Экспрессионизм в живописи. История течения. Картины. Экспрессионизм картины
Экспрессионизм в живописи. Художники-экспрессионисты. Биографии. Картины.
Ровно столетие теоретики живописи исследуют экспрессионизм – неординарное явление, возникшее в непрестанной борьбе формалистических течений, поочередно приходящих на смену друг другу. Мнение, что это лишь одно из направлений искусства, ошибочно и, несмотря на обилие изящных умозаключений, попытки дать краткое и точное определение сути стиля, обречены на неудачу. В широком смысле, это выражение, в крайней форме, духа и сути того непростого времени, когда деформация культуры происходила на глазах.
Зарождение этого направления тесно переплетено с немецкой культурой, всегда отличавшейся богатой и многообразной историей, отчасти – австрийской, а роль главного действующего лица, «спровоцировавшего» появление экспрессионизма, принадлежит философу Ницше.
Рациональные поиски, художественные эксперименты – понятия, чуждые художникам-экспрессионистам, их ориентиром и важнейшей ценностью выступали собственное мироощущение и субъективные переживания.
Одной из противоречивых черт нового художественного направления следует выделить стремление к объединению, что явно не согласовалось с базовой платформой экспрессионизма, где все подчинялось принципам крайнего индивидуализма.
Первое сообщество, с которого начался отсчет нового течения в живописи, возникло в 1905, и получило название «Мост», что в символическом плане означало связь с искусством будущего. Четверо студентов-архитекторов дрезденской Технической школы организовали коллектив, напоминающий цеховую коммуну. Архитектурное образование не соответствовало внутренним побуждениям к служению живописи, и художники по призванию, начали трудиться на поприще, которое позволяло им проявить свою индивидуальность, а работа в коллективе только способствовала этому; все вместе делили и нехитрый быт. Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером, и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции.
В 1906 «мостовцы» организовали первую выставку, положительно воспринятую общественностью, но попавшую в немилость прессы. Последующие выставки, начиная с 1907, функционировали как передвижные.
В дальнейшем, в экспрессионизме начали появляться новые ответвления, но, как и прежде, будучи ярыми индивидуалистами по сути, представители этого жанра нередко отрицали принадлежность к течению, но при этом стремились к объединению.
В 1911 возникла известная группа «Синий всадник», организованная «отцом абстракционизма» Василием Кандинским. В ее состав вошли немецкие художники – А. Макке, Г. Кампендонк, Ф. Марк, П. Клее, австрийский график А. Кубин. Объединенные тяготением к абстрактному искусству, представители группы не ставили целью передать видимый мир, а стремились к раскрытию трансцендентной сущности вещей, стараясь через творчество выразить свои чувства.
Расцвет экспрессионизма был недолговечен, а его стремительный взлет был обусловлен тем, что он соответствовал особенностям эпохи, в которую появился, однако за короткое время новое направление существенно повлияло на развитие изобразительного искусства, а также успело кардинально поменять восприятие людей.
expressionists.ru
Экспрессионизм в живописи: история художники картины
Экспрессионизм возник одновременно в различных городах Германии, как ответ на распространенное мнение о дисгармонии между человечеством и окружающим миром. Экспрессионизм был вдохновлен искусством символистов, но выступал против академизма и импрессионизма в живописи.
Наиболее ощутимым было влияние на экспрессионизм творчества В.Ван Гога, Э.Мунка, Дж.Энсора – художники переняли методику использования цвета и света, искаженную передачу форм и линий для усиления впечатлений от картины.
Классическая фаза экспрессионизма длилась с 1905 до 1920 года, но влияния на многие более поздние направления живописи Германии оставались ощутимы практически до конца 70-80-х годов 20 века. В 80-х годах развилось течение неоэкспрессионизм, наследующее идеалы и эстетические нормы авангардных направлений 20 века.
Корни искусства экспрессионизма исследователи находят в творчестве У.Тернера. Его уникальный стиль предшествовал появлению первых работ в стиле экспрессионизм. Также творцом-основателем направления называют В. Ван Гога.
