Чудо хорватского Наива. Генералич картины


Иван Генералич: Хлебинская школа, игра красками и хорватская наивная живопись

Иван Генералич (Ivan Generalić) — хорватский художник-примитивист, родившийся 21 декабря 1914 года в Хлебине.

Яркий представитель наивной живописи Хорватии. Иван увлекался рисованием с детства, но серьезно живописью занялся благодаря знакомству с профессором Крстом Хегедушичем в 1930 году. Профессор был потрясен ранними работами Ивана и помог ему организовать его первую выставку в 1931 году в Загребе.

Генералич считается одним из главных представителей Хлебинской школы (термин введен профессором Крстой Хегедушичем), некоторое время даже возглавлял местную художественную школу. В своих ранних послевоенных работах Генералич обращается к социально-критическим и реалистичным мотивам из жизни села, работая с акварелью, рисуя маслом на холсте и стекле, играя с акцентами цвета. Позже художник все больше работает маслом на стекле — именно эта техника принесла известность местному объединению художников.

В пятидесятые и шестидесятые годы воображение Генералича касается старых тем и освобождает фантазию от надреализма, позже художник работает над представлением отношений между духом творца-художника, жизни и смерти.

Картины Ивана были представлены в 1953 году на выставке в Париже, в 1955 году в Сан-Паоло, в 1958 году в Брюсселе. В 1976 году его работы попадают на Первый международный салон современного искусства в Париже. Позже художник привозил свою выставку в Санкт-Петербург.

Любимые мотивы Ивана — гигантские цветы и детали окружающей природы.

ПОЧИТАТЬ О ХУДОЖНИКЕ

Иван Генералич в русской блогосфере

ПОЧИТАТЬ О ХУДОЖНИКЕ (НА ОРИГИНАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ)
О. Бихаљи-Мерин, Иван Генералић, Баден-Баден 1960; Д. Баличевић, Иван Генералић, Загреб 1962; Ж. Грум, The Hlebine Shool, Загреб 1962; Б. Келемен, Наивно сликарство Југославије, Загреб 1969; Н. Томашевић, Магични свет Ивана Генералића, Београд 1976; Б. Келемен, Иван Генералић (каталог), Загреб 1976.

Купить картины художника

Работы художника на artnet.com

Увидеть другие работы художника и узнать о нем еще больше можно в Хорватском музее наивного искусства, который расположен в Загребе.

Его самая известная работа «Јеленски свати» (1959 г.)

www.balkan-family.ru

Иван Генералич - Биография художника, известные произведения, выставки

Иван Генералич: (хорв.: Ivan Generalić; 21.12.1914, Хлебине, Хорватия — 27.11.1992, Копривница). Хорватский художник, представитель «наивного» искусства, основатель Хлебинской школы живописи.

Особенности творчества художника Ивана Генералича: Герои Генералича — это крестьяне в своих ежедневных заботах, на работе и отдыхе, в доме и на природе. Часто он изображал простые сельские дворы в разные времена года, домашний скот и весь тот неприхотливый быт, который окружает жителей деревень. Именно эта неприхотливость и детская непосредственность в изображении любого, даже трагичного сюжета стала той чертой, благодаря которой знают Генералича. Его искусство художника развивалось: от простого изображения жанровых социальных сценок — к созданию атмосферы и настроения за счет особого колорита и своеобразного построения пейзажа. Автор выставлялся в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе и других мировых столицах.

Известные картины художника Ивана Генералича: «Остров», «Деревенские заботы», «Овцы у Эйфелевой башни», «Адам и Ева», «Под грушей».

Первые краски

Иван Генералич родился 21 декабря 1914 года в селе Хлебине на территории Хорватии, которая в то время еще была частью Австро-Венгерской империи. Его родители — небогатые крестьяне Матэ и Тереза, занимались сельским хозяйством. У Ивана было два младших брата, один из которых умер в младенчестве, а другой стал скульптором.

Иван учился в простой сельской школе, но с самого раннего возраста интересовался именно рисованием. Родители — простые сельские люди— не могли, да и не думали о том, чтобы обеспечить сына необходимыми материалами для любимого дела. Так что мальчик самостоятельно «изобретал» инструменты для рисования из веточек и угля. Краски он добывал особо интересным способом: на Рождество было принято украшать ель цветами из цветной бумаги. Остатки этой бумаги он вымачивал в воде — так и получался пигмент, которым он мог раскрашивать рисунки. А плотная бумага служила кисточкой.

Крсто Хегедушич — живописец и гравер, а в то время еще студент Академии художеств, — помог миру открыть Ивана Генералича. Иван, благодаря ему, будучи пятнадцатилетним подростком, начал регулярно рисовать, а затем уже выставляться как «взрослый» художник. Первая его выставка прошла в 1931 году в Загребе.

Жизнь как искусство

В 1932 году Генералич принимает участие в IV выставке группы «Земля» в Загребе. «Земля» — так назывался коллектив художников, тяготеющих к крестьянскому искусству, усматривавших в нем истинно народные истоки. Через два года автор снова выставляется там же уже с новыми, еще более интересными работами, которые замечают как зрители, так и критики. Год за годом он развивает собственную технику и совершенствуется как мастер. Масло на стекле — именно такое необычное сочетание становится излюбленным для Ивана Генералича.

В 1934 году он женится на Анке Коларек — дочери почтальона из родного Хлебина. И снова идет череда выставок в Белграде и Загребе. Критика становится более активной, более разрозненной. Искусствоведы неоднозначно воспринимают его работы. Одни называют их «дегенеративный примитивизмом», другие же находят черты подлинного искусства.

Середина 1930-х годов — время активного развития крестьянского искусства: художники старались убедить общество, что талант и способность к творческому труду не зависят от происхождения и образования. Многие были убеждены, что такие «сельские» авторы без учебы в «академиях» изображают действительность куда более правдиво и честно, чем заслуженные мэтры.

В 1936 году в семье художника родился сын Йосип, который в будущем пойдет по стопам отца и станет художником. В этом же году Иван Генералич участвовал в первой выставке хорватских крестьянских художников. С этого момента начались его персональные выставки. Он стал уважаемым и узнаваемым автором, однако он продолжает жить в деревне и заниматься сельским хозяйством.

В 1940 году была создана его знаковая, «классическая» работа маслом на стекле — «Остров». На картине в сумрачных предгрозовых тонах — крошечное село с его жителями в процессе обыденных каждодневных дел. Несмотря на темные тона, каждая деталь картины подчеркивает жизненность работы и радостный общий настрой: это ощущение создают уютные покосившиеся домики, белые одежды косарей и яркое белье, беспечно развешанное на заборе.

Творческий успех и Хлебинская школа

Мировая война не меняет направление живописи Ивана Генералича. Он настроен не на боль и смерть, а на жизнь и красоту, оставаясь в своем сельском «заточении». По окончании войны художник собрал талантливую деревенскую молодежь и организовал так называемую Хлебинскую школу живописи. Его родное село из крошечной точки на карте превратилось в художественный центр. Генералич стал учителем для следующего поколения молодых талантов — «наивных» художников. В Загребе была организована Сельская художественная галерея, основой которой служили полотна Генералича. Теперь эта галерея — Хорватский музей наивного искусства.

Художник пробовал себя как монументальный автор, расписывая церковь в городе Мария-Бистрица. Сюжетом его работ было «Бегство в Египет», но росписи так и не были закончены.

Наивное искусство покоряет Париж

1953 год стал одним из ключевых в художественном развитии Генералича. Именно тогда ему удалось организовать независимую выставку в Париже. Так наивное искусство Хорватии стало проникать в широкое европейское пространство. Пять лет спустя его работы вместе с работами Дали, Кандинским и Пикассо увидят на выставке «50 Ans d’Art Moderne» в Брюсселе. Здесь Генералича признают одним из значимых художников первой половины двадцатого века. Несмотря на очевидное мировое признание, преподавание в Хлебинской школе остается важной частью его работы.

В 1960-х он начал сотрудничать со швейцарским торговцем произведениями искусства — Бруно Бишофбергер. В это время идут бесконечные споры по поводу значения и уместности термина «наивное искусство». Тогда же мастер создает свои самые знаменитые и узнаваемые работы: «Адам и Ева», «Деревенские заботы».

В 1975 году умерла его жена Анка. Через пять Генералич женился на Розе Лонкарик, с корой прожил остаток своей жизни.

Художинк всегда активно выставлялся. За всю жизнь Генералич участвовал в сотнях выставках, состоялось 7 персональных выставок. Помимо живописи он работал над декорациями, графикой, и даже проиллюстрировал несколько поэтических изданий. О его творчестве было издано восемь монографий, которые были переведены на несколько языков.

Огромное влияние оказал Генералич на художников, работающих в наивном стиле. Вопреки известному клише, мастер оказался признанным «пророком в своем отечестве», выражавшем мысли и чувства с помощью картин, наполненных светом и воздухом, узорами сказочных извивающихся деревьев, населенных забавными существами и, конечно, людьми.

За вклад в культуру Хорватии Иван Генералич был посмертно награжден орденом Danica, на котором изображен Марко Марулич — хорватский средневековый поэт и гуманист.

Автор: Людмила Лебедева

artchive.ru

Чудо хорватского Наива: ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ТВОРЧЕСТВО. 1957

Иван Генералич (Ivan Generalić). 1958 г.

          1957 год. Работы Генералича представлены на выставке "Современное югославское искусство" (Modern Yugoslav Painting), прошедшей в нескольких городах Великобритании.          В июле, Иван Генералич участвует в большой выставке "Наивные художники Югославии" в Белграде, на которой были представлены 20 работ художника. В дальнейшем, выставка была показана в Любляне и Скопье, а в 1958 году - в Загребе. На обложке каталога выставки, была напечатана репродукция картины Генералича "Похороны Штефа Халачека". На выставку положительно откликнулись многие критики и искусствоведы. Были и те, кто отметил и некоторые негативные явления в его творчестве. Zorislav Ugljen в своем отзыве на выставку писал: "...Выбор д-ра М.Башичевича (тогдашнего руководителя Галереи примитивного искусства и одного из организаторов выставки) может вызвать сожаление, потому что он взял несколько недавних работ, которые говорят о спаде, и, возможно, представляют еще больший, непосредственный кризис. Без сомнения, Генералич занимается последние годы больше рутиной, ориентируясь на призывы добиться усредненного качества своих работ. На его картинах, все больше уделяется вниманию деталям, нет развития изначальной темы. Человеческие фигуры выглядят несоразмерными, гипертрофированными, а не как обычные объекты. Все больше видна склонность к пейзажу изображаемому в широкой панорамной проекции. Кроме того, как и многих самоучек, его увлекла виртуозность техники."          Живые воспоминания о своей выставке в Париже, в 1953 году, наталкивают Генералича ввести несколько парижских мотивов в свои картины.

Тенистое место. масло/стекло. 460х570 мм. 1957 г.
Овцы под Эйфелевой башней. масло/стекло. 480х385 мм. 1957 г.

          1958 год. В Брюсселе проходит большая всемирная выставка EXPO 58, в рамках которой организованы  две значительные выставки - "50 лет современного искусства" и "Человек и искусство". Крсто Хегедушич и Иван Генералич были приглашены бельгийскими организаторами на выставку "50 Ans d`Art Moderne" во Дворец Изобразительных Искусств, на которой также были представлены мэтры мирового современного искусства - Пикассо, Кандинский, Малевич, Мондриан, Шагал, Клее, Миро, Дали и другие.          Результатом участия в такой престижной выставке, кроме большого влияния на дальнейшие репутацию и продвижение, стало приглашение для обоих художников организовать в следующем году персональные выставки во Дворце Изобразительных Искусств, в Брюсселе.          Во Франции, проходит выставка "Les peintres naifs du Douanier Rousseau a nos jours", на которой представлены несколько картин Генералича. Репродукции работ напечатаны в каталоге, а вступительную статью написал известный искусствовед и коллекционер наивного искусства Анатоль Жаковский.          В мае и июне, в Галерее примитивного искусства в Загребе, проходит персональная выставка Ивана Генералича, на которой представлены его рисунки выполненные тушью.          В 1958 году выходит документальный фильм "Художественная техника" производства Zora film. Один эпизод посвящен Ивану Генераличу, в котором он демонстрирует технику письма маслом на стекле.

Красные хлеба. масло/стекло. 350х430 мм. 1958 г.
Суд Божий. масло/стекло. 400х405 мм. 1958 г.
Сбор винограда. масло/стекло. 400х500 мм. 1958 г.

          1959 год. В апреле, Иван Генералич участвует в выставке "Война и мир", в Галерее примитивного искусства.          Организована большая выставка "Наивные художники Югославии", где Генералич также принимает участие. В июле и августе, выставка гостит в Варшаве и Сопоте, а далее - в Праге, Брно и Остраве. О выставке напечатано много статей, посвященных очень хорошему приему польских и чехословацких художественных критиков, а также зрителей.          В сентябре, во Дворце Изобразительных Искусств в Брюсселе, открывается персональная выставка Ивана Генералича совместно с его наставником Крсто Хегедушичем. На выставке представлены 47 работ художника. Предисловие в каталоге и описание каждой представленной работы подготовил известный югославский художник, историк искусства, писатель, автор Всемирной энциклопедии наивного искусства (World Encyclopedia of Naive Art) Ото Бихали Мерин (Oto Bihalji Merin). Выставка вызвала много заметок и комментариев в прессе, порой весьма неожиданных для ее участников. Итогом этого события, вероятно, можно считать большой разлад в доселе приятельских отношениях между учителем и учеником. Вкратце: возможно Генералич был "излишне" воодушевлен похвалой критиков, а Хегедушич говорил о неблагоприятной критике в свой адрес, неверно трактующей их сегодняшние отношения, как ревность учителя к превзошедшему его ученику. Но это тема для отдельного, большого и серьезного рассказа. Когда-нибудь, я об этом обязательно напишу.          В этом же году, выходит репрезентативная монография О.Бихали Мерина "Современный примитив: Мастера наивного искусства" в Кельнском и Нью-Йоркском издательствах, в которой Иван Генералич, представлен как один из значительных мировых наивных художников и центральная фигура Хлебинской школы.          В 1959 году были написаны одни из самых известных картин Генералича. Это "Смерть Вириуса", "Деревенские заботы", "Мое ателье", "Адам и Ева", первые работы большого формата - "Дровосеки" и "Оленьи сваты".

Смерть Вириуса. масло/стекло. 490х620 мм. 1959 г.
Наводнение. масло/стекло 460х640 мм. 1959 г.
Косовка. масло/стекло. 1200х1280 мм. 1959 г.
Мальчик с кошкой. масло/стекло. 330х305 мм. 1959 г.
Деревенские заботы. масло/стекло. 630х435 мм. 1959 г.
Мое ателье. масло/стекло. 780х560 мм. 1959 г.
Адам и Ева. масло/стекло. 720х1215 мм. 1959 г.
Дровосеки. масло/стекло. 710х1210 мм. 1959 г.

          1960 год. У Ивана Генералича проходит большая и важная персональная выставка, сначала в Загребе, в Галерее примитивного искусства, а затем в Риеке - в Галерее изобразительных искусств. Выставка получила большой отклик и позитивную критику от известных югославских искусствоведов. Йосип Деполо, Радован Иванчевич, Борис Келемен, Радослав Путар, Борис Вижинтин - все они отметили новую фазу в его работах. "...Перед нами зрелый Генералич, в кульминационной точке своего творчества." (Й.Деполо)          Работы Ивана Генералича совместно с картинами Мирко Вириуса и Матиа Скурьени участвуют в выставке в Риме. Также, в 1960 году, известные представители наивного искусства Югославии выставляются в Сан-Паулу, в Бразилии.          В Баден-Бадене выходит первая небольшая монография о Генераличе "Ivan Generalic/ Jugoslawische Pastorale" за авторством О.Бихали Мерина.          В 1960 году, снят фильм "Похороны Штефа Халачека" производства Zagreb film. В фильме, рассказывающем интересную вымышленную историю о жизни и судьбе одного крестьянина, представлена наивная живопись в картинах М.Вириуса, Ив.Генералича, Д.Гажи, И.Веченая, Ф.Филиповича, М.Мехкека и М.Ковачича.

Весна. Косцы. масло/стекло. 750х1460 мм. 1960 г.
Нищие. масло/стекло. 540х620 мм. 1960 г.
Розовые цветы. масло/стекло. 400х600 мм. 1960 г.
Наводнение I. масло/стекло. 365х520 мм. 1960 г.

          1961 год. В марте Иван Генералич участвует в большой выставке "60 лет живописи и скульптуры в Хорватии", в Загребе. В предисловии каталога сказано, что присутствие наивных художников на выставке, это не случайный "курьез", напротив, это подтверждение их достоинств, и равноправного вклада в хорватскую культуру и искусство.          В Лондоне проходит.выставка "Contemporary Yugoslav Primitive Painters", где работы Ив.Генералича и К.Хегедушича представлены наряду с другими известными наивными художниками.          В период с июля по сентябрь, Генералич участвует в выставке "Das naive Bild der Welt" в Баден-Бадене, которая в дальнейшем гостит во Франкфурте и Ганновере.          В октябре, Иван Генералич с 12 работами участвует в выставке "Laienmaler" в Базеле, Швейцария.          Большие мировые выставки наивного искусства, которые прошли в 1961 году, отмечены постоянной дискуссией по вопросам значения и употребления термина "наивный", относительно похожих явлений, с которыми связано это направление в искусстве или с которыми оно имеет некоторые общие черты.

Голубая рыба. масло/стекло. 440х560 мм. 1961 г.
Единорог. масло/стекло. 760х1450 мм. 1961 г.
Солнечное затмение. масло/стекло. 760х1450 мм. 1961 г.
Иван Генералич со своею матерью и супругой Анкой. 1960 г.

     При подготовке публикации использованы материалы из следующих источников:     Монография  "Иван Генералич 1946-1961" автор Светлана Сумпор (Svetlana Sumpor, Monografija "Ivan Generalić 1946-1961"). Издатель Хорватский музей наивного искусства. Загреб 2014 год.     Монография "Волшебный мир Ивана Генералича", автор Небойша Томашевич (Nebojša Tomašević "Magični svet Ivana Generalića"). Издатель Jugoslovenska revija, Белград 1976 год.     Монография "Иван Генералич". Авторы текста Мича Башичевич, Анатоль Жаковский, Борис Келемен. Издатель SPEKTAR, Загреб, 1984 г.

          Предыдущие публикации. Previous publications:

          ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. "ДЕТСКИЙ" ПЕРИОД.           ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ПЕРИОД "ЗЕМЛИ".          ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. "Похороны Штефа Халачека".          ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ПЕРИОД "БЕЛЬКАНТО".          ПЕТУХ в Хорватском наивном искусстве. Часть 2.          ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ТВОРЧЕСТВО. 1946 - 1951.          ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ТВОРЧЕСТВО. 1952 - 1956.

temkin-naive.blogspot.com

Чудо хорватского Наива: ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ 1914

Иван Генералич (Ivan Generalić) (Хлебине 21.12.1914 - Копривница 27.11.1992), классик хорватского и мирового наивного искусства, выдающийся художник 20-го столетия.

   Открытый К.Хегедушичем, как талантливый пятнадцатилетний сельский подросток, в 1931 году он начал впервые выставляться, а в 1950-е годы его искусство совершило большой прорыв, и вышло на европейскую и мировую художественные сцены.   Творчество Ивана Генералича можно разделить на несколько стилистически-морфологических и поэтических частей. Я очень коротко остановлюсь на каждой из них.

Хусовцы в снегу. акварель/бумага. 388х600 мм. 1930 г. Самая ранняя из сохранившихся работ Ивана Генералича.
   "Детский" период (с 1930 до 1932/33 г.), отмечен неловкостью в изображении, "плоскостным" видением, подражанием и копированием.
Реквизиция. масло/холст. 700х865 мм. 1936 г.
   Социально ангажированный "Земельный" период (с 1932/33 - до 1936/37 г.), под большим влиянием К.Хегедушича, а также тематики и поэтики художественной группы "Земля".
Пейзаж. Лето. Гроза. масло/стекло. 310х410 мм. 1939 г.
   В лирическом, названном критиками периоде "Бельканто", (с 1937/38 - до начала 50-х годов), Генералич обращается к пейзажной тематике и поиску своей палитры.
Олень в лесу. масло/стекло. 590х600 мм. 1956 г.
   В пятидесятые годы, Генералич вводит и использует в своем творчестве символику, фантастические и аллегорические элементы. Начало мирового признания художника.
Затмение солнца. масло/стекло. 760х1450 мм. 1961 г.
   В шестидесятых, в его произведениях усиливается доля театральности и "сказочности". Создаются, пожалуй самые известные и популярные картины.
Автопортрет. масло/стекло. 860х960 мм. 1975 г.
   В семидесятые годы начался процесс сокращения и упрощения формы, палитра "тускнеет", тематически художник сосредотачивается на экзистенциальных проблемах.

    Ну вот, это основные этапы - "фазы" его творчества. В дальнейшем я попытаюсь более подробно остановиться на каждом из них.

     Следующие публикации   Further publications      ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. "ДЕТСКИЙ" ПЕРИОД.      ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ПЕРИОД "ЗЕМЛИ".     ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. "Похороны Штефа Халачека".     ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ПЕРИОД "БЕЛЬКАНТО".     ПЕТУХ в Хорватском наивном искусстве. Часть 2.     ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ТВОРЧЕСТВО. 1946 - 1951.     ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ТВОРЧЕСТВО. 1952 - 1956.     ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ТВОРЧЕСТВО. 1957 - 1961.

   Ссылки на сайты музеев, где находятся хорошие и большие собрания картин Ивана Генералича.   При возможности, рекомендую посетить, особенно галерею в Хлебине, коллекция и атмосфера там особые.

Галерея наивного искусства Хлебине. Один зал отдан под постоянную экспозицию картин Ив.Генералича, в другом зале проходят тематические выставки работ наивных художников и скульпторов.     Хорватский музей наивного искусства Находится в Загребе, в Верхнем городе. Среди выставленных работ - "культовые" "Дровосеки", "Автопортрет", "Смерть Вириуса" и ряд других. Музей Шарлотты ЗандерМузей находится в г.Bonnigheim в Германии, недалеко от Штутгарта. Великолепная коллекция произведений наивных художников со всего мира! Ив.Генералич представлен 30 работами. Старый дом Ивана Генералича и галерея Йосипа Генералича Сайт семьи ГенераличейВ доме-музее в Хлебине, выставлены работы сына Генералича - Йосипа, но сохранен интерьер, много фотографий. Сайт довольно коммерческий, но есть и интересная информация, фотографии.

temkin-naive.blogspot.com

ГЕНЕРАЛИЧ (Generalic) Иван - Все интересное в искусстве и не только.

Цыганский праздник

«"Наивное" искусство было поставлено "вне закона" среди других, законных и вполне респектабельных направлений. За ним утвердилась репутация некоего отклонения от современной художественной нормы или в лучшем случае простой диковинки, заслуживающей не более чем любопытства со стороны зрителей. Пора, однако, воздать должное этому замечательному творению человеческого гения, созданному людьми для людей в стремлении разделить с другими полученный опыт жизни. Оно должно быть поставлено в один ряд с лучшими произведениями уже узаконенного и всеми поддерживаемого академического искусства».

Роджер Кардинал.Издательство: "Искусство" (2000).

___20111012_1241822467

ГЕНЕРАЛИЧ (Generalic) Иван (р. 1914), хорватский художник. Создав в 1930 в родном селе Хлебине школу крестьянских живописцев, стал одним из самых известных в мире мастеров ''наивного искусства''. Его живопись (по холсту или на стекле) в целом красочна и мажорна.

___20111012_1956427305

У него прекрасный стиль, оказавший колоссальное влияние на югославянских художников, работающих в стиле наив. В его картинах много воздуха, художник часто изображает "коралловую" растительность -- оголенные деревья с переплетением бесчисленных веток и веточек, выполненных поистине виртуозно. Главные темы его произведений – сельский быт и сельская символика: петух, подсолнух - солярные символы; корова или бык, конь – плодородие, хрюшка – мудрость. Просто поражает сильная, положительная энергетика его творчества, динамика жизни, читающаяся в его полотнах!

08Poplava

Генералич, о "Хрюшке-единороге": «Я увидел ее зимой – и после этого все в моей жизни изменилось. Тысячи хрюшек появлялись теперь то тут, то там – мешая работать по хозяйству и требуя: Рисуй нас, рисуй, рисуй!»

18_The%20Lively%20Garden_10x14_2011_WEB

1953-vi

1954-vi

1956-vi

1975-vi

generalic-164-4-1

generalic-196-01

generalic-197-01

generalic-198-01

photofile1-vi

photofile2-vi

Водяной, 1970

Зимний день

Коровы под Эйфелевой башней, 1972

Пейзаж, 1939

Праздник вина, 1970

Рубщики веток

untitled

93472291_large_svg_0018

tanjand.livejournal.com

Иван Генералич: vakin

Иван Генералич (хорв. Ivan Generalić, 21 декабря 1914, Хлебин — 27 ноября 1992, Копривница) — хорватский художник-примитивист, лидер хорватского наивного искусства.

Рисовал с детства, используя любые подручные материалы. В 1930 рисунки Генералича случайно попали к одному из учившихся в Загребской Академии художеств, в 1931 состоялась его выставка в Загребе, позже — в Софии. В 1945 Генералич был принят в Союз хорватских художников. В 1953 его выставка прошла в Париже, получила хорошие отзывы критиков, художник жил там в течение двух месяцев. В 1958 персональная экспозиция Генералича был организована в Брюсселе, позднее его работы выставлялись в Сан-Пауло, Дубровнике, Баден-Бадене, Базеле, Братиславе. Сквозной мотив живописи и графики Генералича — гигантские цветы, подробность окружавшей его природы и, вместе с тем, образ рая. Его лучшей картиной считается «Олени идут на свадьбу» (1959).

Источник - Википедия и fotki.com

Коровы под Эйфелевой башней, 1972Пейзаж, 1939

Кошка у свечи, 1954

Цыганский праздник

Смерть Вириуса, 1959

Свадьба оленей

Розовая лошадь, 1975

Рубщики веток

Подсолнухи

Пожар, 1953

Праздник вина, 1970

Олень в лесу, 1956

Петух

Зимний день

Водяной, 1970

Автопортрет с петухом, 1964

vakin.livejournal.com

Чудо хорватского Наива: ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ПЕРИОД "БЕЛЬКАНТО".

Под грушей. масло/стекло. 564х470 мм. 1943 г.
     Продолжаем знакомиться с творчеством Ивана Генералича. Сегодня мой рассказ о периоде, в котором появилась первая Генераличевская "классика", и названном художественными критиками временем "бельканто" (в пер. с итал. - "красивое пение"). Искусствоведы и исследователи творчества Ив.Генералича относят этот период с 1937/38 до начала пятидесятых годов.      В конце тридцатых годов художник отходит от изображения явной социальной тематики, изменения проявляются во всем - мотивах, поэтике и технике. Генералич сосредотачивается на пейзаже, на картинах становится всё больше воздуха и всё меньше человеческих лиц и фигур, меньше становится экзистенциальных проблем.         Особое внимание уделяется изображению леса, отдельных деревьев, трав и растений, полей, разливающихся рек и небес с облаками. Генералич определяет для себя пейзажный мотив как основное, а порой и единственное средство для достижения выразительности в картине. Владея и пользуясь реалистичным изображением деталей, но произвольно их трактуя и размещая, тем самым вроде бы нарушая реалистическое строение полотна, Генералич не пишет буквально реальный пейзаж - это всего лишь обобщение, и в то же время художник создает свой абсолютно индивидуальный, неповторимый стиль.       Главные герои по прежнему крестьяне, в своих ежедневных заботах: сборщики урожая, жнецы, пастухи, свинопасы, нередки мотивы сельских дворов - осенних, зимних и т.д. В сюжетах картин не стало рассказов, историй, повествование уступило место описанию настроения и атмосферы - пейзажи нередко изображаются на фоне закатов и ранних рассветов. Художник часто прибегает к изображению "коралловой" растительности - оголенные деревья, переплетённые бесчисленными ветками и веточками, выполненные с большой виртуозностью.     Происходят изменения и в технике: в конце тридцатых годов Иван Генералич вместо масла на холсте, картоне и доске начинает рисовать в основном темперой  и маслом на стекле, а сами картины создаются в небольших форматах.
Коровы в лесу. Из Белогорья. масло/стекло. 443х343 мм. 1938 г.
Сельский двор. Осень. темпера/стекло. 395х545 мм. 1938 г.
Жнецы. Полдень. масло/стекло. 409х415 мм. 1939 г.
Джурины дворы. Хозяйство. масло/стекло. 420х435 мм. 1939 г.

     В марте 1938 года Генералич самостоятельно выставляется в Загребе, в художественном салоне "Ulrich" (открытый в 1909 году и работающий до сих пор, сейчас это галерея "Ulrich/Likum" , находится она в центре Загреба, по адресу Ilica, 40.)     Критика в своих отзывах на эту выставку единодушно отметила профессиональный рост художника, утонченные приемы живописи и появление интереса к пейзажу вместо социальной тематики.      Всё больше видно различие и отдаление Генераличева стиля от учения Хегедушича, что начали замечать в 1938 году почти все критики.     В январе 1939 года Генералич принимает участие в XV выставке хорватских художников в Осиеке, а в феврале, вместе с Вириусом, Мразом и Чачом выставляется второй раз в Белграде. Белградские газеты реагировали на выставку достаточно критично.     В ноябре и декабре 1939, работы Генералича выставляются на XVI выставке хорватских художников в Загребе.     В сентябре 1939 года началась Вторая мировая война.      В 1940 году написан "Остров", картина в сумрачных тонах, прекрасно передающих предгрозовую атмосферу, одна из его "классических" работ.

Остров. масло/стекло. 260х440 мм. 1940 г.
Местный праздник. Деревенские танцы. масло/холст. 900х670 мм. 1940 г.
Ночлег. масло/стекло. 1941 г.
Женщины делают сусло. масло/стекло. 310х400 мм. 1941 г.

     В 1941 году мировая война пришла на территорию Королевства Югославия. После её капитуляции и распада, провозглашено Независимое Государство Хорватия.     О жизни Генералича в те военные годы, исследователь его творчества Vladimir Crnkovic написал следующее:     "В те тяжелые и драматические времена огромных политических и общественных кризисов мирового военного катаклизма, он настроен на красоту и красотой же борется против Зла.     Живя крайне замкнуто, в Хлебинской "изоляции", в глубоком созерцании, он создает одни  из лучших картин в хорватском искусстве того времени..."     В 1942 году работы Генералича экспонируются на Второй выставке хорватских художников НГХ, в Загребе.

Уборка навоза. масло/стекло. 190х280 мм. 1942 г.
Зима. масло/стекло. 300х400 мм. 1942 г.
Деревенский двор. масло/стекло. 280х340 мм. 1943 г.
Сгребание листвы. масло/стекло. 405х350 мм. 1943 г.
Перевозка сена. масло/стекло. 270х330 мм. 1943 г.

     В 1943 году работы Генералича принимают участие в выставках Хорватские художники в Берлине, Вене и Братиславе.     В этом же году началась реставрационная работа в святилище Marija Bistrica, в Хорватском Загорье, куда Ивана Генералича  вместе с группой других художников устроил Крсто Хегедушич, чтобы помочь им избежать призыва на фронт.     В 1943 написаны картины "Под грушей" и "Сгребание листвы" - классические примеры мастерства, которое Генералич в то время постигал в технике масла на стекле.     В 1944 году художник продолжает работу над фресками в церкви Marija Bistrica. Фрески задумывались на тему библейского сюжета Бег в Египет, но так и не были завершены.

Зима. масло/стекло. 350х380 мм. 1944 г.
Зимний пейзаж. масло/стекло. 350х450 мм. 1944 г.
Хозяйство. масло/стекло. 400х470 мм. 1944 г.
Осень I. масло/стекло. 310х390 мм. 1944 г.

     В 1945 году завершается Вторая мировая война, и пропадает с карты Независимое Государство Хорватия. Основана Демократическая Федеративная Югославия, позднее переименованная в Федеративную Народную Республику Югославия, в чей состав вошла и Хорватия.     В этом году Иван Генералич участвовал в выставке в салоне "Ulrich", в Загребе.     Примерно в это же время он начинает давать наставления в живописи Франьо Филиповичу, а вскоре потом и Франьо Доленцу и Драгану Гажи, своим пятнадцатилетним соседям, которые остались в памяти как первое поколение Генераличевых учеников.     Этим Генералич фактически повторил то, что Крсто Хегедушич сделал для него.

Пейзаж. Утки. масло/стекло. 335х244 мм. 1945 г.

     При подготовке использованы материалы из книги Светланы Сумпор (S.Sumpor) "Генералич 1930 - 1945". Издатель Хорватский музей наивного искусства, 2010 год.

     Другие публикации     Other publications

     ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. 1914 - 1992.     ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. "ДЕТСКИЙ" ПЕРИОД.     ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ПЕРИОД "ЗЕМЛИ".     ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. "Похороны Штефа Халачека".     ПЕТУХ в Хорватском наивном искусстве. Часть 2.     ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ТВОРЧЕСТВО. 1946 - 1951.     ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ТВОРЧЕСТВО. 1952 - 1956.     ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ТВОРЧЕСТВО. 1957 - 1961.   

   

temkin-naive.blogspot.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта