

Как пишет Малевич в своей автобиографии: "Тюбики, палитра, кисти, зонтики, стул складной с самого Белополья не давали мне покоя. Мне было 16 лет, я уже рисовал, как мне казалось, все, и коров, и лошадей, и людей, как рисовали художники в журналах".

С 1895 по 1896 год Казимир недолго учится в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко. Потом случилось важное событие - семья Малевичей переезжает в Курск, где отец поступает на работу в управление железной дороги: "Город Курск в будущей моей биографии займет большое место. Работа моя в Курске развивалась под влиянием "передвижников" Шишкина и Репина, с которыми я был знаком по репродукциям. Природа стала для меня той действительностью, которую нужно в полной правдивости передать в этюде..."

Вместе с несколькими чиновниками, любителями живописи Казимир создает ателье и кружок любителей искусства. Он мечтает заработать деньги на учебу в Москве и поступает на службу в технический отдел управления железной дороги чертежником.

Осенью 1904 года Малевич приехал в Москву, где посещает с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище: "Москва иконная опрокинула все мои теории и привела меня к третьей стадии развития. Через иконописное искусство я понял эмоциональное искусство крестьян, которое любил раньше, но не уяснил всего того смысла, который открылся после изучения икон".

Казимир живет и работает в доме-коммуне художника В.В.

Фото - Казимир Малевич «Казимир Малевич»

Курдюмова в Лефортове. С 1906 по 1910 год Малевич учится в частной студии Ф.И. Рерберга. В 1907 году он выставляет два этюда на 14-й выставке "Московского товарищества художников". Художник принимает участие и на двух следующих выставках "Товарищества". На проходившей в конце года 16-й выставке показывает "Эскизы фресковой живописи".

В то время Малевич увлекается импрессионизмом. Примером могут служить серия картин весеннего сада: "Цветущие яблони", "Весна", "Весна - цветущий сад". Молодой художник сосредоточен на передаче общего состояния ликующей полноты природной жизни, купающейся в лучах ослепительного весеннего солнца.

Как указывает И.М. Егоров: "В творчестве Малевича конца первого десятилетия сосуществуют разные тенденции. Это и импрессионизм, соединяющийся с сезаннизмом ("Река в лесу"), и модерн, проявившийся в эскизах фресковой живописи ("Торжество неба"), и все усиливающиеся экспрессионистические и фовистские элементы. Эти спрессованность, наслоенность друг на друга различных стилей и манер характерны как для новейшего русского искусства, так и для творчества Малевича.

В "Автопортрете" (1908 или 1910-1911) обнаруживается общность с Матиссом, но очевидна и собственная манера, отличающаяся не столько чистотой стилевого выражения, сколько крайней решительностью и напором, отвечающим характеру мастера".

В 1909 году Малевич знакомится с Софьей Михайловной Рафалович и вступает во второй раз в брак. В декабре следующего года он участвует в первой из серии московских выставок "Бубновый валет", организованной Ларионовым и Гончаровой. Выставляет работу "Купальщицы" и два полотна с изображенными на них фруктами. Художник участвовал и в других выставках, инициированных Ларионовым: "Бубновый валет" (1910-11), "Ослиный хвост" (1912) и "Мишень" (1913).

Картины Малевича начала десятых годов ("Купальщик", "На бульваре", "Садовник", все - 1911) свидетельствуют об освоении им наследия Гогена и фовистов. На переходе от экспрессионизма к кубизму стоят такие работы, как "Крестьянки в церкви" (1912), "Крестьянка с ведрами и ребенком" (1912). Живопись в них еще более утяжеляется, стремится к геометричности, не обнажая еще объемных структур, она сохраняет декоративную плоскостность.

С 1912 года начинается творческое содружество Малевича с поэтом-заумником А.Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым; художник участвовал в ряде изданий русских футуристов. Как отмечает А.С. Шатских: "Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название "кубофутуризм": кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом ["Точильщик (Принцип мелькания)", 1912, и др.].

Работа над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 года футуристической оперы "Победа над Солнцем" впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма.

