Флавицкий Константин ДмитриевичКартины и биография. Флавицкий картины


Флавицкий Константин Дмитриевич Картины биография Flavizky Konstantin

Флавицкий Константин Дмитриевич — русский живописец исторического жанра. Родился в 1830 году в Санкт-Петербурге в небогатой семье. В 1850-1855 годах обучался в Императорской Академии художеств в классе профессора Федора Антоновича Бруни. Во время обучения в Академии получил серебряные медали за рисунки и этюды с натуры, а в 1854 году был награжден малой золотой медалью за написанную по конкурсу картину "Суд Соломона".

Суд Соломона Суд Соломона, 1854, Новгородский государственный музей-заповедник Дети Иакова Дети Иакова продают своего брата Иосифа, 1855, Русский музей Христианские мученики Христианские мученики в Колизее,1862, Русский музей

По окончании академического курса Флавицкий был удостоен звания классного художника и большой золотой медали, присужденной ему за исполнение программы "Дети Иакова продают своего брата, Иосифа". К этой награде от Академии полагалась пенсионерская командировка в Италию. Художник пробыл за границей шесть лет с 1856 по 1862 год. По возвращении своем в Россию Флавицкий был признан почетным вольным общником Академии за исполненную в Риме колоссальную картину "Христианские мученики в Колизее" (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Княжна Тараканова Княжна Тараканова, 1864,Третьяковская галерея, Москва Итальянка Итальянка, Калужскийхудожественный музей

На академическую выставку 1864 года Флавицкий представил картину "Княжна Тараканова" (Третьяковская галерея, Москва), которая была встречена благосклонной критикой и одобрением знатоков искусства и массы публики. За эту работу Флавицкому было присвоено звание профессора исторической живописи. Но талантливому живописцу не суждено было ознаменовать свою деятельность другими замечательными произведениями. Уже в то время, когда Флавицкий трудился над исполнением "Княжны Таракановой", его здоровье было сильно подорвано чахоткой, развившейся в петербургском климате. Надеясь найти спасение от этой болезни на юге Европы, художник собирался уехать туда, но прежде чем успел отправиться в путь, умер 3 сентября 1866 года. Вышеупомянутые картины, равно как и другие работы Флавицкого, исполненные по частным заказам, свидетельствуют о том, что этот талантливый художник вдумчиво относился к своим сюжетам, обладал редким даром композиции и был силен в колорите.

smallbay.ru

Работы русского художника Константина Флавицкого

. Это цитата

Работы русского художника Константина Флавицкого

Всего 35 лет было отведено гениальному русскому живописцу Константину Флавицкому, который родился 25 сентября 1830 года. Талантливый художник, обладающий тонкой и чувствительной натурой и верящий в торжество справедливости, умер от чахотки почти сразу после того, как создал самый яркий свой шедевр – «Княжну Тараканову». Звание профессора исторической живописи, о котором Константин так мечтал, он получил практически посмертно.

49089393_Flavickiy

Сложная судьба Флавицкого не помешала, а может быть, и способствовала блестящей реализации его таланта. В 9 лет потеряв родителей, мальчик был отдан в воспитательный дом для бедных детей, где и проявились его необыкновенные способности к рисованию. Не получив абсолютно никакой помощи от родственников в детстве, 17-летний Костя получает ее в юности в виде крыши над головой у дяди-архитектора, впечатленного работами юноши. Тот решает «тряхнуть» связями и устраивает его в рисовальную школу Общества поощрения художеств (на стипендию, естественно). Даже такой небольшой поддержки хватило: рисунки Константина настолько талантливы и выразительны, что дальнейшая его судьба может считаться определенной. Необыкновенно перспективного живописца принимают в Императорскую академию художеств, и гордый юноша, не желающий стеснять родственников, уходит «на вольные хлеба». Стипендия мизерна, но, довольствуясь малым, Костя работает все больше и больше, забывая о себе. Недаром на своих изображениях он выглядит гораздо старше своих лет…

file.php

За свою короткую жизнь Константин Флавицкий создал немало произведений, большинство из которых находятся в самых знаменитых музеях России, Италии и Франции. Сегодня мы представляем вам самые известные из них. Посмотрим?

Учась в Императорской академии художеств, талантливый живописец выигрывает ежегодный конкурс с картиной «Суд Соломона» (1854 г.) и получает Малую золотую медаль .Уже в этой работе, — одном из первых произведений юноши, — виден несомненный талант Константина. С какой несомненной одухотворенностью и мастерством выписаны фигуры собравшихся на праведный суд, какое вдохновение выражает осененное истинно и единственно правильным решение лицо Соломона! Чистота ярких красок и лучи света, пронизывающие картину, подчеркивают торжество справедливости.

Суд Соломона

Суд Соломона

Эпохальное полотно «Дети Иакова продают своего брата, Иосифа» (1855 г.), написанное Константином в качестве выпускного экзамена, принесло ему Большую золотую медаль и звание пенсионера Академии, а главное — право на заграничную поездку с целью совершенствования мастерства. Алчные лица и удивительно светлый в своей беспомощности Иаков производят завораживающее и на удивление реальное впечатление: кажется, что вот-вот мы услышим зловещий шепот разбойников. Картина хранится в Государственном Русском музее.

Дети Иакова продают своего брата, Иосифа

Дети Иакова продают своего брата, Иосифа

«Итальянка» (1857 г.), — образ очаровательной девчушки воплощен Флавицким в первые годы жизни его в Италии. Нежный румянец на щечках контрастирует со смуглой кожей красавицы и ее одеянием, чудесным образом гармонируя с коралловыми бусами, задумчиво-мечтательная поза ее дышит умиротворением. Картина хранится в Калужском областном художественном музее.

Итальянка

Итальянка

«Нахождение Моисея дочерью фараона» (1860 г.), — библейские мотивы всегда преобладали в творчестве Константина. Он будто чувствовал, что ему отпущено совсем немного времени на этой земле, и все чаще обращался в мыслях к Богу. Нежные, словно светящиеся краски, порывистость протянувшей руки к младенцу египтянки, пухлые ручонки малыша, — каждый мазок выполненной в золотистых тонах картины совершенен. Произведение находится в частной коллекции.

Нахождение Моисея дочерью фараона

Нахождение Моисея дочерью фараона

Несколько лет жизни в Италии, куда Флавицкий отправляется, дабы совершенствовать свое искусство, знаменуются главным образом созданной им колоссальной картиной «Христианские мученики в Колизее» или «Последние минуты христиан, осужденных на съедение хищными зверями» (1862 г.). Именно эта полная драматической экспрессии работа сделала художника почетным вольным общником академии, но… не академиком, как он надеялся и мечтал. Критики возмутились неким избытком театральности работы, назвали ее прямым подражанием Брюллову и заклеймили Константина «несамостоятельным по отношению к действительности». Именно после этого у молодого художника (ему был всего 31 год) начинают появляться первые признаки смертельного заболевания. Изнуренный непосильной работой и не самыми лучшими жизненными условиями организм больше не может сопротивляться…Произведение хранится в Государственном Русском музее.

Христианские мученики в Колизее

Христианские мученики в Колизее

Следующее полотно официально признано самым знаменитым шедевром Константина: его ответом на беспощадную критику явилась «Княжна Тараканова» (1864 г.), которую можно лицезреть в Государственной Третьяковской галерее. Виртуозно выраженное Флавицким безмерное отчаяние гибнущей прекрасной девушки, которой некуда бежать из заливаемой волнами темницы, трогает даже тех, кто незнаком с трагической судьбой княжны – авантюристки. По одной из версий она умерла в стенах Петропавловской крепости от чахотки, не дождавшись суда императрицы. По другой же, — менее правдоподобной, — утонула во время знаменитого петербургского наводнения 1777 года. Тогда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара, затопив тюремные камеры и погубив всех узников, которых не успели или не захотели спасти.

Княжна Тараканова

Княжна Тараканова

К сожалению, блистательнейшее и глубочайшее до сих пор творение русской живописи оказалось последним в жизни Константина Флавицкого, «Княжна Тараканова» стала лебединой песней гениального художника. Он умер, не дожив до 36 лет всего несколько дней…

link

kolybanov.livejournal.com

Принцип бессмертия. Константин Флавицкий | Artifex.ru

Он всегда хотел быть похожим на Карла Брюллова. Долго пытался, но у него ничего не получилось. И это хорошо. Константин Дмитриевич Флавицкий (1830-1866) легко мог бы превратиться в банального подражателя. Снискать славу при жизни, но остаться незамеченным в истории. Все получилось совсем иначе.

Ему не было и 30 лет. Он жил в Италии и работал над своей «большой» картиной. Флавицкому не давала покоя слава Брюллова, хотелось сделать свой «Последний день Помпеи». Но еще в Италии у художника появились странные ощущения. Он чувствовал, что он стал быстрее уставать. Иногда появлялся озноб или возникала ломота в костях. Ничего серьезного, просто переутомление. Главное было закончить работу. Приехать на родину с шедевром, показать публике «Христианских мучеников на арене Колизея».

  

Ученик не превзошел учителя. Полотно осталось лишь подражанием Брюллову. Публика встретила его прохладно и отчужденно. Всё это она уже видела. Наигранные позы, театральный ужас. Дети, младенцы, матери, которых вскоре ждет смерть. Осталось добавить только несчастного котенка или щенка, чтобы картина была совсем полной. Смотришь на неё и понимаешь: тебе не страшно. Совсем. Никак. Это был провал вместо ожидаемого триумфа. Удар судьбы, но только первый из двух. Второй оказался намного страшнее.

Именно там, в Петербурге, Флавицкий понял, отчего так часто чувствовал себя усталым, даже когда просыпался. Почему иногда колотил озноб, а иногда, даже в холод, было неимоверно жарко. Все чаще мучил кашель, приступы невозможно было остановить. И кровь на носовом платке не оставляла сомнений. Лекарств от чахотки в XIX веке не было. Можно было только рассчитывать на случай. А еще поехать в теплые страны. Но какая поездка, когда денег фактически нет, когда публика не приняла картины, над которой ты работал 4 года, когда студию от Академии оставили только из милости, а будущее дает слишком мало надежд.

Он мог бы начать писать портреты вельмож, заработать на этом денег, уехать лечиться. Да, мог бы, но Флавицкому нужно было совсем другое. Он хотел заполучить бессмертие. Долгое время он только копировал, шел по стопам своего кумира. Теперь судьбой за него был сделан выбор: у него не оставалось времени учиться. Приступы кашля повторялись все чаще и чаще. И питерский климат не способствовал выздоровлению. Но Флавицкий упорно отказывался от рекомендаций врачей и продолжал работать над картиной.

 «Княжна Тараканова» – бесспорный шедевр. Одна из самых удивительных картин в русской живописи. Но часто преподносят это полотно неправильно. Говорят только о главной героине и её судьбе, а потом уже упоминают Флавицкого. Но сюжет на полотне условен. Он был выбран Флавицким только по той причине, что в Академии классическими считались только две темы: религиозная и историческая. Рамки второго сюжета были куда шире. Сразу разберемся с первым вопросом. К истории картина не имеет никакого отношения. Княжна Тараканова умерла не от наводнения и в камере никогда не могла оставаться одна. Она была политической преступницей. За ней следили 24 часа в сутки. А как же ещё! Она хотела отобрать власть у Екатерины Великой, которая сама незаконно захватила трон. В рамках исторического сюжета Флавицкий изобразил совсем другое. Он показал мученичество святой.

  

А теперь пройдемся по деталям и символам. Их тут много – нужно смотреть внимательно. Первое и, пожалуй, самое главное: посмотрите на хлеб и кружку на столе. Видите, да? Они прозрачные. И это сделано совсем не случайно. Перед нами символ уходящей жизни. Дальше княжна – она в подвенечном платье. Идеально белом, абсолютно чистом. Сверху наброшен красный плащ. Цвет, который символизирует мученичество.

Картина Флавицкого – это история смерти, а, если точнее, бессмертия души. Жизнь тает, она стала совсем прозрачной. А впереди ждет нечто новое. Как распределяется свет на картине. Потоки воды сливаются с ним. Это – не смерть, это – новая жизнь.

Еще раз посмотрим на саму княжну. Это не мучение, а, скорее, удовольствие, причем вполне телесного характера. В Риме Флавицкий познакомился с творениями Бернини, которые явно оказали на него влияние.

Да, она в оргазме. Это единение с новой жизнью. С тем, что маячило на горизонте жизни самого художника, что приближалось с каждым приступом кашля, с тем, от чего было невозможно сбежать. Душа наша, по мнению Флавицкого, невеста смерти. Гибель тела – её обряд бракосочетания, переход в новую жизнь. Под маской исторического сюжета Флавицкий создал нечто большее. Он написал картину о победе над страхом смерти, историю о собственной борьбе.

А после создания картины начались торги. Полотно сразу заметил Павел Третьяков и захотел купить его. Он предлагал художнику 3000 рублей (очень большие деньги по тем временам), но тот хотел не меньше 5000. Нужны были средства на путешествие в Италию, нужно было оставить деньги семье. Третьяков не сдавался, стоял на своем. А Флавицкий вскоре умер в Петербурге, так и не отправившись в Италию. Потом его братья повысили цену. За картину теперь просили не меньше 12 с половиной тысяч рублей. Но Третьяков снова не соглашался. В итоге он все же купил картину. Братья художника оказались на гране нищеты. Они продали его «Княжну Тараканову» за 2.500 рублей.

artifex.ru

Флавицкий Константин Дмитриевич (1830 - 1866)

Многие считают Флавицкого мастером одной картины, именно этой, поскольку именно она прославила художника. Картина посвящена авантюристке, самозванке, которая претендовала как наследница на российский престол и этим подписала себе смертный приговор.

Княжна Тараканова - это действительно реально существовавшая женщина, Августа Тараканова, в крещении Дорофея, была родной дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Жила и воспитывлассь принцесса за границей.

Императрица Екатерина II, опасаясь претендентов на престол, приказала доставить Дорофею в Россию. Императрица ласково приняла Дорофею и, объяснив ей причины столь неожиданного путешествия, принудила принять постриг. Принцессу привезли в Москву, в Ивановский монастырь, и постригли с именем Досифея.

Поначалу пребывание в обители было тягостным. Но свое житейское несчастье Досифея сумела обратить на спасение души: она много молилась, читала духовные книги, трудилась в пользу бедных. Руководил ею на новом пути Митрополит Московский Платон.

После смерти Екатерины II Досифее хотя и не позволяли выходить за пределы обители, но разрешали пускать к себе людей. Скончалась матушка Досифея 4 февраля 1810г, в 64 года, 25 из которых провела в Ивановском монастыре.

Другая княжна Тараканова, самозванка, вероятно, воодушевленная кем-то, или сама узнала о Ивановской матушке Досифее, но она решила воспользоваться этим именем и объявила себя законной претенденткой на престол. Екатерина, конечно, встревожилась, и поручила графу Орлову доставить авнтюристку к ней. Граф сумел завоевать симпатии самозванной княжны и прикинулся влюбленным, а затем обманом привез княжну к Екатерине. Императрица заключила девушку в Петропавловскую крепость, в камеру, которая обычно во время наводнения на Неве затоплялась.

Впрочем, вокруг этой тайны ходило столько легенд, что сейчас очень трудно отличить правду от вымысла. Но Флавицкий воодушевился этой таинственной историей и написал картину.

Глядя на полотно, почти физически ощущаешь себя в мрачной и сырой камере Петропавловской крепости. Хлынувшая в тюремное окно вода затопляет камеру. Деревянная кровать, на которую, пытаясь спастись, карабкаются крысы, стоит молодая женщина. Ее поза, воскового цвета лицо, полузакрытые глаза - все говорит о том, что она уже в полуобморочном состоянии, силы покидают ее.

После появлении картины на публике, разразился скандал - ведь художник коснулся тщательно скрываемой тайны царской фамилии. И если бы не триумф, с которым картина была встречена в обществе, эта история могла закончиться для художника печально.

cvetamira.ru

Флавицкий Константин Дмитриевич - Каталог картин. Цены.

Флавицкий Константин Дмитриевич (1830-1866)

Автор картины «Княжна Тараканова», Константин Дмитриевич Флавицкий, родился в Москве 13 сентября 1830 года в семье чиновника. Мальчик вскоре осиротел и целых семь лет провел в воспитательном доме для бедных детей. Способности к рисованию у него проявились рано, и это не осталось незамеченным. Флавицкий стал пенсионером Общества поощрения художников, а затем поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился у профессора Ф. А. Бруни.

Петербургскую АХФлавицкий окончил в 1855 г. с большой золотой медалью, присужденной ему за картину "Дети Иакова продают своего брата Иосифа". Медаль давала право на заграничную поездку с целью совершенствования мастерства. Шесть лет (1856-62) художник провел в Италии. Своеобразным живописным отчетом Флавицкого стала большая, полная драматической экспрессии картина "Христианские мученики в Колизее" (1862 г., Русский музей), за которую он получил звание почетного вольного обшника АХ.

В картине очевидно влияние К П. Брюллова - кумира академической молодежи середины XIX в. И хотя Флавицкий значился в АХ учеником Ф.А.Бруни, фактически он принадлежал к числу тех, кто боготворил Брюллова. Первая крупная работа Флавицкого не имела успеха. Крамской справедливо назвал ее «трескучей и театральной, лишенной всякого самостоятельного отношения к действительности». Появившаяся на свет, два года спустя, картина «Княжна Тараканова» принесла художнику большую известность.

Картина была написана на сюжет из русской истории. В основу ее положено событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей в уединении жила какая-то монахиня, «в миру» носившая фамилию Таракановой. Эта женщина для всех оставалась загадкой, находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.

Еще за рубежом он задумал написать картину, посвященную злосчастной судьбе знаменитой авантюристки. Об этом свидетельствует рисунок, сделанный в Италии и ныне хранящийся в Государственном Русском музее. Возвратившись из-за границы, Флавицкий в течение двух, лет писал "Княжну Тараканову", показав последний час княжны Таракановой не таким, каким он был в действительности.

На полотне была запечатлена легенда, а не историческая действительность. Наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга , произошло 21 сентября 1777 года, когда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара. Умерла же Тараканова почти за два года до этого наводнения.

Как свидетельствует кандидат исторических наук П.Канн, Тараканова была заключена в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. На картине же — каменный каземат с большим для тюрьмы окном. При Таракановой по личному приказу императрицы находились неотлучно трое стражников. На полотне она в одиночестве. Стража под страхом смерти не могла покинуть столь важную преступницу.

Выставку посетил Александр II. Его величество поморщился, увидев полотно, Флавицкого. Как-никак, ведь картина касалась деяний его прабабки. И царь повелел в каталоге картин против произведения Флавицкого «Княжна Тараканова» сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины».

Но широкий круг зрителей встретил картину восторженно. В.В.Стасов, выдающийся русский критик и деятель искусства, увидев на выставке полотно Флавицкого, назвал его, «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина имела огромнейший успех и в Петербурге, и в Москве, и за рубежом, в том числе на Всемирной выставке в Париже. Действительно, несмотря на некоторую идеализацию образа героини, художник вносит в картину ощущение реальной жизни, изображает «низменные» детали, которые раньше не осмелился бы ввести в историческое полотно художник-академист.

На картине — легенда, долго бытовавшая и, как мы видим, и продолжающая бытовать, даже в наше время. Но разве от этого умаляется та большая художественная сила полотна, с которой действует она на обозревающих ее посетителей Третьяковки?

Знаменитый собиратель произведений русской живописи Павел Третьяков обладал огромным художественным вкусом и пониманием подлинного, искусства. Вот почему, увидев «Княжну Тараканову», он зажегся желанием приобрести ее. Переговоры начались с автором, а закончились с братьями Флавицкого.

Флавицкий умер 3 сентября 1866 года, тридцати шести лет, умер от чахотки в зените своей славы. Он работал в традициях академической школы и оставался в плену у историко-религиозных сюжетов, и остался в памяти потомков, как мастер одной картины. Место в истории русского искусства художник завоевал картиной «Княжна Тараканова», которая и в наши дни пользуется любовью зрителя.Флавицкий Константин Дмитриевич

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

«Княжна Тараканова», картина К.Флавицкого: история, описание

Константина Дмитриевича Флавицкого (1830-1866) многие искусствоведы называют художником одной картины. Умер он рано, в тридцать шесть лет, от туберкулеза. «Княжна Тараканова» - картина, которая обессмертила художника. Но человеку неискушенному остается непонятен ее смысл. Если на полотне изображена княжна, то почему она находится в тюремной камере? И почему застенки заливает вода? Зритель понимает только, что молодая красивая девушка в ужасе ждет своего смертного часа. Трагизм ситуации сквозит в каждой детали картины. Какую же тайну скрывает полотно, находящееся в Третьяковской галерее? Читайте об этом в данной статье.Княжна тараканова картина

Небольшой экскурс в историю

Кто же такая княжна Тараканова, и реальный ли это персонаж? Происхождение этой личности до сих пор туманно. Одни исследователи считают, что она была дочерью булочника из Нюрнберга, другие - трактирщика из Праги. Бытует даже мнение, что она могла являться отпрыском персидского шаха. «Таракановыми» называли в России незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны. Впервые молодая авантюристка появляется под именем мадмуазель Франк, потом - мадам Тремуйль, персиянки Али-Эмете, пока, наконец, не называет себя Елизаветой Владимирской, дочерью императрицы, рожденной от тайного брака последней с фаворитом Разумовским. Так сложилось, что в России только недавно был подавлен бунт Емельяна Пугачева – еще одного «Тараканова». Екатерина Вторая не могла остаться безучастной к еще одной претендентке на престол. Она поручает графу Орлову похитить самозванку. Тот хладнокровно притворяется поклонником княжны Таракановой, добивается ее взаимности и даже предлагает ей руку и сердце. Венчание должно было произойти на борту русского судна, стоящего на рейде в Ливорно. Там княжну и арестовали. Умерла прекрасная самозванка в Петропавловской крепости. Под впечатлением этих событий и родилась картина «Княжна Тараканова». История бедняжки, закончившей жизнь во цвете лет в мрачных застенках, позже обросла легендами.

княжна тараканова картина флавицкого

Правда и домысел

Официальные источники утверждают, что узница Петропавловской крепости умерла от туберкулеза в декабре 1775 года. На последней исповеди она не раскрыла священнику тайну своего происхождения. Но есть и другие записи. Так, известно, что в 1785 году приняла постриг некая княжна Тараканова и под именем инокини Досифеи провела в стенах московского Ивановского монастыря остаток жизни. Она находилась под охраной, а навещали ее митрополит Платон и прочие знатные лица. Умерла Досифея в феврале 1810 года. Она похоронена в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Однако в памяти народа смерть принцессы окружена легендами. По одной из них, княжна Тараканова (картина инспирирована именно этим мифом) утонула во время сильного наводнения, случившегося в сентябре 1777 года. За всю историю Петербурга это был третий по силе разлив Невы. Вода поднялась на три с лишним метра выше своего обычного уровня.

княжна тараканова картина флавицкого

К. Флавицкий и его история

Художник родился в семье мелкого чиновника в 1830 году. Он рано осиротел и провел детство в воспитательном доме. Однако талант к рисованию помог ему выбиться в люди. Его отдали в художественную школу за средства Общества поощрения художников. Позже он поступил студентом к профессору Ф. А. Бруни. Петербургскую Академию Художеств Флавицкий окончил с золотой медалью в 1855 году. Награду ему принесла студенческая работа «Братья продают Иосифа в рабство». Золотая медаль дала Флавицкому возможность за государственный счет провести несколько лет в Италии, чтобы усовершенствовать свое мастерство. Именно там и зародился замысел написать полотно о великой и таинственной авантюристке. Эскиз, по которому двумя годами позже была написана картина «Княжна Тараканова», автор сделал в Италии. Вернувшись в Россию, Флавицкий представил на суд публики полотно «Христианские мученики в Колизее» (1862), не вызвавшее особого восторга.Картина княжна тараканова история

Картина «Княжна Тараканова»: описание

На полотне мы видим прекрасную девушку, спасающуюся от неминуемой смерти на своей кровати. Холодные волны Невы все прибывают в камеру. Тюремная койка уже наполовину исчезла под водой. Драматизма прибавляют две мокрые крысы, взбирающиеся на кровать и жмущиеся к ногам узницы. «Княжна Тараканова» - картина, построенная на контрастах. Некогда роскошное платье выглядит ярким пятном в убогой серой обстановке каземата. Да и сама девушка с разметавшимися волосами, бледная, испуганная, кажется прекрасной экзотической птицей, попавшей в силки российской тюремной системы.Картина княжна тараканова автор

«Княжна Тараканова»: картина-фрондера?

Следует учесть период, в который создавалось полотно. В 1861-1862 годах многие молодые люди, протестующие против репрессивного строя, были арестованы. Некоторые из них были заточены в Петропавловскую крепость и погибли там. Возможно, в картине заключена некая фронда, скрытый бунт? Не зря ведь полотно Флавицкого восторженно приветствовал демократический стан России, и очень прохладно его восприняли официальные круги. Александр II, побывав на выставке, распорядился внести запись в каталог, что "сюжет сей картины заимствован из романа, не имеющего ничего общего с исторической истиной". После этого большинство галерей остереглось приобретать полотно. И только частный негоциант Третьяков купил его для своей коллекции.

картина княжна тараканова описание

Непокорная княжна Тараканова?

Картина Флавицкого, если рассмотреть ее поближе, раскрывает одну немаловажную деталь. У княжны Таракановой четыре руки. Две, явственно видимые, безвольно опущены вдоль тела. Но если присмотреться, можно увидеть две руки, которые девушка гордо скрестила на груди. Это было первым замыслом автора. Позже он изменил его, решив показать всю чудовищную власть российской властной системы ломать души людей. Он закрасил скрещенные руки. Но они почему-то проступили вновь.

fb.ru

Русский живописец Константин Флавицкий - Калейдоскоп

Всего 35 лет было отведено гениальному русскому живописцу Константину Флавицкому, который родился 25 сентября 1830 года. Талантливый художник, обладающий тонкой и чувствительной натурой и верящий в торжество справедливости, умер от чахотки почти сразу после того, как создал самый яркий свой шедевр – «Княжну Тараканову». Звание профессора исторической живописи, о котором Константин так мечтал, он получил практически посмертно.

49089393_Flavickiy

Сложная судьба Флавицкого не помешала, а может быть, и способствовала блестящей реализации его таланта. В 9 лет потеряв родителей, мальчик был отдан в воспитательный дом для бедных детей, где и проявились его необыкновенные способности к рисованию. Не получив абсолютно никакой помощи от родственников в детстве, 17-летний Костя получает ее в юности в виде крыши над головой у дяди-архитектора, впечатленного работами юноши. Тот решает «тряхнуть» связями и устраивает его в рисовальную школу Общества поощрения художеств (на стипендию, естественно). Даже такой небольшой поддержки хватило: рисунки Константина настолько талантливы и выразительны, что дальнейшая его судьба может считаться определенной. Необыкновенно перспективного живописца принимают в Императорскую академию художеств, и гордый юноша, не желающий стеснять родственников, уходит «на вольные хлеба». Стипендия мизерна, но, довольствуясь малым, Костя работает все больше и больше, забывая о себе. Недаром на своих изображениях он выглядит гораздо старше своих лет…

За свою короткую жизнь Константин Флавицкий создал немало произведений, большинство из которых находятся в самых знаменитых музеях России, Италии и Франции. Сегодня мы представляем вам самые известные из них. Посмотрим?

Учась в Императорской академии художеств, талантливый живописец выигрывает ежегодный конкурс с картиной «Суд Соломона» (1854 г.) и получает Малую золотую медаль .Уже в этой работе, — одном из первых произведений юноши, — виден несомненный талант Константина. С какой несомненной одухотворенностью и мастерством выписаны фигуры собравшихся на праведный суд, какое вдохновение выражает осененное истинно и единственно правильным решение лицо Соломона! Чистота ярких красок и лучи света, пронизывающие картину, подчеркивают торжество справедливости.

Суд Соломона

Суд Соломона

Эпохальное полотно «Дети Иакова продают своего брата, Иосифа» (1855 г.), написанное Константином в качестве выпускного экзамена, принесло ему Большую золотую медаль и звание пенсионера Академии, а главное — право на заграничную поездку с целью совершенствования мастерства. Алчные лица и удивительно светлый в своей беспомощности Иаков производят завораживающее и на удивление реальное впечатление: кажется, что вот-вот мы услышим зловещий шепот разбойников. Картина хранится в Государственном Русском музее.

Дети Иакова продают своего брата, Иосифа

Дети Иакова продают своего брата, Иосифа

«Итальянка» (1857 г.), — образ очаровательной девчушки воплощен Флавицким в первые годы жизни его в Италии. Нежный румянец на щечках контрастирует со смуглой кожей красавицы и ее одеянием, чудесным образом гармонируя с коралловыми бусами, задумчиво-мечтательная поза ее дышит умиротворением. Картина хранится в Калужском областном художественном музее.

Итальянка

Итальянка

«Нахождение Моисея дочерью фараона» (1860 г.), — библейские мотивы всегда преобладали в творчестве Константина. Он будто чувствовал, что ему отпущено совсем немного времени на этой земле, и все чаще обращался в мыслях к Богу. Нежные, словно светящиеся краски, порывистость протянувшей руки к младенцу египтянки, пухлые ручонки малыша, — каждый мазок выполненной в золотистых тонах картины совершенен. Произведение находится в частной коллекции.

Нахождение Моисея дочерью фараона

Нахождение Моисея дочерью фараона

Несколько лет жизни в Италии, куда Флавицкий отправляется, дабы совершенствовать свое искусство, знаменуются главным образом созданной им колоссальной картиной «Христианские мученики в Колизее» или «Последние минуты христиан, осужденных на съедение хищными зверями» (1862 г.). Именно эта полная драматической экспрессии работа сделала художника почетным вольным общником академии, но… не академиком, как он надеялся и мечтал. Критики возмутились неким избытком театральности работы, назвали ее прямым подражанием Брюллову и заклеймили Константина «несамостоятельным по отношению к действительности». Именно после этого у молодого художника (ему был всего 31 год) начинают появляться первые признаки смертельного заболевания. Изнуренный непосильной работой и не самыми лучшими жизненными условиями организм больше не может сопротивляться…Произведение хранится в Государственном Русском музее.

Христианские мученики в Колизее

Христианские мученики в Колизее

Следующее полотно официально признано самым знаменитым шедевром Константина: его ответом на беспощадную критику явилась «Княжна Тараканова» (1864 г.), которую можно лицезреть в Государственной Третьяковской галерее. Виртуозно выраженное Флавицким безмерное отчаяние гибнущей прекрасной девушки, которой некуда бежать из заливаемой волнами темницы, трогает даже тех, кто незнаком с трагической судьбой княжны – авантюристки. По одной из версий она умерла в стенах Петропавловской крепости от чахотки, не дождавшись суда императрицы. По другой же, — менее правдоподобной, — утонула во время знаменитого петербургского наводнения 1777 года. Тогда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара, затопив тюремные камеры и погубив всех узников, которых не успели или не захотели спасти.

Княжна Тараканова

Княжна Тараканова

К сожалению, блистательнейшее и глубочайшее до сих пор творение русской живописи оказалось последним в жизни Константина Флавицкого, «Княжна Тараканова» стала лебединой песней гениального художника. Он умер, не дожив до 36 лет всего несколько дней…

alindomik.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта