МИНИ-СОЧИНЕНИЯ по картинам известных художников. Сочинение картина


Как писать сочинение по картине? Идеи для вдохновения

В этой статье поговорим о том, как писать сочинение по картине. Для многих школьников подобная тема по литературе может показаться не столько сложной, сколько неинтересной. К сожалению, учителя не всегда могут объяснить, зачем вообще нужно описывать картину, какой в этом смысл. На самом деле описывать картины очень интересно.

И что же интересного в описании картины?

Такой мрачный подзаголовок — это наболевший вопрос школьников, которым безразличны искусство и литература. Но школа требует от учеников выполнения заданий. Пусть описание сочинения будет увлекательным. Как писать сочинение по картине? Посмотрите на нее. Что видите на ней? Какие она вызывает у вас чувства, ощущения? С чем может ассоциироваться? Не бойтесь выражать свои мысли. Может, будет интересно, и вы посмотрите другие картины этого же художника. Какие они? Веселые, грустные, теплые, холодные?

Даже в неинтересном портрете можно найти что-то ценное. Например, во взгляде того, кто позирует. Какие глаза у этого человека, какой он может быть профессии, какой у него характер? Посмотрите на портрет минуты три. Не стоит в этот момент отвлекаться. Пусть все внимание будет уделено картине или портрету.

"Золотая осень" И. И. Левитана

Напишем сочинение по картине. Осень — время года, которое нас интересует. Пусть примером станет работа И. И. Левитана. Осенняя пора — это яркие листья на деревьях, похолодание, перелет птиц, заготовки на зиму. Нарисовал это время года художник Исаак Ильич Левитан. Опишем картину "Золотая осень".

сочинение по картине осень

Что мы видим? Давайте представим себя художниками. Переместимся на берег реки с холстом и красками, возьмем кисточку. Но прежде чем начать рисовать, изучим взглядом то, что перед нами представляется. Голубое небо, кучевые облака. В этот день, скорее всего, была переменная облачность с прояснениями. В такую погоду полезно гулять по лесу. Желтые, оранжевые, красные и зеленые листья радуют глаз. При виде такой красоты можно забыть, что осень — это дождливое и холодное время года. Трава еще зеленая. Есть шанс пройтись по ней, пока не выпал снег.

А какая вода в реке? Спокойная, холодная, видно отражение неба и облаков. Создается ощущение, что ее можно перешагнуть. В целом природа радует глаз. Автор, возможно, хотел сказать, что осень — замечательное время года.

"Летом" А. А. Пластова

Будет ли художник рисовать природу, если он ее не любит? Скорее всего, нет. А будет ли он рисовать людей на природе, если он не любит ни тех, ни других? Тоже нет. А значит, в любую картину, связанную с природой, вложен талант мастера, все, что вмещает его душа. Такое искусство нельзя не заметить. Рассмотрим сочинение по картине (лето — рассматриваемое время года). Возьмем в пример известного автора А. А. Пластова и его картину "Летом".

сочинение по картине лето

Одного взгляда на картину достаточно для того, чтобы захотеть очутиться там же. Какая добрая природа там, которая щедро дарит все: пищу, уют, тишину, здоровье. Посмотрите на героев картины. Мать девочки прилегла отдохнуть после долгой дороги. Девочка сидит рядом и собирает ягоды с сорванной веточки. Слева стоят ведро и корзина, наполненные грибами. Возле девочки спит собака. Кругом растут красивые цветы. Путники расположились в тени березок. О чем хотел сказать художник? Природа любит всех, дает все бесплатно, нужно и людям уметь ее любить.

"Зима" И. И. Шишкина

Несмотря на сильный холод, ветер и суровую погоду, художники отважно идут трудиться. Все авторы зимних картин заслуживают похвалы и внимания. Не каждый человек решится провести много часов на холоде ради того, чтобы поделиться радостью от увиденного. Как писать сочинение по картине на зимнюю тематику? Так же, как и про осень. Только нужно помнить: важны ощущения, чувства, впечатления автора сочинения. Давайте выберем для примера картину "Зима" Ивана Ивановича Шишкина.

как писать сочинение по картине

Что мы здесь видим? Сосновый лес, снег. Судя по тому, какая светлая картина, скорее всего, художник выбрал хорошую погоду. В лесу очень много бревен, поваленных деревьев. Все кругом покрыто снегом. Создается впечатление, будто природа на несколько месяцев накрыла белым огромным покрывалом землю и все, что находится на поверхности. Сосны выглядят сказочными. Такая картина, несмотря на некоторую суровость, несет тепло, радость. Здесь изображена естественная красота.

"Портрет Милы" В. И. Хабарова

Описывать портреты не менее интересно, чем пейзажи. В человеке можно увидеть не только характер, но и предположить, чем он увлечен, как живет. Таким примером послужит картина Валерия Иосифовича Хабарова "Портрет Милы". сочинение по картине портрет

Девочка сидит в кресле и читает книгу. Судя по ее взгляду, на той странице, где она остановилась, имеется интересный сюжет. Может быть, зрителю в данный момент захочется попросить у девочки почитать отрывок того текста или вообще все произведение. Под креслом лежат коньки. Возможно, что она недавно пришла домой с катка. Мебель, стены, лампа выдают стиль советской эпохи, когда дети больше увлекались чтением, играми с друзьями во дворе или дома. Примерно таким можно написать сочинение по картине. Портрет человека описывать несложно.

Заключение

Так в чем же смысл описания картин? Каждый человек может решить сам для себя. Кому-то интересна история советской или более ранней эпохи, кто-то хочет узнать, какие бывают люди. Невозможно угадать заранее, что видит зритель. Сказать просто "Вижу девочку с книгой" — это неправильно. Нужно уметь замечать все детали. Как писать сочинение по картине, если у человека нет воображения? Нужно тренироваться, рассматривать каждую деталь.

fb.ru

Сочинение по картине

Три художника

Школьники делают первые шаги в мире живописи, учатся постигать невероятно загадочный и увлекательный мир красок и впечатлений.

Трудно добиться, чтобы изобразительное искусство завладело чувствами детей, открыло для них новые, неповторимые в своей красоте горизонты.

На уроках развития речи, посвящённых описанию картины, ученики рассматривают художественное полотно, собирают необходимый материал, по плану пишут сочинение. Учителю нужно органично соединить обучение навыкам письменной речи и воспитание интереса к искусству.

Чтобы написать сочинение по картине, нужно внимательно её рассмотреть и определить:

1. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).

2. Что на ней изображено? Общее впечатление.

3. Композиция картины: передний, задний план.

4. Настроение, вызываемое картиной.

5. Выразительные средства (формат, свет, колорит).

6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

 

Советы для подготовительной работы

 

1. Подбирая материал для написания сочинения по картине, обращайтесь к фактам, чтобы сформировать своё представление о картине.

2. Познакомьтесь с личностью художника, историей создания картины.

3. Не забудьте об особенностях жанра: пейзажа, бытовой зарисовки, портрета, натюрморта.

4. Найдите особые детали, определите цветовое решение и творческую манеру автора.

5. Определите, что изображено на переднем, заднем плане полотна, что является фоном, уточните детали.

6. Не забудьте подробно описать цветовую гамму, использованную художником.

7. Постарайтесь написать так, чтобы тот, кто никогда не видел этой картины, мог представить себе её и захотел познакомиться с творчеством художника.

8. Составьте план сочинения.

 

Простой план:

1. Вступление (слово о художнике)

2. Основную часть (описание картины)

3. Выводы (Чем понравилась и запомнилась картина? Почему?)

 

Подробный план:

1. Жанр картины, автор, название.

2. История создания произведения.

3. Кто или что изображено на картине?

4. Детали.

5. Использование художником выразительных и композиционных средств.  

6. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.

7. Впечатления от картины, оценка, настроение.

 

Давайте познакомимся с творческими работами обучающихся.

 

Сочинение по картине
В.Д. Поленова "Московский дворик"

 

Личность художника В.Д. Поленова была окружена славой и восторженным поклонением молодежи. Современники воспринимали его картины как живописное откровение. Теперь многие полотна художника хранятся в Третьяковской галерее. Яркостью и необычностью привлекает к себе картина "Московский дворик".

С первого взгляда может показаться, что перед нами небольшой деревенский дворик, совсем не похожий на современные московские дворы и площадки. Он зарос зелёной травкой, лопухами, репейником и ромашками, исчерчен тропинками. Перед покосившимся забором стоит накрытый крышкой старый погреб. Часть сада выходит во дворик, сквозь ветви можно рассмотреть белый дом с колоннами. На ветхой крыше сарая растут кустики, а справа на верёвке сушится бельё.

На картине дворик чистый и уютный. От него веет спокойствием и тишиной. Здесь беззаботно играют ребятишки, женщина несёт ведро, квохчут куры, дремлет на солнце запряжённая в телегу лошадка. А вдалеке видны крыши невысоких московских домов и белокаменный храм с пятью главами и колокольней. По ясному голубому небу плывут затейливые облачка. Полдень. Солнце не жгучее, а ласковое. Всем хорошо на солнышке!

Картина словно насыщена воздухом и теплом. Радостно на душе, когда наблюдаешь гармоничный мир тихого московского дворика. Художник изобразил вроде бы обычный будний день, повседневные дела людей, но сумел передать всё очарование старой купеческой Москвы.

 

Сочинение по картине
И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

 

Художник И. Э. Грабарь прожил долгую жизнь, создал замечательные пейзажи, натюрморты, портреты. Он очень любил нашу северную зиму. У него есть картины о сентябрьском, мартовском снеге. Но один из самых известных его пейзажей — "Февральская лазурь".

Когда смотришь на полотно художника, испытываешь какое-то особое волнение. Какая удивительная красота! Сколько солнца и воздуха! А ведь кажется, что ничего особенного на ней не изображено — стоят деревья, обычные русские берёзы. Без листьев даже. Вот летом деревья одеты в зелёный наряд, а сейчас-то зима!

Снизу по-особенному выделяется одна из берёз. Она изображена близко, но так, что вся поместилась на полотне. Видны все цвета сразу — и стволов берёз, и ветвей, и неба.

Художник задался целью показать удивительную красоту февральского дня, хотел взволновать этой красотой других. Он словно говорит: посмотрите, какие красивые берёзки, полюбуйтесь ими. Да, хорошо зимой, когда светит солнце и сияет снег, когда переливается голубой эмалью лазоревое небо и стоят во всей своей красе высокие белые берёзы.

 

Сочинение по картине
И.М. Прянишникова "Порожняки"

 

Одним из талантливейших мастеров бытовой картины был И.М. Прянишников. Ему не чужды были сюжеты, подсказанные русской литературой. На первой передвижной выставке художник представил свою картину "Порожняки", которую назвали лучшей среди всех других полотен.

На картине изображено семь пустых подвод, возвращающихся из города в деревню без поклажи, без груза. Извозчики сидят на дне саней, пряча от холода лица и руки. Но привлекает внимание зрителя семинарист, одетый в чёрное пальтишко, полосатые брюки и совсем не зимние сапоги. Пытаясь согреться, он надвинул на самый лоб форменную фуражку, спрятал руки в рукавах не спасающего от холода пальто, а шею обмотал тонким красным шарфом.

Одежда юноши помогает определить, что герой картины учится в семинарии, его жизнь связана с лишениями и бедностью. Всё достояние семинариста — стопка книг. По его исхудалому лицу видно, какой ценой даётся нелёгкий путь к знаниям.

Немалую роль в замысле художника играет пейзаж. Перед глазами открывается широкая белая равнина: стая ворон кормится на обочине дороги, за санями увязалась собака, в глубоком снегу она ищет полёвок.  На горизонте жёлтым пятном выделяется полоса заката, туманная дымка обещает ветер и крепкий мороз.

Художнику удалось изобразить не только состояние природы, но и ощущения и переживания героя, мечтающего о лучшей доле. Видно, с какой глубокой симпатией автор полотна относится к человеку, который готов бескорыстно нести знания людям.

 

Воспользуйтесь презентацией «Как написать сочинение по картине».

 

Литература

 

1. Верещагина Л.Н. Сочинение по картине В. Поленова "Московский дворик" / Уроки литературы. - 2000. - № 3.

2. Картины И. Э. Грабаря http://igor-grabar.ru/kartiny.php

3. Картины В.Д. Поленова http://www.museum-online.ru/peredvizhniki/Vasiliy_Dmitrievich_Polenov

4. Картины И.М. Прянишникова http://vsdn.ru/museum/catalogue/category70156.htm

5. Колокольцев Е.Н. Бытовая картина на уроках литературы / Уроки литературы. - 2006. - № 2.

6. Федькина Л.В. Формирование художественного мышления на уроках развития речи (Урок по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь") / Русский язык в школе. - 1985. - № 1.

ruslita.ru

Сочинение описание по картине - Сочинения на свободную тему

“КОНИ НА ВЫГОНЕ”. На картине изображены кони и жеребенок. Глаза смотрят на зрителя, маленькие ушки улавливают каждый звук, маленькое копытце правой ноги почесывает хрупкую с белым пятном мордочку. Оно спокойное, игривое, никакого внимания не обращает на волнение взрослых. Лошадка уверенно и уютно чувствует себя возле своей матери – белой красавицы. Нельзя не любоваться ее стройными ногами с небольшими копытами, грациозно выгнутой шеей, пышным хвостом. Она пощипывает сочную травку, будто приглашая присоединиться к ней. Трое других коней, написанных темными красками, выразительно выделяются на светлом фоне. Они с трех сторон окружают мать с дитятком. Своим видом подчеркивают, что готовы стать на их защиту. Встревоженные взгляды, неспокойные движения, развеянные гривы и хвосты, напряженные мышцы. Кажется, еще миг и скакуны помчат, вырвутся за рамки картины. Мне нравится эта картина. Она преисполнена любви к добрым и вечным спутникам человека – коней. “ЛЕВАДА”. Для своей картины художник выбрал наиболее типичный вид. Бескрайние пространства нив, луки, покрытые густой травой, леса и перелески, насыщенные яркими красками. В центре картины – волы, которые пасутся на зеленом лугу возле озерца. По правую сторону – высокое развесистое дерево, под которым покоятся люди. Для них вол – показатель благосостояния семьи, своеобразный

символ земледелия. Человек на картине отошла на второй план, выдвинув на первый своих верных помощников. Ведь это кроткое, красивое и сильное животные сопровождало крестьянина от колыбели до гроба. Пейзаж ” Левада” – это искреннее объяснение художника своей родине в сыновьей любви. ПРОИЗВЕДЕНИЕ-РАССКАЗ из своей жизни. На новогодние праздники мы всей семьей поехали в госте к тетке. Как же красиво было у нее в комнате. На окнах, на стенах, полках, – везде были наклеены картинки. Они создавали радостное, предпраздничное расположение духа, дарили наслаждение. Мне очень захотело научиться делать эти непривычные украшения. Я узнала, что для картинок берут тонкая бумага и красят его в красный, розовый, синий, зеленый цвета. Бумагу составляют так, чтобы не было сплошных разрезов, чтобы все элементы были едиными. Из того времени я полюбила эти чудные произведения. К каждому праздника я украшаю свою комнату разноцветными витинанками, дарю их друзьям и знакомым. БОРОВИЧОК. Осенью мы с дедушкой ходим собирать в лесу грибы. Приятно идти осенним лесом, где под ногами много опавшей листвы, в котором прячутся грибы. Грибы надо уметь собирать, а также знать, какие грибы съедобные, а какие ни. Я знаю много съедобных грибов: опята, лисички, маслята, боровики и прочие. Наибольшая радость для грибника, когда он в лесу найдет лужайку, на которой растут боровики. Случайно неподалеку от большого дуба я заметил толстого боровичка, который хотя и был маленький, но уверенно и твердо рос среди опавшей листвы на лужайке. Я стал внимательно осматривать лужайку, и снова увидел боровика. Большой гриб будто староста стоял посреди лужайки и осматривал другие грибы. Шапка на нем величиной с мисоку, а ножка с мою руку. Через несколько минут моя корзина была наполнена, и я радостно пошел к дедушке. НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА. На день рождения мне родители подарили собаку. А животные нуждаются в уходе, поэтому в мои обязанности входило гулять с собакой утром и вечером. Теплого летнего вечера мы с Дружком, так звали мою собаку, шли тропой в городском парке. На площадке для животных уже не было никого. Дружок весело бегал возле меня, а потом вдруг насторожился – и побежал в противоположную сторону, где начал весело лаять. Любопытство заставило и меня подойти туда, где весело крутил хвостиком Дружок. Когда я подошел и старался рассмотреть, что же увидел под кустом моя собака, то ощутил, что что-то царапает мне ногу. Я потупил взор к ногам и увидел, как по штанине рвался оробелый маленький котенок. Оно убежало от собаки и просило защит у меня. Я взял котенка на руки, приласкал и успокоил его. Котенок приятно замурчал. Домой мы возвратили втроем.

rus-lit.com

Сочинение по картине

Три художника

Школьники делают первые шаги в мире живописи, учатся постигать невероятно загадочный и увлекательный мир красок и впечатлений.

Трудно добиться, чтобы изобразительное искусство завладело чувствами детей, открыло для них новые, неповторимые в своей красоте горизонты.

На уроках развития речи, посвящённых описанию картины, ученики рассматривают художественное полотно, собирают необходимый материал, по плану пишут сочинение. Учителю нужно органично соединить обучение навыкам письменной речи и воспитание интереса к искусству.

Чтобы написать сочинение по картине, нужно внимательно её рассмотреть и определить:

1. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).

2. Что на ней изображено? Общее впечатление.

3. Композиция картины: передний, задний план.

4. Настроение, вызываемое картиной.

5. Выразительные средства (формат, свет, колорит).

6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

 

Советы для подготовительной работы

 

1. Подбирая материал для написания сочинения по картине, обращайтесь к фактам, чтобы сформировать своё представление о картине.

2. Познакомьтесь с личностью художника, историей создания картины.

3. Не забудьте об особенностях жанра: пейзажа, бытовой зарисовки, портрета, натюрморта.

4. Найдите особые детали, определите цветовое решение и творческую манеру автора.

5. Определите, что изображено на переднем, заднем плане полотна, что является фоном, уточните детали.

6. Не забудьте подробно описать цветовую гамму, использованную художником.

7. Постарайтесь написать так, чтобы тот, кто никогда не видел этой картины, мог представить себе её и захотел познакомиться с творчеством художника.

8. Составьте план сочинения.

 

Простой план:

1. Вступление (слово о художнике)

2. Основную часть (описание картины)

3. Выводы (Чем понравилась и запомнилась картина? Почему?)

 

Подробный план:

1. Жанр картины, автор, название.

2. История создания произведения.

3. Кто или что изображено на картине?

4. Детали.

5. Использование художником выразительных и композиционных средств.  

6. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.

7. Впечатления от картины, оценка, настроение.

 

Давайте познакомимся с творческими работами обучающихся.

 

Сочинение по картине
В.Д. Поленова "Московский дворик"

 

Личность художника В.Д. Поленова была окружена славой и восторженным поклонением молодежи. Современники воспринимали его картины как живописное откровение. Теперь многие полотна художника хранятся в Третьяковской галерее. Яркостью и необычностью привлекает к себе картина "Московский дворик".

С первого взгляда может показаться, что перед нами небольшой деревенский дворик, совсем не похожий на современные московские дворы и площадки. Он зарос зелёной травкой, лопухами, репейником и ромашками, исчерчен тропинками. Перед покосившимся забором стоит накрытый крышкой старый погреб. Часть сада выходит во дворик, сквозь ветви можно рассмотреть белый дом с колоннами. На ветхой крыше сарая растут кустики, а справа на верёвке сушится бельё.

На картине дворик чистый и уютный. От него веет спокойствием и тишиной. Здесь беззаботно играют ребятишки, женщина несёт ведро, квохчут куры, дремлет на солнце запряжённая в телегу лошадка. А вдалеке видны крыши невысоких московских домов и белокаменный храм с пятью главами и колокольней. По ясному голубому небу плывут затейливые облачка. Полдень. Солнце не жгучее, а ласковое. Всем хорошо на солнышке!

Картина словно насыщена воздухом и теплом. Радостно на душе, когда наблюдаешь гармоничный мир тихого московского дворика. Художник изобразил вроде бы обычный будний день, повседневные дела людей, но сумел передать всё очарование старой купеческой Москвы.

 

Сочинение по картине
И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

 

Художник И. Э. Грабарь прожил долгую жизнь, создал замечательные пейзажи, натюрморты, портреты. Он очень любил нашу северную зиму. У него есть картины о сентябрьском, мартовском снеге. Но один из самых известных его пейзажей — "Февральская лазурь".

Когда смотришь на полотно художника, испытываешь какое-то особое волнение. Какая удивительная красота! Сколько солнца и воздуха! А ведь кажется, что ничего особенного на ней не изображено — стоят деревья, обычные русские берёзы. Без листьев даже. Вот летом деревья одеты в зелёный наряд, а сейчас-то зима!

Снизу по-особенному выделяется одна из берёз. Она изображена близко, но так, что вся поместилась на полотне. Видны все цвета сразу — и стволов берёз, и ветвей, и неба.

Художник задался целью показать удивительную красоту февральского дня, хотел взволновать этой красотой других. Он словно говорит: посмотрите, какие красивые берёзки, полюбуйтесь ими. Да, хорошо зимой, когда светит солнце и сияет снег, когда переливается голубой эмалью лазоревое небо и стоят во всей своей красе высокие белые берёзы.

 

Сочинение по картине
И.М. Прянишникова "Порожняки"

 

Одним из талантливейших мастеров бытовой картины был И.М. Прянишников. Ему не чужды были сюжеты, подсказанные русской литературой. На первой передвижной выставке художник представил свою картину "Порожняки", которую назвали лучшей среди всех других полотен.

На картине изображено семь пустых подвод, возвращающихся из города в деревню без поклажи, без груза. Извозчики сидят на дне саней, пряча от холода лица и руки. Но привлекает внимание зрителя семинарист, одетый в чёрное пальтишко, полосатые брюки и совсем не зимние сапоги. Пытаясь согреться, он надвинул на самый лоб форменную фуражку, спрятал руки в рукавах не спасающего от холода пальто, а шею обмотал тонким красным шарфом.

Одежда юноши помогает определить, что герой картины учится в семинарии, его жизнь связана с лишениями и бедностью. Всё достояние семинариста — стопка книг. По его исхудалому лицу видно, какой ценой даётся нелёгкий путь к знаниям.

Немалую роль в замысле художника играет пейзаж. Перед глазами открывается широкая белая равнина: стая ворон кормится на обочине дороги, за санями увязалась собака, в глубоком снегу она ищет полёвок.  На горизонте жёлтым пятном выделяется полоса заката, туманная дымка обещает ветер и крепкий мороз.

Художнику удалось изобразить не только состояние природы, но и ощущения и переживания героя, мечтающего о лучшей доле. Видно, с какой глубокой симпатией автор полотна относится к человеку, который готов бескорыстно нести знания людям.

 

Воспользуйтесь презентацией «Как написать сочинение по картине».

 

Литература

 

1. Верещагина Л.Н. Сочинение по картине В. Поленова "Московский дворик" / Уроки литературы. - 2000. - № 3.

2. Картины И. Э. Грабаря http://igor-grabar.ru/kartiny.php

3. Картины В.Д. Поленова http://www.museum-online.ru/peredvizhniki/Vasiliy_Dmitrievich_Polenov

4. Картины И.М. Прянишникова http://vsdn.ru/museum/catalogue/category70156.htm

5. Колокольцев Е.Н. Бытовая картина на уроках литературы / Уроки литературы. - 2006. - № 2.

6. Федькина Л.В. Формирование художественного мышления на уроках развития речи (Урок по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь") / Русский язык в школе. - 1985. - № 1.

ruslita.ru

МИНИ-СОЧИНЕНИЯ по картинам известных художников

 

Картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». 

Картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» — пожалуй, самое знаменитое произведение выдающегося художника. Картина была написана в 1873 году на основе многочисленных этюдов и портретных зарисовок, собранных молодым живописцем во время путешествия по Волге в 1870 году, и явилась свидетельством его духовной творческой зрелости.

Изнемогая от жары и усталости, по берегу великой реки бурлаки медленно тянут тяжелую неповоротливую баржу. Композиция картины построена таким образом, что группа как будто движется на зрителя, но фигуры при этом не закрывают друг друга. Перед нами – одиннадцать персонажей, все, как один, – нищие и обездоленные, но каждый – со своей индивидуальностью и характером.

Впереди – тройка «коренников» во главе с бурлаком Каниным. Этот пожилой бурлак с лицом античного философа олицетворяет лучшие черты русского мужика: спокойствие, мудрость, упорство. Рядом с ним – бородач, воплощение первобытной силы, и Илька-матрос с тяжелым, ожесточенным взглядом разбойника из-под спутанных волос… Бессильно опущены руки бурлаков, ноги напряжены, а в лицах читаются разные чувства – здесь и покорность судьбе, и протест, и простодушие, и озлобленность…

Солнце ласково освещает побережье, но бурлакам не до красот природы – работа требует от них нечеловеческих усилий. Ветхие рубахи потемнели от пота, плечи болят от натянувшейся бечевы, ноги утопают в глубоком песке, а путь кажется бесконечным… Но не жалость вызывают у зрителя их фигуры, а ощущение внутренней могучей силы. Эта грозная сила, пока еще не осознаваемая ими, зреет внутри каждого помимо его воли, и уже нет возможности остановить этот процесс.

В картине Репина «Бурлаки на Волге» народная тема звучит жизнеутверждающе. Полотно говорит о народной мощи, будит мысль о необходимости борьбы, рождает веру в светлое будущее народа.

 

 

Картина И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.»

Полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» относится к числу самых известных произведений И. Е. Репина. По признанию художника, замысел картины впервые возник у него в 1882 году после концерта Римского-Корсакова. Работая над картиной, Репин, конечно, думал и о трагических событиях современности: убийстве в 1882 году царя Александра II и последовавших за ним репрессий. Полотно поражает зрителя своим сюжетом и огромной экспрессией. Ни разу до Репина царь не изображался таким образом. Обезумевший от гнева старик ударил тяжелым жезлом своего сына в висок. Убийство нечаянное, и оттого еще более страшное! Через мгновение отец осознает все и, бросившись к сыну, хватает его, зажимает судорожно рану на виске. Другою рукою прижимает он сына к себе и целует его, испачкав свое лицо в кровь. Отец кричит от ужаса, а на руках у него убитый им сын… На картине сын, показанный, как жертва, вызывает огромное чувство жалости. Кстати, лицо сына Репин писал с писателя Гаршина, лицо которого, по мнению живописца, выражало безропотную обреченность и великую жертвенность. Огромный художественный талант и психологическое чутье помогло Репину избежать схематичности в изображении мучителя. Вместо этого живописец создал образ живого человека со всей гаммой сложных и тяжелых переживаний. Мы видим безумные глаза Грозного, волосы, вставшие от ужаса дыбом, судорожно обнимающие тело сына руки… Красноречивые детали – жезл с окровавленным наконечником, опрокинутое кресло, сбившийся ковер – усиливают драматизм происходящего. Колорит картины, основанный на сочетании кроваво-красных и коричневых тонов, добавляют полотну напряженности. Полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» отличается впечатляющей силой изображенных образов. Изображение царя, убивающего своего сына, будило в зрителе воспоминания о кровавой расправе с народовольцами. Недаром в свое время картина была понята современниками, как произведение, направленное против самодержавия.

 

 

Картина И. Е. Репина «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». 

Полотно «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану» — одно из самых значительных исторических произведений Репина – было написано в 1878-1891 гг. Картина описывает исторический факт, когда в ответ на предложение турецкого султана Махмуда IV перейти к нему на службу запорожцы сочиняют послание, полное издевательской насмешки и дерзкого вызова. Несмотря на свою динамичность, композиция полотна очень уравновешенна. На переднем плане полотна мы видим запорожских казаков, собравшихся за наспех сколоченным столом, для сочинения своего послания. Часть фигур живописец «срезает», позволяя зрителю мысленно «раздвинуть» рамки полотна. На заднем плане – на фоне широкой степи палаточный городок, костры… В картине нет главного героя, здесь представлено огромное количество запорожцев. Каждый образ по-своему колоритен, каждый обладает исключительной выразительностью и индивидуальностью, и каждый – подобен настоящему богатырю и словно сошел со страниц «Тараса Бульбы» Гоголя. Великолепно написаны аксессуары – вооружение, костюмы, трубки, фляги для вина, украинская бандура… И сколько в сюжете и в композиционном решении картины изобретательности, народного юмора, вкуса! Дружно сгрудились казаки вокруг стола, сочиняя свое послание. Улыбчивый писарь, лукаво прищуриваясь, строчит на листе бумаги смелые словечки, которые подсказывают ему товарищи. Кипят страсти, эмоции буквально выплескиваются на зрителя. И безудержным весельем искрится полотно, далеко по степи слышится смех – от тоненького хихиканья до громоподобного хохота. В этом непринужденном общении казаков накануне битвы – удаль и героический дух запорожцев, их независимость, сплоченность и великая сила товарищества. В «Запорожцах» художник рисует народ во всем его величии, силе, непобедимости и утверждает демократические идеалы свободы, всеобщего братства, равенства.

 

 

Картина А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

«Лунная ночь на Днепре», пожалуй, самая известная картина А. И. Куинджи. Создание картины в 1880 году стало настоящей сенсацией. Широкую публику она привела в восторг с самого момента своего появления. Картиной восхищались И. Крамской и Я. Полонский, И. Тургенев и Д. Менделеев. Впечатление, которое картина производила и производит на окружающих, тем более удивительно, что она не отличается каким-то необычным сюжетом, а является обычным пейзажем, к тому же весьма небольшим по размеру. Любой зритель останавливается перед картиной, завороженный удивительным сиянием лунного света. Картина проста по содержанию. Зеленоватая лента Днепра пересекает равнину. Ее безбрежная гладь почти сливается у горизонта с ночным небом с рябью невесомых облаков. Легкие облака чуть раздвинулись, освободив окошко для луны. Ночное светило осветило реку, паутинку дорожек и стелющиеся по берегу украинские хатки. Фосфоресцирующий свет отразился от зеркальной глади Днепра и разлился вокруг, погрузив землю в таинственный и волшебный мир. И вся природа замерла, завороженная красотой этой картины. Величественный и торжественный покой опустился на землю, напоминая о вечности мироздания и непреходящей красоте. Блестящее композиционное решение, мастерское использование определенных живописных приемов позволило Куинджи добиться полной иллюзии вибрирующего лунного света. Иллюзия эта была настолько сильна, что зрители искали причину в особых свойствах красок или в источнике подсветки. Время, конечно, оставило свой отпечаток на картине – она стала темнеть. Но великолепное лунное сияние, запечатленное замечательным художником, обладает такой силой, что до сих пор заставляет зрителей задуматься о вечном и Божественном.

 

 

Картина И. К. Айвазовского «Девятый вал».

«Девятый вал» — настоящий шедевр русской живописи и пожалуй, самая известная картина великого художника-мариниста И. К. Айвазовского. В этой картине, как ни в какой другой, художник следует принципам романтического искусства — он описывает среди разнообразия жизненных явлений не типическое, а то, что выходит за пределы обыкновенного, исключительное. Полотно, написанное в 1850 году, завершает ранний период творчества живописца. Айвазовский показывает море, которое еще не успело успокоиться после неистового ночного шторма, и людей, потерпевших крушение в океане. Золотые лучи восходящего солнца освещают катящиеся волны. Самая большая из них – девятый вал – снова готова обрушиться на людей. Измученные неравной борьбой со стихией, они пытаются спастись на деревянных обломках мачты своего корабля. Всеми изобразительными средствами Айвазовский подчеркивает величие моря и упорство людей. Но мы не видим на картине ужаса катастрофы. Пусть неистовствует стихия и катятся гигантские волны. Вера и мужество людей помогут им справиться с бедой. С замечательным мастерством и силой передано Айвазовским великолепие волнующегося моря. На полотне все находится в движении, и море вместе с вздымающимися и тяжело обваливающимися волнами кажется по-настоящему «живым». Художник использует самые яркие краски палитры. Верхняя часть полотна написана в розовато-фиолетовых тонах – так окрашивают небо, проходя через клубящиеся, похожие на туман, облака, первые лучи солнца. Внизу – тревожное сине-зеленое море, гребни волн которого переливаются всеми цветами радуги. Картина Айвазовского «Девятый вал» – гимн мужеству человека, берущего верх над силами стихии, сколь страшной, столь и великолепной в своем грозном величии.

 

 

Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» была написана в 1830-1833 гг. На этом эпическом полотне живописец запечатлел гибель города Помпеи вследствие извержения вулкана Везувий в 79 году н.э. В поисках достоверности Брюллов посетил раскопки погибшего города. Фигуры и лица людей создавались живописцем с натуры, с жителей Рима. Практически все предметы, изображенные на картине, художник писал с подлинных вещей, хранящихся в Неаполитанском музее. Брюллов изображает поистине адскую картину. Вдалеке пылает вулкан, из недр которого во все стороны растекаются ручьи огненной лавы. Отблески пламени от горящей лавы озаряют красноватым заревом заднюю часть полотна. Вспышка молнии, рассекающая облако пепла и гари, освещает переднюю часть картины. В своей картине Брюллов использует смелую для своего времени цветовую гамму. Самое пристальное внимание обращает живописец на воздушное перспективу – ему удается создать ощущение глубокого пространства. Перед нами – целое море людских страданий. В час настоящей трагедии обнажаются человеческие души. Вот мужчина, защищающий своих близких, отчаянно поднял руку, словно пытаясь остановить стихию. Мать, страстно обняв своих детей, с мольбой о пощаде глядит на небо. Вот сыновья на своих плечах пытаются унести слабого старика-отца подальше от опасности. Молодой юноша уговаривает упавшую мать собраться с силами и бежать. В центре картины – погибшая женщина и младенец, тянущийся к безжизненному телу матери. Картина «Последний день Помпеи» напоминает зрителю о том, что основная ценность мира – человек. Его физическую красоту и духовное величие художник противопоставляет разрушительным силам природы. Картина вызвала взрыв восхищения и преклонения, как в Италии, так и в России. Восторженно приветствовали произведение А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь.

 

 

Картина И. И. Шишкина«Рожь». 

«Рожь» — одно из самых выдающихся произведений в творчестве И. И. Шишкина. Картина была написана в 1878 году и принесла художнику заслуженную славу. На полотне мы видим бескрайние просторы ржаного поля. Золотое море хлебов, колышущееся от ветра, раскинулось до самого горизонта. Тяжелые колосья уже почти поспели и клонятся к земле. Проселочная дорога, уходящая через поле вдаль, пустынна. Торжественным покоем как будто пронизана эта картина. Даже ласточки, стремительно и бесшумно пролетающие совсем невысоко в светло-синем небе, не нарушают гармонии этой невероятной тишины. Очень подробно, с большим мастерством и любовью Шишкин пишет передний план: и тяжелые спелые колосья, и венчики ромашек и васильков, и пахнущую пылью дорогу. Все это придает полотну задушевность и жизненную убедительность. Как будто сторожа, охраняющие несметное богатство спеющих хлебов, над золотом поля возвышаются могучие сосны. Деревья-исполины стоят вдоль дороги до самого горизонта, отчего равнинный пейзаж кажется еще более бесконечным. Нас не покидает смутное состояние тревоги. Может быть, из-за появившихся возле горизонта первых кучевых облаков, предвещающих близкую грозу? Из-за неба, утратившего свою звонкую синеву? Или из-за черного скелета дерева, обгоревшего во время грозы, нелепо и тоскливо торчащего среди благоухающего золотого великолепия? Минорная нота, явственно звучащая в полотне, как будто напоминает нам о бедах и превратностях жизни, которая ошибочно кажется порой такой идиллической. И все-таки основная тема полотна «Рожь» — это вера и мощь в величие природы и в ее способность вознаградить труд человека. Это настоящий гимн художника родной природе, ее плодородию, ее изобилию, величественной и торжественной красоте.

 

 

Картина И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». 

Пожалуй, самая известная картина выдающегося русского пейзажиста И. И. Шишкина – «Утро в сосновом лесу». Картина была написана в 1889 году. Считается, что замысел картины был подсказан Шишкину известным художником Савицким К. А. Рукой именно этого художника, кстати, были написаны медведица и играющие медвежата. Однако Третьяков, который приобрел полотно, решил закрепить за ним авторство Шишкина, поскольку считал, что основная работа сделана именно им. Возможно, именно занимательный сюжет картины способствовал ее популярности, однако настоящая ценность полотна определяется точно переданным состоянием природы. Перед нами – не просто сосновый лес, а глухая чаща, которая начинает пробуждаться ранним утром. Солнце только-только всходит. Его смелые лучи уже позолотили верхушки огромных деревьев и проникли вглубь чащи, но над глубоким оврагом еще не рассеялся влажный туман. Проснулись обитатели чащи – три медвежонка и медведица. Похоже, малыши сыты и довольны. Они беззаботно и неуклюже возятся на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица внимательно наблюдает за их игрой, чутко реагируя на шорохи пробуждающегося леса. Могучая сосна, которую ураган когда-то выдернул с корнем, и медвежье семейство, резвящееся на нем, — все это рождает у нас ощущение глухости и отдаленности этого уголка дикой природы. Картина «Утро в сосновом лесу» показывает, как умело Шишкин решает проблему взаимодействия цвета и света в живописи. Колорит заднего плана полотна – прозрачный, неопределенный, а переднего – глубокий, красочный, хорошо разработанный. В картине, которая заслуженно считается для многих поколений людей образцом пейзажа, в полной мере передано восхищение художника красотой и богатством первозданной природы.

 

 

Картина П. А. Федотова «Завтрак аристократа».

Картина «Завтрак аристократа» написана П. А. Федотовым в 1849-50 гг. В картине автор высмеивает ничтожество молодого аристократа, промотавшего состояние, но стремящегося к внешнему блеску и к жизни напоказ. На полотне мы видим молодого человека — обедневшего аристократа – в роскошном интерьере. Он завтракает, перелистывая книжицу в желтой обложке. Показанная мизансцена изображает момент, предшествующий появлению в комнате гостя. Уже забеспокоилась собака, вот-вот скрипнет дверь… Шум застиг молодого человека врасплох. Растерянно и неуклюже пытается он прикрыть книжицей улику своего неблагополучия – убогий завтрак, состоящий из ломтя черного хлеба. Картина отличается очень выразительной композицией. Федотов изображает мир, в котором обитает аристократ, — призрачный мир иллюзий. Он мастерски рисует интерьер комнаты: ковер под ногами молодого щеголя, яркие картины на стене, полированный столик из редкой породы дерева, изящное кресло. Автор не скупится на аксессуары – мы видим корзину в форме античной вазы, статуэтку, лампу в кружевном абажуре, вывернутый наизнанку пустой кошелек. В сопоставлении мира дорогих вещей и самого героя есть оттенок комичности. На фоне любовно изображенного художником предметного окружения еще более выпуклыми кажутся суетность и мелкое тщеславие, заставляющие героя скрывать свою сущность. Так в картине «Завтрак аристократа» с изрядной долей иронии и юмора Федотов рельефно изображает человеческие слабости – лицемерие, стремление к жизни напоказ, бедность под личиной внешнего лоска.

 

 

Картина П. А. Федотова«Сватовство майора».

Картина «Сватовство майора» написана П. А. Федотовым в 1848 году. Представленное в этом же году Совету Академии, полотно принесло автору звание академика. Сюжет для картины взят художником из повседневной жизни. Армейский офицер, промотавший свое состояние, сватается к купеческой дочке с хорошим приданым, чтобы обеспечить себе безбедное существование. Купец не прочь породниться с дворянином, поэтому не жалеет денег. Картина наполнена движением. Сваха, вбежавшая в комнату, сообщает о приезде офицера. Все в доме уже ждут жениха. На столе дорогие вина и яства, служанка вносит пирог. Взволнованный хозяин суетливо спешит навстречу майору. Жеманная невеста, разряженная в самое модное платье, вдруг засмущавшись, бросается вон из комнаты, но умная маменька вовремя хватает ее за подол платья. Вот уже жених, важно подбоченясь, готовится переступить порог комнаты. Сейчас он войдет – и все изменится: присутствующие начнут улыбаться, говорить любезности, будут неискренними… Картина «Сватовство майора» отличается высоким живописным мастерством. Обстановка комнаты, костюмы действующих лиц, убранство стола и все мельчайшие подробности быта написаны с поразительной точностью. В каждом из действующих лиц художник подмечает и изображает самое типичное. Картина «Сватовство майора» имела сенсационный успех и явилась триумфом в творчестве П. А. Федотова. Публика была потрясена изображенной сценкой, как будто выхваченной из жизни, наполненной доброй иронией и тонким юмором.

 

 

 

Картина В. Сурикова«Взятие снежного городка».

Картина «Взятие снежного городка» — единственное бытовое произведение в творчестве В. Сурикова. Полотно написано в Красноярске, куда художник уехал, спасаясь от тоски, связанной со смертью жены. Простой и здоровый сибирский быт, природа воскресили в нем жажду творить. Яркие впечатления детства ожили в его душе и явились основой для этой картины великого мастера. Сюжет картины – старинная сибирская игра, в которую играли в последний день масленицы. Из снега и льда сооружалась большая крепость, которую в шуточном бою необходимо было «взять». Играющие делились на «всадников», стремящихся разрушить городок, и «защитников». Всадника, сумевшего преодолеть преграду, угощали вином, а неудачника — купали в снегу. На полотне мы видим момент, когда смельчак прорывается сквозь снежную стену. Мы ощущаем напряжение и стремительность прорыва. Вокруг царит неудержимое веселье. На состязание храбрецов пришло посмотреть полгорода. На фоне белого искрящегося снега толпа выглядит особенно нарядно и празднично. Весь колорит картины – насыщенный, звучный, с контрастными цветовыми сочетаниями белого, красного, зеленого, синего. Мажорная яркость красок и богатство оттенков вносят в картину жизнерадостность и оптимизм. Суриков писал портреты с натуры, стремился запечатлеть выражения лиц, характерные для соответствующей обстановки. Большое внимание уделил художник написанию деталей, характеризующих эпоху – тщательно выписана праздничная одежда, утварь, различные атрибуты народной жизни. Картина «Взятие снежного городка» — веселое, легкое произведение, рождающее ощущение необычайного внутреннего подъема и настоящего праздника.

 

 

Картина А. К. Саврасова«Грачи прилетели».

Полотно «Грачи прилетели» — признанный шедевр мирового живописного искусства. Картина была написана А. К. Саврасовым в 1871 году. Представленная широкому зрителю на первой выставке ТПХВ, она получила заслуженное признание современников, и была сразу же куплена П. Третьяковым. Неприхотлив и прост мотив картины. Простыми изобразительными средствами художник показал чудо пробуждения природы, чарующую притягательность ранней весны. На полотне изображена окраина небольшого селения. Пасмурный весенний день. Воздух тих, прозрачен и свеж. По сероватому небу плывут легкие рыхлые облака. Снег еще не сошел полностью, от земли идет теплый пар. За дощатым забором – крестьянские избы, церквушка и колокольня с облезлой крышей, а еще дальше – пашни с белыми пятнами нерастаявшего снега. На окраине села, на холме — несколько корявых березок. Среди их обнаженных ветвей, суетясь и галдя, летают грачи – вьют новые гнезда, обновляют старые… Картина «Грачи прилетели» исполнена в пастельных, приглушенных тонах. Все на картине – и бурые проталины на снегу, и сизый дымок, курящийся над крышей крестьянской хаты, и мокрые стволы кривых березок – наполнено бесконечным лиризмом и поэзией. Человек, создавший эту картину, безусловно, не просто любил природу — он понимал ее тайный язык. С поразительной ясностью передано едва уловимое ее состояние, знакомое сердцу каждого человека, — состояние обновления, присущее ранней весне. И грачи на картине – как вестники весеннего обновления. Удивительное ощущение оставляет полотно. Этот пейзаж — не бездушный слепок с окружающей природы, в ней есть трепет настоящей жизни. И. Н. Крамской говорил, что в картине «есть душа». В течение многих лет картина «Грачи прилетели» является одним из самых знаменитых русских пейзажей, настоящим живописным символом России.

 

 

 

Картина В.Серова «Девочка с персиками».

«Девочка с персиками» — безусловно, самая известная картина В.Серова. Полотно было написано молодым художником летом в 1887 году в усадьбе С.И.Мамонтова. Девочка-подросток, изображенная на полотне, — дочь Мамонтова, двенадцатилетняя Верочка. Картина создавалась трудно — работа заняла более трех месяцев — но нам кажется, что произведение было создано быстро, в порыве счастливого озарения. Какие же качества этой картины делают ее такой необъяснимо притягательной для зрителя? Наверно, секрет прелести этого произведения прост – живописец сумел передать трепет ускользающего мгновения, но при этом придать картине завершенность, законченность. Смуглая девочка в светлой с бантом кофточке сидит за столом. Нам кажется — она присела на миг, машинально взяла в руку персик, а через мгновение встрепенется, как бабочка, и улетит обратно в сад. У девочки нежная кожа, темные, с синеватыми белками глаза и такие же темные волосы. Просто, с едва заметной улыбкой, смотрит она на нас. В руке у нее персик, на скатерти рядом – персики, нож, кленовые листья… Комната залита солнечным светом. Солнечные лучи, проникая в комнату, мягко ложатся и на стол, и на руки девочки, и на старинную мебель зимней столовой… Картина покоряет зрителя и свежестью колорита, и гармоничностью художественного образа, и удивительной внутренней гармоничностью, и огромной жизненностью. Используя импрессионистические приемы, в частности свободную вибрацию мазка, Серов с большим мастерством передает игру света, его насыщенность, и то, как ложатся тени. А самое главное — художнику удалось с помощью небольшой картины рассказать целый роман о девочке, о ее характере, чувствах – таких же светлых и чистых, как и ее облик. Картина «Девочка с персиками» — ода весне, обаянию юности и непосредственности, всему тому, что восхищает и радует нас в жизни.

 

 

Картина В. Г. Перова«Тройка. Ученики-мастеровые везут воду». 

Картина «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» была написана В. Г. Перовым в 1866 году. За неё художник был удостоен почётного звания академика живописи. Полотно повествует смотрящему о том, как трое детей, облачённых в бедное одеяние, изо всех сил тянут на салазках по занесённой ночным снегопадом проезжей дороге большую тяжёлую бочку с водой. В левом верхнем углу картины можно заметить заметённый снегом фрагмент иконы, расположенной над воротами заиндевелой стены местного монастыря. Драматизм произведения подчёркивается изображением густого утреннего тумана, тающих в нём силуэтов городских зданий, и небольшой стаи чёрных птиц, летящей вслед «тройке». Первоначально мастер, стремясь передать страдания и показать нелёгкую жизнь детей нищих горожан и крестьян, участью которых были непосильный труд, голод и холод, желая вызвать у созерцающих произведение чувство искренней жалости, хотел подчеркнуть в своих маленьких героях черты уродства и серьёзного истощения. Об этом намерении автора можно судить по многочисленным этюдам и наброскам к картине. Однако, как мы видим, Перов отказался от своей первой идеи и изобразил детские лица, полные горя и страдания, выражающие ужасающее чувство безысходности. Образы этих детей давно стали поэтически одухотворёнными, символом непосильного труда и суровой действительности. Позади саней толкает бочку, помогая ребятам, их мастер, который изображён на картине таким же бедным и изнурённым от тяжёлого повседневного труда. Кажется, что даже в глазах собаки, бегущей впереди измученных детей, можно разглядеть жалость и скорбь, чувство голода и тоски.

 

 

Картина В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

Период работы в украинской столице во Владимирском соборе известного художника В. М. Васнецова отметился появлением задумки иллюстрации к древней русской повести «Иван-царевич и Серый Волк». Автор закончил написание одноименной картины в 1889 году, выставив затем своё произведение на передвижной выставке. Сюжет картины повествует о преодолении трудностей, которые связаны с нарушением Иваном-царевичем запретов. На переднем плане расположено болото с кувшинками лилиями, старая покосившаяся яблоня с цветущими ветками. По центру картины взгляду предстают фигуры Еленой Прекрасной и Ивана-царевича, которые летят сквозь чащу на Сером Волке прочь от царя Далмата. Автор изобразил Ивана-царевича в дорогой царской одежде, гордо восседающим на волке. Его твердый взор устремлён вдаль, в глазах отражается вера в спасение. Он нежно обнимает красавицу, чувствуя свою ответственность за её судьбу. Поза Елена Прекрасной отражает одновременно и испуг, и покорность свой судьбе, и доверие своему спасителю. Она положила свою голову на твёрдое плечо Ивана-царевича, её руки спокойно лежат на коленях. Образ царевны был написан В. М. Васнецовым с Натальи Анатольевны Мамонтовой, своей племянницы, и проработан был ещё в 1883 году отдельным этюдом. Стремительный бег волка выражает его поза: лапы вытянуты в скачке, уши прижаты. Персонажи расположены по диагонали, что создает впечатление движения. На дальнем плане находятся мощные стволы вековых дубов. Задний фон нарисован с использованием красок тёмных тонов. Тёмная гамма отражает состояние страха, нависающей опасности преследования. На этом фоне решительно выделяются фигуры героев, написанные светлыми тонами, поскольку они творят правое дело. Среди топкого болота видны белые кувшинки, сбоку расположена цветущая ветвь, которые символизируют надежду на успех.

 

 

Картина В. М. Васнецова «Богатыри».

Одним из самых известных произведений творчества В. М. Васнецова является написанное в 1881-1898 годах огромное полотно под названием «Богатыри». Эта картина интересна тем, что между задумкой её сюжета в виде эскиза, выполненного карандашом, и законченным его воплощением на масштабном холсте прошло почти тридцать лет. Даже в оконченную работу, выставленную для всеобщего обозрения, художник периодически делал поправки. Композиция картины, состоящая из могучих фигур трёх всадников, великих защитников Руси – Добрыни Никитича, Ильи Муромца и Алёши Поповича — создавалась мастером с натурщиков, облачённых в кольчуги древнерусских воинов. В роли Ильи Муромца выступил обычный владимирский крестьянин с богатырской внешностью. В образе Добрыни Никитича художник соединил черты собственного автопортрета и портретные образы своего отца и В. Д. Поленова. Для образа Алёши Поповича мастеру кисти позировал молодой крестьянин. Образы каждого героя великолепно подобраны и тонко передают характер каждого из них. Под стать им оказываются и кони. На полотне отчётливо видно, что поведение богатырских коней схоже с характером их хозяев. Так, могучий вороной конь грозного Ильи Муромца бесстрашно смотрит налившимся кровью глазом прямо перед собой, белый конь обходительного и хитрого Добрыни Никитича смотрит вдаль и принюхивается к лёгкому дуновению ветра, а рыжая низкорослая лошадь удалого богатыря Алёши Поповича тихо щиплет траву, поглядывая по сторонам. Фон данного художественного творения представлен высокими холмами, покрытыми невысокой хвойной растительностью и густыми травами с большими валунами, раскинувшимися под хмурым, затянутым облаками небом. Величественная сцена, изображённая Васнецовым на холсте, создаёт впечатление бесстрашной неистовой силы, готовой в любое время оберегать народ и просторы родной земли.

 

 

Картина В. М. Васнецова «Витязь на распутье». 

Картина «Витязь на распутье» была написана В. М. Васнецовым под влиянием русской народной сказки «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету датируются началом 1870-х годов. Первый вариант произведения был окончен в 1877 году, и через год автор представил его всеобщему обозрению на VI Передвижной выставке. В 1882 году увидел свет окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова. В центре композиции находится фигура самого богатыря – Ильи Муромца. Сначала В. М. Васнецов задумывал развернуть фигуру воина к зрителю, но в окончательном варианте вид на витязя открывается со спины сбоку, и лица не видно. Илья Муромец сидит на мощном боевом коне белого цвета и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел. Вся его фигура монументальна, она выражает уставшую решимость. Задумчивость его позы отражается в склонившейся немного книзу голове, наклоненном вниз копье. Автор желает показать единство помыслов воина и его бравого коня: поза лошади повторяет фигуру Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах. Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью повторяет былинный. Идущие за этой фразой слова, и так известные любому жителю России, автором в процессе переработки были спрятаны и частично стёрты. Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Болотистая местность, неприветливая тощая растительность, разбросанные по округе камни мрачных серых, зелёных и бурых тонов, а также разбросанные по земле кости и летающий над полем ворон делают понятным, что нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.

 

 

Картина В. В. Верещагина «Апофеоз войны».

«Апофеоз войны» — одно из самых знаменитых и ярких произведений В. В. Верещагина. Полотно написано в 1870-1871 гг. и занимает центральное место среди картин туркестанского цикла художника. Начальный замысел полотна был связан с именем Тамерлана, среднеазиатского завоевателя конца XIV — начала XV века, воины которого строили пирамиды из черепов убитых людей. Работая над картиной, Верещагин отошел от конкретно-исторического сюжета и придал полотну больше символический характер. Художник изобразил на полотне одну из пирамид, сложенных из человеческих черепов. Построили эту страшную пирамиду воины из войска Тамерлана или это сделали воины другого среднеазиатского хана-завоевателя – мы не знаем. Вокруг – широкая мертвая степь, на которой не осталось почти ничего живого. Возле пирамиды и на ней – целая стая воронов, мечтающих найти здесь останки человеческой плоти. Картина олицетворяет уничтожение, смерть. Это подчеркивают характерные детали: полуразрушенный мертвый город на заднем плане, неживые обугленные деревья, сухая выжженная трава… Другие характерные детали «Апофеоза войны» — дыры от пуль и следы от сабель, оставшиеся на черепах. Колорит картины подчеркивает главную его идею. Желтые тона выжженной солнцем степи и ярко-синее высокое небо символизируют опустошение, умирание. Полотно «Апофеоз войны» проникнуто глубочайшим состраданием, человеколюбием. Посредством красок автор показывает кровавую сущность войны и призывает людей к миру. Оглядываясь на далекое прошлое, автор говорит как историк и судья человечества, обращаясь не к конкретному человеку, а ко всему человечеству.

 

 

Картина И. И. Левитана «Золотая осень».

Осень – самое любимое время года Левитана, и больше всего картин художник посвятил именно осени. Одно из самых известных полотен – «Золотая осень» — написано в 1895 году. Пожалуй, эта картина не является типической для художника – слишком она яркая, мажорная, смелая. Любопытно, что сам художник не был до конца ею удовлетворен, и через год написал другую – с тем же названием, но совсем другую по настроению. Картина «Золотая осень» дает ощущение жизненной энергии, внутренней напряженности, всплеска чувств. Художник изобразил уголок природы с бегущим ручейком и березовой рощицей на берегу. Стоит великолепный солнечный осенний день. Воздух прозрачен и свеж, в нем ещё разлито тепло. Торжественный покой царит во всей природе: прозрачна ясность далей, неподвижна листва на деревьях и по-осеннему спокойна вода в речке. Праздничное, возвышенное настроение поддерживается цветовым великолепием картины. Медно-золотое убранство рощи, сверкание опадающих листьев, красноватые ветки кустарника на фоне синеющей реки, яркая зелень озими и голубизна неба – все это «бурление красок» заставляет прочувствовать приподнятое настроение яркого осеннего дня. Картина написана с мастерством зрелого художника, отличается смелым, энергичным письмом без тщательной отделки формы предмета, сложными цветовыми решениями. «Пышное природы увяданье» — эти пушкинские строки как нельзя лучше характеризуют этот шедевр Левитана. Картина «Золотая осень» передает торжество природы во всем ее великолепии. Полотно отличается тонкостью и глубиной изображения и знаменует высшее достижение в развитии русского «пейзажа настроения».

 

 

Картина И. Н. Крамского «Христос в пустыне».

Картина «Христос в пустыне» написана И. Крамским в 1872 году. В творчестве художника она занимает особое место – в ней он пытается ответить на мучивший его вопрос о смысле жизни, о принесении себя в жертву во имя добра и справедливости. Работа над произведением заняла целое десятилетие – образ Христа вырисовывался в сознании художника не сразу, а постепенно, набирая силу и глубину. На полотне – панорамное изображение бескрайней каменистой пустыни. Кажется, здесь никто не ходил раньше. Видимо, Христос всю ночь брел по пустыне и только под утро, совсем усталый и измученный, опустился на камень. Первые лучи утреннего солнца уже осветили землю, но Христос остается безучастным к красоте просыпающейся природы. Голова его опущена, и он ничего не видит перед собой – следы глубоких раздумий и переживаний видны во всем его облике. Полотно «Христос в пустыне» написано в холодных тонах, точно передающих атмосферу рассвета, когда ночная мгла постепенно разбавляется утренними красками. Картина поделена линией горизонта пополам, и одинокая фигура человека, сидящего на голом камне, словно господствует на ней. Ноги Христа изранены, руки мучительно сжаты, фигура сгорблена. Одежда Христа написана сдержанно, скупо, и это позволяет художнику сделать образ убедительнее, выделив лицо и руки героя. В них – не только страдание, но и невероятная сила воли, а также решимость идти по пути, ведущему к Голгофе. В возвышенном образе Христа глубоко верующий Крамской выразил свои сокровенные мысли, а многие даже видели в облике Христа черты самого художника. В основе картины «Христос в пустыне» — мучительные размышления автора на тему служения людям, готовности к подвигу. Возможно, Крамской хотел сказать, что вся сила мира находится в этом существе, под рубищем – и она в смиренной простоте и самоотверженности.

 

Похожие статьи:
Учебный зал → СОЧИНЕНИЯ по творчеству А. И. Куприна
Учебный зал → СОЧИНЕНИЯ по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Учебный зал → СОЧИНЕНИЯ по роману Лермонтова "Герой нашего времени"
Учебный зал → СОЧИНЕНИЯ по роману М. Шолохова "Тихий Дон"
Учебный зал → СОЧИНЕНИЯ по творчеству М. Горького

wordcreak.ru

Как писать сочинение по картине?

Статья

Как писать сочинение по картине?

Алексеева Анна Алексеевна

Как же трудно современным детям писать сочинение…  Казалось бы, что пришло на ум, то и пиши!  Но получается набор предложений, хорошо, если без речевых и орфографических ошибок. Но ярких, интересных работ немного.  Как же научить писать сочинение?

Чтобы понять, как написать сочинение-описание картины, которое будет отличаться от других, необходимо знать  правила, которые характерны для разных жанров картин. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок умел различать жанры живописи.

Натюрморт - это картина, на которой обычно изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь и т. д.

Пейзаж – это картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу. Пейзажная картина дает художнику возможность выразить своё отношение к миру. Художник - пейзажист не только воспроизводит на картине понравившийся ему уголок, но часто видит в природе то, чего другие не замечают.

Портрет – один из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. В нем воссоздается облик определенных людей. Но художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека. Вглядываясь в черты своего героя, он размышляет о нем, стремится постичь его внутренний мир, то есть раскрывает образ героя.

Пейзаж

1.Найдите информацию о том времени, когда была написана картина, и что происходило с автором в те времена. Тогда вы сможете точнее понять эмоции художника картины в момент ее написания Хорошо, если в  сочинении будут  ваши впечатления об увиденном.

2.Опишите свои чувства, как будто бы вы находитесь там. Пишите свои мысли простыми словами, тогда не будет казённых фраз.

3.Отметьте детали, которые вы заметили на картине. Ведь в пейзажах это очень важно. Не стоит бояться делать предположений о том, что хотел сказать художник своей картиной.

4.В конце своего сочинения сделайте выводы о том, как художник передал свои чувства в пейзаже.

Портрет

1.Для начала присмотритесь к картине. Опишите взгляд, эмоции персонажа, изображённого на полотне.

2.Если на портрете изобразили даму из высшего общества, то обратите внимание на одежду и предметы туалета. Подчеркните то, что художник красиво нарисовал ткань. Хорошо бы  знать названия  и вид основных тканей (шёлк, атлас, бархат, кружева).

3.Если на портрете изображен историческая личность, то вспомните что-то из его биографии (хорошо бы указать не только род занятий, а несколько исторических фактов). Лучше, если  эти сведения  подчеркнут те черты личности, которые хотел изобразить на холсте художник. Но не перегружайте работу большим количеством исторической информации.

Описание портрета предполагает умение видеть и замечать множество деталей, оттенков, с помощью которых автор передал свое отношение к изображаемой личности. Поэтому внимательнее приглядитесь к персонажу картины. Что вы видите в его глазах, в выражении лица?  Что можете сказать о его настроении (весел, безмятежен, уставший, грозен и т.д.), какие чувства вызывает у вас эта личность. Возможно, какие-то внешние особенности (морщинки, блеск глаз, приподнятый волевой подбородок и т.д.) указывают на черты характера героя.

Сочинение по историческим картинам

Конечно же, необходимо владеть исторической информацией. Что изображено, главные действующие лица, интересные исторические факты. Уделяйте свое внимание при написании сочинения незаметным вещам. Но всё же постарайтесь решить, что вас интересует, а что оставляет равнодушным в этом творении искусства. В подобных картинах виден сюжет, известна предыстория и последующие события. Здесь важно обратить внимание не только на главных, но и на второстепенных персонажей и окружающие их предметы (помните, что в любой, казалось бы, незначительной детали присутствует авторское отношение к изображаемому).

Напишите несколько фраз-рассуждений о том, почему, по вашему мнению, художник выбрал именно такую тему для своей картины, что он хотел сказать этим.

 

И в заключение, несколько общих рекомендаций для сочинений по картине:

1.Приём «увеличительное стекло»

Сначала внимательно рассмотрите произведение художника. Ничего не описывая, расскажите, что изображено на переднем плане картины, что является фоном. Обратите внимание на мелкие детали, расположенные по краям картины. Взгляните на полотно общим взглядом, отметьте цветовую гамму произведения (это важный элемент в описании). Влияет ли  на ваше настроение и восприятие то, что изображено на картине?

2. Описываем - последовательно.

На первых этапах анализа картины используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, то есть центр композиции картины), верх картины (фон, небо).

3. Цвет = чувства

Колористика картины (цвет передаёт чувства автора, героев, иногда способствует выделению главного).

4.Три части, три части, три части!

Не забывайте, что ваша работа должна содержать три главных части (небольшое вступление, основная часть и выводы). В основной части вы должны суметь не просто описать картину, но и рассказать о главной мысли автора, и какими художественными средствами он ее передал. 5. Нет шаблонам!

Продумайте, как можно  начать сочинение, лучше  не стандартными фразами «Перед нами картина художника…», а так, чтобы показать свой взгляд на изображённое. Возможно, сначала вы захотите упомянуть интересные факты, связанные с жизнью автора или с самой картиной, с сюжетом или историческими лицами, изображенными на ней. Возможен и другой вариант – начать сразу с описания ваших эмоций и настроения, вызванных этим полотном, а затем перейти к более детальному описанию, показав, как художнику удалось передать вам эти чувства.6.Всё в картине имеет значение. Обязательно обратите внимание на различные детали пейзажа). Например, подумайте над тем, почему на втором плане художник большое место отвел изображению неба или широким просторам. Как они выглядят. Укажите даже на самые малые детали пейзажа. Не стесняйтесь делиться своими мыслями и выводами, которые возникнут у вас в ходе описания. Это придаст вашему сочинению индивидуальность. Сделайте свой вывод, смог ли художник через состояние природы передать свое настроение. 7. Эпиграф – почему нет?

Постарайтесь подобрать интересные сравнения, эпитеты, точные и красочные определения. Проводите параллели со стихотворными строками, созвучными настроению данной картины, в этом поможет эпиграф. Стихотворение  можно поместить и в конце текста."Решено, что мы едем в Эдем - это значит, мы едем в Эдем, занимайте места, господа вояжеры! Таков эпилог. (Или, может, эпиграф? Не все ли равно?)Я их, знаете, путаю: префикс один, да и корни, по смыслу, считай, заодно. Ох, уж эти мне эллины! Этот язык! Уж и как не вникал я в него, а не вник - между тем, не последний, по общему мнению, был ученик Михаил Щербаков Все эти рекомендации вряд ли получится сразу реализовать с учениками начальной школы,  лучше начать с трёх (например: структура - цвет – чувства). Ещё лучше, если  «открывать»  их вместе с детьми, постепенно  добавляя новые.

После написания лучшие работы зачитываются, на примере удачных работ приходит понимание того, как  можно писать лучше. Ошибки разбираются без указания «автора». Важно, чтобы дети не боялись  описать свои мысли и чувства.

На уроке написания ребёнок  может получить помощь учителя. Но лучше, чтобы не было готовых решений.

И что важно для меня, все работы дети пишут в классе, самостоятельно. Чего нельзя сказать про домашние сочинения.

Конечно, многое зависит от начитанности ребёнка, от  его владения языком, интеллекта и эрудиции, но ведение работы в системе даёт свои положительные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

aneks.spb.ru

План сочинения по картине: основные этапы

Изобразительное искусство – одно из древнейших, это источник разнообразных эмоций, обогащающих внутренний мир человека. Оно дарит удивительные переживания, если сделать шаги навстречу художнику, проявить искренний интерес к его произведению.план сочинения по картине Путь навстречу искусству начинается с детства, и важно сделать эти шаги правильно – научиться формулировать свои впечатления. Для этого и предназначены сочинения по картинам известных мастеров. Полнее оценить замысел художника, научиться видеть и общее и детали поможет план сочинения по картине. Существует разумная и отработанная схема.

Автор, название, жанр картины

Личность мастера неизбежно влияет на впечатление от произведения, поэтому после обозначения названия картины следует рассказать о художнике. В мире искусства нет случаев, когда шедевры создавал пустой и никчемный человек, проживший скучную, неинтересную жизнь. Талантливый человек по-особому смотрит и на обыденную жизнь, наполняя и ее особым содержанием. Начав выполнять план сочинения по картине, следует рассказать о личности мастера, этим можно значительно обогатить впечатления от его произведения.сочинение по картине план

Важно обозначить жанр, в котором создано полотно. Портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая (сюжетная) картина – в каждом из них есть свои художественные цели, которые достигаются особыми живописными средствами. Интересно проанализировать, как эти задачи решаются в конкретном случае.

История создания произведения

Нельзя жить, а особенно творить, в вакууме, не испытывая воздействия от окружающего мира. Особенно это касается тонко настроенной художественной натуры, обладатели которой и становятся выдающимися мастерами. Историческая эпоха, во время которой создано произведение, общество, окружающее художника, семейная обстановка или какое-то важное событие в личной жизни неизбежно найдет отражение в творчестве. Внеся отдельный пункт в план сочинения по картине, содержащий подобные факторы, можно по-новому увидеть художественное полотно.как писать сочинения по картинам

Даже в кратком описании творческой биографии любого значительного живописца или скульптора можно обнаружить периоды, когда его волновали особенные идеи, когда он искал новые средства выражения или новые темы для картин. В молодости даже самый гениальный живописец был учеником, а в течение жизни он может испытывать влияние других личностей. В какой период творчества мастера создана данная вещь? Ответ на этот вопрос обязательно следует внести в план сочинения по картине, в раздел, где описывается история создания полотна.

Общее содержание картины

Даже на полотне абстрактного художника, которого не интересует предметный, фигуративный мир, присутствует какое-то изображение. Оно может быть сочетанием геометрических фигур, цветовых пятен или цветовых полей.план написания сочинения по картине

Кто изображен на портрете, что изображено на натюрморте, какое место изобразил художник в пейзаже, что изображено на переднем плане, что является фоном, что главное, что второстепенно – понятно, что, не обозначив этого, нельзя написать достойное сочинение, описание по картине. Даже для «Черного квадрата» Малевича можно найти слова, описывающие изображение, а работы профессиональных искусствоведов об абстракционистах занимают многие страницы и целые тома.

Детали

Известно выражение: бог (или черт) кроется в деталях. К живописи это относится в полной мере. Как писать сочинения по картинам без того, чтобы не уделить внимание отдельным частям полотна, самым мелким деталям изображения? Особенно это относится к классическим живописным произведениям, к картинам старых мастеров.

Были периоды в истории искусства, когда самая небольшая фигурка на большом полотне имела символическое значение, определяющее смысл всей композиции. Картины Иеронима Босха, например, до сих пор содержат загадки, остающиеся тайной для самых умудренных искусствоведов. Предлагается множество вариантов толкований для целой армии фантастических существ, населяющих его картины, но единого мнения так и не существует.

Художественные выразительные средства

Как художнику удается привлечь внимание к своему творению, выразить свои чувства, заставить смотрящего на картину испытать сильные эмоции, иногда и неосознанно? Для этого существует масса инструментов: композиция, рисунок, масштаб изображения, манера нанесения линии или мазка, использование объёма, света и тени. Без обозначения наиболее впечатляющих живописных методов из арсенала мастера невозможно написать качественное сочинение по картине, план его обязательно должен содержать такое перечисление. как составить план сочинения к картине

Для живописного произведения особое внимание нужно уделить использованной в картине цветовой палитре, гамме красок, Мастерство владения цветом – определяющая характеристика для художника, а общий колорит – важнейший критерий оценки конкретной работы.

Как эти средства выражают главную идею картины

Обычно это то главное, что должно содержать сочинение по картине. План подобной работы обязан содержать позицию об основном замысле художника, о причине создания полотна. А то, как художник применяет для выражения своего взгляда на мир художественные средства, и составляет, собственно, суть художественного творчества.

Важно понимать, что картина настоящего мастера – это неразрывное единство главной идеи и средств, с помощью которых она выражается. Например, трудно представить картину, выражающую оптимистический взгляд на жизнь, но выполненную в темных и мрачных тонах, где нет света и воздуха. К поиску гармонии как единства формы и содержания нужно стремиться, составляя план написания сочинения по картине. Одной из главных целей работы должно стать понимание творческого метода художника, с помощью которого он пытается осмыслить этот мир.

Впечатления от картины, создаваемое ей настроение

Настоящее искусство всегда субъективно. Личная позиция, очищенная от постороннего влияния, важна как для художника, так и для зрителя. Не стоит задумываться о том, как писать сочинения по картинам, чтобы их содержание не отличалось от общепринятого. В этом случае теряется смысл искусства - никому не интересен художник, не создающий ничего своего, никому не нужно мнение зрителя, повторяющее чужие мысли. Тем более что абсолютно идентичного взгляда на одну вещь у двух разных людей не может быть даже теоретически - человек слишком сложно устроен для этого.сочинение описание по картине

Слушать чужое мнение, читать исследования искусствоведов, биографии художников следует только для того, чтобы сформировать свое мнение с учетом новых знаний, в том числе чтобы понимать, как составить план сочинения к картине, которое может поразить своей глубиной и оригинальностью, ведь истинное произведение искусства вызывает чувства, настолько сильные, что у мыслящего существа не будет затруднений в их выражении.

fb.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта