Эдвард Хоппер: мечтатель без иллюзий. Картины хоппер
Эдвард Хоппер, картины художника Эдварда Хоппера
Эдвард Хоппер (англ. Edward Hopper, 22 июля 1882, Аппер Найек, США — 15 мая 1967, Нью-Йорк, США) — американский художник, которого называют «поэтом эпохи» и «мрачным соцреалистом». Хоппер с детства любил рисовать, и родители поддерживали его желание стать художником. Он получил образование в Нью-Йоркской школе графики и в Нью-Йоркской художественной школе. Несмотря на популярность авангардных течений в живописи, Хоппер всегда оставался верным реализму. Художник много путешествовал, черпая вдохновение на пустых автострадах и на улицах разных городов.
Особенности творчества художника Эдварда Хоппера: он изобрел свой собственный особый жанр — «портрет дома», на его полотнах часто появляются одиноко стоящие здания. Хоппер часто пишет пустынные, будто бы лишенные жизни городские пейзажи. А сюжеты, в которых появляются люди, кажутся украдкой подсмотренными.
Известные картины Эдварда Хоппера: «Полуночники», «Дом у железной дороги», «Автопортрет», «Нью-йоркский кинотеатр», «Раннее воскресное утро», «Комната в Нью-Йорке».
После смерти Эдварда Хоппера его жена Джо сказала биографу художника: «Однажды сотрудник журнала New Yorker пытался написать очерк о жизни Эдварда. И не смог. Не было материала. Не о чем писать. Его настоящую биографию могла бы написать только я. И это был бы чистый Достоевский».
Определение, данное Джо Хоппер, вполне соответствует представлению, сложившемуся о художнике и за годы его жизни, и после его смерти. «Поэт пустых пространств», «мрачный соцреалист», художник, воспевающий одиночество… Каких только определений не давали Эдварду Хопперу за целый век. Его картины до сих пор называют жуткими, исполненными безнадеги, выискивая в них отголоски Великой Депрессии и Перл-Харбора.
Сам же Хоппер лишь изредка вяло отмахивался от трагических сравнений и тяжеловесных эпитетов или вовсе не удостаивал критику своих работ комментариями. И когда его просили рассказать, что для него символизирует одинокая фигура женщины в скудно обставленном гостиничном номере, он в свойственной ему сдержанной манере говорил, что просто хотел изобразить, как свет ложится на стены и предметы. Иногда при взгляде на его картины начинает казаться, что люди там и вовсе лишние. И Хоппер смог позволить себе все-таки изобразить совершенно пустые помещения с солнечным геометрическим узором только под конец жизни, в картинах «Комнаты у моря» (1951) и «Солнце в пустой комнате» (1963). Эдвард Хоппер так стремился отдалиться от людей и был настолько замкнут, что для многих ценителей его искусства становится настоящим сюрпризом тот факт, что в его жизни порой бушевали поистине африканские страсти.
Жизнь вопреки
Эдвард Хоппер прожил без малого 85 лет, и большую часть жизни ему приходилось добиваться, пробиваться и отстаивать признание ценности своих работ. Однажды поддавшийся очарованию французских импрессионистов (Хоппер и в 1962 году говорил, что до сих пор считает себя импрессионистом), и упрямо писавший исключительно реалистичные пейзажи, интерьеры и портреты, художник вынужден был бороться за популярность с целым войском разномастных кубистов, сюрреалистов, абстракционистов и авангардистов. И это его стремление придерживаться классических канонов было продиктовано не попыткой составить оппозицию модным течениям, а безнадежной консервативностью Хоппера.
Он родился в 1882 году в семье хозяина галантерейной лавки. Эдварда, в возрасте 12 лет стремительно набравшего 180 сантиметров роста при худощавом телосложении, одноклассники дразнили «кузнечиком» (grasshopper). Мальчик очень переживал из-за этих насмешек, замыкался в себе и до конца жизни остался малоразговорчивым и не стремящимся к близким отношениям с людьми. Спасало только одно: Эдвард с детства очень любил рисовать. И вполне закономерно решил посвятить этому занятию всю свою жизнь. Родители, которые прививали детям художественный вкус, периодически вывозя их на художественные выставки и театральные представления в Нью-Йорк из родного Найака, поощряли увлечение Эдварда живописью. Но когда юный Хоппер решил получить профессиональное образование, он, по совету отца, поступил в Нью-Йоркскую школу графики, чтобы иметь возможность работать в рекламном бизнесе и не нуждаться в деньгах. Выполнив долг примерного сына, Эдвард все же поступил в Нью-Йоркскую художественную школу, став учеником знаменитого американского реалиста Роберта Генри.
Поворотным моментом в художественной карьере Хоппера стали три поездки в Европу в 1906—1910 годах, главным образом — в Париж. В это время в столице мирового искусства уже гремел Пикассо, в частности, с легендарными «Авиньонскими девицами» (1907). Эдвард же оставил модные веяния без внимания (позже он говорил, что во время визитов в Париж даже не слушал о Пикассо), зато безоглядно влюбился в работы Поля Сезанна, Клода Моне и Эдуара Мане. Именно в этот период появляются на свет первые известные работы Хоппера. Но Париж на его картинах выглядит совсем не таким, как его принято изображать. Художник показал его не то, чтобы безликим, но совершенно неузнаваемым. Он рисовал пустынные улицы, набережные, дома — но кроме названий картин ничто не говорит о том, что это Париж («Лестница на 48 рю де Лилль, Париж», 1906). Такие же лестницы Хоппер вполне мог встретить в любом крупном европейском (как, впрочем, и американском) городе. Эта особенность отличает многие полотна художника: несмотря на уникальность и неповторимость, его сюжеты абсолютно универсальны.
От любви до ненависти
Многие важные события в жизни Хоппера случились достаточно поздно, особенно по современным меркам. Его первая персональная выставка состоялась, когда художнику было 37 лет. До этого картины Хоппера выставлялись среди работ других художников, но оставались без внимания. Впрочем, персональная выставка, на которой были представлены 16 его полотен, слабо повлияла на ситуацию. Известность пришла к художнику спустя много лет.
В то время как многие современники Хоппера ярко горели и быстро сгорали (Джексон Поллок, к примеру, не дожил и до 45), сам он после сорока только созрел для женитьбы. В 1923 году художник женился на коллеге Джозефин Нивисон, которая была всего на год младше его. Точно неизвестно, как складывались отношения Эдварда с женщинами до встречи с Джо, однако, учитывая его болезненную застенчивость, можно предположить, что он не имел особенного успеха у противоположного пола. Новоиспеченная миссис Хоппер и вовсе берегла невинность до брака. Добавьте к этому пуританское воспитание обоих супругов — и станет понятно, почему пресловутый «супружеский долг» стал для них сущим кошмаром. Джо считала эту часть супружеской жизни (впрочем, как и приготовление еды) маловажной, больше заботясь о духовных потребностях, и даже с гордостью писала в дневнике, что не поддается на уговоры мужа.
Этот самый дневник, к слову, стал едва ли не единственным источником информации о жизни и творчестве Хоппера. В нем Джо не только писала о тяготах супружеской жизни и жутких ссорах с Эдвардом, доходивших порой даже до драк, но и скрупулезно документировала информацию о каждой написанной художником картине, о каждой выставке, в которой он участвовал, и о каждой проданной на этих выставках работе.
Но, несмотря на гнев, отчуждение и постоянную ругань на бытовой почве, супруги оставались вместе до самой смерти Хоппера. Джо горячо поддерживала мужа, хоть и посмеивалась над тем, что он «не умеет рисовать красивые вещи». Именно с ее подачи он стал писать акварели («Крыша мансарды», 1923), и именно ее черты стали приобретать все женщины на картинах Эдварда («Комната в отеле», 1931, «Утро в городе», 1944). Так и не сумев стать по-настоящему хорошими супругами, они составили потрясающий творческий тандем. Вместе они придумывали персонажей картин Хоппера, а в его альбоме с набросками под каждым из них Джозефин расписывала детали. Например, под наброском к «Полуночникам» она пишет, из какой породы дерева сделана барная стойка, и как блестят в искусственном освещении баллоны в углу.
Портрет на память
Эдвард Хоппер, получивший известность лишь в последние годы жизни (а по сути — уже после смерти), тем не менее, носит гордое звание «поэта эпохи». Он оказал серьезное влияние на американскую поп-культуру. Фактически изобретя новый жанр — портрет дома — он сумел сделать здание главным действующим лицом картины («Дом на закате», 1935), и позже этот прием стали использовать в кинематографе. Хоппера называет одним из своих любимых художников режиссер Дэвид Линч, большой любитель пустынных автострад, загадочных домов и туманных намеков.
Полотна Хоппера, даже те, на которых на первый взгляд абсолютно ничего не происходит, объединяет одна поразительная особенность: все они без исключения рассказывают зрителю историю. Причем каждому — свою, и каждый раз новую.
Репродукции картин художника представлены в галерее Артхива.
Автор: Евгения Сидельниковаartchive.ru
Эдвард Хоппер: жизнь и творчество художника
Эдвард Хоппер (англ. Edward Hopper; 22 июля 1882, Найак, штат Нью-Йорк — 15 мая 1967, Нью-Йорк) — популярный американский художник, видный представитель американской жанровой живописи, один из крупнейших урбанистов XX в.
Содержание
Биография Эварда Хоппера
Творчество Хоппера
Интересные факты из жизни художника
Картины Эдварда Хоппера
Библиография
Биография Эварда Хоппера
Уже в детстве Эдвард Хоппер обнаружил способности к рисованию, в чем его всячески поддерживали родители.
После школы год заочно учился иллюстрации, а потом поступил в престижную Нью-Йоркскую художественную школу. Американские источники приводят целый список его знаменитых сокурсников.
В 1906 г. Хоппер закончил обучение и начал было работать иллюстратором в рекламном агентстве, но осенью отправился в Европу.
Надо сказать, что путешествие в Европу было чуть ли не обязательной частью профессионального образования для американских художников. В то время ярко сияла звезда Парижа, и со всех концов света туда тянулись молодые и амбициозные, чтобы приобщиться к новейшим достижениям и тенденциям мировой живописи.
Хоппер оказался оригинальнее всех. Он путешествовал по Европе, был в Париже, Лондоне, Амстердаме, возвращался в Нью-Йорк, снова ездил в Париж и Испанию, проводил время в европейских музеях и встречался с европейскими художниками… Но, кроме кратковременных влияний, его живопись никак не обнаруживает знакомства с современными течениями. Вообще никак, даже палитра лишь едва просветлела!
Он оценил Рембрандта и Хальса, позже — Эль Греко, из близких по времени мастеров — Эдуарда Мане и Эдгара Дега, к тому времени уже ставших классиками. Что касается Пикассо, то Хоппер на полном серьезе утверждал, что не слышал его имени, будучи в Париже.
И после 1910 года ни разу не пересек Атлантику, даже когда его картины выставлялись в американском павильоне престижной Венецианской биеннале.
В 1923 г. Хоппер знакомится со своей будущей женой Джозефиной. Их семья оказалась прочной, но семейная жизнь непростой.
Умер Хоппер в Нью-Йорке 15 мая 1967.
Творчество Хоппера
Эдварду Хопперу искусствоведы дают разные названия. “Художник пустых пространств”, “поэт эпохи”, “мрачный соцреалист”.
Но какое название ни подбери, это не меняет сути: Хоппер — один из ярчайших представителей американской живописи, работы которого не могут никого оставить равнодушным.
Творческий метод американского художника складывался во времена “великой депрессии” в США. Разные исследователи творчества Хоппера склонны находить в его работах переклички с писателями Теннеси Уильямсом, Теодором Драйзером, Робертом Фростом, Джеромом Селинджером, с художниками ДеКирко и Дельво, позже отражение его творчества начинают усматривать в киноработах Дэвида Линча.
Достоверно неизвестно, имеют под собой реальную почву какие-то из этих сравнений, но ясно одно: Эдвард Хоппер очень тонко сумел изобразить дух времени, передав его в позах героев, в пустых пространствах своих полотен, в неповторимой цветовой гамме.
Этого американского художника относят к представителям магического реализма.
Действительно, его персонажи, обстановка, в которую он их помещает, донельзя проста в бытовом плане. Тем не менее, его полотна всегда отражают какую-то недосказанность, всегда отражают скрытый конфликт, порождают самые различные толкования. Доходящие, порой, до абсурда.
Adam’s House Chop SueyНапример, его картина “Ночная конференция” была возвращена коллекционером продавцу, поскольку он усмотрел в ней скрытый коммунистический заговор.
Наиболее известное полотно Хоппера — “Полуночники”. В свое время ее репродукция висела в комнате чуть ли не у каждого американского подростка. Сюжет картины предельно прост: в окне ночного кафе за барной стойкой сидят трое посетителей, их обслуживает бармен. Казалось бы, ничего примечательного, но любой, кто смотрит на картину американского художника, почти физически ощущает запредельное, щемящее чувство одиночество человека в большом городе.
Магический реализм Хоппера в свое время не был принят современниками. При общей тенденции к более “интересным” методам — кубизму, сюрреализму, абстракционизму — его картины казались скучными и невыразительными.
“Они никак не могут понять, — говорил Хоппер, — что оригинальность художника не есть модный метод. Это квинтессенция его личности”.
Сегодня его творчество считается не просто вехой в американском изобразительном искусстве, но собирательным образом, духом своего времени.
Один из его биографов написал как-то: “Из картин Эдварда Хоппера потомки узнают о том времени больше, чем из любого учебника”. И, пожалуй, в каком-то смысле он прав.
Интересные факты из жизни художника
В 1923 г. Хоппер знакомится со своей будущей женой Джозефиной. Их семья оказалась прочной, но семейная жизнь непростой.
Джо запрещала мужу писать обнаженную натуру и при необходимости позировала сама. Эдвард ревновал ее даже к коту. Все усугублялось его неразговорчивостью и угрюмым характером. “Иногда разговаривать с Эдди было все равно что бросать камень в колодец. За одним исключением: звука падения в воду можно было и не услышать”, — признавалась она.
Тем не менее именно Джо напомнила Хопперу о возможностях акварели, и он вернулся к этой технике.
Вскоре он выставил шесть работ в Бруклинском музее, и одна из них была куплена музеем за 100 долларов. Критики отнеслись к выставке доброжелательно и отметили жизненную силу, и выразительность хопперовских акварелей даже с самыми скромными сюжетами. Это сочетание внешней сдержанности и выразительной глубины, и станет фирменным знаком Хоппера на все оставшиеся годы.
В 1927 г. Хоппер продал картину “Двое в зрительном зале” за 1500 долларов, и на эти деньги чета обзавелась своим первым автомобилем.
Художник получил возможность выезжать на этюды, и сельская провинциальная Америка надолго сделалась одним из основных мотивов его живописи.
В 1930 г. произошло еще одно важное событие в жизни художника. Меценат Стивен Кларк подарил его картину “Дом у железной дороги” нью-йоркскому Музею современного искусства, и она с тех пор висит там на видном месте.
Так, незадолго до своего пятидесятилетия Хоппер вступил в пору признания. В 1931 г. он продал 30 работ, включая 13 акварелей. В 1932 г. принял участие в первой регулярной выставке музея Уитни и не пропускал последующие уже до самой смерти.
В 1933-м в честь юбилея художника Музей современного искусства представил ретроспективу его работ.
Следующие тридцать лет своей жизни Хоппер плодотворно трудился, несмотря на проблемы со здоровьем, возникшие в пожилом возрасте. Джо пережила его на десять месяцев и завещала музею Уитни всю семейную коллекцию работ.
В годы зрелости художник создал немало признанных шедевров, например “Раннее воскресное утро”, “Полуночники”, “Офис в Нью-Йорке”, “Люди на солнце”. За это время он получил множество наград, совершил путешествия в Канаду и Мексику, был представлен на нескольких ретроспективных и персональных выставках.
Библиография
- Матусовская Е. М. Эдвард Хоппер.- М., 1977.
- Мартыненко Н. В. Живопись США XX века. Киев, Наукова думка, 1989. С.22-27.
- Wells, Walter. Silent Theater: The Art of Edward Hopper (London/New York: Phaidon, 2007). Winner of the 2009 Umhoefer Prize for Achievement in the Arts and Humanities.
- Levin, Gail. Edward Hopper: An Intimate Biography (New York: Knopf, 1995; Rizzoli Books, 2007)
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: kartinca.ru, ru.wikipedia.org, art.1september.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Эдвард Хоппер: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Эдвард Хоппер: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru
Эдвард Хоппер: мечтатель без иллюзий
Замкнутый, мрачный, консервативный соцреалист. Предшественник массовой культуры поп-арта и выдающийся представитель магического реализма. Все это – об Эдварде Хоппере (Edward Hopper, 1882-1967), творчество которого стало ярчайшим примером американской жанровой живописи. Верные почитатели уважительно именуют его «художником пустых пространств» или «мечтателем без иллюзий».
Лаконичные полотна художника завораживают, а их сюжеты похожи на кадры из случайной киноленты. Они отрезвляют и доходчиво иллюстрируют изнанку американской мечты, но вместе с тем дарят зрителю неповторимое ощущение остановившегося мгновения, умиротворённости и внутренней силы.
Художник начал творить в период великой американской депрессии. Дух этого непростого времени отчетливо прослеживается во всех работах Хоппера. Об этом говорит все — особенная цветовая палитра, пустынные пространства, напряжённое бездействие и отрешённые позы героев.
Мастер всегда отличался эмоциональной сдержанностью, не стремился к броской привлекательности и отвергал любые новомодные течения в искусстве. Даже после многочисленных путешествий в Европу он остался равнодушным к авангарду, кубизму, сюрреализму и абстракционизму, а среди коллег по цеху прослыл скучным и старомодным. Будучи в Париже, он «разминулся» с модернизмом, а существование Пикассо и вовсе обошло его стороной.
Находясь в столице Франции, он пишет абсолютно неузнаваемый и повседневный Париж. Сюжеты картин настолько обобщены и лишены туристических примет и достопримечательностей, что зрителю сложно догадаться, какой именно город изображал Хоппер на своих полотнах. Там он создаёт прекрасные безлюдные пейзажи, в числе которых «Ступени в Париже» (Steps in Paris, 1909), «Бистро» (Bistro, 1909), «Лестница на 48 Авеню» (Stairway at 48 rue de Lille Paris, 1906), «Новый мост (The new bridge, 1909).
«Как они не могут понять: оригинальность художника – это не изобретательность и не метод, тем более - не модный метод, это - квинтэссенция личности», − говорил Хоппер позднее.
Эдвард был непростой личностью, отличался болезненной стеснительностью, молчаливостью и угрюмостью. Такой склад характера привел к тому, что, к сожалению, после его смерти практически не осталось достоверного источника информации о жизни художника, за исключением личного дневника супруги.
Хоппер долго оставался холостяком и лишь на сорок первом году женился на художнице Джозефине Нивисон, с которой их связывала не столько любовь, сколько искреннее восхищение французским искусством. Их семейная жизнь была скандальной, а порой дело доходило даже до потасовок. Тем не менее их союз оказался крепким. Они были неразлучны до самой смерти Эдварда, а у всех героинь его картин было лицо Джозефины, которая была единственной музой художника.
«Говорить что-нибудь Эду — все равно, что бросать камень в бездонный колодец. Не услышишь всплеска», − делилась воспоминаниями Джозефина Нивисон-Хоппер.
Обособленность и одиночество в каменных джунглях – вот главные темы творчества художника. Даже пары влюблённых на его полотнах выглядят одинокими. Например, картины «Лето в городе» (Summer in the city, 1950) и «Экскурсия в философию» (Excursion into Philosophy, 1959) рассказывают истории угнетающего одиночества, где в воздухе витает гулкое ощущение недосказанности, взаимного недовольства и отчуждения. Чувство безысходности тем более сильно, что действия происходят в комнатах, залитых ослепительным солнечным светом.
Одно из самых нашумевших полотен Хоппера носит название «Полуночники» (Nighthawks,1942), репродукция которого в своё время висела в комнате почти каждого подростка. Картина остаётся популярной и в наше время. Художник поместил героев сюжета в предельно простую бытовую обстановку: безликая ночная закусочная под названием Phillies, двое мужчин в одинаковых костюмах, рыжеволосая красотка и сотрудник заведения.
Вроде бы нет никакой драмы, не происходит ничего не обычного и примечательного. Но стоит только вглядеться - и становится ясно, что в воздухе парит напряжение, а все посетители кафе погружены глубоко в себя. Даже мужчина и женщина, которые явно пришли вместе. Герои выглядят смертельно скучающими, обеспокоенными, они, как обитатели аквариума, выставлены на всеобщее обозрение. На полотне не изображено ни входа, ни выхода, ведущего на улицу. Но герои и не стремятся наружу, ведь мрачная улица, освещённая лишь мёртвым светом витрины, выглядит тоже не очень-то заманчиво. Правда, сам художник не признавал, что описывает одиночество. Он говорил, что ему просто нравится рисовать свет, который, как правило, присутствует на всех его холстах и падает либо на окно, либо из окна. Но зрителей не оставляет известная мысль о «луче света в тёмном царстве», и далеко не на все вопросы, возникающие при взгляде на полотно, они получают ответы. Зато ощущение скрытой драмы и пронизывающее чувство одиночества испытывают очень многие.
По некоторым сведениям, на создание «Полуночников» Хоппера, страстного любителя французского искусства, воодушевило полотно Винсета Виллема ван Гога «Ночная терраса кафе» (Terrasse du café le soir, 1888). Но художник передал сюжет в своей самобытной манере: тёплый вечер во французском городке и уютные столики в кафе сменились тоскливым ночным Нью-Йорком и типичным американским рестораном быстрого обслуживания.
Согласно другой версии, на создание знаменитой картины художника воодушевил рассказ Эрнеста Хемингуэя. «Убийцы». Это короткая история, уместившаяся на трех страницах, где абсолютно ничего не происходит. Если верить этой версии, то художник только поменял обеденные часы на ночные и добавил красотку в огненном платье. В 1946 году рассказ был экранизирован в Голливуде, и кинофильм больше напоминал полотно Хоппера, чем знаменитый рассказ Хемингуэя.
Также нельзя не заметить, что Хоппер был неравнодушен к «транспортной» тематике. Ей посвящены полотна «Автозаправка» (Gas, 1944), «Отель у железной дороги» (Hotel by a Raildoad, 1952), «Поезд» (Railroad Train, 1908), «Железная дорога. Закат» (Railroad sunset, 1929), «Железная дорога» (The El Station, 1908) и другой узнаваемый шедевр - «Дом у железной дороги» (House by the railroad, 1925).
Одиноко стоящий загадочный дом утопает в закатном солнечном свете. Глубокие тени и зашторенные безжизненные окна особняка говорят о том, что он заброшен и необитаем. Как и многие другие произведения художника, это полотно выражает некую недомолвку и порождает самые различные предположения. В своих полотнах Хоппер часто применял геометрические формы, тем самым разделяя существование внутри картины и реальность, в которой живёт зритель. В данном случае подобным элементом служит железнодорожное полотно, «перечеркивающее» странный дом. Оно приковывает внимание зрителя и не даёт сосредоточить внимание на здании. Примечательно, что особняк с холста Хоппера нашел буквальное воплощение в кинофильме Альфреда Хичкока «Психо». Это была одна из самых дорогих декораций в голливудской кинокартине. Теперь особняк с картины Хопера приобрёл зловещую репутацию «Мотеля Бейтса». С 1930 года «Дом у железной дороги» находится в нью-йоркском музее современного искусства на самом видном месте.
Пустота – это, пожалуй, один из излюбленных и самых узнаваемых элементов картин художника. Хоппер любил рисовать «нежилую» архитектуру и безлюдные городские ландшафты, да так, что создавалось впечатление, будто людей не существует вовсе. Заправочная станция без единой машины, телеграфные столбы, придорожные гостиницы, железнодорожные платформы, провинциальные дома… Художник изображал Америку обречённую и безжизненную, и только солнечный свет, присутствующий на многих холстах, дарит надежду на будущее.
Особая художественная манера и верность своему пути принесли Хопперу международную известность и сделали его символом американской живописи. Сейчас мотивы картин мастера можно встретить на обложках многих книг, открытках, постерах, в рекламе и кино. Он как никто другой достиг совершенства в изображении извечной темы одиночества. Стоит только присмотреться к его полотнам - и погрузишься в бездну драматизма, обреченности и пустоты.
artifex.ru
Хоппер, Эдвард — американский удивительный талант. Америка, которой уже нет. Часть вторая.
Хоппер, Эдвард (1882-1967)Hopper Edward — американский удивительный талант.Америка, которой уже нет.Часть вторая, заключительная.ссылка на первую часть:http://veniamin1.livejournal.com/623960.html
Автопортрет 1903 г. Хоппер, Эдвард (1882-1967) Hopper Edward
Окно отеля (Hotel Window). 1956.Хоппер, Эдвард (1882 — 1967)Hopper Edward
Эту совершенно замечательную работу коллекция (фонд) Форбса продал(а) комику Стиву Мартину (с рук в руки. Без аукциона) примерно за 10 (десять) миллионов долларов в 1999 году. Через семь лет он продал "Окно отеля (Hotel Window)" в 2006-ом году через Сотбис почти за 27 (двадцать семь) миллионов долларов. Бешеные, почти бессмысленные цены на искусство УБИВАЮТ его, а не подтверждают, что искусство вечно, как пишут многие остепенённые бодряки-идиоты. Верьте мне, а не мудакам. В их пиздеже есть материальная зантересованность, не так ли? Это была и есть самая большая продажа работ Эдварда Хоппера. Главные работы Хопппера не поступают на рынок. Их не выпускают из рук не только музеи, владеющие тысячами работ художника, но и частные владельцы. Потому что это ХОППЕР.---------------------------------Это прямо сейчас я добавляю, исправляю и расширяю это окончание поста про Эдварда Хоппера. И я вижу, что сегодня, глядя туда, взад(sic) — в 2011-ый — я бы очень многое сделал иначе. И оно вышло бы оригинальнее и интереснее и, наверное, информативнее. Тогда, пять лет назад, — как я делал всегда со всяким стилем, художником или эпохой — я начитался из многообразных и надёжных источников до одурения. Это были другие времена для меня.Иногда случалось, что невозможно было заснуть, потому что откуда-то из глубины (из глубины памяти что ли?) всё время наплывали куски и детали про чью-то жизнь и творчество. Иногда эта инфа возникала в виде картинки или даже в виде движущейся картинки, хотя я её (инфу) прочёл нормальными буквами, без всякого видеоряда. В темноте, это было странное и очень специально впечатляющее дело. Я когда-нибудь добавлю пару деталей. Здесь не место. Счас я вижу, что тогда, в 2011-ом, не использовал много интересного и нужного из того, что я прочёл. А теперь, через годы, и через массу других статей и статеек про искусство, я многое позабыл, а некоторые детали не помню настолько чётко, чтобы использовать их без всяких угрызений совести ОПОСЛЯ. У меня есть впечатление, что я написал текст к этой женщине в гостинице и к некоторым другим работам. Но где же тогда это всё? Может я передумал и потёр перед публикацией, а?
Эта дама, умеющая достойно (и элегантно, а?), хоть и достаточно одиноко, существовать в конце жизни, напоминает кадры из какого-то советского (документального или художественного)фильма, в котором обращали внимание на парижских старух за столиками возле кафе на бульварах. На то как они справляются со старостью. Даже если между поколениями или партнёрами одной семьи есть любовь или тёплая привязанность всё равно в старости происходит в разной степени отстранённость или вообще ощутимое отчуждение. Наверное это такое же естественное и вечное дело как и беспрерывный конфликт по имени: ОТЦЫ И ДЕТИ. Ну-и-ну! Под этой картинкой должно было быть пару строчек.
Хоппер. Кейп Код. Утро.1950
Я показываю несколько работ с Кейп-Кода. Их очень много на самом деле. Дело в том Хопперы выезжали в летний сезон на Кейп-Код в город (South) Truro начиная с 1930 года. Это уже было время известности и, по возрастающей, серьёзного финансового благополучия для Э. Хоппера. В 1934 году они построили там дом.Почти вся последующая жизнь прошла в их обширной квартире в Нью-Йорке с летним выездом на Кейп-Код в Труро. Они бывало ездили туда-сюда по Америке. Особенно в поисках новых тем для работ Хоппера. Но это были эпизоды. Квартира в Нью-Йорке и дом в Труро были местами их прописки.
Hopper, Office at Night,Поздно вечером в оффисе.1940
Это ещё одна знаменитая работа Хоппера.
Я видел по-русски объяснение, которое сказало, что эта картина описывает сцену предстоящего, жестокого, сексуального насилия. И кажется я помню правильно, это написал художник-иллюстратор на должности. Где-то в руководстве Союза иллюстраторов или что-то в этом духе.
Если их не сеют, то откуда они берутся? Дебилы ненавидящие всё "НЕНАШЕ"(sic) и не чувствующие искусство выражают их руководящее мнение об искусстве!
Сегодня они, и такие же как они, занимают всё больше руководящих позиций и они продвигают таких же бесталанных и неумных как они сами.В своё время, среди 55 подписантов письма в защиту сегодняшних неправедных судов, конечно подписался Ковальчук Андрей Николаевич, председатель Союза художников России. А как же иначе? Но председателя правления Союза художников не осудил ни один художник, у которого есть журнал на ЖЖ. Им подходит. Ни один.
Это очень интересно сделанная работа. С виду прямой, почти плакатный реализм работ Хоппера, на самом деле есть непростое искусство высокоинтеллектуального художника.Когда-то, на не очень хорошей репродукции мне показалось, что красные губы у секретарши искусаны. То есть мы видим сцену уже после секса. Здесь, на моей большой репродукции всё видно хорошо.Хоппер умышленно написал сексуальную, хорошо сложенную, ещё молодую женщину в обтягивающем (цельнокройном?) платье.
Она перебирает дела в картотеке. Очень даже может быть, что её рабочий день вот-вот закончится или уже закончился прямо счас. Правда? И тогда карточки это только предлог. И Хоппер очень тонко написал её босса. Мы не можем твёрдо сказать, что начальник готов полюбить свою секретаршу прямо сейчас, но сдерживает себя и для этого погрузился в работу. Такого художник ясно не говорит.Работа Хоппера позволяет нам предположить и обратное, — что мужчина совсем не интересуется секретаршей как партнёром для секса. И поэтому, он спокойно погружён в работу. А она чего-то ждёт. Она интересуется, а? А может быть и нет?Я люблю такие недоговоренности. Как иногда в рассказах у Чехова.
Хоппер. Eleven a.m. 1926
Позднее утро. 11 часов. Может быть это привычка этой женщины. Посидеть утром перед окном. Она, как и все герои Хоппера — ОДНА.Пока из всех работ, которые я поместил, мне не совсем нравится только одна. Мне очень подходит Хоппер.
Хоппер обычно известен в его работах маслом. Но у него есть прекрасные акварели и гравюры. Он получал награды за его гравюры. И он всегда изображал себя как простого американца. Попозже я покажу его знаменитый автопортрет написанный для этого. Простой американский Вася, типа Джон. Тоже хорошо, тоже красиво.На самом деле Хоппер был интеллектуал, который перенял у его отца любовь и понимание русской и французской культуры. Да. И русской тоже. Потому что он был стеснительный, его разговорный французский когда он жил в Париже не стал самым блестящим, но он знал язык очень хорошо. Он был знатоком французской поэзии по-французски. Знал много стихов наизусть.Очень непростой, интересный человек как личность. Он не был ангелом. В его жизни бывали моменты и решения, которые его не красят.
В холле гостиницы.1943 Hopper, Edward Hotel Lobby
Просто смотрите. Тут всё написано. Даже в воздухе есть настроение уединённости. И эта девушка, которая читает книгу, она отдельный остров. Это заметно. Так Хоппер умел мастерски передавать его идеи. Он не однажды создавал островок уединения для одной фигуры среди группы людей. И это всегда было естественно. Попробуйте товарищи художники.Очень сложно написать, чтобы в такой композиции не было искусственности, не было давления на восприятие смотрящего. А у Хоппера это выглядит просто и натурально, правда?
Хоппер. Кинотеатр Шеридан. 1937.Hopper, Sheridan Theatre
Везде по-русски (на 2011-ый год, когда я это писал) включая и у профессионалов искусствоведов, вы прочтёте что эта работа называется "Театр". Стыдоба. Они не только не знают, что это английское слово означает и театр и кинотеатр, но они не читали ничего о художнике, о его жизни и не читали, что написали о нём искусствоведы Америки.
Хоппер и кино, это было что-то с чем-то. Он был фанат кино. Истинный американец, или что? Когда у него не появлялись новые идеи, или не двигалась работа потому что не было вдохновения, он ударялся в киношный загул.Как когда-то купцы в Москве вдаряли на неделю-другую по кабакам и трактирам Москвы. Он буквально мог неделю и дольше не вылазить из кинотеатров. Только с перерывом на сон. Интересный способ для того чтобы переломить творческий застой.Дело в том, что загул по киношкам действительно помогал его творчеству. Хоппер был нестандартный в очень многом. И свои проблемы этот интроверт тоже решал нестандартно и практически в одиночку.И Хоппер был настоящий интеллектуал. Поэтому театр был его любовью в такой же степени, что и кино.
Американцы даже в Великую Депрессию ходили не меньше одного раза в неделю в кино. Лучшие кинотеатры были гигантские, поражали роскошью, удобствами и всякими приятными, привлекающими зрителя штуками."Шеридан", который мы сейчас видим, был одним из лучших кинотеатров Нью-Йорка. Гигантский и блестящий кинотеатр. Посмотрите как в таком месте Хоппер тонко передал традиционное для его работ ощущение одиночества. Прямо в воздухе. Эта работа потребовала большие десятки эскизов. Такая каторга. Но мы чувствуем лёгкость, а не напряжение, правда?
Hopper's Soir Bleu 1914Голубой вечер.
Это 1914 год. Хоппер ещё серьёзно, как он это назвал, — под французским влиянием,— хотя из Парижа он ездил в Лондон, Амстердам, Берлин, Брюссель.
Это конечно пост-импрессионизм. Но здесь уже появляется будущий Хоппер. Хотя столько фигур, это конечно необычно для зрелого Хоппера. Эти люди вроде бы после карнавала. В любом случае, они пришли закончить их вечер в кафе под тентом, где им что-то нальют согласно их вкусам.
И Хоппер просто создал три острова. Именно, что просто. Выглядит — просто. Создание композиции это талант, который даже в однофигурной работе есть важнейшая деталь. Если без заумностей, то просто вспомните Вермееровых (очень хорошее слово, тов. снобы и очаровательные снобочки!) профессионалов-одиночек. Молочница, Астроном, Географ и т.д. Многие художники достигли бы большего, если бы в них был настоящий талант к композиции. Слева явно рабочий. Посредине Хоппер выделил проститутку и клоуна, а справа сидит буржуазная пара. Три острова. Можете включить немного творческого воображения. Получится интересно.
Hopper, Second story sunlightСолнечный свет на втором этаже.
Я определённо когда-то всё это описАл. Большинство работ. Сейчас точно помню. Но где же оно? Наверное я потёр перед публикацией поста. Помните советский анекдот про западную кинозвезду, которая высовываетсяиз гостиничной ванной вверх, почти полностью голышом, чтобы поразить советского сантехника? Я как только увидел эту работу, так у меня сразу возникла ассоциация с советской ситуацией в том анекдоте.Проверьте свои ассоциации и впечатления. Это всегда интересно, особенно когда есть с чем (с кем) сравнивать.
Hopper, Chop Suey 1929г.(Doppelgänger)
Это тоже по-настоящему знаменитая работа.Одна из необычных, но набирающих силу идей про эту работу, говорит, что девушка увидела её Doppelgänger.Это немецкое слово. Это мы сами. То есть это наш двойник. Если родные или знакомые увидят такого двойника родного им человека, то есть увидят Doppelgänger, то это значит для их близкого серьёзные неприятности. Но если человек сам видит своего двойника (Doppelgänger) то это предвещает смерть. Китайское название картины, это название сети ресторанов.Я вообще-то не верю ни в какую мистику, но можно предположить, что во взгляде девушки на её визави есть открытое изумление. То есть может быть, она таки да, видит двойника.Но в этой работе есть ещё лицо девушки за дальним столиком. Только лицо. Посмотрите. И это позволяет другие рассуждения. Чего мы делать не будем.
Hopper, Excursion into Philosophy 1959Экскурс в философию.
Мужчина даже не снял туфли. То есть он и не начал раздеваться. Дальше можете включить воображение.Тут можно очень много сказать. Жена Хоппера, Джо (Джозефин) тоже была художница и его модель (это она на этой картине) и она вела подробные дневники. Не только как жена, но и как профессионал.И она описала как они создавали и работали над картинами. Она тоже участвовала в создании сюжетов, бывало подавала удачные идеи и т.д.Она написала об этой работе в какую именно философию погрузился мужчина. Я просто не уверен. Кажется лежит книга Платона. Его партнёрша вполне могла повернуться к нему этой деталью, чтобы выразить её презрительное отношение. Но мужчина не замечает. Он весь в философии. Эта работа очень привлекает. И в первую очередь не эротичностью. Мы чувствуем. Вот и прочувствуйте.
Hopper.Drug-store 1927Аптека.
Огромными буквами написана реклама слабительного. АГА. И можете не сомневаться. Так оно и было. Хоппер был сверхточен в деталях.И никто не смеялся и не запускал дебильных шуток про эту надпись, как это делают базарно-примитивные фекально-мыслящие скоты на Тифаретнике. Это называется цивилизованность.
Hopper,Conference at Night 1949Ночное совещание.
Чехов. Какими скупыми средствами Хоппер всё сказал. Дама явно из верхнего, типа аристократического (американского) слоя. Её слишком прямая спинка, гордая шея, грудь вперёд и вынос головы говорят о том, что она пытается перенести неприятности с достоинством. Тот кто рукой и словами возможно говорит, что дела плохи, наверное её родственник. Есть заметное сходство.По-моему, Хоппер вполне умышленно не прояснил точнее тональность разговора. Но мне кажется, что сидящий рассказывает неприятные новости
Хоппер. Утреннее солнце.1952Эту работу в мире по-разному повторяют, используют в разных ситуациях типа рекламных и т.д. Немного похоже на более раннюю работу, которую вы видели в первой части. Но всё же это не повторение.
Hopper,Edward Apartment Houses 1923 Жилые (многоквартирные) дома.
Я писал вначале, что национальное не очень понятно другим культурам. Это не хрущобы. В этих домах, да ещё тогда, во время немыслимого процветания Америки, был уклад жизни и традиция, которые нам не очень понятны. Это дома для среднего слоя. Но и в среднем слое была вилка неслабого разлёта. Я думаю, что мы видим не жену, а прислугу. На стене картина. Это говорит об уровне.Примерно про такие дома и именно про то время преуспевания до начала Великой Депрессии (1929) я читал у Синклера Льюиса, которого в СССР издавали совсем неслабо, но я не могу сказать, что я прочувствовал жизнь и традицию обеспеченного среднего слоя Америки.
Хоппер. Летний Вечер.
Жена Хоппера ДЖО, была открытая для людей, общительная и либеральная. Он был не только интроверт, но Хоппер был твёрдым консерватором. И Хоппер писал и предпочитал консервативную пуританскую Америку,которая в 20-ом веке вполне начала исчезать. Но консерватизм в сочетании с религией почти всегда создаёт лицемерное ханжество, которое хочет всех подмять под себя.Жаль, что нет года. Но критика писала об этой работе в 1948-ом году. Должно быть тогда и появилась эта картина. То есть то, что вы видите на нецалованной(sic), полураздетой барышне вполне позволяла этика пуританской Америки шут знает когда. Но в то же время (начиная ещё с середины 30-х) поцелуй мог продолжаться на экране только две-три секунды. И ещё было много такого-всякого. ХА-ХА-ХА! Но эта девушка из "наших". Из тех кто ходит в воскресенье в церковь. Значит всё в порядке. В лицемерии нет ничего привлекательного.
Edward Hopper - Jo (wife) in Wyoming(Жена) Джо в Вайоминге. 1946.
Хоппер вернулся из Европы — из Франции в 1910-ом году. В этом же году он переехал в Нью-Йорк, а в 1913 году он переселился в район Нью-Йорка, который был американским Монмартром. Гринвич-Виллидж. Там жили художники и литераторы и другие творческие люди Америки. Там Хоппер прожил всю жизнь. Он вынужден был, чтобы обеспечивать себя, работать комерческим иллюстратором. А он очень не любил это занятие. Но его время ещё не пришло. Он совсем не продавался. В 1923 году он возобновил знакомство с его бывшей сокурсницей в Академии, художницей Josephine Nivision (Jo)--Джо. Это она уговорила его выставить шесть работ на одной специальной выставке и вдруг все они продались.
Считается, что жена сидит за рулём. Дело в том, что Хоппер не позволял ей получить права лет 12 или больше. Но и потом он пускал её за руль с большой неохотой.
Студентка-художница.(Джо Хоппер, будущая жена художника) 1906 год.Генри, Роберт (1865 – 1929)
Этот известный американский художник Генри был профессором для Хоппера и его жены, когда они учились в академии. Будущей жене художника на картине 22 года.В 1924 году они поженились. Когда они поженились Хопперу было 42 года, а Джо 40 лет. На следующий год, в 1925 году, Хоппер написал "Дом у железной дороги" и нашёл его собственный, уникальный стиль. Этот стиль подходил к Америке и к её жизни.Хоппер не только сразу стал успешным, но на его финансовый успех не повлияла даже Великая Депрессия, которая началась в 1929 году. Его по-прежнему хотели и покупали. Уже в 1924 году Хоппер бросил нелюбимое занятие — работу иллюстратора.Секретарь Союза (или общества) Иллюстраторов России написал, что Хоппер был иллюстратором всю жизнь, а само то что делал Хоппер, тоже есть иллюстрации. Зависть это мерзкое и очень злобное чувство.
Я специально выяснял и точно знаю, что подлых дураков не сеют. Как же они без перерыва рождаются на свет?Город на Кейп-Коде (Truro) где у Хопперов был летний дом, кроме Хоппера гордится и актёром (в том числе) Энтони Перкинсом. Это тот, который сыграл главную роль в фильме А. Хичкока "Психо" в 1960-ом году.Дело в том, что Альфред Хичкок построил его странный дом для этого фильма ужасов, глядя на работу Эдварда Хоппера "Дом у железной дороги" 1925 г., с которой и начался собственный стиль Хоппера.Эта картина есть в первой части. А вы смотрите вторую. ХА-ХА-ХА! Стёб улучшает настроение и увеличивает счёт в банке.
Edward Hopper-Girlie Show 1941
Это одна из ДВУХ НЮ Хоппера, на которых обнажённые дамы изображены на самом деле эротично. На этой картине мы просто видим стриптиз. И наверное можно сказать что Хоппер умел рисовать. С одной стороны. А с другой стороны мы видим, что эротика в его изображении, хоть и несколько больше сдержанная чем могло бы быть (на мой взгляд), но всё же получилась. Просто я предпочитаю Тулуз-Лотрека и особенно НЮ Модильяни. О вкусах конечно не спорят.
Хопперы существовали вместе очень по-разному. Их вечные споры иногда доходили до рукоприкладства. Они поженились на пятом десятке, а? Однажды Джо прокусила ему руку до кости. Но при этом она была важнейшей частью его искусства. Она была его идеальная натурщица дольше чем 40 лет. И она, художница, принимала активное участие в создании сюжетов, названий и т д. Это она назвала его самую знаменитую работу "Полуночники" (Nighthawks) В первой части.
Edward Hopper's Table for Ladies 1930Столы для дам.
Можно конечно предполагать, чтобы оно такое значило. Но мы из другой традиции и из другой жизни. Поэтому если надо, лучше спросить тех кто знает.Кто придумал что русские и американцы очень похожи между собой? Может Задорнов ещё до того как он решил, что они тупые? Многие советские, которым вообще позволялось писать про Америку, писали, что мы совсем не такие как англичане, но зато очень похожи на американцев. Задорновы!
Edward Hopper. Elizabeth Griffiths Smith Hopper, The Artist's Mother 1916
Это мама художника. Ещё далеко до 1925 года, когда Хоппер нашёл его собственный стиль. Портрет прекрасный. Такой портрет мог бы написать наш Кустодиев. Вообще-то Кустодиев становился портретистом лучше чем его учитель Репин. Не захотел. Кому какое дело?
Hopper, Edward Chair Car 1965
Наверное по-русски это называется общий вагон. Но вообще-то у американцев покомфортнее и места больше.
Хоппер интересно выполняет его задачу в любом окружении и на любой площадке. В кино или в поезде, мы чувствуем уединённость его героев.
Хоппер,Эдвард Лежащая обнажённая (1924 - 1927)Hopper Edward, Female Nude Reclining
Здесь всё интересно. Посмотрите на год. Он начал работу в тот год, когда они поженились. Посмотрите внизу картины. Хоппер прямо написал, что это его жена, и подписал работу.Ещё страннее, что это сделано под влиянием французов. Эту работу Хоппер начал писать как раз тогда, когда он, как сам и сказал, скинул влияние Франции. Вот так. А здесь это влияние начинается с Курбе, создателя реализма. Курбе начал выламывать обнажённое тело в 19-ом веке сразу после академического Энгра и раньше всех в авангарде, я думаю. Как-никак Хоппер недаром называется самым знаменитым реалистом Америки.Лично я думаю, что дело в том, что у Хоппера в том, 1924-ом году, появилась такая замечательная натурщица как ДЖО — жена. И он решил тоже написать НЮ, как это делали в 19-ом веке. Так как это делал сам сокрушитель основ Академии — КурбеОна, ДЖО, была наверное одной из лучших натурщиц вообще. Кроме всего прочего, она была понимающая. Она была художница. Во Франции во времена авангарда 19-го, начала 20-го веков, были по крайней мере три знаменитых натурщицы-художницы. Сюзанна Валадон, великая хулиганка Кики и Викторина Мёран, которую Эдуар Мане навсегда оставил в нашей памяти в виде скандально знаменитой в 60-х годах 19-го века НЮ, по имени "Олимпия". Но Джо была ещё и женой своего мужа. Как бы они не жили, она желала ему успеха. Хоппер был на мой взгляд больше мужской шовинист, чем ему позволяли реалии того времени. Он не хотел чтобы она продолжала писать. И она почти ничего не создала за эти десятки лет. Её дневники рассказывают очень много. Она пережила его всего лишь на десять месяцев.Это была взаимнотворческая жизнь. Успешная. Но не слишком счастливая жизнь.
Hopper, Road in MaineДорога в Мейн (штат) 1914.
Пейзаж это не скучно. Научитесь на него смотреть. Это удачный пейзаж.
Edward Hopper Night On El Train 1918Ночь в скорой электричке.
Интересно узнать, что в 1918-ом году в США были скорые электропоезда. Это гравюра, а именно — это офорт. Почти всегда одно и то же. Когда я пишу о художнике, который преуспел в живописи и в гравюре, то на гравюру не остаётся ни времени, ни сил, ни желания. И мои читатели не очень увлекаются, а то просто не понимают и не принимают искусство гравюры. Только про Валлоттона я сделал отдельный большой пост про его ксилографию. Но это было в начале моей блоговой жизни. Тогда у меня были другие отношения с читателями блога и поэтому (наверное поэтому) были силы и желание.Эвард Хоппер был и замечательный акварелист. Его акварели всегда легко продавались и пользовались спросом. И критика восхищалась тем как он пользовался чистыми цветами в его работах. Он был пуританин, который стал пуристом.(he "turned the Puritan into the purist), Ха-ХА-ХА!! Непошлая игра корней.
Хоппер, Летний интерьер (1909).
Хоппер. Американская Деревня.
Года нету, но это американская ДЕРЕВНЯ между войнами. Если вы посмотрите на советские работы, которые показывают деревню между войнами, хотя бы сравнительно честно, то вы поймёте что крестьяне (колхозники) России жили как настоящие нищие или полунищие.Но сравнивать американскую и русскую деревню в 19-ом веке просто невозможно. Посмотрите на "Деревню" талантливого Васильева и вы поймёте весь ужас.
Hopper, Interior (Model Reading)1925 Интерьер. (натурщица читает) 1925
Автопортрет.Хоппер, Эдвард (1882 — 1967)Hopper Edward
Вот автопортрет, который я обещал. Очень крепкий, голубоглазый, простой американец. Никаких кистей, палитры или мольбертов. Забудьте. Так он продавал себя Америке. Ну что ж. Все имеют право на слабости, которые не мешают жить другим. Все. В последние больше чем 15 лет его жизни новые стили захватили не только рынок, но и умы. Хоппер конечно продолжал работать. Он не мог иначе. Но годы шли и работ становилось меньше. И он не вписывался в новое время в живописи. Когда он умер, его уже не слишком чтили. Но авангардное сумасшествие в живописи всегда когда-нибудь кончается.
veniamin1.livejournal.com
Американский художник Эдвард Хоппер (Edward Hopper)
Эдварду Хопперу (Edward Hopper) искусствоведы дают разные названия. “Художник пустых пространств”, “поэт эпохи”, “мрачный соцреалист”. Но какое название ни подбери, это не меняет сути: Хоппер - один из ярчайших представителей американской живописи, работы которого не могут никого оставить равнодушным.
Заправка, 1940 г.
Творческий метод американского художника складывался во времена “великой депрессии” в США. Разные исследователи творчества Хоппера склонны находить в его работах переклички с писателями Теннеси Уильямсом, Теодором Драйзером, Робертом Фростом, Джеромом Селинджером, с художниками ДеКирко и Дельво, позже отражение его творчества начинают усматривать в киноработах Дэвида Линча…
Достоверно неизвестно, имеют под собой реальную почву какие-то из этих сравнений, но ясно одно: Эдвард Хоппер очень тонко сумел изобразить дух времени, передав его в позах героев, в пустых пространствах своих полотен, в неповторимой цветовой гамме.
Этого американского художника относят к представителям магического реализма. Действительно, его персонажи, обстановка, в которую он их помещает, донельзя проста в бытовом плане. Тем не менее, его полотна всегда отражают какую-то недосказанность, всегда отражают скрытый конфликт, порождают самые различные толкования. Доходящие, порой, до абсурда. Например, его картина “Ночная конференция” была возвращена коллекционером продавцу, поскольку он усмотрел в ней скрытый коммунистический заговор.
Вечернее собрание, 1949 г.
Наиболее известное полотно Хоппера - “Полуночники”. В свое время ее репродукция висела в комнате чуть ли не у каждого американского подростка. Сюжет картины предельно прост: в окне ночного кафе за барной стойкой сидят трое посетителей, их обслуживает бармен. Казалось бы, ничего примечательного, но любой, кто смотрит на картину американского художника, почти физически ощущает запредельное, щемящее чувство одиночество человека в большом городе.
Полуночники, 1942
Магический реализм Хоппера в свое время не был принят современниками. При общей тенденции к более “интересным” методам - кубизму, сюрреализму, абстракционизму - его картины казались скучными и невыразительными.“Они никак не могут понять, - говорил Хоппер, - что оригинальность художника не есть модный метод. Это квинтессенция его личности”.
Сегодня его творчество считается не просто вехой в американском изобразительном искусстве, но собирательным образом, духом своего времени. Один из его биографов написал как-то: “Из картин Эдварда Хоппера потомки узнают о том времени больше, чем из любого учебника”. И, пожалуй, в каком-то смысле он прав.
Летнее утро, 1930
Лето, 1943
Летний вечер, 1947
Событие, 1939
Солнечный свет на втором этаже
Вестибюль в отеле
Комнаты у моря, 1951
Нью-йоркский кинотеатр, 1939
Стриптизёрша, 1941
Автопортрет
kartinca.ru
Эдвард Хоппер Дом у железной дороги: Описание произведения
«Дом у железной дороги» относится к достаточно раннему периоду творчества Эдварда Хоппера. В 1910 году художник вернулся из Франции в Америку, чтобы уже никогда не покинуть ее пределов. Но еще долгое время в его работах остается заметным влияние французских импрессионистов.Восхищаясь работами Сезанна и Моне, Хоппер стал менять цветовую палитру своих картин, делая ее более яркой и светлой. Дом на этой картине ярко освещен солнцем, которое, судя по всему, уже клонится к закату. Но в глубоких тенях и безжизненных окнах здания просматривается какая-то тоскливая тревожность и заброшенность. Вместе с этим при взгляде на полотно появляется безотчетное ощущение того, что за этими окнами, из глубины темных комнат за тобой кто-то пристально наблюдает.
Хоппер часто использует в своих картинах строгий и четкий горизонтальный элемент, как будто насильно разделяя реальный мир, в котором существует зритель, и пространство внутри картины. Здесь таким элементом становятся рельсы железной дороги, которые оттягивают на себя часть внимания и не позволяют увидеть дом целиком. И чем больше зритель пытается разглядеть, тем более непроницаемым становится изображение.
«Дом у железной дороги» знаменит в первую очередь тем, что эта работа стала первой картиной, приобретенной Нью-Йоркским музеем современного искусства, основанным в 1928 году. К тому же, очень примечателен тот факт, что дом с картины Хоппера был взят за основу для строительства особняка, ставшего знаменитым «мотелем Бейтса» из фильма Альфреда Хичкока «Психо». Этот особняк стал самой дорогой декорацией фильма и обошелся киностудии в 15 тысяч долларов. Благодаря киношедевру Хичкока, а также многочисленным продолжениям (к примеру, с 2013 года в США выходит успешный сериал «Мотель Бейтса»), полотно Хоппера периодически переживает новые волны популярности, приобретая славу мрачного и зловещего. Хотя здесь и сложно сказать, что же изначально было причиной, а что – следствием.
Автор: Евгения Сидельникова
artchive.ru
картины Эдварда Хоппера: vikussss
Воскресное утро. 1930-е годы * часть фотографий сделана мною на выставке, другая часть является собственноручными скриншотами :)Эдвард Хоппер годы жизни 1882 – 1967. Наблюдатель великих изменений в жизни человека.
2.
Итальянцы - настоящие режиссеры выставок. Они выстраивают внутри грандиозных дворцов, новые, по-своему удивительные пространства – мизансцены для представления одного или другого художественного произведения. И наполняют настроением каждую деталь, с самых первых шагов зрителя, используя все возможные театру средства, а нередко и превосходя его. Например: после первого этажа – массы запутанных комнатенок, в каждой из которых по десять шедевров, на втором этаже оказывается огромная темная зала. На дальней стене подсвечена одна картина – полная роз. Ты идешь к ней долго, из черноты, издалека и невидимые бесшумные вентиляторы доносят тебе навстречу чарующий аромат цветов. Такой атракцион был на выставке художника Альма Тадема http://www.arthistory.ru/alma_tadema_rozy_geliogabala.htm
Каждая даже небольшая выставка - в Италии это почти всегда интересно! Здесь работает несколько креативных команд. Между собой соревнуются. Очень многое эти талантливые люди придумывают. Надо будет непременно написать об этом! Каждая выставка дарит нечто незабываемое. Так вышло и на этот раз.
Проект непростой. Задача из серии справься с небольшим бюджетом и двумя известными работами художника так, что бы "никто не ушел обиженным. И команда вышла на замечательную концепцию персональной выставки, где важна не вершина, но путь автора - от первой сохранившейся картины.
3.
Фигура в театре 1902-1904
К сожалению, финансирование на культуру в Италии сильно сократилось. В нынешней тяжелой экономической ситуации бюджеты перекинуты в первую очередь на сохранение сокровищ. Не до выставок. И вот вчера закрылась "хорошая выставка" – Эдвард Хоппер, а когда хорошая следующая в календаре и не видать… Что я понимаю под «хорошей выставкой»?
Для начала – на хорошей выставке всегда много людей, всегда очередь. В любом уважающем себя городе и музее. И нередко на час, а то и больше. Поэтому хорошая команда заранее просчитывает сколько людей одновременно могут находится в залах. В каком из них они приблизительно сколько времени проведут, в каких залах посетители разделяться, в каких засядут, где быстрее пойдут. Так возникает понятие «сеанс». То есть количество посетителей за двадцать минут. Билеты на такой сеанс можно купить в интернете и пройти безо всякой очереди. Или придется постоять. Впрочем у крыльца, в стороне, на площади - есть пепельницы. У касс установлен аппарат с шоколадками и водой. И туалет неподалеку. А все хорошее надо заслужить. Тем более из полуоткрытых дверей холла уже звучит тихая нежная флейта - настраивает на лад.
4
Париж. Под мостом. 1906
Хоппер – прославленный американский художник. Яркий представитель своего поколения. Годы его творчества пришлись на самое начало ХХ века. Он из тех мальчишек, кто мечтал стать художником. И даже карьеру для себя уже продумал: для начала реклама, а потом глядишь и в журнал иллюстратором! В семнадцать лет юноша с такими амбициями появляется в Нью-Йорке, оставив за плечами жизнь крохотного провинциального городка, а в двадцать четыре он в Париже. В Европе на обучении. Перед нами одна из первых его парижских работ. Не так много сохранилось ранних рисунков и на выставке представлены почти все. Однако не стану утруждать ваше внимание. Лишь несколько примеров.
5
Под мостом. 1906
6.
Окно мансарды начало ХХ в.
7
В бистро.
8.
Пейзаж. 1907 г.
После неудач во Франции, вернувшись на родину и, потерпев полное фиаско там, Хоппер принялся за уничтожение своих работ. Таким образом о целом периоде его творчества нам почти ничего не известно. Чудом уцелевшие картины, те – что осели более столетия назад в частных коллекциях. А еще за это "потерянное десятилетие" художник снова уезжает в Европу на несколько лет, а затем снова возвращается в Нью-Йорк. Его молчание вернется на полотна только в 1920-х.
9.
Голубая ночь. 1914 г. Вообще все названия у него лучше читать по-английски. В них поэзия. В данном случае перевод названия картины прямой: Blue Night - но читаться может и как Ночь грусти
10.
Воскресный день. Sunday. 1929 г.
От входа, после покупки билетов, тебя встречает высокая приветственная лестница и вводит в небольшой зал. На тусклых стенах вывешены ярко освещеные работы. Луч выхватывает из полной темноты некие точки. В первом зале самых первых его работ всего шесть.
11
Сарай в Эсекссе. 1929 год.
Каждому посетителю в придачу к билету выдается и аудиогид на смартфоне. Но я чисто пробежаться. И каталог, кстати, у выставки есть и фотографировать можно! Все как на днях заказывала ☺ Правда каталог Хоппера для меня излишество и людей очень много - сложно к картинам прорваться, но сейчас жалею что не фотографировала, оказывается европейцы свезли работы из частных собраний и не все что хотелось запомнить есть в интернете.
Зато тут же на входе - из соседнего зала, с удобными пуфиками, доносятся звуки музыки. Но сначала просто мелькают картинки – фотографии довоенного Парижа, его музыка.
Примерно таким и под такую музычку его увидел Эдвард Хоппер в начале ХХ века
Конечно, авторами выставки найдены архивные фотографии тех мест, где бывал начинающий художник. На экране демонстрируется документальный фильм о жизни Хоппера в Париже.
12.
Грузовой вагон в Труро. 1931
А затем начинается джаз.
13.
Крыши. 1932
14.
В комнате отеля. 1935
Надо снова отдать должное устроителям – создали все из ничего. На выставке нет «главных картин мастера» - его хрестоматийных произведений из серии Одинокие окна или типа
15.
Вечер на Кэйп Коде. 1939
16.
На бензоколонке. 1940
17.
Ой
18.
Знаменитые - Полуночники. 1942
19.
Полуночники – набросок из окна художника. 1942
20.
Октябрь на Кэйп Коде. 1946
21.
Дверь. 1949
22.
Комната у моря. 1951
23.
В офисе маленького города. 1953
24.
В отеле. 1955
25.
Хотя бы так – невозможно говорить о Хоппере и не упомянуть серии его девушек.
26.
Как результат
27.
Солнечные ванны. По-английский лаконично – Sun. 1960
Зато была одна очень известная из последних работ художника
28.
29
А пока снова лестница. И еще один пролет к одной из вершин мастера. Сразу справа – карман, в котором можно отбиться от толпы, поваляться на пуфике или порисовать вместе с Хоппером.
30. Посетители
У кого уж как получается.
31. Рисунки посетителей
У меня – так. Главное – выставке четыре месяца, а карандаши на месте! И бумага, и стерки есть!)))
32.
На экране с подсветкой снизу, лежит репродукция картины художника, ты обводишь ее по контурам. Все просто, как в детстве на балконном стекле. Только еще проще – потому что бумага горизонтально. Прикол! Я очень по-быстрому. Там очередь! И взрослые тоже хотят многие. Но стесняются.
33
Вот еще одна игрушка, которая надолго занимает посетителей.
Копия знаменитой картины Second Story Sunlight (1960 г.) размещена так, что встав под скрытую камеру, ты превращаешься в одно из действующих лиц. Оказываешься в картине
36
Судя по всему и аудио-гид чрезвычайно интересный! Многие зависают на выставке часами, у каждой работы стоят и все по-честному слушают! Документальное кино – смотрят. Так радостно на душе становится, что много людей поглощены с головой, находятся в познании, готовы отбросить свой мир и включиться в диалог с автором.
Снова хвала устроителям выставки - на такой интересно и взрослым, и детям. Важно, что объем качественного восприятия у человека на самом деле небольшой и не к чему его мучать. Ровно столько, сколько возможно охватить мысленным взором собрано здесь. Очень больше информации – стой стэнды читай. Хочешь и каталог покупай. Хочешь потом в интернет иди, в нем гугли. В России спешат запихнуть в выставку что только есть по теме! Иногда нанося непоправимый ущерб качеству. Достаточно небольшого разумного подбора, что бы создать по-настоящему интересный и простому зрителю, и глубокому интеллектуалу Проект.
Я не могу сказать что Эдвард Хоппер мой любимый художник. В какой-то момент вообще приходишь к выводу, что не бывает любимых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Но мне был всегда занятен этот автор – художник-поэт, художник-композитор. Документалист урбанизма. И я признательна что мне по-настоящему раскрыли его, показали его творчество с той стороны, о которой я до сих пор не задумывалась.
37
По ссылке чуть ниже приведены его работы. Но прежде чем вы нажмете на нее что бы познакомиться или освежить в памяти картины этого необычного автора, я тоже – как устроитель местной, импровизированной выставки, хотела бы вам предложить поставить себе для начала джазу и вместе с ним смотреть на Америку глазами редкого для тех лет, колориста и главное, хорошо обученного художника)https://it.pinterest.com/amparomanez/edward-hopper1882-1967/
Лично у меня Хоппер как человек Нью-Йорка, ассоциируется в первую очередь с альбомом Майлса Девиса От 1959 года Kind of BlueИ особенно тема вначале и на 25 минуте.
Хотя со мною тут спорят и говорят что скорее здесь уместна вот эта музыка:
Так или иначе, эта музыка окружала художника в течении его жизни. Впрочем, вполне вероятно он являлся ценителем классики. Сие мне неизвестно. Кстати, как по библиотеке человека, так и по его музыкальным пристрастиям можно многое о нем сказать. На такие размышления натолкнула меня выставка и поднявшись еще на один пролет я оказалась под головокружительной колоннадой Алтаря Отечества...
А кто по-итальянски разумеет может почитать про все это как следует здесь: http://www.didatticarte.it/Blog/?p=8210, а можно просто картинки посмотреть с выставки. Профессиональные.
Здесь по-русски и все простенько, без претензий, зато кропотливо подобраны работы, воссоздан путь художника: http://maminsite.ru/forum/viewtopic.php?f=274&t=2477
vikussss.livejournal.com