Ключевые идеи
Экспрессионизм — художественный стиль и направление в развитии культуры, в котором художник стремится изобразить не объективную реальность, а субъективные эмоции и реакции, возникающие у человека в ответ на события в мире. Художник достигает этой цели путем искажения, преувеличения, примитивизма или фантазии, через яркие оттенки и выразительные мазки.
Термин
Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. Импрессионисты пытались найти способ отобразить действительность по-новому, экспрессионисты критиковали их за ограниченность, выходя за рамки традиционного восприятия реальности. Импрессионисты пытались передать свет и цвет особенными, именно эти черты делали картины импрессионистов уникальными. Экспрессионисты отодвинули на второй план реальные объекты, остановив внимание на выражении чувств.
В широком смысле понятие отображает одно из главных течений искусства конца 19 — начала 20 веков, особенности которого можно выразить в трех словах: субъективность, яркость, эмоциональность.Экспрессионизм рассматривают в качестве стабильной тенденции в развитии искусства Скандинавии и Германии в периоды духовного кризиса, социальных, перемен. Направление демонстрирует уход от норм классицизма и рационализма в сторону отображения внутреннего мира художника.
Переосмысление
Формирование экспрессионизма породило новые стандарты в области создания и осмысления искусства. Живопись больше не ограничивалась реалистической передачей объектов окружающего мира. Целями художников была передача эмоций и чувств при помощи изобразительного искусства, использование абстрактных фигур для передачи объектов. Для этого использовали яркие оттенки, динамичность сюжета, не выявляя интереса к перспективе и объемности изображения.
Передача эмоций
Особенностью стиля является использование плавных линий для изображения объектов, преувеличенных мазков, выглядящих грубо. Выразительные черты произведений живописцев передают эмоциональное состояние художника, который реагирует на перемены окружающего мира.
Особое место в творчестве занимали идеи социальной борьбы, роли человека в мире, последствия урбанизации. Художники пытались обратить внимание общественности на одиночество человека в большом городе, на эмоциональную отстраненность, на место которой пришел капитализм и новые идеалы мира.
Художники представители
Стиль развивался не только в Германии. Репрезентативные картины известны в творчестве русских, французских, итальянских художников первой половины 20 века. В межвоенный период экспрессионизм оказывал серьезное влияние на течения авангардного искусства.
Винсент Ван Гог
Творчество Ван Гога служит примером экспрессионизма и абстрактного искусства. Большинство его картин автобиографичны, передают хронику его мысли, чувства и душевное равновесие, композиции и оттенки, особые мазки передают тонкое душевное состояние художника. Характерной чертой его работ можно назвать использование символов, аллегорий.
Поль Гоген
Французский художник Поль Гоген опирался на цвет, чтобы выразить свои эмоции. Использовал тона разной интенсивности, чтобы передать душевные переживания и состояние. Абстрактные работы считаются репрезентативными для характеристики стиля.
Мунк
Третьим великим художником в стиле экспрессионизм является Э.Мунк — норвежский живописец и гравер. Художник страдал неврозами, а его лучшие картины были написаны до нервного срыва, изменившего его восприятие мира и передачу эмоций. Наиболее известная картина художника – «Крик» — является ярким примером экспрессионизма. Предвестниками появления экспрессионизма были художники-символисты Ходлер и Энсор.
Сообщества
Центрами развития стиля стали немецкие города Дрезден, Берлин, Мюнхен. Наиболее известные сообщества, объединяющие представителей экспрессионизма:
Die Brucke (1905 — 1913)
Основана в Дрездене, представители сочетали традиционное немецкое искусство с африканскими, картины постимпрессионистов и фовистстов. Художники: Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт, Эмиль Нольде, Отто Мюллер и Пехштейн.
Синий всадник (1911 — 1914)
Группа основана в Мюнхене, названа в честь картины Кандинского. В состав группы входили авангардисты: Явленский, Кандинский, Клее, Марк и Маке.
Die Neue Sachlichkeit (1920-е годы) («Новая Объективность»)
Основана в Берлине, группа исследовала новую форму реализма с социалистическим и абстрактным оттенком. Характерна сатира и яркая критика социальных проблем, политической и экономической жизни Германии после Первой мировой войны. Представители: Джордж Грос, Отто Дикс, Макс Бекман, Кристиан Шад.
Париж не был крупным центром развития экспрессионизма, но многие из художников связаны с Парижской школой живописи. Четыре величайших экспрессиониста в Эколь де Пари: Франк Купка, Амедео Модильяни, Хаим Сутин и Пабло Пикассо.
Нью-Йорк вытеснил Париж как центр инноваций в современном искусстве, стиль возродился в форме абстрактного экспрессионизма в начале 1940-х годов. Наиболее яркие представители: Джексоа Поллока, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Барнетт Ньюмана и Клиффорд Стилл.
Значение
Снижение влияния экспрессионизма было ускорено из-за расплывчатых идей стиля, доминирования субъективной абстрактной философии, которая была понятна не каждому. Поскольку стиль возник и развился в связи с кардинальными переменами в мире и обществе, стабилизация ситуации в политической и экономической сферах сделала лозунги и идеи экспрессионизма не актуальными.
В связи с формированием социального реализма и прочих стилей 20 века, экспрессионизм теряет влияние. Но черты эмоциональной немецкой живописи присутствуют в работах живописцев других направлений. В
Германии стиль был поддан критике и запрещен с приходом к власти нацистов в 30-е годы 20 века. Работы художников были названы несовершенными, пропагандирующими антиискусство, неэстетичность. Художники-экспрессионисты массово выехали из страны, продолжили развитие идей в США, странах Западной Европы.
Последнее возрождение экспрессионизма произошло в 1980-х годах в Америке, Великобритании, Германии, Италии и Франции в форме неоэкспрессионизма. Стиль стал ярким проявлением абстрактных направлений 20 века.
Рекомендуем публикации
- Реализм как стиль в живописи
- Неоклассицизм как стиль в живописи
- Дадаизм как стиль в живописи
- Маньеризм как стиль в живописи
- Символизм как стиль в живописи
- Концептуализм как стиль в живописи
artrecept.com
Экспрессионизм | Великие художники
Больной Ребенок
07.09.2016
Эдвард Мунк «Больной Ребенок», 1885-1886 Национальная галерея, Осло Экспрессионизм «Нужно прекратить писать вяжущих женщин и читающих мужчин. Я буду писать людей дышащих, чувствующих, любящих и страдающих. Люди должны проникаться святостью этого и снимать перед картинами шляпы, как в церкви.» Эдвард Мунк
Невеста и жених
04.05.2016
Амедео Модильяни «Невеста и жених», 1915—1916 Музей современного искусства, Нью-Йорк Экспрессионизм Модильяни писал в основном индивидуальные портреты. Эта картина является одним из редких исключений. Поэт Жан Кокто утверждал, что сюжет навеян образом пары нуворишей, которую Модильяни увидел на улице. Оба элегантно одеты, на мужчине вечерний костюм с высоким белым воротничком и галстуком-бабочкой. Под верхним краем… Подробнее »
Глаза в глаза
04.04.2016
Эдвард Мунк «Глаза в глаза», 1894 Экспрессионизм Музей Мунка, Осло, Норвегия
Вечер на улице Карла Иоанна
21.02.2016
Эдвард Мунк «Вечер на улице Карла Иоанна», 1892 Берген. Коллекция Расмус Мейер, Норвегия Экспрессионизм Самый незабываемый художник 19 столетия, стоящий у истоков нового направления в живописи – экспрессионизма, несомненно, является Эдвард Мунк. Так кем же он был, той таинственной персоной, который смог уловить течение жизни, социальный протест, тяжелые условия существования людей, их немые мольбы о… Подробнее »
Осеннее море
21.09.2015
Эмиль Нольде «Осеннее море», 1910 Экспрессионизм Эмиль Нольде — один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, график, считается одним из величайших акварелистов XX в. Нольде получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям. Эмиль Нольде не любил, когда его называли экспрессионистом. Однажды он признался, что вздохнул свободнее, когда «футуристы и конструктивисты стали претендовать на это название». Нольде не… Подробнее »
Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат
30.07.2015
Оскар Кокошка «Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат», 1909 Музей современного искусства, Нью-Йорк Экспрессионизм Картина создана по заказу семьи искусствоведов, поклонников авангардной живописи. Работа должна была стать свадебным портретом. Заказчики были людьми важными для любого молодого художника. Вот и Кокошка с радостью взялся за работу. В этот период своего творчества автор переживает не только творческий, но… Подробнее »
Комната умирающего (литография)
22.07.2015
Эдвард Мунк «Комната умирающего (литография)», 1896 Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк Экспрессионизм В 1896 году тридцатитрехлетний Эдвард Мунк создал литографию, ставшую итогом многих лет работы над одним и тем же мотивом, как в графике, так и в живописи. Литография получила название «Комната умирающего». Полупустая комната с голым дощатым полом. Из мебели только кровать, ночной столик,… Подробнее »
Смерть Марата
22.11.2014
Эдвард Мунк «Смерть Марата», 1907 Экспрессионизм Эдвард Мунк – самый известный норвежский художник. Его знаменитая картина «Крик» прочно въелась в сознание людей. На данную работу Мунка вдохновил французский революционер Жан-Поль Марат. Мужчина длительное время страдал от серьезного заболевания кожи, что вынуждало его проводить время в ванной комнате, там же Марат работал над своими записями. Удивительно,… Подробнее »
Натюрморт из масок
31.10.2014
Эмиль Нольде «Натюрморт из масок», 1911 Экспрессионизм Эмиль Нольде был одним из ранних художников-экспрессионистов, хотя его славу затмили другие, такие как, например, Мунк. Сутью экспрессионизма является изображение реальности с субъективной точки зрения. Нольде написал эту картину после изучения масок в Берлинском музее. На протяжении всей жизни он увлекался другими культурами, и эта работа не является… Подробнее »
greatartists.ru
Экспрессионизм в живописи, художники экспрессионисты
Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Богатейшие традиции Франции довели до того, что там зародился кубизм, а вот мирный островок спокойствия в Швейцарии оказался родиной дадаизма. Германия также не осталась в стороне. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм».
Зарождение экспрессионизма в живописи необходимо искать в многообразии и богатстве немецкой культуры, послужившей основой этому направлению в искусстве.
Ту точку зрения на творчество, оказавшейся ключевой для экспрессионизма, в большей мере определил Фридрих Ницше. Книга «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1871 г.) выделяет древнегреческое искусство. В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Философ указывает на 2 типа эстетического начала, называющиеся им дионисическим и аполлиническим. Ницше излагает новый взгляд в этой книге и во многом оспаривает обычный немецкий подход, трактирующий древнегреческое искусство оптимистически, воспринимая его светлое – аполлиническое начало. Автор показывает другую Грецию – опьяненную мифологией , трагическую – дионисическую Грецию, и в этом он видит ее схожесть с современной ему Европой.
По Ницше дионисическое начало– это опьянение, хаос, забвение, экстатическое растворение идентичности в массе.
Художники экспрессионисты
Август Маке, Альберто Джакометти, Амедео Модильяни, Бальтюс, Василий Кандинский, Димитрис Митарас, Зинаида Серебрякова, Иоганнес Иттен, Карлос Саенс де Техада, Кэте Кольвиц, Линд Уорд, Люсьен Фрейд, Макс Бекман, Мстислав Добужинский, Николаос Литрас, Осип Цадкин, Оскар Кокошка, Панаиотис Тетсис, Пауль Клее, Рамон Овьедо, Рафаэль Забалета, Рихард Герстль, Спирос Папалукас, Теофрастос Триантафиллидис, Франк Ауэрбах, Франц Марк, Хаим Сутин, Эгон Шиле, Эмиль Нольде, Эрнст Людвиг Кирхнер, Ян Слёйтерс, Янис Царухис, Яннис Моралис.
Невзирая на то, что Ницше является основным фактором, спровоцировавшим появление экспрессионизма, это не было единственной причиной рождения нового течения в искусстве. Всё дело в том, что немецкое изобразительное искусство характерно поиском эстетики уродства. Еще во времена средневековья художники Германии могли находить красоту в безобразном и прекрасное – в отвратительном. Экспрессионизм во многом опирался на опыт мастеров прошлого, таких как Грюневальд, Кранах и Дюрер.
Творчество готических мастеров, таких как Питер Брейгель Старший и Эль Греко, оказало влияние на живопись экспрессионизма.
Художественное достоинство экзотического искусства Дальнего Востока, Африки и Океании, во многом, открывалось заново. Это все замысловато смешивалось и превращалось в чрезвычайно самобытные картины экспрессионизма.
Экспрессионизм стал такой спорной культурой. С одной стороны, экспрессионисты не выпускали какой угодно возможности для громкой декларации на тему рождения нового течения, с другой стороны, — рекомендовали отказаться от реальности ради углубления в субъективное переживание. Поклонение индивидуализму в экспрессионизме в живописи удивительным образом совмещается с непрерывным стремлением объединяться.
Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Ими были студенты-архитекторы, слушатели Высшей технической школы Дрездена: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. Они были недовольны своим архитектурным образованием, они начали сходиться для коллективных сеансов рисования с натуры. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Члены «Моста» вместе и жили, и работали.
Экспрессионизм в живописи также раскрыл такие особенности изобразительного искусства, как завышенное напряжение цветового контраста, укрепление энергетики формы благодаря деформации и употребления открытых кричащих цветов.
Купальщицы в Морицбурге, Эрнст Кирхнер Девушка под японским зонтиком., Эрнст КирхнерКирхнер обнародовал «Хронику художественного объединения «Мост»» в1913 г. Она вызывала сатирическое несогласие других «мостовцев», которые посчитали, что автор чересчур превысил оценку личной роли в функционировании группы. В итоге объединение официально завершило свою деятельность.
В XX веке экспрессионизм зачастую познавал гонения. Нацисты, которые пришли к власти в Германии, совершили кошмарную акцию. В 1937 г. организовали большую выставку работ экспрессионистов под названием «Дегенеративное искусство». Картины экспрессионизма, которые были выставлены, подлежали уничтожению.
Экспрессионизм в живописи оказал огромное воздействие на развитие изобразительного искусства, невзирая на всю внутреннюю особенность и противоречивость.
Картины Модильяни, Кирхнера, Мунка Кандинского, Нольде и большинства ярких представителей- экспрессионистов поменяли воспринятие людей, свели точку зрения и приготовили мир к восприятию нового, еще более причудливому и странному искусства.
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Экспрессионизм в живописи, художники экспрессионисты
4.3 (86.67%) 3 голос(ов)allpainters.ru
Как проявляется экспрессионизм в живописи
Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе. В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». Это течение было настолько популярно в двадцатых, что захватило все направления искусства и ярко проявилось в живописи, литературе, музыке, театре, архитектуре и кинематографе. Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего. Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. В этот период времени у многих менялось мировоззрение, а новые открытия в науке позволяли взглянуть на окружающий мир другими глазами. Поэтому творческие люди просто не могли остаться в стороне и через свои работы демонстрировали отношение к миру.
Экспрессионизм в живописи основывался на субъективных ощущениях и фантазиях, возникающих у авторов работ. Художники через свои работы передавали свое эмоциональное состояние, которое характеризовалось духовной растерянностью, пессимизмом, отчаянием и мелкобуржуазным бунтарством. Основными принципами течения стало сознательное искажение реального мира, придание предметам утрированных и угловатых форм. Таким образом, авторы старались заставить зрителей сопереживать, вызвать у них реальный страх и негативное отношение к жестокой реальности.
Очень ярко экспрессионизм в живописи проявился благодаря его родоначальникам: группе немецких художников объединения «Мост» и «Синий всадник». И позднее их последователи: В. В.Кандинский, Винсент Ван Гог, Джеймса Энсор, Э. Барлах, П.Пикассо, Эдварда Мунк, М.Шагал, П.Клее и другие - старались в своих драматических работах высказать свое отношение к происходящему, некоторые работы имели явную антивоенную направленность (Ж. Грос, О. Дикс).
Все пороки бытия, уродливость и неразрешимые противоречия реальности вызывали у экспрессионистов чувства тревоги, раздражения, отвращения, которые они переносили на свои полотна при помощи гипертрофированных форм, угловатых и искорёженных линий, темной гаммы, грубых и быстрых мазков. Экспрессионизм картины усиливался выбором контрастных цветов, ярким выражением форм для того, чтобы вызвать эмоции у зрителей, не дать им остаться равнодушными. Простые сюжеты повседневной жизни передавались через призму видения художников и просто зашкаливали эмоциями. Экспрессионизм в живописи наиболее четко дал представление о настроениях того времени, о метаниях и страданиях людей. Восприятие мира через художественное и личное представление позволило художникам вести разговор со зрителями с помощью таких необычных художественных проявлений.
Экспрессионизм в живописи – это возможность продемонстрировать через свои эмоции отношение к чему-либо. Имея тонкую и чувствительную натуру, художники пытаются с помощью художественных образов донести свое видение и переживания до зрителей. Эксперименты с цветом и формами, поиск новых образов продолжаются и в наши дни. Поэтому можно отнести к этому направлению работы похожей направленности, но не в чистом виде, а как симбиоз новых интересных направлений. Заставить людей по-настоящему сопереживать - это не простая задача. Так как при всей сложности жизни и пороков общества все же нет той реально гнетущей обстановки, на почве которой возродилось это направление в искусстве.
fb.ru
Экспрессионизм в живописи - Воздушные замки
Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) , как и фовизм, возник в 1905 году. Но просуществовал экспрессионизм дольше фовизма (первая четверть XX в.) Он охватил и литературу, и изобразительное искусство. Наиболее ярко он проявил себя в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, и В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф.В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). Единственной реальностью экспрессионизм провозгласил субъективный мир человека, выражение которого стало главной целью искусства. Экспрессионизм стремился передать напряженность человеческих эмоций, гротескную изломанность, иррациональность образов. К экспрессионизму стали впоследствии относить несколько художественных группировок.Эдвард Мунк Крик 1893
Первой была основанная в Дрездене художником Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880—1938) группа «Мост». Кирхнер создавал произведения, где динамичное, «пульсирующее» пространство сочетается с резкими, нервными контрастами цвета. В кругу экспрессионистов были часты религиозные настроения, граничащие с мистикой. Характерным представителем этого направления является Эмиль Нольде (1867-1956)Эрнст Людвиг Кирхнер. Обнаженная с поднятыми руками. 1910
Вторая группа — «Синий всадник» возникла в 1911 году в Мюнхене и просуществовала до 1914 года. Ее главой считают художника Франца Марка (1880— 1916), погибшего в начале Первой мировой войны. Его динамичные, напряженные по колориту мистико-символические картины выражают неприятие действительности, настроения тревоги («Судьба животных», 1913). Члены «Синего всадника» (Ф. Марк, В. Кандинский, П. Клее, А. Макке) разрабатывали проблемы живописно-декоративной и чисто колористической выразительности, тяготели к абстрактным композициям.Франц Марк. Олени в лесу.1913—1914 г.
В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково. В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, - во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливой действительности, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура.Экспрессионистам свойственно тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.Корни экспрессионизма уходят вглубь истории и охватывают обширную географическую территорию. Два наиболее значимых источника этого направления нельзя отнести ни к современному искусству, ни к Европе: это искусство Средневековья и так называемых примитивных народностей. Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. Более того, изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение. Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». По иронии судьбы этот термин сначала применялся к творчеству художников, не имеющих отношения к Германии, - Гогена, Сезанна, Матисса, Ван Гога. Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран. Однако уже на этой выставке в Кёльне трактовка экспрессионизма меняется. Организаторы ее и большинство критиков подчеркивали близость немецкой авангардной живописи к творчеству Ван Гога; почетный гость выставки - норвежец Эдвард Мунк.Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма». Выставка ошеломила Мунка; он писал другу: «Здесь представлена фантастически причудливая коллекция живописи. Кёльнский собор потрясен до основания». Наметился не только географический сдвиг в трактовке экспрессионизма, выявилось стремление его не столько к поиску новаторских способов отражения физического мира, сколько к передаче его чувственного, даже несколько, глубинного восприятия. Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». Именно поэтому музейные работники, критики, торговцы живописью да и сами художники неоднозначно трактовали этот термин.Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. Сначала использовалось применительно к живописи, скульптуре и гравюре, позднее - к литературе, театру и танцевальному искусству. Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) - от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. Затем он проник и в архитектуру и, в еще более явственной форме — в новый, современный вид искусства — кино.Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. Многие художники, которых сейчас считают олицетворением этого направления, отрицали свою принадлежность к нему. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. Мне такое ограничение не нравится». Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, - Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества. Жизнь некоторых художников была, к сожалению, не долгой; можно только догадываться, как сложилась бы их творческая биография. Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. В 1914 г. на полях сражений погибли художник Август Макке и поэты Альфред Лихтенштейн и Эрнст Штадлер.Отто Дикс
Оскар Кокошка
Пауль Клее
Василий Кандинский
zharevna.livejournal.com
Экспрессионизм в живописи. История течения. Картины.
Экспрессионизм (в переводе с латинского «выражение») – направление в мировом искусстве возникшее в Европе (преимущественно в Германии и Австрии) в первых десятилетиях 20 века. Экспрессионизм выражает эмоциональный и чувственный мир художника. В этом основное отличие этого течения от того же классицизма,
где внимание сконцентрировано на окружающем пространстве, которое максимально реалистично прорисовывается художником.
В историческом контексте на экспрессионизм сильно повлияла Первая Мировая война. Ужасы и беды, которое принесло это событие человечеству, нашло отражение в творчестве художников. Они обвиняли во всех бедах логику, прагматизм, практичность и в своем творчестве отдавали предпочтения эмоциям, чувствам, субъективному видению окружающего пространства. Очень распространёнными темами художников-экспрессионистов были темы страха, боли, ужаса.
Эдвард Мунк. «Крик» 1893 год. На протяжении всей творческой карьеры Мунк сосредоточился на сценах смерти, агонии, и тревоги. Здесь, в самой известной своей картине Мунк, изображает битву между личностью и обществом.
Предшественником экспрессионизма считается постимпрессионизм, многие художники начала 20 века, рисовали в этой манере, но не относили себя к этому течению. Только спустя время это творчество получило четкое определение. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». Они выражали протест против поверхностного восприятия мира импрессионистами, пытались в своих работах выразить свой внутренний мир и передать эмоциональное состояние зрителю. Значимыми представителями немецкой ячейки экспрессионистов были Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.
Позже возникла группа «Синий всадник». Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. Среди её членов были такие великие художники ХХ века, как Василий Кандинский, Пауль Клее, Франц Марк. Они оказали серьёзное влияние на формирование такого течения, как абстрактный экспрессионизм.
Собственно, об абстрактном экспрессионизме. Основной вклад в его развитие принадлежит американцам – Клиффорду Стиллу, Джексону Поллоку и Хансу Хоффману. В их работах нет ничего изобразительного, но они выполнены с такой эмоциональностью и энергией, что их смело можно назвать экспрессионизмом.
Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. Экспрессионизм также развивался в Норвегии руками Эдварда Мунка, в Бельгии – Констана Пермеке, в Голландии – Яна Слёйтерса.
Макс Бекман. "Полдень". 1946 год.
В других странах яркими представителями экспрессионистов были – Оскар Кокошка, Макс Бекманн , Жорж Руо , Эдвард Мунк, Ян Слёйтерс.
Серая действительность, лицемерие общественных отношений, жестокость людей вызывали у художников отторжение, страх, боль. Эти чувства и переживания находили выражения в смазанных линиях, противоречивых цветовых композициях, грубых и широких мазках. Уклон делался на контрастные цвета и абстрактные формы, чтобы вызвать у зрителя глубокое эмоциональное восприятие. Банальные пейзажи под кистью экспрессионистов принимали совсем другую форму и эмоциональный окрас.
Вот такое это течение, полное эмоций и силы.
Экспрессионизм картины
Эдвард Мунк. Плодородие |
Эдвард Мунк.Автопортрет между часами и кроватью. |
Эдвард Мунк, "Крик". |
Ганс Гофман. "Непревзойденный" |
Картины от галереи Gogetart
Вселенский лес
Мифятхов Марат
Cartail
Кулаева Ангелина
Крыло ворона
Васинштейн Марина
Зачарованная
Волкова Анна
Всевидящее око
Волкова Анна
Чайники
Арт-группа Угоди
Концентрация
Блюменталь Юлия
Бабочка
Житний Роман
Весение краски
Житний Роман
Королева
Ларионова Ольга
Души моей крокодил
Денисенко Альвина
Виндсерфер
Марина Дьяченко
Семья
Марина Дьяченко
Иллюзия жизни
Денисенко Альвина
Цветовая растяжка
Максим Скамицкий
Небо на двоих
Житний Роман
Архитектурная фантазия
Амельченко Алена
Лестница жизни
Амельченко Алена
В ожидании солнца
Кузнецова Алёна
Безумный белый
Кузнецова Алёна
Весна
Кузнецова Алёна
Духовное
Кузнецова Алёна
Жаркая осень
Marina Sheveleva
Каждому своё
Данил Уржумоа
АМАЗОНКА
ямайка
Flower in the night
Арбузова Юлия
Candle light
Арбузова Юлия
Colors of soul
Арбузова Юлия
Colors of soul II
Арбузова Юлия
État de stress
София Власова
Одуванчик
Maria Stepanova
Бабочка№2
Житний Роман
Летняя ночь
Бутюгин Александр
Скурнизавр
ямайка
Фантазия
Le Rosso
Отдых
Романов Петр
квадрат
ямайка
Океан
Кулагина Анна
Мир вокруг
Кулагина Анна
Беловешская пуща
Лопаткин Александр
D духе Курехина
Лопаткин Александр
Метеор
Федотов Дмитрий
Эйфория
Егармина Ангелина
Звездная ночь
Бежина Ольга
Край солнца
Бежина Ольга
Отражение
Гойденко Алексей
Салют
Кириченка Полина
Вершины
Афанасьева Дария
Ласточки летают низко перед дождем
Афанасьева Дария
Порог открытой двери
Мифятхов Марат
Двери миров
Мифятхов Марат
Развитие бесконечности
Мифятхов Марат
Коллайдер
Гришанков Алексей
Цунами
Гришанков Алексей
Эолова арфа
Гришанков Алексей
Круговорот
Буторина Екатерина
Беспечный космос
Левандовски Денис
Rainbow symphony
Mr. Morpheus
Africa. Donna 35х55. 2014г
Горбик Александр
Гиперборея
Фазылбаева-Волосьянова Карина
Их встреча
Куркина Елена
Лёд
Куркина Елена
Буря
Куркина Елена
Буря
Куркина Елена
gogetart.art