Описание скульптуры Джованни Бернини «Давид». Картины бернини


Джованни (Джан) Лоренцо Бернини... - Семнадцатый век

Автопортрет. 1623

Джан Лоренцо БерниниЭкстаз святой ТерезыЭкстаз святой Терезы. 1645–1652. МраморЦерковь Санта Мария делла Виттория, Рим

ДАВИД работы БерниниДавид. 1623. Мрамор. Галерея Боргезе, Рим

Лоренцо Джованни Бернини. Автопортрет

Автопортрет.

Святого Андрея и Святого Томаса Джан Лоренцо БерниниСвятой Андрей (Эндрю) и Святой Томас. Масло, холст. 59 x 76 см .Лондонская национальная галерея

Алтарь капеллы дель-Сакраменто

Портрет молодого человека. 1615

Коза Амальтея с младенцем Юпитер и Фавн Джан Лоренцо Бернини

Коза Амальтея с младенцем Юпитер и Фавн. 1615

Джан Лоренцо БерниниВакханалии, Фавн дразнили дети. 1617. Музей Метрополитен

Эней и Анхиза Джан Лоренцо БерниниЭней и Анхиза. 1618

Бюст Камиллы Барберини. 1618

Нептун и Тритон Джан Лоренцо Бернини

Нептун и Тритон. 1620

Торс Нептун Джан Лоренцо БерниниТорс Нептуна. 1620. Эрмитаж

Похищение Прозерпины ПлутономПохищение Прозерпины. 1621-1622. Мрамор. Галерея Боргезе, Рим

Джан Лоренцо БерниниАполлон и Дафна. 1622. Галерея Боргезе, Рим

Бюст папы Григория XV Джан Лоренцо Бернини

Бюст папы Григория XV. 1621

Портрет Бюст Педро де Фуа Монтойя Джан Лоренцо БерниниПортрет Бюст Педро де Фуа Монтойя. 1622

Дэвид Джан Лоренцо БерниниДэвид. 1623

Автопортрет в юности Джан Лоренцо БерниниАвтопортрет в юности. 1623

Давид с головой Голиафа Джан Лоренцо БерниниДавид с головой Голиафа. 1625

Tomb of Pope Urban VIII by Gian Lorenzo BerniniГробница папы Урбана VIII. 1627

Джан Лоренцо БерниниГробница папы Урбана VIII. 1627 (Подробно)

Bust of Cardinal Scipione Borghese by Gian Lorenzo BerniniБюст кардинала Сципиона Боргезе. 1630

Портрет мужчины с усами Джан Лоренцо БерниниАвтопортрет. 1630

Портрет мужчины с усами Джан Лоренцо БерниниПортрет мужчины с усами. 1630. Королевская коллекция ее величества королевы Елизаветы II

Санкт-Лонгин Джан Лоренцо БерниниSt. Longinus. 1631

Бюст папы Урбана VIII Джан Лоренцо БерниниБюст папы Урбана VIII. 1632

Папа Урбан VIII Джан Лоренцо БерниниПапа Урбан VIII. 1632

Charity by Gian Lorenzo Bernini

Благотворительность. 1634

Бюст Констанца Bonarelli Джан Лоренцо БерниниБюст Констанца Bonarelli. 1635

Папа Урбана VIII. 1637

Portrait of a Boy by Gian Lorenzo BerniniПортрет мальчика. 1638

Экстаз святой Терезы Джан Лоренцо Бернини

Экстаз святой Терезы. 1640. Государственный Эрмитаж

Бюст кардинал Арман де Ришелье Джан Лоренцо БерниниБюст кардинал Арман де Ришелье. 1641. Лувр

Истина Джан Лоренцо БерниниПравда. 1645

Daniel by Gian Lorenzo BerniniДаниил. 1650

Санкт-Августа Джан Лоренцо Бернини

Санкт-Августа. 1650. Эрмитаж

Император Константин Джан Лоренцо БерниниИмператор Константин. 1650. Государственный Эрмитаж

Тритоны с дельфинами Джан Лоренцо БерниниТритоны с дельфинами. 1652. Государственный Эрмитаж

Алтарь Креста Джан Лоренцо БерниниАлтарь Креста. 1657

Джан Лоренцо БерниниТрон Святого Петра мрамор, бронза, 1657-1666. Сан-Пьетро (Рим, Италия

St. Agnes by Gian Lorenzo BerniniДжан Лоренцо БерниниSt. Agnes. 1659

Ангел с надписью INRI Джан Лоренцо БерниниАнгел с надписью INRI. 1660

Святой Иероним Джан Лоренцо БерниниСвятой Иероним. 1661

Мемориал Бюст Габриэле Фонсека Джан Лоренцо Бернини

Мемориал Бюст Габриэле Фонсека

Св. Иероним Кающаяся Джан Лоренцо БерниниКающийся Св. Иероним. 1665. Лувр

Постоянный Ангел с Прокрутите Джан Лоренцо БерниниStanding Angel with Scroll. 1667

Конная статуя короля Людовика XIV. 1669

The Blessed Lodovica Albertoni by Gian Lorenzo BerniniThe Blessed Lodovica Albertoni. 1671

Гробница папы Александра VII. 1671

Дизайн для конного памятника Людовику XIV. 1673

Bozzetto Времени Арестованный Смерть от Джан Лоренцо БерниниBozzetto of Time Arrested by Death

Исследование по конному памятнику Константина Великого. 1654

Константин Великий Джан Лоренцо БерниниКонстантин Великий

Медуза. Капитолийские музеи

Санкт Бибиана

Ангел терновый венец Джан Лоренцо БерниниThe Angel of the Crown of Thorns

Ангел надпись Джан Лоренцо БерниниThe Angel of the Superscription

Гробница графини Матильды в Тоскане

Фонтан Четырех РекФонтан Четырех Рек - увеличеноФонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме. 1648

Колоннада собора св. Петра в РимеКолоннада собора святого Петра в Риме

Джованни Баттиста Гаулли. Портрет Лоренцо Джованни БерниниГаулли Джованни Баттиста - Портрет Лоренцо Джованни Бернини 1665Национальная Галерея искусств, Римтата сообщения галина_суханова

17-century-ru.livejournal.com

Невероятный Бернини! - Вселенная души

Сегодня я хочу рассказать об известном итальянском скульпторе и архитекторе семнадцатого века Джованни Лоренцо Бернини, который создавал свои невероятные произведения во времена барокко в красивейшем итальянском городе Риме.

Джованни Лоренцо Бернини. Автопортрет, 1623. Галерея Боргезе, Рим, Италия

Для настроения слушаем музыку http://music.yandex.ru/#!/album/1610697

Барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) - один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI - середины XVIII вв. Стиль, который прославлял физическую составляющую нашей жизни, как любовь, страсть, желание, боль, счастье и т.п., но выраженные чрезмерно, на пределе. Бернини же, как никто, знал о страсти почти все, выражая ее через физику тел, неистовое отражение эмоций на лице. В своей известной скульптуре «Аполлон и Дафна»,

Джованни Лоренцо Бернини. «Аполлон и Дафна», 1622-1625, мрамор. Музей и галерея Боргезе, Рим.

нашел отражение кульминационный момент чувственного преследования. В позах фигур, выражении лиц, напряженности тел мы можем почти физически ощутить бушующие эмоции персонажей.

Апполон пытается схватить Дафну, а она пытается вырваться, ее рот открыт в немом крике, они полуобнажены, так же, как и откровенны их души.

В работах Бернини мы осознаем всю серьезность ситуации, например в его скульптуре «Давид»

Джованни Лоренцо Бернини. «Давид», 1623-1624, мрамор. Галерея Боргезе, Рим.

можно почти сознательно ощутить силу, с которой он натягивает веревку.

В отличие от статичного, созерцательного, внешне спокойного «Давида» у Микеланджело.

Микеланджело «Давид», 1501-1504, мрамор. Галерея Академии художеств, Флоренция.

У Бернини же нет спокойствия, только движение, чувства и эмоции.

Известно, что Бернини начал рисовать после увиденных картин Караваджо, и в скульптуре тоже он смог воплотить начатое великим художником, передать всю страсть и бушующие эмоции через холодный мрамор. Будучи совсем молодым, он создал скульптуру «Мученичество святого Лаврентия», где пытался показать наивысший момент боли.

Джованни Лоренцо Бернини «Мученичество святого Лаврентия», 1614-1615.

Посмотрите на его закатанные кверху глаза, напряженное лицо, где мышцы словно свело судорогой, полуоткрытый рот, его выгнутое тело – все говорит, даже кричит о нестерпимой боли.Еще один интересный бюст «Проклятая душа» передает невероятную жестокость, крик души, исторгнутый именно в момент наивысшей точки кипящих эмоций и страстей. Все движется и бурлит.

Джованни Лоренцо Бернини «Проклятая душа», 1619.

Все на пределе, где каждый нерв напряжен до судорожной боли. Всмотритесь в эти безумные глаза, присборенные складки на лице, широко открытый рот и даже приподнятый кончик языка, все настолько реалистично, что поражает воображение.Также стоит отметить бюст Шипионе Боргезе, который был кардиналом, любителем искусств, коллекционером, а также покровителем Караваджо и Бернини.

Джованни Лоренцо Бернини. Бюст Шипионе Боргезе, 1632.

Интересно, что скульптор смог передать характер кардинала в очень реалистичной манере через небрежные детали одежды, выражение лица, игру света и тени. Вечным соперником Лоренцо был известный и опытный на тот момент, амбициозный архитектор Франческо Борромини, который завидовал успешному Бернини.

Лоренцо же умел очаровывать и находить к людям подход, а также он был лучшим другом Папы Римского Урбана VIII.

и личным скульптором его племянника небезызвестного кардинала Шипионе Боргезе. Таким образом, по мнению архитектора Борромини, Лоренцо получал лучшие заказы, например, невероятно притягательный по красоте и величию, пышно отделанный скульптурами, позолотой, живописно сочетающий различные материалы внутренний интерьер Базилики Святого Петра.

Что ж, они действительно по-разному видели одно и то же решение, например купол Церкви Сан Карло, которую создает Борромини, представляет собой слитную однотонную конструкцию из геометрических фигур, не пропускающих свет, ты словно задыхаешься в этом пространстве.

И напротив, купол Базилики Святого Петра Лоренцо Бернини легок, грациозен и живописен за счет окон по всему периметру, пропускающих свет, колорита, ритмов, я бы это назвала «дышащей» конструкцией.

Немного поговорим о его личной жизни, поскольку хочу наглядно показать связь между его эмоциями, объектом выражения и результатом их проявления. Известно, что у Бернини была любовница, замужняя женщина Констанция Буонарелли, он создает ее бюст,

Джованни Лоренцо Бернини. Бюст Констанцы Буонарелли, ок. 1647 г., мрамор.

который, вероятнее всего, показывает его влечение к девушке через ее полуоткрытую грудь и страстное выражение лица, а также мы видим ее широко открытые глаза с бушующими внутри эмоциями и страстями, это все позволяет раскрыть ее характер. В конце концов, история закончилась весьма печально, она изменила Лоренцо с его младшим братом, которого он сильно избил, а Констанцию посадил в тюрьму. Благодаря связям его не посадили, но после смерти Урбана и некачественного исполнения важного заказа двух колоколен для базилики Святого Петра, которые дали трещину и их пришлось снести, он перестал быть популярным, а его место занял Борромини. Однако через несколько лет, благодаря кардиналу Карнало, он смог восстановить свое доброе имя, создав величайший шедевр «Экстаз святой Терезы».

Джованни Лоренцо Бернини «Экстаз святой Терезы», 1645-52, мрамор. Санта Мария делла Витториа, Рим.

В лице святой Терезы он смог передать свое видение страсти, божественного экстаза через этот полуоткрытый рот, полузакрытые глаза, сладостное выражение на лице,

напряженное тело,

но в тоже время у ангела мы видим невероятное выражение лица

и этот мягкий жест руки,

Ее эмоции и общая тема композиции сродни срединному чувству между неприличием и мистическим озарением, моментом сиюминутного вселенского счастья. Ее лицо словно охвачено сексуальной эйфорией.

Она словно воспаряет к небесам, благословленная любовью Бога. Бог вошел в ее сердце, и Бернини показал нам этот наивысший момент ее всепоглощающей любви к Богу. Также он интересно расположил эту скульптуру, развернув ее фигуру, при этом ее рука и нога обессилено свесились вниз, показывая, что ее тело ей уже не принадлежит, это всего лишь ее обнаженная душа.

Я преклоняюсь перед талантом такого невероятного скульптора, который мог так ясно передавать через материю, через холод камня всю градацию чувств и эмоций, ощущений и неясных сомнений, выраженные в невероятно образном выражении лиц, расположении тел, использовании контраста света и тени, детальной проработки каждого элемента, ритмов, масштаба, композиции, - все это находится в невероятной гармонии, созвучной самому небесному звучанию сфер.

veneya.livejournal.com

Скульптуры Джованни Лоренцо Бернини

Скульптуры Джованни Лоренцо Бернини

Экстаз Святой Терезы 1645-1652. Рим, Санта Мария делла Виктория

С конца XVI века в Италии зародился новый художественный стиль барокко (итал. barocco - странный, вычурный). Для барокко было характерно стремление к взаимодействию различных видов искусства, грандиозность, пышность и динамика, приподнятость и эмоциональность, пристрастие к виртуозyо-декоративным композициям, нарочитой идеализации в трактовке образов. Центральной фигурой зрелого итальянского барокко был Джованни Лоренцо Бернини ( (1598- 1680) - архитектор, скульптор, живописец, а также писатель, актер и блестящий рассказчик.

 

Смотрите видео о Джованни Лоренцо Бернини

Бернини родился в Неаполе в семье незаурядного скульптора и живописца. Вероятно, именно поэтому он начал необычайно рано работать. Уже в двадцатилетнем возрасте ему удалось получить заказ на бюст папы Павла V. Вскоре им было создано несколько мраморных скульптур, которые бесспорно можно назвать шедеврами. 1663 годом датируется его статуя "Давид". Изображая библейского героя, скульптор стремился заставить зрителя забыть о материальной весомости мрамора, которую так любил подчеркивать Микеланджело. В прекрасные пластические образы претворил Бернини античный миф об Аполлоне и Дафне ("Аполлон, преследующий Дафну", 1622-1625). К числу высших достижений Бернини относится портрет кардинала Боргезе (1632). Изумителен по реалистической остроте характеристики и скульптурный портрет Буонарелли (ок. 1635).

Уже в двадцатые и тридцатые годы XVII века Бернини занял положение ведущего художника Рима. В своей деятельности он стремился к еще не виданному синтезу пластических искусств. Неиссякаемая фантазия, умение использовать особенности различных материалов, собранные воедино опыт архитектора и скульптора, и талант декоратора, - все это позволило Бернини стать великим мастером монументально-декоративного искусства. Вступление на папский престол Иннокентия X повлекло отстранение Бернини от руководящей роли в строительстве и украшении Рима. Однако с пантификатом Александра VII (1655-1667) Бернини становится подлинным художественным диктатором этого города. В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап, он выполняет главные заказы и стоит во главе огромного числа зодчих, живописцев, скульпторов и декораторов, участвующих в строительстве и украшении Рима. Еще будучи в опале, Бернини создает иносказательную группу "Истина, которую раскрывает Время". В 1645 году скульптор начинает одну из наиболее монументальных своих работ "Экстаз святой Терезы" (1645-1652) Эта знаменитая группа, помещенная в римской церкви Санта Марна делла Виттория в капелле Корнаро, также созданной Бернини, явилась своего рода образцом всей барочной скульптуры. Чувственность и одухотворенность сливаются в этом произведении, переходя в мистическую экзальтацию.

Чисто декоративные задачи Бернини разрешал в проектах римских фонтанов ("Фонтан с тритоном", на площади Барберини, 1637; "Фонтан четырех рек", на площади Навона, 1648-1655). Одно из капитальнейших созданий Бернини - надгробие папы Урбана VIII в соборе св. Петра в Риме (1639-1646). Это надгробие во многом послужило образцом для последующих подобных произведений скульптуры.

Почти полвека трудился Бернини над скульптурным оформлением собора св. Петра. Когда в 1655 году он получил звание папского архитектора, то вскоре приступил к работе над грандиозной бронзовой "Кафедрой св. Петра" (1657-1666). К главным архитектурным созданиям Бернини принадлежат оформление площади перед собором св. Петра (1656-1667), парадная Королевская лестница - "Скала Реджиа" (1663-1666) в Ватикане, небольшая церковь Сан Андреа ин Квиринале (1678) и палаццо Одескальки в Риме (1665).

Нам неизвестны полотна кисти Берниии, но современники считали его, главным образом, живописцем. Сохранился лишь ряд его автопортретов и остроумных карикатур, а также зарисовки, служившие Бернини материалом для портретов, скульптур и архитектурных сооружений.

Аполлон и Дафна. Рим, Галерея Боргезе

Похищение Прозерпины. Рим, Галерея Боргезе

Вакханалия. Нью-Йорк, Музей Метрополитен

Фонтан четырех рек. Рим, Пьяцца Навона

Нептун и Тритон

Давид

Аполлон и Дафна

Констанца Буонарелли, 1635

Истина 1645-1652

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Бернини Лоренцо: биография, творчество

По своему размаху творчество Лоренцо Бернини сопоставимо разве что с творениями великих мастеров Возрождения в Италии. Он был после Микеланджело самым крупным архитектором и скульптором этой страны, а также одним из создателей стиля барокко - последнего в истории всего европейского искусства подлинно "большого стиля".

Происхождение и первые работы

Бернини Лоренцо появился на свет в Неаполе в 1598 году. Родился он в семье Пьетро Бернини, известного скульптора. В начале 17 века Джованни перебрался в Рим вместе с отцом. С этого времени именно с "вечным городом" связаны его жизнь и творчество. Множество работ создал здесь Лоренцо Бернини. Фото некоторых из них представлены ниже.

бернини лоренцо

К первым зрелым работам Бернини можно отнести следующие: скульптурные группы "Плутон и Прозерпина", "Эней и Анхизом", "Аполлон и Дафна", а также мраморную статую Давида. Годы их создания - 1619-1625. Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств. В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой. А изображение Аполлона можно рассматривать как прямое заимствование из эллинистической скульптуры. Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции. Современники его были поражены ощущением живой плоти и необыкновенной иллюзией жизненности, присущими его скульптуре. Восхищал и захватывающий динамизм этих работ.

Расцвет творчества

Расцвет творчества Бернини относится к покровительству уже более высокому, а именно кардинала Маффео Барберини. Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII. В искусстве Бернини этого периода выражены в полной мере идеи контрреформации, питавшие все европейское барокко и, в частности, итальянское. В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад. От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие. Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения. Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII).

Многогранность таланта Бернини

В лице Бернини совмещался архитектор и скульптор; глава большой мастерской, который осуществлял различные проекты; театральный декоратор, живописец, исполнитель и автор комедий и теоретик искусства. Свое творчество он образно сравнивал с мощными струями созданных им фонтанов. Но скульптура все же была основным видом художественной деятельности Бернини. Важнейшие принципы стиля барокко наиболее полно воплотились именно в ней.

Скульптура Бернини

Скульптура Бернини соединила в себе духовное и чувственное начало, театральную патетику и "возвеличивание" с внутренним величием, мистику с конкретным психологизмом, стремление к сходству с натурой с жизненным порывом, который придавал органическую цельность пластическим формам. Для решения стоявших перед ним многообразных задач Бернини как будто недоставало природных свойств материала и выразительных средств скульптуры. Он заставляет мрамор таять, изгибаться и течь, подобно воску. Этот неподатливый материал в его руках отлично передает фактуру ткани и нежность человеческой кожи. Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини. Краткая биография, к сожалению, не позволяет подробно останавливаться на особенностях его скульптуры. А говорить о них можно очень долго...

"Кафедра св. Петра"

лоренцо бернини биография

В творчестве Бернини живопись становится одним из приемов скульптуры, а последняя - частью архитектурного сооружения. В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность. Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в "Кафедре св. Петра" для римского собора св. Петра. Годы ее создания - 1656-1665. На массивном цоколе из красно-желтой яшмы и черно-белого мрамора скульптор водрузил 4 бронзовых статуи "отцов церкви", дискутирующих между собой. Над ними возвышается бронзовый трон и "кресло св. Петра". Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов. А в центре этого всплеска материи, космического по мощи, - реальный свет, льющийся из круглого окна собора. Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее.

"Экстаз св. Терезы"

творчество лоренцо бернини

Однако к наиболее прославленным произведениям пластики Бернини относится скромная по размерам и намного более простая скульптурная группа. Называется она "Экстаз св. Терезы". Эта группа была создана в период с 1645 по 1647 год для церкви Санта Мария делла Виттория по заказу кардинала Карнаро. Скульптор изобразил мистическое видение жившей в 16 веке испанской монахини с такой же достоверностью, с которой о нем было рассказано в письмах. Словно из театральных лож, из ниш стены церкви на творение Бернини будто "взирают" статуи представителей семейства Карнаро.

Перед зрителем предстает и св. Тереза, охваченная томлением, и ангел с огненной стрелой, и солнечный свет, который Бернини материализовал в золотых лучах, и облако, на котором парят фигуры. С психологической остротой и поразительным реализмом Бернини Лоренцо передает состояние религиозного экстаза. Вместе с тем он добивается ощущения ирреальности и невесомости своих персонажей. Создается впечатление, что одежды фигур подхвачены порывом какого-то космического ветра.

"Светские" скульптуры Бернини

Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны, известен и как "светский" скульптор. Он является автором множества портретов. В них также воплощена концепция барокко. Основная особенность портрета в этом стиле - парадоксальное сочетание иллюзорного правдоподобия облика модели, мгновенного состояния, и ощущения вневременного величия, вечности, стоящего за ними. Кажется, что созданные Бернини Лоренцо персонажи живут, разговаривают, дышат, жестикулируют, а порой и "выходят" из своих обрамлений. Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей. Однако все они приподняты над повседневной жизнью, проникнуты особой внеличностной энергией. Это касается многих работ, даже таких интимных, как бюст возлюбленной Бернини Констанции Буонарелли. И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды. Это, например, портрет Людовика XIV или герцога Д'Эсте. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения. Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже).

лоренцо бернини произведения

А во-вторых, это конная статуя, напоминающая всплеск пламени.

Архитектура и фонтаны Бернини

Лоренцо Бернини принадлежит основная заслуга в деле создания так называемого барочного Рима. В таких шедеврах архитектуры, как церковь Сант-Андреа аль Квириналь, колоннада собора св. Петра (на фото ниже), находящаяся в Ватикане лестница "Скала Реджа", мастер как будто взрывает всю архитектурную систему.

лоренцо бернини фото

Главной задачей его при этом было не просто создать какие-то отдельные памятники, а организовать пространство города. Бернини Лоренцо мыслил категориями площадей и улиц. Он использовал как пластические, так и архитектурные средства выражения. Знаменитые фонтаны ("Мавр", "Баркачча", "Четыре реки" (на фото ниже), "Тритон", а также "Треви", выполненный уже после смерти его автора) - синтез этих средств. В них с наибольшей силой было воплощено жизнеутверждающее и стихийно-природное начало барокко.

лоренцо бернини краткая биография

Смерть Бернини и трансформация барокко

В 1680 году умер Лоренцо Бернини. Биография (творческая) мастера практически совпала с хронологией этого стиля. На рубеже 17 и 18 вв. мощная энергия барокко уступает место мишурному блеску и поверхностной риторике или же превращается в рококо, стремясь к декоративному изяществу.

fb.ru

Маршрут по произведениям Бернини в Риме.

Это была наша третья поездка в Рим. Когда мы туда приехали, наши друзья уже два дня как заселились в отель и ходили по Риму. Делясь впечатлениями от виденного, наш друг сказал: «Есть ощущение, что все в этом городе построил Бернини».

Конечно не все, но Рим все-таки в основном город барокко

фонтан треви в римеФонтан Треви был построен в 1732—1762 годах архитектором Николой Сальви в стиле барокко.

барокко в риме

А одним из самых ярких представителей стиля барокко был именно Джованни Лоренцо Бернини (годы жизни 1598 — 1680).

Бернини

Если возрождение стремилось повторить старую античную классику, то барокко решило на этом не останавливаться. Когда классические формы решили пышно декорировать, получилось барокко.

санта мария делла викторияпотолок церкви Санта Мария делла Виктория

В скульптуре барокко — это отход от неподвижных, погруженных в себя фигур к динамичным, двигающимся и испытывающим сильные эмоции.

Эпоха Барокко в Риме это Бернини, Борромини и Караваджо.

бернини фонтан в риме

Большая советская энциклопедия определяет стиль барокко так: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью.

С другой стороны, разве это не справедливо к потолку Сикстинской капеллы? Все — таки в определении стиля есть большая доля условности. Однако гений Бернини сомнений не вызывает.

Про Бернини

Существует такая легенда: когда кардинал Барберини стал папой Урбаном VIII, он позвал к себе Бернини и сказал: «Тебе посчастливилось жить во время папы Барберини, но еще большее счастье, что рыцарь Бернини живет во времена понтифика«.

У Бернини все получалось, он был любимчиком и ему многое прощалось. А прощать было что, характер у скульптора был совсем не ангельский.

Несмотря на то, что Бернини был церковным скульптором, с ним связана очень неприятная история. У скульптора была любовница по имени Констанция (замужняя женщина между прочим). Застав ее со своим братом он подрался и чудь было его не убил, а Констации по его поручению исполосовали лицо. Бернини все это сошло с рук.

Так что наличие таланта вовсе не говорит о высоких моральных качествах.

Карта ключевых произведений Бернини в Риме:

Просмотреть Пункт Бернини (пешком) на карте большего размера

1. Собор Святого Петра, Кафедра Святого Петра (1624 г.) Ватикан.

бернини кафедра святого петра

Кроме кафедры собора Бернини сделал большинство надгробий в соборе Святого Петра, а также украсил и спроектировал площадь.

бернини площадь святого петраpeter10

2. Фонтан Тритона находится на Пьяцца Барберини. Он был сделан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо.бернини фонтан тритона

Тритон — сын бога Пасейдона, стоит на раковине, расположенной на хвостах четырех дельфинов. На этой же площади находится другая работа Бернини — фонтан пчёл.

3. Скульптура Бернини Экстаз святой Терезы, расположенная в церкви Санта-Мария-делла-Виттория, была широко разрекламирована Дэном Брауном в романе «Ангелы и демоны» (в романе здесь сожгли кардинала).бернини экстаз святой терезы

Не скрою, что именно из романа я и узнала о существовании скульптуры монашки в экстазе. Увиденное живьем произвело на меня очень сильное впечатление — это и правда апофеоз чувственности барокко. 

teresa4

Святая Тереза — испанская монахиня, жила в XVI веке. В одном из писем Святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей чрево золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Это и послужило сюжетом для Бернини.teresa

Потрясает не только скульптура, но и сама церковь, убранство которой кажется воздушным, а потолок абсолютно нереальным. Считаю, что эту церковь нужно посетить в Риме обязательно. teresa6

4. Фонтан Четырёх рек на пьяцца Навона. Он тоже упомянут в романе «Ангелы и Демоны» — там топили последнего кардинала.

bernini5Фонтан сооружён в 1648—1651 гг. по проекту Бернини.bernini6

Вокруг египетского обелиска расположены статуи речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила,  Ганга,  Дуная  и Ла-Платы). 

Интересно, что когда мы первый раз приехали в Рим в 2008 году, Дэн Браун был не столь популярный писатель и на Пьяцца Навона почти не было туристов, но после выхода фильма «Ангелы и демоны»  количество народа на площади заметно увеличилось.бернини в риме

Конечно, это еще не то столпотворение как у фонтана Треви или у Испанской лестнице, но приближается.

borokko2

Фонтан Баркачча на площади Испании у Испанской лестницы был построен по проекту Пьетро Бернини, отца Джованни Лоренцо Бернини. Фонтан был установлен в память о случившемся в 1598 г. наводнении, когда на затопленной площади села на мель лодка.

Далее по Риму с детьми: Капитолийские музеи и Капитолийская площадь
Весь маршрут по Риму с детьми
по теме:

yourwo.com

Описание скульптуры Джованни Бернини «Давид»

Описание скульптуры Джованни Бернини «Давид»

Как говорится в древней легенде, написанной в библии, молодой и смелый юноша Давид камнем, который выпустил из пращи, убил грозного великана Голиафа. И во времена эпохи возрождения многие художники и скульпторы брали этот сюжет за основу своего творения.

Образ Давида включал в себя мощь, благородство и показывал героизм во всей своей красе. Поэтому в композициях пятнадцатого века показывали его победителем.

Бернини в своей работе показал немного иное направление: динамику, напряжение душевное и движение. Его статуя запечатлела эпизод самой схватки.

Бернини свое творение поставил в ряд с известными работами. Он показал Давида, который готовился к нападению, собрав все силы и волю. Статуя смотрит на врага, напряженным и ненавидящим взглядом.

Юноша серьезен: брови нахмурены, губы закушены. Поза его наклонена, немного голова откинута назад. Давид замахнулся, прицеливаясь к своему противнику. Статуя изображает бунтаря, который проживает бурную жизнь, наполненную драматизмом. Бернини выполнил свою работу в стиле раннего барокко.

Скульптор старался не подражать Пергамскому алтарю. Бернини создал свое творение не как отдельно стоящую фигуру, а парную композицию. В ней основное внимание заключается в противнике Давида. По взгляду и позе его сразу понятно, где находится его соперник. Пространство, которое находится между ними имеет определенный заряд, принадлежащий статуе. В этом отличие работы Бернини от классического барокко.

В семнадцатом веке его статуя привлекла большое внимание общественности. Она включает в себя иллюзию живого присутствия героев. А также глядя на фигуру, можно сразу понять, что герой будет делать дальше. Можно все эмоции и чувства Давида прочитать на лице, так автор сумел четко вылепить и увековечить их.

opisanie-kartin.com

Рим и творчество Бернини - часть вторая: зрелое барокко

Читайте первую часть материала: Рим и Бернини - барокко и второе рождение Вечного города

Иннокентий X Памфили, Бернини и Борромини

В 1644 году на престол взошел двести тридцать шестой папа римско-католической церкви - Иннокентий X (Джамбаттиста Памфили). Династия Памфили отнюдь не пылала любовью к семье Барберини. Эта нелюбовь коснулась и Бернини, любимца предыдущего папы Урбана VIII. Зодчему припомнили неудачный эксперимент с колокольнями собора св. Петра и предложили работать на вторых ролях. Тем временем его опытный соперник Борромини стал главным папским архитектором.

Джан Лоренцо Бернини пришлось испытать унижения также со стороны тех архитекторов и скульпторов, которых он сознательно не подпускал к ответственным проектам, пользуясь благосклонным отношением предыдущего папы. В столице барокко между тем шла усиленная работа над интерьером собора св. Иоанна Латеранского и начиналась грандиозная реконструкция площади Навона.

 

В этот сложный период Бернини приступает к работе над композицией Правда, разоблаченная Временем (1645-1652, Галерея Боргезе). Заказчика нет: Джан Лоренцо создает ее для себя и для тех, кто в будущем (как он искренне надеется) правильно рассудит и докажет его невиновность в провале архитектурного проекта кампанил собора св. Петра. В целом, по его замыслу, эта композиция должна выразить общую идею: не нужно торопиться, время все расставит на свои места.

 

К этому же периоду относится Голова Медузы Бернини (1644-1648, Капитолийские музеи). Медуза Горгона, своим взглядом обращавшая людей в камень, в руках Бернини медленно превращается в холодный мрамор: ее волосы сплетаются в клубок враждующих змей, она смотрит с ужасом в воображаемое зеркало, чувствуя безнадежность и неотвратимость происходящего. Было ли это связано с личными переживаниями скульптора? Возможно.

 

Однако именно в эти невыносимо тяжелые годы скульптор, по неведомым законам души и в подтверждение древней мудрости "через тернии к звёздам", создает один из лучших шедевров искусства барокко - Экстаз святой Терезы (1647-1652, капелла Кораннаро, церковь Санта Мария делла Виттория).

Святая Тереза - испанская монахиня времен инквизиции, которая в эпистолярном жанре описывала свои встречи с ангелом Господним. Цитируем:

Это видение монахини Бернини воплотил в мраморе, нисколько не скрыв его чувственный, эротический характер. Веки св. Терезы полузакрыты, она вся во власти мучительно-сладкого сна, и всем своим существом ощущает присутствие находящегося рядом ангела. Кажется, что из ее полуоткрытого рта вырывается крик сладостной муки. Состоянию болезненно-чувственного религиозного экстаза героини вторят изломанные трепетные складки ее монашеского плаща, которые перемешиваются с клубящимися облаками. Нужно отдать должное мастерству и смелости Бернини, который отважился изваять облака из мрамора. Он делает твердый мрамор послушным, как тесто, заставляет его изгибаться и течь, передавать нежность человеческой кожи и фактуру ткани. Это «есть высшее достижение моего резца, — говорил скульптор, — которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».

Т. Балановская

К моменту празднования Юбилейного 1650 года Рим встречает гостей обновленной площадью Навона: папа Иннокентий X строит дворец (ныне - посольство Бразилии) и величественную церковь Св. Агнессы (слева). Бернини с помощью друзей (а согласно легенде - прибегнув к смекалке и хитрости) примиряется с папой. У великого зодчего есть новый проект площади с фонтаном:  в центре площади Навона, прямо напротив фасада базилики, построенной конкурентом Борромини, скульптор возводит волшебный Фонтан четырех рек.

 

И вновь о Бернини говорят как о победителе. С этого момента скульптор берет инициативу в свои руки. Ведь он славно потрудился: такого необычного фонтана, насыщенного аллегориями, увенчанного символом мудрости - египетским обелиском, оживленного струями воды, в изящной манере пирамидальной формы - такого полета барокко на площадях Рима не видел никто.

Четыре фигуры дикарей символизируют известные к тому времени континенты, на которых миссионеры распространяли Слово Божие:

 

Рио де Ла Плата, Америка

Ганг, Азия

Дунай, Европа

Нил, Африка

В 1652 году Джан Лоренцо подключается к оформлению интерьера церкви Санта Мария дель Пополо. В капелле Киджи он создает фигуры молодых пророков Давида и Аввакума, располагает их в противоположных концах таким образом, чтобы объединить пространство в капелле с хронологией легенды.

 

 

 

Папа Александр VII Киджи - зрелое барокко в Риме и работы Бернини

 

В 1655 г. избран новый папа Александр VII (Фабио Киджи) потомок известной династии банкиров Киджи из Сиены. Хотя папа продержался на высоком посту всего два года, он останется в истории Рима как известнейший меценат, градостроитель и поклонник стиля барокко. Можно сказать, что именно при нем римское барокко приобретает черты зрелости. В год его инаугурации королева Кристина Шведская отрекается от короны и лютеранства и принимает католическую веру, что было воспринято как триумф католицизма. Ее торжественный приезд в Рим отмечен памятной надписью на обновленной по этому случаю мастером Бернини Порта дель Пополо (слева).

По заказу Александра VII Бернини создает для центрального алтаря собора св. Петра знаменитую бронзовую Кафедру (Престол) Апостола Петра (1656-1665), который в католической традиции считается первым епископом Рима и первым папой римским.

Престол приподнят учителями греческой и римско-католической церкви - соответственно св. Афанасий, св. Иоанн Златоуст и св. Августин со св. Амвросием. В оконном проеме парит голубь как символ святого духа, указующий дорогу последователям св. Петра, а в расходящихся лучах золотистого света - сонмы ангелов. Бернини превзошел самого себя, объединив в этом творении скульптуру, архитектуру и изобразительное искусство. Кафедра считается вершиной его творчества, своеобразным апофеозом искусства барокко и непревзойденным образцом религиозной символики.

 

Колоннада площади святого Петра и распахнутые руки церкви

Великому Бернини для полного триумфа недоставало лишь одного - монументальной композиции в гигантских масштабах. Фортуна в очередной раз помогла гению: он получил высочайший заказ на благоустройство площади перед собором св. Петра (1656-1667).

Пьяцца Сан-Пьетро - это первое, что видят пилигримы и туристы на подходе к Ватикану по продуманному папами маршруту (см. фото). Туристы, которые покорно стоят на площади в очереди к дверям собора св. Петра, уже попали в объятия Ватикана. Они видят окружающую колоннаду и чувствуют себя защищенными. Колоннада вместо стены с воротами - это в стиле Бернини: ведь в барокко нет преград, есть лишь воздушные пролеты, намек на границу, но очень прозрачный. Сравните колоннаду Бернини со стенами Ватикана и вы поймете разницу.

Идея распахнутых рук, открытости и гостеприимства настолько понравилась Бернии, что он решил реализовать ее миниатюрный аналог в церкви Сант Андреа аль Квиринале (см. фото фасада). Церковь является целиком задумкой Бернини, что позволило ему использовать ряд неординарных решений - от эллипсовидной формы (по аналогии с Колизеем) до оригинальных переходов от стен к куполу.

 

Церковь Сант Андреа аль Квиринале - фото:

Другие работы Бернини времен Александра VII:

Дворец Антаморо, фонтан

Фонтан Биккьероне, Тиволи

Королевская лестница, Ватикан

Конная статуя имп. Константина

Климент IX и Климент X - проблемы с финансированием грандиозных проектов

Папа Климент IX Роспильози (1667-1669) и его наследник Климент X (1670-1676) испытывают серьезные проблемы с финансами. Начинается экономия на всем, в том числе сворачиваются проекты градостроительства и архитектурного обновления Рима. Бернини с учениками создает статуи скорбящих ангелов для знаменитого моста Элио, ведущего к Замку св. Ангела (1668-1670).

 

 

При Клименте X Бернини реализует Блаженную Людовику Альбертони (1671-1674, церковь Сан Микеле а Рипа). Скульптор использует ту же самую технику, которая принесла ему известность при создании Экстаза Святой Терезы.

Одна из последних работ великого Бернини - Надгробие папы Александра VII Киджи в соборе Св. Петра. Ему принадлежит лишь проект: к сожалению, слабеющие руки восьмидесятилетнего мастера все реже и реже притрагиваются к резцу.

 

Смерть Бернини

Сердце Бернини перестало биться 28 ноября 1680 года. Восемьдесят два года жизни, восемь пап, которых ему удалось пережить, сотни учеников и миллионы поклонников - это немалое все, что успел заработать великий Джан Лоренцо.

Мастер похоронен там, где он когда-то начинал свой творческий путь под чутким руководством отца - в церкви Санта Мария Маджоре.

Барокко, казалось, умерло вместе с его создателем. Но Рим ощутил второе дыхание. Столица барокко жива. Закажите экскурсию "Бернини в Риме".

Читайте первую часть материала: Рим и Бернини - барокко и второе рождение Вечного города

www.rivitalia.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта