Маленькая Вера. 7 документальных историй о героине "Девочки с персиками". Картина васнецова девушка с кленовой веткой


Знаменитые русские девочки - Мы родом ...

По теме: Исторические дети. Катя Лычева

7 знаменитых русских девочек

Совсем недавно по инициативе ООН день 11 октября стал Международным днем девочек.

«Русская семерка» не может обойти вниманием новый праздник и вспоминает о 7-ми прославившихся русских девочках. ©1. Анастасия Романова

Великая княжна Анастасия, дочь Николая II и императрицы Александры Федоровны, навсегда осталась в памяти русских людей девочкой. В воспоминаниях современников то и дело можно прочитать, что несмотря на свой 17-летний возраст Анастасия была сущим ребенком, любившим шалить, играть и пародировать окружающих. Что же успела сделать эта девочка, канонизированная как страстотерпица вместе со всей своей царской семьей?

Во время Первой мировой войны ей было только четырнадцать лет и она не могла, как старшие сестры и мать, быть сестрой милосердия. Тогда она стала патронессой госпиталя, отдавала собственные деньги на закупку лекарств для раненых, читала им вслух, давала концерты, писала под диктовку письма их близким, играла с ними, чтобы отвлечь страдающих от боли, шила им белье, готовила бинты и корпию. Их фотокарточки после хранились у нее дома, и она помнила раненых по именам и фамилиям. Некоторых неграмотных солдат она обучила читать и писать, и им очень это нравилось. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Анастасию вместе с близкими расстреляли в Екатеринбурге. Много лет после расстрела царской семьи не стихали разговоры о том, что Анастасия осталась жива. О Анастасии Романовой снимались фильмы и мультфильмы, породив культ.

2. Вера Мамонтова — «Девочка с персиками»

Веру Мамонтову все русские люди знают по портрету Валентина Серова «Девочка с персиками». Существует еще один ее портрет — девятью годами позже, написанный Виктором Васнецовым, он называется «Девушка с кленовой веткой». Что же известно об этой девочке после того, как она дважды была запечатлена на картинах великих мастеров?

Вера Мамонтова. Конец 1880-х.

«Девушка с кленовой веткой». В.Васнецов, 1896 год

Известно, что ей пришлось долго ждать замужества: она обвенчалась с предводителем дворянства Москвы Александром Самариным в 1903 году, после смерти своего отца, не дававшего благословения на брак. Она скоропостижно скончалась от воспаления легких в возрасте тридцати двух лет, успев родить троих детей. Ее супруг, Александр Дмитриевич, жил после ее смерти еще двадцать пять лет, но больше не женился, а в память о Вере Мамонтовой построил белоснежный храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.
Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие.

Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, архитектор Башкиров.

3. Вера Кондакова

Веру Кондакову все знают по знаменитой фотографии, где девочка в школьном платьице с белыми бантами целует Иосифа Виссарионовича Сталина. Ей было тогда семь лет, она еще плохо умела читать, но чудесно декламировала, и слова поздравления, которые ей нужно было сказать Сталину, заучивала наизусть со слуха: «Дорогой товарищ Сталин, это вам от московских ребят…» Никто не подсказывал ей, что Сталина можно целовать — это был личный порыв ребенка, верившего в светлый образ вождя Советского союза.

Маленькая девочка в обнимку с огромным Сталиным, белые банты на тонких косичках и густые усы на взрослом лице — фотография разлетелась огромными тиражами по всему Советскому союзу и сделала Веру Кондакову популярной. В «Пионерской правде» вышли стихи Сергея Михалкова: «Это — счастье!/ Нет иного слова!/ Девочка!/ Могла ли ты мечтать?/ Что ты можешь / Сталина родного/ В этот день увидеть и обнять?» Ее узнавали на улицах, приглашали на радио, а в день смерти Сталина вся школа пришла к ней в класс — разделить горе… Вера Кондакова до сих пор жива и живет в Москве, а знаменитая фотография всю жизнь висит на ее стене.
4. Катя Лычева

Юный посол доброй воли от Советского союза Катя Лычева посетила в 1986 году Соединенные штаты Америки с миссией мира. На эту девочку была возложена миссия стать символом “советской миролюбивой политики”, и образ ее был создан вслед за образом погибшей американки Саманты Смит.

Но слава ее оказалась не очень долгой. Сначала Катя снималась в детских фильмах, была окружена журналистами во время своей поездки в Америку, которые фиксировали каждый ее шаг: «Катя Лычева делает бумажных голубей», «Катя Лычева участвует в пресс-конференции», «Катя Лычева встречается со школьниками». Спортсменка, комсомолка, красавица, к тому же знающая английский… Но когда СМИ перестали писать о ребенке-дипломате, Катя Лычева оказалась забыта. Она эмигрировала во Францию, закончила Сорбонну и, хоть и продолжает заниматься международными проектами, общения с журналистами избегает.

Катя Лычева. 1986. Телепередача «Старая квартира»

5. Надя Рушева

Девочка, ушедшая из жизни в 17 лет и оставившая после себя 12 тысяч рисунков. “Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств, – писал о Наде Рушевой доктор искусствоведения А. Сидоров. – Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же – никогда. Вся юность у них уходит на штудию и освоение мастерства”.

Сама же Надя говорила, что пишет сразу набело, без ластика, потому что заранее видит все свои рисунки. «Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести». Ее наследие — это, в основном, графика, иллюстрации к книгам, которые ей читали вслух в детстве или которые она читала сама позже. Иллюстрации к античной литературе, сказкам Пушкина, «Войне и миру», «Мастеру и Маргарите», «Маленькому принцу» — это не полный список того, что сделала эта девочка к своим 17-ти годам. В разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других — прошло более 160 выставок её работ.

Удивительный дар Нади Рушевой

6. «Алёнка» — Елена Геринас

Восьмимесячная Елена Геринас уже более полувека является эмблемой знаменитого русского шоколада «Аленка». А ведь там могла бы быть Васнецовская «Аленушка», например. Но фотография доверчивого мягкого лица в платке дочери фотографа Александра Геринаса победила в конкурсе, объявленном в 1964 году «Красным Октябрем».

До этого фотография «Аленки» с широко распахнутыми глазами и румяными щеками украсила обложку первого номера журнала «Здоровье» за 1962 год. У маленькой Елены были карие глаза и немного иной овал лица, но окончательный образ, появившийся на обертке шоколада, создал художник Н.Маслов. К слову, Елена Геринас не получает никакого гонорара за использование изображения своего лица на известнейшем русском шоколаде на протяжении вот уже более пятидесяти лет. В феврале 2000-го года она заявила о своих авторских правах как наследницы на это изображение, но суд, длившийся более двух лет, вынес решение не в ее пользу.

7. Алиса Селезнёва

Культ Алисы Селезнёвой стал предвестником распада Советского Союза. Не меньше. Культ появился благодаря стараниям писателя Кира Булычева и режиссера Романа Качанова, который также подарил миру Чебурашку.

«Неземная» девочка с большими глазами и особенным, тёплым взглядом. Роли Алисы в кино исполняли Наталья Гусева и Катя Прижбиляк. Произведения, в которых действует Алиса, создавались на протяжении сорока лет, и автор, по собственному признанию, не следовал какой-то продуманной «хронологии будущего», описывая приключений своей героини. Алиса была не просто девочкой, но первой девочкой, сумевшей побывать в космосе и в Атлантиде. Необычная судьба девочки, её приключения породили целый пласт культурных наслоений, которые были далеки от первоначального образа. Популярность Алисы подчеркивает и то, что в народе стали появляться анекдоты про неё и шуточные куплеты. Песня же «Прекрасное далеко» была абсолютным хитом. Что интересно. «Прекрасное далеко» — это, вообще-то, о Рае, но в контексте советской культуры все были уверены, что о коммунизме.

