Джорджо Моранди (Giorgio Morandi): выставка в ГМИИ. Моранди картины


Джорджо Моранди. Итальянский художник, график и живописец

Вот все мы тут о бытовом, о жизни, а хочется чего-то возвышенного. А вот если об искусстве? О магии в быту? Рады представить: Джорджо Моранди. Магический реализм обыкновенных вещей.

Джорджо Моранди (Giorgio Morandi). Итальянский художник, график и живописец, родившийся в 1890 году, писал свои картины в стиле «магический реализм».

Магический реализм — это стиль изобразительного искусства, который использует реализм в сочетании с некоторой кажущейся аберрацией зрения художника при изображении повседневных сюжетов.В живописи этот термин иногда взаимозаменяем с постэкспрессионизмом.

Это искусство изображения самых обычных, бытовых предметов язык не поворачивается назвать «натюрмортами». Скорее это портреты, многофигурные композиции с драматичным сюжетом.

На первый взгляд, кувшины и бутылки – скучная, учебная тема для первого года занятий живописью, но тем удивительнее контраст бытовых объектов  и удивительной атмосферы этих работ. Для своих работ живописец выбирал самые простые, обыденные вещи.

Джорджо Моранди родился в Болонье 20 июля 1890 года в семье торгового служащего. Закончил Болонскую Академию художеств. Большое влияние оказали на него работы импрессионистов, художники итальянского Раннего Возрождения и кубисты.

В 1914 году Моранди становится преподавателем Академии. В этом же году он впервые представил свои работы на выставках в Болонье и Флоренции.

В 1930 году Моранди был избран почетным членом Академии Болоньи. Он продолжает рисовать в основном натюрморты, которые со временем становятся известны всему миру.

Он создал целую серию натюрмортов с бутылками, которые считаются эталоном мастерства в современной «метафизической живописи». Художник также рисовал пейзажи, создавал офорты.

В 1930–1956 гг. Моранди работал профессором гравировального искусства во флорентийской Академии.Умер Джорджо Моранди в Болонье 18 июня 1964 года.

Целые поколения выпускников моего института воспитаны на этих работах, которые десять лет назад можно было увидеть только "из рук" преподавателя или на слайдах.

 

www.crowhouse.ru

Моя прелесть: Джорджио Моранди в Эрмитаже

Пожалуй, я погорячилась, когда сказала, что «интересное» на субботней лекции по итальянскому искусству ограничилось «Падающей Тебе».Честно говоря, именно на этой лекции оказалось, что у меня есть любимый художник. (Его, ей-Богу, очень не хватало).Итак, вашему вниманию представляется Джорджио Моранди с картиной «Натюрморт» (1920-е).36.46 КБ
(Надо сказать, изображения, нашедшиеся в гугле, очень слабо передают то, КАК Моранди работает с цветом и контурами предметов. В строгом смысле слова, этих контуров-то и нет. Вся картина – туман, дымка, воплощенный принцип сфумато. Объекты зыбкие, взаимодействуют с фоном и наоборот).

72.07 КБВ Эрмитаже всего две картины Моранди. Вторая – «Метафизический натюрморт» (1918): она нравится мне гораздо меньше и хранится в запаснике. Работа написана под влиянием «метафизической школы», созданной Джорджио Де Кирико. (Это в некоторой степени можно назвать аналогом сюрреализма: изображаются всевозможные предметы, помещенные в нехарактерный для них контекст. Таким образом, создается эффект двусмысленности, загадочности).

17.56 КБ

23.11 КБ

14.32 КБ

Впрочем, метафизическими причудами Моранди страдал недолго. Большинство его работ (стащенные мною из сообщества http://art-museums.livejournal.com – ведь не поедешь же в Милан, Нью-Йорк или Болонью на них смотреть) – натюрморты (местами еще встречаются пейзажи), созданные в «специфически-морандической» манере.Бутылки, банки, молочники, кувшины написаны в теплых пастельных тонах. Живут собственной жизнью. И – очень точно передают малейшие оттенки настроения художника. 42.65 КБВот такой он – Моранди. Мне почему-то все время хочется его назвать странным и печальным рыцарем искусства.Родился и всю жизнь прожил в Болонье. Каким-то образом пересуществовал Первую мировую войну, эпоху Муссолини (когда художник такого толка был, мягко говоря, «не в формате»).Не гнался за славой. Торжественно хоронил в собственном саду отслужившие ему кисточки. 23.38 КБ Фотографии взяты отсюда: http://www.artlynch.ru/viewtopic.php?t=5179&sid=42d17ff4a587d59c352e6332dc14097dhttp://essemus.blog.ru/94898675.htmlhttp://art-museums.livejournal.com/65766.html - тут, кстати, есть ссылки на довольно-таки полную подборку репродукций художника.

egon-ervin-kish.livejournal.com

Натюрморты Джорджо Моранди - Заметки искусство_еда

1943. 30х45

1948. 36x50

1963. 19,5x24,5

Имя Джорджо Моранди (1890-1964), безусловно известное среди специалистов, отчасти знакомо и более широкому кругу зрителей.

Чаще всего Моранди упоминают как одного из представителей так называемой «метафизической живописи», ставя его имя в ряд последователей Де Кирико. Это мало соответствует действительности, так как «метафизический» этап (1916-19) был непродолжительным в творчестве Моранди, и главные достижения художника относятся к 1940-началу 1960-х годов.

В 1989 году ретроспективную выставку Моранди (до сих пор единственную в нашей стране) экспонировали сначала в Эрмитаже, а затем повезли в Москву, где с ней чуть не случился казус…

Принимающей стороной выступил Союз Художников СССР, хотя по статусу выставке больше подходил Пушкинский музей. Однако, вместо того, чтобы предоставить Моранди свои лучшие залы в Центральном Доме Художника (на Крымском валу), руководители СХ СССР (видимо просто не понимая, кто такой Моранди) отправили выставку в филиал ЦДХ – крошечный зальчик на Кузнецком, 20.

Мне повезло тогда участвовать в приеме выставки и я хорошо помню, как буднично и рутинно было сказано руководством выставочного отдела ЦДХ в ответ на мое изумление: – Ну, поезжайте, осмотритесь. Там делают неплохие персональные выставки, а у Моранди живопись камерная, как раз для такого зала… Словом, оказали любезность неплохому художнику!

Приехавшая итальянка, куратор выставки, растеряно улыбаясь, обошла зальчики Кузнецкого, 20 и, раскрыв роскошный каталог Моранди, спросила: – Это действительно хорошее место для выставки одного из классиков европейской живописи XX века? Ну, что же, будем распаковываться…

Мы с переводчиком были еще очень молоды и сразу ответили ей, что произошла какая-то ошибка, накладка, что распаковываться не нужно, сейчас всё выяснится. Побежали по очереди звонить: он в секретариат Союза Художников, я – в ЦДХ. Удивительно, но наш напор возымел действие – что-то там наверху скрипнуло, сдвинулось и как-то очень шустро развернулось – на следующий день нашлись и залы в ЦДХ, и средства для достойного оформления экспозиции.

Не могу сказать, что на Моранди в ЦДХ народ повалил. Нет, в двух больших залах на третьем этаже было немноголюдно и просторно. Но выставка стала событием и откровением для тех, кто знал о Моранди лишь по репродукциям. Небольшой тираж итальянского каталога разошелся исключительно среди начальства, а я свой получил еще в тот, сумбурный весенний день на Кузнецком. Из него эти репродукции.

1940. 42х53

1948. 45x35

1949. 25x35

1951. 28x52

1956. 33x38

1957. 27x40

1959. 25x35

1960. 30x40

1963. 20,5x35,5

1963. 30x35

1964. 25,5х30,5

Джорджо Моранди

1-9-6-3.livejournal.com

3. Джорджо Моранди. На грани двух миров

Что такое художник? Почему это существо, бесспорно более тонкое и чувствительное, чем рядовой обыватель, отдает все свои силы, посвящает всю свою жизнь изображению таких невинных предметов, как цветы, яблоки, деревья и т.д.? Проходят жестокие войны, революции, мир претерпевает страшные бедствия и катастрофы, а эти странные существа как бы не замечают всего этого. Кровавая и героическая история человечества как будто оставляет художников – самых великих, самых восприимчивых, по-видимому, равнодушными… Эрве Базен, французский художник, писал: «Во время войны 1870 года Сезанн писал яблоки. Во время войны 1914 г. Ренуар писал цветы, обнаженных женщин, а Пикассо работал над композицией кубистических натюрмортов из трубок и ваз для фруктов».

Значит ли это, что художник – эгоист, остающийся глухим и слепым к трагедиям своего времени? Конечно, нет. Иначе почему эти люди с фанатичным упорством покрывают краской холсты, бумагу, режут по металлу, вырубают из мрамора скульптуры и т.д., часто жертвуя благополучием семьи, самих себя, своей жизнью, своим рассудком. Способность восхититься красотой, казалось бы, ненужных и бесполезных предметов, таких как крылья бабочки, лепестки цветка, перламутр раковины, жила в человеке всегда. Не будучи призванным отразить непосредственно то или иное событие, художник заново открывает нам мир — мир, который кажется хорошо знакомым. Например, античность, казалось бы, бесконечно далекую от современного стремительного и быстро меняющегося мира. Не потому ли, что античные греки впервые поняли, что мир создан по законам гармонии и порядка, свободы и красоты. И время от времени искусство этого народа вновь заставляет нас восхититься великим замыслом Творца.

Художник любой эпохи взрывает изнутри общепринятое и возвращает нам его измененным и обновленным, очищенным от случайного и преходящего. И здесь неважно, каким он видит мир: конкретным и реальным или абстрактным.

Нам важна сама способность творца выражать свои и наши чувства, исповедоваться перед нами и заставлять нас исповедоваться перед ним, и сюжет картины играет тут далеко не самую важную роль. Живопись воздействует на глаз, как музыка на слух – пятнами цвета, ритмами линий, тишиной и паузами пространства. Живопись не служит никакой идее – она есть отражение любой идеи во внутреннем мире человека. Э

liratner.wordpress.com

Под сенью скатертей в цвету

Мои манекены для модисток, например, — такие же предметы, как и все прочие, они не были выбраны, чтобы намекнуть на символическое присутствие человеческих существ, легендарных или мифологических персонажей», — выставка сопровождается отрывками из интервью художника писателю Эдуарду Родити, и у посетителей не возникает вопросов типа «а что хотел сказать автор». Автор объясняет сам — он, в отличие от многих художников-теоретиков, не хотел сказать ничего, кроме того, что можно увидеть глазами.

Но реалистом Моранди тоже не назовешь — реалисты пытаются запечатлеть «действительность», а Моранди такими категориями не мыслил, более того, он много раз подчеркивал, что реальность ирреальна. Объективный мир он считал абстрактным — поэтому, наверное, не видел смысла уходить в беспредметность — но и свои предметные сюжеты, несмотря на абстрактность самих предметов в их «реальном» виде, он абстрактными не называл — вероятно, просто не думал об этом. Моранди пытался ухватить ту реальность, которая скрывалась за абстракцией, наложенной на предметы человеком. И ухватывался за отдельные предметы — в большинстве случаев это утварь из собственной квартиры — как будто уловить полную картину, панораму окружающей действительности было бы слишком необъятной задачей. «Нам известно: все, что мы, будучи людьми, можем увидеть в объективном мире, на самом деле существует не таким, как мы это видим и воспринимаем», — говорил он и подолгу изучал мелкие объекты, посуду, потому что их проще оглядеть со всех сторон, добраться до сути.

Он интересовался импрессионистами и постимпрессионистами, отмечал влияние, которое на его раннее творчество оказали Сезанн и Сера — примерно в то же время, когда он писал метафизические натюрморты. Но, в отличие от импрессионистов, не пытался пропустить действительность через призму собственного впечатления и, в отличие от постимпрессионистов, не прибегал к декоративности, не искал нарочно особенную технику, не пытался противопоставить себя другим художникам, искусству прошлого.

Наоборот, он больше всего вдохновлялся старыми мастерами (он называл Джотто, Мазаччо, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Фуке) и Шарденом: «Шарден — по-моему, самый великий из всех художников, работавших в жанре натюрморта». И все же Моранди говорил Родити: «Именно мое поколение, футуристы, смогли вывести Италию из состояния упадка, и наше искусство снова стало приобретать некоторый престиж в глазах всего мира».

morandi.lenta.ru

выставка в ГМИИ • Событие • Арт • Интерьер+Дизайн

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открывается выставка крупнейшего европейского художника Джорджо Моранди (Giorgio Morandi).

По теме: Выставка в ГМИИ «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968»

Автора камерных натюрмортов Моранди называют «мастером тишины», его картины, как правило, лишены сюжета, на них главенствуют колористические оттенки и переходы — белые, серые, охристые. Традиционный жанр живописи стал для Моранди стал неисчерпаемым источником творческого поиска и экспериментов с оттенками и формой.

«Натюрморт», 1941. Джорджо Моранди. Холст, масло. Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

Цветовая гамма, в которой художник работал большую часть жизни, ассоциируется с фресковой живописью и ранним Возрождением — что, разумеется, не случайно для итальянца. Последовательный модернист, Моранди, намеренно отказывается от событийности и сложных форм, уделяя внимание поиску «сути предмета» и «глубине вещей». Его живописные работы нередко образуют серии — кувшины, бутылки и сосуды, изображенные в разных сочетаниях. Самые простые бытовые предметы у Моранди выглядят парящими и практически лишенными объема. 

«Натюрморт», 1958. Джорджо Моранди. Холст, масло. Частная коллекция, Турин.

Выставка построена по традиционному хронологическому принципу и демонстрирует основные жанры в которых работал художник — автопортрет, пейзаж и натюрморт. Особое внимание кураторы уделяют так называемым живописным «вариантам» (авторский термин, которым художник обозначал набросок) — незаконченные работы с повторением одних и тех же предметов — на их примере можно проследить эволюцию творческого метода Моранди.  

«Цветы», 1918. Джорджо Моранди. Холст, масло. Частная коллекция.

Помимо живописи, зрители увидят редко выставляющиеся гравюры Моранди — за них художник был удостоен премии на биеннале в Сан-Паулу в 1953 году.

Выставка проходит с 25 апреля до 10 сентября 2017 года. 

www.interior.ru

Моранди Джорджо — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Моранди родился в Болонье и всю жизнь провел в своем родном городе. В своей мастерской на виа Фондацца он работал в своих излюбленных жанрах — натюрморте и пейзаже, еще в юности заявив о себе как художнике, работающем в нехарактерной для психологически острого социального искусства 20 в. неангажированной живописи или, как говорят итальянцы, desimpegnio.

Моранди редко покидал Болонью, став с 1914 преподавателем Академии художеств по кафедре рисунка. Однако юношеские впечатления, полученные во время поездок по Италии, оказали значительное влияние на его формирование как живописца. В 1909 он побывал на Венецианском биеннале, в 1911 — на Всеитальянской выставке в Риме, где демонстрировались произведения художников из других стран. Здесь он познакомился с живописью французских импрессионистов и Сезанна. Большое значение имела и поездка во Флоренцию, где он изучал классическое наследие и особенно привлекшие его внимание полотна мастеров кватроченто и флорентийских «маккьяйоли» (от ит. machia — пятно).

К периоду 1911-13 гг. относятся первые пейзажные полотна, в которых сказалось увлечение пленэрной живописью флорентийских мастеров второй половины 19 в. («маккьяйоли»), оказавшей влияние и на других крупных итальянских мастеров начала 20 столетия (О. Розаи, А. Този, А. Соффичи, Ф. де Пизиса, Р. Де Града), обратившихся к национальной пейзажной традиции. Моранди выделил для себя и ранние пейзажи Сезанна, добиваясь пластической определенности форм в пленэре, работая цветовым пятном, вобравшим в себя градации света и тени.

О неуловимой хрупкой красоте окружающего предметного мира повествуют ранние натюрморты Моранди, как, например полотно «Бутыли и ваза для фруктов» (1916) из миланского собрания Маттиолли, в котором акцентирована естественная простота в подборе предметов, пластика их форм, искомая гармония в их сопоставлении.

Ранние «метафизические» натюрморты 1918-1919, напротив, исполнены суховатой пластики геометрических форм, как, например, в полотнах из миланской коллекции Э. Джези и частных собраний Флоренции. С кругом мастеров, объединившихся вокруг журнала «Пластические ценности» (Valori plastici) Моранди сблизился в 1914, впервые приняв участие своими работами в выставках в Болонье и Флоренции, на которых демонстрировали свои произведения футуристы и художники, впоследствии увлекшиеся идеями метафизической живописи. В полотнах 1918-19 изображен обычный для мастеров этого направления набор предметов — головы манекенов, кубы, шары, которые, будучи соединенными воедино, не рождают чувства гармонического согласия вещного мира, обычно присущего постановочному натюрморту а создают ощущение изолированности, отчужденности объемных форм, Однако в работах художника этих лет тонко сохранена не нарушенная им грань между реальностью и неким иррациональным миром, воплощенным в произведениях «метафизиков» с манекенами, масками, предметами, имеющими символический смысл.

В атмосфере «черного двадцатилетия» или «arte de regime», как называют в Италии годы фашистского тоталитарного государства, искусство Моранди, как и все живое в итальянской культуре, звучало диссонансом оптимистическому, ложноклассическому стилю империи Муссолини. Чистый, лирический голос художника пробивался сквозь искусство, говорившее языком вымученных метафор. В живописи Моранди звучал протест художника, отстаивавшего свое поэтическое видение мира в противовес той самой nazionalita, то есть ложно трактованной национальной традиции, к следованию которой призывал националистический миф о «великой Италии». В 1920-е гг., полные для итальянской интеллигенции разочарований и раздумий, а порой, и вынужденной молчаливой пассивности, Моранди сближается с кругом антифашистски настроенной болонской интеллигенции, сплотившейся вокруг журнала «Ронда», вдохновленного идеями Б. Кроче о нравственном и духовном возрождении страны. Натюрморты Моранди этих лет, подобно поэзии С. Квазимодо, У. Саба, Э. Монтале, своей суровой простотой и лаконизмом противостояли фальшивому и льстящему официальному искусству. Холодная виртуозность исполнения «метафизических» натюрмортов сменилась большей колористической свободой и мягкой живописной манерой исполнения. («Натюрморт с бутылями, белыми кофейником и блюдом, керосиновой лампой», 1929, Милан, собрание Джези).Еще в 1930 Джордже Моранди избирается почетным членом Академии Болоньи, его имя пользуется заслуженным авторитетом в кругах учеников. В период взлета демократического искусства после войны он продолжает работать в жанрах пейзажа и натюрморта, развивая в последнем традиции североитальянского натюрморта, заложенного Караваджо и развитого мастерами 18 столетия, работавшими в Болонье (Дж. М. Кресни, К. Маджини, А. Резани). В его полотнах («Большой натюрморт с семью предметами в форме тондо», 1945, частное собрание) естественные в своей простоте предметы утрачивают торжественную представительность натуры и рождают чувство гармонии человеческого уютного домашнего существования. Игра цветных теней и рефлексов, более определенная на близких предметах и чуть пригашенная отсветами преломленного света на более отдаленных поверхностях, привносит в натюрморты богатство колористических оттенков.

В североитальянском селении Гриццано Моранди создает в 1940-е свои лучшие пейзажи. Легко «читаемые» цветовые зоны создают впечатление мозаики из пятен взаимодополнительных цветов в его картинах, сохраняющих спокойную ясность колористического строя. Еще в 1912 Моранди впервые обратился к офорту, традиционному виду графики мастеров северной Италии. В период 1940-х он особенно много работает в нем, создавая виды Гриццано и Поджо. Густым перекрестным штрихом он добивается глубоких контрастных тонов, выявляющих пространственные планы, эффекты света и тени.

При всем интересе Моранди к пейзажу главное месте в его творчестве принадлежало, однако, натюрморту. В поздний период он сравнит его по широте заложенных в нем пластических возможностей с архитектурой. Полотна этого времени («Натюрморт», 1951-52, Турин, собрание П. Россини) отличаются поиском более сложной, «музыкальной» цветовой ритмики. Сближенные пятна холодных и теплых цветов, взятые в несколько ослабленной тональности, создают как бы новое «самостоятельное» цветовое пятно, контрастирующее с холодным фоном. В натюрмортах Моранди плавно льющаяся мелодия каждого цвета, как бы завершается мажорным полифоническим звучанием нового цветового образования.

В эти годы, когда в Италию хлынул поток массовой культуры, искреннее и полное лирической экспрессии искусство Моранди было для мастеров молодого поколения примером искусства, сохранившего независимость от нарочитой декларативности в погоне за модой.

Имя этого художника, прочно вошедшее в историю искусства Италии 20 столетия, по праву может быть включено в плеяду классиков мирового искусства. Творчество Моранди было на редкость цельным, лишенным всяких метаморфоз. В отличие от многих его современников, эстетические взгляды которых претерпевали резкие изменения, позиция художника оставалась неизменной, как и его глубоко индивидуальное живописное видение мира, окрашенное лирическим восприятием натуры. Жизнь Моранди никогда не была окружена легендой, часто сопровождающей больших мастеров. О его творчестве написаны серьезные искусствоведческие исследования, современники оставили воспоминания о художнике. Музеи Нью-Йорка, Дюссельдорфа, Парижа, Гааги считают честью иметь его произведения. Двумя картинами, приобретенными еще в конце 1920-х гг. музеем Новой западной живописи, обладает и Эрмитаж.

  • Arcangeli F. Giorgio Morandi. Torino, 1981.
  • Martini G. Giorgio Morandi. Milano, 1964.
  • Morandi Giorgio, a cura di L. Vitali, Mostra. Bologna. 1975.

megabook.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта