С детьми по теме "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Илья муромец и соловей разбойник картина васнецова


Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

А и к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно,

А и черным-черно, как черна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживат,

На добром коне никто тут не проезживат,

Птица черный ворон не пролётыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А и побил он эту силу всю великую.

Он подъехал-то под славший под Чернигов-град,

Выходили мужички да тут черниговски

И отворяли-то ворота во Чернигов-град,

А и зовут его в Чернигов воеводою.

Говорит-то им Илья да таковы слова:

      Ай, же мужички да вы черниговски!

      Я не иду к вам во Чернигов воеводою.

      Укажите мне дорожку прямоезжую,

      Прямоезжую да в стольный Киев-град.

Говорили мужички ему черниговски:

      Ты, удаленький дородный добрый молодец,

      Ай ты, славный богатырь да святорусский!

      Прямоезжая дорожка заколодела,

      Заколодела дорожка, замуравила.

      А и по той ли по дорожке прямоезжею

      Да и пехотою никто да не прохаживал,

      На добром коне никто да не проезживал.

      Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,

      Да у той ли у березы у покляпыя,

      Да у той ли речки у Смородины,

      У того креста у Леванидова

      Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,

      Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.

      А то свищет Соловей да по-соловьему,

      Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному.

      И от его ли то от посвиста соловьего,

      И от его ли то от покрика звериного

      Те все травушки-муравы уплетаются,

      Все лазоревы цветочки осыпаются,

      Темны лесушки к земле все приклоняются,

      А что есть людей - то все мертвы лежат.

      Прямоезжею дороженькой - пятьсот есть верст,

      А и окольноей дорожкой - цела тысяча.

Он спустил добра коня да богатырского,

Он поехал-то дорожкой прямоезжею.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

Подъезжает он ко речке ко Смородине,

Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,

Да ко тою ко березе ко покляпыя,

К тому славному кресту ко Леванидову.

Засвистал-то Соловей да по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному

Так все травушки-муравы уплеталися,

Да и лазоревы цветочки осыпалися,

Темны лесушки к земле все приклонилися.

Его добрый конь да богатырский

А он на корни да спотыкается -

А и как старый-от казак да Илья Муромец

Берет плеточку шелковую в белу руку,

А он бил коня да по крутым ребрам,

Говорил-то он, Илья, таковы слова:

      Ах ты, волчья сыть да и травяной мешок!

      Али ты идти не хошь, али нести не можь?

      Что ты на корни, собака, спотыкаешься?

      Не слыхал ли посвиста соловьего,

      Не слыхал ли покрика звериного,

      Не видал ли ты ударов богатырскиих?

А и тут старыя казак да Илья Муромец

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый.

Во свои берет во белы он во ручушки.

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,

Ему выбил право око со косицею,

Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю,

Мимо гнездышка повез да соловьиного.

Во том гнездышке да соловьиноем

А случилось быть да и три дочери,

А и три дочери его любимыих.

Больша дочка - эта смотрит во окошечко косявчато,

Говорит она да таковы слова:

      Едет-то наш батюшка чистым полем,

      А сидит-то на добром коне,

      А везет он мужичища-деревенщину

      Да у правого у стремени прикована.

Поглядела как другая дочь любимая,

Говорила-то она да таковы слова:

      Едет батюшка раздольицем чистым полем,

      Да и везет он мужичища-деревенщину

      Да и ко правому ко стремени прикована.

Поглядела его меньша дочь любимая,

Говорила-то она да таковы слова:

      Едет мужичище-деревенщина,

      Да и сидит мужик он на добром коне,

      Да и везет-то наша батюшка у стремени,

      У булатного у стремени прикована -

      Ему выбито-то право око со косицею.

Говорила-то и она да таковы слова:

      А и же мужевья наши любимые!

      Вы берите-ко рогатины звериные,

      Да бегите-ко в раздольице чисто поле,

      Да вы бейте мужичища-деревенщину!

Эти мужевья да их любимые,

Зятевья-то есть да соловьиные,

Похватали как рогатины звериные,

Да и бежали-то они да и во чисто поле

Ко тому ли к мужичище-деревенщине,

Да хотят убить-то мужичища-деревенщину.

Говорит им Соловей Разбойник Одихмантьев сын:

      Ай же зятевья мои любимые!

      Побросайте-ка рогатины звериные,

      Вы зовите мужика да деревенщину,

      В свое гнездышко зовите соловьиное,

      Да кормите его ествушкой сахарною,

      Да вы пойте его питьецом медвяныим,

      Да и дарите ему дары драгоценные!

Эти зятевья да соловьиные

Побросали-то рогатины звериные,

А и зовут мужика да и деревенщину

Во то гнездышко да соловьиное.

Да и мужик-то деревенщина не слушался,

А он едет-то по славному чисту полю

Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.

Он приехал-то во славный стольный Киев-град

А ко славному ко князю на широкий двор.

А и Владимир-князь он вышел со божьей церкви,

Он пришел в палату белокаменну,

Во столовую свою во горенку,

Он сел есть да пить да хлеба кушати,

Хлеба кушати да пообедати.

А и тут старыя казак да Илья Муромец

Становил коня да посередь двора,

Сам идет он во палаты белокаменны.

Проходил он во столовую во горенку,

На пяту он дверь-то поразмахивал,

Крест-от клал он по-писаному,

Вел поклоны по-ученому,

На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,

Самому князю Владимиру в особину,

Еще всем его князьям он подколенныим.

Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:

      Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец,

      Тебя как-то, молодца, да именем зовут,

       Величают, удалого, по отечеству?

Говорил-то старыя казак да Илья Муромец:

      Есть я с славного из города из Мурома,

      Из того села да Карачарова,

      Есть я старыя казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович.

Говорит ему Владимир таковы слова:

      Ай же старыя казак да Илья Муромец!

      Да и давно ли ты повыехал из Мурома

      И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?

Говорил Илья он таковы слова:

      Ай ты, славный Владимир стольнокиевский!

      Я стоял заутреню христовскую во Муроме,

      Ай к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,

      То моя дорожка призамешкалась.

      А я ехал-то дорожкой прямоезжею,

      Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,

      Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,

      Мимо славну реченьку Смородину,

      Мимо славную березу ту покляпую,

      Мимо славный ехал Леванидов крест.

Говорил ему Владимир таковы слова:

      Ай же мужичища - деревенщина,

      Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

      Во глазах, мужик, да насмехаешься!

      Как у славного у города Чернигова

      Нагнано тут силы много множество

      То пехотою никто да не прохаживал

      И на добром коне никто да не проезживал,

      Туда серый зверь да не прорыскивал,

      Птица черный ворон не пролетывал.

      А и у той ли то у Грязи-то у Черноей,

      Да у славноей у речки у Смородины,

      А и у той ли у березы у покляпыя,

      У того креста у Леванидова Соловей

      Сидит Разбойник Одихмантьев сын.

      То как свищет Соловей да по-соловьему,

      Как кричит злодей-разбойник по-звериному -

      То все травушки-муравы уплетаются,

      А лазоревы цветочки прочь осыпаются,

      Темны лесушки к земле все приклоняются,

      А что есть людей - то все мертвы лежат.

Говорил ему Илья да таковы слова:

      Ты, Владимир-князь да стольно-киевский!

      Соловей Разбойник на твоем дворе.

      Ему выбито ведь право око со косицею,

      И он ко стремени булатному прикованный.

То Владимир-князь-от стольнокиевский

Он скорешенько вставал да на резвы ножки,

Кунью шубоньку накинул на одно плечко,

То он шапочку соболью на одно ушко,

Он выходит-то на свой-то на широкий двор

Посмотреть на Соловья Разбойника.

Говорил-то ведь Владимир-князь да таковы слова:

      Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,

      Закричи-тко ты, собака, по-звериному.

Говорил-то Соловей ему Разбойник Одихмантьев сын:

      Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,

      А не вас-то я хочу да и послушати.

      Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,

      Да его хочу-то я послушати.

Говорил-то как Владимир-князь да стольнокиевский:

      Ай же старыя казак ты Илья Муромец!

      Прикажи-тко засвистать ты Соловья да и по-соловьему,

      Прикажи-тко закричать да по-звериному.

Говорил Илья да таковы слова:

      Ай же Соловей Разбойник Одихмантьев сын:

      Засвищи-тко ты во подсвиста соловьего,

      Закричи-тко ты во полкрика звериного.

Говорил-то ему Соловей Разбойник Одихмантьев сын:

      Ай же старыя казак ты Илья Муромец!

      Мои раночки кровавы запечатались,

      Да не ходят-то мои уста сахарные,

      Не могу я засвистать да и по-соловьему,

      Закричать-то не могу я по-звериному.

      А и вели-тко князю ты Владимиру

      Налить чару мне да зелена вина.

      Я повыпью-то как чару зелена вина -

      Мои раночки кровавы поразойдутся,

      Да и уста мои сахарны порасходятся,

      Да тогда я засвищу да по-соловьему,

      Да тогда я закричу да по-звериному.

Говорил Илья тут князю он Владимиру:

      Ты, Владимир-князь да стольнокиевский,

      Ты поди в свою столовую во горенку,

      Наливай-то чару зелена вина.

      Ты не малую стопу - да полтора ведра,

      Подноси-тко к Соловью к Разбойнику.

То Владимир-князь да стольнокиевский,

Он скоренько шел в столову свою горенку,

Наливал он чару зелена вина,

Да не малу он стопу - да полтора ведра,

Разводил медами он стоялыми,

Приносил-то он ко Соловью Разбойнику.

Соловей Разбойник Одихмантьев сын

Принял чарочку от князя он одной ручкой,

Выпил чарочку ту Соловей одним духом.

Засвистал как Соловей тут по-соловьему,

Закричал Разбойник по-звериному, -

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались.

От него, от посвиста соловьего,

А что есть-то людишек, так все мертвы лежат.

А Владимир-князь - от стольнокиевский,

Куньей шубонькой он укрывается.

А й тут старый-от казак да Илья Муромец,

Он скорешенько садился на добра коня,

А й он вез-то Соловья да во чисто поле,

И он срубил ему да буйно голову.

Говорил Илья да таковы слова:

      Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,

      Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

      Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

      Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,

      Тебе полно-тко спущать сиротать да малых детушек!

А тут Соловью ему и славу поют .

А й славу поют ему век по веку!

literatura5.narod.ru

С детьми по теме "Илья Муромец и Соловей Разбойник"

Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России. Часть I

План работы с детьми по теме "Илья Муромец и Соловей Разбойник".

1. Рассказ воспитателя с показом иллюстраций "Былины - кладезь народной мудрости".

Цель: Дать детям представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Вызвать интерес к русскому народному творчеству. Обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины.

Материал: Иллюстрации.

Ход: Воспитатель рассказывает и показывает иллюстрации: Сегодня мы начнём удивительное путешествие, которое , я уверена, навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы встретитесь в наших путешествиях, будут сопровождать вас всю жизнь.

Итак, сегодня мы начнём путешествие по русским былинам. Если вы спросите меня: "Что же такое былина?", - я, наверное, не смогу ответить точно. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование. Здесь вас будут ждать самые невероятные встречи и приключения: вместе с русским богатырём Ильёй Муромцем вы сразитесь с непобедимым Соловьем Разбойником; а с богатырём Добрыней Никитичем освободите из плена красавицу Забаву Путятичну; побываете на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручите из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.

Так, кто же придумал эти удивительные истории? У них нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.

2. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом репродукции картины Васнецова "Богатыри".

Цель: Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: в те времена русский народ славился богатырской силой; слова о богатырях Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче дошла до наших дней. Русские богатыри защищали родную землю от врагов. Об их подвигах слагали сказки. Обогатить словарь детей словами: былины, богатыри, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Материал: репродукция картины Васнецова "Богатыри".

Ход: Воспитатель рассказывает и показывает репродукцию картины Васнецова "Богатыри": Сегодня мы познакомимся с главным былинным героем - Ильёй Муромцем. Вот он (показывает на картину "Богатыри" Васнецова) вместе со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем несёт караульную службу на заставе. Они отличаются друг от друга происхождением, нравом, поведением. Илья Муромец - крестьянский сын; Добрыня Никитич - знатного происхождения, из рода князей; Алёша Попович - сын попа. Но их объединяет одно - желание в трудную минуту помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей истреблением и гибелью.

Здесь, на картине, Илья Муромец стоит в центре, "богатырь богатырей", мужественный, спокойный, уверенный в своих силах. Он охраняет покой своей Родины, мирную жизнь русичей - так раньше называли жителей Древней Руси.

Каждое утро Илья Муромец со своими товарищами выходит в дозор, в чистое поле, и честно несёт свою нелёгкую службу, но былина, с которой вы сегодня познакомитесь, не о том, как они стоят в дозоре. Это рассказ о молодости Ильи Муромца. Вы узнаете, откуда он родом, благодаря какой волшебной силе он стал настоящим богатырём, узнаете о его первых подвигах.

3. Чтение и беседа по былине "Илья Муромец".

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины. Обогатить словарь детей словами и выражениями: Чёрная грязь, река Смородина, травушка-муравушка, земля-матушка, студёная водица, калики перехожие, чадо милое, жажда мучает.

Ход: Воспитатель предлагает послушать былину и ответить на вопросы по содержанию былины:

Как назывались город и село, где родился Илья Муромец? Как он провёл свои первые 30 лет жизни? Кто помог ему избавиться от тяжёлого недуга? Благодаря какой волшебной силе Илья Муромец стал настоящим богатырём? Куда отправился Илья Муромец после волшебного исцеления? Как называлось место, где он встретил Соловья-разбойника? Как Илья Муромец победил его? Куда направился Илья Муромец после победы над Соловьём-разбойником?

4. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций и реальных предметов "Путешествие по Русской избе".

Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта, характерные для Древней Руси: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.

Воспитатель: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.

Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

Без печи хата - не хата.

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.

Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок.

Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством:

Что есть в печи - всё на стол мечи. Не красна изба углами, а красна пирогами. Умей в гости звать, умей и угощать. На столе в избе всегда стоял горячий самовар. Послушайте загадку: У носатого, у Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.

Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки , в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Воспитатель приглашает попить чаю из самовара с традиционным русским угощением: сушками, кренделями, сухарями, мелко колотым сахаром, разным вареньем.

Хлебом-солью привечаем,

Самовар на стол несём. Мы за чаем не скучаем, Говорим о том, о сём.

Во время чаепития воспитатель рассказывает о назначении кухонной утвари, загадывает загадки.

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга) Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват) На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло) Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый образ. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью.

Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней.

В дорогу идти - пять пар плести.

Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.

5. Дидактическая игра "Герои русских былин".

Цель: Упражнять детей складывать из отдельных кубиков картину. Развивать восприятие.

Материал: Кубики, набор иллюстраций.

Ход: Дети выбирают понравившуюся иллюстрацию и собирают из кубиков такую же картину по выбранному образцу.

6. Чтение загадок, пословиц, поговорок о силе, смелости, храбрости русских богатырей.

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о силе, храбрости, смелости. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.

Ход: Воспитатель предлагает послушать пословицы, поговорки и поразмышлять над их содержанием.

Храбрый побеждает - трус погибает.

Смелость города берёт. Кто храбр - тот и жив. Кто смел, тот и цел.

7. Разучивание русской народной подвижной игры."Петушиные бои".

Цель: Развивать ловкость, координацию движений. Учить соблюдать правила игры: не становиться на две ноги, одну руку держать за спиной. Поощрять дух соперничества.

Материал: Мелок.

Ход: На полу чертится круг, двое ребят становятся друг перед другом на одной ноге (другую ногу сгибают в колене и поддерживают рукой). По сигналу воспитателя дети начинают осторожно выталкивать друг друга плечом. Тот, кто остался в кругу - тот выиграл.

8. Разучивание русской народной подвижной игры "Слепой козёл".

Цель: Развивать слуховое внимание, ловкость.

Ход: "Жмурке" завязывают глаза и подводят к двери. Он стучится в неё, а играющие спрашивают: "Кто там?". "Слепой козёл", - отвечает "жмурка". Играющие все вместе говорят:

Козёл слепой,

Не ходи к нам ногой. Иди в кут, Там холсты ткут, -Тебе холстик дадут!

Недовольный козёл снова стучит в дверь."Кто там?". "Апанас!", - отвечает козёл. "Апанас, ищи нас!", - с этими словами дети разбегаются. Жмурка прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Играющие увёртываются, а пойманный игрок становится "жмуркой".

9. Дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу"

Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия.

Материал: Изображение русского богатыря, разнообразные детали костюмов воинов разных народов.

Ход: Воспитатель предлагает собрать богатыря в путь-дорогу. Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю.

10. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, изображающих различные постройки Древней Руси: изба, терем, палаты.

Цель: Формировать представления о постройках Древней Руси, а также о том, что чем богаче был человек, тем богаче был его дом. Обогатить словарь детей: изба, терем, палаты, ремесленники, князья, бояре.

Материал: Иллюстрации с изображением построек Древней Руси.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением различных построек и рассказывает о каждой из них, выделяя характерные особенности: изба - низкая, бревенчатая; терем - высокий, расписной, узорчатый; палаты - сделаны из камня, высокие.

Чем богаче был человек, тем богаче был его дом: простые крестьяне и ремесленники жили в избах; князья да бояре - в теремах, палатах белокаменных.

Воспитатель зачитывает отрывки из разных былин, где упоминаются названия разных построек.

"...В том ли городе во Муроме, в том ли селе Карачарове жила-была семья. И росло в той семье чадо милое - Илюшенька сын Иванович. Опечалил он родителей своих - был здоровьем слаб, всё в избе на печи лежал и не мог он встать на резвы ноженьки..."

(былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник").

"... И дошли худые вести до терема Василисы Микуличны. Как узнала она, что муж её сидит в тёмном погребе, стала она думать, как его освободить из острога. И подумала она: " Деньгами его не выкупишь, силою не выручишь, а смогу спасти его своею догадкою, женской хитростью да изворотливостью.

Первым наперво - отрезала она косыньки свои длинные, уложила волосы по-молодецки. Назвалась добрым молодцем Василием Микуловичем и отправилась из своего терема в путь-дорогу выручать мужа любимого.

Приезжает она к князю Владимиру, в его палаты белокаменные, называется добрым молодцем и просит себе в жёны княжескую дочь..."

(былина "Ставр Годинович").

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК 11-19стр. Русская литература 6 класс Мушинская



1. Что вам показалось в былине особенно интересным?

Былина понравилась вся, особенно описание Ильи Муромца, его встречи с Соловьем Разбойником.

2. Что было трудным для понимания?

Было непривычно воспринимать такой тип произведения, формы слов и ритм. Но было интересно вникать.

3. Каким вы представляете Илью Муромца? Каков его воинский убор? Какой у него конь? Откуда выезжает богатырь? Куда держит путь?

Илья Муромец — это статный, широкоплечий, наделенный богатырской силой, человек, он не ведает страха. Эту силу черпает богатырь из своей любви к родной земле и народу, который готов защищать от врагов и обидчиков.

Воинский убор:

«Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град».

Конь:

«Он спустил добра коня да богатырского,

Он поехал-то дорожкой прямоезжею.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал».

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1. Как описана вражеская сила перед Черниговом? Какие слова и выражения помогают вам «увидеть» несметные вражеские полчища?

«У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно,

Ай черным-черно, как черна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживат,

На добром коне никто тут не проезживат,

Птица черный ворон не пролетыват,

Серый зверь да не прорыскиват.»

2. Как победил Илья силушку великую? Кто ему помогал? Каким оружием он расправлялся с врагами?

«А подъехал как ко силушке великой,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А и побил он эту силу всю великую,

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град…»

Помогал ему его богатырский конь, колол он копьём.

3. Как характеризует Илью его отказ быть у черниговцев воеводою и его решение ехать в Киев по прямоезжей дорожке?

Илья не жаждал власти, у него была своя цель. Он ничего не боялся, был смелым, храбрым, сильным, поэтому поехал по прямоезжей дорожке, где господствовал Соловей Разбойник.

4. Какие сравнения, гиперболы помогают вам представить богатырского коня?

«Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал»

5.Опишите место, где находится гнездо Соловья Разбойника. Определите, какова роль повторов отдельных слов и выражений в данном описании.

У Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое.

Повторы «посвисту», «покрику звериному», «злодей-разбойник» помогают нам запомнить особенность Соловья, обращают внимание на то, что это отрицательный персонаж.

6. Расскажите, как Илья Муромец пленил Соловья Разбойника.

Илья Муромец приехал на речку Смородина, к Черной грязи, к березе и кресту Леванидову. Солой сильно засвистал, что конь его стал спотыкаться, но богатырь коня приструнил, достал лук тугой и выстрелил. Стрела попала прямо в глаз Соловью Разбойнику. Потом опустил его с дерева на землю и пристегнул его к правому стремечку. Повез его по чистому полю мимо гнезда соловьиного.

7. Как ведет себя Илья Муромец перед князем?

Илья Муромец высказывает ведет себя с достоинством, выказывает глубокое уважение и почтение перед князем. Он крестится, кланяется Владимиру и его подчиненным, откровенно и честно рассказывает о себе князю.

8.Найдите и прочитайте, как меняется отношение князя к Илье во время их беседы. Чем это можно объяснить?

«Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:

-Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец,

Тебя как-то, молодца, да именем зовут,

Величают, удалого, по отечеству? »

«Говорил ему Владимир таковы слова:

- Ай же мужичище-деревенщина,

Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься.

Как у славного у города Чернигова

Нагнано тут силы много множество

То пехотою никто да не прохаживал

И на добром коне никто да не проезживал,

Туда серый зверь да не прорыскивал,

Птица черный ворон не пролетывал.»

Вежливое и уважительное приветствие понравилось Владимиру, однако когда богатырь начал рассказывать о своих подвигах, князь разгневался, думая, что он просто-напросто хвастается и обманывает:

Ай же мужичище-деревенщина,

Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься!

Но недолог был гнев Владимира-князя, потому что во дворе ждал его привязанный к седлу плененный Соловей Разбойник. Обрадовался князь, что такие славные богатыри не перевелись еще на русской земле.

ОБОБЩАЕМ НАБЛЮДЕНИЯ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ

1. Почему Илья Муромец стремится в стольный Киев-град?

Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру.

2. Какой изображена Русская земля в былине (поля, леса, города)?

Русская земля изображена большой, бескрайней, холмистой, города белокаменные, укрепленные, леса бескрайние, глухие.

3. Почему герой былины — богатырь?

Русские богатыри - образ очень важный для народа. Они обладают недюжинной силой, благодаря чему становятся людьми необыкновенными. Однако при этом они всё-таки остаются людьми, не становясь волшебными существами. В былинах богатыри, обладающие всеми лучшими качествами человека, противостоят нечеловеческому злу - чудовищам, змеям и просто вражьей силе. Богатыри воплощают ту силу, которая всегда готова встать на сторону правды, защитить землю от врага, восстановить справедливость. Богатырская сила - это та идеальная сила, о которой всегда мечтал русский народ.

4. Попробуйте доказать, что былина — эпическое произведение.

БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской литературы традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Это произведения устной поэзии о богатырях — это смелые могучие люди, любящие родную землю.

5. Что роднит былину со сказкой и в чем их отличие?

Как былина так и сказка передавалась из уст в уста. И в первую очередь сходства в стиле написания, в языке. И композиции схожи. Есть зачин и есть конец. Часто присутствует главный герой, который явно положителен.

В сказке герою помогают силы природы или волшебные предметы, а былина- это песня и в основном о богатырях и" военных действиях", которые могли быть в реальной жизни и они побеждают без вмешательства волшебных сил.

РАБОТАЕМ С КАРТИНОЙ

1.На форзаце размещена репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри». Рассмотрите ее. Какие богатыри изображены на картине? Кто из них похож на былинного Илью Муромца? Обратите внимание, как одеты богатыри, какое у них оружие, какие кони. Какая природа их окружает? Как вы думаете, что привлекло внимание богатырей?

На картине изображены трое русских богатырей, сильных, достойных, красивых, надежных. Эти сказочные персонажи хорошо знакомы нам по народным русским былинам. Все они одеты в воинские доспехи, у каждого в руках оружие. Они несут дозор где-то в холмистых полях, смотрят, все ли в порядке в земле Русской.

Сила, мудрость, молодость и удача - вот что олицетворяет собой эта могучая троица, вышедшая из древних сказаний. Мы знаем имена каждого из них. В центре находится вглядывающийся вдаль величавый богатырь, исполненный сил. Это Илья Муромец. По левую руку его Добрыня Никитич, о котором известно, что он обладал знаниями, смекалкой, опытом. Справа от Ильи Муромца Алеша Попович, молодой, веселый, миловидный юноша, лиричный и романтичный. Недаром к седлу у него сзади прикреплены гусли. У каждого из героев свое оружие, что дает им возможность сражаться против любого врага. Илья Муромец держит в руках копье. Добрыня Никитич достает из ножен меч, а Алеша Попович уверенно держит лук. Они смогут защитить свою землю. Шлемы богатырей отчасти напоминают церковные купола, неслучайно Васнецов как художник придал значение этому моменту. Посадка в седле говорит о том, что богатыри чувствуют себя уверенно, непоколебимо. Ветер теребит гривы и хвосты лошадей, что добавляет драматизма в картину. Каждый герой наделен своей индивидуальностью, каждый представляет тип русского воина. Вместе с тем, они вместе являют собой одно целое, одну объединенную силу. Они вместе и, значит, непобедимы.

Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях (до поры до времени) передают сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением – не пропустить врага в пределы Руси.

Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь, та широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников.

resheba.com

Илья Муромец и Соловей-разбойник

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Класс

3

Четверть, тема четверти

I, Устное народное творчество

Урок №

7

Тип урока

усвоение новых знаний

Вид урока

традиционный урок-беседа

ТЕМА УРОКА

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

цель урока

познакомить учащихся с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

планируемые личностные результаты образования

формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; воспитание любви к родине, уважения к ее защитникам; внима­тельности, любви к поэтическому слову.

планируемые универсальные учебные действия

регулятивные

планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неудач, умение корректировать свои действия

познавательные

развивать умение осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; форми­рование представлений о былинном сказе, особенностях его постро­ения; расширение представлений учащихся о русском богатыре Илье Муромце, его подвигах перед землей русской

коммуникативные

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных задач; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества: уметь воспринимать окружающий мир во всем его природном, культурном, социальном и художественном многообразии

планируемые

предметные результаты

развитие устойчивого интереса к литературе; готовность применять полученные знания при реализации различных проектов во внеурочной и внешкольной деятельности; общее понятие о значении литературы в жизни человека;элементарные умения и навыки в различных видах учебно-познавательной деятельности;

умение правильно, осознанно, выразительно читать, читать по ролям.

оборудование для проведения урока

презентация Power Point, музыкальное произведение А.П. Бородина «Богатырская симфония», картина Васнецова «Три богатыря»

использованные образовательные ресурсы для проведения урока

учебник Л.А. Ефросининой "Литературное чтение. 3 класс. Часть первая"; рабочая тетрадь

ПЛАН УРОКА

учебный материал

время

содержание деятельности учителя и учеников

1.Организационный этап

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели, …

- Начнем урок литературного чтения.

08.00-08.01

Приветствие, организация рабочего места, создание положительного эмоционального настроя учащихся.

2 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Отгадайте зашифрованные имена.

- Что их объединяет?

- Отгадайте загадку. Что получится, если соединить два слова?

- Какая тема нашего урока? Чему посвящен урок?

08.01-08.03

Учитель подводит учащихся к правильному формулированию темы урока через наводящие вопросы. Ученики расшифровывают имена, размышляют, анализируют, определяют тему урока.

3 этап. Актуализация знаний

- Что такое былина?

- О чем мы узнаем, читая былины? 

- Каким словом еще называли былины?

- Как вы думаете, каким способом дошли тексты былин до нашего времени?

- Теперь тексты былин мы можем прочитать в книгах, узнать из фильмов. А раньше былины рассказывали сказители. Передавались тексты былин из уст в уста.

08.03-08.10

Учитель задает вопросы для проверки знаний. Дети отвечают на вопросы учителя.

4 этап. Целеполагание и планирование

- Чему мы должны научиться?

08.10-08.13

Учитель задает наводящие вопросы. Ученики формулируют цель и задачи урока с помощью учителя.

5 этап. Открытие нового знания

5.1. Первичное усвоение новых знаний

- Сейчас мы с вами прочитаем былину. Откройте страницу 45. Читаем по цепочке.

- Ребята, вы встретили в тексте незнакомые выражения и слова?

- Сейчас мы используем эти слова в своей речи? А какими словами мы можем их заменить?

08.13-08.24

Чтение былины, разбор незнакомых слов. Учащиеся читают по цепочке, находят незнакомые слова, высказывают свои предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений, рассуждают. 

5.2. Первичная проверка понимания

- Как вы думаете, о чем рассказывает былина?

- Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца?

- Какой вред причинял людям Соловей-разбойник?

- Почему Илье Муромцу удалось одолеть Соловья-разбойника?

- Перечитайте описание поединка. Покажите голосом, как ведёт себя Илья Муромец? Соловей-разбойник?

- Докажите, что это произведение — былина.

- Послушайте фрагмент из музыкального произведения и ответьте на вопрос: какая музыка по характеру и настроению? (затем рассматриваем картину Васнецова «Три богатыря»)

- Ребята, что же общего между музыкой 2 ч. симфонии Бородина и картиной Васнецова? Что роднит 2 этих произведения?

08.24-08.31

Учитель задает вопросы, организует слушание и анализ муз. произведения. Ученики слушают муз. произведение, анализируют его, отвечают на вопросы учителя, рассуждают, дают характеристику героям былины, учатся выслушивать мнения одноклассников, выполняют задания, доказывают правильность своего выбора.

5.3. Первичное закрепление

- Выполнение упражнения (раб. тетр, стр. 29 №1

- Разгадывание кроссворда (раб.тетр. стр.30 №5)

1) Город, из-под которого приехал богатырь. (Муром)

2) Речка, у которой жил Соловей-разбойник. (Смородина)

3) Село, в котором жил И. Муромец. (Карачарово)

4) Кличка коня Ильи Муромца. (Бурушка)

5) Город, из которого ехал в Киев Илья Муромец. (Чернигов)

6) Имя отца Соловья-разбойника. (Рахман)

08.31-08.35

Учитель организует работу учащихся, задает вопросы, выслушивает ответы детей, корректирует. Ученики выполняют задания в рабочей тетради, высказывают свои мнения, учатся выслушивать ответы одноклассников.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний. Закрепление

- Задание «Дополни определение».

- Составьте характеристику Ильи Муромца, выбрав нужные определения из перечисленных.

08.35-08.40

Учитель организует деятельность учащихся, исправляет неточности, ошибки. Ученики внимательно слушают друг друга, читают задания и выполняют в тетради.

7 этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Открываем дневники, пишем домашнее задание: Рабочая тетрадь – №3, стр.30,пересказ былины.

08.40-08.42

Учитель объясняет домашнее задание. Учащиеся записывают в дневник

8 этап. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Вернемся к поставленным целям урока. О чем мы сегодня говорили?

- Что же помогло Илье Муромцу одержать победу?

- Какими же чертами характера обладал Илья Муромец?

- Подведите итог своей работы на уроке с помощью незаконченных предложений:

08.42-08.45

Учитель задает вопросы. Ученики оценивают свою деятельность, делают выводы. Учитель выставляет оценки.

ХОД УРОКА

У. Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Начнем урок литературного чтения.

У. Ребята, посмотрите на экран. Какие имена там спрятаны?

Б О Д Н Ы Я Р К И Н И Ч Т И

Ш А Л Е А П О Ч И В О П

И Я Л Ь Р У М О Ц Е М

Д. Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец.

У. Что их объединяет?

Д. Это имена русских богатырей.

У. А теперь попробуйте отгадать загадку.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? ...

Д. Соловей

У. Что это за птица?

Д. Соловей отличается не только красивым опе­рением, но и прекрасным голосом.

У. Ребята, какое слово здесь спрятано? КБОЙРАИНЗ 

Д. Разбойник

У. Кто такие разбойники? Они являются положительными персо­нажами или отрицательными?

Д. Отрицательными

У. А что получится, если соединить два слова: соловей и разбойник?

Д. Соловей-разбойник.

У. Как вы думаете, почему его так назвали?

Д. Потому что он похож одновременно и на птицу, и на человека-разбойника 

У. Предположите, с какой былиной будем знакомиться?

Д. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

У. Правильно, ребята. Тема нашего урока – былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

У. А что такое былина?

Д. Былина – жанр УНТ, рассказывает о том, что было в старые времена. В отличие от сказки, былина повествует о реальных исторических событиях, о подвигах богатырей.

У. О чем мы узнаем, читая былины? 

Д. Мы узнаем про богатырей, которые оберегали русскую землю от завоевателей. О жизни предков, о важных исторических событиях, о героях нашего народа.

У. Каким словом еще называли былины?

Д. Их называли старины.

У. Как вы думаете, каким способом дошли тексты былин до нашего времени?

Д. Передавались из уст в уста.

У. Теперь тексты былин мы можем прочитать в книгах, узнать из фильмов. А раньше былины рассказывали сказители. Передавались тексты былин из уст в уста.

У. Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

Д. Познакомиться с былиной, задавать вопросы и искать ответы на них, выразительно читать, пересказывать, находить в тексте нужные отрывки, думать, делать выводы, подводить итоги.

У. Откройте учебники на стр. 45. Читаем по цепочке.

У. Ребята, вы встретили в тексте незнакомые слова и выражения? (Словарная работа)

Д. Да, встретили.

У. Какие?

Д. Ремни сыромятные, палаты княжеские, тын, гать, полно тебе слезить отцов-матерей.

У. Сейчас мы используем эти слова и выражения в своей речи?

Д. Нет, не используем.

У. А какими словами мы можем их заменить?

Д. Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото

Ремни сыромятные - прочные ремни из невыделанной кожи животных

Тын - забор

Палаты княжеские – большое богатое помещение в княжеском доме.

Полно тебе слезить отцов-матерей – хватит заставлять лить слезы, печалить.

У. Как вы думаете, о чем рассказывает былина?

Д. Былина рассказывает о добре и зле: добро всегда побеждает зло, зло всегда бывает наказано.

У. Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца?

Д. Потому что Илья помогал людям добрыми делами, защищал землю русскую от врагов и разбойников.

У. Какой вред причинял людям Соловей-разбойник?

Д. Соловей-разбойник маленьких детей оставлял сиротами, отбирал детишек у родителей, убивал людей.

У. Почему Илье Муромцу удалось одолеть Соловья-разбойника?

Д. Илья Муромец – русский богатырь. Он помогает людям добрыми делами. Он сильный, ловкий, смелый, мужественный, отважный человек. Илья не побоялся биться с Соловьём-разбойником и победил его в честном бою. За то, что тот хотел разорить Киев, отрубил ему голову острой саблей.

У. Перечитайте описание поединка. Покажите голосом, как ведёт себя Илья Муромец? Соловей-разбойник?

Д. Соловей-разбойник свистит по-соловьиному, рычит по-звериному. Соловей -разбойник не выполнил просьбу Ильи Муромца, так как хотел разорить Киев-город, убить князя с княгинею и всех русских богатырей.

У. Докажите, что это произведение — былина.

Д. Это произведение – былина, потому что главный герой произведения Илья Муромец – русский богатырь, он совершает героический подвиг, победив Соловья-разбойника.

У. Композиторы прошлого и настоящего затрагивают тему патриотизма народа в своих произведениях. А. П. Бородин свою вторую симфонию назвал «Богатырская». Подумайте, почему Бородин дал всей этой симфонии такое название?

Д. Потому что в своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей

У. Послушайте фрагмент из этого музыкального произведения и ответьте на вопрос: какая музыка по характеру и настроению? (Слушание)

У. Какая музыка по характеру и настроению?

Д. Уверенная, мощная, сильная, величественная, богатырская

У. Как звучат музыкальные инструменты большого симфонического оркестра?

Д. Инструменты оркестра играют одну мелодию, в один голос.

У. Правильно, ребята. Это придаёт музыке слаженный характер, подчёркивая единение людей перед лицом врага.

У. Обратите внимание на картину Васнецова “Три богатыря”. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него – Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей – Алёша Попович. Величавое спокойствие и уверенность в своих силах ощущается в их фигурах. Изображая на картине героев русских былин, художник воплотил идею величия и могущества русского народа.

У. Ребята, что же общего между музыкой 2 ч. симфонии Бородина и картиной Васнецова? Что роднит 2 этих произведения?

Д. В обоих произведениях воплощены черты характера, которые всегда присущи русскому народу.

У. Действительно, ребята. Вот почему эти произведения не теряют силы своего воздействия и в наши дни. И в картине и в музыке – главные герои это люди, могучие, сильные, характер которых раскрывается в критических ситуациях.

У. А теперь давайте попробуем изобразить характеры героев, показать их движениями.

Д. Выполняют движения вместе с учителем.

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

Поглядим из-под ладошек.

И налево надо тоже

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

У. Молодцы! Открываем рабочие тетради на стр. 29. №1.. Прочитайте задание. Кто знает ответ, поднимаем руки.

Д. Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка-Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озёра перепрыгивает, холмы перелетает. 

У. Стр. 30, №5. Разгадываем кроссворд.

1) Город, из-под которого приехал богатырь. (Муром)

2) Речка, у которой жил Соловей-разбойник. (Смородиная)

3) Село, в котором жил И. Муромец. (Карачарово)

4) Кличка коня Ильи Муромца. (Бурушка)

5) Город, из которого ехал в Киев Илья Муромец. (Чернигов)

6) Имя отца Соловья-разбойника. (Рахман)

У. Повторим основные понятия, о которых сегодня говорилось, а заодно и проверим себя: насколько каждый из вас был внимательным на уроке. Задание на карточках: Дополни определение.

Былина – это жанр ……………. народного творчества. Это русские народные сказания о ………….., которые защищали русские земли от врагов. Былина похожа на ……………… своей напевностью, а отличается от него образностью языка.

Слова для справок: богатыри, стихотворение, устное.

У. Составьте характеристику Ильи Муромца, выбрав нужные определения из перечисленных:

Храбрый, трусливый, обидчивый, вежливый, впечатлительный, чёрствый, жестокий, добрый, отважный, скромный, хвастливый, глупый, мудрый, хитрый, плаксивый, смелый, жадный, грубый, справедливый, мужественный.

У. Молодцы, вы справились с заданиями. Открываем дневники, пишем домашнее задание: Рабочая тетрадь – №3, стр.30, пересказ былины.

У. Сегодня на уроке хорошо работали … получают «5».

У. Вернемся к поставленным целям урока. О чем мы сегодня говорили?

У. Что же помогло Илье Муромцу одержать победу?

Д. Любовь к своей Родине.

У. Да, только любовь к своей Родине дает человеку такие силы.

У. Какими же чертами характера обладал Илья Муромец?

Д. Смелый, бесстрашный,  отважный, человек любящий свою землю и в трудный час умеющий постоять за нее.

У. Правильно.ребята.

У. Подведите итог своей работы на уроке с помощью незаконченных предложений:

• Сегодня я узнал…

• Было интересно…

• Было трудно…

• Я научился…

У. Мы изучаем былины, чтобы знать свою историю, свои корни, не забывать своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к её прошлому, желание защищать родную землю. Помните слова из рассказа В. Пескова, которые мы читали на первых уроках:

«Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже».

videouroki.net

Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник"

Разделы: Литература

Былины занимают особое место в русском фольклоре. Своим патриотическим содержанием (любовь к родине изображается в них, как самое возвышенное и сильное чувство) они перекликаются с нашим временем и имеют огромное воспитательное значение.

Задача учителя - развить у учащихся чувство уважения и любви к богатырям, защитникам родины.

На первом уроке учащиеся знакомятся с былинами, как одним из видов устного народного творчества, с содержанием былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник".

Работу над темой можно начать c повторения известных учащимся сведений о сокровищнице народной мудрости - устном народном творчестве, углубления знаний учащихся об основных видах устного народного творчества. Ребята называют песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки.

Сообщая о былинах, об их исторической основе, времени создания, учитель должен психологически подготовить учащихся к восприятию сказаний о подвигах богатырей, об их величии и красоте: не княжеское войско освобождало родную землю от вражеской силы, а богатыри, которым приписывалось то, что совершал весь русский народ. Разъяснить, что в отличие от сказок, в былинах воспеваются исторические события "давно минувших дней", ставшие преданиями.

Затем можно перейти к рассказу о былинном герое Илье Муромце, сыне крестьянском, которого народ сделал самым сильным и главным среди других богатырей. Былин о нем сохранилось больше, чем о ком-либо другом. Учащиеся называют знакомые им былины об этом богатыре: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Илья Муромец и Идолище Поганое", "Илья Муромец и Калин-царь", "Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром", "Три поездки Ильи Муромца" и др. В них представлена вся поэтическая биография богатыря, подчеркивается, что он "крестьянский сын", утверждается его независимость от княжеской воли.

Можно предложить учащимся рассказать, что они знают об этом герое, а затем самому изложить историю исцеления и боевых подвигов Ильи Муромца.

Былина об "Илье Муромце и Соловье Разбойнике" рассказывает о первом подвиге богатыря.

Перед чтением былины необходимо сообщить следующее: текст ее записан со слов сказителя более ста лет тому назад, говорится в ней о далеком прошлом, поэтому в былине много устаревших слов; записана былина на севере, поэтому в ней встречаются диалектные слова и выражения северного края (не хоть, не мошъ, спущал, стрелил и т. д.). Один из песенных жанров фольклора - былины - сказываются речитативом (в древности исполнялись в сопровождении гуслей), поэтому произношение многих слов подчиняется былинному стиху ("А подъехал как ко силушке великой" и др.). Чтение былины сопровождается комментариями: разъясняется смысл устаревших слов и диалектных выражений, отдельных образов и картин, даются исторические справки.

В заключение урока учащиеся обмениваются впечатлениями о прочитанном и отвечают на вопросы.

Задание на дом: приготовить близкий к тексту пересказ былины и дать развернутый ответ на вопрос:

- Какой предстала перед героем родная земля, когда он отправился в стольный Киев - град?

Урок второй включает работу над текстом былины, знакомство с особенностями ее построения и языком. Дается понятие о гиперболе.

После проверки домашнего задания познакомить учащихся с построением былин, своеобразием их формы, показать, что система художественных средств подчинена прославлению величия Русской земли, ее героев и совершаемых ими подвигов.

Можно напомнить, что былинный мир - это одновременно сказка и действительность, вымысел и история. Почти каждая былина имеет в своей основе реальные корни. Сами исполнители называли былины старинами, подчеркивая их обращенность в прежние, стародавние времена.

Прочитать вступление к былине "Илья Муромец и Соловей Разбойник" и записать его в форме плана.

Продолжить чтение былины по частям, составить и записать план с указанием строк, соответствующих каждому пункту плана.

В процессе составления плана указать на одно из "общих мест" - изображение опасности. Зачитать описание вражеской силы под Черниговом, выяснить, с какой целью повторяется в нем слово черный.

Определить, что представляет собой второй враг, с которым встретился Илья Муромец, зачитать соответствующие цитаты. Найти деталь в былине, указывающую на страшную силу врага (Даже конь Ильи Муромца устрашился крика звериного и свиста соловьиного). Обратить внимание на отчество Соловья - "Одихматьев сын". Напомнить, что в былинах происходит смещение времен, что события XI-XII-XIV веков переплетаются между собой: сказитель каждой эпохи рассказывает былину с позиций своего времени. Картина первого подвига Ильи в ранних вариантах могла означать битву с половцами, а в более поздних - с татарами.

Проанализировать эпизод единоборства Ильи Муромца и Соловья Разбойника. Доказать, что верным помощником богатыря является только конь. Отметить детали, подчеркивающие сверхъестественную силу врага и богатырство Ильи. Сделать вывод о том, что чем сильнее враг, тем большим мужеством и физической силой должен обладать богатырь. Дать понятие гиперболы. Объяснить, что прием гиперболы помогает обобщить жизненные явления, сделать их более заметными и яркими. Богатырь, олицетворяющий весь русский народ, и Соловей Разбойник, заключающий в себе народные представления о вражеской силе, вбирают в себя черты и качества многих сотен защитников народа и многих сотен неприятелей.

Анализ эпизода завершить его выразительным чтением.

Выяснить роль повторений в былине. Учащиеся должны ответить на вопрос: "Сколько раз в былине описывается Соловей Разбойник и с какой целью?", найти троекратные повторения, определить, что они еще больше подчеркивают несгибаемое мужество и отвагу богатыря.

Повторению эпизодов соответствует повторение отдельных слов и целых фраз; учащиеся отыскивают в тексте былины яркие примеры повторов и определяют их назначение: они ведут к большей выразительности речи.

Провести наблюдение над языком былины, дать понятие постоянных определений, отыскать их в тексте былины.

Сделать обобщение о построении былин. Как правило, былины начинаются зачином, в котором в отличие от сказок указывается место и время действия. (Вспомнить лишенное конкретности традиционное начало многих сказок: "В некотором царстве, в некотором государстве..."). В отдельных былинах перед зачином бывает запев.

За зачином следует центральная часть былины, повествующая о подвигах богатыря. Повествование в ней ведется величаво и торжественно, действие как бы замедляется. Это замедление достигается употреблением так называемых общих мест (седлание коня, изображение вражеской силы и т. д.) и повторений.

В былинах изображается единоборство богатырей, все внимание сосредоточено на главном герое, совершающем великие подвиги. Каждая деталь будет необходима в предстоящей битве, поэтому сказители считают обязательным описать богатырей подробно. Действие былины обычно завершается концовкой.

В заключение желательно прослушать былину "Илья Муромец и Соловей Разбойник" в грамзаписи. Это поможет учащимся почувствовать все своеобразие былины, научит правильно читать ее.

Дома учащиеся готовят пересказ статьи "О былине" и выразительное чтение эпизода единоборства Ильи Муромца с Соловьем Разбойником.

Урок третий посвящается анализу образа Ильи Муромца в единстве со всей системой художественных средств.

Примерные вопросы для беседы:

1. Кто такой Илья Муромец?

2. Почему он покинул родной Муром? Куда и зачем он направляется? Подтвердите свою мысль текстом.

3. О чем был предупрежден богатырь? Как характеризует его решение ехать прямоезжей дорогой.

4. Как повел себя Илья Муромец, встретившись со страшным врагом?

Выяснить черты характера Ильи Муромца, проявленные в борьбе с врагами: мужество, любовь к родине и народу (обращаем внимание на преувеличение богатырской силы Ильи Муромца и его верного коня).

Во время беседы уместно рассмотреть рисунок художника Е. Кибрика и рассказать, как художник использовал в своем рисунке прием гиперболы.

Выяснить роль повторений в былине. Учащиеся продумывают вопрос: сколько раз в былине описывается Соловей Разбойник и с какой целью? - и находят троекратные повторения.

Разъяснить, что троекратное повторение описаний зловещей силы Соловья Разбойника еще больше подчеркивает несгибаемое мужество и отвагу богатыря, которого не испугал страшный враг. Повторяются не только эпизоды, но отдельные строки, слова.

Определить, во имя чего совершает Илья свои богатырские подвиги. Учащиеся отвечают словами текста: "Тебе полно - тко слезить да отцов-матерей...". Можно обратиться и к другим вариантам былины, в которых идея служения богатыря народу выражена еще определеннее. В одном из вариантов былины Илья говорит: "Я иду служить за веру христианскую, и за землю русскую, да и за стольный Киев-град, за вдов, за сирот, за бедных людей".

Заступаясь за обиженных, Илья не склоняет головы перед князем, ведет себя с ним с достоинством. Зачитать ответ богатыря. Обращаясь к тексту былины установить, что даже враг, преклоняясь перед бесстрашием Ильи, оказывает предпочтение ему, а не князю.

Вспомнить, в каких еще поступках и в отношениях с людьми раскрывается характер Ильи Муромца.

Подвести итог наблюдениям, выделить главные черты героя - бескорыстие, самоотверженную любовь к народу и родине, готовность встать на защиту всех бесправных, умение постоять за свое человеческое достоинство, способность подчинять личные чувства интересам народа и государства.

Интересно задать вопрос: как сказитель выразил свое отношение к богатырю?

Анализируя язык былины, учащиеся находят эпитеты, характеризующие богатыря и его врагов. Углубляется понятие эпитета, отыскиваются постоянные эпитеты для описания коня (добрый), дорожки (прямоезжая), лука (тугой, разрывчатый), посвиста (соловьиный) и т. д. Находятся уменьшительно-ласкательные формы слов, выражающие народную любовь к богатырю (удаленький молодец), к родной стране (цветочки, лесушки).

Работу над образом богатыря завершить составлением плана к характеристике Ильи Муромца.

Примерный план

1. Илья Муромец - любимый народный богатырь.

2. Происхождение героя.

3. Любовь к родине, стремление служить своему народу.

4. Черты характера Ильи Муромца:

а) сила и стойкость, мужество и самоотверженность;

б) бескорыстие и скромность;

в) чувство собственного достоинства.

5. Прославление в былине героев, защищавших родную землю.

Подводя итог наблюдениям, над образом героя, подчеркнуть, что Илья Муромец - воплощение неисчислимых сил великого народа.

Былинные герои, бесстрашные и настойчивые в достижении цели, становились примером для подражания, пробуждали в людях высокие патриотические чувства. Боевая жизнь богатырей напоминала о героическом прошлом русского народа, звала на борьбу с иноземными захватчиками.

Былины не только знакомят с прошлым нашего народа. Они доставляют людям эстетическое наслаждение, помогают формированию в человеке лучших его качеств. Только русский народ оказался хранителем былин.

О влиянии былин на развитие других видов искусства учащиеся узнают из следующего урока развития речи.

Урок развития речи. Работа по картине В.М. Васнецова "Богатыри".

На этом уроке продолжить развивать творческие способности учащихся, их умение анализировать картину, познакомить с творчеством В. М. Васнецова.

После краткого повторения с учащимися того, что они знают об устном народном творчестве русских писателей, композиторов и художников, о творчестве В. М. Васнецова, учитель рассказывает о работе художника над "Богатырями" (1873-1898). (Материал о его работе над картиной можно найти в монографии Н. Моргунова, Н. Моргуновой - Рудницкой, В. М. Васнецов, "Искусство", 1962).

В картине "Богатыри" все продумано до мельчайших деталей, все подчинено главной мысли: показать благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа. Полностью картина называлась: "Богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный", имела она и другое название "На Киевской заставе".

Беседу по картине можно провести по вопросам:

1. Какой период из жизни русского государства отражен на картине? Что вы знаете о нем?

2. Кого изобразил художник на полотне?

3. Каков фон картины?

Ответы на эти вопросы предполагают краткие сведения об эпохе, когда Русь должна была защищаться от врагов. Ее защитники - известные по былинам любимые герои - богатыри - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Фон картины - типичный русский пейзаж: степь, поросшая ковылем, темный лес, курганы.

Обратить внимание на то, что ни в окончательном названии, ни в подписи не сказано о защите родной земли, но позы героев, их силуэты, детали картины говорят об этом. Это первое впечатление от картины. Следующий этап работы - выяснение главной мысли ее, выраженной в фигурах богатырей.

4. Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание? Почему?

5. Что мы знаем об Илье Муромце из былин? Как народ рассказывает о его подвигах, силе богатырской? Во имя чего он их совершает? Что общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине? Какие детали портрета раскрывают облик героя?

6. Какими красками написан Илья Муромец и почему?

Фигура богатыря написана в желтых, темно - синих, серых и черных тонах, эти холодные тона подчеркивают суровую простоту в облике крестьянского сына Ильи Муромца.

7. Таким ли вы представляли себе богатыря, читая былины?

8. Как нарисовал В. М. Васнецов другого богатыря - Добрыню Никитича? Что вы знаете о нем из былин?

Добрыня - побратим Ильи, тоже богатырь-герой, сын богатого гостя (купца) рязанского. Он прославился своей борьбой за русскую землю с ханом Батыгой (Батыем). Былины описывают его, как рассудительного богатыря, дипломата. Благодаря своему уму, он добивается успеха. Добрыня нарисован по правую руку от Ильи. Чертами лица напоминает самого художника. У него умный взгляд, он пытливо смотрит вдаль. Как и Илья, Добрыня храбр, силен. Но одет он в богатый кафтан, меч у него в золотых ножнах. "Белеюшко" Добрыни в нарядной сбруе. Интересна деталь: полумесяцы на сбруе - символ победы богатыря над злым татарином. Фигура богатыря написана в ярких тонах: зеленых, красных, золотых - любимых народом цветах.

9. Как нарисован третий богатырь - Алеша Попович? Что вы знаете о нем из былин?

Алеша Попович - тоже побратим Ильи, "сын соборного попа ростовского"; он молод, но победил злого Тугарина Змеевича, много раз отважно дрался с кочевниками, тоже защитник земли русской, действует против врага находчивостью и хитростью. Рядом с Ильей он кажется особенно стройным, вооружен щегольски, у седла висят гусли. Конь Алеши легкий на бегу, выносливый, как и хозяин.

10. Что объединяет богатырей в грозную силу? Обратить внимание на роль деталей.

11. Какие детали на полотне указывают на приближение опасности?

Опасность приближается справа: конь Добрыни повернул голову вправо и т. д.

12. Что усиливает впечатление силы и мощи богатырей? Размеры полотна, его монументальность, детали пейзажа - маленькие елочки у ног лошадей.

13. Какие детали пейзажа помогают увидеть тревожность времени?

Небо облачное, осеннее. Гонит ветер тучи, колышет пожелтевшую траву в степи, разметал гривы и хвосты богатырским коням.

14. Какие еще названия можно дать картине?

"В дозоре", "Богатырская застава", "На страже своих границ".

15. Что роднит полотно. В. М. Васнецова с былинами?

Обобщение учителя должно быть лаконичным и эмоциональным. В нем ведущей должна быть мысль о неувядающей молодости васнецовского полотна, проникнутого горячей верой в силу и величие России. Картина близка нам своей глубокой идейностью, патриотическим чувством и поэтической правдой. Нам особенно дороги образы защитников русской земли, справедливых стражей народного покоя.

В результате коллективной работы учащиеся составляют план сочинения.

Примерный план

1. Великий русский художник В. М. Васнецов.

2. История создания картины "Богатыри".

3. Эпоха, отраженная в ней.

4. Герои васнецовского полотна (внешний вид их, выражение лица, поза, характер богатырей).

5. Главная мысль картины.

Следующий этап работы - собирание и запись материалов наблюдений, работа над сочинением.

Дома учащиеся дописывают сочинение.

Литература.

1. Былины. Составление, вступительная статья, обработка текстов и словарь Ю.Г. Круглова. - М.: Просвещение. 1993 год.

2. Дубицкая М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4 - 5 классах. Киев, 1980 год.

3. Пастон Э.В. Виктор Васнецов. - М.: Слово. 1998 год (Картинная галерея)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок 3 Тема. Древнерусские былины об Илье Муромце (по выбору учителя). История Киевской Руси как основа былин (на русском языке), зарубіжна література 7 клас

Урок 3 Тема. Древнерусские былины об Илье Муромце (по выбору учителя). История Киевской Руси как основа былин (на русском языке), зарубіжна література 7 клас

Цель: онакомить учащихся с особенностями жанра и содержанием былин «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; формировать навыки выразительного чтения былины; совершенствовать умение учащихся подтверждать свое мнение примерами из текста произведения; воспитывать культуру речи, совершенствовать культуру восприятия произведений разных видов искусства и умение устанавливать ассоциативные связи между ними.

Оборудование: 3—4 репродукции картин В. Васнецова («Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Гусляры», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Богатырский скок»).

 

 

ХОД УРОКА 3 Тема. Древнерусские былины об Илье Муромце (по выбору учителя). История Киевской Руси как основа былин (на русском языке), зарубіжна література 7 клас

 

І. Актуализация опорных знаний учащихся

Беседа по домашнему заданию

1. Какими были первые произведения о героическом прошлом — фольклорными или авторскими? Почему вы так считаете?

2. Почему, в отличие от сказок, в этих произведениях много исторических реалий, конкретных имен?

3. Почему эти произведения, как правило, не очень большие по объему?

4. Как по-вашему, что тут больше интересует автора и слушателей (читателей) — непосредственно события или чувства, связанные с ними?

5. Что вы можете сказать об авторах и исполнителях этих произведений?

6. Какие фольклорные жанры вы можете назвать? (Былина, дума, героическая песня, баллада)

 

ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Слово учителя

— Поскольку мы с вами говорим сегодня на уроке на русском языке, то вы, наверное, догадались, что наш путь сегодня пролегает через Киевскую Русь, героическое прошлое нашего народа. (Обращение к репродукции «Гусляры».)

zarubizna_literatura_7_klas-7

Худ. В. Васнецов. Гусляры

Вот они — первые создатели и хранители славных страниц истории — гусляры с полотна В. Васнецова. Белые домотканые свитки, простые лапти. На их торжественных, одухотворенных лицах будто отражается то, о чем решили поведать легендарные сказители.

Как, по-вашему, распределены роли в этом трио? Какими вам представляются характеры исполнителей?..

История не сохранила имен исполнителей и авторов народных сказаний о прошлом, но в более поздних литературных произведениях можно встретить упоминание о гусляре Бояне, повествующем о походе князя Игоря, а у Тараса Шевченко есть строки, посвященные кобзарю Перебенде.

2. Работа над развитием связной речи учащихся, умением воспринимать картину

Мини-экскурсия по картине В. Васнецова «Богатыри». (Можете ли вы назвать имена богатырей на картине? Чем выделяется Илья Муромец среди своих товарищей? Против какого врага стоят богатыри «на заставе»?)

zarubizna_literatura_7_klas-9

Худ. В. Васнецов. Богатыри

3. Определение жанра

Словарная работа

Учитель. Жанр произведений, в которых рассказывается о подвигах легендарных богатырей, называется былиной.

1. Обращение к словарю литературоведческих терминов

Былина — героическая песня повествовательного характера, возникшая как выражение исторического сознания русского народа в IX—XIII вв.

Былина отразила историческую действительность в образах, жизненная, реальная основа которых обогащена фантастическим вымыслом. Как виду устного народного творчества былине присущ особенный песенно-этический способ воспроизведения реальности.

2. Сравнение данного определения с определением жанра по учебнику

Былина — жанр русского фольклора, эпическая песнь героического содержания, повествующая о подвигах русских богатырей и отражающая жизнь средневековой Руси.

Учитель. Чем первое определение отличается от второго? Обязательно ли упоминание в определении о фантастическом вымысле и в чем заключаются особенности эпической песни?

4. Комментированное чтение былины «илья Муромец и соловей разбойник»

(Обратить внимание учащихся на особый ритм былины, напевность, перенесение ударений и сокращение отдельных слогов — гласных в слабой позиции.)

1. Чтение фрагмента (от начала былины и до слов

«А и побил он эту силу всю великую»)

• Что вы можете сказать применительно к этому отрывку о соответствии данного произведения былинному жанру? (Наличие реальных названий; повторение предлогов, отдельных слов и синтаксических конструкций; разговорной частицы -то; уменьшительно-ласкательных слов типа: «силушка», «удаленький», «обеденка»; введение некоторых фантастических элементов — преувеличений:

Он стоял заутреню во Муроме,Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.)

• С другой стороны, так ли уж вымышлена эта «силушка великая»?.. Вспомним русскую историю, набеги татар и половцев. (Обращение к картине В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».)

2. Чтение следующего фрагмента (от фразы «Он подъехал-то под славный под Чернигов-град» до слов «Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал» (с объяснением слов «заколодела», «замуравела»))

• Можно ли и здесь отметить уже известные нам особенности жанра былины?..

• Что нового добавилось в этом отрывке? (Вражеская сила персонифицировалась в образе Соловья Разбойника.)

• Встречались ли мы уже с подобным явлением? (Да. Змей-Горыныч в русских народных сказках или Гидра в древнегреческой мифологии.) Обращение к репродукциям с картин В. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».

zarubizna_literatura_7_klas-10

Худ. В. Васнецов. Бой Добрыни Никитичас семиглавым Змеем Горынычем

3. Записи в тетради

Былина — жанр русского фольклора, эпическое произведение героического содержания, повествующая о подвигах русских богатырей и отражающая жизнь Руси ІХ—ХІІІ в., включающая, кроме реалий, фантастический вымысел.

Гипербола — преувеличение свойств какого-либо предмета или явления.

Обращение к картине В. Васнецова «Богатырский скок» как иллюстрации данного художественного средства в живописи (пример из фрагмента текста приводят учащиеся), былине.

4. Чтение фрагмента (от фразы «Подъезжает он ко речке ко Смородинке» до «Мимо гнездышка повез да соловьиного»)

• Что снова повторяется в этом отрывке и почему? (Описание силы и мощи Соловья Разбойника)

• Что помогло Илье Муромцу одержать победу?

• Дайте описание вооружения богатыря.

(Проводится толкование слов «тетива», «стремя», «булатный», «лук разрывчатый», т. е. тугой, издающий при стрельбе резкий звук.

Внимание учащихся обращается на то, что определения к этим словам являются эпитетами, создающими художественный образ. Они в былине соотносятся с определенными понятиями, т. е. являются постоянными и характерными для устного народного творчества.)

5. Чтение фрагмента (от фразы «Во том гнездышке да соловьином» до слов «Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град»)

• Что еще из особенностей устного народного творчества можно отметить в данном отрывке? (Троекратное повторение)

6. Подведение итогов комментированного чтения

• Что мы можем сказать о славном богатыре Илье Муромце, исходя из текста былины?

• Только ли о силе и храбрости богатыря идет речь в произведении? Прокомментируйте слова Ильи: «Я не йду к вам во Чернигов воеводой».

ІІІ. Подведение итогов урока

  • С каким новым литературным жанром мы познакомились?
  • Какая главная особенность жанра отражена в его названии?
  • О каких еще особенностях былины мы сегодня говорили?
  • Над чем мы еще сегодня работали? (Пытались устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства.)

 

IV. Домашнее задание

Дочитать былину до конца, работая над выразительным чтением; подготовить рассказ о жанровых особенностях былины с примерами из текста былины.

Урок 3 Тема. Древнерусские былины об Илье Муромце (по выбору учителя). История Киевской Руси как основа былин (на русском языке), зарубіжна література 7 клас

Повернутися на сторінку Конспекти уроків зарубіжної літератури 7 клас

gorodenok.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта