Гелий Коржев. Поднимающий знамя: о чем эта картина. Картина поднимающий знамя


о чем эта картина: ochendaje

Самое необычное в картине — ракурс. Поднимающий знамя изображен в 45–градусной аксонометрии. Как будто бы мы смотрим на него в телескоп через пространство и время с вершины какой–то пирамиды (наверное, это пирамида коммунизма), в основание которой, рядом с товарищами, вот–вот ляжет его тело. А он в ответ смотрит наверх, на еще не родившихся нас.

Картина Гелия Коржева "Поднимающий знамя" — знаковая работа, отмечающая точку перехода однообразного и формального сталинского соцреализма к более искренней и разнообразной стилистике. Сейчас эта живопись не в моде, и нам трудно поверить, что полотно, являющееся частью триптиха "Коммунисты" — то есть, по умолчанию, элемент социалистического официоза — может представлять художественную ценность. Но, однако же, перед нами большая живопись — картина выразительна, она излучает энергию, агрессию, силу. Динамичная композиция с обрезанными фигурами, резкое сочетание простого открытого цвета знамени и мерцающего сумрачного колорита остальной части полотна — всё это делает картину запоминающейся.

Самое необычное в картине — ракурс. Поднимающий знамя изображен в 45–градусной аксонометрии. Как будто бы мы смотрим на него в телескоп через пространство и время с вершины какой–то пирамиды (наверное, это пирамида коммунизма), в основание которой, рядом с товарищами, вот–вот ляжет его тело. А он в ответ смотрит наверх, на еще не родившихся нас.

Сюжет картины очень обобщенный — очевидно, что автор намеренно изобразил рабочего архетипичным, убрав все конкретные признаки времени и места. Вернее, не совсем все — трамвайные рельсы и крышка канализационного люка показывают нам, что дело происходит в большом городе. Рабочий изображен как человек, полностью слившийся с городской и заводской культурой — он брит, носит рубашку и брюки городского покроя, ботинки со шнурками; рабочие, сохранявшие культурную связь с деревней, выглядели более консервативно. Но вот когда происходят описанные события, мы догадаться не можем. То ли революция 1905–1907 годов, то ли какой–то позднейший эпизод борьбы, то ли Февральская революция или же большевистские выступления при Временном правительстве. Более того, самые известные из городских уличных кровопролитий — Кровавое воскресенье и Декабрьское восстание в Москве — происходили зимой, так что картина явно не про них.

До какой степени изображенное на картине исторично? Для разных периодов по–разному. До Кровавого воскресенья (9 января 1905 года) стрельба по толпе казалась простому человеку невозможным делом — этим и был определен тот невообразимый шок, который испытало общество от расстрела. Дальше дело покатилось под откос, уровень насилия начал нарастать. Особенно плохо дела пошли после объявления Октябрьского манифеста. Пиком насилия стало Декабрьское вооруженное восстание в Москве, после подавления которого правительство в целом начало брать верх, и беспорядки стали медленно затухать. Кое–какая стрельба постоянно раздавалась на улицах крупных городов до конца весны 1906 года. Потом страна успокоилась, и стрельба по собраниям протестующим снова постепенно превратилась в экстраординарное происшествие. Расстрел рабочих на Ленских приисках в апреле 1912 года опять стал шоком — к этому моменту страна уже совсем отвыкла от стрельбы.

Итак, изображенное на картине можно считать вполне достоверным для осени 1905 года, и сильным преувеличением для любых эпизодов рабочей борьбы периода 1907–1914 годов.

Что ждет поднявшего знамя? По картине очевидно, что его пристрелят прямо сейчас. В большинстве реальных жизненных ситуаций той эпохи обстановка была несколько безопасней. На глаз, вероятности получить пулю в лоб / попасть на каторгу / отправиться в ссылку / отсидеть две недели под арестом / вернуться домой целым или с синяками относились друг к другу как 1 : 20 : 30 : 100 : 1000. Но, скажем честно, и для того, чтобы не испугаться неприятностей такой вероятности, надо иметь много смелости — приблизительно столько же, сколько требовалось от участников киевского Майдана в его последние дни. Сегодня мы не видим в России людей, демонстрирующих тот же уровень отваги, что и поднимающий знамя.

Что означает красное знамя? Для дореволюционного периода это не знамя коммунизма и не знамя РСДРП как отдельной партии. Напротив, это знамя социалистического и профсоюзного движения в самом широком его понимании. Красное знамя на рабочей демонстрации значит одно — рабочие имеют не только трудовые требования, но еще и выражают политические взгляды, включающие в себя требования широкой реформы взаимоотношений рабочих и предпринимателей.

Красное знамя много значило для властей. Пока рабочие выступали с лозунгами чисто профсоюзного толка, их действия не составляли уголовного правонарушения. Появление красного флага, даже при отсутствии антиправительственных лозунгов, автоматически обозначало, что данное сборище людей преследует политические цели и превращало всех участников идущей под этим флагом процессии в преступников. В реальной практике власти никогда не преследовали всех участников таких шествий поголовно, они выделяли нескольких либо истинных, либо мнимых организаторов, и им уже доставалось на полную катушку. Но именно то, что иногда под раздачу попадали случайные люди, и делало участие в демонстрации под красным флагом опасным для каждого.

Теперь мы перейдем к самому сложному моменту — а почему, собственно говоря, рабочий оказался под красным, то есть политическим, знаменем, а не под чисто профсоюзным лозунгом? В этом и заключалась трагедия страны — царизм совершил большую глупость, подавив чисто трудовое протестное движение, в результате чего получил не успокоение, а поголовную революционизацию рабочих. Тактика РСДРП заключалась в мягкой политизации рабочего протеста. Типовые требования бастующих, составленные при участии партийных активистов, выглядели так: вначале шли невинные требования улучшения условий труда (типа обеспечения питьевой водой в цехах), потом стандартное требование повышения зарплаты или увеличения расценок (нормальное и здоровое для забастовки), потом требование восьмичасового рабочего дня (затруднительное для отдельного предпринимателя) — с этим требованием уже обычно появлялся красный флаг, а под конец уже шло "долой самодержавие", вслед за которым появлялись казаки, нагайки, солдаты и начинали свистеть пули.

Поскольку чисто профсоюзных активистов (а они всегда склонны действовать легально) гнобили, активисты революционных партий (умевшие действовать подпольно) взяли верх. В сознании рабочих разумные требования, выдвигаемые в ходе трудовых конфликтов, и призывы к уничтожению царского строя постепенно слились воедино. Когда в 1912 году правительство дало задний ход и разрешило рабочим создать самоуправляемые больничные и страховые кассы, было уже поздно — офисы этих касс автоматически превратились в штаб–квартиры РСДРП на предприятиях. То, что социал–демократы влились в рабочую борьбу, сделало ее менее результативной для рабочих (чем более завышены требования, тем менее вероятна их реализация) и более деструктивной по отношению к общеполитической ситуации.

Какой мир хочет создать поднимающий знамя? Трудно поверить, но это отнюдь не знакомый нам социализм в советской версии, и уж тем более не военный коммунизм. Программа РСДРП, принятая на II съезде в 1903 году — это вполне умеренная и респектабельная программа, обычная для всякой европейской социал–демократической партии. Демократия со всеобщим избирательным правом, стандартный набор политических прав, всеобщее равенство, социальное страхование с пособиями по болезни, безработице и старости, всеобщее бесплатное образование, прогрессивный подоходный налог, восьмичасовой рабочий день, справедливые процедуры разрешения конфликтов рабочих с предпринимателями — вот и всё, чего требует рабочий на картине.

Никаких ужасов, впоследствии совершенных большевиками — партийной диктатуры и подавления всех гражданских свобод, конфискации частных бизнесов и перехода на плановую экокномику, репрессий "буржуазии" — в этой программе нет. Изображенный на картине рабочий не предвидит будущего и борется за тот комплекс идей, который в настоящий момент и является основой строя развитых европейских стран. Это благородные и разумные идеи, не потерявшие актуальности и сегодня. Тот мир, который он мечтает создать, более похож на Францию 1937 года, чем на Советский Союз 1937 года.

Что дала нам эта борьба? Как легко заметить, далеко не всё из программы РСДРП реализовано в России на сегодняшний момент. Но, однако же, одна замечательная вещь досталась нам непосредственно как результат героизма и упорства рабочих — восьмичасовой рабочий день. Этот лозунг, в связи с его явной невыполнимостью и привлекательностью для рабочих, считался наиглавнейшим боевым требованием социал–демократии. Как результат, уже после Февральской революции восьмичасовой рабочий день был немедленно самими же рабочими введен во всей промышленности. А большевики, наплевавшие на большую часть своих предреволюционных обещаний, уже не нашли решимости отказаться от 8 часов, хотя им, наверное, очень того хотелось. Об этом завоевании говорили так долго и так много, за него столько бились, что оно стало неотъемлемым.

Сейчас мир вокруг нас быстро изменяется, и с каждым днем наши прадеды, имевшие смелость встать, поднять знамя и идти под пули за то, чтобы мир вокруг них стал справедливей и лучше — а этой смелости так не хватает нам сегодня — вызывают всё большее уважение. Малосимпатичные, простоватые, грубые, злые — как рабочий на этой картине — они сумели выдвинуть из своей среды героев. Их история и их борьба были присвоены послереволюционной коммунистической партией, влились в официозный миф сгинувшего социалистического строя и вместе с ним были преданы забвению. Теперь настает время снова вспомнить их смелость и их благородные намерения. Этот пост написан мною для того, чтобы всякий, кто собирается и уходит с работы по окончании восьмичасового рабочего дня — а ведь начальник, наверное, хотел бы, чтобы вы поработали еще пару часов, — осознал бы, что это право досталось народу дорогой ценой. Площади наших городов политы кровью предков для того, чтобы мы жили так, а не хуже.

P.S. Ссылка в заголовке ведет на отличную книгу "Полгода русской революции" — живой дайджест прессы осени 1905 — весны 1906 года. Прочитайте и окунитесь в поток жестоких и драматических событий.

Картину можно кликнуть и рассмотреть подробнее:

ochendaje.livejournal.com

Поднимающий знамя

Поднимающий знамя  — центральная картина из триптиха «Коммунисты» Гелия Коржева .

Картина принесла известность художнику и стала его своеобразной визитной карточкой. [1] [2]

Триптих был в 1961 году отмечен Золотой медали Академии художеств СССР , за него художник в 1966 году удостоен Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина . Считается одним из двух основных советских триптихов наряду с триптихом «Александр Невский» П. Д. Корина . [3]

Описание

Триптих «Коммунисты» посвящён Великой Октябрьской революции и помимо центрального полотна «Поднимающий знамя» включает в себя с левой части картину «Мастерская» (известна так же как «Гомер» или «Рабочая студия»), где изображён красноармеец-скульптор ваяющий гипсовый бюст Гомера  — певца древних героев, в правой части картина «Интернационал» на которой изображены два бойца на поле боя — знаменосец и трубач, играющий революционный гимн . Сам художник наиболее удачными считал центральную и левую части триптиха. [4]

Тема революционной борьбы поставлена художником широко, он не изображает каких-либо конкретных событий и исторических личностей, но триптих не внеисторичен: место действия — рубеж XIX и XX веков; действующие лица — русские рабочие; события — Революция и Гражданская война в России . [5]

Три холста триптиха составляют единое повествование, но каждый из них — законченная и цельная картина, и «Поднимающий знамя» освещает кульминационный момент революционной борьбы. [5]

Полотно «Поднимающий знамя»

Грубый булыжник мостовой, трамвайные рельсы — немногими деталями дается представление о месте и времени действия — эпохе революционных выступлений русского пролетариата. [6]

Безымянный боец революции поднимает Красное знамя , выпавшее из рук погибшего товарища. Он вопреки обстоятельствам готов до конца выполнить свой долг. [7]

Грубые мозолистые руки русского рабочего-большевика крепко сжимают древко, в изможденном лице затаённая ненависть и готовность отдать жизнь во имя свободы и справедливости. [6]

И такое напряжение воли чувствуется в этом рабочем, в том, как пригнулся он к земле, как вздулись жилы на его руках, как поднята его голова, чтобы смотреть вперед, только вперед, что нет сомнения — он выпрямится и поднимет знамя во что бы то ни стало [5]

Критика

Картина характерна для Гелия Коржева — представителя « сурового стиля » в живописи, но всё же « впечатляет особая тяжеловесная материальность всего изображённого ». [5]

Несмотря на сдержанность красочной гаммы, здесь улавливаются лаконизм и богатство содержания [7]  — на фоне серой булыжной мостовой красное полотнище знамени буквально «горит и рдеет», что особо заметно в сравнении с блеклыми красками степного марева и стёртости контуров правой части триптиха и ровными чертами при спокойном дневном свете его левой части. [5]

Хотя картина отличается большой сдержанностью в колористическом отношении, сила ее эмоционального воздействия велика. Алый, словно пролитая кровь, цвет знамени звучит как набат в сопоставлении с грязно-серой булыжной мостовой.

В композиции заметно влияние киноискусства: изображенное у самого нижнего края картины лицо убитого со странной преувеличенностью его черт подсказано приёмом « крупного плана ». [5] Как бы «не вошедшие в кадр» детали невольно в воображении воспроизводят всю картину только что произошедшего здесь боя. [7]

Искусствовед Валерий Турчин , указывая на определённые параллели с наследием Василия Сурикова отмечал, что Гелий Коржев воспринял значение и суть национальной живописной традиции . [8]

Сотрудник отдела искусства второй половины XX века Государственной Третьяковской галереи Анна Дьяконицына отметила, что картина входит в число лучших произведений выдающихся мастеров исторической живописи:

Здесь мастерски достигнуто столь значимое в решении большой картины единство формы и содержания. Момент волевого усилия, грозной решимости для поступка, меняющего ход событий, передан Коржевым в пластическом строе композиции. Масштаб полотна и фигуры героя, выбор крупного плана, компоновка сцены по принципу кинокадра, фактурная осязательность изображенного, пронизывающая всю материю, позволяют живописцу найти ту форму, которая переносит художественное действие из сферы повествования в область экзистенции.

— Анна Дьяконицына, научный сотрудник Государственной Третьяковской Галереи [4]

В советских источниках по искусствоведению картине предавался конкретный смысл: кровь пролетария на городских мостовых, жар битв за Красное знамя на просторах России и жажда творчества в рабочем человеке с мозолистыми трудовыми руками — « таким образом художник наглядно раскрыл смысл и цели народной борьбы, великого созидания — строительства коммунизма ». [5] Но начиная с 2000-х годов картину описывают как символичную, но привязанную к историческому моменту:

Картина, пожалуй, наиболее символична. Примечательно, что Коржев вообще в своих картинах не изображает каких-либо конкретных событий и героических личностей. Художник воспроизводит фрагмент жизни коммуниста, борца революции, безымянного героя. Он поднимает красное знамя с булыжника серой мостовой, ставшей полем классовой битвы.

— доктор философских наук, профессор кафедры культурологии Ледовских Н.П [7]

При этом сам художник в одном из своих поздних интервью сказал, что картина по сути не политическая: « Я изобразил героический поступок, общий для всего человечества, а не конкретный поступок коммуниста. Лично я разделяю идеи коммунизма , поэтому я назвал триптих так как назвал, но картина сама по себе не о коммунизме, она о героическом поступке. » [9]

Литература

  • Басыров А. Я. — История создания одного произведения. Г. М. Коржев. Триптих «Коммунисты». — Л.: Художник РСФСР, 1988.
  • Raising the Banner: The Art of Geli Korzhev / The Museum of Russian Art. — Minneapolis, Minnesota 55419, USA: The Museum of Russian Art // September 10, 2007 — January 5, 2008.// — P. 144

Примечания

  1. ↑ Эта композиция дала название персональной выставке Г. М. Коржева, показанной в Музее русского искусства в Миннеаполисе в 2007—2008 годах.
  2. ↑ Анна Дьяконицына  — Гелий Коржев: имею право , Журнал «Третьяковская галерея» № 3(52) за 2016 год
  3. ↑ Статья «ПОЛИПТИХ, ТРИПТИХ» // Энциклопедический словарь юного художника Автор: Составители Н. И. Платонова, В. Д. Синюков Издательство: Педагогика Год издания: 1983 Страниц: 416
  4. ↑ 1 2 Анна Дьяконицына - Гелий Коржев: имею право , Журнал «Третьяковская галерея» №3(52) за 2016 год
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Орлова М. А. — Историко-революционная тема в советском изобразительном искусстве  — Москва: Искусство, 1964 — 46 с.
  6. ↑ 1 2 3 Г. М. Коржев. Поднимающий знамя. Центральная часть триптиха «Коммунисты» // Колпинский Юрий — Всеобщая история искусств в шести томах. Том 6. Книга 2 (с иллюстрациями), 1965—127 с.
  7. ↑ 1 2 3 4 Ледовских Н.П., доктор философских наук, профессор кафедры культурологии - Поднимающий знамя , 2008
  8. ↑ Turchin V. The Art of Geli Korzhev // Raising the Banner. P. 42-52.
  9. ↑ Marianne Combs  — Socialist art finds life after socialism , Minnesota Public Radio News, Nov 11, 2007 (источник на английском языке)

Источники

  • Ледовских Н. П., доктор философских наук, профессор кафедры культурологии  — Поднимающий знамя , 2008
  • Велимир Мойст  — Певец шока и трепета , Газета.ру, 28 августа 2012
  • Г. О.  — Поднимающий знамя , Журнал «Пропаганда», 27 сентября 2012
  • Екатерина Кинякина  — Гелий Коржев «Поднимающий знамя», 1957—1960, 10 неизвестных: Библия, Ленин и монстры Гелия Коржева , Сетевое издание «Москва 24», 4 апреля 2016
  • Анна Дьяконицына  — Гелий Коржев: имею право , Журнал «Третьяковская галерея» № 3(52) за 2016 год

Ссылки

www.cruer.com

Поднимающий знамя Википедия

Поднимающий знамя — центральная картина из триптиха «Коммунисты» Гелия Коржева.

Картина принесла известность художнику и стала его своеобразной визитной карточкой.[1][2]

Триптих был в 1961 году отмечен Золотой медали Академии художеств СССР, за него художник в 1966 году удостоен Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Считается одним из двух основных советских триптихов наряду с триптихом «Александр Невский» П. Д. Корина.[3]

Описание

Триптих «Коммунисты» посвящён Великой Октябрьской революции и помимо центрального полотна «Поднимающий знамя» включает в себя с левой части картину «Мастерская» (известна так же как «Гомер» или «Рабочая студия»), где изображён красноармеец-скульптор ваяющий гипсовый бюст Гомера — певца древних героев, в правой части картина «Интернационал» на которой изображены два бойца на поле боя — знаменосец и трубач, играющий революционный гимн. Сам художник наиболее удачными считал центральную и левую части триптиха.[4]

Тема революционной борьбы поставлена художником широко, он не изображает каких-либо конкретных событий и исторических личностей, но триптих не внеисторичен: место действия — рубеж XIX и XX веков; действующие лица — русские рабочие; события — Революция и Гражданская война в России.[5]

Три холста триптиха составляют единое повествование, но каждый из них — законченная и цельная картина, и «Поднимающий знамя» освещает кульминационный момент революционной борьбы.[5]

Полотно «Поднимающий знамя»

Грубый булыжник мостовой, трамвайные рельсы — немногими деталями дается представление о месте и времени действия — эпохе революционных выступлений русского пролетариата.[6]

Безымянный боец революции поднимает Красное знамя, выпавшее из рук погибшего товарища. Он вопреки обстоятельствам готов до конца выполнить свой долг.[7]

Грубые мозолистые руки русского рабочего-большевика крепко сжимают древко, в изможденном лице затаённая ненависть и готовность отдать жизнь во имя свободы и справедливости.[6]

И такое напряжение воли чувствуется в этом рабочем, в том, как пригнулся он к земле, как вздулись жилы на его руках, как поднята его голова, чтобы смотреть вперед, только вперед, что нет сомнения — он выпрямится и поднимет знамя во что бы то ни стало[5]

Критика

Картина характерна для Гелия Коржева — представителя «сурового стиля» в живописи, но всё же «впечатляет особая тяжеловесная материальность всего изображённого».[5]

Несмотря на сдержанность красочной гаммы, здесь улавливаются лаконизм и богатство содержания[7] — на фоне серой булыжной мостовой красное полотнище знамени буквально «горит и рдеет», что особо заметно в сравнении с блеклыми красками степного марева и стёртости контуров правой части триптиха и ровными чертами при спокойном дневном свете его левой части.[5]

Хотя картина отличается большой сдержанностью в колористическом отношении, сила ее эмоционального воздействия велика. Алый, словно пролитая кровь, цвет знамени звучит как набат в сопоставлении с грязно-серой булыжной мостовой.

В композиции заметно влияние киноискусства: изображенное у самого нижнего края картины лицо убитого со странной преувеличенностью его черт подсказано приёмом «крупного плана».[5] Как бы «не вошедшие в кадр» детали невольно в воображении воспроизводят всю картину только что произошедшего здесь боя.[7]

Искусствовед Валерий Турчин, указывая на определённые параллели с наследием Василия Сурикова отмечал, что Гелий Коржев воспринял значение и суть национальной живописной традиции.[8]

Сотрудник отдела искусства второй половины XX века Государственной Третьяковской галереи Анна Дьяконицына отметила, что картина входит в число лучших произведений выдающихся мастеров исторической живописи:

Здесь мастерски достигнуто столь значимое в решении большой картины единство формы и содержания. Момент волевого усилия, грозной решимости для поступка, меняющего ход событий, передан Коржевым в пластическом строе композиции. Масштаб полотна и фигуры героя, выбор крупного плана, компоновка сцены по принципу кинокадра, фактурная осязательность изображенного, пронизывающая всю материю, позволяют живописцу найти ту форму, которая переносит художественное действие из сферы повествования в область экзистенции.

— Анна Дьяконицына, научный сотрудник Государственной Третьяковской Галереи[4]

В советских источниках по искусствоведению картине предавался конкретный смысл: кровь пролетария на городских мостовых, жар битв за Красное знамя на просторах России и жажда творчества в рабочем человеке с мозолистыми трудовыми руками — «таким образом художник наглядно раскрыл смысл и цели народной борьбы, великого созидания — строительства коммунизма».[5] Но начиная с 2000-х годов картину описывают как символичную, но привязанную к историческому моменту:

Картина, пожалуй, наиболее символична. Примечательно, что Коржев вообще в своих картинах не изображает каких-либо конкретных событий и героических личностей. Художник воспроизводит фрагмент жизни коммуниста, борца революции, безымянного героя. Он поднимает красное знамя с булыжника серой мостовой, ставшей полем классовой битвы.

— доктор философских наук, профессор кафедры культурологии Ледовских Н.П[7]

При этом сам художник в одном из своих поздних интервью сказал, что картина по сути не политическая: «Я изобразил героический поступок, общий для всего человечества, а не конкретный поступок коммуниста. Лично я разделяю идеи коммунизма, поэтому я назвал триптих так как назвал, но картина сама по себе не о коммунизме, она о героическом поступке.»[9]

Литература

  • Басыров А. Я. — История создания одного произведения. Г. М. Коржев. Триптих «Коммунисты». — Л.: Художник РСФСР, 1988.
  • Raising the Banner: The Art of Geli Korzhev / The Museum of Russian Art. — Minneapolis, Minnesota 55419, USA: The Museum of Russian Art // September 10, 2007 — January 5, 2008.// — P. 144

Примечания

  1. ↑ Эта композиция дала название персональной выставке Г. М. Коржева, показанной в Музее русского искусства в Миннеаполисе в 2007—2008 годах.
  2. ↑ Анна Дьяконицына — Гелий Коржев: имею право, Журнал «Третьяковская галерея» № 3(52) за 2016 год
  3. ↑ Статья «ПОЛИПТИХ, ТРИПТИХ» // Энциклопедический словарь юного художника Автор: Составители Н. И. Платонова, В. Д. Синюков Издательство: Педагогика Год издания: 1983 Страниц: 416
  4. ↑ 1 2 Анна Дьяконицына - Гелий Коржев: имею право, Журнал «Третьяковская галерея» №3(52) за 2016 год
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Орлова М. А. — Историко-революционная тема в советском изобразительном искусстве — Москва: Искусство, 1964 — 46 с.
  6. ↑ 1 2 3 Г. М. Коржев. Поднимающий знамя. Центральная часть триптиха «Коммунисты» // Колпинский Юрий — Всеобщая история искусств в шести томах. Том 6. Книга 2 (с иллюстрациями), 1965—127 с.
  7. ↑ 1 2 3 4 Ледовских Н.П., доктор философских наук, профессор кафедры культурологии - Поднимающий знамя, 2008
  8. ↑ Turchin V. The Art of Geli Korzhev // Raising the Banner. P. 42-52.
  9. ↑ Marianne Combs — Socialist art finds life after socialism, Minnesota Public Radio News, Nov 11, 2007 (источник на английском языке)

Источники

  • Ледовских Н. П., доктор философских наук, профессор кафедры культурологии — Поднимающий знамя, 2008
  • Велимир Мойст — Певец шока и трепета, Газета.ру, 28 августа 2012
  • Г. О. — Поднимающий знамя, Журнал «Пропаганда», 27 сентября 2012
  • Екатерина Кинякина — Гелий Коржев «Поднимающий знамя», 1957—1960, 10 неизвестных: Библия, Ленин и монстры Гелия Коржева, Сетевое издание «Москва 24», 4 апреля 2016
  • Анна Дьяконицына — Гелий Коржев: имею право, Журнал «Третьяковская галерея» № 3(52) за 2016 год

Ссылки

wikiredia.ru

Поднимающий знамя — WiKi

Триптих «Коммунисты» посвящён Великой Октябрьской революции и помимо центрального полотна «Поднимающий знамя» включает в себя с левой части картину «Мастерская» (известна так же как «Гомер» или «Рабочая студия»), где изображён красноармеец-скульптор ваяющий гипсовый бюст Гомера — певца древних героев, в правой части картина «Интернационал» на которой изображены два бойца на поле боя — знаменосец и трубач, играющий революционный гимн. Сам художник наиболее удачными считал центральную и левую части триптиха.[4]

Тема революционной борьбы поставлена художником широко, он не изображает каких-либо конкретных событий и исторических личностей, но триптих не внеисторичен: место действия — рубеж XIX и XX веков; действующие лица — русские рабочие; события — Революция и Гражданская война в России.[5]

Три холста триптиха составляют единое повествование, но каждый из них — законченная и цельная картина, и «Поднимающий знамя» освещает кульминационный момент революционной борьбы.[5]

Полотно «Поднимающий знамя»

Грубый булыжник мостовой, трамвайные рельсы — немногими деталями дается представление о месте и времени действия — эпохе революционных выступлений русского пролетариата.[6]

Безымянный боец революции поднимает Красное знамя, выпавшее из рук погибшего товарища. Он вопреки обстоятельствам готов до конца выполнить свой долг.[7]

Грубые мозолистые руки русского рабочего-большевика крепко сжимают древко, в изможденном лице затаённая ненависть и готовность отдать жизнь во имя свободы и справедливости.[6] И такое напряжение воли чувствуется в этом рабочем, в том, как пригнулся он к земле, как вздулись жилы на его руках, как поднята его голова, чтобы смотреть вперед, только вперед, что нет сомнения — он выпрямится и поднимет знамя во что бы то ни стало[5]

Картина характерна для Гелия Коржева — представителя «сурового стиля» в живописи, но всё же «впечатляет особая тяжеловесная материальность всего изображённого».[5]

Несмотря на сдержанность красочной гаммы, здесь улавливаются лаконизм и богатство содержания[7] — на фоне серой булыжной мостовой красное полотнище знамени буквально «горит и рдеет», что особо заметно в сравнении с блеклыми красками степного марева и стёртости контуров правой части триптиха и ровными чертами при спокойном дневном свете его левой части.[5]

Хотя картина отличается большой сдержанностью в колористическом отношении, сила ее эмоционального воздействия велика. Алый, словно пролитая кровь, цвет знамени звучит как набат в сопоставлении с грязно-серой булыжной мостовой.

— Как отмечал Ю.Д. Колпинский[6]

В композиции заметно влияние киноискусства: изображенное у самого нижнего края картины лицо убитого со странной преувеличенностью его черт подсказано приёмом «крупного плана».[5] Как бы «не вошедшие в кадр» детали невольно в воображении воспроизводят всю картину только что произошедшего здесь боя.[7]

Искусствовед Валерий Турчин, указывая на определённые параллели с наследием Василия Сурикова отмечал, что Гелий Коржев воспринял значение и суть национальной живописной традиции.[8]

Сотрудник отдела искусства второй половины XX века Государственной Третьяковской галереи Анна Дьяконицына отметила, что картина входит в число лучших произведений выдающихся мастеров исторической живописи:

Здесь мастерски достигнуто столь значимое в решении большой картины единство формы и содержания. Момент волевого усилия, грозной решимости для поступка, меняющего ход событий, передан Коржевым в пластическом строе композиции. Масштаб полотна и фигуры героя, выбор крупного плана, компоновка сцены по принципу кинокадра, фактурная осязательность изображенного, пронизывающая всю материю, позволяют живописцу найти ту форму, которая переносит художественное действие из сферы повествования в область экзистенции.

— Анна Дьяконицына, научный сотрудник Государственной Третьяковской Галереи[4]

В советских источниках по искусствоведению картине предавался конкретный смысл: кровь пролетария на городских мостовых, жар битв за Красное знамя на просторах России и жажда творчества в рабочем человеке с мозолистыми трудовыми руками — «таким образом художник наглядно раскрыл смысл и цели народной борьбы, великого созидания — строительства коммунизма».[5] Но начиная с 2000-х годов картину описывают как символичную, но привязанную к историческому моменту:

Картина, пожалуй, наиболее символична. Примечательно, что Коржев вообще в своих картинах не изображает каких-либо конкретных событий и героических личностей. Художник воспроизводит фрагмент жизни коммуниста, борца революции, безымянного героя. Он поднимает красное знамя с булыжника серой мостовой, ставшей полем классовой битвы.

— доктор философских наук, профессор кафедры культурологии Ледовских Н.П[7]

При этом сам художник в одном из своих поздних интервью сказал, что картина по сути не политическая: «Я изобразил героический поступок, общий для всего человечества, а не конкретный поступок коммуниста. Лично я разделяю идеи коммунизма, поэтому я назвал триптих так как назвал, но картина сама по себе не о коммунизме, она о героическом поступке.»[9]

ru-wiki.org

Поднимающий знамя Википедия

Поднимающий знамя — центральная картина из триптиха «Коммунисты» Гелия Коржева.

Картина принесла известность художнику и стала его своеобразной визитной карточкой.[1][2]

Триптих был в 1961 году отмечен Золотой медали Академии художеств СССР, за него художник в 1966 году удостоен Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Считается одним из двух основных советских триптихов наряду с триптихом «Александр Невский» П. Д. Корина.[3]

Описание[ | код]

Триптих «Коммунисты» посвящён Великой Октябрьской революции и помимо центрального полотна «Поднимающий знамя» включает в себя с левой части картину «Мастерская» (известна так же как «Гомер» или «Рабочая студия»), где изображён красноармеец-скульптор ваяющий гипсовый бюст Гомера — певца древних героев, в правой части картина «Интернационал» на которой изображены два бойца на поле боя — знаменосец и трубач, играющий революционный гимн. Сам художник наиболее удачными считал центральную и левую части триптиха.[4]

Тема революционной борьбы поставлена художником широко, он не изображает каких-либо конкретных событий и исторических личностей, но триптих не внеисторичен: место действия — рубеж XIX и XX веков; действующие лица — русские рабочие; события — Революция и Гражданская война в России.[5]

Три холста триптиха составляют единое повествование, но каждый из них — законченная и цельная картина, и «Поднимающий знамя» освещает кульминационный момент революционной борьбы.[5]

Полотно «Поднимающий знамя»[ | код]

Грубый булыжник мостовой, трамвайные рельсы — немногими деталями дается представление о месте и времени действия — эпохе революционных выступлений русского пролетариата.[6]

Безымянный боец революции поднимает Красное знамя, выпавшее из рук погибшего товарища. Он вопреки обстоятельствам готов до конца выполнить свой долг.[7]

Грубые мозолистые руки русского рабочего-большевика крепко сжимают древко, в изможденном лице затаённая ненависть и готовность отдать жизнь во имя свободы и справедливости.[6]

И такое напряжение воли чувствуется в этом рабочем, в том, как пригнулся он к земле, как вздулись жилы на его руках, как поднята его голова, чтобы смотреть вперед, только вперед, что нет сомнения — он выпрямится и поднимет знамя во что бы то ни стало[5]

Критика[ | код]

Картина характерна для Гелия Коржева — представителя «сурового стиля» в живописи, но всё же «впечатляет особая тяжеловесная материальность всего изображённого».[5]

Несмотря на сдержанность красочной гаммы, здесь улавливаются лаконизм и богатство содержания[7] — на фоне серой булыжной мостовой красное полотнище знамени буквально «горит и рдеет», чт

ru-wiki.ru

Библия, Ленин и монстры Гелия Коржева – Москва 24, 04.04.2016

Гелий Коржев "Беседа", 1989

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

Третьяковская галерея представила монографическую выставку Гелия Михайловича Коржева, последнего великого русского реалиста XX века. Коржев – одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве, сложнейшая и противоречивая личность. Представитель послевоенного поколения, он стремительно ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов и стал одним из лидеров легендарных шестидесятников.

Гелий Коржев "Влюбленные", 1959

Гелий Коржев "Влюбленные", 1959

Гелий Михайлович Коржев (Чувелев) родился в Москве 7 июля 1925 года в семье архитектора садово-парковых ландшафтов. Главным учителем его стал Сергей Васильевич Герасимов, профессор Суриковского института, русский импрессионист и один из основоположников соцрелизма в советском искусстве. Эта встреча на долгие годы предопределила как тематику произведений Коржева, так и его живописную манеру. Но история искусства соцреализма и всей страны сложилась так, что будучи одним из наиболее известных живописцев 1960–1980-х годов и интенсивно работая вплоть до последних дней жизни, Коржев оказался неактуальным и почти неизвестным автором для нескольких поколений зрителей и профессионалов.

Гелий Коржев "Поднимающий знамя", 1957–1960

Гелий Коржев "Поднимающий знамя", 1957–1960

Триптих Коржева "Коммунисты", посвященный Великой Октябрьской революции и состоящий из картин "Интернационал", "Гомер" и "Поднимающий знамя", стал важным явлением в истории советской живописи. На последней из них изображен безымянный боец революции, поднимающий красное знамя с булыжника мостовой. Примечательно, что Коржев в своих картинах не изображает каких-либо конкретных событий и исторических личностей. Все его герои – обобщенные персонажи, в определенном смысле олицетворяющие весь народ целиком и воспроизводящие типичные сцены из повседневной жизни.

Гелий Коржев "Следы войны", 1963–1965

Гелий Коржев "Следы войны", 1963–1965

Искусствоведы называют Гелия Коржева "художником русской беды" и считают его представителем сурового стиля, но сам он по этому поводу говорил: "Суровый стиль начинали Петров-Водкин и Дейнека, а не мы!" Связано это, конечно же, с тематикой его картин: бедность быта, тяготы войны, мужицкая грубость, которые он изображал с невероятной прямолинейностью. Персонажи его картин не становятся героями. Даже тему Великой Отечественной войны он представляет не через подвиги и победы, а через портреты безымянных военных, которые представлены с безжалостной прямотой: изувеченными и грубыми.

Гелий Коржев "Мать", 1964–1967

Гелий Коржев "Мать", 1964–1967

Гелий Коржев никогда не брал официальных заказов: по договорам, которые он заключал с Союзом художников, он писал не вождей, а картины на различные темы, что стало возможно только в период оттепели 1960-х. "В творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода – это писать то, что я хочу, и так, как чувствую и могу," – говорил Коржев. Портреты простых людей стали для него живописным и социальным экспериментом.

Гелий Коржев "Облака 1945 года", 1980–1985

Гелий Коржев "Облака 1945 года", 1980–1985

"Облака 1945" – программное произведение Коржева. На картине изображены пожилые женщина и мужчина, который на войне потерял ногу. Но главное в картине – это социальный подтекст и та тишина, которая стоит в воздухе весенним или летним жарким полднем и так поражает людей, привыкших к постоянным обстрелам и бомбежкам.

Гелий Коржев "Благовещение", 1987

Гелий Коржев "Благовещение", 1987

Важным направлением в творчестве Коржева стало обращение к библейским и евангельским сюжетам Он долго писал свой "Библейский цикл", оставив все официальные должности после кончины родителей в 1986 году. "Тут есть враги, есть друзья, но нет политики", – говорил он о сюжетах своих полотен. Картину "Благовещение" Коржев писал десять лет. И хотя вроде бы шел в ногу со временем и идеями так и остался не понят зрителем: впервые этот цикл был представлен не в России, а в США в 2007 году.

Гелий Коржев "Беседа", 1989

Гелий Коржев "Беседа", 1989

"Беседа" – одно из немногих произведений, где мастер работал с портретом Ленина. В данном случае он использовал этот образ в метафорическом и символическом плане: Ленин изображен вместе с изможденным слепым стариком, который, с одной стороны, олицетворяет собой голодающий народ, а с другой, оказывается какой-то бесплотной силой, определяющей трагическую судьбу всего, или юродивым, предрекающим скорую гибель.

Гелий Коржев "Тюрлики № 2: В парикмахерской", 1991

Гелий Коржев "Тюрлики № 2: В парикмахерской", 1991

Ужас, сумбур, кровь и страшная реальность 1990-х годов – все это нашло отражение в серии "Тюрлики", посвященной выдуманным чудовищам, вдохновленной полотнами Франциско Гойи и Иеронима Босха. Таким Гелий Коржев видел свое время. Его "Тюрлики" вызывают тошноту и отторжение, порой – еще и от узнавания некоторых персонажей, ситуаций, актуального подтекста. Еще при жизни художника цикл был представлен в московской галерее "Риджина".

Гелий Коржев "Триумфатор", 1996

Гелий Коржев "Триумфатор", 1996

Сейчас это сложно уже оценить, но Коржев довольно дерзко нарушал и разрушал каноны отечественного искусства, очень узко понимающего реализм. Но его поздние сюрреалистические работы были однозначно более смелыми, нежели работы советского периода.

Гелий Коржев "Лишенные рая", 1998

Гелий Коржев "Лишенные рая", 1998

В середине 1980 годов художник возобновляет активную работу над философским библейским циклом картин, начатым еще в конце 1960-х. Эта работа продолжалась вплоть до смерти Гелия Михайловича 27 августа 2012 года. Посмертная выставка библейского цикла, которую при жизни начал готовить сам автор, прошла в Институте Русского Реалистического Искусства в 2012 году.

Ссылки по теме

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

www.m24.ru

WikiZero - Поднимающий знамя

Wikipedia Open wikipedia design.

Поднимающий знамя — центральная картина из триптиха «Коммунисты» Гелия Коржева.

Картина принесла известность художнику и стала его своеобразной визитной карточкой.[1][2]

Триптих был в 1961 году отмечен Золотой медали Академии художеств СССР, за него художник в 1966 году удостоен Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Считается одним из двух основных советских триптихов наряду с триптихом «Александр Невский» П. Д. Корина.[3]

Триптих «Коммунисты» посвящён Великой Октябрьской революции и помимо центрального полотна «Поднимающий знамя» включает в себя с левой части картину «Мастерская» (известна так же как «Гомер» или «Рабочая студия»), где изображён красноармеец-скульптор ваяющий гипсовый бюст Гомера — певца древних героев, в правой части картина «Интернационал» на которой изображены два бойца на поле боя — знаменосец и трубач, играющий революционный гимн. Сам художник наиболее удачными считал центральную и левую части триптиха.[4]

Тема революционной борьбы поставлена художником широко, он не изображает каких-либо конкретных событий и исторических личностей, но триптих не внеисторичен: место действия — рубеж XIX и XX веков; действующие лица — русские рабочие; события — Революция и Гражданская война в России.[5]

Три холста триптиха составляют единое повествование, но каждый из них — законченная и цельная картина, и «Поднимающий знамя» освещает кульминационный момент революционной борьбы.[5]

Полотно «Поднимающий знамя»[править | править код]

Грубый булыжник мостовой, трамвайные рельсы — немногими деталями дается представление о месте и времени действия — эпохе революционных выступлений русского пролетариата.[6]

Безымянный боец революции поднимает Красное знамя, выпавшее из рук погибшего товарища. Он вопреки обстоятельствам готов до конца выполнить свой долг.[7]

www.wikizero.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта