Оказывается, картина «Опять двойка» является лишь частью художественного триптиха Федора Решетникова - Фото. Картина переэкзаменовка
Переэкзаменовка (картина) — Циклопедия
«Переэкзаменовка» — картина советского художника Ф. П. Решетникова, созданная в 1954 году.
Местонахождение картины: Горловский художественный музей[1].
Картина является тематическим продолжением другой картины того же художника — «Опять двойка», созданной двумя годами ранее, в 1952 году.
[править] История создания
С 1940-х годов советский художник Ф. П. Решетников, представитель социалистического реализма, обратился к теме детства и семьи[2], создав галерею полотен на эту тематику и начав с полотна «Достали „языка“» (1943 г.).
Огромным успехом стала пользоваться его картина «Опять двойка», которую Ф. Решетников создал в 1952 году. Картина эта рождалась непросто, поначалу художник думал написать советского школьника-отличника, а картина должна была называться «Опять пятерка», и лишь постепенно пришел к противоположному образу двоечника[3].
Создавать образ двоечника художнику помог его сосед — подросток из дворовой футбольной команды, именно с него Ф.Решетников рисовал своего персонажа, принесшего ему огромную славу и моральное и материальное благополучие.
Популярность картины «Опять двойка» привела к созданию еще одной картины на ту же тему — «Переэкзаменовка», для которой позировал художнику тот же самый соседский подросток, что и для картины «Опять двойка»[3].
Хотя картина является определенным продолжением другой картины того же художника, «Опять двойка», это не полное сюжетное продолжение[4]. Действие первой картины происходит явно в городской квартире, а в картине «Переэкзаменовка» показан уже социально другой — сельский — двоечник. А может быть, дело происходит на даче, куда заботливые родители вывезли своего ненаглядного двоечника и заставили готовиться к переэкзаменовке.
Жаркий летний день, на лужайку высыпала вся местная детвора — это хорошо видно из окна дома, где сидит злой и несчастный человек лет десяти и вынужден готовиться к переэкзаменовке. Да не хочет он смотреть в эти книги и тетради, он даже отвернулся от них. А в открытое окно влезают друзья, зовущие на улицу, лишь приумножая муки несчастного человека[5].
Как очень часто на жанровых полотнах художника, с главным персонажем сосуществует верный домашний друг — собака, она тоже не выходит на свежий воздух, храня верность другу-двоечнику.
Все на этом полотне построено на контрастах: скорбь на лице главного героя — и веселые беспечные лица ребятишек в окне; неподвижная поза двоечника — и оживление на лужайке; яркий солнечный свет — и затененная часть сельского дома, где происходит основное действие картины — страдания за учебником[5][6].
А на стене комнаты, где мается несчастный человек, репродукция картины «Опять двойка», словно подчеркивает преемственность темы.
Характерно, что, как и в картине «Опять двойка», главный персонаж смещен из центра влево.
[править] Значение картины
Такой популярности, как у картины «Опять двойка», картина «Переэкзаменовка» не достигла — она в чем-то вторична — и по тематике, и по воплощению, и определенным образом «тонет» в славе полотна «Опять двойка».
Картину «Переэкзаменовка» приобрел Горловский художественный музей[7].
cyclowiki.org
Вопросы учителя | Варианты ответов учащихся |
Что (кого) вы видите? | На переднем плане – мальчик делает уроки, письменные задания. В окне еще два мальчика. Один из них ровесник героя, скорее всего это друг главного героя, а второй – помладше. Они играют с другими ребятами в футбол –это видно в проеме открытого окна и, видимо, прибежали, чтобы позвать его играть. Под столом сидит пес. |
А что еще? Кто видит что-то другое? | У героев разное настроение. Главный герой сердит, не смотрит на своих друзей. Он не может пойти на улицу, пока не выполнит письменные задания. Его верный пес тоже не идет гулять. |
Что происходит на этой картине? Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать? | На картине – лето, летом все дети на каникулах, а он за уроками, но не в школьной форме. Значит, главный герой сейчас не в школе, но выполняет дополнительные задания или продолжает учиться. У него каникулы не наступили. Его друг с надеждой заглядывает в окно и, наверное, уже не первый раз прибегает к товарищу, чтобы узнать, когда же он выполнит задание и побежит играть со всеми ребятами. На его лице можно прочитать сочувствие и извинение за то, что он играет без своего товарища. Даже собака с немым вопросом во взгляде обращается к своему хозяину (ты все? идем гулять?), ей тоже не терпится пойти на улицу. Все в этой картине построено на контрастах: скорбь на лице главного героя — и веселые беспечные лица ребятишек в окне; неподвижная поза двоечника — и оживление на лужайке; яркий солнечный свет — и затененная часть сельского дома, где происходит основное действие картины — страдания за учебником. |
Кто этот человек? | Это двоечник, которому нужно за лето подготовиться к пересдаче контрольных работ и двоек. |
Где это происходит? (Кто, что и где?) Когда это происходит? (Где и когда?) | Может быть, это происходит в деревне или поселке. А может быть, дело происходит на загородной даче. Жаркий летний день, на лужайку высыпала вся местная детвора — это хорошо видно из окна дома, где сидит озлобленный главный герой. |
Где находился художник, когда писал эту картину? | Художник находится на стороне двоечника, в тени. Это помогает зрителю увидеть, как мучается главный герой. |
Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? | В картинах художники передают зрителям то, что считают красивым, удивительным, на что люди не всегда обращают внимание. Это обычно радостные или счастливые моменты из жизни людей. Здесь – наоборот. В этой картине художника заинтересовали те эмоции и чувства, которые испытывает сам неуспешный ученик и его окружение (друзья, знакомые) |
Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться? | Вот сидит злой и несчастный человек лет десяти и вынужден готовиться к переэкзаменовке. Да не хочет он смотреть в эти книги и тетради, он даже отвернулся от них. А в открытое окно влезают друзья, зовущие на улицу, лишь приумножая муки несчастного человека. Можем догадываться, что с таким подходом к заданиям он не перейдет в следующий класс. Видно, что он не умеет и не хочет прилагать усилия, трудиться, большой лодырь и лентяй. |
Каков смысл происходящего? Что хотел сказать нам художник? Предположите, может сложиться жизнь мальчика? | Наверно, он не считает виноватым самого себя в этой ситуации, перекладывает вину на других. Он не несет ответственности за свои поступки. Ах, если бы он во время учебного года не ленился, то сейчас все было бы по другому. Но даже сейчас он не может победить лень. Возможно, художник хотел сказать, что лень до добра не доведет. Для детей учеба – это труд. Если ребенок ленится учиться, то и став взрослым он будет лениться работать. Ленивый человек многого в жизни не добьется. «Лень - мать всех пороков». Если мальчик перестанет лениться, то он исправит свои двойки, в будущем хорошо закончит школу, ВУЗ и будет работать, а, значит, сможет построить свою жизнь достойно. |
Как бы вы назвали эту картину? | «Двоечник, второгодник, лентяй». |
Вы недалеки от истины, но свою картину Федор Павлович Решетников (Приложение 1) назвал по другому. Если вы внимательно посмотрите на картину, то на стене комнаты, где мается несчастный человек, увидите репродукцию известной картины «Опять двойка» Это начало истории мальчика. Вот она. (Приложение 2) А наша картина – это продолжении истории и называется она «Переэкзаменовка». Кто хочет объяснить, что означает это слово? | |
Приложение 1 Приложение 2 |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Достали «языка» (картина) — Циклопедия
Решетников Ф. П., «Достали языка» (1943 г.)«Достали „языка“» — картина советского художника Ф. П. Решетникова
Холст, масло. 74 х 91,5
Время создания: 1943[1][2][3] (иногда указан 1945 г.[4][5])
Место создания: Москва[6].
Современное местонахождение картины: Брянский художественный музей[2][4][5].
[править] История создания
Этим жанровым полотном художник начал целый цикл своих картин на детскую тематику[4].
Причем произошло это неожиданно во время Великой Отечественной войны.
Приехав в Москву из Севастополя, где он работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный черноморец», однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну[7]. Дети всегда играют в то, чем живут взрослые. Страна жила Великой Отечественной войной с Гитлером и ожиданием победы. В это и играли дети.
А дальше художник просто запечатлел на холсте увиденное[7].
Так, неожиданно для себя, Ф.Решетников открыл для своего творчества новый жанр — детство. Правда, следует заметить, что детская тематика в это время была отмечена Решетниковым неслучайно: 3 августа 1943 года у него родилась дочь Люба, будущая художница Любовь Фёдоровна Решетникова[8].
Решетников стал мастером-создателем эталонных соцреалистических произведений о детях СССР. Его картины с четко построенной фабулой всегда идейно-политически выдержанны[5]. В этом жанре детской тематики, как сказано в официальных и официозных работах искусствоведов, «Художник с присущим ему добрым юмором и наблюдательностью показывает отражение происходящих событий на сознании детей»[4].
И действительно — на полотне изображена детская игра в летний солнечный день.
Среди детей — верный домашний друг пёс — без домашних животных не обходятся картины Решетникова детской тематики, почти в каждой его «детской» картине присутствует четвероногий спутник жизни — как символ детства и олицетворение человеческой доброты и гуманизма (ну куда они, животные, без хозяина!)
Дети — оборванные и нищие военные дети — играют в войну. Вот стоит явный лидер мальчишеской компании; натянув на голову военную пилотку с красной ленточкой — символ красноармейцев, он готов учинить жестокую расправу над врагом, а его преданные друзья поддержат своего старшего товарища в любой момент.
А вот и тот, кого назначили врагом — маленький, упирающийся… За что его назначили во враги, чем не угодил этим «героическим» соседским ребятам… Ведь наверняка не по своей воле пошел во «фрицы». Да он и не пошел, он не хочет! Но не может вырваться из цепких рук держащих его дворовых товарищей, один из которых даже наклонился к нему, словно объясняя: да чего вырываться, это же такая игра идёт в стране.
Дети играют в то, во что и взрослые — в то, что происходит на самом деле.
Картина четко выдержана в духе социалистического реализма[6].
В 1944 г. — то есть еще до окончания войны — это полотно экспонировалось на выставке «Героический фронт и тыл»[7].
Картина «Достали языка» была принята как вполне соответствующая духу времени и поначалу получила распространение[3], но в последующие годы ее популярность стала утрачиваться и уж точно не достигла такого размаха, как другие, более поздние, произведения Ф. Решетникова той же детской тематики — «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка». И тому есть причины.
Картина запечатлела жестокий момент в детской игре, за которой стоит чёткое разделение на «своих» и «чужих», когда любого человека можно обозначить как врага. И на роль врага обречены самые маленькие, самые беззащитные[7].
Если в созданной позднее картине «Опять двойка» художник показал зрителю лицо и глаза явно отрицательного персонажа — и оно, это лицо, оказалось таким милым и симпатичным, таким живым, таким настоящим, что все зрители оказались на стороне этого отрицательного двоечника, — то в «Языке» глаз и страданий ребенка, назначенного во враги, мы не видим. Мы не знаем его переживаний, а видим лишь худенькую фигурку несчастного, чем-то не угодившего другим мальчишкам, и потому назначенного «врагом».
За этой игрой стоит время. Время войны. Но не только. Война проходила во вполне определенных сложившихся условиях — происходящего в СССР.
Кто он, этот тщедушный, упирающийся ребенок, чем не по нраву тому, натянувшему на голову символ Красной армии и потому считающему себя хозяином положения? Если в более поздних картинах Ф. Решетникова («Прибыл на каникулы» — 1948 г., «Опять двойка» — 1952 г., «Переэкзаменовка» — 1954 г. и др.) обозначено добро, то тут перед зрителем разворачивается сцена травли.
- ↑ Решетников Ф. П., «Поймали языка», 1943 год.
- ↑ 2,02,1 Фёдор Павлович Решетников
- ↑ 3,03,1 Решетников Федор Павлович
- ↑ 4,04,14,24,3 Решетников Фёдор Павлович. Достали «языка»
- ↑ 5,05,15,2 Достали «языка»
- ↑ 6,06,1 Коллекция: мировая художественная культура
- ↑ 7,07,17,27,3 Ф. Решетников: картины
- ↑ Решетникова Любовь Федоровна
cyclowiki.org
Найдена ранняя версия картины "Опять двойка", Buro 24/7
Картина "Опять двойка" Павла Решетникова — одна из самых узнаваемых живописных работ советской эпохи, которая находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Ее репродукции с 1950-х годов печатались во всех советских учебниках, а в 1957 году по ее сюжету был снят мультипликационный фильм — кто не знает истории про мальчика, огорчившего мать известием о двойке, и в то же время вызвавшего интерес сестры и восторг у младшего брата.
Арт-фонд семьи Филатовых предположительно обнаружил более раннюю версию картины Решетникова — хотя до недавного времени самой ранней считали ту самую работу "Опять двойка", что написана в 1952 году и находится в Третьяковке с 1957 года.
Павел Решетников "Опять двойка", 1952. Масло, холст
Фонд, коллекционирующий памятники советской живописи и скульптуры, большая часть которых была вывезена из России после развала Советского Союза в 1991 году, выкупил картину у частного коллекционера из Майами. По словам Натальи Александровой, главы отдела живописи второй половины ХХ века Третьяковки, "картина была написана раньше, чем работа, выставленная в Третьяковской галерее".
Павел Решетников "Переэкзаменовка", 1954. Масло, холст
Находку считают более ранней версией шедевра, так как на ее заднем плане изображен первый эскиз работы "Прибыл на каникулы" (1948), за которую Решетников в 1949 году получил Сталинскую премию. На заднем же плане полотна "Опять двойка" изображена законченная картина. Павел Решетников нередко связывал свои картины между собой подобным образом — эта традиция художника не обошла стороной и полотно "Опять двойка" (его изображение висит на стене комнаты с более поздней картины "Переэкзаменовка", а тот же самый мальчик на картине 1954 года усердно занимается летом, чтобы пересдать экзамены).
У картины хороший провенанс. 22 года назад она была вывезена в Соединенные Штаты советскими эмигрантами, которые выкупили ее у семьи художника. Ранее полотно хранилось у одного известного в США торговца предметами искусства и выставлялось на торгах на аукционе в штате Флорида. И сегодня, благодаря арт-фонду Филатовых, наследие советской живописи пополнилось еще одной ценной работой.
www.buro247.ru
Оказывается, картина «Опять двойка» является лишь частью художественного триптиха Федора Решетникова
Мало кто знает, что известная картина «Опять двойка», написанная Федором Решетниковым в 1952 году, является второй работой из триптиха, в котором есть и два других менее известных произведения.Первая часть - "Прибыл на каникулы". Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.Вторая часть - "Опять двойка". Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. В левом верхнем углу видна картина "Прибыл на каникулы".
Третья часть - "Переэкзаменовка". Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. В левом верхнем углу видна картина "Опять двойка".
ВКонтакте
Google+
ОК
nz1.ru
Описание картина Ильи Репина «Подготовка к экзамену»
Картина «Подготовка к экзамену» является одним из ранних произведений художника. Написана она была в 1864 году, когда Репину исполнилось лишь 20 лет. Вероятно, в работе мы видим отражение реальности, которая как раз окружала художника в столь юном возрасте.
Перед нами бытовой сюжет. Два мальчика готовятся к экзамену, но продвигается подготовка крайне плохо. Сюжет разворачивается, скорее всего, в студенческом пансионате, где мальчики жили по несколько человек в одной комнате. Один из студентов долго и упорно читал книгу. Но он устал и ему наскучило это дело. Теперь он крепко спит на кушетке, держа в руках томик какой-то явно скучной книги. Поза у него расслабленная, безмятежная. Второй студент, изображенный на первом плане работы, ненамного лучше занимается, чем первый. Он сидит за письменным столом. Вокруг разбросаны книги, предметы для письма. Сидит мальчик расслабленно, болтая ногами под столом. На голове у студента – фуражка. Но Репин решил намеренно подчеркнуть комичность ситуации, поэтому к фуражке он пририсовал небольшую метелку, которая как веник свисает на лоб ученика. Возле стула, на котором сидит ученик, разлеглась небольшая черная собака.
Задний план работы уводит зрителя из студенческой комнаты. Илья Репин изображает очень большие окна, которые зрительно увеличивают пространство комнаты. Мы видим, что за окнами располагается еще одно здание. Возможно, это женское училище или пансионат. В одном из окон виднеется розовощекая девушка. В светло-голубом платье она сидит и читает книгу возле окна. Но чтение ее интересует намного меньше, чем молодой, симпатичный парень за окном. Она улыбается ему.
Картина передает нам дух юности, молодости. Каждая деталь напоминает о беззаботных годах студенческой жизни. Светит солнце, поют первые птички, совсем пропадает желание учиться.
opisanie-kartin.com
А вы знали, что знаменитая картина "Опять двойка"
А вы знали, что знаменитая картина "Опять двойка" - это вторая часть художественной трилог
Первая часть - "Прибыл на каникулы". Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.
Вторая часть - "Опять двойка". Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. В левом верхнем углу видна картина "Прибыл на каникулы".Третья часть - "Переэкзаменовка". Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. В левом верхнем углу видна картина "Опять двойка"ПодробнееКартинка,длиннопост,интересное,интересные факты, картинки и истории
Еще на тему
joyreactor.cc