Песня «Прекрасное далеко» из к/ф «Гостья из будущего» (фрагменты)

Екатерина Оаро

yarodom.livejournal.com

150 лет Серову, девочка с персиками и таракан на столе: usolt

0000000000

Сегодня, 19 января 2015 года исполняется 150 лет со дня Рождения великого русского художника Валентина Серова, мастера портрета, художника, писавшего Абрамцево и Венецию, но прославившегося, прежде всего, своей проходной картиной 1887 года  "Девочка с персиками", портрет 11-летней Веры Мамонтовой в обстановке семейной усадьбы в Абрамцеве.

Полотно из Третьяковской галереи-то все знают, досконально во всех аннотациях описаны и предметы интерьера, и одежда, и пейзаж, но почему-то почти нигде не пишут, про удивительную шутку на этой картине. Видите в нижнем левом углу мутное сине-фиолетовое пятно? Ради него стоит даже сходить посмотреть на оригинал.

Пока Серов работал над картиной, какой-то его знакомый шутник подрисовал таракана (или жука) на холсте:

0000000000000

Конечно, Серов поморщился и таракана закрасил, но тот все равно упорно проступил, на небольших репродукциях не видно, только в оригинале или только в большом разрешении.

А судьба изображенной Веры Мамонтово, была трагична

Веру Мамонтову в 20 лет изобразил Виктор Васнецов:

000000"Девушка с кленовой веткой" (1896 г.)

В 1903 году Вера Мамонтова вышла замуж за камер-юнкера Двора Его Императорского Величества Александра Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода.

В браке родилось трое детей, однако уже в 1907 г. Вера слегла с тяжелой пневмонией и скоропостижно скончалась.

0000

usolt.livejournal.com

Вера Мамонтова: история жизни "Девочки с персиками"

Её не стало очень рано — в тридцать два года, а все, кто хоть чуть-чуть знаком с русской живописью, навсегда запомнили её двенадцатилетней. Такой, какой её написал Валентин Серов в «Девочке с персиками». Но, кроме Серова, Веру Мамонтову писали Виктор Васнецов, Николай Кузнецов, Михаил Врубель.

Она была любимой и долгожданной дочкой железнодорожного магната, известнейшего промышленника и предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны. До Веры у них уже родилось трое сыновей и, по семейной легенде, после третьих родов, когда стало ясно, что опять будет мальчик, Елизавета Григорьевна пообещала мужу: «Но следующей непременно родится девочка!» Так и случилось. После трёх мальчиков в семействе Мамонтовых появились еще две дочери — Вера и Александра.

И Верой её назвали неслучайно.

Имена своим детям Мамонтовы подбирали с умыслом: первые их буквы должны были последовательно составить имя САВВА: Сергей — Андрей — Всеволод — Вера — Александра. Елизавета Мамонтова была по-настоящему, без лицемерия и ханжества, религиозна. Валентин Серов писал своей невесте Ольге Трубниковой: «Здесь, у Мамонтовых много молятся и постятся, т. е. Елизавета Григорьевна и дети с нею. Не понимаю я этого, я не осуждаю, не имею права осуждать религиозность и Елизавету Гр<игорьевну> потому, что слишком уважаю её — я только не понимаю всех этих обрядов. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков и т. д.), совестно становится. Не умею молиться, да и невозможно, когда о Боге нет абсолютно никакого представления».

Но для Елизаветы Григорьевны то, что вызывало неприятие её любимца Антоши Серова, было исполнено глубокого смысла. Имя «Вера» для неё связывалось с важнейшей христианской добродетелью: вера была неотъемлемой составляющей её духовной жизни.

Савва Мамонтов с дочерьми Верой (на фото справа) и Александрой.

Елизавета Григорьевна Мамонтова с дочерью Верой.

Вера Мамонтова. Абрамцево. 1890-е.

В доме Мамонтовых на Садово-Спасской, известном всей просвещённой Москве, и особенно в их подмосковной усадьбе Абрамцево царила атмосфера творчества, радости, взаимной симпатии и любви. Туда съезжались художники, скульпторы, литераторы, музыканты. Домашние спектакли, прятки и салки, игра в городки — обычные и особые, «литературные», казаки-разбойники, в которых наравне с детьми участвует художник Репин, и свой собственный детский лодочный «флот» на речке Воря, руководимый художником Поленовым, конные прогулки, увлекательные творческие занятия — резьба по дереву, акварель, керамика… Так что легко объяснимы сетования Серова о позировании ему Веруши. «Измучил её, бедную, до смерти» — девочке не терпелось бежать заниматься чем-то поинтереснее. И всё же почти полтора месяца Вера послушно сидела за столом абрамцевской гостиной. Такой была цена шедевра.

Лет за десять до этого знакового для русского искусства момента Абрамцево посетил постаревший Иван Тургенев. В имении он бывал еще задолго до того, как его купили Мамонтовы. Тургенев, как и Гоголь, был желанным гостем у прежнего владельца, писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Теперь автор «Записок охотника» осматривал обновлённую усилиями Мамонтовых усадьбу и с ностальгией вспоминал, как здесь раньше охотились, ходили за грибами, удили рыбу. Тургенев смешно рассказывал, что Аксаков педантично фиксировал в дневнике: в 1817-м на охоте сделано 1858 выстрелов, убито 863 единицы дичи, а в 1819-м — столько-то… Раз на рыбалке Тургенев неимоверно огорчил Аксакова, гордившегося своей книгой «Записки об ужении рыбы», тем, что пока рыбак-теоретик и хозяин усадьбы выловил только ёршика и плотву, Тургеневу посчастливилось извлечь щуку в полтора аршина. За этими весёлыми разговорами и состоялось знакомство живого классика с младшей Мамонтовой.

В беллетристическом изложении Владислава Бахревского оно выглядит так:

«Пришли в красную гостиную, сели.Раскрасневшаяся, сдувая лезущую в лицо прядь волос, вбежала краснощекая, сияющая глазками Веруша.— Ах, какой ангел! — воскликнул Иван Сергеевич и протянул руки, приглашая девочку к себе.Бесстрашная Веруша, не колеблясь, бросилась в объятия великана с белой головой, устроилась на коленях.— Ей три с половиной? — спросил Тургенев.— В октябре будет три.— Значит, я не совсем еще стар. Если человек не разучился понимать, сколько лет детям, он годен для жизни.— Веруша очень резвая. Она выглядит старше своих лет, — согласилась Елизавета Григорьевна…»

Нет сомнений, что обаятельная Вера Мамонтова с самого рождения была всеобщей любимицей. Об этом же говорят и воспоминания, и письма многочисленных друзей семьи. Однажды Савва Иванович отправил семейное фото близкому другу, скульптору Марку Антокольскому. Ответное письмо Антокольского — восторженно:

«Фотография ваша до того прелестна, что радуешься и смеёшься с вами вместе. Дай же Бог вам всегда радоваться и смеяться. Абрамцевская богиня прелесть, прелесть! Расцелуйте её, пожалуйста, от меня. Одним словом, про всё я повторяю: „прелесть, прелесть!“ И это совершеннейшая правда».«Абрамцевской богиней» и «прелестью», как нетрудно догадаться, Марк Матвеевич называет Веру.

Вера Мамонтова в кресле позирует художнику Николаю Кузнецову. Фото. 1880-е.

Вера Мамонтова, одетая в костюм библейского Иосифа для участия в домашнем спектакле. 1880-е.

Пасхальный стол в семье Мамонтовых. 1888 год. За столом — Вера со старшими братьями.

Живая картина «Русская пляска». Вера с двоюродным братом Иваном Мамонтовым. 1895-й год.

Вера и Всеволод Мамонтовы на лошадях в Абрамцеве.

В мемуарах об абрамцевском кружке часто можно встретить слова «Яшкина избушка» или «Яшкин дом». То Илью Репина с семьёй в эту «избушку на курьих ножках» хозяева Абрамцева на лето поселят, то братьев Васнецовых. Старший, Виктор, признавался, что нигде ему еще не работалось так спокойно и хорошо, как тут, а младший, Аполлинарий, даже вписал «Яшкину избушку» в свой пейзаж.

Что же это за название? Узнать помогает Абрамцевская летопись — журнал, где записывали всё самое важное: над чем работали, во что играли, чем были заняты и кто приезжал в гости. В начале мая 1877 года рукой Саввы Мамонтова сделана запись: «Построена отдельная дача под названием „Яшкин дом“. Название это дано потому, потому что маленькая Верушка называла этот домик своим, а так как её прозвище было „Яшка“, то и домик назвали Яшкин».

Биограф Мамонтова Бахревский поясняет происхождение прозвища: «Маленькая Веруша с детства много якала». Что ж, возможно, и так — для всеобщей любимицы в том не было бы ничего из ряда вон выходящего. Но у Мамонтовых, как и во многих семьях, это было обычное дело, всем детям давались ласковые прозвища: Андрея звали Дрюшей, Всеволода — Вокой, Веру — Яшкой, младшую Александру — Шуренкой-Муренкой. Похоже, для Мамонтовых это и был тот самый «повседневный обмен скрытыми от других семейными шутками, которые составляют тайный шифр счастливых семей», как много позже замечательно сформулирует Владимир Набоков в «Других берегах».

Яшкин домАполлинарий Михайлович Васнецов

Когда писалась «Девочка с персиками», Веруше было 12, Серову — 22. Десятилетним мальчиком Серов впервые пришел в Абрамцево, Вера в то время только-только появилась на свет. Он был сверстник её любимых братьев, с детства подолгу жил у Мамонтовых, участвовал во многих абрамцевских «творческих безобразиях». Он был в мамонтовской семье совершенно свой.

Всеволод, старший брат Веры, вспоминал о Валентине Серове: «Трогательно дружил он с моими сёстрами, которые были много моложе его, и при этом удивительно добродушно переносил всяческие их проказы… На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская „Девочка с персиками“, один из перлов русской портретной живописи. Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему. Двенадцатилетнюю жизнерадостную, бойкую девочку в летний погожий день так тянет на волю, побегать, пошалить. А тут сиди в комнате за столом, да еще поменьше шевелись. Эта работа Серова потребовала много сеансов, пришлось сестре долго позировать для неё. Да Антон и сам признавал медленность своей работы, очень этим мучился и впоследствии говорил сестре, что он её неоплатный должник».

Всеволод и Вера Мамонтовы. Фотографии 1880-х годов.

Валентин Серов (крайний слева) в кабинете московского дома Мамонтовых. За фортепиано — художник Илья Остроухов. Стоят: племянники Саввы Мамонтова и его сын Сергей. Фото 1880-х гг.

С особенной нежностью к Вере относился художник старшего поколения Виктор Васнецов. Он увидел её совсем иначе, чем юный Серов. Увлечённый русской стариной Васнецов написал Веру Мамонтову в образе боярышни. И эта расшитая золотом душегрея, и «парчовая на маковке кичка» удивительно шли черноглазой, серьёзной, с густыми соболиными бровями и унаследованным от матери легендарным румянцем Вере, дочке потомственного купца Саввы Мамонтова. А еще Васнецов взял с Веры шуточное обещание, что она непременно выйдет замуж за русского. На свадьбу жениху Веры Александру Самарину (который пожеланиям Васнецова удовлетворял вполне, поскольку происходил из древних столбовых дворян) художник преподнёс другой портрет Веры — «Девушку с кленовой веткой». Она изображена на нём в том же простом и милом платье жемчужного цвета, в котором будет венчаться с Самариным. «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию», — с восхищением и горечью скажет о Вере уже после её скоропостижной смерти Васнецов.

Мастерская в Абрамцеве. На стене — портрет Веры Мамонтовой работы Васнецова. Под стеклом — её наряд. Источник фото: anashina.com

Конечно, васнецовские портреты Веры не сравнятся по известности с «Девочкой с персиками» Серова. Но есть и у Васнецова вполне хрестоматийная картина, навеянная образом Веры Мамонтовой — «Алёнушка». Непосредственной моделью для неё послужила другая девушка, бедная сирота из соседней с Абрамцевым деревушки, однако источником вдохновения стала именно Вера. Васнецов писал: «Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя „Алёнушка“ натурно-жанровая вещь! Не знаю! Может быть. Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку“. Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь Божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют её!»

Семейная жизнь Веры была счастливой, хотя, увы, недолгой.Да и сам брачный союз между Верой Саввишной Мамонтовой и Александром Дмитриевичем Самариным стал возможен далеко не сразу.

В середине 1890-х годов Вера Мамонтова занималась общественной работой в школах и приютах, следуя в этом за своей матерью Елизаветой Григорьевной, много сделавшей, чтобы в соседних с Абрамцевым селах Ахтырка и Хотьково появились школы, действовал лазарет и ремесленные мастерские, помогающие трудоустраивать крестьянских детей после окончания школы. Выросшая среди людей искусства Вера посещала в Москве лекции по истории, литературе. Там она познакомилась с Софьей Самариной, племянницей славянофила Юрия Самарина и представительницей дворянского рода, находящегося в родстве с Волконскими, Трубецкими, Голицыными, Ермоловыми, Оболенскими, поэтом Жуковским.

Софья и Вера близко сошлись, и Мамонтова стала бывать у подруги в доме. Там и случилась встреча с Александром, братом Софьи. Обаятельная Вера пленила старшего её на семь лет Александра Дмитриевича сразу и навсегда. Он просил у своих родителей благословения на брак с Верой Саввишной, но каждый раз получал категорический отказ. Обладатели древней дворянской фамилии и обширных земельных наделов не желали даже слышать о том, чтобы породниться с купцами Мамонтовыми. Это для русских художников Веруша была Вдохновением и «прелестью» — а для старших Самариных она оставалась дочкой сомнительного «миллионщика». «Жениться на купчихе — значит разбавить голубую древнюю кровь дворян чересчур густой, чересчур красной», образно объясняет возникшее отторжение Бахревский. А тут еще для Мамонтовых началась полоса серьёзных испытаний: ушел из семьи, увлекшись солисткой своей Частной оперы Татьяной Любатович, Савва Иванович, а в 1900-м году он был обвинен в растрате, арестован, потерял значительную часть состояния. Скандалы были публичными, детально освещались в прессе. Самарины отталкивали Веру Мамонтову, не хотели слышать о ней.

Так, в состоянии полной и болезненной неопределённости минуло несколько лет. Чувства Веры и Александра Дмитриевича не умерли и не ослабели. И в 1901-м году Самарин решается опять попытаться получить у семидесятилетнего отца позволение жениться на Вере. Отец отказал и на сей раз. По-видимому, разговор был настолько тяжёл, что после него старшего Самарина разбил удар, и вскоре его не стало. Прошло больше года после его кончины, когда мать Самарина Варвара Петровна, наконец, сдалась и благословила сына на брак.

26 января 1903 года Вера Мамонтова и Александр Самарин отправились под венец. Один за другим в их семье родились трое детей: Юра, Лиза и Серёжа. Но брак, построенный на глубоком взаимном уважении и любви, пережившей многолетние испытания, продлился меньше пяти лет. Его оборвала внезапная смерть Веры 27 декабря 1907 года. Молодая женщина сгорела за три дня от скоротечной пневмонии.

Александр Самарин пережил любимую ровно на четверть века и больше никогда не был женат. Он остался в русской истории как самостоятельная величина, не просто «муж девочки с персиками». С 1908 года Самарин был московским губернским предводителем дворянства, с 1915 — обер-прокурором Святейшего Синода и членом Государственного совета. После отставки с поста обер-прокурора был главноуполномоченным Российского Красного Креста, председателем Московского епархиального съезда. Александра Самарина не раз выдвигали на те позиции в иерархии Русской церкви, которые до него не могли занимать миряне — только духовные лица; случай редчайший. В 1919-м был арестован Советами и приговорён к расстрелу, но позже приговор был отменён. В 1925-м — вновь арест и ссылка на три года в Якутию. В 1931-м — снова арест. По воспоминаниям отбывавших ссылку вместе с мужем Веры Саввишны, и там он оставался верным своим монархическим и религиозным убеждениям, много работал — преподавал докторам немецкий язык, занимался книгой по якутской грамматике.

Заботы по воспитанию осиротевших детей Веры взяла на себя её младшая сестра Александра.

Александр Дмитриевич и Вера Саввишна Самарины.

Вера Саввишна Самарина с сыном Юрием. 1904 г.

Панихида по Вере Саввишне, отслуженная в абрамцевской Церкви Спаса Нерукотворного. 1908 год.

Савва Мамонтов (в центре) с внуками Серёжей, Лизой и Юрой (детьми Веры). 1910. Крайняя слева — Александра Мамонтова, младшая сестра Веры, посвятившая себя воспитанию маленьких племянников.

Александр Самарин с дочерью Елизаветой.

Лиза и Юра Самарины (дети Веры) и Наташа Поленова (дочка художника).

Дочь и муж Веры Самариной (Мамонтовой) в якутской ссылке. Конец 1920-х.

Должно быть, постфактум, уже после смерти «абрамцевской богини», кто-то вспомнил о плохой примете. Ведь задолго до своей физической смерти Вера уже «умирала» на рисунке Михаила Врубеля «Тамара в гробу», выполненном выразительной и зловещей чёрной акварелью.

Дети Саввы Мамонтова, с которыми Врубель приятельствовал, нередко служили ему моделями. Он дружил с рано умершим Андреем Мамонтовым, тоже художником и начинающим архитектором. У другого Вериного брата, Всеволода, художник заимствовал многие черты для Демона и лермонтовского Казбича, с самой Веры писал Тамару.

А Вера, поддразнивая, звала своего приятеля Врубеля «Монелли». На римском диалекте это означает «малыш, воробушек» (Wróbel по-польски — воробей). Некоторые находили такое перелицовывание фамилии весьма обидным. Но ведь известно, что Врубель, очень своенравный, не обладавший покладистым характером и безапелляционно резкий в суждениях, писал только тех, к кому испытывал симпатию.

Пожалуй, лучше всего отношения Врубеля к Вере и саму абрамцевскую атмосферу — атмосферу «теплоты сплачивающей тайны», счастливого творческого заговорщичества, без которого не возникло бы ни «Алёнушки», ни «Девочки с персиками», ни врубелевских шедевров — передаёт история, записанная сыном профессора Адриана Прахова Николаем. Однажды, гостя в Абрамцеве, Врубель опоздал к вечернему чаю. Он неожиданно появился в столовой «в тот момент, когда Верушка сказала что-то шепотом сидевшей с ней рядом моей сестре… Михаил Александрович воскликнул: «Говорите все шепотом! Говорите шепотом! — я только что задумал одну вещь. Она будет называться — «Тайна»». Мы все стали дурачиться, шептать что-нибудь соседу или соседке. Даже всегда тихая и спокойная «тетя Лиза» (мать Веры Елизавета Григорьевна) улыбнулась, глядя на нас, и сама спросила шепотом у Врубеля: «Хотите еще чашку чая?»Через день Михаил Александрович принес к вечернему чаю женскую головку, обвитую священной египетской змеей Уреей.— Вот моя «Тайна», — сказал Врубель.— Нет, — возразили ему, — это «Египтянка»…

М.А.Врубель. Египтянка

М.А. Врубель "Тамара в гробу".

Оригинал статьи: https://artchive.ru/publications/2121~Malenkaja_Vera_7_dokumentalnykh_istorij_o_geroine_Devochki_s_persikami

aselajn.livejournal.com

Маленькая Вера. 7 документальных историй о героине «Девочки с персиками»

«Девочке с персиками» досталось чудесное детство

В доме Мамонтовых на Садово-Спасской, известном всей просвещённой Москве, и особенно в их подмосковной усадьбе Абрамцево царила атмосфера творчества, радости, взаимной приязни и любви. Туда приезжали лучшие люди своего времени: художники, скульпторы, литераторы, музыканты. Домашние спектакли, прятки и салки, игра в городки — обычные и особые, «литературные», казаки-разбойники, в которых наравне с детьми участвует художник Репин, и свой собственный детский лодочный «флот» на речке Воря, руководимый художником Поленовым, конные прогулки, увлекательные творческие занятия — резьба по дереву, , керамика… Так что легко объяснимы сетования Серова о позировании ему Веруши «Измучил её, бедную, до смерти» — девочке не терпелось бежать заниматься чем-то поинтереснее. И всё же почти полтора месяца Вера послушно сидела за столом абрамцевской гостиной. Такой была цена шедевра.

Лет за десять до этого знакового для русского искусства момента Абрамцево посетил постаревший Иван Тургенев. В имении он бывал еще задолго до того, как его купили Мамонтовы. Тургенев, как и Гоголь, был желанным гостем у прежнего владельца, писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Теперь автор «Записок охотника» осматривал обновлённую усилиями Мамонтовых усадьбу и с ностальгией вспоминал, как здесь раньше охотились, ходили за грибами, удили рыбу. Тургенев смешно рассказывал, что Аксаков педантично фиксировал в дневнике: в 1817-м на охоте сделано 1858 выстрелов, убито 863 единицы дичи, а в 1819-м — столько-то… Раз на рыбалке Тургенев неимоверно огорчил Аксакова, гордившегося своей книгой «Записки об ужении рыбы», тем, что пока рыбак-теоретик и хозяин усадьбы выловил только ёршика и плотву, Тургеневу посчастливилось извлечь щуку в полтора аршина. За этими весёлыми разговорами и состоялось знакомство живого классика с младшей Мамонтовой. В беллетристическом изложении Владислава Бахревского оно выглядит так:

«Пришли в красную гостиную, сели.Раскрасневшаяся, сдувая лезущую в лицо прядь волос, вбежала краснощекая, сияющая глазками Веруша.— Ах, какой ангел! — воскликнул Иван Сергеевич и протянул руки, приглашая девочку к себе.Бесстрашная Веруша, не колеблясь, бросилась в объятия великана с белой головой, устроилась на коленях.— Ей три с половиной? — спросил Тургенев.— В октябре будет три.— Значит, я не совсем еще стар. Если человек не разучился понимать, сколько лет детям, он годен для жизни.— Веруша очень резвая. Она выглядит старше своих лет, — согласилась Елизавета Григорьевна…»

Нет сомнений, что обаятельная Вера Мамонтова с самого рождения была всеобщей любимицей. Об этом же говорят и воспоминания, и письма многочисленных друзей семьи. Однажды Савва Иванович отправил семейное фото близкому другу, скульптору Марку Антокольскому. Ответное письмо Антокольского — восторженно:

«Фотография ваша до того прелестна, что радуешься и смеёшься с вами вместе. Дай же Бог вам всегда радоваться и смеяться. Абрамцевская богиня прелесть, прелесть! Расцелуйте её, пожалуйста, от меня. Одним словом, про всё я повторяю: „прелесть, прелесть!“ И это совершеннейшая правда».

«Абрамцевской богиней» и «прелестью», как нетрудно догадаться, Марк Матвеевич называет Веру.

artchive.ru

Верочка Мамонтова и картины Васнецова

Верочка Мамонтова и картины ВаснецоваВалентин Серов. «Девочка с персиками». 1887 год

Понятия о красоте у каждого из нас свои. И на вопрос «А что есть красота» можно ответить по-разному. Поэт Николай Заболоцкий когда-то написал:

«Так что есть красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»

По-видимому, для кого-то прекрасен сосуд, а для кого-то огонь, заключённый в сосуде…

Красота русских женщин, в оставленных нам в наследство портретах великих художников, наверное вечно будет притягивать всех – и тех, кто видит лишь сосуд, и тех, кто замечает огонь. Объяснить просто, портреты хранят в себе немеркнущий свет души, которую увидел художник и сумел передать.

Вот почему в доме-музее в Абрамцеве портрет молодой девушки в светлом платье останавливает и притягивает к себе. Ёё стройная фигурка и обращённый на нас взгляд, в котором может раздумье, а может грусть заставляет остановиться и задуматься. За спиной девушки сгущена тень зелени деревьев, а сама она – её фигура, лицо – будто высвечена каким-то загадочным светом.

Верочка Мамонтова и картины ВаснецоваВ. М. Васнецов. «Девушка с кленовой веткой». 1896 год

Портрет Верочки Мамонтовой написан художником В.М. Васнецовым 27 июля 1896 года, в Абрамцеве. Виктор Михайлович Васнецов впервые появился в имении Саввы Ивановича Мамонтова в конце 70-х годов.

Он учился в Петербурге и приобрёл там известность как талантливый художник: его бытовые сцены из жизни людей разных слоёв были признаны критикой. Но он стал искать новые темы и пути в искусстве, он мечтает о темах из русской истории, мечтает создать на своих полотнах образы героев русских былин и сказок. В Москве его никто не знает, но одним из первых, кто его увидел и разглядел величайший талант, был Савва Иванович Мамонтов.

Природа щедро наделила Савву Ивановича художественным чутьём, в нём были и музыкальные способности, и талант скульптора. Но главным его талантом был талант режиссёра и идеолога театра. Он заводил знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивал домашние спектакли, организовал Частную оперную труппу. Он был не просто хозяином театра, но и его душой, и генератором идей.

Верочка Мамонтова и картины ВаснецоваСавва Иванович Мамонтов

Савва Иванович создал в театре пространство, в котором творческому человеку дышалось легко и свободно, где совместный труд становился радостью, способствовал рождению идей, вдохновению. В его имении Абрамцеве рождались шедевры И. Е. Репина, В. М. Васнецова, И.И.Левитана, М. М. Антокольского, В. А. Серова, М. В. Нестерова, М. А. Врубеля, В. Д. Поленова и Е. Д. Поленовой, К. А. Коровина; здесь, благодаря окружению талантливых художников и музыкантов, вырос талант Ф.И.Шаляпина.

Многим художникам Савва Иванович оказывал существенную поддержку, некоторые из них подолгу жили в гостеприимном доме. Вот сюда и поселился со своей семьёй в один из приусадебных флигелей Виктор Михайлович Васнецов. Часто в мастерскую художника заходили дети Мамонтова, из которых он выделял проказницу Верочку. Обаятельная девочка обращала внимание на себя необычным взглядом глубоких чёрных глаз всех обитателей Абрамцева.

Верочка Мамонтова и картины ВаснецоваУсадьба Абрамцево

Когда её впервые увидел скульптор М.М. Антокольский, он назвал её – «абрамцевской богиней». И потом в переписке с Мамонтовым часто осведомлялся – «Как поживает абрамцевская богиня?»

В 1881 году Васнецов задумал написать свою «Алёнушку». Вся природа вокруг Абрамцева помогала ему в этом, а позировали деревенские девочки. Но что-то не удавалось в лице Алёнушки, ему казалось, что ни одна девочка никак не походила на сестрицу Иванушки. И вдруг художник понял, что у его Алёнушки должны быть глаза Верочки. Ей тогда было семь лет. Он заново переписал лицо своей героини, и на утро полотно было готово.

Все обитатели Абрамцева были в восторге. У Васнецова с детьми Мамонтова были особые тёплые отношения, и памятником этой дружбы стала построенная по его рисунку «Избушка на курьих ножках», которая до сих пор стоит в абрамцевском парке-музее. Здесь же в Абрамцеве была и постановка спектакля «Снегурочка» Островского, декорации к которой расписал Васнецов.

Верочка Мамонтова и картины ВаснецоваСнегурочка на картине Васнецова (1899 год)

Всё в них было настоящее – исконно русское: и Берендеев дворец, и изба Бобыля, и сама Берендеевка. А после новогодних праздников все дети долго вспоминали весёлого шутника Деда-Мороза, которого играл сам Виктор Михайлович. А потом с этими же декорациями на сцене Частной оперы Мамонтова зазвучала опера Римского-Корсакова «Снегурочка». Это было выдающимся событием в театральной жизни России.

Творческие создания В.М. Васнецова были великолепны и встречались с восторгом. Своим талантом художника он раскрывал основы русского национального характера. Васнецов был убеждён, что русская душа полностью воплотилась в былинах, сказках и песнях, а из народного творчества можно черпать бесконечно. «…Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух».

В начале мы говорили о красоте, так вот красота для В.М. Васнецова была неотделима от идеи русского характера. Если посмотреть на женские образы Васнецова, то можно увидеть, что художник в изображении их шёл от народного понимания красоты – вспомните слова из русских былин – «писаная красавица, румянец во всю щёку, величавость, нежность, выступает будто пава».

О силе красоты, о воздействии её на человека мы можем узнать из русских народных сказок, где мужественные герои совершают подвиги, добиваясь руки и сердца красавицы.

Верочка Мамонтова и картины ВаснецоваВалентин Серов. «Девочка с персиками». 1887 год

Веру Саввичну Мамонтову Васнецов хотел написать давно, но её уже прославил Валентин Серов, написавший «Девочку с персиками» в 1887 году, когда Верочке было 12 лет, и был шумный успех. Эту картину купил Третьяков для своей галереи. Васнецов написал Верочку, но позже, когда она уже стала невестой.

Он пишет девушку в саду – в руке у неё ветка винограда, а в волосах маленькая скромная ромашка. Теперь она уже не та Верочка-резвушка, какой её видел В.Серов, она – абрамцевская богиня. Наверное, когда Васнецов создавал её портрет, он думал о ненаписанных портретах сказочных царевен. Перед нами прекрасная и загадочная девушка, озарённая чудным светом.

В жизни Верочка была счастлива, у неё был удачный брак, но жизнь оказалась слишком короткой. Она простудилась и умерла в 32 года. Но на полотнах великих русских художников В.М. Васнецова и В.А. Серова ей уготована вечная жизнь.

Верочка Мамонтова и картины ВаснецоваВиктор Васнецов. «Царевны тёмного царства». 1884 год

Верочка Мамонтова и картины ВаснецоваВиктор Васнецов. «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали». 1896 год

Верочка Мамонтова и картины ВаснецоваВиктор Васнецов. «Алёнушка». 1881 год

Читайте также

izuminki.com

Маленькая Вера. 7 документальных историй о героине "Девочки с персиками": vakin

Её не стало очень рано — в 32 года, а все, кто хоть чуть-чуть знаком с русской живописью, навсегда запомнили её двенадцатилетней. Такой, какой её написал Валентин Серов в «Девочке с персиками». Но, кроме Серова, Веру Мамонтову писали Виктор Васнецов, Николай Кузнецов, Михаил Врубель. Шутили, что это «счастливая для художников девочка». Но была ли счастливой выпавшая Вере судьба?

Веруша – дочь знаменитого мецената Саввы Мамонтова

Она была любимой и долгожданной дочкой железнодорожного магната, известнейшего промышленника и предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны. До Веры у них уже родилось трое сыновей и, по семейной легенде, после третьих родов, когда стало ясно, что «опять мальчик!», Елизавета Григорьевна пообещала мужу: «Но следующей непременно будет девочка!» Так и случилось. После трёх мальчиков в семействе Мамонтовых родились еще две дочери — Вера и Александра.

И Верой её назвали неслучайно.Имена своим детям Мамонтовы подбирали с умыслом: первые их буквы должны были последовательно составить имя САВВА: Сергей — Андрей — Всеволод — Вера — Александра. Конечно, можно, иронизируя, сказать, что так проявляла себя мамонтовская фанаберия, типично купеческая тщеславная блажь. Но ближе к истине другой ответ: Елизавета Григорьевна просто очень любила своего неординарного мужа.

А еще Елизавета Мамонтова была по-настоящему, без лицемерия и ханжества, религиозна. Валентин Серов писал своей невесте Ольге Трубниковой: «Здесь, у Мамонтовых много молятся и постятся, т. е. Елизавета Григорьевна и дети с нею. Не понимаю я этого, я не осуждаю, не имею права осуждать религиозность и Елизавету Гр<игорьевну> потому, что слишком уважаю её — я только не понимаю всех этих обрядов. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков и т. д.), совестно становится. Не умею молиться, да и невозможно, когда о Боге нет абсолютно никакого представления».

Но для Елизаветы Григорьевны то, что вызывало неприятие её любимца Антоши Серова, было исполнено глубокого смысла. Имя «Вера» для матери Веруши связывалось с важнейшей христианской добродетелью: вера была важнейшей составляющей её духовной жизни. Такой же определяюще важной, как потом будет и для мужа Веры Александра Самарина, будущего обер-прокурора Священного Синода. Но об этом — в одной из следующих историй.

Савва Мамонтов с дочерьми Верой (на фото справа) и Александрой.

Елизавета Григорьевна Мамонтова с дочерью Верой.

Портреты родителей Веры Мамонтовой — Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны, написанные Ильёй Репиным:

Илья Ефимович Репин. Портрет С. И. Мамонтова

Илья Ефимович Репин. Портрет Е. Г. Мамонтовой

Андрей, Шура и Вера Мамонтовы. 1883−1884.

Вера Мамонтова. Абрамцево. 1890-е.

«Девочке с персиками» досталось чудесное детство

В доме Мамонтовых на Садово-Спасской, известном всей просвещённой Москве, и особенно в их подмосковной усадьбе Абрамцево царила атмосфера творчества, радости, взаимной приязни и любви. Туда приезжали лучшие люди своего времени: художники, скульпторы, литераторы, музыканты. Домашние спектакли, прятки и салки, игра в городки — обычные и особые, «литературные», казаки-разбойники, в которых наравне с детьми участвует художник Репин, и свой собственный детский лодочный «флот» на речке Воря, руководимый художником Поленовым, конные прогулки, увлекательные творческие занятия — резьба по дереву, акварель, керамика… Так что легко объяснимы сетования Серова о позировании ему Веруши «Измучил её, бедную, до смерти» — девочке не терпелось бежать заниматься чем-то поинтереснее. И всё же почти полтора месяца Вера послушно сидела за столом абрамцевской гостиной. Такой была цена шедевра.

Лет за десять до этого знакового для русского искусства момента Абрамцево посетил постаревший Иван Тургенев. В имении он бывал еще задолго до того, как его купили Мамонтовы. Тургенев, как и Гоголь, был желанным гостем у прежнего владельца, писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Теперь автор «Записок охотника» осматривал обновлённую усилиями Мамонтовых усадьбу и с ностальгией вспоминал, как здесь раньше охотились, ходили за грибами, удили рыбу. Тургенев смешно рассказывал, что Аксаков педантично фиксировал в дневнике: в 1817-м на охоте сделано 1858 выстрелов, убито 863 единицы дичи, а в 1819-м — столько-то… Раз на рыбалке Тургенев неимоверно огорчил Аксакова, гордившегося своей книгой «Записки об ужении рыбы», тем, что пока рыбак-теоретик и хозяин усадьбы выловил только ёршика и плотву, Тургеневу посчастливилось извлечь щуку в полтора аршина. За этими весёлыми разговорами и состоялось знакомство живого классика с младшей Мамонтовой. В беллетристическом изложении Владислава Бахревского оно выглядит так:

«Пришли в красную гостиную, сели.Раскрасневшаяся, сдувая лезущую в лицо прядь волос, вбежала краснощекая, сияющая глазками Веруша.— Ах, какой ангел! — воскликнул Иван Сергеевич и протянул руки, приглашая девочку к себе.Бесстрашная Веруша, не колеблясь, бросилась в объятия великана с белой головой, устроилась на коленях.— Ей три с половиной? — спросил Тургенев.— В октябре будет три.— Значит, я не совсем еще стар. Если человек не разучился понимать, сколько лет детям, он годен для жизни.— Веруша очень резвая. Она выглядит старше своих лет, — согласилась Елизавета Григорьевна…»

Нет сомнений, что обаятельная Вера Мамонтова с самого рождения была всеобщей любимицей. Об этом же говорят и воспоминания, и письма многочисленных друзей семьи. Однажды Савва Иванович отправил семейное фото близкому другу, скульптору Марку Антокольскому. Ответное письмо Антокольского — восторженно:

«Фотография ваша до того прелестна, что радуешься и смеёшься с вами вместе. Дай же Бог вам всегда радоваться и смеяться. Абрамцевская богиня прелесть, прелесть! Расцелуйте её, пожалуйста, от меня. Одним словом, про всё я повторяю: „прелесть, прелесть!“ И это совершеннейшая правда».

«Абрамцевской богиней» и «прелестью», как нетрудно догадаться, Марк Матвеевич называет Веру.

Вера Мамонтова в кресле позирует художнику Николаю Кузнецову. Фото. 1880-е.

Вера Мамонтова, одетая в костюм библейского Иосифа для участия в домашнем спектакле. 1880-е.

Пасхальный стол в семье Мамонтовых. 1888 год. За столом — Вера со старшими братьями.

Живая картина «Русская пляска». Вера с двоюродным братом Иваном Мамонтовым. 1895-й год.

Вера и Всеволод Мамонтовы на лошадях в Абрамцеве.

А дома «абрамцевскую богиню» именовали куда как проще - Яшкой

В мемуарах об абрамцевском кружке часто можно встретить слова «Яшкина избушка» или «Яшкин дом». То Илью Репина с семьёй в эту «избушку на курьих ножках» хозяева Абрамцева на лето поселят, то братьев Васнецовых. Старший, Виктор, признавался, что нигде ему еще не работалось так спокойно и хорошо, как тут, а младший, Аполлинарий, даже вписал «Яшкину избушку» в свой пейзаж.

Что ж это за название такое? Узнать помогает Абрамцевская летопись — журнал, где записывали всё самое важное: над чем работали, во что играли, чем были заняты и кто приезжал в гости. В начале мая 1877 года рукой Саввы Мамонтова сделана запись: «Построена отдельная дача под названием „Яшкин дом“. Название это дано потому, потому что маленькая Верушка называла этот домик своим, а так как её прозвище было „Яшка“, то и домик назвали Яшкин».

Биограф Мамонтова Бахревский поясняет происхождение прозвища: «Маленькая Веруша с детства много якала». Что ж, возможно, и так — для всеобщей любимицы в том не было бы ничего из ряда вон выходящего. Но у Мамонтовых, как и во многих семьях, это было обычное дело, всем детям давались ласковые прозвища: Андрея звали Дрюшей, Всеволода — Вокой, Веру — Яшкой, младшую Александру — Шуренкой-Муренкой. Похоже, для Мамонтовых это и был тот самый «повседневный обмен скрытыми от других семейными шутками, которые составляют тайный шифр счастливых семей», как много позже замечательно сформулирует Владимир Набоков в «Других берегах».

Аполлинарий Михайлович Васнецов. Яшкин дом

Для Веры Валентин Серов не был мэтром – он был просто старший товарищ

Их и разделяло-то всего какое-то десятилетие: когда писалась «Девочка с персиками», Веруше было 12, Серову — 22. Десятилетним мальчиком Серов впервые появился в Абрамцеве, Вера в то время только-только появилась на свет. Он был сверстник её любимых братьев, с детства подолгу жил у Мамонтовых, участвовал во многих абрамцевских «творческих безобразиях». Он был в мамонтовской семье совершенно свой.

Всеволод, старший брат Веры, вспоминал о Валентине Серове: «Трогательно дружил он с моими сёстрами, которые были много моложе его, и при этом удивительно добродушно переносил всяческие их проказы… На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская „Девочка с персиками“, один из перлов русской портретной живописи. Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему. Двенадцатилетнюю жизнерадостную, бойкую девочку в летний погожий день так тянет на волю, побегать, пошалить. А тут сиди в комнате за столом, да еще поменьше шевелись. Эта работа Серова потребовала много сеансов, пришлось сестре долго позировать для неё. Да Антон и сам признавал медленность своей работы, очень этим мучился и впоследствии говорил сестре, что он её неоплатный должник».

Всеволод и Вера Мамонтовы. Фотографии 1880-х годов.

Валентин Александрович Серов. Автопортрет

Валентин Александрович Серов. Портрет Всеволода Саввича Мамонтова. Этюд

Валентин Серов (крайний слева) в кабинете московского дома Мамонтовых. За фортепиано — художник Илья Остроухов. Стоят: племянники Саввы Мамонтова и его сын Сергей. Фото 1880-х гг.

Васнецов подарил на свадьбу жениху Веры её портрет

С особенной нежностью к Вере относился художник старшего поколения Виктор Васнецов. Он увидел её совсем иначе, чем юный Серов. Увлечённый русской стариной Васнецов написал Веру Мамонтову в образе боярышни. И эта расшитая золотом душегрея, и «парчовая на маковке кичка» удивительно шли черноглазой, серьёзной, с густыми собольими бровями и унаследованным от матери легендарным румянцем Веруше, дочке потомственного купца Саввы Мамонтова. А еще Васнецов взял с Веры шуточное обещание, что она непременно выйдет замуж за русского. На свадьбу жениху Веры Александру Самарину (который пожеланиям Васнецова удовлетворял вполне, поскольку происходил из древних столбовых дворян) художник преподнёс другой портрет Веры — «Девушку с кленовой веткой». Она изображена на нём в том же простом и милом платье жемчужного цвета, в котором будет венчаться с Самариным. «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию», — с восхищением и горечью скажет о Вере уже после её скоропостижной смерти Васнецов.

Виктор Михайлович Васнецов. Портрет Веры Саввишны Мамонтовой

Виктор Михайлович Васнецов. Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой)

Мастерская в Абрамцеве. На стене — портрет Веры Мамонтовой работы Васнецова. Под стеклом — её наряд.Источник фото: anashina.com

Конечно, васнецовские портреты Веруши не сравнятся по известности с «Девочкой с персиками» Серова. Но есть и у Васнецова вполне хрестоматийная картина, навеянная образом Веры Мамонтовой — «Алёнушка». Непосредственной моделью для неё послужила другая девушка, бедная сирота из соседней с Абрамцевым деревушки, однако источником вдохновения стала именно Вера. Васнецов писал:

«Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя „Алёнушка“ натурно-жанровая вещь!Не знаю!Может быть.Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку“. Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь Божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют её!»

Виктор Михайлович Васнецов. Аленушка1881, 173×121 см

Семейная жизнь Веры была счастливой, хотя, увы, недолгой

Да и сам брачный союз между Верой Саввишной Мамонтовой и Александром Дмитриевичем Самариным стал возможен далеко не сразу.

В середине 1890-х годов Вера Мамонтова занималась общественной работой в школах и приютах, наследуя в этом свою мать Елизавету Григорьевну, много сделавшую, чтобы в соседних с Абрамцевым селах Ахтырка и Хотьково появились школы, действовал лазарет и ремесленные мастерские, помогающие трудоустраивать крестьянских детей после окончания школы. Выросшая среди людей искусства Вера посещала в Москве лекции по истории, литературе. Там она познакомилась с Софьей Самариной, племянницей славянофила Юрия Самарина и представительницей дворянского рода, находящегося в родстве с Волконскими, Трубецкими, Голицыными, Ермоловыми, Оболенскими, поэтом Жуковским.

Софья и Вера близко сошлись, и Мамонтова стала бывать у подруги в доме. Там и случилась встреча с Александром, братом Софьи. Обаятельная Вера пленила старшего её на 7 лет Александра Дмитриевича сразу и навсегда. Он просил у своих родителей благословения на брак с Верой Саввишной, но каждый раз получал категорический отказ. Обладатели древней дворянской фамилии и обширных земельных наделов не желали даже слышать о том, чтобы породниться с купцами Мамонтовыми. Это для русских художников Веруша была Вдохновением и «прелестью» — а для старших Самариных она оставалась дочкой сомнительного «миллионщика». «Жениться на купчихе — значит разбавить голубую древнюю кровь дворян чересчур густой, чересчур красной», образно объясняет возникшее отторжение Бахревский. А тут еще для Мамонтовых началась полоса серьёзных испытаний: ушел из семьи, увлекшись солисткой своей Частной оперы Татьяной Любатович, Савва Иванович, а в 1900-м году он был обвинен в растрате, арестован, потерял значительную часть состояния. Скандалы были публичными, детально освещались в прессе. Самарины отталкивали Веру Мамонтову, не хотели слышать о ней.

Так, в состоянии полной и болезненной неопределённости минуло несколько лет. Чувства Веры и Александра Дмитриевича не умерли и не ослабели. И в 1901-м году Самарин решается опять попытаться получить у 70-летнего отца позволения жениться на Вере. Отец отказал и на сей раз. По-видимому, разговор был настолько тяжёл, что после него старшего Самарина разбил удар, и вскоре его не стало. Прошло больше года после его кончины, когда мать Самарина Варвара Петровна, наконец, сдалась и благословила сына на брак.

26 января 1903 года Вера Мамонтова и Александр Самарин отправились под венец. Один за другим в их семье родились трое детей: Юра, Лиза и Серёжа. Но брак, построенный на глубоком взаимном уважении и любви, пережившей многолетние испытания, продлился меньше пяти лет. Его оборвала внезапная смерть Веры 27 декабря 1907 года. Молодая женщина сгорела за три дня от скоротечной пневмонии.

Александр Самарин пережил любимую ровно на четверть века и больше никогда не был женат. Он остался в русской истории как самостоятельная величина, не просто «муж девочки с персиками». С 1908 года Самарин был московским губернским предводителем дворянства, с 1915 — обер-прокурором Святейшего Синода и членом Государственного совета. Глубоко верующий, прекрасно разбирающийся в церковной истории и при этом бескомпромиссно смелый человек, Самарин резко выступал против Распутина, чем навлёк на себя немилость царской семьи. После отставки с поста обер-прокурора был главноуполномоченным Российского Красного Креста, председателем Московского епархиального съезда. Александра Самарина не раз выдвигали на те позиции в иерархии Русской церкви, которые до него не могли занимать миряне — только духовные лица; случай редчайший. В 1919-м был арестован Советами и приговорён к расстрелу, но позже приговор был отменён. В 1925-м — вновь арест и ссылка на три года в Якутию. В 1931-м — снова арест. По воспоминаниям отбывавших ссылку вместе с мужем Веры Саввишны, и там он оставался верным своим монархическим и религиозным убеждениям, много работал — преподавал докторам немецкий язык, занимался книгой по якутской грамматике.

Заботы по воспитанию осиротевших детей Веры взяла на себя её младшая сестра Александра.

Александр Дмитриевич и Вера Саввишна Самарины.

Вера Мамонтова. Начало 1900-х.

Вера Саввишна Самарина с сыном Юрием. 1904 г.

Панихида по Вере Саввишне, отслуженная в абрамцевской Церкви Спаса Нерукотоврного. 1908 год.

Савва Мамонтов (в центре) с внуками Серёжей, Лизой и Юрой (детьми Веры). 1910. Крайняя слева — Александра Мамонтова, младшая сестра Веры, посвятившая себя воспитанию маленьких племянников.

Александр Самарин с дочерью Елизаветой.

Лиза и Юра Самарины (дети Веры) и Наташа Поленова (дочка художника).

Дочь и муж Веры Самариной (Мамонтовой) в якутской ссылке. Конец 1920-х.

Для Врубеля Вера Мамонтова осталась Тамарой и Тайной

Должно быть, постфактум, когда «абрамцевская богиня» ушла, кто-то вспомнил о плохой примете. Ведь задолго до своей физической смерти Вера уже «умирала» на рисунке Михаила Врубеля «Тамара в гробу», выполненном выразительной и зловещей чёрной акварелью.

Дети Саввы Мамонтова, с которыми Врубель приятельствовал, нередко служили ему моделями. Он дружил с рано умершим Андреем Мамонтовым, тоже художником и начинающим архитектором. У другого Вериного брата, Всеволода, художник заимствовал многие черты для Демона и лермонтовского Казбича, с самой Веры писал Тамару.

А Вера, поддразнивая, звала своего приятеля Врубеля «Монелли». На римском диалекте это означает «малыш, воробушек» (Wróbel по-польски — воробей). Некоторые находили такое перелицовывание фамилии весьма обидным. Но ведь известно, что Врубель, очень своенравный, не обладавший покладистым характером и безапелляционно резкий в суждениях, писал только тех, к кому испытывал симпатию.

Пожалуй, лучше всего отношения Врубеля к Вере и саму абрамцевскую атмосферу — атмосферу «теплоты сплачивающей тайны», счастливого творческого заговорщичества, без которого не возникло бы ни «Алёнушки», ни «Девочки с персиками», ни врубелевских шедевров — передаёт история, записанная сыном профессора Адриана Прахова Николаем. Однажды, гостя в Абрамцеве, Врубель опоздал к вечернему чаю. Он неожиданно появился в столовой «в тот момент, когда Верушка сказала что-то шепотом сидевшей с ней рядом моей сестре… Михаил Александрович воскликнул: «Говорите все шепотом! Говорите шепотом! — я только что задумал одну вещь. Она будет называться — «Тайна»». Мы все стали дурачиться, шептать что-нибудь соседу или соседке. Даже всегда тихая и спокойная «тетя Лиза» (мать Веры Елизавета Григорьевна — ред.) улыбнулась, глядя на нас, и сама спросила шепотом у Врубеля: «Хотите еще чашку чая?»Через день Михаил Александрович принес к вечернему чаю женскую головку, обвитую священной египетской змеей Уреей.— Вот моя «Тайна», — сказал Врубель.— Нет, — возразили ему, — это «Египтянка»…

Михаил Александрович Врубель. Египтянка

Михаил Александрович Врубель. Свидание Тамары и Демона

Михаил Александрович Врубель. Тамара в гробу

Автор Анна ВчерашняяИсточник - Артхив

vakin.livejournal.com

Девушка с кленовой веткой васнецов — Портрет девушки — 22 ответа



Девушка с кленовой веткой васнецов

В разделе Живопись, Графика на вопрос Портрет девушки заданный автором Бобр лучший ответ это «Девочка с персиками» — картина русского живописца Валентина Серова, написана в 1887 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее.Картина написана в усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова Абрамцево. На портрете изображена двенадцатилетняя Веруша Мамонтова. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно синим бантом; на столе нож и персики.Валентин Серов так отзывался о работе над этой картиной:Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров.Изображённая на картине Вера Мамонтова (20 октября 1875 – 27 декабря 1907) - дочь Саввы Ивановича Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны.В 1896 году (когда Вере шёл 21 год) Виктор Михайлович Васнецов написал ещё один её портрет - «Девушка с кленовой веткой» .Эта работа в вопросе.В ноябре 1903 года в Москве вышла замуж за А. Д. Самарина. После свадебного путешествия в Италию молодые поселились в своём доме в городе Богородске. В браке родились трое детей: два сына и дочь.Через пять лет после свадьбы, в конце декабря 1907 года в возрасте 32 лет заболела пневмонией и через три дня умерла. Похоронена в Абрамцеве около церкви Спаса Нерукотворного.Вера Саввишна Самарина (урожд. Мамонтова) в поездке на пароходе по Волге. Июнь 1902 годаПервоисточник ссылка

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Портрет девушки

Ответ от Џна Иванова[гуру]«Девушка с кленовой веткой» . Виктор Михайлович Васнецов «Девочка с персиками» — картина русского живописца Валентина Серова. Изображённая на картине Вера Мамонтова

Ответ от Varduhi Voskanyan[гуру]Девочка с персиками

Ответ от Ёергей Черный[гуру]по верхней фотке могу сказать: девушка была с тараканами в голове, хотя в те времена такие тараканы были не так заметны

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта