Как «исландский эльф» стал мировой поп-дивой? Ко дню рождения Бьорк. Бьорк картины


Художественные жесты Бьорк — Wonderzine

Новый альбом Бьорк был запланирован на март. Однако, стоило появиться этой новости, как кто-то тут же слил его в сеть на два месяца раньше. Певица поступила самым разумным образом: спокойно отреагировав на произошедшее, выложила его на iTunes спустя 24 часа после недоразумения. «Vulnicura» — это не просто очередное выдуманное слово, а игра певицы с латинскими корнями, вместе условно обозначающими «заживление ран». Воcьмая пластинка стала для нее самой личной и печальной — она посвящена ее разрыву с мужем и современным художником Мэтью Барни, а на обложке Бьорк позирует с символической зияющей раной на груди. Мы решили вспомнить, как Бьорк заступала на территорию современного искусства на протяжении своей карьеры и с какими художниками из разных сфер сотрудничала — от Ларса фон Триера и Криса Каннингема до Александра Маккуина и Нобуёси Араки.

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 1.

дарья татаркова

 

«Танцующая в темноте»

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 2.

Ларс фон Триер поначалу предложил Бьорк лишь написать саундтрек к фильму его трилогии «Золотое сердце» — «Танцующей в темноте». Музыкальный фильм про полуслепую иммигрантку Сельму, пытающуюся оградить сына от потери зрения, нуждался в идеальном музыкальном сопровождении, так что Бьорк согласилась и сочинила цикл «Selmasongs». Однако режиссеру удалось уговорить певицу сыграть в фильме главную роль, мотивируя это тем, что только автор музыки сможет убедительно изобразить героиню, спасающуюся от реальности в мюзикле-фантазии. Бьорк настолько тяжело было переживать судьбу своей героини, что фильм вполне мог стать ее последней работой в кино. За эту роль Бьорк получила золотую пальмовую ветвь в Каннах как лучшая актриса, а за песню «I’ve Seen It All» она была номинирована на «Оскар», где появилась в знаменитом платье-лебеде.

 

 

Мода как высказывание

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 3.

Платье-лебедь Бьорк на оскаровской красной дорожке вызвало тогда волну недоумения. Сейчас оно воспринимается как предмет, выполненный с куда большим вкусом и подтекстом, чем многие эпатажные наряды звезд, однако «Оскар-2001» явно не был к нему готов. Бьорк клеймили «провинциалкой» и «наихудше одетой звездой», а Джоан Риверс заявила, что «этой девочке место в дурдоме». Бьорк прекрасно понимала, на что идет, но как всегда просто сделала то, что ей нравится, — она очень любит лебедей и посчитала символ фертильности очень уместным в Голливуде. Узколобая реакция изжила себя, а платье не раз копировали, правда, с каким подтекстом — еще вопрос. Лебедя придумал и сделал всего в двух экземплярах македонский дизайнер Марьян Пежоски — будущий основатель культовой марки Kokon To Zai. Певица надевала его не только на премию, но и для обложки «Vespertine», а также шоу в рамках тура с этим альбомом.

 

 

Визуализация музыки

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 4.

Первым видео, над которым Бьорк работала c клипмейкером и режиссером Мишелем Гондри, был «Human Behaviour», двое странных тогда нашли друг друга и с тех пор не расстаются. Гондри стал для Бьорк своего рода соавтором: для нее он снимет, к примеру, «Bachelorette» и «Declare Independence». Бьорк работала и с другими именитыми режиссерами, например, Спайком Джонзом, который даже сделал ей клип про любовь с котиком. Визуальная составляющая всегда была для нее такой же важной, как и музыка: одно должно гармонично перетекать в другое, а протяжные и неровные композиции находили отклик в рваной съемке и неожиданных образах. Бьорк постоянно экспериментирует, прокручивая реальность в блендере, неудивительно, что ее самый известный клип на манифест про любовь — это два чувственных андроида в кадре, которых придумал один из популярных видеохудожников Крис Каннингем.

 

 

Переосмысление себя

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 5.

Бьорк всегда выглядела «странной», однако далеко не сразу она отдалась во власть неудержимой игры с образами. Первые два альбома визуально были сдержанными: да, клипы были оригинальными, но сама певица выглядела конвенционально и невинно. В 1996-м она окончательно уезжает из Лондона, где сумасшедший фанат попытался изуродовать ее бомбой с кислотой а затем вышиб себе мозги, записав это на камеру. Травмированная инцидентом, Бьорк пытается пережить этот момент через творчество — так появится ее третий альбом «Homogenic», в котором она осмысляет и неудавшиеся отношения, и любовь к родной земле, и еще миллион противоречивых эмоций. Кардинально отличавшийся по звуку, своим имиджем он обязан Александру Маккуину, который придумал канонический воинственно-азиатский образ для Бьорк. Маккуин сильно повлиял на визуальную сторону ее творчества, а на его похоронах Бьорк в платье дизайнера исполнила версию «Gloomy Sunday».

 

 

Книга «Björk»

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 6.

Во время выхода «Vespertine» Бьорк также публикует книгу — фотоальбом, подготовленный вместе с M/M Paris. В нем певица пытается показать свой взгляд на творческий процесс изнутри, собирая под одной обложкой разрозненные фотографии, обрывки текстов и даже ее интервью с культовым британским телеведущим и натуралистом Дэвидом Аттенборо. Бьорк также попросила каждого из своих коллабораторов заполнить по четыре страницы, чтобы доказать простую вещь: никто не существует сам по себе, а за успешной Бьорк стоит работа не одного десятка людей. По сути тонко собранный скрапбук певицы вторит работе над текстами песен альбома, которые певица, как из кусочков, собирала на основе работ Эдварда Каммингса, Хармони Корина и Сары Кейн.

 

 

Песня мира

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 7.

Пятый сольный альбом должен был целиком строиться на вокале. Хотя первоначальная задумка и не реализовалась в полной мере, на пластинке уникальным образом использованы голоса людей, в том числе и вместо некоторых инструментов. Для записи она, в частности, привлекла Танью Тагак — певицу-инуитку и мастера горлового пения, а также нескольких битбоксеров и включила хоровое пение. Трек «Oceania» с альбома, написанный специально к случаю, открывал летние Олимпийские игры в 2004 году. Во время представления платье певицы медленно разворачивалось, открывая огромную карту мира почти в тысячу квадратных метров и укрывая шлейфом атлетов.

 

 

Нагота

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 8.

Певица всегда комфортно чувствовала себя в своем теле — такой вывод можно сделать, в частности, по ее японским коллаборациям. Это был лишь вопрос времени: японское искусство и Бьорк обязательно бы нашли друг друга. Итогом ее работы с японскими художниками стало два проекта: клип Эйко Исиоки на песню «Cocoon» и серия фотографий Араки. Видео не показывали на MTV из-за обнаженного тела Бьорк, хотя на самом деле на ней был максимально облегающий тело костюм. Японский мастер эротической фотографии сделал для певицы обложку и вкладыш для сборника ремиксов «Telegram» — там всё куда более чинно, но всё еще чувствуется почерк фотографа, в других своих работах совершенно не знающего стеснения.

 

 

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 9.

Теперь уже бывший муж певицы Мэтью Барни — художник с не менее ярким и неординарным мышлением, чем сама Бьорк, так что неудивительно, что они так долго были вместе. Барни — один из самых ярких представителей современного искусства, использующий самые разные медиа в своей работе. В 2005-м Мэтью попросил жену поучаствовать в проекте «Drawing Restraint 9» из цикла работ о преодолении и перерождении. Это был второй случай в жизни Бьорк, когда она записывала саундтрек и снималась в фильме. Бьорк с мужем исполнили главные роли в фильме о японской культуре — по сюжету певица и художник влюбляются и в итоге превращаются в китов.

 

 

Синтез природы, науки и искусства

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 10.

Предпоследний альбом «Biophilia» стал по всем параметрам беспрецедентным. Певица и музыкант решила сделать целый глобальный арт-проект, который в результате был выставлен в МоМА. Для альбома певица выпустила несколько приложений, которые были связаны между собой, в том числе музыкально; они же использовались в рамках ее образовательной программы. Бьорк устроила серию воркшопов для детей, где они могли изучать связи между наукой, музыкой и природой — в Рейкьявике ее собираются включить в обязательную школьную программу. Сама певица проработала эту идею дальше, придумав задействовать научные приборы в качестве музыкальных на концертах. Так, трансформатор Тесла в ее руках «запел», исполняя басовую партию, одновременно генерируя молнии. Приложения стали первыми, оказавшимися в музее современного искусства, где, кстати, в марте откроется ретроспектива творчества Бьорк.

 

 

Вырванное сердце

Искусство жить: 
Художественные 
жесты Бьорк. Изображение № 11.

Новая пластинка певицы «Vulnicura» вышла с обложкой, cозданной той же парижской студией M/M и напомнившей нам о том, с кем мы имеем дело. Бьорк снова демонстрирует свое умение создавать выдающиеся образы вне времени: певица выглядит футуристично и иконографично, одновременно агрессивно и ранимо. Затянутая в блестящий латекс и напоминающая, скорее, трехмерную графику, Бьорк будто застыла во времени — во всём этом можно разглядеть ее бесконечное переживание разрыва с любимым человеком. Застрявшая в моменте боли, она показывает всему миру огромную рану в своей грудной клетке, которая одновременно выглядит как портал и вагина. В альбоме она соединяется со своей женской частью, рассказывая о всех потаенных страхах об отношениях, материнстве и семье.

 

Фотографии: 1 via Shutterstock

 

www.wonderzine.com

Все интересное в искусстве и не только.

Исландская певица настолько яркое явление современной музыкальной культуры, что трудно обойти вниманием ее творчество. В моем обзоре амбициозные наряды, ее фотографии (есть даже редкие) и главное:  обложки!

Возможно, альбомы с этими обложками у вас есть, возможно, вы встречали их в сети, но  в этом посте подборка обложек албомов разных лет, и кажется, что ее музыка уже звучит, при одном только взгляде на крышку.  Они всегда экспериментальные, как и ее музыка, играет ли она, или сидит в гигантском яйце с синими ногами.

Костюмы:

1 фото - костюм Бьорк для клипа, с музыкальной шкатулкой

Платье для выступления от Alexander McQueen

Манекен в ее парике и костюме для альбома

Модель певицы в скульптуре для обложки, разработана Бернардом Вильгельмом

Один из заказных инструментов для выступлений

Фотографии

Бьорк в детстве. Она училась в Barnamúsikskóli в Рейкьявике.

1993 год, фото Жан-Батиста Мондино

2001 год, "Лебедь"- платье из тюля, а вот перья разработаны Марьян Pejoski для Бьорк на церемонии вручения «Оскар».

Бьорк в студии, 2004.

Международный фестиваль Манчестер, 2011.

Бьорк снялась для Вольта, 2007 года

Кадр из видео 2007

Обложки альбомов: от научно-фантастической «Матери-Земли», до кимоно Маккуина

Новый альбом, который выпустила исландская эльфиня. Vulnicura , 2015.Крышка характерна для большинства песен личного альбома певицы, она создан Бьорк и голландским дуэтом Inez.

Сам альбом удивителен - все черты творчества Бьорк здесь в наличии: разреженная звуковая атмосфера, голос, исполненный чувств, сказочные струнные аранжировки.

Биофилии 2011крышка изображает bewigged Бьорк, как своего рода научно-фантастический образ Матери-Земли.

Homogenic , 1997Воин, который «должен был бороться не оружием, а любовью».

Письмо 1995Второй альбом Бьорк. Тоска по дому и друзьям в Исландии.

2004

Дебют 1993Эта фотография захватывает Бьорк в начале сольной карьеры, и она наиболее проста и наиболее подкупающая. Сила эмоций выражена не экспериментальными образами, а мимикой певицы.

Бьорк (Бьёрк) Гвюдмюндсдоуттир (исл. Björk Guðmundsdóttir, родилась 21 ноября 1965, Рейкьявик, Исландия) — исландская певица, актриса, музыкант, композитор и автор песен, лауреат множества премий.

tanjand.livejournal.com

Бьорк: модификации тела | ART1

Новый, девятый по счету, альбом Бьорк «Vulnicura» собрал противоречивые отзывы. Кто-то пишет, что это небывалая и удивительная работа, другие полагают, что личные переживания певицы — пластинка записана на волне ее расставания с художником Мэтью Барни — сплошная скука. Но музыка Бьорк всегда произрастала из обстоятельств ее личной жизни. Все тонкости своего приватного пространства она с непосредственностью переносит в пространство художественное, использует как редимейд, превращая в универсальное высказывание. «Medulla», к примеру, наполовину состоит из оргаистических вздохов и хрипов, исполненных битбоксером Rahzel, в треке «Cocoon» нам повествуют о том, как, проснувшись среди ночи, ощущаешь в себе тело возлюбленного, а в клипе на «Pagan Poetry» компьютерная графика маскирует интимное видео, сделанное Бьорк и Барни. Печальная «Vulnicura» совсем о другом, в ней нет взрывной энергии и витальной силы. Альбом не богат на хиты и синтезирует предыдущий опыт певицы, в чем ей помогал молодой венесуэльский электронщик и со-продюсер альбома Arca: «Алехандро знаком с моими альбомами с детства, — рассказывает Бьорк. — Он знает мои песни лучше меня самой. Я могла сказать: “Можешь сделать бит в третьем треке, как...„, а он: “О, ты имеешь в виду как третью сбивку в пятой песне со второго альбома?„ Он как библиотека моей музыки».

 

2015-inez-vinoodh-vulnicura_1

 

«Vulnicura» и не мог быть другим: этой работой Бьорк подводит итог очередному этапу своей жизни, начатому на «Vespertine», который был вдохновлен встречей с Барни и стал предисловием к трилогии о единстве технологии и природы — «Medulla», «Volta» и «Biophilia». В эту структуру «Vulnicura» ложится как эпилог. Выход такого альбома означает, что следующий будет очень сильным и совсем другим, и одновременно предполагает взгляд назад. Этим сейчас как раз занят куратор Клаус Бизенбах: ретроспектива Бьорк откроется 8 марта в MoMA в Нью-Йорке.  

 

Модифицированное тело

Бьорк можно было бы считать перформером или художницей боди-арта, поскольку свою музыку последних 15 лет она подкрепляет фотосессиями, видеоклипами и шоу, в которых с ее телом происходят разнообразные метаморфозы. От настоящих перформеров вроде Криса Бердена, прибившего себя гвоздями к «Фольксвагену», Брюса Наумана, красившего свое тело перед камерой, или Шигеко Куботы, практиковавшей живопись вагиной, Бьорк отличает то, что ее тело остается нетронутым, а преображение становится возможным при помощи компьютерной графики, костюмов или дублеров. При этом образный инструментарий, используемый певицей, в действительности есть внешнее расширение ее песен, непосредственное их продолжение в пространстве. В этом смысле мобильное приложение «Biophilia», подключающее к процессу еще и слушателей-зрителей, становится кульминацией этого медиа-проекта, в котором средство коммуникации — модифицированное тело — и есть сообщение.

Один из самых красноречивых примеров подобной модификации — клип на «Pagan Poetry», снятый модным фотографом Ником Найтом, в котором Бьорк появляется в платье от Александра Маккуина.

 

 

На этом видео песня Бьорк, компьютерная графика Найта и платье Маккуина составляют единый сюжет. Сначала нам показывают хоум-видео, на котором Бьорк и Барни занимаются сексом, с помощью фильтров превращенное в биоморфные абстракции. Затем через них начинают проступать контуры рта, соска, уха, плеча, и мы видим, как платье из жемчужных нитей в буквальном смысле пришивают к телу (которое, конечно, принадлежит дублеру), и в финале — женская спина со свежими, еще кровоточащими и воспаленными проколами и загнанными под кожу кольцами, сквозь которые, как шнурок, протянута нитка жемчуга — последний штрих туалета. Весь видеоперформанс «Pagan Poetry» — это попытка средствами музыки, исполнительского искусства, видео, компьютерной графики и модного дизайна показать невероятную болезненность приятия Другого (Барни) и в то же время эйфорически-торжественное согласие на это.

С другой стороны, «Pagan Poetry» делался как фэшн-фильм — часть проекта Ника Найта ShowStudio. Это онлайн-площадка, где процесс создания вещей показывается полностью — от идеи до демонстрации готового платья на модели, то есть как живой перформанс. Замысел «ShowStudio» появился после того, как Найт задокументировал в 2002 году проект Маккуина «Трансформер, или Раздетый жених» («The Bridesgroom Stripped Bare»), в ходе которого британский дизайнер прямо на манекенщике в реальном времени перекроил его мужской костюм в женское платье, закрепив результат клейкой лентой и белой краской. В своем третьем «Кремастере» Мэтью Барни появляется в образе, отсылающем к «Раздетому жениху» и его автору: выбеленное тело Барни облачено в гротескное подобие шотландского костюма волынщика (Маккуин — шотландец), а «разорванный» рот забит куском ткани.

 

«Раздетый жених» Александра Маккуина (2002) и «Кремастер 3» Мэтью Барни (2003) «Раздетый жених» Александра Маккуина и «Кремастер 3» Мэтью Барни

 

И Маккуин, и Бьорк добиваются художественной выразительности через телесные модификации («гротескное тело», если по Бахтину), нередко связанные с насилием. Вместе с модельером певица воплотила еще несколько образов, в том числе обложку «Homogenic», где она выглядит чрезвычайно агрессивно: на ней кимоно с глубоким декольте, шея теснится в африканских кольцах, длинные ногти отливают стальной голубизной, а отретушированные зрачки делают взгляд кошачьим. Кроме того, Маккуин придумал украсить лицо Бьорк маской из кристаллов, разные вариации которой были использованы в клипе «Oceania» и на шоу «Fashion Rocks» в 2003 году.

 

bjork-2003-fashion-rocks-08

 

Хотя маска из плотного слоя крупных кристаллов мерцает и переливается, можно вообразить, что носить такую очень тяжело. Если в случае с «Pagan Poetry» мотивом для болезненного преображения было приятие Другого, то здесь речь скорее о неприятии мира шоу-бизнеса, в котором Бьорк стоит особняком: «зеркалит» его и одновременно пародирует: «Мое лицо стоит тысячи долларов, а ваше?».

 

Вне себя

Впечатляющий выход за пределы собственного тела происходит в фильме Мэтью Барни «Рисуя границы 9» («Drawing Restraint 9») 2005 года, снятый при непосредственном участии Бьорк как перформера и композитора. Проект «Drawing Restraint» американский художник ведет с 1987 года по настоящий момент. Он включает 19 частей, среди которых перформансы, объекты и видео. Суть его становится понятнее, если перевести слово «restraint» как «сдерживающее начало»: Барни придумывает разные репрезентации идеи о том, что рост и развитие чего-либо возможно только через наличие препятствия. «Рисуя границы 9» длится 2,5 часа и рассказывает о бракосочетании Бьорк и Барни, весь причудливый ритуал которого от начала и до конца рождается в преодолении.

По открытому морю идет японское китобойное судно. На его борту — несколько сотен человек обслуживающего персонала, кроме моряков: разнорабочие и повара, умелицы в кимоно, мастер чайной церемонии и даже парикмахер. Все трудятся, как будто готовят какое-то важное, заранее спланированное событие, где каждый сверчок знает свой шесток. Пока коки на кухне варят и чистят чаны креветок, рабочие строят на палубе гигантскую полую форму в виде символа «Кремастера» — овал, пересеченный прямоугольником, — которую потом заливают китовым жиром.

 

Китобойное судно Nisshin Maru, на котором путешествовали Бьорк и Барни Китобойное судно Nisshin Maru, на котором путешествовали Бьорк и Барни

 

На судно первой попадает Бьорк: лодка подбирает ее с берега, где она сидит в ожидании чего-то, как Ассоль, и настигает корабль; оттуда спускается на тросах большая плетеная корзина и поднимает ее наверх.

 

drawing-restraint-9-captures-05

 

 

Бьорк проходит ритуалы омовения и облачения в многослойное платье из кожи и меха, ей сбривают брови. Когда бородатый Барни оказывается на борту, его лицо тоже лишают волос и одевают в тысячу одежек. Обоих обувают в шлепанцы из ракушек и снаряжают огромными раковинами-рюкзаками.

 

drawing-restraint-911

 

Герои встречаются в тесном коридорчике и, переборов смущение, забираются в каюту, где их ждет чайная церемония и первый поцелуй. Во время ночного шторма, который, вероятно, тоже был спланирован, судно начинает идти ко дну. Стоя по пояс в воде, Барни и Бьорк медленно отрезают друг другу ноги большими красивыми ножами, которыми их тоже предусмотрительно снабдили.

 

drawingrestraint_web

 

Как и другие работы Барни, «Рисуя границы 9» состоит из множества мультикультурных отсылок и заимствований, но самым главным источником становится Япония как средоточие сдержанности, граничащей с болью. Примечательно, что в качестве основы для испытания, а все происходящее с героями по-другому и не назовешь, Барни выбирает культуру, чуждую и ему, и Бьорк, но дело происходит в открытом море — стихии, определяющей жизнь и Исландии, и Америки. Герои помещены в противную их естеству среду: костюмы неудобны, чрезмерны, действия неловко-медлительны, вообще вся обстановка не располагает к близости. Тем не менее она оказывается достижима, но уже не в этом теле: вместо отрезанных ног у Барни и Бьорк вырастают крепкие хвосты, а на шее сзади появляются отверстия, как у китов.

 

Технологии и природа

Барни и Бьорк были единомышленниками и проводниками одних и тех же идей, хотя язык Барни более изощренный и замысловатый, а Бьорк предпочитает быть прямолинейной и открытой. «Biophilia», кульминационная точка проекта о взаимопроникновении природы и технологии, — первый музыкальный альбом, где каждой песне соответствует мобильное приложение — своего рода продолжение композиции вовне, вдохновленное некой максимой. К примеру, в приложении «Virus» к клетке подбираются маленькие зеленые вирусы, которые можно легко отгонять прочь, водя пальцами по тачпаду. Но в этом случае одноименная песня не будет проигрываться: чтобы песня звучала, нужно позволить вирусам проникнуть внутрь клетки и способствовать мутации.

 

 

Голос за кадром в этом видео принадлежит Скотту Шниббе, который эти приложения и разработал. Шниббе — американский медиахудожник, который одним из первых начал делать интерактивные инсталляции, причем довольно мощные как по замыслу, так и по разработке. Самая известная его работа «Функции границ» («Boundary Functions») была создана в 1998 году и, к слову, тоже касается пределов субъекта и чего-то или кого-то извне. Как только на поле, контролируемое компьютером, ступают люди, между ними начинают возникать границы-проекции, которые смещаются в зависимости от их перемещений. Покуда на поле не ступил никто, произведения искусства как такового не существует.

Бьорк всегда привлекала к совместной работе множество талантливых профессионалов из разных сфер: разномастных музыкантов и бэк-вокалистов, графических и модных дизайнеров, стилистов, технических специалистов и режиссеров. С некоторыми у нее завязывается тесная дружба. К примеру, с фотографом Юргеном Теллером они сотрудничают с начала 1990-х. Теллер всегда умудряется снять Бьорк более лично, чем другие, в его образах она выглядит органично: как будто Теллер зашел к Бьорк на кофе, а там такое:

 

juergen-teller_1995 © Jurgen Teller. 1995

 

American Vogue © Jurgen Teller. 2007

 

Теллер даже взял интервью у Бьорк, в котором певица ведет себя раскрепощеннее, чем обычно, и рассказывает о своем опыте работы с фэшн-фотографами, Мэтью Барни и Ларсом фон Триером.

Одна из важных коллабораций Бьорк состоялась в конце 1990-х: именно тогда в художественный мир певицы начинает проникать рефлексия по поводу Другого и технологий в частности. В 1999 году выходит клип «All Is Full of Love» Криса Каннингема, где Бьорк предстает в теле робота.

 

 

Работа Каннингема демонстрировалась на Венецианской биеннале в 2001 году вместе с другими его видео «Flex» и «Monkey Drummer» на музыку Aphex Twin. Похожий прием — наложение лица исполнителя как маски на другое тело — Каннингем использовал в клипах «Come to Daddy» и «Windowlicker» Aphex Twin, где гротескная метаморфоза имеет жуткий эффект: толпа детей с одинаковыми, застывшими в улыбке лицами Ричарда Ди Джеймса выглядят, пожалуй, более угрожающими, чем искаженный дисторшном вопль «I want your soul». Несмотря на одинаковый прием, различие между видео «Come to Daddy» и «All Is Full of Love» заключается в том, что в первом случае Другой — дети с лицами Твина — представляется угрожающей и разрушительной силой, а во втором происходит приятие Другого: роботы делают то, что пристало людям: они «говорят» о любви, обнимаются и целуются.

Очень любопытным в свете поднятой темы оказывается старое видео, записанное в 1988 году, когда The Sugarcubes только выпустили первый альбом. На нем Бьорк рассказывает, как ее убеждение в безусловном вреде телевидения, внушенное одним поэтом, было подвергнуто сомнению после прочтения одной датской книжки, где говорится, как сложно устроен телевизор (то есть проторобот): почти как маленький город (то есть как что-то близкое человеку).

 

 

 

Тело как ландшафт

На обложке альбома «Vulnicura» Бьорк изображена затянутой в черный латексный костюм, в котором очертания ее тела — не без помощи компьютерной графики — нарочито лишены естественности и напоминают кукольные. В глянцевый латекс обернуты даже ладони, и только розоватая расщелина на груди певицы, напоминающая вагину или нутро кратера вулкана, нарушает глухую непроницаемость облачения — этакая гротескная рана, болезненное свидетельство расставания с возлюбленным.

Визуальная метафора — дыра в груди — впервые появляется в черно-белом фильме «Можжевеловое дерево» 1990 года, где Бьорк, тогда солистка The Sugarcubes, сыграла ведьму, которой во время прогулок по скалистым северным взгорьям является призрак погибшей матери. Улыбаясь, женщина молча расстегивает рубаху, демонстрируя круглую черную дыру, как бы приглашая внутрь; испуганная героиня Бьорк протягивает руку, обнаруживая, что туда действительно можно проникнуть и, вероятно, постичь некую мистическую истину.

Аналогичный образ есть в клипе «Joga», снятом Мишелем Гондри, где Бьорк показана среди горного ландшафта, да она и есть этот самый ландшафт: камера ныряет в портал, открытый теперь уже в груди самой певицы, и летит через пещеру, над мшистыми холмами и скалами, которые репрезентируют (внутреннюю) Исландию.

Тело-как-ландшафт есть и в новой аудио-видеоинсталляции на песню «Black Lake», где певица лежит, как бы заросшая лишайником, и в трещине, которая рассекает ее туловище от промежности, бежит стремительный горный поток; при этом ее ноги обернуты в кружевные чулки, что наделяет изображение сексуальным подтекстом.

 

 

Ретроспектива Бьорк в MoMA — это, с одной стороны, настойчивая канонизация образа, с другой — событие, которое напрашивалось само собой. На выставке покажут ее костюмы, известные клипы и новую видеоинсталляцию, разные объекты — то есть все то, что было бы невозможно без Бьорк, но чего она не создавала своими собственными руками. Когда в MoMA попали Kraftwerk в 2012 году, экспонировалась непосредственно их работа: перформансы и видео. Сейчас мы имеем дело даже не с архивной выставкой (если бы это было так, три этажа музея превратились бы в фан-клуб Бьорк и не более), а с дисплеем смыслов и образов, повлиявших на современную культуру, — так меняется современный музей.

Loading...

art1.ru

Бьорк и Мэтью Барни снова вместе — как участники Московской биеннале современного искусства

Бьорк, Мэтью Барни. «Рисуя границы 9». 2005. Фото: IFC Films

Знаменитые каждый по отдельности певица и актриса Бьорк и художник и режиссер Мэтью Барни в течение 13 лет составляли эффектный семейный и творческий союз. Совместным творчеством Бьорк и Барни занялись в 2001 году, у них родилась дочь и немало общих проектов. Среди них — клипы певицы, документальный фильм «Мэтью Барни: без границ» и главная работа художников — «Рисуя границы 9». Все это было однажды показано в Москве куратором и арт-директором Музея Гуггенхайма Нэнси Спектор в рамках программы специальных проектов на II Московской биеннале современного искусства в 2007 году.

Мэтью Барни. Из цикла «Кремастер». 1997. © Matthew Barney

Соединяющий перформанс и музыку фильм «Рисуя границы 9» (или «Растворение мира») наполнен поражающими образами на грани реальности и странными фантазиями. В одной из самых впечатляющих сцен пара в исполнении Барни и Бьорк в традиционных японских костюмах начинает целоваться, отрезая друг от друга кусочки плоти и постепенно превращаясь в маленьких китят. Художники вдохновлялись японской культурой, творчеством фотографа Нобуёси Араки, музыкой и мировоззрением синтоистов, которые верят в пребывание на земле божеств и духов умерших. По словам Барни, развитие сюжета определяли музыкальные сочинения его возлюбленной, которой для вдохновения он просто наговаривал словосочетания-ассоциации: «агрессивные корабли» или «ночной волшебный марш детей». В итоге четыре года съемки в заливе Нагасаки вылились в проект о перерождении, где в полной мере отражены и загадочность Бьорк, и эксцентричность Барни, который, отучившись три года в Йеле на пластического хирурга, променял операционную на съемочную площадку, но не забыл при этом захватить с собой колюще-режущие инструменты.

«Работа Мэтью очень естественна, органична и полезна. Он доказал, что можно отправиться в самые глубокие слои подсознания без саморазрушения», — говорила Бьорк в интервью о взаимоотношениях с художником и наполняла видеоклипы интимными сценами и экспериментами над телом (как, например, пирсинг в клипе Pagan Poetry).

Бьорк, Мэтью Барни. «Рисуя границы 9». 2005. Фото: IFC Films

Три года назад исландско-американская семья распалась. У Барни завязался роман с художницей Элизабет Пейтон, который длился, по слухам, еще с их совместной выставки «Кровь двоих» в греческом фонде Deste Foundation в 2009 году. После разрыва художник подал на бывшую жену в суд, обвинив ее в том, что она «ставит под угрозу эмоциональное благополучие дочери Исадоры». Однако лишить мать опеки над ребенком ему не удалось. Впрочем, даже развод не поставил точку в их связи. Десять песен «о конце отношений» вошли в мрачный альбом Бьорк Vulnicura, на обложке которого она застыла с огромной дырой в груди, символизирующей и незатянувшуюся рану, и вагину, и портал во внутренний мир. Одновременно с выходом альбома открылась ее ретроспектива в Музее современного искусства в Нью-Йорке c образовательной программой, в рамках которой Бьорк рассказывала о связи искусства с наукой и природой. Чуть позже в Лос-Анджелесе прошла масштабная персональная выставка Барни River of Fundament. Свои впечатления от разрыва он воплотил в фильме по мотивам романа Нормана Мейлера «Вечера в древности», наполненном сценами с испражнениями, странными действиями сексуального характера и разложившимися тушами.

По замыслу куратора грядущей Московской биеннале современного искусства Юки Хасегавы, не чуждой философии буддизма, мечтательное миропребывание, эскапистский уход в музыку или желание раствориться в природе — всё лучше, чем уход от жизни в виртуальную реальность. О волшебных свойствах «облака и леса» выбранные ею художники, в том числе Бьорк и Мэтью Барни, расскажут в основном проекте биеннале, который откроется 19 сентября.

www.theartnewspaper.ru

art+digital • Событие • Арт • Интерьер+Дизайн

Бьорк представляет свою масштабную выставку Bjork Digital в лондонском музее Сомерсет-Хаус. Экстравагантная певица, икона поколений, известна своей любовью к смешению жанров и стилей, постоянными экспериментами с последними достижениями в области света и звука. Лондонская выставка демонстрирует видеоработы с участием Бьорк, ее перфомансы, а также «цифровые» произведения, созданные с помощью «виртуальной реальности».

Постер к выставке Bjork Digital.

Одно из центральных произведений — фильм «Черное озеро», снятый по заказу Музея современного искусства в Нью-Йорке (MOMA). Благодаря особой технологии панорамной съемки и «всепроникающего» звука, зрителям представляется уникальная возможность «побывать» на концерте Бьорк — певица исполняет свои композиции на фоне исландских гор.

Кадр из фильма «Черное озеро» режиссера Эндрю Томаса Хуанга (Andrew Thomas Huang). Бьорк и ее виртуальная реальность.

Бьорк подводит своеобразный итог 24-летней карьеры актрисы. В течение этого периода она сотрудничала со многими режиссерами, в том числе Мишелем Гондри, Ником Найтом и другими. На выставке представлены фрагменты из фильмов с участием певицы. Для Бьорк работа в кадре вполне привычна. Самым известным и трагическим образом в кино стала ее роль Сельмы, постепенно теряющей зрение девушки, в драме датского режиссера Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» (2000).

Фрагмент виртуального выступления Бьорк с оркестром.

Часть экспозиции отдана под интерактивное образовательное пространство — в нем демонстрируется мобильное приложение, разработанное Бьорк, которое исследует связи между музыкой, природой и технологиями.  

«Цифровая» живопись Бьорк. Фрагмент работы Mouthmantra.

В рамках поддержки своего выставочного проекта Бьорк даст единственный концерт в лондонском Альберт-Холле 21 сентября.  

Выставка проходит с 1 сентября по 23 октября 2016 года.

www.interior.ru

Домик для Бьорк на краю земли

Вестманнаэйар это небольшой (около 16 км²) архипелаг к югу от Исландии. Архипелаг состоит из острова Хеймаэй, он обитаемый, и тринадцати маленьких, которые необитаемы

По интернету ходит красивая легенда, что это небольшой островок и дачный домик, который был подарен певице Bjork еще в 2009 году. Однако она, по каким-то причинам, отказалась от такого неординарного подарка…

Посмотрите поближе …

 

Уютненько …

 

 

Не правда ли было бы здорово оказаться на этом островке с хорошей компанией, в домике где рядом больше нет домов! А может быть там жить и работать, это райское местечко для уединения. Можно сказать это дом на краю земли!

Не будем вдаваться в подробности так ли это, давайте исследуем этот архипелаг более тщательней ..

 

 

Население архипелага составляет примерно 5000 человек

 

 

Точная дата открытия островов неизвестна, но предполагается, что архипелаг был обнаружен ирландскими мореплавателями и викингами одновременно с Исландией. Острова также известны тем, что в 1627 году были захвачены турецким флотом и берберийскими пиратами, угнавшими людей в рабство. Другую известность архипелаг приобрёл в 1960-х гг, когда к юго-западу от него образовался новый остров Суртсей. Вулканическая деятельность, как и в самой Исландии, очень активна. Крупное извержение вулкана Эльдфетль в 1973 году заставило эвакуировать население Хеймаэя. По его окончании на месте луга образовалась гора высотой около 200 метров.

 

 

Вестманнаэйяр лежит на пути перелётов многих видов птиц. Некоторые виды гнездуются на архипелаге.В переводе с исландского Вестманнаэйяр означает «острова западных людей», что упоминает о первых поселенцах этих мест — ирландцах (которых норвежские викинги называли «западными людьми»), рабах, взбунтовавшихся против своего хозяина, норвежского викинга Хьёрлейва Хродмарссона, и бежавших на острова.На Вестманнаэйяр можно попасть либо воздушным транспортом либо паромом из города Торлаксхёбн.

 

 

Вот какая история произошла на этих островах.Ранним утром 23 января 1973 года вулкан Элдфелл на исландском острове Хеймаэй внезапно, без всякого предупреждения, проснулся после 5 000 лет спячки. Хеймаэй — один из Вестманских островов, расположенных примерно в 25 км к югу от Исландии. На краю городка Вестманнаэйар земля дала трещину и расплавленная лава вместе с вулканическим пеплом гигантскими фонтанами полилась из разлома длиной 2,5 км. То, что видели очевидцы, они назвали «огневой завесой».

Здания по самые крыши оказывались погребенными под пеплом, а люди предприняли первую в истории попытку сдержать поток лавы: было задействовано 30 км пожарных шлангов и 43 насоса, чтобы лить морскую воду на продвигающиеся языки лавы.

 

 

Несмотря на все усилия, лава поглотила восточную часть города, 300 зданий cгорели и скрылись под слоем пепла. По счастью, из-за плохой погоды рыболовный флот (рыболовство — главная отрасль индустрии города), находился в порту, что дало возможность очень быстро эвакуировать всех 5 300 жителей. Через несколько недель извержение прекратилось, и жители смогли вернуться на остров, где пришлось строить дома заново, но многие этой худшей участи избежали. Поток лавы расширил восточное побережье, создав естественный волнорез перед гаванью.

 

 

Прирост площади острова, вызванный извержением вулкана Элдфелл: 15%

 

 

Острова были сформированы в результате многократных извержений подводных вулканов около одиннадцати тысяч лет назад, за исключением угрюмого на вид острова Суртсей, который стал новейшим дополнением архипелага, поднявшись над морскими волнами в 1963 году.

Практически на всех островах есть несколько разбросанных по побережью хижин охотников за птицами, но населенным пунктом считается лишь один из шестнадцати островов – Хэймаэей.Неподалеку от архипелага туристы могут наблюдать удивительную по красоте и величественности картину – дрейф айсбергов. Их много в северных морях, недаром обладающую относительно теплым климатом Исландию все же называют «страной льдов», но одним из самых крупных и красивых считается ледник Vestmannaeyjar.

 

Он является одним из огромный айсбергов, дрейфующих в ледниковой лагуне Йокулсарлон, имеющей глубину свыше ста метров. Она была образована в результате таяния ледников за последние несколько десятков лет.

Любителям экстремального отдыха придется по вкусу захватывающее путешествие по ледниковой реке с крутыми поворотами.

 

 

Помимо ледников, на островах Вестманнэйар предлагают посетителям множество развлечений: туристы, предпочитающие прежде всего знакомиться с культурой, бытом и укладом жизни новой территории, могут посетить музей естественных наук и народного творчества, любители природы – понаблюдать за жизнью множества видов птиц, обитающих здесь. Кроме того, Вестманнэйар один из крупных центров рыболовной промышленности, острова обеспечивают около 15% поставки всей рыбы на территории Исландии.

 

Кстати, вернемся к домику, там может быть все таки он пока свободен и можно его прикупить или хотя бы снять на месяцок ? Есть желающие ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот только вчера мы рассматривали с вами Самое удаленное на планете обитаемое место. Напомню вам по ходу дела Голубую лагуну Исландии (Blue Lagoon) Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=24539

masterok.livejournal.com

Как «исландский эльф» стал мировой поп-дивой? Ко дню рождения Бьорк | Культура

Имя её слышали многие, а вот отчество (именно отчество — у исландцев нет фамилий) — Гюдмюндсдоттир — способен выговорить далеко не каждый. Итак, Бьорк…

Лично для меня творчество этой певицы всегда неразрывно связано с её образом, запечатлённом во множестве видеоклипов. Я впервые услышал и увидел Бьорк в потрясающем клипе «Human Behaviour», показанном в «Программе А» Артемия Троицкого. Прослушивание той же песни на диске почему-то произвело гораздо меньшее впечатление, и эта традиция сохранилась у меня до сих пор — Бьорк мало слышать, её нужно видеть.

Несмотря на то, что альбом, открывший миру «исландского эльфа», назывался «Debut», никаким дебютом он не был. Свою первую сольную пластинку Бьорк записала в Исландии ещё в 11 лет, а потом достаточно долго принимала участие в разных отечественных панк-группах. Последняя из них — SUGARCUBES — была умеренно популярна и за пределами «страны гейзеров» — в Великобритании.

Когда группа распалась, Бьорк переехала в Лондон и решила совершить прорыв в одиночку. Ну, не совсем в одиночку — её продюсером и соавтором стал Нелли Хупер. На новой записи о панк-временах напоминала разве что эксцентричность. Зато сильно отразилось увлечение певицы клубной музыкой вроде хауса и техно. Впрочем, однозначно говорить о стилистике музыки здесь невозможно. Сама Бьорк в детстве обожала классическую музыку вроде Стравинского, её отец и бабушка любили джаз, а «хиппующая» мать — рок-музыку типа Джими Хендрикса. Весь этот салат стилей певица приправила своим «майонезом» — эмоциональном голосом, струящимся как бы поверх всех этих электронных битов и лупов. Манера пения была оригинальной — она могла как очаровывать, так и (в больших количествах) раздражать.

Песни для альбома «Debut» представляли, по словам Бьорк, некий личный «дневник тинейджера». Они накапливались в личных архивах чуть ли не с подростковых времен, потому что не годились для панковской SUGARCUBES.

Самой известной песней стала упомянутая «Human Behaviour» («Человеческое поведение»), которая представляла собой как бы взгляд животного на человека. Бьорк считала эту песню очень «детской» и «шуточной». Для съемок видео на «Human Behaviour» певица рекрутировала французского режиссёра Мишеля Годри. Вдохновленный эстетикой советского м/ф «Ёжик в тумане» и детскими воспоминаниями Бьорк, Годри снял потрясающую фантасмагорию — вроде бы и жутковатую, но жутковатую не по-настоящему. Ибо и джунгли мультяшные, и медведь ненастоящий. Сама Бьорк то поёт, мешая ложкой суп, то бьётся в унисон с ночным мотыльком, то падает в реку, то летит на Луну, чтобы наконец-то вбить там флаг с надписью «СССР». В итоге она оказывается в животе у медведя, а медведь — в её голове. Вообще рассказывать о клипах Бьорк — дело неблагодарное, их надо видеть.

Необычности музыке и клипу добавлял и сам образ певицы, которая по меткому выражению того же Троицкого (по-моему) выглядела одновременно «и девочкой, и девушкой, и притягательно, и отвратительно». Надо добавить, что внешность Бьорк отнюдь нетипична для голубоглазых и светловолосых исландцев, за что её ещё в школе прозвали «китаянкой».

Всё это вместе не могло не произвести впечатления. Сингл стал № 36 в Британии, а весьма специфический диск занял 3-е место. Изначально компания планировала продать 40 тыс. экземпляров «Дебюта», но продала 600 тыс. уже в первые три месяца!

Затем послышались восхищённые отзвуки в прессе (NME: «альбом доказывает, что музыка всё ещё может быть магической и необычной») и награда Brit Awards за «лучшее женское сольное исполнение».

Материал второго альбома был написан уже в Англии и выпущен в 1995 г. Его название «Post» обыгрывало два значения этого слова: 1) «после» и 2) «почта» (в красно-синих тонах авиаконверта была оформлена и обложка).

Альбом вышел стилистически очень эклектичным — от техно до джаза. Самой интересной песней стала «Isobel», на которую тот же Годри снял ещё один потрясающий клип в чёрно-белой эстетике. Речь в песне шла о странной девушке, которая выросла в лесу и подобно Настасье из песни Бутусова «сама себя полюбила». Здесь во всей красе предстал излюбленный приём Бьорк — сочетание живых скрипок и компьютерного ритма.

Однако самой популярной в массах стала более простая и традиционная песня «It's Oh So Quiet» («О, так тихо»), представляющая собой кавер на джазовый хит «Blow A Fuse» из репертуара Бетти Хаттон. Клип, снятый режиссером Спайком Джонсом, может и не был крайне оригинальным, но хорошо передавал резкие перепады от колыбельного шепота до эксцентричных выкриков. Как это часто бывает, самая простая песня Бьорк стала и самой коммерчески успешной (она заняла 4-е место и именно её чаще всего любят перепевать в караоке). Сама певица записала её в шутку и позже об этом жалела, мол, «я стараюсь донести людям новую музыку, а они отдают предпочтение старой».

Мода «на Бьорк» после «Post» (№ 2 в британском хит-параде) привела к тому, что даже сама Мадонна упрашивала исландскую девушку написать для неё песню (после долгих уговоров Бьорк написала для неё композицию «Bedtime Stories»). Но у славы была и обратная сторона — в 1996 году певица чуть было не погибла, когда какой-то полоумный влюблённый поклонник послал ей по почте бомбу и совершил перед видео ритуальное самоубийство (всё потому, что Бьорк, мол, спала с «чёрным» ди-джеем Голди).

Результатом внутреннего переосмысления своей жизни стал альбом «Homogenic» (1997), где эклектика Бьорк уже сплавилась в нераздельном единстве. Достаточно послушать замечательную балладу «Joga» или композицию «Bachelorette» — в основе своей представляющую танго, но до неузнаваемости преображённое аранжировкой и вокальными руладами. Сленговое слово «Bachelorette» означает «холостячка, живущая в одиночестве», а сама песня и клип, снова снятый Годри, по словам Бьорк представляли третью часть некоего эпоса об «альтер-эго» певицы (первые две части — «Human Behaviour» и «Isobel»).

Бьорк:«Это история девочки, напуганной взрослыми, — сначала это девочка-тинейджер, которая внезапно пугается своей женственности, в следующем клипе она уже инстинктивно открывается своей женской природе со всеми её хорошими и плохими сторонами. А в „Bachelorette“ она осознаёт, что лучше ей вернуться туда, откуда всё началось: в лес, в одиночество».

В 2000 году Бьорк открыла себя ещё с одной необычной стороны — она сыграла главную роль в фильме Ларса Фон Триера «Dancer In The Dark» («Танцующая в Темноте»). Поначалу знаменитый режиссёр попросил певицу написать к фильму музыку, а спустя время решил взять её на роль чешской эмигрантки Сельмы, которая работает на жестяной фабрике и стремительно теряет зрение. Все заработанные деньги она копит на операцию сыну, которому, как и матери, грозит слепота. Деньги крадёт её сосед-полицейский, Сельма убивает его и отправляется на казнь (отказываясь потратить накопленное на хорошего адвоката).

Картина вышла удивительно человечной для Фон Триера, Бьорк сыграла превосходно и получила на Каннском кинофестивале приз за лучшую женскую роль. Однако съемки прошли для неё и режиссёра, что называется, на нервах. Триер зарёкся больше работать с «взбаломошной» Бьорк, а та зареклась сниматься в кино.

Так как по замыслу режиссёра Сельма бредила мюзиклами, в фильме немало отличных и ярких песен (которые тоже лучше воспринимать с видеорядом). Например, музыка композиции «Cvalda» как бы рождается из шума станков (один куплет здесь даже спела Катрин Денёв — партнёрша Бьорк по фильму). Стук колес поезда задаёт ритм и проникновенной драматичной «I've Seen It All», текст к которой написал сам Триер, а певица исполнила его в дуэте с Томом Йорком из RADIOHEAD. И, конечно, шокирующая с учётом видеоряда композиция «107 Steps» — именно 107 шагов должна сделать Сельма к месту казни.

В дальнейшем Бьорк не изменяла себе — снимала необычные клипы, делала всё более экспериментальную и некоммерческую музыку (так музыка альбома «Medulla» создавалась практически без инструментов и представляла собой в основном обработанные человеческие голоса).

И до сих пор трудно поверить, что задорная и необычная Бьорк уже давно не девочка — в этом году ей исполняется 47 лет.

Бьорк:«Вся эта придумка с возрастом — ложь. Наступают моменты, когда тебе пять лет. В один день ты умен, в другой — глуп. Сейчас я чувствую себя мудрой. Это случается нечасто, но случается. Есть моменты, когда я чувствую себя очень глупой. Мне бы хотелось подступиться к любому возрасту в любое время, к любой зрелости».

P. S. Напоминаю, что прослушать и просмотреть песни Бьорк вы можете в первом комментарии к этой статье.

shkolazhizni.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта