Ге Николай НиколаевичКартины и биография. Ге картины


Ге, Николай Николаевич. Все картины художника

Николай Ге - художник-философ

Николай Ге родился 27 февраля 1831 года. Ге сначала был студентом Киевского, затем Санкт-Петербургского университета, где обучался математике, потом увлекся искусством и поступил в Академию художеств. За картину «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» Николай Ге получил кроме Большой золотой медали право пребывания в Италии. Вскоре им были написаны картины-подражания: «Смерть Виргинии», «Разрушение Иерусалимского храма». Тень от «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова цепко держала Ге в своем кругу. Эскиз «Возвращение с погребения Христа» был сделан под влиянием Алексндра Иванова.

Возвратившись в Россию с картиной «Тайная вечеря» Ге был удостоен звания профессора, Зрители толпились у произведения, затевались споры.

Александр II поддерживая славу царя-либерала, купил «Тайную вечерю» и подарил её…академии. Подарок был не из приятных. Злые языки утверждали, будто лицо Христа писано с фотографии Герцена, а в апостоле Петре узнавались черты автора картины.

Ге снова устремился в Италию. Там ему виделась жизнь вольная, не связанная заказами и выполнением обязанностей профессора. А больше всего ждал художник встречи с Герценом. Во Флоренции встреча состоялась. За пять сеансов Ге создал удивительный портрет. Герцен определил его лаконично: «Rembrandtisch» (по-рембрандтовски»).

В портрете художник сфокусировал внимание на лице Герцена. Из темноты, обласканный светом, выделяется большой лоб, крупный нос. Плавные линии плеч, повторяясь в воротничке, цепочке, в абрисе головы, возвращают внимание к мудрым глазам, в которых раздумье, скорбь, железная воля.

Портрет по-рембрандтовски глубок – это не только изображение человека, но и выражение его судьбы. На предложение П.М.Третьякова, пожелавшего приобрести портрет, художник ответил мягким отказом: «Портреты я пишу без корыстолюбивых видов для себя лично».

В Италии Ге создает новые картины, одну за другой посылая их на выставки в Петербург. Но полотна вызывают разочарование. В них евангельские сюжеты не становятся поводом для размышления.

В 1870 году Ге решил покинуть солнечную Италию и вернуться в Россию. Ощутить её ширь глазами и сердцем стало его насущной потребностью.

Ещё на этюдах в Сан-Теренцо, куда приезжал Г.Мясоедов в 1867 году Ге обсуждал с ним проект создания независимого от академии объединения художников. Нужна была принципиально новая идея. Она была найдена – передвигать выставки по стране! В этом случае холсты увидят в разных городах, искусство пойдет в гущу народа, а художники получат средства и возможность существовать без обременительных заказов. Создание Товарищества передвижных выставок Ге воспринял как своё кровное дело. И со всей страстью начал пропагандировать его – читать лекции, спорить, убеждать, став впоследствии членом правления и казначеем.

Впервые выставка открылась в 1871 году. Зрители увидели «Майскую ночь» Крамского, «Грачи прилетели» Саврасова, «Привал охотников» Перова, «Порожняки» Прянишникова и картину Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Это произведение- гвоздь выставки. У полотна всегда многолюдно. Разноречивые отклики публикуют газеты. П.М.Третьяков приобрёл его, увидев ещё в мастерской.

Реформы 1860-х годов сравнивались в то время с реформами петровской эпохи. Споры о судьбах России волновали всех. Ге тонко уловил общественные настроения и решительно встал на сторону защитников новых веяний. Его упрекают в приукрашивании характера Петра, жестоко расправившегося с сыном. «Да, Петр жесток, – писал М.Е.Салтыков-Щедрин по поводу картины, – но жестокость его осмысленна и не имеет характера зверства для зверства, что отличает действия временщиков позднейших времен».

Эскизы показывают длинный путь Ге к простоте композиции. Фигуру Петра он раз за разом располагает около стола – ищет то единственное положение, главный ракурс, который откроет суть происходящего между отцом и сыном. Петр не презирает предателя. Он скорбит о деле, которое некому передать, о сыне, которого невозможно оставить в живых. Алексей затаился, он ещё надеется избежать отцовской кары. Композиция делает зрителя участником трагедии – кажется, что стоишь рядом и наблюдаешь жуткий финал долгой, изнурительной борьбы.

В это время Ге мучительно решает, как жить дальше. Бросив шумный Петербург, он отправился в 1876 году в Черниговскую губернию и поселился с семьей на хуторе. Многие уверены: Ге не выдержал – ожидал славы, а получил беспощадную критику за картины «А.С.Пушкин в селе Михайловском» и «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». Но об истинной причине догадывались немногие. Сам художник впоследствии горько признавался: «Я ушел в деревню. Я думал, жизнь там будет дешевле, проще… а искусство будет свободно». Художник сеет овес, беседует с крестьянами, торгует на ярмарках. Иногда пишет, в основном портреты. Опрощение становится не формой поведения, а философией жизни. Это роднит его с идеями Льва Толстого.

Великий писатель в начале 80-х годов обосновал учение о нравственном самосовершенствовании – непротивлении злу, любви к ближнему. Ге тоже мучительно раздумывает над жизнью. Слова Толстого «Наша любовь к нищим – причина их плохого состояния» – зажигают художника. И Ге спешит к духовному единоверцу. Ге оценивал свои «Распятия» 90-х годов как нравственные «воскресения» – «разбойник, живший во тьме, при виде спокойно умирающего за правду…воскреснет как человек». Но тема воскресения – главная, тема позднего Толстого: «Смерть Ивана Ильича», «Власть тьмы» и других, переходит в тему разрыва с прежней жизнью, бегства, странничества и завершается уходом Толстого из Ясной поляны и его смертью в пути.

Первым знамением их дружбы стал портрет Л.Н.Толстого. О композиции, цвете, рисунке этого полотна можно сказать: «все как в жизни». Пережитое и выстраданное овладело здесь кистью художника. Работая в кабинете Толстого, художник дышал с ним одним воздухом, жил одной жизнью, сопереживая творческий процесс писателя. В картине все документально, овеяно особым единомыслием.

В 1886 году Ге отказывается от владения имением, оставляя за собой только помещение мастерской и две комнаты. Над художником смеются и явно и тайно. За один заказной портрет он мог бы получить больше, чем за год хозяйствования. Но Ге продолжает класть печи и пахать землю.

В 1892 году Ге создает «Автопортрет» – старик апостольского вида с испытующими глазами пристально смотрит на зрителя. Может быть, он думает о судьбе, предсказанной ему гимназическим учителем рисования: «Я знал, что ты будешь художником, я тебе не говорил этого, боялся тебя соблазнить – это большое горе и несчастье» Старик вглядывается в жизнь. Горе и несчастья его не остановили и не остановят.

Ге писал «чистые» пейзажи только в Италии. В этом жанре он отстаивал «идею пейзажа». По его мнению, вначале русские художники писали «виды». Шишкин показал «жизнь дерева». Потом появился Васильев с «живыми» облаками. Куинджи «дал свет», и, наконец, выступили художники-поэты. «Я сам писал пейзажи, – говорил Н.Ге, – и только после многолетнего общения с природой понял – чтобы её почувствовать, надо забыть себя».

Художник на миг «забыл себя» в портрете Н.И.Петрункевич. Забыл страдание – смерть жены, творческие неудачи, забыл, что его картины уже несколько лет не допускаются на выставки. Он пишет портрет соседки по хутору у распахнутого окна. Вдали, в конце аллеи, которая видна за окном, – могила жены. Туда из мрака собственных страданий рвется душа художника для общения с миром природы. Там вечно воскрешающее завтра, вечное обновление.

gallerix.ru

10 православных картин Николая Ге - Распятие (Голгофа), Что есть истина, Тайная вечера и другие

120 лет назад, 1 (13) июня 1894 года, на хуторе Ивановский Черниговской губернии скончался один из величайших русских живописцев Николай Николаевич Ге. Мы предлагаем читателям портала короткую экскурсию по всего лишь 10 работам художника, которые заслуженно считаются шедеврами мировой живописи и которые обязательно стоит увидеть своими глазами.

“…Я потому и делаю эти нецензурные вещи, что я художник”. Николай Ге.

10 картин Николая Ге

«Тайная вечеря»

«Тайная вечеря» (1863). Написана в Италии. Современников поражала непривычная, не каноничная композиция. Атмосфера – напряженная, тревожная. Апостолы Иоанн и Петр поняли, кого Христос имеет в виду, говоря «один из вас предаст Меня». Их взгляды из освещенного уютного угла комнаты устремлены на уходящего, изображенного в полный рост Иуду. В облике Христа угадываются черты Александра Ивановича Герцена. Апостол Петр, с негодованием глядящий на Иуду – внешне очень напоминает самого художника. Картина – противопоставление двух идей, ведь Иуда, по словам Ге, «не мог понять Христа, потому что материалисты не понимают идеалистов…». За эту картину художник получил звание профессора исторической живописи Академии художеств, минуя звание академика.

«Вестники Воскресения»

«Вестники Воскресения»

«Вестники Воскресения» (1867). Работать над картиной начал во Флоренции. Когда полотно было готово, его не приняли на выставку в Академию художеств. Потом все-таки выставили – в художественном клубе, но успеха она не имела. Произведение словно поделено на две части – света и тьмы, новой жизни и ветхой. В верхней, радостной – Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью. В темной – стражники, Радость не принявшие… Стремительная фигура Марии Магдалины напоминает сказочную птицу. Критики – современники художника – увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку».

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). По воспоминаниям Ге, он задумал картину, вернувшись в Россию после десяти лет жизни в Италии. «… я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром». Психологизм, явное противостояние двух мировоззрений – все это делает картину напряженной, заставляет вглядываться в нее. И в ней нет деления на «положительных» и «отрицательных» героев. «Во время писания картины я питал симпатии к Петру, – говорил художник. – Но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало идеал…» 1882 году Николай Николаевич Ге познакомился со Львом Толстым и стал верным последователем его идей (вплоть до того, что в 1885 году под влиянием Толстого стал вегетарианцем). Этот факт биографии художника позволяет лучше понять его поздние «религиозные» работы.

«Что есть истина?» Христос и Пилат

«Что есть истина?» Христос и Пилат

«Что есть истина?» Христос и Пилат (1890). В этом году у художника родился внук Иван, сын Николая Николаевича Ге-младшего, и внучка Анастасия, дочь Петра Николаевича Ге. Картина на Евангельский сюжет была встречена, в основном, отрицательно. «Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом несомненно тенденциозную», – писал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев Александру III. Однозначно принял картину Толстой и уговорил Третьякова приобрести ее. Произведение написано поверх картины «Милосердие».

«Совесть. Иуда»

«Совесть. Иуда»

«Совесть. Иуда» (1891). Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года. Жалкий, словно уменьшившийся, стоит он на дороге и смотрит, как стража уводит Того, Кого он предал. Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины. Вот что по этому поводу говорил сам художник: «Лицо Иуды не важно (…) Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед нами его преступления, смысл которого для него удаление [от] Идеала». В этом же году уходит из жизни жена художника Анна Петровна Ге, с которой они прожили вместе 35 лет. «В своей жене он, несмотря на то, что она была далеко не из красивых, видел все совершенства: с нее писал и Магдалину, и Петра Великого, и многих других..» – это слова художника Григория Мясоедова.

Портрет А.П. Ге с детьми

Портрет А.П. Ге с детьми

«Портрет А.П. Ге с детьми» (1861 – 1866). Старший сын – Николай – стоит рядом с матерью, младший – Петр, сидит у нее на коленях. Взгляды персонажей – по кругу. Замкнутый счастливый мир отношений матери и детей.

Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем

Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем

«Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем» (1885 – 1886). Работа не окончена. Вновь – красота материнства. Екатерина Ивановна Ге (в девичестве Забело), училась в Киевском музыкальном училище. Являлась членом Русского женского взаимо-благотворительного общества в Санкт-Петербурге и была женой сына художника, Петра Николаевича Ге.

«Распятие»

«Распятие»

«Распятие» (1892). Начал работу в 1884 году. Павел Третьяков, увидев «Распятие», не стал покупать картину: она показалась ему нехудожественной. «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» – говорит князь Мышкин Рогожину, глядя на копию с работы Ганса Гольбейна младшего. «Это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки», – произносит другой персонаж «Идиота», Ипполит. Все это и вспоминается перед картиной Ге. «Ге, как и многие из российской интеллигенции, в сущности, не был верующим христианином. Все здание христианских догматов о Воскресении (…) воспринималось им головой, а не сердцем», – пишет доктор искусствоведения Глеб Поспелов. «Я сам плачу, смотря на картину», – слова художника. Плакать хочется – от безысходности. Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину – не кажется возможным. На картине – торжество смерти. У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало. Российские зрители увидят «Распятие» впервые –постоянное «место жительства» картины – музей Д’Орсе в Париже.

«Суд синедриона. «Повинен смерти!»

«Суд синедриона. «Повинен смерти!»

«Суд синедриона. «Повинен смерти!» (1892). Картина была запрещена к показу президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем. Со своей внучки, Прасковьи Николаевны, Ге писал мальчика для этой картины. «На меня одевали какую-то широкую, свободную одежду, и я должна была изображать мальчика, идущего в толпе с музыкальным инструментом после суда над Христом», – вспоминает Прасковья Николаевна. Прасковья Ге – дочь старшего сына художника Николая и его гражданской жены, крестьянки Агафьи Игнатьевны Слюсаревой. В XX веке картина почти не экспонировалась из-за плохой сохранности. Благодаря реставраторам Третьяковской галереи, зрители вновь смогли увидеть работу.

«Лунная ночь. Хутор Ивановский»

«Лунная ночь. Хутор Ивановский»

«Лунная ночь. Хутор Ивановский» и другие украинские пейзажи. Конец 1880-х – начало 1890 –х. В 1876 году Ге стал жить на хуторе Ивановском Борзенского уезда Черниговской губернии. Туда к нему не раз приезжал Л.Н. Толстой. Но украинские пейзажи стоит посмотреть не поэтому. А потому что – красиво. На выставке много и других, не менее интересных работ, в том числе – портреты, обширная коллекция графики.

Николай Николаевич Ге (1831 – 1894) – живописец, родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Детство Николай провел в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончанию гимназии Ге поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а через год перевелся в Петербургский университет. В 1850 он бросил науку и поступил в Академию художеств, где занимался в мастерской П. Басина. Ге окончил Академию с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 и был отправлен за границу. За шесть лет путешествий он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы, делая эскизы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858)). Но Ге не нравятся свои работы, и он совершает поездку в Неаполь, где снова начинает писать множество этюдов с натуры. В 1860 он переселяется во Флоренцию. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря». Работа произвела на публику глубокое впечатление, и художник был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи, минуя звание академика. В начале 1864 Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), а также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». В это время он знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет. Ге скончался на своём хуторе 13 июня 1894.

www.pravmir.ru

Картины Николая Ге

А. С. Пушкин в селе Михайловском. Ге

А. С. Пушкин в селе Михайловском. 

 

Николай Николаевич Ге (15 (27 февраля) 1831 — 1 (13 июня) 1894) — знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, искусный  пейзажист.

Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика. Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончании гимназии поступил на физико-математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского университета.В 1850 Николай Ге бросил университет и поступил в Академию Художеств, где занимался под руководством П. Басина. В академии Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 получил малую золотую медаль. Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 принесла ему уже большую золотую медаль и командировку за границу. В Париже на него сильное впечатление произвели Салон 1857 и посмертная выставка произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с Александром Ивановым.

На некоторое время Николай Ге бросает работы на исторические темы и пишет с натуры, совершает поездку в Неаполь, где пишет множество этюдов. В 1860 он покидает Рим и переселяется во Флоренцию.В 1861 Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина Ге произвела на публику сильное впечатление. За «Тайную вечерю» Ге получил звание профессора, минуя звание академика.В начале 1864 Ге возвращается во Флоренцию, пишет много эскизов на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), начинает новую большую картину «Вестники Воскресения». В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет, в это время он пишет также много других портретов и много работает с натуры. В 1867 оканчивает свою картину «Вестники Воскресения», и Ге посылает её на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. Друзья художника выставляют картину Ге в художественном клубе, но картина Николая Ге никакого успеха не имеет. Та же участь постигает и новое его произведение, «Христос в Гефсиманском саду».В 1870 Ге возвращается в Петербург. Неудача с его последними картинами на религиозные темы заставила НиколайяГе бросить на время подобные сюжеты, и он вновь обратился к истории, на этот раз русской, ему родной и близкой. На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».

Поздние картины Николая Ге

В 1875 Ге навсегда покинул Петербург и переселился на Украину, где купил небольшой хутор.В 1882 Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 написал его портрет. Затем последовал новый ряд картин Ге на религиозные сюжеты — «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Синедрион» (1892) и, наконец, «Распятие» в нескольких вариантах. В то же время он пишет портреты Лихачёвой, Костычева, Н. И. Петрункевича, автопортрет. Делает рисунки к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст Л. Н. Толстого.Ге скончался на своём хуторе 1 (13 июня) 1894.

Автопортрет. 1893.

Автопортрет Ге

Ахиллес, оплакивающй Патрокла. 1855.

Картина Ге Ахиллес, оплакивающй Патрокла. 1855.

В Гефсиманском саду. 1869.

Ге, В Гефсиманском саду. 1869.

Дубы в горах Каррары. 1868.

Дубы в горах Каррары. 1868.

Дорога в лесу.

Николай Ге, Дорога в лесу.

Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский

Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский

Голгофа. 1893.

Картины Николая Ге, Голгофа. 1893.

Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874.

Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874.

Лейла и Хаджи Абрек. 1852. По мотивам поэмы М.Ю. Лермонтова Хаджи Абрек.

Лейла и Хаджи Абрек. 1852. По мотивам поэмы М.Ю.Лермонтова Хаджи Абрек.

Мост в Вико

Картина Мост в Вико

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871.

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871.

Картина Ге

Распятие. 1892.

Картины Ге Распятие. 1892.

Совесть. Иуда. 1891

Картина Совесть. Иуда. 1891

Суд царя Соломона. 1854.

Суд царя Соломона. 1854.

Тайная вечеря. 1866.

Тайная вечеря. 1866. Ге

Старик-крестьянин. 1880

Старик-крестьянин. 1880

Портрет Шестовой с дочерью. 1859.

Портрет Шестовой с дочерью. 1859.

Портрет поэта Н.А.Некрасова. 1872.

Портрет поэта Н.А.Некрасова. 1872.

Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1872.

Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1872.

Портрет писательницы и общественной деятельницы Е.О.Лихачевой. 1892.

Портрет писательницы и общественной деятельницы Е.О.Лихачевой. 1892.

Портрет П.И.Забелы. 1856

Портрет П.И.Забелы. 1856 Картина Ге

Портрет О.П.Костычевой 1891

Портрет О.П.Костычевой 1891

Портрет Николая Ге, внука художника. 1889

Портрет Николая Ге, внука художника. 1889

Портрет неизвестной в голубой блузе. 1868.

Портрет неизвестной в голубой блузе. 1868.

Портрет Н.И.Костомарова. 1870.

Ге Портрет историка Н.И.Костомарова. 1870.

Портрет М.П.Свет. 1891.

Портрет М.П.Свет. 1891.

Портрет М.П.Габаевой. 1886

Портрет М.П.Габаевой. 1886

Портрет М.Л.Толстой, дочери писателя. 1891

Портрет М.Л.Толстой, дочери писателя. 1891

Портрет Толстого. 1884.

Портрет Л.Н.Толстого. 1884.

Портрет жены художника А.П.Ге. 1858.

Портрет жены художника А.П.Ге. 1858.

Портрет Г.П.Кондратьева. 1863.

Портрет Г.П.Кондратьева. 1863.

Портрет Г.Н.Ге. 1856
Портрет Г.Н.Ге. 1856
Портрет А.В.Олсуфьева. 1881

Портрет А.В.Олсуфьева. 1881

Портрет А.А.Потехина. 1876.

Портрет А.А.Потехина. 1876.

Перевозка мрамора в Карраре. 1868

Перевозка мрамора в Карраре. 1868

Облака Фраскати

Картина Облака Фраскати Ге

Мужской портрет.

Картина Ге Мужской портрет.

Морской залив. Ливорно. 1862.

Морской залив. Ливорно. 1862.

Лесок в Ливорно. 1862.

Лесок в Ливорно. 1862.

Иуда.

Картина Ге, Иуда.

Голова еврея. Конец 1850-х - начало 1860-х.

Голова еврея. Конец 1850-х - начало 1860-х.

Вестники Воскресения. 1867.

Вестники Воскресения. 1867.

Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила. 1856.

Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила. 1856.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

картины (живопись) с названиями, творчество художника

Николай Николаевич Ге (15 (27) февраля 1831, Воронеж — 1 (13) июня 1894, хутор Ивановский Черниговской губернии) — русский живописец и рисовальщик, работавший в жанре портрета, исторической и религиозной живописи. Один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Особенности творчества художника Николая Ге. Несмотря на близость Ге к передвижникам, его собственные творческие искания далеко выходят за пределы реалистической живописи. Попытки классифицировать творчество Николая Ге и вписать его в рамки определённого направления обречены на провал: как считают исследователи, он всегда либо опаздывал, либо опережал массовый вкус, оставаясь одинокой фигурой не только в русском, но и в европейском искусстве. Нередко индивидуальная экспрессивная манера Ге (в особенности — при разработке евангельских тем) казалась современникам неумелой или небрежной, однако, с ретроспективной точки зрения, Николай Ге воспринимается как гениальный новатор. Цветовой драматизм позднего Ге предвосхищает работы Михаила Врубеля (художники состояли в родстве).

Известные картины Николая Ге: «Тайная вечеря», «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «А.С.Пушкин в селе Михайловском», «Что есть истина? Христос и Пилат«

Если бы когда-нибудь среди русских живописцев второй половины XIX века проводился конкурс на звание неисправимого идеалиста, все шансы победить имел бы Николай Ге. И не потому, что не было конкурентов — отнюдь. Само это время в России было эпохой тех, кто верил, что искусство способно преобразовать действительность, а их личные усилия — переменить жизнь ближнего и всей России к лучшему. Но даже на этом фоне Ге выделяется какой-то особой внутренней честностью, добротой без морализма, прекраснодушием без ханжества, любовью к ближнему без всяких предварительных условий. «Я делал печь бедной семье у себя в хуторе, и это время было для меня самое радостное в жизни, — признавался Ге. — И кто это выдумал, что мужики и бабы, вообще простой люд, грубы и невежественны? Это не только ложь, но, я подозреваю, злостная ложь. Я не встречал такой деликатности и тонкости никогда нигде…».

Корни художника Николая Николаевича Ге

Своей экзотической фамилией художник был обязан прадеду — французскому дворянину Matieu de Gay, бежавшему в Россию из страха перед Великой французской революцией. Обладатель вполне либеральных убеждений, Николай Ге потом будет шутить: вот ведь, дескать, глупость-то — от такого хорошего дела бежать.

Отец Ге носил уже вполне русские имя и отчество Николай Осипович и даже воевал против армии Наполеона в 1812-м году, а своей матери Ге не знал — она умерла от холеры, когда Николаю было три месяца. Отец потом женился во второй раз, ему было не до сыновей — он был занятым человеком, волевым, успешным и довольно жёстким, а воспитанием Николая и двух его старших братьев занимались бабушка и «няня Наташа». Биографы считают, что сострадательный и отзывчивый характер Ге сформировало женское воспитание. А еще — острое чувство несправедливости происходящего вокруг.

В воспоминаниях Николая Ге есть пронзительные истории о том, как любимая нянька прятала от него, только-только начавшего что-то соображать, страшные следы побоев: барин наказал. Или о том, как они с няней вместе глядят в окно на браво марширующих на плацу солдат, а мимо строя проносят еще одного солдата — запоротого до смерти.

Потом Ге отдали учиться в киевскую гимназию. Но и там ярче всего запомнились жестокости и унижения, которым подвергал детей надзиратель. «Он бил квадратной линейкой, — вспоминает Ге, — и один раз разломал её на чьей-то голове. Он рвал уши, — завиток уха отделялся трещиной, которая покрывалась постоянным струпом…»

Практичный отец настоял, чтобы Николай поступил на математическое отделение университета в Киеве. Проучившись здесь год, Ге перевёлся на ту же специальность в Санкт-Петербург. Он так радовался переезду, что изрисовал в киевской квартире все стены. Но не честолюбие гнало его в столицу империи. Мотивы предпочесть Санкт-Петербург Ге потом объяснит так: «Я стремился из провинции сюда, чтобы увидеть этого удивительного человека — Брюллова».

Учеба в Академии. «По следам Брюллова»

Это был чистой воды юношеский идеализм: студент-математик из небогатых украинских помещиков назначает себе кумиром художника Брюллова и ради это решается переменить свою судьбу. «Приехал, увидел «Помпею», не могу наглядеться!» — передавал Ге свои первые столичные впечатления от картины. Еще через год Николай оставил математику и поступил в Академию художеств. «Искусство перетянуло», — объяснял он.

Но ему не пришлось учиться у «великолепного Карла»: последний умер в 1852-м, Ге тогда шёл 21-й год. А любимые натурщики Брюллова — Тарас из Ярославской губернии да Василий из Вологодской — так и продолжали позировать студентам Академии и развлекать их байками из жизни Карла Павловича.

Систему обучения в Академии во времена Ге трудно назвать совершенной. Первый из профессоров месяцами задавал один и тот же сюжет — Всемирный потоп. Второй, профессор Марков, на голубом глазу утверждал, что главное достоинство исторической живописи в том, что она скучна. Третий, профессор Уткин, нарочно правил студенческие рисунки французским карандашом, который не поддавался стиранию, и этим окончательно губил не только рисунок (удачный в целом, хоть и неточный в мелочах), но и любой творческий энтузиазм.

Но Ге обладал счастливой и редкой способностью во всем видеть хорошую сторону. Даже стены Академии поначалу вызывали у него прилив восторга: «Дорогое здание! Сколько радости, правды, простоты, ума, гениальности жило здесь!» Что уж говорить о картинах Брюллова, которого Н. Н. Ге боготворил: «Месяцы, чуть не год, я ничего не мог видеть: всё заслоняла собой «Помпея»!»

Весь ранний Ге времён Академии — это любовно перепетый Брюллов (1, 2, 3, 4).

Быт, бедность и любовь

Идеалист Ге живёт в бедности. Писать на заказ он не может — уверен, что это вредит искусству. А тратить на себя крохи, присланные отцом, — безнравственно, ведь вокруг столько нуждающихся.

Критик Стасов утверждает: было время, когда Ге настолько обносился, что из приличной одежды в его гардеробе остались «только фрачная пара да верхнее платье», и в этой одежде он ходил не только на учебу, но и в лавочку, и в баню. Квартиру Николай Николаевич Ге делил с другом-скульптором Парменом Забелло и еще двумя студентами-художниками. Все четверо не могли похвастать финансовым благополучием. Выходило так, что обладателем фрака был только Ге, а без фрака в те времена не пускали в Эрмитаж — место, где студент Академии получал самые важные уроки и навыки. Из всех постояльцев квартиры в музей попадал только один — тот, кто первым успевал надеть фрак. А поскольку он же был единственной приличной одеждой Ге, это, по словам Стасова, «ставило Николая Николаевича в положение арестованного».

Угнетало ли это Ге? О нет! Ведь заботиться о личном комфорте — это мелочный эгоизм, а Ге запоем читает обожаемых Герцена и Белинского и мечтает о более справедливом общественном устройстве.

Примерно в это же время Николай Ге влюбился, причём влюбился заочно. Его другу Пармену регулярно приходили письма от сестры Анны, и Ге пристрастился их читать — секретов между друзьями не было. Незнакомая девушка потрясла воображение Ге возвышенным строем мыслей и рассудительностью. Вскоре и сам Ге вступил с ней в переписку и через несколько месяцев решил, что не женится ни на ком, кроме неё. Ей исполнится 24, а Ге 25 лет, когда они обвенчаются в черниговском селе Монастырище, чтобы прожить вместе всю жизнь. На свадьбу Ге подарит невесте статью «По поводу одной драмы» Александра Герцена — любимого их с Анной писателя.

Италия, творческий кризис и религиозный переворот

Не успев освоиться со статусом молодожёнов, чета Ге стремительно сорвалась в Рим — Николай Николаевич недавно выиграл золотую медаль Академии и получил право на пенсионерство в Италии. Чего же ждал от «заграницы» Ге? Оказывается — свободы: «Ежели бы меня спросили: зачем вы едете? Я бы, может быть, ответил: заниматься искусством; но это был бы ответ внешний, не тот. Себе я бы отвечал: остаться здесь я не могу. Там, где ширь, где свобода, — туда хочу. Шесть лет гимназии, два года студентства, семь лет академии — довольно, больше нельзя выносить».

В Италии появятся на свет двое сыновей Ге: Николай в 1857-м году в Риме, а Пётр — в 1859-м в городке Фраскатти. Потом Ге сменит Рим на более дешёвую Флоренцию, будет немало путешествовать, искать себя в жанре пейзажа, писать мраморы Каррары и закаты Ливорно, но он долго не мог нащупать собственного пути в искусстве и начал понимать, что в Академии «учили пустякам и вздору». Настал момент, когда Ге ощутил, что ему нечего сказать в живописи. С каждым днём крепла решимость ехать в Россию, чтобы заявить начальству Академии: он ничего не привёз, ничего не написал, поскольку убедился в полном отсутствии у себя таланта. Если бы его разочарование идеалиста тогда взяло верх, вряд ли мы бы сейчас говорили о выдающемся художнике Николае Николаевиче Ге.

То, что произошло потом, можно, не стесняясь, назвать откровением. Не особенно религиозный, но очень начитанный Ге взял перечитать Евангелие — и внезапно увидел все, о чём говорится, с необыкновенной реальностью. Увидел как картину. «И вдруг я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека. Близ него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что он тоже понял всё и пришёл в негодование — он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдёт. Вот, понял я, что мне дороже моей жизни, вот Тот, в слове Которого не я, а все народы потонут. Что же! Вот она картина!»Спустя неделю картина «Тайная вечеря», написанная Николаем Николаевичем Ге на одном дыхании, была готова.

Петербург, признание, передвижники и снова кризис

В России картина художника имела громкий успех. Её неистово превозносили и столь же рьяно ругали (хотя бы за то, что Христа художник сделал похожим на запрещённого в России Герцена). Николаю Ге сразу же дали звание профессора Академии (причем минуя промежуточное звание академика — случай редчайший), а приобрести картину «Тайная вечеря» изъявил желание император Александр II.

Но возвращаться в Петербург насовсем художник не спешил. 13 лет в общей сложности его семья провела в Италии, пока Ге дозрел до этого шага. Его возвращение совпало с событием, которое он не мог не встретить одобрительно — «бунт 14-ти», протест 14-ти молодых художников против правил Академии, который выльется в движение передвижников. Сближение Ге с передвижниками произошло стремительно. Его, бывшего математика, назначили казначеем передвижных художественных выставок. На первой же из них картина Николая Ге с названием «Пётр I допрашивает царевича Алексея» производит решительный фурор.

Но следующие работы мастера на историческую тему, в том числе так хорошо известный всем нам по школьным учебникам шедевр с названием «Пушкин в Михайловском», публика не приняла. Николай Николаевич Ге и сам понимал, что такая живопись не вполне отвечает его призванию. Но какая же — отвечает? Мастер твердит о каком-то высоком идеале, но не находит понимания. Неожиданно для многих он оставляет все дела в столице, распродает имущество и покупает заброшенный хутор Ивановское в Черниговской губернии, от которого до ближайшей железнодорожной станции не меньше 10-ти вёрст. Там художник с семьёй проживёт без малого 18 лет — до самой смерти.

Хутор Ивановское, Лев Толстой и «христианский экспрессионизм» Ге

Ивановское станет для Ге примерно тем же, чем для Толстого была Ясная Поляна — «испытательным полигоном» для новой, более нравственной жизни. Толстой оказался особым человеком в биографии художника. Их связывала нежная дружба. Вслед за Толстым Ге отказался от наёмного труда, бросил курить, стал вегетарианцем. Если раньше художник славился отменным аппетитом и страстью к жареной говядине, то теперь он намеренно старался есть то, что ему не нравилось, — пшённую кашу, например. Толстой не любил масляной живописи — и на какое-то время Ге начал писать карандашом (так выполнены, например, иллюстрации к толстовскому «Чем люди живы»). Николай Николаевич увлёкся сельским хозяйством, с детской радостью демонстрировал гостям новые молотилки, пасеку, посевы овса. Он выучился печному делу, выкладывал печи крестьянам и уговаривал знакомую художницу хоть раз в жизни — ради него — вымыть у бедняков пол.

А живопись? Со временем Николай Николаевич Ге вернулся к ней. Главной темой его позднего творчества станут последние дни жизни Христа, а целью — разбудить равнодушие современников: «Я сотрясу все их мозги страданием Христа». Но его новая манера шокировала публику. И если бы тогда существовала статья «за оскорбление чувств верующих», Ге мог бы быть осуждён. Чего только не писали о нём: что мастер «растерял свой талант и работает его остатками». Что картины Николая Николаевича Ге — «ложь, не имеющая оправдания» и карикатура, что Христа он представил «чуть не свирепым заговорщиком и неумолимым дикарём» и — коронное! — что эти работы (1, 2, 3, 4) «писаны не для русского народа». Полотна мастера снимали с выставок, запрещали делать с них репродукции, их отказывался покупать возмущённый до глубины души Павел Третьяков. «Я устал защищать ваши картины, Николай Николаевич», — скажет Ге Крамской.

63-летний художник умер внезапно: вернулся из города на хутор, внезапно почувствовал себя плохо и в тот же вечер его не стало. Только Х. Х. век сможет осознать: в реалисте и передвижнике скрывался стихийный экспрессионист, а его поздние работы — не провал, а прорыв. Грандиозный прорыв художника ХIХ века к мучительной эстетике следующего столетия.

Автор: Анна Вчерашняя

Читайте также:

Штрихи к портрету. «Совершенно блаженный дид!»: 7 историй о Николае Ге

Говорит и показывает: Николай Ге о форме, содержании, рекламе и о том, почему лошадь может быть красивой, а человек — нет

artchive.ru

Художник Ге Н.Н. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

Николай Николаевич Ге родился 17 февраля 1833 года в Воронеже. Семья Ге имела французское происхождение. Детство будущего художника проходило в деревне. Образование Ге получил в киевской гимназии. Окончив это учебное заведение, он поступил в Киевский университет, затем перешел в Петербургский. Ге учился на физико-математическом факультете. Однако впоследствии Ге почувствовал интерес к живописи. Оставив университет, он успешно сдал экзамены в Академию художеств. Руководителем начинающего художника стал П. Басин, однако своим наставником сам Ге считал Карла Брюллова. Именно картину «Помпея» Ге считал идеальной работой.

За картину «Саул у Аэндорской волшебницы» Ге получает командировку за границу. Художник путешествует с 1857 по 1863 год. Он посещает Париж, Рим, Швейцарию. Выставка картин Поля Делароша, на которой он побывал в Париже, оказала огромное влияние на характерные черты творчества Ге.

В этот период появляются многочисленные портреты, а также эскизы («Разрушение Иерусалимского храма», «Любовь Весталки», «Смерть Виргинии»). Картиной, которая принесла ему настоящую популярность, стала «Тайная вечеря». Это полотно, проникнутое небывалой драматической взволнованностью, отличающееся новой трактовкой евангельского сюжета, Ге представил на суд публики в 1863 году. За это полотно Ге получил от Академии художеств сразу статус профессора.

Ге продолжает работать над различными сюжетами евангелия. Появляются картины «Братья Спасителя», «Христос и Мария, сестра Лазаря». Во время работы во Флоренции Ге пишет портрет Герцена, с которым художник сблизился в этот период.

Последние работы христианской тематики не имеют успеха, поэтому, вернувшись в 1870 году в Петербург, Ге на время отходит от этой тематики. Художник вновь проявляет интерес к русской истории.

В 1871 году Ге участвует в первой выставке художников-передвижников, представляя работу «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Эта картина стала очередным успехом художника, она отличается особой правдивостью и достоверностью. В лице отца и сына Ге увидел противоборство двух сил того времени.

С 1875 года художник навсегда переселяется на Украину, где он покупает маленький хутор. Этот период связан с серьезным нравственным переворотом, с обращением художника к морали и религии. В этой связи важную роль сыграло знакомство Ге с Л.Н. Толстым. В 1884 году художник пишет портрет знаменитого писателя. Впоследствии Ге в основном работает только над религиозными сюжетами («Распятие», «Выход с Тайной вечери», «Что есть истина?»). Последние работы Ге вызвали много нареканий, однако сам художник был доволен ими. Ему удалось впервые внести нотки реализма в полотна на религиозную тему.

Ге умер 1 июня 1894 года на своем хуторе.

 

Лучшие картины Ге Н.Н.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Ге Николай Николаевич Картины биография Gay Nikolay Nikolaevich

Николай Ге Портрет

Русский художник Ге Николай Николаевич (Ge Nikolay Nikolaevich) родился 15 (27) февраля 1831 года в Воронеже в семье помещика. Редкая фамилия художника объясняется тем, что его предком был выходец из Франции (в французском написании Gay). Николай Ге — выдающийся мастер портрета, сюжетной, исторической и религиозной картины, обновивший ее язык в преддверии символизма и авангарда. Николай Ге первоначально учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов (1847-1850). В 1850 поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857 году. Во время учебы в Академии испытал большое влияние К.П. Брюллова и А.А. Иванова. Работал в Риме и Флоренции (1857-1869), в Санкт-Петербурге, а с 1876 года — на хуторе Ивановский в Черниговской области.

Суд царя Соломона Суд царя Соломона, 1854,Музей русского искусства, Киев Ахиллес оплакивающй Патрокла Ахиллес, оплакивающй Патрокла,1855, Музей Белоруссии, Минск Госпожа Шестова с дочерью Госпожа Шестова с дочерью,1859, Третьяковская галерея

Николай Николаевич Ге был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Первой, по его собственным словам, «самостоятельной картиной», к тому же вызвавшей бурный общественный резонанс, стала «Тайная вечеря» (1863, Русский музей). Ге отказался здесь от академически идеализированной трактовки религиозного сюжета, представив его как реальную психологическую драму.

Тайная вечеря Тайная вечеря, 1863,Русский музей Мария сестра Лазаря Мария, сестра Лазаря, встречаетИисуса Христа, 1864, ГТГ Вестники Воскресения Вестники Воскресения,1867, ГТГ

Противостояние Христа и Иуды, тема отступничества наложились в сознании интеллигенции на смуту и раскол, царившие в политической оппозиции тех лет, что усилило актуальность картины. Другим важным успехом Ге явился портрет А.И. Герцена, «рембрандтовский» в своей драматической светотени, влекущий особой пытливой остротой герценовского взгляда. Трагический конфликт не только двух персонажей, но и двух антагонистических эпох русской истории пронизывает картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, Третьяковская галерея).

Писатель Герцен Писатель ГерценАлександр Иванович, 1867 Неизвестная в голубой блузе Неизвестная вголубой блузе, 1868 В Гефсиманском саду В Гефсиманском саду,1869-1870-е годы

Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

Картины «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874, Третьяковская галерея) и «Пушкин в Михайловском» (1875, Харьковский художественный музей) уже не достигают такой драматической силы, хотя и в них Ге, предвосхищая «Мир искусства», стремится придать образам прошлого особую, «современную», эмоциональную остроту. Отдав дань романтизму, Ге с годами занимает уникальное положение в русском искусстве 19 века, — прежде всего, в силу возрастающей «протоавангардной» экспрессии своего колорита, чутко выражающего динамику внутренних духовных поисков мастера.

Историк Костомаров Историк КостомаровНиколай Иванович, 1870 Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе, 1871 Пыпин Пыпин Александр Николаевич,историк и литературовед, 1872

Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

С 1880-х годов Николай Николаевич Ге становится близким другом и последователем Л.Н. Толстого. Стремясь «демифологизировать» Евангелие, приблизить его к мыслям и чувствам современников, Ге переходит к широкой, эскизной манере письма, обостряя цветосветовые контрасты. В картине «Что есть истина?» (1890, Третьяковская галерея) Христос изображен перед Пилатом, обращающим к нему свой насмешливо-цинический вопрос. Лев Николаевич Толстой высоко оценил это произведение, считая, по его собственным словам, что оно составляет «эпоху в христианской живописи», ибо вместо «отношения к Христу как к Богу» дает «нравственное понятие его жизни и учения» (из письма к Дж. Кеннану, 1890).

Писатель Салтыков-Щедрин Писатель Салтыков-Щедрин МихаилЕвграфович, 1872, Русский музей Княгиня Кочубей Княгиня Кочубей В. А., 1874,Третьяковская галерея Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы Екатерина II у гроба императрицыЕлизаветы, 1874, ГТГ

Экспрессионизм Ге, мощная выразительность крупного, мерцающего мазка достигают апогея в картинах «Христос и Никодим» (1880-е годы) и «Голгофа» (1893; обе в Третьяковской галерее). В двух вариантах «Распятия» (1892-1894; местонахождение одного неизвестно, другое хранится в музее д'Орсе в Париже) атмосфера исступленного отчаяния производила шокирующий эффект. Такого рода образы вызвали резкую критику со стороны церкви и консервативных кругов общества; с другой стороны, политические и религиозные вольнодумцы почитали их в виде своего рода «толстовских икон».

Пушкин в селе Михайловском Пушкин в селе Михайловском,1875, ГТГ Писатель Потехин Писатель Потехин АлексейАнтонович, 1876, ГТГ Госпожа Скоропадская Госпожа Скоропадская МарияАндреевна с сыновьями, 1879

Параллельно мастер создает замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты — в частности, портрет Л.Н. Толстого за письменным столом, который считается одним из лучших прижизненных изображений писателя. Портрет Н.И. Петрункевич на фоне окна, открытого в сад (1892-1893; оба — в Третьяковской галерее) демонстрирует и замечательный талант Ге-пейзажиста, поэта пленэрной живописи (пейзаж как звучный, лирически-страстный фон или как самостоятельный образ вообще играет в его искусстве весьма важную роль). Хотя Ге сам почти не занимался педагогической деятельностью, у него оказалось много преемников, которых влекло в первую очередь его «духовидческое» мастерство колориста. Отзвуки его искусства звучали очень мощно, в диапазоне от М.А. Врубеля до С.М. Романовича. Скончался Ге 1 (13) июня 1894 года на хуторе Ивановский в Украине.

Генерал Олсуфьев Генерал Олсуфьев АлексейВасильевич, 1881, ГРМ Княгиня Волконская Княгиня Волконская ОльгаПетрова, 1882, Эрмитаж Писатель Толстой Писатель Толстой ЛевНиколаевич, 1884, ГТГ Что есть истина Что есть истина?Христос и Пилат, 1890 Совесть Иуда Совесть(Иуда), 1891 Петрункевич Наталья Петрункевич НатальяИвановна, 1892-1893

Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

smallbay.ru

Николай Ге: жизнь и творчество художника

Николай Николаевич Ге (15 (27) февраля 1831, Воронеж, — 1 (13) июня 1894, хутор Ивановский, Черниговская губерния) — русский живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Изредка выполнял также скульптурные работы.

Содержание

Биография Николая Ге

Творчество Ге

Работы художника

Картины Николая Ге

Библиография

Биография Николая Ге

Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика Николая Ге. Дед художника эмигрировал из Франции в Россию конце XVIII века и по-французски его фамилия писалась Gay.

В 1831 году, когда родился Николай, в центральных губерниях Российской империи свирепствовала холера. Мать будущего художника скончалась от холеры спустя три месяца после рождения сына. По настоянию отца заботы о воспитании новорожденного взяла на себя няня, крепостная женщина.

Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию, где преподавателями уже были замечены способности Николая к рисунку и живописи и юноше предсказана будущность художника. Однако по окончании гимназии Николай по совету отца поступил на физико-математический факультет Киевского университета.

В Санкт-Петербурге жил старший брат, к которому и переехал Николай, мечтавший, вопреки воле отца, об обучении в столичной Императорской Академии художеств. Поступить в Академию молодой человек не решился, и продолжил обучение на математическом факультете Петербургского университета. Обучаясь в университете в 1848 — 1849 годах, Николай упорно учится рисованию в стенах Эрмитажа.

В 1850 году Ге бросил университет и поступил в Академию художеств, где занимался под руководством академика, профессора живописи, известного петербургского художника Петра Басина.

Творчество Ге

Еще в юном возрасте, пораженный творчеством Карла Брюллова, Николай тщательно изучает и копирует стиль и живописные приемы любимого художника, что наложило определенный отпечаток на его собственную живописную манеру. В Академии Николай Ге пробыл семь лет.

За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил Малую золотую медаль Академии.

Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году принесла ему уже Большую золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счет Академии. Николай Ге «буквально бежал из царской России» в Европу.

По приезде из Италии он сразу включился в художественную, общественную и духовную жизнь столицы, стал одним из организаторов и руководителей созданного в 1870 году Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).

В поисках темы Ге обращается к отечественной истории. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) вновь принесла ему успех: ее сюжетом опять был реальный конфликт реальных людей, у каждого из которых своя правда.

Все же на рубеже 1870-х и 1880-х годов Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов, которые писал довольно часто и уступал за очень низкую цену — с тем чтобы они были доступны любому, даже неимущему.

Живопись Ге претерпела разительные перемены. Он отказался не только от канонов академизма, но и от стремления к исторической конкретности, которая так импонировала его зрителям.

Трудился Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил их до конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин складывалась драматично.

«Голгофа» «Голгофа» «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Тайная вечеря Тайная вечеря

Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина же «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, столь сильно выражено было в ней волнующе-тревожное настроение. Но эту работу подвергла критике церковная цензура.

Картина «»Что есть истина?». Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Суд синедриона. «Повинен смерти!»» (1892) на академическую выставку не допустил президент АХ. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника. Первый вариант «Распятия» (1892) он уничтожил. Еще один вариант «Распятия» в начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на квартире.

В марте того же года художник умер на своем хуторе.

Работы художника

«Тайная вечеря» (1863).

«Вестники Воскресения» (1867).

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871).

«Что есть истина?» Христос и Пилат (1890).

«Совесть. Иуда» (1891).

«Портрет А.П. Ге с детьми» (1861 – 1866).

«Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем» (1885 – 1886).

«Распятие» (1892).

Crucifixion

«Суд синедриона. «Повинен смерти!» (1892).

«Лунная ночь. Хутор Ивановский»

Библиография

  • Ге, Николай Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Горина Т.Н. [Творческая биография Николая Николаевича Ге. Краткий очерк — С. 5-18.] / Николай Ге. Альбом [черно-белых копий работ художника + Краткая биография]. Автор-составитель Татьяна Горина. — Москва: Изобразительное искусство, Серия: Русские художники, 1977. — 56 с.
  • Дмитриев Вс. Николай Николаевич Ге // [Санкт-Петербург]. Аполлон. 1913. №10.
  • Альбом художественных произведений Николай Николаевич Ге. — Москва — Санкт-Петербург: 1903-1904.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, dilet.narod.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Николай Ге: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Николай Ге: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

allpainters.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта