Сколько стоит Такаси Мураками?ARTinvestment.RU   28 сентября 2017. Мураками картины


Сколько стоит Такаси Мураками?

В преддверии открытия первой в России выставки легендарного «японского Уорхола» в центре современного искусства «Гараж» публикуем справку о примерных ценах его произведений на мировом аукционном рынке

Что хорошо бы знать перед походом на выставку Мураками? Как минимум, то, что в «Гараж» привезли по-настоящему мировую звезду, находящуюся на пике творческой формы.

Мураками — один из тех людей, которые не только определяют вектор в современном искусстве, но и глобально влияют на дизайн и моду. Это трудяга, бунтарь, хулиган, который берется и достигает успеха во всем, что заводит его в конкретный момент. Сегодня захотел — сделал скульптурную серию. Завтра в голове покрутилось — запустил линию каких-нибудь модных кед вместе с Vans или превращенных в сандалии кроссовок с Adidas. Послезавтра погода шепчет — раз, и сварил эксклюзивное именное сакэ по рецепту 300-летней давности. Что-то накатило — раз, и прекратил свою самую известную многолетнюю коллаборацию с Louis Vuitton. Появилось хорошее настроение — снял детский фильм. В общем, к нам едет не просто художник, а оркестр — поистине «ренессансный» человек, арт-фабрика и бренд.

С Мураками вот так и приходится — сводить все к эпитетам. В рамках короткой интернет-публикации бесполезно углубляться в основные этапы творчества этой японской глыбы. Лучше купить специально изданный к выставке каталог, почитать тексты главного куратора выставки Екатерины Иноземцевой, посетить лекции и семинары публичной программы «Гаража» и послушать самого художника. Разговор с ним, кстати, будет — он запланирован на 16 ноября 2017 года. Ну, а по мере изучения вопроса заодно можно держать в голове, что именно по наследию художников уровня Мураками историки будущего станут определять, чем жила наша цивилизация на рубеже XX — XXI веков.

И пока пафос не зашкалил окончательно, предлагаю прицениться для интереса, сколько сегодня стоят произведения мастера.

  • Такаси МУРАКАМИ Кайкай и Кики. 2000–2005Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. 181,5 × 71 × 53 см; 160 × 71 × 55Частное собраниеИз пресс-материалов выставки в «Гараже»Источник: facebook.com
  • Такаси МУРАКАМИ Кайкай и Кики. 2005Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. 210 × 105,5 × 66Экземпляр 5 из 5Christie’s. 14.10.2010Цена продажи: $ 3 084 000Источник: christies.com

В топ-20 ныне живущих художников Такаси Мураками вошел в 2008 году, после того как 2,5-метровая хулиганская скульптура «Мой одинокий ковбой» из стеклопластика ушла с торгов Sotbeby’s за $15 160 000 — в пять раз дороже эстимейта. Бидеры в тот раз сильно увлеклись своим спором за лот, потому что с тех пор аукционные цены на работы Мураками больше ни разу не приближались к такой отметке. Но случайным это результат тоже не назовешь: еще несколько раз скульптуры Мураками продавались в диапазоне $1 000 000–4 000 000. А реально же в последние годы крупные малотиражные скульптуры Мураками покупают на первоклассных аукционах преимущественно за $600 000–1 000 000.

Живопись Такаси Мураками, его узнаваемые акрилы, стоит в широком диапазоне $40 000–400 000. Цена зависит от размера, сюжета, объема серии. Ну, а минимальный бюджет для желающих повесить дома настоящего Мураками — это примерно $ 1 500–2 000. Столько сейчас на аукционах стоят его оригинальные эстампы — литографии и офсет. Иногда кому-то везет купить за $800, но это именно вариант редкий, на удачу. Чуть дороже тиражной графики, но тоже в рамках бюджета $1500–4500 на аукционах продается крупнотиражная (из серий по 200 экземпляров) скульптурная пластика. В общем, получается, что приобщиться к искусству Мураками стоит минимум полторы тысячи долларов. Дешевле только кеды.

При этом нужно понимать, что тиражные вещи будут радовать глаз, но для инвестиционных целей они не подходят. В отличие от живописи или малотиражной большой скульптуры. Хороший пример — та же двухметровая Кики, которую в 2011 году продали на Christie’s за $1,3 млн. Очень похожую скульптуру в 2008 году купили на другом аукционе в два раза дешевле. То есть теоретически кто-то заработал примерно $700 000 за три года.

Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» пройдет в Музее современного искусства «Гараж» с 29 сентября 2017 года по 4 февраля 2018 года. В экспозицию вошли произведения, созданные художником с начала 1990-х годов. Судя по фотографиям с монтажа выставки, зрелище готовится масштабное и впечатляющее — с исполинским скульптурами, со специальной сценографией. Предварительно известно, что в «Гараже» будет показано более 80 работ художника — из Музея современного искусства XXI века (Канадзава), Художественного музея Мори (Токио), вещи из мастерской Мураками, манги из Мемориального музея мира (Хиросима) и работы из частных коллекций. Про каталог я уже говорил: это будет первое большое издание, посвященное Мураками, на русском языке. Кроме того, экспозиция будет дополнена японской гравюрой и живописью из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина.

В общем, потихоньку собирайтесь. Но повнимательнее там: под ноги смотреть, руками поменьше махать и селфи делать осторожно. Не смотрите, что из пластика: стóит всё, как мы видим, на уровне сокровищ Оружейной палаты.

Владимир Богданов, AI

Источники: garagemca.org, artinvestment.ru

Что еще почитать по теме на AI:Рейтинги AI: Ныне живущие художники: топ продаж;Художник Такаси Мураками предлагает выпить красиво;Такаси Мураками снимает кино.

artinvestment.ru

Неоновый Мураками : skfoonline

Такаси Мураками все-таки собрался и приехал в Россию со своим грандиозным проектом "Будет ласковый дождь". Все рекламные флаера пафосно гласили: "Выставка Такаси Мураками в Музее современного искусства "Гараж" — первый масштабный проект знаменитого японского художника в России.

Желанного гостя из Японии называют по-разному: Такаси, Такаши, Какаши. Кому как удобнее. Но мы будем как правильно - Такаси :)

Первое, что мне вспомнилось при написании этого поста, услышанный случайно разговор. Уже на выставке:

— Миш, ты куда меня привел? Тут одни покемоны. Нафига мы час стояли в очереди? Ради этого..?

— Подожди, подожди, тут еще где-то кинотеатр должен быть. Давай найдем его скорее... Там его фильм должны показывать.

Разумеется для нашего отечественного зрителя, крайне необычно и даже дико видеть все то, что приволок за тридевять земель один из самых успешных художников современной Японии. Вполне адекватная реакция для тех, у кого фамилия Мураками в первую очередь ассоциируется с "Дэнс, дэнс, дэнс" или например "Норвежским лесом". И это в лучшем случае. В худшем — интерес, вызванный тысячами селфи на фоне картин, выложенных пользователями в Инстаграм.

Давайте скорее смотреть на все сюрпризы, которые приготовил нам Такаси Мураками. Недаром ведь "Гараж" будет экспонировать его четыре месяца. На второй фотографии изображены скульптуры из стали, стекловолокна, масла, акрила и синтетической смолы под названием "Кайкай и Кики". Эти скульптуры встречают посетителей выставки первыми. И неспроста - это некий символ успеха Такаси. А почему, узнаете чуть позже ;)

2)

Билеты на выставку "Гараж" продавали за традиционные 500р. Недорого, но нужно было постоять в очередях: минут тридцать у кассы и около часа  в очереди ко входу на выставку. А если вы не умеете обходить очереди к гардеробу, то смело можно накидывать еще минут тридцать, дабы сдать на хранение свою верхнюю одежду.

Кассиры разводят руками:

— Ну а что вы хотели? Это мировая звезда! Это Мураками! И на сайте у нас уведомление об очередях есть.

Вот очередь ко входу на выставку. Впускают лишь столько человек, сколько спустились.

3)

4) Неверно утверждать, что на выставку пришла лишь школота и любители анимэ. Я видел людей разных возрастов и положений.

5) "Цветок Матанго" (акрил, масло, стеклопластик и сталь) На фото слева. Поначалу я принял его за дерево. Высота такого цветка около трех метров. Когда я начал вглядываться в десятки улыбающихся мне образов, то тут же впал в транс. Вспомнил свою подругу, увидел образы ее творчества в блеске акрила, широких улыбках цветков и улетел куда-то далеко. Хотя происхождение "Цветка Матанго" далеко от романтики.

На этом же коллаже, справа расположен высокий и крайне необычный гриб («Зонтик тролля», 2002 г)

6) Вообще грибов на этой выставке было достаточно. Вот, например, их целая поляна. В центре Мистер ДОБ, которого Такаси создал как идола современной массовой культуры. Мистер ДОБ получил такое имя из сокращенной фразы на японском "Dobojite, dobojite?", которое переводится как "Зачем? Зачем?

7)  Мистер ДОБ был создал по подобию Микки Мауза и является главным героем творчества Мураками. Автор широко использует его в своем творчестве.

ДОБ в белоснежном (в синий и киноварь), 2013 г. Сделан из холста, смонтированного на алюминий, акрил и листовую платину. 300х300 две панели.

Не могу не упомянуть, что оригинал "Мистер ДОБ в странном лесу" был куплен Ларри Гакосяном на одном из аукционов в США. Товарищ Гакосян не скупился на деньги. Отвалил за него целых 2,8 миллиона $ . Теперь Ларри не должно быть скучно. Вместе с Мистером ДОБом он может гулять  по странному лесу вечность.

- Болор чарутян арматы арцатасирютюна (с)

Если кого-то интересует галерея Ларри Гакосяна, то можете ознакомиться с ней здесь. У него кстати, самая большая коллекция современных произведений искусства в мире.

8) Пора переключиться с картин на самого художника.

В свои 55 Такаси выглядит довольно хорошо. Родился он в обычной японской семье. Катастрофы, череда войн и оккупация не могли не наложить свой отпечаток на художника. Но за чередой черных полос наступила эра благословения. В Японию хлынули экономические инвестиции, способствующие полноценному и стремительному росту экономики и развитию культуры. Япония отказалась от политики самоизоляции, простила обиды западным "друзьям" и раскрыла свои объятия миру. В страну хлынула массовая культура.

9) Из интервью Центру современного искусства "Гараж" (дословно):

― Я сочетаю  в своих работах две взаимоисключающие вещи, но у всех у них единый базис, я надеюсь. С одной стороны это культура манго: развлекательная, игровая. А с другой  – ощущение катастрофы. Я сочетаю эти разные категории: милые вещи со взыровоопасными. Что касается последнего, это черепа, Годзилла, разнообразные монстры. Но все это в первую очередь связано с переживаниями ядерной катастрофы. Это точка отсчета моей визуальности. Именно это я исследую во всех своих работах. Вот основа этих противоположных категорий. Это самое важное исследование для меня.

Выставка художника в Музее современного искусства "Гараж" состоит из нескольких секторов. Каждый из них представляет собой отдельный этап в жизни и творчестве Мураками.

10) "Дарума", 2010 г. Холст, монтированный на алюминиевый подрамник, акрил, листовая платина.

Мне нравится композиция этой фотографии, ничего менять не стал. Дарумой в японской культуре  называют Бодхидхарму - основоположника дзэн-буддизма. Подпись и печать художника на полотне показывает, что Такаси не забывает и про традиционную живопись и указывает свою сопричастность с ней.

11) Эка дампи ("Ампутиция руки Эки"). Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку. 2015. Холст, монтированный на алюминий, листовая пластина, акрил.

Это картина отсылает нас к теме взаимоотношений между учеником и учителем. За основу взят сюжет картины художника-монаха 15 века. На его полотне был изображен монах Эко, который безуспешно хотел стать учеником того же Дарумы (Бодхидхармы). История закончилась тем, что Эко в дань уважения и доказательства своей преданности отрезал свою руку и преподнес ее "недосягаемому" учителю.Это очень "сильный" поступок. Что тут говорить? У меня, к примеру, есть друг - однорукий художник. В молодости Гена Шумский был полноценным живописцем, закончил академию в Москве и переехал на КМВ. Спустя какое-то время, после трагического случая, он лишился правой кисти. Но несмотря на это, он смог переучиться и теперь пишет не менее потрясающие пейзажи.

А возвращаясь обратно к "Эка дампи"  мне вспоминается одна известная мудрость: "Как только будет готов ученик, учитель всегда найдется". И еще одна: Плох тот ученик, который не превзойдет своего учителя". Самое удивительное, что если мы уберем первую букву из цитаты Леонардо, то смысл приобретет более яркий и выраженный характер. :)

12)  Такаси можно считать полноценным художником. Он работает в разных направлениях: от скульптуры до анимации. Достаточно открытый, активный и талантливый маркетолог своей жизни. Многим известна его история сотрудничества с Luis Vuitton. Мураками после этого превратился в мага элитарного искусства. Джейкобс с помощью художника стремился привлечь молодое поколение японской молодежи. А Мураками, утверждался во мнении, что мода и элитарное бренды могут быть единым визуальным отражением эпохи. Так ли это было на самом деле? Что двигало ими обоими? Да какая уже разница, теперь у Мураками есть собственная корпорация с офисами в США и Японии.

13) А вот еще один пример удачного сотрудничества. На этот раз с Google. Такаси создал дудл ко дню солнцестояния в 2011г. Надеюсь этот креативный дудл напугал немного народа...

Его компания Kaikai Kiki Co (помните первые две скульптуры?) стала по сути учтивым конвейером, исполняющим заказы модных домов и штампующий "искусство" в разных формах и количествах. Разбогател? Что за глупый вопрос?! Богатство - не порок, и каждый зарабатывает как может. А фраза "Каждый художник должен быть голодным" вымерла как когда-то видики или динозавры.

Давайте же вернемся на выставку к Такаси Мураками. Ведь впереди еще много интересного  и восхитительного.

14)

— Добрый вечер, можно мне вон ту Годзиллу и маленького Пикачу? Только у меня наличных нет. Можно карточкой расплатиться?

— Это инсталляция. Мы не продаем их.

— Жаль :)

15)

16) Поклонники комиксов, манго и покемонов могут всматриваться в эти "игрушки" долго. Кажется, вся Вселенная анимэ собралась тут. Кого только не найдешь.

17) Вот еще одно дерево. Столько в нем добра :)

18) Катя Ковалева - моя подруга из Пятигорска. Отлично провели с ней время.

19) С Катей мы зашли в кинозал, чтобы посмотреть короткометражный фильм "Глаза Медузы", срежиссированный автором выставки. Здесь вы можете посмотреть его трейлер, а здесь ссылка на фильм.

Перед входом в кинозал нас встречали главные герои киноленты - "невидимые друзья детей".

20) Даже выписал их имена для вас: голубоглазый - Кэмбриан и Симон

21) Самым храбрым и как оказалось позже - сильным, был Медузик, справа - Пин Хил.

22) Несмотря на то, что после двадцати минут просмотра треть зала опустела, мне понравился этот фильм. Посыл хороший, актуальный, но насилия было многовато. Многие родители со своими детьми поторопились покинуть кинозал спустя двадцать минут просмотра.

23) Суровый арт-триптих переосмыслен: "Восторг! Вызов... и вопрос!" 2010г. Холост, монтированный на алюминиевый подрамник, акрил.

Этот удивительный триптих переносит нас в конец двадцатого века. Я считаю, что именно тогда все и началось. Профессор-искусствовед Нобуо Цудзи  в качестве исследования выбирает творчество тридцатидвухлетнего Такаси Мураками. Между ними возникает дружба, которая спустя двадцать лет перерастает в сотрудничество и грандиозный пиар-проект. На протяжении трех лет с 2009 - 2012гг, успешный художник и исследователь искусства на страницах японского журнала открывают публичную дилемму. Плоды их рассуждений выливаются в 21 журнал, в каждом из которых они поднимают разные темы из области искусства.

В одном из номеров Нобуо Цудзи предлагает Такаси изобразить портрет великого императора Го-Сирокавы, который в свое время был страстным ценителем искусства. Таким образом профессор искусствоведения предложил Мураками доказать свою конгениальность. Мураками в ответ создает триптих, на котором изображает самого` профессора Нобуи Цудзи. И называет картины так:

"Удивление"  – критик думает, он не был готов к такому;"Сложно" – критик смущен, он ничего не понимает, поскольку трудно воспринимать современное искусство;"Ошеломление" – критик в восторге

Неплохо, да? ;)

24) Множество полотен художника украшены вот такими черепами. Они изобилуют своим количеством, размером, цветом и формой.

25) Тайм Бокан (Зеленый, красный, синий) 2001 г

26) Вот еще, на пример ;)

27) Такаси Мураками. «Лунный свет. Непостоянство всех вещей», 2016 гВот как объясняют резиденты "Гаража" эту особенность: "Черепа для Такаси Мураками связаны с ядерной катастрофой августа 1945 года и отношением к ней поколений выживших. Мать художника родилась в Кокуре — городе, для которого была предназначена бомба, сброшенная на Нагасаки (цель была изменена из-за погодных условий). Осмыслению последствий бомбардировок и поражения Японии во Второй мировой войне посвящена вторая глава выставки «Будет ласковый дождь», названная вслед за кодовыми именами двух бомб — «“Малыш” и “Толстяк”». Однако мы с вами знаем череп как один из древнейших символов. Безусловно означающий - Вечность!

28) Хочется показать несколько скульптур японского художника, которых почему-то не было на выставке в Москве :)  Но в то же время их знают и видели многие.

Названия скандальных скульптур слева направо: "Хиропон" (1998 г), "Мой одинокий ковбой" (1998 г) который со своим кнутом кого-то удачно оседлал за 15,2 млн $. Да так что, эта цена стала рекордной для произведений Мураками. Ну и  3-Meter Girl 2011 г. Все три скульптуры сделаны из стали, стекловолокна, синтетической смолы, масла и акрила.

С первыми двумя связан один скандал, обойти который я не могу. В 2011 году более одиннадцати  тысяч человек бойкотировали предстоящую выставку японского художника в Версале. Разумеется эти скульптуры не попали за порог французского дворца. "Порочное искусство" художника было ограничено в экспонировании. Мураками парировал критику тем, что данные произведения не что иное как сатира на банальную сексуальность, предложенную современной массовой культурой.

29)  Серия эскизов, нарисованных молодыми руками автора выставки

30)  Даже скотчем переклеено. Наверно, и в правду они остались с тех пор.

31) Комиксы

32) Многие любят комиксы ;)

33) Еще немного грибов в студию ;)

34) Он тоже устал, столько людей на него глазеют :) «Алое сердце», 2002 г

35) А вот и я на фоне Enso. Энсо — дзенский каллиграфический символ в виде круга, означающий совершенное просветление и "изначальную природу Будды". Немного похабно выглядит, но уж простите, никакого скрытого подтекста ;)

36) Должно быть многие видели фильм "Прибытие". В нем режиссер также использует символику Enso как основу языка, в диалоге между пришельцами и людьми. Рекомендую посмотреть этот фильм. На фоне всех инопланетных-апокалипсисов картина Дени Вильнева стоит чуть ли не особняком ;)

37) Лев всматривается в бездну смерти", 2015. Холст, монтированный на алюминий, листовое золото, листовая платина, акрил, золото 150х300 см

38)

39)

40)

41) Этот раздел экспозиции относится к «Кавайи». К своеобразной «милоте», где реальность теряется в тысячах улыбках, плоскость перетекает в океан образов, где каждая капля формирует общую композицию.

42) Глядя на все это я подумал: Давайте посадим человека по центру кавайи. Не важно, какого пола, возраста и т.д. Пусть он смотрит на все это часов шесть. В перерывах мы, конечно будем его подкармливать. А потом резко выведем на улицу в зимний парк Горького. Что же будет с этим человеком? Как вы думаете? :)

43)

44) Вот к примеру "крупицы воспоминаний" о бомбардировке Хиросимы. Такаси видел и чувствовал это в 17 лет. Серия фотографий на военную тематику

45)

46) Катя, с удивлением разглядывает фотографии из прошлого Японии...

Еще несколько фотографий:

"Пламя желаний" (Стеклопластик, листовое золото). Представлено художником и Perrotin. Позади него, в правом углу представлена работа без названия, созданная при участии MADSAKI, snipe1, TENGA one и ONEZKER в 2017г (Холст, акрил, аэрозольная краска).47)

48) Мураками даже показывал мультики :)

49) Чем-то смахивает на чешского крота.

50)

51) Творчество Мураками никого не оставляет в покое. Даже охрана загипнотизирована.

Ну вот и конец. Разумеется, своим скромным постом я не смог охватить всю экспозицию выставки. Весь этот текст и 51 фотография - это искренние попытки разобраться, понять и порассуждать вместе с вами. Прошу не принимать всерьез, а наоборот - ставить под сомнения каждое мое утверждение. До встречи ;)

skfoonline.livejournal.com

Как понимать выставку Такаси Мураками в «Гараже», Buro 24/7

29 сентября в «Гараже» открылась первая в России ретроспективная выставка одного из самых дорогих и влиятельных современных художников — Такаси Мураками. В пространстве музея показано около 80 работ, которые были созданы художником с начала 90-х годов до наших дней. Некоторые произведения Мураками заканчивал уже непосредственно в Москве. 

Апокалипсис

Название выставки «Будет ласковый дождь» повторяет заголовок одноименного рассказа Рэя Брэдбери, действия которого разворачиваются в постапокалиптическом мире. Обращение именно к нему неслучайно, ведь и вселенная Мураками — это мир постапокалипсиса, своего рода ядерный взрыв. В работах он постоянно переосмысляет трагедию, связанную с атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. Это чудовищное событие, произошедшее летом 1945 года, оказало на него сильнейшее влияние, как, собственно, на любого другого японца его поколения. Жизнерадостное, красочное и на первый взгляд легковесное искусство скрывает в себе страх и ужас. Это чем-то напоминает мультсериал «Время приключений», где все события тоже разворачиваются в мире после ядерной катастрофы.

Такаси Мураками «Эка данпи («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку», 2015

Масс-культура

Мураками — это своего рода японский Энди Уорхол или Рой Лихтенштейн. Он и не скрывает, что вдохновлялся американским поп-артом, но использует японские культурные коды. Так, большинство персонажей Мураками очевидно берут начало в эстетике аниме и манги, из-за чего художника нередко сравнивают с его соотечественником, мультипликатором Хаяо Миядзаки, который одним из первых открыл западу аниме, а кто-то даже говорит о влиянии второго на первого.

За всеми фантастическими образами Мураками стоит японское искусство в самых разных его проявлениях. Это и классические произведения Хокусая и Утамаро, и древние сказания о призраках и волшебных существах. Переплетая между собой современные культурные коды и референсы к традиционному искусству, которому уже не одна тысяча лет, Мураками создает внешне простой и привлекательный, но на самом деле замысловатый и вдумчивый арт, который сможет понять и принять человек из любого уголка мира. Это — с одной стороны, а с другой, за внешне легкомысленными работами Мураками скрывается трезвый расчет: художник стремится утвердить позиции японской культуры на всем земном шаре. Он король китча и свое искусство характеризует как superflat. Этим словом художник обозначает размывание границ между Востоком и Западом, высоким и низким, искусством для всех и искусством элитарным.

Такаси Мураками «Воспоминания о бурной жизни», 2015 

Мода

Мураками невероятно амбициозен, поэтому, как и почти все художники современности, он окружил себя целым аппаратом пиара: его работы — это не только узнаваемые и растиражированные образы, это уже имидж и бренд. У него есть собственная компания под названием Kaikai Kiki Co., Ltd с офисами в Токио и Нью-Йорке. Название компании отчасти характеризует все искусство художника: если поменять местами слова в названии «Kaikai Kiki», то получится японское прилагательное «kikikaikai», которым обозначаются сложные, странные или тревожные явления.

Компания занимается абсолютно всем: создает искусство, продукт, представляет и продвигает современных японских художников, выполняет многомиллионные заказы для модных домов, телевизионных и музыкальных компаний. Что касается моды, то с 2000 года Такаси Мураками сотрудничает с Louis Vuitton. Специально для модного дома художник раскрасил легендарную монограмму, а позже включил ее в собственные работы, создав серию картин, на которых изображены исключительно разноцветные буквы LV. В 2015 году Мураками сделал уже полноценную коллекцию аксессуаров для модного дома: на знаменитых сумках появились персонажи его произведений. Не менее громкой стала коллаборация художника с Vans. Слипоны, футболки и скейтерские доски заполнили психоделические принты со знаменитыми радужными ромашками и черепами. Мураками, стремящийся охватить все возможные слои массовой культуры, всегда готов работать и с музыкантами. Так, для альбома Канье Уэста «Graduation» художник сделал обложку в своем фирменном стиле, а для Фаррелла Уильямса снял анимационный клип.  

Обложка альбома Канье Уэста «Graduation»

Удивительным образом творчество Мураками сочетает в себе контрастные явления: искусство здесь соседствует с мультипликацией, апокалипсис — с веселым красочным миром, возвышенное — с низким. Своим искусством он переворачивает с ног на голову популярную культуру, иронизирует над ней и постоянно пересоздает ее. А честное, прямое и спокойное отношение художника к индустрии популярной и коммерческой культуры делает его искусство не только актуальным, но и по-своему великим.

www.buro247.ru

Такаси Мураками: интервью с художником о выставке «Ласковый дождь» в «Гараже» | Радости жизни | Новости

Новости

Работы мэтра с завтрашнего дня показывают в «Гараже»

28 Сентября 2017 ОБНОВЛЕНО 4 Июня 2018 Анна Федина

Японский бог — Такаси Мураками

Такаси Мураками

В студии Такаси Мураками в промышленном пригороде Токио солнце не заходит никогда. Потому что его просто не видно. Мастерская главного японского художника современности занимает ог­ромный, на восемь тысяч квадратных метров, ангар, где две сотни сотрудников (еще столько же трудятся в нью-йоркском подразделении компании) работают двадцать четыре часа в сутки — в две смены, без выходных и с отпуском на три дня в году. Это конвейер в полном смысле слова: если где-то возникает пауза, останавливается работа на всей фабрике, поэтому на съемку после многомесячных переговоров фотографа пускают в одиночестве, только на полчаса и берут клятву никого не отвлекать. Кажется, на атомную электростанцию попасть было бы легче.
Японский бог — Такаси Мураками

В мастерской художника работают 200 человек. Смены две, выходных нет, отпуск — три дня в году. Мураками живет там же, в картонной коробке с лампочками для чтения

Подручные Такаси — его верные до мозга костей фанаты и неутомимые перфекционисты, которые держат под контролем и по несколько раз перепроверяют все: от глобальных проектов, вроде проходящих в этом году одновременно в Осло и Чикаго выставок мастера, до запятой в подписях к картинкам на этой странице. За мастера они продадут душу и замучают кого угодно судебными исками. Пятидесятипятилетний Мураками отвечает взаимностью, регулярно устраивает для всех сотрудников вечеринки и, несмотря на подрастающих в Токио двух детей-младшеклассников, большую часть времени живет тут же, на фабрике. Как Диоген, в картонной коробке, внутри которой — лампочка для чтения. И это не шутка.

«Самая важная для меня часть московской выставки — это проект по точному воспроизведению кусочка моей студии в одном из залов «Гаража», — говорит Такаси. — Ужасно любопытно, получится ли это осуществить. И если да, то, видимо, мне придется поработать в этой модели мастерской, и такая перспектива тоже тревожит и интригует». «Мы привезем листы с расписанием работы студии на день и на неделю. Уже они производят неизгладимое впечатление и дают представление о масштабе, — обещает старший куратор музея «Гараж» Екатерина Иноземцева. — Такой формат производства искусства, кстати, не Уорхол придумал, у Рубенса было то же самое».

Японский бог — Такаси Мураками

Холодный сад при входе в студию

Выставка «Ласковый дождь» продлится почти пол­года и займет все отремонтированное Ремом Колхасом здание музея в Парке Горького. Московская экспозиция особенная: это будет не просто собрание работ разных лет из музеев и частных коллекций, а сопоставление полотен художника с шедеврами японских мастеров XVIII и XIX веков из собрания ГМИИ имени Пушкина. Хоть Мураками и придумал для описания своего метода термин superflat, подчеркивая в том числе и двухмерность традиционной японской живописи, под его глянцевыми улыбающимися цветочками, разноцветными черепушками и мультяшными героями скрывается второе дно. Его-то в «Гараже» и помогут обнаружить.
Японский бог — Такаси Мураками

«Посвящается Фрэнсису Бэкону (Этюд к портрету Изабель Росторн)», 2002

Сын таксиста и домохозяйки, Такаси родился в 1962 году в Японии, где сосуществовали не зажившие раны Хиросимы («Про поражение в войне часто говорили и дома, и в школе, и по телевизору») и американский масс-маркет, как культурный, так и бытовой. Дети играли в американских солдатиков, а их фирменные рюкзачки были вдохновлены военной формой. Главным жанром японского искусства было аниме, родившееся в 1950-е как способ пережить и осмыслить военную травму. «Мне нравилась анимация, я поступил в Токийский университет искусств на мультипликатора. И как раз тогда, в 1979-м, вышел первый полнометражный мультфильм по мотивам комиксов «Галактический экспресс 999» про подростка, путешествующего по разным планетам, чтобы найти и победить злодея. Я посмотрел его и понял, что анимация способна изменить жизнь и устремления людей. Но аниматором в итоге не стал, не хватило таланта. Зато в двадцать шесть лет я увидел выставку японского деятеля современного искусства Синро Отакэ, и моей мечтой стало делать что-то столь же хаотичное. И тогда я решил быть художником».

Современного искусства в Японии в то время почти не существовало, и, освоив в университете классическую живопись нихонга, Мураками в 1994 году отправился на стажировку в Нью-Йорк — вот уж где было чему поучиться! А вернувшись, стал делать работы, вдохновленные японской массовой культурой вроде манги, аниме и особой субкультуры фанатов-отаку. Для зрителей Америки и Европы все эти цветочки и веселые черепа, конечно, были экзотикой, в которой подспудно ощущалась катастрофа.

Японский бог — Такаси Мураками

«Воспоминания о бурной жизни», 2015. «Тайм Бокан», 2001

«Он ворвался в западное искусство с совершенно особым подходом к изображению, — говорит Екатерина Иноземцева. — В Америке конца 1980-х — начала 1990-х процветал постмодернизм, с пренебрежением относившийся к качеству. И вдруг появляется Мураками, вещи которого сделаны так, что у тебя возникает головокружение, когда ты осознаешь, сколько труда в это вложено».

Мураками создал уникальный тип художника. Со­единил восточную традицию изысканного и методичного повторения образцов (поэтому-то его сотрудники считают вырисовывание мельчайших закорючек не каторгой, а благом) с западным свободным полетом фантазии, стремлением создать собственную вселенную, преобразовать мир.

Он вообще мастер стирать границы: смешивать высокое и низкое искусство, успешно сотрудничать с люксовыми и уличными марками, продавать работы с аукционов за семизначные суммы и тут же с той же символикой выпускать копеечные брелоки и значки. И мало кто зашел на этом пути так далеко. Его самая скандальная работа — скульптура 1998 года «Мой одинокий ковбой» в виде лучезарного и абсолютно голого мультяшного юноши, вокруг которого спиралью закручивается его сперма, — ушла через десять лет на «Сотбис» за пятнадцать с лишним миллионов долларов.

Японский бог — Такаси Мураками

«Эка Данпи: Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку», 2015

Феноменально образованный как в японском, так и в европейском искусстве, открытый всему новому Мураками все время ищет свежие форматы. Например, самозабвенно ведет инстаграм, выкладывая туда смешные, трогательные и очень откровенные ролики из своей жизни, вплоть до похода к зубному. В панаме и широких штанах на подтяжках он дурачится, но не забывает о главном: «Отрадно видеть, как увеличивается количество моих подписчиков, но прежде всего я радуюсь, что посредством блога могу рассказать о реалиях современной Японии, которая находится на самом дальнем востоке ойкумены. Плюс инстаграм мне интересен как пример того, что способы коммуникации меняются молниеносно, и те формы искусства, которые не соответствуют эпохе, остаются за бортом. Так что не надо слушать теории искусствоведов. Следовать естественным образом сложившейся форме — вот что я считаю важным».

В 2012 году, после аварии на «Фукусиме», Такаси сделал как утешение соотечественникам и талисман от катастроф самую большую картину в истории — стометровое полотно «500 архатов». Архаты в буддизме — это просветленные, и две с половиной тысячи лет назад они собрались вместе, чтобы не дать учению Будды погибнуть. Аварии на атомной станции посвящен и первый анимационный фильм Мураками «Глаза медузы» (2013) про детей, подружившихся со странными, видимыми только им существами. Сейчас в производстве еще один анимационный и пара игровых фильмов. «Мечта исполнилась, — улыбается художник. — Я снимаю мультфильмы, но пока не очень хорошо».

Японский бог — Такаси Мураками

«Кайкай и Кики», 2000-2005

«У меня больше нет амбиции, например, привить японцам интерес к современному искусству, — рассуждает он о целях и задачах. — Я просто делаю то, что в моих силах. Что толкает меня вперед? Ежемесячная борьба со страхом перед возможным банкротством компании. Это то, с чем сталкиваются руководители средних и мелких предприятий, и по ночам, бывает, чувство тревоги не дает мне уснуть. Я работаю каждый день, чтобы держать дело на плаву».

Как на все хватает энергии? «Все благодаря поддержке иглотерапевта и мастера фэншуй, — говорит Мураками, который в свободное время коллекционирует керамику и выращивает у себя на фабрике кактусы и жуков, похожих на майских, чтобы потом раздавать детям, — есть у японцев традиция соревноваться, кто более крупного жука вырастит. — А еще этим летом я увлекся ловлей и разведением рыбок и прочих водных организмов». Это, конечно, его фирменная ирония. А если серьезно? «Быть всю жизнь в меньшинстве — вот что придает сил».

Японский бог — Такаси Мураками

Такаси Мураками с собакой Под в своей токийской студии на фоне работ «Лев вглядывается в бездну», 2015, и «Поля улыбающихся цветов», 2016

www.vogue.ru

Художник Такаси Мураками преобразил музей «Гараж» до неузнаваемости

Москву накрыло «Ласковым дождем»

01.10.2017 в 16:01, просмотров: 7367

Музей современного искусства захлестнула волна японского искусства, произведенного мегазвездой Такаси Мураками. Его первая в России выставка с многообещающим названием «Будет ласковый дождь», (отсылка к антиутопическому рассказу Рэя Брэдбери), уносит в другую реальность. Это сказка, где нет правил, верх перепутан с низом и все движется с одной скоростью по плоской поверхности экрана, прежде чем раствориться в небытии. А оно у Мураками, как у любого хулиганистого гения, непредсказуемое.

Художник Такаси Мураками преобразил музей «Гараж» до неузнаваемости

фото: Ксения Коробейникова

Такаси Мураками остался доволен своей выставкой.

Телепортация в мир художника начинается на подходе к музею, где он нетипично серьезный глядит на нас с баннера и произносит: «Для меня важно оставлять послания людям будущего и при этом быть на одной волне с современниками». Подобные посылы ярких мастеров рискуют остаться лишь претензией, если их выставки превращают в шапито из шквала экстравагантных вещей. Нынешний смотр от этого уберегли. Его развели на пять глав-разделов, складывающихся в многослойную, при этом связную новеллу. Ее главное достоинство — наглядное объяснение, откуда у данного искусства «растут ноги» (изобретательное кураторское решение Екатерины Иноземцевой).

Мураками равномерно вдохновляется как японскими мастерами прошлого — Кано, Хиросигэ, Хокусай, чьи гравюры демонстрируются из собрания ГМИИ им. Пушкина, так и персонажами поп-культуры. Среди них особым спросом пользуется бесполая и, похоже, безмозглая кошечка Hello Kitty, ставшая соперницей Микки-Мауса. Если вам эти имена ни о чем не говорят, то вы откроете их для себя на выставке, где сотни героев манги (японские комиксы) и аниме (японская анимация, которую крутят здесь на десятке экранов в замысловатых клетках) демонстрируются нешуточными лавинами, как в самом забитом до отказа магазине игрушек.

Если бы Мураками хватало только на это, за ним бы не выстраивались очереди из флагманских музеев мира. Не галерей! Хотя западные коллекционеры прикладывают недюжинные усилия, чтобы уговорить художника хотя бы на одну коммерческую выставку... Не на того напали. Мастер не изменяет японской философии аскетизма, которая распространяется не только на его творчество, но и на быт. Он обитает в пригороде Токио практически в лачуге, где нет ванной, а вместо кровати — спальный мешок.

Основанная Мураками компания, занимающаяся тиражированием его объектов и поддержкой начинающих художников, располагается рядом с лачугой. Молодая команда из 600 человек (для импресарио важно обеспечить трудом как можно большее количество людей) работает в основном по утрам.

Тема смерти — особый сюжет выставки. Он отсылает нас к коварству, с которым Запад обвел вокруг пальца Страну восходящего солнца. Речь идет об августе 1945-го, когда по приказу американского президента Трумэна на Хиросиму сбросили «Маленького мальчика», а на Нагасаки — «Толстяка». По иронии судьбы Мураками — толстяк и маленький мальчик одновременно. В своем искреннем и лучезарном искусстве он препарирует психологию нации, которая, кажется, застыла в возрасте вечного подростка.

Не стоит высматривать в нем толстого или тонкого, элитарного или массового, принца или нищего... Все это есть в собирательном образе героя Мураками, который отражает суть японской цивилизации и ее искусства. Там нет привычных русскому зрителю глубины и перспективы, а изображение строится на плоскости. Называется это Superflat — придуманный Мураками термин, который обозначает суперплоскость.

— Мы постарались максимально передать все знания и эмоции, полученные в Японии во время поездок к Мураками, — комментирует директор «Гаража» Антон Белов. — Испытали там все радости японского прогресса: ночевали в спальных мешках, ели странную еду в страшных ресторанах, пели в караоке, ездили в глухие музеи с фантастическими производствами... В общем, делали все то, без чего невозможно воспроизвести дух Мураками.

А он в музее повсюду, вплоть до фасада, кафе и, простите, уборной. Для полной смены координат еще можно скатиться со специально возведенной горки-трубы, которую первым делом по приезде опробовал сам Мураками. И как мы жили раньше без этого феноменального культа счастья и демократичности?!

www.mk.ru

Путеводитель по творчеству Харуки Мураками — НТ

Мы всегда стремимся разобраться и получше понять то, что отличается от нас. Так, для европейского человека глубокой тайной является мир Востока, их менталитет и образ жизни. Пришло время узнать Азию, и в частности Японию, получше, и в этом нам поможет легендарный японский писатель Харуки Мураками.

Без маленькой справочки мы никуда. Литературная деятельность Мураками началась в 1979 году, он написал и выпустил роман «Слушай песню ветра». Все его творчество насчитывает 14 романов, один из которых не переведен и два представлены тремя книгами, мы расскажем о 13-ти романах. В творчестве Харуки Мураками удивительным образом сплетается европейская и азиатская культуры, реализм и фантастика, явь и сон, текст и музыка. О музыке нужно упомянуть отдельно.

testpress.news

Чтобы лучше прочувствовать его книги, нужно надеть наушники и каждый раз, как в тексте мелькнет музыкальное название, искать его на просторах Интернета и включать. Такое обилие музыкальных отсылок в книгах Мураками не случайно, писатель безумно любит джаз и коллекционирует джазовые пластинки, которые частенько упоминаются на страницах его романов. Сам Мураками писал:

«Это может показаться парадоксальным, но если бы я не был настолько поглощен музыкой, я бы не стал писателем. Даже сейчас, почти 30 лет спустя, я по-прежнему черпаю многое из музыки. Мой стиль глубоко пронизан рифмами Чарли Паркера и ритмом прозы Ф. Скотта Фицджеральда. И я по-прежнему черпаю новое в своей литературе в музыке Майлза Дэвиса».

Поэтому надевайте наушники, дорогие читатели. Пришло время погрузиться в удивительные и парадоксальные миры Харуки Мураками.

 

ХАРУКИ МУРАКАМИ И ЕГО КРЫСА

Начнем, как и сам Мураками, с «Трилогии Крысы» — серии из трех разрозненных романов, продолжение к которым вышло через шесть лет после последней книги. С «Трилогии Крысы» начинается литературная деятельность Харуки Мураками, рождаются его особенные миры.

mrsgonzo.ru

  1. «Слушай песню ветра», 1979

«Вдруг, забравшись в будущее – на несколько лет или даже десятилетий – я обнаружу там себя спасенным? Тогда мои слоны вернутся на равнину, и я найду для мира слова красивее тех, что имею сейчас.»

Дебютная работа Мураками, первая часть «Трилогии Крысы». Идея написать ее пришла к писателю неожиданно, стихийно. В то время он, как и один из героев книги, держал небольшой джаз-бар.

«Слушай песню ветра» идеальна для знакомства с творчеством Мураками, она небольшая, но пронизана на протяжении всего повествования тонкими нитями человеческих судеб. Они увлекают читателя в свою паутину, заставляют чувствовать то, что чувствуют герои.

Вы встретите в книге всего одно имя и одно прозвище, но повествование и описание построены так, что вы не запутаетесь в персонажах, даже если сильно захотите. На «Слушай песню ветра» уйдет меньше вечера, она переведена легко. Но главное – она знакомит нас с Крысой, персонажем, которого мы ни раз еще встретим в дальнейшем. Его история здесь раскрывается через призму безымянного студента, от лица которого ведется повествование, и плавно перетекает в «Пинбол 1973».

murakamiharuki.ru

  1. «Пинбол 1973», 1980

«Эта история не только про меня. Второго ее героя звали Крыса. В ту осень мы с ним жили в городах, которые разделяли семьсот километров. Книга начинается отсюда, с сентября 1973 года. Это вход. Будет неплохо, если окажется и выход. Если же выхода не окажется, то писать книгу никакого смысла нет.»

«Это будет книга о пинболе», — говорит нам в начале опять-таки безымянный повествователь, один из владельцев переводческой конторы. Однако в действительности все далеко не так очевидно. Пинбол вы, конечно, встретите, и даже узнаете много интересных фактов из истории этих игровых машин.

Но «Пинбол 1973» — совсем не о играх.

Он о людях, о парадоксах их жизни и восприятия. Уже здесь в творчестве Мураками проявляются странные, немного фантастические мотивы. В книге нас встречают уже знакомые по первой части персонажи: Крыса, бармен Джей. Но есть и новые лица, и их Мураками снова не называет по именам. «Пинбол 1973» куда более странен и необычен, чем «Слушай песню ветра», но и он  затягивает в свои переплетения и сложности не хуже предшественника. История Крысы обретает больше граней, становится яснее и четче, и переносится в «Охоту на овец».

alecumatraguna.wordpress.com

  1. «Охота на овец», 1982

«Через десять минут тебе позвонят. Разговор пойдет об овцах. О многих – и об одной. Ну, а потом начнется охота.»

Снова мы встречаемся с нашим знакомым переводчиком, снова встречаемся с Крысой. В «Охоте на овец» Мураками продолжает свою манеру «без имен», повествование ведется снова будто бы на грани сна и реальности.

И если «Пинбол 1973» реалистичный, но странный, то «Охота на овец» пронизана от начала до конца тонкой фэнтезийной нитью. Роман основан на легенде о переселении души Овцы в тело человека, и он, как и предыдущие два, не о том, о чем сказано в названии. В первую очередь он о людях, о неожиданных поворотах их судеб, об отношениях к друг другу и окружающей действительности.

Плавное размеренное описание затягивает в сюжет, а причудливое сплетение чисто японских и европейских черт подробнее знакомит читателей с самим писателем и с родным ему миром.

  1. «Дэнс, дэнс, дэнс», 1988

«…И тут я наконец осознал: вокруг меня — кромешная тьма. Ни лучика света. Двери лифта все так же беззвучно затворились у меня за спиной, и эта тьма стала черной, как битумный лак. Я не различал даже собственных рук. Музыка тоже исчезла. В зябком воздухе едко пахло какой-то хиной. И в этой кромешной тьме я стоял, не дыша, совершенно один.»

1982 год, издана «Охота на овец». За последующие шесть лет Харуки Мураками напишет «Страну Чудес без тормозов и Конец света» и «Норвежский лес», но история Крысы и безымянного переводчика все еще будет плотно сидеть в его голове и сердце.

«Дэнс, дэнс, дэнс» подводит под историей Крысы черту, завершает ее и тем самым освобождает от себя писателя. Герои развиваются дальше, меняют себя и все вокруг себя, «вытанцовывают» из себя тех, кем должны быть. Танцуй и не останавливайся; танцуй, пока играет музыка; танцуй. Ведь именно в танце раскрывается душа.

ХАРУКИ МУРАКАМИ И ТЫСЯЧА НЕВЕСТЬСОТ ВОСЕМЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД

krutor.net

Трилогия «1Q84» — одна из самых знаковых и известных вещей, что выходила из-под пера Харуки Мураками. Встречайте отсылки к легендарной антиутопии Оруэлла, запутанный захватывающий сюжет и классическую музыку.

«1Q84», роман в трех томах, 2009-2010

«Умирать не страшно. Страшно, когда выпадаешь из реальности. Или когда реальность выбрасывает тебя.»

Многие знают Мураками именно по этому роману. Чувствуете легкую нотку Оруэлла? Вы не ошиблись, в названии и в самой книге есть отсылка к легендарной антиутопии. Время действия книги – 1984 год, который героиня Аомамэ и называет «тысяча невосемьсот восемьдесят четвертый».

Главной особенностью романа, которая до этого встречается в «Стране Чудес без тормозов и Конец света» и «Кафке на пляже» — разделение повествования на две ветки по главам. В «1Q84» чередуются главы, рассказывающие историю с точки зрения героини Аомамэ и героя Тэнго.

Сначала читать подобное повествование непривычно, но через несколько глав понимаешь, что история раскрывается, и каждое переплетение двух историй, замеченное на страницах, приводит в восторг. Мураками и здесь не изменяет себе, наполняя истории Аомамэ и Тэнго элементами фэнтези. Биологическая фотореалистичность некоторых описаний, детальное погружение в быт героев, легкий экскурс в историю Японии и атмосфера странности – и все это в легком флере классической музыки. Несколько глав «1Q84» — и вы в самом настоящем «Воздушном коконе», словно сами герои романа.

ХАРУКИ МУРАКАМИ И ЛЮБОВЬ

Отдельный пласт творчества Мураками занимают любовные романы. В прямом смысле «любовными», как мы привыкли, их при этом назвать нельзя. Любовные романы Мураками – не бездумные простенькие истории. Это личные трагедии, сложные обстоятельства и сюжеты, в которых теряются и растворяются не только читатели, но и сами персонажи.

http://writingcave.com

  1. «Норвежский лес», 1987

«Определенно, мои воспоминания удаляются от того места, где она стояла. Точно я удаляюсь от того места, где когда-то стоял сам. И только пейзаж, только эта картина октябрьского поля раз за разом всплывает в моей памяти, точно кадр из кинофильма. И этот пейзаж наносит удары по какому-то уголку моей головы.»

«Норвежский лес» — первый действительно любовный роман Харуки Мураками, в котором центральное место занимают секс и близкие отношения между персонажами. Здесь вы практически не встретите привычных для Мураками фантастических элементов, повествование ровное и не разделено на линии. Мы погружаемся в воспоминания Тоору Ватанабе, который рассказывает бумаге и нам о своих студенческих годах и о том, как развивались его отношения с девушками, Наоко и Мидори.

«Норвежскому лесу» свойственна плавность, размеренность, спокойная атмосфера и трагичный, печальный сюжет. Множество раз Мураками задавали вопрос, не автобиографичная ли эта книга, и каждый раз писатель отвечал: «Нет». Чтобы понять что-то, какое-то явление или особенность человеческого восприятия, необходимо расписать это на бумаге. В 2010 году роман был экранизирован французским режиссером вьетнамского происхождения Чан Ань Хунгом, саундтрек Джонни Гринвуда из группы Radiohead и сложность самого романа сделали экранизацию как минимум достойной если не любви, то внимания и тех, кто знаком с оригиналом, и тех, кто его не читал.

  1. «К югу от границы, на запад от солнца», 1992

«Иногда я смотрю на тебя и думаю, что вижу далекую звезду. Она так ярко светит, но свет от нее идет десятки тысяч лет. Может статься, и звезды-то уже нет. А он все равно как настоящий. Такой реальный… Реальнее ничего не бывает.» 

Еще один роман Харуки Мураками, который читается за чуть больше, чем один вечер. Мы встречаем на страницах двоих: хозяина джаз-бара (привет, Джей из «Трилогии Крысы») Хадзиме и его подругу детства Симамото.

Мураками мастерски описывает любовные отношения, от момента зарождения симпатии до взрыва, который переживает каждый. Хадзиме рассказывает, как он встретил впервые Симамото школьником, как между ними зародилось то чувство, которое мы называем любовью. Но не забывайте, что мы читаем Мураками. Так легко и приятно не будет, и сюжет «К югу от границы, на запад от солнца» не дадут заскучать.

pinterest.com

  1. «Мой любимый sputnik», 1999

«Мне кажется, в нашей далекой от совершенства жизни должно быть хоть чуточку бесполезного. Если все бесполезное улетучится, жизнь потеряет даже свое несовершенство.»

Уже по описанию романа «Мой любимый sputnik» становится понятно – сюжет здесь далеко не банальный. Читатель сталкивается со своего рода любовным треугольником, в который втянут безымянный главный герой, его подруга Сумирэ, в которую он влюблен, и замужняя женщина Мюу, в которую влюблена Сумирэ.

Повествование ведется от лица безымянного героя, но главную роль в книге играет не он, а именно Сумирэ. Сам Мураками называл свой роман «историей об аномальных вещах, происходящих с нормальными людьми».

Вы уже соскучились по парадоксам реальности? «Мой любимый sputnik» вам их предоставит. Слог легкий, сюжет затягивает и заставляет поверить, что и такое тоже бывает. Отдельно нужно отметить сами описания чувств: у Мураками они выходят очень стройными, понятными и живыми. Мне не составило труда осознать себя на месте героев и прожить то, что они пережили. Любителям запутанных любовных историй «Мой любимый sputnik» к прочтению обязателен!

ХАРУКИ МУРАКАМИ И ПАРАДОКСЫ ВСЕЛЕННОЙ

Да, о парадоксах и странностях в романах Мураками уже неоднократно упоминалось. Да, ими наполнены и другие его романы. Почему же именно эти мы выделяем в отдельный блок? Все просто – в них странности и сложности занимают чуть ли не основное место, двигают персонажей и сюжет. Параллельные миры, говорящие животные и втянутые в это все обычные люди – вот, что вы найдете на страницах следующих книг.

mrsgonzo.ru

  1. «Страна Чудес без тормозов и Конец света», 1985

«Между действием одного человека и прямо противоположным действием другого непременно должна быть какая-то принципиальная разница. Ибо когда это различие исчезает, автоматически рушится и стена, отделяющая один поступок от другого.»

«Страну Чудес без тормозов и Конец света» можно назвать одним из самых загадочных и мистических романов Мураками. Сюрпризы начинаются уже с манеры повествования, нечетные главы рассказывают историю «Страна Чудес без тормозов», а четные – «Конец света». Это будто бы две книги в одной, разные, но имеющие общие черты.

Действие «Страны Чудес без тормозов» разворачивается в современной Японии, действие «Конца света» — в загадочном Городе, расположенном будто в ином мире, со своими порядками и законами не только юридическими, но и физическими.

listread.ru

  1. «Хроники Заводной Птицы», 1994-1995

«Вот ты говоришь: все запуталось и переплелось, не могу, мол, разобраться. А не оттого это, что ты пытаешься решать свои дела с самого верха? Собрался что-то важное сделать — начинай лучше с какой-нибудь ерунды. С пустяка, который каждому виден и понятен. И обязательно потопчись как следует вокруг него.»

В Японии роман «Хроники Заводной Птицы» был выпущен тремя книгами: «Сорока-воровка», «Вещая птица» и «Птицелов».

Экстрасенсорика, запутанные жизненные обстоятельства, взлеты, падения и криминал – вот список того, о чем пишет Харуки Мураками. В центре повествования – неудачник Тору Окада, его жена Кумико, ее брат Нобору. Герои оказываются втянуты в криминальные сети, присутствует ярко выраженный элемент мистики.

Этот роман Мураками в значительной степени связан с историей: в тексте присутствуют значительные вставки, посвященные японской оккупации Китая и войне с СССР на Халхин-Голе в 1939 году. 

kult-life.ru

  1. «Кафка на пляже», 2002

«Налитое тяжестью время накатывает на тебя, как старый запутанный сон. А ты идешь и идешь — будто продираешься сквозь него. От этого времени не скроешься — даже на краю света. Но даже если это так, ты обязан идти туда. Потому что не можешь не идти…»

Роман «Кафка на пляже» вошел в список 10 лучших романов 2005 года The New York Times. Значимо? Значимо.

Параллельно развиваются две истории: сбежавшего из дома подростка Кафки Тамуры и слабоумного доброго старичка Накаты. Здесь вы встретите и говорящих котов, и неимоверную жестокость, и реализм описаний – словом, все то, что мы так любим в книгах Харуки Мураками.

«Кафка на пляже», помимо всего прочего, был награжден Всемирной премией фэнтези. Это нетипичный, но крайне интересный представитель жанра. В основе сюжета есть немного искаженная легенда о царе Эдипе, которому отец предсказал переспать с собственной матерью. На месте Эдипа оказывается Кафка Тамура, и ответ на вопрос «Свершилось ли пророчество?» можно найти в книге.

  1. «Послемрак», 2004

«Собственное имя, к сожалению, так просто не забывается. Отчего мы постоянно забываем только чужие имена — даже те, которые должны помнить обязательно?»

Каждая глава «Послемрака» — отдельное время одной ночи. Действие романа разворачивается в центре Токио, где-то между сном и реальностью. За одну ночь главная героиня Мари встречает самых разных людей: женщину, бывшего бойца, сейчас работающую администратором в лав-отеле; китайскую проститутку, которая была избита и ограблена; компьютерного эксперта с садистскими наклонностями, студента Такахаси.

«Послемрак» — удивительная книга. Читатель чувствует ее на уровне души, кожей осознает ее перипетии. В каждом из нас есть что-то, что тянет нас в ночь, проникается ее музыкой сильнее, чем все остальное наше существо. «Послемрак» помогает открыть это что-то и отправляет его туда, куда оно сильнее всего хочет – в ночь.

d.hatena.ne.jp

  1. «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий», 2013

«В эпоху, когда больше никому ничего не интересно, мы утопаем в информации о совершенно ненужных нам людях. И если захотим, можем запросто узнать о них что угодно. Но только все равно не узнаем, что это за люди. Сами они так и останутся для нас неизвестны и непредсказуемы.»

Самая продаваемая книга Японии за 2013 год, в первый месяц «Бесцветный Цкуру Тадзаки» разошелся тиражом в миллион экземпляров. Это последняя переведенная книга Мураками, ею мы и завершаем наш экскурс в его творчество.

«Бесцветный Цкуру Тадзаки» — роман-воспитание с элементами магического реализма. «Магический реализм» — идеальный термин для того, чтобы описать все творчество Мураками. Главный герой Цкуру Тадзаки пытается найти ответ на вопрос «Почему его жизнь пошла под откос?», что произошло во времена, когда его, еще студента, бросили все друзья.

Здесь стоит упомянуть, что «Цкуру Тадзаки» — единственное имя в романе, которое не связано с цветом. Оно переводится как «скопление утесов», когда как имена его друзей имеют в себе цвет: «красная сосна», «синее море», «белый корень», «черная пустошь» и «серое поле». В романе «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий» можно проследить параллель с известным романом Франца Кафки «Процесс»: герои обоих произведений переживают странные, независящие от них события, и пытаются разобраться, что за рок на них свалился.

За всю свою творческую биографию Харуки Мураками написал 14 романов, 12 сборников рассказов, две книги в жанре документальной прозе, сборники зарисовок, детских сказок и эссе. Его проза характеризуется глубоким психологическим анализом персонажей, аскетичным вдумчивым слогом, невероятными поворотами сюжетов. Во всем мире Мураками известен как признанный мастер фантастического пера, в его романы влюблены тысячи человек. Есть надежда, что среди его романов вы найдете то, что порадует и затянет лично вас, будь то история о парне по прозвищу Крыса, любовный роман или разбитый на две ветки рассказ о Городе.

Автор: Мария Ковалева

ne-text.ru

Суперплоское искусство Такаси Мураками

Такаси Мураками сделал для современной японской культуры столько же, сколько Миямото Мусаси для Бусидо. Time помещает его в список «100 самых влиятельных людей на планете» и, что характерно, он в этом списке — единственный художник. Точно так же, он — единственный японец, чьи работы выставлялись в Версале. Если бы императорская фамилия внезапно прервалась и народу Японии срочно понадобился бы новый император, пришлось бы выбирать бы между Миядзаки, Такеши Китано и нашим сегодняшним героем, Такаси Мураками. 1 февраля бородач празднует свое 56-летие — самое время посмотреть на его самые крутые работы и понять, что же он такого сделал, чтобы завоевать наше уважение.

такаши мураками такаси мураками оотвратительные мужики disgusting men

Такаси Мураками создал и развил концепцию Superflat, то есть «Суперплоского искусства» — новой волны в живописи, которая должна выбить почву из-под ног даже у привычного к дикому японского обывателя. Суть Superflat не так просто передать словами. Такаси отказывается от разделения искусства на высокое и низкое, берет принцип игнорирования 3D из традиционной японской графики (вспомните картины старых мастеров, в них даже может быть нарушена перспектива) и совмещает с новыми веяниями. К последним относятся повальная любовь к аниме, а также сексуальные комплексы, характерные для отаку. Ко всему этому стоит добавить традиционные буддистские мотивы, и получится та самая «суперплоскость».

Для полноты эстетического ощущения рекомендуем рассматривать все под соответствующий glitch-hop:

«Тан Тан Бо Блюет», 2002

такаши мураками такаси мураками оотвратительные мужики disgusting men

«Остров Мертвых», 2014

такаши мураками такаси мураками оотвратительные мужики disgusting men

«Тан Тан Бо Говорит», 2014

такаши мураками такаси мураками оотвратительные мужики disgusting men

«Автопортрет художника в стрессе», 2012

такаши мураками такаси мураками оотвратительные мужики disgusting men

«Оммаж Фрэнсису Бэкону», правая часть диптиха, 2016

такаши мураками такаси мураками оотвратительные мужики disgusting men

«Оммаж Фрэнсису Бэкону», левая часть диптиха, 2016

такаши мураками такаси мураками оотвратительные мужики disgusting men

«727-272», 2007

такаши мураками такаси мураками оотвратительные мужики disgusting men

Отдельно стоит отметить его серию, посвященную Бодхидхарме — тому самому индийскому мужику, который по легенде приплыл в Китай на собственной сандалии, создал дзен-буддизм и основал Шаолиньский монастырь. Так культовый персонаж выглядит в представлении Такаси Мураками:

«Лишенный четырех конечностей, вопреки всему освобождает сердце», 2007

“That I may time transcend, that a universe my heart may unfold

«Вселенная в глазе сердца», 2007

такаши мураками такаси мураками оотвратительные мужики disgusting men

«Я могу переступить время, и в моем сердце зарождается Вселенная», 2007

такаши мураками такаси мураками оотвратительные мужики disgusting men такаши мураками такаси мураками оотвратительные мужики disgusting men В мире постмодернизма Такаси Мураками — это такой Вася Ложкин, только с аниме-буддистским наполнением и без яростного глума. Еще один гениальных японец, крутость которого тяжело объяснить в двух словах.

disgustingmen.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта