"Песня про купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова. Историческая эпоха. Продолжение
Эпоха "Песни про купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова
М.Ю.Лермонтов в 1830-м году пишет в своём дневнике: "Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях. В них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности".
Эпическая поэма Лермонтова, по духу близкая былинному эпосу, переносит нас в далекий XVI век, время царствования Ивана Грозного, время опричнины.
Неврев Н.В.* Опричники, 1904. Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана
Васнецов А.М*. Опричники
Картина "Царь Иван Васильевич Грозный" была написана художником вскоре после окончания работы во Владимирском соборе в Киеве. По словам Васнецова, образ Ивана Грозного завладел им еще в 1878 году, когда он переехал в Москву. "Не знаю отчего, – рассказывал он, – но при осмотрах памятников старины, которой мы, художники, поселясь в древней столице интересовались, перед нами всегда вставала тень Ивана Грозного. Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного. В узких лестничных переходах и коридорах храма Василия Блаженного слыхал поступь его шагов, удары посоха, его властный гoлoc".
Царь Иван Васильевич Грозный Художник В.М.Васнецов*. 1897 г., холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник опирался в своей характеристике царя на суждения о нем современников и на психологический портрет Ивана Грозного историка Василия Ключевского. Им убедительно представлен крупный характер, сильная личность, что соответствовало как правде истории, так и поэтическим преданиям о грозном царе.
На портрете, слева, художник изобразил окно в царских палатах, из узкого закругленного проема которого видна слободская улица Москвы с шатровой колоколенкой и островерхими крышами деревянных домов. Эмоционально-лирическая нота, звучащая в этом пейзаже, оживляет общее гнетущее настроение картины. "Окно в реальный мир" переносит наше воображение в точно обозначенное историческое время, служит дополнительным фактором для его характеристики.
Н. М. Карамзин в "Истории государства Российского" писал об Иване Грозном, что он "имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать пред ним на колена, и жестоко наказывал бедных царедворцев, которые смели лучше державного играть в шашки или карты…"(Карамзин Н. М. История Государства Российского. В 12 т. Т. 9. – М.: Наука, 1997). подробнее о картине >>
*Неврев Николай Васильевич (1830 – 1904) – русский исторический и жанровый живописец, один из ярких представителей Товарищества передвижных художественных выставок. На картине "Опричники" запечатлены события, предшествующие убийству боярина Ивана Петровича Федорова-Челяднина
*Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 –1933) – русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова.Начало работы А.М.Васнецова над старой Москвой относится к 1891 году, когда художник выполнял иллюстрации к "Песне о купце Калашникове" для юбилейного издания сочинений М. Ю. Лермонтова. Нужно было дать несколько рисунков на темы "Москва в XVI веке. Вид на Кремль из Замоскворечья", "Возвращение Иоанна Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем" и "Красная площадь" .Васнецов отнесся к этому заданию с исключительной добросовестностью. Ему пришлось основательно заняться историей и археологией Москвы, изучить планы старого города. С альбомом в руках собирал художник нужный ему графический материал по библиотекам и музеям.
*Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926) – русский художник и архитектор, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты. Старший брат художника Аполлинария Васнецова.
(вернуться в начало страницы)
literatura5.narod.ru
"Песня про купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова. Историческая эпоха
М.Ю.Лермонтов в 1830-м году пишет в своём дневнике: "Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях. В них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности".
Эпическая поэма Лермонтова, по духу близкая былинному эпосу, переносит нас в далекий XVI век, время царствования Ивана Грозного, время опричнины.
Аполлинарий Михайлович Васнецов* Москва при Иване Грозном. Красная площадь, 1902
Аполлинарий Михайлович ВаснецовМосковский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII в.), 1912
В XVI веке в ступенчатых пристройках над рвом помещался московский застенок – место заключения и пыток людей. Из ворот застенка палач вытаскивает трупы людей, не выдержавших истязаний. Родственники стоят, охваченные отчаянием и страхом, узнавая или боясь узнать среди замученных своего близкого, которого им отдадут тюремщики для захоронения. Все это происходит тогда, когда ранний луч солнца чудесно золотит верх башни и нежно розовеют утренние облака. Тем самым художник как бы противопоставляет красоту и умиротворение в природе трагическому действию, человеческой жестокости на земле.
Аполлинарий Михайлович ВаснецовСтарая Москва. Разъезд после кулачного боя. (Возвращение Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем)
*Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856 –1933) – русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова.Начало работы А.М.Васнецова над старой Москвой относится к 1891 году, когда художник выполнял иллюстрации к "Песне о купце Калашникове" для юбилейного издания сочинений М. Ю. Лермонтова. Нужно было дать несколько рисунков на темы "Москва в XVI веке. Вид на Кремль из Замоскворечья", "Возвращение Иоанна Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем" и "Красная площадь" .Васнецов отнесся к этому заданию с исключительной добросовестностью. Ему пришлось основательно заняться историей и археологией Москвы, изучить планы старого города. С альбомом в руках собирал художник нужный ему графический материал по библиотекам и музеям.
literatura5.narod.ru
И. Я. Билибин (1876 - 1942). Иллюстрации к "Песне про... купца Калашникова" (1938-39)
Картинки кликабельны. Если пройти по ссылке и нажать на All sizes над изображением, а затем на Original, то можно увидеть совсем большущую картинку в отличном качестве.