Художники Кукрыниксы: кем были эти люди? Картины кукрыниксы
Кукрыниксы (233 работы) - ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА
Кукрыниксы участвовали в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня. Вместе с советским народом они прошли все ее тяготы, пережили дни поражений, испытали высокий подъем духа в моменты исторических побед. Они видели фашистские бомбардировщики в небе Москвы, горе беженцев, разорение родной земли. Карикатуры и плакаты Кукрыниксов расходились миллионными тиражами, они были известны и противнику, широко обошли мировую прессу. Кукрыниксы своим творчеством внесли огромный вклад в разгром германского фашизма.
Предлагаю, друзья, сканы с изображениями произведений этих замечательных художников в нескольких частях.
(Часть I 1941 год. Часть II 1942 год. Часть III 1943 год. Часть IV 1944 год. Часть V 1945 год. Часть VI Нюрнбергский процесс. Часть VII Живопись, этюды, зарисовки военных лет. Оглавление)
Часть I. 1941 год.
Часть II. 1942 год.
Часть III. 1943 год.
Часть IV. 1944 год.
Часть V. 1945 год.
Часть VI. Нюрнбергский процесс.
Часть VII. Живопись, этюды, зарисовки военных лет.
Оглавление
Всё кликабельно.
aloban75.livejournal.com
Творчество художников Кукрыниксы: биография и картины
25 Ноябрь 2014 admin Главная страница » Педагогика » Опыт великих Просмотров: 2948Известный советский поэт Александр Жаров вспоминает, что в 1925 году, в бытность его редактором одного молодежного журнала, к нему в кабинет как-то зашли трое студентов-художников и предложили свои услуги. «А что вы можете нарисовать?»—спросил Жаров. Тогда молодые люди сразу же принялись за дело и, в процессе работы передавая рисунок один другому, быстро набросали несколько метких шаржей на присутствовавших при этом литераторов, чем вызвали общее восхищение. С той поры в журнале стали регулярно появляться острые и выразительные рисунки молодых авторов, подписанные составной фамилией Кукрыниксы.
Это было на заре совместной творческой деятельности талантливых советских художников Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова.
Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Вдохновенно и настойчиво трудятся вдумчивые художники над большими живописными полотнами, карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией и даже над скульптурным портретом, добиваясь в каждом виде искусства высоких результатов. Необычайная актуальность тематики, идейная направленность и доходчивость содержания, оригинальность и лаконизм художественного языка — эти ясно видимые каждому достоинства произведений Кукрыниксов делают их понятными самому широкому кругу советских зрителей и читателей.
Карикатуры художников Кукрыниксов
Будучи даровитыми живописцами, Кукрыниксы прежде всего и более всего — виднейшие мастера советской политической графики, художественной сатиры. Трудно назвать хотя бы одно значительное событие в международной жизни начиная с 30-х годов и кончая сегодняшним днем, которое не вызвало бы соответствующего отклика в их творчестве.
В свое время карикатуры Кукрыниксов беспощадно разоблачали заговор империалистических держав против республиканской Испании, подготовку второй мировой войны («Схема строгого контроля испанских границ», «Продолжение последней войны» и другие). В этих, как и во всех других произведениях, художники выступают выразителями взглядов и интересов нашего народа, неустанно борющегося за мир во всем мире.
С неменьшим успехом выступают Кукрыниксы в области бытовой сатиры. Их удары направляются против всего отжившего, косного и уродливого, что мешает движению советского народа к прекрасному будущему. Из обширного цикла работ Кукрыниксов на бытовые темы следует выделить серию «Транспорт», рисунки «Безвыходный выходной», «Служебная записка», «Поганки» (о молодых людях, раболепствующих перед иностранщиной).
Карикатуры Кукрыниксов настолько своеобразны по форме, что зритель тотчас узнает их авторов, даже не глядя на подпись. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Отточенность кукрыниксовской графики является ярким примером большого значения коллективности в творчестве: каждый из художников предлагает свое решение темы, в процессе обсуждения из них отбирается все лучшее, а затем все силы коллектива направляются на отработку окончательного варианта.
Плакаты ВОВ в творчестве Кукрыниксов
Еще свежи в нашей памяти многочисленные плакаты в «Окнах ТАСС», созданные Кукрыниксами в суровые годы борьбы с фашистскими захватчиками: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», «Превращение фрицев», «Волжский утес», «Уборка урожая — грозный удар по врагу» и другие. Отвечавшие самым насущным задачам времени, предельно выразительные, они были мощным идейным оружием, придавали еще больше сил советским воинам на фронте и трудовому населению в тылу.
На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. В № 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию».
Картины художников Кукрыниксов
Великий Новгород в январе 1944 года. На фоне мрачного неба высится величественная громада Софийского собора. Из-под снега торчат обломки варварски разрушенного памятника «Тысячелетие России». Около строений суетливо мечутся с факелами гитлеровские вояки. Вынужденные под могучими ударами Советской Армии позорно бежать из древнего города, они в бессильной злобе пытаются уничтожить бесценные сокровища русской культуры.
Таково содержание широко известной картины Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода». Несмотря на драматическую напряженность момента, хорошо переданную контрастами темных и светлых пятен, картина проникнута оптимистическим настроением. Художники сумели показать в ней полнейшую обреченность выродков, намеревавшихся поработить нашу социалистическую Родину.
Патриотическим чувством проникнуты и другие живописные работы Кукрыниксов, посвященные событиям Великой Отечественной войны, — «Таня», «Правда», «Конец».
В последней картине в образах большой художественной силы показана бесславная гибель гитлеризма, в разгроме которого Советский Союз сыграл решающую роль.
Иллюстрируя произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова и Горького, художники стремятся с максимальной полнотой раскрыть перед читателем гуманистическую направленность великой русской литературы. Наиболее удачны в этом отношении рисунки Кукрыниксов к гоголевской «Шинели», рассказам Чехова «Тоска» и «Спать хочется».
Необходимо отметить, что каждый из Кукрыниксов обладает яркой творческой индивидуальностью и много работает самостоятельно. Так, М. Куприянова особенно увлекают пейзажи Подмосковья и Волги, П. Крылов выполнил множество портретов и прекрасно передал живописное своеобразие Парижа, Рима и Венеции, а Н. Соколов любовно изображает жизнь родной Москвы и трогательную прелесть русской природы. Непрерывно обогащая свои знания и опыт, художники соединяют их в том или ином общем замысле, упорно добиваясь в каждом новом произведении все большей завершенности сюжета и его художественного воплощения.
Блиц
Сколько художников Кукрыниксы?
*Трое
Что означает псевдоним «Кукрыниксы» — расшифровка
*Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трех букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.
Годы жизни
*Михаил Васильевич Куприянов 1903—1991
Порфирий Никитич Крылов 1902—1990
Николай Александрович Соколов 1903—2000 (источник — Википедия)
Метки: биография и творчество художников Кукрыниксов.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
uchitel76.ru
состав и биография коллектива, картины
Творческое объединение художников Кукрыниксы, прославившееся в 30-40-х годах XX века своими сатирическими произведениями, сегодня почти неизвестно новым поколениям. Художники сыграли важную роль в культуре и политике Советского Союза.
ВХУТЕМАС – точка встречи
Высшие художественно-технические мастерские, созданные 1920 году и известные всему миру как ВХУТЕМАС, выпустили большое число дизайнеров и художников, которые существенно повлияли не только на советскую культуру, но и оставили след в мировом искусстве.
В частности, отсюда начали свой путь художники Кукрыниксы, которые пришли сюда разными путями и из разных мест, но с одной целью – научиться создавать прекрасное. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Позже к ним присоединился студент-новобранец Николай Соколов, который уже давно подписывал свои работы как Никс. Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы. Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности, и это стало их исходной точкой в сотрудничестве.
Содружество единомышленников
Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. Одновременная работа над произведениями требовала от них тесной связи и близости во взглядах. Их объединяла творческая платформа – они стремились подметить смешное и выразить это в рисунках. Большую роль в формировании содружества сыграл В. Маяковский, он воплощал их мысли и настроения. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. В этой работе кристаллизовались черты их художественного метода, они черпали у Маяковского смелость, меткость и злободневность.
Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Главными в их творчестве стали истинно сатирические произведения – насмешливые и язвительные. На протяжении нескольких десятилетий, с середины 20-х годов до конца 90-х, художники тесно дружили, и это позволяло им творить совместно.
Художественный метод Кукрыниксов
Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Они работали таким образом, чтобы потенциал каждого творца был в наибольшей степени воплощен в конечном произведении. В результате тесного единения возник узнаваемый сатирический стиль художников, который наиболее полно реализовался в плакатах и карикатурах, но различим и в живописных полотнах. Они работали над произведением по очереди, рисунок ходил по кругу, каждый вносил в него свои штрихи, и получался коллективный продукт.
Кукрыниксы всегда придерживались двух принципов: народности и партийности. Они понимали искусство как служение Родине, а героическое настроение эпохи 20-х годов они пронесли через всю свою творческую жизнь.
Вехи творческого пути
Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Они иллюстрировали молодых писателей и даже выработали такой жанр, как изобразительная критика. Максим Горький обратил внимание на необычных иллюстраторов и посоветовал им шире черпать темы для искусства из жизни, а не только из литературы. В конце 20-х годов шаржи Кукрыниксов печатают во всех литературных журналах, они сближаются со многими писателями. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности.
Начиная с 1925 года, группа активно сотрудничает с советскими СМИ, публикуя там едкие карикатуры на социальные пороки. Постепенно слава их нарастала, и каждый читатель, открывая газету, искал сначала эти рисунки. В этот период оттачивается их техника, особенно им удаются рисунки тушью, а шаржевая, язвительная подача привлекает своей нетипичной для советской прессы резкостью. Их серии, такие как «Транспорт» в газете «Правда», принесли им серьезную славу. Они становятся рупором эпохи.
В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Кукрыниксы, плакаты которых помогали народу Советского Союза в самые трудные времена, становились мощным идеологическим инструментом власти. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. После войны они получили аккредитацию на Нюрнбергский процесс и вели оттуда свой саркастический репортаж. Кукрыниксы стали настоящими классиками советской карикатуры, они были известны во всем мире, получили немало профессиональных наград.
Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Они писали жанровые картины, портреты, полотна на исторические темы, закладывая основы нового направления в искусстве – социалистического реализма. В период восстановления страны Кукрыниксы много работают в прессе, занимаются книжной графикой, пишут картины. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. При этом каждый художник творит и самостоятельно. В 80-90-х годах в силу возраста художники работают меньше, но их творческий союз не распался до конца жизни.
Значительные работы Кукрыниксов
Художники Кукрыниксы были очень продуктивны, из под их карандаша и кисти вышло немало замечательных работ. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева», иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».
Выставки и наследие Кукрыниксов
В 1932 году состоялась первая выставка Кукрыниксов, которую организовал Максим Горький. Здесь была представлена политическая и бытовая карикатура, живопись, книжная графика. В 1952 году состоялась значительная выставка в Академии художеств СССР, на которой было широко и полно представлено творчество Кукрыниксов, а также автономные работы художников, входящих в объединение. В 2008 году состоялась ретроспективная выставка Кукрыниксов.
Художники-карикатуристы, чье наследие тесно связано с историей советского государства, неоднократно получали самые высокие государственные награды и премии. Их труд хранится в крупнейших музеях России.
Творческий путь Михаила Куприянова
Родился Михаил Куприянов в небольшом городке Тетюши на Волге. С детства любил рисовать, учился в Ташкенте в Центральных художественных мастерских, куда его направили по молодежной путевке. За особые успехи в учебе он был командирован на учебу в Москву во ВХУТЕМАС, где и стал членом Кукрыниксов.
Самостоятельная творческая жизнь Куприянова сложилась успешно, он реализовал себя как живописец. Он любил жанр пейзажа. Сегодня известны его серии из картин с видами Ленинграда, Каспийского моря и Подмосковья.
Окончил свой жизненный путь в 1991 году.
Художник Порфирий Крылов
Второй участник сообщества Кукрыниксов – Порфирий Крылов родился в Туле. С детства он проявлял художественные способности, учился в изостудии, затем поступил во ВХУТЕМАС. Кроме деятельности в Кукрыниксах, много работал как живописец, писал портреты, пейзажи, натюрморты. Его произведения находятся в коллекциях многих музеев мира. В Туле открыт его дом-музей.
Порфирий Никитич умер в 1990 году.
Творческая биография Николая Соколова
Москвич Николай Соколов учился в изостудии Пролеткульта, после которой поступил во ВХУТЕМАС и стал третьим участником Кукрыниксов. Соколов состоялся как талантливый живописец. Его любимым жанром был лирический пейзаж. Его работы «Лермонтовские места», «Абрамцево», «Вечер на Волге» и другие хранятся в лучших музеях России.
Умер Николай Соколов в 2000 году.
fb.ru
Profile Name: история в фотографиях Entry Tags 1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образова |
foto-history.livejournal.com
биография, плакаты и рисунки художника
Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области], Соколов Николай Александрович [р. 8(21).7.1903, Москва]. Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958).
Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, Кукрыниксы первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М.Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах ("Правда", "Крокодил" и др.), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: "Транспорт", тушь, 1933-34; "О дряни", тушь, гуашь и др., 1959-60).
Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-45, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем.
С 20-х гг. Кукрыниксы выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. произведения Чехова (1940-46; Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49; Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) - все чёрная акварель.
В станковой живописи Кукрыниксы также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм ["Бегство фашистов из Новгорода", 1944-46, Русский музей, Ленинград; "Конец", 1947-48, Государственная премия СССР, 1949; "Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)", 1967; обе - в Третьяковской галерее], значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, "кукрыниксовского" почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П.Н.Крылову, а в 1973 Н.А.Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Плакаты и рисунки художника:
Другие интересные плакаты и темы:
www.davno.ru
О том, как создавалась картина "Конец" Кукрыниксов
Наверное, всем хорошо известна картина знаменитого творческого коллектива художников Кукрыниксы "Конец".Думаю, что вас заинтересует и история создания этой картины.
Из воспоминаний Николая Александровича Соколова, одного из Кукрыниксов:
"Весна 1945 года. В кадрах немецкой кинохроники - Гитлер. Его трудно узнать. Лицо худое, со старческой улыбкой, рука после прошлогоднего покушения висит как плеть. Он приветствует немецких мальчишек в военной форме. Последняя надежда рейха. Куда там!
Советские войска уже у ворот Берлина, остановить их невозможно. Гитлер не покидает свой подземный бункер. Идет жестокий бой. И вдруг сообщение: фюрер покончил жизнь самоубийством вместе с обрученной с ним Евой Браун. Покончил и Геббельс вместе с семьей. Тела их сожжены. Новое сообщение: Берлин взят советскими войсками. Капитуляция всей Германии.Мы трое решаем написать картину о последних днях Гитлера и его ставки в подземелье. В мае 1945 года прилетаем в Берлин. Первое, что необходимо для работы над задуманным полотном, - скорее попасть в бункер. Узнав, что он находится глубоко под землей, под зданием рейхсканцелярии, и получив разрешение и сопровождающего, идем туда. С трудом карабкаясь по обломкам бывшей лестницы, спускаемся марш за маршем вниз. Когда-то туда ходил лифт. Он сломан. Добравшись до четвертого этажа, натыкаемся на массивную стальную дверь с особыми запорами. Она открыта. Мы в бункере...
Низкое сырое помещение захламлено обломками мебели и рам от картин, осколками разбитых бутылок, кусками штукатурки. На полу масса мокрых бумаг. Неприятно пахнет какими-то лекарствами. Трудно дышать... Начинаем быстро работать... "Ку" (Куприянов) и "Кры" (Крылов) рисовали и писали общий вид бункера. Я сделал зарисовку толстенной двери. Представили, как тут "завоеватели" ждали своего конца. Выбравшись наверх, осмотрели рейхсканцелярию. Разрушения тут основательные, нет части стены. В огромной приемной чернеют кучи железных крестов. Высшая награда, но уже некого и некому награждать. Сейчас они напоминают большие муравейники. Вот, тоже огромный, кабинет самого фюрера. Как ненасытной пушкинской старухе из сказки, ему все было мало... Больше! Как можно больше! Все исковеркано и перемешано. Тогда нами было написано и зарисовано много улиц, зданий Берлина, вернее, их обломков. Потом это пригодилось. Вернувшись в Москву, приступили к работе над эскизами картины "Конец", стараясь использовать зарисовки, этюды, а главное - личные впечатления от бункера. Решили, пусть каждый попробует сделать эскиз картины, как он ее представляет. Интересным оказалось то, что все трое решили ее композицию очень сближенно. Пожалуй, массивная дверь бункера поразила каждого больше всего. В мастерской мы попытались воссоздать подобие бункера. Это стальная дверь, серые стены с криво висящими картинами, стол, кресла и прочее. Наладили боковое освещение, дававшее тени. Но основным был все же центральный персонаж. Где взять человека, похожего на германского рейхсканцлера? Без натуры труднее писать. Это не карикатура.И однажды в метро мы обратили внимание на пассажира, чем-то смахивающего на Адольфа, с такими же усиками. Он не был его копией, но мог бы пригодиться в работе. Познакомились, сказав, кто мы. Хотим, мол, сделать с него портрет. Для чего, сразу нельзя было сказать - отпугнешь. Обещали заплатить. Согласился. Пришли с "фюрером" в мастерскую. Осматривая ее, "натура" вдруг задает вопрос: - А кого вы с меня хотите нарисовать? Обманывать нельзя. Признаемся кого, но что он не похож на "него", а нужен "для цвета". И только. - Что? Нет! Никаких денег не надо. Всего хорошего! И ушел. Растерянные, мы сидели молча... Что же делать? Выход один: "для цвета" позировать самим - друг другу. А сходство черпать из тех фотографий Гитлера, какими пользовались для карикатур всю войну.
Я дома рисовал себя, глядя в зеркало, наклеив усики и делав прическу "а-ля Гитлер". Особенно стараюсь на своем лице изобразить ужас, выратащив глаза и закинув назад голову. Рисунок "Кукрам" понравился. И я уже в мастерской в таком виде стал позировать им. Куприянов очень подошел к двум генералам, особенно в мундире, взятом напрокат в Министерстве обороны, а Крылов изображал подвыпившего дремлющего эсэсовца на диване. Так и пришлось самим сыграть всю картину. А то, что мы всю войну рисовали Гитлера, пользуясь фотографиями с него, тоже помогло - все трое изучили его лицо, ставшее нам хорошо знакомым. Работали над картиной много и долго. Меняли позы персонажей, выражения лиц, воодушевлялись найденным, расстраивались при неудаче. И наконец картина окончена. Назвали коротко - "Конец".Теперь слово за зрителем. Он - главный судья, очень разный, часто неожиданный в своих суждениях. И всего лучше, если не равнодушный. Иначе - творческая трагедия. К счастью, мы почувствовали взволнованность зрителей, видевших картину "Конец". По письмам, личным встречам.И это была лучшая для нас награда, звавшая еще взыскательнее относиться к своему творчеству.
Картина "Конец" много лет принадлежит Третьяковской галерее. Но к сожалению (а почему - скажу позже), галерее приходилось не раз расставаться с ней на какое-то время. Ее увозили или в другие города нашей страны, или ее ждали на выставку в какую-либо зарубежную страну. Побывала она в Англии, Франции, Бельгии, США, даже в Берлине, где "для страховки" на картину поставили пуленепробиваемое стекло. Зарубежный зритель заинтересованно относился к ней. Кто не знал "бесноватого" фюрера? Сколько стран стали жертвой его преступной войны, длившейся не один год! Известен был и всему миру позорный конец маньяка. Мы с М. Куприяновым, оба со своими женами (П. Крылов не смог тогда поехать), находились в Лондоне, когда там экспонировалась выставка произведений живописи нашей страны. На этой выставке была и наша картина "Конец". На одном из приемов нас познакомили с пожилым англичанином, оказавшимся бывшим президентом Королевской Академии искусств Англии. Подойдя к нам, знакомясь сначала с М. В. Куприяновым, он, узнав, что это один из Кукрыниксов - авторов картины "Конец", протянут ему свою руку и, взяв куприяновскую, вдруг стал тянуть ее к своим губам для... поцелуя. Куприянов, смутившись такой неожиданностью, стал выдергивать свою руку, крепко схваченную бывшим президентом Академии. Вижу, "Ку" пытается свою руку опустить к полу...и все-таки почти у самого пола англичанин успел поцеловать куприяновскую руку. Мы оба, очень смущенные таким неожиданным поведением солидного человека, не знали как себя вести, как реагировать. А президент стал приближаться ко мне. Снова рукопожатие, но я быстро выдергиваю свою руку. Вижу добрую улыбку англичанина, погладившего меня по плечу. Это был известный Альфред Маннингс. Ему очень понравилась наша картина. Он, оказывается, даже написал взволнованное письмо редактору газеты "Дейли телеграф", высказав в нем свое впечатление о картине "Конец". Вот оно.
"Сэр, я чувствую, что в нашей прессе не уделено должного внимания русским картинам, выставленным в настоящее время в залах Королевской Академии. В одной газете было лишь мимоходом, да и то с насмешкой, сказано несколько слов о шедевре искусства. Являясь собратом по кисти, я обращаюсь к вашим читателям с просьбой посетить выставку и обратить внимание на великое творение "Конец Гитлера и его ставки". Эта картина может быть отнесена к экспрессионизму (в полном смысле этого слова). Русскому художнику удалось выразить на полотне то, что весь мир должен был почувствовать при сообщении о конце Гитлера в его убежище. Кто не помнит вой сирен, возвещавших о налетах, страшные взрывы с последующими разрушениями по всему Лондону и за его пределами? Этот кровавый маньяк вместе со своими приспешниками вверг Европу в кровавую бойню, длившуюся пять лет. Постойте перед этой картиной, изображающей гибельный конец. Всмотритесь в композицию картины, в сильно освещенную руку. Фигура на переднем плане, которая с силой сжимает стул, и не поддающаяся описанию поза Гитлера - его голова закинута назад, сильное освещение бросает тень на дверь. Что может быть более драматично, чем эта тень, темная и в то же время прозрачная? Посмотрите на винные бутылки на столе, на телефон, бумаги на полу, роспись пола. Обратите внимание на картины в изогнутых рамах, криво висящих. Картина написана тремя художниками, но чувствуется мысль одного автора. Я выражаю свое уважение ему. Ни один живущий или умерший не достиг такого совершенного шедевра.
Искренне Ваш А. Маннингс. Дэхем. Эссекс".
Много было отзывов об этой картине и у нас в стране, очень ценных для нас. Хочу вспомнить отзыв трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, предлагавшего нашу картину "Конец" поднять в космос, чтобы весь мир видел, что будет с теми, кто попытается напасть на нашу страну".
Источник: Н. А. Соколов. "Ник.Соколов - Кукрыниксы. Вспоминаю...". М., 1998.
Кукрыниксы:Н. А. Соколов, М. В. Куприянов и П. Н. Крыловна фронте с М. Е. Катуковым.Если вы спросите, для чего я разместил такой объемный текст, то я отвечу просто, ни на что конкретно не намекая: перечитайте последний абзац воспоминаний Николая Александровича Соколова, и вам стане все понятно.
Благодарю за внимание. Сергей Воробьев.
sergeyurich.livejournal.com
кем были эти люди? :: SYL.ru
Агитационные открытки и плакаты времен Великой Отечественной войны современному поколению известны в качестве музейных и выставочных экспонатов, из соответствующих тематических изданий и фильмов. Самые меткие и запоминающиеся произведения этого цикла создали художники Кукрыниксы. Содружество этих молодых людей – редкое соединение таланта, общности интересов, взаимной поддержки и дополнения друг друга. Авторству этого коллектива принадлежат не только графические произведения. Кукрыниксы одинаково удачно создавали живописные полотна, иллюстрации к литературным изданиям, пробовали себя в оформлении театральных декораций и скульптуре. Кем были эти талантливые люди?
Как родился Кукрыникс?
Талантливые молодые художники Куприянов, Крылов и Соколов начинали свой путь в искусстве по-разному, и первые учителя, и школы у них были совсем разными, и родились в разных городах. Познакомились они в стенах Высших государственных художественно-технических мастерских, сокращенно именуемых ВХУТЕМАС. Сначала сдружились Куприянов с Крыловым. Их веселые карикатуры и шаржи украшали студенческие газеты и подписывались именами Крыкул или Кукры. «Никс», или Николай Соколов присоединился к ребятам двумя годами позже, тогда в анаграмму внесли и его инициалы.
Совместное творчество
Более широкой публике веселая троица стала известна после начала работы в журнале «Комсомолия», главным редактором которой был известный поэт Жаров. Было это в 1924 году. Карикатуры и веселые сатирические рисунки ребята создавали легко. Выглядело это примерно так: один брал лист и начинал рисовать, потом рисунок передавался из рук в руки. То, что получалось в итоге, восхищало и выходило гениальным.
Через некоторое время друзьям стали заказывать дружеские шаржи многие знаменитости. Первые пятилетки, строительство нового государственного хозяйства увлекли друзей. Они ездили по стране, темы для творчества стали более серьезными, чем легкая шутка. Художники Кукрыниксы в сатирической форме обличали недобросовестных исполнителей, политическую обстановку вокруг Страны Советов.
Особенную популярность коллективу принесла агитационная работа в годы Великой Отечественной. Много событий происходило в жизни самих художников и в их окружении, но трио сумело сохранить свое содружество до 1990 года и распалось только после смерти Крылова. Кукрыниксов называют родоначальниками нового направления в искусстве – публицистической графики.
Михаил Куприянов (1903-1991)
Талантливый мальчик родился на берегах Волги, в небольшом городке Тетюшах. Еще в детские годы его акварельный пейзаж получил премию на городской выставке. События бурного революционного времени не располагали к художественным занятиям – нужно было выживать в новой обстановке. Это обстоятельство и забросило Мишу Куприянова в угольные шахты Туркестана.
Но счастливый случай свел его с людьми, которые рассмотрели талант и направили парня на учебу в художественную школу-интернат, а после ее окончания – во ВХУТЕМАС. Кисти Куприянова принадлежат несколько удачных пейзажей, но больше всего его тянуло к веселому и смешному. Неслучайно, что на его пути встретился такой же веселый товарищ.
Порфирий Крылов (1902-1990)
В отличие от его нового знакомого, Порфирия всерьез привлекала акварельная живопись, во ВХУТЕМАСе он окончил курс именно по этой специализации. Сын тульского рабочего оружейного завода поразил в свое время преподавателей вуза своими юношескими работами. Конек Крылова – теплые и чувственные пейзажи. В более поздних работах проявился Крылов – портретист. Именно этому художнику доверили делать портретные зарисовки преступников фашизма на Нюрнбергском процессе. Но при всех этих талантах самую большую популярность художнику принесло именно содружество Кукрыниксов, работа графика, шаржиста, декоратора, иллюстратора.
«Никс»
Как и остальные члены знаменитой тройки, Николай Соколов (1903-2000) пришел в графику своей, отличительной от остальных, дорогой. Что было общим для всех учеников мастерской искусств, так это увлечение любимым занятием с раннего детства. Соколов не был исключением. Подарок матери, коробку с акварельными красками, он считал самым ярким и волнующим воспоминанием детства. В изостудию парнишка пришел в период работы конторщиком в Рыбинском управлении водного транспорта. Именно тогда в активном молодом человеке проявился интерес к отображению событий общественной жизни в форме плакатов, листовок, афиш. Неудивительно, что это увлечение свело Соколова с Куприяновым и Крыловым. Так Кукры дополнились Никсом.
Графика Кукрыниксов
Союз одаренных творческих людей подарил миру непревзойденного мастера публицистической графики и художественной сатиры. Не было такого события в стране и в мире, начиная в тридцатых годов прошлого века, на которое не откликнулись бы художники Кукрыниксы. Не меньшим успехом пользуются до сих пор их юмористические шаржи на бытовые темы. Особенно ценным оказался талант друзей в агитационных листовках и плакатах времен Второй мировой войны. Графика того периода поражает своей меткостью и способностью поднять боевой дух армии.
Индивидуальная живопись
Несмотря на более чем полвека тесного содружества, художники Кукрыниксы сохраняли каждый свое индивидуальное видение мира. Ценными произведениями живописи стали как совместно созданные картины, так и отдельные произведения каждого мастера. После них еще никому не удалось создать такой коллектив, где был бы достигнут пик совместной популярности и сохранена при этом неповторимость индивидуальности.
www.syl.ru