Чимабуэ: жизнь и творчество художника. Картины чимабуэ


Чимабуэ Джованни (Cimabue, Giovanni) - Живописный склад monpansie

Чимабуэ, Джованни (Cimabue, Giovanni) (ок. 1240 — ок. 1302), итальянский художник, один из ведущих мастеров флорентийской живописи 13 в. Его настоящее имя Ченни ди Пепо; прозвище Чимабуэ означает "Быкоголовый". Был последним итальянским художником, работавшим в византийской манере. Те или иные живописные произведения приписываются ему на основании стилистического сопоставления с мозаикой, изображающей св. Иоанна Крестителя из апсиды собора в Пизе (единственной работы, принадлежность которой Чимабуэ засвидетельствована документально), и образом св. Иоанна из фрески Распятие в Верхней церкви в Ассизи, которая считается одним из прекраснейших его творений.

Святой Иоанн. Чимабуэ. Деталь мозаики. 1301-02 гг. Собор в Пизе.

Распятие.Чимабуэ. 1280 - 83 гг. Верхняя церковь Ассизи

Стилистическое сходство с Распятием обнаруживают несколько образов, отличающихся большой внутренней силой и экспрессией. В Верхней церкви в Ассизи стиль Чимабуэ заметен в большинстве потемневших фресок хора и трансепта. Среди этих фресок: сцены Апокалипсиса, Успение и Прославление Богоматери, чудеса и мученичество апостолов Петра и Павла и второе большое Распятие, сейчас почти полностью утраченное. В правом крыле трансепта Нижней церкви находится грубо прописанная фреска с изображением Мадонны на троне и Св. Франциска. (Возможо, фреска прописана более "размашисто", чем обычно и чем общепринято, что никак не убавляет ее очевидных достоинств - фигуры на этой фреске кажутся более живыми именно благодаря нетипичной, негладкой манере. Все же не стоило бы называть фреску грубой. К тому же, эта фреска весьма показательна именно в проторенессансном плане. И очень нравится лично мне. Особого внимания достоин замечательный ангел - изображение внизу. - das_gift)

Христос. Апокалипсис.Чимабуэ. 1280-83 гг. Верхняя церковь в Ассизи.

Мадонна на троне в окружении ангелов и св. Франциском. Чимабуэ. 1278 -80 гг. Нижняя церковь в Ассизи.

Мадонна на троне в окружении ангелов и св. Франциском. Деталь. Чимабуэ. 1278 -80 гг. Нижняя церковь в Ассизи.

Самой известной работой Чимабуэ, исполненной в технике темперной живописи, является большая Мадонна на троне (написанная для церкви св. Троицы во Флоренции, сейчас — в галерее Уффици) - так называемая Маэста*, а знаменитая Мадонна Ручеллаи сейчас признается ранней работой сиенского мастера Дуччо ди Буонинсенья. Два деревянных Распятия, приписываемых Чимабуэ, находятся в церкви Сан Доменико в Ареццо и в музее Санта Кроче во Флоренции.

Маэста.Чимабуэ. 1285-86 гг. Галерея Уффици.

Маэста. Деталь.Чимабуэ. 1285-86 гг. Галерея Уффици.

Распятие.Чимабуэ. 1287-88 гг. Церковь Санта Кроче, Флоренция.

Распятие. Чимабуэ. 1268-71, церковь Сан-Доменико, Ареццо

Мадонна на троне с ангелами. Чимабуэ., 1290-95 гг. Лувр, Париж.

Мадонна с младенцем на троне с ангелами,св. Франциском и св. Домеником. Чимабуэ. Галерея Уффици, Флоренция.

Данте мельком упоминает художника в Чистилище (XI, 94-96: "Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, И живопись того затемнена"). Джорджо Вазари рассказывает о том, как Чимабуэ встретил Джотто, рисующего на камне овцу, и взял его к себе в ученики; как Чимабуэ безжалостно уничтожал свои произведения, если они ему не нравились. Чимабуэ удалось достичь высокого мастерства в создании жесткой, структурной формы и ясной, логически выверенной композиции. Умер Чимабуэ ок. 1302.

Примерно тоже самое, но более подробно

Началом ренессансной живописи считают эпоху Дученто, т.е. конец XIII века. Проторенессанс еще тесно связан со средневековыми романскими, готическими и византийскими традициями. Художники конца XIII — начала XIV вв. еще далеки от научного изучения окружающей действительности. Они выражают свои представления о ней, еще используя условные образы византийской изобразительной системы — скалистые горки, символические деревья, условные башенки. Но иногда облик архитектурных сооружений так точно воспроизведен, что это указывает на существование зарисовок с натуры. Традиционные религиозные персонажи начинают изображаться в мире, наделенном свойствами реальности — объемом, пространственной глубиной, материальной вещественностью. Начинается поиск приемов передачи на плоскости объема и трехмерного пространства. Мастера этого времени возрождают известный античности принцип светотеневой моделировки форм. Благодаря ей фигуры и здания приобретают плотность и объем. По-видимому, первым, кто применил античную перспективу, был Флорентиец Ченни ди Пепо (сведения с 1272 по 1302), прозванный Чимабуэ. К сожалению, самая его значительная работа — серия росписей на темы из Апокалипсиса, жизни Марии и апостола Петра в церкви Сан Франческо в Ассизи дошла до нас почти в разрушенном состоянии. Лучше сохранились его алтарные композиции, которые находятся во Флоренции и в музее Лувра.Они тоже восходят к византийским прототипам, но в них отчетливо проступают черты нового подхода к религиозной живописи. Чимабуэ возвращается от итальянской живописи XIII века, усвоившей византийские традиции, к непосредственным истокам - эллинским образцам. Жесткость и схематизм уступают место плавности линий. Фигура Мадонны уже не кажется бесплотной. В средневековой живописи ангелы трактовались как знаки, как атрибуты Богоматери, они изображались как маленькие символические фигурки. Чимабуэ они приобретают совершенно новый смысл, включаются в сцену, это прекрасные юные существа.Творчество Чимабуэ было исходным» пунктом тех новых процессов, которые определили дальнейшее развитие живописи.

О жизни Чинни ди Пеппо, прозванного Чимабуэ (ок.1240-после 1302), известно и очень мало, и достаточно много. Очень мало, поскольку его жизненный путь намечают только два точных исторических свидетельства. В 1272 году, как можно узнать из документа в архиве Санта Мария Маджоре, Чимабуэ находился в Риме и был к тому времени совершеннолетним. Спустя тридцать лет, в 1301 году имя Чимабуэ называет документ из Пизы, куда художник был приглашен для работы в одной из городских церквей. Лишь единственное произведение Чимабуэ - мозаика "Св. Иоанн" ( см. ранее) в апсиде Пизанского собора - имеет точную дату и историческое подтверждение. Случайно сохранившиеся счета неопровержимо свидетельствуют, что художник работал над созданием мозаик в 1301-02 годах.

О жизни Чимабуэ существует подробное и красочное жизнеописание Вазари, в котором правдоподобные факты перемежаются с домыслами и фантазиями. Из этого жизнеописания устанавливается приблизительная дата рождения Чимабуэ. В 1300 году, по свидетельству Вазари , художнику было шестьдесят лет. Большую часть своей жизни Чимабуэ провел в родной Флоренции, хотя неоднократно выезжал в другие города, работал в Пизе, Ареццо, Ассизи. Флорентийцы почитали Чимабуэ за его искусство. Вазари рассказывает, что приехавшего в город короля Карла Анжуйского повели смотреть на образ, написанный Чимабуэ, как на одну из главных достопримечательностей. У художника было много учеников, среди которых самым талантливым был Джотто, поселившийся после смерти учителя в его доме. Источники позволяют получить представление даже о характере Чимабуэ. Один из комментаторов Данте, имевший возможность общаться с людьми, лично знавшими художника, дает такой психологический портрет: "Чимабуэ был самым благородным из всех известных людей и вместе с тем был он столь заносчивым и презрительным, что если кто-либо указывал в его работе на ошибку или недостаток или если он сам замечал таковые... то немедленно бросал работу, как бы дорога она ни была ему".

Значительный интерес представляет вопрос о происхождении стиля Чимабуэ. Вазари рассказывает, что художник учился у греческих живописцев, приглашенных правителями Флоренции. Нет никаких достоверных свидетельств о работе этих живописцев. Но все же сообщение Вазари содержит момент истины. Ранние произведения Чимабуэ демонстрируют хорошее знание византийского искусства, которое играло значительную роль в художественной жизни Италии 13 века. Византийские влияния, соединившись на итальянской почве с местными романскими традициями и проникавшими с севера готическими мотивами, образовали своеобразное художественное явление, получившее название "греческой манеры".

Черты "греческой манеры" особенно ясно видны в одном из самых ранних произведений Чимабуэ - "Распятии" из Ареццо (см. ранее), созданном около 1280 года и показывающем искусство уже сложившегося художника. Чимабуэ использовал широкораспространенный в итальянском искусстве 13 века тип распятия с S-образно изогнутой фигурой Христа. Такие распятия создавали зримый, чувственно-конкретный образ искупительной жертвы, отвечающий изменившимся религиозным представлениям эпохи. В учениях, набиравших силу францисканского и доминиканского орденов, большое внимание уделялось личностному и глубоко эмоциональному переживанию истории спасения, при этом богословская мысль сосредоточивалась на теме страданий Христа. "Распятие" Чимабуэ не обладает ярко выраженными иконографическими особенностями. Почти во всех иконографических и типологических деталях оно совпадает с известным "Распятием" Джунта Пизано. Однако стилистическое сравнение этих произведений позволяет выделить индивидуальные черты манеры Чимабуэ. Флорентийского художника отличает стремление к большей стилизации изображения. Он усиливает значение силуэта и контурной линии, подчеркивает структурное начало, тщательно моделирует все формы, добиваясь особой, почти кристаллической отчетливости. По сравнению с "Распятием" Джунта Пизано влияние византийского искусства ощущается слабее, возрастает роль декоративных элементов, при этом образ обладает большей эмоциональной конкретностью. Одухотворенность приобретает черты чисто католического спиритуализма, одновременно и более абстрактного, и более чувственного, чем византийский.

Дальнейшее развитие стиля Чимабуэ показывает "Богоматерь с младенцем на троне" (Маэста) из галереи Уффици, созданная около 1285 года и предназначавшаяся для главного алтаря церкви св. Троицы во Флоренции. В этом изображении ясно виден новый интерес художника к более объемной трактовке форм и пространственным решениям, особенно хорошо заметным в сложной архитектуре двухъярусного трона. Однако отдельные новые черты не становятся здесь самостоятельной художественной концепцией. Они сочетаются с совершенно условными изобразительными приемами. К примеру, одеяния Богоматери испещрены золотыми линиями, так называемым ассистом, который понимался в средневековье как символическое изображение божественной энергии.

В 1288-90 годах Чимабуэ работает над росписями верхней церкви св. Франциска в Ассизи. В этих фресках такие черты искусства Чимабуэ, как чувство монументального, способность подчинить композицию единому декоративному ритму, тяготение к повышенной экспрессии, получают наиболее яркое и совершенное воплощение. Среди фресок, принадлежащих Чимабуэ, выделяется изображение "Распятия". Завершение крестного пути художник показывает как трагедию вселенского масштаба. Тело Христа изгибается как бы в предсмертной судороге, ткань набедренной повязки вздымается под порывом сильного ветра. Слетающие с небес ангелы закрывают лица руками в жесте безграничного отчаяния. Люди на земле протягивают к Христу напряженные, как натянутые струны, руки. Перед нами искусство, полное глубочайшего драматизма, высокого ораторского пафоса, вдохновленного живым и сильным религиозным чувством. Такие изображения позволяют понять смелые сравнения исследователей, называвших художника "Микеланджело 13 века".

В середине 1290-х годов Чимабуэ вновь приезжает в Ассизи и пишет несколько фресок в нижней церкви св. Франциска, среди них композицию "Богоматерь на троне со св. Франциском". Образ самого почитаемого итальянского святого 13 века. Лицо св. Франциска с почти уродливыми и в то же время одухотворенными чертами совершенно лишено какой-либо идеальной типизации и обладает остроиндивидуальным характером. Оно заставляет поверить в сообщение Вазари и некоторых других авторов, что Чимабуэ был одним из первых художников, который стал писать образы с реальных людей, "подражая натуре". Принципиально новое качество, заложенное в образе св. Франциска, не получило развития в последний период творчества Чимабуэ. Созданное в 1302 году мозаичное изображение "Св. Иоанна" в апсиде Пизанского собора демонстрирует компромиссный стиль, сочетающий разнородные черты, но в целом остающийся в рамках средневековой художественной системы. Чимабуэ как бы только прикоснулся к реформе Каваллини и Джотто и тут же вернулся к более органичным для него формам художественного видения.

Мадонна на троне в окружении ангелов и св. Франциском. Св. Франциск. Деталь. Чимабуэ. 1278 -80 гг. Нижняя церковь в Ассизи.

1. * Маэста - (итал. maestà — величание, возвеличивание) — разновидность изображения Богоматери, сложившаяся в Италии в XIII веке. Сюжет изображения итальянские художники взяли из византийской православной иконографии, но наполнили его иным, специфически местным содержанием.Прототипами «Маэста» были два византийских первоисточника: разновидность изображения Богоматери, которая известна в России как «Похвала Богородицы», и «Богоматерь Одигитрия». Главное отличие «Похвалы Богородицы» от «Маэста» заключается в том, что первая является церковно-обрядовой принадлежностью, а вторая в большей степени религиозно-политической манифестацией. Придание Мадонне царского, «полусветского» статуса привело к соответствующей эволюции картины «Маэста».В отличие от первых икон середины XIII века, где Мадонна изображалась сидящей на троне с младенцем на руках, а ее царственный статус обозначался только намеками в виде царских орлов на мафории или короны на голове, она стала в дальнейшем окружаться святыми и ангелами, то есть свитой, подтверждающей ее царский статус.

2. * Дученто - (итал. ducento — тринадцатый век, буквально — двести), наименование периода в истории итальянской культуры, положившего начало искусству Проторенессанса. Для искусства этого времени характерны возникновение многочисленных местных художественных школ (флорентийской, пизанской, сиенской и др.), выделение из среды анонимных средневековых мастеров творческих индивидуальностей.

3. * Джунта Пизано или Джунта ди Капитино (итал. Giunta Pisano, документирован с 1236 по 1266 год) — итальянский художник.Его, вероятно, следует считать самым изобретательным художником первой половины XIII в., чье влияние распространилось и на век XIV. Живописная манера Джунта вела происхождение от пизанской школы конца XII — начала XIII века, в которой доминировала византийская иконопись, а также испытала влияние произведений, созданных в мастерской Берлингьери. Однако надо было иметь острую наблюдательность и сильное воображение, чтобы византийский прототип распятия превратить в образ умирающего Христа, наполненный глубоким страданием, как это сделал Джунта.Джунта ПизаноКрест. Джунта Пизано. 1250-54гг. Болонья, Сан Доменико.

4. * Ассист -(лат. assist — присутствующий) — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах. Символизирует присутствие Божественного света.Традиционно ассистом расписываются, прежде всего, одежды Христа, когда Он изображается во славе. Например, на иконах Воскресения, Вознесения, Преображения, Успения Пресвятой Богородицы, иногда в деисусном чине (как у Царя Славы). Со второй половины XVI века в русской иконописи золотом могла расписываться любая одежда святых.

das-gift.livejournal.com

Чимабуэ (Ченни ди Пепо). Все картины художника

Гигантский поток всевозможных бед и несчастий, практически затопил и, можно даже сказать, низверг в глубокую бездну Италию, разрушил красивейшие памятники архитектуры, но практически уничтожил и живопись. В это время во Флоренции около 1240 г. появился на свет ребёнок, чтобы «зажечь первый свет живописи», Бенинченни (или как его чаще называли Джованни) Чимабуэ.

Флорентийский живописец XIII в. Джованни Чимабуэ

О родителях, известного впоследствии живописца, известно до обидного мало. Сведения о нём в некоторых источниках появляются только когда мальчику исполнилось семь-восемь лет. Именно тогда, когда он немного подрос, родители и даже некоторые соседи заметили у него необыкновенные способности ума и для дальнейшего обучения мальчика отослали в ближайшую обитель Санта Мариа к дальнему родственнику его отца, который в монастыре обучал послушников грамматике и другим предметам.

Но Бенинченни, почувствовав безудержное влечение к живописи, практически перестал заниматься наукой, а проводил все своё свободное время за рисованием людей, коней, окружающего обитель пейзажа и всего, что только попадалось ему на глаза. Этому увлечению способствовала и сама судьба, поскольку именно в эти годы правителями Флоренции были приглашены живописцы (возможно из соседней Греции), чтобы вернуть городу, когда-то его прославленную живопись, которая, можно сказать, сбилась с пути праведного, но ещё не погибла окончательно. В числе других работ, которые они заказали, был и проект росписи капеллы святого Луки, которая претерпела значительные повреждения от прошедших веков. Сейчас роспись можно увидеть непосредственно в Санта Мариа Новелла, где расположена капелла святого Луки.

Чимабуэ долгое время увлекался рисованием, часто сбегал из монастыря и много времени проводил наблюдая за работой прославленных живописцев. В результате, поглядев на некоторые рисунки, мастера признали его очень способным. Все это послужило тому, что отец заключил с мастерами соглашение об учебе молодого дарования. Мастера с большим удовольствием взяли себе в подмастерья способного мальчика.

Постоянно упражняясь, юноша за сравнительно небольшой срок превзошел в технике рисования своих наставников: они делали работу не в древнегреческой манере, а в свойственной тому времени новой, довольно неуклюжей. Юноша, конечно, подражал своим учителям, но многое делал по-своему, отказываясь от их манеры, и впоследствии прославил Флоренция своими произведениями. Он создал замечательные фрески. Например, написанный им образ в Санта Чечилиа, а в Санта Кроче доска с Девой Марией. (Многие исследователи отрицают её авторство Чимабуэ).

Позднее, с натуры он изобразил на маленькой дощечке святого Франциска. И это было для того времени новшеством. Вокруг изображения двадцать клейм с миниатюрными фигурами. (Некоторые исследователи приписывают авторство луккскому живописцу Бонавентуре Берлингъери).

В это же время заказали живописцу для флорентийского аббатства Санта Тринита роспись доски. И особенно постаравшись, дабы подтвердить лишний раз своё искусство, мастер изобрел некоторые ранее не известные приемы в изображении Девы Марии, написав её с младенцем, окруженной преклоненными ангелами. (Произведение представлено в Уффици). Законченное произведение было размещено на алтаре, а позже его заменили доской Алессо Бальдовенетти (так называемая «Троица», Уффици).

Позже Чимабуэ создавал неповторимые фрески в госпитале Порчеллана, вблизи Оньиасанти. На них изображены: Дева Мария, которая слушала благую весть о будущем рождении у нее божественного младенца, Иисус Христос, Клеофа и Лука. Все изображения были в человеческий рост и даже немного больше. (Фрески не сохранилась). На фресках все предметы более естественны и выполнены в так называемой мягкой манере. Способы письма Чимабуэ резко отличалась от письма греческих художников, которые выписывали множество лишних замысловатых линий. Они переняли эти манеры от обычая изображения святых, передававшегося мастерами из поколения в поколение многие годы без улучшения и применения каких-либо новшеств.

Чимабуэ был приглашен настоятелем Санта Кроче и написал распятие, сохранившееся до настоящего времени. Настоятель, довольный сделанной работой пригласил Чимабуэ в один из монастырей в Пизе – написать образ святого Франциска. Это произведение живописца впоследствии было признано прихожанами уникальным. В этом же монастыре живописец создал образ Девы Марии с божественным младенцем, окруженную ангелами. На этом месте воздвигли мраморный алтарь, сохранившийся до нашего времени. Образ монахи поместили внутри монастыря, а Чимабуэ получил от жителей Пизы награду. Здесь же по заказу аббата д"Арно он изобразил святую Агнессу, окруженную сценками из её праведной жизни с маленькими фигурками. (Дощечка не сохранилась).

Благодаря своим творениям имя Мастера стало известным далеко за пределами Флоренции и его пригласили в Ассизи. Там он с живописцами из Греции работал над росписями сводов в храме св. Франциска, а на стене изобразил жизненный путь Христа и святого Франциска. В этих замечательных произведениях искусства значительно превзошел именитых греков по мастерству изображения.

Затем Чимабуэ расписал церковь фресками из жизни благословенной Девы Марии. Особенно примечательна была фреска об Успении Богоматери и её вознесении на небо, и там Христос венчает её. Внизу располагаются святые. На сводах были также изображены различные истории из жития святых. На одном своде изображены евангелисты в полный рост. Другой свод украшен звездами на лиловом фоне. На следующем изображены: Иисус Христос, Дева Мария, святые Иоанн Креститель и Франциск. Два свода были словно бы отражением друг друга. На последнем из сводов изображены четыре отца церкви. Задача, архисложная, но выполнена очень усердно.

После росписи сводов, живописец приступает к росписи фресок поверху, занимая пустое пространство между проемами окон. Здесь он изображает 8 наиболее известных сцен из Ветхого завета. А на противоположной стороне ещё шестнадцать историй о жизни Девы Марии и Иисуса Христа. Над входом – фреска с изображением Успения. Этот огромный труд, поразил всех, так как до этого казалось, что живопись давно была слепой. Современники, ознакомившись с этими работами, говорили, что живопись, благодаря его трудам совершила небывалые успехи, особенно в росписи фресок. Из этих талантливейших работ лучше сохранились, написанные на церковных сводах. Окончив фрески Чимабуэ стал расписывать по низу стен. Однако он был отозван на родину и работу не продолжил. Окончил её, один из его способнейших учеников Джотто, спустя несколько лет.

Во Флоренции существует монастырь Санто Спирито, где художник великолепно написал житие Христа. Эта фреска казалась несомненным чудом его современникам, которые не видели до этого и не могли предполагать ничего подобного. От жилища живописца её несли, чтобы установить в монастыре, в торжественной процессии, ликуя. музыканты играли на трубах. Чимабуэ вновь был осыпан многочисленными наградами и почестями. (Стоит отметить, что многие исследователи считают, что автором «Богоматери», находящейся и в наши дни в Санта Мариа Новелла, т. н. «Мадонна Ручеллаи», является Дуччо).

В письмах современников сказано, что Чимабуэ работал над этим образом, через город проезжал Карл Анжуйский, которому показали ещё незаконченную работу живописца. Все население Флоренции было охвачено таким ликованием, что впоследствии это место назвали Веселым предместьем (Борго Аллегро). Название сохранилось до наших дней.

В одной из церквей Пизы Чимабуэ выполнил темперой образ Христа на кресте. Его окружают несколько плачущих ангелов, держащих слова, написанные, наподобие нимба у головы Христа, и подносят их к Деве Марии и святому Иоанну евангелисту. Именно Чимабуэ был изобретателем такого способа, которое помогало словами, более полно донося смысл произведения, что было вещью в те годы довольно удивительной.

Мастер заслужил уже широкую известность и его назначили одним из архитекторов Санта Мариа дель Фьоре.

В 1303 или 1304 г. в возрасте 60 лет Чимабуэ отошел в мир иной, можно сказать за свою жизнь премного способствуя возрождению живописи. Он оставил после себя способных учеников, в их числе был и Джотто, ставший неподражаемым мастером живописи. Кстати, он проживал после кончины Учителя в его доме. Похоронен Чимабуэ в Санта Мария дель Фьоре.

Вполне возможно, что, если бы славу Чимабуэ не затмевало величие Джотто, одного из его самых одаренных от природы учеников, о нём знали бы намного больше людей, неравнодушных к подлинному искусству.

Наталья Абдуллаева

gallerix.ru

Чимабуэ Джованни Картины биография Cimabue Giovanni

Чимабуэ Маэста Маэста, (Мадонна во славе), 1286Галерея Уффици, Флоренция

Чимабуэ Джованни (Cimabue Giovanni) (1240 — 1302) Флорентийский живописец. Представитель итало-византийского искусства и византинизирующего течения в живописи проторенессанса. Настоящее имя Ченни ди Пепо (Cenni di Pepo). Работал в Риме (около 1272), Ассизи, Флоренции, Пизе. Наиболее известным произведением мастера является алтарная картина “Мадонна с младенцем и ангелами”, выполненная для церкви Санта-Тринита во Флоренции. Это композиция являлась исконным образцом, предназначенным для молитвы и религиозного созерцания.

Творчеству Чимабуэ, развивавшемуся в основном в русле традиций византийской живописи, свойствен и ряд новшеств в духе Проторенессанса. В произведениях художника строгое величие композиции, ее плоскостность и несколько схематичная симметричность сочетаются с изысканной сдержанностью цветовой гаммы, пластической ясностью гибкого контурного рисунка, материальной осязаемостью лиц и фигур, внутренней значительностью образов (“Распятие” и “Мадонна на троне” - оба около 1285, Уффици; цикл фресок в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, около 1290).

Среди многочисленных флорентийских мастеров дученто создатель ряда монументальных произведений Чимабуэ был особенно известен. Религиозная живопись Чимабуэ в силу своей консервативности и приемов, связанных с византийскими мозаичистами, не могла, однако, служить образцом для новаторской в идейном и художественном смысле флорентийской живописи, которая начала развиваться в одно время с ней, но расцвела лишь в начале 14 столетия. Однако монументальные, хотя и плоскостные религиозные образы Чимабуэ, особенно его большая икона “Мадонна на троне со святыми и ангелами” (Флоренция, Уффици), все же представляют большой интерес с точки зрения развития флорентийского искусства.

smallbay.ru

Чимабуэ: жизнь и творчество художника

Чимабуэ (настоящее имя — Ченни ди Пепо; около 1240 — около 1302) — флорентийский живописец, один из главных возродителей итальянской живописи после её продолжительного средневекового застоя.

Содержание

Биография Чимабуэ

Творчество Чимабуэ

Работы художника

Картины Чимабуэ

Библиография

Биография Чимабуэ

Происходил из знатной и богатой фамилии Ч. Гвальтьерн, родился, по свидетельству Вазари, в 1240 г., работал во Флоренции и в соседних с ней местах, в Ассизи и Пизе. Умер, вероятно, в 1302 году.

Его настоящее имя Ченни ди Пепо; прозвище Чимабуэ означает «Быкоголовый».

Данте мельком упоминает художника в Чистилище (XI, 94–96: «Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, И живопись того затемнена»).

Джорджо Вазари рассказывает о том, как Мадонна Ручеллаи была пронесена по улицам Флоренции под приветственные крики толпы; как Чимабуэ встретил Джотто, рисующего на камне овцу, и взял его к себе в ученики; как Чимабуэ безжалостно уничтожал свои произведения, если они ему не нравились. Тем не менее Мадонна Ручеллаи сейчас уже не приписывается Чимабуэ, так что достоверность этого эпизода вызывает сомнения.

Творчество Чимабуэ

Итальянскую живопись до Чимабуэ назвали византийской, подчёркивая не столько отсутствие у итальянских живописцев своеобразия, сколько бесконечное повторение одних и тех же приёмов и отсутствие новизны.

В первых своих иконах Богоматери Чимабуэ является ещё вполне традиционным мастером; но вскоре в его произведениях старинные, традиционные композиции и фигуры стали более оживлёнными, привлекательными и величественными, а краски более свежими, изящными и натуральными. Этого было достаточно для возбуждения в современниках художника восторженного отношения к его работам.

Тем не менее Чимабуэ также называют последним крупным живописцем, работавшим в византийском стиле. Это противоречие связано с устойчивыми следами традиции в работах школы Чимабуэ, наряду с одновременными чертами новизны.

Те или иные живописные произведения приписываются Чимабуэ на основании стилистического сопоставления с мозаикой, изображающей св. Иоанна Крестителя из апсиды собора в Пизе (единственной работы, принадлежность которой Чимабуэ засвидетельствована документально), и образом св. Иоанна из фрески Распятие в Верхней церкви в Ассизи, которая считается одним из прекраснейших его творений.

Стилистическое сходство с Распятием обнаруживают несколько образов, отличающихся большой внутренней силой и экспрессией.

В Верхней церкви в Ассизи стиль Чимабуэ заметен в большинстве потемневших фресок хора и трансепта. Среди этих фресок: сцены Апокалипсиса, Успение и Прославление Богоматери, чудеса и мученичество апостолов Петра и Павла и второе большое Распятие, сейчас почти полностью утраченное. В правом крыле трансепта Нижней церкви находится грубо прописанная фреска с изображением Мадонны на троне и Св. Франциска.

Самой известной работой Чимабуэ, исполненной в технике темперной живописи, является большая Мадонна на троне (написанная для церкви св. Троицы во Флоренции, сейчас – в галерее Уффици.) Два деревянных Распятия, приписываемых Чимабуэ, находятся в церкви Сан Доменико в Ареццо и в музее Санта Кроче во Флоренции.

Возможно, еще одна его работа – полиптих из Вашингтонской Национальной галереи, но это мнение не является общепринятым.

Работы художника

  • Христос во Славе. 1285
  • Мадонна с Младенцем на Троне 1285-86
  • Мадонна, возведённая на Престол с Ангелами. 1290-95
  • Христос на Престоле между Богородицей и Св. Иоанном Богословом. 1301-02
  • Мадонна, возведённая на Престол с Младенцем.
  • Мадонна с Младенцем.
  • Поцелуй Иуды.
  • Мадонна с Младенцем и Св.Франциском.

Библиография

  • Strzygowski, «Cimabue und Rom» (Вена, 1888).

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Чимабуэ: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Чимабуэ: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Чимабуэ Джованни - Вспомнить, подумать...

Чимабуэ Джованни (Cimabue Giovanni) (1240 — 1302)

Флорентийский живописец. Представитель итало-византийского искусства и византинизирующего течения в живописи проторенессанса. Настоящее имя Ченни ди Пепо (Cenni di Pepo). Работал в Риме (около 1272), Ассизи, Флоренции, Пизе. Наиболее известным произведением мастера является алтарная картина “Мадонна с младенцем и ангелами”, выполненная для церкви Санта-Тринита во Флоренции. Это композиция являлась исконным образцом, предназначенным для молитвы и религиозного созерцания.

Маэста, (Мадонна во славе), 1286 Галерея Уффици, ФлоренцияТворчеству Чимабуэ, развивавшемуся в основном в русле традиций византийской живописи, свойствен и ряд новшеств в духе Проторенессанса. В произведениях художника строгое величие композиции, ее плоскостность и несколько схематичная симметричность сочетаются с изысканной сдержанностью цветовой гаммы, пластической ясностью гибкого контурного рисунка, материальной осязаемостью лиц и фигур, внутренней значительностью образов (“Распятие” и “Мадонна на троне” - оба около 1285, Уффици; цикл фресок в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, около 1290).

Распятие - Чимабуэ

Среди многочисленных флорентийских мастеров дученто создатель ряда монументальных произведений Чимабуэ был особенно известен. Религиозная живопись Чимабуэ в силу своей консервативности и приемов, связанных с византийскими мозаичистами, не могла, однако, служить образцом для новаторской в идейном и художественном смысле флорентийской живописи, которая начала развиваться в одно время с ней, но расцвела лишь в начале 14 столетия. Однако монументальные, хотя и плоскостные религиозные образы Чимабуэ, особенно его большая икона “Мадонна на троне со святыми и ангелами” (Флоренция, Уффици), все же представляют большой интерес с точки зрения развития флорентийского искусства.

Christ enthroned between the virgin and st john the evangelist detail

Cimabue apocalyptical christ dt1

The Madonna of St. Francis

Мадонна на троне с младенцем и двумя ангелами…

Бичевание Христа - Чимабуэ

Богородица с младенцем в величии, с четырьмя

Распятие – Чимабуэ

The Last Judgment Fresco

Stained Glass Window at Siena Cathedral

Giovanni Cimabue (1240-1302) The Madonna in Majesty (Maestà) [detail

Источник: smallbay.ru

ngasanova.livejournal.com

Чимабуэ (Ченни ди Пеппо )

 

 

 

 

 

Флорентийский живописец, один из главных возродителей итальянской живописи после её продолжительного средневекового застоя Ченни ди Пепо (Чимабуэ) родился в 1240 году. Прозвище Чимабуэ означает «Быкоголовый». Он был последним итальянским художником, работавшим в византийской манере. Те или иные живописные произведения приписываются ему на основании стилистического сопоставления с мозаикой, изображающей св. Иоанна Крестителя из апсиды собора в Пизе (единственной работы, принадлежность которой Чимабуэ засвидетельствована документально), и образом св. Иоанна из фрески Распятие в Верхней церкви в Ассизи, которая считается одним из прекраснейших его творений.

Стилистическое сходство с Распятием обнаруживают несколько образов, отличающихся большой внутренней силой и экспрессией. В Верхней церкви в Ассизи стиль Чимабуэ заметен в большинстве потемневших фресок хора и трансепта. Среди этих фресок: сцены Апокалипсиса, Успение и Прославление Богоматери, чудеса и мученичество апостолов Петра и Павла и второе большое Распятие, сейчас почти полностью утраченное. В правом крыле трансепта Нижней церкви находится грубо прописанная фреска с изображением Мадонны на троне и Св. Франциска.

Самой известной работой Чимабуэ, исполненной в технике темперной живописи, является большая Мадонна на троне (написанная для церкви св. Троицы во Флоренции, сейчас – в галерее Уффици). Знаменитая Мадонна Ручеллаи сейчас признается ранней работой сиенского мастера Дуччо ди Буонинсенья. Два деревянных Распятия, приписываемых Чимабуэ, находятся в церкви Сан Доменико в Ареццо. 

Умер Ченни ди Пепо в 1302 году.

 

Христос во Славе. 1285Христос во Славе. 1285

 

 

 

Мадонна с Младенцем на Троне 1285-86Мадонна с Младенцем на Троне 1285-86

 

 

 

Мадонна, возведённая на Престол с Ангелами. 1290-95Мадонна, возведённая на Престол с Ангелами. 1290-95

 

 

 

Христос на Престоле между Богородицей и Св. Иоанном Богословом. 1301-02Христос на Престоле между Богородицей и Св. Иоанном Богословом. 1301-02

 

 

 

Мадонна, возведённая на Престол с Младенцем.Мадонна, возведённая на Престол с Младенцем.

 

 

 

Мадонна с Младенцем.Мадонна с Младенцем.

 

 

 

Поцелуй Иуды.Поцелуй Иуды.

 

 

 

Мадонна с Младенцем и Св.Франциском.Мадонна с Младенцем и Св.Франциском.

s30556663155.mirtesen.ru

Сэр Фредерик Лейтон Мадонна Чимабуэ: Описание произведения

«Мадонна Чимабуэ» принесла Лейтону славу. Она поражает своими размерами: более двух метров высоту и более пяти в ширину. Королева Виктория собственнолично приобрела масштабное полотно в Академии художеств в Лондоне в 1855 году.

Назад в будущее

В Риме Лейтон в течении двух лет писал эту по-истине монументальную работу. Он изобразил уличную профессию или крестный ход во Флоренции с алтарным образом Мадонны кисти Чимабуэ. Эта картина написана в XIII веке и происходит из мастерской художника в церкви Санта Мария-Новелла. Сцена восхищения и поклонения Богоматери была описана историком искусства Джорджо Вазари в XVI веке: «...Вот почему работа эта казалась таким чудом людям того времени, не видевшим до тех пор ничего лучшего, и потому ее из дома Чимабуэ несли в церковь в торжественнейшей процессии с великим ликованием и под звуки труб; он же за нее получил большие награды и почести...»

Процессию возглавляет сам Чимабуэ, на голове которого покоится лавровый венок, а за ним можно увидеть Джотто, Данте, опирающийся на стену справа и смотрящего на происходящее как бы со стороны, Арнольфо ди Камбио (архитектор Санта -Мария-дель-Фьоре), художников Гаддо Гадди, Андреа Тафи, Буонамико Буффальмакко, скульпотора Никколо Пизано. Верхом на коне в конце процессии следует король Неаполя Карл Анжуйский.

При всей стилизации полотна под прошлое, здесь можно видеть основные творческие кредо будущего уже всеми известного Лейтона: это яркие чистые цвета и максимальная эстетизация образов.

«Мадонна Чимабуэ» не Чимабуэ

Изображение Мадонны разглядеть практически не возможно, только общие черты Богоматери с Младенцем на троне, так как полотно изображено боком. Для участников крестного хода Богоматерь — центр события, тогда как для зрителя — она не художественный, а лишь композиционный центр. Но при этом сам исторический образ вызывает интерес, так как он задает по-византийски торжественный стиль всей композиции.

Долгое время считалось, что автор образа — Чимабуэ, один из видных мастеров эпохи проторенессанса. В этом уверял читателей Вазари, да и общая композиция алтарного образа напоминает аналогичную картину «Маэста» (хвала, величание) Чимабуэ в Лувре. Но исследования конца 1889 года убедили всех в том, что автором был основатель сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья, а вовсе не учитель Джотто. Разумеется, полотно Лейтона сохранило свое оригинальное, хоть и ошибочное название.

«Мадонна Чимабуэ» и мнение общественности

Наверно, для Лейтона одним из главных критериев успеха было мнение королевы Виктории и наследника престола Альберта. В первый же вечер после покупки картины, королева сделала запись в дневнике: «Там была огромная картина худодника по фамилии Лейтон. Эта прекрасная живопись напомнила мне одну из картина Паоло Веронезе, такую же яркую и наполненную светом. Альберт был так очарован произведением, что заставил меня купить его».

Коллеги Лейтона не оставили вниманием «Мадонну Чимабуэ». Прерафаэлит Россетти написал, что картина Летойна «полна великой силы и богатства устроения художника». Его брат, художественный критик Уильям Россетти не был так восхищен картиной, отметив качественное исполнение, но отсутствие какой-либо выдающейся оригинальности.

Тем не менее, картина является важным этапом не только на пути к славе Лейтона, значимой ступенью в его карьере, но и в формировании и развитии его собственного стиля, эстетизма, благородной сдержанности, незамутненного колорита. «Мадонна Чимабуэ» хранится в Лондонской национальной галерее.

Автор: Людмила Лебедева

artchive.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта