Найдена ранняя версия картины "Опять двойка". Переэкзаменовка картина
Любины уроки (картина) — Циклопедия
«Любины уроки» — картина советского художника Ф. П. Решетникова.
Время создания: 1952 г.[1]
Жанр: Портрет.
Стиль: Социалистический реализм.
Картина, датированная 1952 годом, продолжает одну из постоянных тем художника — тему детства и семьи, причем не просто детства и семьи, а советского детства и советской семьи. Всё творчество художника Ф. П. Решетникова — это воспевание советского образа жизни.
В качестве натурщика художнику послужила его собственная дочь. Собственно, картина так и называется — «Любины уроки».
Дочь свою Ф. Решетников любил и рисовал много. Данное произведение — один из множества портретов Любови Федоровны Решетниковой в детстве.
Любовь Федоровна Решетникова родилась 3 августа 1943 года в г. Москве в семье художника Ф. П. Решетникова[2]. Поскольку картина была создана ее отцом в 1952 году, легко установить возраст персонажа — на этом портрете Любе 9 лет. Запечатлена она не в самый счастливый момент своей жизни — а в момент героического мученического подвижничества, то есть во время выполнения домашних уроков, и судя по выражению лица ученицы, эти занятия совсем не приводят ее в восторг. Художник-отец несколько ироничен к школьным успехам своей дочери, и это отношение он очень тонко передал в ее портрете. Итак, перед зрителем нормальный человек девяти лет от роду, который больше любит не учиться, чем учиться, но учиться надо — и человек готов стоически мучиться.
О школьных успехах юной Любови Федоровны известно, что именно они, эти успехи — или не совсем успехи — послужили вдохновением ее отцу при написании знаменитого полотна «Опять двойка» — в том же 1952 г. Иными словами, оба полотна — «Любины уроки» и «Опять двойка» создавались почти одновременно. Картина «Опять двойка» уже была почти готова, когда ученица вернулась домой вконец расстроенная с двойкой в дневнике. Увидев свою нахмуренную дочь, художник моментально переиначил сюжет уже готового произведения, решив показать несчастного двоечника не в школе — как было в первом варианте произведения, — а в домашней обстановке — уже в реакции домочадцев, то есть совсем-совсем несчастного. С той лишь разницей, что на картине запечатлен мальчик — для этого персонажа специально позировал художнику юный сосед[3][4].
Что касается Решетниковой Любови Федоровны, то она, успешно завершив образование, тоже, как и отец, стала художницей; с 1969 года член СХ СССР (Союз художников СССР), неоднократно участвовала в художественных выставках[2][5].
А на картинах своего отца она так навсегда и осталась советской девочкой-подростком.
cyclowiki.org
Илья Ефимович Репин А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года: Описание произведения
Говоря о картине Репина «Пушкин в Лицее», имеет смысл говорить сразу о двух работах художника. В 1910 году к 100-летию Императорского Лицея в Царском Селе Лицейское общество заказало художнику изображение Пушкина, читающего на экзамене в присутствии Державина «Воспоминания о Царском Селе». Чтобы помочь художнику воссоздать атмосферу, лицеисты устроили инсценировку того знаменитого экзамена.Напомним о самом событии. В 1815 году в Лицее на экзамене по русской словесности присутствовал прославленный поэт Гаврила Державин. Именно тогда состоялась его встреча с юным Пушкиным. На картине воссоздана обстановка экзамена, он тянется долго и явно всех утомил. И вдруг (как же Репин любил изображать моменты, описание которых начинается со слов «как вдруг…») в центре оказывается бойкий курчавый юноша, который с неистовой страстью читает свои стихи. Друг-лицеист поэта Иван Пущин вспоминал: «Читал Пушкин с необыкновенным оживлением». Это оживление заметно невооруженным глазом! Равно как и то, что оживился не только юный чтец.
Задремавший было Державин привстал с места и с восторгом, смешанным с недоверием, наблюдает за взволнованным юношей, полностью сосредоточенном на своем чтении. Множество лиц повернуты в его сторону, с улыбкой и интересом слушают и одобрительно смотрят на мальчика.
Композиция картины построена по классическим принципам. Главный персонаж – Пушкин – расположен в правой части холста по линии золотого сечения. Он стоит на открытом пространстве, выделяется на фоне окружающих особо светлыми оттенками – сияющее лицо, белоснежные панталоны, белые пуговицы на фраке. Слева – стол, покрытый красным сукном, цвет которого совпадает с одеждой Державина. Красный и белый узоры сочетаются также в покрытии пола. Расстояние от головы Державина – второго ключевого персонажа картины – до правого края холста разделено на две равные части линией золотого сечения, которая проходит вдоль фигуры юного поэта.
Действие происходит в большом зале с колоннами и портретом императора на заднем плане. Полукругом стоят и сидят зрители – представители аристократических фамилий, дамы в богатых нарядах, белые манишки господ. Настроение картины – радость, восторг юности, вдохновение и смелость. Экзаменационный зал озарен солнечный светом. Фигура юного поэта, кажется, сияет, она полна такой взволнованности и страсти, так динамична, что невольно веришь – этому юноше удастся всё, что он задумает.
Алена Эсаулова
artchive.ru
Найдена более ранняя картина "Опять двойка"
Павел Решетников "Опять двойка", 1948-1949. Масло, холст
Картина "Опять двойка" Павла Решетникова — одна из самых узнаваемых живописных работ советской эпохи, которая находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Ее репродукции с 1950-х годов печатались во всех советских учебниках, а в 1957 году по ее сюжету был снят мультипликационный фильм — кто не знает истории про мальчика, огорчившего мать известием о двойке, и в то же время вызвавшего интерес сестры и восторг у младшего брата.
Арт-фонд семьи Филатовых предположительно обнаружил более раннюю версию картины Решетникова — хотя до недавного времени самой ранней считали ту самую работу "Опять двойка", что написана в 1952 году и находится в Третьяковке с 1957 года.
Павел Решетников "Опять двойка", 1952. Масло, холст
Фонд, коллекционирующий памятники советской живописи и скульптуры, большая часть которых была вывезена из России после развала Советского Союза в 1991 году, выкупил картину у частного коллекционера из Майами. По словам Натальи Александровой, главы отдела живописи второй половины ХХ века Третьяковки, "картина была написана раньше, чем работа, выставленная в Третьяковской галерее".
Павел Решетников "Переэкзаменовка", 1954. Масло, холст
Находку считают более ранней версией шедевра, так как на ее заднем плане изображен первый эскиз работы "Прибыл на каникулы" (1948), за которую Решетников в 1949 году получил Сталинскую премию. На заднем же плане полотна "Опять двойка" изображена законченная картина. Павел Решетников нередко связывал свои картины между собой подобным образом — эта традиция художника не обошла стороной и полотно "Опять двойка" (его изображение висит на стене комнаты с более поздней картины "Переэкзаменовка", а тот же самый мальчик на картине 1954 года усердно занимается летом, чтобы пересдать экзамены).
У картины хороший провенанс. 22 года назад она была вывезена в Соединенные Штаты советскими эмигрантами, которые выкупили ее у семьи художника. Ранее полотно хранилось у одного известного в США торговца предметами искусства и выставлялось на торгах на аукционе в штате Флорида. И сегодня, благодаря арт-фонду Филатовых, наследие советской живописи пополнилось еще одной ценной работой.
boshsoz.com
А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО КАРТИНА «ОПЯТЬ ДВОЙКА» — ЭТО ОДНА ИЗ ЧАСТЕЙ ТРИЛОГИИ? — Литсайт.ру
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Фёдор Па́влович Реше́тников(15 (28) июля 1906 года — 13 декабря 1988 года) —
советский живописец и график. Один из главных представителей социалистического реализма. Народный художник СССР (1974 г.). Действительный член Академии художеств СССР с 1953 года, вице-президент (в 1974—1987 годах).Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951 гг.).------------------------------------------------------------------------------------------------ Опять двойка — знаменитая картина Фёдора Павловича Решетникова, написанная в 1952 году в Москве. Мало кому известно, что это произведение — вторая часть трилогии.
Первая часть — "Прибыл на каникулы".
Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник. Написана в стиле жанровой живописи, один из ярких образцов «социалистического жанра» в живописи. Произведение написано в 1948 году, за эту картину (совместно с полотном «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин») художник был удостоен Сталинской премии второй степени 1949 года. Находится в Третьяковской галерее.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
"Прибыл на каникулы".Произведение посвящено радостному событию — предновогоднему приезду мальчика-суворовца домой на каникулы. Внук в военной форме полушутя рапортует о прибытии деду, лицо мальчика озарено широкой улыбкой; дед, встав по стойке смирно, «принимает рапорт». Персонажи картины (суворовец, его дед, девочка с пионерским галстуком) написаны с любовью и юмором. Внутренний оптимизм картины, подчёркнутый не только обаянием её счастливых героев, но и праздничным убранством дома, вызывает мысли о том, что большая война закончилась, и впереди у мальчика открытое светлое будущее. Вместе с тем, полотно глубоко драматично: художник не даёт ответа, где родители бравого воина. Тот факт, что после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте, придаёт этой недосказанности трагическое звучание.
Вторая часть — «Опять двойка».
Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. В левом верхнем углу видна картина «Прибыл на каникулы».Опять двойка — картина Фёдора Павловича Решетникова, созданная в 1952 году.Хранится в Третьяковской галерее. Написана эта картина была в Москве.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
"Опять двойка".Благодаря близости сюжета к реалиям ученической жизни, картина использовалась в школьной программе СССР как образец жанра бытовой живописи (в программе по изобразительному искусству), в программе по русскому языку в разделе «Развитие устной и письменной речи» предполагалось написание сочинения по данной картине. Картина была хорошо знакома советской публике.
На картине мы видим семью, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой. Мальчик-двоечник выглядит обычным оболтусом, его одежда — расстёгнутое, мятое пальто, брюки, чёрные ботинки — выглядит небрежно. В правой руке он держит перевязанный портфель, который служил мячом и санками своему хозяину, с торчащими коньками. Светлые помятые волосы, оттопыренные красные уши, румяные от свежего воздуха и игры щёки не вяжутся с подчёркнуто огорчённым лицом. Он вздыхает, всем своим видом изображая «неподдельное» переживание из-за оценки. Мальчика радостно встречает собака. В стороне присела, оставив работу, мать. Увидев его с грустным и раскрасневшимся от мороза лицом, она поняла, что ребёнок вдоволь наигрался на улице и на самом деле не переживает о том, что получил двойку. Мать расстроенная и уставшая от того, что сын ленивый и слабохарактерный. Женщина не знает, как повлиять на двоечника, у неё опускаются руки. Рядом с мамой младший брат на велосипеде, который смеётся над старшим, прекрасно понимая смысл происходящего и подшучивает, ехидничая над ним. За обеденным столом готовит уроки старшая сестра. Она встала, с укором глядя на брата-разгильдяя. Поза, поворот головы, взгляд — всё свидетельствует о том, что она не одобряет поведение двоечника. Её фигура четко выделена тёмным силуэтом в светлом дверном проёме. Окно позади неё создает двойное освещение фигуры и символизирует светлое будущее девочки.
Разительный контраст представляет собой вымученная, преувеличивающая значение условной школьной оценки, реакция людей и искренняя радость животного.
На заднем плане, на стене, висит отрывной календарь с репродукцией другой картины Фёдора Решетникова — «Прибыл на каникулы», написанной в 1948 году. На ней изображена радостная встреча бравого мальчика — суворовца, приехавшего в гости к дедушке.
Композиция картины классическая — трёхчастная, трёхплановая, в основе — треугольник, построена на тональных и цветовых контрастах. Основные цвета: синий, белый, красный, жёлтый. Освещение сложное, носит смысловой характер.
Третья часть — «Переэкзаменовка».
Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. В левом верхнем углу видна картина «Опять двойка».«Переэкзаменовка» — картина советского художника Ф. П. Решетникова, созданная в 1954 году.Местонахождение картины: Горловский художественный музей.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
"Переэкзаменовка".Картина является тематическим продолжением другой картины того же художника — «Опять двойка», созданной двумя годами ранее, в 1952 году.
Огромным успехом стала пользоваться его картина «Опять двойка», которую Ф. Решетников создал в 1952 году. Картина эта рождалась непросто, поначалу художник думал написать советского школьника-отличника, а картина должна была называться «Опять пятерка», и лишь постепенно пришел к противоположному образу двоечника.
Создавать образ двоечника художнику помог его сосед — подросток из дворовой футбольной команды, именно с него Ф.Решетников рисовал своего персонажа, принесшего ему огромную славу и моральное и материальное благополучие.
Популярность картины «Опять двойка» привела к созданию еще одной картины на ту же тему — «Переэкзаменовка», для которой позировал художнику тот же самый соседский подросток, что и для картины «Опять двойка».
vivactis-newton.eu