«Казимир Малевич»

В живописи в это время художник разрабатывал темы и сюжеты "заумного реализма", использовавшего алогизм, иррациональность образов как инструмент разрушения окостеневшего традиционного искусства; алогическая живопись, выражавшая заумную, трансрациональную реальность, была построена на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывавшихся в композицию, наполненную неким смыслом, посрамляющим обыденный разум своей непостижимостью ("Дама на остановке трамвая", 1913; "Авиатор", "Композиция с Моной Лизой", обе 1914; "Англичанин в Москве", 1914, и др.)".

На второй "Последней футуристической выставке картин" 1915 года, названной "0,10 (ноль-десять)" проходившей в Петрограде, Малевич показывает 39 новых картин. Это были беспредметные работы, представленные под названием "Новый живописный реализм". Среди картин был и знаменитый "Черный квадрат".

В своем эссе 1915 года "От кубизма к супрематизму" Малевич совершенно определенно высказывался о том, что движение и цветовые ощущения занимают главенствующее положение по отношению к форме: "Мне кажется, нужно передать чисто красочное движение так, чтобы картина не могла потерять ни единой своей краски. Движение, бег лошади, паровоза, можно передать однотонным рисунком карандаша, но передать движение красных, зеленых, синих масс - нельзя. Поэтому нужно обратиться непосредственно к массам живописным, как таковым, и искать в них форм, им присущих".

В конце концов, в супрематизме остались только динамические цветовые ощущения, передаваемые через цветовые прямоугольники. Они могут относиться к земным объектам в той же мере, в какой они могут представлять энергии, приносимые космосом, но в то же время они являют собой достижение художника в его стремлении изобразить свои ощущения как таковые.

"Черный квадрат", по замыслу Малевича, воплощает идею новой духовности, является своего рода иконой, пластическим символом новой религии. Д. Сарабьянов замечает, что "это был рискованный шаг к той позиции, который ставит человека перед лицом Ничего и Всего".

С резкой критикой Малевича выступил А. Бенуа: "Черный квадрат в белом окладе. Это не простая шутка, не простой вызов, не случай или маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели".

Художник ответил Бенуа письмом: "И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем.

Фото - Казимир Малевич «Казимир Малевич»

Не правда ли? Я не слушал отцов и я не похож на них. И я - ступень. В искусстве есть обязанность выполнения его необходимых форм, помимо того, люблю я их или нет. Нравится или не нравится - искусство об этом вас не спрашивает, как не спросило, когда создавало звезды на небе". Таким образом, Малевич проводит аналогию между творческими и космическими процессами, уподобляя создание картины мирозданию.

В июне 1916 года Малевич призывается на военную службу. Служит в Смоленске. После Февральской революции присоединяется к Объединению левых художников. В августе избран в московский Совет солдатских депутатов (председатель художественного отдела).

В первые дни Октябрьской революции художник избирается членом комиссии по охране художественных ценностей Кремля. В марте и апреле 1917 года он пишет серию статей для газеты "Анархия", в которых выступает против консервативных сил, пытающихся сохранить свою власть в мире искусства.

"В период с 1913 по 1918 год художник создает супрематические полотна - парящие в белом космическом безвесии плоскостные геометрические комбинации, последующие за "Черным квадратом" буквы нового языка, складывающиеся в слова и сочетания, - пишет И.М. Егоров. - Как правило, это простейшие геометрические первоформы - круг, крест, прямоугольник, линия. Иногда супрематические картины по традиции сопровождали неожиданные и достаточно произвольные наименования, как-то: "Живописный реализм футболиста", "Красочные массы в 4-м измерении", "Автопортрет в 2-х измерениях". Впоследствии Малевич обозначает их просто супрематизмы под номерами, иногда как динамические супрематизмы. Формы наполняются чисто космическим смыслом - планеты, геометрические спутники бесшумно мчатся в белом пространстве космоса, подчиненные законам космической гравитации, образуют тяготеющие друг к другу или взаимоотталкивающиеся комбинации".

В июне 1919 года Малевич завершает свою первую большую теоретическую работу "О новых системах в искусстве". В сентябре едет работать в Витебск, в Народную художественную школу, которую возглавлял М. Шагал. Он хочет ввести новую систему художественного образования, при которой все формы искусства развиваются на основе супрематизма. В следующем году Малевич организует в Витебске группу "Уновис" ("Утвердители нового искусства").

"Не я ли тот новый земной череп, в мозгу которого творится новый расцвет и создает новые жизни, которые мы называем изобретением", - пишет он в вышедшей в Витебске работе "О новых системах в искусстве".

"В витебский период возникает идея "прибавочного элемента" и попытка применить ее в педагогической практике, - пишет И.М.

Фото - Казимир Малевич«Казимир Малевич»

Егоров. - Суть теории "прибавочного элемента" заключается в следующем. В каждой живописной системе можно выявить и выделить основной формообразующий признак или элемент, составляющий ее конструктивную основу. Выделение этого элемента дает возможность понять данную систему и освоить эволюционный путь перехода одной живописной системы в другую, например кубизма в супрематизм. Выявление этого признака и есть выявление "прибавочного элемента".

1922 году вместе с учениками художник уезжает из Витебска в Петроград. Он участвует в берлинской Первой русской художественной выставке. В следующем году Малевич назначается директором Музея художественной культуры, позднее преобразованного в Институт художественной культуры. В 1926 году его снимают с поста директора, а Институт закрывается. Годом ранее Малевич снова женится, на этот раз на Наталье Андреевне Манченко.

В 1927 году Малевич едет в Германию, где экспонирует свои работы в отдельном зале Большой Берлинской художественной выставки.

После логического завершения супрематического периода Малевич стремился использовать его находки и достижения в применении к предметной живописи, к более традиционному искусству. Так появляется так называемый второй крестьянский цикл.

"Второй крестьянский цикл не имеет ничего подобного в русском и мировом искусстве, - считает И.М. Егоров. - Он сохраняет общечеловеческий смысл при всей связи с русской духовной и пластической культурой, то есть обладает значимостью всякого большого искусства, соединяющего национальное и вселенское начала. Его крестьянские образы как бы предстоят перед лицом вечности". Д.В. Сарабьянов рассказывает о некоторых картинах цикла:

"В "Женщине с граблями" строго геометризированный пейзаж, почти нигде не освобожденный от чертежного начала, усеян на горизонте силуэтами домов - уже не крестьянских изб, а каменных зданий, окрашенных, как и отдельные части фигуры, в красный, белый, черный и желтый цвета. В этом фоне - то же свидетельство вторжения цивилизации в деревенский мир. Правда, "Женщина с граблями" не столь конфликтна, как "Голова крестьянина". При сходстве общей красочной гаммы в ней нет обнаженного противостояния человека и мира, она в известной мере формализована, цветовые пятна распределены достаточно равновесно и спокойно. В картине нет той "гармонии отчаяния", которой проникнута "Голова крестьянина".

Как и "Женщина с граблями", один из самых крупных по размерам холстов второй крестьянской серии - "Девушки в поле" (1928-1932) - тоже кажется лишенным сверхнапряженной конфликтности.

Обозначенная самим Малевичем как "супранатурализм", эта картина намечает действительное равновесие между предметностью и беспредметностью, между знаками супрематического бытия, реализованными в геометрических формах и ритмизирующих всю картинную поверхность по довольно строгому закону вариантов и подобий - с одной стороны, и реальными формами женских фигур - с другой".

В 1930 году Малевич читает курс лекций в Доме искусств в Ленинграде. Его неожиданно арестовывают и несколько месяцев держат в тюрьме, подвергая допросу. Но в 1931 году художник получает экспериментальную лабораторию в Государственном Русском музее. Его работы включены в экспозицию выставки "Искусство эпохи империализма". Большое количество работ Малевича представлено на выставке "Советское искусство за 15 лет".

В 1933 году Малевич тяжело заболевает. Он умирает 15 мая 1935 года. Урна с его прахом была захоронена около дачи в Немчиновке. Место отмечено белым кубом с черным квадратом на нем. Похороны Малевича превратились в символический акт. "Малевича хоронили с музыкой и в супрематическом гробу, - записала свои впечатления Л.Я. Гинзбург. - Публика стояла на Невском шпалерами, и в публике говорили: наверное, иностранец!.. Супрематический гроб был исполнен по рисунку покойника. Для крышки он запроектировал квадрат, круг и крест, но крест отвели, хотя он и назывался пересечением двух плоскостей. В этом проекте гроба есть отношение к смерти, чужой и своей".

 

  1. Люди и биографий — Художники
  2. Фото: Хокусай Кацусика"Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
  3. Фото: Питер Пауль РубенсЗнаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!" В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…

  Рейтинг — 7918, Статистика просмотров сегодня — 2

the100.ru

Русская живопись. Художник Малевич Казимир Северинович. Биография. Картины

Малевич Казимир Северинович

Основные направления в творчестве художника – Кубизм и Супрематизм. В 1910-е годы во многом благодаря Малевичу русская живопись совершила качественный рывок в развитии, став в авангарде мирового художественного развития. Считал, что супрематизм не изолированное явление, лишенное корней, а очередной шаг в развитии мировой художественной культуры. Просмотреть картины Малевича

Биография и творческая деятельность

В тридцатые годы Малевич и его школа были вычеркнуты из художественной жизни советской России, из истории советского искусства. Глухое молчание на долгие десятилетия воцарилось вокруг его имени. Так что же принес этот художник в русское искусство и мировой авангард XX века?

Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1878 года в Киеве в семье выходцев из Польши. Его отец, Северин Антонович Малевич, работал управляющим на сахароваренном заводе. Мать, Людвига Александровна, занималась детьми. Их в семье было 14, а Казимир был первенцем. Людвига Александровна была творчески одаренной натурой: она писала стихи по-польски, вышивала, вязала, плела кружева, под ее руководством мальчик обучился всем приемам женского рукоделия.

Работа отца требовала частых перемещений, поэтому детство будущий художник провел в украинских селениях, среди малороссийской природы и картин крестьянского труда и сельского быта. Мать однажды подарила сыну ящик с полным набором красок, и с тех пор, с 15 лет, Казимир не расставался с кистью. В семнадцатилетнем возрасте ему довелось провести некоторое время в Киевской рисовальной школе Н.И. Марушко.

В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Вскоре будущий художник женились на Казимире Зглейц, дочери курского лекаря. Казимира стала фельдшером. У них было двое детей - сын Анатолий (он прожил всего 14 лет) и дочь Галина. Содержание семьи требовало средств, и Малевич поступил на службу в Управление Курско-Московской железной дороги. Вместе с единомышленниками Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок. Страсть к рисованию сыграла свою судьбоносную роль, и Малевич методично, в течение трех лет (с 1905 по 1907), пробовал (безуспешно) поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1907 году Малевич перевез в Москву семью.

Ранние работы Малевича - картины «Весенний пейзаж», «Церковь », «Бульвар», «Цветочницы», «Девушки без службы», «На бульваре». В 1905 году, не попав в училище, Малевич стал заниматься у И.Ф. Рерберга. Тот был одним из учредителей Московского Товарищества художников, на выставках которого с 1907 по 1910 год Малевич регулярно показывал свои работы. В школе Рерберга Малевич познакомился и подружился с Иваном Васильевичем Клюнковым - ключевой фигурой для будущего авангардиста. Именно в его дом Малевич перевез семью.

В 1909 году Малевич женился вторично - на детской писательнице Софье Михайловне Рафалович. Дачный поселок Немчиновка, где у тестя-врача был дом, превратился для художника в самое дорогое место на земле - с конца 1900-х годов и до конца жизни все свободное время он старался провести в Немчиновке и ее окрестностях.

На рубеже десятилетий в гуашах «Женский портрет», «Автопортрет», «Человек в острой шапке», «Натюрморт» возникли новые качества его живописи - энергия, экспрессивность, упругая контурная обводка, мощная цветовая гамма. Москва начала XX века жила напряженной художественной жизнью. Москва смотрела на Париж, училась у него, но уже начинала противоборствовать Парижу, готовясь стать мировым художественным центром. Десятилетия, которые ушли во Франции на обновление искусства, уплотнились в России в несколько лет. В 1908 году во Франции возникает кубизм, а в 1913 году русское искусство, совершив за это пятилетие головокружительную эволюцию, оставляет кубизм позади, открывая новые горизонты, и становится в авангарде мирового художественного развития. Французские кубисты остановились перед чертой беспредметности. Этот рубикон решительно перешло русское искусство в работах Кандинского, Ларионова, Филонова, Матюшина и Малевича.

В 1910-х годах Малевич часто принимает участие в различных выставках, в том числе и в Петербурге в «Союзе молодежи» . На выставке «Ослиный хвост» (март-апрель 1912 года) Малевич экспонировал уже более двух десятков работ, среди которых - «Аргентинская полька», «Провинция», «Купальщик», «Садовник», «Полотеры» и другие. Все картины были еще сюжетно-бытовыми. Однако Малевич напряженно и трудно нащупывал единственно верную истину: картина должна представлять собой самостоятельный организм, который развивается и строится по своим собственным законам. Ориентирами на этом пути ему служили французские фовисты («дикие»), прозванные так за пронзительную мощь цвета.

Малевич пишет свою крестьянскую серию: «Жница», «Плотник», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Уборка ржи», «Голова крестьянской девушки», «Утро после вьюги в деревне». Уже хорошо виден решительный перелом в искусстве Малевича: фигуры крестьян примитивистски упрощены, преднамеренно укрупнены и деформированы во имя большей выразительности, иконописны по звучанию цвета и строго выдержанной плоскостности.

Картина «Точильщик (Принцип мелькания)», созданная в 1912 году, превратилась в классическое полотно русского кубофутуризма, а второе название говорило о том, чего добивался автор. Кубофутуристические портреты Малевича - портрет Клюна, портрет М. Матюшина - воссоздавали человеческий облик, сконструированный из разнообразных зрительных переживаний, из ассоциативных цепочек, совокупности впечатлений, в которых художник стремился выразить суть личности.

В 1913 году в Петербурге Малевич оказался в эпицентре русского авангарда. Он вступил в «Союз молодежи». Семья Малевича в это время находилась в Кунцево, неподалеку от Немчиновки: это было много дешевле, чем снимать квартиру в Москве. Нехватка денег была хронической, иногда средств не хватало даже на холст, и в ход шла мебель. Три полки обыкновенной этажерки стали бессмертными, став тремя картинами Малевича - «Туалетная шкатулка», «Станция без остановки» , «Корова и скрипка».

На первой футуристической выставке картин «Трамвай В», открывшейся в марте 1915 года в Петрограде, Малевич представил шестнадцать работ: среди них кубофутуристические холсты «Дама у афишного столба», «Дама в трамвае», «Швейная машина». Против же номеров 21 - 25, заканчивающих список работ Малевича в каталоге, было написано: «Содержание картин автору неизвестно». Среди них - картина «Композиция с Моной Лизой», с которой рождается супрематизм Малевича.

Малевич написал первую брошюру «От кубизма к супрематизму» . Это книжечка-манифест распространялась на вернисаже Последней футуристической выставки картин «0.10» (ноль-десять), открывшейся 17 декабря 1915 года в помещении Художественного бюро Надежды Добычиной. Сотоварищи не готовы были безоговорочно принять новое направление. Малевичу не разрешили назвать свои картины «супрематизмом» ни в каталоге, ни в экспозиции, и ему пришлось буквально за час до вернисажа написать от руки плакаты с названием «Супрематизм живописи» и развесить их рядом со своими работами. Над 49 своими картинами он водрузил знаменитый «Черный квадрат».

«Черный квадрат» вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к формуле, где доминируют полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшими в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя. Черный квадрат знаменовал чистый акт творения.

Малевич хотел доказать, что супрематизм не изолированное явление, лишенное корней, а очередной шаг в развитии мировой художественной культуры. В мае 1915 года, защищая свое новое искусство, художник писал критику А.Н. Бенуа: «И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни с временем. Не правда ли? Я не слушал отцов, и я не похож на них. И я - ступень». В родном языке художника, польском, слово «супрематия» означало «превосходство», «главенство», «доминирование». Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи.

На Пятой выставке «Бубнового валета» в ноябре 1916 года в Москве художник показал шестьдесят супрематических картин, пронумерованных от первой до последней. Под номером первым экспонировался «Черный квадрат», затем «Черный крест», под третьим номером - «Черный круг».

После Октябрьской революции Малевич продолжил обширную деятельность - он занимал ряд постов в официальных органах Народного комиссариата просвещения. Особую его заботу вызывало развитие музейного дела в России; он активно участвовал в музейном строительстве, разрабатывая концепции музеев нового типа, где должны были быть представлены и работы авангардистов. Такие центры под названием «Музей живописной культуры», «Музей художественной культуры» были открыты в обеих столицах и некоторых провинциальных городах.

В июле 1919 года Малевич написал свой первый большой теоретический труд «О новых системах в искусстве». Желание издать его и нарастающие житейские трудности - жена художника ждала ребенка, семья жила под Москвой в холодном нетопленом доме - заставили его принять приглашение Марка Шагала переехать в Витебск, где работало Народное художественное училище.

До 1927 года Малевич не был за границей, хотя знакомство с зарубежной художественной жизнью, обучение в европейских городах и школах было обязательным этапом почти для всех отечественных живописцев. В начале марта 1927 года Малевич прибыл в Варшаву, организовал выставку, прочел лекции. Вскоре Малевич был уже в Берлине. Творчество русского новатора было по достоинству оценено немецкой художественной общественностью. По требованию, изложенному в официальном письме, Малевич срочно выехал в СССР, оставив на попечение немецких друзей свои работы. После возвращения на родину Малевич был арестован и провел несколько недель в заключении. Друзья приложили все усилия для освобождения художника. Картины и архив, оставленные на Западе, пережили целый ряд злоключений. Однако наследию Малевича удалось уцелеть даже при гитлеровском режиме. Единственной работой опального художника, признанной официальной историей советского искусства, была «Красная конница».

В 1923 - 1926 годах Казимир Малевич руководил ленинградским Государственным институтом художественной культуры (ГИНХУК). Это был первый в мире научный центр, разрабатывавший новейшие пластические проблемы, возникшие после кубизма. Но уже с середины двадцатых годов институт начинает испытывать всевозрастающее давление пресловутого АХРР - Ассоциации художников революционной России. Летом 1926 года ГИНХУК открыл свою очередную отчетную выставку, а 10 июня в «Ленинградской правде» появилась статья ахрровского критика Г. Серого «Монастырь на госснабжении» .Статья переводила критику искусства в идеологическую плоскость и была настоящим политическим доносом. В ней сотрудников называли «юродивыми, занимающимися откровенной контрреволюционной проповедью». Институт был закрыт.

После 1927 года в трудовой книжке Малевича все чаще и чаще менялись записи о местах службы. Его переводили в разные институты, музеи и организации. Поэтому он охотно откликнулся на приглашение Киевского художественного института и с 1929 года ездил туда преподавать, проводя каждый месяц две недели в Киеве. Украинские авангардисты высоко чтили бывшего земляка: в харьковском журнале «Новая генерация» с апреля 1928 года печатался цикл статей, в основу которого был положен историко-теоретический труд Малевича «Изалогия». На Украине его продолжали печатать и тогда, когда все московские и ленинградские издания оказались закрытыми для художника.

Тридцатилетний творческий юбилей Малевича был отмечен выставкой, организованной в Третьяковской галерее.

Неизлечимая болезнь открылась осенью 1933 года. Предчувствуя безвременный уход, Малевич завещал похоронить себя близ Немчиновки у дуба, под которым любил отдыхать. 15 мая 1935 года художник умер. После кремации урну с прахом погребли на поле под дубом. Над захоронением был установлен памятник - куб с Черным квадратом. Во время войны могила и памятник были разрушены. Памятный знак был восстановлен в 1988 году.

Картины Малевича  

mail.art19.info


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта