В Третьяковской галерее вандал серьезно повредил картину «Иван Грозный убивает своего сына». Картина иван
Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Досье - Биографии и справки
ТАСС-ДОСЬЕ. 25 мая 2018 года в Москве в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) злоумышленник повредил картину Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (также известна под названием "Иван Грозный убивает своего сына"). Как сообщается, он разбил стекло и нанес повреждения полотну. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. Возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 243 УК РФ ("Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия..."). Вандал, 37-летний мужчина, житель Воронежа, задержан. Это второе нападение на картину за ее историю.
Картина
Картина "Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года" создана русским художником Ильей Репиным (1844-1930) в 1883-1885 годы. Выполнена маслом на холсте размерами 199,5 x 254 см.
Картина изображает страдания царя Ивана IV Грозного, убившего после вспышки гнева своего сына, царевича Ивана (сам факт того, что он погиб от руки отца, остается среди историков дискуссионным).
По воспоминаниям Ильи Репина, он задумал полотно под впечатлением от убийства императора Александра II в результате покушения 13 марта 1881 года и прослушивания на концерте сюиты Николая Римского-Корсакова "Антар". Натурщиками для фигуры царя выступили художник Григорий Мясоедов и композитор Павел Бларамберг. Царевича Репин писал с литератора Всеволода Гаршина и художника Владимира Менка.
Картина впервые была публично представлена на 13-й выставке передвижников, открывшейся в Петербурге 10 февраля 1885 года. Несмотря на восторженные отзывы критиков и других художников, ее раскритиковал обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев, который заявил, что это "художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма". Картина также не понравилась императору Александру III, который после ее просмотра выпустил резолюцию: "Картина отвратительная, напишите об этом директору Департамента полиции И. П. Дурново, я полагаю, что он может запретить возить ее по России и снять теперь с выставки". Считается, что это было первым случаем цензуры художественных выставок в России. Вскоре после этого полотно приобрел коллекционер искусства и меценат Павел Третьяков. В июле 1885 года запрет на его демонстрацию был снят, полотно выставили в Третьяковской галерее.
Нападение на картину в 1913 году
16 января 1913 года на картину было совершено нападение. 29-летний старообрядец иконописец Абрам Балашов (впоследствии он был признан душевнобольным) исполосовал лицо царя Ивана Грозного ножом. Узнав об инциденте, хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов совершил самоубийство.
Восстановлением картины сначала занялся сам Илья Репин, однако его творческая манера к тому времени сильно изменилась. В январе 1913 года он переписал лицо царя, но результат значительно отличался от оригинального, в том числе гаммой. После этого директор галереи Игорь Грабарь принял решение удалить нанесенные художником краски и реставрировать оригинальное изображение, восстановив утраченный слой акварелей и затерев его лаком. Восстановленная картина вернулась в экспозицию весной того же года. Из-за повреждений она находилась под контролем реставраторов и никогда не покидала стены галереи с целью демонстрации на выставках.
С 1927 года картина постоянно хранилась в Третьяковской галерее под стеклом. До настоящего времени находилась в зале номер 30. Помимо основного полотна в ГТГ хранится ее полный эскиз размерами 21,5 x 35 см, а также ряд эскизов деталей.
tass.ru
В Третьяковке мужчина повредил картину "Иван Грозный убивает своего сына"
09:5226.05.2018
(обновлено: 13:37 26.05.2018)
18572177555
МОСКВА, 26 мая — РИА Новости. В Третьяковской галерее мужчина повредил картину, его задержали на месте, заявила официальный представитель МВД Ирина Волк.
Под картиной Пикассо нашли перевернутый пейзаж другого художника, пишут СМИОхрана Третьяковки сообщила о ЧП около 9 часов вечера 25 мая. На место происшествия выехали полицейские. Они задержали злоумышленника, который металлическим столбиком ограждения разбил стекло картины и нанес полотну серьезные повреждения.В музее рассказали, что это знаменитое полотно Репина "Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года", также известное как "Иван Грозный убивает своего сына".
Удар по царевичу
Инцидент произошел перед самым закрытием галереи, когда сотрудники уже проводили плановый осмотр залов. Один из последних посетителей прорвался уже в пустой зал и нанес по застекленному полотну несколько ударов стойкой ограждения. В результате стекло разбилось, осколки прорвали холст в трех местах на фигуре царевича. От падения сильно пострадала авторская рама.
Музейный вандализм: Грозный убивает сына, а затем "убивают" самого Грозного"По счастливой случайности самое ценное — изображения лиц и рук царя и царевича — не пострадали", — сказали в пресс-службе.Атака на картину
Илья Репин создал эту картину в 1883-1885 годах, впервые ее показали публике в 1885-м.
Еще при жизни художника она пострадала от вандализма — 16 января 1913 года молодой иконописец, старообрядец Абрам Балашов, сын крупного мебельного фабриканта, в припадке душевной болезни нанес картине три удара ножом.
Тогда были сильно повреждены лица изображенных, и Репину пришлось практически воссоздать их заново.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Вконтакте
Одноклассники
Viber
Telegram
"Что-то накрыло". Испортивший картину в Третьяковке – о причинах поступка
ria.ru
Зачем вандал испортил картину «Иван Грозный и его сын Иван»: три главных версии
Если не считать закрытого "репинского" зала номер 31, галерея работает в штатном режиме. Царит привычное оживление. Полно иностранцев. Один из них даже катается по залам на трехколесном электроскутере для инвалидов. Терминалы по продаже электронных билетов не работают. Интернета нет. Карты к оплате не принимают. Зато в кафе "Братья Третьяковы" на цокольном этаже - аншлаг. (Как показывают наблюдения, люди бегут сюда сразу с порога, не заходя в залы). Видимо, этот "буфет" и имел в виду вандал Игорь Подпорин, когда рассказывал, как напился:
- Приехал посмотреть на нее. В восемь вечера зашел, уже хотел уходить, в буфете выпил сто граммов водки. Водку не пью, вот и накрыло, — рассказал полиции лысый желтый человек, задержанный с поличным.
Несмотря на честный ленинский лоб и трогательный взгляд в камеру, что-то заставило усомниться в искренности его слов.
Видимо, этот "буфет" и имел в виду вандал Игорь Подпорин, когда рассказывал, как напилсяФото: Евгения СУНДУКЯН
Со спиртным в Третьяковке и впрямь все в порядке. На первой же витрине глаз услаждает батарея бутылок. Здесь и коньячок «Картель» (сначала прочла «Каратель»), и виски, и вино, и пиво "Сибирская корона". Очень приятно, конечно, что крепкие спиртные напитки продаются в культурном учреждении, но сомнительно, что вандал жахнул что-то из представленного ассортимента. Ну не пива же по 195 рублей жахать человеку из Воронежа. Ну не виски же по 350 рублей 50 миллилитров? Ну не коньячок - полтыщи за флакончик? Да и водки на разлив (как, впрочем и хересу) в "Братьях Третьяковых" нету. Так что, поздравляем вас, господин, соврамши.
Если не считать закрытого "репинского" зала номер 31, галерея работает в штатном режимеФото: Евгения ГУСЕВА
О чем говорят бабули
Все разговоры в галерее - только о вчерашнем. Три тетеньки-смотрительницы, обедающие за соседним столиком, обсуждают причины инцидента.
- И не зря ведь утром паучок вверх полз. Я еще тогда подумала, что очень плохая примета», - говорит одна.
- Да что ты мне говоришь, если вниз ползёт - это плохая примета, а вверх - ничего страшного, - возражает другая.
- Девочки, я давно за ним наблюдаю. Он утром вверх ползёт, а вечером - спускается, - сообщает третья.
Полно иностранцев. Один из них даже катается по залам на трехколесном электроскутере для инвалидовФото: Евгения СУНДУКЯН
Другие версии
— Он был очень пьяным, — рассказал корреспонденту КП директор НИНЭ имени Третьякова Александр Чвала. — Схватил стойку, бросил. Подбежала охрана, там же его и скрутили.
Однако в фейсбуке версии с пьяным вандалом не верят. "Как же его пропустили в залы, если он был пьяным", — недоумевают пользователи.
И действительно, странно. Человеку нужно было взять тяжелую стойку, изловчиться, бросить, да так, чтобы не заметили смотрители галереи.
— А ведь там очень строгие смотрители. Чуть что - подходят и ругают. Мне по работе нужно было разглядеть мазки - я только наклонился — тут же подошли и попросили отойти, — рассуждает Чвала.
Экскурсовод Третьяковки Алла Мальцева объясняет компании старушек, мол, расслабились.
— Сколько лет такого не было, может быть, ослабили внимание. В пятницу у нас короткий день...
Как бы то ни было, в случайность и спонтанность произошедшего здесь никто не верит.
— В пятницу работали до шести. Подошли, попросили выйти. Он вышел. Там два выхода в этот зал. Он из одного выхода вышел и в другой прошел. То, что это сделано с намерением - нет никаких сомнений, — резюмирует Мальцева.
Версий, озвученных сотрудниками галереи, — несколько. Первая — мужик хотел прославиться, как Герострат. Вторая — мужик из банды оскорбленных активистов и поклонников Ивана Грозного. Последние давно точат зуб на Репина за то, что Илья Ефимович оклеветал царя-батюшку. Никакого сына Грозный не убивал. Иван сам умер от чахотки.
Балашов сто пять лет назад нанес три удара по картине
Любопытно, что против Репина однажды выступил бывший губернатор Орловской области Вадим Потомский. Еще в бытность свою губернатором Потомский заявлял, что факты о царе были намеренно искажены. «Про Ивана Грозного вся Россия знает одно: Иван Грозный убивает своего сына. Никаких доказательств этому нет. Есть научный факт: всю семью Ивана Грозного отравили ртутью», — говорил бывший губер.
Версия третья, мистическая
Третья версия гласит: дурную роль сыграл репинский мистицизм. Как известно, картины Репина имеют непростую ауру. Еще при жизни художника за ним ходила слава: кого Репин напишет, тот вскоре умрет страшной смертью. Причем, картина "Иван Грозный и сын его Иван" в этом смысле особенно плохая, ее натурщик умер страшнее всех. Писатель Всеволод Гаршин, с которого Репин писал убиенного царевича, решив свести счеты с жизнью, бросился в лестничный пролет. Но падение было таким неудачным, что писатель переломал себя и умер лишь спустя несколько дней, страдая от адских болей. Больше всего на картине художник ценил гаршинский "слезящийся глаз".
Странное совпадение — в этом году исполняется двойная дата: сто тридцать лет со дня страшной гибели Гаршина и сто пять лет со дня первого покушения на картину. Странно и то, что сумасшедший старообрядец Балашов сто пять лет назад нанес три удара по картине. Ровно столько ран оказалось на полотне после выходки Игоря Подпорина.
"Грозный и сын его Иван" - роковая картина. Ее натурщик умер страшнее всех. Писатель Всеволод Гаршин, с которого Репин писал убиенного царевича, решив свести счеты с жизнью, бросился в лестничный пролет
Картины, вызывающие необъяснимые чувства, есть в каждой галерее. Например, в той же Третьяковке висит портрет Лопухиной. Сейчас ее лицо всего лишь меняется в зависимости от того, кто подойдет к полотну. А в прежние времена, как гласят легенды, молодые девушки штабелями мерли после созерцания полотна.
Впрочем, грешить на плохую ауру работ можно сколько угодно. Но нельзя не заметить главного. В последнее время случаи нападения на произведения искусств участились. Мы помним выходку Энтео, разгромившего выставку Сидура в Манеже или активистов, обливших мочой фотографии Джока Стерджеса...
— Самое интересное, что все эти оскорбленные не понесли никакого наказания за свои поступки, — говорит арт-критик Константин Бабулин.
Поделиться видео </>Экскурсовод про вандала в Третьяковке.Наш корреспондент побывала в Третьяковке на следующий день после происшествияЕвгения СУНДУКЯН
По мнению эксперта, возможно, в нынешней порче картины есть своя польза. По крайней мере это может поставить точку в череде безнаказанного вандализма.
- Подпорин точно не уйдет от наказания и это наказание будет означать, что у нас наконец-таки признали, что произведение искусства имеет какой-никакой, а иммунитет от оскорбленных, - отметил Бабулин.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Повезло, что поврежден Репин, а не Серов»: эксперты рассказали, как будут латать картину «Иван Грозный и его сын Иван»
«Ивану Грозному» повезло — считают эксперты. «Выдержать удар» позволил особый холст, который в среде реставраторов носит неофициальное название «репинский». Для своих полотен художник выбирал крепкие и грубые холсты в совокупности с новыми технологиями это позволит залатать дыру без потерь (подробности)
МЕЖДУ ТЕМ
«Не соответствует историческим фактам»: вандал объяснил, почему изуродовал картину «Иван Грозный и его сын Иван» в «Третьяковке»
Вечером в пятницу в Государственной Третьяковской галлерее произошло очень крупное ЧП. Неизвестный разбил стекло, защищающее шедевр Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Отлетевшие осколки порвали полотно в трех местах. (подробности)
Человек, изрезавший картину Репина в 1913 году, вскоре забыл о своем поступке
Нападение на «Ивана Грозного» 30 января 1913 года потрясло всю культурную Россию. В 10.30 утра в Третьяковскую галерею вошел Абрам Балашов, 28-летний иконописец и приказчик в магазине, торговавшем киотами и картинами. (подробности)
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ
ВОПРОС ДНЯ
А вы с какими случаями вандализма сталкивались?
Александр ПРОХАНОВ, писатель:
- Разрушение святынь. Не только материальных. Пример - истребление советских ценностей. Изъятие из оборота советских писателей и художников. Это акт насилия над огромным количеством людей.
Максим ШЕВЧЕНКО, журналист:
- Убийство человека. Что значит какая-то картина по сравнению с человеческой жизнью?
Карен ШАХНАЗАРОВ, гендиректор «Мосфильма»:
- На картину «Мона Лиза» нападали в Лувре. Какой-то сумасшедший ее вообще изрезал. Но ее восстановили, она до сих пор висит там под стеклом.
Ежи ТЫЦ, руководитель польского движения «Курск»:
- Мы восстанавливаем памятники советским солдатам в Польше. Я лично видел разбитые плиты, необоснованные надписи: «Оккупанты, прочь в Москву».
Анатолий ВАССЕРМАН, публицист:
- Снос памятников Ленину на Украине. Кстати, и не только ему. Ведь там сочиняют новую историю, которой никогда не было на самом деле.
Владислав ДЕЖНЕВ, маркетолог:
- Дома и подъезды, разрисованные хулиганскими граффити. Из-за них приходится делать ремонт. Размалевали все заборы, остановки.
Павел ЖАВНЕРОВ, психолог:
- Сосед по даче получил в наследство от своего отца-профессора огромную коллекцию книг. Мужик развел костер и сжег все это добро за ненадобностью. Ничего спасти не удалось.
Антон, читатель сайта KP.RU:
- Нашу церковь возле дома исписали всякой похабщиной. Все прихожане скидывались, чтобы сделать ремонт.
Ирина, слушательница Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM):
- Рекламные вывески на старых домах. Это портит облик города. Смотреть противно.
www.kp.ru
вандал объяснил, почему изуродовал картину «Иван Грозный и его сын Иван» в «Третьяковке»
Вечером в пятницу в Государственной Третьяковской галлерее произошло очень крупное ЧП. Неизвестный разбил стекло, защищающее шедевр Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Отлетевшие осколки порвали полотно в трех местах.
Как сообщили в пресс-службе Третьяковской галлереи, холст поврежден в центральной части на фигуре царевича. Но главное, самые сложные для восстановления места - изображения рук и лиц не пострадали.
Об инциденте уже доложили руководству Минкульта. Скорее всего в ближайшее время будет собран расширенный реставрационный совет. Полотно уже снято с экспозиции и помещено в реставрационную мастерскую Третьяковки.
Информация о задержании преступника появилась в субботу утром 26 мая 2018 года. Хотя поймали его еще накануне вечером.
Им оказался 37 летний приезжий из Воронежа. Чем он занимается и имеет ли какое-либо отношение к искусству и истории - не сообщается. Но свой поступок он объяснил полицейским "историческим несоответствием" того, что изображено на картине.
- По данному факту возбуждено уголовное дело по статье "Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей)", - сообщила пресс-секретарь МВД Ирина Волк.
Чем вандал занимается и имеет ли какое-либо отношение к искусству и истории - не сообщается
По данным телеграм-канала "112", вандала зовут Игорь Подпорин.
Картина Репина не в первый раз подвергается нападению вандалов. Более ста лет назад в 1913 году старообрядец Абрам Балашов порезал картину ножом. И, по роковой случайности, тоже в трех местах. Сильно пострадали места где лица царя и царевича. Восстановлением тогда занимался сам Репин.
ДОСЛОВНО
Официальное заявление Третьяковской галереи
- Благодаря профессиональным и самоотверженным действиям музейных смотрителей и сотрудников службы безопасности Третьяковской галереи вандал был обезврежен, задержан и передан правоохранительным органам. С ним ведутся следственные действия.
После получения информации о случившемся в музее для принятия неотложных мер по спасению произведения на место происшествия незамедлительно прибыли главный хранитель, реставраторы, руководство службы безопасности музея, а также сотрудники специализированной фирмы по работе с произведениями искусства. Генеральный директор Третьяковской галереи находится в заграничной командировке, но владеет оперативной информацией, постоянно контактирует с сотрудниками музея по телефону, сообщает о происходящем руководству Министерства культуры РФ.
По окончании первичных оперативно-следственных мероприятий, реставраторы музея провели неотложные аварийные работы – извлечены осколки стекла, произведен демонтаж картины и рамы, после чего работа была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея.
Реставраторы Третьяковской галереи незамедлительно приступают к изучению последствий нанесенных ударов и выработке последовательной программы по восстановлению произведения. Среди первоочередных действий – проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны, - говорится на сайте музея
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В Третьяковской галерее вандал серьезно повредил картину «Иван Грозный убивает своего сына»
Злоумышленник разбил металлическим столбиком стеклянную витрину и нанес полотну значительные повреждения (подробности)
Перед нападением на картину Ильи Репина вандал из Воронежа для храбрости принял 100 грамм водки
Столичные следователи выясняют обстоятельства акта вандализма в Третьяковской галерее, совершенного в пятницу, 25 мая, незадолго до закрытия музея. Около восьми вечера один из посетителей разбил металлическим столбиком защитное стекло картины Ильи Репина "Иван Грозный убивает своего сына" и несколько раз ударил по холсту. Картина получила серьезные повреждения: холст порван в двух местах. (подробности)
МНЕНИЕ
«Ополчиться на Репина - это как поднять руку на святое»: Юрий Лоза о нападении на картину в «Третьяковке»
Музыкант признался, что у него не хватает слов, чтобы описать всю тяжесть преступления вандала, исполосовавшего полотно "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (подробности)
В ТЕМУ
Картину «Иван Грозный и сын его Иван» уже пытались запретить пять лет назад
Картина широкой публике больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына» - и в слове «убивает» как раз и кроется проблема. Патриоты считают эту картину «клеветнической», извращающей историю и возводящей напраслину на царя, в действительности много сделавшего для России.
Илья Репин, в свою очередь, не собирался очернять Грозного. Для него сюжет картины был скорее метафорой. Он ее замыслил после убийства царя Александра II (оно произошло ровно 300 лет спустя - в 1881 году), ощущая весь «кровавый трагизм истории» - «чувства были перегружены ужасами современности». Да плюс к этому он, путешествуя по Европе, впечатлился боем быков - звериная жестокость, кровь, смерть - и прибыв домой тотчас же принялся писать свою злосчастную картину. Она и тогда, и сейчас вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение и может, поэтому у нее такая сложная судьба. (подробности)
КСТАТИ
Убивал ли Иван Грозный своего сына
Иван Грозный не убивал своего сына Ивана. Царевич долгие годы был тяжело болен – об этом говорят многочисленные письменные свидетельства современников и то, что к 27 годам Иван Иванович после трёх продолжительных браков оставался бездетным. Он умер вдали от Москвы, в Александровской слободе, по пути на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь под Вологдой…
…а в том же 1581 году ко двору московского царя был допущен первый папский легат, офицер ордена иезуитов Антонио Поссевино. Итальянец пытался склонить Ивана Грозного к возрождению Флорентийской унии – соглашения между католической и православной церквями, по которому Папа Римский признавался главой христиан всего мира. Царь Иван был блестящим дипломатом: он использовал Поссевино для заключения мира с Польшей, а затем отказался обсуждать унию. Это стало одной из причин, по которым посрамлённый иезуит принялся распускать слух о том, что Иван Грозный убил своего сына (подробности)
8 жен царя Ивана Грозного
13 февраля 1546 года великий князь всея Руси Иван Грозный венчался первым браком. Точно неизвестно, сколько у царя было жен. Он вел весьма разгульный образ жизни. Но историки упоминают имена восьми женщин, считавшихся женами Ивана IV. При этом только трех церковники признали законными (подробности)
Поделиться видео </>Задержан вандал, повредивший картину в Третьяковке.
www.kp.ru
История создания картины Репина "Иван Грозный и сын его Иван"
"Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" - одна из выдающихся картин Репина. Замысел ее возник в 1881 году. Вот как рассказывал об этом сам Илья Ефимович в 1913 году, в беседе с корреспондентом газеты «Русское слово»: «Как-то в Москве, в 1881 г., в один из вечеров, я слушал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». Она произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване. Эго было в 1881 г. Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год... я работал завороженный». Сюжетом для картины Репин взял историческое событие - 16 ноября 1581 года Иван Грозный, в припадке бешенства, убил своего старшего сына, царевича Ивана. Работать над этой картиной Репин начал в Москве. Дочь Репина В. И. Репина писала, что именно в Москве был изготовлен костюм для Ивана Грозного - черный, в виде подрясника, и для сына Грозного - розовый с серебристым отливом, синие штаны, украшенные цветочками, и сапоги с загнутыми носками. Репин сам кроил эти костюмы и сам расписывал сапоги царевича. И карандашный эскиз, датированный Репиным 1882 годом, подтверждает, что Репин работал над этой картиной в Москве, работал напряженно, трудно, страстно. «Началась картина вдохновенно, шла залпами, - вспоминал он. - Чувства были перегружены ужасами Современности... А наша ли история не дает поддержки... Но все казалось - мало. В разгар ударов удачных мест разбирала дрожь, а потом, естественно, притуплялось чувство кошмара, брала усталость и разочарование... Я упрятывал картину с болезненным разочарованием в своих силах -слабо, слабо казалось все это... Разве возможно... Но наутро испытывал опять трепет - да, что-то похожее на то, что могло быть... И нет возможности удержаться - опять в атаку. Никому не хотелось показывать этого ужаса... Я обращался в какого-то скупца, тайно живущего своей страшной картиной». Царя Ивана Репин писал и с какого-то старика, найденного для него художником П.П.Чистяковым и с мастерового, встреченного на улице, и с композитора П.И.Бларамберга, и с художника Г.Г.Мясоедова. Для царевича позировал Репину писатель В.М.Гаршин, с которым он познакомился и подружился. «В лице Гаршина,- говорил Репин,- меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича». Гаршин вскоре после этого действительно погиб. «Иван Грозный убивает сына» ( второе название картины) взволновала и мецената Третьякова, который несмотря на отрицательный подход царского двора к этому произведению решил купить ее, правда с указанием не выставлять ее прилюдно. Впоследствии, после трех лет проблему с выставкой этой картины помог решить художник Боголюбов А. П., который был почитаем при царском дворе. портрет Третьякова И. КрамскойВыставка еще не открылась, как до Репина дошли слухи, что будто бы картину не разрешили показывать в Москве, и он спрашивал П.М.Третьякова, действительно ли это так. Но пока картина была на выставке, и ее в конце марта смотрел Лев Николаевич Толстой. Он тогда же писал Репину: «Третьего дня был на выставке и хотел тотчас же писать Вам, да не успел. Написать хотелось вот что - так, как оно казалось мне: молодец Репин, именно молодец. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель. На словах многое бы сказал Вам, но в письме не хочется был умствовать. У нас была геморроидальная, полоумная приживалка-старуха, и еще есть Карамазов-отец. Иоанн Ваш для меня соединение этой приживалки и Карамазова. Он самый плюгавый и жалкий убийца, какими они должны быть, - и красивая смертная красота сына. Хорошо, очень хорошо... Сказал вполне ясно. Кроме того, так мастерски, что не видать мастерства. Ну, прощайте, помогай Вам бог. Забирайте все глубже и глубже». Восхищался картиной и В.М.Гаршин, непосредственный участник ее, имевший возможность наблюдать весь процесс создания картины. «Да, - писал он, - такой картины у нас еще не было, ни у Репина, ни у кого другого, - и я желал бы осмотреть все европейские галереи для того только, чтобы сказать то же про Европу. Представь себе Грозного, с которого соскочил царь, владыка, - ничего этого нет: перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком». И заканчивает свое высказывание о репинской картине словами: «Я рад, что живу в то время, когда живет Илья Ефимович Репин. У меня нет похвалы для этой картины, которая была бы ее достойна».И знаменитый русский певец Федор Иванович Шаляпин, рассказывая о том, как он увидел репинскую картину в Третьяковской галерее и как она его поразила («Какая силища, какая мощь!»), заканчивает почти гаршинскими словами: «Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и горжусь принадлежать к его эпохе».Восхищался картиной и И.Н.Крамской. В письме к Суворину он взволнованно говорил: «Вот она, вещь, в уровень таланту... Выражено и выпукло выдвинуто на первый план - нечаянность убийства!.. И как написано, боже, как написано! В самом деле, вообразите, крови тьма, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе, и его громкий крик, а в руках у него сын, сын, которого он убил, а он... вот уже не может повелевать зрачком, тяжело дышит, чувствуя горе отца, его ужас, крик и плач, он, как ребенок, хочет ему улыбнуться: «Ничего, дескать, папа, не бойся!» Ах, боже мой!» . Огромное впечатление производила и производит эта картина на зрителей. Иван Грозный, в порыве гнева, ударил жезлом в висок и убил своего сына. Ручьем льется кровь из головы царевича. Кровь и на полу, и на кафтане, в крови руки царя. Он судорожно обхватил сына, зажимает его рану, а кровь все продолжает течь, бледнеет лицо царевича. Страшные глаза у отца, понявшего, что он сделал, страшное горе человеческое в них. И прекрасное лицо царевича, с доброй улыбкой, словно прощающего отцу это кровавое дело. Великолепна эта картина по мастерству исполнения, по мощи, по силе психологического раскрытия характеров людей, по гармонии красок, по отделке деталей. «Иван Грозный» одно из лучших полотен Репина, в этом сходились почти все, даже некоторые реакционные газеты отдали дань талантливости художника.
komu-za-50.mirtesen.ru
В Третьяковской галерее вандал серьезно повредил картину «Иван Грозный убивает своего сына»
В Третьяковской галерее посетитель умышленно нанес одной из картин серьезные повреждения. Об этом сообщила официальный представитель МВД Ирина Волк.
По ее словам, охрана галереи сообщила о происшествии около девяти часов вечера в пятницу, 25 мая. В музее был задержан злоумышленник, который разбил металлическим столбиком ограждения стеклянную витрину картины и значительно повредил полотно.
В отношении мужчины возбудили уголовное дело по статье «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия». При этом представитель МВД не уточнила, какая именно картина пострадала.
В то же время агентство РИА Новости со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщило, что речь идет о знаменитой картине Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», которая также известна как «Иван Грозный убивает своего сына».
По данным ТАСС, злоумышленником оказался 37-летний приезжий из Воронежа, который недавно прибыл в Москву и находился в столице без регистрации. Полиции он заявил, что повредил картину "из-за недостоверности изображённых на полотне исторических фактов".
Глава пресс-службы Третьяковки Анна Котляр прокомментировала инцидент, отметив, что пострадавшая картина подлежит восстановлению, хотя для этого потребуется провести сложные работы.
Картина была написана в 1883-1885 годах и изображает легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он, согласно преданию, в порыве гнева нанес смертельный удар собственному сыну, царевичу Ивану.
В первый раз полотно пострадало от вандализма еще при жизни художника — в 1913 году молодой иконописец Абрам Балашов в припадке душевной болезни трижды ударил картину ножом. В результате лица изображенных на ней царя и царевича были обезображены и Репину пришлось воссоздать их практически заново.
В ТЕМУ
Картину «Иван Грозный и сын его Иван» уже пытались запретить пять лет назад
Картина широкой публике больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына» - и в слове «убивает» как раз и кроется проблема. Патриоты считают эту картину «клеветнической», извращающей историю и возводящей напраслину на царя, в действительности много сделавшего для России.
Илья Репин, в свою очередь, не собирался очернять Грозного. Для него сюжет картины был скорее метафорой. Он ее замыслил после убийства царя Александра II (оно произошло ровно 300 лет спустя - в 1881 году), ощущая весь «кровавый трагизм истории» - «чувства были перегружены ужасами современности». Да плюс к этому он, путешествуя по Европе, впечатлился боем быков - звериная жестокость, кровь, смерть - и прибыв домой тотчас же принялся писать свою злосчастную картину. Она и тогда, и сейчас вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение и может, поэтому у нее такая сложная судьба. (подробности)
КСТАТИ
Убивал ли Иван Грозный своего сына
Иван Грозный не убивал своего сына Ивана. Царевич долгие годы был тяжело болен – об этом говорят многочисленные письменные свидетельства современников и то, что к 27 годам Иван Иванович после трёх продолжительных браков оставался бездетным. Он умер вдали от Москвы, в Александровской слободе, по пути на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь под Вологдой…
…а в том же 1581 году ко двору московского царя был допущен первый папский легат, офицер ордена иезуитов Антонио Поссевино. Итальянец пытался склонить Ивана Грозного к возрождению Флорентийской унии – соглашения между католической и православной церквями, по которому Папа Римский признавался главой христиан всего мира. Царь Иван был блестящим дипломатом: он использовал Поссевино для заключения мира с Польшей, а затем отказался обсуждать унию. Это стало одной из причин, по которым посрамлённый иезуит принялся распускать слух о том, что Иван Грозный убил своего сына (подробности)
Поделиться видео </>Задержан вандал, повредивший картину в Третьяковке.
www.kp.ru
Правдивые факты о картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына»: vitalidrobishev
Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», или, как сейчас принято называть эту картину, «Иван Грозный убивает своего сына» была написана в 1885 году, но и по сей день не оставляет зрителей равнодушными. Одни считают, что картина заставляет задуматься о природе власти, о тирании, другие всерьез полагают, что она оскорбляет патриотические чувства. Здесь собраны интересные материалы и факты о знаменитом творении Ильи Репина.
1. А сына-то Грозный не убивал!
Во времена, когда Репин писал свою картину, версия о том, что Иван Грозный убил своего сына в порыве гнева, не подвергалась сомнению — об этом рассказывалось в трудах практически всех русских историков, начиная с Карамзина.
Увидев в 1885 году в Санкт-Петербурге на выставке новую картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», которая потом стала известна под упрощённым названием «Иван Грозный убивает своего сына», обер-прокурор Святейшего Синода и выдающийся русский мыслитель Константин Петрович Победоносцев был крайне возмущён её сюжетом, в котором вымысел выдавался за факт, и написал императору Александру III: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент... чисто фантастический».
2. От чего же умер царевич?
Царевич Дмитрий сын Ивана Грозного (Икона)
Действительно, факт убийства царём Иоанном Васильевичем Грозным своего сына царевича Иоанна до недавнего времени казался бесспорным, ведь он нашёл отражение даже в школьных учебниках, как одно из свидетельств о якобы существовавшей жестокости РусскогоСамодержавия.И никто не задумывался, откуда попал этот факт в историческую литературу. Лишь митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн впервые опроверг эту клевету на царя в своей книге «Самодержавие Духа», где доказал, что царевич Иоанн умер от тяжёлой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намёка на сыноубийство.
Но что же сообщают документы? В Московском летописце за 7090 год (1581 г. – Н.Ш.) написано: «...преставися царевич Иоанн Иоаннович». Пискаревский летописец указывает более подробно: «...в 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день... преставление царевича Иоанна Иоанновича». В Новгородской четвёртой летописи говорится: «Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе...» Морозовская летопись констатирует: «...не стало царевича Иоанна Иоанновича». Как видим, об убийстве ни слова. Что же касается фактов, свидетельствующих о смерти царевича Иоанна от отравления, то они вполне обоснованны. В.В. Манягин в книге «Вождь Воинствующей Церкви» (2003) пишет: «По поводу болезни можно сказать определённо – это было отравление сулемой. Смерть, вызванная ею, мучительна, а доза, вызывающая такой исход, не превышает 0,18 грамма».
3. Кто же это установил?
«В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля, – пишет Манягин, – были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Иоанна, царя Фёодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского. При исследовании останков была проверена версия об отравлении царя Иоанна Грозного. Учёные обнаружили, что содержание мышьяка примерно одинаково во всех четырёх скелетах и не превышает нормы. Но в костях царя Иоанна и царевича Иоанна было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму.
Последовавшие достоверные исследования, медико-химические и медико-криминалистические экспертизы останков царевича показали, что в 32 раза превышено допустимое содержание ртути, в несколько раз мышьяка и свинца. С чем это было связано — неизвестно. К сожалению, череп царевича был в слишком плохом состоянии, чтобы определить, есть ли на нем следы травмы.
Некоторые историки пытались утверждать, что это вовсе не отравление, а последствие лечения сифилиса ртутными мазями. Однако исследования показали, что сифилитических изменений в останках царя и царевича не обнаружено. После того как в 1990-х годах провели исследование захоронений московских великих княгинь и цариц, был выявлен факт отравления той же сулемой матери Иоанна Васильевича, Елены Васильевны Глинской (умерла в 1538 году), и его первой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году). Это свидетельствует о том, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей (см.: Коробов П. «Царская усыпальница». – «Независимая газета», 2000, 26 апреля).Данные этих исследований позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен (см. «Итоги», No 37(327), 2002, 17 сентября, с.38-39). Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму.Таким образом, советская историческая наука опровергает версию об убийстве царём Иоанном Васильевичем своего сына».
4.Миф о сыноубийстве создан иностранцами
Кто же автор клеветы на Ивана Грозного? Имена этого сочинителя и его последователей известны. Их вымыслы – лишь звенья в цепи лживых измышлений о нашем прошлом. Митрополит Иоанн считал, что «решающее влияние на становление русоненавистнических убеждений «исторической науки» оказали свидетельства иностранцев». О том же говорил и выдающийся исследователь древности Сергей Парамонов в книге «Откуда ты, Русь?», которую он издал под псевдонимом Сергей Лесной: «Нашу историю писали немцы, которые вообще не знали или плохо знали русский язык».
Примером того являются лживая норманнская теория, миф о призвании варягов и прочие мифы. На то, что авторами трудов по русской истории являлись иноземцы, указывал и советский академик Б.А.Рыбаков. Он, в частности, писал: «Во времена бироновщины, когда отстаивать русское начало в чём бы то ни было оказалось очень трудно, в Петербурге, в среде приглашённых из немецких княжеств учёных, родилась идея заимствования государственности славянами у северогерманских племён.Славяне IХ-Х веков были признаны «живущими звериньским образом» (выражение норманнистов), а строителями и создателями государства были объявлены северные разбойничьи отряды варягов-норманнов, нанимавшихся на службу к разным властителям и державших в страхе Северную Европу. Так, под пером Зигфрида Байера, Герарда Миллера и Августа Шлёцера родилась идея норманнизма, которую часто называют норманнской теорией, хотя вся сумма норманнистических высказываний за 2 столетия не даёт права на наименование норманнизма не только теорией, но даже гипотезой, так как здесь нет ни анализа источников, ни обзора всех известных фактов…»
Казалось бы, речь идёт об эпохе, не относящейся к теме. Но если не понимать стремление Запада исказить правду о нашем великом прошлом, трудно поверить и в то, что написанное об Иоанне Грозном иноземцами – обычная ложь. Можно привести тысячи примеров извращения истории нашего государства западными историками. Но особенно злостным нападкам подверглась эпоха Грозного.
«С «лёгкой руки» Карамзина стало признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху чёрной краской, – писал митрополит Иоанн. – Даже самые консервативные историки-марксисты считали своим долгом отдать дань русофобской риторике, говоря о «дикости», «свирепости», «невежестве», «терроре» как о само собой разумеющихся чертах эпохи». Причём доказательствами якобы имевших место ужасов той эпохи для историков явились не свидетельства очевидцев, не архивные данные, не показания придворных, записанные и сохранённые архивами, а клеветнические измышления западных посланников. Миф о сыноубийстве и другие лживые мифы были необходимы не только для того, чтобы выставить царя в глазах потомков кровожадным тираном, но и доказать западному миру, к тому времени «прославившемуся» ужасами инквизиции, что в России порядки не лучше.«Начиная с Карамзина, – писал митрополит Иоанн, – русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные «гости», и творческое «наследие» таких, как Штаден и Поссевин, долгое время воспринималось в качестве свидетельства о жизни и нравах русского Народа…»
То же самое говорит и А. Гулевич в книге «Царская власть и революция»: «Национальная история пишется обыкновенно друзьями. История России писалась её врагами».
5. Кто же автор клеветы на Иоанна Грозного?
Но кто же первый оклеветал одного из величайших русских самодержцев? Вот эти строки, которые сочинил Антоний Поссевин (папский шпион), подхватил Генрих Штаден (германский шпион) и процитировал слишком доверчивый (?) Карамзин: «Царевич, исполненный ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола», – и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать её: Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровью!»
Монах-иезуит Антоний Поссевин приехал в Москву в 1581 году, чтобы послужить посредником в переговорах русского царя с польским королём Стефаном Баторием, вторгшимся в ходе Ливонской войны в русские земли. Будучи легатом папы Григория XIII, Поссевин надеялся с помощью иезуитов добиться уступок от Иоанна IV, пользуясь сложным внешнеполитическим положением Руси. Его целью было вовсе не примирение враждующих, а подчинение Русской Церкви папскому престолу... Католическая церковь, потеряв надежду сломить Русскую Державу и Русскую Церковь открыто, путём крестовых походов, и тайно, с помощью ересей, стремилась теперь добиться этого обманом, обещая Иоанну Грозному, в случае, если он предаст истинную веру, приобретение территорий, принадлежавших ранее Византии.
Антоний Поссевин
«Но надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом, – писал М.В. Толстой в «Истории Русской Церкви». – Иоанн Васильевич оказал всю природную гибкость ума своего, ловкость и благоразумие, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость, отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлёкся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима».
Флорентийская уния, иными словами, соглашение об объединении православной и католической церквей, была подписана в 1439 году во Флоренции. Эта уния явилась очередной попыткой Рима распространить католичество силой. В ответ на нее в 1448 году собор епископов в Москве объявил Русскую Церковь автокефальной, то есть независимой от константинопольского патриарха.
Комментируя М.В. Толстого, митрополит Иоанн писал: «Известный историк Русской Церкви мог бы добавить, что происки Рима в отношении России имеют многовековую историю, что провал миссии сделал Поссевина личным врагом царя, что само слово «иезуит», из-за бессовестности и беспринципности членов ордена, давно сделалось именем нарицательным, что сам легат приехал в Москву уже через несколько месяцев после смерти царевича и ни при каких обстоятельствах не мог быть свидетелем происшедшего».
Иоанн Васильевич ответил иезуиту твёрдо и грозно: «Ты говоришь, Антоний, что ваша вера римская – одна с греческою вера? И мы носим веру истинно христианскую, но не греческую. Греки нам не евангелие. У нас не греческая, а Русская вера». Миссия потерпела полный провал, и взбешённый Поссевин, по злобе своей, сочинил миф о том, что Иоанн Грозный в порыве гнева убил своего сына и наследника престола царевича Иоанна Иоанновича.
«Поссевин говорит, – пишет митрополит Иоанн, – что царь рассердился на свою невестку, жену царевича, и во время вспыхнувшей ссоры убил его. Нелепость версии (уже с момента возникновения) была так очевидна, что потребовалось «облагородить» рассказ, найти более «достоверный» повод и «мотив убийства». Так появилась другая сказка – о том, что царевич возглавил политическую оппозицию курсу отца на переговорах с Баторием о заключении мира и был убит царём по подозрению в причастности к боярскому заговору. Обе версии совершенно голословны и бездоказательны. На их достоверность невозможно найти и намёки во всей массе дошедших до нас документов и актов, относящихся к тому времени.
А вот сведения о «естественной» смерти царевича Ивана имеют под собой документальную основу. Ещё в 1570 году болезненный и благочестивый царевич, благоговейно страшась тягот предстоявшего ему царского служения, пожаловал в Кирилло-Белозерский монастырь огромный по тем временам вклад в тысячу рублей. Предпочитая мирской славе монашеский подвиг, он сопроводил вклад условием, чтобы «ино похочет постричися, царевича князя Ивана постригли за тот вклад, а если, по грехам, царевича не станет, то и поминати».
Косвенно свидетельствует о смерти Ивана не от удара посоха и то, что в «доработанной» версии о сыноубийстве смерть его последовала не мгновенно после «рокового удара», а через четыре дня, в Александровской слободе. Впоследствии стало ясно, почему царевич угасал четыре дня – это было вызвано отравлением сулемой.
Подхватил и развил версию о «сыноубийстве» и ещё один проходимец – немец Генрих Штаден, прибывший в Москву с задачами разведывательного характера. Штаден написал клеветнические записки, которые Карамзин посчитал за правдивые и которые были разоблачены советскими историками. К примеру, И.И. Полосин назвал их «повестью душегубства, разбоя, татьбы с поличным», причём отличающейся «неподражаемым цинизмом». По словам другого советского историка, С.Б. Веселовского, «они представляли собой бессвязный рассказ едва грамотного, необразованного и некультурного авантюриста, содержащий много хвастовства и лжи…»
Папские послы у Ивана Грозного». Картина М. В. Нестерова, 1884 год
Вернувшись в Германию, Штаден изложил проект завоевания Московии, предлагая уничтожить все церкви и монастыри, разгромить и упразднить православную веру, а затем превратить русских людей в рабов. Вот чьими данными пользовались многие русские историки, описывая в своих сочинениях эпоху Иоанна Грозного.
Русский философ Иван Александрович Ильин предупреждал, что «в мире есть народы, государства, правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди – враждебные России, особенно Православной России, тем более императорской и нерасчленённой России. Подобно тому, как есть «англофобы», «германофобы», «японофобы» – так мир изобилует «русофобами», врагами национальной России, обещающими себе от её крушения, унижения и ослабления всяческий успех... Поэтому, с кем бы мы ни говорили, к кому бы мы ни обращались, мы должны зорко и трезво измерять его мерилом его симпатий и намерений в отношении к единой, национальной России и не ждать: от завоевателя – спасения, от расчленителя – помощи, от религиозного совратителя – сочувствия и понимания, от погубителя – благожелательства, от клеветника – правды. Политика есть искусство узнавать и обезвреживать врага…»…
6. Казнь народовольцев, побудила Репина к написанию картины
Илья Репин Автопортрет
Из воспоминаний Репина известно, что мысль о картине зародилась у него в связи с мартовскими событиями 1881 года, а именно взрывом народовольцем И. И. Гриневицким бомбы, осколками которой был убит царь Александр II, а также последующей казнью народовольцев. В дальнейшем замысел развивался под влиянием симфонии Римского-Корсакова «Антар»:
«...Я был на концерте Римского-Корсакова. Исполнялась симфония „Антар“. Его музыкальная трилогия — любовь, власть и месть — так захватила меня, и мне неудержимо захотелось в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке. Современные, только что затягивавшиеся жизненным чадом, тлели еще не остывшие кратеры... Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подходить — несдобровать... Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории... и я вспомнил о царе Иване».
7. Грозный был написан с настоящего тирана
Грозного Репин написал с известного передвижника Григория Григорьевича Мясоедова — в чертах царя легко узнается мясоедовский кривой нос, резко вылепленный череп с покатым лбом, крупные уши и впадины у висков.
И. Репин. Портрет Г.Г. Мясоедова. 1904 г.
Григорий Григорьевич был резким, сложным человеком, настоящим тираном. От его характера страдали и близкие, и друзья. Своего сына Ивана он долгие годы не признавал — внушал ему, что он приемыш, был с ним груб, а однажды после какой-то шалости мальчика так страшно на него разозлился, что чуть не убил, после чего маленького Ивана забрал в свою семью пейзажист Александр Киселев, ставший свидетелем этой сцены. Позже сам Мясоедов вспоминал: «Илья взял царя с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня...»
8. Натурщик царевича погиб в 33 года
Фигуру царевича Ивана Репин писал с Всеволода Гаршина, известного писателя, автора знаменитой «Лягушки-путешественницы». Лицо царевича получилось великолепно — на нем ясно видна печать смерти. В каком-то смысле эта работа оказалась провидческой. Спустя несколько лет после окончания работы над картиной Гаршин, с детства очень впечатлительный и страдавший нервным расстройством, покончил жизнь самоубийством, бросившись в лестничный пролет. Ему было всего 33 года. Кстати, Гаршин также послужил Репину моделью главного героя картины «Не ждали».
И. Репин. Портрет В.М. Гаршина. 1884 г.
9. Картина считалась антимонархической
После того как картина была представлена публике, многие усмотрели в ней подрыв монархических устоев государства. Обер-прокурор Синода Победоносцев в письме к Александру III указывал:
«Стали присылать мне с разных сторон письма, что на Передвижной выставке выставлена картина, оскорбляющая у многих правительственное чувство: „Иван Грозный с убиенным сыном“. Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения... Какой мыслью задается художник, рассказывая во всей реальности именно такие моменты? И к чему тут Иван Грозный? Кроме тенденции известного рода, не приберешь другого мотива».Через некоторое время власти в Москве по высочайшему указу запретили картину с указанием «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения ее в публике». Павел Третьяков, купивший картину, поначалу повесил ее в отдельной комнате и показывал только близким друзьям, а домашние и слуги всегда крестились, проходя мимо запертой двери. Однако, вскоре запрет был снят.
Интересно, что спустя более чем сто лет, в октябре 2013 года, группа историков и православных активистов, вдохновленных давним апологетом царя Ивана и сторонником его канонизации В.В. Бойко-Великим, обратилась к министру культуры РФ Владимиру Мединскому с просьбой убрать картину из Третьяковской галереи, заявив, что данное произведение оскорбляет патриотические чувства русских людей.
10. Первый в России случай музейного вандализма
16 января 1913 года картина пострадала от трёх ударов ножом, которые нанёс 29-летний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов. Это был первый подобный случай в российском музее. Хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
Повреждения картины. Фото 1913 г.
11. Репин не смог сам восстановить картину
После того как Балашов изрезал картину, художник Игорь Грабарь (будущий автор картины «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»), служивший в те годы попечителем Третьяковской галереи, обратился к Репину. Тот тут же бросился спасать свое произведение и целиком переписал голову Грозного. Однако с момента написания картины прошло тридцать лет, и, очевидно, гений Репина (которому было уже почти семьдесят) уже начал угасать. По крайней мере, по воспоминаниям Грабаря, результат был далек от оригинала.«Когда я вошел в комнату, где была заперта картина, я глазам своим не поверил: голова Грозного была совсем новая, свеженаписанная, сверху донизу в какой-то неприятной лиловой гамме, до ужаса не вязавшейся с остальной гаммой картины. Медлить было нельзя, краски могли к утру значительно затвердеть; я тут же сначала насухо, потом с керосином протер ватой все прописанные места, пока от утренней живописи не осталось и следа и полностью засияла живопись 1884 года».Затем Грабарь с художником Д.Ф. Богословским, ничего не сказав Репину, в течение полугода старательно воссоздавали прежний вариант. Увидев результат, Репин ничего не сказал, — то ли не заметил, то ли сделал вид, что не заметил.©
vitalidrobishev.livejournal.com