Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка". 3-й класс. 3 класс сочинение по картине васнецова аленушка


Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Формировать умение составлять художественное описание;
  • Показать отличие картины от иллюстрации;
  • Формировать умение выделять микротемы в описании;
  • Развивать умение составлять план и придерживаться его в составлении связного текста

Оборудование: Картина В. М. Васнецова «Аленушка», С. И. Ожегов Словарь русского языка, карточки с лексическим словарем настроений

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня у нас особый урок. Мы будем учиться писать сочинение по картине. Что такое сочинение?

Ученик: Сочинение – это то, что создает сам человек, это его мысли о чем-нибудь.

Учитель: А как толковый словарь С.И. Ожегова дает лексическое значение слова?

Ученик (читает по словарю).

  1. То, что сочинено, художественное, научное произведение.
  2. Сочинение – это вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
  3. В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по способу сочинительной связи.

Учитель: Какое значение слова подходит к теме нашего урока?

Ученик: К теме урока подходит толкование во втором значении.

Учитель: Так чему мы будем учиться на уроке?

Ученик: Мы будем учиться писать сочинение по картине, учиться излагать свои мысли, рассматривая картину.

Учитель: Хлопните в ладоши, кто хочет научиться составлять художественное описание, выделять микротемы в описании, составлять план и придерживаться его в составлении связного текста и узнать, чем отличается картина от иллюстрации к художественному произведению.

III. Подготовка к восприятию картины

Учитель: На прошлом уроке литературного чтения мы с вами работали над русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сегодня мы рассмотрим картину В.М. Васнецова «Аленушка» и напишем по ней сочинение. Вы знаете, что сказка повествует нам об Аленушке, но описания героини в сказке нет. Вам было задано задание домой: представить Аленушку, ее внешний облик, подобрать слова, характеризующие девушку, нарисовать рисунки.

IV. Рассматривание рисунков, картины

Учитель: В сказке мы узнаем, что происходит с Аленушкой. А какой она вам представляется?

Ученики: Добрая, спокойная, красивая, заботливая, скромная.

Учитель: Из всех рисунков выберете те, которые соответствуют словесной характеристике героини.

(Ученики выбирают рисунки и объясняют свой выбор.)

Учитель: А в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки?

Ученик: Когда ее братец превратился в козленочка, когда злая ведьма его утащила.

Учитель: А как вы представляете облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда?

Ученик: Она была грустной и печальной.

Учитель: Художник В.М. Васнецов поможет нам увидеть сегодня Аленушку. Он написал картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление об Аленушке от представлений художника?

Ученик: Нет, художник изобразил героигю, наверное, в тот момент, когда братец превратился в козленочка. Аленушка грустная и печальная.

Учитель: Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке?

Ученик: Это не иллюстрация. Иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми деталями, взятыми из содержания. В сказке злые люди утопили Аленушку, козленочек прибежал к омуту, зовет сестрицу. Здесь нет ни ведьмы, ни козленочка.

Учитель: Да, это не иллюстрация, это картина, на которой Васнецов В. М. показывает нам обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней. Васнецов не старался передать в точности историю про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Он как бы вспомнил все сказки о детях-сиротах – бедных, обиженных, но добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ всегда говорит о них с любовью. И Васнецов передал в картине эту любовь.

Внимательно рассмотрите картину, обратите внимание на позу девушки, рассмотрите природу, которая ее окружает.

(Дети рассматривают картину.)

V. Беседа по картине

Учитель: Закройте глаза, попробуйте представить себе картину и скажите, что вы видите ярче всего?

Ученик: Мы видим Аленушку, ее печальное лицо, она сидит на камне и смотрит в глубину озера.

Учитель: Посмотрите и подумайте, почему художник изобразил Аленушку в центре, на переднем плане?

Ученик: Она – главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы сразу обратили на нее внимание.

Учитель: Где находится наша героиня?

Ученик: Она находится у озера на камне.

Учитель: В какой позе изобразил ее художник? Почему?

Ученик: Аленушка положила голову на камень, ей грустно, она о чем-то печалится, смотрит на воду, пригорюнившись.

Учитель: Какое настроение у Аленушки?

(У детей карточки с лексическим словарем настроений: одинокая, грустная, задумчивая, печальная, радостная, унылая, безрадостная, пригорюнившаяся, подавленная, веселая, счастливая.)

Учитель: Прочтите слова с карточки с лексическим словарем настроений и подберите слова, характеризующие настроение героини, а я эти слова запишу на доске.

Ученик: Одинокая, грустная, задумчивая, печальная, унылая, пригорюнившаяся, безрадостная, подавленная)

Учитель: Как вы думаете, почему грустит Аленушка?

Ученик: Она грустит о своем братце, печалится о том, что она сиротинушка, одна-одинешенька.

Учитель: А с помощью, каких средств художник сумел показать нам, что девочка-сиротиночка? Как отразил свое отношение к ней?

Ученик: Она бедно одета, на ней старенькая выцветшая кофта, старый сарафан, она босиком. Лицо ее печальное, но красивое и доброе. Она очень обаятельна.

Учитель: Опишите все, что находится на картине на заднем плане, на ближнем плане.

Ученик: Позади Аленушки густой лес, темный, таинственный. Он немного страшный и загадочный. Вода в озере тоже темная, глубокая, в ней отражается темный лес.

Учитель: Как художник показал нам, что приближается осень?

Ученик: Осенняя природа грустная. Здесь природа грустит вместе с Аленушкой. Природа помогает понять состояние девушки. Лес темный, и на душе у Аленушки темно. В лесу нет ни единого лучика, и на душе у девушки нет ничего светлого и радостного.

Учитель: Для того, чтобы передать нам настроение героини, художник использует несколько художественных приемов – освещение и отбор красок. Свет падает на лицо девушки, чтобы на темном фоне выделить его для зрителя. Краски, которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение героини. А теперь попробуем сделать вывод: благодаря чему художнику удается создать печальное и грустное настроение героини?

Ученик: Поза Аленушки, выражение ее лица, одежда, темный лес, наступление осени, отсутствие ярких и радостных тонов – все вместе создает печальное и грустное настроение.

Учитель: Не кажется ли вам, что кто-то еще грустит вместе с Аленушкой?

Ученик: Это птички. Им как бы хочется помочь Аленушке, они сидят рядом, на березке, смотрят на Аленушку, но ничем не могут ей помочь, скоро они должны покинуть родные края.

VI. Работа по раскрытию замысла картины

Учитель: Попробуйте сформулировать свое отношение к Аленушке.

Ученик: Нам она очень нравится, но нам ее жаль, ее грусть передается и нам.

Учитель: А сам художник, как относится к своей героине?

Ученик: Художник с большой любовью показал нам Аленушку, ее чувства. Описывая природу, он как бы передал свое грустное, печальное настроение. «Аленушка» – его любимая картина, в которой он сострадает своей героине.

VII. Выставление основных микротем картины

Учитель: На доске записаны микротемы картины. Подобрать опорные слова.

ЛесДремучий Темный Таинственный Тревожный ОзероГлубокое Холодное Темное Печальное Небо Серое Осеннее Пасмурное Неласковое

VIII. Составление плана сочинения

Учитель: Составим план сочинения. О чем расскажем сначала? А после? Как озаглавим части?

  1. Художник и его картина.
  2. Образ Аленушки.
  3. Что помогает нам понять настроение героини.
  4. Наше отношение и отношение художника к героине.

IX. Составление рассказа по картине.

Учитель: Составим несколько описаний:

  1. Описание Аленушки.
  2. Описание леса.
  3. Описание озера
  4. Описание приближающей осени.
  5. Описание осенних звуков.

Учитель: А теперь составим рассказ по картине.

X. Письменное сочинение по картине.

XI. Итог урока.

Учитель: Чему научились на уроке? Что интересного узнали? Какое настроение у вас по окончанию урока?

Список литературы:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.
  2. Воробьева В.Н. Сочинения по картинам в начальных классах, – Тула, 2007.
  3. Журнал «Начальная школа» №12, 2003 год с. 44–47.
  4. Ожегов С.И. словарь русского языка, – М., 1990.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сочинение по картине В.Васнецова Аленушка 3 класс

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Аленушка» Цели урока: - формировать умение составлять художественное описание; - показать отличие картины от иллюстрации к художественному произведению; - формировать умение выделять микротемы в описании; - развивать умение составлять план и придерживаться его при составлении связного текста. 1. Подготовка к восприятию картины. А) Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Б) Рисование иллюстрации к сказке. В) Организация перед уроком выставки детских рисунков. 2. Рассматривание картины. - В сказке мы узнаем, что происходит с Аленушкой. А какой она вам представляется? (добрая, спокойная, ласковая, красивая, внимательная, заботливая, добрая) - Выберите из всех рисунков те, которые соответствуют словесной характеристике героини. - В какой момент вы особенно переживали за Аленушку? - Как вы представляете себе облик Аленушки в тот момент? Какая она была? (грустная, печальная). Художник Виктор Михайлович Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку. В.М.Васнецов родился в небольшом вятском селе в семье священника. Отец знакомил детей с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Он читал детям рассказы о русских святых, о могучих богатырях, сказки. Маленький Витя очень любил слушать рассказы отца, и когда вырос и стал художником, то многие свои картины посвятил былинным и сказочным героям. Одна из его любимых картин – «Аленушка» - Можно ли эту картину назвать иллюстрацией к сказке? (Нет. Иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми деталями. В сказке ведьма утопила Аленушку, козленочек прибежал к омуту, зовет сестрицу. Здесь нет ни ведьмы, ни козленочка.) - Это картина. Здесь художник показывает как бы обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней. Васнецов не стремился передать историю про Аленушку. Он как бы вспомнил все сказки про детей-сирот – бедных, несчастных, обиженных, но добрых и трудолюбивых. Народ всегда говорит о них с любовью. И Васнецов передал в картине эту любовь. 3. Беседа по картине. - Закройте глаза, попробуйте представить эту картину и скажите, что вы видите ярче всего? - Почему художник изобразил Аленушку в центре на переднем плане картины. (Аленушка – главная героиня в этой картине, художник хочет, чтобы мы сразу обратили на нее внимание) - Где находится наша героиня( Сидит на камне у озера). - В какой позе изобразил ее художник? Почему? - Какое у Аленушки настроение? На доске: одинокая, грустная, задумчивая, печальная, унылая, безрадостная, пригорюнившаяся, подавленная. - Как думаете, почему грустит Аленушка? - С помощью каких художественных средств Васнецов сумел показать нам что девочка сирота? (Девочка бедно одета, на ней старенькая выцветшая кофта, старый сарафан, она босиком. Лицо у нее хотя и печальное, но красивое и доброе. Она очень обаятельна) - Опишите все, что находится на заднем плане картины. (Позади Аленушки лес темный и таинственный. Он немного страшный и загадочный. Вода в озере тоже темная, холодная, в ней отражается темный лес.) - Как художник показал нам, что приближается осень? (Желтые листья плавают в воде, желтые листья на тоненьких березках.) - Случайно ли художник выбрал именно это время года? (Нет. Осенняя пора грустная. Здесь природа как бы тоже грустит вместе с Аленушкой. Природа помогает нам понять настроение Аленушки. Лес темный, и в душе Аленушки темно. В лесу нет ни единого лучика, и на душе у девушки нет ничего светлого и радостного.) - Для того, чтобы передать нам настрое

schoolfiles.net

Урок русского языка Сочинение по картине ВМ Васнецова Аленушка 3 класс

Урок русского языка

3 класс

«Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».

(2 урока)

Цель: учить детей осмысливать содержание картины;

·  совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова;

·  учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;

·  развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;

·  воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору.

Оборудование:

Репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка».

Рабочая тетрадь Л.И.Тикунова, М.Н. Корепанова «Пишем сочинение по картинам русских художников» (у каждого ученика).

Оформленная доска (портрет художника, карточки с вопросами, план, орфографическая подготовка).

Презентация к уроку.

Первый урок — подготовка к восприятию картины.

А) Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Б) Рисование иллюстрации к сказке.

В) Организация перед уроком выставки детских рисунков.

Второй урок.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

-На прошлом уроке литературного чтения мы с вами работали над русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сегодня мы рассмотрим картину В.М. Васнецова «Аленушка» и напишем по ней сочинение. Вы знаете, что сказка повествует нам об Аленушке, но описания героини в сказке нет. Вам было задано задание домой: представить Аленушку, ее внешний облик, подобрать слова, характеризующие девушку, нарисовать рисунки.

3. Рассматривание детских рисунков.

— В сказке мы узнаем, что происходит с Аленушкой. А какой она вам представляется?

(Добрая, спокойная, красивая, заботливая, скромная).

— Из всех рисунков выберете те, которые соответствуют словесной характеристике героини.

(Ученики выбирают рисунки и объясняют свой выбор.)

— А в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки?

(Когда ее братец превратился в козленочка, когда злая ведьма его утащила.)

— А как вы представляете облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда?

(Она была грустной и печальной.)

4. Знакомство с картиной В.М.Васнецова «Алёнушка».

— Художник поможет нам увидеть сегодня Аленушку. Он написал картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление о девушке от представлений художника?

(Нет, художник изобразил героиню, наверное, в тот момент, когда братец превратился в козленочка. Аленушка грустная и печальная.)

— Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке?

(Это не иллюстрация. Иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми деталями, взятыми из содержания. В сказке злые люди утопили Аленушку, козленочек прибежал к омуту, зовет сестрицу.) Здесь нет ни ведьмы, ни козленочка.

— Да, это не иллюстрация, это картина, на которой Васнецов В. М. показывает нам обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней. Васнецов не старался передать в точности историю про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Он как бы вспомнил все сказки о детях-сиротах – бедных, обиженных, но добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ всегда говорит о них с любовью. И Васнецов передал в картине эту любовь.

Внимательно рассмотрите картину, обратите внимание на позу девушки, рассмотрите природу, которая ее окружает.

4.Дети рассматривают картину.

— Какой момент сказки изображён на полотне?

— Что делает Алёнушка? (она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову)

— Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)

— Во что она одета? (На ней выцветшая рваная голубая рубашка и цветастая юбка. Ноги её босые. Из-под юбки виден край белой сорочки)

— Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый взгляд)

— Как вы считаете, о чём она задумалась? 

— Опишите её волосы (Её золотисто-каштановые волосы волнами спадают на её скрещенные руки, наполовину закрывая её лицо)

— Что вы видите на переднем плане полотна? (На переднем плане полотна мы видим застывшую чёрную воду лесного пруда, на глади которого покоятся золотые опавшие листья. Зелёная осока стрелами вытягивается из воды)

— Что вы видите на заднем плане полотна? (Густой ельник со всех сторон стеной обступил героиню, загораживая лучи заходящего солнца)

— Попробуйте описать осинки (Тонкие осинки шелестят на ветру своими сухими продрогшими листочками, как бы сочувствуя Алёнушке и нашёптывая ей советы.)

— Перед тем как начать писать сочинение, надо собрать материалы к нему. Этим мы сейчас и займёмся.

Чтобы не повторяться в сочинении, слово «картина» какими близкими по смыслу можно заменить? (Картина — полотно, шедевр, произведение искусства)

— Как можно заменить слово «художник»? (Художник — автор полотна, мастер)

— Я хочу вам сообщить, что картина пишется красками, а не рисуется, поэтому не пишите в сочинении «нарисовал». Он её написал.

— Как можно заменить слово «написал»? (Написал — изобразил, создал, представил)

— Для чего мы подбираем эти слова? (чтобы не допускать повторов в сочинении)

Следующий этап урока — заполнении таблицы материалами к сочинению. Ребята вместе с учителем записывают словосочетания.

— В сочинении можно использовать сказочные элементы: зачин, концовку, присказку, оговорку, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

— Приведите примеры таких средств, которые подходят к данному сочинению. (Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И будет она жить-поживать да добра наживать. Красна девица, косы длинные, руки белые, ножки быстрые, тёмный лес, рубашечка, глазоньки, рученьки, братец).

— Напоминаю, что каждый пункт плана надо писать с красной строки.

Послушайте теперь примерный рассказ.

Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Однажды Иванушка не послушался своей сестрицы и превратился в козлёночка.

(Это вступление-зачин. Обратите внимание, какой он короткий — всего 2 предложения. Не надо пересказывать всю сказку, достаточно двух предложений.)

Сидит Алёнушка у чёрной лесной водицы и оплакивает своего непослушного братца. Вся её фигура выражает скорбь и печаль. Босые ножки поджаты под себя. Белые рученьки обвили колени. Красивая головка склонилась на скрещенные руки.

(Видите, о каждом предмете изображения составляется отдельное предложение.)

На ней выцветшая рубашка, пёстрая юбка, из-под которой виден край белой сорочки.

(Теперь необходимо связать одежду с выражением лица. Как это сделать?)

Её бедная одежда вызывает чувство сострадания и жалости. Столь же жалко и её лицо. Оно выражает грусть, задумчивый взгляд устремлён на стоячую гладь лесного пруда.

(Видите, как от взгляда можно перейти к пруду

На чистой водице медленно плывут, как маленькие лебеди, золотистые листочки. Зелёная тонкая осока вытягивается из воды.

(Мы ещё не писали о золотых волосах Алёнушки. Как к ним перейти? Лучше от золотистых листочков.)

Необыкновенно гармонируют с золотой листвой каштановые рассыпавшиеся волосы Алёнушки. Они волнами спадают на её колени, наполовину закрывая лицо героини.

— Опишите все, что находится на заднем плане картины. (Позади Аленушки лес темный и таинственный. Он немного страшный и загадочный. Вода в озере тоже темная, холодная, в ней отражается темный лес.Густой зелёный ельник враждебно надвинулся на красную девицу, заслоняя лучи заходящего солнца, но тонкие озябшие осинки, дрожа своими листочками, словно две подружки, нашёптывают девушке свои советы.)

— Как художник показал нам, что приближается осень? (Желтые листья плавают в воде, желтые листья на тоненьких березках.)

— Случайно ли художник выбрал именно это время года? (Нет. Осенняя пора грустная. Здесь природа как бы тоже грустит вместе с Аленушкой. Природа помогает нам понять настроение Аленушки. Лес темный, и в душе Аленушки темно. В лесу нет ни единого лучика, и на душе у девушки нет ничего светлого и радостного.)

— Для того, чтобы передать нам настроение героини, художник использует несколько художественных приемов – освещение и отбор красок. Свет падает на лицо девушки, чтобы на темном фоне выделить его для зрителя. Краски, которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение герои. Поза Аленушки, выражение ее лица, одежда, темный лес, наступление осени, отсутствие ярких и радостных тонов – все вместе создает печальное и грустное настроение.

— А как сам художник относится к своей героине? (Художник с большой любовью показал нам Аленушку, он жалеет свою героиню)

— Васнецов хотел донести до нас образ простой бедной, но милой крестьянской девушки. Картина нас трогает и волнует, заставляет переживать вместе с героиней.

Подумайте, почему художник изобразил Аленушку в центре, на переднем плане?

(Она – главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы сразу обратили на нее внимание.)

— Замысел картины возник у художника, когда он был в деревне неподалеку от усадьбы Абрамцево. Здесь Васнецову очень полюбился старый заросший пруд с густым ельником и тонкими осинками по берегам. Такие уголки природы навевают светлую грусть, и вспоминаются здесь народные песни-причитания о горькой доле молодой крестьянской девушки. «Аленушка, — рассказывал В. М. Васнецов, — как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах: каким-то особым русским духом веяло от нее». Художнику удалось выявить и воплотить на полотне реальную основу поэтического вымысла русского народа: он изобразил простую крестьянскую девочку-сиротку, которая плачет на камне у омута, печалясь о своей горькой судьбе. Наверное, она не может найти сочувствие у людей, поэтому убежала в глубокую чащу, где ищет утешения у природы.

6. Сопоставление сюжета картины со стихотворением А. Прокофьева «Аленушка»

Пруд заглохший весь в зелёной ряскеВ ней тростник качается, шумит,А на берегу, совсем как в сказке, Милая Алёнушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,Красен от гвоздик, от лилий бел,Тополиный пух на платье синем,С тополиных рощ он прилетел.

Но кукушка на сосне кукует.И тропинка к берегу ведёт.Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладёт.

Вопрос:

Сопоставьте стихотворение Прокофьева и картину Васнецова.

В чем сходство и различие поэтического образа?

7. Учитель выписывает слова.Класс подбирает к ним опорные слова.

Лес Небо Озеро

дремучий серое глубокое

темный осеннее холодное

таинственный пасмурное темное

тревожный неласковое печальное

8. Лексическая работа

Поэтический вымысел, горькая доля, глубокая тоска, безысходная печаль, девочка -сиротка, ситцевый цветастый сарафан, выцветшая голубая кофта, загорелые руки, каштановые волосы, усталое бледное лицо, горестный взгляд, заросший пруд, густая чаща дремучего леса, бледно-серое небо, холодная осенняя вода, увядающая природа.

9. Далее составляется план сочинения.

План.

Художник и его картина.

Каким образом оказалась Алёнушка у пруда?

3. Портрет Аленушки (лицо, поза, одежда)

4.. Природа, на фоне которой изображена героиня (пруд, лес, небо)

5. Настроение, которое передает картина

6. Мое отношение к картине В. М. Васнецова

— Напоминаю, что каждый пункт плана надо писать с красной строки.

10. Письменное сочинение по картине.

11. Итог урока.

Описание картины:

Всемирно известный автор этого полотна создал много чудесных сказочных образов. Один из самых ярких и запоминающихся среди них — образ сестрицы Аленушки из знакомой нам с раннего детства народной сказки. Девушка очень долго искала своего любимого братца, ставшего козленочком. Она бегала по лесам и лугам, звала Иванушку, но все — без толку. Наконец, выбившись из сил, бедняжка грустно присела на большой камень возле пруда. На душе у нее — печаль и тоска. Ее одолевают мрачные, тревожные мысли. Девушка не знает, где же ей теперь искать пропавшего брата, куда еще идти. Она и отчаивается, и ругает себя, что не уследила за Иванушкой, и все-таки надеется, что они снова будут вместе. Пейзаж, изображенный на этом полотне, как будто полностью отвечает настроению сказочной героини, подчеркивает его. Темные краски, дремучий и словно бы нахмуренный хвойный лес на заднем плане картины, черная стоячая вода, жесткие листья осоки — все это вызывает у зрителей ощущение тревоги, грусти, даже некоторого страха. Но, несмотря на это, на полотне есть детали, которые немного оживляют мрачный пейзаж, дают намек на счастливое окончание сказки. Так, сверху льется золотистый свет, возле пруда стоят тоненькие светлые деревца. Они — как подружки, утешающие Аленушку. На воде мы видим маленькие золотистые листочки, похожие на волшебных лебедей. Сама Аленушка написана так, что сразу вызывает у нас жалость и сострадание. Эта красивая, но печальная девушка одиноко сидит на жестком холодном камне. Она склонилась головой на колено, вся сжалась и неотрывно, тоскливо глядит на свое отражение в воде. На героине картины — обветшалый простенький сарафан темного цвета. Ее ноги босы. Волосы, заплетенные в длинную, немного растрепавшуюся косу, ничем не покрыты. «Аленушка» — очень русская картина. Она отражает душу нашего народа, его самые лучшие качества: умение любить, жалеть, заботиться и быть терпеливым.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

psychology-msk.ru

Урок русского языка Сочинение по картине ВМ Васнецова Аленушка 3 класс_11968

Главная > Курсовая > студенту > Урок русского языка Сочинение по картине ВМ Васнецова Аленушка 3 класс_11968

Урок русского языка

3 класс

«Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».

(2 урока)

Цель: учить детей осмысливать содержание картины;

·  совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова;

·  учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;

·  развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;

·  воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору.

Оборудование:

Репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка».

Рабочая тетрадь Л.И.Тикунова, М.Н. Корепанова «Пишем сочинение по картинам русских художников» (у каждого ученика).

Оформленная доска (портрет художника, карточки с вопросами, план, орфографическая подготовка).

Презентация к уроку.

Первый урок — подготовка к восприятию картины.

А) Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Б) Рисование иллюстрации к сказке.

В) Организация перед уроком выставки детских рисунков.

Второй урок.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

-На прошлом уроке литературного чтения мы с вами работали над русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сегодня мы рассмотрим картину В.М. Васнецова «Аленушка» и напишем по ней сочинение. Вы знаете, что сказка повествует нам об Аленушке, но описания героини в сказке нет. Вам было задано задание домой: представить Аленушку, ее внешний облик, подобрать слова, характеризующие девушку, нарисовать рисунки.

3. Рассматривание детских рисунков.

— В сказке мы узнаем, что происходит с Аленушкой. А какой она вам представляется?

(Добрая, спокойная, красивая, заботливая, скромная).

— Из всех рисунков выберете те, которые соответствуют словесной характеристике героини.

(Ученики выбирают рисунки и объясняют свой выбор.)

— А в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки?

(Когда ее братец превратился в козленочка, когда злая ведьма его утащила.)

— А как вы представляете облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда?

(Она была грустной и печальной.)

4. Знакомство с картиной В.М.Васнецова «Алёнушка».

— Художник поможет нам увидеть сегодня Аленушку. Он написал картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление о девушке от представлений художника?

(Нет, художник изобразил героиню, наверное, в тот момент, когда братец превратился в козленочка. Аленушка грустная и печальная.)

— Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке?

(Это не иллюстрация. Иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми деталями, взятыми из содержания. В сказке злые люди утопили Аленушку, козленочек прибежал к омуту, зовет сестрицу.) Здесь нет ни ведьмы, ни козленочка.

— Да, это не иллюстрация, это картина, на которой Васнецов В. М. показывает нам обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней. Васнецов не старался передать в точности историю про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Он как бы вспомнил все сказки о детях-сиротах – бедных, обиженных, но добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ всегда говорит о них с любовью. И Васнецов передал в картине эту любовь.

Внимательно рассмотрите картину, обратите внимание на позу девушки, рассмотрите природу, которая ее окружает.

4.Дети рассматривают картину.

— Какой момент сказки изображён на полотне?

— Что делает Алёнушка? (она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову)

— Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)

— Во что она одета? (На ней выцветшая рваная голубая рубашка и цветастая юбка. Ноги её босые. Из-под юбки виден край белой сорочки)

— Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый взгляд)

— Как вы считаете, о чём она задумалась? 

— Опишите её волосы (Её золотисто-каштановые волосы волнами спадают на её скрещенные руки, наполовину закрывая её лицо)

— Что вы видите на переднем плане полотна? (На переднем плане полотна мы видим застывшую чёрную воду лесного пруда, на глади которого покоятся золотые опавшие листья. Зелёная осока стрелами вытягивается из воды)

— Что вы видите на заднем плане полотна? (Густой ельник со всех сторон стеной обступил героиню, загораживая лучи заходящего солнца)

— Попробуйте описать осинки (Тонкие осинки шелестят на ветру своими сухими продрогшими листочками, как бы сочувствуя Алёнушке и нашёптывая ей советы.)

— Перед тем как начать писать сочинение, надо собрать материалы к нему. Этим мы сейчас и займёмся.

Чтобы не повторяться в сочинении, слово «картина» какими близкими по смыслу можно заменить? (Картина — полотно, шедевр, произведение искусства)

— Как можно заменить слово «художник»? (Художник — автор полотна, мастер)

— Я хочу вам сообщить, что картина пишется красками, а не рисуется, поэтому не пишите в сочинении «нарисовал». Он её написал.

— Как можно заменить слово «написал»? (Написал — изобразил, создал, представил)

— Для чего мы подбираем эти слова? (чтобы не допускать повторов в сочинении)

Следующий этап урока — заполнении таблицы материалами к сочинению. Ребята вместе с учителем записывают словосочетания.

— В сочинении можно использовать сказочные элементы: зачин, концовку, присказку, оговорку, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

— Приведите примеры таких средств, которые подходят к данному сочинению. (Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И будет она жить-поживать да добра наживать. Красна девица, косы длинные, руки белые, ножки быстрые, тёмный лес, рубашечка, глазоньки, рученьки, братец).

— Напоминаю, что каждый пункт плана надо писать с красной строки.

Послушайте теперь примерный рассказ.

Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Однажды Иванушка не послушался своей сестрицы и превратился в козлёночка.

(Это вступление-зачин. Обратите внимание, какой он короткий — всего 2 предложения. Не надо пересказывать всю сказку, достаточно двух предложений.)

Сидит Алёнушка у чёрной лесной водицы и оплакивает своего непослушного братца. Вся её фигура выражает скорбь и печаль. Босые ножки поджаты под себя. Белые рученьки обвили колени. Красивая головка склонилась на скрещенные руки.

(Видите, о каждом предмете изображения составляется отдельное предложение.)

На ней выцветшая рубашка, пёстрая юбка, из-под которой виден край белой сорочки.

(Теперь необходимо связать одежду с выражением лица. Как это сделать?)

Её бедная одежда вызывает чувство сострадания и жалости. Столь же жалко и её лицо. Оно выражает грусть, задумчивый взгляд устремлён на стоячую гладь лесного пруда.

(Видите, как от взгляда можно перейти к пруду

На чистой водице медленно плывут, как маленькие лебеди, золотистые листочки. Зелёная тонкая осока вытягивается из воды.

(Мы ещё не писали о золотых волосах Алёнушки. Как к ним перейти? Лучше от золотистых листочков.)

Необыкновенно гармонируют с золотой листвой каштановые рассыпавшиеся волосы Алёнушки. Они волнами спадают на её колени, наполовину закрывая лицо героини.

— Опишите все, что находится на заднем плане картины. (Позади Аленушки лес темный и таинственный. Он немного страшный и загадочный. Вода в озере тоже темная, холодная, в ней отражается темный лес.Густой зелёный ельник враждебно надвинулся на красную девицу, заслоняя лучи заходящего солнца, но тонкие озябшие осинки, дрожа своими листочками, словно две подружки, нашёптывают девушке свои советы.)

— Как художник показал нам, что приближается осень? (Желтые листья плавают в воде, желтые листья на тоненьких березках.)

— Случайно ли художник выбрал именно это время года? (Нет. Осенняя пора грустная. Здесь природа как бы тоже грустит вместе с Аленушкой. Природа помогает нам понять настроение Аленушки. Лес темный, и в душе Аленушки темно. В лесу нет ни единого лучика, и на душе у девушки нет ничего светлого и радостного.)

— Для того, чтобы передать нам настроение героини, художник использует несколько художественных приемов – освещение и отбор красок. Свет падает на лицо девушки, чтобы на темном фоне выделить его для зрителя. Краски, которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение герои. Поза Аленушки, выражение ее лица, одежда, темный лес, наступление осени, отсутствие ярких и радостных тонов – все вместе создает печальное и грустное настроение.

— А как сам художник относится к своей героине? (Художник с большой любовью показал нам Аленушку, он жалеет свою героиню)

— Васнецов хотел донести до нас образ простой бедной, но милой крестьянской девушки. Картина нас трогает и волнует, заставляет переживать вместе с героиней.

Подумайте, почему художник изобразил Аленушку в центре, на переднем плане?

(Она – главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы сразу обратили на нее внимание.)

— Замысел картины возник у художника, когда он был в деревне неподалеку от усадьбы Абрамцево. Здесь Васнецову очень полюбился старый заросший пруд с густым ельником и тонкими осинками по берегам. Такие уголки природы навевают светлую грусть, и вспоминаются здесь народные песни-причитания о горькой доле молодой крестьянской девушки. «Аленушка, — рассказывал В. М. Васнецов, — как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах: каким-то особым русским духом веяло от нее». Художнику удалось выявить и воплотить на полотне реальную основу поэтического вымысла русского народа: он изобразил простую крестьянскую девочку-сиротку, которая плачет на камне у омута, печалясь о своей горькой судьбе. Наверное, она не может найти сочувствие у людей, поэтому убежала в глубокую чащу, где ищет утешения у природы.

6. Сопоставление сюжета картины со стихотворением А. Прокофьева «Аленушка»

Пруд заглохший весь в зелёной ряскеВ ней тростник качается, шумит,А на берегу, совсем как в сказке, Милая Алёнушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,Красен от гвоздик, от лилий бел,Тополиный пух на платье синем,С тополиных рощ он прилетел.

Но кукушка на сосне кукует.И тропинка к берегу ведёт.Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладёт.

Вопрос:

Сопоставьте стихотворение Прокофьева и картину Васнецова.

В чем сходство и различие поэтического образа?

7. Учитель выписывает слова.Класс подбирает к ним опорные слова.

Лес Небо Озеро

дремучий серое глубокое

темный осеннее холодное

таинственный пасмурное темное

тревожный неласковое печальное

8. Лексическая работа

Поэтический вымысел, горькая доля, глубокая тоска, безысходная печаль, девочка -сиротка, ситцевый цветастый сарафан, выцветшая голубая кофта, загорелые руки, каштановые волосы, усталое бледное лицо, горестный взгляд, заросший пруд, густая чаща дремучего леса, бледно-серое небо, холодная осенняя вода, увядающая природа.

9. Далее составляется план сочинения.

План.

Художник и его картина.

Каким образом оказалась Алёнушка у пруда?

3. Портрет Аленушки (лицо, поза, одежда)

4.. Природа, на фоне которой изображена героиня (пруд, лес, небо)

5. Настроение, которое передает картина

6. Мое отношение к картине В. М. Васнецова

— Напоминаю, что каждый пункт плана надо писать с красной строки.

10. Письменное сочинение по картине.

11. Итог урока.

Описание картины:

Всемирно известный автор этого полотна создал много чудесных сказочных образов. Один из самых ярких и запоминающихся среди них — образ сестрицы Аленушки из знакомой нам с раннего детства народной сказки. Девушка очень долго искала своего любимого братца, ставшего козленочком. Она бегала по лесам и лугам, звала Иванушку, но все — без толку. Наконец, выбившись из сил, бедняжка грустно присела на большой камень возле пруда. На душе у нее — печаль и тоска. Ее одолевают мрачные, тревожные мысли. Девушка не знает, где же ей теперь искать пропавшего брата, куда еще идти. Она и отчаивается, и ругает себя, что не уследила за Иванушкой, и все-таки надеется, что они снова будут вместе. Пейзаж, изображенный на этом полотне, как будто полностью отвечает настроению сказочной героини, подчеркивает его. Темные краски, дремучий и словно бы нахмуренный хвойный лес на заднем плане картины, черная стоячая вода, жесткие листья осоки — все это вызывает у зрителей ощущение тревоги, грусти, даже некоторого страха. Но, несмотря на это, на полотне есть детали, которые немного оживляют мрачный пейзаж, дают намек на счастливое окончание сказки. Так, сверху льется золотистый свет, возле пруда стоят тоненькие светлые деревца. Они — как подружки, утешающие Аленушку. На воде мы видим маленькие золотистые листочки, похожие на волшебных лебедей. Сама Аленушка написана так, что сразу вызывает у нас жалость и сострадание. Эта красивая, но печальная девушка одиноко сидит на жестком холодном камне. Она склонилась головой на колено, вся сжалась и неотрывно, тоскливо глядит на свое отражение в воде. На героине картины — обветшалый простенький сарафан темного цвета. Ее ноги босы. Волосы, заплетенные в длинную, немного растрепавшуюся косу, ничем не покрыты. «Аленушка» — очень русская картина. Она отражает душу нашего народа, его самые лучшие качества: умение любить, жалеть, заботиться и быть терпеливым.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Главная > Курсовая > студенту > Урок русского языка Сочинение по картине ВМ Васнецова Аленушка 3 класс_11968

psychology-msk.ru

Урок русского языка Сочинение по картине ВМ Васнецова Аленушка 3 класс_11968

Урок русского языка

3 класс

«Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».

(2 урока)

Цель: учить детей осмысливать содержание картины;

·  совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова;

·  учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;

·  развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;

·  воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору.

Оборудование:

Репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка».

Рабочая тетрадь Л.И.Тикунова, М.Н. Корепанова «Пишем сочинение по картинам русских художников» (у каждого ученика).

Оформленная доска (портрет художника, карточки с вопросами, план, орфографическая подготовка).

Презентация к уроку.

Первый урок — подготовка к восприятию картины.

А) Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Б) Рисование иллюстрации к сказке.

В) Организация перед уроком выставки детских рисунков.

Второй урок.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

-На прошлом уроке литературного чтения мы с вами работали над русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сегодня мы рассмотрим картину В.М. Васнецова «Аленушка» и напишем по ней сочинение. Вы знаете, что сказка повествует нам об Аленушке, но описания героини в сказке нет. Вам было задано задание домой: представить Аленушку, ее внешний облик, подобрать слова, характеризующие девушку, нарисовать рисунки.

3. Рассматривание детских рисунков.

- В сказке мы узнаем, что происходит с Аленушкой. А какой она вам представляется?

(Добрая, спокойная, красивая, заботливая, скромная).

- Из всех рисунков выберете те, которые соответствуют словесной характеристике героини.

(Ученики выбирают рисунки и объясняют свой выбор.)

- А в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки?

(Когда ее братец превратился в козленочка, когда злая ведьма его утащила.)

- А как вы представляете облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда?

(Она была грустной и печальной.)

4. Знакомство с картиной В.М.Васнецова «Алёнушка».

- Художник поможет нам увидеть сегодня Аленушку. Он написал картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление о девушке от представлений художника?

(Нет, художник изобразил героиню, наверное, в тот момент, когда братец превратился в козленочка. Аленушка грустная и печальная.)

- Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке?

(Это не иллюстрация. Иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми деталями, взятыми из содержания. В сказке злые люди утопили Аленушку, козленочек прибежал к омуту, зовет сестрицу.) Здесь нет ни ведьмы, ни козленочка.

- Да, это не иллюстрация, это картина, на которой Васнецов В. М. показывает нам обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней. Васнецов не старался передать в точности историю про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Он как бы вспомнил все сказки о детях-сиротах – бедных, обиженных, но добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ всегда говорит о них с любовью. И Васнецов передал в картине эту любовь.

Внимательно рассмотрите картину, обратите внимание на позу девушки, рассмотрите природу, которая ее окружает.

4.Дети рассматривают картину.

- Какой момент сказки изображён на полотне?

- Что делает Алёнушка? (она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову)

- Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)

- Во что она одета? (На ней выцветшая рваная голубая рубашка и цветастая юбка. Ноги её босые. Из-под юбки виден край белой сорочки)

- Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый взгляд)

- Как вы считаете, о чём она задумалась? 

- Опишите её волосы (Её золотисто-каштановые волосы волнами спадают на её скрещенные руки, наполовину закрывая её лицо)

- Что вы видите на переднем плане полотна? (На переднем плане полотна мы видим застывшую чёрную воду лесного пруда, на глади которого покоятся золотые опавшие листья. Зелёная осока стрелами вытягивается из воды)

- Что вы видите на заднем плане полотна? (Густой ельник со всех сторон стеной обступил героиню, загораживая лучи заходящего солнца)

- Попробуйте описать осинки (Тонкие осинки шелестят на ветру своими сухими продрогшими листочками, как бы сочувствуя Алёнушке и нашёптывая ей советы.)

- Перед тем как начать писать сочинение, надо собрать материалы к нему. Этим мы сейчас и займёмся.

Чтобы не повторяться в сочинении, слово «картина» какими близкими по смыслу можно заменить? (Картина — полотно, шедевр, произведение искусства)

- Как можно заменить слово «художник»? (Художник — автор полотна, мастер)

- Я хочу вам сообщить, что картина пишется красками, а не рисуется, поэтому не пишите в сочинении «нарисовал». Он её написал.

- Как можно заменить слово «написал»? (Написал — изобразил, создал, представил)

- Для чего мы подбираем эти слова? (чтобы не допускать повторов в сочинении)

Следующий этап урока — заполнении таблицы материалами к сочинению. Ребята вместе с учителем записывают словосочетания.

- В сочинении можно использовать сказочные элементы: зачин, концовку, присказку, оговорку, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Приведите примеры таких средств, которые подходят к данному сочинению. (Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И будет она жить-поживать да добра наживать. Красна девица, косы длинные, руки белые, ножки быстрые, тёмный лес, рубашечка, глазоньки, рученьки, братец).

- Напоминаю, что каждый пункт плана надо писать с красной строки.

Послушайте теперь примерный рассказ.

Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Однажды Иванушка не послушался своей сестрицы и превратился в козлёночка.

(Это вступление-зачин. Обратите внимание, какой он короткий — всего 2 предложения. Не надо пересказывать всю сказку, достаточно двух предложений.)

Сидит Алёнушка у чёрной лесной водицы и оплакивает своего непослушного братца. Вся её фигура выражает скорбь и печаль. Босые ножки поджаты под себя. Белые рученьки обвили колени. Красивая головка склонилась на скрещенные руки.

(Видите, о каждом предмете изображения составляется отдельное предложение.)

На ней выцветшая рубашка, пёстрая юбка, из-под которой виден край белой сорочки.

(Теперь необходимо связать одежду с выражением лица. Как это сделать?)

Её бедная одежда вызывает чувство сострадания и жалости. Столь же жалко и её лицо. Оно выражает грусть, задумчивый взгляд устремлён на стоячую гладь лесного пруда.

(Видите, как от взгляда можно перейти к пруду

На чистой водице медленно плывут, как маленькие лебеди, золотистые листочки. Зелёная тонкая осока вытягивается из воды.

(Мы ещё не писали о золотых волосах Алёнушки. Как к ним перейти? Лучше от золотистых листочков.)

Необыкновенно гармонируют с золотой листвой каштановые рассыпавшиеся волосы Алёнушки. Они волнами спадают на её колени, наполовину закрывая лицо героини.

- Опишите все, что находится на заднем плане картины. (Позади Аленушки лес темный и таинственный. Он немного страшный и загадочный. Вода в озере тоже темная, холодная, в ней отражается темный лес.Густой зелёный ельник враждебно надвинулся на красную девицу, заслоняя лучи заходящего солнца, но тонкие озябшие осинки, дрожа своими листочками, словно две подружки, нашёптывают девушке свои советы.)

- Как художник показал нам, что приближается осень? (Желтые листья плавают в воде, желтые листья на тоненьких березках.)

— Случайно ли художник выбрал именно это время года? (Нет. Осенняя пора грустная. Здесь природа как бы тоже грустит вместе с Аленушкой. Природа помогает нам понять настроение Аленушки. Лес темный, и в душе Аленушки темно. В лесу нет ни единого лучика, и на душе у девушки нет ничего светлого и радостного.)

— Для того, чтобы передать нам настроение героини, художник использует несколько художественных приемов – освещение и отбор красок. Свет падает на лицо девушки, чтобы на темном фоне выделить его для зрителя. Краски, которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение герои. Поза Аленушки, выражение ее лица, одежда, темный лес, наступление осени, отсутствие ярких и радостных тонов – все вместе создает печальное и грустное настроение.

— А как сам художник относится к своей героине? (Художник с большой любовью показал нам Аленушку, он жалеет свою героиню)

— Васнецов хотел донести до нас образ простой бедной, но милой крестьянской девушки. Картина нас трогает и волнует, заставляет переживать вместе с героиней.

Подумайте, почему художник изобразил Аленушку в центре, на переднем плане?

(Она – главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы сразу обратили на нее внимание.)

- Замысел картины возник у художника, когда он был в деревне неподалеку от усадьбы Абрамцево. Здесь Васнецову очень полюбился старый заросший пруд с густым ельником и тонкими осинками по берегам. Такие уголки природы навевают светлую грусть, и вспоминаются здесь народные песни-причитания о горькой доле молодой крестьянской девушки. «Аленушка, — рассказывал В. М. Васнецов, — как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах: каким-то особым русским духом веяло от нее». Художнику удалось выявить и воплотить на полотне реальную основу поэтического вымысла русского народа: он изобразил простую крестьянскую девочку-сиротку, которая плачет на камне у омута, печалясь о своей горькой судьбе. Наверное, она не может найти сочувствие у людей, поэтому убежала в глубокую чащу, где ищет утешения у природы.

6. Сопоставление сюжета картины со стихотворением А. Прокофьева «Аленушка»

Пруд заглохший весь в зелёной ряскеВ ней тростник качается, шумит,А на берегу, совсем как в сказке, Милая Алёнушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,Красен от гвоздик, от лилий бел,Тополиный пух на платье синем,С тополиных рощ он прилетел.

Но кукушка на сосне кукует.И тропинка к берегу ведёт.Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладёт.

Вопрос:

Сопоставьте стихотворение Прокофьева и картину Васнецова.

В чем сходство и различие поэтического образа?

7. Учитель выписывает слова.Класс подбирает к ним опорные слова.

Лес Небо Озеро

дремучий серое глубокое

темный осеннее холодное

таинственный пасмурное темное

тревожный неласковое печальное

8. Лексическая работа

Поэтический вымысел, горькая доля, глубокая тоска, безысходная печаль, девочка -сиротка, ситцевый цветастый сарафан, выцветшая голубая кофта, загорелые руки, каштановые волосы, усталое бледное лицо, горестный взгляд, заросший пруд, густая чаща дремучего леса, бледно-серое небо, холодная осенняя вода, увядающая природа.

9. Далее составляется план сочинения.

План.

Художник и его картина.

Каким образом оказалась Алёнушка у пруда?

3. Портрет Аленушки (лицо, поза, одежда)

4.. Природа, на фоне которой изображена героиня (пруд, лес, небо)

5. Настроение, которое передает картина

6. Мое отношение к картине В. М. Васнецова

- Напоминаю, что каждый пункт плана надо писать с красной строки.

10. Письменное сочинение по картине.

11. Итог урока.

Описание картины:

Всемирно известный автор этого полотна создал много чудесных сказочных образов. Один из самых ярких и запоминающихся среди них — образ сестрицы Аленушки из знакомой нам с раннего детства народной сказки. Девушка очень долго искала своего любимого братца, ставшего козленочком. Она бегала по лесам и лугам, звала Иванушку, но все — без толку. Наконец, выбившись из сил, бедняжка грустно присела на большой камень возле пруда. На душе у нее — печаль и тоска. Ее одолевают мрачные, тревожные мысли. Девушка не знает, где же ей теперь искать пропавшего брата, куда еще идти. Она и отчаивается, и ругает себя, что не уследила за Иванушкой, и все-таки надеется, что они снова будут вместе. Пейзаж, изображенный на этом полотне, как будто полностью отвечает настроению сказочной героини, подчеркивает его. Темные краски, дремучий и словно бы нахмуренный хвойный лес на заднем плане картины, черная стоячая вода, жесткие листья осоки — все это вызывает у зрителей ощущение тревоги, грусти, даже некоторого страха. Но, несмотря на это, на полотне есть детали, которые немного оживляют мрачный пейзаж, дают намек на счастливое окончание сказки. Так, сверху льется золотистый свет, возле пруда стоят тоненькие светлые деревца. Они — как подружки, утешающие Аленушку. На воде мы видим маленькие золотистые листочки, похожие на волшебных лебедей. Сама Аленушка написана так, что сразу вызывает у нас жалость и сострадание. Эта красивая, но печальная девушка одиноко сидит на жестком холодном камне. Она склонилась головой на колено, вся сжалась и неотрывно, тоскливо глядит на свое отражение в воде. На героине картины — обветшалый простенький сарафан темного цвета. Ее ноги босы. Волосы, заплетенные в длинную, немного растрепавшуюся косу, ничем не покрыты. «Аленушка» — очень русская картина. Она отражает душу нашего народа, его самые лучшие качества: умение любить, жалеть, заботиться и быть терпеливым.

Главная > Урок русского языка Сочинение по картине ВМ Васнецова Аленушка 3 класс_11968

aret.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта