Парнас Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Картина парнас


АНДРЕА МАНТЕНЬЯ "Марс и Венера, или Парнас".: salman_spektor

АНДРЕА МАНТЕНЬЯ "Марс и Венера, или Парнас".1506. Холст, 159 х 192 см. Лувр 18+

В 90-х годах XV века маркиза Изабелла д’Эсте супруга маркграфа Мантуи Франческо II Гонзага - любительница искусств, прозванная «примадонной Возрождения» решила создать для коллекции картин специальный кабинет (Студиоло д’Эсте). Работы для художественного оформления кабинета продолжались около двадцати лет. Две картины были созданы Мантенья, одну написал Перуджино («Битва Любви и Невинности»), две – («Царство Комуса», и «Изабелла д'Эсте в царстве Гармонии» аллегория двора Изабеллы») Лоренцо Коста Старший. Завершился цикл двумя картинами Корреджо («Аллегория добродетелей» и «Аллегория грехов»)На протяжении веков картины распродавались наследниками и, в конце концов, в 1800 году были приобретены правительством Франции. Сейчас они входят в коллекцию Лувра.Картинами написанные Мантенья являются «Парнас», созданный художником в 1497году и «Триумф Добродетели» (Минерва изгоняет грехи из сада Добродетелей), 1502 год Более подробно я остановлюсь на картине «Парнас» Мать Изабеллы позаботилась о прекрасном образовании для своей дочери. Ей преподавали латынь, греческую, римскую историю, классическую литературу. Она музицировала. Занималась астрологией, знала географические карты. В 16 летнем возрасте Изабелла вышла замуж за маркиза Мантуи Франческо II Гонзага. Отношения между супругами были сложными. Предводитель наемников, постоянно оказывавший военные услуги иностранным государям, часто оказывался вне дома, и молодой правительнице приходилось управлять самостоятельно. Её любовь к античному наследию определил выбор Мантенья для оформления кабинета, а тема « Парнаса» давала возможность отобразить в аллегорической форме супружеские взаимоотношения и атмосферу, сложившуюся при дворе.Напомню. По древнегреческим мифам Парнас – горная гряда, по склону одной горы из которой сбегал «Кастальский источник» - «ключ поэтического вдохновения», место обитания бога искусств Аполлона и 9 муз или «парнасских сестёр»: «…вдохновительниц священных гимнов (Полигимния), эпической поэзии (Каллиопа), лирики (Эвтерпа), любовных песен (Эрато), трагедии (Мельпомена), комедии (Талия), танцев (Терпсихора), истории (Клио), астрономии(Урании). Однажды Аполлон, увидав нимфу Касталию, воспылал к ней любовью. Но та, сбегая от Аполлона, исчезла в горном ручье, который впоследствии бог искусств наделил чудесным свойством: каждый отведавший воды из него наделялся поэтическим даром.

Сюжет картины насыщен мифическими героями. У левого края– Аполлон оплакивающий Касталью. Над ним в пещере владыка царства мёртвых Плутон ссылает проклятья Венере, отвергнувшей его любовь. В центре картины на возвышенности разыгралась аллегорическая сцена из жизни Марса и Венеры, напоминающая часто повторяющиеся эпизоды из жизни четы Гонзаго, В руке у Марса копье с острием вверх. Его удел война и смерти. За ним виднеются города, которые можно разрушить и Плутон, который охотно примет к себе погибших. В руках Венеры стрела, поражающая только любовью и способствующая появлению новых жизней. За супружеским ложем, со стороны Венеры растёт лимонное дерево с одним лимоном, намёк на беременность Изабеллы. У подножия возвышенности, на одной оси с Венерой Мантенья поместил саму юную правительницу. Её животик заметно округлён. Нимфы пытаются увлечь её в печальный хоровод. Но взгляд её вопрошающе направлен в сторону Меркурия - бога торговли, разума и богатства, который призывает её в прекрасные края, виднеющиеся за Меркурием, где протекает Кастальский источник наделяющий животворящими, творческими силами, где на ещё не заселённых склонах можно построить новые поселения и возродить жизнь.А впереди художник изобразил кроликов - символ размножения.

Используемые материалы :

https://ru.wikipedia.org /wiki/Студиоло_д’Эстеhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Изабелла_д’Эстеhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/ 2025/Парнасhttp://bibliotekar.ru/muzeumLuvr/17.htmhttp://psipower.ru/index/pluton_kharakteristika_plutona_pluton_v_astrologii_i_mifologii/0-230

salman-spektor.livejournal.com

Рафаэль Санти.ПАРНАС. | Волшебная сила искусства

 Меня заинтересовала одна из фресок Рафаэля ПАРНАС,которая находится в одном из Парадных залов Ватикана.

            Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение — Зал Константина — было расписано учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.

  В Станца делла Сеньятура находится одно из самых замечательных творений Рафаэля, представлявших четыре сферы человеческой деятельности: богословие ("Диспут"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость,Мера и Сила.") (1509-1511 гг.)

 В этом величайшем шедевре гармонично сочетаются величие и изящество. Поэты, мудрецы, философы, богословы образуют сложные пространственные группы, размещенные среди величественных архитектурных декораций и пейзажа.

       Художник показывает мир, где человек величествен, мудр, уверен в себе. Рафаэль живописал мечту о совершенном человеке, свободном и благородном.

Но мы остановимся только на одной из фресок ПАРНАС.

             Фреска посвящена теме поэзии. В центре фрески изображена гора Парнас, где вокруг Аполлона, играющего на виоле в окружении муз, собрались поэты и литераторы всех времен, от Гомера, Вергилия и Сафо до Петрарки, Данте и современников Рафаэля.                В греческой мифологии Парнас - гора в Аркадии, место обитания Аполлона и Муз. В переносном смысле Парнас - мир поэзии, поэтов. На Парнасе берет начало священный Кастальский ключ, источник поэтического вдохновения.

 

Вокруг Апполона в центре собрались музы. Девять дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, покровительницы разных областей науки и искусства:

Каллиопа - эпическая поэзия, Эвтерпа - лирика, Эрато - любовные песни, Мельпомена - трагедия, Талия - комедия, Терпсихора - танец, Клио - история, Урания - астрономия, Полигимния - священные гимны.         У каждой музы был свой атрибут — символический предмет, говорящий о том, с каким принципом она связана.

Апполон.

             В греческой мифологии олимпийский бог, сын Зевса и Лето; целитель, пастух, музыкант, покровитель искусств, прорицатель (оракул в Дельфах). В роли бога поэзии и музыки Аполлон обитает на горе Парнас в обществе девяти муз; отсюда одно из его имен - Аполлон Мусагет.

2 КАЛИОППА- муза эпической поэзии; изображается с трубой, дощечкой (вощеной) и стилем (античные письменные инструменты). (Орфей - сын Аполлона и Каллиопы)

3 ЭРАТО- муза любовной поэзии; изображалась с тамбурином, лирой, виолой или, реже, треугольником (один из ударных музыкальных инструментов).

4 МЕЛЬПОМЕНА- муза трагедии; изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке.

  5 ТЕРПСИХОРА- муза танца и пения; изображалась увенчанной венком, с виолой, лирой или другим - непременно струнным - инструментом.

  6 ПОЛИГИМНИЯ- муза священных гимнов; частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты - орган-портатив, реже лютня или другой инструмент.

 

Калиоппа.

7 КЛИО- муза истории; изображалась увенчанной лавровым венком; с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков, или с книгой.

  8 ТАЛИЯ- муза комедии и пасторальной поэзии; изображалась со свитком, небольшой виолой, реже с другими музыкальными инструментами; начиная с XVII века - c комической маской.

  9   ЭВТЕРПА- муза музыки, лирической поэзии; изображалась с флейтой (часто - с двойной, или авлосом) или иногда с трубой или другим музыкальным инструментом.

  10 УРАНИЯ- муза астрономии; изображалась с шаром и циркулем.

Эрато.

     

   

   11-САПФО (VII - VI века до н.э.) - древнегреческая поэтесса. Жила на острове Лесбос . Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам. В центре ее лирики - темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты.

Портрет САПФО был найден и в ПОМПЕЯХ.

12-    АЛКЕЙ (VII - VI века до н.э.) - древнегреческий поэт. Был вместе с Сапфо представителем эолийского мелоса (лирической песни). Среди поэтических творений Алкея также бравурные военные песни (стасиотика), застольные песни (сколия) для аристократических пиршеств мужчин, любовные песни и гимны в честь богов.

13 -КОРИННА (VI - V века до н.э.; по другим данным ок. 200 до н.э.) - древнегреческая поэтесса из Танагры (Беотия). В основе произведений лежат сказания о родной Беотии; при этом поэтесса пользовалась своим родным беотийским диалектом. Ее произведения дошли до нас лишь во фрагментах.

 

14 ПЕТРАРКА (1304-1374), итальянский поэт и гуманист. "Канцоньере" ("Книга песен") - сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры. Кроме этого, он написал поэмы "Африка" (1339 - 1342, на латинском языке) о 2-й Пунической войне, и "Буколики. Он был признан одним из самых великих ученых своего времени.

    16 Анакреон ок. 582 - ок. 485 до н.э.) - древнегреческий поэт-лирик, "певец любви". Его поэзия сохранилась лишь во фрагментах. Ее мотивы - сознательно культивируемое наслаждение чувственными радостями жизни (в духе изящного эротизма), а эмоциональный фон - тяготы старости и предчувствие смерти.

    18 ГОМЕР- (ок. 800 до н. э.) - древнегреческий эпический поэт, которому со времен античной традиции приписывается авторство "Илиады" и "Одиссеи". Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов.    17 ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ,(1265-1321) - самый великий поэт Италии, а также одна из выдающихся фигур в западноевропейской литературе. Больше всего известен как автор грандиозной эпической поэмы, первоначально называвшейся "Комедией", а, позже названной "Божественная комедия". Это гениальное творение средневековой литературы - глубокое христианское видение преходящей и вечной судьбы человека.

19    Вергилий. (70 - 19 до н. э.), римский поэт. Его сборник "Буколики" ("Пастушеские песни") рисует идиллический мир пастушеской жизни, уводящий от скорбной действительности в идеальную Аркадию. .         Данте и Вергилий смотрят друг на друга. Соединение этих фигур представляется совершенно ясным и оправданным: в путешествии Данте по Аду и Чистилищу, описанию которого посвящены первые две части "Божественной комедии", спутником и проводником Данте был именно Вергилий.

21-28

 

21 Аристо Вергилико.(1474 - 1533) итальянский поэт. Исповедовал идеалы Высокого Ренессанса в лирике на латинском и итальянском языках. Автор комедий нравов ("Шкатулка", 1508 - 25; "Чернокнижник", 1520). Главным творением является "Неистовый Роланд" (1516).22.Бокаччо Джованни.(1313 - 1375) - итальянский писатель. Автор поэм на сюжеты античной мифологии, пасторалей, сонетов. В книге новелл "Декамерон" (1350 - 1353, опубликован 1470) - гуманистический идеал ренессансной литературы, тип нового героя - "естественного человека", гармоничного и прекрасного от природы.

23 Тибул Альбий(50 - 19 (17) до н. э.) - римский поэт из аристократического рода. В своих стихах воспевал любовь с присущей ей ревностью, огорчениями и разочарованием. Стихи Тибулла пронизаны сентиментальной нежностью и высокими чувствами. Чистый и в высшей степени изящный язык, которым написаны его двустишия, позволил ему уже в древности стать выдающимся римским элегиком.

  24 Проперций(ок. 47 до н. э. - 15 до н. э.) - римский поэт. Не обладая честолюбием и не стремясь ни к политической, ни к военной карьере, он жил в Риме, целиком отдаваясь поэзии. Стихи Проперция отличаются печальным настроением, сердечной эмоциональностью, душевностью, его язык порой загадочен и теме.

25 Тибальди Антонио (1463 - 1527) - итальянский поэт и литератор. Жил при дворах Феррари, Мантуи и, наконец, в Риме в период правления папы Льва X. Он лишился своего имущества во время разграбления Рима, оставил описание разграбления Рима, во время которого потерял все.

  26 Санадзаро Джакопо.(1456 - 1530) итальянский поэт. Его пасторальный роман "Аркадия" (1504) был весьма популярным памятником итальянской литературы.

 27 ГОРАЦИЙ  (65 - 8 до н.э.) - римский поэт. Сын вольноотпущенника. В книгах сатир, од, посланий - философско-моралистические рассуждения (в том числе о бренности жизни, бессмертии поэзии), наставления житейско-философского характера; воспевая доступные радости бытия (уединенная жизнь, душевный покой, дружба, любовь), утверждает культ меры и умеренности - "золотой середины" (выражение, восходящее к Горацию).  Знаменитый "Памятник" Горация породил множество подражаний (Г. Р. Державин, А. С. Пушкин и др.).

 28 ПИНДАР(около 518 - 442 или 438 до н. э.), древнегреческий поэт-лирик. Писал хоровые песнопения, культовые гимны, похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и других спортивных играх. Эти два столпа древнегреческой лирики расположились - симметрично - у основания Парнаса.

ИНТЕРЕСНО,А КОГО БЫ ВЫ ВОДРУЗИЛИ НА СВОЙ ПАРНАС?

maxpark.com

Описание картины Рафаэля Санти «Парнас»

29.04.2016

Рафаэль работал над созданием полотна в 1509-1511 годах. Данная фреска посвящена теме искусства. В центре композиции перед нами предстаёт легендарный Парнас. Играющего на свирели Аполлона окружают восхищённые музы с символическими предметами. Рядом мы видим литераторов и поэтов всех времён.

Описание картины Рафаэля Санти «Парнас»

Мастер хотел показать то волшебство, которое может сотворить музыка в сердцах слушателей, как она притягивает и очаровывает. К этому мотиву Рафаэль обращается во многих своих произведениях и в дальнейшем, но первый раз эта тема затронула художника именно при сотворении «Парнаса». Этот плафон одновременно можно назвать утончённым и помпезным, изящным и величественным.Многофигурная композиция картины сразу вызывает любопытство у зрителя, возникает желание разглядеть, кому какую роль на полотне отвёл живописец. Гений Рафаэль с неповторимым мастерством разделил всех героев на несколько групп в пространстве: перед нами мудрецы, философы, поэты. Они окружены величественным пейзажем и замысловатыми архитектурными элементами.Все группы сливаются воедино, т.к. подчинены идеальной симметрии. Помимо чётко выверенной композиции, героев объединяет искусство и его влияние на человеческую душу. Картина поражает сочностью красок и филигранной детализацией каждой фигуры. Если приглядеться, то становится понятно, что для Рафаэля имело большое значение портретное сходство с реальными историческими личностями, и он этого старался добиться. Даже одежда прописана с особой тщательностью - кажется, что можно ощутить текстуру ткани. Живописец представляет зрителю свою модель мира, в которой человек благороден, свободен и открыт творчеству. Именно слияние глубокой идеи и гениального художественного воплощения делает картину настоящим шедевром.

8-poster.ru

Репродукция картины "Парнас" Николя Пуссена

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Николя Пуссена. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Николя Пуссена на натуральном холсте.

Николя Пуссен родился в 1594 году в небольшом городке Лез-Андели на берегу Сены. Начальное художественное образование он получил вместе с основным. Позже учился живописи у парижских мастеров: портретиста Фердинанда Ван Элле, Кентена Варена, расписывающего церкви, и придворного художника Жоржа Лаллемана. Самостоятельно занимался в Лувре, копируя картины известных художников.

К 1624 году Пуссен уже обрел имя среди ценителей живописи.

Продолжая совершенствовать мастерство, Пуссен переехал в Рим. Изучение произведений Тициана, Рафаэля, Микеланджело повлияло на дальнейшее творчество французского художника.

Наибольшую известность ему принесли картины мифологической тематики, выполненные по заказу римского покровителя Кассиано дель Поццо: «Семь таинств», «Разрушение Иерусалима», «Похищение сабинянок»

Действие Пуссен переносил на передний план, тем самым упорядочивая композицию мифологического сюжета, приближая происходящее к современности.

Во второй половине 30-х годов Пуссен жил в Париже, получил звание первого королевского живописца, по приглашению Решелье он расписывал галерею Лувра. Успешность художника вызвала зависть коллег - живописцев, и из-за постоянных интриг ему пришлось в 1642 году навсегда покинуть Францию и перебраться в Рим.

Источником вдохновения для Пуссена по-прежнему оставались Библия и Евангелие, но большее внимание художник стал уделять героям, обладающим большой силой воли, сумевшим усмирить в себе страсти.

В конце 40-х годов Пуссен увлекся пейзажем. В известных парных картинах «Пейзаж с Геркулесом», «Пейзаж с Полифемом» художником создан образ природы, полный величия и мощи.

Особое место в творчестве художника занимают его последние работы, созданные накануне его смерти. Серией картин «Четыре времени года» Пуссен старался подвести итоги жизненного опыта и многолетних философских раздумий.

В основе теории и практики французского академизма и классицизма искусства Пуссена имеет немаловажное значение.

Умер Николя Пуссен в 1665 году.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям картин Николя Пуссена не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Картинки парнас, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения парнас

Театр и руины храма Аполлона в Дельфах, Греция Стоковое ФотоГорные деревни Лицензионные Стоковые ИзображенияОракул Дельфи Греция Стоковое ИзображениеУдивительный вид заката в Дельфах, Греция Лицензионные Стоковые ФотоБелозор Болотный Белый Самме Rflower Крупным Планом Вид Стоковая КартинкаТолос в святилище Афины Пронайи в Дельфах, Греция Стоковое ФотоТолос в святилище Афины Пронайи в Дельфах, Греция Лицензионные Стоковые ИзображенияСвятилище Афины Пронайи, Дельфы, Греция Стоковое ИзображениеПотолочные фрески, Музей Ватикана Лицензионные Стоковые ФотоДень гонки Стоковая КартинкаХрам Афины пронии в Дельфах в Греции Стоковое ФотоДревнего города Дельфы, в Греции Лицензионные Стоковые ИзображенияTholos в Дельфи, Греция Стоковое ИзображениеДревняя Олимпия в Греции Лицензионные Стоковые ФотоАнтичные руины Стоковая КартинкаTholos в Дельфи, Греция Стоковое ФотоГора Парнас в Греции, лыжного района Афин Лицензионные Стоковые ИзображенияВысокогорные поля Стоковое ИзображениеХрам Аполлона, Delfi Лицензионные Стоковые ФотоХрам Аполлона в Delphi археологических раскопок в Греции Стоковая КартинкаХрам Афины в Delphi Стоковое ФотоДельфы, Греция Лицензионные Стоковые ИзображенияПарнас-Хилл. Шувалов парк. Санкт-Петербург Стоковое ИзображениеСтарая дорога в Delphi на горе Парнас, Греция Лицензионные Стоковые Фото

mango2friendly

4795 x 7185

Гора Парнас, также Парнас, Греция Стоковая КартинкаПрекрасный Вид Delphi Стоковое ФотоСтарые развалины и храм Аполлона в Дельфах, Греция Лицензионные Стоковые ИзображенияВид на Арахова, Греция Стоковое Изображение

mango2friendly

7360 x 4912

Санкт-Петербург, Парнас, рельсы, восход Лицензионные Стоковые ФотоВид на долину и горы Парнас в Греции Стоковая КартинкаГорные дороги Стоковое ФотоХрам Аполлона в Дельфы oracle археологических раскопок в Греции Лицензионные Стоковые ИзображенияArachova Southern Greece Taken April 2018 Стоковое ИзображениеArachova Southern Greece Taken April 2018 Лицензионные Стоковые ФотоДревнего города Дельфы, в Греции Стоковая КартинкаХрам Аполлона в Дельфах в Греции Стоковое ФотоТолос delphi Лицензионные Стоковые ИзображенияДельфийского оракула Стоковое ИзображениеРуины древнего амфитеатра в Дельфы, Греция Лицензионные Стоковые ФотоГоры Парнас или Парнас, Греция Стоковая КартинкаТолос в святилище Афины Пронайи в Дельфах, Греция Стоковое ФотоОмфал камень в Delphi Лицензионные Стоковые ИзображенияЖюли Дельпи Стоковое ИзображениеОдной сосны на вершине скалы над озером Лицензионные Стоковые ФотоОмфал камень в Delphi Стоковая КартинкаСтроительство недвижимости Подмосковья Стоковое ФотоВерн Тройер Лицензионные Стоковые ИзображенияДревнего города Дельфы, в Греции Стоковое ИзображениеХрам Аполлона в Delphi археологических раскопок в Греции Лицензионные Стоковые ФотоРуины храма Аполлона, Дельфы, Греция Стоковая Картинка

mango2friendly

5103 x 3405

Реконструированный сокровищницу афинян, Delphi, Афины Стоковое Фото

mango2friendly

6886 x 4750

Древний театр в Дельфах, Греция Лицензионные Стоковые Изображения

mango2friendly

7360 x 4912

Главное здание усадьбы Подмосковья Стоковое ИзображениеАрхеологических раскопок в Дельфах, Греция Лицензионные Стоковые Фото

MonumentalDoom

5472 x 3648

Весна серы Стоковая КартинкаРуины храма Аполлона, Дельфы, Греция Стоковое Фото

ru.depositphotos.com

Никола Пуссен · Галерея изображений · Энциклопедия античной мифологии

Никола Пуссен. Автопортрет

Никола Пуссен (Nicolas Poussin), 1594–1665 гг. · знаменитый французский художник, основатель стиля классицизм. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести.

Франция XVII в. была передовым европейским государством, что обеспечивало ей благоприятные условия для развития национальной культуры, которая стала преемницей Италии эпохи Возрождения. Распространенные в то время взгляды Декарта (1596–1650) повлияли на развитие науки, философии, литературы, искусства. Декарт – математик, естествоиспытатель, творец философского рационализма – оторвал философию от религии и связал ее с природой, утверждая, что принципы философии извлекаются из природы. Декарт возводил в закон принцип главенства разума над чувством. Эта идея легла в основу классицизма в искусстве. Теоретики нового стиля говорили, что "классицизм – это доктрина разума". Условием художественности провозглашались симметрия, гармония, единство. Согласно доктрине классицизма, природа должна была показываться не такой, какая она есть, а прекрасной и разумной, классики одновременно объявляли прекрасным то, что правдиво, призывая учиться этой правде у природы. Классицизм установил строгую иерархию жанров, деля их на "высокие", к которым относились исторический и мифологический, и "низкие" – бытовой.

Никола Пуссен родился в 1594 в Нормандии, около городка Ле Андели. Его отец, ветеран армии короля Генриха IV (1553–1610), дал сыну неплохое образование. С детства Пуссен обратил на себя внимание своими склонностями к рисованию. В 18 лет он едет в Париж, чтобы заниматься живописью. Вероятно, его первым учителем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580–1649), вторым – исторический живописец Жорж Лалльман (1580–1636). Познакомившись с камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. В 1622 Пуссену и другим художникам поручили написать шесть больших картин на сюжеты их жизни св. Игнатия Лойолы и св. Франциска Ксаверия (не сохранились).

В 1624 Пуссен отправился в Рим. Там он изучает искусство античного мира, произведения мастеров эпохи Высокого Возрождения. В 1625–1626 он получил заказ написать картину "Разрушение Иерусалима" (не сохранилась), но позже он написал второй вариант этой картины (1636–1638, Вена, Музей истории искусств).

В 1627 Пуссен написал картину "Смерть Германика" (Рим, Палаццо Барберини) по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считает программным произведением классицизма; в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. Идея картины – служение долгу. Художник расположил фигуры и предметы в неглубоком пространстве, расчленив его на ряд планов. В этом произведении выявились основные черты классицизма: ясность действия, архитектоничность, стройность композиции, противопоставление группировок. Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии, ясности композиции, что станет характерными чертами зрелого стиля мастера. Одной из особенностей творческого метода Пуссена был рационализм, сказывавшийся не только в сюжетах, но и в продуманности композиции.

Пуссен писал станковые картины главным образом среднего размера. В 1627–1629 он выполнил ряд картин: "Парнас" (Мадрид, Прадо), "Вдохновение поэта" (Париж, Лувр), "Спасение Моисея", "Моисей, очищающий воды Мерры", "Мадонна, являющаяся св. Иакову Старшему" ("Мадонна на столбе") (1629, Париж, Лувр). В 1629–1630 Пуссен создает замечательное по силе экспрессии и наиболее жизненно правдивое "Снятие с креста" (С.-Петербург, Эрмитаж).

В период 1629–1633 тематика картин Пуссена меняется: он реже пишет картины на религиозную тематику, обращаясь к мифологическим и литературным сюжетам. "Нарцисс и Эхо" (ок. 1629, Париж, Лувр), "Селена и Эндимион" (Детройт, Художественный институт). Особого внимания заслуживает цикл картин, написанных по мотивам поэмы Торкватто Тассо "Освобожденный Иерусалим": "Ринальдо и Армида" (ок. 1634, Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина). Мысль о бренности человека и проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины "Аркадские пастухи" (1632–1635, Англия, Чезуорт, частное собрание), к которой он вернулся в 50-е (1650, Париж, Лувр). На полотне "Спящая Венера" (ок. 1630, Дрезден, Картинная галерея) богиня любви представлена земной женщиной, оставаясь при этом недосягаемым идеалом. Картина "Царство Флоры" (1631, Дрезден, Картинная галерея), написанная по мотивам поэм Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов. Это поэтическая аллегория происхождения цветов, где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы. Пуссен вскоре написал еще один вариант этой картины – "Триумф Флоры" (1631, Париж, Лувр).

В 1632 Пуссен был избран членом Академии св. Луки.

Огромная популярность Пуссена в 1640 привлекла к его творчеству внимание Людовика XIII (1601–1643), по приглашению которого Пуссен приехал работать в Париж. Художник получил заказ от короля написать картины для его капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене.

Осенью 1642 Пуссен снова уезжает в Рим. Темами его картин этого периода были добродетели и доблести властителей, библейских или античных героев: "Великодушие Сципиона" (1643, Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина). В своих полотнах он показывал совершенных героев, верных гражданскому долгу, самоотверженных, великодушных, при этом демонстрируя абсолютный общечеловеческий идеал гражданственности, патриотизма, душевного величия. Создавая идеальные образы на основе реальности, он сознательно исправлял природу, принимая из нее прекрасное и отбрасывая безобразное.

Во второй половине 40-х Пуссен создал цикл "Семь таинств", в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм: "Пейзаж с апостолом Матфеем", "Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе" (Чикаго, Институт искусств).

Конец 40-х – начало 50-х – один из плодотворных периодов в творчестве Пуссена: он написал картины "Элиазар и Ревекка", "Пейзаж с Диогеном", "Пейзаж с большой дорогой", "Суд Соломона", "Экстаз св. Павла", "Аркадские пастухи", второй автопортрет.

В последний период творчества (1650–1665) Пуссен все чаще обращался к пейзажу, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами: "Пейзаж с Полифемом" (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина). Летом 1660 он создает серию пейзажей "Четыре времени года" с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: "Весна", "Лето", "Осень", "Зима". Пейзажи Пуссена многоплановы, чередование планов подчеркивалось полосами света и тени, иллюзия простора и глубины придавала им эпическую мощь и величие. Как и в исторических картинах, главные герои, как правило, расположены на переднем плане и воспринимаются как неотделимая часть пейзажа. Последнее, незавершенное полотно мастера – "Аполлон и Дафна" (1664).

19 ноября 1665 Пуссен скончался.

Значение творчества Пуссена для истории живописи огромно. Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством Италии эпохи Возрождения. Но они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма, барокко, караваджизма. Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"

greekroman.ru

ПАРНАС | Энциклопедия Кругосвет

ПАРНАС (фр. Parnasse) – литературное объединение, созданное во Франции во второй половине 19 в.

Название «парнасцы» группа получила по аналогии с альманахом «Современный Парнас», выходившего трижды – в 1866, 1869 и 1876. Основные представители: Шарль-Мари Леконт де Лиль (Charles-Marie Leconte de l'Isle, 1818–1894), Теофиль Готье (Théophile Gautier, 1811–1872), Хозе-Мари Эредиа (José-Maria de Hérédia, 1842–1905), Теодор де Банвиль (Théodore de Banville, 1823–1891). К группе ненадолго примыкали Ш.Бодлер, П.Верлен, С.Малларме, Ф.Коппе.

Первыми произведениями «парнасского» стиля стали поэтические сборники Т.Готье Эмали и камеи (1852) и Ш.М.Леконта де Лиля Античные стихотворения (1852). В предисловии к Античным стихотворениям автор выдвинул новую литературную программу, созданную в противовес романтизму. Взамен контрастов и преувеличенных страстей Леконт де Лиль предлагал ясность и отстраненность изображения, а его объектом вместо собственной души поэта призывал избрать историю древности. Он по-новому определил понятие Прекрасного, говоря, что оно не совпадает с понятием Правды, и утверждая самоценность Красоты и служащего ей искусства. По сути, Леконт де Лиль сформулировал принцип «искусства для искусства», ставший девизом «Парнаса».

Небольшой трактат о французской поэзии Теодора де Банвиля (1872) продолжил идеи Леконта де Лиля о необходимости оттачивать поэтическое мастерство, чтобы создать ясное, классическое по своей форме произведение.

Характерными чертами парнасцев стали точность и выверенность поэтики вместо вдохновенной небрежности романтиков, заботливое отношение к отделке стиха и внимание к вещи в ее чувственных проявлениях. Любовь к «романтическому пейзажу» сменилась любовью к «искусственной природе» (natura naturata). Живое в их поэзии часто сравнивалось с неживым, материя с материалом (нагота женщины – мрамор, листва – медь, небо – голубая эмаль и т.д.). В отличие от романтика, изображавшего мир в его динамике, парнасец стремился остановить мгновение, придать ему законченность и величие. Таково изображение природы у Леконта де Лиля (Варварские стихотворения, 1862). Главным приемом парнасцев стало развернутое описание, создание «словесной картины». Особенно ярко эта черта проявилась в сборнике Эмали и камеи Теофиля Готье, состоящем из стихотворений-экфразисов (жанр экфразиса возник в эллинистической литературе и представляет собой описание предметов, сотворенных человеком, особенно произведений искусства). Здесь «природная» жизнь полностью заменена артефактами.

Холодный идеал красоты вскоре начал восприниматься как жестокий и недостижимый. Для некоторых поэтов-парнасцев это было симптомом преодоления парнасской поэтики. Стихотворения Окна, Лазурь, Весеннее обновление Стефана Малларме (опубликованные, однако, в «Современном Парнасе») рисуют лазурное небо, смеющееся над поэтом, бессильным достичь Идеала. Противопоставление «Сплина» жизни и «Идеала» стало основой поэтического мира Шарля Бодлера. «Парнасский» период сменился «символистским» и в творчестве Поля Верлена.

К 1880-м мода на поэзию «Парнаса» уступила моде на символизм. Только Трофеи кубинца Х.-М.Эредиа, выйдя с некоторым опозданием (1893), обозначили конец направления.

В России опыт «Парнаса» воспринимался в едином потоке с открытиями символизма, так что часто невозможно отделить эти взаимосвязанные влияния. Наиболее явно экспериментировал с парнасской поэтикой символист Валерий Брюсов (см., например, разделы Криптомерии в сборнике Chefs d'oeuvre и Любимцы веков в Tertia vigilia). В полной мере поэтические достижения «Парнаса» восприняли русские акмеисты.

Татьяна Михайлова

Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»

Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?

www.krugosvet.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта