Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь». Картины мураками
Что надо знать: Такаси Мураками
В Музее современного искусства «Гараж» открылась первая в России выставка японского художника Такаси Мураками «Будет ласковый дождь», название которой отсылает к постапокалиптическому рассказу Рэя Брэдбери. Искусство Мураками захватило все здание музея, включая кафе, книжный магазин, лестницы и фасады. В этой маленькой вселенной легко заплутать, так что «Артгид» решил рассказать, что нужно знать о Мураками, прежде чем идти на выставку.
Такаси Мураками. Кайкай и Кики. 2000–2005. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. Courtesy автор. © 2005 Takashi Murakami / Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.
Такаси Мураками работает на размывание границ между элитарным искусством и коммерческим, подбрасывая публике то перекодированные на современный лад образы классической японской культуры, то безвкусные безделушки для сверхбогатых. Первые от вторых, впрочем, разучился отличать, кажется, и сам художник. Улыбчивые ромашки, миленькие глазастые черепушки и анимешные герои ужасающих размеров — воплощение nobrow-культуры, существующей вне отмершей иерархии, которую описал культуролог Джон Сибрук. Стилистически родственными Мураками называют Энди Уорхола, Деймиана Херста и Джеффа Кунса. Однако японский художник пошел дальше своих западных коллег по поп-арту: сотрудничество с лейблом Louis Vuitton сделало Мураками одним из главных апологетов идеи искусства как бренда, а создание корпорации KaiKai Kiki Co. с филиалами в крупнейших городах мира в корне изменило модель производства современного искусства.
«Просвещенный мир» и поп-культура
При виде маниакально жизнерадостного искусства, вышедшего с фабрики Мураками, как правило, говорят о культуре каваий и прочей няшности, в смысле нежности, японского масскульта. Однако не стоит забывать о контексте, в котором формировался художник. «Мое эстетическое видение было сформировано той средой, которая меня окружала: это узкие жилые помещения послевоенной Японии, откуда я мысленно сбегал в мир манги и аниме», — рассказывает он.
Такаси Мураками родился в 1962 году в семье таксиста и домохозяйки. Его детство и юность пришлись на эпоху Сёва, будто в насмешку над временем, отмеченным чередой войн, катастроф и оккупацией, названную «просвещенным миром». В этот период вслед за экономическим подъемом, связанным с отказом от политики самоизоляции и хлынувшими в страну новыми технологиями, в Японии буйным цветом расцветает массовая культура.
С одной стороны, в 1960-е японские режиссеры «новой волны» отказываются от свойственной предыдущему поколению тоски по классической культуре, чтобы заговорить о более серьезных вещах. В 1960 году в японский прокат выходит фильм «Захоронение Солнца» Нагисы Осимы, прозванного японским Годаром — констатация разочарования режиссера в «солнечном племени», поколении молодых бунтарей, очумевших от джаза, и захватившей страну потребительской лихорадке. Они представляются режиссеру обыкновенными юнцами, не способными выйти из порочного круга насилия и унижений — так же как и их исковерканные войной отцы.
Когда Мураками исполняется 11 лет, в Японии начинает издаваться культовая манга Кэйдзи Накадзавы «Босоногий Гэн» — повествование о жизни шестилетнего мальчика, превратившейся в царство ужаса после атомной бомбардировки Хиросимы в 1945 году. Бомбардировка, оккупация, тьма и ужас последствий отравления радиацией, пришедшие на смену обиде за попрание национального достоинства, надолго окажутся определяющим элементом ДНК японской послевоенной культуры.
С другой стороны, в этот же период в японский кинематограф врываются кровь и кишки, убийства и гангстеры, эксперименты с визуальными эффектами и гиперболизированная сексуальность, — все то, что пришло вместе с европейскими нуарами и переродилось в направление пинку эйга — низкобюджетное эксплуатационное кино. Из него, например, вырос знаменитый «Цветок-матанго» Мураками — громоздкий цветочный шар-мутант, превратившийся в монстра. Название скульптуры отсылает к фильму ужасов «Матанго» Исиро Хонды, автора первого фильма о Годзилле, который построил свою историю вокруг мутировавшего в результате радиационной атаки гриба-паразита, растущего на необитаемом острове.
Антитезой мизантропической линии в японской культуре также становится набирающая обороты подростковая манга, вместе с которой в травмированный войной мир приходят образы, во многом определившие визуальную реальность молодого Мураками. Эта культура изобиловала воплощениями невинности и нежности в сочетании с гипертрофированным насилием. Одной из главных вех в ее развитии для Мураками становится выход «Навсикаи из долины ветров» — манги художника и режиссёра Хаяо Миядзаки, которая издавалась с 1982 по 1994 год и была своего рода антивоенным манифестом, пропитанным уважением к жизни во всех ее проявлениях.
В 2013 году Мураками даже попытается воспроизвести эстетику Миядзаки в своем первом полнометражном фильме «Глаза медузы». Действие происходит в небольшом японском городке, в который после ядерной атаки вторгаются странные существа, напоминающие медуз. Поначалу они выглядят мирными, играют с детьми и ничем не выдают тот факт, что были созданы на секретной военной базе. Для Мураками этот фильм — еще одна попытка создать яркий, массовый продукт для детей в стилистике его любимых аниме, но при этом донести мысль о жестокости и ненадежности окружающего мира.
Такаси Мураками. 500 архатов. Фрагмент. 2012. Частное собрание. © 2012 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.Корпорация Kaikai Kiki Co.
Таким же откровением для художника стал американский масс-маркет — пространство некритического счастья и потребительских аффектов, пришедшее в жизнь Мураками вместе с американской оккупацией. В 1994 году он отправляется на стажировку в Нью-Йорк, а вернувшись, создает небольшую студию Hiropon Factory, которая впоследствии перерастет в компанию Kaikai Kiki Co. Взяв за основу уорхоловскую «Фабрику», пристанище нью-йоркской богемы, Мураками соорудил настоящую корпорацию, где без выходных и праздников трудится более двух сотен сотрудников. Сегодня офисы компании открыты в Токио, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Фабрика Мураками — это высокоэффективный конгломерат, штампующий искусство и сувениры, исполняющий заказы модных домов и продюсирующий дюжину начинающих японских художников. Коллективный труд и конвейерное производство, которое Мураками противопоставляет западной традиции восприятия творца как индивидуалиста, позволяет художнику ставить производственные рекорды и выпускать такие картины, как, например, «500 архатов», которая считается самой большой в истории (ее длина достигает ста метров). Мураками сделал ее в 2012 году после аварии на АЭС «Фукусима-1» в качестве талисмана от катастроф для жителей Японии.
Мистер ДОБ
В 1996 году Мураками придумывает персонажа по имени Мистер ДОБ, имя которого — это сокращение фразы «Dobojite dobojite» («Зачем? Зачем?»). Художник замыслил его как нового Микки Мауса или Hello Kitty — образа-идола современной массовой культуры. Впервые Мураками изобразил мультяшного ДОБа на фоне морского пейзажа, заимствованного с классической гравюры Хокусая «Большая волна в Канагава», соединив вызывающе яркую попсу с традиционным японским искусством. Позже Мураками начнет помещать персонажа на брелоки, футболки и коврики для мыши, превратит зверька в гигантскую скульптуру и изобразит на нескольких своих картинах. Мистер ДОБ стал первоэлементом в свихнувшемся мире Мураками и одним из главных блуждающих образов, опробовавших на себе все возможные медиумы и форматы. А в 2011 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке коллекционер Ларри Гагосян купил работу под названием «ДОБ в странном лесу» (1999) за 2,8 миллиона долларов. Сам художник называет зверька своим альтер-эго и объясняет, что зрителям нужен не автор, а аватар. По сути, Мураками один из первых в современном искусстве создал себе настоящего маскота — талисман, призванный очеловечить бренд.
Louis Vuitton
В 2002 году начинается сотрудничество Мураками с компанией Louis Vuitton: первым делом по просьбе арт-директора Марка Джейкобса Мураками обновил дизайн бренда и переделал монограмму LV, раскрасив ее в яркие цвета. Этот проект принес более 300 миллионов долларов Louis Vuitton и превратил Мураками в апологета идеи искусства как коммерческого бренда. Джейкобс с помощью художника стремился привлечь молодое поколение японской молодежи, а Мураками, со своей стороны, утверждался в мысли, что мода и элитарные бренды могут быть визуальным отражением эпохи. Вскоре после запуска его линии в Louis Vuitton Мураками те же самые изображения, напечатанные на сумках, повторил в своих картинах, а в 2007 году и вовсе выставил в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе бутик Louis Vuitton, создав, таким образом, единый мир моды и искусства для сверхбогатых.
Национальная идентичность и superflat
Разобравшись с личным брендом, Мураками решил заняться имиджем родной Японии. Идентичность страны, как полагал художник, должна выстраиваться на основе глубокого анализа культуры и ее корней. Разочаровавшись в способности соотечественников производить новые смыслы, он придумал понятие superflat — «суперплоский». Суперплоский визуальный язык, по Мураками, характерен как для традиционной японской живописи, так и для анимации, комиксов и графического дизайна. В результате получился гибрид классической живописи и рвущей глаз обертки от конфет с эстетикой, которой любит играть художник. Правда, критики над концепцией Мураками лишь посмеялись, назвав ее грубым искажением японской культуры. Но художник не отчаялся и в подтверждение своей теории в 2000 году создал, например, работу «Шампанская сверхновая» — многослойное изображение галлюцинаторных грибов-мутантов, напоминающее цветастые обои и вдохновленное серией панно японского художника XVI века Ито Якучу, известного вниманием к царству всего живущего. Название же работы было заимствовано у песни британской группы Oasis. В контексте истории послевоенной Японии грибы еще и являлись зловещим напоминанием об облаке ядерного взрыва, так что с наслаиванием смыслов Мураками справился не хуже добросовестных постмодернистов старшего поколения.
«Хиропон» и скандал в Версале
Важным образом в визуальном словаре Мураками стала откровенно сексуализированная скульптура «Хиропон» — аниме-девица с тонюсенькой талией и огромной грудью, из которой рвутся струи молока. Поместив ее на пьедестал, Мураками напомнил, что аниме имеет право называться «высоким искусством», несмотря на порнографический задор и превращение девичьей невинности в объект фетиша. В пару к «Хиропон» художник создал знаменитую скульптуру «Мой одинокий ковбой», изображающую юношу в момент эякуляции. В 2008 году «Ковбой» был продан на аукционе Sotheby’s за рекордные 15,2 миллиона долларов. Мураками объясняет эти работы своей любовью к аниме в подростковом возрасте: «Я стал отаку, когда я учился в старшей школе, и проглотил много разных аниме — как эротических, так и фантастических… Так и родились эти произведения».
Именно «Мой одинокий ковбой» и «Хиропон» в 2010 году во многом стали причиной скандала, который разгорелся вокруг запланированной в Версале выставки Мураками. Тогда более 11 тысяч человек подписали петицию, требуя не пускать во дворец порочное современное искусство. Тем не менее художнику удалось зарифмовать пышное барокко версальского дворца с японским поп-артом. От «Ковбоя» и «Хиропон», «непристойных и оскорбительных», правда, пришлось отказаться. Комментируя ситуацию, Мураками заявил, что «когда кто-то забивает гол, кто-то обязательно будет недоволен». Свои скульптуры он предлагает воспринимать как сатиру на ту банальную сексуальность, которую превозносит японская массовая культура.
Такаси Мураками. Воспоминания о бурной жизни. 2015. Холст, монтированный на алюминий, акрил. Частное собрание. Courtesy Perrotin. © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.Черепа, маргаритки и индустрия
Улыбающиеся маргаритки и глазастые черепа появляются в творчестве Мураками постоянно. Больше всего они напоминают компьютерную графику, порожденную навязчивой идеей изобразить мир предельно милым и инфантильным. Черепа в истории западного искусства функционировали как символ бренности бытия, напоминание о memento mori. Эта интерпретация совпадает с буддийской концепцией, говорящей, что «всё временно». Однако Мураками идет дальше и утверждает, что «все в конце концов умрут, поэтому не стоит беспокоиться». Этот тезис иронично дублирует риторику общества супермаркета. В индустрию именно такого типа Мураками и превратил свою империю, основанную на эксплуатации жизнерадостных образов и агрессивном потреблении. Он посмеивается над поп-культурой, будучи плотью от ее плоти. Творчество Мураками — это пример, как культура изживания военных травм мутировала и обрастала новыми образами, прямо как «Цветок-матанго».
artguide.com
Художник недели: Такаси Мураками - Культура
Культура 08.12.2015
Краткий гид по творчеству мастера китча.
Такаси Мураками - один из самых узнаваемых художников современности и, безусловно, самых знаменитый японец на международной арт-сцене. Родился он в Токио в 1963 году. Цветастые "анимешные" персонажи японца в игривости могут поспорить с отливающими металликом собачками и слониками Джеффа Кунса. Творения Мураками кажутся такими же продвинутыми, как и все, что производит современная Япония: от роботов до "умной" азиатской моды. Однако творческий путь художника начинался с нетленной (по местным стандартам) классики - в 1983 году Такаси поступает в Токийский университет искусств и изучает традиционную японскую живопись XIX века.
Классическое образование не помешало молодому Мураками обратиться к анимации. Художник находился под впечатлением от аниме и манги, которые к началу 90-х успели произвести настоящий бум, и решил, что именно эти течения стали воплощением новой японской эстетики. С 90-х годов Мураками начинает создавать произведения разных жанров: живопись, скульптуру, видео. Но все они так или иначе населены фантазийными "мультяшными" героями и сюжетами.
С течением времени творчество Мураками обзавелось персонажами-старожилами: в его работах нередко появляются разноцветные черепа, улыбающиеся цветы. Но главная, можно сказать, сюжетообразующая роль досталась существу по имени Mr. Dob. Зубасто-ушастое создание, всячески деформируясь, мелькает на полотнах, превращается в скульптуры, даже в воздушные шары. Mr. Dob становится главным героям ролика, отснятого Мураками для Louis Vuitton в 2002 году.
Кстати, изучение классической японской живописи в студенческие годы не прошло для художника даром - композиция многих его работ отсылает к эстетике мастеров XIX века. Нередко Мураками даже использует формат триптиха и полиптиха, бытующий в японкой живописной традиции. Образы Мураками подбирает современные, однако сюжет зачастую остается вполне классическим. Нередко работы японца посвящены теме смерти, перерождения, мифологии.
"Внешность" скульптур токийца более вариативна, чем его 2D-работы. Одни из них разноцветные, другие в лучших традициях китча отливают золотым блеском. Некоторые скульптуры представляют трехмерную версию хрестоматийных героев Мураками. Другие воспроизводят образы японской массовой культуры, не редко - весьма провокационные вроде девушек с стилистике хентай. Большинство скульптур художник наделяет гротескными, "избыточными" пропорциями. Максимально эффектно работы Мураками смотрелись в барочных залах Версальского дворца в 2010 году - во время самого масштабного на данный момент смотра его творчества.
Gero Tan Nirvana Skulls & Flowers Multicolor Emergence Of God at The Reversal of Fate Mr. Dob In The Land Of The Dead Jellyfish Paddle Louis Vuitton Louis Vuitton Ретроспектива в Версале, Париж Ретроспектива в Версале, Париж Fate Fate Static Squarespace Red Demon and Blue Demon with 48 ArhatsNaked Self-Portrait with Pom
www.trendspace.ru
Такаси Мураками в музее «Гараж» • Событие • Арт • Интерьер+Дизайн
В Музее современного искусства «Гараж» открывается выставка «Будет ласковый дождь» — новый проект знаменитого на весь мир японца, художника Такаси Мураками.
По теме: Кейичи Танаами в Галерее Гари Татинцяна
55-летний мастер на пике популярности: его персональные выставки проходят в крупнейших музеях США и Европы, в 2010 году разноцветные скульптуры принимал Версаль. Мураками вышел на мировую арт-сцену в 1990-е годы, он показывал мультипликационные рисунки и скульптуры —его искусство выглядело умным, эротичным и отдавало легкой перверзией.
Такаси Мураками. Кайкай и Кики. 2000–2005. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. 181,5 × 71 × 53 см; 160 × 71 × 55 см. Частное собрание. Предоставлено Perrotin. © 2000–2005 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved Такаси Мураками. Оммаж Фрэнсису Бэкону (Этюд к портрету Изабель Росторн). 2002. Холст, монтированный на доску, акрил. 120 × 120 × 5 см. Частное собрание. Предоставлено Perrotin © 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved Такаси Мураками. Лунный свет. Непостоянство всех вещей. 2016. Холст, монтированный на доску, листовая платина, акрил. Диаметр 250 см. Предоставлено Perrotin. © 2016 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved Такаси Мураками. Тайм Бокан (красный). 2001. Холст, монтированный на дерево, акрил. 180 × 180 см. Предоставлено Heller Group. © 2001 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved Такаси Мураками. Эка данпи («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку. 2015. Холст, монтированный на алюминий, листовая платина, акрил. 100 × 100 × 5 см. Предоставлено Perrotin. © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights ReservedCам Мураками называл свой стиль суперплоским (superflat), имея в виду и приемы изображения, и свое пристрастие к плоским шуткам. Он с удовольствием обращался к японской субкультуре отаку (фанаты и увлеченные, чаще всего предмет их страсти – манга и аниме, видеоигры, но далеко не всегда). В 1996 году Мураками основал предприятие Хипон, настоящую фабрику по производству произведений искусства. Он верно уловил потребность рынка в промышленном изготовлении эффектных чудищ и смеющихся цветов. А в 2002 начал многолетнее сотрудничество с культовым французским домом Louis Vuitton. Творчество Мураками сильно изменилось после мартовского землетрясения 2011 года: его фирменные улыбающиеся ромашки теперь выступают из глухого черного фона. Появилось несколько картин, в которых глаза персонажей изображены, как центры ядерного взрыва, теперь у Мураками еще больше драконов, сердитых божеств и человеческих черепов.
Такаси Мураками. Воспоминания о бурной жизни. 2015. Холст, монтированный на алюминий, акрил. 300 × 234,4 см. Частное собрание. Предоставлено Perrotin. © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved Такаси Мураками. Алое сердце. 2002. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. 125 × 125 × 130 см. Частное собрание. Предоставлено Perrotin. © 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved Такаси Мураками. Зонтик тролля. 2002. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. 235 × 140 × 140 см. Частное собрание. Предоставлено Perrotin. © 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved Такаси Мураками. Энсо. Дзен, белое и черное. 2015. Холст, монтированный на алюминий, акрил. 141 × 120 × 5 см. Частное собрание. Предоставлено Perrotin. © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights ReservedНа выставке в Музее «Гараж» будет представлено более 80 работ художника — живопись, графика (в том числе тиражная), полнометражные фильмы и анимация — из Музея современного искусства XXI века (Канадзава), Художественного музея Мори (Токио) и частных коллекций; японская гравюра и живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; различные артефакты из студии Мураками, а также фотографии и манги из Мемориального музея мира (Хиросима).
Выставка пройдет с 29 сентября 2017 по 4 февраля 2018.
www.interior.ru
Ютака Мураками: чувственная акварель | Artifex.ru
Мы уже рассказывали об акварельной технике со странным названием «по-мокрому» или, как ещё принято ее называть, «по-сырому». Она отличается тем, что краски наносятся на влажную бумагу. Благодаря своей непредсказуемости и сложности исполнения, акварель «по-мокрому» считается сложнейшим из существующих техник.
Именно в ней специализируется известный японский художник по имени Ютака Мураками (Yutaka Murakami). У себя на родине акварелист считается величайшим мастером письма «по-мокрому», а зарубежные ценители отмечают его среди других профессионалов этого направления. Огромную популярность ему принесли… кошки.
Эти трогательные пушистые создания, которых так и хочется погладить, — несомненные фавориты творчества Ютаки. Спящие и играющие, взбудораженные и умиротворённые, трогательные и дикие — котята, которых рисует Мураками, очаровывают и вызывают желание завести себе такого же маленького и милого пушистика.
Порой к трогательным комочкам присоединяются другие представители животного мира, например, рыбки или птички, а иногда такие же меховые клубочки. Большинство работ этой серии выполнены на белом или нейтральном фоне. Но изредка Ютака вносит нечто новое в традиционный стиль своих картин, и тогда задний план оживает, благодаря необычному интерьеру или пейзажу. Глядя на некоторые кошачьи портреты в исполнении акварелиста, невозможно понять, какие ошибки были допущены случайно, а какие — задумка художника. Создаётся впечатление, что он и не пытался укротить стремительно уплывающую краску, а, напротив, бездумно расплескал её, и лишь затем принялся придавать получившемуся пятну нужную форму.
Однако Ютака Мураками не заслужил бы такого пристального внимания с нашей стороны, если бы всё своё творчество посвятил исключительно кошкам. Несмотря на их невероятное обаяние, мы, увы, вынуждены были бы признать, что кошачьи портреты «по-мокрому» — уже не новость. Вот почему особую ценность приобретают остальные направления живописи Ютаки.
Вероятно, именно выбранный стиль акварели помог Мураками достичь таких высот в пейзажных зарисовках. Его «дождливые» картины действительно создают атмосферу осенней хандры. Небеса словно бы плачут навзрыд, сожалея об ушедшем летнем тепле и заставляя пешеходов открывать зонтики, кутаться в серые пальто и ускорять шаг. Для таких работ Ютака выбирает приглушённые оттенки и мягкие линии. И на этот раз «убегающая» краска снова «играет на руку» художнику: теперь она уже не расцветает трогательными шерстяными шубками, а буквально бежит вниз огромными каплями.
Творчество Мураками не ограничивается только портретами милых четвероногих друзей и дождливыми пейзажами. Он пишет картины и на другие сюжеты, например, портреты и бытовые зарисовки. Чувствуется, что за каждой сценкой, изображенной художником, стоит целая история. Воробышек, сидящий на былинке, повисшей над водой, наверняка глубоко задумался о проблемах человечества, а рабочие на путях перед трамваем выступают в роли героев, спасающих маленький мир.
artifex.ru
Takashi Murakami (психоделический поп-арт) | MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония
Такаши Мураками: психоделический поп-арт (www.takashimurakami.com)
Музей современного искусства в Лос-Анджелесе (MOCA) представляет крупнейшую ретроспективу известного японца Такаши Мураками.
На выставке собраны основные произведения художника, созданные на протяжении всей его карьеры, включая ранние работы-лозунги, скульптуры, навеянные культурой манга и аниме отаку, живописные полотна с улыбающимися цветами. Нашлось место даже целому магазину Louis Vuitton, в котором разместились сумки дизайна Мураками.
Кажется, только ленивый не называл Такаши Мураками «японским Энди Уорхолом», ссылаясь на его привязанность к серийным образам и иконам поп-культуры.Японский художник по примеру знаменитого поп-артиста также обзавелся собственной фабрикой – «корпорацией» Kaikai Kiki, под крышей которой Мураками собрал не только своих ассистентов, но еще и целый сонм молодых художников, продолжающих традиции отаку.Правда, все это более походит на конвейер, созданный в лучших японских традициях, чем на богемную среду: Лу Рида и Эди Седжвик заменили компьютерные специалисты и менеджеры.
Такаши Мураками без стеснения признается в своем увлечении рыночными механизмами в искусстве. Перед созданием своих первых проектов он проводил полноценные маркетинговые исследования, которые, по его словам, необходимы каждому, кто делает первые шаги на художественном поприще. Самому Мураками удалось добиться значительных успехов в этом направлении. В 2003 году 3-х метровая скульптура одного из его любимых персонажей Mr. Pointy была куплена владельцем аукционного дома Christie’s, Франсуа Пино, за сумму в $1, 5 млн. Единственное, что отличает японского художника от классика поп-арта, это его внимание ко всем сегментам рынка.
Такаши Мураками с одинаковой легкостью берется за создание скульптур, картин, анимационных видео, ковриков для мышей, брелоков, скейтбордов. Для тех, кто не посещает аукционы современного искусства, есть возможность приобрести мини-скульптуры, выпущенные тиражом в 100 экземпляров. Правда, для этого придется заглянуть в магазины для любителей манга и аниме.
На подходе новый коммерческий проект Мураками, на этот раз объединившего свои силы с американским рэппером Кэни Уэстом. После совместной работы над оформлением последнего альбома музыканта уже вскоре должна появиться ювелирная линия Мураками-Уэста, в которой наверняка не обойдется без брильянтов. Да и Марк Джейкобс, отвечающий за художественную политику марки Lois Vuitton, в интервью для MOCA сообщил, что совсем скоро появится новая версия сумок от Мураками, за которыми, по традиции, уже сейчас выстраивается очередь.Сын водителя такси и домохозяйки, Мураками начинал карьеру художника, обращаясь к традиционным мотивам и техникам. В токийском Университете изящных искусств и музыки он изучал живопись нихонга – своеобразный гибрид японской и европейской живописи, возникший в конце 19 века. Правда, по признанию самого художника, все, о чем он мечтал в это время, это уметь рисовать идолов культуры отаку.
Кроме художественных практик, Такаши Мураками нередко обращается и к мировоззренческим проблемам. Направление, обозначенное им самим как superflat, базируется на философии, согласно которой Япония построена на плоскостном восприятии мира. Все существует на одном уровне – массовая культура, работа, развлечения, семья. Высокая культура так и не пришлась по вкусу японцам, выбирающим по жизни срединный путь. Понятие superflat он использует и в искусстве, относя к нему изображения, обладающие иллюзией глубины и перспективы. Одноименная выставка художника была проведена в 2001 году в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе, где спустя 6 лет вновь экспонируются его работы.
На этот раз живопись, скульптура, инсталляции и видео художника занимают практически все пространство музея, правда, в хронологическом порядке, что значительно упрощает выставочную прогулку. Первая часть – работы, созданные с 1991 по 2000 год, когда Мураками всерьез увлекали исследования общества потребления, его взлетов и падений. Зрителей встречает «Вывеска ТАКАШИ», в которой он просто-напросто заменил имя в логотипе компании TAMIYA, тем самым, обозначив свое место на арене contemporary art: «Такаши: Лучшее качество во всем мире».
В это же время был создан один из главных героев его работ – Mr.Dob –психоделический персонаж с широкой улыбкой и третьим глазом, к которому впоследствии присоединились и многочисленные друзья с похожими физиологическими странностями:
Смешивая в своих работах эстетику японских и американских субкультур, он ввел в обращение новое слово poku, представляющее собой нечто среднее между словом поп-арт и отаку, этакий гибрид – культура японских микки-маусов.Начиная с 2000 года работы Такаши Мураками становятся своеобразными автопортретами, несмотря на то, что зачастую перед нами те же самые герои. К примеру, в живописной работе Tan Tan Bo Puking – a.k.a. Gero Tan (2002) мы встречаем знакомого Mr.Dob, вместе со слаженным ансамблем фигур и цветочно-грибными мотивами.
В 2003 происходит прорыв Такаши Мураками на рынок современного искусства вместе с уже упомянутой работой Mr.Pointy, после которой предприимчивого японца уже не остановить.
В 2005 году в Нью-Йорке в Japan Society прошла успешная выставка Little Boy, на которой не только Такаши, но и его молодые протеже из Kaikai Kiki (english.kaikaikiki.co.jp) получили широкое общественное внимание. В последнем ноябрьском номере авторитетного журнала Art Review, опубликовавшем список самых влиятельных людей в современном искусстве, Такаши Мураками расположился под номером 89. Правда, не обошлось и без ложки дегтя: журналисты Art Review напомнили читателям о грядущем событии в Лос-Анджелесе, не забыв рассказать и о бутике Louis Vuitton, после которого, думается, арт-критики не оставят Мураками в покое…
Плюшевые игрушки от Takashi Murakami и Louis Vuitton
Похожие записи на сайте miuki.info:
miuki.info
Японский бог: что нужно знать о первой в России выставке Такаси Мураками
Первая в России большая выставка Такаси Мураками, самого жизнерадостного героя современной арт-сцены, откроется в Музее современного искусства «Гараж» 29 сентября. Знаменитый японский художник лично следит за тем, как в процессе подготовки экспозиции воссоздается придуманная им вселенная, и обещает как следует «зажечь»: в качестве сувенира уже готовы цветные спички в тон его палитре.
Такаси Мураками
Страница Такаси Мураками в Instagram (@takashipom) развенчивает представление о художнике как о демиурге или философе. Мураками откровенен и, скажем прямо, дурашлив. Вот он открывает выставку в Чикаго в костюме синего осьминога, вот иронизирует над «лайками» Пэрис Хилтон или постит недоброе утреннее селфи. Вернисаж в галерее, ночная прогулка с собакой, новые работы, мисо-суп в большой кружке, снимок челюсти у дантиста, фото из клиники с жалобой на отравление говяжьим тартаром в Москве и грозным обещанием впредь требовать в поездках только японскую еду. Искусство скульптуры и увлечение селфи, возвышенное и массовое, элитарное и общедоступное, наконец, восточное и западное — за Мураками прочно закрепилась слава того, кто умеет все это смешать, взболтать и превратить в незабываемый коктейль.
Самый известный и растиражированный образ Мураками, что-то вроде его фирменного знака — смеющиеся цветы. Он придумал их, когда поступал в Токийский университет изящных искусств, и за прошедшие тридцать лет хохочущие рожицы распространились по миру, захватив обои, подушки, значки, футболки, брелоки, скейтборды, кроссовки Vans, сумки Louis Vuitton, и даже трансформировавшись в бриллиантовые подвески. Галерею узнаваемых персонажей, будто пришедших из снов и сказок, продолжают психоделические грибы с глазами, похожий на Микки-Мауса Mr. Dob (производное от японского dobojite — «зачем?»), ушастые «Каикаи Кики» («странные, но изысканные») и прочие невероятные существа, появлению которых, как ни странно, предшествовало классическое образование.
В Токийском университете Мураками изучал живопись 19 века, но ничего похожего в его творчестве никогда не было — манга и аниме оказались куда привлекательнее для него самого и понятнее для публики по всему миру. «Я не знаю, в чем разница между изобразительным искусством и массовой культурой и где проходит граница. В моей реальности она практически размыта. Я не думаю, что в этом есть какой-то риск. Скорее, в этом мое преимущество», — говорит Мураками.
Его вторым домом стал Нью-Йорк, куда Мураками приехал в середине 1990-х. Здесь он впервые обратился к скульптуре из стекловолокна, создав «Мисс Ко-Ко» («Miss Ko2») — кавайную блондинку в суперкороткой форме официантки. Гипертрофированно сексуальный образ из японских мультфильмов пришелся по душе американским коллекционерам. Следом появились куда более вызывающие «Хиропон» (по имени наркотика, популярного в послевоенной Японии) и скандально-порнографический «Мой одинокий ковбой». Через десять лет, в 2008-м, «Ковбой» уйдет с аукциона за $15,2 млн, установив рекорд для работ Мураками и поместив его в первую дюжину самых дорогих из ныне живущих художников.
Впрочем, в этом использовании заведомо популярных тем была и критическая нота — вы любите секс и девочек-манга, так вот вам. Для своей живописи Мураками придумал специальный термин — «сверхплоская», намекая на сложившуюся в послевоенной Японии культуру, в которой нет разницы между искусством и товарами потребления, как будто лестница от банального комикса к да Винчи, выстроенная на Западе, схлопнулась, стерев различия в восприятии. «Знаете, кто главная культурная величина в Японии? Писатель-юморист!» — возмущается художник.
Фрагмент инсталляции на выставке The Octopus Eats Its Own Leg Такаси Мураками в Музее современного искусства Чикаго. Инсталляция из работ Flowerball 2 (2002) и Flowerball 3D (2008), установленных на фоне обоев из «смеющихся цветов»
Впрочем, трагические страницы истории его родины тоже нашли отражение в работах Мураками. Один из повторяющихся образов (в Москве его обещают спроецировать на фасад «Гаража») — «грибное» облако, превратившееся в череп на кислотном фоне, напоминание о ядерных взрывах в Хиросиме и Нагасаки. А чудовищное землетрясение 2011 года стало для художника переломной вехой. «В какой-то момент я совершенно забыл, откуда я. Но когда увидел действительность после землетрясения, во мне проснулся японец».
В 2012 году Мураками создал самую большую картину в мировой истории — стометровый холст «500 архатов». В буддизме архат — человек, вышедший из колеса перерождений, монах, странствующий по земле и несущий людям исцеление. В древних текстах говорится о 16 архатах — учениках Будды. Но в японском искусстве их число доходило до нескольких сотен — по одному на каждую болезнь или напасть. «В древности, когда случалось бедствие, монахи писали картины и с их помощью несли религиозное утешение страдающим людям. «500 архатов» — эквивалент этих исторических работ. Это утешающая живопись и способ осознать мое место в истории».
Лунный свет. Непостоянство всех вещей. 2016 год
Мураками называют «японским Энди Уорхолом»: как и американская икона поп-арта, он не боится простых сюжетов и создает произведения искусства с помощью современных технологий и почти сотни помощников в студиях Токио и Бруклина. Говорят, на «фабриках» Мураками царит идеальный иерархический порядок. Ровно в 8:50 он вместе с персоналом делает гимнастику и выделяет час для общения. Чтобы задать вопрос шефу, нужно забронировать пару минут в специальной программе. «Я фанат японской анимации и американской научной фантастики. Все пришло из «Звездных войн» Лукаса. Благодаря ему я понял, что создание произведения — это процесс. Режиссер работает над сценарием, раскадровкой, затем снимает фильм, монтирует. Я перенес эту систему в живопись. Я делаю небольшой эскиз, отдаю помощнику, он переводит его в «цифру», увеличивает, его печатают. Я говорю, что мне не нравится, и все начинается сначала. Со стороны кажется, что мы ходим по кругу. Но когда работа завершена, я понимаю, как это здорово».
Мураками сотрудничал с Марком Джейкобсом, добавив фирменной психоделики в дизайн сумок Louis Vuitton (эта работа принесла ему в Японии популярность рок-звезды), снял клип для Фаррелла Уильямса в стилистике манга и придумал обложку для альбома Канье Уэста Graduation, не видя в этом противоречия с основным творчеством: «Арт-критики считают развлечение публики чем-то стыдным и поверхностным. Я думаю, популярность моих произведений — знак того, что многие вещи более сложны, чем им представляется. Мои работы как архитектура: внешне легкие и хрупкие, внутри они сделаны из очень прочных материалов».
Чтобы узнать художника, посмотрите на его автопортреты. В них Мураками, главная из японских звезд мирового искусства, и сам превращается в мультяшного персонажа — будь то огромная фигура из проекта «Мураками эго» или скульптурная серия с любимым псом «Пом и я». Один из самых характерных изображает «шар смерти», составленный из черепов, на котором, как Маленький принц на своей планете, стоит Такаси Мураками, а вокруг прорастают смеющиеся цветы.
«Кики» (2000—2005)
Текст Ирина Осипова
instyle.ru
Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь»
Глава I. «Гэидзюцу» («Техника и обучение»)
В первую очередь этот раздел сосредоточен на происхождении живописи Мураками и его работе с картинным пространством и размышлениям о труде художника. Живописная техника Мураками отчасти восходит к традиционному искусству Японии, для которого характерны известная «плоскостность» и то, что историк искусства Нобуо Цудзи называет «эксцентричностью», подразумевая под этим экспрессивность линий в классической японской живописи.
Раздел является отправной точкой для одного из важных концептуальных сюжетов выставки, проходящего сквозь всю экспозицию и связанного с особым отношением японцев к любому последовательному и ежедневному труду (и неважно, идет ли речь о создании гравюр, живописи и производстве керамики или же о приготовлении суши).
Глава II. «“Малыш” и “Толстяк”»
Один из самых насыщенных разделов экспозиции и ключевая глава для понимания всей выставки — это трибьют кураторскому проекту Такаси Мураками «Малыш» (Little boy, 2005), целиком посвященному символическому значению и влиянию событий августа 1945 года (бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки) на культурное сознание японцев. Ядерная катастрофа стала точкой отсчета новой визуальности: от постапокалиптических видений до сознательного ухода от реальности и ее настойчивого вытеснения. В этом разделе объединены произведения Мураками разных периодов — от самых ранних вещей начала 1990-х (например, впервые в Европе показана масштабная инсталляция 1992 года «Морской бриз» из Музея современного искусства XXI века в Канадзаве) до новейших работ, созданных специально для выставки в Москве. Также в этом разделе представлены аниме, оригинальные эскизы и тиражные манги, связанные с осмыслением и переживанием ядерной катастрофы.
Русское название выставки — «Будет ласковый дождь» — непосредственно связано с этой главой и отсылает к антиутопическому рассказу Рэя Бредбэри из цикла «Марсианские хроники» (1950) и анимационному фильму Назима Туляходжаева, снятого на студии «Узбекфильм» (1984).
Глава III. «Каваий»
Этот раздел исследует связь искусства Мураками и эстетики каваий, захватившей японскую массовую культуру и пронизывающей все сферы жизни японского общества. В отличие от главы «“Малыш” и “Толстяк”», архитектурное решение которой напоминает о строгом, почти военном порядке, третья глава построена как последовательность тотальных инвайроментов. Так, один из них воссоздаст атмосферу специальных магазинов для косплееров и фанатов аниме и манги в гиковских районах Токио, а другой представляет собой настоящий кинотеатр, где пройдет премьерный показ полнометражного фильма Мураками «Глаза медузы» (2013).
Глава IV. «Сутадзио» («Студия»)
Раздел «Сутадзио» размещается в одном из пространств Музея, которое на время монтажа выставки стало филиалом студии Мураками. Наравне с историей студии и рассказом об отдельных ее сотрудниках в этом разделе можно познакомиться с процессом создания новых работ (который иногда растягивается на несколько лет) и жизнью творческой лаборатории Мураками в целом, где культивируются добросовестный труд и традиционное для японской культуры четкое следование указаниям мастера. Часть новых произведений Мураками и его команда завершали уже в Москве, и зрители смогли стать свидетелями их работы.
Глава V. «Асоби и кадзари» («Развлечение и украшение»)
«Фантомный» раздел, который разворачивается в невыставочных пространствах Музея (в кафе и книжном магазине, на лестницах и фасаде и т. п.). Он раскрывает игровую природу творчества Мураками и его стремление к декораторству и распространению орнаментальной энергии, которая заложена в японской художественной традиции. Эта глава связывает практику Мураками-художника и его деятельность в качестве главы корпорации Kaikai Kiki Co., Ltd., занимающейся просветительскими и коммерческими проектами.
Всего на выставке в Музее «Гараж» представлено более 80 работ художника — живопись, графика (в том числе тиражная), полнометражные фильмы и анимация — из Музея современного искусства XXI века (Канадзава), Художественного музея Мори (Токио) и частных коллекций; японская гравюра и живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; различные артефакты из студии Мураками, а также фотографии и манги из Мемориального музея мира (Хиросима).
Кроме того, к выставке издан каталог, ставший первой крупной публикацией о художнике на русском языке.
Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» проходит в рамках Года Японии в России.
Куратор выставки Екатерина Иноземцева, старший куратор Музея «Гараж».
Музей «Гараж» благодарит Japan Airlines, St. Regis и Panasonic за помощь в подготовке выставки.
garagemca.org