Казимир Малевич: жизнь и творчество художника. Картина малевич
Квадраты и мелькание. История пяти известных картин Казимира Малевича | Персона | КУЛЬТУРА
«Я всегда завидовал крестьянским мальчишкам, которые жили, как мне казалось, в раздолье, среди природы. Они пасли лошадей, ездили в ночевку, пасли большие стада свиней, на которых вечером приезжали домой, сидя верхом, держась за свиные уши. Свиньи мчались с визгом, быстрее лошадей, подымая огромную пыль по сельской дороге», - писал в «Главах из автобиографии художника» Казимир Малевич.
одной из особенностей техники живописи Казимира Малевича было наложение красок одна на другую для получения особого рода цветовых пятен. Фото: Public DomainДетство художника прошло в небольшом селе в Подольской губернии. Образы из той жизни, оставшиеся у него в памяти на долгие годы, он представил позже в виде ярких геометрических фигур и символов, крестьянских циклов с неуклюжими, основательными фигурами «Марф» и «Ванек».
Теоретик искусства, философ и провокатор, Малевич был вхож во многие объединения, будь то «Бубновый валет», «Синий всадник» или «Ослиный хвост». В начале века его работы вызывали споры и протесты, сейчас они стоят миллионы долларов и экспонируются в лучших музеях мира.
В день рождения художника SPB.AIF.RU вспоминает шедевры авангардиста, которые стали известны на весь мир.
«Точильщик (Принцип мелькания)», 1912 год
В художественной галерее Йельского университета хранится одна из наиболее значительных кубофутуристических работ Малевича, которую часто рассматривают как некое предвестие супрематизма - яркого явления русского авангардного искусства.
«Точильщик» был создан в 1912 году. Основой композиции картины стало колесо, которое буквально визуально «раскручивает» полотно. В «Принципе мелькания» критики выделяют как элементы стиля футуризма, так и кубизма, для которого характерно многократное повторение однородных предметов.
Картина впервые была выставлена за рубежом в начале 20-х годов. В Берлине открылась Первая русская выставка, на которой Малевич и представил своего «Точильщика». Полотно произвело неизгладимое впечатление на Катерину Дрейер, художницу из Нью-Йорка, которая приобрела его и увезла с собой в США. Почти через 80 лет картина из коллекции американки была передана в дар художественной галерее Йельского университета, где хранится и поныне.
«Черный квадрат», 1915 год
Малевич считал, что лучшее, что он написал в своей жизни — это «Чёрный квадрат». Идея его создания родилась в голове художника в 1913-м году, когда он работал над эскизами декораций к постановке оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем». Изображение чёрного квадрата использовалось тогда в качестве антипода солнечного круга и означало победу сознательного творчества над пассивной природой.
Сама легендарная картина была написана в 1915 году. Она была частью целого цикла супрематических экспериментов. Интересно, что на обороте холста художником поставлена другая дата – 1913 год. Дело в том, что, не придавая значения фактической дате написания, автор переставил акцент на дату рождения замысла. Малевич неоднократно комментировал свою работу: «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913»
Впоследствии художник как минимум четырежды повторял картину, но каждый раз немного менял пропорции.
Первая выставка супрематизма («0,10») состоялась в Санкт-Петербурге, в декабре 1915 года, и состояла из тридцати пяти абстрактных произведений Малевича. Фото: Public DomainВ 2015-м году, когда одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве отмечала столетний юбилей, исследователи сделали важное открытие. Благодаря рентгенограммам и макросъемкам, стало известно, что под «Черным квадратом» спрятано два изображения. Помимо кубофутуристической композиции на одном из белых полей «Черного квадрата» обнаружилась надпись «битва негров» - и третье слово, предположительно - «ночью». Искусствоведы сразу вспомнили шутку Альфонса Алле и его черную картину «Битва негров в пещере глубокой ночью», с которой, вероятно, был знаком и Малевич.
Эксперты предполагают, что Малевич взял готовую кубофутуристическую картину 1913-1914 года, на которой уже был кракелюр, и нанес поверх нее изображение черного квадрата.
Эта картина стала частью триптиха наряду с «Черным кругом» и «Черным крестом» — двумя другими образующими элементами супрематистской системы.
«Супрематическая композиция», 1916 год
10 лет назад, в 2008 году, в Нью-Йорке на аукционе Sotheby's была выставлена на торги Супрематическая композиция, известная также как «Синий прямоугольник поверх красного луча». Картина была написана в 1916-м, тогда же, когда Малевич опубликовал свой знаменитый Манифест супрематизма.
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Фото: Public DomainЭта работа с успехом демонстрировалось на выставках в России. В 1927 году Малевич решил познакомить Западную Европу с супрематизмом и отправился с этой картиной на выставку в Варшаву, а затем Берлин.
Когда ему понадобилось вернуться в Союз, он отдал холст на хранение немецкому архитектору Гуго Герингу. В будущем, когда в Германии к власти пришли нацисты, именно Геринг смог вывезти из страны многие работы авангардистов, которые должны были быть уничтожены как образцы «дегенеративного искусства». В числе спасенных оказалась и «композиция» Малевича.
В 1958 году картина была продана музею Стеделик в Амстердаме, где экспонировалась долгие годы. Законные наследники Малевича решили оспорить сделку, заключенную без их ведома. После 17-летнего спора музей возвратил им несколько полотен художника, среди которых была и «Супрематическая композиция».
В ноябре 2008 года наследники выставили ее на торги, что стало сразу важным событием арт-рынка, так как произведения художника на нем почти не появлялись. В итоге холст был продан по рекордной цене – более 60 млн долларов. Таким образом «Супрематическая композиция» стала одной из самых дорогих картин в истории, написанной русским художником.
Интересный факт – имя покупателя картины до сих пор не афишируется.
«Скачет красная конница…», 1928—1932 годы
Одна из самых загадочных картин Казимира Севериновича. До сих пор точная дата ее написания остается в секрете. Малевич поставил на обратной стороне 18 год, хотя на самом деле она была создана значительно позже.
Полное ее название — «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». Эта работа стала одной из немногих абстрактных картин, которые пришлись по вкусу советской власти. Сыграли свою роль название и события, запечатленные на холсте.
Полное название картины «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». Фото: Public DomainРазделенная на три части – небо, земля и красная конница – картина содержит в себе, по мнению историков, множество шифров и тайных кодов.
К примеру, при работе над полотном Малевич использовал принцип золотого сечения – гармоничного деления, соотношения двух сторон. Так отношение ширины земли и неба – дано в пропорции 0,618.
Автор дважды использовал число 12, которое ценили символисты и видели в нем ассоциации с двенадцатью месяцами, знаками Зодиака и двенадцатью делениями на циферблатах часов. На картине он изобразил двенадцать всадников, разделенных на три группы по четыре человека, и использовал двенадцать цветов, которыми выполнена земля в разрезе.
В настоящее время картина хранится в Русском музее.
Автопортрет, 1933 год
В настоящее время искусствоведы знают о пяти автопортретах Малевича. Самый ранний из них датируется 1907 годом, а последний – 1934-м.
Малевич предстал в обличии венецианского дожа. Фото: Public DomainВ 1933 году, когда у Малевича началась тяжелая болезнь (рак-прим.), он написал один из самых узнаваемых своих автопортретов, на котором предстал в образе венецианского дожа. Картина, похожая на портрет эпохи Возрождения, по мнению искусствоведов, пропитана духом неоклассицизма, который был популярен в то время. В нижнем правом углу вместо подписи художник поставил знак, прославивший его на весь мир – маленький черный квадрат.
В 1935 году, когда Казимира Севериновича не стало, во время церемонии прощания тот портрет висел в изголовье его супрематического саркофага в виде креста с раскинутыми руками. Рядом с ним стоял знаменитый «Черный квадрат».
В Москве тело Малевича кремировали, а урну с прахом перевезли в деревню Немчиновки, где захоронили под любимым дубом художника. Над могилой был поставлен деревянный кубический монумент с изображённым чёрным квадратом.
К сожалению, во время войны могила идеолога супрематизма была утрачена. Лишь в конце 80-х годов группа энтузиастов смогла установить примерное место захоронения. Они и поставили памятный знак - белый бетонный куб с красным квадратом на лицевой стороне - примерно в двух километрах от реального погребения.
В наши дни поле, где обрел покой прах мастера, застроено. На его месте находится один из жилых комплексов.
www.spb.aif.ru
картины, биография и творчество, супрематизм
Имя Казимира Малевича неотрывно связывается с шедевром мирового искусства — «Черным квадратом». Художника обыватели часто называют поляком, забывая, где родился Казимир Малевич. Мастер действительно происходил из польской семьи. Место рождения – Киев (23 февраля 1879). Хотя происхождение у него польское, Малевич – русский, советский художник. Расцвет творческой деятельности художника совпал одновременно с закатом Российской Империи.
Казимир Северинович серьезно повлиял на развитие абстракционистского направления мирового искусства. Современные художники-авангардисты должны быть благодарны наследию Малевича. Малевич сделал абстракционизм фактически ключевым направлением искусства двадцатого века наряду с Кандинским, Гончаровой, Мондрианом.
Биография
Семья художника была большой (восемь детей). Будучи шестнадцатилетним подростком, Казимир начал обучение в художественной школе, написал первую картину «Пейзаж маслом». Согласно легенде, картина понравилась друзьям юноши. Один из них забрал холст, втайне от автора продал полотно за пять рублей. Годом позднее семья переехала в Курск. Казимир продолжал свои творческие изыскания. Совмещать художественную деятельность приходилось с крайне скучной работой чертежником. Серая обыденность, рутина напрягала Казимира. Творчество стало настоящей отдушиной.
1899 г. – время встречи мастера с Казимирой Зглейц. Последняя станет его женой. Вместе они прожили пять лет. Мастер, влекомый жаждой творческого развития, уехал покорять Москву. Вскоре художнику пришлось вернуться: две попытки поступления провалились. Семейные размолвки усиливались. В результате испортившихся отношений, оставив детей, женщина уехала к любовнику. Художник, забирая детей, познакомился со второй женой – Софьей Рафалович.
1910 г. ознаменовался взлетом творческой карьеры Казимира. Художник сменил несколько городов: Москва, Витебск, Петроград. Женился третий (последний) раз на Наталье Манченко, стал директором Ленинградского Государственного института художественной культуры. Кончина настигла Малевича после продолжительной болезни 15 мая 1935-го. Согласно завещанию, был похоронен близ села Немчиновка Московской области.
Казимир Малевич: творческие произведения
Начав творческий путь с традиционализма, кубического футуризма, за годы жизни художник Казимир Малевич сумел развить собственное направление живописи, найти множество последователей. Авангардизм, набирающий обороты, особенно привлек Малевича. 1910-1915 гг. – эпоха неопримитивизма. Сюжетами работ Казимира Малевича становились эпизоды простой жизни провинциальных крестьян, рабочих. Неопримитивизм, различные формы кубизма не удовлетворяли творческие порывы художника. Последний искал новые формы, стремясь пересечь грань нестандартных направлений. 1915 стал знаковым: Казимир пишет знаменитый «Черный Квадрат», который начинает эпоху супрематизма.
Супрематизм Казимира Малевича – особое направление. Основополагающие столпы – полнейшая беспредметность, чистый цвет. Термин уходит корнями к латинскому языку, основываясь на понятии супрематии (превосходства). Именно такое ощущение вызывают знаменитые полотна мастера. На картинах элемент, превосходящий остальные, – цвет, являющийся центральной осью произведения.
1915-й ознаменовался началом победного шествия супрематизма. Малевич работает усиленно работает над картинами. Издает книгу. «От кубизма к супрематизму» находится среди интереснейших монографий теории авангардной живописи. Казимир Северинович основал общество художников «Супремус». Несколькими годами позднее (1919) группа трансформировалась, изменив название УНОВИС («утвердители нового искусства»).
Советская власть довольно ухудшила положение легенды-художника. Мастер неоднократно подвергался жесткой критике со стороны государственных цензоров. Теоретические работы начали вызывать множество вопросов, противоречили идеям советского общества. К 1926 году противостояние художника с властью крайне обострилось. Статья «Монастырь на госснабжении» вызвала резкое неприятие. «Совковая машина» стала преследовать мастера. Картина стала фактически причиной закрытия института, где Малевич занимал должность директора. Тираж статьи моментально изъяли. Последней каплей противостояния стало признание талантов Казимира западным сообществом (Берлинская выставка 1927 г.). Художника дважды арестовывали, сажали в тюрьму. Сначала вменили обвинение попытки шпионажа, затем «пришили» антисоветскую пропаганду.
Казимир Северинович написал множество прекраснейших картин. Большинство полотен составляют золотой фонд мировой живописи начала 20-го века. Стиль искусного наложения одного цвета на другой позволял создать необычайную глубину каждой детали. Подобного рода прием – одна из узнаваемых черт работ мастера.
Интересные факты
- После первого ареста Малевича (1930), западное художественное сообщество предало широкой огласке этот возмутительный факт. После давления влиятельных друзей, опасаясь реакций со стороны СМИ, художника выпустили на свободу.
- Знаменитый «Черный Квадрат» – часть триптиха. Сюда художник включил работы «Черный Круг», «Черный Крест».
- Малевич переписывал полотно четыре раза, добившись фактически идеального состояния. Именно четвертый вариант, выставленный в Эрмитаже, известен миру сегодня.
Казимир Малевич: картины с названиями
Чтобы лучше понять, какое направление в искусстве основал Казимир Малевич, посмотрим лучшие произведения художника:
Казимир Малевич триптих «Черный Квадрат – Черный Круг – Черный Крест
Казимир Малевич «Красный квадрат»Казимир Малевич «Белое на белом»Казимир Малевич «Четыре квадрата»Казимир Малевич «Белый крест»Казимир Малевич «Скачет красная конница»Казимир Малевич «Спортсмены»Казимир Малевич «Голова крестьянской девушки»Казимир Малевич «Утро после вьюги в деревне»Казимир Малевич «Самовар»Казимир Малевич «На жатву (Марфа и Ванька)»Казимир Малевич «Весна»Также интересно
- Художники в стиле Emoji
На радость Эдуарду и вам, мои любители искусства, Лос-Анджелесская галерея Cantor Fine Art сделала вот…
- Джеймc Гордон
От создания мультяшных образов до миллионных штрафов и 25-ти лет тюремного заключения. Вот такой непростой…
surzhyk.org
Казимир Малевич. Жизнь и творчество. — Artrue
Биография и стиль знаменитого русского мастера.
Малевич. Биография и стиль.
Молодость и обучение
Русский художник Казимир Северинович Малевич родился в Киеве. В 1900-х годах он создавал пейзажи и другие работы под влиянием картин импрессионистов. В 1904 году, после смерти отца, он переехал в Москву, где с 1904 по 1910 год обучался в московском училище живописи, скульптуры и архитектуры, а также в студии Федора Рерберга.
В 1907 Казимир знакомится с Михаилом Ларионовым и в течение следующих нескольких лет оба мастера совершенствуют примитивистский стиль, а также вступают в объединение «Бубновый валет» и более радикальный «Ослиный хвост». Стоит отметить, что картины Малевича являются интенсивнее и ярче по цвету, чем Ларионова, отражающие влияние Матисса.
Точильщик
Первые выставки
В 1911 году работы Малевича появляются на второй выставке Владимира Татлина и группы «Союз молодежи» в Санкт-Петербурге. Год спустя работы Казимира на крестьянскую тематику находились на выставке «Ослиный хвост», в Москве.
Картины Малевича демонстрировали поглощение западных авангардных влияний, и сочетали в себе кубизм и футуризм, притом эти стили не были похожи на классические картины Брака или Пикассо.
Девушки в поле
Алогизм
Антиевропейские взгляды на живопись Ларионова привели художников к разрыву. Малевич вступает в новый интеллектуальный круг современных художников, писателей и композиторов. Группа присоединилась к концепции «алогизма», идеей которой было вырваться из границ и общепринятых правил. Работы мастеров подрывали различные принципы и законы логики.
Супрематизм
Черный квадрат
Кульминацией «алогизма» стало создание в Санкт-Петербурге, в декабре 1913 года, оперы «Победа над солнцем», для которой Малевич конструировал декорации. Занавес с черным квадратом символизировал новые возможности, появившиеся в связи с кончиной старых порядков.
Так началось исследование и совершенствование Малевичем революционной формы искусства, известной как супрематизм. Направление основывалось на утопических идеалах искусства и являлось политически-революционным.
Первая выставка супрематизма («0,10») состоялась в Санкт-Петербурге, в декабре 1915 года, и состояла из тридцати пяти абстрактных произведений Малевича, включивших в себя изображение множества треугольников, прямоугольников и кругов, исполненных в ярких красках. Основным произведением стал знаменитый Черный квадрат на белом фоне, который помог приобрести Малевичу его статус и влияние.
Красный квадрат
После публикации манифеста от кубизма к супрематизму (1915 год), Малевич начинает работать с другими супрематистами, такими как Любовь Попова, Дэвид Бурлюк, Натан Альтман и другими.
Малевич обосновывал свой супрематизм, ссылаясь на желание создавать искусство, независимое от объекта и осуждал классическую живопись, обвиняя ее в краже образов из природы, а старых мастеров в неумении придумать нечто новое. На этапе развития направления, Малевич, создававший первоначально строгие и концептуальные работы, подобные черному квадрату, столкнулся с дилеммой. Развитие абстрактных образов расширяло содержание картин, препятствуя идеям о простоте и аскетизме. Фактически, после долгих поисков и экспериментов с глубиной цвета и содержанием, признание того, что исследования супрематизма зашли в тупик, стала композиция «Белое на белом» (1918, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Белое на беломМеждународное признание
В 1927 году работы Малевича выставлялись в Варшаве и Берлине. Эти выставки, наконец, принесли художнику международное призвание. К счастью для истории искусства, Казимир оставил большую часть своих работ не на территории Советского Союза, справедливо пологая, что советская власть со временем будет расправляться с модернистскими движениями.
Художник скончался от рака в мае 1935 года в Ленинграде. В настоящее время Малевич рассматривается многими критиками в качестве важной фигуры абстрактных художественных движений дореволюционной России и одного из самых инновационных художников 20-го века.
artrue.ru
Казимир Малевич: жизнь и творчество художника
Казимир Северинович Малевич (1878 — 1935) – художник, прославленный в жанре авангардизма, импрессионизма, футуризма, кубизма.
Содержание
Биография Казимира Малевича
Творчество Малевича
Интересные факты из жизни художника
Картины Казимира Малевича
Библиография
Биография Казимира Малевича
Казимир Малевич родился в Киеве 11 февраля (23 февраля) 1879 года. Его родители по происхождению были поляками. Отец его, Северин, работал в качестве управляющего в Киеве на заводе известного в ту пору сахарозаводчика Терещенко. А вот согласно другим данным отцом Казимира Малевича был белорусский фольклорист и этнограф Северин Антонович Малевич. Впрочем, если личность отца художника и вызывает вопросы, то доподлинно известно, что мать Казимира – Людвига Александровна – была обычной домохозяйкой.
В семье родилось четырнадцать душ детей, но до зрелого возраста дожили лишь девятеро, и Казимир был старшим среди этой шумной ватаги.
Рисовать он начал с легкой руки своей матери, в пятнадцатилетнем возрасте, после того, как она подарила сыну набор с красками. Когда Малевичу исполнилось семнадцать, он некоторое время занимался в Киевской художественной школе Н.И. Мурашко.
Малевичи решили всей семьей перебраться в город Курск в 1896 году. С чем было связано это решение о переезде – неизвестно, но известно то, что Казимир там какое-то время трудился в должности какого-то мелкого чиновника, изнывая от рутинной тоски.
Так продолжаться долго не могло, поэтому он все-таки бросил карьеру клерка ради живописи.
Его первые картины были написаны под влиянием французских импрессионистов и сами, конечно же, были созданы тоже в стиле импрессионизма. Спустя какое-то время, он со страстью увлекся футуризмом. Был чуть ли не самым активным участником всех футуристических выставок, и даже работал над костюмами и декорациями, одним словом, оформлял футуристическую оперу под названием «Победа над Солнцем» в 1913-ом году. Этот спектакль, прошедший в Петербурге, стал одним из самых важных этапов в развитии всего русского авангарда.
Именно геометризация форм и максимальное упрощение в оформлении и натолкнули Казимира Малевича на мысль о создании нового направления – супрематизма.
Творчество Малевича
Художник совершил революцию, сделал шаг, на который до него никто не мог решиться никто в мире. Он полностью отказался от изобразительности, даже от изобразительности раздробленной, которая до этого существовала в футуризме и кубизме.
Свои первые сорок девять полотен художник продемонстрировал миру на выставке, прошедшей в Петрограде в 1915 году – «0,10». Под своими работами художник разместил табличку: «Супрематизм живописи». Среди этих полотен был и знаменитый на весь мир «Черный квадрат», написанный в 1914-ом году (?), который вызвал яростнейшие нападки со стороны критики. Впрочем, эти нападки не стихают и по сей день.
Уже в следующем году Казимир Малевич издал брошюру под названием «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», в которой доходчиво обосновывал свое новшество.
Супрематизм в итоге оказал настолько огромное влияние не только на живопись, но и на архитектурное искусство Запада и России, что принес своему создателю воистину мировую славу.
Супрематизм Музыкальный инструмент ЦветочницаКак и все художники нестандартного, «левого» направления, Казимир Малевич во время революции вел очень активную деятельность.
Художник занимался декорациями для первого спектакля Владимира Маяковского «Мистерия – буфф» в 1918-ом, он заведовал Художественным отделом при Московском совете. Когда перебрался в Петроград, то заведовал и преподавал в Свободных художественных мастерских.
В 1919-ом году, осенью, Казимир отправился в город Витебск, для того, чтобы преподавать в Народной художественной школе, которую организовал Марк Шагал, и которая вскоре преобразовалась в Художественно-практический институт. Он покинул Витебск лишь в 1922-ом году, чтобы вернуться в Петроград и работать на фарфоровом заводе, изобретать все новые и новые формы росписей, занимался изучением возможностей применения супрематизма в архитектуре.
В 1932-ом Малевич добился должности руководителя Экспериментальной лаборатории при Русском музее, где разработал теорию о «прибавочном элементе в живописи», которую выдвигал ранее.
В том же 1932-ом году Малевич внезапно вновь обратился к традиционному реализму. Возможно, это было связано с веяниями нового времени, но, так или иначе, а закончить этот новый период своего творчества Казимир Малевич так и не смог. В 1933 году он тяжело заболел, а два года спустя, в 1935 – скончался.
Интересные факты из жизни художника
С того момента, как Казимир Малевич создал знаменитый «Черный квадрат» прошло почти 100 лет, а шумиха вокруг него так и не утихает. К единому мнению, как именно знаменитая картина была создана, до сих пор не пришли. Об истории происхождения шедевра, на данный момент, существует две версии: прозаическая и мистическая.
Прозаическая версия гласит о том, как Малевич готовился к очень большой выставке. Но обстоятельства не складывались в его пользу и художник или не успел закончить работу, или просто испортил ее. И в панике, не зная, что делать, схватил краску темного цвета нарисовал по верх своей работы черный квадрат. В итоге, на полотне образовался так называемый эффект «кракле» — это когда краска растрескивается. Так выходит в результате нанесения краски на еще одну, не высохшую. Именно в таком хаотичном расположении огромного количества трещин люди находят разные изображения.
А вот мистическая версия гласит о том, что над этой работой Казимир работал не один месяц. Через философское осмысление мира, когда было достигнуто некое глубинное понимание и озарения, и был создан «Черный квадрат».
После того, как картина была, наконец, закончена, создатель не мог ни спать, ни есть. Как писал сам творец, он был занят тем, что вглядывался в загадочное пространство черного квадрата. Он утверждал, что он видит в этом квадрате то, что люди когда-то видели в лице Бога.
Почему же эта картина известна на весь мир? Мало найдется людей, которые о ней не знают. Может все дело в том, что до Малевича такого никто не делал? Может, дело именно в новаторстве?
Но! Все дело в том, что Казимир Малевич не был первым художником, который нарисовал черный квадрат на холсте.
В Париже, в 1882 году, проходила выставка, которая называлась «Искусство непоследовательных» и в выставке принимали участие работы шести художников. Самой неординарной картиной была признана работа, которая называлась «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхода. Догадайтесь, что было на ней изображено? Много художников терпят фиаско, только потому что не смогли правильно подать свою работу.
Почему же тогда о картине Малевича знает весь мир, а о картине Пола неизвестно ничего? Могу лишь предположить, что все дело в том, как именно работа была представлена публике.
На выставке картина Малевича висела в «красном углу». В таком месте принято вешать икону. Художник назвал свое творение высшим произведением искусства и окружил ее мистикой. А вот Билхот абсолютно ничего не поведал о скрытом значении своей работы. Ни кому не предложил попытаться разглядеть, что именно скрывается за простым черным пятном.
Библиография
- Шатских А. С. Казимир Малевич. — М.: Слово, 1996. — 96 с.
- Анисимов Григорий. Кумир поверженный — всё Бог. Повесть о художнике Казимире Малевиче. — М.: Лира, 2001. — 280 с. — 1500 экз. — ISBN 5-85164-060-Х.
- Малевич о себе. Современники о Малевиче: В 2-х т. / Сост., вступ. ст. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. — М.: RA, 2004. — ISBN 5-269-01028-3.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: mif-facts.com.ua, ru.wikipedia.org, ote4estvo.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Казимир Малевич: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Казимир Малевич: жизнь и творчество художника
3.8 (75%) 4 голос(ов)allpainters.ru
Казимир Малевич. Биография и картины
Ощущение покоя, очищения, защиты несёт эта картина. Пожалуй, её можно назвать «иконой нового времени». Всё говорит об этом: фронтальность, плоскостность,... Read more »
«Дачник» 1927 г. Масло, дерево. 108 x 72 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
«Плотник» 1927 г. Масло, дерево. 72 x 54 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
«Белый крест» 1927 г. Холст, масло. Стеделек-музей, Амстердам, Голландия
«Супрематизм» 16» 1928 г. 84 x 69,5 см. Стеделек-музей, Амстердам, Голландия
malevich-art.ru
Казимир Малевич. Биография и картины
«Неприятель» 1913 г. 27 x 21 см. Карандаш, бумага. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
«Трус» 1913 г. 27 x 21 см. Карандаш, бумага. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
«Корова и скрипка» 1913 г. Масло, дерево.
«Бюро и комната» 1913 г. Холст, масло. 79,5 x 79,5 см. Стеделек-музей, Амстердам, Голландия
«Забияка» 1913 г. 27 x 21 см. Карандаш, бумага. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
malevich-art.ru
Казимир Малевич: имя русского авангарда
«Наш двадцатый век нельзя заковать в кафтан Алексея Михайловича», – скажет широколицый мужик перед зданием Казанского вокзала. Сегодня эти слова из газеты с говорящим названием «Анархия» переизданы и звучат пощечиной беспринципному архитектору и не только ему: «Затея смешна».
Казимир Малевич (1879 - 1935), художник, придумавший супрематизм, не предвидел, что заново отстроят отель «Форсизенс» и залы завесят классической живописью, а слово «бетон» напишут черной краской по шиферу. В насмешку над ним век сделает из «богадельни» слесарню, самого шутника упрячет в запасники, но в каждом его, теперь уже шедевре, один общий смысл этих нескольких слов: возвышенный взгляд при душевной черствости и гнилости никуда не ведет.
Родившийся в год выхода романа «Анна Каренина» самоучка, «безкнижник», Казимир Малевич был вынужден доверять интуиции, и не мучал себя выбором рода живописи. В романе есть персонаж - художник, порвавший с Академией, - который утверждает: «Искусство пало». Отступник, он - предтеча Малевича. Когда все окружающее превосходит тебя и раздражает глаз – естественно желание возвыситься. Мастер русского авангарда с интересным именем Казимир Северинович не высокомерен, подобно толстовскому художнику он пытается разрушать и обличать бутафорию. Новые пейзажи требуют нового рода живописи – «это разлетится в прах, под напором нашего темперамента».
Пройдут годы, и люди сентиментальные будут оплакивать то утраченное, что было создано «по гениальной мысли Тона». В годы жизни Казимира Малевича ему и многим его современникам было тесно в классическом каноне, и с именем авангардиста связан призыв к обновлению. Во многих мемуарах можно прочесть: темпераментный молодой человек, Маяковский, сразу привлек внимание. И в опрощении Толстого есть этот чувственный эксперимент с собственным темпераментом, как с аммонием, с «аммоналкой», которой эти самые толстовские мужики будут прорывать Беломорканал, калеча себя. Казимир Малевич, будто чувствуя, что земля отделяется от неба, создаст бессмертный шедевр: «Красная конница» (1932).
В «Коннице» – иллюзия пути и кипучести в цветах лавы. Слово «шедевр» - цеховой термин из средневековья - означает «одобренный образец работ». Малевич сшибает с века «шапку Мономаха». Ему важен образ, который может быть нарисован только словом, и он создает себе философский комментарий. В живописи он хочет построить то, что называется «аккуратный европейский вокзал». Ритм и хаос – его соавторы. Он созвучен нашему времени, когда ты ищешь в поисковике о Малевиче, а затем забиваешь «поменять права». Если отступить от формулы «классики – тоже творчество», Толстой подопрет потолок, а Пушкин в двери не войдет, настолько безразмерно выдающийся. Никто тогда не думал, что авторитеты будут сохранять особняки, церкви.
Радовались скорости, новым строительным материалам, и в супрематизме Малевич предсказывает развитие до такой степени, когда невозможно знать и приходится доверять чувству. За век до нобелевского лауреата Каннемана Малевич утверждает победу иррациональности. Рассматривая произведения на 15 лет младше «Конницы», может сложиться впечатление, что свои неясные картины художник создает поспешно. Сегодня существование Малевича понравилось бы IKEA. Он увидел в самом человеке образ бутафории. Знаменита его реакция после выставки в 1915 году, где он впервые представил «Черный квадрат», тогда еще «четырехугольник», цитируемая Юрием Анненским: «Критика ужасна и публика». Представим объемное мышление декоратора-бутафора и увидим в публике Бутафорию, условную Бутафорию Никитичну, и как она неприятна ему. Не критика – лицо публики.
Казимир Малевич прошел с этими людьми весь цикл земной жизни. И только в 1988 году его полотна извлекут и тогда выяснится, что по яркости картин другого такого художника не найти. И если вглядеться в современного обывателя, то он - не советский человек. Он именно бутафорный человек, и в своем бутафорном качестве какой-нибудь низменный лавочник оказывается равен высокообразованному художнику академии. Малевич не скрывает, что подвешивает в красный угол зеркало. Супрематическое зеркало. В этом плане наше время ближе раннему Малевичу, когда конфликт переходил в поиск.
Старое художник отвергал как фальшь и новоутверждал чувственность в первобытном наитии. И, вероятно, желание датировать картины ранее, чем они были созданы, говорит о том, что для Малевича поставить дату - значило засвидетельствовать, когда возник импульс. Он идеализирует возврат к чувственному дикому зрению. Мольберт Казимиру Малевичу словно заменяет кульман, в его руках спрятано ремесло чертежника (очень популярная в Советском Союзе профессия). В искусстве он призывает избегать ремесленных оценок, «оплеванное - приемлется».
Человек поднимал голову к зеркалу и не видел себя. Внутренняя неопределенность при внешней разлинованости жизни (причем, можно говорить и о линиях, и о лености) прекрасно передана в настроениях толстовского романа. Казимир Малевич рождается из того времени слепого следования, когда легче говеть просто потому, что так надо, чем доказывать что-то свое. Но созревает и оформляется он уже в другое время, когда вовсю идет свободный поиск формы. И выбирать, и заполнять ее убежденному горячему проповеднику, а не книжнику со старым пыльным фолиантом. Казимир Малевич в живописи становится таким: убежденным и горячим. Это намного позже, в сталинские времена, место души займут рефлексы. «Вначале было возбуждение» – импульс.
Что можно сказать о «Красной коннице», если попытаться вырвать ее из ряда политизированных произведений реализма? Нервное волокно покрыто, как провод, резиной, миелиновой оболочкой. Внутри микро-насечки, и от насечки к насечке передается ток. Получается, если оболочка не повреждена, ток проходит по нервному волокну. Малевич – это призыв освободиться от штампов, грубых иллюзий. Малевич – это о том, что прямыми словами не пишут, но то, что ты понял сам. Для него искусство рождается на стыках как импульс в межклеточном соединении, не покрытом оболочкой или пудрой с плесенью. Он заявляет с уверенностью академика: моя задача возбудить, встряхнуть человеческие ощущения.
Вы когда-нибудь видели забор и «у ворот машин не ставить»? Черные прутья, между ними серые конусы, как крыша бани. Интересно подумать, что будет, если их расцветить? Его определение академии: «заплесневелый погреб», а нужен разряд тока. Заменим плесень пудрой - будет тот же смысл. Нужно отойти от «напудренных изображений». Передан импульс - и этого достаточно. В супрематизме границы содержания размыты, «молоко без бутылки», и тогда частью картины может стать трогательное взаимодействие людей на пространстве вокзала. Этим прекрасны супрематические трамваи. Этим открывается «большой и оптимистический путь человека». Дальнейшее, если не сказать молчание, ощущение недостроенного целого, и начинается уже иная жизнь проекций и тайны Казимира Малевича.
В письме харизматичному другу, «учителю», Михаилу Гершензону Казимир Малевич сравнивает город с катакомбами. Начинается нигилистический повтор отрицаний. Он пишет: «исчезло небо, реки», можно сказать, чтобы усилить, город без солнца, в черно-белых тонах. В сегодняшней Москве мы не услышим запахов пушкинской эпохи. О том, что поэты иногда называют угадыванием, Казимир Малевич говорит: «чуял, как зверь нюхом». И в этих, по его же выражению, «новых пейзажах» художник развешивает «свои цветные платья». У города уже другой темп, другой ритм, нет времени стоять у напудренного полотна, не представима Бутафория Никитична, любующаяся восьмьюдесятью фигурами Веронезе или техникой того, как Тициан вырисовывает монету. «Вихрь города, размотавший одежды цветные» – это малевичевская поэзия, философский комментарий живописи.
В «Красной коннице», после коротких прерывистых промельков неба между фигурами всадников, предсказывается в открывшемся перед ними пространстве остановившийся пульс. Малевич, говоря заумно, формирует запрос на отсутствие интерпретации, а воспроизводство предмета - уже интерпретация. Он утверждает то, что натуральный дикарь случайно уловил: «реальность, данную в ощущениях». Ему скучно считать, что человека может заставить быстрее работать только пряник или кнут. Он доказывает, что человека может заставить быстрее работать, например, цвет, и притупить боль или усилить ее. «Нас нельзя заковать» – это девиз всего творчества. Он сравнивает прошлое с дуплом, с кафтаном, говорит, что необходимо выломать раму. А на закате жизни в каждом парке стоит Сталин, и тихо страна угасает.
Человек-фейерверк. Каким он был? На черно-белом снимке - серьезен, везде величественен и осанист, как на известном «Автопортрете» 1933 года. Можно подумать, что подражает какому-нибудь Медичи.
Искусствоведение на годы поставит Малевича в один ряд с художниками позднего Возрождения Босхом, Брейгелем, Грюневальдом, тем, что вычеркнет из «реальности», которая тогда была реализмом. И печальной судьбой обернется знакомство с ним, и не каждый вывернется. Современники, например, коллекционер Николай Харджиев, вспоминают о нем, как о человеке с юмором. Он и картины пишет так, будто оправдывает свою фамилию. Он, вообще, представляется, большой жизнелюб. Конструктивист Владимир Татлин, говорят, заглядывая в его гроб, сказал: «Притворяется». И могила не сохранилась, над которой вместо памятника - супрематический квадрат.
В книге «Темный гений» Юрий Елагин (автор знаменитых мемуаров «Укрощение искусств» и музыкант вахтанговского театра довоенных лет), говорит о Мейерхольде словами учителя многих Hollywood stars Михаила Чехова: «Я знал трех Мейерхольдов «…». Первый – художник, показывал динамику жизни. Второй – революционер, этот уничтожал, разрушал. Третий Мейерхольд – человек». Это триптих и о герое нашего рассказа. И есть в этом что-то такое, что о Малевиче пишут дилетанты, черпая из того же источника, – из «глубины интуитивного разума». Предпринимается много попыток объяснить: что это, «Черный квадрат»? Скучно писать о Казимире Малевиче, не сказав своих двух слов об этой картине. Вспоминая образы Льва Толстого: тьма, где осина на краю ямы. Михаил Гершензон говорил - «бремя», сам Малевич - «тяжелое впечатление». Пустота – эмблема времени.
artifex.ru