Презентация, доклад Сочинение – описание по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». Урок развития речи (6 класс). Описание картины аленушка васнецова 6 класс
Сочинение По Картине Васнецова Аленушка 6 Класс
Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка»
Прямо в центре картины на сером камне одиноко сидит грустная Аленушка. – Сегодня нам предстоит окунуться в мир настоящего искусства, почувствовать себя творцами и художниками, создающими прекрасное. Прокомментируйте его. Но жили в сердце художника-северянина детские сказки и упорно не сходили с карандаша. Позади небольшая поляна и лес.
Она бегала по лесам и лугам, звала Иванушку, но все 8212 без толку. Не может ли она быть ещё кем-то. Они упали на зеркальную поверхность озера. 3. Нет, Васнецов верил свято, что в «сказке, песне, былине сказывается весь цельный облик народа». Мое отношение к картине В. М. Васнецова.
Сочинение по картине Васнецова «Аленушка»
И это был самый верный путь к народу. Её голова с растрепавшимися светлыми волнистыми волосами опущена на колени. Рассматривание картины. Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье». (По воде плавают жёлтые листья, c деревьев опадает листва) – Виктор Михайлович не случайно выбрал это время года. Но основным направлением в его творчестве стало былинно-историческое. – И ещё вопрос.
Только птицыщебечут над головой Аленушки, стараются рассеять ее печаль. 5. Виктор отучился в духовном училище затем в Вятской духовной семинарии. – Прочитайте эпиграф к уроку. У неё нет родных, никто её не пожалеет и никто ей не поможет. Чётко видны только верхушки высоких из них. Поколение отживающее передавало предание поколению народившемуся.
II. Среди зелени проглядывают яркие цвета: то ли цветы, то ли листочки. 1. Объявление оценок.
Школьный ассистент – готовые сочинения по русскому языку и литературе
Верно. На втором плане Васнецов изобразил камень, черепа и кости.
Урок развития речи. Необъятная тоска читается во всём её виде. 7 – Посмотрите, внимательно, кто-то ещё грустит вместе с Алёнушкой. Вот она и пришла сюда в лес к озеру, посидеть и погоревать в одиночестве. Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего.
На фоне большинства картин Васнецова – светлых, сказочных, завораживающих — «Витязь» выделяется своей гнетущей мрачностью и безысходностью. Сама Аленушка написана так, что сразу вызывает у нас жалость и сострадание. -Как вы думаете, о чём грустит героиня. «Задумалось» и припавшее острием к земле копье. Вообще взгляд ее скорее отсутствующий – ей очень плохо.
Сочинение по картине Васнецова 171аленушка187 описание девущка8230
Лес тёмный и на душе Алёнушки темно. -Что будем писать в каждой части. На заднем плане виден чёрный ворон, летающий над полем, видны камни.
Девушка не знает, где же ей теперь искать пропавшего брата, куда еще идти. Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна. Длинные каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам. Платье старое, 9 разорвано, ноги босы.
Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего. (любить народ, его творчество, родную страну) IV. В центре полотна художник изобразил могучего воина верхом на богатырском коне. Выявление основных микротем. Написана она в 1881 году и хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Тёмная лесная чаща добавляет мрачности. Природа грустит вместе с Алёнушкой. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова. Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову.
-Чему учит В. М. Васнецов своим творчеством. Сине-розовые краски юбки находят отзвук в лилово-коричнеshyвых оттенках озера. Но вокруг никого нет. Которые расскажут нам немного о нём и его картинах.
Урок русского языка Сочинение по картине ВМ Васнецова Аленушка 3 класс
Сообщение темы и целей урока. Верный конь опустил свою голову, бой будет скоро. Видно, что она пережила горе недавно и вся еще под впечатлением случившегося. Лучи солнца слабо освещают верхушки деревьев на фоне осеннего неба. Вспомните, как жилось русским крестьянкам в 19 веке.
Ее ноги босы. Всемирно известный автор этого полотна создал много чудесных сказочных образов. Ведь осень грустная пора. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них. Позади небольшая поляна и лес. В лесу нет, ни единого лучика и на душе Алёнушки нет ничего радостного и светлого.
Позади нее темный-темный еловый лес, почти такого же цвета, как вода в пруду. – Знаете, эта картина помогла художникам других видов искусства создать свои произведения. Так, в одном из начальных вариантов, можно было бы разглядеть лицо всадника, но позднее художник решил представить витязя сбоку, со спины. Работа по теме урока. Вся природа предчувствует начинающееся увядание и грустит вместе с Алёнушкой.
Творчество выдающегося живописца конца XIX — начала XX века Виктора Михайловича Васнецова очень разнообразно. Ласточка это символ дружелюбия к добрым людям. Люди не жалеют сиротку, а вот природа ей словно сочувствует и грустит вместе с ней. -Какое настроение вызывает картина.
Ошибка ли это. И сегодня зритель мог бы видеть картину абсолютно другой. Витязь вооружен копьем и булавой, за спиной – крепкий щит, лук и колчан со стрелами. Картину «Алёнушка» В. М. Васнецов написал в 1881 году по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
«Задумалось» и припавшее острием к земле копье. Одета она очень бедно. IV. Тонкие Але-нушкины пальцы крепко сжаты, худенькие руки обхватили колени. Более 10 лет творчества художник посвятил созданию знаменитого «Витязя на распутье».
Сообщение темы и целей урока. Эту картину написал русский художник Васнецов Виктор Михайлович. Они 8212 как подружки, утешающие Аленушку.
Дополнительные сочинения по данной теме
Н-р, у поэта Александра Прокофьева есть стих-е «Алёнушка». Послушайте его (один из учеников читает стих-е). 8 4.
Возможно, эта погрешность – намек на готовность всадника сражаться с недругом, даже потеряв коня. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова. – Найдите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. Вот и пришла она сюда, в этот укромный лесной уголок. Тихое озеро, в котором, как в зеркале, отразились и камень и девочка и стволы деревьев. Печальная неяркая природа соответствует грустному настроению Алёнушки. (Сидит сжавшись в комочек, обхватив колени руками, опустив голову).
Категории опубликованных сочинений
Васнецов – один из известнейших русских художников. Зачем слезинки вспыхнули И льются на траву. Старый рассказывает сказку, малый слушает. А за спиной ее – молодые березки, осинки, елочки, они как бы охраняют девочку, защищают от злых людей. Девочка в лесу. Отец Виктора Михайловича писал пейзажи, водил сыновей (пять мальчиков) по окрестностям села, учил их видеть красоту земли русской. В начале своей творческой деятельности художник писал картины бытового жанра: «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», затем работал в жанре портрета, занимался орнаментальным искусством, был архитектором.
В русском фольклоре очень много былин о богатырях. 4. По его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного и Избушка на курьих ножках, а в Москве памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи и его собственный домик с мастерской в Троицком переулке.
6. Художник создал такие полотна, как: «Иван-царевич на Сером Волке», «Спящая царевна», «Ковёр — самолёт» и другие. (О братце, который превратился в козлёночка) -Алёнушка сиротка. Передний план картины занят тёмной водой, сквозь которую пророс камыш или рогоз. Глядя на картину, так и ощущаешь невыносимое горе девушки. На героине картины 8212 обветшалый простенький сарафан темного цвета. Ели, будто стражи, охраняют девочку от чужих недобрых глаз.
3. (Лес) -Какой лес. 171Аленушка187 8212 очень русская картина. У девушки доброе, но печальное выражение лица, широко раскрыты глаза, приоткрыт рот. Вокруг так неприветливо И лес такой пустой.
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС
Портрет Аленушки (лицо, поза, одежда). Составление плана. – Давайте прочитаем слова художника, которые помогают понять его творчество (обращение к эпиграфу).
Давайте послушаем ребят. Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову. (Густой, тёмный, таинственный, загадочный) -Что изобразил художник на переднем плане. Художник изобразил её без ярких красок. Природа бережно охраняет Аленушку, словно разделяя с ней ее горе. III.
Из трех вариантов пути, начертанных на камне в былинных сказаниях, Васнецов в процессе работы над картиной, оставил только один – «прямо пойдешь – живым не бывать. ». И тропинка к берегу ведёт. (Осень) – Как вы догадались. Художник показывает душевную красоту Алёнушки.
Васнецов очень любил изображать в своих произведениях русские сказки и былины. На большом сером камне сидит Алёнушка. На ней старенький ситцевый сарафан, вылинявшая кофта. Согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок, кое-где поникли листья осоки. Глядя на картину, так и ощущаешь невыносимое горе девушки.
Только здесь она может погоревать, поплакать. Оборудование: мультимедийная установка. Эту картину написал русский художник Васнецов Виктор Михайлович. Печальны молодые берёзки и осины, уже одевающие осенний наряд.
Природа, на фоне которой изображена героиня (пруд, лес, небо). Ситцевый сарафан, почти ещё девочка, она была поглощена печалью. Не шелохнутся елочки, замерли птички над головой. Картина навевает грустное настроение, очень жалко печальную Аленушку. 2. Косы ее расплелись и волосы красивой каштановой волной падают на колени.
Влекли его народные сказания и былины. Мрачное настроение картине добавляет характерный фон. Один припоминает прошедшее, другой гадает о будущем» Минуло детство. Все они проникнуты глубокой любовью к фольклору и традициям родного русского народа.
Тихо щебечут птицы, словно стараются развеять грусть Аленушки. Словарная работа. 3 ХОД УРОКА.
Только птицы щебечут над головой Аленушки, стараются рассеять ее печаль. Виктор Михайлович Васнецов родился 3 (15) мая 1848 года в русском, но население большую часть занимают марийцы селе Лопьял Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного сельского священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Очень хочется помочь бедной девушке, чтобы ушла грусть с ее лица. – О ком мы узнали сегодня на уроке.
Кто не любил их на Руси. Рассматривание картины. Одета она очень бедно.
Неприветливая местность, выполненная в тяжелых бурых, серых и зеленых тонах, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие над полем вороны, предзакатное вечернее небо, словно говорящее о возможном скором закате жизни – все это усиливает впечатления от представленного образа витязя и судьбе богатырей русских, сражающихся за мир на земле-матушке. Но вокруг никого нет. Прямо в центре картины на серомкамне одиноко сидит грустная Аленушка. Итог урока. Давайте рассмотрим эти картины. Никто не откликается, - И скучно мне одной.
Одета она просто, волосы распущены, ноги босы. Так, сверху льется золотистый свет, возле пруда стоят тоненькие светлые деревца. В озере растёт осока, по воде плавают пожелтевшие жёлтые листья. И сегодня зритель мог бы видеть картину абсолютно другой.
Она смотрит в темную воду и, в то же время, будто заглядывает внутрь себя. Косы ее расплелись и волосы красивой каштановой волной падают на колени. Примерное сочинение В. М. Девушка очень долго искала своего любимого братца, ставшего козленочком. Конечно, сочувствует ей и художник, так ласково назвавший свою картину.
Вообще взгляд ее скорее отсутствующий – ей очень плохо. I. Организационный момент. Беседа по картине. На ней старенькийситцевый сарафан, вылинявшая кофта. Вместе с девочкой как бы грустит и природа. Впоследствии критики стали называть В. М. Васнецова «истинным богатырём русской живописи».
К какому жанру можно отнести эту картину – портрет, пейзаж или иллюстрация к сказке. Описание картины В. М. Васнецова "Аленушка". -Найдите и назовите слова с удвоенной согласной.
Итог урока. ПЛАН УРОКА. Но кукушка на сосне кукует. -Все перечисленные жанровые определения узки для этой картины. Пришла поделиться, поговорить о своём горе.
Он любил и знал русское народное творчество. III.
Я жду к себе русалочку, Зову её, зову. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них. Одиноко. 2.
Только птицы щебечут над головой Аленушки, стараются рассеять ее печаль. -Где сидит девочка. Камни это- окаменелые останки людей, побывавших здесь раньше. Вокруг Аленушки, печально притихнув, хороводом встали молодые березки. 3.
Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием Кировского областного музея имени братьев Васнецовых (1992). В центре полотна художник изобразил могучего воина верхом на богатырском коне. Тонкие Але-нушкины пальцы крепко сжаты, худенькие рукиобхватили колени. Беседа по картине.
Волосы, заплетенные в длинную, немного растрепавшуюся косу, ничем не покрыты. Картина грустная, но она все равно вызывает восхищение. Все это выделяет девочку на фоне приглушенshyного по цвету пейзажа. Но вокруг никого нет. Один из самых ярких и запоминающихся среди них 8212 образ сестрицы Аленушки из знакомой нам с раннего детства народной сказки. Природа помогает нам понять состояние девушки.
Выявление основных микротем. Слова для справок: замечательный русский художник, передо мной, неподвижно, сжавшись в комочек, обняла колени, печалится, спутанные, свешиваются, сирота, порванное, сочувствуют, настроение, мрачное, печальное. Верный конь опустил свою голову, бой будет скоро. Кажется, что они наполнены слезами.
Хочется помочь ей. Они не перелетают с ветки на ветку и не поют весёлых песен. Составление плана. (Озеро) -Какое озеро.
-На доске слова, которые помогут вам при написании сочинения. Скажите, сколько частей в нем должно быть. В русском фольклоре очень много былин о богатырях. 1. Наконец, выбившись из сил, бедняжка грустно присела на большой камень возле пруда.
Источник: Описание картины Васнецова В. М. «Витязь на распутье» Более 10 лет творчества художник посвятил созданию знаменитого «Витязя на распутье». Васнецов очень любил изображать в своих произведениях русские сказки и былины. Высокие стебли камыша с тонкими листьями живописно расположились в озере и покрыли почти весь берег. Васнецов не мог её забыть и нарисовал картину, которая явилась одним из его шедевров. Ведь на самом деле сказка об Аленушке заканчивается хорошо. III. Эта красивая, но печальная девушка одиноко сидит на жестком холодном камне.
На первом плане картины изображён витязь на белом коне. Обобщение учителя по картине. Почему. 6. Ноги босые, хотя уже, наверное, холодно.
Мы будем писать сочинение-описание по картине замечательного художника В. М. Васнецова «Алёнушка». -Назовите словарные слова. Обобщение учителя по картине.
На заднем плане густой стеной расположились вечнозелёные лесные красавицы — ели. Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье». Природа грустит, сочувствуя горю девушки. Его перу принадлежит картина «Аленушка», навеянная сюжетом русской народной сказки «О сестрице Аленушке и братце Иванушке». От камня вдаль уходила дорога, в идеи изображения которой автор в итоге отказался.
Мрачное настроение картине добавляет характерный фон. Камни это- окаменелые останки людей, побывавших здесь раньше. 5. В ее глазах выражение безнадежной тоски и печали. Девушка одета бедно: в простой блузе, цветастой юбке.
Героиня живописного произведения расположена в самом центре картины. Она смотрит в темную воду и, в то же время, будто заглядывает внутрь себя. Из трех вариантов пути, начертанных на камне в былинных сказаниях, Васнецов в процессе работы над картиной, оставил только один – «прямо пойдешь – живым не бывать. ». А началось все в детстве. Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». (простая русская крестьянка, которая горько задумалась над своей трудной жизнью).
Аленушки. Но подумайте, только ли героиней сказки может быть Алёнушка. Девушка одета бедно: в простой блузе, цветастой юбке. – Подумайте, почему Алёнушка пришла в этот тихий уголок.
Ее одолевают мрачные, тревожные мысли. И зритель картины сочувствует девочке, жалеет её. На одной из веток сидит стайка птиц. На воде мы видим маленькие золотистые листочки, похожие на волшебных лебедей. Вначале он создавал картины, отображающие современную ему народную жизнь («С квартиры на квартиру», 1876 «Военная телеграмма», 1878 «Книжная лавочка», 1876 «Балаганы в Париже», 1877). Работа группами: найти синонимы к словам: Злой (о мачехе) – злобный, недобрый, свирепый, гневный, сердитый Укромный (уголок)-уединённый, укрытый Горевать – грустить, печалиться, сокрушаться, тужить, горюниться, убиваться, кручиниться Горько – печально Чудесный (волосы)- изумительный, восхитительный, роскошный, замечательный, великолепный Ветхий (одежда)- старый, обветшалый, потрёпанный, дряхлый истёртый Плотный (стеной)- густой, сплошной Сочувствовать – сострадать, делить горе.
На заднем плане виден чёрный ворон, летающий над полем, видны камни. 6 2. Длинные каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам. На первом плане картины изображён витязь на белом коне. II. -Чему учат нас картины В. М Васнецова.
Это – одна из попыток выразить понимание родины средствами искусства. (Тёмное, глубокое, печальное, холодное) – А какое время года изобразил художник. Посмотрим и другие картины иллюстрирующие русский эпос. Тонкие Аленушкины пальцы крепко сжаты, худенькие руки обхватили колени. Длинные каштановые волосы спутанными прядямирассыпались по плечам. О чём ты плачешь, девочка, В задумчивой глуши, У озера, где зыблются Седые камыши.
Словарная работа. На втором плане Васнецов изобразил камень, черепа и кости. Большое внимание в картине Васнецов уделяет передаче цвета. Из воды поднимаются камыши, они и чуть подальше выстроились густой стенкой.
I. "Я только Русью и жил" (О художнике В. М. Васнецове). Ошибка ли это. -Какие его картины можете назвать. Витязь вооружен копьем и булавой, за спиной – крепкий щит, лук и колчан со стрелами. От камня вдаль уходила дорога, в идеи изображения которой автор в итоге отказался. -Опишите, что вы видите на заднем плане картины.
– А теперь давайте внимательно рассмотрим картину (картина демонстрируется на экране) -Кого вы видите в центре картины. (Худенькая, босая, волосы сбились в беспорядке и т. д. ) -В какой позе изобразил её художник. Из воды поднимаются камыши, они и чуть подальше выстроились густой стенкой. Видно, что она пережила горе недавно и вся еще под впечатлением случившегося. Все герои мужественные, сильные и смелые. Сказки. I. Организационный момент.
Вот таким образом эта картина является одной из вершин русского патриотического искусства. (Это птички) – На берёзке сидят ласточки, смотрят на Алёнушку, сочувствуют ей, но ничем помочь не могут, скоро они должны покинуть родные края. Как то раз Васнецов увидел девушку, которая шла мимо него. Все герои мужественные, сильные и смелые. На душе у нее 8212 печаль и тоска.
1. 2 Дата: г. Класс: 6 Тема: Сочинение по картине В. М. Васнецова «Аленушка». Пальцы рук Аленушки, обнимающих колени, сплетены, взгляд не просто грустный. Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Работа по теме урока.
На фоне большинства картин Васнецова – светлых, сказочных, завораживающих — «Витязь» выделяется своей гнетущей мрачностью и безысходностью. – Мы с вами уже писали сочинение по картине. На полотне мы видим девушку, которая сидит у лесного пруда на бело-горючем камне.
Пальцы рук Аленушки, обнимающих колени, сплетены, взгляд не просто грустный. Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладёт. Настроение, которое передает картина. Задача: подготовить к написанию сочинения-описания по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». -Опишите её внешний вид.
На заднем плане плотной стеной встали тёмные ели. II. И это не было прихотью художника.
gorod-el.ru
Урок развития речи. 6-й класс. Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Аленушка"
Разделы: Русский язык
Цели:
- Знакомство с творчеством художника В. М. Васнецова;
- Совершенствование умения составлять текст-описание по картине;
- Развитие устной и письменной речи учащихся.
Презентация.
1. Сведения о художнике
Душа настоящего художника похожа на певчую птицу, которая заперта в клетке, накрытой невзрачной тканью. Мы не видим ее, но, услышав ее чудный голос, внезапно поражаемся удивительной внутренней красоте естества скрытой за накидкой птахи. В 1873 году Виктор Михайловича Васнецов написал автопортрет, на котором очень трудно в чертах человека с бледным и усталым лицом рассмотреть какие-то особенные внешние признаки гениальности. Но стоит лишь взглянуть на созданные им полотна, как ощущаешь вдруг и сразу всю силу удивительного душевного дара и таланта того, чья рука водила кистью, создавая эти незабываемо прекрасные, без всякого преувеличения сказочные картины. (слайд 3)
На формирование уникального внутреннего мира художника повлияли две главные взаимодополняющие первоосновы – семья и бытовое человеческое окружение. Сын сельского священника, Виктор Васнецов рос в российской глубинке среди крестьянских детей, всей душой впитывая красоту и поэзию русских народных былин и сказок.
В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка, и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования. Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника.
В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах “С квартиры на квартиру” (1876), “Военная телеграмма” (1878), “Книжная лавочка” (1876), “Балаганы в Париже” (1877). (слайд 4)
В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник объединяет знание народного эпоса с мастерством жанриста, преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882). (слайды 5 - 7)
Своим гражданским долгом художник считал написание полотна “Богатыри”, наброски к которому он исполнил еще в 1871 году. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана в 1898 году. На создание “Богатырей” Васнецова вдохновили три огромных раскидистых дерева, растущих возле дома. Картина впечатляет огромными размерами – на всю стену. (слайд 9)
В 1897 году художник создает картину “Царь Иван Васильевич Грозный”. В этой картине Васнецов воплотил идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой русского искусства допетровской поры. (слайд 10)
В конце 1890-х все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира). (слайды 11 - 13)
В 1885 году А. В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885-1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным монументально-декоративным свершением. При создании церковной росписи Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало, воплощая в ряде мозаик и фресок фольклорные образы, в которых явственно проявляется дух народного жизнеутверждения и пантеистической тайны. Возрождая монументальное искусство художник создал свой “васнецовский стиль”. (слайд 14)
В 1889 году художник создал станковое полотно “Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений. (слайд 15)
В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре. (слайд 16)
Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). Эта картина в книжках на иллюстрациях производит эффект простора, а подлинник невелик – около полуметра. (слайд 17) В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир. (слайды 18 - 19) Тема мужественности и героизма проходит через его творчество вкупе с поисками идеала женской красоты. Художник пишет триптих “Три царевны подземного царства” (1881), второй вариант которого, созданный в 1884 году, художник называл одной из самых ценных для него работ, в которой он связывал сказочный мотив с декоративностью формы. (слайд 20)
В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии художеств.
После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе “Книги русской скорби”.
В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
В Москве, в переулке Васнецова, расположен Дом-музей В. М. Васнецова. (слайд 21)
2. Подготовка к написанию сочинения по картине.
Картина “Алёнушка” никакого отношения к русской народной сказке про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку не имеет. Эту простоволосую девочку художник увидел в Ахтырке. Эта картина написана под влиянием сказок и народных песен о горькой судьбе сироты. Обездоленных детей Виктор Михайлович видел, конечно, и в жизни, питая к ним глубокое сочувствие. “Алёнушка” - обобщенный образ деревенской девочки-сиротки. (слайд 22 - 23)
а) Беседа по картине (слайд 24)
- Что изображено на картине?
- Опишите Алёнушку (лицо, одежда, поза)
- Как вы думаете, почему девочка здесь сидит?
- Что с ней произошло?
- О чем думает?
- Опишите лес. Какие деревья окружают Алёнушку?
- Опишите реку.
- Какие краски преобладают?
- Какое впечатление произвела на вас картина?
- Какие части речи будут преобладать в вашем сочинении? Почему?
б) Словарно-лексическая работа (слайд 25)
Алёнушка: крестьянская девочка лет 13-15, цветной сарафан, босая
Лицо: печальное, грустное, отрешенное;
рыжеватые пряди волос раскинулись по плечам
сидит на камне, пригорюнившись
Лес: мрачный сказочный лес; хвойные деревья стоят стеной; осинки хрупкие, тоненькие, беззащитные. (слайд 26)
Река: темная вода; зеркальная поверхность воды, усыпанная желтыми листьями; зеленый камыш. (слайд 27)
в) Композиция сочинения (слайд 28)
1. Вступление
Сведения о художнике (или первая “встреча” с “Алёнушкой”)
2. Основная часть
Описание картины (Алёнушка. Лес. Река)
3. Заключение
Какое впечатление произвела на вас картина?
3. Самостоятельная работа
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Дата: г. Класс: 6 Тема: Сочинение по картине В.М.Васнецова «Аленушка». Урок развития речи. Задача: подготовить к написанию
Транскрипт
1
2 Дата: г. Класс: 6 Тема: Сочинение по картине В.М.Васнецова «Аленушка». Урок развития речи. Задача: подготовить к написанию сочинения-описания по картине В.М.Васнецова «Алёнушка». Цели: 1) познакомить учащихся с творчеством художника В. М. Васнецова; 2) учить понимать и любить живопись; 3) способствовать развитию связной устной и письменной речи учащихся, обогащению словарного запаса учащихся; 4) через изучение творчества В.М.Васнецова прививать любовь к Родине. Оборудование: мультимедийная установка. ПЛАН УРОКА. I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. III. Работа по теме урока. 1. Знакомство с творчеством В.М.Васнецова. 2. Рассматривание картины. Беседа по картине. 3. Выявление основных микротем. 4. Составление плана. 5. Словарная работа. 6. Обобщение учителя по картине. IV. Итог урока.
3 ХОД УРОКА. I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. Девочка в лесу. О чём ты плачешь, девочка, В задумчивой глуши, У озера, где зыблются Седые камыши? Зачем слезинки вспыхнули И льются на траву! Я жду к себе русалочку, Зову её, зову! Никто не откликается,- И скучно мне одной! Вокруг так неприветливо И лес такой пустой. М. Пожарова - Ребята, к героине какой русской народной сказки можно отнести эти строки стихотворения? - Сегодня нам предстоит окунуться в мир настоящего искусства, почувствовать себя творцами и художниками, создающими прекрасное. Мы будем писать сочинение-описание по картине замечательного художника В.М.Васнецова «Алёнушка». III. Работа по теме урока. 1. Знакомство с творчеством В.М.Васнецова. - Находчивого и смелого Иванушку, грустную царевну Несмеяну, мужественных богатырей каждый из нас знает и любит с детства не только
4 по сказкам и былинам, но и по замечательным картинам художникасказочника Виктора Михайловича Васнецова. - Прочитайте эпиграф к уроку. Прокомментируйте его. Действительно, мало кто из русских художников сумел так понять и передать этот русский дух, как В. М. Васнецов. А началось все в детстве. Давайте послушаем ребят. Которые расскажут нам немного о нём и его картинах. Виктор Михайлович Васнецов родился 3 (15) мая 1848 года в русском, но население большую часть занимают марийцы селе Лопьял Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного сельского священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Отец Виктора Михайловича писал пейзажи, водил сыновей (пять мальчиков) по окрестностям села, учил их видеть красоту земли русской. Маленьким мальчиком Васнецов играл в бабки, пас лошадей в ночном, а на сон грядущий слушал сказки. Сказки! Кто не любил их на Руси! Ф.И.Буслаев говорил: «Два крайних возраста человеческой жизни старость и детство дружно встречались на сказке. Поколение отживающее передавало предание поколению народившемуся. Старый рассказывает сказку, малый слушает. Один припоминает прошедшее, другой гадает о будущем» Минуло детство. Виктор отучился в духовном училище затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева, поступил в Академию художеств и очень скоро картинами своими занял почетное место среди художников. Вначале он создавал картины, отображающие современную ему народную жизнь («С квартиры на квартиру»,1876; «Военная телеграмма», 1878; «Книжная лавочка», 1876; «Балаганы в Париже», 1877). Но жили в сердце художника-северянина детские сказки и упорно не сходили с карандаша. Влекли его народные сказания и былины. Острый интерес ко всему, что было связано с историей народа, не оставлял
5 художника на протяжении всей его жизни. Он любил и знал русское народное творчество. Как томимый жаждой путник приходит, наконец, к живительному источнику, так Васнецов открыл для себя неистощимый родник русской сказки, переосмыслил ее в своих картинах. Когда москвичи увидели в 1880 г. его картину "После побоища Игоря Святославовича с половцами", купленную П.М. Третьяковым, они впервые почувствовали, что от этого искусства действительно "Русью пахнет". Васнецов передал эту "Русь" не при помощи исторически верных костюмов, а взял ее "нутром", особым, ему присущим чутьем. Посмотрим и другие картины, иллюстрирующие русский эпос. Виктор Михайлович хотел, чтобы все, как и он сам, прониклись дивной красотой древней Руси, узнали, приняли сердцем ее историю, поверия, предания, сказки. И это не было прихотью художника. Нет, Васнецов верил свято, что в «сказке, песне, былине сказывается весь цельный облик народа». И это был самый верный путь к народу. И детское, и взрослое сердце трепещет, увлекаемое бегом серого волка по черно-сказочному лесу, полетом ковра-самолета, завораживающим танцем Царевны-лягушки. Картины Васнецова безоговорочно принимают и дети, и взрослые именно потому, что оценивают стремление художника раскрыть средствами живописи глубинные основы русского национального характера. Давайте рассмотрим эти картины. Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна. По его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного и Избушка на курьих ножках, а в Москве памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи, и его собственный домик с мастерской в Троицком переулке.
6 2. Рассматривание картины. Беседа по картине. - А теперь давайте внимательно рассмотрим картину (картина демонстрируется на экране) -Кого вы видите в центре картины? -Где сидит девочка? - Подумайте, почему Алёнушка пришла в этот тихий уголок? -Опишите её внешний вид. ( Худенькая, босая, волосы сбились в беспорядке и т.д.) -В какой позе изобразил её художник? Почему? ( Сидит сжавшись в комочек, обхватив колени руками, опустив голову). -Как вы думаете, о чём грустит героиня? (О братце, который превратился в козлёночка) -Алёнушка сиротка. У неё нет родных, никто её не пожалеет и никто ей не поможет. Вот она и пришла сюда в лес к озеру, посидеть и погоревать в одиночестве. Художник показывает душевную красоту Алёнушки. Люди не жалеют сиротку, а вот природа ей словно сочувствует и грустит вместе с ней. 3. Выявление основных микротем. -Опишите, что вы видите на заднем плане картины? (Лес) -Какой лес? (Густой, тёмный, таинственный, загадочный) -Что изобразил художник на переднем плане? (Озеро) -Какое озеро? (Тёмное, глубокое, печальное, холодное) - А какое время года изобразил художник? (Осень) - Как вы догадались? (По воде плавают жёлтые листья, c деревьев опадает листва) - Виктор Михайлович не случайно выбрал это время года. Ведь осень грустная пора. Природа грустит вместе с Алёнушкой. Природа помогает нам понять состояние девушки. Лес тёмный и на душе Алёнушки темно. В лесу нет, ни единого лучика и на душе Алёнушки нет ничего радостного и светлого.
7 - Посмотрите, внимательно, кто-то ещё грустит вместе с Алёнушкой? (Это птички) - На берёзке сидят ласточки, смотрят на Алёнушку, сочувствуют ей, но ничем помочь не могут, скоро они должны покинуть родные края. Ласточка это символ дружелюбия к добрым людям. -Какое настроение вызывает картина? (Грустное, печальное) -Давайте обобщим наши замечания: Алёнушка - сиротка, грустно. Одиноко. Пришла поделиться, поговорить о своём горе. Согнулась, обвила колени, каштановые волосы распущены, ноги босы, платье разорвано; Озеро - тихое, задумчивое, спокойное, отражается в воде как в зеркале, тёмная вода, опавшие жёлтые сухие листья, осока, ряска; Деревья - молодые берёзки, осинки, пожелтевшая листва, нет ярких красок, осенний наряд; Ели тёмные, неприступной стеной, будто стражи, охраняют, сторожат, выделяются, верхушки, плохо видны, отгораживают; Природа - нет ярких красок, заброшенный уголок, грустит, отвечает одиночеству, соответствует грустному настроению. Работа группами: найти синонимы к словам: Злой ( о мачехе )- злобный, недобрый, свирепый, гневный, сердитый Укромный ( уголок)-уединённый, укрытый Горевать - грустить, печалиться, сокрушаться, тужить, горюниться, убиваться, кручиниться Горько - печально Чудесный (волосы)- изумительный, восхитительный, роскошный, замечательный, великолепный Ветхий (одежда)- старый, обветшалый, потрёпанный, дряхлый, истёртый Плотный (стеной)- густой, сплошной Сочувствовать - сострадать, делить горе.
8 4. Составление плана. - Мы с вами уже писали сочинение по картине. Скажите, сколько частей в нем должно быть? -Что будем писать в каждой части? I. "Я только Русью и жил" (О художнике В. М. Васнецове). II. Описание картины В. М. Васнецова "Аленушка". 1. Портрет Аленушки (лицо, поза, одежда). 2. Природа, на фоне которой изображена героиня (пруд, лес, небо). 3. Настроение, которое передает картина. III. Мое отношение к картине В. М. Васнецова. 5. Словарная работа. -На доске слова, которые помогут вам при написании сочинения. Слова для справок: замечательный русский художник, передо мной, неподвижно, сжавшись в комочек, обняла колени, печалится, спутанные, свешиваются, сирота, порванное, сочувствуют, настроение, мрачное, печальное. - Найдите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. -Назовите словарные слова. -Найдите и назовите слова с удвоенной согласной. 6. Обобщение учителя по картине. На большом сером камне сидит Алёнушка. Она горько оплакивает своего братца Иванушку, которого по приказу злой мачехи утопили в этой реке. После смерти брата ей ещё труднее, она осталась совсем одна, не с кем вспомнить добрую матушку. Вот и пришла она сюда, в этот укромный лесной уголок. Только здесь она может погоревать, поплакать. Алёнушка обхватила руками колени, печально склонила голову, по плечам рассыпались её чудесные каштановые волосы; грустное и бледное лицо, в глазах - глубокая печаль. Кажется, что они наполнены слезами. Платье старое,
9 разорвано, ноги босы. Всё это говорит об одиночестве, о глубоком горе, о её тяжёлой безрадостной жизни в доме мачехи. Вместе с девочкой как бы грустит и природа. Художник изобразил её без ярких красок. Тихое озеро, в котором, как в зеркале, отразились и камень и девочка, и стволы деревьев. В озере растёт осока, по воде плавают пожелтевшие жёлтые листья. Печальны молодые берёзки и осины, уже одевающие осенний наряд. На заднем плане плотной стеной встали тёмные ели. Чётко видны только верхушки высоких из них. Создаётся впечатление, что этот уголок, куда пришла Алёнушка, отгорожен от всего мира, заброшен. Ели, будто стражи, охраняют девочку от чужих недобрых глаз. Печальная неяркая природа соответствует грустному настроению Алёнушки. И зритель картины сочувствует девочке, жалеет её. Хочется помочь ей. - Знаете, эта картина помогла художникам других видов искусства создать свои произведения. Н-р, у поэта Александра Прокофьева есть стих-е «Алёнушка». Послушайте его ( один из учеников читает стих-е). Пруд заглохший весь в зелёной ряске В ней тростник качается, шумит, А на берегу, совсем как в сказке, Милая Алёнушка сидит. Прост венок, а нет его красивей, Красен от гвоздик, от лилий бел, Тополиный пух на платье синем, С тополиных рощ он прилетел. Но кукушка на сосне кукует. И тропинка к берегу ведёт. Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладёт.
10 Учитель: - Но вы можете сказать, что стихотворение Прокофьева не пересказывает картину живописца. Верно! Но подумайте, только ли героиней сказки может быть Алёнушка? Не может ли она быть ещё кем-то? Вспомните, как жилось русским крестьянкам в 19 веке? (простая русская крестьянка, которая горько задумалась над своей трудной жизнью). - И ещё вопрос. К какому жанру можно отнести эту картину - портрет, пейзаж или иллюстрация к сказке? -Все перечисленные жанровые определения узки для этой картины. Это - одна из попыток выразить понимание родины средствами искусства. Ведь родина - это не только родной дом, близкие люди, природа той местности, где родился, это и родной язык, родной национальный поэтический мир, мир песен, сказок, история страны. Поэтому эта картина является одной из вершин русского патриотического искусства. - Давайте прочитаем слова художника, которые помогают понять его творчество ( обращение к эпиграфу). -Чему учат нас картины В.М Васнецова? (любить народ, его творчество, родную страну) IV. Итог урока. - О ком мы узнали сегодня на уроке? -Какие его картины можете назвать? -Чему учит В.М.Васнецов своим творчеством? Объявление оценок.
docplayer.ru
Сочинение – описание по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». Урок развития речи (6 класс)
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru