Авангард в изобразительном искусстве. Авангардизм картины
Авангардизм в живописи 20 века: представители, примеры
Начало двадцатого века ознаменовалось множеством масштабных событий: изменялись экономика и политическая карта мира, наука и многое другое. Не осталось в стороне и искусство: авангардизм в живописи, кино и литературе преобразил саму концепцию творчества и взгляд общества на него. Новые идеи стали настоящей революцией, которая продолжает оказывать свое влияние на мир даже сейчас.
Что такое авангард?
В начале двадцатого века появилось несколько экспериментальных течений с новыми идеями в области искусства. Их общим названием стало слово «авангард», в дословном переводе с французского обозначающее «передовой отряд». Новое понятие было противоположно академизму и продолжало традиции модерна. Представители авангардизма в живописи считали, что абсолютом является сам процесс творчества, а не конечное произведение. Человек превращался в объект искусства. Авангардизм в живописи 20 века можно разделить на несколько основных жанров: футуризм, сюрреализм, абстрактивизм, поп-арт, дадаизм и оп-арт. Отличительными особенностями того времени являются разделение формы и духовного смысла, безудержная свобода самовыражения в сочетании с научным, аналитическим подходом к процессу.
Возникновение и развитие
Новое направление стало порождением абсурда, созданного несоответствием реального искусства и вкладываемого в него духовного смысла. Художественные ценности, сведенные к спекулятивным – вот что отличает авангардизм в живописи. Художники проводили скандальные акции и создавали бессмысленные на первый взгляд инсталляции, подчеркивая этим основные идеи течения. До самого спада явление сохраняло свою внутреннюю пустоту, бросающую зрителю вызов – сможет ли он отделить истину от мнимых ценностей? В современном искусстве авангард то и дело пытается вернуться к прежним традициям, несколько меняя смысл изначальной концепции.
Видео по теме
Разные представители
Типичный авангардист скульптор Дюшан объявил своим произведением обыкновенный унитаз, размещенный на постаменте. Энди Уорхол создавал композиции из консервных банок. В подобных акциях заметно, чем отличается авангардизм в живописи и скульптуре от модернизма – суть первого заключается в авторитарности и обмане, пренебрежении школой и сложностями, использовании самых простых путей для насмешки над малообразованными критиками и не слишком культурной публикой.
Группа фовистов
Одним из самых ярких направлений, представивших авангардизм в живописи, стал фовизм. Группа последователей выступала против импрессионистов и стремления к достижению натуралистического правдоподобия. Для фовистов характерно использование броских композиций, отрицание традиционной перспективы. Художники бросали вызов буржуазным вкусам и салонному искусству, создавая декоративные сюжеты. Представителями можно назвать таких мастеров, как Рауль Дюфи и Марке. Последний в своих работах прошел путь от фовизма к реализму – в полотне «Собор Парижской Богоматери» ему удалось с детальной точностью передать оттенок воды Сены, архитектурные очертания собора и влажность воздуха, смягчающие его контуры. Отказались от связи с реальностью художники Вламин, Фриз и Брак, примитивистские сюжеты использовал Андре Дерен. Искаженные, мистические образы были созданы Жоржем Руо. Несмотря на многие объединяющие особенности, фовисты не слишком долго существовали как объединение и вскоре распались.
Анри Матисс
Француз, навсегда вошедший в историю искусства, стал одним из самых значимых мастеров, представивших авангардизм в живописи. Картины Матисса выражают его основную творческую идею о высвобождении цвета и энергии на полотнах. Он считал, что живопись во многом похожа на музыку, представленную всего лишь семью нотами, и старался передавать в работах свои личные переживания от увиденного.
В начале двадцатого века Матисс увлекся скульптурой Африки, декоративным арабским искусством и японской ксилографией, что тоже проявилось в его творчестве. Картины мастера отличаются интенсивными оттенками: глубоким синим, изумрудным, насыщенным желтым. Самые известные работы включают полотна:
- «Танец», созданный под впечатлением от русских сезонов Дягилева в Париже и греческой вазовой живописи.
- «Музыка» с изображением поющих и играющих на разных инструментах фигур.
- «Красные рыбы» с потрясающей силой цветов и оригинальным плоскостным построением картины с отказом от перспективы и глубины.
- «Улитка», одно из последних произведений, созданное из кусков бумаги, предварительно окрашенных в нужных тонах.
Абстракционист Кандинский
Ярче всего русский авангардизм в живописи представлен именно этим художником. Кандинский много путешествовал и черпал вдохновение как в русском средневековье, так и во французском искусстве. Его пейзажи основываются на цветовых диссонансах и игре тонов и линий, которые со временем полностью вытеснили из его творчества реальные образы. Некоторые его полотна вдохновлены характерными русскими мотивами - например, «Дамы в кринолинах» или «Пестрая жизнь». В период после революции художник создал графическую серию «Малые миры», в которой проявилась его склонность к использованию эстетики супрематизма в сочетании с яркой декоративностью. В 1922 Кандинского пригласили преподавать в Баухауз. За годы работы художник не раз экспериментировал с техникой и добился впечатляющих результатов в абстракционизме – его выставки проходили по всей Европе, а теоретические работы пользовались успехом во всем мире, детально объясняя идеи, которые несет авангардизм в живописи. Примеры работ того периода включают «Композицию 8» и «Точку и линию на плоскости».
Комментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Футуризм в живописи - это... Футуризм в живописи 20 века: представители. Футуризм в русской живописиЭто направление стало органичным продолжением предшествующего развития искусства двадцатого века вообще и живописи в частности.
Искусство и развлечения Истории Египта В Начале 20 ВекаВ результате совместных выступлений армии и парламента власть в стране перешла к патриотическим элементам офицерства и интеллигенции. Новое правительство приступило к осуществлению своих планов. Был опубликован Органи...
Новости и общество Экономическое развитие России в начале 20 века: таблица. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века. Особенности экономического развития России на рубеже 19-20 вековИндустриальные страны оказали на мировую экономику более чем ощутимое влияние. Они двигали прогресс и меняли статус конкретных регионов. Поэтому история и особенности этих государств заслуживают внимания.Что с...
Образование Индустриальное общество в начале 20 века: история и понятиеИндустриальное общество в начале 20 века окончательно сформировалось. Какими признаками и особенностями оно характеризуется? Постараемся ответить на этот вопрос.Когда появилось понятие?Термин появился ...
На заре двадцатого века Америка уже не была республикой, активно борющейся за свою свободу и выживание. Ее можно охарактеризовать как одну из крупнейших и наиболее развитых держав во всем мире. Внешняя и внутренняя по...
Образование Франция в начале 20 века: особенности развитияПереживавшая экономический и культурный подъем Франция в начале 20 века, кратко говоря, была одной из нескольких великих мировых держав. Во внешней политике она пошла на сближение с Англией и Россией. Внутри страны в ...
Образование Политические партии России в начале 20 века. Формирование политических партий в РоссииСлово «партия» произошло от греческого partio, что означает как «часть», так и «дело», возможно, какое-то общее. Политическая партия, таким образом, представляет объединение единомы...
Период перехода от одного столетия к другому всегда богат на исторические события, а стык 19-20 веков – особенно.Мир на рубеже 20 века – это, безусловно, эпоха индустриализации и прогресса. Она пода...
monateka.com
Авангард (фр. avant-garde — передовой отряд), авангардизм — обобщающее название течений в мировом искусстве, возникших на рубеже XIX и ХХ столетий. Первоначально слово авангард имело военный смысл, позже стало носить политический характер, а в 1825 году, в статье «Художник, ученый и рабочий» Анри Сен-Симона (основателя школы утопического социализма), в союзе художников обрело художественное значение. В этом его значении художник должен был с помощью силы искусства и воображения пропагандировать передовые идеи общества. «Это мы, художники, будем служить вам авангардом». Так, в то время художник выполнял политическую миссию. Политический радикализм был свойственен авангарду вплоть до 1930-х годов. Свое современное значение авангардизм приобрел в смутную эпоху начала XX столетия. Картины, написанные в стиле авангарда, не признавали общественные ценности и отражали радикальные перемены в общепризнанном искусстве живописи. Русский авангард развивался с 1907-1914 годов, став плацдармом новаторских течений в живописи. Авангардизм возник в противовес академизму, из-за которого приостановилось на долгие времена развитие живописи. Идеей нового искусства отрицались художественные ценности, передаваемые из поколения в поколение, его роль – разрушение и созидание, его идея – революция форм и цвета. Модернизм в истории изобразительного искусства не что иное как одна из форм авангарда. На разных этапах развития истории живописи авангард носил такие названия как: «свежее искусство», «футуризм», «кубофутуризм», «левое искусство». В ХХ веке авангардизм объединяет различные течения в изобразительном искусстве, которым присущи новые веяния, необычность форм и стилей. Авангард – новаторское искусство, которое постоянно в движении, в погоне за новым, где разрушаются границы между стилями и жанрами, рушатся общепринятые рамки и устои. Благодаря чему происходило обогащение живописи, появлялись новые стили и жанры. Художниками-авангардистами создано множество неординарных произведений живописи, внесены новые ценности в историю искусства. Картины в стиле авангарда необычного колорита, образы предметов теряют свое реалистическое исполнение в хаотически разбросанных линиях, дерзких мазках художника. Авангард имеет немало поклонников, видящих в картинах чувственность и эмоции. |
rus-artist.ru
Авангард в изобразительном искусстве | Статья в журнале «Молодой ученый»
В статье отражено понятие авангарда как одного из важных направлений живописи, выявлено значение авангарда в изобразительном искусстве, описаны основные течения и их художественные особенности, изучено творчество представителей авангарда: П. Пикасо, М. Шагала, С. Дали и др.
Ключевые слова: авангардизм, живопись, изобразительное искусство, кубизм, футуризм, постмодернизм
История культуры на рубеже веков всегда интересна, так как именно в этот период рождаются новые явления и направления в изобразительном искусстве, представленные молодыми художниками, не только отвергающими приемы и техники прошлых времен, но и предлагающими собственную интерпретацию мира, наполняющие картину мира новой философией и идеологией, а также изобретающие собственные приемы написания картин. В настоящее время пройдет достаточный временной отрезок для осознания художественной ценности авангарда в изобразительном искусстве. Но практика влияния авангардизма на современное изобразительное искусство побуждает поставить вопрос о выявлении той роли, которую современность уже осознала в авангарде, расширив тем самым художественные горизонты, и о раскрытии тех ценностей, которые еще только предстоит открыть. Эти неосвоенные смыслы могут оказаться нужными в прогнозировании дальнейшего развития искусства XXI века.
Логика возникновения и развития авангардизма рассматривается в трудах и западных и отечественных искусствоведов, анализирующих различные аспекты авангардного искусства — это научные разработки: С. Батраковой, Г. Горячевой, В. Крючковой, Д. Сарабьянова, Г. Беме, Б. Гройса, Ш. Дуглас, П. Зейле и др.
Авангардизм (от французского «avantgarde» — передовой отряд), наиболее радикальное художественное направление в живописи ХХ в. Пришедший из военного лексикона термин обозначает роль авангардистов как первооткрывателей неизвестного прежде искусства, созвучного новому веку, борцов с выработанной веками (начиная с эпохи Возрождения) художественной системой [8, с. 67].
Необходимо выделить основные черты авангардизма. Согласно В. С. Турчину в авангардизме, в отличие от традиционного искусства, нет последовательно выстроенной системы эстетических эталонов, следовательно, его характерной чертой выступает диффузность границ и многообразие [10, с. 123].
В. Дианова в книге «Постмодернистская философия искусства» указывает, что «характерной особенностью авангардного искусства выступают: множество точек зрения в осмыслении сути бытия, появление разных картин мира в воображении художников» [6, с. 171]. Школам авангардизма присуще недолговечность, так как каждая школа претендует на уникальность выработанного ею пути в изобразительном искусстве. Установка на экспериментальность и новизну, оригинальность художественного языка выступает одной из характерных черт авангардизма.
В начале XX в. художественный поиск авангардистов, как правило, носил намеренно вызывающий характер. Смысл картин, выходящий за рамки традиций, был не понятен зрителю, поэтому художники — авангардисты поясняли его в манифестах и комментариях, которые стали важным компонентом их творчества. Принципу изображения объективной реальности в привычных формах авангардизм противопоставил идею художественной деформации, которая открывала большие возможности для реализации и развития разных форм примитивизма и преувеличения [1, с. 109]. Еще одной важной чертой, авангардизма в живописи, по мнению Я. Тугенхольд является абстрактное мышление, стремление к искусству ассоциаций (перенос внимания с внешней на внутреннюю сферу), восприятие объектов через их переживание. Так появились особенные способы построения образов: чрезмерное кодирование (либо отсутствие сюжета), сочетание не сочетаемых форм, сближение разновременных пластов, сказочное отображение реальности. Условному языку искажения авангардизм часто находил объяснение в первобытной архаике, детском творчестве, в работах любителей [11, с. 144].
А. К. Якимович подчеркивает, что авангардизм, осознавая узость и не целостность реалистической картины, заменяет ее миром глубинных переживаний, выделяя себя в самостоятельную эстетическую область. Результатом исканий авангардизма часто становится симбиоз разных видов искусства, например: «театр художника», «киноживопись» и др. Для большинства течений авангардизма присущ примитивизм, который выделился в самостоятельное направление [12, с. 99].
Проследим исторический путь авангардизма в живописи. Авангардизм появился во Франции, затем возник в Германии, Италии, России. В первой трети ХХ века новые направления авангардизма появлялись одно за другим в широком географическом охвате — от России до Нового Света. Экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм — с их тяготению к бессознательному в психике человека — обозначили трансцендентную линию авангардизма, в конструктивизме же, наоборот, воплотилась его рациональная, строительная воля.
Э. Гомбрих указывает, что в условиях нестабильности 1920 — х гг. авангардизм теряет предыдущий возвышенность противоборства, создает союз с модерном, налаживает контакт с массовой культурой. Обманувшийся в своих ранних утопических взглядах, он, как и прежде, часто оказывается в состоянии андеграунда, правда уже только духовного, а не социального (в таких его поздних проявлениях, как абстрактный экспрессионизм или «новая фигурация», часто преобладают упаднические настроения: одиночества, отчаяния, мистического транса). Кризис авангарда, к середине ХХ века в какой-то, мере расплескавшего свою былую «бунтарскую» энергию, явился стимулом для становления постмодернизма как основной ему альтернативы [8, с. 160].
В 1960–70-х гг. возникли новые авангардные направления: акционизм, поп-арт, концептуальное искусство и др. (объединенные термином постмодернизм). В прежние времена европейская культура не имела такого множества течений, направлений, индивидуальных стилей. Авангардисты существенно обогатили язык искусства, выработали широкий спектр новых идей. Среди них были великие мастера: П. Пикассо, А. Матисс, В. В. Кандинский, К. С. Малевич, М. З. Шагал, С. Дали и др. При всем множественности индивидуальных стилей, общими усилиями они создали новую художественную систему, основанием которой было не подражание природе, а творческий поиск художника. Авангардисты приспособили публику к резким, взрывным эстетическим впечатлениям, к активному соучастию в восприятии картин, к «мыслительной игре». Они стали подлинными первопроходцами современного искусства.
Так П. Пикассо в картине «Плачущая женщина» в причудливых цветовых сочетаниях, в резких изломах линий показана сильная боль, исказившая лицо страдающей женщины. Взгляд зрителя задерживается на блеклой синеве вокруг рта и зубов; формы глаз и лба рассечены — буквально сломлены горем [7, с. 110].
А. Матисс «Красная комната». Цветовой вихрь обрушивается на зрителя в этой необычной картине, изображающей убранство комнаты и женщину, сервирующую стол. Живописная поверхность холста и вибрация чистого цвета гармоничны, причудливо вписаны в композиционную структуру и заполняют собой все пространство помещения. Скатерть сливается со стеной, предметы выглядят совершенно плоскими, художник намеренно деформирует их форму. Это удваивает впечатление лирического наплыва орнаментальных форм и переливающихся радугой красок. Цвет для А. Матисса — не столько средство изображения, сколько средство выражения, он сознательно избегает традиционных правил рисунка и перспективы [3, с. 87].
В. Кандинский. «Казаки». В этой полуабстрактной, необъяснимо притягательной картине формы холмов и человеческие фигуры с саблями органично вписаны в движение абстрактных форм, линий и цветовых пятен. Есть особенная красота в простоте ее построения и удивительная раскованность в манере наложения мазка [2, с. 113].
С. Дали «Сон». В этой фантасмагории сна мы видим только голову спящего на фоне образов сновидений. Ее неустойчивое положение говорит: если один из костылей упадет, то спящий проснется; так передана непрочность, хрупкость сна. Пристальное внимание художника к деталям создает атмосферу гротескной реальности. Будучи участником сюрреалистического движения, С. Дали пропагандировал в своем искусстве роль бессознательного и идею абсурдности [9, с. 150].
Итак, авангард ставил перед собой цели кардинального преобразования сознания человека средствами искусства, совершения эстетической революции, которая преодолела бы духовную стагнацию существующего общества. Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники — из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор. Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту.
Литература:- Андреева Е. Ю. Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века: Учебное пособие. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2014. — 300 с.
- Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века: Учебное пособие. — СПб.: Азбука-Классика, 2013. — 289 с.
- Алпатов М. В. Матисс: Очерки. — М.: Искусство, 2009. – 260 с.
- Бобринская Е. А. Концептуализм: Учебное пособие. — М.: Галарт, 2014. 190 с.
- Бобринская Е. А. Футуризм: Учебное пособие. — М.: Галарт, 2000.
- Дианова В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность: Учебное пособие. — СПб.: Петрополис, 2009. — 240 с.
- Дмитриева Н. Пикассо: Очерки. — М.: Наука, 2011. — 200 с.
- Гомбрих Э. История искусства: Учебное пособие. / Ред. Н. А. Борисовская; пер. с англ. В. А. Крючкова, М. И. Майская. — М.: АСТ, 2008. – 400 с.
- Рожин А. М. Сальвадор Дали: миф и реальность: Очерки — М.: Аврора, 2012. — 322 с.
- Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 300 с.
- Тугендхольд Я. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства: Учебное пособие. — М.: Академия, 2007. 288 с.
- Якимович А. К. Эпоха сокрушительных творений: Учебное пособие. – М.: Галарт, 2009. — 290 с.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, авангардизм, авангардное искусство, художественная система, Россия, картина мира, авангард.
moluch.ru
Культура и искусство Уроки культуры
Авангардизм — это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве. Понятие, противоположное академизму.
Авангардизм имеет свои истоки, поскольку он вырос из искусства периода Модерна.
Несмотря на принципиальный антагонизм искусства авангарда и традиций духовности художественной культуры, нигилистические призывы участников этого движения, претензии на постижение «чистых сущностей» и выражения «абсолюта» без груза прошлого и примитивного подражания формам внешнего мира, идеи художественного авангарда сродни духовным смятениям искусства на рубеже XIX и XX веков.
Искусству авангарда присуща своя романтическая мифология.
Романтической и даже религиозной является главная авангардистская идея абсолютизации самого акта творчества, не предполагающего создание художественного произведения, его «самодостаточности», оправдания человека творчеством, в котором раскрывается «истинная реальность».
В этом, прежде всего, проявляется преемственность самых крайних форм авангардного искусства от символизма периода Модерна.
Вместе с тем, опасным надо признать и чрезмерное расширение этого понятия исходя из этимологии: «передовой отряд, готовый жертвовать собой в стремительной атаке ради достижения цели».
Такое милитаристское прочтение термина неизбежно приводит к мысли, что «авангард возникал много веков тому назад при переходе от одной эпохи к другой… и не может являться одним из направлений искусства только XX века».
Если предположить, что авангардное искусство «черпает свои духовные силы из неиссякаемого источника прошлого, архаичного сознания» и оно представляет собой не упадок, а «переосмысление прошлого», то размывается, стушевывается самое существенное — непримиримое, враждебное отношение авангардистов к истории культуры, чему есть множество свидетельств.Если в искусстве XX века действительно происходит «расставание с человеком», то это и есть антикультурное, антиисторическое движение.
Футуристы в самом начале нового столетия призвали «укрощать этот мир и низвергать его законы по собственному усмотрению». Только одним этим тезисом отрицается основное содержание культуры: «возделывание души через почитание, поклонение».
Смещение смысла от произведения искусства на процесс его создания также ничто иное, как словесный маскарад, поскольку в духовном смысле главной ценностью в истории мирового искусства всегда и являлся процесс — акт Творения, а не отдельное произведение в его материальной форме.
Поэтому более важной кажется мысль о том, что в начале XX века «русский религиозно-философский ренессанс» и «русский художественный авангард» не были тождественны, но развивались одновременно, «то и другое оказалось в контексте культурной истории знаком российского менталитета».Во всех основных течениях западноевропейского и российского авангарда начала XX века: футуризме, абстрактивизме, сюрреализме, дадаизме, поп-арте, оп-арте, происходило последовательное отвлечение процесса формообразования от духовного смысла искусства.
Русская художница-авангардистка Любовь Попова определила это так:
«отвлечение формы художественной от формы, видимой в реальности».
Любовь Сергеевна Попова «Портрет философа»,1915
Такая эмансипация формы от традиционно вкладываемого в нее содержания породила пафос безудержной, часто бестолковой и агрессивной свободы, и, в то же время, – необходимость аналитического, научного подхода к закономерностям формообразования в искусстве (что и осуществлялось в немецком Баухаузе и московском ВХУТЕМАСе). Но разрыв с художественной традицией неизбежно превращал «лабораторную работу по изучению формальных элементов искусства» в бесцельную и наивную игру – комбинаторику, техницизм.
Понятия творческого направления, метода, стиля теряли смысл; виды искусства различались лишь «материалом».Так закономерно возникла идея «внутренней тождественности средств искусства», пропагандируемая В. Кандинским, «синтеза искусства» и даже «превращения искусства в содержание жизни».
Василий Васильевич Кандинский Kandinsky In the blue, 1925
Вот почему авангардное движение в целом отражает характерный только для XX столетия процесс вытеснения культуры цивилизацией, исторических духовных ценностей — прагматической идеологией технического века.
В самом начале двадцатого столетия туманные идеалы «серебряного века» были буквально сметены мощным напором техницизма, конструктивизма, функционализма.
Эмоциональность заменялась трезвым расчетом, художественный образ – эстетикой конструкции, гармонизацией элементарных форм, высокие идеи – утилитарностью.
Пользуясь терминологией О. Шпенглера, можно сказать, что сложный организм духовной культуры стремительно перерождался в бесчеловечный «механизм». Особенно ярко эта тенденция проявилась в максимализме русской истории.
Освальд Арнольд Готтфрид Шпе́нглер (нем. Oswald Arnold Gottfried Spengler; 29 мая 1880 — 8 мая 1936 г.) — немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.
В 1910-х гг. по словам Н. Бердяева в России подрастало «хулиганское поколение».
Наследники Базарова, развивая идеи 1860-х годов, задумали подменить «бесцельное искусство» идеологией жизнестроения, «инженерией», позднее закономерно сомкнувшейся с коммунистическими идеями и призывами анархистов.Российский максимализм, так ярко проявившийся в движении «передвижников» и «шестидесятников» XIX столетия, был только усилен русской революцией, но привел к тому, что во всем мире родиной художественного авангарда стала считаться Советская, большевистская Россия.
«Великая Утопия двигала историю России и заключала в себе несоответствие действительности».
Русский религиозный философ И. Ильин определил авангардизм как «дух эстетического большевизма, теорию безответственности и практику вседозволенности».
Другой русский мыслитель, священник С. Булгаков подчеркивал:
«Творчество имеет религиозную ценность… Нигилизм есть предельное отрицание творчества».
Авангардизм и есть нигилизм, поскольку он порывает с художественной традицией как с источником творческого воображения художника.
Прошлое, по убеждению российского авангардиста, «может остаться неиспользованным, как материал, потерявший значительную часть своей активной силы и тем самым свое культурное значение».
К примеру, для Лазаря Марковича Лисицкого в архитектуре «Единица равняется единице», а все остальное: «египетско-греческо-римско-готический маскарад », историко-художественный смысл архитектурной композиции заменяется простой конструкцией. Подобная логика, естественно, приводит авангардиста к мысли: «прошлое никак не связано с настоящим» и «в искусстве нет развития».В опасный период социальных революций подобный нигилизм у малообразованной в художественном отношении личности с комплексом неудовлетворенного честолюбия приводил к разрушительным последствиям.
Лисицкий Лазарь (Эль) . Титульный лист альбома «Победа над солнцем». 1923 г.
Советские авангардисты не выступали за создание новых течений или школ в искусстве, а сами себя провозглашали пророками и лидерами «партий», отводя остальным роли безымянных исполнителей в «коллективном пролетарском труде». К. Малевич, М. Шагал, Д. Штеренберг назначались «комиссарами», «уполномоченными» и революция давала им власть силой насаждать свои идеи и формы организации.
Это был большевизм в искусстве, но без традиции, без культуры, объединяющей людей: художника со зрителем, художника с художником; эти люди оставались один на один с пустотой. Маска нигилизма, иронии, «карнавальности» прикрывала страх, зависть, ненависть. В истории искусства подобное одиночество выдерживали только гении, опередившие свое время, но их спасала любовь к людям и вера в Бога…Авангардисты — атеисты и анархисты -не были гениями; ощущая это, они провозглашали гениями сами себя. Поэтому каждый стремился ниспровергнуть другого.
Малевич враждовал с Кандинским, Кандинский с Малевичем и Татлиным, Татлин, Лисицкий, Матюшин — со всеми. Одновременно их объединяла воля к власти.
Казимир Малевич «Женщины в поле» 1928-1932 гг..
Они мечтали о переустройстве жизни, самое малое: «в масштабе земного шара».
Владимир Татлин. Эскиз декорации к опере «Летучий голландец», 1915.
Авангардисты хотели «партийного искусства» и, в конце концов, они его получили в форме «социалистического реализма». И хотя не все русские авангардисты были связаны с политикой, многие остались истинными романтиками и идеалистами, в целом авангард свидетельствовал о поражении национальной культуры.
Это отразилось и на терминологии. «Иллюзионизму» классической живописи авангардисты, отрицая понятие изобразительности вообще, противопоставили «визионизм» (от лат visionis — явление).
Матюшин Михаил Васильевич. Беспредметность. 1915-1917.
Определяющими стали техницистские приемы и термины: коллаж, акционнизм, виртуальность, клип.Показательно то, что искусство авангарда за свою достаточно долгую историю не смогло сформировать ни целостного художественного направления, ни стиля, ни школы.
В произведениях авангардистов отсутствует целостность, они всегда, в той или иной мере, эклектичны, компилятивны и спекулятивны.
Для представителей авангардного искусства, независимо от национальности и творческой индивидуальности, в силу отрыва от исторической традиции характерно общее стремление к «освобождению от целостности формы».
Если старые мастера несли на своих плечах тяжкий груз заботы о гармонии изобразительных средств и выразительных возможностей, то авангардисты с беззаботной легкостью отбросили эту художественную традицию ради «свободы выражения».
Современное искусство действительно стало свободным. Этой безудержной свободой и дерзостью оно покоряет, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о разрушении гармонии, целостности мироощущения, находящегося в состоянии разлада с самим собой и окружающим миром. Такая свобода незамедлила оказать разрушительные последствия в отношении самой творческой личности.В самом начале XX века итальянские футуристы, воспевая насилие и «инстинкт зверя», добровольно отправились на фронт первой мировой войны и почти все погибли.
Немецкий экспрессионист Э. Л. Кирхнер, получив душевную травму на войне, сошел с ума и окончил жизнь самоубийством.
Покончил с собой В. Лембрук, близким к помешательству был О. Дике.
Однако авангардизму всегда была присуща и другая, коммерческая сторона.
В отличие от искусства модернизма, также ориентированного на принципиальное новаторство формы и содержания, «авангардистское искусство прежде всего строит системы новаторских ценностей в области прагматики.
Смысл авангардистской позиции»,— как очень точно определил В. Руднев, «в активном и агрессивном воздействии на публику. Производить шок, скандал, эпатаж — без этого авангардное искусство невозможно».
Авангардист не может работать «для себя» ради достижения идеальной «чистой формы».
«Реакция должна быть немедленной, мгновенной, исключающей долгое и сосредоточенное восприятие эстетической формы и содержания. Нужно, чтобы реакция успевала возникнуть и закрепиться до их глубокого постижения, чтобы она, насколько получится, этому постижению помешала, сделала его возможно более трудным. Непонимание, полное или частичное, органически входит в замысел авангардиста и превращает адресата из субъекта восприятия в объект, в эстетическую вещь».
Авангард — порождение абсурда, несоответствия духовного смысла реальности искусства и жизни.
Отсюда и возникает «новая прагматика», в которой художественные ценности последовательно подменяются эстетическими, а эстетические — спекулятивными.
Такова суть инсталляций, акционнизма и поп-арта: «скульптор» М. Дюшан демонстрирует вместо произведения искусства унитаз на постаменте, а Э. Уорхол — «композицию» из консервных банок.
Подписанный псевдонимом Р. Мутт писсуар Марселя Дюшана «Фонтан»
Вот почему авангардизм следует отличать от сущностно-художественных течений модернистского искусства: акмеизма, символизма, кубизма, орфизма, фовизма, экспрессионизма.
Энди Уорхол «Консервные банки»
Суть авангардизма в авторитарности, агрессивности и обмане.
И хотя в середине XX столетия, в искусстве постмодернизма эта прагматика была несколько смягчена (возможно просто потому, что авангард перестал быть авангардом), совершенно очевидно, что пренебрежение школой и сложностью постижения художественной формы представляет собой наиболее легкий путь, привлекающий главным образом тех, кому доставляет удовольствие с выгодой для себя дурачить простаков, обманывать недостаточно культурную публику, малообразованных критиков и невежественных меценатов.
Ведь для того, чтобы в полной мере осознать внутреннюю пустоту и бездуховность авангардизма, нужен немалый «зрительный опыт». Чем элементарнее искусство, тем труднее его понять несведущему зрителю, отделить истинные ценности от мнимых.
Это все тот же сюжет «Сказки о голом короле». Понимание современного искусства осложняется и тем, что новаторские устремления в нем постоянно сталкиваются с попытками возврата к традиции, поэтому оказывается, что авангард по названию не всегда является таковым по существу.Как реакция на это закономерное явление, с 1970-х гг. все чаще появляются названия неоавангард, поставангард, трансавангард. В русской художественной критике слово «авангард» впервые применил А. Бенуа в 1910 г. в статье о выставке «Союза русских художников», в которой он решительно осудил «авангардистов» П. Кузнецова, М. Ларионова, Г. Якулова.
Кузнецов Павел Варфоломеевич. «Скала у реки». Лист из альбома «Горная Бухара».
Михаил Ларионов. «Голова быка».
Якулов, Георгий Богданович «Конструктивный мюзик-холла»
Власов В.Г.Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства
http://arttobuild.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=21&Itemid=1
16.07.2013urok-kultury.ru