Добрыня Никитич и Змей Горыныч. Добрыня никитич и змей горыныч картина васнецова


Добрыня Никитич — WiKi

Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса[1].

МифологияМестностьПолОтецМатьСупругаСвязанные персонажиПроисхождениеУпоминания
Добрыня Никитич
Dobrinya.jpgВиктор Васнецов. Фрагмент картины «Богатыри», изображающий Добрыню

былинный богатырь

Славянская

Русь

мужской

Никита Романович

Амелфа Тимофеевна

Настасья Микулишна

Настасья Микулишна (жена)

княжеское или купеческое, Рязань

«Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем»; «Добрыня и Змей»; «Добрыня и Маринка»; «Добрыня и Настасья»; «Добрыня и Алёша»; «Добрыня и Василий Казимирович» и другие

Commons-logo.svg Иллюстрации на Викискладе
Андрей Рябушкин. «Добрыня Никитич». 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри».

Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена — Настасья, дочь Микулы Селяниновича. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Добрыню иногда величают князем[2], а иногда племянником Владимира Красного Солнышка[3]. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты. Богатырь умён, образован[4] и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.

Былинные сюжеты

По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них (№ 14-19 по составленному Азбелевым указателю[5]).

14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем

15. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну)

16. Добрыня и Маринка[6][7][8]

17. Добрыня и Настасья

18. Добрыня и Алёша («Добрыня в отъезде», «Добрыня на свадьбе своей жены»)

19. Добрыня и Василий Казимирович

По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками (особенно популярны № 15, 18, 19, 24). Сюжеты № 16 и 17 известны в единичных записях.

Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае Ивановиче (№ 23 и 24 по составленному Азбелевым указателю[9]).

23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем

24. Дунай Иванович — сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)

Характер и прототип

Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством» — то есть учтивостью и дипломатичностью. Добрыня разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий»[10].

Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря.

В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня. Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, — его роль как змееборца и свата. В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.

Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области, о чём свидетельствует новгородское предание о змияке[11].

Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыне Никитиче в отъезде — не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос, когда он вошёл в репертуар скоморохов.

Былина о Марине — переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке. Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это — песнь о добром молодце и реке Смородине[12]. Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае.

История исследований

Былины о Добрыне-змееборце рассматриваются В. Ф. Миллером в его «Экскурсах в область русского народного эпоса»[13]. Указав на сходство между Добрыней и змееборцами русских духовных стихов, Георгием Победоносцем и Фёдором Тироном, автор проводит между ними следующую аналогию: подобно тому, как в церковно-народной среде к имени великомученика Георгия некогда (вероятно, в Сирии) прикрепился мотив змееборства, как внешняя оболочка религиозного духовного подвига — распространения христианства, — так в былине о Добрыне-змееборце отразилась, в эпических чертах, энергическая и памятная некогда на Руси деятельность исторического дяди Владимира, Добрыни, по распространению христианства, сопровождавшаяся свержением идолов и массовым насильственным крещением язычников. Для подтверждения этой мысли автор рассматривает рассказ о насильственном крещении Добрыней новгородцев, сохранившийся в так называемой Иоакимовской летописи, и указывает некоторые исторические отголоски в былинах о Добрыне. Намёки на крещение автор видит в купанье Добрыни Никитича, в названии реки — Пучае (то есть Почайне). Летописная связь Добрыни Никитича с тысяцким Путятой (выразившаяся в известной пословице: Путята крести мечом, а Добрыня огнём) отразилась в былине в отчестве Забавы Путятичны, спасённой Добрыней от змея. Отголоски летописного сказания о добывании Добрыней Никитичем Рогнеды-Гориславы для Владимира[14] указывает тот же исследователь в статье «Добрыня-сват»[15]. Параллели к былинам об отъезде Добрыни Никитича и выходе его жены за Алёшу Поповича указаны Миллером в турецкой сказке об Ашик-Керибе[16].

Подробный анализ обращения Добрыни Никитича Мариной в тура — золотые рога представил профессор Николай Сумцов[17]. Он приводит множество параллелей из сказок разных народов о жене-волшебнице. Одна подробность того же былинного сюжета — стреляние Добрыней в голубей, сидящих на тереме Марины — сопоставлена Вс. Миллером с талмудическим апокрифом о стрелянии царя Давида в птицу, сидевшую над моющейся Вирсавией[18].

Образ в культуре

Объекты, названные в честь Добрыни

Изобразительное искусство

Музыка

Фильмы

Мультфильмы

См. также

Примечания

  1. ↑ Как по числу связанных с его именем былинных сюжетов, так и по числу записанных от разных сказителей вариантов, что может быть доказано обращением к указателю: Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 278—288.
  2. ↑ Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2: Добрыня Никитич, богатырь-боярин; богатырь Алеша Попович; Василий Казимирович, богатырь-дьяк. С. 11
  3. ↑ Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2. С. 19, 22, 45
  4. ↑ Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2. С. 49
  5. ↑ Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 285—287.
  6. ↑ Козловский С. В. Отражение древнерусской социальной практики в былине «о Добрыне и Маринке» // Вестник Удмуртского университета. 2016. Том 26. Вып. 4.
  7. ↑ Лестев А. В. Добрыня и Маринка. Выявление древнего мифа, лежащего в основе былины // Язык и текст langpsy.ru. 2014. №2.
  8. ↑ Жуйкова М. В. Зачем Маринка сожгла следы Добрыни? (заметки о происхождении любовной магии) // Антропологический форум. 2006 №4
  9. ↑ Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 288.
  10. ↑ Нефедов Г. Ф. Севернорусские говоры как материал для истории // Учёные записки Ленинградского ун-та. Серия филологич. наук. Вып. 2. № 33. Л., 1939. С. 258-259)
  11. ↑ См. Вс. Миллера, «Материалы для истории былинных сюжетов», X, «К былинам о Д.-змееборце», в «Этнографическом Обозрении», кн. XV, стр. 129—131.
  12. ↑ Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 2. С. 61
  13. ↑ Миллер В. Ф., Экскурсы в область русского народного эпоса — М., 1892 — С. 32—54
  14. ↑ См. Летопись по Лаврентьевскому списку под 1128 г.
  15. ↑ Этнографическое Обозрение, 1893, кн. XVII
  16. ↑ См. «Экскурсы» — приложение, стр. 22—25 и «Ж. M. H. Пр.», 1893, № 1, отд. 2, стр. 233 и сл. См. также О. Миллер, «Илья Муромец», стр. 523; Кирпичников, «Поэмы ломбардского цикла», стр. 179, 182; Дашкевич, «Алёша Попович», стр. 49; Халанский, «Великорусские былины», гл. III, стр. 13
  17. ↑ Этнографическое Обозрение. 1892, кн. XIII и XIV, стр. 143 и сл.
  18. ↑ См. «Материалы для истории былинных сюжетов» VI, в «Этнографическом Обозрении», кн. XIII—XIV, стр. 112—115)

Литература

Ссылки

ru-wiki.org

Какими были подвиги Добрыни Никитича? Какое основное занятие Добрыни Никитича?

Основное занятие Добрыни Никитича - защита Руси от внешних врагов. Этот русский богатырь по своей значимости занимает вторую позицию после Ильи Муромца. Вместе с Алешей Поповичем они образуют знаменитую тройку богатырей. Кроме того, былина о Добрыне Никитиче упоминает его как родственника князя. В других сказаниях богатырь зовется племянником Владимира. Из всех богатырей он чаще всех выполняет поручения князя: сосватать Владимиру невесту, провести переговоры с каликами перехожими, проверить похвальбу Дюка. Богатырь Добрыня Никитич отправляется в качестве спутника Василия Казимировича на важное задание – собрать дань в орде.

основное занятие Добрыни Никитича

Откуда богатырь родом?

В некоторых былинах упоминается купеческое происхождение Добрыни Никитича. Родом богатырь из Рязани, является сыном Никиты Романовича. Отец умирает рано, поэтому воспитывает мальчика мать. Она отдает сына на ученье, где обучают «хитрой грамоте». Былина о Добрыне Никитиче постоянно упоминаетего воспитание и знание манер. Богатырь умеет петь, играть на гуслях. Он искусный игрок в шахматы, победить его не может даже знаток этой игры – татарский хан. Качества Добрыни Никитича венчает умение превосходно стрелять: в этом искусстве богатырю нет равных.

Сражение со Змеем Горынычем

В одной из былин упоминается основное занятие Добрыни Никитича в детстве: противостояние змеиному племени. Уже тогда «молоденький Добрынюшко» ездит на коне в поле «малых змеенышей потаптывать». В сказании «Добрыня Никитич и змей» повествуется о главном подвиге богатыря. Перед сражением главный герой отправляется к Печай реке, где обитает Змей Горыныч. Вопреки предостережениям матери, он заходит в речную воду. Как только безоружный Добрыня оказывается на середине реки, появляется Змей. Надвисая в воздухе, Горыныч сыплет дождем и огненными искрами. Отважный герой ныряет в воду и добирается до берега.подвиги Добрыни Никитича

Там он вступает в бой со Змеем, в результате которого сокрушает противника. Пав на землю, Горыныч вымаливает пощаду, просит не рубить ему головы. Богатырь решает отпустить побежденного противника. Однако, воспользовавшись добротой Добрыни, коварный Змей пролетает над Киевом, совершая похищение любимой племянницы князя – Забавы Путятишны. Подвиги Добрыни Никитича включают спасение Забавы. По княжескому поручению он направляется в змеиную нору и освобождает девушку.

богатырь Добрыня Никитич

Крещение Руси как основа сюжета борьбы со Змеем Горынычем

Существует мнение, что в подвиге Добрыни Никитича, описывающем противостояние со змеем, отражено событие крещения Руси. Это связано с некоторыми мотивами: купание богатыря в реке, сражение змея с помощью «шапки греческой земли», а как известно, христианство пришло из Греции. В сказании как бы проводится аналогия между действиями Добрыни Никитича и дядей князя, принимавшем участие в крещении Руси.

былина о Добрыне Никитиче

Другие подвиги Добрыни Никитича

Противостояние богатыря со змеем имеет аналогии с другими сражениями. В роли противников героя выступают и вредоносное существо по образу бабы Яги, и поляницы. Богатырь Добрыня Никитич сражается и против Дуная, Ильи Муромца, Алеши Поповича – воинов своего круга. После боев следует их примирение, что означает образование «крестового братства».

Очень символичен сюжет: Добрыня Никитич и Маринка. Марина Игнатьевна завлекает богатыря к себе в дом, после чего предлагает ему жениться на ней. В ответ на отказ женщина прибегает к помощи своих колдовских чар, в результате чего богатырь оборачивается «гнедым туром». По одной из версий, колдунье все-таки удается женить на себе Добрыню. На помощь богатырю приходит его мать. Однако Маринка не оставляет попыток сделаться женой Добрыни Никитича. Обернувшись птицей, она летит к дому богатыря и снова настаивает на женитьбе, предлагая в обмен вернуть ему человеческий облик. Добрыня соглашается на условия, но лишь для того, чтобы, став снова богатырем, жестоко казнить обольстительницу. По другой версии мать Добрыни превращает Маринку в сороку.

В данном сюжете снова проводится аналогия с мифологизированным образом – Мариной Мнишек. Она также занималась колдовством и вела распутную жизнь. Предания повествуют, что спастись ей тоже удалось, обернувшись сорокой.

Поиск невесты для князя

Так как основное занятие Добрыни Никитича было неразрывно связано с выполнением княжеских поручений, немаловажным является былина о поиске невесты для Владимира. По заявленным качествам подходила Опракса королевишна. Вместе с Дунаем Ивановичем богатырь добывает для князя невесту.качества Добрыни Никитича Этот эпизод связан с историческим событием, упоминавшимся в летописи. Согласно ему, Владимир дает указание Добрыне поехать в Полоцк и попросить дочь Рогволода стать женой князя.

Гость на свадьбе своей жены

Стоит также упомянуть известный эпизод сватовства Алеши Поповича к жене богатыря Настасье. Основное занятие Добрыни Никитича - защита киевского народа от внешних врагов. Уезжая на чужбину в поисках противника, Добрыня наказывает своей жене ждать его двенадцать лет. Однако хитрый Алеша Попович вскоре приносит Настасье весть о якобы гибели мужа. В качестве свата, просящего Настасью выйти за Алешу, выступает сам князь. Под давлением Владимира ей ничего не остается, как согласиться на свадьбу. Во время пира появляется Добрыня Никитич, переодетый в скомороха. Попросив разрешения, он начинает игру на гуслях. В этот момент Настасья узнает в загадочном госте своего супруга. Добрыня Никитич расправляется с Алешей за подлый обман. В их ссору вмешивается Илья Муромец. Напоминая обоим, что все они «крестовые братья», он играет роль примирителя между богатырями.

fb.ru

Добрыня Никитич Википедия

Андрей Рябушкин. «Добрыня Никитич». 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри».

Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса[1].

Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена — Настасья, дочь Микулы Селяниновича. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Добрыню иногда величают князем[2], а иногда племянником Владимира Красного Солнышка[3]. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты. Богатырь умён, образован[4] и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.

ru-wiki.ru

Добрыня Никитич и Змей Горыныч

Эта статья о мультфильме 2006 года; о мультфильме 1965 года см. Добрыня Никитич (мультфильм)

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» — полнометражный мультфильм студии «Мельница».

Является примером полнометражного семейного мультфильма, жанра для российской мультипликации нового. Гонец Елисей влюбляется в красавицу Забаву Путятишну и готов ради неё на всё, даже сразиться со Змеем Горынычем. Второй мультфильм пенталогии «Три богатыря».

С января 2011 года мультфильм лицензионно издается на DVD компанией «Мистерия звука».

Сюжет

Не перевелись ещё богатыри на земле русской! И один из них — доблестный воин Добрыня Никитич, состоящий на службе у Князя Киевского. И, казалось бы, кому, как не Добрыне Никитичу, должен поручить Князь Владимир непростую задачу — спасти Забаву из когтистых лап похитившего её Змея Горыныча? Но не отпускает Князь Добрыню на поиски племянницы.

Нелегко, ох нелегко придется Добрыне и его юному ученику Елисею. Тем более, что не знает Добрыня, и даже не догадывается, что Князь сам поставлен в безвыходное положение, и что он вовсе не заинтересован в возвращении племянницы.

Тяжкое испытание предстоит Добрыне — познать горечь предательства. Но не суждено будет сбыться злодейским планам — и даже коварная Баба Яга окажется бессильна перед прямым и честным Добрыней и другом его Елисеем!

Персонажи

  • Добрыня Никитич — один из главных героев, богатырь.
  • Гонец Елисей — один из главных героев. Юнец, мечтающий о подвигах; однако при каждой попытке совершить подвиг попадает в плен, и Добрыне приходится его вызволять. Влюблён в Забаву. Называл себя Елисей Силович.
  • Забава — княжна. Племянница князя киевского Владимира. Влюблена в Елисея.
  • Князь киевский — хитёр, жаден, но трусоват. Должник Колывана.
  • Змей Горыныч — один из главных героев. Врёт, не задумываясь о последствиях, немного глуп, весёлый, гостеприимный. В отличие от сказок, в мультфильме является положительным героем. Должник Колывана.
  • Колыван — знатный купец, один из главных злодеев. Отлично играет в лото, благодаря чему имеет много должников, которыми пользуется в корыстных целях. Умён, коварен и труслив. В конце мультфильма избежал казни (или прощения), сбежав.
  • Баба Яга — потомственная ведьма в шестом поколении. Корыстолюбивая, но не такая злая, как в сказках. Должница Колывана.
  • Бекет — крымский хан. Страдает склерозом, пытался убить Елисея. Пытался также побить своим войском Добрыню, но тот разбил его войско и забрал всё, что было у Бекета. Должник Колывана.

Голоса персонажей

Исполнители песен

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Александр Боярский, Илья Максимов, Максим Свешников
  • Режиссёр: Илья Максимов
  • Художник-постановщик: Ольга Овинникова
  • Композитор: Валентин Васенков
  • Звукорежиссёр: Владимир Голоунин
  • Операторы: Ирина Ершова, Татьяна Присяч, Нина Сорокина
  • Монтаж: Сергей Глезин
  • Художники по фонам: Ольга Овинникова, Татьяна Клейн, Елена Лаврентьева, Паола Диас-Сильва, Екатерина Беляева-Чернышева, Майя Завьялова
  • Разработка персонажей: Ольга Овинникова, Илья Максимов, Людмила Стеблянко, Светлана Варфоломеева, Марина Михеева, Елена Лаврентьева.
  • Спецэффекты: Максим Ковбас, Марина Егорова, Роман Смородин
  • Трёхмерная графика: Михаил Козлов (руководитель отдела), Роман Быков, Пётр Петрухин, Станислав Алексеев, Алина Чернова, Дмитрий Крюков, Виктория Карпова, Илья Соловьёв, Татьяна Сарана, Ксения Метлицкая
  • Редактор: Валерий Фёдорович
  • Директор: Елена Дмитриева
  • Продюсеры: Сергей Сельянов, Александр Боярский

Интересные факты

Скрытый кадр в финале
  • Если покадрово просмотреть финальную сцену мультфильма, где камера с большой скоростью проезжает по свадебному столу, то можно заметить 25 кадр, где четыре мультипликационных персонажа изображены с человеческими головами.
  • В шатре хана висит изображение Тугарина из предыдущего мультфильма про Алёшу Поповича.
  • Добрыня — единственный персонаж в пенталогии, который был женат до приключений.
  • Странно, что Елисей появляется в игре «Mount and Blade: Огнем и Мечем», где рассказывает главному герою, что он солдат и никогда не пил, из-за чего его прогнали со службы — не пожелал пить за здоровье царя.

Примечания

Ссылки

dal.academic.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта