Алёнушка (картина). Картина васнецова аленушка как называлась раньше


Алёнушка (картина, Васнецов, 1881) Википедия

Год Илл. Название Размер, техника Местонахождение Примечание
1880 Эскиз «Аленушки».jpg Аленушка

(эскиз)

Холст, масло.

26,3х19,5

ГТГ Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11040.
1881 Viktor Vasnetsov - Аленушка - Google Art Project.jpg
Аленушка Холст, масло.

173х121

ГТГ Итоговая картина.

Слева внизу подпись: В. Васнецовъ Моск. 1881. 20 ф.

Приобретена Советом галереи в 1900 г. у В. В. фон Мекка.

Инв. 1010[3].

Аленушка. 1881 (этюд 2).jpg Аленушка

(этюд)

Холст, масло.

28х19

ГТГ Надпись пером: На память уважаемой Наталье Васильевне Феофановой от В. М. Васнецова 1883 апреля 20
Этюд сидящей девочки.jpg
Аленушка

(этюд)

Холст, масло.

43х33

ГТГ Справа внизу надпись пером: Уважаемой Елене Петровне Венiаминовой В. Васнецовъ 1881 года.

Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11039.

Akenushka (Abramtsevo museum).jpg Аленушка Холст, масло.

68х48

Музей-заповедник Абрамцево[4] Слева внизу: В.Васнецовъ.

Авторское повторение.

1880 Пруд в Ахтырке.jpg
Пруд в Ахтырке.

Этюд берега с осокой

Холст, масло.

34х22

ГТГ Справа внизу подпись: В. Вас…

Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв. 11043

Пруд в Ахтырке

(этюд)

Холст, масло.

46,1х32

ГТГ Справа внизу подпись: В. Васнецовъ.

Поступил в 1925 году от Народного комиссариата иностранных дел (ранее собрание П. И. и В. А. Харитоненко). Инв. 5852[5].

Осока.jpg Осока

(этюд)

Холст на картоне, масло.

48,4х33,5

ГТГ Приобретена в 1941 году у Н.А. Соколова. Инв. 26602.
U opushki. Akhtyrka.jpg
У опушки. Ахтырка

(этюд)

Холст, масло.

30,5х18,5

ГТГ Справа внизу подпись: В. Васнецовъ

Поступила в ГТГ в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова.

1880 Prud v Akhtyrke by Vasnetsov (1881, Dom-muzei).jpg Пруд в Ахтырке Холст на картоне, масло.

32х23,4

Собрание В. В. Васнецова, Москва (на 1961 год).

Дом-музей В.М. Васнецова

Аленушкин пруд ( Пруд в Ахтырке ).jpg
Пруд

(этюд)

Холст, масло.

49х33,2

Музей-заповедник Абрамцево На обороте чернилами: В. М. Васнецовъ 1880. Аленушкинъ прудъ
Этюд Холст, масло.

32х22

Национальный художественный музей Республики Беларусь (Минск)
1880 Осина на пруду

(этюд)

Холст, масло.

32х33

Дом-музей В. М. Васнецова
1881 Осина (Абрамцево) Холст, масло.

42х28

неизвестно Был в собрании семьи художника
Деревья (береза и ель), Абрамцево Холст на картоне, масло.

34,3х23,8

Дом-музей В. М. Васнецова На обороте надпись: Этюд работы моего отца В. М. Васнецова 1881 г. написанный в с. Абрамцеве. А. Васнецов
Деревья у пруда Холст на картоне, масло.

43х29

Музей-заповедник Абрамцево Слева внизу подпись: В. Васнецовъ 1881.

Был в собрании Б. В. Крылова, Москва..

Опушка елового леса.jpg Опушка елового леса Холст на картоне, масло.

48,5х32,5

ГТГ Собрание Г.В Ерозолимского, Москва (на 1961 год).

Приобретена в 1962 году у А.В. Васильева. Ж-307

2 наброска композиции картины Бумага, графитный карандаш.

8,7х13,8

Дом-музей В. М. Васнецова
Женская склонившая головка в позе Аленушки

(набросок)

Бумага, графитный карандаш. ГТГ Альбом № 10399, л. 14 об. На том же листе: набросок спины и руки в профиль
Девушка в позе Аленушки

(набросок)

Бумага, графитный карандаш. ГТГ Там же, л. 16
Наброски волос, шеи для головы Аленушки Бумага, графитный карандаш. ГТГ Там же, л. 12
Аленушка Бумага, перо, чернила, графитный карандаш. 19,8х13,7 Музей во Владивостоке Реплика итоговой картины.

Подпись слева внизу: В. Васнецовъ.

Была в Цветковской галерее, в ГТГ

Аленушка. Набросок склоненной головы Бумага, графитный карандаш.

9,5х14,5

Дом-музей В. М. Васнецова

wikiredia.ru

Алёнушка (картина) - это... Что такое Алёнушка (картина)?

«Алёнушка» — картина Виктора Васнецова, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее.

История

За основу взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось много этюдов этого времени.

  • Пруд в Ахтырке, 1880 год

  • Алёнушкин пруд (Пруд в Ахтырке), 1880 год

Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку.

Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы. Сам Васнецов так отзывался о своей картине:
« «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё. »

Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот (по-другим сведениям, юродивых)[1].

  • Эскиз «Алёнушки», 1880 год

  • Этюд сидящей девочки, 1881 год

  • Этюд сидящей девочки, 1881 год

  • Обложка 1 тома лит. приложений «Нивы» 1914 года. Пишущая девушка в кокошнике («Алёнушка») и её брат («Иванушка») в библиотеке

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Почему «Аленушка» Васнецова первоначально называлась «дурочкой»

Сказочное и реальное в знаменитой картине… Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией…

Художник преследовал иную цель — не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.

Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» — его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева — имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых — возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.

Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа.

Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой — той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.

Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».

Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот.

Вспомним сказку — после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой.

Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.

Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини.

При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным — это узнаваемая природа средней полосы России.

Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы.

Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано — психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.

Созданию картины предшествовало написание серии этюдов, сохранившихся до наших дней. По ним мы можем судить об эволюции творческого замысла художника.

О том, что на картине запечатлен вполне конкретный пейзаж, свидетельствуют работы «Аленушкин пруд» и «Пруд в Ахтырке», воссоздающие лес и пруд в окрестностях Ахтырки.

В конце XIX в., когда была написана картина, никто и заподозрить не мог, что случится вскоре со многими художниками, гостившими в усадьбе в Абрамцево, и как сложится судьба «девочки с персиками» — Веры Мамонтовой.

www.inpearls.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта